Новости где майя жили

Колодцы эти были очень важны для Майя не только, как источник воды, но и как сакральное место, место, где приносятся жертвы богам. Древняя цивилизация майя вновь преподносит сенсации! Новые артефакты были рассекречены Мексиканским правительством и частично опубликованы в научных. Некоторые города майя имеющие высочайшую историческую и культурную ценность включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Мария Баченина вместе с историком Дмитрием Беляевым рассказывает об одной из самых загадочных цивилизаций человечества. Древняя цивилизация майя вновь преподносит сенсации! Новые артефакты были рассекречены Мексиканским правительством и частично опубликованы в научных.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ МАЙЯ: достижения и исчезновение

Мария Баченина вместе с историком Дмитрием Беляевым рассказывает об одной из самых загадочных цивилизаций человечества. Как верная сохранившимся традиционным бытом известна группа лекандонских майя, проживающая в Чьяпасе (Мексика). Потомки майя остались жить в Южной Мексике и Гватемале. На дне крупного озера в Гватемале под названием Атитлан группа ученых обнаружила затерянный город цивилизации майя. Ведь регион Америки, где жили майя, был изолирован и не имел контактов со Старым Светом. Это остатки «монументальных» поселений, где некогда жили земледельческие общины индейцев майя, сообщает Nature.

Археологи обнаружили на Юкатане затерянный город майя с архитектурой в стиле пуук

«Тикаль» на языке майя означает «место, где слышны голоса», ибо легенда этого народа говорила, что души бывших обитателей города, обязательно возвращаются туда, гдеони когда-то жили. Как в горной, так и в равнинной областях майя мальчики и молодые мужчины жили отдельно от своих родителей, в специальных мужских домах, где их обучали военному искусству и другим необходимым вещам. Если говорить конкретней, в поселениях майя были найдены артефакты, принадлежавшие тольтекам — другому народу Мезоамерики. Статья «Несгинувшие майя» на научно-популярном портале «Вокруг Света» в рубрике: Статьи журнала "Вокруг света", 01 февраля 2010 года, 00:00 | VOKRUGSVETA.

Цивилизация майя

Около 61 тыс. В течение 12 дней учёные облетали на самолёте примыкающую к Тикалю территорию площадью 2144 кв. Мощные лазерные лучи проходили сквозь густую растительность и отражались от твёрдых поверхностей — развалин каменных построек. Так учёным удалось установить, где находятся скрытые от глаз сооружения. Эль-Пальмар, изучением которого я занимаюсь достаточно давно, оказался в 40 раз больше, превратившись в крупный населённый пункт», — сообщил Gizmodo один из авторов исследования, археолог из колледжа города Итака США Томас Гаррисон. На исследованной территории учёные обнаружили 61 480 объектов: каналы, фермы, тротуары, оборонительные укрепления, широкие дороги, а также террасы, построенные на крутых склонах для посадки сельскохозяйственных культур. Это сооружение нам только предстоит исследовать», — подчеркнул Гаррисон. Изучив её, исследователи сделали вывод, что в этой местности на 1,6 кв. При столь большой плотности населения, по мнению учёных, необходима развитая инфраструктура, требующая грамотного управления, распределения воды, продуктов питания и других ресурсов.

Единый реестр иностранных агентов: «Евразийская антимонопольная ассоциация»; Ассоциация некоммерческих организаций «В защиту прав избирателей «ГОЛОС»; Региональная общественная правозащитная организация «Союз «Женщины Дона»; Автономная некоммерческая научноисследовательская организация «Центр социальной политики и гендерных исследований»; Региональная общественная организация в защиту демократических прав и свобод «ГОЛОС»; Некоммерческая организация Фонд «Костромской центр поддержки общественных инициатив»; Калининградская региональная общественная организация «Экозащита! Реалии»; Кавказ.

Реалии; Крым. НЕТ»; Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения «Альянс врачей»; Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10. Минина и Д.

Археологам известны сотни поселений того времени и десятки столиц городов-государств, среди которых выделяют две группы. Они берут начало в 1 тыс. Их апогей наступает после 7 в. Риме была отождествлена с богиней земли Майестой; ее праздники приходились на май отсюда — название месяца. Начала формироваться в предклассическую эру 2000 до н.

Во многих домах даже сохранилась утварь, словно их обитатели бежали в спешке от какой-то страшной опасности. Загадка таинственного исчезновения целой цивилизации долгое время не давала покоя учёным, выдвинувшим по этому поводу ряд гипотез. Высказывались предположения о внезапной эпидемии, о многолетних неурожаях, о вторжении неведомых захватчиков и даже о возвращении инопланетных богов, создавших все эти города, которые жители Центральной Америки незаконно захватили. Но ни одно из этих предположений не получило какого-либо подтверждения. Истина как всегда оказалась проста и банальна. Цивилизацию майя погубила её собственная элита, дошедшая в своём властолюбии до крайней точки. Империя майя никогда не была государством в том классическом виде, к которому привыкли жители Европы и восточных регионов. По сути дела это был конгломерат множества городов-государств, во главе которых стояли местные царьки. Все эти мини-республики периодически воевали друг с другом, создавая временные союзы то против одной, то против другой группировки, а иногда внезапно нападая на собственных союзников. Как видим, хорошо знакомая ситуация, не меняющаяся в течении всей истории.

В тени джунглей: археологи обнаружили затерянные поселения древних майя

Согласно руководителю исследовательской группы Ивану Прайцу, город принадлежал классическому периоду 250-1000 гг. Загадочная постройка в форме круга. Поселение находится на труднодоступной возвышенности полуострова, где много болот. Площадь города составил примерно 50 гектаров. Эксперты продолжают исследовать местность.

Исчерпав запасы бус, искатели приключений снялись с якоря и продолжили свой путь вдоль Мексиканского залива. Проплывая мимо того места, где сейчас находится крупный порт Веракрус, они увидели, как от берега в их сторону направилась группа каноэ. К удивлению Грихальвы и компании, в суденышках восседали очень даже не простые пассажиры.

Это были местные вожди, украшенные перьями и увешанные сияющими золотыми украшениями. Пришельцев пригласили в гости, угостили индюшатиной, маисовыми лепешками и экзотическими фруктами. Несмотря на то, что в команде Грихальвы не было переводчика, ему все-таки удалось понять, что в той стороне, где садится солнце, находится какая-то огромная империя. Вскоре выяснилось, что гостеприимные ряженые вожди были ацтеками и, более того, являлись ни много ни мало посланниками ацтекского императора Монтесумы. После ужина Грихальву и его компанию проводили до стоявших на рейде каравелл, которые вскоре, подняв якоря и распустив паруса, устремились на север, к берегам безопасной Кубы. К тому моменту она уже успела стать испанской вотчиной и базой для дальнейшей экспансии конкистадоров в Месоамерике. Рассказы участников этой экспедиции, иногда приукрашенные, еще более распалили будущих завоевателей.

Отдохнувшие и зализавшие свои раны после прошлых стычек с туземцами, конкистадоры ждали своего часа. И этот час настал. Мы подошли к переломному моменту для всей истории не только обеих Америк, но и человеческой истории вообще. На небосводе взошла звезда Эрнана Кортеса, в 1519 году отправившегося к берегам Нового Света на 11 кораблях, с пятью сотнями солдат, сотней моряков, с пушками и лошадьми. Первой остановкой в его походе стал уже знакомый нам остров Косумель, и вновь его аборигены разбежались кто куда. Разграбив храмы и разбив множество идолов, испанцы тем не менее попытались установить с местными жителями и, в частности, с их правителем по имени Ах Наум Пат дружеские отношения. Очевидно, это удалось сделать, поскольку в последующие годы Косумель оставался надежным оплотом для дальнейшей колонизации Центральной и Южной Америки.

Именно на этом острове Кортес услышал о двух выживших «бледнолицых», якобы «обретающихся» на большой земле с 1511 года. Используя различные способы, он попытался дать знать о себе им обоим, предложив присоединиться и «вернуться в цивилизацию». Удивительно, но послание было услышано. Герреро от общения с земляками отказался, а Агиляру удалось добраться до Косумеля, где он «умилившись, преклонил колени и возблагодарил Господа, после чего спросил: верно ли, что сегодня среда! Оказалось, что его коленопреклонение случилось не в среду, а в воскресенье. Впоследствии экспедиция Кортеса обогнула полуостров, высадилась в прибрежном районе Табаско и наголову разбила недовольных и крайне негостеприимных местных жителей. Поверженные вожди тотчас выплатили победившим испанцам контрибуцию в виде золота, провизии и женщин.

Среди «призов» оказалась девушка, которую испанцы нарекли доньей Мариной. Марине суждено было стать возлюбленной Кортеса и родить ему сына. Интересно, что она говорила как на языке майя, так и на языке науатль, на котором разговаривали ацтеки. Агиляр также за время плена выучил язык майя. Вдвоем они стали незаменимыми переводчиками Кортеса, особенно по дороге в Теночтитлан в частности и во время завоевания ацтекской империи вообще. На счастье Кортеса, внутриполитическая обстановка в империи была нестабильной, и объяснялось это в основном ненавистью покоренных ацтеками народов к своим угнетателям. Эти народы охотно помогали Кортесу, что явилось главной причиной его успехов.

Он начал поход на Теночтитлан во главе отряда в несколько сот человек. По пути его армия обросла тысячами добровольцев из числа местных жителей. Своим величием и богатством Теночтитлан затмил все города, виденные испанцами в Америке. До городского ядра в 200 тысяч человек, занимавшего большой остров посреди озера Тескоко, можно было добраться по нескольким радиальным дорогам-мостам, перекинутым от берега к острову. Без сомнения, это было одно из чудес света той эпохи. Отдаленно сравниться с ним могли лишь Константинополь и Венеция. В Лондоне тогда насчитывалось приблизительно 50 тысяч жителей, а в Севилье — и вовсе 30 тысяч.

Города и городки майя по сравнению с Теночтитланом выглядели жалкими деревушками. Что касается богатства, то количество золота, находившееся у ацтеков, сравнить попросту не с чем… Высадка на Юкатан стала первым шагом к завоеванию империи ацтеков. На многие годы полуостров превратился в удобный плацдарм, а его береговая линия сделалась причалом для многих сотен испанских кораблей, слетавшихся на «золотой мираж». После падения Теночтитлана в 1521 году новости о фантастической добыче Кортеса привлекли к «Новой Испании» тысячи европейских авантюристов. Не все народы были еще покорены, не все они были ограблены, и не все золото удалось у них отобрать «первопроходцам». Алчные взоры новых и новых конкистадоров устремились на другие народы, в том числе и на майя. В период с 1524 по 1527 год грубый и жестокий подчиненный Кортеса лейтенант Педро де Альварадо в ходе варварских и кровопролитных кампаний покорил города-государства Киче, Какчикель и несколько маленьких крепостей в высокогорье Гондураса.

При поддержке племен, ненавидевших майя, используя тот же принцип, что и Кортес — «разделяй и властвуй», — его способный ученик де Альварадо сначала натравил Какчикель на Киче, а затем спокойно разобрался с самим Какчикелем. После высокогорья пришла очередь равнинных майя. На этот раз оставить свое имя в скрижалях истории выпало Франсиско де Монтехо, кстати, участнику экспедиции Грихальвы 1518 года. Он не участвовал в нападении на Теночтитлан, так как отбыл на родину с грузом награбленных ценностей, предназначавшихся королевской казне и лично королю Карлу V. Так называемая «королевская доля» составляла пятую часть добычи — золота, серебра, мозаики и красивых благородных перьев. Это были не только трофеи, отняты у народов, живших по берегам Мексиканского залива, но и дары, преподнесенные Монтесумой Кортесу в надежде предотвратить захватнический поход испанцев на Теночтитлан. В тот груз входили и некоторые сокровища, отнятые у майя на Юкатане, — например, книги с листами из обработанной коры деревьев, скорее всего, они попали к испанцам на острове Косумель.

Среди них оказался и знаменитый «Дрезденский кодекс» — самая информативная из четырех дошедших до нас книг майя, названная так по месту современного хранения. Доставив королевские сокровища в Испанию, Монтехо затем провел семь лет в ожидании специального разрешения на свои собственные завоевания в Новом Свете, а также соответствующего титула. В конце концов ему присвоили титул аделантадо Юкатана от исп. По сути Монтехо получил лицензию, индульгенцию и даже своеобразный заказ на захват и освоение богатств полуострова. Причем это разрешение на эксплуатацию заморских земель можно было передать по наследству своим отпрыскам. Чем не дворянский титул? Две страницы из Дрезденского кодекса.

Страница справа — колонка с так называемыми венерианскими таблицами эфемеридами Мечта о завоевании «своей» Америки вылилась в 20 лет лишений и разочарований. Монтехо, в отличие от Кортеса и Альварадо, не умел создавать коалиции и временные альянсы и использовать противоречия, возникавшие в стане врага. Некоторые майя сразу же оказали жестокое сопротивление новым захватчикам, другие просто спрятались в густых джунглях. Несмотря на то, что вожди майя сдались испанцам без слов, их «подопечные» выходили из джунглей лишь для нападений на испанские гарнизоны, которые оставил Монтехо. В следующем году он покинул восточное побережье и перебрался на западное, где, на месте прибрежного торгового поста майя Шикаланго, основал Саламанку по названию своего родного города. Это был первый испанский населенный пункт, основанный на Юкатане. В начете 1530-х годов экспедиция основала вторую базу, на этот раз в Кампече.

В течение нескольких лет люди Монтехо строили дороги и укрепления, оживляя монотонный и скучный ландшафт Юкатана, а также налаживали дружеские связи с многочисленными местными царьками. Сын Монтехо, Франсиско-младший, на некоторое время захватил крупный город майя Чичен-Ицу, превратившуюся к тому времени обезлюдевший город-призрак, поглощенный джунглями. Покорение майя в этих местах стало казаться делом малоперспективным, не сулящим никаких особых материальных приобретений. Усердная и не обещавшая мгновенного обогащения работа здесь, на Юкатане, выглядела нелепой, особенно после новостей и слухов, доносившихся откуда-то с далекого юга. В южноамериканских Андах начала свою фантастическую эпопею команда Франсиско Писсаро. Любопытно, что первый контакт с инками произошел так же, как и с майя: люди Писсаро перехватили торговый плотик, дрейфовавший неподалеку от того побережья, где сейчас находится Эквадор. К изумлению испанцев, плотик был нагружен драгоценными металлами.

Стало ясно, что империя инков куда как богаче, чем империя ацтеков, и вскоре люди Монтехо ринулись на поиски Эльдорадо. К 1535 году на Юкатане не осталось ни одного испанца. Сам же шестидесятисемилетний Монтехо, одряхлевший и уставший, отошел от дел и ни о каких авантюрах уже не помышлял. В тех землях нет ни единой речушки, хотя есть озера; холмы там скалистые и безводные. Вся земля покрыта хилым кустарником, и она такая каменистая, что не найти ни одного квадратного фута почвы. Золота открыто не было, и вообще ничего такого, из-за чего можно было бы разбогатеть.

После 10 века цивилизация майя угасает. Причину упадка одного из величайших народов древности современные ученые до сих пор не могут назвать. Существует несколько версий причины исчезновения великой цивилизации. Рассмотрим наиболее вероятную из них: Народность представляла собой группу разрозненных городов-государств, часто враждующих между собой. Причиной вражды являлось постепенное истощение почв и упадок сельского хозяйства. Правители, в целях сохранения власти, вели политику захвата и уничтожения. Сохранившиеся изображения конца восьмого века повествуют о том, что количество междоусобных войн увеличивалось. В большинстве городов развивался экономический кризис. Масштабы разорения были столь велики, что привело к упадку и дальнейшему исчезновению величайшей цивилизации. Где жили народы майя? Майя населяли большую часть территории Центральной Америки, современной Мексики. Огромная территория, занимаемая племенами, отличалась обилием флоры и фауны, разнообразием природных зон — горы и реки, пустыни и прибрежные зоны. Это имело немаловажное значение в развитии этой цивилизации. Майя жили в городах-государствах, таких как Тикаль, Камакнул, Ушмаль и др. Население каждого из таких городов составляло более 20000 человек. Объединение в одно административное образование не происходило. Имея общую культуру, схожую систему управления, обычаи эти мини государства и образовали цивилизацию. Современные майя — кто они и где живут? Современные майя - индейские племена, населяющие территорию Южной Америки. Их численность составляет более трех миллионов. Современные потомки обладают теми же отличительными антропологическими особенностями, что и их далекие предки: низкий рост, невысокий широкий череп. До сих пор племена живут обособленно, лишь отчасти принимая достижения современной цивилизации. Древний народ майя намного опережал в развитии науки, культуры своих современников.

Руины этого древнего города расположены в пределах современного национального природного заповедника Баламку в штате Кампече. До недавнего времени эта область оставалась практически неизученной из-за плотных зарослей деревьев. Однако, благодаря использованию лазерных приборов LiDAR, установленных на самолет, исследователи смогли просканировать территорию.

Потомки майя

Геологи в северной Гватемале обнаружили крупное поселение майя – Самые лучшие и интересные новости по теме: Археология, геологи, древний город на развлекательном портале вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. Е с ли вы мечтали работать археологом или историком, но строгие родители настояли на поступлении в экономический ВУЗ, вы все ещё можете осуществить свою давнюю мечту, отправившись в путешествие по следам майя. Геологи обнаружили на севере Гватемалы поселения майя, которые простираются на территории около 1700 квадратных километров, сообщает LiveScience. Как в горной, так и в равнинной областях майя мальчики и молодые мужчины жили отдельно от своих родителей, в специальных мужских домах, где их обучали военному искусству и другим необходимым вещам.

Историк Галина Ершова – о майя, вере в бессмертие души и жертвоприношении

самый загадочный аспект исторической науки. Еще в 1517 году латиноамериканские высокообразованные представители поразили. Тикаль, город майя, был небольшим густонаселённым городом, в то время как многоэтнический Теотиуакан обладал всеми признаками настоящей империи. Народ майя никуда не исчез, он отправился на полуостров Юкатан, где впоследствии возникли новые города, некоторые из которых просуществовали до прихода испанцев.

Могущественная цивилизация индейцев майя: от рождения до заката

На территории города есть большие площади, пирамиды и другие постройки, что подчеркивает важность древнего города. Ученые открыли новый город майя — он называется Окомтун Ученые нашли новый город цивилизации майя Об одной из самых грандиозных археологических открытий 2023 года было рассказано в издании Science Alert. Чтобы найти древний город Октомун, археологам пришлось углубиться в мексиканские джунгли на 60 километров. Путь явно был нелегким, потому что в тропических лесах не только высокая влажность и температура воздуха, но и много опасных животных. Например, в густых джунглях полуострова Юкатан водятся ягуары и пумы, а также другие хищные создания. Джунгли полуострова Юкатан Результатом рискованной экспедиции было обнаружение руин древнего поселения, площадь которой достигала 500 000 квадратных метров. Ученые под руководством археолога Ивана Шпрайца заранее подозревали, что в лесах что-то есть — на это указывали фотографии, сделанные с большой высоты. В частности, обнаружить город удалось благодаря технологии LIDAR — специальное устройство испускает лазерные лучи, на основе отражений которых можно судить о том, какие объекты могут прятаться за деревьями. Вид на город Окомтун сверху — фотография была сделана при помощи лидара Читайте также: Календарь майя оказался гораздо старше, чем считалось раньше Окомтун — древний город цивилизации майя Дойдя до точки назначения, ученые увидели множество колонн, в честь которых найденный город и получил свое название.

Исследователи не исключают, что на колоннах держались верхние этажи зданий, то есть город Окомтун мог быть многоуровневым.

Краска майя синий оказалась более устойчивой и долговечной, чем ее европейский аналог из лазурита, поскольку даже сегодня этот синий оттенок до сих пор выглядит довольно ярким на руинах, которым сейчас уже почти 1600 лет. Кстати, секрет состава майской краски был разгадан не так уж и давно — в 1960-х годах.

Оказалось, что насыщенный пигмент изготавливался из смеси растения индигофера полукустарниковая и редкого вида глины под названием аттапулгит или палыгорскит. Подземный мир майя Фото: Live Science В 2018 году аквалангист исследовал небольшую полость в подводном туннеле в районе полуострова Юкатан. Благодаря этому открытию у нас появился новый рекорд — самая длинная подводная пещера на планете.

Когда в этот же район прибыла команда экспертов, к своему удивлению там они обнаружили целых 200 подводных локаций с древними артефактами. В 347-километровом лабиринте ученые нашли множество интересных вещей, включая также и майские алтари и горелки для благовоний, на которых был изображен Эк-Чуах Ek Chuah , бог торговли. Подобные ритуальные предметы дают основание полагать, что когда-то давно эта пещера относилась к так называемому загробному миру майя.

Древняя культура верила, что пещеры и сеноты были вратами в потусторонний мир, откуда и произошло все человечество. Обнаруженные под водой артефакты сохранились просто прекрасно, и количество находок было поразительным. В системе подводных пещер Юкатана исследователям открывается уникальная возможность изучить происходившее здесь на протяжении последних 15000 лет, ведь все здесь сохранилось практически нетронутым из-за труднодоступности этого места.

Кроме артефактов культуры майя в затопленных пещерах эксперты обнаружили останки вымерших во время ледникового периода медведей, прото-слонов, гигантских ленивцев и даже череп, который может принадлежать ранее неизвестному виду людей. Необычное развитие городов Фото: Smithsonian Magazine Когда город растет, застройки в нем становятся все более частыми и плотными, численность населения повышается, и людям приходится жить и работать во все более стесненных условиях. Исследователи всегда считали, что подобные обстоятельства побуждали к более активному обмену информацией и навыкам, позволяя обществу развиваться в ускоренных темпах.

Подобная тенденция наблюдалась уже не раз во многих культурах мира, существовавших на самых разных концах света и в самые разные исторические периоды. По какой-то причине цивилизация майя развивалась иным путем. Если один из ее городов начинал испытывать проблему перенаселенности, новые здания строили уже за пределами старого города, расширяя его территорию.

Вместо того чтобы жить поближе друг к другу, горожане выбрали политику «пониженной плотности застройки». Эти коренные американцы явно избегали слишком тесного взаимодействия и предпочитали сдвигать границы своих городов дальше в лес. Похоже, что индейцы майя ценили свое личное пространство крайне высоко, но как же тогда быть с преимуществами плотных застроек, сулящих обычно научный и технологический прогресс?

Как вы знаете, цивилизация майя обладала весьма развитыми знаниями во многих отраслях, так что просторные города им явно не помешали. Это буквально ломает все стереотипы. Вдобавок археологи даже не уверены в своих выводах об устройстве и менталитете общества майя, ведь не исключено, что они просто подошли к изучению руин не с той стороны.

Какой была жизнь простого индейца майя Фото: Live Science Большую часть общества майя представляли нижние сословия. Вопреки их численному превосходству все фрески и произведения искусства были почти полностью посвящены только элите и иллюстрациям их образа жизни. По этой же причине археологи почти ничего не знают о том, как проходили дни простых горожан, чей быт не попал в центр внимания художников и скульпторов древности.

В 2009 году исследователи провели чистку одной из пирамид города-государства Калакмуль. На одной из ее стен была обнаружена фреска, которая к всеобщему удивлению описывала работу самых бедных горожан. Для неискушенных читателей такая находка может прозвучать довольно скучной, но для историков она стала настоящей сенсацией.

У ученых появился редкий шанс узнать такие подробности жизни простых индейцев, как приготовление традиционных блюд, обработка листьев табака и питье из горшков.

Лидар позволил выявить более чем тысячу древних поселений общей площадью 1680 квадратных километров, большинство из которых были связаны сетью дорог и дамб. Города характеризовались плотным заселением, что противоречит гипотезе, предполагающей, что ранние мезоамериканские населения были малонаселенными. Археологи также обнаружили свидетельства существования больших комплексов и пирамид в некоторых поселениях, которые указывают на то, что некоторые из них служили центрами для работы, отдыха и политической деятельности.

В бассейне Карибского моря в самом начале грабительского этапа в 1492-1520-е годы испанцы вели себя как грубые, алчные и жестокие пришельцы, прибывшие лишь для того, чтобы намыть золота и, превратившись в нуворишей, вернуться на родину. Считалось, что к местным жителям нужно относиться как к рабам или как к балласту. Либо они помогают намывать золото, либо мешают. Они грубые, жестокие и бесчувственные… у них нет ни ремесел, ни искусств, ни нормальных человеческих манер», — повествуется в одной из хроник. То есть, на средневековый взгляд завоевателей, это были полулюди-полуживотные, годные лишь для рабского труда; дикари, попрятавшиеся в густых лесах на задворках цивилизации. Тем не менее острая нужда в новых рабах и ресурсах гнала конкистадоров в глубь Месоамерики, где они, в конце концов, открыли для себя майя и ацтеков. К своему изумлению, здесь они столкнулись с высокоорганизованными обществами, строившими города, занимавшимися торговлей и сельским хозяйством и имевшими большинство атрибутов, характерных для настоящей государственности. Разумеется, среди конкистадоров находились люди вдумчивые, рассудительные и наблюдательные — такие, как, например, сам Кортес или Берналь Диас дель Кастильо — по сути летописец и хронист, старавшийся оставить для потомков описания всех перипетий, связанных с покорением Мексики.

Оба не скрывали восхищения увиденным, особенно на первых порах. Их поразили и масштабы и развитость американской цивилизации. Многое им показалось необъяснимым и неописуемым, иногда даже не находилось слов, чтобы хоть как-то охарактеризовать увиденное. Поэтому не удивляйтесь моей манере изложения, так как я не всегда знаю, как описать все эти чудеса, которых мы раньше не видели, о которых мы ничего не слышали и о которых даже не помышляли в самых смелых мечтах», — написал Диас, впервые увидев Теночтитлан — огромный город, окруженный цепью высоких вулканов. Еще больший шок пришельцы испытали в самой столице: их не могли не поразить многочисленные дворцы, храмы, сложенные из кирпича и покрытые штукатуркой жилые дома; бесчисленные сады и каналы; рынки, где крестьяне обменивали плоды своего труда на изделия городских ремесленников. Взору испанцев открылась цивилизация, которая по блеску и масштабам не уступала европейской, а кое в чем даже превосходила. Но не только высокие стандарты развитого общества поразили непрошеных гостей. Привыкшие к средневековым жестокостям, дети немилосердной и несентиментальной эпохи, конкистадоры и на вновь открытых землях насаждали террор, а проще говоря, устроили настоящий геноцид покоренных коренных народов.

Но даже они, чьи руки были по локоть в крови, содрогнулись, увидев в империи ацтеков и, в меньшей степени, на земле майя жуткие по иному не скажешь сакральные кровопускания и жертвоприношения. Берналь Диас впервые увидел эти кошмарные ритуалы, практикуемые среди майя Юкатана, еще будучи участником экспедиции Эрнандеса де Кордобы: Они приводили нас в огромные, выстроенные из блоков здания, которые были их храмами, посвященными каким-то богам. Стены этих храмов украшали изображения каких-то змей, пресмыкающихся и неких дьяволоподобных существ, видимо, их идолов. Перед стенами находились жертвенники, испачканные запекшейся кровью. У служивших в этих храмах жрецов были спутанные, косматые волосы со следами крови, отовсюду несся тошнотворный трупный запах. Как же объяснялись все эти жестокие традиции? Согласно фундаментальному учению христианской церкви, все люди произошли от Адама и Евы, а также от сыновей Ноя после Великого Потопа. Но откуда взялись эти американские общества?

Произошли ли они от главной ветви человечества, перебравшись в Новый Свет в незапамятные времена, или же эти народы переселил сам дьявол, оторвав их от истинной веры и превратив в жалкую пародию на христиан? Происхождение и история экзотических народов стали источником не только академических, но и богословских споров в течение всего XVI столетия. Дело дошло до того, что в 1537 году папа Павел III в своей булле «Sublimis Deus» Вышний Бог официально декларировал, что американские индейцы — вполне разумные люди, и их нужно считать «настоящими людьми». Булла запрещала относиться к ним как к безмозглым животным, а также выказывала уверенность, что коренные жители Америки вполне способны приобщиться к цивилизованной жизни и стать частью христианского мира. По сути, папа через свою буллу рекомендовал и даже требовал не только установления в Америке новых экономических отношений читай: экономической эксплуатации , но и безусловного обращения в христианство целой части света. Для монахов-миссионеров, военных и администраторов насаждение веры было делом как богоугодным, так и сулящим быстрое продвижение по карьерной лестнице, а для людей с авантюрным складом души еще и новым захватывающим приключением. Крещение народов Америки преследовало грандиозную цель — основание на многолюдном континенте «Нового Иерусалима»; причем успех данного предприятия во многом компенсировал бы потери католицизма в борьбе с протестантизмом в Европе. Первыми в евангелизации Америки стали францисканцы.

Встрепенувшийся после успешной испанской реконкисты орден, фаворит и любимец испанской короны и самого Кортеса, основал в 1524 году свою первую миссию в Мексике, в будущем Мехико. Францисканцы, энергичные, вооруженные тысячелетней убежденностью люди, нацелились на полную христианизацию мира до Второго Пришествия — события, обуславливающего их детерминистический взгляд на цикличность истории. Кстати, взгляд очень даже родственный воззрениям майя. Для того чтобы успешно выполнить свою задачу и покончить с индейской культурой, францисканцам предстояло изучить и понять традиции и верования народов, которые они хотели обратить в католическую веру. Наиболее известным францисканцем-миссионером, побывавшим среди ацтеков, являлся брат Бернардино де Саагун. Он прибыл в Мексику в 1529 году и провел там более 10 лет, все это время документируя события тех лет, а также высказывания и повествования поверженной уже ацтекской знати. Запись таких бесед вел как сам брат Бернардино, так и его ученики — грамотные молодые ацтеки-католики. В итоге все записи были собраны в единый труд — «Всеобщая история вещей Новой Испании», более известный как «Флорентийский кодекс».

Большой всеобъемлющий труд из 12 отдельных книг, написанных как на испанском, так и на ацтекском языке науатль, включающий в себя более двух тысяч иллюстраций, — это самый детализированный отчет, выполненный во время конкисты. Что касается майя, то документальные источники, проливающие свет на жизнь и историю этого народа, более чем скудны. Помимо рутинных отчетов администраторов и повествований самих конкистадоров, сохранились довольно спорные труды одного из францисканцев, осуществлявшего свою миссионерскую деятельность на Северном Юкатане, а именно, брата Диего де Ланда. Неоднозначная и противоречивая фигура де Ланда еще не раз появится на страницах этой книги. Прежде всего, он известен тем, что в 1562 году, узнав о возвращении части вновь обращенных в христианство к старой практике «идолопоклонства», де Ланда подверг страшным пыткам и экзекуциям тысячи майя, сжигая и вешая их без разбору. Дело дошло не только до разрушения бесчисленных святилищ и идолов, но даже битья и разламывания утвари, жертвенных костей и прочей «языческой мерзости». Уже много позже, отозванный на родину из-за чрезмерного усердия и превышения полномочий, он создал скорее, в качестве искупления грехов большое и детализированное описание народа, который совсем недавно истязал и выжигал каленым железом. В своем труде де Ланда подробно рассказывает о религиозной практике майя, их обычаях, ремеслах, одежде, об их сельскохозяйственной деятельности и письменности — в общем, об их будничной, повседневной жизни.

Очевидно, что к труду де Ланда нужно подходить осторожно, учитывая его собственный неоднозначный взгляд на майя и то обстоятельство, что труд этот неоднократно переписывался, и ученые до сих пор не располагают первоисточником. И все же «Сообщение о делах в Юкатане» остается до сих пор единственным более или менее правдивым, полным в отличие от сухих бюрократических отписок произведением, проливающим свет на общество майя в первые десятилетия после начала испанского завоевания. В своем труде де Ланда даже пытается провести археологический и ретроспективный анализ истории майя, он повествует об их преданиях и мифах, что делает этот труд еще более любопытным. Диего де Ланда. Один из немногих известных портретов Де Ланда прибыл на север Юкатана в 1549 году. Человек экстраординарный, энергичный, любознательный, он быстро выучил язык майя и в первые годы своей миссии много путешествовал по полуострову, посещая множество деревень и беседуя с местными жителями. Особенно часто он общался со знатью и хранителями местных традиций и сакральных ритуалов. К тому времени майя уже не оставляли письменных памятников, не строили каменные храмы, как в классический период, однако среди новых знакомых де Ланда оказалось немало тех, кто еще владел письменностью и мог рассказать много интересного и важного из истории своего народа.

Общаясь с ними, миссионер сначала научился записывать дни недели и месяцы древнего календаря, сопроводив иероглифы испанской транскрипцией. Затем он выяснил соответствие дат календаря майя с датами юлианского календаря, что оказалось очень кстати: три столетия спустя ученые воспользуются данными де Ланда для точной корреляции двух календарей. И еще: один из знатных людей майя, названный на испанский манер Гаспаром Антонио Чи, показал де Ланда написание некоторых иероглифов, которые впоследствии также послужат ключом к дешифровке письменных памятников майя. Де Ланда постарался точно охарактеризовать особенности общества майя, их социальную иерархию, роль жрецов, хранителей древних знаний и даже попытался заглянуть в прошлое этого народа. Он пришел к верному выводу, что расцвет майя остался позади, и по какой-то причине развитие их общества затормозилось и даже пошло вспять. Особенно поразили де Ланда архитектурные памятники: Имя и репутация Юкатана сильны, прежде всего, из-за множественности, величественности и красоты зданий, в то время как слава других земель Индий — в золоте, серебре и богатстве. Его величие такое же, как у Перу или Новой Испании. По правде говоря, все эти здания и их число даже более значимы, чем все то, что мы к этому дню открыли вИндиях; их так много, и они так хорошо построены из обточенного камня, что заставляют удивляться кого угодно.

В следующем пассаже де Ланда описывает урбанистические достоинства городов майя, планировку которых археологи называют достойной современного «города-сада». Поделился де Ланда и своими наблюдениями об устройстве общества майя: До того как испанцы, пришли в эту страну, местные обитатели жили в основном в городах весьма цивилизованным образом. Они очищали свои земли от сорняков и высаживали очень полезные растения. Место их обитания выглядело следующим образом: в центре города располагались их храмы и красивые площади, а вокруг храмов стояли дома их властителей и жрецов… а вокруг городов располагались дома людей из низших классов. Де Ланда старательно описывал все свои посещения городов майя, не забывая делать зарисовки и планы наиболее выдающихся архитектурных памятников, таких, как большая пирамида Эль-Кастильо Кукулькана в Чичен-Ице и городская площадь в Тихоо. На зарисовке пирамиды Эль-Кастильо, например, де Ланда обозначил ступени, грани и их ориентацию по сторонам света. Он указал, что просторные городские площади были когда-то вымощены известняковыми плитами и что широкая и красивая лестница ведет к колодцу, находящемуся на высоте двух бросков камнем. В этот колодец по обычаю сбрасывали живых людей, задабривая богов во времена засухи.

Майя также бросали туда множество различных предметов, таких, как драгоценные камни, и вообще любые вещи, которые считали ценными. Пирамида Эль-Кастильо в Чичен-Ице Описания услышанного и увиденного свободны от мифов о жертвоприношениях красавиц-девственниц, которым, якобы, устраивали специальный отбор. Скорее всего, это выдумки более позднего времени. Де Ланда обратил внимание, что и во время конкисты Чичен-Ица и остров Косумель по-прежнему оставались священными, «действующими» сакральными местами для майя: «Для них Косумель и Чичен-Ица — места такие же почитаемые, как для нас Иерусалим или Рим». Женский монастырь в Чичен-Ице От добросовестного и внимательного де Ланда не ускользала ни одна деталь. Так, он заметил и его это впечатлило , что одежда на героях бесчисленных барельефов и скульптур в точности походила на ту, которую носили майя в XVI столетии. А однажды он оказался в ситуации, когда: В одном здании находилась вместительная урна, в которой мы обнаружили пепел и кости сожженного человеческого тела, и в пепле виднелись три красивые каменные бусины, похожие на те, что сейчас используют вместо денег.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий