Декларация и договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик была подписана 30 декабря 1922 года. причины, проекты, договор. Предпосылки образования.
Предпосылки и этапы образования СССР
Началось активное развитие некоторых отсталых районов России: в Среднюю Азию, в Закавказские республики переводились фабрики, заводы, строились железные дороги, проводились линии электропередач, туда направлялись квалифицированные специалисты. Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Другие территории, например, Бессарабия, перешли под контроль Румынии.
Большевики делали большую ставку на всемирную революцию. Спойлер: она не произошла и никогда не произойдет. Но к концу 1922 года кусок старой Российской империи оказался прижатым кучкой советских республик.
Удержать все эти территории вместе было нелегко. Речь шла о сохранении старых экономических связей и чувства культурного и этнического единства. Общность военных и политических интересов в войне против Белой армии и интервентов также была большой частью головоломки.
Кроме того, тот факт, что советские институты были довольно популярны в разных частях страны и среди национальных республик, входящих в единую РКП б , помогал поддерживать единство. Всех их объединяла мечта о построении социалистического общества. Поэтому неудивительно, что идея объединения через создание единого государства стала выходить на первый план.
Основные этапы объединения Но давайте немного замедлимся и рассмотрим хронологию событий чуточку подробнее. Затем в феврале 1922 года был заключен дипломатический союз: Советская Россия получила право представлять интересы других республик на международной конференции в Генуе. Представители советских республик, которые не были приглашены на конференцию, получили возможность войти в состав российской делегации через правительство РСФСР.
Этот шаг, наряду с требованием Центрального комитета Коммунистической партии Украины дать четкое определение отношениям между всеми советскими республиками, открыл путь к созданию государства нового типа.
История 1. Причиной создания СССР стали внешнеполитические процессы. Другой причиной образования СССР были экономические связи между территориями бывшей Российской империи. Так, географическое положение республик, входящих в состав СССР, обусловливало необходимость в заключении торговых сделок и создании хозяйственных связей.
Все это проще делать, находясь в составе одного государства.
За счет создания федеративного образования можно было решить массу проблем. Прежде всего, оно способствовало объединению ресурсов всего Закавказья транспортные, природные и прочие для их использования в интересах целого государства. Центр хотел полностью взять под контроль ситуацию в стратегически значимом регионе, однако большевицкие национальные элиты зачастую обладали общим влиянием и принимали независимые решения.
Необходимо было создавать национальные структуры для того, чтобы понижать статус, а также возможности национальных большевицких лидеров. Закавказскую федерацию создали накануне возникновения СССР. По докладу Сталина, Пленум КЦ 18 декабря 1922 года обсудил проект союзного договора, а также принял решение о его отверждении в советском порядке. Сталин с докладом об образовании союзного государства.
Сталин предлагал утвердить Договор образования СССР, а также его Декларацию, тем самым открыв новую главу в истории развития человечества. Процесс создания нового союзного государства должен был ознаменовать окончательный разрыв с прошлым. Новое образованное государство было создано не как унитарное, а как союз отдельных национальных республик, что было закреплено в новом названии государства — Союз Советских Социалистических Республик СССР. Большевики, которые были верны лозунгу «права наций на самоопределение», в основу союзного государства заложили национальный принцип.
У республик были сохранены все атрибуты государственности — собственные совнаркомы, ЦИКи, наркоматы, ЦК национальных компартий и прочее. При этом, некоторая часть полномочий была передана центральным органам власти. Характерным является то, что на русских не распространялись требования национальной программы большевиков. В процессе подготовки образования СССР, а также в процессе его становления, проводились дискуссии о государственности русских.
Мнения большевицких лидеров были противоречивыми. С одной стороны, некоторые из них выступали за право наций на самостоятельное самоопределение, но с другой — они хотели образовать большие государства с сохранением интересов классовой борьбы рабочих, а также благодаря переходу к социализму. В практической реализации это порождало определенную двойственность. Двойственность проявлялась в признании права на существование национальных республик Белорусской, Украинской и прочих с одной стороны, и создание РСФСР, Закавказской Федерации несмотря на то, что Грузия этому упорно сопротивлялась с другой.
Данные противоречия, несмотря ни на что, обусловили гибкость в вопросе национальности, однако интересы русских, как отдельного народа, никогда не принимались в расчет. Несмотря на наличие дискуссий, которые продолжались до 1925 года, вопрос о наличии русской государственности так и не был решен. Данный вопросы при всем желании не мог получить позитивного разрешения. Даже само наличие дискуссии только демонстрировало, что у большевиков не было представления о специфике России, а все вопросы, связанные с национально-государственным устройством страны они решали при заведомой ориентировке на собственные интересы, без просчета отдаленных последствий.
Замечание 6 Русские на протяжении столетий расселялись по всем территориям большой страны: они жили и в Киргизии, и на Кавказе, и в Башкирии, и на территориях заполярной тундры. Делая акцент на национальной государственности, большевицкие лидеры под русскоязычное население закладывала настоящую бомбу, которая в современном обществе просто взорвалась. Благодаря неоднородному составу населения, на российских территориях был невозможно создать национальную государственность даже в ограниченных формах автономия, федерация. Государства должны выстраиваться в соответствии с принципами равных прав и гражданства, вне зависимости от национальности.
В противном случае угрозы конфликтов на почве национальности, а также национального неравенства и дискриминации по признаку национальности будут возникать регулярно, что, впоследствии, может приводить к гражданским войнам.
Каковы причины образования СССР
Именно благодаря созданию Союза Советских Социалистических республик произошло укрепление геополитического положения бывшей империи, а также, несмотря на все негативные последствия, новое государство в большинстве своем отвечало традициям. Причины и предпосылки образования СССР. В ходе Первой мировой и гражданской войн независимыми стали Эстония, Литва, Латвия, Польша, Финляндия, Белоруссия, Украина, Тува. История государства СССР — существовавшего с 30 декабря 1922 года по 25 декабря 1991 года на территории Восточной Европы, Северной Азии, части Центральной и Восточной Азии. Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик, утвержденная I съездом Советов СССР 30 декабря 1922 года и принятая II съездом Советов СССР 31 января 1924-го.
Образование СССР и международное значение этого события
Бразды правления огромной территорией перешли к идеологически сплочённой верхушке, мечтающей разрушить привычный государственный порядок и как можно шире распространить идеи коммунизма. По мнению экспертов, образование СССР можно считать логическим продолжением политики большевиков, решивших провести очередную «территориально-административную реформу». Мероприятие проходило в здании Большого театра в Москве. Для такого государства они определили общие принципы управления и центральные органы власти. Этот документ заложил фундамент первой советской Конституции 1924 года и оставался формально в силе вплоть до 1991 года», — отметил в беседе с RT кандидат исторических наук Александр Орлов.
В принятой декларации обозначались причины, принципы и цели объединения государств. Важнейшим принципом провозглашалось право народов на самоопределение, а конечной целью — создание Всемирного союза коммунистических республик. В течение следующих 35 лет СССР успешно претворял последний пункт жизнь, увеличив количество республик с 4 до 15. Это вело к разногласиям с Москвой, не желавшей лишаться монополии на власть.
В сложившихся условиях в ЦК появились два отличных друг от друга плана объединения советских республик. При этом власть Москвы и общероссийское законодательство распространялись бы на новые территории.
Проекты объединения. I Всесоюзный съезд Советов. Первая советская Конституция.
Это значило, что крестьянин мог продавать излишки зерна. Бедные вообще перестали быть налогоплательщиками. Теперь люди были заинтересованы в выращивании пшеницы. Законной стала частная торговля, прекращено формирование новых колхозов. Также были и негативные последствия: увеличивались цены на продукты, безработных стало в разы больше.
Правительство Ленина сразу провозгласило политику диктатуры пролетариата. Герб Советского Союза Окончательное превращение в тоталитарную страну произошло при Сталине в 1920-х. Большевистская стратегия заключалась в равенстве общества и ее распространении среди всех государств с помощью социалистической революции. Но фактически, советское правительство стремилось создать привилегированное объединение партийных руководителей.
Также на востоке страны была создана Дальневосточная республика, управление которой происходило из Читы. Средняя Азия на тот момент состояла из двух народных республик — Хорезмской и Бухарской. Этапы образования СССР.
С целью усиления централизации управления и концентрации ресурсов на фронтах гражданской войны, РСФСР, Белоруссия и Украина в июне 1919 года объединились в союз. От каждой республики были делегированы представители в состав государственных органов власти. Соглашение также предусматривало переподчинение некоторых республиканских отраслей промышленности, транспорта и финансов соответствующим наркоматам РСФСР. Это государственное новообразование вошло в историю под названием «договорная федерация». Её особенностью было то, что российские органы управления получили возможность функционировать как единственные представители верховной власти государства. При этом коммунистические партии республик вошли в состав РКП б всего лишь как областные партийные организации. Возникновение и нарастание конфронтации. Всё это в скором времени привело к возникновению разногласий между республиками и центром управления в Москве.
Ведь делегировав свои основные полномочия, республики лишились возможности самостоятельно принимать решения. При этом официально декларировалась независимость республик в сфере управления. Неопределённость в определении границ полномочий центра и республик послужила возникновению конфликтов и неразберихи. Иногда государственные органы власти выглядели нелепо, пытаясь привести к единому знаменателю народности, о традициях и культуре которых ничего не знали. Так, например, необходимость существования предмета по изучению Корана в школах Туркестана породило в октябре 1922 года острое противостояние между ВЦИК и Наркоматом по делам национальностей. Решения центральных органов в сфере экономики не находили должного понимания у республиканских властей и нередко приводили к саботажу. В августе 1922 года, с целью кардинально переломить сложившуюся ситуацию, Политбюро и Оргбюро ЦК РКП б рассмотрели вопрос «О взаимоотношениях РСФСР и независимых республик», создав комиссию, в состав которой вошли республиканские представители. Председателем комиссии был назначен В.
Комиссия поручила И. Сталину разработать проект «автономизации» республик.
В какие года и зачем образовался СССР? Вся суть его создания!
Как вы считаете, что лучше? Автор многих научных работ об истории Советского Союза. Нестабильная экономическая ситуация поставила вопрос про возможность большевиков удержать в своих руках власть. Политика военного коммунизма привела к восстаниям. Более организованным и опасным было восстания моряков, которое длилось больше недели. Содружество суверенных стран началось еще задолго до формирования СССР. Подыскивание новой формы государства было нелегким. Возникновение Союза происходило в тяжелых социально-экономических условиях, постоянных разногласиях и дискуссиях. Съезд партии большевиков, выступление Сталина Во время Съезда партий в 1921 обсуждали доклад Сталина, который касался национального вопроса.
Было акцентировано внимание на том, что нужно преодолеть неравенство народов во всех сферах.
В мире осталось множество заложенных большевиками до сих пор не урегулированных территориальных конфликтов — это Нагорный Карабах, Ферганская долина, Приднестровье и прочие. Разрушались традиционные ценности, были гонения на религию, преследования по религиозным мотивам, это было трагедией. Запрещались целые пласты литературы, российского и мирового культурного наследия.
Дети и взрослые были отрезаны от своих духовных и культурных корней», — подчеркнул Константин Долгов. Он добавил, что задача стояли — управлять и не дать объединиться на антибольшевистской основе. Поэтому сначала общество разъединяли, а потом объединяли искусственным образом — например, патриотизм заменили интернационализмом. Кроме того, был нанесен большой урон институту семьи, который мы преодолеваем до сих пор — в России сегодня очень много разводов.
Также существует мнение, что большевики дискредитировали проект построения социалистического государства на десятилетия вперед. По этой причине необдуманная внутренняя и внешняя политика могла отвернуть от СССР крупных союзников и сторонников — страны восточной Европы навсегда отказались от построения социализма и вместе с этим от дружбы с Россией. Как только распался Союз, ушли военно-идеологические скрепы, вся конструкция распалась мгновенно. Крепких основ Союза не было, и в этом смысле искусственное деление мира, а сама социализма идея была дискредитирована как в национальном, так и в народном плане», — согласился Долгов.
Мдивани и В. Ленин Ульянов. Рассматривая идею, предложенную Сталиным, следует отметить, что базис этого плана идея автономизации. Суть данной концепции заключалась в создании автономии, которая предоставляла бы возможность для самоуправления, а также право на самостоятельное решение внутренних задач. Гарантом же предоставления таких прав выступит Конституция.
Идея Мдивани заключалась в создании конфедерации, вследствие чего республики должны сохранить самостоятельность и независимость. Отношения между ними формируются на договорных началах. Предложение Ленина было основано на создании федеративного строя в новом государстве. При таком ведении государства, лидер большевиков намеревался присвоить равные права каждой республике. Достижение такой цели было возможно через подписание союзного договора на равноправном базисе.
При этом создавалась гарантия суверенности прав каждой из республик.
Об этом он заявил в разговоре с «Лентой. Историк отметил, что есть множество подходов к пониманию того, почему образовался СССР.
Однако он подчеркнул, что событие такого масштаба «сформировалось в недрах целой предшествующей эпохи». Однако 1913 год был верхом достижений Российской империи. И вот Россия на пике своего развития вдруг неожиданно рушится.
Образование СССР. История 10 класс. Видеоурок 9.1
Военно-политическое единство советских республик сыграло огромную роль в разгроме объединенных сил интервенции. Россия, Украина, Белоруссия, Грузия, Армения, Азербайджан заключили между собой военно-хозяйственные договоры. В феврале 1921 г. Кржижановским, также призванный руководить выполнением единого хозяйственного плана. В августе 1921 г.
С весны 1921 г. Ленина о хозяйственном объединении Грузии, Армении, Азербайджана началось создание Закавказской Федерации, организационно оформившейся в марте 1922 г. В феврале 1922 г. В нем приняли участие 2215 делегатов.
Самой многочисленной была российская делегация - 1727 человек. Декларация законодательно закрепляла принципы устройства союзного государства: добровольность, равноправие и сотрудничество на основе пролетарского интернационализма. Доступ в союз оставался открытым всем советским республикам. Договор определял порядок вхождения отдельных республик в состав СССР, право свободного выхода, компетенцию высших органов государственной власти.
Создавалось три вида комиссариатов союзные - иностранных дел, армии и флота, внешней торговли, путей сообщений, связи ; унифицированные на союзном и республиканском уровне ; республиканские внутренняя политика, юриспруденция, народное образование. Союзным органам передавались также полномочия по международной обороне границ, внутренней безопасности, планированию и бюджету. Провозглашая федеративный принцип устройства государства, Конституция СССР содержала в себе унитарные тенденции, поскольку, например, лишь декларировала и не оговаривала механизм выхода из состава СССР, поощряла вмешательство центра в дела республик ст. С конца 20-х гг.
Росло число союзных и союзно-республиканских наркоматов. С 1930 г. Произошла централизация судебной системы. Одновременно происходило ограничение законодательной инициативы республик в 1929 г.
В результате объем полномочий и прав Союза ССР по вопросам руководства промышленностью и финансами меняется в сторону их расширения, что явилось следствием ужесточения централизации управления.
Опираясь на подчиненный партийный аппарат, Сталин взял под контроль назначение и подбор кадров на важнейшие руководящие посты в партии и государстве. Советская политическая система рождается в 20-е гг, просуществовала до крушения СССР.
В 20-е гг происходит постепенное лишение Советов реальной власти. В 1-ю очередь из-за проблем с финансами и неоднозначных результатов выборов в 1925-26 гг. Увеличился бюджет ассигнований на нужды Советов, полномочия Советов.
Усиление партийного влияния в Советах. В 1926 г устанавливается практика, что в губернские обкомы должны входить Секретарь губернского исполкома. После 1928-29 гг — окончательное оформление однопартийной системы.
В 1921 г открытые репрессии против представителей других партий. В 1923-24 гг все партии, кроме РКП б прекращают свое существование. Состояние РКП б в 20-х гг — пагубные трансформации она правящая — после ГВ в партию увеличивается количество желающих вступить.
В 1924 г массовый ленинский призыв рабочих и крестьян в партию. К 1926 г в партии более 1 млн. Сращивание партии и государственного аппарата — партия принимает на себя не свойственные ей функции по управлению государством, экономикой.
В 1922 г в ЦК сформирован учетно-распределительный отдел, должность генерального секретаря — эти структуры определяют кадровую политику. С 1922 г начинается формирование номенклатуры —список должностей, назначение на которые производятся вышестоящие комитеты партии и лица их занимающие и члены их семей. Номенклатура, как определение социального строя, она определяет кастовую замкнутость.
Начинается оформление системы привилегий. Внешняя политика СССР 1921-28 гг. Центром принятия основных решений оставалось Политбюро ЦК.
Ленин выстраивал внешнюю политику на основе крайнего прагматизма — с 1-й стороны, провозглашалась готовность к мирному сосуществованию, сотрудничеству с несоветскими государствами в области экономики, с другой — оказывалась всяческая помощь коминтерновским государствам, призванным «двигать вперед мировую пролетарскую революцию». Ленин полагал, что правительства зарубежных стран в стремлении завоевать советский рынок откроют кредиты для России для поддержки коммунистической партии, снабжая Россию недостающими материалами и техникой, восстановят военную промышленность. Но руководители капиталистических стран не доверяли политики Ленина, они настраивали российскую белую эмиграцию на военные авантюры против неё.
Большие надежды при этом возлагались на возможное внутреннее перерождение правящего режима. Наиболее действенным побудительным мотивом к налаживанию «добрососедских» отношений была потребность в дешевом сырье, которым в избытке располагала наша страна. Проводниками советской внешней политики стали наркоматы иностранных дел и внешней торговли, иностранных отдел ГПУ, а также Исполком Коминтерна.
Успехи политики во многом были связаны с деятельностью Чичерина. С марта 1918 г до июля 1930 г он возглавлял НКИД, действовавший в силу разделения функций с другими ведомствами не «революционными», а только дипломатическими методами. Заключив к 1921 г мирные переговоры с Эстонией, Литой, Латвией и Финляндией, Советское государство положило начало длительному процессу своего дипломатического признания.
Советская республика получала право вводить туда свои войска в случае попыток других стран использовать иранскую территорию для нападения на РСФСР или её союзные государства. Однако при поддержке Антанты Польша добилась от Советской Украины и Советской Белоруссии присоединения их западных областей. Советско-Польская граница устанавливалась значительно восточнее «линии Керзона», которая в 1919 г предлагалась Верховным военным советом Антанты в качестве восточной границы Польши.
Стороны обязывались предоставить русским, белорусам, украинцам в Польше и полякам в РСФСР и УССР права, обеспечивающие свободное развитие их культуры, языка, выполнение религиозных обрядов. Нормализации отношений Советской России с зарубежьем способствовали торговые договоры, заключенные в 1921 г с Германией, Италией, Норвегией, Австрией. Это означало, что Британия фактически признала Советскую республику.
В окт. Предлагалась программа широкого сотрудничества между капиталистическими и социалистическими государствами в экономической, политической, культурной областях; невмешательства во внутренние дела; признания признаков ненападения; полного равноправия и взаимной выгоды; разрешения всех конфликтов мирным путем. Советская делегация внесла также предложения о всеобщем сокращении вооружений.
Литвинов заявил, что Россия, при условии получения кредита для восстановления хозяйства в размере 3,2 млрд золотых рублей и отказа стран Антанты от требований военных долгов, готова снять контрпретензии за ущерб, причиненных интервенцией, признать довоенные долги и реально компенсировать тех бывших иностранных собственников в России, которые не получат удовлетворения в форме концессий и участия в смешанных предприятиях. Условия, выставленные советской стороной, вновь оказались неприемлимыми для западных держав и конференция не принесла ощутимых результатов. Крупным успехом советской дипломатии в борьбе за установление мирных отношений с западными странами стал договор, заключенный в Рапалло во время Генуэзской конференции, между РСФСР и Германией — странами, находившимися после 1-й мировой войны в тяжелейшем экономическом положении в международной изоляции.
Он предусматривал немедленное восстановление в полном объеме дипломатических отношений; урегулирование всех спорных отношений между 2-мя странами путем взаимного отказа от претензий; развитие торговых, хозяйственных и правовых связей на основе принципа наибольшего благоприятствия. Стремясь поставить Россию в унизительное положение, представители Великобритании и Франции навязали участникам конференции конвенцию, допускающую свободный проход в Черное море не только торговых, но и военных судов любой страны мира, что создавало угрозу безопасности России и других причерноморских государств. СССР не ратифицировал конвенцию о режиме проливов.
На всем протяжении Лозаннской конференции предпринимались попытки устранить советскую делегацию от участия в её работе, нагнеталась антисоветская истерия. Этот конфликт был урегулирован только в 1927 г после «всемерного осуждения» теракта правительством Швейцарии. Английское правительство в ультимативной форме требовало: отказаться от антибританской пропаганды и отозвать советских полпредов из Ирана и Афганистана; выплатить компенсации в связи с арестом и расстрелом английских шпионов в 1920 г, а также незаконным якобы задержанием английских траулеров, занимавшихся ловлей рыбы в советских территориальных водах.
Английские эскадры намеревались войти в Черное, Белое и Балтийские моря. Нотой от 11 мая Советское правительство решительно отвергнутое измышления британских консерваторов. В июне 1923 г обе стороны заявили об исчерпанности конфликта.
А после прихода к власти в Британии лейбористов в янв. После публикации «письма Зиновьева», новое правительство Британии отказалось от ратификации англо-советского договора. Попытку восстановить дипломатические и экономические отношения с СССР в дек.
Условием выставлялась выплата довоенных долгов России. Советское правительство сочло эти требования неприемлимыми. В 1925-27 гг были налажены отношения с Японией; укреплены взаимовыгодные связи с Турцией, Афганистаном, Ираном.
В авг. Новое правительство Штрезмана, стремясь ликвидировать кризис в стране, взяло курс на отказ от «восточное ориентации» на Москву, начав искать пути сотрудничества с Францией. СССР начало подготовку революционного переворота в Германии.
По распоряжению Троцкого некоторые части КА начали выдвигаться к западным границам СССР, чтобы по 1-му приказу двинуться на помощь германскому пролетариату. Вооруженное восстание начали рабочие и портовики Гамбурга под руководством Компартии Германии 22 окт. Однако оно не было поддержано в других землях и уже через 2 дня жестоко подавлено армией и полицией.
Германии предоставлялся международный заем на суму 200 млн. Расчет был на то, что для уплаты репараций Германии потребуются новые рынки сбыта, которые она найдет в СССР, подрывая тем самым его индустриализацию. Учитывая это, Советский Союз добился ослабления антисоветской направленности Локарнских договоров, подписав 24 апр.
Эти договоренности создавали основу для развития экономических и военных связей, помогавших Германии обойти решения Версальской и Вашингтонской конференций, запрещавший ей иметь современную технически хорошо оснащенную армию. Германия получила согласие создавать на советской территории центры военно-учебной подготовки кадров и производство новейшего оружия. Германия предоставила Советскому Союзу кредит в 300 млн марок, что компенсировало трудности тайного военного сотрудничества 2-х стран.
В 1926 г СССР открыто поддержал забастовку английских шахтеров, перечислив в их фонды по линии профсоюзов 16 млн. В Москве была развернута антибританская компания под лозунгом «Наш ответ Чемберлену» с признаками всеобщего военного психоза закупки продовольствия на случай войны и пр. Этому способствовала Германия, министр иностранных дел которой заявил, что его страна осудит любую агрессию против Советского Союза и при необоснованных акциях не пропустит войска через свою территорию.
В марте 1926 г Чан Кайши разоружил воинские части, которыми командовали офицеры-коммунисты; арестовал их сторонников в Гоминдане; в фев. Расправился с восставшими в Кантоне и обрушил террор на коммунистов. Гоминьдановское правительство Китая приостановило дипломатические отношения с Советским Союзом и закрыло все советские дипломатические представительства, за исключением Маньчжурии и Восточного Туркестана.
Он предполагал обширную и явно невыполнимую программу: в течение года распустить все вооруженные силы; уничтожить имевшееся оружие; ликвидировать военно-морской флот и военную авиацию, крепости, морские и сухопутные базы, военные заводы; издать законы, отменяющие военную службу. В целом, в 20-е гг Советскому правительству удалось значительно укрепить международное положение СССР, обеспечить мирные условия для восстановления его экономики. В то же время громадные средства безрассудно, невзирая на нищенское существование основной массы страны, бросались в очаги всевозможных восстаний, национально-освободительных движений, на содержание разнообразных революционных организаций и экстремистского подполья по всему свету.
Необходимость модернизации советского общества. Поиски модели развития страны во 2-й пол. Модернизация — процесс превращения аграрного традиционного общества в индустриальное.
Мод-ция в СССР включала в себя 3 политики: индустриализацию, коллективизацию и культурную революцию. Период реализации 2-х первых пятилетних планов в истории СССР с 1 окт. В хозяйственной жизни на ряду с государственными участвовали капиталистические предприятия, кооперативы.
К окт. Промышленный рынок должен был превратить ввозящую машины и оборудование страну в производящую их. СССР вынужден был создавать военную промышленность, не рассчитывая на импорт стратегически важных товаров из капиталистических стран.
Основные средства для создания индустрии должна дать социалистически перестраиваемая деревня. Репрессии в это время представлялись необходимыми мерами. Это был 1-й путь продолжение нэпа — Бухарин, Рыков, Томский и др.
Победа Сталина и его сторонников над «правым уклоном» в партии открывала путь безудержному форсированию индустриализации и коллективизации. Несмотря на принятый закон о пятилетнем плане, Сталин уже через несколько недель добился увеличения его показателей. Вскоре после этого в стране началось своеобразное движение за то, кто «больше пообещает» в деле досрочного выполнения пятилетки.
В нояб. Для оказания помощи в организации колхозов было решено направить в деревню не менее 25 тыс. Сталин принимает решение ликвидировать класс кулачества как необходимое условие развития колхозов и совхозов.
Революционное нетерпение, энтузиазм масс, настроение штурмовщины, в определенной мере цинично эксплуатировались высшими руководителями страны. Причины модернизации: 1 необходимость повышения обороноспособности страны; 2 необходимость ликвидации технико-экономической отсталости. Политика «военного коммунизма» придала развитию экономики односторонний характер и стала тормозом расширенного воспроизводства.
В феврале - марте 1921 г. Возникла реальная угроза власти большевиков. Сущность нэпа 1921-1928.
Начало этой политике положило решение о замене продразверстки натуральным налогом, принятое на X съезде РКП б в марте 1921 г.
Read the Privacy and Cookie Policy I accept 1. Предпосылки образования СССР 1. Октябрьская революция 1917 г. Произошла дезинтеграция бывшего единого государственного пространства, просуществовавшего несколько веков. Большевистская идея мировой революции и создания в будущем Всемирной Федеративной Республики Советов форсировала новый объединительный процесс. Активную роль в развертывании объединительного движения сыграла РСФСР, власти которой были заинтересованы в восстановлении унитарного государства на территории бывшей Российской империи. В связи с победой советской власти на основной территории бывшей Российской империи возникла еще одна предпосылка объединительного процесса — единый характер политического строя диктатура пролетариата в форме Республики Советов , сходные черты организации государственной власти и управления.
В большинстве республик власть принадлежала национальным коммунистическим партиям, входившим в состав РКП б.
Замечание 3 Понимая факт того, что ЦК обязательно поддержит В. Ленина, И. Сталин официально не настаивал на собственной позиции. В рамках развернувшейся полемики В. Ленина и И. Сталина по вопросу системы объединения советских стран, формально выиграла позиция Ленина о федеративном устройстве союза. Доработанный проект системы предстоящего объединения окончательно был утвержден в ходе Пленума ЦК РКП б 6 октября 1922 года.
Каждой республике были гарантированы равные права внутри Союза Советских Социалистических республик, а также теоретически предоставлялось право на свободный выход из этого Союза. Проект создания единого союзного государства, который был разработан в Москве, был принят всеми национальными компартиями. Провозглашение создания союзного государства и особенности этого процесса Процесс подготовки официального провозглашения нового союзного государства был совершен по партийным каналам. Легитимность, законность, одобрение народа и подлинность этого процесса были обеспечены партийными структурами благодаря соответствующим органам. Постановление Комиссии Пленума ЦК РКП б от 21 ноября 1922 года содержало следующую информацию: «Предлагается ЦК компартиям независимых республик на предстоящих съездах Советов Украины, Белоруссии, Закавказья проведение Основ Конституции республиканского союза в качестве директивы для уполномоченных от этих республик делегаций в Москву на съезд Советов по заключению договора». Также в тексте предлагалось этим же национальным ЦК сделать так, чтобы все полномочные делегации снабдили мандатами для подписания Договора о Союзе Социалистических Советских республик. Как видно, центральными партийными органами большевиков было подготовлено всё для избегания любых неожиданностей. Замечание 4 На первый взгляд казалось, что советизация стран, совместно с подготовкой образования СССР позволяло решить любой вопрос.
Однако, В. Лениным настойчиво указывалось то, что Армения, Грузия и Азербайджан должны войти в состав союзного государства в качестве закавказской федерации. За счет создания федеративного образования можно было решить массу проблем. Прежде всего, оно способствовало объединению ресурсов всего Закавказья транспортные, природные и прочие для их использования в интересах целого государства. Центр хотел полностью взять под контроль ситуацию в стратегически значимом регионе, однако большевицкие национальные элиты зачастую обладали общим влиянием и принимали независимые решения. Необходимо было создавать национальные структуры для того, чтобы понижать статус, а также возможности национальных большевицких лидеров. Закавказскую федерацию создали накануне возникновения СССР. По докладу Сталина, Пленум КЦ 18 декабря 1922 года обсудил проект союзного договора, а также принял решение о его отверждении в советском порядке.
Сталин с докладом об образовании союзного государства. Сталин предлагал утвердить Договор образования СССР, а также его Декларацию, тем самым открыв новую главу в истории развития человечества. Процесс создания нового союзного государства должен был ознаменовать окончательный разрыв с прошлым. Новое образованное государство было создано не как унитарное, а как союз отдельных национальных республик, что было закреплено в новом названии государства — Союз Советских Социалистических Республик СССР. Большевики, которые были верны лозунгу «права наций на самоопределение», в основу союзного государства заложили национальный принцип.
В какие года и зачем образовался СССР? Вся суть его создания!
Причинами основания Советского Союза следует считать: Социалистическую революцию и провозглашение советской власти на большей территории бывшей Российской империи. Декларация и договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик была подписана 30 декабря 1922 года. Предпосылки образования СССР. "Со времени образования советских республик государства мира раскололись на два лагеря: лагерь капитализма и лагерь социализма. Там, в лагере капитализма — национальная вражда и неравенство, колониальное рабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы. В презентации рассказывается о предпосылках образования СССР, рассматриваются планы объединения территорий в единое государство. В статье кратко по пунктам раскрыты причины и предпосылки образования СССР в 1922 году.
Популярные статьи:
- Какие события и факторы привели к образованию СССР: основные предпосылки и их влияние
- Образование СССР. История 10 класс. Видеоурок 9.1
- Причины образования ссср егэ
- Проекты государственного объединения
- Что послужило предпосылкой создания СССР
- Предпосылки образования СССР
Создание СССР: причины образования и последствия
Причины (предпосылки) образования СССР: 1) План ГОЭЛРО, который предполагал объединение территории бывшей Российской империи на основе общей электрификации. Национальная политика в 1920-е гг.».?Содержание: 0:00 Вступление 0:18 Предпосылки и значение образования СССР 3:03 2 плана объединения 6:19 Образование СССР. Исследуются причины, которые привели к образованию Советского Союза. Основной предпосылкой к основанию Союза Советских Социалистических Республик (СССР) стал мощный сдвиг в общественном сознании, который начал формироваться после зарождения в России западных либеральных и социалистических идей, рассказал «».
Предпосылки возникновения ссср. Каковы причины образования ссср
В течение 1990 года подобные акты были приняты во всех союзных республиках. Декларация о государственном суверенитете РСФСР была принята 12 июня 1990 года I съездом народных депутатов республики. Во второй половине 1990 года руководство РСФСР во главе с председателем Верховного Совета Борисом Ельциным значительно расширило полномочия российского правительства, министерств и ведомств. Собственностью республики были объявлены находящиеся на ее территории предприятия, отделения союзных банков и др. Предусматривалось также, что все решения органов власти СССР вступают в силу в российской республике только после их ратификации местным Верховным Советом. За союзными органами власти сохранялся узкий объем полномочий: организация обороны и обеспечение государственной безопасности, выработка и осуществление внешней политики, разработка стратегии экономического развития и т. На съезде также было принято решение о проведении всесоюзного референдума о сохранении СССР "как обновленной федерации равноправных суверенных республик". Референдум состоялся 17 марта 1991 года. Армения, Грузия, Молдавия, Литва, Латвия и Эстония отказались от проведения плебисцита на своей территории.
По итогам референдума весной - летом 1991 года был разработан проект договора, предусматривающий образование Союза Советских Суверенных Республик в форме федерации с расширенными правами ее членов. Документ предполагал создание де-факто конфедеративного государства, в котором большинство полномочий передавалось республикам. Сфера ведения Союза практически полностью совпадала со сферой совместного ведения центра и республик, контроль за налоговыми поступлениями в центр осуществлялся республиками, не упоминался общесоюзный Госбанк, не были прописаны сроки принятия новой конституции и др. ВС СССР 12 июля одобрил подписание документа, однако оговорил ряд принципиальных поправок в его текст. В частности, речь шла о сохранении единой банковской системы СССР, а также оставлении в компетенции союзных властей независимых от республик каналов налоговых поступлений в итоге они не были включены в текст договора. Работа над документом получила название "новоогаревский процесс" по месту проведения переговоров резиденция президента СССР Ново-Огарево. Участие в них не принимали республики Прибалтики, а также Армения, Грузия и Молдавия.
Сталин с докладом об образовании союзного государства.
Сталин предлагал утвердить Договор образования СССР, а также его Декларацию, тем самым открыв новую главу в истории развития человечества. Процесс создания нового союзного государства должен был ознаменовать окончательный разрыв с прошлым. Новое образованное государство было создано не как унитарное, а как союз отдельных национальных республик, что было закреплено в новом названии государства — Союз Советских Социалистических Республик СССР. Большевики, которые были верны лозунгу «права наций на самоопределение», в основу союзного государства заложили национальный принцип. У республик были сохранены все атрибуты государственности — собственные совнаркомы, ЦИКи, наркоматы, ЦК национальных компартий и прочее. При этом, некоторая часть полномочий была передана центральным органам власти. Характерным является то, что на русских не распространялись требования национальной программы большевиков. В процессе подготовки образования СССР, а также в процессе его становления, проводились дискуссии о государственности русских.
Мнения большевицких лидеров были противоречивыми. С одной стороны, некоторые из них выступали за право наций на самостоятельное самоопределение, но с другой — они хотели образовать большие государства с сохранением интересов классовой борьбы рабочих, а также благодаря переходу к социализму. В практической реализации это порождало определенную двойственность. Двойственность проявлялась в признании права на существование национальных республик Белорусской, Украинской и прочих с одной стороны, и создание РСФСР, Закавказской Федерации несмотря на то, что Грузия этому упорно сопротивлялась с другой. Данные противоречия, несмотря ни на что, обусловили гибкость в вопросе национальности, однако интересы русских, как отдельного народа, никогда не принимались в расчет. Несмотря на наличие дискуссий, которые продолжались до 1925 года, вопрос о наличии русской государственности так и не был решен. Данный вопросы при всем желании не мог получить позитивного разрешения. Даже само наличие дискуссии только демонстрировало, что у большевиков не было представления о специфике России, а все вопросы, связанные с национально-государственным устройством страны они решали при заведомой ориентировке на собственные интересы, без просчета отдаленных последствий.
Замечание 6 Русские на протяжении столетий расселялись по всем территориям большой страны: они жили и в Киргизии, и на Кавказе, и в Башкирии, и на территориях заполярной тундры. Делая акцент на национальной государственности, большевицкие лидеры под русскоязычное население закладывала настоящую бомбу, которая в современном обществе просто взорвалась. Благодаря неоднородному составу населения, на российских территориях был невозможно создать национальную государственность даже в ограниченных формах автономия, федерация. Государства должны выстраиваться в соответствии с принципами равных прав и гражданства, вне зависимости от национальности. В противном случае угрозы конфликтов на почве национальности, а также национального неравенства и дискриминации по признаку национальности будут возникать регулярно, что, впоследствии, может приводить к гражданским войнам. В западно-европейских странах, которые исторически формировались в соответствии с принципом национального суверенитета, на протяжении длительного времени были относительно однородными в цивилизационном и этническом отношениях. Однако и эти страны, после похождения трудного пути, полного потрясений, а также общественных катаклизмов, пришли к тому, что государственное устройство должно базироваться на принципе гражданства с равными правами, с отказом от приоритетов национального суверенитета. Процессы образования страны не были окончательными, так как требовалась доработка и проработка Конституции СССР.
Проведение работы над единым проектом Конституции реализовывалось в сложных условиях. Ситуация перехода к НЭПу, в случае, если бы это стало долгим явлением, требовала перемен в управленческой системе, однако, дискуссии о разделении функций советского и партийного аппаратов не приносили никакого результата. Замечание 7 Запрет на наличие в компартии фракций, совместно с искоренением в обществе инакомыслия, а также с разгромом последних легальных собраний небольшевитских политических партий стали характеристикой ужесточения режима, а также ограничения даже признаваемых свобод, что напрямую затрагивало основы союзного государства.
Партийное единство стоявшие у власти в этих государствах национальные компартии входили в состав РКП б 4. План ГОЭЛРО предусматривал создание единой энергетической базы всех советских республик и развитие их экономик на этой основе. Принципы построения единого государства август 1922г И.
Декларация о государственном суверенитете РСФСР была принята 12 июня 1990 года I съездом народных депутатов республики. Во второй половине 1990 года руководство РСФСР во главе с председателем Верховного Совета Борисом Ельциным значительно расширило полномочия российского правительства, министерств и ведомств. Собственностью республики были объявлены находящиеся на ее территории предприятия, отделения союзных банков и др.
Предусматривалось также, что все решения органов власти СССР вступают в силу в российской республике только после их ратификации местным Верховным Советом. За союзными органами власти сохранялся узкий объем полномочий: организация обороны и обеспечение государственной безопасности, выработка и осуществление внешней политики, разработка стратегии экономического развития и т. На съезде также было принято решение о проведении всесоюзного референдума о сохранении СССР "как обновленной федерации равноправных суверенных республик".
Референдум состоялся 17 марта 1991 года. Армения, Грузия, Молдавия, Литва, Латвия и Эстония отказались от проведения плебисцита на своей территории. По итогам референдума весной - летом 1991 года был разработан проект договора, предусматривающий образование Союза Советских Суверенных Республик в форме федерации с расширенными правами ее членов.
Документ предполагал создание де-факто конфедеративного государства, в котором большинство полномочий передавалось республикам. Сфера ведения Союза практически полностью совпадала со сферой совместного ведения центра и республик, контроль за налоговыми поступлениями в центр осуществлялся республиками, не упоминался общесоюзный Госбанк, не были прописаны сроки принятия новой конституции и др. ВС СССР 12 июля одобрил подписание документа, однако оговорил ряд принципиальных поправок в его текст.
В частности, речь шла о сохранении единой банковской системы СССР, а также оставлении в компетенции союзных властей независимых от республик каналов налоговых поступлений в итоге они не были включены в текст договора. Работа над документом получила название "новоогаревский процесс" по месту проведения переговоров резиденция президента СССР Ново-Огарево. Участие в них не принимали республики Прибалтики, а также Армения, Грузия и Молдавия.
Подписание Союзного договора было запланировано на сентябрь - октябрь 1991 года, однако затем перенесено Михаилом Горбачевым на 20 августа 1991 года.
Сто лет со дня образования СССР: хроника событий и уникальные документы
Исторические предпосылки. Выделяют несколько предпосылок образования СССР: Большевики стремились укрепить свою власть на большей территории. Начало создания Союза Советских Социалистических Республик. Провозглашение создания союзного государства и особенности этого процесса. Причины образования СССР. 1. Культурно-исторические причины. Это были 6 советских республик.
Главные причины создания СССР
- История. 10 класс
- Предпосылки образования СССР - презентация онлайн
- Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство
- Предпосылки создания единого государства
- Предпосылки и этапы образования СССР
- Что послужило предпосылкой создания СССР