7 октября 1998 года на аукционе русского искусства Sotheby's состоялась сенсационная продажа монументального полотна Николая Рериха «Сокровище ангелов».
Книга (аналит. описание): "Сокровище ангелов" Николая Рериха
Смотрите онлайн короткое видео (shorts) «СОКРОВИЩЕ АНГЕЛОВ НИКОЛАЙ РЕРИХ» на канале «Шнейвас Борис» в хорошем качестве, опубликованное 6 ноября 2023 г. 19:57, длительностью 00:00:46, на видеохостинге RUTUBE. «Сокровище Ангелов» повешено там, где когда-то мечтал его иметь Нуця, закрыв оба окна, наверху «Вечер» на такой же стене, закрывая окна. 98 фото | Фото и картинки - сборники. 98 фото | Фото и картинки - сборники.
«Рериховский век» в городе на Неве
Провенанс картины 'Сокровище Ангелов'. Кроме того, Тенишевой принадлежала небольшая работа Рериха 1904 года «Архангел», которую считают эскизом к «Сокровищу ангелов». 7 октября 1998 года на аукционе русского искусства Sotheby's состоялась сенсационная продажа монументального полотна Николая Рериха «Сокровище ангелов». Сокровище ангелов. Николай Рерих. Автор видео: Борис Шнейвас 13-04-2024 | | 12330 | Продолжительность: 08:8:8.
В апогее красоты. «Сокровище Ангелов» Николая Рериха
Сокровище ангелов. Николай Рерих | «Сокровище Ангелов», созданное в том же 1905 году. |
Откройте свой Мир! | Считается, что «Сокровище» художник написал для усыпальницы князя Вячеслава Тенишева, изобразив краеугольный камень мироздания, заключающий добро и зло, который охраняют ангелы. |
Сокровище ангелов рерих картина | 3. Картина Николая Рериха “Сокровище ангелов”. |
7 шедевров Николая Рериха, которые нужно знать (КАРТИНЫ) | В живописном наследии Николая Константиновича Рериха квинтэссенцией творческого прорыва к возвышенным сферам прославления Нетварного Света стало монументально-декоративное полотно «Сокровище Ангелов». |
Сокровище ангелов - инфографика, характеристики, композиция. | символы чего начертаны на камне». |
Сокровища ангелов картина рерих - 98 фото
Так маленькие камни «пещерного человека» заворожили его мечту. Впоследствии любовь к ним придала совершенно особый оттенок его исканиям примитивных форм. Это обнаруживается очень ясно в его декоративных композициях, в графических работах и даже в самой манере письма. Между холстами Рериха есть тонко обласканные кистью, бархатные ковры с обдуманной выпиской деталей. Но есть написанные густо, тяжелыми, слоистыми мазками: они кажутся высеченными в каменных красках. И во всем стиле его рисунка, упрощенного иногда до парадоксальной смелости, как будто чувствуется нажим каменного резца. С этой точки зрения искусство Рериха гораздо ближе к примитивизму Гогена, чем к народническому проникновению кого-нибудь из русских мастеров. Но Гоген — сын юга, влюбленный в солнечную наготу тропического дикаря. Подобно финляндским примитивистам, Рерих — сын севера. Каменный север — в его живописи: суровость, угрюмая сила, нерадостная определенность линий, цвета, тона.
И если иногда его картины, особенно ранние, неприятно темны, то причину надо искать не в случайном влиянии В. Васнецова или Куинджи под руководством которого он начал работать , но в сумрачном веянии сказки, околдовавшей его душу. И если в его картинах вообще нет светлого полдня и так редко вспыхивают солнечные лучи, то потому, что образы являлись к нему из хмурых гробниц времени. Солнце — улыбка действительности. Солнце — от жизни. Думы о мертвом рождаются в сумраке. Точно замкнул себя волшебным кругом, где все необычайно, как в недобром сне. Темное крыло темного бога над ним. Нам жутко.
Нерадостны эти тусклые, почти бескрасочные пейзажи в тонах тяжелых, как свинец, — мертвые, сказочные просторы, будто воспоминания о берегах, над которыми не восходят зори; и когда загораются в них яркие пятна и нежные просветы, мы видим не солнце, а мерцания драгоценных камней и перламутровых раковин на дне подводных пещер. И нам понятно, почему одна из лучших картин Рериха — «Зловещие»: черные птицы у моря, неподвижные вороны на серых камнях, пугающие мысль недоброй сказкой. То же зловещее молчание идет от большинства картин. Перед ними не хочется говорить громко. На шумных выставках они кажутся из иного мира. Древние, холодные полумраки севера — недобрые шепоты темного бога. Ими овеяны не только люди и звери и сообщница их, природа; святые и ангелы Рериха так же странно нерадостны, почти демоничны. В его религиозных композициях отсутствует все умиленное, светлое, благостно-невинное; пламя христианства погашено мрачной языческой ворожбой.
В Петербурге он создал свои замечательные живописные работы, принесшие ему известность.
Здесь он общался со многими выдающимися деятелями русской культуры - художниками, поэтами, учеными. В городе сохранилось много памятных мест, связанных с жизнью и деятельностью Рериха.
Рерих создал величественное полотно «Магомет на горе Хира», на котором изобразил этого Огненного Вестника. Впоследствии художником было написано ещё два варианта картины — в 1932 и 1938 году. Рерих изображал Ангелов на многих своих картинах: «Архангел с птицами» 1905 , «Сокровище Ангелов» 1905 , «Ангелы у престола» 1906 , «Святой Михаил Архистратиг» 1906 , «Два Архангела» 1907 и другие. Она «изображена сидящей на троне без традиционного младенца на руках. Основание трона опирается на незыблемую твердь земную, которую омывает "река жизни". К ногам Царицы, борясь с бурными волнами, устремляются в утлых челнах люди. Голова Владычицы достигает надземных сфер, и Ангелы славят Её. Роспись венчает шествие пророков, поклоняющихся кресту»18. Грандиозна по своему замыслу и картина Н. Рериха «Сокровище Ангелов», сюжет которой художник объяснял так: «Ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, в котором заключено и добро и зло, — символы чего начертаны на камне»19. На одной стороне его «изображён распятый Христос, на другой же его стороне — змей и дракон»20. В 1912 году художник написал картину «Меч мужества», на которой изображён Ангел, принёсший меч спящим воинам, чтобы пробудить их для предстоящей битвы и вдохнуть в них дух мужества. В своём стихотворении «Пророк»21 Пушкин описывает явление шестикрылого Серафима: Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый Серафим На перепутье мне явился; Перстами лёгкими как сон Моих зениц коснулся он: Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний Ангелов полёт, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный, и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнём, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей». Над всеми ангельскими чинами стоит Святой Архангел Михаил, Предводитель Небесного Воинства, почитание которого восходит к самым древним временам. По значению слова, Михаил есть Ангел, обладающий необыкновенной, беспримерной духовной силой. Архангел Михаил изображается в доспехах, вооружённый копьём или мечом. Во времена вражеских нашествий русские города всегда защищала Царица Небесная с Воинством ангельских сил во главе с Архангелом Михаилом. Они приставлены для хранения каждого из нас... Верующие молитвенно обращались к Ангелам. Вот одно такое воззвание: Ангеле Божий, Хранителю мой святый, На соблюдение мне от Бога С небеси данный, Прилежно молю Тя — Ты мя днесь просвети, И от всякого зла сохрани, На благое деяние настави, И на путь спасения направи. В Учении Живой Этики сказано: «Осознание Высших Сил даётся не в школах, не извне, но именно живёт в сердце, будучи самым краеугольным воспоминанием жизни Тонкого Мира. Можно сказать — будьте благословенны, которые сохранили в сердце самое Прекрасное. Люди сказали в неведении — сон подобен смерти. Нужно от малых лет твердить, что сон называется беседою с Ангелами»23. Каждый, кто слышал о великом служении, должен помнить, что недостойное деяние кому-то причинит боль. Старые наставницы говорили детям, совершившим недостойную шалость: "Твой Ангел заплачет", и такое напоминание должно было доходить до глубины сердца. Действительно, каждое недоброе действие заставляет кого-то страдать»24. В народе говорилось — «доброму делу и Ангелы небесные радуются». Святой Исаак Сирин сказал: «Когда мы в покое — демоны веселятся, а когда в трудах — Ангелы радуются»25. Какими же качествами обладают Ангелы? Мы очень часто в нашей речи употребляем слово «ангельский» как прилагательное к каким-то высоким качествам — ангельская любовь, ангельская доброта, ангельская кротость, ангельское терпение, ангельская чистота, ангельское смирение, ангельская красота.
До сих пор Галина Вишневская с трудом называет выставленные на торги вещи этим громким и, наверное, обязывающим словом. Покупались красивые, напоминающие родину предметы. Заполняли парижский дом в попытке придать ему хотя бы отголосок покинутой страны. Поэтому сугубо русское, поэтому такое разное, но все как будто на одну тему. Несколько произведений действительно музейного уровня — цены соответствующие, но много совсем недорогих вещей, которые, по оценкам экспертов, могут заинтересовать не столько коллекционеров, сколько почитателей таланта знаменитых музыкантов. Впрочем, надо отметить, что коллекция выставляется не целиком. Оставили самое дорогое сердцу, конечно, а не кошельку , например, уникальное собрание музыкальных рукописей — детище Ростроповича. К тому же часть вещей уже была продана раньше, без особой шумихи. Несколько из представленных работ действительно высочайшего значения и уровня. Самым значительным лотом эксперты единодушно называют «Лики России» Бориса Григорьева эстимейт 1 млн. Эту картину, написанную в 1921 году после переезда Григорьева из Берлина в Париж, и сам художник считал одой из самых важных и никогда с ней не расставался. Даже закрепил на специальной разборной основе, чтобы упростить перевозку на выставки. Кроме нее на торги выставлены еще шесть работ Григорьева, в том числе очень выразительный «Автопортрет» 200—300 тыс. Не менее значительный экспонат коллекции — «Сокровище ангелов» Николая Рериха 1905 года эстимейт 800 тыс. Полотно, на котором ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, заключающий в себе добро и зло, вероятно, связано с неосуществленными росписями храма в Талашкине.
Богатый славой. Вопреки
Все апокалиптические произведения Рериха – это образы бушующего, разгоревшегося Армагеддона и явлений Ангела последнего. 48. фото: полномочные представители 21 страны американского континента подписывают пакт рериха об охране сокровищ культуры, вашингтон, 15/04/1935. Сокровище ангелов (картина) — Рерих Н.К. (Часть 1). Там была выставлена картина Н.К. Рериха «Сокровище Ангелов». Сокровище Ангелов приобрели в свое время Вишневская: «купленную на «сотбис» четырехметровую картину рериха «сокровище ангелов» мы с трудом занесли в нашу квартиру — пришлось разобрать фрамугу над дверью».
Выставка «Николай Рерих» в Новой Третьяковке
Кроме того, Тенишевой принадлежала небольшая работа Рериха 1904 года «Архангел», которую считают эскизом к «Сокровищу ангелов». Интересные факты о создании картины «Сокровище ангелов (Николай Рерих)» и ее смысл. «Сокровище Ангелов» повешено там, где когда-то мечтал его иметь Нуця, закрыв оба окна, наверху «Вечер» на такой же стене, закрывая окна. Сокровище Ангелов. 1905. Холст, масло, темпера.
"Сокровище Ангелов" Н.К. Рериха
На переднем плане, рядом с предводителем ангельских воинств, иконографически схожим с образом архангела Михаила, художник написал «краеугольный камень», памятник древних викингов. Еллингский камень является свидетельством возникновения Дании как государства, относится к эпохе перехода скандинавов от язычества к христианству. Он установлен королем Харальдом Синезубым не ранее 965 года с надписью, гласящей о крещении датчан. Рерих глубоко интересовался этим периодом истории и взаимосвязью скандинавского и славянского искусства.
Неслучайно он появляется и в апокалипти- чески озаренном каменном нагромождении одной из наиболее эсхатологических по звучанию композиций «Героической сюиты» «Спрятанное сокровище» вариант названия: «Клад захороненный», 1917, Музей Николая Рериха, Нью-Йорк , и в сияющем огненным дыханием духа «камне мудрости» на седле несущего это «Сокровище Мира» коня «Сокровище Мира - Чинтамани», серия «Его страна», 1924, Музей Николая Рериха, Нью-Йорк , возникающего затем как символ космической гармонии в овеянной розово-голубым прозрачным светом композиции «Конь счастья» 1925, Нижегородский государственный художественный музей , входящей в живописную сюиту художника о приходе Мессии в Азию «Майтрейя» 1925, Нижегородский государственный художественный музей. Примечательно и то, что ставшее концептуально «краеугольным», программным в творчестве художника полотно «Сокровище Ангелов», принадлежавшее Елене Ивановне Рерих, находилось в Музее Николая Рериха в Нью-Йорке открыт 17 ноября 1923 года , украшая центральную лестницу[34]. У Рериха был особый, отличный от других русских художников эпохи символизма круг тем, связанный с архаическими славяно-скандинавскими, «варяжскими» пластами истории Древней Руси, что изначально действительно было навеяно серьезными занятиями археологией. Сюжетная сторона творчества художника опиралась на внутренние, «архаические» слои его интересов как историка, археолога, одаренного поэтической интуицией мыслителя[35] причем если перенести этот научный потенциал в сравнительную с художеством область, то характеристика «археолог-охотник» имеет прямое отношение к темпераменту Рериха, упорного и деятельного. Научная проработка материала сопутствовала формированию образной системы Рериха на протяжении всей его жизни, позволяя синтезировать знания в образы. Так, например, в сохранившемся в Русском музее альбоме Рериха с записями об археологических раскопках[36] можно найти зарисовки курганов, абрис которых, стилизованный под узор, получил новую ипостась образной жизни в трансформированных пейзажных мотивах символистских работ художника, в частности в картинах «Заклятие земное» 1907, ГРМ , «Залив» 1917, Костромской историко-архитектурный и художественный музей-заповедник , отдельных эскизах декораций «Половецкого стана» к опере «Князь Игорь» 1908-1909.
Здесь стоит вспомнить и реальные натурно-практические опыты художника, связанные с его поездками: сначала от Ладоги до Новгорода 1899 , а затем по старинным городам России, путешествие по которым легло в основу высокохудожественной серии архитектурных этюдов 1903-1904 годов[37]. Однако, отдавая должное научным интересам Рериха, следует отметить, что интуиция постижения прошлого а память о родовом синкретичном язычески-христианском начале прошлого оказывалась незавершенной с течением столетий в процессе творческого воплощения замысла уводила художника от сухой фактографии в область поэтического мифологизма, задачи которого сводились к созданию образно убедительного, «аутентичного» внутреннему представлению о старине визуального произведения. Примечательно, что этот новый механизм отражения прошлого сквозь призму современного мироощущения отметил уже Николай Гумилев в упомянутой выше статье о выставке нового русского искусства в Париже, «королем» которой, по мнению поэта, стал именно Рерих: «Устроители хотели здесь представить ту часть русского искусства, которая занимается воскрешением старинного стиля, что еще интереснее, старинной жизни. Поэтому здесь старательно изгнан элемент антикварности или подражательности, и художники еще раз хорошо доказали мысль, что тот, кто действительно поймет и полюбит русскую старину, найдет ее только в своем воображении»[38]. Поиск «неподдающейся формулы убедительности» в «художественном понимании дела старины»[39] вел Рериха, как и других мастеров модерна, в частности художников «Мира искусства», не под землю, а устремлял ввысь, в ту поэтическую область, которая над землей[40]. В искусстве эпохи модерна обе грани художественного постижения темы прошлого - историческая и поэтическая - объединялись творческим началом лирической веры в значимость душевной жизни личности. Именно этот «метафизический произвол души», основанный на чуткой интуиции подобий, это «душевное напряжение слуха и зренья», как охарактеризовал творческий процесс А. Толстой, строки которого приведены Рерихом в его «Очерке русского художества в 1896 году»[41], будет одним из ведущих голосов в постижении незримой истории в искусстве начала XX века. Родство между визуальным и вербальным выражением поэтической системы образов было на творческом уровне освоено как художниками модерна, так и поэтами, писателями, что, в частности, подтверждает сближение Рериха с организованной Сергеем Городецким группой «Краса» 1915 , в которую входил Алексей Ремизов и Вячеслав Иванов.
Отметим, что и музыка играла большую роль в эмоциональной жизни Рериха, который мог бы назвать себя не только «природным ницшеанцем», но и «природным вагнерианцем». Лихтман писала в очерке «Рерих в музыке»: «... Весь Парсифаль, и Валькирия, и полный набор других вагнеровских опер сопровождали художника во всех его странствиях»[42]. Это нашло прямое отражение и в работах мастера, причем не только в конкретных тематических композициях, сюжетно связанных с музыкальными постановками эскизы декораций к опере Р. Вагнера «Тристан и Изольда», 1912, Государственный центральный театральный музей имени А. Бахрушина, Москва , но и в вагнеровской теории повторяющихся лейтмотивов в нашем случае - визуальных , а также в самой формотворческой логике - в склонности мыслить сериями, в которых «ряд картин подчинен одной сущности»[43]. На протяжении всей жизни Рерих постоянно развивал эту идею, задумав множество циклов воплотившихся полностью или частично. Приведем названия лишь некоторых из них при этом отметим, что близкие по семантике и иконографии мотивы варьируются Рерихом и вне серий : «Начало Руси. Славяне» 1897-1902 , цикл работ на общую тему «Древняя Русь» 1900-е , «Богатырский фриз» 1910 , «Карельская сюита» 1917 , «Героическая серия» авторское название - «Heroica» сюита, 1917 , серия «Вечные всадники» 1918 , живописная сюита «Мечты мудрости» 1920 ; «Sanrta» «Святые», 1922 , серия «Мессия» 1923 ; притчевые по характеру - «Его страна» 1924 , «Зарождение тайн» 1924 , «Тибетский путь» 1924 , «Сикким» 1924 , «Знамена Востока» 19241925 , «Майтрейя» 1925 ; пейзажные серии с элементами динамичного символико-цветового абстрактного начала в трактовке природных стихий - «Океан» 1922 , «Гималаи» 1924 , «Святыни и твердыни» 1925 ; и другие.
В основе художественного мышления Рериха лежала циклическая модель восприятия времени, что было одним из главных структурообразующих начал визуально-семантической системы стиля модерн. Руководившие художниками этого времени творческие принципы стержневые элементы в формировании их образного мира были напрямую связаны с поэтическими аспектами восприятия настоящего как духовно насыщенной целостности, замкнутой герметичной в своем единении с прошлым сферы, ориентированной не столько на горизонтальное земное движение в будущее, сколько на вертикаль устремленности в божественную бесконечность: «Пока цепляемся за нити, идущие в высоту, - мы счастливы и живы»[44]. Был ли модерн, знаменовавший собой пластический эквивалент внутренних чаяний рубежа XIX-XX столетий, очередным созидающим прекрасное великим заблуждением, как и все преходящие усилия человека придать стилистическую форму времени и удержать в ней чувствуемую за жизнью глубину, - тема философского размышления. Подлинные интенции искусства в творчестве любого крупного мастера по сути область неуловимого, однако индивидуальный путь к этому неуловимому восстановим по тем визуальным приметам, что сгруппированы временем в произведениях разных периодов жизни художника. В настоящей статье «хотелось только намекнуть, что мы видим, что мы слышим»[45] при встрече с искусством Рериха по существу его главной идеи. Одна из «призм» восприятия визуальной поэтики Рериха показывает то, что именно образы, берущие свои истоки в России эпохи модерна, стали темой постоянных внутренних возвращений художника, позволявших обрести собственную мелодически узнаваемую интонацию, индивидуальный лад, служивший основанием в «странническом» пути его творческих поисков. Почти все итоговые визуально-поэтические и пластические качества образного мира Рериха были заложены в его искусстве уже в эпоху модерна, причем не только заложены, но и развиты на материале тем и сюжетов, характерных для неоромантических и символистских интересов времени. Общая же динамика становления художественного языка Рериха связана с движением его мышления от исторического аспекта выражения времени к философскому, от стихийного чувства природы к универсальному космизму, проявленному с помощью реалистических мотивов, но, в силу цветовой и ритмической трактовки, порой захватывающих с силой абстрактной поэзии, что очевидно при рассмотрении горных облачно-горных пейзажей художника, созданных в 1920-1940-х годах. Наряду с натурно узнаваемыми или интерпретированными в притчевом духе изображениями камней, заливов и гор у Рериха есть такие образы, которые, как в совершенных абстрактных композициях, прорываются за постижимые зрением пределы, словно говоря, что в визуально или вербально отраженных впечатлениях есть та высшая мера бесконечности, которой нет у земных морей, гор, вообще у всех тех поэтически притягательных физических высот, которые лишь намекают о возможности жизни в бесконечном.
В этом и заключается уникальное, выраженное в художественной форме на примере разных иконографических мотивов личное высказывание Рериха о живущем в человеке Абсолютном начале. Рерих Н. Малларме С. Песни Мальдорора. Эрнст С. Далее: Эрнст С. Размер листа: 19 x 14,5. Подробнее о списках работ Рериха и их количестве, колеблющемся между 55007000, см. Далее: Балтрушайтис Ю.
Внутренние приметы. Сочинения в стихах и прозе: Сборник. В приведенных на русском языке вариантах названия серии «Sancta» отражены разные версии его возможного перевода. Рерих не зафиксировал точного авторского русскоязычного наименования серии в отличие от названий работ, входящих в нее , именно поэтому, исходя из смысловых и языковых особенностей латинского и английского языков, возможны разные переводы общего названия серии, что, однако, не меняет концептуальную сущность замысла в противоположность модифицированным переводам названий картин. Указанные без квадратных скобок названия картин серии с конструкцией «И мы... Николай Рерих. Творческий путь Николая Рериха. Однако существуют авторские, с нашей точки зрения более точные, особенно в контексте смысловых аспектов поэтики цикла, варианты наименований, которые приведены нами в тексте в квадратных скобках. Они были записаны самим Н.
Рерихом на русском языке в составленном им авторском списке картин за 1917-1924 годы архив Музея Николая Рериха, Нью-Йорк. При этом название самой серии было написано Рерихом на латыни и английском Sancta Series. Картины поименованы Рерихом следующим образом нумерация начиналась с цифры 3, так как циклу предшествовали две другие самостоятельные работы 1922 года : «3. И открываем. И труждаемся. И не убоимся. И продолжаем лов.
А выше опять ангелы. Это сильная, большая вещь… Киевская мысль. Александр Бенуа Рерих на выставке «Салона»... Несмотря на свои недостатки, она более достойна поступить в национальное хранилище, нежели подавляющее большинство того, что там красуется. Красота и звучность её тона, удачная близость её к непринуждённым композициям старинной иконописи, переливы красок, напоминающие серебристые колокола или мягкую торжественность хора, сообщают этой картине исключительную прелесть, и в современном отделе музея она, разумеется, играла бы большую облагораживающую роль, несколько подняла бы всё то поругание искусства, какое раздаётся со стен этого отдела. Ещё раз скажу: место этой красивой декорации в музее. Но всё же, это только декорация, это нечто такое, что можно бы назвать — гениальной бутафорией. Верить вот этому я уже не могу. Когда стоишь в старинных церквах, то веришь в тайную внутреннюю жизнь написанных по сводам и стенам чудес. Кажется, что неподвижность их мнимая, показная или завороженная. Опустеет на ночь храм, и эти сонмы святых и сил небесных задвигаются, станут служить литургии, запоют осанны или завопят анафемы. Да и глядя на них, всё чудится, что они как-то живут, что есть между ними общение, что в плоских их перспективах есть какие-то нескончаемые дали, в которых они реют по особым законам. Рерих лишь очень талантливо «имитирует» эти настроения, но нет у него главного: ни магической силы видения, ни хотя бы того, что было в Иванове — а именно страстной духовной жажды разгадать Тайну, напиться живой воды. Всё религиозное искусство Рериха — чистый эстетизм, а для меня, исключительно эстетичный подход к области религиозных откровений — представляется прямо кощунственным. Красивая декорация Рериха должна бы висеть на радость глазам в музее, но и я бы первый протестовал против помещения её в храме 32. Спешу, впрочем, оговориться: если уж выбирать, то я бесконечно предпочитаю поверхностные, но декоративно-прекрасные «фрески» Рериха всему тому богохульству, которое так нагло располагается на стенах упадочных наших церквей. В имитациях Рериха есть всё же отражение настоящего искусства, а в том, чем принято «украшать» огромное большинство храмов, видно только отражение корысти ремесленников, да глупого чванства «благодетелей». Станюкович Петербургские выставки Сезон 1908—1909 года... И если в архангелах Кирилловского монастыря билась мятежная душа Врубеля, то в холодных стражах «Сокровища ангелов» не потенцирован и иссушён умом и исследованием гений Рериха. Выставка «Салон»... Такою же своеобразностью отличается и огромное панно «Сокровище ангелов», воспроизводимое в настоящем номере «Огонька». Рерих Общее содержание моего эскиза для стенописи усыпальницы «Сокровище ангелов»: ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, в котором заключено и добро, и зло, — символы чего начертаны на камне. Рерих [факсимиле] Огонёк. Рериха «Сокровище ангелов». Лазаревский Из художественной хроники... Большое полотно Рериха — эскиз церковной фрески «Сокровище ангелов» — производит сильное впечатление; оно выдержано по колориту и композиции. И бдительно стерегут его ангелы, ибо если что случится с этим камнем, то наступит конец мира. Это сильно прочувствованное художником произведение привлекает и завораживает своей мистической красотою. Вестник Европы. У стен многобашенного райского кремля молчаливой ратью стоят ширококрылые полки ангельские, внизу мерцает черно-синий, горящий изумрудными отсветами камень с высеченным изображением Распятия, его стерегут два грозных ангела с копьями и щитами, кругом растут чудные деревья, на них сидят птицы-сирины... Это — «Сокровище ангелов». К наиболее известным произведениям Рериха на религиозные темы относятся исполненные в 1904 -1907 годах станковые композиции и эскизы для мозаик "Сокровище ангелов", "Борис и Глеб", "Апостолы Петр и Павел", "Архистратиг Михаил". Эти произведения созданы на основе тщательного изучения древнерусской живописи. Для них характерны старые иконописные принципы композиции, плоскостность изображения, сочетания трех-четырех цветов. Описание картины Впервые картина «Сокровище Ангелов» была выставлена на вернисаже петербургского «Салона» в 1908 году, став «красивейшей религиозной декорацией» на выставке и породив вокруг себя жаркие споры. Сам художник называл ее «частью эскиза стенописи усыпальницы». Под стать росписи или мозаике храма, полотно размером 3,3 на 3,6 метра - проект росписи усыпальницы для храма в Талашкино. Широко популярный журнал «Огонек» воспроизвел это панно на своих страницах. Редакция пригласила Рериха оставить пояснительный автограф к его картине. Начав свое путешествие за рубежом с туманного Альбиона в том же 1908, картина переместилась за океан и демонстрировалась в городах Соединенных Штатов Америки: Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго, Сан-Франциско, Денвере, Канзас-Сити, не вернувшись ни разу с тех пор на родину. Рерих не сочиняет своего Камня с символами добра и зла, а обращается к известному историческому памятнику. В качестве прототипа краеугольного камня мироздания художник взял уникальный шедевр искусства викингов - Йеллингский камень. Эта массивная глыба высотой 2,5 метра была воздвигнута примерно в 986 г. Кусок гранита с красными прожилками из Йеллинга представляет собой трехгранную пирамиду. На ее центральной плоскости изображено Распятие, на правой боковой грани выбита руническая надпись, а левую боковую грань украшает великолепная резьба - стилизованный лев, стоящий на трех лапах, и охватившая его тело кольцами змея. Вселенский смысл изображения на камне проявляется благодаря выбранной Рерихом цветовой характеристике. Художник отошел от нанесенной в свое время тонировки и окрасил его палитрой космического пространства - иссиня-черной с изумрудно-сапфировыми блестками. Мы видим как бы осколок далекого звездного неба или сгущенную на много порядков межгалактическую материю. К открытию своей Лондонской выставки 1908 Рерих написал пояснительную легенду к эскизу своей настенной фрески. Это самое полное ее описание, опубликованное в столичной газете «Слово». За стенами, по широкой долине в тубы трубят. Все спокойно, и добро, и зло. На нем мир стоит. Бытие все на камне узорами начертано. Архистратиг сам у камня дозор ведет. От усталости не помнит себя, а все сторожит. Непутевый не разбил бы их сокровище. Без сокровища-камня - разлетятся ангелы. Всем конец придет. Весь озарён светом Божиим стоит град избранных. А страж его — великий ангел: как свет, одежда светлая и распростёрты крылья белые, копьё в руках. Там с праведными сирины вкушают золотые яблоки, поют песни песневые, утешая святых угодников. Там ни печали, ни воздыхания. Там жизнь бесконечная. Долог, труден путь протягливый до рая пресветлого. Много было великих подвижников, много было званых на пир в пресветлый рай, и не увидели они света Божия, неизбранные, не дошли они до камня рубежного, где сторожит великий ангел; как свет, одежда светлая, и распростёрты крылья белые, копьё в руках. Кому же открыты врата райские? И кто избранный из позванных? Чистое сердце кипенное, творящее волю Божию, — от Бога избрано, — сердце, в туге измаявшееся, — от Бога избрано, — сердце раненное, — от Бога избрано, — сердце открытое к беде людской и горестям, — от Бога избрано, — сердце обрадованное, благословляющее, — от Бога избрано, — сердце униженное, — от Бога избрано, — сердце, от обиды изнывшее, — от Бога избрано, — сердце, пламенное правды ради, — от Бога избрано, — сердце, измучившееся о неправде нашей, — от Бога избрано, — сердце кроткое, — от Бога избрано, — сердце, готовое принять и последний грех ради света Божьего, ради чистоты на трудной земле в сём свете жестоком, — от Бога избрано, — сердце великое Матери Света, Богородицы, восхотевшей с нами мыкаться, с нами горевать и мучится, с нами, последними, с нами, обречёнными, — вот сердце от Бога избранное, вот кому открыты врата райские [26, с. Художник, не знаю почему, позже уничтожил эту картину, производившую на меня большое впечатление. Мог ли Н. Рерих придать такие выражения ликам ангелов? Как видно из названия, художник лелеял мечту сделать фреску на эту тему, придавая ей большое значение. Картина представляет собой огромное, почти квадратное по форме полотно, площадью около семи квадратных метров. Ангелы в торжественном молчании охраняют его. Рядом — древо жизни с птицами на ветвях. По-видимому, Рерих изобразил в этой картине легендарный камень Чинтамани Шантамани , носитель неисследованных космических энергий, о которых повествуют сказания народов Индии и Тибета. Легенда о камне связана с Шамбалой, о которой Рерих узнал из различных источников... Держава Рериха. Религиозным темам посвящены несколько картин Рериха. Наиболее известные среди них — «Сокровище ангелов» 1905 и «Пещное действо» 1907. К картине « Сокровище ангелов» художником была написана пояснительная легенда: «... Всем конец придёт»25. Беликов в статье о Н. Рерихе так охарактеризовал его творчество, посвящённое Древней Руси: «Строгий научный подход и большой талант художника, схватывающего жизненные явления в едином обобщённом художественном образе, определили неповторимое своеобразие искусства Рериха. Начав с исторического жанра, который на заре ХХ века насчитывал немало имён прославленных русских художников, Рерих сумел внести в него нечто принципиально новое. Таким новым, чисто рериховским, было осмысление истории как бесконечного процесса развития творческого духа народа. Поэтому, в отличие от многих современников... О литературном наследстве Н. Выставка проходила в помещениях Первого Кадетского корпуса — Меншиковском дворце. Там была выставлена картина Н. Рериха «Сокровище Ангелов». Сам художник назвал ее «частью эскиза стенописи усыпальницы». Поговаривали, что будет и вторая половина эскиза. Это похоже на истину, на обрывчатом крае в левом углу панно — усеченная фигура ангела. Еще один охранитель Сокровища. Картина написана Рерихом в 1905 году начата в 1904м. Однако понадобилось около четырех лет раздумий, чтобы она предстала на суд отечественного зрителя. Мелькнули, конечно, отзывы в «Золотом Руне», как только высохло на холсте масло. Репортажи из мастерской Рериха в Академии художеств. И тем не менее, публичное представление картины в России состоялось много позже. Заграница — отдельная история. Почему так? Что же это за работа, окутанная неизвестностью и молвой... Быть может, на ней и правда обозначилась какая то тайна... Рерих обещал Тенишевой разрезать «Ангелов» на части — в письме от 2 апреля 1905 го. Еще один художественный гений Алексей Ремизов, восхищенный «Сокровищем Ангелов», настойчиво поминает о распростертых! И тот и другой ошиблись?! Быть может, случилось невероятное и был нарисован новый вариант картины. Существовал же самый первый эскиз «Архангел», который приобрела в свою коллекцию княгиня Мария Тенишева. Все три, возможно, составляли нераздельную троицу «Ангелов». Кто знает... Невзирая на догадки, истории известно только единственное полновесное творение Рериха, тенишевский эскиз не в счет. Оно появилось на выставке в числе других 44 х произведений художника, занимавших целиком одну из «комнат Меншикова». Волна художественного интереса прокатилась по провинции. Открывались отдельные передвижные выставки. Успех был закономерный. Газеты наперебой освещали ход выставки, называя ее «бесспорно самой значительной и красивой выставкой сезона». Размер холста — 3,3 на 3,6 метра. Ни панно, ни картина — под стать росписи или мозаике храма. Потом так и оказалось — роспись усыпальницы для храма в Талашкино. И по сути своей она ангелична. Первое впечатление, быстрый взгляд — сильный свет. Множества нимбов сияют как солнца. Можно насчитать не меньше 108 золотых ободов. Разве только у Андрея Рублева встретишь легионы святости. Но то церковные фрески, другое дело — живопись. Этим светом залиты расплавленно аквамариновые склоны холмов. На них безликие ангелы воины с копьями в руках стерегут Сокровище мира. За их спинами, вверху, еще большее число незримых крылатых защитников. Они строем выходят из ворот неземного града — райского Кремля или небесного Иерусалима. В окнах, за каждым зубцом стен — нимбы и нимбы... Внизу, на переднем плане — три главных святыни. Огромный камень, верховный ангел и древо жизни. На черном камне, почти в человеческий или, точнее, в ангельский рост, начертаны священные знаки. В них заключена тайна бытия. Ангел с опущенными темными крыльями, с грозовыми очами, грозными и беспощадными, охраняет этот камень. В его правой руке копье, нацеленное вверх, в любой момент готовое к бою. В левой — длинный узкий щит, доходящий до сердца; нижним концом он упирается в ногу, сливается с ней воедино. Руками и ногами ангельскими — такова формула творящего таинства. Позже Рерих утвердил другую — «Руками и ногами человеческими». Вкруг камня и ангела растет сад деревьев. Узорная крона райских растений. Она кольцом обвивает Охраняющего Сокровище. На главном, наибольшем дереве — сирины, птицы с женскими лицами. Они молчаливо вещуют, внемлют тайне камня. В «Салоне» были выставлены: «Древняя жизнь», «Бой» кстати, приобретенный Третьяковской галереей в Москве ; поэтические композиции на сюжеты Метерлинка «Принцесса Мален», «Слепые»; эскизы декораций к «Валькирии», «Снегурочке», к мистерии «Три волхва». Но именно «Ангелы» Рериха стали «красивейшей религиозной декорацией» на выставке. Вокруг картины разгорелись жаркие споры. Сыпались упреки Академии художеств и Музею Александра III, что «они не купили большой религиозной декорации Рериха», ибо «она более достойна поступить в национальное хранилище, нежели подавляющее большинство того, что там красуется». Неповторимое своеобразие — главный аргумент издателей и критиков. В этой сдержанности великие чары Рериха. В том, что картина Рериха не попала прямо с выставки «Салона» в национальные запасники, большой беды нет. В Серебряный век так много рассыпано было сокровищ искусства, что главное «Сокровище» могли и не заметить. Ведь не даром же три года картина в России не выставлялась вообще. На первой заграничной выставке художника в Праге, в конце 1905 года, для этой картины не нашлось подходящего места. Слишком велика оказалась по размеру. Но по каталогам столица Чехии считается местом ее первого экспонирования. Зато попал в экспозицию «Архангел» 1904. Он стал именоваться эскизом к «Сокровищу Ангелов». Большой друг Рериха, тогда начинающий журналист и драматург, Милош Мартен написал художнику из Праги. Что называется, по свежим впечатлениям. Свои мысли о выставке Мартен изложил в журнале «Дило» 1906. В прессе появились и другие статьи. Пражские журналы вели соперничество, кто первый поместит репродукцию «Архангела». Эскиз «Архангел» достался княгине М. Собственно, весь сюжет с «Сокровищем» и предназначался для ее храма Духа Святого в Талашкино. Княгиня начала строить церковь в своем имении еще в 1900 году. Первоначально новая церковь закладывалась под именем Преображения Господня. В 1903 году умер муж Тенишевой, и она, видимо, принялась обустраивать усыпальницу. Именно тогда завязывается ее дружба с Рерихом. Одновременно появляются сюжеты для стенописи и создается эскиз — так называл его художник — «Сокровище Ангелов».
В раздел "Святость" вошли образы святых и подвижников, в том числе знаменитая картина "Пантелеймон-целитель" 1916, Государственная Третьяковская галерея. А в разделе "Бой земной и небесный" представлены произведения, особое внимание в которых сосредоточено на изображении неба. В основу архитектурного решения второй части экспозиции положен круг — аллегория колеса сансары. Одно из центральных мест здесь занимает серия "Майтрейя" 1925, Нижегородский государственный художественный музей , написанная Рерихом во время Центрально-Азиатской экспедиции. Разделы "Путь индийский", "Гималаи", "Криптограммы Востока" представлены картинами странствий "Великая стена" 1935 , "Твердыни Тибета" 1931-1932, обе — Государственный музей искусства народов Востока , "Меч Гэссэр-хана" начало 1930-х , "Тень Учителя. Тибет" 1932, обе — Государственная Третьяковская галерея , "Кришна" 1946, Государственный Русский музей и серией гималайских этюдов. Третья часть выставки посвящена работе Рериха в театре. В этой части выставки впервые в процессе реставрации будет показан публике задник к легендарному балету на музыку А. Бородина "Половецкие пляски" — созданный по эскизам Рериха "Половецкий стан". Голубейко сконструировал и изготовил уникальную валовую конструкцию, позволяющую реставрировать это крупноформатное произведение в вертикальном положении. Возвращение подобного раритета, свидетеля блистательных выступлений "Русских балетов" С. Дягилева, а затем и "Русского балета колонеля де Базиля", наследовавшего традиции, репертуар, исполнительский состав и декорационную базу дягилевских сезонов, станет значимым культурным событием.