Новости крепость доростол

Форты Приспособление ЮНЕСКО Флот Александр Первый Петр Первый Котлин Точка Притяжения История Кронштадт Кронштадтская Крепость Всемирное наследие Кроншлот.

Форма обратной связи

  • В Брестской крепости представили нового директора мемориального комплекса
  • Оборона крепости Доростол 🤓 [Есть ответ]
  • Крепость Русборг начали строить в Липецкой области (фото, видео)
  • "…Победить и остаться в живых, либо умереть со славой": оборона Доростола в 971 году
  • Силы сторон

В «Омской крепости» установили модульный туалет со всеми удобствами

Ромеи перекопали рвами все дороги, везде была выставлена стража. К Иоанну почти ежедневно подходили подкрепления. Русы не были готовы к длительной осаде. Запасы продовольствия в Доростоле скоро истощились, и русам приходилось устраивать вылазки, чтобы добыть себе пищу. Скилица сообщает, что одну из таких вылазок в двадцатых числах июля возглавил сам Святослав. Темной ночью, под проливным дождем, 2000 русов сели в ладьи и отплыли из города. Беспрепятственно ограбив жителей прибрежных селений, они на обратном пути еще и перебили ромейскую обозную прислугу, которая привела к Дунаю коней на водопой. Разгневанный Цимисхий пригрозил начальнику флота смертью, если ладьи русов еще раз покажутся на Дунае. Осадные машины ромеев каждый день забрасывали город грудами камней. Мощные стены Доростола толщиной до 4,7 м без особого ущерба выдерживали удары метательных снарядов.

Но находившиеся на стенах русы терпели от них жестокий урон. Святослав решил уничтожить осадную технику врага. Эти машины охранял родственник императора, магистр Иоанн Куркуас. На бегу конь оступился в яму и сбросил магистра. Скифы увидели великолепное вооружение, прекрасно отделанные бляхи на конской сбруе и другие украшения — они были покрыты немалым слоем золота — и подумали, что это сам император. Тесно окружив магистра, они зверским образом изрубили его вместе с доспехами своими мечами и секирами, насадили голову на копье и стали потешаться над ромеями, крича, что они закололи их императора, как жертвенное животное»[371]. Русы собирались было поджечь осадные машины, но подоспевшие ромеи отстояли их. Ободренные этой победой, русы наутро это было 20 июля, по славянскому языческому календарю — Перунов день вышли из города и построились в боевой порядок. Ромеи «также выстроились в глубокую фалангу и двинулись им навстречу».

В этом бою русов возглавлял некий Икмор возможно, воевода таврических русов.

Так главные силы русов находились в Доростоле, а отряд под командованием Сфенкела был расположен в Преславе там же находился и болгарский царь Борис II. Бой у Преслава[ править править код ] На рассвете 13 апреля [7] византийское войско, построившись «густыми рядами», начало подходить к Преславу. Русы успели выстроиться в боевой порядок, прикрывшись большими щитами до пят, и сами бросились на греков. Бой был упорным без явного преимущества сторон, пока император не приказал гвардии «бессмертных» атаковать левый фланг русов.

Не выдержав напора бронированной конницы, русы отошли в крепость. На следующий день к грекам подошли осадные орудия, и они пошли на приступ Преслава. Греки подожгли его, выкуривая засевших там русов. Те вынуждены были выйти на открытое место, где греки окружили их и в упорной битве практически всех уничтожили. Однако, небольшой части войска под командованием воеводы Сфенкела удалось уйти к Доростолу где находился Святослав с основными силами.

После празднования Пасхи 17 апреля Иоанн Цимисхий двинулся к Доростолу, заняв по пути ряд болгарских городов, «которые отложились от русов и пристали к римлянам». Силы сторон[ править править код ] Лев Диакон утверждает [9] , что при переходе Балкан Цимисхий имел 15 тысяч гоплитов и 13 тысяч всадников, кроме того отборный отряд «бессмертных» и большой обоз с прочим войском, а у Святослава в походе в Болгарию было 60 тысяч человек. По его мнению под Доростолом у русов по-прежнему было 60 тысяч воинов. По сообщению [10] Скилицы Цимисхий захватил перевалы с отрядом в 5 тыс. По мнению Н.

Шефова [11] при Доростоле византийские войска составляли 40—45 тысяч человек, в том числе 15 тысяч конницы, а войска Святослава — около 20 тысяч человек. Венгерские и печенежские союзники, по-видимому, к этому времени покинули Святослава [8] и не успевали прийти к нему на помощь [3]. Это подтверждает сообщение Скилицы о том, что Святослав в Доростоле не надеялся «ни на какую помощь», что «собственная их страна находилась очень далеко, а соседние варварские народы, боясь ромеев, не соглашались помочь им» [10] и повесть временных лет : «А Руска земля далеча, а печенези с нами ратьни, а кто ны поможеть? Они уничтожили этот отряд, но и сами погибли. Русы ожидали основные силы византийцев на ближних подступах к Доростолу, «сомкнув щиты и копья, наподобие стены» см.

Боевой порядок византийского войска состоял из двух линий: в первой линии в центре стояла пехота, а по флангам конные латники, составлявшие два крыла; во второй линии построились непрерывно стреляющие лучники и пращники. В упорном бою русы отразили 12 атак византийцев. Вечером Цимихсий, собрав всю свою конницу, бросил её против истощенных русов, что вынудило их укрыться за стенами Доростола. Святослав приказал вытащить свои ладьи на берег, чтобы их не сжег враг. В тот же день Цимисхий подступил к городу, но русы не вышли в поле, а только со стен и из башен бросали в противника камни и метали стрелы.

Вскоре византийцы возвратились в лагерь. К вечеру дружина Святослава в конном строю выступила из города [14] , но Цимисхий не решился атаковать дружину Святослава, и она возвратилась в Доростол. Второй бой 26 апреля [ править править код ] 26 апреля произошёл второй бой под Доростолом. Войско Святослава вышло в поле и выстроилось в пешем строю в своих кольчужных бронях и шлемах, сомкнув длинные, до самых ног, щиты и выставив копья. Византийцы атаковали русов, после чего завязался упорный бой, в котором погиб воевода Сфенкел.

По сообщению византийского историка Кедрина , русы сохранили за собой поле боя и оставались там всю ночь с 26 на 27 апреля.

И даже не умели управлять лошадьми при помощи поводьев. Это преувеличение. Русские постоянно воевали со степняками, что было невозможно без сильной и хорошо подготовленной конницы. Поэтому можно говорить о том, что конная дружина у Святослава была, пусть и немногочисленная.

Битва долго имела неясный исход, «стена щитов» до самого вечера успешно отражала атаки византийской пехоты. Тогда Цимисхий повел в атаку панцирную кавалерию. Святослав отступил в Доростол, поле боя осталось за ромеями. На рассвете имперская армия подошла к городу и расположилась лагерем на холме. Цимисхий опасался вражеских атак и поэтому распорядился окружить расположение войск рвом и валом.

Напротив восточных ворот Доростола расположился стратопедарх Петр с воинами из Фракии и Македонии, у западных ворот стоял Варда Склир с войсками из восточных провинций. На следующее утро ромеи пошли на штурм. Русские удачно использовали стоявшие на городских стенах и башнях болгарские метательные машины, нанесли противнику большие потери и заставили отступить обратно в лагерь. Рассказ Льва Диакона о дальнейших событиях противоречив. Историк пишет о том, как русские вышли сражаться против ромеев в конном строю, хотя перед этим внушал читателям, что они этого не умеют делать.

Скилица просто констатирует сам факт появления русских всадников и ничего не пишет, что воины Святослава не умели сражаться в конном строю: «Вышли они, выстроившись в боевой порядок, и тогда в первый раз появились верхом на лошадях, в предшествующих же сражениях бились пешими» 7, 128. Вряд ли Святослав повел в конную атаку воинов, не умеющих ездить на лошадях, да и сам ход боя в изложении Скилицы об этом не свидетельствует. После продолжительного сражения панцирная кавалерия Империи отбросила русскую конницу обратно в город. В этот же день по Дунаю поднялись огненосные дромоны ромеев и корабли с продовольствием для сухопутной армии. Опасаясь греческого огня, Святослав распорядился вытащить ладьи на сушу.

Началась тесная блокада Доростола. Киевский князь не прятался за городскими укреплениями, он всё время пытался навязать Цимисхию свою тактику ведения войны. Вечером 26 апреля русская рать под командованием воеводы Сфенкела вышла из Доростола и выстроилась на равнине перед городом. Цимисхий вызов принял, покинул лагерь и развернул армию в боевые порядки. Битва свелась к лобовому столкновению и долго шла с переменным успехом, чаша весов клонилась то на одну, то на другую сторону.

Переломным моментом стала гибель Сфенкела, сражавшегося в первом ряду и погибшего в рукопашной схватке. После смерти воеводы русские стали медленно отступать к городу. Цимисхий попытался развить успех и бросил в бой катафрактариев, но русские закрылись большими щитами, отбили все атаки и ушли в Доростол. После этого Святослав на некоторое время отказался от полевых сражений. Однажды ночью русские выкопали вокруг города глубокий ров, чем сильно затруднили наступление ромеев на Доростол.

Время шло, в осажденном городе начались проблемы с продовольствием. С суши Доростол был плотно обложен сухопутной армией ромеев, путь по Дунаю перекрывали огненосные дромоны Империи. Но Святослава это не остановило. Князь дождался темной и безлунной ночи, когда бушевала непогода, лил дождь, сыпался град, гремел гром и сверкали молнии, посадил на ладьи 2000 воинов и отправился на вылазку. Незаметно пройдя мимо византийских кораблей, русские высадились на берег и разошлись по окрестностям в поисках продовольствия.

Дружинники наполнили ладьи зерном и направились обратно в Доростол. В это время обозники византийской армии пригнали к реке на выпас и водопой лошадей. Разведчики доложили об этом Святославу, князь принял решение атаковать противника.

Радюш — кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела археологии эпохи Великого переселения народов и раннего средневековья ИА РАН познакомил Губернатора Орловской области А.

Клычкова с находками, найденными за последние три года на месте Судбищенской битвы, Красном мосту и территории детинца Орловской крепости. Были представлены наконечники стрел, элементы доспехов, боевой топор русской армии XVI в.

Открылась выставка «Крепость на Ореховом острове. Страж. Тюрьма. Музей»

Цимисхий подавил мятеж в Малой Азии. Из азиатских провинций империи в Константинополь подходили новые войска. Под стенами ежедневно проводились военные учения. Армия Варды Склира вернулась во Фракию и Македонию. В Адрианополь, ставший тыловой базой армии, свозили оружие , хлеб, фураж и другие припасы. Снаряжали флот из 300 кораблей. На исходе марта Цимисхий провёл смотр флоту. Корабли должны были блокировать устье Дуная, отрезая ладейной флотилии русов пути отхода и не давая прибыть возможным подкреплениям противника. Святослав и Цимисхий. Художник П. Рыженко Штурм Преслава Весной 971 года басилевс Цимисхий во главе гвардии «бессмертные» торжественно выступил в поход из Константинополя.

В Адрианополе стояла уже вся армия. Греческий историк Лев Диакон писал, что в армии, кроме гвардейцев панцирная конница , было около 15 тыс. Также имелся большой обоз с осадными машинами и припасами. Византийский император опасался войны со Святославом Игоревичем. Он уже хорошо познакомился с «мужами крови, которые оружием побеждают врага». Византийский хронист передал слова императора, сказанные командирам перед началом кампании: «Счастье наше поставлено на лезвие бритвы». Поэтому византийцы сделали главную ставку на внезапность нападения. Иначе русы и болгары легко бы закрыли горные перевалы малыми силами, они были неприступны. Затем Святослав мог мобилизовать силы своих союзников, болгар, печенегов, вызвать новые полки из Руси. В итоге Византия снова бы столкнулась с масштабным вторжением «скифов», что вело к катастрофе.

В прямой схватке Второй Рим не имел шансов в борьбе с таким опытным, искусным и яростным полководцем, как Святослав. Поэтому Цимисхий приказал провести войска в Северную Болгарию «по ущельям и крутым теснинам». Византийский басилевс отмечал: «Если мы… неожиданно нападем на них, то, я думаю, — да поможет нам Бог!... Без предупреждения о разрыве перемирия большое византийское войско 10 апреля 971 года форсировало горы. Греки передовыми отрядами заняли перевалы, за ними последовали остальные войска. В городе находился болгарский царь Борис с семьей и дружина воеводы Сфенкела. Вместе с болгарскими воинами Преслав защищали около 7—8 тыс. Русских не смутило численное превосходство противника. Они смело вышли за стены и дали сражение ромеям. Русские и болгарские дружины построили «стену» фаланга , прикрылись большими щитами, и сами атаковали врага.

Сражение было ожесточенным и упорным. Греки смогли переломить ситуацию в свою пользу, только бросив во фланговую контратаку тяжеловооруженную конницу. Русам и болгарам пришлось отступить за стены. Началась короткая осада Преслава. Ромеи попытались с ходу взять крепость. Но защитники яростно отбивались, и византийцам пришлось отступить. На следующий день привезли осадные машины. Камнемёты обрушили на стены Преславы каменные глыбы, горшки с «греческим огнем». Защитники стали нести тяжелые потери. Греки возобновили атаки, но русы держались, отбрасывали врага.

Представленные на выставке предметы в ближайшее время будут переданы на фонды Орловского краеведческого музея, в котором создаются необходимые условия для их реставрации, консервации, изучения и хранения. Фото пресс-службы Губернатора Орловской области Навигация по записям.

В крепости пройдут три фестиваля исторической реконструкции — «Былинный остров», «Остров Буян» и двухдневный фестиваль «День крепости». Ранее «Петербургский дневник» рассказывал, как в нашем городе проходят экскурсии по рекам и каналам. Подробнее читайте здесь.

В IX веке захиревший город был возрожден как пограничная крепость Болгарского царства на Дунае. В 968 - 971 годах город оказался центром боевых действий между ромейской армией императора Иоанна Цимисхия и русской дружиной князя Святослава Игоревича. В 969 году русские захватили город, но через два года, после осады в апреле-июле 971 года, был отдан ромеям. После битвы при Доростоле город был переименован в Феодорополь в честь царствующей императрицы?

Болгарское правление было восстановлено в 976 году царём Самуилом. В 1001 году город возвратился в состав Ромейской империи и стал центром фемы Паристрион. В конце XI века ненадолго был захвачен печенегами , но в 1088 году отвоеван ромеями. В 1186 году город стал частью Второго Болгарского царства. В 1388 году город перешел под власть турок-османов. В начале XV века некоторое время находился под управлением валашского господаря Мирчи Старого , но в 1419 - 1420 году был вновь завоеван турками. В то же время город получил имя Силистрия или Силистра.

Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу

  • Лента новостей
  • Болгарский поход Святослава. Часть 2 : ckiffi4 — LiveJournal
  • Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
  • Please wait while your request is being verified...

Битва под Доростолом в 971 г.

Игоревичем вышло из осажденной византийцами болгарской крепости Доростол и, заперло ее ворота, чтобы не было возможности вернуться в крепость, и построилось «стеной». Знаменитая оборона Доростола – эпизод русско-византийской войны 970-971 гг. После серии сражений рядом с болгарской крепостью киевскому князю Святославу пришлось отступить на. В ходе борьбы за болгарскую крепость Доростол на Дунае византийцы блокировали действия флота Святослава при помощи огненосных кораблей. Новый туристический сезон открылся сегодня в крепости Орешек. В 972 г. Святослав захватил крепость Доростол на Дунае. Отреставрированная крепость стоит на этих землях с XII века.

Новое кладбище, застройка Омской крепости и лесные пожары. Омск сегодня

Святослав вывел воодушевлённых воинов за его стены, и атаки ромеев вновь успешно отражались одна за другой. Однако чаши весов качнула гибель одного из княжеских сподвижников по имени Икмор. Этот эпизод превосходно описан Львом Диаконом, под стать гомеровским эпосам: Тогда Анемас, один из телохранителей Государя, сын предводителя Критян, увидя храброго исполина Икмора, первого мужа и вождя Скифского войска после Святослава, с яростью стремящегося с отрядом отборных ратоборцев и побивающего множество Римлян, тогда, говорю, Анемас, воспалённый душевным мужеством, извлёк свой меч, при бедре висевший, сделал несколько скачков на коне в разные стороны и, кольнув его, пустился на сего великана, настиг и поразил его в выю — и отрубленная вместе с правою рукою голова поверглась на землю. При сём его падении, поднимается у Скифов ужасный крик, смешанный с воплем, а Римляне быстро на них нападают.

Они не выдержали сего напора и, чрезвычайно огорчённые бедствием своего полководца, закинули щиты на спину и начали отступать к городу: наши, преследуя их, побивали Обескураженные произошедшим русы поспешили отступить в крепость. Тот же византийский автор следом описывает заклание славянами пленных неприятелей, сотворённое ночью на погребальных кострах. Более того, Диакон живописует принесение в жертву грудных младенцев, утопленных воинами Святослава в водах Дуная.

Судя по всему, эти жестокие обряды действительно имели место. Безжалостная эпоха Средневековья не нуждается в лакировании. Русы и варяги под киевскими стягами были людьми своего времени и вдобавок язычниками.

Работы выдающегося отечественного историка Б. Рыбакова демонстрируют, что жертвоприношения детей бытовали на Руси в дохристианскую эпоху. Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году.

Художник Г. Созвав 21 июля военный совет, князь выслушал и предложения прорвать осаду с боем, и рекомендации начать с Цимисхием переговоры. Его окончательное решение выразилось в воодушевляющей речи, обращённой к соратникам.

Известен ряд её формулировок, однако современный исследователь военной риторики С. Зверев отказывает в доверии пересказу автором «Повести временных лет». Куда более аутентичной в данном случае считается версия того же Льва Диакона: Погибла слава, которая шествовала вслед за войском росов, легко побеждавшим соседние народы и без кровопролития порабощавшим целые страны, если мы теперь позорно отступим перед ромеями.

Итак, проникнемся мужеством, [которое завещали] нам предки, вспомним о том, что мощь росов до сих пор была несокрушимой, и будем ожесточённо сражаться за свою жизнь. Не пристало нам возвращаться на родину, спасаясь бегством; [мы должны] либо победить и остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги, [достойные] доблестных мужей! Утром следующего дня вся дружина Святослава вышла из Доростола, врата которого затворились — воинам было некуда отступать.

Яростная атака потеснила ромеев, но ввод в бой свежих кавалерийских сил позволил им удержаться. Цимисхий прибегнул к военной хитрости — сымитировав отступление части своих войск, он направил к тылам русов отряд военачальника Варды Склира.

Весной 971 г.

Во время схватки союзники покинули Святослава, и в итоге перевес сил оказался на стороне Византии. Армия Цимисхия блокировала русское войско в дунайской крепости Доростол. В июле 971 г.

Святослав попытался прорвать кольцо блокады, но был ранен в бою, и русам пришлось отступить и начать переговоры о мире. Мирный договор 971 г. При его заключении русы поклялись своим оружием и именем языческих богов Перуна и Волоса никогда больше не нападать на Византию и подчинённые ей территории в Херсонесе и Болгарии.

В крепости Орешек стартовал новый туристический сезон — видео В этом году в крепости Орешек откроются две временные выставки. Фото: 78. Об этом сообщает корреспондент 78. В этом году планируется провести реставрацию здания Старой тюрьмы: специалисты приведут в порядок фасады здания и два крыльца.

Другая версия связывает помолвку дочери Куно с Ярополком. По данным Никоновской летописи, к Ярополку также приходили послы из Рима от Папы. Владимир Святославич, великий князь новгородский, не стал разбираться в распрях братьев, а сбежал предусмотрительно в Византию к своим покровителям. И не прогадал. Византия не могла спокойно смотреть на политические ходы Ярополка в сторону Европы и католической церкви. И через год Владимир Святославич вернулся из изгнания с византийским войском.

Сначала он отбил Новгород, затем захватил Полоцк и после двинулся на Киев. А на переговорах с братом Ярополком, на которые заманил его обманным путем, велел варягам «поднять его мечами под пазухи». Так закончилось правление в Киевской Руси двух сыновей Святослава Игоревича, а с ним и надежды Европы на контроль над этой огромной территорией. В 1044 году племянник Ярополка, Ярослав Мудрый, велел вырыть из могилы кости дядьёв Ярополка и Олега, крестить их останки запрещённое христианскими канонами деяние и перезахоронить рядом с Владимиром в Десятинной церкви в Киеве. Прошло почти 800 лет, и в православной России ее император немецкого происхождения Павел Первый велел вынуть из склепа убитого во время государственного переворота в Санкт-Петербурге в 1762 году с негласного согласия его жены императрицы Екатерины Второй урождённой Софи;и Авгу;сты Фредери;ки А;нгальт-Це;рбстской , короновал его и перезахоронил рядом со своей матерью. Как видим, ни в далеком средневековье, ни восемь столетий спустя в православной России ее правители не стеснялись принародно использовать вполне языческие ритуалы. В «Лаврентьевской летописи» говорится, что Рогнеда была объявлена невестой Ярополка Святославича, великого князя киевского. Брат Ярополка Владимир, в то время князь новгородский, был сильно унижен Рогнедой, так как тоже сватался к ней, однако, был назван «робичичем» сыном рабыни и получил унизительный отказ: княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы, коим был Владимир. Её слова «не хочу розути робичича» свидетельствуют о знании славянского обычая разувания супруга. Часть историков считает, что истинной причиной отказа Владимиру и его дальнейшего захвата Полоцка было то, что Рогволод вступил в борьбу между двумя Святославичами на стороне Ярополка, а это неминуемо вело к войне и с Новгородом.

Но, как здесь было сказано выше, интрига Свенельда касалась, как теперь говорят, глобальной политики, в которой были замешаны интересы Европы и Византии. В этом политическом контексте как бы оскорблённый отказом Владимир с войском из новгородцев, варягов, чуди и кривичей, вернувшись из Византии и направляясь к Киеву войной на брата Ярополока, пришёл по пути под стены Полоцка, когда Рогнеду уже собирались везти к Ярополку. Рогволод вышел против него, но потерпел поражение в битве и закрылся в городе. Весной 978 года город был взят. Затем Владимир отправился далее в поход на Киев, но Рогнеду он принудительно взял с собой и затем женился на ней по языческому обычаю. Что же на самом деле произошло между ними в Полоцке — может быть, никакого изнасилования-то и не было? Или - все было так, как описывает «Лаврентьевская летопись». Но почему? Нужно рассмотреть внимательнее повод, который заставил новгородского князя Владимира поступить по-зверски жестоко с юной родовитой половчанкой и ее семьей. Семья князя Рогволодовича при поддержке императора Оттона Второго и Папы Римского, которые действовали через их сторонника Киевского князя Ярополка и его воеводу и сподвижника - политического интригана - Свенельда, готовила, как позже стало принято называть, большой государственный переворот, собираясь сменить на киевском престоле династию Рюриковичей на новую династию Рогволодовичей.

Но это был такой шаг, который, сумей заговорщики осуществить его, поменял бы многое не только в Древней Руси, но и в Европе. Ставки в этой игре были неимоверно высоки. И когда Византия кинулась помогать Владимиру Святославичу исправить сложившееся положение, опасное и для киевского трона, и для самой Византии да и для европейских государств, поставив его во главе сопротивления заговору, то ему ничего не оставалось, как врезаться в сложившиеся обстоятельства огнем и мечом, не гнушаясь никакими средствами. Понятно, что, добравшись до главного виновника гибели его брата Олега Древлянского в результате интриг Свенельда, предстоящей неминуемой гибели второго брата Ярополка, которого Владимир шел убивать, и опасности потерять уже складывающуюся династию признанных в течение ста лет правителей на этой территории, Владимир решил совершить такой акт устрашения, который бы заставил навсегда позабыть Рогволодовичей их династические амбиции. Изнасилование Рогнеды на глазах у ее семьи было демонстрацией дикой, но «божественной», что ли, силы правящей династии над теми, кто посягнул на власть предержащих. Владимир должен был показать прямо-таки «театрально», правда, на по-настоящему кровавой «сцене», что род династии будет продлевать его семя, а не семя Рогволодовичей или слабых и неумных его братьев, пошедших за Оттоном Вторым и Папой. К тому же Владимир сражался тут за очень богатое «приданое» Рогнеды - Полоцкая земля, которой вполне законно, по наследству, владел Рогволод, находилась в середине между Киевским и Новгородским княжествами — владениями Ярополка и Владимира. Именно здесь проходил «великий путь из варяг в греки» — торговая артерия, жизненно необходимая как для северо-западных, так и для южных областей Древней Руси. Одолев Ярополка, Владимир в 978 году стал единовластным князем всей русской земли. А Рогнеда получила титул великой киевской княгини.

Полоцкие земли, прежде принадлежавшие отцу Рогнеды, князю Рогволоду, Владимир присоединил к своим землям. Чудесный край и весь путь «из варяг в греки» теперь принадлежали ему. Но во время этого кошмарного кровавого «спектакля» у всех на глазах, видимо, произошло нечто совершенно неожиданное — Рогнеда и Владимир… влюбились друг в друга. Оказалось, что и от ненависти до любви — всего лишь один шаг! Через девять месяцев на свет появился сын Владимира Изяслав, который и стал продолжателем династии Рюриковичей на полотчине. Но идея рождения династии Рогволодовичей не умерла. И с изнасилованием Рогнеды и убийством ее семьи, и с его многочисленными женами и еще более многочисленными наложницами, и принудительным крещением язычников в Киевской Руси, когда, как любят расписывать нынешние либералы те события, он рубил головы направо и налево и нарубил аж девять миллионов! Но весной 2018 года я наблюдала, как встречают в Европе молодого знаменитого турецкого киноактера, объявленного на этот момент кумиром миллионов его фанатов во всем мире, иные из которых искренне в порыве своего фанатизма даже считали его… богом и уверяли, что излечивают свои недуги, лишь взглянув на его красоту! Действительно, на его гала-показы фильмов съезжались инвалиды со всех концов света, чтобы только прикоснуться к нему и получить этим облегчение своих страданий. Я была изумлена таким воздействием одного человека на миллионы людей.

Как это ему удается? Считается, что он необыкновенно, не по-человечески красив. Ну да, когда снимается в кино или в рекламе он ведь модель и икона стиля. Однако часто сам демонстрирует свои фотографии, на которых и гораздо старше своих тридцати трех лет, будто уже пожилой человек, и болезненного вида, и вовсе не красивый… Но вот когда он играет влюбленного или борца за справедливость, на экране мы видим образ, от которого, действительно, невозможно оторвать глаз. И этот образ даже помимо вашей воли входит в вас и остается внутри. Нужно согласиться, что завораживающая, волшебная игра этого актера позволила ему войти внутрь миллионов зрителей, сделав их своими преданными фанатами. Невольно начинаешь подозревать, что этот актер обладает какой-то фантастической тайной такой игры, когда зрители готовы падать перед ним на колени в восторге и исступлении! А ведь если бы не было кино, телевидения и Интернета, эти миллионы поклонников могли бы и не узнать своего кумира. И именно благодаря массовой коммуникации - радио - в шестидесятые годы прошлого столетия мир узнал невообразимый Битлз и поклонился ему, а Джон Леннон объявил себя богом. Как же в десятом веке - без радио, телевидения, кино и Интернета - Владимиру Святославичу удалось привлечь к своей персоне внимание, а затем и любовь язычников на территории почти полтора миллиона квадратных километров, самой большой из всех обжитых на то время территорий в мире?

Приемов-то привлечения «электората», как сегодня говорят, было немного. В первую очередь, православные священники, посланные эмиссарами христианства по всем лесам Древней Руси, где прятались селения древлян, кривичей, родимичей и т. Затем — поспешное строительство многочисленных православных храмов, чем занималась еще княгиня Ольга в Киеве. Конечно, использование для распространения информации о крещении русских язычников купцов, путешествующих по всей территории Киевской Руси по торговому пути «из варяг в греки». И, разумеется, организация многолюдных ярких праздников для проведения непосредственно обрядов крещения на реках рядом с крупными поселениями. Вот здесь уже можно, видимо, было узреть и самого Владимира Святославича, во всей его новой красе, в новом облике смиренного, но блистательного красавца- христианина. Да, кино и телевидения не было, но человеческое воображение настолько сильная вещь, что может само рисовать самые разнообразные и заманчивые картины даже с чьих-то слов. Если бы рассказы, передаваемые из уст в уста, о праздниках крещения и о светлом православном князе Владимире были бы страшными — о казнях с отрубанием голов непослушных язычников — то Русь и сегодня оставалась бы языческой, а не христианской. Народ сумел бы воспротивиться и не пойти вслед за Владимиром Святославичем. А он пошел!

Вспомним, что сказали язычники, прибывшие вместе с киевским князем в Византию и побывавшие в соборе Святой Софии — они сказали: как красиво и как чисто! И захотели такой же красоты и чистоты у себя в далекой лесной стране. Но мне думается, первыми откликнулись на призыв Владимира Святославича женщины. Не могли они устоять перед его красотой и мужественностью. И потому именно его принимали за самого бога. Их, конечно, привлекало то, что в христианской религии они могли увидеть не куст или молнию, на которые привыкли молиться, а прекрасный человеческий лик князя, который реально мог сотворить чудеса с их жизнью. Что же это были за чудеса, которые привлекли женщин - язычниц и заставили их предать своих древних многочисленных богов, поменяв их на одного-единственного? О, у этих женщин были очень серьезные вопросы к своей жизни, в первую очередь, в вопросах брака. Точнее, в возможности его появления вместе с христианством. Отныне семейное насилие над женщинами в семьях запрещалось — замуж они должны были идти не за братьев, отцов и племянников, а по согласию, и за тех, кого полюбили.

Ну, это, конечно, по библейским законам, в идеале, как того требовали священники. Жизнь ведь все равно диктовала необходимость расчета и право сильного в семье. Но все-таки теперь было запрещено отлавливать себе в жены женщин в лесах и на болотах, как зверюшек, и тащить к себе в дом как бесправных рабынь. То есть, семейный уклад полностью менялся в пользу женщин. Как они могли отказаться от такого справедливого бога и от такой религии, которая облегчал им жизнь и делала ее более человеческой, более чистой? Многие могли искреннее полюбить прекрасного князя и не стеснялись своих чувств во время праздников крещения. Может быть, отсюда и возникла легенда о 800-стах любовницах князя Владимира? Но их можно было «насчитать» и гораздо больше, если учесть обстоятельства того времени и огромную популярность князя в народе. Но и многие мужчины, вполне возможно, полюбили красоту киевского князя, обратившегося в христианство. Это можно сравнить с тем, как сегодня многие мужчины тайком смотрят сериалы с известной турецкой мега-звездой, ставшим кумиром для миллионов, а затем покупают себе такие же автомобили, на которых ездит он, такую же одежду, как у него, такие же часы и обувь, даже продемонстрированный им в известном сериале «сексуальный» серо-синий шарфик, носят теперь тысячи мужчин всего мира.

Почему тогда не могло быть, как сегодня? Люди, в общем-то, мало меняются в принципе. А христианский закон единобрачия понравился и многим мужчинам того времени — ведь были серди них влюбленные, у которых любимых увели из-под носа те, кто оказался ловчее при ловле жен в лесу и на болоте! Конечно, процесс крещения на Руси, как сообщают летописцы, проходил и в обстановке протестов, в том числе, кровавых, в иных местах. По мнению некоторых исследователей, опирающихся на «Повесть временных лет», «восстание волхвов» во Владимиро-Суздальской Руси в 1024 а также в 1071 году сопровождалось действиями и убийствами, имевшими ритуальный характер со стороны язычников, которыми руководили теряющие власть волхвы. Ярослав Мудрый «жестоко расправился с волхвами, наведя порядок в даннических областях». В 1070-х годах в Новгороде волхв был убит дружиной князя Глеба - и это был религиозный и бытовой конфликт, переплетавшийся с борьбой против власти Киева. Все-таки он допустил трагическую и судьбоносную ошибку, изнасиловав Рогнеду, в которую тут же и влюбился да еще и сделал своей женой. Она стала второй из шести жён Владимира. Но была поселена не во дворце, а под Киевом — на Лыбеди, где образовалась деревня Предславино название связывают с именем дочери Рогнеды — Предславы; ныне часть Голосеевского района Киева.

Так князь поступил, видимо, из-за слишком ревнивого и вспыльчивого характера своей возлюбленной. В истории укрепилось мнение, что в 987 году спустя девять лет брака и рождения семерых детей — чуть ли не каждый год! Рогнеда решилась отомстить за свою поруганную честь и гибель семьи от рук Владимира и убить мужа. Согласно легенде, Владимир приехал однажды в сельцо на Лыбеди, где жила Рогнеда, и ночью, когда он спал, она хотела заколоть его, но князь проснулся и успел отвести удар. На самом деле, в это время Владимир собрался жениться на византийской принцессе Анне, которую сватали чуть ли не все европейские короли. Но Владимир решил заполучить Анну себе. В качестве платы согласился отправить в Византию довольно многочисленное войско, чтобы помочь братьям Анны Василию Второму и Константину Восьмому, соправителям Византии, справиться с мятежниками, поднявшими под руководством полководца Варды Фоки восстание в Константинополе. Как политик, Владимир мыслил весьма дальновидно— породниться с Византийской династией означало бы практически уравнять князей Киевской Руси если не с римскими василевсами, то, по крайней мере, с великими европейскими монархами того времени, и значительно укрепить мировой авторитет Киевской державы. Видимо, известие о новой женитьбе Владимира, которая отменяла его языческие браки, в том числе, и с Рогнедой, привело в ярость обманутую женщину и толкнуло ее на попытку убийства мужа. Могло вспыхнуть и прежнее чувство ненависти за погубленные жизни отца и братьев, боровшихся за смену династии Рюриковичей, которая теперь утверждалась и в Европе наравне со всеми европейскими законными династиями.

Да как утверждалась — путем вероломства Владимира, его супружеской измены, нового страшного унижения Рогнеды! Владимир, приняв христианство и обзаведясь единственной законной женой-христианкой, простил Рогнеду и предложил ей выйти замуж за одного из своих бояр. Она отказалась от брака и, как утверждает Тверская летопись, приняла «монашеский облик» и новое имя Анастасия. Он навсегда покинул ее, отняв детей, в то время, когда популярность его и любовь к нему людей начали быстро распространяться по всей земле, которой он правил. И Рогнеда, и Владимир, и Анна Византийская были почти ровесники. С небольшой разницей в возрасте. И чувства их обуревали схожие — страсти кипели между этими еще весьма молодыми людьми. Но если Рогнеда и Владимир, несмотря на кровавый акт его расправы над Рогволодом и его семьей, соединились в едином порыве вдруг вспыхнувшей любви во время акта изнасилования, если верить летописям, то между ним и Анной едва ли возникли подобные чувства. Высокомерие Рогнеды по отношению к «сыну рабыни» было сломлено всепоглощающей страстью, а царственное презрение византийской принцессы к «дикому» росу, видимо, так и не прошло. Анна всеми силами пыталась предотвратить ненавистный брак с мужчиной, хотя и правившим огромной страной, но не входившим ни в один из древних царствующих родов.

Именно Анна должна была положить начало кровному династическому родству с великими европейскими монархами. Братья-императоры надеялись, что они смогут выиграть время и предложить Владимиру другие условия. Однако славянский князь твердо настаивал на своем. Для пущей убедительности он снова пообещал отправиться с войском в столицу империи. Когда новости об этой угрозе пришли в Константинополь, Анну в спешном порядке посадили на корабль. Славянский князь Владимир и Анна Византийская были в браке 22 года. Однако за это время у них так и не появились дети. Сыновья Владимира, которые позже наследовали его державу, были отпрысками от прежних связей монарха. Будучи язычником, Владимир имел собственный гарем и наложниц. Когда князь женился на греческой царевне, он оставил в прошлом свою прежнюю жизнь.

Анна скончалась в 1011 году в возрасте всего 48 лет. Точно не известно, что стало причиной ее смерти. Рогнеда, вполне возможно, напрасно мучилась ревностью к этой женщине и умерла в 37 лет в изгнании, может быть, от тоски. Брак Анны и Владимира мог быть договорным, то есть, фиктивным, и не предусматривать супружеского сожительства. Надежды Владимира иметь законных наследников - потомков византийских императоров на киевском троне не оправдались. Анна так и не смогла переступить через свое царственное неприятие славянина и оказалась до конца верной нежеланию своего деда, императора Константина Седьмого Багрянородного, который, кстати, сам был бастардом, сыном императора Льва Первого от наложницы династических браков потомков византийских царей с славянскими правителями. Анна была не только единственной сестрой братьев-соправителей,императоров Византии Василия II 958-1025 и Константина VIII 960-1028 , она была ещё и порфирородной или багрянородной , что по представлениям раннего Средневековья делало её почти небожительницей. Багрянородными в византийской традиции которая позже перешла во все правящие дома Европы назывались дети императора обоего пола, рожденные во время его правления в отличие от детей, родившихся до вступления отца на императорский престол. Дети-порфирогениты обладали несомненным правом на императорский престол, даже вопреки первородству примогенитуре — возможно, потому, что их рождение было тщательно засвидетельствовано, а также из-за того, что их родители уже являлись носителями божественной сакральной власти. Матери-императрицы рожали таких детей в специальном Багряном Порфирном зале дворца откуда и пошёл этот термин , в грудном возрасте их пеленали исключительно в багряные пелёнки которые в те времена стоили огромных денег, поскольку краситель для пурпурных оттенков ещё с времён античности вырабатывали исключительно из моллюсков-иглянок, причём для окраски 1 кг.

Порфирородные невесты ценились на монархическом брачном рынке намного больше своих «обычных» родственниц. Византийцы старались не выдавать замуж таких принцесс, отдавая на Запад и варварам которым, безусловно, был в их глазах киевский князь Владимир Святославич дальних родственниц своих правителей. Анна согласилась стать женой язычника после его крещения, но сохранилось ее высказывание перед отъездом из Византии: «Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть». Однако Рогнеда не могла знать всех подробностей новой женитьбы мужа. Да и что бы это для нее изменило? За покушение на великого князя ей грозила смертная казнь. Но Владимир поселил Рогнеду и Изяслава в их полоцкой земле — городе в верховьях реки Свислочь, который был назван Изяславль. Это предопределило правление Изяслава в Полоцке и образование полоцкой ветви Рюриковичей. Князья же этой ветви считали себя Рогволодовыми внуками — по женской линии, и отчину свою вели не от пожалования Владимира Изяславу, а по наследованию от Рогволода. В Белоруссии Рогволодовичи рассматриваются как династия, стоявшая у основания белорусской государственности.

Влияние Киева не везде было глубоким. Многочисленные племена продолжали жить своей собственной жизнью. Управление из центра сводилось к периодическому сбору дани и обязанности участвовать в военных походах Киева. Первой из формальной зависимости от центра вышла Полотчина. Сам Владимир выделил ее в особую волость, когда выслал на родину осужденную Рогнеду с малолетним сыном Изяславом. От полоцкого князя Изяслава, ставшего известным как «книжник», и берет начало собственная княжеская династия на Полотчине. Смерть киевского князя Владимира ослабила центральную власть, и этого было достаточно, чтобы Полоцк приступил к осуществлению собственной политической программы. Полоцкий князь Брячислав первым стал добиваться расширения границ своего государства, объединения с Полотчиной других кривичских земель, права выхода полоцких торговых караванов на волоки участки суши, между двумя озёрами или реками, через который тащили корабли простые люди в Древней Руси. По этой причине соперничество Киева с Полоцком перешло в открытую войну. Когда в 1021 году Брячислав совершил поход на Новгород, это означало и удар по киевскому центру, так как Полотчину Киев удерживал в сфере своего влияния и через Новгород.

Ярослав Мудрый с дружиной усмирил полоцкого князя, но все же отдал ему Витебск и Усвяты. Со смертью Мстислава Мономаховича в 1132 году начался полный распад огромного Киевского государства. Давно обособленные волости стали быстро превращаться в самостоятельные княжества. Его окончательное завершение приходится на 2-ю половину XIII века, в связи с нашествием монголов на Русь, когда серьёзно изменилась прежняя структура почти всех древнерусских земель, на их западную часть начала распространяться власть Литвы и Польши и они тем самым утратили своё династическое единство. Было бы иначе, если бы Владимир Святославич не изнаисловал Рогнеду и не влюбился в нее, а просто уничтожил бы весь род Рогволодовичей, претендовавших на новую династию? История человечества не раз показывала, как любовь сметает престолы, и случай с киевским князем — тому яркое подтверждение. Влюбившись, он не уничтожил род Рогнеды, а продолжил его, да еще послал княжить в Полоцк ее сына и ее саму при нем. И выходит, что кончилась вся эта кроваво-любовная история распадом Киевской Руси. Что мы о нем знаем? А главное — какие поистине волшебные силы помогли ему совершить его великие деяния?

Для того, чтобы лучше понять невероятного героя мировой истории, нужно сначала разобраться в том, кто его родители. И прежде всего — кто такая великая княгиня Ольга, его бабушка. А она — персонаж совершенно еще пока таинственный, происхождение ее по-прежнему, как и тысяча сто лет назад, покрыто мраком тайны. Из древних летописей мы знаем о ней совсем немного, точнее сказать — ничего. Ольга, в крещении Елена, - княгиня, правившая Древнерусским государством с 945 до 960 года в качестве регентши при малолетнем сыне Святославе после гибели её мужа, киевского князя Игоря Рюриковича. Первая из правителей Руси приняла христианство, Летописи не сообщают год рождения Ольги, есть лишь предположение, что родилась она примерно в 893 году. Правда, эту дату ставит под сомнение дата рождения единственного сына Ольги, Святослава, около 938—943 , так как ей на момент рождения сына должно было бы быть 45-50 лет, что кажется невероятным. Тогда можно сделать предположение о какой-то «суррогатной матери» этого ребенка. Или… что вообще кажется совсем невероятным — Ольга не была Ольгой, а была Олегом — ведь именно в честь себя назвал ее опекун князя Игоря и правитель росов Вещий Олег. Только исправил мужское имя на женское — Ольга.

В легендах есть факт, который порождает сомнение в истинном поле княгини. По «Повести временных лет» Вещий Олег женил Игоря Рюриковича, начавшего самостоятельно править с 912 года, на Ольге в 903 году, то есть когда ей уже исполнилось 12 лет Поздние Устюжская летопись и Новгородская летопись по списку П. Дубровского сообщают о десятилетнем возрасте Ольги на момент свадьбы. Данное сообщение противоречит легенде, изложенной в Степенной книге вторая половина XVI века , о случайной ее встрече с Игорем на переправе под Псковом. Князь охотился в тех местах. Переправляясь через реку на лодке, он заметил, что перевозчиком была юная девушка, переодетая в мужскую одежду. Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание». О случайном знакомстве Игорь вспомнил, когда пришло время искать себе невесту, и послал Олега за полюбившейся девушкой, не желая никакой другой жены. Новгородская Первая летопись младшего извода, которая содержит в наиболее неизменном виде сведения из Начального свода XI века, оставляет сообщение о женитьбе Игоря на Ольге не датированным, то есть самые ранние древнерусские летописцы не имели сведений о дате свадьбы. После свадьбы имя Ольги упоминается в очередной раз только через 40 лет, в русско-византийском договоре 944 года, который заключил князь Игорь за год до своей гибели от рук древлян.

Кого же привез Вещий Олег в Киев князю Игорю: неизвестную девочку, переодетую мальчиком при первой их встрече, или мальчика, переодетого девочкой, чтобы сочетаться языческим браком с молодым правителем Древней Руси? И каков был истинный смысл этого загадочного трансвеститного маскарада? Может быть, за ним скрывался какой-то особый ритуал, или Ольгу надо было до времени старательно прятать? Исследование останков семилетнего египетского мальчика, жившего во II тысячелетии до н. Ученые не могут объяснить, с какой целью был устроен этот посмертный маскарад. А не так давно группой медиков из больницы Адденбрук в Кембридже были проведены исследования знаменитой мумии из эссекского музея Saffron Walden. Ученые установили, что, скорее всего, этот юный египтянин был похоронен на кладбище в районе Дейр-эль-Бахри, которое было расположено в древней столице Египта Фивах. Оказалось, мумия была изготовлена примерно в 1700 году до нашей эры. Результаты обследования на современном томографе обескуражили ученых. Выяснилось, что останки принадлежат семилетнему мальчику.

Томограф помог установить и причину его смерти — травма височной кости, в результате которой произошло мозговое кровоизлияние, ставшее для юного египтянина роковым. Также был засвидетельствован перелом ключицы. Все это указывает на то, что, по всей видимости, ребенок упал с большой высоты. Нейрорентгенолог Эйлин Шутович, руководитель исследований, говорит, что детальное исследование травм опровергло прежнюю версию смерти, согласно которой ребенок был убит.

Таинственные подвалы Петра Первого и палубы АПЛ «К-3». Что происходит в кластере «Остров фортов»

— 971 г. Сражение у болгарской крепости Доростол. Экскурсовод в историческом костюме расскажет об особенностях устройства крепостей бастионного типа и чем именно уникальна ростовская крепость. это была крепость Доростол, которую брал Святослав. Главная Новоcти Новости культуры Крепость «Орешек» открывает туристический сезон. В Омской крепости представят «бородачей»: Там пройдет очередное военно-историческое мероприятие. это была крепость Доростол, которую брал Святослав.

Новое кладбище, застройка Омской крепости и лесные пожары. Омск сегодня

В битве у Доростола русичи успешно вернули из небытия тактическую находку древних греков — пешую фалангу копейщиков. 23 апреля 971 года началась оборона Доростола — сражения, продолжавшиеся в апреле-июле 971 года между русским войском и армией Византийской империи у крепости Доростол. После битвы при Доростоле город был переименован в Феодорополь в честь царствующей императрицы (? Византийцам удалось взять Переяславец, а основные силы русских во главе с князем были заперты в осаде в крепости Доростол. Однако, проявляя высокое мужество и отвагу, русские воины прорвали кольцо окружения и вновь отступили в крепость.

Оборона Доростола, русско-византийская война 970-971 годов: события, командующие

Учитывая этот факт, Цимисхию, как представителю Византии было уже не столь важно как уничтожить или победить Святослава, а просто убедить его покинуть Доростол. В этом плане даже фактическое поражение византийцев могло служить поводом к заключению мира, который бы больше сподвиг Святослава вернуться в Киев. Эта пословица нередко срабатывает и в военном деле. Один из самых ярких примеров связан с походом в Болгарию русского князя Святослава в 971 году. В битве у Доростола русичи успешно вернули из небытия тактическую находку древних греков — пешую фалангу копейщиков. Противники Святослава, византийцы, имели численное превосходство и сильную кавалерию, но сокрушить тактику, изобретенную за полторы тысячи лет до Доростола, так и не смогли.

Русский князь Святослав годы правления: 945-972 вошёл в историю как незаурядный воин и полководец. Именно его походы уничтожили Хазарский каганат — сильное государство на Каспии, которое постоянно угрожало южным и восточным границам Киевской Руси. В 967 году князь, желая расширить границы своих владений интерес заключался в первую очередь в контроле над торговыми путями , начинает первый поход в Болгарию. Поход, поддержанный кочевниками-печенегами при нейтралитете Византии во главе с императором Никифором Фокой есть версия, что именно византийцы хотели ослабить Болгарию руками Святослава , был успешен. Святослав даже намеревался перенести столицу в захваченный им город Переяславец, о чем, как повествует русская «Повесть временных лет», прямо заявил своей матери, княгине Ольге: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли - золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы».

Походы Святослава в Болгарию. Кружком выделен район военных действий с Византией в 971 году — от Переяславца до Доростола. Однако дальнейшие события полностью перевернули эти планы. Сначала бывшие союзники, печенеги, которым вряд ли пришлись по душе экспансионистские намерения Святослава, воспользовались тем, что Киев остался без защиты, и попытались взять русскую столицу. Набег был отражен, но Святослав вынужден был возвращаться с войском на Русь, чтобы обезопасить Киев.

Там его тоже ждал не самый теплый приём — киевляне винили князя в том, что он бросил их на растерзание степнякам. В самой Византии тем временем произошел государственный переворот: Никифора Фоку свергли и убили, а трон занял Иоанн Цимисхий — талантливый военачальник, фаворит жены погибшего императора Феофано. Вернувшись на Дунай, Святослав обнаружил, что ситуация резко изменилась не в его пользу. В ответ русский князь с 30-тысячной армией, в которую, кстати, входили союзники-венгры и оставшиеся лояльными к русичам печенежские племена, в 970 году вторгся в пределы Византии. Князь двинулся к Адрианополю, где встретился с армией ромеев.

Победу в сражении каждая из сторон впоследствии приписала себе, поэтому можно только констатировать, что противники понесли серьёзные потери и это заставило их пойти на перемирие. Киевский князь Святослав Игоревич. Иллюстрация по описаниям современников в частности, византийского историка Льва Диакона. Передышка оказалась недолгой. Уже весной 971 года византийцы, пользуясь тем, что Святослав не занял горные проходы через Балканы и не оставил заслона на Дунае, вновь привели свои войска в Болгарию.

Ромеи довольно быстро убедили местное население, что жить под рукой богатой и культурной империи — гораздо лучше, чем подчиняться завоевателю из Руси. Святослав со своим войском остался один на враждебной территории против сильной армии Цимисхия. Византийцам удалось взять Переяславец, а основные силы русских во главе с князем были заперты в осаде в крепости Доростол. Со стратегической точки зрения ситуация для Святослава стала почти безнадёжной. Единственное, на что он мог рассчитывать — тот факт, что Цимисхий совсем недавно занял престол, и его положение в империи пока еще было довольно шатким.

Русичам нужно было не только организовать упорную затяжную оборону, но и как следует потрепать войска императора, чтобы вызвать тихий ропот за его спиной. Кроме того, успешное полевое сражение давало шанс прорвать кольцо осады. Правда, для этого требовалась решительная победа: в посте о деяниях другого русского князя, Олега, я уже упоминал, что русское войско, ходившее в дальние походы на ладьях, было из-за особенностей этих кораблей исключительно пешим. В целом князь, надо отдать ему должное, неплохо разобрался в ситуации, что и позволило в итоге спасти армию. Осада Доростола длилась три месяца, с 23 апреля по 22 июля, причем русское войско регулярно устраивало вылазки.

Но прорвать осаду не удавалось — проблема заключалась в том, что как только русская пехота отходила от стен, она сразу оказывалась под угрозой окружения. Последняя и решающая битва началась утром 22 июля: русский князь вывел из крепости почти все доступные ему силы — около 20 тысяч человек. Войска Цимисхия насчитывали в два с лишним раза больше, кроме того, византийцы располагали сильной кавалерией. Битва при Доростоле. Схема сражения.

Чтобы компенсировать неравенство сил, русский князь применил против «греков» греческий же тактический приём. Византийский писатель и историк Лев Диакон, современник этих событий, пишет, что русичи выстроились, «сомкнув щиты и копья, наподобие стены». Читатель, знакомый с предыдущими заметками блога, наверняка сразу поймет, о чем речь: это же знаменитая греческая и македонская фаланга, изобретенная за полторы тысячи лет до Доростола! Замечу, что Святослав не только позаимствовал этот приём фактически у собственных противников, но и усовершенствовал его. Русская фаланга строилась в две линии: первая, из десяти рядов, наносила таранный удар, а вторая охраняла традиционно самые уязвимые места построения — фланги и тыл: по первому приказу воины разворачивались и отражали удар противника.

Но всё-таки полностью изжить недостатки фаланги — некоторую неповоротливость и уязвимость при обходных маневрах врага — Святослав не смог, и сражение под Доростолом это подтвердило. Первоначально успех сопутствовал русичам. Даже Лев Диакон признает, что мощнейший удар фаланги заметно потеснил византийскую пехоту. Если бы не личное вмешательство Цимисхия, который с отрядом всадников приостановил отступление, Святослав мог бы даже рассчитывать на победу. Но окончательно опрокинуть «греков» не удалось, к тому же, наступавшие русские войска отдалились от крепости.

Византийцы немедленно воспользовались этим: их кавалерия совершила быстрый обходной маневр и окружила русичей. Эпизод сражения при Доростоле: русская фаланга против византийской кавалерии. Современная иллюстрация. Настал черед Святославу демонстрировать умение управлять войсками на поле боя. Здесь пригодилось то самое усовершенствование фаланги, которое придумал русский князь.

Вторая линия фалангитов задержала атаку конницы и позволила русичам перестроиться на круговую оборону. Кольцо окружения с тыла было довольно слабым, поэтому Святослав логично решил нанести удар в сторону крепости. Русское войско прорвало ряды противника и отошло обратно в Доростол. Битва закончилась вничью. Лев Диакон пишет, что в битве пало примерно 15 тысяч русичей и всего около 300 византийцев.

Цифры более чем сомнительные: при таком разгроме Святославу оставалось только сдаться на милость победителя! Однако ни о какой капитуляции речи не шло: русский князь предложил переговоры о мире, и Цимисхий принял его предложение. Последний факт косвенно указывает на то, что воинство византийского императора тоже было изрядно потрепано, иначе что мешало ему добить войска Святослава и взять крепость? Условия мира были достаточно приемлемыми для русичей: им гарантировался свободный проход на родину и даже провиант, в обмен на обязательство не воевать с Византией. Правда, от завоёванных болгарских земель тоже пришлось отказаться, при этом восточная Болгария отошла Цимисхию.

Тем не менее, совсем не плохой исход для конфликта, который грозил Святославу разгромом и гибелью всей армии! Князь Святослав и император Иоанн Цимисхий на переговорах. С картины художника В. Дальнейшие события хорошо известны из учебников истории. Возвращаясь на Русь, Святослав в следующем, 972 году был атакован печенегами на днепровских порогах и погиб вместе с дружиной.

Лишь части войска под командованием воеводы Свенельда, который выбрал обходной путь, удалось добраться до Киева. Русские летописцы обвиняли в сговоре с печенегами «коварных греков», но современный историк и этнограф Лев Гумилев справедливо указывает, что византийцы, если бы им действительно нужна была жизнь Святослава, могли бы уничтожить его, когда он еще не пересек границ империи. А вот в самом Киеве, вполне возможно, были влиятельные группировки, не желавшие видеть Святослава на престоле: ведь князь публично заявлял, что «мать городов русских» ему не нужна! Или же сами печенеги просто воспользовались удобным случаем для нападения — точный ответ, вероятно, уже никогда не будет получен. Любопытный факт.

Решающая битва под Доростолом состоялась 22 июля и произошла во многом из-за нападения печенегов на столицу русских княжеств — Киев. Ровно через 970 лет после этого, 22 июля 1941 года, атаке подверглась уже другая столица: в этот день гитлеровская авиация совершила первый налёт на Москву. Противовоздушная оборона Москвы во время налёта немецкой авиации. Болгария, Доростол В ноябре 970 года в Византии был подавлен мятеж Варды Фоки, и правительственные войска под командованием Варды Склира вернулись в Македонию и Фракию, где расположились на зимних квартирах. Силистрия в Болгарии.

В тот же день произошел первый бой, началом которого послужило нападение из засады небольшого русского отряда на авангард византийцев. Войска Святослава стояли обычным боевым порядком, сомкнув щиты и выставив копья.

Он уже хорошо познакомился с «мужами крови, которые оружием побеждают врага». Византийский хронист передал слова императора, сказанные командирам перед началом кампании: «Счастье наше поставлено на лезвие бритвы». Поэтому византийцы сделали главную ставку на внезапность нападения. Иначе русы и болгары легко бы закрыли горные перевалы малыми силами, они были неприступны. Затем Святослав мог мобилизовать силы своих союзников, болгар, печенегов, вызвать новые полки из Руси. В итоге Византия снова бы столкнулась с масштабным вторжением «скифов», что вело к катастрофе.

В прямой схватке Второй Рим не имел шансов в борьбе с таким опытным, искусным и яростным полководцем, как Святослав. Поэтому Цимисхий приказал провести войска в Северную Болгарию «по ущельям и крутым теснинам». Византийский басилевс отмечал: «Если мы… неожиданно нападем на них, то, я думаю, — да поможет нам Бог! Без предупреждения о разрыве перемирия большое византийское войско 10 апреля 971 года форсировало горы. Греки передовыми отрядами заняли перевалы, за ними последовали остальные войска. В городе находился болгарский царь Борис с семьей и дружина воеводы Сфенкела. Вместе с болгарскими воинами Преслав защищали около 7—8 тыс. Русских не смутило численное превосходство противника.

Они смело вышли за стены и дали сражение ромеям. Русские и болгарские дружины построили «стену» фаланга , прикрылись большими щитами, и сами атаковали врага. Сражение было ожесточенным и упорным. Греки смогли переломить ситуацию в свою пользу, только бросив во фланговую контратаку тяжеловооруженную конницу. Русам и болгарам пришлось отступить за стены. Началась короткая осада Преслава. Ромеи попытались с ходу взять крепость. Но защитники яростно отбивались, и византийцам пришлось отступить.

На следующий день привезли осадные машины. Камнемёты обрушили на стены Преславы каменные глыбы, горшки с «греческим огнем». Защитники стали нести тяжелые потери. Греки возобновили атаки, но русы держались, отбрасывали врага. Всё же силы были явно неравными. Через два дня греки ворвались в пылающий Преслав. Часть русских и болгарских войск во главе с Сфенкелом возможно, Свенельд прорубилась через кольцо окружения и ушла в Доростол к Святославу. Оставшиеся дружинники дали последний бой у царского дворца и все погибли.

Царь Борис и его семья попали в плен к ромеям. Таким образом, византийское командование захватило стратегическую инициативу. Нападение было внезапным и стремительным. Греки быстро взяли хорошо укрепленный Преслав, крупный русско-болгарский гарнизон был разгромлен. Болгарский царь Борис попал в плен. Болгарская знать стала переходить на сторону ромеев. Часть городов, устрашенная участью столицы, сдалась без боя. Святослав оказался без союзников, почти без конницы союзные печенеги и венгры.

До сих пор Святослав Игоревич сам навязывал противнику правила игры. Русы атаковали первыми, захватывали инициативу. Теперь русский князь вынужден был обороняться.

Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь. Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей: Уважаемые читатели! Обращаем внимание, комментарии к данному материалу проходят через обязательную премодерацию.

В свою очередь профильное министерство попросило музей сделать оценку влияния плана реставрации на объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, которым признан Орешек. Фирма-подрядчик уже занимается этим вопросом. В этом году для благоустройства крепости уже потрачено 150 миллионов. Сделаны самые необходимые вещи: приведены в порядок дорожки, покрашены фасады, решена другие насущные проблемы. Крепость Орешек была заложена в 1323 году на Ореховом острове, в истоке Невы из Ладожского озера. Первоначально она была деревянной, и быстро сгорела.

22 июля / 4 августа

Основан в IV веке. В военной истории известен героической обороной от византийцев войска киевского князя Святослава Игоревича. Святослав стремился овладеть бассейном Дуная, чтобы обеспечить Киевской Руси более благоприятные условия для торговли с Византией. Во время 2-го похода Святослава в Болгарию в 970—971-м русское войско прошло Балканы и заняло Македонию, но под натиском сил узурпировавшего власть и ставшего византийским императором Иоанна I Цимисхия отошло к Доростолу.

После тяжелых и кровопролитных сражений с сильными дружинами Цимисхия 23 и 25 апреля 971-го Святослав вынужден был отступить в крепость. Около 3 месяцев осажденные обороняли город, осуществляя смелые вылазки, чтобы уничтожить осадную технику византийцев, нанести им урон в живой силе и пополнить запасы продовольствия.

Доростол, Дристр лат. Durostorum, позднегреч. Dristra , древняя болгарская крепость и город на правом берегу Дуная, совр. Основан в IV веке. В военной истории известен героической обороной от византийцев войска киевского князя Святослава Игоревича. Святослав стремился овладеть бассейном Дуная, чтобы обеспечить Киевской Руси более благоприятные условия для торговли с Византией.

Русы успели выстроиться в боевой порядок, прикрывшись большими щитами до пят, и сами бросились на греков. Бой был упорным без явного преимущества сторон, пока император не приказал гвардии «бессмертных» атаковать левый фланг русов. Не выдержав напора бронированной конницы, русы отошли в крепость. На следующий день к грекам подошли осадные орудия, и они пошли на приступ Преслава. Греки подожгли его, выкуривая засевших там русов. Те вынуждены были выйти на открытое место, где греки окружили их и в упорной битве практически всех уничтожили. Однако, небольшой части войска под командованием воеводы Сфенкела удалось уйти к Доростолу где находился Святослав с основными силами. После празднования Пасхи 17 апреля Иоанн Цимисхий двинулся к Доростолу, заняв по пути ряд болгарских городов, «которые отложились от россиян и пристали к римлянам». Лев Диакон утверждает, что при переходе Балкан Цимисхий имел 15 тысяч гоплитов и 13 тысяч всадников, кроме того отборный отряд «бессмертных» и большой обоз с прочим войском, а у Святослава в походе в Болгарию было 60 тысяч человек.

По его мнению под Доростолом у русов по-прежнему было 60 тысяч воинов. По сообщению Скилицы Цимисхий захватил перевалы с отрядом в 5 тыс. По мнению Шефова Н. Венгерские и печенежские союзники, по-видимому, к этому времени покинули Святослава и не успевали прийти к нему на помощь. Это подтверждает сообщение Скилицы о том, что Святослав в Доростоле не надеялся «ни на какую помощь», что «собственная их страна находилась очень далеко, а соседние варварские народы, боясь ромеев, не соглашались помочь им» и повесть временных лет: «А Руска земля далеча, а печенези с нами ратьни, а кто ны поможеть? Русы ожидали основные силы византийцев на ближних подступах к Доростолу, «сомкнув щиты и копья, наподобие стены». Святослав приказал вытащить свои ладьи на берег, чтобы их не сжег враг. В тот же день Цимисхий подступил к городу, но руссы не вышли в поле, а только со стен и из башен бросали в противника камни и метали стрелы. Вскоре византийцы возвратились в лагерь.

К вечеру дружина Святослава в конном строю выступила из города, но Цимисхий не решился атаковать дружину Святослава, и она возвратилась в Доростол. Войско Святослава вышло в поле и выстроилось в пешем строю в своих кольчужных бронях и шлемах, сомкнув длинные, до самых ног, шиты и выставив копья. Византийцы атаковали русов, после чего завязался упорный бой, в котором погиб воевода Сфенкел. По сообщению византийского историка Кедрина, русы сохранили за собой поле боя и оставались там всю ночь с 26 на 27 апреля. На утро бой возобновился. К полудню Цимисхий направил в тыл русам отряд. Опасаясь оказаться отрезанными от города дружина Святослава отступила за крепостные стены. В ночь на 29 апреля русы вырыли вокруг Доростола глубокий ров, чтобы осаждающие не могли близко подойти к крепостной стене и установить осадные машины. В ту же ночь, воспользовавшись темнотой, русы на ладьях провели первую большую вылазку за продовольствием.

Возвращаясь обратно с добычей, они заметили на берегу Дуная отряд византийцев, поивших в Дунае коней и собиравших на берегу дрова. Русы атаковали византийцев и разогнали их. В тот же день византийцы перекопали глубокими рвами все дороги в город и усилили дозоры. В течение последующих трёх месяцев русы не выходили из города, а византийцы с помощью стенобитных и метательных орудий разрушали крепостные стены и убивали его защитников. Святослав, понимая, что если все они перейдут на сторону Цимисхия, то дела его кончатся плохо, был вынужден начать репрессии - он казнил в Доростоле около 300 «знаменитых родом и богатством мисян», остальных же заключил в темницу. Иоанн Цимисхий не был заинтересован в длительной осаде, и так уже в его отсутствие в Константинополе случилась неудачная попытка переворота. Чтобы ускорить дело, он, по словам Скилицы, предложил Святославу решить войну поединком между ними: Видя, что ситуация ухудшается, 19 июля Святослав организовал большую вылазку с целью уничтожения осадных и стенобитных машин противника. Этот успех воодушевил Святослава. Русы успешно отражали атаки византийцев, но во время одной из них русский воевода Икмор был обезглавлен Анемасом, телохранителем императора Иоанна Цимисхия, после чего дружина «закинула щиты за спину» и отступила к городу.

Среди тел, оставленных на поле боя убитых воинов византийцы нашли тела женщин, вероятно, болгарских жительниц Доростола. Тогда Святослав произнёс речь, приводимую Львом Диаконом: «Погибнет слава, сопутница российского оружия, без труда побеждавшего соседних народов и, без пролития крови, покорявшего целые страны, если мы теперь постыдно уступим римлянам. У нас нет обычая бегством спасаться в отечество, но или жить победителями или, совершившим знаменитые подвиги, умереть со славою». Выслушав своего князя, дружина решила сражаться. Утром 22 июля русы вышли из Доростола и Святослав приказал запереть городские стены, чтобы ни у кого не возникло мысли об отступлении. Тогда Цимихсий ввёл в бой свежий отряд всадников, атаку которых возглавил он лично. Храбро сражаясь, отбивая постоянные атаки византийцев русские смогли прорваться в Доростол и укрыться за его стенами. На следующий день Святослав предложил Цимисхию начать переговоры. На берегу реки Истр состоялось свидание Святослава с Цимисхием.

После этого рать Святослава ушла в Русь. С учетом того, что версия данной истории писалась потом христианскими летописцами, которые даже будучи на Руси становились в идеологическом обосновании на сторону Византии, стоит отметить такую версию последнего времени, что выплата фактической дани Святославу Цимисхием после сражения могла свидетельствовать о том, что Святослав по крайней мере, если не победил, то уж точно не проиграл это сражение. А Цимисхий был готов платить, лишь бы добиться того, чего не смог добиться силой. Можно предположить, что византийцы уже имели договоренности с печенегами и, что более вероятно, имели договоренности в Киеве, где на тот момент, уже вышедшая из-под влияния Святослава верхушка знати попала под влияние византийцев-христиан. Учитывая этот факт, Цимисхию, как представителю Византии было уже не столь важно как уничтожить или победить Святослава, а просто убедить его покинуть Доростол. В этом плане даже фактическое поражение византийцев могло служить поводом к заключению мира, который бы больше сподвиг Святослава вернуться в Киев. Эта пословица нередко срабатывает и в военном деле. Один из самых ярких примеров связан с походом в Болгарию русского князя Святослава в 971 году. В битве у Доростола русичи успешно вернули из небытия тактическую находку древних греков — пешую фалангу копейщиков.

Противники Святослава, византийцы, имели численное превосходство и сильную кавалерию, но сокрушить тактику, изобретенную за полторы тысячи лет до Доростола, так и не смогли. Русский князь Святослав годы правления: 945-972 вошёл в историю как незаурядный воин и полководец. Именно его походы уничтожили Хазарский каганат — сильное государство на Каспии, которое постоянно угрожало южным и восточным границам Киевской Руси. В 967 году князь, желая расширить границы своих владений интерес заключался в первую очередь в контроле над торговыми путями , начинает первый поход в Болгарию. Поход, поддержанный кочевниками-печенегами при нейтралитете Византии во главе с императором Никифором Фокой есть версия, что именно византийцы хотели ослабить Болгарию руками Святослава , был успешен. Святослав даже намеревался перенести столицу в захваченный им город Переяславец, о чем, как повествует русская «Повесть временных лет», прямо заявил своей матери, княгине Ольге: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли - золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы». Походы Святослава в Болгарию. Кружком выделен район военных действий с Византией в 971 году — от Переяславца до Доростола. Однако дальнейшие события полностью перевернули эти планы.

Сначала бывшие союзники, печенеги, которым вряд ли пришлись по душе экспансионистские намерения Святослава, воспользовались тем, что Киев остался без защиты, и попытались взять русскую столицу. Набег был отражен, но Святослав вынужден был возвращаться с войском на Русь, чтобы обезопасить Киев. Там его тоже ждал не самый теплый приём — киевляне винили князя в том, что он бросил их на растерзание степнякам. В самой Византии тем временем произошел государственный переворот: Никифора Фоку свергли и убили, а трон занял Иоанн Цимисхий — талантливый военачальник, фаворит жены погибшего императора Феофано. Вернувшись на Дунай, Святослав обнаружил, что ситуация резко изменилась не в его пользу. В ответ русский князь с 30-тысячной армией, в которую, кстати, входили союзники-венгры и оставшиеся лояльными к русичам печенежские племена, в 970 году вторгся в пределы Византии. Князь двинулся к Адрианополю, где встретился с армией ромеев. Победу в сражении каждая из сторон впоследствии приписала себе, поэтому можно только констатировать, что противники понесли серьёзные потери и это заставило их пойти на перемирие. Киевский князь Святослав Игоревич.

Иллюстрация по описаниям современников в частности, византийского историка Льва Диакона. Передышка оказалась недолгой. Уже весной 971 года византийцы, пользуясь тем, что Святослав не занял горные проходы через Балканы и не оставил заслона на Дунае, вновь привели свои войска в Болгарию. Ромеи довольно быстро убедили местное население, что жить под рукой богатой и культурной империи — гораздо лучше, чем подчиняться завоевателю из Руси. Святослав со своим войском остался один на враждебной территории против сильной армии Цимисхия. Византийцам удалось взять Переяславец, а основные силы русских во главе с князем были заперты в осаде в крепости Доростол. Со стратегической точки зрения ситуация для Святослава стала почти безнадёжной. Единственное, на что он мог рассчитывать — тот факт, что Цимисхий совсем недавно занял престол, и его положение в империи пока еще было довольно шатким. Русичам нужно было не только организовать упорную затяжную оборону, но и как следует потрепать войска императора, чтобы вызвать тихий ропот за его спиной.

Кроме того, успешное полевое сражение давало шанс прорвать кольцо осады. Правда, для этого требовалась решительная победа: в посте о деяниях другого русского князя, Олега, я уже упоминал, что русское войско, ходившее в дальние походы на ладьях, было из-за особенностей этих кораблей исключительно пешим.

Армия Гасдрубала была уничтожена полностью, сам полководец погиб в сражении. Узнав о гибели брата, Ганнибал пал духом и отступил. И в результате битвы при Метавре, по сути дела, Вторая Пуническая война закончилась победой римлян. И это обеспечило лидерство Рима на многие годы вперед", — говорит эксперт. В то время самой могущественной империей Евразии, а возможно, и всего мира был Омейядский халифат. Эта сверхдержава установила господство над Северной Африкой, Аравийским полуостровом, Пиренеями, Средней и Центральной Азией, частью Кавказа, разгромила мощную Византию и империю персидских шахиншахов. После чего халифы обратили свои взоры на королевство франков. Сарацины планировали разграбить христианские твердыни, предать их огню и мечу.

Полчищам арабов противостояла армия полководца Карла Матрелла", — рассказал историк Кристофер Ланн. Шансов на победу у Карла было немного. По оценкам большинства современных историков, армия франков уступала арабам по численности в три-четыре раза. К тому же Абдур-Рахман располагал мощнейшей в то время конницей. Поэтому Мартелл пошел на хитрость. Это сводило на нет преимущества арабской кавалерии, которой нужно было буквально продираться к строю франков вверх по склону, сквозь деревья", — отметил эксперт. Арабы прощупывали оборону франков около недели, после чего терпение у Абдур-Рахмана лопнуло и он пошел в атаку. Сарацины штурмовали позиции Карла Мартелла целый день, но пробить строй франков им так и не удалось.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий