Новости почему отрекся от престола константин

Константин никогда не признавал эти референдумы и никогда формально не отрекался от престола.

Сто лет убийству царской семьи: праздник, который всегда с тобой

Они сами так себя осознавали, так же их воспринимали и большевики. Если бы государь в результате отречения потерял бы царское достоинство и стал бы обычным человеком, то зачем и кому нужно было бы его преследовать и убивать? Когда кончается, например, президентский срок, кто будет преследовать бывшего президента? Царь не добивался престола, не проводил предвыборных кампаний, а был предназначен к этому от рождения. Вся страна молилась о своем царе, и над ним был совершен богослужебный чин помазания святым миром на царство. От этого помазания, которое являло благословение Божие на труднейшее служение православному народу и православию вообще, благочестивый государь Николай II не мог отказаться, не имея преемника, и это прекрасно понимали все. Церковь просит не устанавливать конкретных сроков для завершения исследований в процессе изучения царских останков Государь, передавая власть своему брату, отошел от исполнения своих управленческих обязанностей не из страха, а по требованию своих подчиненных практически все командующие фронтами генералы и адмиралы и потому что был человеком смиренным, и сама идея борьбы за власть была ему абсолютно чужда. Он надеялся, что передача престола в пользу брата Михаила при условии его помазания на царство успокоит волнение и тем самым пойдет на пользу России. Этот пример отказа от борьбы за власть во имя благополучия своей страны, своего народа является очень назидательным для современного мира.

Царский поезд, в котором Николай II подписал отречение от престола — Он как-то упоминал об этих своих взглядах в дневниках, письмах? Он мог бы стремиться эмигрировать, уехать в безопасное место, организовать надежную охрану, обезопасить семью. Но он не предпринимал никаких мер, хотел поступать не по своей воле, не по своему разумению, боялся настаивать на своем. В 1906 году, во время Кронштадтского мятежа государь после доклада министра иностранных дел сказал следующее: «Если вы видите меня столь спокойным, то это потому, что я имею непоколебимую веру в то, что судьба России, моя собственная судьба и судьба моей семьи — в руках Господа. Что бы ни случилось, я склоняюсь перед Его волей». Уже незадолго до своего страдания государь говорил: «Я не хотел бы уезжать из России. Слишком я ее люблю, я лучше поеду в самый дальний конец Сибири». В конце апреля 1918 года, уже в Екатеринбурге, Государь записал: «Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России: я буду этой жертвой — да свершится воля Божия!

Но для императора Николая II сила была в другом: в вере, в смирении, в поиске благодатного пути по воле Божьей. Поэтому он не боролся за власть — да и вряд ли ее можно было удержать. Зато святое смирение, с которым он отрекся от престола и потом принял мученическую кончину, способствует и сейчас обращению всего народа с покаянием к Богу. Все-таки в значительном большинстве наш народ — после семидесяти лет безбожия — считает себя православным. К сожалению, большинство — не воцерковленные люди, но все-таки и не воинствующие безбожники. Великая княжна Ольга писала из заточения в Ипатьевском доме в Екатеринбурге: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него — он всех простил и за всех молится, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь». И, может быть, образ смиренного царя-мученика в большей степени подвигнул наш народ к покаянию и к вере, чем мог бы это сделать сильный и властный политик. Комната великих княжон в Ипатьевском доме Революция: неизбежность катастрофы?

О царской семье написано очень много книг, сохранилось множество материалов, которые указывают на очень высокое духовное устроение самого государя и его семьи, — дневники, письма, воспоминания. Их вера засвидетельствована всеми, кто их знал, и многими их поступками. Известно, что государь Николай II построил множество храмов и монастырей, он, государыня и их дети были глубоко верующими людьми, регулярно причащались Святых Христовых Таин. В заключении они постоянно молились и по-христиански готовились к своей мученической участи, а за три дня до смерти охрана разрешила священнику совершить литургию в Ипатьевском доме, за которой все члены царской семьи причастились. Там же великая княжна Татьяна в одной из своих книг подчеркнула строки: «Верующие в Господа Иисуса Христа шли на смерть, как на праздник, становясь перед неизбежной смертью, сохраняли то же самое дивное спокойствие духа, которое не оставляло их ни на минуту. Они шли спокойно навстречу смерти потому, что надеялись вступить в иную, духовную жизнь, открывающуюся для человека за гробом». А Государь записал: «Я твердо верю, что Господь умилосердится над Россиею и умирит страсти в конце концов. Да будет Его Святая Воля».

Также хорошо известно, какое место в их жизни занимали дела милосердия, которые совершались в евангельском духе: сами царские дочери вместе с императрицей ухаживали за ранеными в госпитале во время Первой мировой войны. Венценосная семья. Запечатленные мгновения — Очень разное отношение к императору Николаю II сегодня: от обвинений в безволии и политической несостоятельности до почитания как царя-искупителя. Можно ли найти золотую середину? К сожалению, многие сейчас пребывают в какой-то духовной спячке и не способны в свое сердце вместить какие-либо серьезные вопросы, искать на них ответы. Крайности, которые Вы назвали, мне кажется, встречаются не во всей массе нашего народа, а только в той, которая еще о чем-то думает, еще чего-то ищет, к чему-то внутренне стремится. Поэтому они начинают переформулировать некоторые пункты учения о спасении применительно к царю.

Константин сам стал исповедовать христианство и принял решение о принятии этой религии официальной в империи.

Однако, многие язычники и приверженцы других религий не поддерживали это решение, что вызывало напряженность и нестабильность в обществе. Некоторые группы даже выступали против Константина и его реформ, что создавало проблемы в управлении государством. Кроме того, население империи страдало от экономических проблем. Постоянные войны и построение новой столицы, Константинополя, требовали больших финансовых затрат, что приводило к росту налогового бремени на население. Это вызывало недовольство и ухудшение условий жизни многих граждан, особенно нижних слоев общества. Внутренний раскол в империи также привел к тому, что власть Константина была оспариваема. Его решение о назначении своих сыновей на престол и некоторые другие действия вызывали недоверие и подозрения среди членов императорской семьи и аристократии, что создавало нестабильность в государстве. В итоге, учитывая все эти проблемы и недовольство населения, Константин принял решение отказаться от престола в пользу своих сыновей.

Это можно рассматривать как попытку предотвратить политический кризис и установить более стабильное правление, которое могло бы справиться с внутренними вызовами Римской империи. Моральные дилеммы и личные убеждения Моральные дилеммы В то время, когда Константин был на пути к власти, весь римский мир был пронизан различными противоречиями и моральными дилеммами. Насилие, коррупция и беззаконие процветали, при этом христианство, новая религия, начинала набирать популярность. Константин столкнулся с необходимостью выбора между сохранением старого порядка или изменением в соответствии с новой культурой. Он ясно осознавал тяжесть своей роли и понимал, что принятие христианства означает отказ от прежних верований, поведения и ценностей, что могло привести к потере поддержки со стороны многих влиятельных исторических фигур. Личные убеждения Константин был известен своей сложной личностной историей и сложными отношениями с его отцом Констанцием Хлором, который преследовал христиан. Возможно, это стало толчком для его превращения в сторонника христианства. Будучи одним из первых римских императоров, который публично выступил в защиту христиан, Константин стал фигурой национального и религиозного значения.

Его личные убеждения и страсть к религии играли важную роль в его решении отказаться от престола Римской империи. В конечном счете, Константин выбрал верность своим убеждениям, даже если это означало отказ от власти. В своих моральных дилеммах и личных убеждениях, он стал одним из наиболее известных и важных императоров Римской империи. Влияние окружения и советников Принятие решения отказаться от престола может быть в значительной степени обусловлено влиянием окружения и советников на Константина. Известно, что правление Римской империи в то время было полным интриг и династических раздоров. Вокруг Константина существовала множество амбициозных и влиятельных личностей, которые стремились использовать его престол для достижения своих собственных целей. Возможно, некоторые из советников и приближенных лиц, окружавших Константина, давили на него, чтобы он отказался от престола.

Вернуть жену Константин Павлович не смог, хотя несколько раз приезжал за ней в Кобург. Брачная эпопея завершилась уже в правление Александра I — в 1820 году император подписал манифест о разводе Константина и Анны. Великий князь Константин Павлович. Художник Джордж Доу Источник: commons. На западной окраине империи он жил в одиночестве, возвращаться в Петербург, и уж тем более править страной не желал. Смерть отца в 1801 году произвела на Константина Павловича тягостное впечатление, и всю жизнь он пребывал в уверенности, что, став императором, он тоже погибнет от рук заговорщиков. Император Всероссийский В ноябре 1825 года во время пребывания в Таганроге внезапно скончался император Александр I. Это событие нарушило планы будущих декабристов — восстание, запланированное на 1826 год, перенесли, чтобы воспользоваться ситуацией междуцарствия. Утром 14 декабря 1825 года на Сенатской площади выстроились войска. О том, что несколькими часами ранее сенаторы принесли присягу Николаю I младшему брату Александра и Константина Павловичей , они не знали. Константиновский рубль. И тем не менее на Сенатской площади раздавались крики солдат: «За Константина и Конституцию! Дело в том, что у лидеров декабристского восстания не было ни времени, ни желания посвящать рядовых в детали заговора, поэтому им все объяснили несколько «упрощенно»: дескать, Николай Павлович силой отобрал престол у собственного брата, а гвардии необходимо восстановить справедливость и поддержать Константина и Конституцию.

Аксаков , живший в то время в Оренбургской губернии [8]. Из литературных и театральных воспоминаний С. Аксакова 6 декабря, на именинах у кого-то из соседей, где находились, между прочим, все белебеевские чиновники и живший в этом городке прежний наш губернатор М. Наврозов, получили мы известие, что государь Александр Павлович скончался в Таганроге... Когда мы несколько опомнились и вышли из оцепенения, первая мысль представилась: кто будет царём? Все присутствующие, кроме меня и Наврозова, не сомневались, что преемником Александра Павловича будет цесаревич Константин; но мы с Наврозовым были убеждены в противном. Мы очень хорошо помнили, что в 1820 году был расторгнут брак цесаревича с его законною супругою и последовал манифест, которым узаконялось, что всякий член императорской фамилии, вступивший в брачный союз с лицом, не принадлежащим к владетельному дому, не может сообщать ему права императорской фамилии и что дети их на престол никогда взойти не могут. Вслед за тем цесаревич женился на графине Лович, полячке и католичке, — как же можно было ей сделаться русской императрицей?... Каково же было моё удивление, когда на другой день поутру уведомили меня из города, что с нарочным курьером получен указ правительствующего сената, извещающий о кончине императора Александра I и о присяге законному наследнику его Константину Павловичу. Сильно смущённый, поехал я немедленно в Белебей, чтоб потолковать с Наврозовым. Там уже все присягнули. Людям, понимавшим сколько-нибудь дело, крепко не нравилась новая императрица, хотя, по слухам, она была превосходная женщина. Для всероссийского престола можно и две веры переменить. Да вот беда: кровь-то в ней польская; будет руку поляков держать, а Константин Павлович, говорят, и без того в них души не чает». Оставшись наедине с Наврозовым, сообщили мы друг другу свои тревожные опасения и расстались убеждёнными, что дела так идти не могут. Недели через три прочли мы в «Московских ведомостях» известие о 14 декабря и вслед за тем новый указ о присяге новому императору Николаю Павловичу, а также его манифест с приложением всех бумаг, касающихся до отречения цесаревича Константина Павловича, сначала от права наследия, а потом от престола, — когда уже была принесена ему присяга во всей России.

Несчастный брак принцессы

  • Император на 25 дней: Почему великий князь Константин Романов отрёкся от российского престола
  • Константин Павлович Романов: биография, почему не стал императором, декабристы | WDAY
  • Законодательная основа отречения от престола
  • Лекция 23. Выступление 14 декабря 1825 года
  • Подвиг исповедничества царя-страстотерпца Николая II в его отречении от престола
  • Константин I

Междуцарствие 1825

В Совете Федерации заявили, что отречение от престола императора Николая II имеет юридическую силу, сообщает РИА Новости. — Хотя государь и подписал отречение от престола как от обязанностей по управлению государством, но это не означает еще его отречения от царского достоинства. Но Константин престола не принимал, одновременно не желал и формально отрекаться от него в качестве императора, которому уже принесена присяга. Однако еще в 1823 году Константин, ссылаясь на неспособность управлять государством, отрекся от престола. В 1825г. законный наследник престола великий князь Константин Павлович отказался от трона. Почему Николай II добровольно отрёкся от престола.

Император на 16 дней. Почему от Константина I сбежала жена-принцесса

Последний король Греции Константин II умер в Афинах После этого Николай II подписал Манифест об отречении от престола в пользу своего младшего брата, великого князя Михаила Александровича.
Почему константин отрекся от престола в пользу николая 1 Константин Павлович, впрочем, решил отказаться от своего права на наследование престола, о чем уведомил Александра I в письме от 14 января 1822 года.

Почему король Испании Хуан Карлос отрекся от престола

Восстание декабристов. Если не верить в официальную версию ... Неосторожное словоупотребление свидетельствует о недостатке правил об отречении от престола: никто не уверен в том, кто и на каких основаниях может отрекаться.
«Муж Конституции» – кто он? Но Константин престола не принимал, одновременно не желал и формально отрекаться от него в качестве императора, которому уже принесена присяга.
Почему Константин отказался от престола: тайны римской истории Правда, прав на престол Константин не имел, поскольку еще в 1823 году отрекся от престола в пользу Николая, что было оформлено и духовным завещанием Александра.
Подвиг исповедничества царя-страстотерпца Николая II в его отречении от престола Возможной причиной отречения Константина Великого от престола был его желание уделить больше времени религиозным вопросам.
Последний король Греции Константин II умер в Афинах Как раз тогда великий князь Константин отрёкся от престола, но в обстоятельствах, которые создали серьёзные затруднения для "дальнейшего наследования престола".

Отречение от престола императора Николая II: «Решение моё твёрдо и непреклонно»…

  • Почему константин отрекся от престола в пользу николая 1
  • Почему король Испании Хуан Карлос отрекся от престола - Российская газета
  • Константин Павлович Романов: биография, почему не стал императором, декабристы | WDAY
  • Законно ли было отречение Николая II? | Пикабу
  • Престол был отдан Николаю, так как Константин отказался от него.
  • Почему Константин Павлович отказался от престола

Отречение от престола Константина Павловича с резолюцией Александра I

Там прекрасно знали об отречении Константина 1822 года и о его нынешнем отказе занять престол. Малайзийский монарх Мухаммад V отрекся от престола после свадьбы с россиянкой Оксаной Воеводиной. Отречение великого князя от престола оказалось удобным поводом для мятежа.

Жертвы междуцарствия

Но все-таки самым главным испытанием в жизни Константина стали события декабря 1825 года, когда после умершего Александра I императором был провозглашен он, Константин I. Между тем Константин давно уже отрекся от наследования престола. После этого Николай II подписал Манифест об отречении от престола в пользу своего младшего брата, великого князя Михаила Александровича. Мог ли Николай II отречься от престола от имени малолетнего сына Алексея?

Междуцарствие 1825 года

Почему Константин отрекся от престола В 1825г. законный наследник престола великий князь Константин Павлович отказался от трона.
Почему Константин Павлович отказался от престола После этого Николай II подписал Манифест об отречении от престола в пользу своего младшего брата, великого князя Михаила Александровича.
Римский император Диоклетиан отрёкся от престола Причины восстания декабристов.
Почему Константин отрекся от престола Вопрос о намерении Константина отказаться от престола начал обсуждаться еще в 1819 г. Константин уступал свое право на престол брату Николаю, сославшись на свой морганатический брак.
Почему брат Александра 1 Константин отрекся от престола? — Спрашивалка Константин II не признавал итоги обоих референдумов и от престола не отрекся.

Был ли великий князь Константин организатором Восстания декабристов

Более того, великая княгиня, воспользовавшись семейным предлогом, в 1801 году покинула Россию и отказывалась возвращаться назад. Таким образом, брак Константина Павловича, являвшегося ближайшим потенциальным наследником императора, фактически распался. В связи с этим, а также с желанием великого князя жениться вторично императорская фамилия решилась на беспрецедентный шаг — развод наследника престола. Это «дополнительное постановление об императорской фамилии» заключалось в следующем: «…если какое лицо из императорской фамилии вступит в брачный союз с лицом, не имеющим соответствованного достоинства, то есть не принадлежащим ни к какому царственному или владетельному дому, в таком случае лицо императорской фамилии не может сообщить другому прав, принадлежащих членам императорской фамилии и рождаемые от такового союза дети не имеют права на наследование престола». Иными словами, супруги неравного статуса и их потомство лишались прав членов императорской фамилии и, соответственно, права наследования престола Российской империи. Проект манифеста о передаче права наследования Николаю в связи с отречением Константина. Автограф Александра I.

Следствием этого обращения стал еще один манифест Александра I, подписанный 16 августа 1823 года. В нем говорилось, что в связи с отсутствием прямого мужского наследника у самого императора и желанием Константина Павловича отречься от прав на престол чтобы тем самым придать новую силу дополнительному акту 1820 года, то есть освободить династическую и политическую ситуацию в будущем от возможных затруднений наследником престола объявляется следующий по старшинству брат — великий князь Николай Павлович.

Таким образом, брак Константина Павловича, являвшегося ближайшим потенциальным наследником императора, фактически распался.

В связи с этим, а также с желанием великого князя жениться вторично императорская фамилия решилась на беспрецедентный шаг — развод наследника престола. Это «дополнительное постановление об императорской фамилии» заключалось в следующем: «…если какое лицо из императорской фамилии вступит в брачный союз с лицом, не имеющим соответствованного достоинства, то есть не принадлежащим ни к какому царственному или владетельному дому, в таком случае лицо императорской фамилии не может сообщить другому прав, принадлежащих членам императорской фамилии и рождаемые от такового союза дети не имеют права на наследование престола». Иными словами, супруги неравного статуса и их потомство лишались прав членов императорской фамилии и, соответственно, права наследования престола Российской империи.

Проект манифеста о передаче права наследования Николаю в связи с отречением Константина. Автограф Александра I. Следствием этого обращения стал еще один манифест Александра I, подписанный 16 августа 1823 года.

В нем говорилось, что в связи с отсутствием прямого мужского наследника у самого императора и желанием Константина Павловича отречься от прав на престол чтобы тем самым придать новую силу дополнительному акту 1820 года, то есть освободить династическую и политическую ситуацию в будущем от возможных затруднений наследником престола объявляется следующий по старшинству брат — великий князь Николай Павлович. Манифест, впрочем, не был обнародован: четыре экземпляра в запечатанных конвертах были отправлены в Успенский собор Кремля дополнив ларец с актом 1797 года и манифестом 1820 года , Святейший синод, Государственный совет и Сенат.

Если Бог становится внешним, то и православная монархия, в конце концов, становится только украшением «нового мирового порядка», переходящего в царство антихриста. И пока существует человеческая история, враг никогда не оставит этого замысла.

Царь не отступил от чистоты помазания Божия, не продал божественного первородства за чечевичную похлебку земного могущества. Само отвержение царя произошло именно за то, что он явился исповедником истины, и это было не что иное как отвержение Христа в лице помазанника Христова. Смысл отречения государя — спасение идеи христианской власти, и потому в нем надежда на спасение России, через отделение верных данным Богом принципам жизни, от неверных, через очищение, которое наступает в последующих событиях. Подвигом царя в отречении, таким образом, развенчиваются все ложные устремления тогдашних и нынешних устроителей земного царства, отвергающих Царство Небесное.

Утверждается высшая духовная реальность, определяющая все сферы жизни: первое должно стать на первом месте, и только тогда все остальное займет свое должное место. На первом месте Бог и правда Его, на втором — все остальное, в том числе православная монархия. Как до революции, так и теперь главная опасность заключается во внешней видимости. Многие верят в Бога, в Его Промысл, стремятся установить православную монархию, но в сердце своем полагаются на земную силу — на «коней и на колесницы».

Пусть, говорят они, все будет как самый прекрасный символ — крест, трехцветное знамя, двуглавый орел, — а мы будем устраивать свое, земное, по нашим земным понятиям. Но мученическая кровь царя обличает отступников, как тогда, так и теперь. Слишком много бед пришлось испытать после этого России». Поразительно, как они и тогда, и теперь хотят перевернуть все с ног на голову — потому что именно в этом и заключалась высота святости, явленной государем в подвиге отречения — в его способности измерять все духовным, вечным измерением.

Вряд ли царь мог предвидеть, какие ужасные события последуют за его отречением, потому что чисто внешне он отрекся от престола, чтобы избежать бессмысленного пролития крови. Однако глубиной ужасных событий, которые открылись вслед за его отречением, мы можем измерить глубину его страданийв его Гефсимании. Царь ясно сознавал, что своим отречением он предает себя, свою семью и свой народ, который он горячо любил, в руки врагов. Но важнее всего была для него верность благодати Божией, принятой им в таинстве миропомазания ради спасения вверенного ему народа.

Ибо все самые страшные беды, какие только возможны на земле: голод, болезни, вымирание народа, от которых, конечно, не может не содрогаться человеческое сердце, не идут ни в какое сравнение с вечным «плачем и скрежетом зубов» там, где нет покаяния. И, как сказал пророк решающих событий русской истории, преподобный Серафим Саровский, если бы знал человек, что есть жизнь вечная, которую Бог дает за верность Ему, то согласился бы тысячу лет то есть до конца истории, вместе со всем страдающим народом терпеть любые муки. А о скорбных событиях, последовавших за отречением государя преподобный Серафим говорил, что ангелы не будут успевать принимать души — и мы можем сказать, что благодаря отречению государя миллионы новых мучеников получили венцы в Царствии Небесном. Можно делать какой угодно исторический, философский, политический анализ, но духовное видение всегда важнее.

Нам известно это видение в пророчествах святого праведного Иоанна Кронштадтского, святителей Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова и других угодников Божиих, которые понимали, что никакие экстренные, внешние государственные меры, никакие репрессии, самая искусная политика не в состоянии изменить ход событий, если не будет покаяния у русского народа. Подлинно смиренному уму святого царя Николая было дано увидеть, что это покаяние будет дано очень дорогой ценой. Все остальные рассуждения в этом свете исчезают, как дым. Имеет ли значение, какой меч выберет Господь для нашего спасения!

Если даже сокрушить одних врагов, то тут же на их месте возникнут новые, более страшные: «Как если бы кто убежал от льва, и напала на него медведица, и вскочит в дом и опрется руками своими о стену, и ужалит его змея Амос. Ибо окна небес отверзлись и трясутся основания земли» Ис. Спаситель предупреждает, что повторение грехов приведет еще к худшему: изгнанный нечистый дух приведет семь других, злейших себя. Мы более всего страшимся сегодня утраты независимости России, и это понятно.

Но не следует путать следствие с причинами: все самые ужасные, самые разорительные иноземные нашествия — будь то Батый, Наполеон или Гитлер — ничто по сравнению с полчищами бесов, заполняющими все в народе. Говорят, что существует сценарий окончательного уничтожения России, согласно которому будет спровоцирован «русский бунт, бессмысленный и беспощадный», а для «наведения порядка», будут введены войска НАТО, которые возьмут все в стране под свой контроль. Но вот, рассказывает о своих когда-то очень близких знакомых В. Распутин, почтенная, вполне положительная, уважаемая всеми женщина спокойно смотрит изо дня в день порнографические видеофильмы вместе со своей дочерью.

И нам ясно, что уже не надо вводить никаких войск — или наоборот, почему бы их не ввести — все и так занято сатаной.

Манифест хранился втайне вплоть до смерти Александра I в 1825 году. О нем не знал даже новоназначенный наследник — Николай. После кончины Александра I императором был провозглашен Константин, однако после выяснения всех обстоятельств Николай все-таки объявил о принятии императорской власти.

Тайна вокруг манифеста во многом способствовала росту неопределенности в кандидатуре нового царя и, несомненно, добавила пламени в зарождавшееся в эти дни восстание декабристов — но это уже рассказ о другом. Может ли правящий монарх отказаться от сана? Итак, норма о возможности отречения от права на престол изначально подразумевала ситуацию, когда наследник престола еще до принятия титула отказывается от него. К ситуации же отречения от престола уже принявшего титул монарха данная норма отношения не имела.

Норма подразумевала не только свободу наследников отказаться от права вступить на престол, но и возможность действующего императора отречься от престола. Связь с событиями наследования престола тремя сыновьями Павла I к тому времени уже была забыта. В подтверждение этому профессор Н. Коркунов в своем курсе Русского государственного права 1909 года со ссылкой на отмеченные нормы сделал вывод: «Может ли отречься от престола уже вступивший на него?

Так как закон предоставляет это право всем вообще «имеющим право на престол» и так как лицо царствующее, конечно, также имеет на него право, то, по-видимому, следует разрешить этот вопрос в утвердительном смысле. На этот вопрос также нужно ответить утвердительно.

Почему Константин Павлович принял решение отказаться от престола

Утверждается высшая духовная реальность, определяющая все сферы жизни: первое должно стать на первом месте, и только тогда все остальное займет свое должное место. На первом месте Бог и правда Его, на втором — все остальное, в том числе православная монархия. Как до революции, так и теперь главная опасность заключается во внешней видимости. Многие верят в Бога, в Его Промысл, стремятся установить православную монархию, но в сердце своем полагаются на земную силу — на «коней и на колесницы». Пусть, говорят они, все будет как самый прекрасный символ — крест, трехцветное знамя, двуглавый орел, — а мы будем устраивать свое, земное, по нашим земным понятиям.

Но мученическая кровь царя обличает отступников, как тогда, так и теперь. Слишком много бед пришлось испытать после этого России». Поразительно, как они и тогда, и теперь хотят перевернуть все с ног на голову — потому что именно в этом и заключалась высота святости, явленной государем в подвиге отречения — в его способности измерять все духовным, вечным измерением. Вряд ли царь мог предвидеть, какие ужасные события последуют за его отречением, потому что чисто внешне он отрекся от престола, чтобы избежать бессмысленного пролития крови.

Однако глубиной ужасных событий, которые открылись вслед за его отречением, мы можем измерить глубину его страданийв его Гефсимании. Царь ясно сознавал, что своим отречением он предает себя, свою семью и свой народ, который он горячо любил, в руки врагов. Но важнее всего была для него верность благодати Божией, принятой им в таинстве миропомазания ради спасения вверенного ему народа. Ибо все самые страшные беды, какие только возможны на земле: голод, болезни, вымирание народа, от которых, конечно, не может не содрогаться человеческое сердце, не идут ни в какое сравнение с вечным «плачем и скрежетом зубов» там, где нет покаяния.

И, как сказал пророк решающих событий русской истории, преподобный Серафим Саровский, если бы знал человек, что есть жизнь вечная, которую Бог дает за верность Ему, то согласился бы тысячу лет то есть до конца истории, вместе со всем страдающим народом терпеть любые муки. А о скорбных событиях, последовавших за отречением государя преподобный Серафим говорил, что ангелы не будут успевать принимать души — и мы можем сказать, что благодаря отречению государя миллионы новых мучеников получили венцы в Царствии Небесном. Можно делать какой угодно исторический, философский, политический анализ, но духовное видение всегда важнее. Нам известно это видение в пророчествах святого праведного Иоанна Кронштадтского, святителей Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова и других угодников Божиих, которые понимали, что никакие экстренные, внешние государственные меры, никакие репрессии, самая искусная политика не в состоянии изменить ход событий, если не будет покаяния у русского народа.

Подлинно смиренному уму святого царя Николая было дано увидеть, что это покаяние будет дано очень дорогой ценой. Все остальные рассуждения в этом свете исчезают, как дым. Имеет ли значение, какой меч выберет Господь для нашего спасения! Если даже сокрушить одних врагов, то тут же на их месте возникнут новые, более страшные: «Как если бы кто убежал от льва, и напала на него медведица, и вскочит в дом и опрется руками своими о стену, и ужалит его змея Амос.

Ибо окна небес отверзлись и трясутся основания земли» Ис. Спаситель предупреждает, что повторение грехов приведет еще к худшему: изгнанный нечистый дух приведет семь других, злейших себя. Мы более всего страшимся сегодня утраты независимости России, и это понятно. Но не следует путать следствие с причинами: все самые ужасные, самые разорительные иноземные нашествия — будь то Батый, Наполеон или Гитлер — ничто по сравнению с полчищами бесов, заполняющими все в народе.

Говорят, что существует сценарий окончательного уничтожения России, согласно которому будет спровоцирован «русский бунт, бессмысленный и беспощадный», а для «наведения порядка», будут введены войска НАТО, которые возьмут все в стране под свой контроль. Но вот, рассказывает о своих когда-то очень близких знакомых В. Распутин, почтенная, вполне положительная, уважаемая всеми женщина спокойно смотрит изо дня в день порнографические видеофильмы вместе со своей дочерью. И нам ясно, что уже не надо вводить никаких войск — или наоборот, почему бы их не ввести — все и так занято сатаной.

В событии отречения государя, таким образом, по сути преломляются все главные события священной истории, смыслом которых всегда является одна и та же тайна. Для чего было египетское рабство и вавилонский плен в богоизбранном народе, если не для того, чтобы все упование его было на единого Бога? Наконец, что означала римская оккупация Израиля во времена земной жизни Спасителя? То же, что и октябрьская революция 1917 года с ее искушением земного благополучия без Бога.

В том-то и дело, что желание сохранить православную монархию любой ценой ничем не отличается от того безбожия, которое обнаружилось в насильственном ее уничтожении. Это была бы та же попытка найти твердую опору помимо Бога — эта опора всегда, по слову пророка, оказывается «подпорою тростниковою» — «когда они ухватились за тебя рукою, ты расщепился и все плечо исколол им, и когда они оперлись на тебя, ты сломался и изранил все чресла их» Иез.

Каково же было моё удивление, когда на другой день поутру уведомили меня из города, что с нарочным курьером получен указ правительствующего сената, извещающий о кончине императора Александра I и о присяге законному наследнику его Константину Павловичу. Сильно смущённый, поехал я немедленно в Белебей, чтоб потолковать с Наврозовым. Там уже все присягнули. Людям, понимавшим сколько-нибудь дело, крепко не нравилась новая императрица, хотя, по слухам, она была превосходная женщина. Для всероссийского престола можно и две веры переменить. Да вот беда: кровь-то в ней польская; будет руку поляков держать, а Константин Павлович, говорят, и без того в них души не чает». Оставшись наедине с Наврозовым, сообщили мы друг другу свои тревожные опасения и расстались убеждёнными, что дела так идти не могут. Недели через три прочли мы в «Московских ведомостях» известие о 14 декабря и вслед за тем новый указ о присяге новому императору Николаю Павловичу, а также его манифест с приложением всех бумаг, касающихся до отречения цесаревича Константина Павловича, сначала от права наследия, а потом от престола, — когда уже была принесена ему присяга во всей России.

В уезде, в котором я жил, вторая присяга не произвела никакого смущения; помещики, чиновники и вообще весь грамотный люд не могли сомневаться в правде и подлинности актов и очень были довольны, что цесаревич не будет императором, потому что все опасались польского влияния. Основная статья: Восстание декабристов 14 26 декабря участники тайного общества вывели восставших на Сенатскую площадь под предлогом защиты законных прав императора Константина. Восстание было подавлено расстреляно картечью. Ваша воля исполнена: я — Император, но какою ценою, Боже мой! Ценою крови моих подданных! Император и самодержец Всероссийский. Декабрь 1825 г. Через несколько недель после восстания, 4 16 января 1826 года, Николай I в письме просил брата всё же приехать в Санкт-Петербург.

Связь их страдания с верой совершенно очевидна, и они обе были причислены к лику новомучеников — за рубежом в 1981 году, а в России в 1992 году. Впрочем, это теперь подобные нюансы стали важны для нас. В древности не делали различия между мучениками и страстотерпцами. Не все убитые представители царского рода являют нам образ святости, и большая часть этих убийств совершена была с политической целью или в борьбе за власть. Их жертвы не могут считаться пострадавшими за веру. Что касается семьи государя Николая II, то она была так невероятно оболгана и современниками, и советской властью, что необходимо было восстановить истину. Их убийство было эпохальным, оно поражает своей сатанинской ненавистью и жестокостью, оставляет чувство мистического события — расправы зла с богоустановленным порядком жизни православного народа. Николай Александрович и Александра Федоровна в Крыму. Какие были доводы «за» и «против»? В то время было много противников канонизации царя. Кто-то говорил, что этого нельзя делать потому, что государь Николай II был «кровавым», ему в вину вменяли события 9 января 1905 года — расстрел мирной демонстрации рабочих. В комиссии была проведена специальная работа по выяснению обстоятельств Кровавого воскресенья. И в результате исследования архивных материалов оказалось, что государя в это время вообще не было в Петербурге, он никак не был причастен к этому расстрелу и не мог отдать такого приказа — он даже не был в курсе происходящего. Таким образом, этот довод отпал. Подобным образом рассматривались и все остальные аргументы «против», пока не стало очевидно, что весомых контрдоводов нет. Царскую семью канонизировали не просто за то, что они были убиты, но потому, что они приняли муку со смирением, по-христиански, без противления. Они могли бы воспользоваться теми предложениями о бегстве за границу, которые были сделаны им заблаговременно. Но сознательно не захотели этого. Убивая царскую семью, они уничтожали саму идею, знамя православного государства, которое было главным защитником всего мирового православия. Это становится понятным в контексте византийской интерпретации царской власти как служения «внешнего епископа церкви». А в синодальный период, в изданных в 1832 году «Основных законах Империи» статьи 43 и 44 говорилось: «Император, яко христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния. И в сем смысле император в акте о престолонаследии от 5 апреля 1797 года именуется Главой Церкви». Государь и его семья были готовы пострадать за православную Россию, за веру, они так и понимали свое страдание. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский писал еще в 1905 году: «Царь у нас праведной и благочестивой жизни, Богом послан Ему тяжелый крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду». Отречение: слабость или надежда? Пока не был поставлен на царство его преемник, в сознании всего народа он по-прежнему оставался царем, и его семья оставалась царской семьей. Они сами так себя осознавали, так же их воспринимали и большевики. Если бы государь в результате отречения потерял бы царское достоинство и стал бы обычным человеком, то зачем и кому нужно было бы его преследовать и убивать? Когда кончается, например, президентский срок, кто будет преследовать бывшего президента? Царь не добивался престола, не проводил предвыборных кампаний, а был предназначен к этому от рождения. Вся страна молилась о своем царе, и над ним был совершен богослужебный чин помазания святым миром на царство. От этого помазания, которое являло благословение Божие на труднейшее служение православному народу и православию вообще, благочестивый государь Николай II не мог отказаться, не имея преемника, и это прекрасно понимали все. Церковь просит не устанавливать конкретных сроков для завершения исследований в процессе изучения царских останков Государь, передавая власть своему брату, отошел от исполнения своих управленческих обязанностей не из страха, а по требованию своих подчиненных практически все командующие фронтами генералы и адмиралы и потому что был человеком смиренным, и сама идея борьбы за власть была ему абсолютно чужда. Он надеялся, что передача престола в пользу брата Михаила при условии его помазания на царство успокоит волнение и тем самым пойдет на пользу России. Этот пример отказа от борьбы за власть во имя благополучия своей страны, своего народа является очень назидательным для современного мира. Царский поезд, в котором Николай II подписал отречение от престола — Он как-то упоминал об этих своих взглядах в дневниках, письмах? Он мог бы стремиться эмигрировать, уехать в безопасное место, организовать надежную охрану, обезопасить семью. Но он не предпринимал никаких мер, хотел поступать не по своей воле, не по своему разумению, боялся настаивать на своем. В 1906 году, во время Кронштадтского мятежа государь после доклада министра иностранных дел сказал следующее: «Если вы видите меня столь спокойным, то это потому, что я имею непоколебимую веру в то, что судьба России, моя собственная судьба и судьба моей семьи — в руках Господа. Что бы ни случилось, я склоняюсь перед Его волей».

Варнек, 1824 г. Оленин пишет: «Николай сказал членам Совета, держа правую руку и палец простертый над головой «Господа, я вас прошу, я вас убеждаю, для спокойствия государства, немедленно, по примеру моему и войска, принять присягу на верное подданство Государю Императору Константину Павловичу. Я никакого другого предложения не приму и ничего другого и слушать не стану». В моем поступке нет другого побуждения, как только исполнить священный долг мой перед старшим братом. Ни какая сила земная не может переменить мыслей моих по сему предмету и в этом деле. Я ни с кем советоваться не буду и ничего не вижу достойного похвалы…» [Цит. Что воле его никто препятствовать не может, и что августейшая его родительница, которой всё это дело также совершенно известно, вполне одобряет его поступок». Как вы видите, здесь довольно много неправды. Мы же помним, как Николай несколько часов убеждал Милорадовича в том, что надо действовать по завещанию Александра. И Мария Фёдоровна не то, что не одобряла, она пришла в ужас от того, что сделал Николай. Но в присутствии членов Государственного Совета Николай утверждает совсем обратное. Приведём весьма интересное воспоминание литератора Рафаила Михайловича Зотова. Зотов, 1830-е гг. Когда Зотов находился у драматурга Александра Александровича Шаховского, к нему вошёл Милорадович во всех орденах, прямо из дворца, и рассказал о случившемся там историческом событии. Он рассказал, что убедил Николая присягнуть императору Константину, и продолжил: «Николай Павлович несколько поколебался и сказал, что, по словам его матери императрицы Марии Фёдоровны в Государственном совете, в Сенате и в московском Успенском соборе есть запечатанные пакеты, которые в случае смерти Александра повелено было распечатать, прочесть и исполнить прежде всякого другого распоряжения. Говорят, что некоторые из придворных и министров знали это; но народу, и войску и должностным лицам это было не известно. Я первый не знал этого. Мог ли я допустить, чтоб произнесена была какая-нибудь присяга, кроме той, которая следовала? Мой первый долг был требовать этого и я почитаю счастливым, что Великий князь тотчас же согласился на это как мы знаем, не тотчас — А. Прочесть бумаги всегда успеем, а присяга в верности прежде всего. Так решил и Великий князь. У кого шестьдесят тысяч штыков в кармане, тот может смело говорить — заключил Милорадович, ударив себя по карману. Вот прямая и торная дорога, по которой я всегда иду. Исполнение долга — мой боевой конь». Рукопись, которая полнее записок Зотова, напечатана в Историческом Вестнике, т. Что он имел в виду? Почему он не мог поступить иначе? Потому что в кармане у Милорадовича были шестьдесят тысяч штыков? Потому что гвардия бы не присягнула? Опять загадка. В 1848 году Государь писал, что содержание манифеста ему было вовсе неизвестно, но он слышал, что где-то есть отречение Константина. То ли забыл, то ли счел неприличным сказать правду. Когда члены Совета согласились с его мнением, Николай Павлович расцеловал их, особенно князя Голицына, которого он, схватив обеими руками за голову, как пишет Оленин, целовал в уста и в очи, и в лоб. После этого повёл всех на присягу. То есть почему-то ему огромную радость доставило, что присягают Константину. Возможно, и скорее всего, это была радость чистой жертвы. Он пока ещё не понимал, куда ведут эти события. После присяги всех приняла Мария Фёдоровна и подтвердила, что знала и решение Александра, и отречение Константина и одобряет решение Николая не искать престола. Вечером, читая подписанный журнал, Николай сказал Оленину: «Кажется мы всё наше дело сделали, и совесть наша чиста и может быть спокойна». К концу дня Сенат разослал приказ приводить по всей стране народ к присяге Константину и наследнику престола, который назначен будет. То есть форма сохранилась та же — «который назначен будет» как у Александра. Николай отправил с этим известием о присяге гонца в Варшаву. На самом деле всё это — нарушение закона. Дело в том, что присягать можно только после издания манифеста. Манифест может издать только восшедший на Престол император, потому что он подписывается только императором. Скажем, Константин принимает Престол, подписывает манифест о том, что он восшёл на престол, и после этого ему присягают войска, чиновники, Сенат. Но манифеста Константина не было. Как можно было присягать без манифеста? Это тягчайшее нарушение закона. Почему же на него пошли? Почему это было забыто 27 ноября? Почему Милорадович требовал присяги до манифеста? Почему на это пошёл Николай? Опять же, открытый вопрос. Николай 1, т. Доу, 1829 г. Но факт остаётся фактом. То есть самый младший из всех сыновей Павла Михаил считал то, что учинил Николай до манифеста присягнул сам и других заставил , революцией и государственным переворотом. И, кстати, сам Михаил Павлович не присягал Константину. Он был в это время у Константина в Варшаве и не стал присягать ему. Но в Петербурге спешили. Был выбит серебряный рубль с изображением Константина ныне редчайшая нумизматическая ценность и отпечатаны портреты Константина с надписью «Император Всероссийский Константин Павлович», которые можно найти в крупных библиотеках. Константиновский рубль, 1825 г. Серебро, эрмитажный экземпляр. Сначала Дибич известил Константина о том, что Александр при смерти, потом написал о смерти Императора и позвал в Таганрог для того, чтобы поклониться умершему. Но Константин повёл себя очень странно. Он стал отказываться ехать под разными предлогами — дела, заботы… Он отказался ехать в Таганрог и отказался ехать в Петербург, куда его пригласил Николай Павлович, который говорил «коли ты император — приезжай, коли ты не хочешь быть императором — то приезжай и объяви об отречении». Но Константин ехать наотрез отказывался. Вид на Варшаву, Ф. Скарбек, 1825 г. То есть соответственно завещанию Александра. Константин напоминает о том, что на самом деле уже давно не является наследником престола. Восшествие на престол императора Николая I-го. СПб, 1857] Когда Константин Павлович видит, что к нему обращаются Ваше Императорское Величество и приходят к нему уже как к «Императорскому Величеству» за повелениями, он приходит в свою известную дикую ярость, а кого-то из офицеров за то, что тот его назвал «Величеством», даже отправляет на гауптвахту. Константин говорит, что он ни какое не «Величество», и никаких прав на такое именование не имеет, а Николая за то, что тот провозгласил Константина императором и заставил приносить ему присягу, он в частном письме проклинает. В Петербурге Милорадович, однако, продолжает своё дело. Принц Евгений отвечал на это — не всё ли равно любит или не любит. И тут началось самое странное. Вся страна присягнула Константину. Теперь император — Константин, но он молчит и не объявляет о себе. Ни одного манифеста, ни одного заявления, ни одного публичного выступления, ни одного выезда к войскам — ничего. И это совершенно естественно, потому что Константин не считает себя императором. Императором его объявил Николай, а сам он не хочет быть им и даже проклинает за это Николая. В стране установилось странное молчание. С 30 ноября по 12 декабря, то есть две недели, Россия была погружена в безвластие, или, как его называют, — междуцарствие. Царя не было. Чиновники не знали к кому обращаться. Никто никому не отдавал приказы. Страна катилась в безвластье. Император Николай впоследствии вспоминает: «Как было изъяснить наше молчание пред публикой? Нетерпение и неудовольствие были велики и весьма извинительны. Пошли догадки, и в особенности обстоятельство неприсяги Михаила Павловича навело на всех сомнение, что скрывают отречение Константина Павловича. Заговорщики решили сие же самое употребить орудием для своих замыслов. Время сего ожидания можно считать настоящим междуцарствием, ибо повелений от императора, которому присяга принесена была, по расчету времени должно было получать — но их не приходило; дела останавливались совершенно; все было в недоумении, и к довершению всего известно было, что Михаил Павлович отъехал уже тогда из Варшавы, когда и кончина императора Александра, и присяга Константину Павловичу там уже известны были. Каждый извлекал из сего, что какое-то особенно важное обстоятельство препятствовало к восприятию законного течения дел, но никто не догадывался настоящей причины». Николай I и его время: Т. Соколов, 1820 г. Николай посылает нового посланца, фельдъегерского офицера Белоусова, в Варшаву и просит Константина приехать в Петербург и лично подтвердить своё отречение. Он не выламывает руку, он не говорит, что он должен править, но просит брата, если он хочет отречься, приехать и сделать это. Константин отвечает, что лично приехать не может, и, если с его приездом в Петербург будут настаивать и не поступят по воле усопшего Александра, «удалится ещё далее», имея в виду отъезд за границу. Не бездна междуцарствия и властного безвременья, а бездна заговора. Заговор В своих записках Николай пишет, что около 10 декабря старого стиля «в одно утро, часов в 6, был я разбужен внезапным приездом из Таганрога лейб-гвардии Измайловского полка полковника барона Фредерикса с пакетом «о самонужнейшем» от генерала Дибича, начальника Главного штаба, и адресованным в собственные руки Императору! Фредерикс Николай спрашивает, знает ли Фредерикс содержание пакета. Получает ответ, что ничего ему неизвестно, но что такой же пакет как в Петербург, послан и в Варшаву, потому что Дибич не знал вот оно — отсутствие связи , где находится Константин. Николай колеблется. Он, как не император, не имеет права вскрывать пакет, адресованный императору. Но после многих сомнений Николай, так как речь идёт о наиважнейшей информации, всё же вскрывает пакет. Прочитав письмо генерала Дибича и просмотрев присланные документы, он увидел, что речь идёт «об открытом пространном заговоре, которого отрасли распространялись чрез всю Империю, от Петербурга на Москву и до Второй армии в Бессарабии». Он также узнаёт, что Александр знал о заговоре с 1822 года, но никому об этом не говорил. И только теперь, около 10 декабря, за четыре дня до выступления на Сенатской площади, Николаю приходит известие о заговоре, только теперь ему становятся известны имена заговорщиков… Теперь он знает всё. Он знает, что ближайшие для него люди, тот же князь Трубецкой, тот же князь Евгений Оболенский, — это «злостные заговорщики». Как потом писал Н. Шильдер, достаточно было арестовать всего несколько человек, а все они были известны —Рылеев, Трубецкой, Оболенский, Каховский — и никакого выступления 14 декабря бы не было. Но Милорадович не арестовывает никого. Он говорит, что не может их найти, хотя все эти люди находятся в Петербурге, и из полицейских доносов ясно, что заговорщики каждый день собираются у Кондратия Фёдоровича Рылеева в доме Российско-американского общества на его квартире. Но Милорадович говорит, что всё это пустое, что поэт Рылеев, который издаёт «Полярную звезду», видимо, просто собирает у себя литераторов. Литературное собрание в такое время! Совершенно очевидно, что Милорадович, а не забудем, что это военный генерал-губернатор Петербурга, покрывает заговорщиков. И это потрясающий и невероятный факт. Зная, что Аракчеев связан с Шервудом, который доносил летом 1825 г. Великий князь в эти последние часы перед восстанием хочет узнать, должно быть, детали заговора. Но Милорадович вернулся ни с чем — по его словам Аракчеев отказался принять генерал-губернатора столицы, привезшего ему личное письмо Николая Павловича. Набережная р. Будучи одним из декабристов, он пришёл к Николаю рассказать о заговоре. И он же исполнил мечты самых лучших из декабристов, ведь именно Яков Ростовцев — в будущем генерал от инфантерии — станет главным разработчиком крестьянской реформы 1861 года, создаст её полный план, и, хотя уйдёт из жизни за год до её осуществления 6 февраля 1860 года , освобождение крестьян пойдёт по его лекалам. Яков Иванович Ростовцев, С. Зарянко, 1855 г. Ростовцев прямо сказал Оболенскому и Бестужеву, что они затеяли безумную вещь, и он хочет поговорить с Государем. Те говорят: «Ну, иди, говори». И он идёт и говорит. Он никого не выдал, и вообще сама по себе их беседа с Государем — это потрясающий документ, показывающий особенности поведения людей в ту романтическую эпоху. Там были постоянные объятия, слёзы, доверие, взаимные уступки. Император, который уже всё знает о заговоре, и, конечно, ничего нового от Ростовцева не узнаёт, не требует от подпоручика ни выдачи имён заговорщиков, ничего.

Подвиг исповедничества царя-страстотерпца Николая II в его отречении от престола

Почему Константин отрекся от престола. В Совете Федерации заявили, что отречение от престола императора Николая II имеет юридическую силу, сообщает РИА Новости. Неосторожное словоупотребление свидетельствует о недостатке правил об отречении от престола: никто не уверен в том, кто и на каких основаниях может отрекаться. Неосторожное словоупотребление свидетельствует о недостатке правил об отречении от престола: никто не уверен в том, кто и на каких основаниях может отрекаться. Мог ли Николай II отречься от престола от имени малолетнего сына Алексея? В Совете Федерации заявили, что отречение от престола императора Николая II имеет юридическую силу, сообщает РИА Новости.

Законодательная основа отречения от престола

  • Жертвы междуцарствия
  • Почему царевич Константин отказался от престола Российской империи?
  • Какие правители добровольно отказались от русского престола и почему
  • Последняя борьба Царя-Мученика Николая II - отрекся ли Государь от престола?
  • Восстание декабристов. Если не верить в официальную версию ...: masterok — LiveJournal
  • Последний король Греции Константин II умер в Афинах

Восстание декабристов. Если не верить в официальную версию ...

Последним, среди ныне царствующих монархов, желание жить жизнью обычного гражданина изъявил король Малайзии — Мухаммад V, который 6 января 2019 года подписал письмо с соответствующим заявлением. Законодательная основа отречения от престола Во второй главе Свода Основных Государственных Законов Российской империи среди пунктов, регламентировавших порядок престолонаследия, были две статьи за номером 37 и 38, касавшиеся отречения от престола. Первая предоставляла наследнику право отказаться от трона в случае наличия у него легитимного преемника, а вторая гласила, что отречение вступает в силу после его обнародования и не имеет обратной силы. Кроме того в 199 статье того же Свода, на родителей возлагалось право принимать решение за своих малолетних детей. И хотя для реализации права, заложенного в статье 37, цесаревич, ещё не принявший монарший титул, должен был изъявить добровольное желание, в начале ХХ века этот документ стал основанием для принудительного отречения от престола уже властвовавшего императора. А 199 статья позволила правителю отречься от имени своего несовершеннолетнего наследника. Цена любви Причиной первого в истории русской монархии добровольного отречения от престола провозглашённого, но так и не приступившего к властвованию императора России Константина Павловича, стала любовь. Не желавший впрягаться в политические игры и подвергаться риску быть задушенным как отец, Константин Павлович, став в 1801 году наследником трона после старшего брата Александра I, в 1823 году сослался на тайный брак с полькой Жанеттой Грудзинской и письменно отрёкся от престолонаследия.

Засекреченный документ был облечён в форму манифеста Александра I, который следовало предать огласке после смерти императора, что и произошло в ноябре 1825 года.

На самом деле вторую жену великого князя, с которой он связал свою жизнь в 1823 году, звали Жанеттой. Поговаривали, что именно из-за нее Константин Павлович и отрекся от престола, а также наконец решился на официальное расторжение первого брака. Обряд венчания наместника Царства Польского и его избранницы происходил дважды: сначала — в костеле, затем — в православной церкви. Современники утверждали, что благодаря супруге великий князь научился быть менее вспыльчивым, обрел душевное равновесие, стал говорить и даже «думать по-польски». За год до смерти он получил юбилейный знак отличия и принес его Жанетте со словами: «Вот, любезный друг, отдаю тебе 30 лет моей службы». Многим русским пришлось немедленно покидать Варшаву. Среди тех, кто спасался от гнева восставших, оказалась и Жанетта Грудзинская.

С собой она успела взять только несколько червонцев, молитвенник и жемчужное ожерелье. Константин Павлович и генерал И. Дибич остались бороться с бунтовщиками. Считалось, что император ждет Константина вместе с женой в Петербурге, но приезжать туда великий князь не желал. Он понимал, что после событий 1825 года многие в столице относятся к нему враждебно. Кроме того, Константин Павлович справедливо полагал, что вину за восстание в Царстве Польском возложат в том числе и на него.

Так это или нет — современникам узнать не довелось.

Надо заметить, что сам Константин Павлович иногда говорил, что его могут задушить, как задушили отца — в случае восшествия на престол, разумеется. Убийство императора Павла было тяжелым бременем царственной фамилии… И почему Константин Павлович считал, что вполне может разделить участь родителя? Какие у него были для этого основания? Или их и вовсе не было, достаточно было помнить о произошедшем в марте 1801 года? Так или иначе, но в августе 1823 года Александр I подготовил манифест, в котором наследником престола был объявлен другой его брат, Николай. Вот только сам Николай про этот манифест ничего не знал, хотя и был в курсе нежелания Константина занимать трон. Из-за этого в декабре 1825 года в Российской империи и случился кризис, самым известным проявлением которого стало восстание декабристов.

Войска Царства Польского были немалы — это была тридцатипятитысячная армия, причём, совершенно европейски устроенная. Оклады офицеров там были в несколько раз выше окладов офицеров в остальной России. А солдаты служили не двадцать пять лет, а всего-навсего восемь, и были свободными людьми, которые шли в армию по найму, а не по рекрутскому набору. Солдаты 5-го, 6-го, 7-го линейных полков армии Царства Польского, Ю. Коссак, 1887 г. Как я уже не раз рассказывал, Константин был намечен Екатериной на Константинопольский престол. Он должен был венчаться на Царство Греческое в той самой Святой Софии, которую сейчас превращают в мечеть.

Святая София, Э. Кларк, 1816 г. Екатерину тогда совершенно не смущало, что её из мечети сделают снова церковью. Когда Константин родился, Екатерина писала Гримму: «Меня спрашивали, кто будет крестным отцом. Я отвечала: только мой лучший друг Абдул-Гамид султан Османской империи, потерявший Крым и Северное Причерноморье, дважды «побитый» Екатериной; понятно, что Екатерина говорит с иронией мог бы быть восприемником, но так как не подобает турку крестить христианина, по крайней мере, окажем ему честь, назвав младенца Константином». То есть честь заключалась в том, что этот младенец отнимет в будущем у Абдул-Гамида или у его преемника Константинополь. Как известно, ничего даже близкого к этому в итоге не случилось.

Екатерина имела слабость женить своих внуков почему-то совсем юными, поэтому уже в 1796 году Константин, будучи совсем ещё ребёнком, вступил в брак с принцессой Юлианной-Генриеттой-Ульрикой Саксен-Кобург-Заальфельдской. Принцесса Юлианна-Генриетта, Е. Виже-Лебрён, 1795-1796 гг. Венчание состоялось 15 февраля 1796 года. Невесте не было и пятнадцати, жениху и семнадцати лет. Конечно, ни о какой серьёзной семье речи идти не могло, никаких отношений у супругов не получилось, получилось даже намного хуже, чем у императора Александра и императрицы Елизаветы Алексеевны. Александр, который хорошо относился к своей родственнице, отпустил её в Кобург по причине тяжёлой болезни её матери.

Больше принцесса Юлианна-Генриетта в Россию не возвращалась. В 1814 году во время Заграничного похода Константин навестил свою жену. Александр тогда же предлагал им съехаться, но ничего не получилось. Молодой Константин отличался скандальными связями, слухи о которых ходили по Петербургу, но потом он несколько остепенился и связался с французской авантюристкой Жозефиной Фредерихс Жужу , имевшей такую фамилию по одному из своих мужей — эстонскому дворянину. Жозефина была сожительницей Константина с 1806 по 1819 или 1820 год. В их браке родились дети, но, конечно, они считались незаконнорожденными. Жозефина с сыном в мундире офицера Польского уланского полка 1816 г.

Бланк, 1816 г. Тропинина и московских художников Константин, что важно для дальнейшего повествования, был мужественным военным. Он участвовал в сражениях Суворова в Альпах битва при Нови. Его отмечали как очень смелого и инициативного офицера. Потом, уже при Александре, он принимал участие в Аустерлице, участвовал в Заграничном походе, в боях под Бауценом и Дрезденом, и наконец, в сражении при Лейпциге получил орден святого Георгия 2-го класса. Военные очень ценили Константина, он любил армию, любил гвардию и в военной среде был совершенно своим человеком. Император Александр почти сразу назначил брата инспектором русских войск, сделал главой воинской комиссии, которая должна была заниматься реформами военных сил, и реформы эти Константин провёл хорошо, разумно, за что ещё более стал любим в армии.

Константин Павлович, П. Михайловский, XIX в. Но при этом он отличался неистовым нравом, был весь в своего отца Павла и мог в отличие от Александра, который прекрасно владел собой приходить в совершенно неуправляемую ярость, хотя потом всегда умел просить прощения и очень дружески примиряться с людьми, которых он незаслуженно обидел. В 1820 году он женился на польской двадцатипятилетней графине Жанетте Грудзинской, которая сначала жила с матерью в Париже, а потом переехала в Польшу. В 1815 году Константин, назначенный Александром главой войска Царства Польского, знакомится с ней на балу у генерала Юзефа Зайончека. Его ухаживания постепенно перешли в горячую любовь, и Жанетта согласилась стать женой Константина. Жанетта Грудзинская, неизвестный художник, 1831 г.

Князь Петр Андреевич Вяземский так описывает Жанетту Грудзинскую: «Жанетта Антоновна не была красавица, но была красивее всякой красавицы. Белокурые, струистые и густые кудри её, голубые выразительные глаза, улыбка умная и приветливая, голос мягкий и звучный, стан гибкий и какая-то облегающая её нравственная свежесть и чистота. Она была Ундиной. Всё соединялось в ней и придавало ей совершенно особенную и привлекающую внимание физиономию в кругу подруг и сверстниц её». Полное собр. С тех пор Жанетта Грудзинская стала именоваться княгиней Лович. Супруги жили в Варшаве в Бельведерском дворце, строительство которого закончилось в 1824 году.

Константин наслаждался своей частной жизнью, женой, путешествиями и тем, что в Польше, в общем, все к нему относились очень хорошо, по крайней мере, внешне. Царствовать Константин категорически не хотел. Бельведерский дворец в Варшаве 14 января 1822 года Константин, ссылаясь на морганатический брак с графиней Грудзинской, написал специальное представление о том, что он отказывается от престола. Обнадежен опытами неограниченного благосклонного расположения Вашего Императорского Величества ко Мне, осмеливаюсь еще раз прибегнуть к оному и изложить у ног Ваших, Всемилостивейший Государь! Не чувствуя в Себе ни тех дарований, ни тех сил, ни того духа, чтобы быть когда бы то ни было возведену на то достоинство, к которому по рождению Моему могу иметь право, осмеливаюсь просить Вашего Императорского Величества передать сие право тому, кому оно принадлежит после меня, и тем самым утвердить навсегда непоколебимое положение Нашего Государства. Сим могу Я прибавить еще новый залог и новую силу тому обязательству, которое дал Я непринужденно и торжественно при случае развода Моего с первою Моею женою. Все обстоятельства Моего нынешнего положения Меня наиболее к сему убеждают и будут пред Государством Нашим и всем светом новым доказательством Моих искренних чувств.

Всемилостивейший Государь! Примите просьбу Мою благосклонно и испросите на оную согласие Всеавгустейшей Родительницы Нашей и утвердите оную Вашим Императорским Словом. Я же потщусь всегда, поступая в партикулярную жизнь, быть примером Ваших верноподданных и верных сынов любезнейшего Государства Нашего. Есмь с глубочайшим высокопочитанием, Всемилостивейший Государь! С должным вниманием читал Я письмо Ваше. Умев ценить всегда возвышенные чувства Вашей души, сие письмо Меня не удивило. Оно Мне дало новое доказательство искренней любви Вашей к Государству и попечения о непоколебимом спокойствии оного.

Она его читала с тем же, как и Я, чувством признательности к почтенным побуждениям, Вас руководствовавшим. Нам Обоим остается, уважив причины, Вами изъясненные, дать полную свободу Вам, следовать непоколебимому решению Вашему, прося Всемогущего Бога, дабы Он благословил последствия столь чистейших намерений. Пребываю навек душевно Вас любящий Брат АЛЕКСАНДР Это частные письма, но после них Император издал специальный манифест, в котором объявлял о том, что Константин Павлович по его же собственной просьбе более не является наследником престола и вместо него наследником престола является Николай. С самого вступления Нашего на Всероссийский Престол непрестанно Мы чувствуем Себя обязанными пред Вседержителем Богом, чтобы не только во дни Наши охранять и возвышать благоденствие возлюбленного Нам Отечества и народа, но также предуготовить и обеспечить их спокойствие и благосостояние после Нас, чрез ясное и точное указание Преемника Нашего, сообразно с правами Нашего Императорского Дома и с пользами Империи. Мы не могли, подобно предшественникам Нашим, рано провозгласить Его по имени, оставаясь в ожидании, будет ли благоугодно недоведомым судьбам Божиим даровать Нам Наследника Престола в прямой линии. Но чем далее протекают дни Наши, тем более поспешаем Мы поставить Престол Наш в такое положение, чтобы он ни на мгновение не мог остаться праздным. Глубоко тронуты Мы сею жертвою, которую Наш Возлюбленный Брат, с таким забвением Своей личности, решился принести для утверждения родовых постановлений Нашего Императорского Дома и для непоколебимого спокойствия Всероссийской Империи.

После сего Мы остаемся в спокойном уповании, что в день, когда Царь Царствующих, по общему для земнородных закону, воззовет Нас от сего временного Царствия в вечность, Государственные сословия, которым настоящая непреложная воля Наша и сие законное постановление Наше, в надлежащее время, по распоряжению Нашему, должно быть известно, немедленно принесут верноподданническую преданность свою назначенному Нами Наследственному Императору единого нераздельного Престола Всероссийския Империи, Царства Польского и Княжества Финляндского. О Нас же просим всех верноподданных Наших, да они с тою любовью, по которой Мы в попечении о них непоколебимом благосостоянии полагали Высочайшее на земле благо, принесли сердечные мольбы к Господу и Спасителю Нашему Иисусу Христу о принятии души Нашей, по неизреченному Его милосердию, в Царствие Его вечное. Александр Манифест Александра I об отречении цесаревича Константина Павловича от наследования престола 16 августа 1823 г. Как мы видим, переписка между братьями датирована 1822 годом, а манифест по полной официальной форме был дан 16 августа 1823 года. И всё было бы хорошо, если бы не то, что он был абсолютно секретным. Вот это-то и непонятно. Человек может отречься от престола, может не захотеть царствовать — это понятно.

Но почему это надо держать в секрете? На рескрипте было написано: «Хранить в Государственном Совете до моего востребования, а в случае моей кончины раскрыть прежде всякого другого действия, в чрезвычайном собрании». То есть в случае кончины Императора никаких действий, и в первую очередь под ними имеется в виду присяга, до прочтения этого документа предпринимать нельзя. Текст всех трёх копий, чтобы никто больше не знал об этом документе, был переписан лично князем А. Голицыным и спрятан. Это одна из загадок России. И связана она с другой загадкой, которая заключалась в том, что Александр прекрасно знал о готовящемся заговоре, знал имена всех заговорщиков уже в 1822 году помните записку Бенкендорфа и целый других записок и донесений?

Александр не сообщил о том, что знал, даже наследнику престола Николаю, которому, грубо говоря, пришлось расхлёбывать всю эту кашу. Николай знал о тайном манифесте. Но он ничего не знал о заговоре. Александр говорил ему, что сделает его правление лёгким, но ничего не говорил брату о том, что вокруг самого Александра гнездится заговор. Николай пребывал в полном неведении в отношении этого. Историк Корнилов высказывает следующее предположение: «Единственное, что можно придумать в объяснение этого поведения Александра, — это то, что Александр делал всё это главным образом на случай своего отречения, а так как отречение могло быть актом только произвольным, то он и думал, конечно, что всё дело остаётся в его руках». Курс истории России...

Но ведь Александр не отрёкся, он или скоропостижно умер, или ушёл, и второе более вероятно, чем первое. И, в конце концов, любой человек всегда понимает, что умереть можно каждую минуту. И Император, особенно после тяжёлой болезни ноги, конечно же, понимал, что всё может случиться очень быстро. А люди меж тем должны привыкнуть, что наследник другой. В этом особенность абсолютистских правлений. Поэтому можно сказать, что эта версия Корнилова не объясняет до конца тайны престолонаследия, которую устроил Александр. Это ничем из документов не подтверждается, но по самому совмещению действий возникает ощущение, что Александр отдавал Россию в руки и Николая, и революции.

А в то время революции были по всей Европе. Революция была реальностью. Возможно, император Александр отдавал Россию и революции, и Николаю, а там уж — кто кого пересилит, сам же — как бы устранялся. То ли оскорблённый заговором архиереев, то ли по какой-то иной причине, — мы этого не знаем. А ещё складывается ощущение, что эти планы Александра знал Константин Павлович, и его странное поведение, о котором мы будем сейчас говорить, связано с этим знанием планов старшего брата. Возможно, что-то знали и некоторые другие люди, но тайну свою унесли в могилу. Возможно, знал что-то и генерал-губернатор Петербурга граф Милорадович, потому что его поведение во время грядущих событий будет ключевым и тоже странным.

Тайна заговора Как же развивались события? Александр дал своему генерал-адъютанту Дибичу распоряжение начать расследование и произвести аресты заговорщиков — это так, но дал его только в Таганроге за несколько дней до смерти, хотя уже с 1822 года о них знал, и между, скажем, началом и ноябрьскими днями 1825 года ничего принципиально не изменилось. Почему тогда приказ об аресте заговорщиков был дан только за несколько дней до смерти? Развитие событий показывает, что эти первые аресты подтолкнули заговорщиков не к самороспуску, а, наоборот, к активизации действий, потому что — коль арестовывают, надо или действовать или исчезнуть, а время благоприятное — значит надо действовать. Поэтому, казалось бы, время было рассчитано так, чтобы подтолкнуть этот заговор, а не обезглавить его. Хотя обезглавить его можно было очень просто. Все участники заговора, кроме Пестеля, были известны.

А уже к середине 1825 года как один из заговорщиков был известен и он. Кто точно знал о готовящемся заговоре и о событиях в нём — так это, конечно, Аракчеев. Он собирал в своих руках многие нити, которые вели к заговорщикам особенно в «Южном обществе» на Украине. Он, как вы помните, направил к Александру англичанина Шервуда. Но с Аракчеевым произошла страннейшая история… А. Аракчеев, «Военная энциклопедия И. Сытина» Аракчеев вдруг «выбыл из игры».

Произошло это по вполне благопристойной причине, но для его исполнительности это выбывание было всё же странным. Причина заключалась в том, что в Грузине, в Новгородской губернии, где было его имение, произошла трагедия. Минкина, гравюра 1908 г. Женщина эта была странная, говорили, красивая и очень сладострастная до любовников и подарков. Несчастный граф Аракчеев полностью ей доверял, не видел или не хотел видеть её измен. За это её считали колдуньей. Но она была не только колдуньей, она была также очень жестокой.

Сама крепостная граф Аракчеев когда-то купил её как дворовую девку, а потом фактически сделал женой , она невероятно жестоко, как новая Салтычиха, мучала крепостных аракчеевских женщин. И убили её как раз из-за того, что она стала пытать Прасковью, комнатную девушку, приставленную за ней ухаживать: жгла лицо Прасковьи, которая слыла красавицей, калёными щипцами, вырывая куски мяса. Прасковья вырвалась и убежала на кухню к брату. Последний схватил нож, бросился в комнату Минкиной и зарезал её. Потом его, как якобы соучастника этой расправы, били кнутом, и все осуждённые погибли. То есть всё было очень жестоко. Аракчеев был совершенно подавлен случившимся и, признаваясь, что никакого государственного соображения сделать не может, самовольно бросил все вверенные ему дела и сдал их своим ближайшим помощникам.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий