В Новосибирске Седьмую «Ленинградскую» симфонию Дмитрия Шостаковича впервые исполнили 9 июля 1942 года в присутствии автора. Shostakovich: Symphony No.2/Festival Overture/Song of the Forests, etc. Дмитрий Шостакович дописал 7-ю симфонию, которую Ахматова потом назовет Ленинградской. 9 августа Академический симфонический оркестр филармонии исполнит Седьмую симфонию Шостаковича.
В День памяти и скорби в НОВАТе прозвучала Седьмая «Ленинградская» симфония Шостаковича
В Петербурге вновь прозвучала 7-я симфония Шостаковича в честь своего 80-летия – видео | Творческая активность Шостаковича обратила на себя внимание не только в Ленинграде: постепенно он утверждался как один из самых деятельных, талантливых молодых композиторов страны. |
Для Седьмой симфонии Шостаковича музыкантов вызволяли… из моргов | Как Седьмая симфония Шостаковича помогла ленинградцам пережить блокаду. |
На Стрелке Васильевского острова прозвучала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича
Дмитрий Шостакович дописал 7-ю симфонию, которую Ахматова потом назовет Ленинградской. 22 июня, в день, когда 80 лет назад началась Великая Отечественная война, в Большом зале НОВАТа прозвучала Симфония №7 Дмитрия Шостаковича – «Ленинградская». Первую часть своей симфонии Шостакович начал писать задолго до начала Второй мировой войны.
Ровно 80 лет назад в блокадном Ленинграде впервые исполнили Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича
Кушкуль г. Оренбург«Крымско-татарский добровольческий батальон имени Номана Челеджихана» Украинское военизированное националистическое объединение «Азов» другие используемые наименования: батальон «Азов», полк «Азов» Партия исламского возрождения Таджикистана Республика Таджикистан Межрегиональное леворадикальное анархистское движение «Народная самооборона» Террористическое сообщество «Дуббайский джамаат» Террористическое сообщество — «московская ячейка» МТО «ИГ» Боевое крыло группы вирда последователей мюидов, мурдов религиозного течения Батал-Хаджи Белхороева Батал-Хаджи, баталхаджинцев, белхороевцев, тариката шейха овлия устаза Батал-Хаджи Белхороева Международное движение «Маньяки Культ Убийц» другие используемые наименования «Маньяки Культ Убийств», «Молодёжь Которая Улыбается», М. Реалии» Кавказ.
Её под открытым небом сыграл Новосибирский академический симфонический оркестр под управлением Вячеслава Прасолова. Седьмая симфония Шостаковича — это символ начала войны. Композитор работал над ней с июля по декабрь 1941 года.
Страшно было имя наших тенет: Молчанье, страдание, гнет... Музыка этого раздела отличается четкой фактурой — аккордовой или имитационно-подголосочной, ясным ощущением тональности. Теперь оркестр просто аккомпанирует пению. Фото "Большевик".
Художник Борис Кустодиев 1878-1927. Государственная Третьяковская галерея в Москве.
Она воспевала подвиг людей — ту твердыню народного духа, которая была мощнейшим оружием Великой Отечественной войны», — заявил Путин. Прямая трансляция концерта потрясла мир, подчеркнул президент. Но люди нашли в себе силы дать большой, настоящий концерт, исполнить новую симфонию», — отметил он.
Седьмую симфонию Шостаковича исполнят дважды
В Самаре отметили 80-летие Седьмой («Ленинградской») симфонии Дмитрия Шостаковича. «80 лет назад в блокадном Ленинграде была впервые исполнена Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. 5 марта 1942 года в Куйбышеве состоялась Премьера 7 симфонии Дмитрия Шостаковича Но с особым нетерпением свою Седьмую симфонию ждали в блокадном Ленинграде.
Голоса Победы
Для Седьмой симфонии Шостаковича музыкантов вызволяли… из моргов - | Дмитрий Шостакович - Симфония № 7 (Ленинградская). |
В Петербурге вновь прозвучала 7-я симфония Шостаковича в честь своего 80-летия – видео | 22 июня, в день, когда 80 лет назад началась Великая Отечественная война, в Большом зале НОВАТа прозвучала Симфония №7 Дмитрия Шостаковича – «Ленинградская». |
В Эрмитаже прозвучала 12-я симфония Шостаковича | вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. |
Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская»
Сам шатаясь от слабости, Карл Элиасберг обходил госпитали в поисках музыкантов. Помогло и командование — специально для исполнения симфонии с фронта отзывали музыкантов и направляли их в осажденный город. Так из пулеметной роты прислали тромбониста, из зенитного полка — валторниста, а из госпиталя недолечившись сбежал альтист. Трубач пришел на первую репетицию в валенках — распухшие от голода ноги не влезали в другую обувь.
Уже через 15 минут игры она закончилась — у многих музыкантов просто не было сил продолжать играть. Да что там играть, сил не было даже держать инструменты в руках! А один из трубачей извинялся, что от слабости он не смог извлечь из инструмента ни звука.
Музыкантов кормили горячим обедом в столовой Горсовета, чтобы они побыстрее набрались сил. Но восстановление шло медленно. Показателен в связи с этим случай с барабанщиком Жавдетом Айдаровым.
Он пропустил одну из репетиций. Элиасберг был строгим руководителем и больше одного пропуска не терпел, даже в суровых блокадных условиях. Он стал выяснять что с музыкантом.
Ему ответили что он сегодня умер и его отнесли в подвал Дома Радио, где был устроен морг. После репетиции дирижер спустился вниз и обнаружил, что у Айдарова дергаются пальцы на руке. Это была не смерть, а голодный обморок.
В июле 1942 года музыканты репетировали по 5—6 часов, чтобы добиться идеального исполнения и чистого звучания.
Но каким странным образом - в виде схемы. Следующий раздел Пролога - революционный марш - жанр, блистательно претворенный Шостаковичем в Первой симфонии, где в первой части также появилась тема, адресующая нас к революционной песне-маршу ц. Что мешало Шостаковичу сочинить подобную тему во Второй симфонии? Уж не отвращение ли к стихам Безыменского? Разумеется, нет!
Этот маршевый эпизод есть все та же, пытающаяся оформиться теперь ритмически, смутная и мрачная стихия, представленная в начале симфонии. За такт до ц. В момент, когда в судьбе этого мотива намечается своего рода местная кульминация, у валторн ц. Завершается пролог мощным tutti, построенном на трезвучии Ges-Dur4. Этот почти внезапный прорыв диатоники предвосхищает диатоническое начало Скерцо. Открывающий основную часть скерцозного раздела симфонии материал солирующей срипки написан в тональности С-Dur!
Но, достаточно вспомнить сколько потом будет у Шостаковича таких мажоров, искусственный свет которых не имеет тени и не дает тепла [7, с. Начало им положено в «Посвящении Октябрю». Две главные особенности тематизма Скерцо разрушают стройность навязываемой произведению схемы. Во-первых, как и в Прологе, видим процесс постоянного интонационного обновления в отсутствие мало-мальски структурно оформленного материала. Та же, что и в I разделе симфонии попытка самоорганизации приводит лишь к «кристаллизации» ритмического инварианта. Во-вторых, что касается выразительной стороны музыки, довольно скоро ку-кольно-ифантильная танцевальность сменяется все нарастающей агрессивностью.
Неостановимое, постепенно хроматизиру-ющееся движение приобретает все более гротескный характер, предвосхищая знаменитый трагический гротеск Скерцо более поздних произведений Шостаковича. В первой кульминации Скерцо, когда мелодическое развитие практически исчерпывает свой ресурс и в оркестре слышна почти хаотически колышащаяся масса, вступают ударные, не оставляя никакого сомнения в характере звучности. Это агрессивная, надвигающаяся на слушателя махина, образованная каскадом хроматических пассажей, высшей точкой которой является 14-ти голосная имитация. В сравнении с лаконичным, компактным, почти тезисным Скерцо Первой симфонии, тема Второй как таковая предстает в некоем «распылённом» по всему разделу виде. Кульминационную точку в данном эпизоде ставит оглушительный удар литавр 1 т. Вслед за чрезвычайно драматическим монологом четырех валторн in aria последовательные попытки оформления тематического материала сходят на нет.
Завершающее данный раздел соло скрипки на фоне жутковато звучащих трелей у скрипок и альтов по характеру мало вяжется с отображением победоносного пробуждения светлых сил. Скорее, данная кода создает явственное ощущение, что на наших глазах жизнь покидает данную территорию, так и не обосновавшись на ней. Обращает на себя внимание сходство приемов, которыми композитор завершает I раздел Пролога и Скерцо. И в том и в другом случае Шостакович недвусмысленно указывает на исчерпанность на данном этапе интонационного развития: в завершении Пролога - возвращением в сугубо схематическом виде исходной интонации ум. В заключении скерцозного раздела -удар литавр - тоже своего рода схема. Итог интонационного развития так и не становится его результатом.
Двукратное обращение к этому драматургическому приему никак не свидетельствует о его спонтанности. Кроме того, обращает на себя внимание зеркальная регистровая «зарифмованность» окончаний I раздела Пролога и Скерцо. В первом случае все завершается уходом в крайне низкий, с трудом различимый слухом регистр контрабасов и тубы, во втором - поступенное движение солирующей скрипки растворяется в безвоздушном пространстве стратосферы. Начало Финала содержит очередную драматургическую загадку Второй симфонии. Исследователи единодушны в негативной оценке Финала, а также в «немотивированности» его появления. Между тем, именно в Финале становится очевидным все более увеличивающийся зазор между внешним, сюжетным и внутренним драматургическими планами произведения.
Также как в Скерцо, Финал возвращает движение к его исходной точке. Но, в от-личае от Пролога и Скерцо, это движение в Финале предваряется неким событием, роль которого здесь выполняет Фабричный гудок. Таким образом, два обстоятельства конкретизируют замысел «Посвящения Октябрю» в его Финальном разделе: 1 текст Безыменского; 2 событие-толчок, дающее начало движению. Внешне все выглядит более чем подобающе идее «приуроченного» сочинения: хор с патриотическим текстом, мажор, логичное, объяснимое начало и т. На деле же эта «политзаказная» символика является лишь средством камуфлирования факта окончательного расхождения с ней символикой по смыслу собственно музыкального содержания. Существенна начальная интонация хора - «Мы шли»!
На этот раз - произнесённая, причём - в один из ключевых мотивов Симфонии. Этой же идее служит и звук гудка, открывающий Финальную часть Второй симфонии. Поначалу он и в самом деле выполняет роль «толчкового импульса». Но затем, когда гудок, возвращаясь вновь, прорывает оркестровую ткань, становится очевидной его континуальная роль.
Впервые исполнена Ленинградским филармоническим оркестром и Академией хоровой капеллы под управлением Николая Малько 5 ноября 1927 года. Шостакович позже вернулся к событиям революции в его Двенадцатой симфонии с подзаголовком «1917 год». Структура Симфония состоит из двух частей общей продолжительностью около 20 минут: Largo Хор: «Октябрю» на слова А. Безыменского Обзор Вторая и Третья симфонии Шостаковича часто подвергались критике за их явно экспериментальный характер и преобладание не свойственных композитору агитационно-пропагандистских элементов, использованных в хоровых финалах.
По прошествии значительного периода времени Шостакович признался, что среди своих пятнадцати симфоний Вторую и Третью он считает неудовлетворительными.
Однако атмосфера в концертном зале царила торжественная: там, несмотря на опасность авиаудара, даже горели люстры. А пока музыканты играли, артиллеристы по приказу командующего Ленинградским фронтом Леонида Говорова подавляли огонь с немецкой стороны. Эта операция получила название «Шквал». Также по теме Ген жизни: учёные заинтересовались долголетием бывших блокадников Осенью 1941 года, 75 лет назад, началась блокада Ленинграда.
Команда исследователей из Санкт-Петербурга давно занимается изучением... В Ленинграде симфония транслировалась по громкоговорителям и по радио. Её слышал и неприятель. Немцев шокировал тот факт, что блокадники живы и воодушевлены. Торжество гуманизма Воодушевление действительно в тот и последующие дни передавалось от одного жителя города к другому и возрождало в людях силу духа и веру в победу.
Не зря посетивший мартовскую премьеру скрипач, дирижёр Давид Ойстрах назвал музыку Шостаковича «пророческим утверждением победы над фашизмом», «поэтическим обобщением патриотических чувств народа, его веры в торжество гуманизма и света». Максимов Весной 1942 года впервые услышала Седьмую симфонию поэтесса Ольга Берггольц. Но, убив облегчающие душу слёзы, горе не убило в нас жизни.
Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская»
Агитационный отдел музсектора Госиздата заказал Шостаковичу симфонию, посвященную десятилетию Октябрьской революции. В самом центре Санкт-Петербурга, на Стрелке Васильевского острова, состоялся торжественный концерт, приуроченный к 80-летию со дня первого исполнения Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде. Дворцовый мост разведут раньше обычного 9 августа под произведение композитора Дмитрия Шостаковича.
В Петербурге дали концерт к 80-летию премьеры Симфонии №7 Шостаковича
Оркестр здесь в основном аккомпанирует хору, поющему точнее, скандирующему стихи Безыменского. Торжественное исполнение состоялось накануне праздника — 6 ноября 1927 г. Исполнение было успешным, но дальнейшую судьбу симфонии счастливой назвать нельзя. Ее часто обходят вниманием дирижеры, с удовольствием исполняющие другие симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Не в чести она и у музыковедов, многие из которых спешат объявить ее «неудачей» композитора, упрекая его в «неожиданной примитивности» и даже «искусственности» финала. Впрочем, композитор впоследствии и сам утверждал, что эта симфония и следующая — « Первомайская » — ему не удались. Тем не менее, Вторая симфония заслуживает того, чтобы присмотреться к ней пристально.
Это был весьма смелый особенно для того времени эксперимент — сочетание в одном произведении тональности и атональности. Интересна она и как музыкальное воплощение такого сложного социально-психологического явления, как массовое движение — и Октябрьская революция, которой посвящена симфония, была лишь одним его примером.
Музыка этого раздела отличается четкой фактурой — аккордовой или имитационно-подголосочной, ясным ощущением тональности. Теперь оркестр просто аккомпанирует пению. Фото "Большевик". Художник Борис Кустодиев 1878-1927. Государственная Третьяковская галерея в Москве. Последние записи:.
Чтобы напитаться энергией, постараться понять, что переживали люди, которые вынесли на себе горечь утрат, голод и холод, люди, которые выстояли и победили.
Особые слова благодарности губернатор адресовал Министру культуры Российской Федерации Ольге Любимовой, которая поддержала инициативу проведения мероприятия. Благодаря ее поддержке и работе большой команды стала возможной прямая трансляция концерта во всех виртуальных концертных залах страны.
А вечером возле Ростральных колонн на Стрелке Васильевского острова пройдёт концерт. Начнётся концерт в 21:30. Вход свободный.
Путин назвал Седьмую Ленинградскую симфонию Шостаковича примером большого искусства
Но и в любой другой день это произведение на генетическом уровне пробуждает нашу память о тех трагических днях, и, что удивительно, в этой музыке, написанной в самом начале войны, звучит уверенность в грядущей победе. Поэтому для меня сегодняшнее исполнение — невероятная мера ответственности. И эта ответственность вдвое сильнее ещё и потому, что в России я впервые дирижирую это сочинение Шостаковича — прежде я исполнял его довольно часто, но только за рубежом.
Организатор фестиваля — Самарский академический театр оперы и балета имени Дмитрия Шостаковича Шостакович Опера Балет , при поддержке Правительства Самарской области. Автор концепции и художественный руководитель — Алексей Трифонов. Почетные сопредседатели художественного совета фестиваля — Ирина Шостакович и Максим Шостакович.
Там работа над симфонией была продолжена. Её исполнил оркестр Большого театра под управлением С. Инициатором и организатором исполнения Седьмой симфонии в блокадном Ленинграде был главный дирижёр Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета К. В июле специальным самолётом партитура была доставлена в осаждённый город, начались репетиции. Музыкантов искали как в самом Ленинграде, так и на ближайшей передовой. Дирижёр К. Элиасберг 9 августа 1942 года в переполненном зале Ленинградской филармонии состоялось долгожданное исполнение Седьмой симфонии. Артиллеристам, защищавшим город, был отдан приказ командующего Ленинградским фронтом Л.
Появляющаяся через несколько минут главная тема первой части — тема нашествия, является пассакальей траурным шествием или танцем на инверсированную тему «Болеро» Равеля. Существует конспирологическая теория о том, что основой стало не «Болеро» Равеля, а мелодия гимна Советского Союза, но она не имеет подтверждения ни со стороны исторических источников, ни со стороны исследований музыковедов. Вряд ли здесь можно дать однозначный ответ. Скорее всего, и то, и другое, и третье вместе, не всякую музыку можно точно и подробно перевести в слова. Но это не относится к четвертой части этой симфонии. В финале звучит сарабанда первоначально — танец, а потом похоронное шествие , воспевающая тех, кто погиб за мир.
Путин: Седьмая симфония Шостаковича вызывает сильные чувства и в новых поколениях
В гербовом зале Эрмитажа прозвучала 12-я симфония Шостаковича. В изданных произведения Шостаковича также имеется путаница: фирмой EMI выпущен цикл симфоний, куда включен известнейший вальс Шостаковича, обозначенный как Вальс из Второй сюиты для джаз-оркестра. Главная» Новости» Шостакович концерт 2 ноты. 5 марта 1942 года в Куйбышеве состоялась Премьера 7 симфонии Дмитрия Шостаковича Но с особым нетерпением свою Седьмую симфонию ждали в блокадном Ленинграде. Шостакович смог дать новое развитие симфонии — этой довольно старой для искусства форме (два века — большой срок, это все равно что сказать новое слово в сонете). Главная» Новости» Шостакович концерт 2 ноты.
Эту музыку не остановить
- Симфония войны
- Последние события
- Дмитрий Шостакович
- Другие альбомы исполнителя
В День памяти и скорби в НОВАТе прозвучала Седьмая «Ленинградская» симфония Шостаковича
И ныне Александр Лазарев еще раз доказал, что симфония эта — во многих отношениях шедевр. Вопреки проявившемуся у маэстро в последние десятилетия пристрастию к крупному штриху, в его интерпретации Одиннадцатой симфонии присутствовал широчайший спектр динамических оттенков. При этом все нарастания, все кульминации были тщательно подготовлены. Кроме того, Лазарев, чье вдохновение порой уносит его и слушателей в неведомые дали, на сей раз целиком и полностью следовал в русле авторской драматургии. В первой части «Дворцовая площадь» слушатели почти физически ощущали постепенно сгущающуюся предгрозовую атмосферу, внутренние содрогания вулкана, вот-вот готового извергнуть лаву. Слышался, казалось, даже лязг оружия, которое скоро будет пущено в ход… Во второй части «9 января» , где накопившееся напряжение выплеснется наружу, а мирное шествие утопят в крови, маэстро, как и в двух последующих, не позволял себе никаких перехлестов, отнюдь не будучи в то же время эмоционально нейтральным. Пафоса тоже хватало, но — в меру. И главное послание композитора — насилие, как бумеранг, за каждым «кровавым воскресеньем» рано или поздно следуют события, подобные тем, что произошли в 1917—18 годах, — считывалось четко и внятно. Зал оценил это в полной мере — как, впрочем, и качество игры РНМСО, — устроив по окончании симфонии такие овации, какие нечасто услышишь после произведений, не относящихся к разряду классических хитов. А вот заявленного в названии цикла диалога так и не возникло: Шостаковичу требуются совсем иные собеседники.
Такие, например, как Малер. Или — Рахманинов, диалог с которым состоялся на той же неделе уже в камерном формате. Двадцатилетний Рахманинов назвал свое трио «Памяти великого художника», имея в виду Чайковского, у которого в свою очередь есть трио с аналогичным названием, посвященное Николаю Рубинштейну. Таким образом сам Рахманинов вступил здесь в диалог со своим учителем и кумиром. Шостакович, чье музыкантское становление совпало с расцветом рахманиновского творчества, не мог не испытать на себе его воздействия. Свое второе трио, написанное в годы Великой Отечественной войны, он посвятил памяти безвременно ушедшего друга, блистательного музыковеда-просветителя Ивана Соллертинского. Два трио, посвященные памяти конкретных людей и встретившиеся в одной программе, — здесь диалог просто не мог не возникнуть. А вот юношеское трио Шостаковича, написанное в шестнадцатилетнем возрасте, могло бы вступить в диалог, скорее, не с Рахманиновым, а, например, с Брукнером и австро-немецким романтизмом в целом.
Как сообщал «Русский мир», концерт в Пловдиве вошёл в программу «Музыка мира», которая приурочена к 75-летию Победы. Его проводит фонд культурных и образовательных программ «Открытое море».
Организаторы отметили, что симфония Шостаковича уже стала главной музыкальной темой проекта. В рамках проекта «Музыка мира» накануне Дня Победы симфонию исполнили больше сотни музыкантов, входящие в состав оркестра Baltic Sea Philharmonic. В творческом коллективе выступают российские музыканты, вместе с ними играют представители балтийских республик и европейских стран. Каждый из ста восьми музыкантов, оставаясь в самоизоляции у себя дома, подготовил запись первой части Седьмой симфонии как в видео-, так и в аудиоварианте.
В основе тематического развития в Симфонии лежит появившийся в первом разделе вступления тетрахорд в объеме ум.
Превращаясь, порой, в энгармонически равное заполнение б. Шостакович постепенно раздвигает границы начального мотива сначала до объема тритона, а затем мелодическая последовательность в объеме ум. Вступления тубы, тромбона, валторны и трубы представляют собой следующий этап кристаллизации трагической интонации, с которой началась симфония. Стремление к «кристаллизации» довольно противоречиво сочетается с другим важнейшим свойством интонационного развития Пролога - ни одна интонация, ни одно тематическое образование не предстанут во Второй симфонии в структурно завершенном виде. В заключении первого раздела Пролога наступает фаза временного интонационного исчерпания.
Шостакович возвращается к исходной интонации. Предварительный процесс кристаллизации мотива-инварианта завершен. Но каким странным образом - в виде схемы. Следующий раздел Пролога - революционный марш - жанр, блистательно претворенный Шостаковичем в Первой симфонии, где в первой части также появилась тема, адресующая нас к революционной песне-маршу ц. Что мешало Шостаковичу сочинить подобную тему во Второй симфонии?
Уж не отвращение ли к стихам Безыменского? Разумеется, нет! Этот маршевый эпизод есть все та же, пытающаяся оформиться теперь ритмически, смутная и мрачная стихия, представленная в начале симфонии. За такт до ц. В момент, когда в судьбе этого мотива намечается своего рода местная кульминация, у валторн ц.
Завершается пролог мощным tutti, построенном на трезвучии Ges-Dur4. Этот почти внезапный прорыв диатоники предвосхищает диатоническое начало Скерцо. Открывающий основную часть скерцозного раздела симфонии материал солирующей срипки написан в тональности С-Dur! Но, достаточно вспомнить сколько потом будет у Шостаковича таких мажоров, искусственный свет которых не имеет тени и не дает тепла [7, с. Начало им положено в «Посвящении Октябрю».
Две главные особенности тематизма Скерцо разрушают стройность навязываемой произведению схемы. Во-первых, как и в Прологе, видим процесс постоянного интонационного обновления в отсутствие мало-мальски структурно оформленного материала. Та же, что и в I разделе симфонии попытка самоорганизации приводит лишь к «кристаллизации» ритмического инварианта. Во-вторых, что касается выразительной стороны музыки, довольно скоро ку-кольно-ифантильная танцевальность сменяется все нарастающей агрессивностью. Неостановимое, постепенно хроматизиру-ющееся движение приобретает все более гротескный характер, предвосхищая знаменитый трагический гротеск Скерцо более поздних произведений Шостаковича.
В первой кульминации Скерцо, когда мелодическое развитие практически исчерпывает свой ресурс и в оркестре слышна почти хаотически колышащаяся масса, вступают ударные, не оставляя никакого сомнения в характере звучности. Это агрессивная, надвигающаяся на слушателя махина, образованная каскадом хроматических пассажей, высшей точкой которой является 14-ти голосная имитация. В сравнении с лаконичным, компактным, почти тезисным Скерцо Первой симфонии, тема Второй как таковая предстает в некоем «распылённом» по всему разделу виде. Кульминационную точку в данном эпизоде ставит оглушительный удар литавр 1 т. Вслед за чрезвычайно драматическим монологом четырех валторн in aria последовательные попытки оформления тематического материала сходят на нет.
Завершающее данный раздел соло скрипки на фоне жутковато звучащих трелей у скрипок и альтов по характеру мало вяжется с отображением победоносного пробуждения светлых сил. Скорее, данная кода создает явственное ощущение, что на наших глазах жизнь покидает данную территорию, так и не обосновавшись на ней. Обращает на себя внимание сходство приемов, которыми композитор завершает I раздел Пролога и Скерцо. И в том и в другом случае Шостакович недвусмысленно указывает на исчерпанность на данном этапе интонационного развития: в завершении Пролога - возвращением в сугубо схематическом виде исходной интонации ум. В заключении скерцозного раздела -удар литавр - тоже своего рода схема.
Итог интонационного развития так и не становится его результатом. Двукратное обращение к этому драматургическому приему никак не свидетельствует о его спонтанности. Кроме того, обращает на себя внимание зеркальная регистровая «зарифмованность» окончаний I раздела Пролога и Скерцо. В первом случае все завершается уходом в крайне низкий, с трудом различимый слухом регистр контрабасов и тубы, во втором - поступенное движение солирующей скрипки растворяется в безвоздушном пространстве стратосферы. Начало Финала содержит очередную драматургическую загадку Второй симфонии.
Исследователи единодушны в негативной оценке Финала, а также в «немотивированности» его появления. Между тем, именно в Финале становится очевидным все более увеличивающийся зазор между внешним, сюжетным и внутренним драматургическими планами произведения. Также как в Скерцо, Финал возвращает движение к его исходной точке. Но, в от-личае от Пролога и Скерцо, это движение в Финале предваряется неким событием, роль которого здесь выполняет Фабричный гудок.
Как Дмитрий Шостакович писал Седьмую симфонию в блокадном Ленинграде и как готовили ее исполнение? В каком городе симфония прозвучала впервые? Был ли международный резонанс?