Новости переносное жилище некоторых народов севера

На Ямале проживают около 42 тысяч представителей коренных малочисленных народов Севера. На Ямале проживают около 42 тысяч представителей коренных малочисленных народов Севера. Круглое в плане переносное жилище у народов северо-востока Сибири, с конич. кровлей из шестов, покрытых оленьими шкурами 6 букв.

Яранга - традиционное жилище чукотских оленеводов (22 фото)

Переносное жилище у народов Сибири 6 букв Это переносное жилище народов Северо-Восточной Европы (саами, ненцы) и Сибири (эвенки, манси, северные якуты, ороки, мганасаны, тувинцы-тоджинцы и др.).
Как устроен чум у ненцев: bepowerback — LiveJournal Чум представляет собой универсальное жилище кочевых народов Севера, занимающихся оленеводством – ненцев, хантов, коми и энцев.
Переносное жилище некоторых народов Севера 6 букв ответ Жилища народов севера. Условия сурового северного климата повлияли на особенности национальных сооружений народов, которые проживали в этих условиях.

Чукотская яранга

Переносной домик у народов Севера. Переносное жилище в Сибири. мобильное переносное жилище оленеводов необходимая для территории, где отсутствует строевой лес, но есть необходимость в постоянной перекочёвке за оленьим стадом. Традиционным жилищем какого из перечисленных народов является яранга, шесты которой покрыты моржовыми, оленьими или китовыми шкурами. Яранга, юрта и чум — вот традиционное представление о жилище сибирских народов. Переносное жилище у некоторых народностей северо-восточной Сибири.

Ответы на сканворд дня из "Одноклассников" номер 22624

Дождь и снег скатывались с крутых стенок чума, поэтому покрытия не промокали. Всевозможные шалаши тоже напоминали чумы, правда, конструкция иных делала их более похожими на небольшие стационарные домики. У орочей, нанайцев и удэгейцев шалаш напоминал двускатную крышу, поставленную прямо на землю. Сверху ее покрывали еловой корой и берестой, боковые стены закладывали землей. Вход всегда располагали с подветренной стороны и обращали его к реке. Охотничьи шалаши западносибирских шорцев тоже были не совсем обычными.

Их опорой и центром служил раскидистый кедр или пихта, тщательно отобранные мужчинами по приходе в тайгу. Дерево, предварительно сбрызнутое брагой, объявляли покровителем охотников, дарующим защиту и удачу в промысле. Зачем солить юрту-часы? Еще одним общим для многих народов типом жилища была юрта. Остов ее составляли деревянные решетки, поставленные по кругу.

Обычно их было пять, у богатых семей это число увеличивалось до восьми — десяти. Решетки были подвижными, что позволяло растягивать их или сдвигать, регулируя высоту постройки. Верхняя часть юрты имела форму усеченного конуса. Ее образовывали жерди из гибких пород дерева, одним концом воткнутые в решетки, а другим — в специальный круг диаметром до 1 м. Получившееся сверху отверстие служило источником света и дымоходом.

Снаружи юрту покрывали войлоком, не пропускавшим дождь, ветер и холод. Для лучшего сбережения войлок пропитывали раствором из кислого молока, табака и соли и хорошо просушивали. В жаркую погоду его края поднимали, и юрта проветривалась сквозь решетчатые стенки. Стягивая войлок на вершине купола, регулировали температуру внутри. Зимой юрту ставили на дощатый пол и накрывали двумя слоями войлока.

Кстати, место для юрты выбирали солнечное, потому что вся хозяйственная и бытовая деятельность ее жильцов была связана с круговоротом солнца. С помощью юрты они даже могли определять время! Когда солнце поднималось на длину повода коня, первый луч освещал внутренний круг дымохода. На высоте аркана он перескакивал к изголовью женской кровати. Далее освещал первую буфетную стойку и к обеду достигал второй.

К 4 ч падал на кадку с айраном, потом перебегал на кадку с кормом для животных у двери и вскоре исчезал из юрты.

Установка чума, доски для пола и печка - базовые элементы чума Только после этого начинают возводить стены. Сначала устанавливают два основных шеста, которые связывают между собой, а потом и все остальные их обычно от 20 до 50 штук. Чем больше шестов и чем они длиннее, тем просторнее и выше чум. В центре у ненцев особняком стоит священный шест симзы. Установка чума в тундре Когда каркас жилища готов, его накрывают нюками - покрытием из оленьих шкур. Зимой нюки укладывают в два слоя, первый слой мехом внутрь, а верхний - мехом наружу.

На один чум уходит до 80 шкур. Основание присыпают снегом, вход также прикрывают шкурой, а место, где сходятся края нюков, прижимают нартами. Сейчас обычно используют брезент или другой прочный материал.

Кроме того, многие северяне отказались от оленеводства и осели в северных поселках с традиционными деревянными домами, и чумы стали использовать гораздо меньше.

Сегодня технологии изготовления чумов изменились, оленьи шкуры заменяют брезентом, что связано как со сложностью изготовления нюков, так и с дороговизной оленьего меха. Шкура для нюков должна быть "зимняя", то есть снятая с оленя в зимнюю пору, когда шерсть густая и длинная. Стоит такая шкура дорого, объясняет директор Таймырского дома народного творчества Любовь Попова. И слишком сложная это работа, не всякая мастерица возьмется.

Вход завешивался шкурами, летом — грубой тканью. В центре чума находился очаг, по обе стороны от входа — места для спанья: на пол клали бересту, циновки из ивовых прутьев и сухой травы, сверху — оленьи шкуры. Слайд 3 Чум ненцев в Малых Кармакулах. Новая Земля Слайд 5 ЧУМ-конический шалаш из жердей, покрываемый берёстой, войлоком или оленьими шкурами; форма жилища, распространённая по всей Сибири, от Уральского хребта до берегов Тихого океана, у финно-угорских, тюркских и монгольских народов. Диаметр чума в нижней части обычно составляет от 3 до 8 метров.

Историки жилища признают эту форму первым опытом искусственно создаваемого жилья, к которому человек обратился от полых, дуплистых деревьев и пещер. Прообразом чума могли служить прислонённые наклонно к дереву ветви. Слайд 6 Женщины упаковывают сани, которые используются для перевозки жердей и шкур для чума. Ночью сани располагают вокруг чума. Яранга имеет круглый план и деревянный вертикальный каркас с коническим куполом, сооруженным из шестов.

Снаружи шесты покрывались оленьими или моржовыми шкурами. Яранга состоит из двух половин: чоттагина и полога.

Яранга - традиционное жилище чукотских оленеводов

ПЕРЕНОСНОЕ ЖИЛИЩЕ НЕКОТОРЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА. - 6 Букв - Ответ на кроссворд & сканворд это переносное жилище народов северо-восточной европы (саами, ненцы) и сибири (эвенки, манси, северные якуты, ороки, мганасаны, тувинцы-тоджинцы и др.).
Жизнь кочевая: как устроен арктический мобильный дом под названием чум Поэтому многие исследователи Севера переняли у коренных народов их искусство.

Как устроено иглу – зимнее жилище эскимосов

ЯРАНГА Яранга – переносное жилище некоторых кочевых народов (чукчей, коряков, эвенов, юкагиров) Севера России на протяжении многих веков. Яранга – традиционное жилище народов Крайнего Севера. переносная у оленных коряков и чукчей и стационарная у азиатских эскимосов и приморских чукчей. Так что чум возник не как жилище народов Севера, но на примере ненцев обнаружил свою удивительную приспособляемость к арктическому климату. У чукчей было два типа жилищ: переносное и постоянное. Мобильное жилище кочевников отличается особым температурным режимом: послойное распределение воздушных потоков по внутреннему объему конуса позволяет свести к минимуму зависимость от внешних источников тепла.

Слово «Яранга»

Пол под пологом застилали ветками ивы или кедровника и оленьими шкурами. Преобладающим типом жилища у оседлых коряков была полуземлянка длиной до 15, шириной до 12 и высотой до 7 метров, при сооружении которой в круглую яму глубиной от одного до полутора метров вкапывали восемь вертикальных столбов по окружности и четыре в центре. Между наружными столбами вбивали по два ряда бревен, расколотых вдоль и образующих стены жилища. Их скрепляли наверху поперечными балками. От квадратной рамы, соединяющей четыре центральных столба и образующей верхний вход и дымовое отверстие, к верхним поперечным балкам стен шли плахи восьмискатной крыши. Для защиты от снежных заносов коряки западного побережья сооружали вокруг отверстия воронкообразный раструб из жердей и плах, а коряки восточного побережья — заслон из прутьев или циновок. К одной из стен, обращенной к морю, пристраивали углубленный в землю коридор с плоской крышей. Законопаченные сухой травой или мхом стены, крышу и коридор жилища засыпали сверху землей.

Остов ее составляли деревянные решетки, поставленные по кругу. Обычно их было пять, у богатых семей это число увеличивалось до восьми — десяти. Решетки были подвижными, что позволяло растягивать их или сдвигать, регулируя высоту постройки. Верхняя часть юрты имела форму усеченного конуса. Ее образовывали жерди из гибких пород дерева, одним концом воткнутые в решетки, а другим — в специальный круг диаметром до 1 м. Получившееся сверху отверстие служило источником света и дымоходом. Снаружи юрту покрывали войлоком, не пропускавшим дождь, ветер и холод. Для лучшего сбережения войлок пропитывали раствором из кислого молока, табака и соли и хорошо просушивали. В жаркую погоду его края поднимали, и юрта проветривалась сквозь решетчатые стенки. Стягивая войлок на вершине купола, регулировали температуру внутри. Зимой юрту ставили на дощатый пол и накрывали двумя слоями войлока. Кстати, место для юрты выбирали солнечное, потому что вся хозяйственная и бытовая деятельность ее жильцов была связана с круговоротом солнца. С помощью юрты они даже могли определять время! Когда солнце поднималось на длину повода коня, первый луч освещал внутренний круг дымохода. На высоте аркана он перескакивал к изголовью женской кровати. Далее освещал первую буфетную стойку и к обеду достигал второй. К 4 ч падал на кадку с айраном, потом перебегал на кадку с кормом для животных у двери и вскоре исчезал из юрты. Это означало, что наступала пора загонять скот и доить коров. Собирали и разбирали юрту за час-два, при этом она была компактна и помещалась на нескольких повозках. Якутский балаган с коровьим навозом Сибирские народы строили и стационарные деревянные юрты. У хакасов-скотоводов они назывались — агас иб. Собирали такие постройки в восемь — десять венцов из отесанных лиственничных бревен. Бурятские юрты были более вместительными и высокими. Со временем они все меньше походили на традиционные — сначала перед входом появились навесы, которые потом превратились в сени, с восточной стороны стали пристраивать хозяйственные помещения. Появились и «многоквартирные дома» — несколько юрт, соединенных между собой переходами. Многие сибирские народы эвенки, якуты, коряки, ительмены, алтайцы, хакасы, тувинцы и пр. Но и без того деревянные дома были явлением частым.

Пол обычно устилают шкурами или досками. Это жилище очень мобильное. Его можно собрать за 2 часа и также быстро разобрать. Благодаря войлоку, который покрывает его стены, внутри сохраняется тепло, а жара или сильный холод практически не меняют климат внутри помещения. Круглая форма этого строения придает ему устойчивости, которая необходима при сильных степных ветрах. Жилища народов России Землянка Это строение является одним из древнейших утеплённых жилищ народов России. Стена и пол землянки представляли собой вырытую в земле на глубине 1,5 метров квадратную яму. Крышу делали из теса и покрывали толстым слоем соломы и земли. Стены также укрепляли бревнами и присыпали снаружи землей, а пол обмазывали глиной. Недостатком такого жилья было то, что дым от очага мог выходить только через дверь, а близость грунтовых вод делала помещение очень сырым. Однако, преимуществ у землянки было значительно больше. Землянка не боится ураганов и пожаров. Она сохраняется как при сильных морозах, так и в жару. Изба Традиционная русская изба возводилась из бревен, при этом, основным инструментом был топор. С его помощью на конце каждого бревна делали небольшое углубление, в которое закрепляли следующее бревно. Таким образом, постепенно возводились стены. Крышу обычно делали двускатной, что позволяло экономить материал. Для того, чтобы в избе было тепло, между бревнами клали лесной мох. Он при оседании дома становился плотным и закрывал все щели. Фундамент в те времена не делали и первые бревна ставили на уплотненную землю. Крышу сверху покрывали соломой, так как она служила хорошим средством защиты от снега и дождя. Стены снаружи обмазывали глиной, смешанной с соломой и коровьим пометом. Это делалось с целью утепления. Основную же роль в сохранении тепла в избе играла печь, дым от которой выходил через окно, а с начала 17 века — через дымоход. Жилища европейской части нашего континента Самыми известными и исторически ценными жилищами европейской части нашего континента являются: мазанка, сакля, трулло, рондавель, пальясо. Многие из них существуют до сих пор. Мазанка Она является старинным традиционным жилищем Украины. Мазанка, в отличие от избы, была предназначена для областей с более мягким и теплым климатом, а особенности ее строения объяснялись небольшой площадью лесов. Мазанку строили на деревянном каркасе, а стены состояли из тонких веток дерева, которые снаружи и внутри обмазывались белой глиной. Крыша обычно делалась из соломы или камыша. Пол был земляной или дощатый. Для утепления жилища, его стены изнутри обмазывали глиной, смешанной с камышом и соломой. Несмотря на то, что мазанки не имели фундамента и были плохо защищены от влаги, они могли простоять до 100 лет.

Традиционно в одном ненецком чуме могут проживать до восьми человек: взрослых и ребятишек. Печь стоит в центре чума. Труба выводится на улицу в месте, где соединяются шесты. По обе стороны от очага хозяйка обустраивает спальные места. Женская часть находится ближе к выходу. Раньше считалось, что только женщина может прикасаться к очагу в чуме, собирать и колоть дрова. Однако, в современной жизни, такие правила скорее как напоминание о старинных обычаях. Мужчина также может вести бытовые дела и помогать женщине по хозяйству. Последние лет десять скорняжное искусство освоили заключенные. Выделкой шкур оленя и изготовлением чума под ключ занимаются в ИК-3, которая находится в Харпе. Увидеть нарты и чумы, познакомиться с культурой древней цивилизации кочевников легко 25 и 26 марта в Салехарде — на самом грандиозном праздновании Дня оленевода в ЯНАО.

Как оленеводы Крайнего Севера выживают без душа, туалета и прочих благ цивилизации

Многие северные народы с древних времен живут в чумах. Это традиционное жилье кочевых народов Севера, основными занятиями которых является животноводство. Самыми известными жилищами народов севера являются чум, балаган, яранга и иглу. Эти оленеводы традиционно жили в переносных каркасных жилищах, покрытых оленьими шкурами. Сам чум — это переносная конусообразная палатка, традиционное жилище народов Сибири и северо-восточной европейской части России, ведущих кочевой образ жизни, в частности занимающихся оленеводством.

Яранга - традиционное жилище чукотских оленеводов (22 фото)

Ответ на вопрос: «Переносное жилище некоторых народов Севера.» Слово состоит из 6 букв Поиск среди 775 тысяч вопросов. Несмотря на простейшую конструкцию жилищ коренных народов Севера, они вдохновляют современных архитекторов на создание колоритного дизайна грандиозных объектов, которые сделали их узнаваемыми символами регионов. Яранга – традиционное жилище народов Крайнего Севера. я, последняя - а). Это переносное жилье, которое можно соорудить практически везде, причем в минимальное время.

Шатер народов Севера - слово из 6 букв

Верхнее и нижнее полукружья герба в национальной ненецкой мифологии символизируют два круга жизни — небесный и земной. Факел о трех языках пламени отображает главное богатство недр Надымского района — газ согревающий изнутри жилище ненцев — чум, увенчанный оленьими рогами. По данным ученых, оленеводство на Чукотке зародилось приблизительно две тысячи лет назад. Можно предположить, что и возраст жилья оленеводов — яранги — тоже около двух десятков веков. Это очень простое строение.

Снег легко скатывается с крутой поверхности чума, поэтому при переезде на новое место чум можно разобрать, не прилагая лишних усилий для очистки строения от снега. Кроме того, форма конуса делает чум устойчивым к сильным ветрам и метелям. Летом чум накрывается корой, берестой или мешковиной, а вход завешивается грубой тканью например, той же мешковиной. Зимой для обустройства чума используют шкуры лосей, оленей, изюбров, сшитых в одно полотнище, а вход завешивают отдельной шкурой. В центре чума располагается печь, служащая источником тепла и приспособленная для приготовления пищи. Жар от печи поднимается вверх и не позволяет осадкам попадать внутрь чума — они просто испаряются под действием высокой температуры. А для того, чтобы ветер не проникал в чум, к его основанию с наружной стороны подгребают снег. Как правило, чум оленеводов состоит из нескольких покрытий и 20-40 шестов, которые при переездах укладывают на специальные нарты. Размеры чума непосредственным образом зависят от длины шестов и их количества: чем больше будет шестов и чем длиннее они будут, тем вместительнее получится жилище. С давних времен установка чума считалась делом всей семьи, в котором принимали участие даже дети. После того, как чум полностью установлен, женщины застилают его внутри циновками и мягкими оленьими шкурами. У самого основания шестов принято класть малицы верхняя одежда народов Севера из оленьих шкур с мехом внутрь и другие мягкие вещи. Также оленеводы возят с собой подушки, перины и теплые спальные мешки из овчины. На ночь хозяйка расстилает постель, а днем прячет спальные принадлежности подальше от посторонних глаз. Яранга — национальное жилище народов Чукотки Как мы уже говорили, яранга имеет некоторое сходство с чумом и представляет собой переносное жилище кочевых коряков, чукчей, юкагиров и эвенков. Яранга обладает круглым планом и вертикальным деревянным каркасом, который сооружен из шестов и увенчан коническим куполом. Снаружи шесты покрыты моржовыми, оленьими или китовыми шкурами. Яранга состоит из 2-х половин: полога и чоттагина.

У ненецких семей раньше чум собирали и ставили женщины, но сейчас эта традиция уже канула в Лету. Жилье ставят вместе со всей семьей. Это если снега много», — рассказывает Марьям, молодая женщина из ямальского поселка Аксарка. В чуме, где она принимает гостей, порядка 40 шестов и 80 оленьих шкур. С помощью занавесов можно отделить себе комнату — «полог». Павел Кузьмичев Диаметр среднего чума в основании около 5—8 метров. Пол уложен деревянными досками, покрытыми оленьими шкурами. Центральную часть занимает очаг — печка-буржуйка, которая и отапливает помещение, и служит плитой для приготовления пищи. С одной стороны, как правило, располагается стол, за которым собираются семьи и гости. Павел Кузьмичев «Чум — это чистая природа, — говорит Марьям. Олени тоже наши, шкуры копим постепенно. Но если переводить в деньги, то себестоимость такого чума примерно 1,2 млн рублей 15 тыс.

Речь идёт о чуме, с виду напоминающем шатёр в форме конуса Собирают его только женщины, весь процесс может занимать у них всего лишь час. Такой скорости удаётся достичь не только за счёт техники, но и за счёт небольшого веса шестов и шкур в разобранном виде. Позади чума обыкновенно держат священные нарты, куда кладут фигурки идолов, оберегающих семью.

Переносное жилище у некоторых сибирских народов

это переносное жилище народов северо-восточной европы (саами, ненцы) и сибири (эвенки, манси, северные якуты, ороки, мганасаны, тувинцы-тоджинцы и др.). Чум является универсальным жилищем северных народов. Сам чум — это переносная конусообразная палатка, традиционное жилище народов Сибири и северо-восточной европейской части России, ведущих кочевой образ жизни, в частности занимающихся оленеводством. Важным достижением для этих народов стало создание мобильных, лёгких, сборно-разборных жилищ, идеально приспособленных для проживания в тундре, пустыне или степи.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий