Новости гроза пьеса островского

Так или иначе, пьеса А.Н. Островского «Гроза» всегда была любима.

Английский перевод «Грозы»: в Калининграде показали современную интерпретацию пьесы Островского

Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь... Не жизнь, а видимость жизни сохраняет ее новый возлюбленный, с которыми она связывает мечты о воле и разделенной любви. Она становится жертвой рабского предательства. Однако страсть к свободе и желание быть счастливой вызывает в ней протест. Катерина публично признается в измене мужу. Образ Кабанихи.

Свекровь Катерины — Марфа Игнатьевна — женщина жестокая и грубая. Все конфликты в семье возникают из-за ее авторитарного характера. Кабаниха консервативна, живет устоями давно минувших дней, не понимая, что мир развивается, а жизнь движется вперед. В этом контексте актуален ее монолог: «Что будет, как старики перемрут... Она отстаивает уже лишенный жизненных корней порядок вещей. Со всеми членами семьи у нее складываются конфликтные отношения. Безвольным и слабохарактерным представлен муж Катерины — Тихон.

Он не предпринимает никаких попыток, чтобы защитить жену от самодурства матери. Лишь в финале пьесы признает, что ханжество и самодурство разбивают любые доводы рассудка, любые чистые чувства.

Сам Борис не хочет загубить свою молодость в этом захолустье: «загнан, забит, да ещё и сдуру-то влюбляться вздумал…» в ту, с которой и поговорить не удалось. Этой девушкой оказывается Катерина Кабанова. На сцене Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара. Кабанов говорит с матерью.

Этот диалог показан как типичная беседа в этой семье. Тихону надоели нравоучения матери, но он всё равно лебезит перед ней. Кабаниха просит признать сына, что жена ему стала важнее матери, будто Тихон вскоре и вовсе перестанет уважать мать. Катерина, присутствуя при этом, отрицает слова Марфы Игнатьевны. Кабанова с удвоенной силой начинает наговаривать на себя, чтобы окружающие переубеждали её в обратном. Кабанова называет себя помехой супружеской жизни, но в её словах нет искренности.

Уже через мгновение она берёт ситуацию под свой контроль, обвиняя сына в слишком мягком характере: «Посмотри на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого? Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться! Марфа Игнатьевна уходит. Тихон жалуется на жизнь, упрекая во всём деспотичную мать.

Варвара, его сестра, отвечает, что Тихон сам в ответе за свою жизнь. После этих слов Кабанов уходит выпить к Дикому. Катерина и Варвара разговаривают по душам. Она совсем завяла в этом обществе. Особенно хорошо это прослеживается на фоне её жизни до замужества. Катерина много времени проводила с мамой, помогала ей, гуляла: «я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле».

Катерина чувствует приближение смерти; признаётся, что больше не любит своего мужа. Варвара обеспокоена состоянием Кати, и, чтобы улучшить её настроение, Варвара решает устроить Катерине встречу с другим человеком. На сцене появляется Барыня, она указывает на Волгу: «Вот красота-то куда ведёт. В самый омут». Её слова окажутся пророческими, хотя в городе её предсказаниям никто не верит. Катерина испугалась сказанных старой женщиной слов, но Варвара скептически отнеслась к ним, так как Барыня во всём видит гибель.

Кабанов возвращается. В то время замужним женщинам нельзя было разгуливать в одиночестве, чтобы не давать повод для сплетен, поэтому Катерине пришлось его дожидаться, чтобы уйти домой. Действие 2 Варвара видит причину страданий Катерины в том, что Катино сердце «ещё не уходилось», ведь девушку рано выдали замуж. Катерине жалко Тихона, но других чувств к нему у неё нет. Варвара давно это подметила, но просит скрывать правду, потому что ложь — основа существования семьи Кабановых. Катерина не привыкла жить нечестно, поэтому говорит, что уйдёт от Кабанова, если больше не сможет быть с ним.

Кабанову нужно срочно уехать на две недели. Карета уже готова, вещи собраны, осталось только попрощаться с родными. Тихон приказывает Катерине слушаться маменьку, повторяя фразы за Кабанихой: «скажи, чтобы не грубила свекрови… , чтобы почитала свекровь, как родную мать , …чтобы сложа руки не сидела , …чтобы на молодых парней не заглядывалась! Слова о других мужчинах смущают Катю. Она просит мужа остаться или же взять её с собой. Кабанов отказывает жене он хочет вдали от матери отдохнуть от семьи, а о жене он и не думает.

Тихону тоже неловко за фразу матери о других мужчинах. Девушка предчувствует надвигающуюся беду. Тиша, не уезжай! Ради бога, не уезжай! Голубчик, прошу я тебя! Нельзя, Катя.

Коли маменька посылает, как же я не поеду! Ну, бери меня с собой, бери!.. Кабанихе не нравится, что Катерина попрощалась с мужем объятиями, ведь мужчина в семье главный, а она с ним вровень стала. Женщине приходится кланяться Тихону в ноги. Марфа Игнатьевна говорит, что нынешнее поколение совсем не знает порядков.

Чтобы повзрослеть. У Тихона на такое не хватает характера. Спектакль "Гроза" в Малом театре 1911 г. Катерину же воспитывают, наоборот, слишком свободно, не предъявляя никаких требований. Такой стиль воспитания называют попустительским. Получилась тонко чувствующая, но абсолютно безответственная. В современном мире таких не повзрослевших великовозрастных детей вокруг нас очень много. Каких же затюканых как Тихон и таких же бездельно-креативных как Катерина. А вы как думаете, о чём эта пьеса?

Тургенев сказал, что они «трутся обыкновенно около своих лавок и притворяются, будто торгуют» — в этаком-то городке, каких мы с вами видали много, а проезжали, не видав, ещё более, произошла та трогательная драма, которая нас так поразила». Рыкалова в роли Кабановой. На этот раз для зрителей распахнул двери Александринский театр. Публика восприняла спектакль благосклонно. Критики особенно отмечали Александра Мартынова, который раскрыл свой талант в роли Тихона. Евдокия Панаева, жена литератора Ивана Панаева, пишет в своих воспоминаниях: «Я была на первом представлении «Грозы» Островского. Мартынов так сыграл свою роль, что дух замирал от каждого его слова в последней сцене, когда он бросился к трупу своей жены, вытащенной из воды. Все зрители были потрясены его игрой. В «Грозе» Мартынов показал, что обладает также замечательным трагическим талантом».

После «Грозы»

Мероприятие состоялось в рамках общегородской акции «Ночь театров - 2023» Департамента культуры города Москвы. По словам Михаила Фейгина, спектакль «Гроза. Среда обитания» стал отчётной работой студентов театральной школы «Инклюзион. Постановка пьесы позволила талантливым актёрам с ограниченными возможностями проявить себя, появившись на сцене драматического театра Москвы. Каждый из актёров в рамках спектакля говорил как на русском, так и на русском жестовом языке.

Братья Достоевские Такой взгляд у меня возник после перечитывания «Грозы». Но я стал думать дальше. Только ли всеобщую инфантильность можно разглядеть в драме? Не заложено ли там чего-то поглубже? Да и сама эта инфантильность — она же не финальный диагноз, а лишь симптом.

Симптом каких-то серьезных духовных заболеваний. А каких? И тут мне повезло. Я наткнулся на обстоятельную статью о драматургии Островского вообще и о «Грозе» в частности. Статью, которая дает, как мне кажется, христианский взгляд на героев «Грозы» и на то, почему они такими стали. Автор статьи — Достоевский. Но не тот Достоевский, о котором вы сейчас подумали. Не Федор Михайлович, а его родной брат Михаил Михайлович 1820—1864. Тоже, кстати, писатель, а также литературный критик, переводчик, издатель.

На год старше своего знаменитого брата. Вообще, братья Достоевские были очень дружны, вместе учились в детстве в пансионе Костомарова в Санкт-Петербурге, вместе издавали в 1861—1863 годах журнал «Время». Драма в пяти действиях Александра Николаевича Островского». Его взгляд показался мне весьма убедительным, хотя в некоторых частностях я с ним несогласен. Главная его мысль: Катерина, несмотря на всю поэтичность своей натуры, не является неким нравственным эталоном, она не луч света, а несчастная женщина, имеющая глубокие внутренние проблемы, имеющая духовные болезни, и причина ее несчастья — не в засилье косной среды, а в ней самой. Но почему это так? Какие доказательства? Что общего у Катерины с Кабанихой? Начнем издалека.

Вспомним, что перед нами драматургия, особый жанр литературы. Пьеса пишется не только для того, чтобы ее прочитали глазами, но и для постановки в театре. Пьеса — она на стыке искусств, художественной литературы и театральной сцены. Отсюда особенности, которые надо учитывать. Михаил Достоевский поясняет: «В драматическом произведении все должно быть ясно договорено, все должно даваться готовым, объясненным и законченным зрителю. Ему некогда рассуждать и анализировать. Действие идет быстро, и зритель не может бросить сцену как книгу, для того чтобы подумать о виденном». Утрированность характеров, некоторая даже карикатурность в ней неизбежна. Островский стремился же не быт русского купечества изобразить, а показать общечеловеческие духовные болезни — на примере хорошо знакомой ему среды, купеческого сословия.

Поэтому здесь есть элемент условности, здесь есть пространство для домысливания деталей. И это важный момент, потому что если его не учитывать, то образы героев могут показаться надуманными, плоскими, психологически недостоверными. Интересно, кстати, сравнить купцов, героев Островского, с купцами, героями романов Мельникова-Печерского. Эти романы написаны примерно двадцатью годами позднее, однако среда та же самая, характеры те же самые, тенденции те же самые. Но как по-разному они показаны! Взяв аналогию из изобразительного искусства, можно сказать, что у Островского карандашный рисунок, а у Мельникова-Печерского — станковая живопись. Причем бессмысленно оценивать с позиций «хуже-лучше» — они «оба лучше». После такой обстоятельной оговорки вернемся к Катерине. Как видит ее Михаил Михайлович?

Прежде всего, он замечает, что при всей противопоставленности Катерины старухе Кабановой обе смотрят на мир совершенно одинаково. Обе они родились в одном и том же слое общества, а может быть, и даже всего вероятнее, в одном и том же городе. Обе они с малолетства окружены были одними и теми же явлениями, явлениями странными, уродливыми до какой-то сказочной поэзии. Они с ранних лет подчинились одним и тем же требованиям, одним и тем же формам. Странницы и богомолки не переводятся у них в доме, рассказывают им нелепейшие сказки о своих далеких странствиях, сказки, в которые они обе верят, как в нечто непременное и неизменное. Дьявол с своими проказами играет у них такую же роль, как самое обыденное явление, роль какого-то домашнего человека». Эскизы декораций к «Грозе», 1916 год. Источник: pinterest. Почему так вышло?

Среда в обоих случаях одна и та же, круг общения один и тот же, религия одна и та же. Тем не менее, как замечает Михаил Достоевский, «не приписывайте ее чистоты и добродетели одному религиозному направлению ума. Чистота эта в ней врожденная. Без нее она, как и тысячи других, вошла бы в разные сделки и договоры с своею совестью и посредством разных пожертвований, эпитимий, лишних постов и поклонов, прекрасно ужилась бы и с адом и с раем, как бы ни был ужасен один, неподкупен другой». Внутреннюю жизнь Катерины, жизнь ее души Михаил Достоевский рассматривает, естественно, с христианских позиций. И потому видит и ее изъяны, и то, как эти изъяны используются темными силами. Они очень податливы на любовные искушения и мало с ним борются, как будто заранее знают, что им не побороть врага». В когтях у страстей Тут надо кое-что пояснить. В христианстве есть такое понятие, «страсти» между прочим, в светской культуре само это слово воспринимается скорее в положительном ключе — как нечто яркое, бурное, романтичное, свидетельствующее об огромном масштабе человеческой души.

Но христианство под страстью понимает порабощение человеческой воли желаниями, которые не являются для человека естественными и которые человек не в состоянии контролировать а иногда и вообще их в себе не замечает. Обычно под страстями понимают пылкое половое влечение, но это лишь один из вариантов. Например, гневливость купца Дикого — это тоже проявление овладевшей им страсти. Кабанихой владеет страсть властолюбия, ей жизненно необходимо, чтобы домашние подчинялись ей и всячески демонстрировали свою покорность. Сыном Кабанихи, Тихоном, владеет другая страсть — алкоголизм. Хотя, наверное, первично в нем все-таки желание скинуть с себя ответственность за собственную жизнь, а пьянство — это уже следствие. Примерно та же страсть помимо блудной владеет и Борисом. Ему ведь так не хочется становиться самостоятельным! Именно потому он и терпит выходки своего взбалмошного дяди Дикого.

Кулигин просит у купца немного денег на украшение города, на громоотводы, Дикой с бранью отказывает, обзывая просителя и вором и мошенником, а на кроткое его возмущение отвечает: «Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай!

Говорю, что разбойник, и конец!

Совершенно не возможно слушать! Искала именно аудиоверсию этой книги. Мне все понравилось.

Журавлева Валентина - Даёшь хрононавтику! Кутанин Сергей 4 часа назад Хотя, может на то и фантастика, чтобы нам оторваться немного от жизненной реальности… Гарсиа-Виньо Мануэль - Любовь вне времени Евгений Павлов 4 часа назад Спасибо, просто стараюсь не испортить прекрасный текст замечательного автора-земляка. Мельников Павел - В Чудове Все было убедительно, красочно, жутковато до… финального твиста а-ля американские трэш-боевики про жутких угребищ,... Автор — Андрей Кононов, чтец — Андрей Моисеев.

"Семья - это маленькое государство": 160 лет драме Островского "Гроза"

Гроза - О пьесе Несчастная судьба юной героини отражена в пьесе Островского «Гроза».
Читать бесплатно книгу «Гроза» Александра Островского полностью онлайн — MyBook Кабанов беседует с Кулигиным, рассказывая, что происходит у них в семье, хотя всем и так известны эти новости.

Краткое содержание по действиям пьесы «Гроза» Островского

На театральном форуме соединили и то, и другое. Артисты «Балтийского дома» погружали в мир героев Островского, а зрители пили разные сорта чая и цитировали звонкие фразы героев, написанные на плакатах в старинном стиле. На третьем, завершающем фестивале участникам и журналистам предложили собрать пазл. Самое известное изображение русского драматурга, как оказалось, составить из элементов непросто. Такая же задача стоит каждый раз перед постановщиками. Островский как автор очень многосложен, и, только раскрыв все смыслы, можно рассчитывать на успех. Павла Петровна в исполнении Ирины Муравьёвой вызывает шквал эмоций у публики. Такого няньчества с сыном Мишей Бальзаминовым на сцене давно не было.

Одна из самых смешных комедий просто выпала из столичного репертуара.

Кабаниха ворчит, Катерина от этого изнывает; Борис Григорьевич бросает нежные взгляды, Катерина влюбляется; Варвара говорит мимоходом несколько слов о Борисе, Катерина заранее считает себя погибшею женщиною, хотя она до тех пор даже не разговаривала с своим будущим любовником; Тихон отлучается из дома на несколько дней, Катерина падает перед ним на колени и хочет, чтобы он взял с нее страшную клятву в супружеской верности». Критик видит в героине незрелую личность, сравнивает её с Ильёй Обломовым. При всей своей душевной красоте, чистоте и честности Катерина слабохарактерная, она живёт порывами, в ней нет устойчивости.

Что это за суровая добродетель, сдающаяся при первом удобном случае? Наконец, что это за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями, которые переносятся совершенно благополучно всеми членами всех русских семейств? Писарев Великий знаток человеческих душ Ф. Достоевский в статье «»Гроза».

Драма в пяти действиях А. Островского» называет личную драму Катерины закономерной, он не связывает её с идеей «пагубности патриархального деспотизма», которая многим виделась в «Грозе». Катерину как личность писатель считает слабейшей. Они очень податливы на любовные искушения и мало с ним борются, как будто заранее знают, что им не побороть врага.

Они заранее знают, что не перенесут своего падения, что за днями восторгов потянутся длинные годы слез и раскаяния, и что лучшее, чем может закончиться их горькая жизнь, будут высокие монастырские стены, или долгие и искренние странствия по разным богомольням, если только не омут какой-нибудь реки или дно ближайшего пруда. И все-таки падают» Ф. Фёдор Михайлович отмечает природную чистоту души героини, светлый поэтический мир Катерины, который создала её творческая душа. Муки совести из-за романтических отношений с Борисом она переживает именно по своей честности и чистоте.

Не патриархальный уклад толкнул Катерину на страшный шаг, а сознание своей греховности: она не считает возможным для себя жить дальше. Катерина воспитывалась в той же купеческой среде, что и Кабанова, но родительский дом был для неё отрадным воспоминанием: «жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле». В доме Кабановой вроде бы всё то же самое, но дух другой: все «как будто из-под неволи». Муж её полностью подчинился властной матери, и о другом положении дел не помышляет.

Сестра мужа Варвара приспособилась к обстоятельствам: обманывает мать и живёт, как хочет. Катерина убеждена, что замуж выйти — всё равно что похоронить себя. Порывистая, поэтическая натура её жаждет любви, она готова и мужа полюбить, но тот не понимает её состояния. Выход чувствам героиня находит в любви к Борису, тем самым порушив вековые устои.

Более того Катерина вступает в противоречие со своей христианской верой. Измена мужу для неё становится страшнее самоубийства. Счастье запретной любви было недолгим, оно отозвалось тяжёлым внутренним разладом, депрессией. Нравственные терзания усугубляла свекровь.

Простившись с Борисом, Катерина уже не может вернуться домой: «…о жизни и думать не хочется,… люди, дом, стены — все противно». Удушающая атмосфера ханжества, нелюбви, непрощения даже к покаявшейся грешнице в доме Кабанихи, в самом городе Калинове добивает хрупкую натуру Катерины. Можно по-разному относиться к образу Катерины, можно объяснять её поступки слабостью характера, но не сострадать этой редкой по красоте души героине нельзя. Историческим прототипом, послужившим основой образа Катерины, иногда называют актрису Любовь Косицкую, так как воспоминания о детстве и юности Катерины — это воспоминания актрисы.

Под влиянием рассказов Любови Косицкой, её облика, голоса у драматурга сложился образ Катерины. Ей же довелось одной из первых воплотить эту роль на театральной сцене. Характеристика Марфы Игнатьевны Кабановой Кабанихи Марфа Игнатьевна Кабанова — богатая купчиха, вдова, живущая с двумя взрослыми детьми. Она домашний деспот, недаром ее прозвали Кабанихой.

Марфа Ивановна любит, чтобы все было сделано по ее правилам: все в доме должны жить по законам, которые она установила в своей семье. Деспотизм Кабанихи вырастает не только из-за своенравия ее характера. Её взгляды и поступки определяются законами Домостроя. Кабаниха При этом в семье явно не хватает любви, уважения и доверия друг к другу.

Когда Тихон собирается в поездку, он говорит: «недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет». У Кабановой сухая душа, она не способна воспринимать красоту жизни, любить. Она антипод Катерины. У него есть сестра и жена.

Он робкий, неуверенный в себе человек, привыкший жить по указке матери. Он не может стать на сторону своей жены и защитить ее от матери, потому что сам боится ее. Высказывания других персонажей пьесы характеризуют Тихона как глупого человека. Например, Кулигин: «Пора бы вам уж, сударь, своим умом жить».

Обсуждая поступки Катерины, Кудряш говорит: «Хоть у нее муж и дурак, да свекровь-то больно люта». Тихон — образ противоречивый. Он добрый, но бесхарактерный, жену свою Катерину жалеет, да заступиться за нее не может. Как слабохарактерный человек, когда уезжает из города, вдали от материнской опеки, начинает пить.

В действии пятом, в разговоре с Кулигиным, он сам о себе говорит так: «Я в Москву ездил, ты знаешь? На дорогу-то маменька читала, читала мне наставления-то, а я как выехал, так загулял. Уж очень рад, что на волю-то вырвался. И всю дорогу пил, и в Москве все пил…» Возраст героя автором не указан, но независимо от того, сколько ему лет, он остается «маменькиным сынком», беспомощным в ситуациях, когда надо принять самостоятельное решение, например, уехать из дома, в котором он глубоко несчастен.

Когда погибает его жена, он винит во всем свою мать, не чувствуя за собой никакого греха. Она так же, как и Тихон, стала «жертвой» жестокого характера своей матери, терпит ее попреки и унижения. Но, в отличие от Тихона, Варвара хитра, научилась лицемерию, изворотливости и не потакает своей матери. У нее более стойкий характер, в беседах с Катериной она учит ее быть похитрее.

Варвара тайно встречается со служащим купца Дикого, Иваном Кудряшом. Зная, что мать не одобрит ее выбор, она бегает на свидания по ночам и не мучается, как Катерина, угрызениями совести. Она решается на побег из дома с Кудряшом, чтобы избавиться от материнского деспотизма. Горячей любви у неё к Ваньке Кудряшу нет, судя по авторской ремарке: целует холодно.

Варвара умеет приспособиться к жизни, она, в отличие от матери, нежестока, сочувствует Катерине. Но это натура заурядная, без затей. Характеристика Бориса Григорьевича Борис и Катерина Борис Григорьевич — единственный персонаж пьесы, которому автор дал характеристику уже в самом начале, в перечне действующих лиц. Островский написал: «Молодой человек, порядочно образованный».

Борис — племянник Дикого, приехал в город Калинов из Москвы. Он одевается модно, по-столичному, выделяясь из «общей массы» провинциальных жителей. Но приехал он сюда потому, что родители его умерли от холеры, а от бабушки осталось наследство, получить которое он может, только обратившись к своему дяде. Получение наследства зависит от того, насколько почтителен Борис будет со своим дядюшкой Савелом Прокопьевичем.

Тихону тоже неловко за фразу матери о других мужчинах. Девушка предчувствует надвигающуюся беду. Тиша, не уезжай! Ради бога, не уезжай! Голубчик, прошу я тебя! Нельзя, Катя.

Коли маменька посылает, как же я не поеду! Ну, бери меня с собой, бери!.. Кабанихе не нравится, что Катерина попрощалась с мужем объятиями, ведь мужчина в семье главный, а она с ним вровень стала. Женщине приходится кланяться Тихону в ноги. Марфа Игнатьевна говорит, что нынешнее поколение совсем не знает порядков. Кабаниха недовольна, что Катерина не плачет после отъезда мужа.

Хорошо, когда в доме есть старшие: они могут научить, что надо делать в разных ситуациях. Кабаниха говорит, что надеется не дожить до времени, когда все старики перемрут: «на чём свет стоять будет — не знаю…» Катя остаётся одна. Ей нравится тишина, но одновременно она её пугает. Тишина для Катерины становится не отдыхом, а скукой. Катя жалеет, что у неё нет детей, ведь она могла бы быть хорошей матерью. Катерина вновь думает о свободе, у неё крылатая душа.

Девушка представляет, как могла бы сложиться её жизнь: «я начну работу какую-нибудь по обещанию; пойду в гостиный двор, куплю холста, да и буду шить белье, а потом раздам бедным. Они за меня Богу помолят». Варвара уходит гулять, дав Катерине ключ от замка на калитке в саду. С помощью этой маленькой хитрости Варвара хочет устроить Катерине встречу с Борисом. Катерина винит в своих несчастиях Кабаниху, но тем не менее не желает поддаваться «греховному искушению» и тайно встречаться с Борисом. Ей не хочется идти на поводу у своих чувств и нарушать священные узы брака.

Сам Борис также не хочет идти против правил морали, он не уверен, что Катя испытывает к нему похожие чувства, но всё равно желает увидеть девушку вновь. Действие 3 Феклуша и Глаша беседуют о моральных устоях. Они рады, что дом Кабанихи — последний «рай» на земле, ведь у остальных жителей города настоящий «содом». Говорят они и о Москве. С точки зрения провинциалок, Москва — слишком суетливый город. Все и всё там словно в тумане, оттого и уставшие ходят, а в лицах печаль.

Заходит пьяный Дикой. Он просит Марфу Игнатьевну поговорить с ним, чтобы облегчить душу. Он недоволен тем, что все постоянно просят у него денег. Особенно Дикого раздражает его племянник. В это время около дома Кабановых проходит Борис, он ищет своего дядю. Борис жалеет, что, будучи так близко к Катерине, не может её увидеть.

Кулигин приглашает Бориса на прогулку. Молодые люди ведут разговор о бедных и богатых. С точки зрения Кулигина, богатые закрываются в своих домах для того, чтобы другие не видели их насилия над родственниками. Они видят Варвару, которая целуется с Кудряшом. Она же и сообщает Борису о месте и времени предстоящей встречи с Катей. Ночью в овраге под садом Кабановых Кудряш поёт песню о казаке.

Борис рассказывает ему о своих чувствах к замужней девушке, Катерине Кабановой. Варвара и Кудряш уходят на берег Волги, оставляя Бориса дожидаться Катю. Катерина напугана происходящим, девушка прогоняет Бориса, но тот успокаивает её. Катерина ужасно нервничает, сознаётся, что своей воли у неё нет, ведь «теперь над ней воля…» Бориса. В порыве чувств она обнимает молодого человека: «коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? Никто и не узнает про нашу любовь.

Неужели же я тебя не пожалею! Что меня жалеть, никто не виноват, — сама на то пошла. Не жалей, губи меня1 Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!

Музыка: Родиона Щедрина. Режиссер: Сергей Баранов.

Ассистент режиссера: Вячеслав Юрченко. Хор и оркестр под управлением А.

У каждого своя «Гроза»: пьесу Островского обсудят в «Лектории»

На площади появляется семейство Кабановых. Купчиха отчитывает сына за неправильное обращение с женой, считая его слишком мягким. Тихон вяло оправдывается. Катерина, оставшись наедине с Варварой, признается в любви к человеку, не являющегося ее мужем. Измена Тихон уезжает по делам на несколько дней. После отъезда мужа Катерина по настоянию Варвары выдает ей имя возлюбленного. Это Борис. Варвара, решив устроить встречу влюбленных, ворует у матери ключ от калитки.

Катерина колеблется, она не хочет изменять мужу. Но соблазн увидеть возлюбленного пересиливает угрызения совести и она оставляет ключ. Борис, прогуливаясь с Кулигиным, натыкается на Варвару, целующуюся с Кудряшом. Девушка сообщает Борису место его свидания с Катериной. Вечером Борис приходит к заднему двору, куда к нему выходит Катерина. Образ Катерины Островский списал со своей возлюбленной, бывшей на тот момент замужем — актрисы Косицкой. Молодая женщина напугана, пытается прогнать возлюбленного, но чувства перевешивают страх.

После обоюдных признаний в любви, влюбленные договариваются встречаться каждую ночь, пока Тихон в отъезде. Признание Прошло 10 дней. На берегу Волги прогуливаются жители города, но начавшийся дождь вынуждает всех спрятаться внутри древней постройки. Погода резко портиться, приближается гроза. Под укрытие приходит и семейство Кабановых.

Варвара переживает, что в таком состоянии Катерина не выдержит и решится рассказать мужу о том, что изменила. В это время к галерее приближаются Тихон, Катерина и Марфа Игнатьевна вместе с другими людьми, которые хотят спрятаться от дождя под крышей. Народ сплетничает о том, что грозы — это божественные наказания, а молнии в это время постоянно убивают грешников. Находящийся среди толпы Кулигин пытается доказать людям, что гроза — это естественное природное явление, что об этом давно известно науке. Катерина, которая все это время пребывала в сильном потрясении и в душевных муках, поворачивается к мужу. Девушка говорит, что ей известно, кого должна убить гроза. Она просит помолиться за нее. В этот момент появляется местная сумасшедшая Барыня, которая ранее так напугала Катерину своими предзнаменованиями. Она славится тем, что после бурной юности, ходит по всему городу и пугает молодых хорошеньких девушек смертельными предсказаниями. Барыня замечает Катерину и снова начинает кричать про омут, который предназначается девушке. Она говорит, что с такой красотой, как у Катерины, гореть ей в неугасимом огне. Девушка не выдерживает такого, поэтому она поворачивается к Кабанихе и Тихону и все им рассказывает: как она в течение 10 дней каждую ночь встречалась с Борисом. Действие пятое Признание Катерины делает много шума в городе. Кабаниха в ярости и даже советует сыну закопать девушку живьем в землю. Катерина относится к упрекам безучастно, она пребывает в глубокой тоске и ходит по дому тенью. Тихон все время пьянствует. В это же время Дикой собирается избавиться от племянника и отправить его на китайскую границу. Кулигин, который отличается добротой и сочувствием к окружающим, советует Тихону простить жену. Мужчина, на самом деле, и сам не против помириться с женой и вернуть былые отношения. Однако купчиха непреклонна. Она против прощения девушки. Неожиданно по городу разносится известие, что Катерина исчезла из дома. Девушка в отчаянии и растерянности идет по дороге, забытая и несчастная. Она молится о том, что не хочет дальше жить, однако ей хотелось бы еще хотя бы раз увидеть Бориса. И этот момент она встречает его. Девушка бросается к нему на шею. Мужчина рассказывает о том, что его отсылают в Сибирь. Катерина умоляет взять ее с собой. Однако робкий и нерешительный Борис отказывается, ссылаясь на волю дяди. Тогда Катерина говорит ему ехать и не волноваться о ней, не тосковать. Она сообщает, что рада, ведь им удалось попрощаться. Когда Борис уходит, Катерина не знает, что ей делать дальше. Она решает, что лучше отправиться в могилу, чем вернуться домой. Приняв решение, девушка отправляется к берегу Волги. В следующей сцене появляются муж Катерины, купчиха и Кулигин. Они слышат с берега крик, что какая-то девушка бросилась в воду. Механик срывается к реке, а Тихон хочет побежать за ним. Однако мать вцепляется в его руку мертвой хваткой. Она обещает проклясть сына, если тот сейчас бросится к Катерине. Кабаниха говорит, что та и так наделала много шуму и опозорила их семью. Кулигин приносит тело Катерины Тихону и Кабанихе. Он отдает его и говорит, что они теперь могут делать с ней, что хотят. Ведь душа девушки уже предстала перед главным судом, им она не принадлежит. Тихон, увидев жену, бросается к ней и кричит матери, что та погубила девушку. Заканчивается история словами Тихона о том, что Катерине теперь хорошо, а ему еще придется мучиться на этом свете непонятно по какой причине. Оба персонажа отличаются жестокостью, отсутствием нравственности и бездушностью. Однако Дикой действует грубо и открыто. Он чувствует свою силу, ощущает себя хозяином положения, поэтому его можно назвать жестоким тираном. Кабаниха же, так как она женщина, проворачивает свои дела хитростью. Она больше сосредотачивается на чтении моралей и нотаций, рассказывает всем домашним, как правильно жить и прикрывается ложной философией. У вас есть всего два способа.

От множества правил она задыхается: туда не ходи, сюда не ходи, почитай свекровь, своего мнения не имей. Когда девушке плохо, она может придумать себе всё что угодно. И Катерина придумала, что она влюблена в Бориса Дикого — племянника второго известного в Калинове купца Савела Дикого. Борис кажется ей другим, непохожим на остальных жителей Калинова человеком. У них много общего: оба образованные, не принимающие дикости старого мира. Но вот беда: Катерине нужен человек сильной воли, тот, кто сможет взять на себя ответственность за двоих и убежать из мещанского болота. А Борис не такой: он только много говорит, но никогда не пойдёт против воли своего дяди. Благодаря содействию сестры Тихона Варвары молодые люди несколько раз встречаются, но Катерина не выдерживает первой. Она во всём признаётся мужу, бежит к Борису, понимает, что тот не способен принять серьёзного решения… и бросается в Волгу. Незлобивый Тихон впервые пытается пойти против матери, обвинив её в смерти Катерины. Но та мощно прикрикивает на него, и Тихон отступает со словами «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!

Вахтангова, «Сатирикона» и д. Что привлекает в пьесе режиссеров сегодня? В чем причина такого ажиотажа? Какую жизнь проживает этот текст на современный сцене? На эти вопросы ответит Антон Ткаченко.

Искусство понимания драмы Александра Островского «Гроза»

Пьеса "Гроза" была написана великим русским драматургом Александром Николаевичем Островским в 1859 году и сразу же произвела настоящий переворот в театральном мире, вызвав бурные споры в обществе. «Гроза» — пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году. Прочесть полностью текст произведения Александр Островский «Гроза» по главам онлайн Скачать книгу в формате FB2 PDF EPUB бесплатно Распечатать текст. Подробный краткий пересказ пьесы «Гроза» по действиям и явлениям великого русского писателя А.Н. Островского. Он определяет главные правила драмы и затем выясняет, что в пьесе Островского большинство из них нарушено. Узнайте, где посмотреть фильм Гроза онлайн на Кинопоиске.

Краткое содержание: «Гроза» Островского

Ответы : о чем островский "гроза"? В калининградском драмтеатре 29 и 30 мая представили современную интерпретацию пьесы Островского «Groza»12+.
Режиссер Евгений Маленчев переписывает с артистами «Грозу» Островского Так или иначе, пьеса А.Н. Островского «Гроза» всегда была любима.
«Гроза»: краткое содержание и анализ пьесы Островского Громкое чтение отрывков из пьесы «Гроза» «Читаем А.Н. Островского».
Искусство понимания драмы Александра Островского «Гроза» ­«Гроза» — пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году.
"Семья - это маленькое государство": 160 лет драме Островского "Гроза" - МК Сильное влияние на пьесу, по мнению исследователей, оказала личность первой исполнительницы роли Катерины — Любови Павловны Косицкой, с которой А. Н. Островского связывали творческие и личные отношения.

7 секретов «Грозы»

это возможность за 10 минут прочитать все произведение и получить ответы на все основные вопросы по сюжету, персонажам и основным действиям. Пьеса "Гроза" с момента появления занимает одно из главных мест в творческом наследии ского. это возможность за 10 минут прочитать все произведение и получить ответы на все основные вопросы по сюжету, персонажам и основным действиям.

Как читать пьесу Александра Островского «Гроза»

В 1847 году, когда Островский только начинал свой литературный путь, он писал о необходимости глубокого погружения в изучение народности и воспроизведение её в художественных формах как о лучшем поприще для творческой деятельности. В рамках "Литературной экспедиции" 1856 года, организованной Морским министерством, Островский путешествовал по городам Верхней Волги, где знакомился с историей, архитектурой, экономикой, традициями и нравами местного населения. Эти впечатления нашли своё отражение в "Грозе". Островский внимательно изучал и записывал особенности жизни людей, которые впоследствии нашли отражение в его драме.

Вахтангова, «Сатирикона» и д.

Что привлекает в пьесе режиссеров сегодня? В чем причина такого ажиотажа? Какую жизнь проживает этот текст на современный сцене? На эти вопросы ответит Антон Ткаченко.

Литературное направление — реализм. Реализм — это направление в литературе, для которого характерно стремление воспроизводить жизнь в ее наиболее типичных проявлениях. Пьеса состоит из 5 действий, каждое из которых разбито на 5—10 явлений. Сюжет строится на классическом любовном треугольнике Тихон— Катерина—Борис. Анализ композиции произведения: Экспозиция. Начинается пьеса с описания волжского городка Калинова и царящих в нем нравов. К экспозиции можно отнести 1—4 явления первого действия.

В завязке отчетливо обозначается конфликт, который имеется между членами семейства Кабановых. Деспотичная мещанка по прозвищу «Кабаниха» изводит своими постоянными упреками сына и невестку. Катерина испытывает жалость к своему безвольному мужу и тоскует о своей бессмысленно проходящей жизни. Варвара не уважает мать, обманывает ее и тайком бегает на свидания. К завязке относятся 5—9 явления первого действия Развитие действия. Сюжет развивается во 2—3 действии через историю любви между Катериной и Борисом. Самый острый момент в пьесе наступает в момент признания Катерины в измене мужу конец 4-го дейстия.

Она это делает прилюдно, в присутствии Кабанихи и спрятавшихся от дождя в галерее людей. Драматичность момента художественно оформляется через ожидание неминуемой грозы. В 5-м действии наступает развязка. Катерина бросается с обрыва в Волгу. Дети Кабановой восстают против нее. Тихон в виде робкого бунта, Варвара — бегством из дома. Главные герои Перечень главных персонажей с кратким описанием: Катерина — молодая привлекательная женщина, замужем за слабохарактерным Тихоном.

Детей у них нет. Это главное действующее лицо пьесы, вокруг нее строится весь сюжет. Представляет собой тонко чувствующую, мечтательную натуру. Особенно ярко характер Катерины проявляется в ее знаменитом монологе «Отчего люди не летают так, как птицы? Душа ее стремится к полету, радости, счастью, свободе. Она вступает в конфликт с патриархальным обществом, но не выдерживает этого противостояния и погибает, бросившись с обрыва в Волгу. Борис — возлюбленный Катерины.

Молодой, образованный человек, который приехал в провинцию, чтобы получить часть причитающегося ему по закону наследства от умершей бабушки. Его дядя купец Дикой не только не отдает ему положенного, но и заставляет работать на себя. Борис, так же как Катерина, не вписывается в мещанскую среду провинциального города. Но он не в силах сопротивляться и плывет по течению. Кабаниха Марфа Игнатьевна — сварливая и деспотичная мать, третирующая всю свою семью. Свою злобу и эгоизм она пытается скрыть за ханжеской добродетелью. Она и купец Дикой олицетворяют собой образы старого патриархального мира.

Дикой Савел Прокофьич — жадный и невежественный купец, который тиранит семью, обсчитывает работников, не возвращает долги. Он любит проявлять свою власть, но пасует перед теми, кто влиятельнее и богаче его. Прогоняет изобретателя Кулигина, когда тот приходит к нему со своими идеями. Издевается над своим родным племянником Борисом. Кабаниха и Дикой хорошо ладят между собой. Тихон — сын Кабанихи и муж Катерины. Слабовольный, мягкий, безответственный человек.

Находится в полном подчинении по отношении к матери. Свою супругу любит, но боится заступиться за нее. После измены испытывает к жене больше жалости, чем ненависти. На робкий бунт против матери осмеливается только после гибели супруги. Варвара — сестра Тихона. Единственная в семье, кто не боится матери.

Островский — сам москвич, и большинство его драматургических произведений — это зарисовки московской купеческой жизни, которую автор хорошо знал и из которой сам происходил. А вот в пьесе «Гроза» действие происходит в провинциальном уездном городе. И в этом тоже угадывается какое-то особое действие автора — он вынужден что-то сказать, высказаться, обратить на что-то общественное внимание. С написанием пьесы «Гроза» связана и личная драма писателя. В рукописи пьесы, рядом со знаменитым монологом Катерины: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса…», есть запись Островского: «Слышал от Л. Мужем актрисы был артист Малого театра И. А Александр Николаевич тоже имел семью: он жил в гражданском браке с простолюдинкой как и он сам — тоже не аристократ Агафьей Ивановной фамилия, к сожалению, неизвестна , с которой имел общих детей все они умерли еще детьми. С Агафьей Ивановной Островский прожил без малого двадцать лет [5] [6]. Именно для Любови Павловны Косицкой предназначалась роль Катерины, и автор приписал главной героине своей пьесы какие-то черты характера самой актрисы; она же стала первой исполнительницей роли. Пьеса была начата Александром Островским в июле, а закончена 9 октября 1859 года [1] , причем для ее написания он отвлекся от другой работы — он писал в это время пьесу «Старый друг лучше новых двух». Видно, сюжет «Грозы» настолько захватил самого драматурга, что заставил отбросить всё остальное. У этих двух пьес — «Старый друг лучше новых двух» и «Гроза» — общая тема: женская любовь; но как же по-разному она предстает! Оленька из «Старого друга» который лучше новых двух , вполне способна сама распоряжаться своей любовью и собственной жизнью — она портниха и всегда найдет работу, — и это пьеса комедия. А любовь Катерины из «Грозы» — обречена на непонимание и горе. Лишь после окончания написания «Грозы» Островский вновь вернулся к предыдущей работе. Хотя пьеса «Гроза», безусловно, социальное произведение, нельзя отталкивать и ее литературные особенности, без которых не прозвучала бы и основная социальная направленность. Ныне рукопись пьесы «Гроза» хранится в Российской государственной библиотеке. Пьеса «Гроза» продолжала эстетические новаторства драматурга — бытовой реализм, без пафоса и героики. Это вызывало неприятие у преверженцев старых актерских традиций, рассматривавших искусство театра в первую очередь именно как пафосность и уход от повседневности. Известно, что выдающийся московский артист старой категории Михаил Семёнович Щепкин в знак протеста покинул репетицию «Грозы», проводимую самим А. Марфа Игнатьевна Кабанова Кабаниха , богатая купчиха, вдова. Тихон Иваныч Кабанов, ее сын. Катерина, жена его. Кулигин, мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле. Ваня Кудряш, молодой человек, конторщик Дикова. Шапкин, мещанин. Глаша, девка в доме Кабановой. Барыня с двумя лакеями, старуха 70-ти лет, полусумасшедшая. Городские жители обоего пола. Краткое содержание[ ] Действие разворачивается в провинциальном волжском городке Калинов. Пустая неинтересная жизнь. Озлобленные малограмотные люди не прочь оттяпать друг у друга кусок имущества, обворовать, ущемить, оскорбить, обидеть — но при этом благочестиво ходят в церковь, что для них составляет определенный ритуал жизни — и больше ничего. Катерина — замужем, но ее внимание привлекает человек, в котором она увидела совсем иные качества — не то, что привыкла видеть у своих соседей. Островский даже помечает в ремарках: «Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски» [8]. Борис приехал за своей долей наследства к дяде — помещику Дикому, но тот не собирается честно делить полученное наследство с племянником: законы тоже не доходят в это захолустье, где правят грубость, наглость, сила и невежественность. Сам Борис получил воспитание и образование в Москве, но от холеры умерли его родители, а вскоре скончалась и бабушка. Вот этого человека, не вписывающегося в мир провинциальных козней, полюбила Катерина. Но затравленная всем своим существованием, всей сложившейся традиционной системой провинциального городка, она относится к своему чувству как к огромному греху. И в разразившейся грозе она видит не обычное природное явление, а — наказание за свой грех. Главная героиня пьесы Катерина резко отличается от остальных жителей города: те живут тупой лживой жизнью — как заведено было из поколения в поколение, а Катерина нарушает традиции рабского послушания. Но сама она — тоже из той же системы и не в силах побороть ее [4] через несколько десятилетий другой писатель-драматург Антон Павлович Чехов укажет путь, куда деваться от провинциальной дикости: в Москву, в Москву! Учение А. Чехова сохранилось по сей день, превратившись за эти полтора столетия в традицию: вместо развития и нормализации всей России люди бросаются в Москву, превращая город в Нерезиновск, становящийся в итоге немыслимым для выживания, — а проблема русской провинции так и осталась. Хотя пьеса «Гроза», безусловно, реалистическое произведение, она все же несет какой-то внешний отпечаток классицизма, проявленный в именах персонажей: Дикой — человек диких нравов, Кабаниха — дама грузная, с тяжелым напористым характером, словно действительно кабан, самоучка-часовщик Кулигин — имеет в фамилии сходство с русским изобретателем-самоучкой Кулибиным. Можно рассматривать эту драму в хрестоматийном ключе: как конфликт «темного царства» с «лучом света». А можно — просто как историю отчаявшейся души, как историю любви сильной женщины в мире несостоятельных мужчин — так во всяком случае предлагает современная критика для поколения сегодняшних читателей и зрителей [9]. Но — нет!

После «Грозы»

В Кировском драмтеатре готовят к выпуску новый спектакль по пьесе Островского «Гроза». «Гроза» – самая знаменитая драма А. Н. Островского. Пьеса «Гроза» известного русского писателя XIX века А.Н. Островского, была написана в 1859 году. Одну из самых известных пьес Александра Островского «Гроза» в Театре Наций (2017) поставил режиссер-лауреат театральной премии «Золотая маска», художественный руководитель Театра имени Федора Волкова в Ярославле Евгений Марчелли. В шестом материале серии Илья разобрал «Грозу» Александра Островского. Пьеса А.Н. Островского «Гроза» вышла в свет в 1860 году, накануне отмены крепостного права.

Произведение Гроза полностью

  • Краткое содержание по действиям пьесы «Гроза» Островского
  • У каждого своя «Гроза»: пьесу Островского обсудят в «Лектории»
  • Гроза - краткое содержание по действиям пьесы Островского
  • Гроза - краткое содержание по действиям пьесы Островского
  • Другие персонажи
  • Читать книгу: «Гроза»

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий