Новости открытие российской академии наук

Детально роль науки в Российской истории была описана в утвержденном русским царем Александром I Уставе Академии 1803 г., в котором он изложил и основные вехи ее создания.

Академия наук и курьёзных художеств, или день российской науки

Создание Академии наук в Петербурге вывело Российскую империю вышла на совершенно другой уровень научного развития. Правительство РФ утвердило распоряжение о создании Санкт-Петербургского отделения Российской академии наук. Тегиакадемия наук рф новости, петр 1 здесь будет город заложен картина, нововведения петра 1 новый год, какие события повлияли на открытие академии наук в россии, академия наук новости. году Пётр посетил Парижскую академию наук. Нынешняя Академия восстановлена на основании той Российской академии наук, которая существовала в истории в 1917 -1925 годах. Выставка «300 лет Российской академии наук: Вернадский Владимир Иванович – универсальный ученый – естествоиспытатель, мыслитель и организатор науки».

Глава РАН: «Академия наук становится для России стратегическим интеллектуальным ресурсом»

Дом, в котором мы приходим к пониманию состояния тех, кто без остатка отдавал свои силы в сложные исторические периоды, сохраняя при этом, порой в нечеловеческих условиях, внутренний нравственный стержень», — сказала она. Строительство нового архива РАН было включено в федеральную инвестиционную программу начиная с 2012 года. В результате на средства Минобрнауки было возведено трехэтажное здание общей площадью 18 тысяч кв. Спустя 10 лет в него переехали уникальные документы, в том числе старинные карты Санкт-Петербурга, рукописные научные книги, а также документы, подписанные Петром I и Екатериной Великой. Сохрани номер URA.

Это только небольшая часть открытий, но она дает представление о масштабах сделанного в постсоветской науке. Наука — это главная движущая сила прогресса, важнейший ресурс развития национальной экономики, медицины, образования, всей социальной сферы. От достижений ученых напрямую зависят не только экономический рост и создание новых высокопроизводительных рабочих мест, но и качество жизни миллионов людей, поэтому правительство России уделяет приоритетное внимание поддержке науки и высшей школы, развитию конкурентоспособного сектора научных разработок, созданию комфортных условий для молодых исследователей. В 2013 году были начаты преобразования в системе Российской академии наук, предприняты меры по укреплению исследовательской инфраструктуры, по созданию для ученых, научных коллективов современных, конкурентных условий для работы.

Объединены интеллектуальные, кадровые, материальные ресурсы ведущих академий — Российской академии наук, медицинской и сельскохозяйственных наук. В 2018 году был принят закон, вносящий изменения в федеральный закон «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым были уточнены цели деятельности РАН, ее основные задачи, функции и полномочия. Сегодня стратегическое развитие науки формируется при содействии государства. Ключевыми документами, обеспечивающими реализацию научно-технической политики, являются Стратегия научно-технологического развития до 2035 года, принятая в 2016 году, Национальный проект «Наука», утвержденный в сентябре 2018 года, государственная программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации на 2019-2030 годы», принятая в марте 2019 года. С 2000-х годов общие затраты на науку в постоянных ценах удвоились, бюджетные ассигнования на ее развитие выросли пятикратно. Вследствие притока молодежи улучшилась возрастная структура персонала. Укрепляется материально-техническая база, активизируется участие российских исследователей в международных научных коллаборациях. В последние годы удалось серьезно нарастить потенциал российской фундаментальной науки, по целому ряду направлений она вышла на передовые позиции.

Виноградова, Ю. Готье, Б. Тураева и др. Кольцова; физика Ф. Бредихина, филолога А. Веселовского, географа Д. Анучина и др. Ленина занимали математики О. Шмидт, П. Новиков, А.

Хинчин; историки М. Покровский, М. Нечкина, И. Минц, В. Пичета, А. Нарочницкий; химики Н. Зелинский и С. Наметкин; физики И. Тамм, В. Фесенков и Е.

Финансирование Академии наук за счет федерального бюджета по сравнению с прошлым годом выросло практически на треть - до почти шести миллиардов рублей. Это и космос, и микроэлектроника, и разработка программного обеспечения. Регулярно проводят форумы и научные фестивали. А как может быть иначе, ведь мы - выходцы из единой советской научной среды. Сегодня живем в условиях революционных изменений во многих областях науки. Сейчас мы прогнозируем бум в области нейронных сетей. Они входят во все сферы жизнедеятельности, - заявлял он на совместном заседании Президиумов двух академий. Вместе, по словам председателя Президиума НАН Владимира Гусакова, выполнили пятьдесят научных программ Союзного государства: - Совместными усилиями белорусских и российских ученых подготовили ряд новых проектов по прорывным направлениям науки: освоение космоса, создание ракетно-космической техники, средств диагностики, лечения и профилактики вирусов, развитие агропромышленного комплекса.

Реформа или уничтожение: как изменилась РАН за годы собственной перестройки

В 1950—1970-х годах биологи АН СССР создали антиполиомиелитную вакцину , а затем соучаствовали в иммунизации населения Земли против оспы. Заметными были и успехи в гуманитарных науках — так, огромная работа по изучению языков народов России и мира проведена академиками-филологами В. Виноградовым и Л. Постсоветские годы нельзя отнести к периоду расцвета науки в стране. Однако в это время российские учёные были дважды удостоены Нобелевских премий по физике за более ранние работы. Такую награду получили академики Ж. Алфёров 2000 год за труды по изучению полупроводниковых гетероструктур , а также В.

Гинзбург и А. Абрикосов 2003 год за вклад в теорию сверхпроводников и сверхтекучих жидкостей. На всех исторических этапах Академия играла центральную роль в укреплении обороноспособности страны. Перед Первой мировой войной академик Н. Зелинский создал противогаз , В. Ипатьев в 1916—1920 гг.

Крылов разработал «таблицы непотопляемости » кораблей. В конструкторских бюро С. Ильюшина и А. Туполева сконструированы самолёты, обеспечившие превосходство советской авиации во время Великой Отечественной войны. В послевоенный период был создан ракетно-ядерный щит в его создании участвовали академики И. Курчатов , Ю.

Харитон , Я. Зельдович и др. Образование и просвещение Академик А. Колмогоров , один из организаторов сети спецшкол при университетах Участие Академии наук в педагогической и просветительской деятельности осуществлялось и осуществляется в нескольких формах: активное содействие созданию системы университетов и вузов. Историческим примером является открытие в 1755 году, по предложению М. Ломоносова, Московского университета.

В сравнительно недавнее время, по инициативе академиков П. Капицы и С.

Такими тренерами для сотрудников институтов всегда были члены РАН.

А потом пришло ФАНО с умением только хорошо оптимизировать... Хотелось бы верить, что реформаторы не по злому умыслу, а по чистому недоумению уничтожили грамотно выстроенную когда-то систему управления наукой. Ну хорошо!

Тогда следовало бы ожидать резких ее изменений хотя бы после начала СВО, ведь именно на ученых сейчас возлагаются надежды по созданию своей техники, электроники, медицинских приборов. Еще одной целью до 2014 года для нашей науки была интеграция в мировое научное сообщество, но по его правилам: российским ученым навязали в качестве показателя успешности оценку публикационной активности. Все обязаны были свои лучшие результаты публиковать в зарубежных журналах...

Казалось бы, ну сейчас-то ситуация должна поменяться. Но нет. В прошлом году вроде появились призывы прекратить эту порочную практику, но кто-то по-тихому решил оставить все как было...

Можно констатировать, что все поставленные задачи реформаторов РАН выполнены. Коллектив ученых сокращен, как и количество научных организаций. За РАН остались по большому счету только экспертные функции.

Хорошо бы еще, чтобы академия принимала активное участие в формировании государственной научно-технической политики по Закону о РАН — это когда ни один документ не может выйти из Минобрнауки без визы академии, но ведь нет и этого. Он твердо поставил вопрос о главенствующей роли академии в выборе научных приоритетов, в реализации конкретных проектов. К слову, задача по ликвидации технологического отставания ставилась Владимиром Путиным еще в Послании 2018 года, но почему-то за пять следующих лет так и не была выполнена.

Некоторые критики Красникова отмечают, что у него тоже пока нет ярких результатов. Вы думаете, это быстро делается?! Но положительные сдвиги в этом, безусловно, есть».

В идеале академикам хотелось бы снова не на бумаге, а на деле формировать научно-техническую политику, организовывать и проводить фундаментальные исследования. По мнению многих, это пошло бы на пользу всей стране. Вернуть в РАН институты?

Нет, об этом пока речи не идет, а вот по-настоящему вернуть научно-методическое руководство над ними — да. Это определение направления исследований, контроль, оценка результатов и решение кадровых вопросов. Предвижу много реплик по поводу кадров...

По некоторым в последние месяцы Министерством образования и науки РФ принимались достаточно резкие решения, приписываемые, впрочем, команде Красникова.

По словам академика Красникова, с недавних пор РАН ведет экспертизу "дорожных карт" по государственным высокотехнологичным проектам, формирует программу фундаментальных и поисковых научных исследований, в том числе для обороны и безопасности России. Позиции РАН и РАО, судя по выступлениям Красникова и Васильевой, совпадают в понимании того, что наука не может двигаться вперед без талантливых, квалифицированных кадров. Проект "Базовые школы РАН" реализуется уже в 32 субъектах. И дан прогноз: "Стране вот-вот понадобятся кадры для новых, только формирующихся направлений науки и техники". А значит, надо больше внимания уделять созданию и поддержке исследовательской аспирантуры, базовых кафедр в вузах, передовых инженерных школ. Другое важное направление, где возможно и необходимо объединение усилий всего академического сообщества, - это региональная научно-техническая политика и пространственное развитие России. Событием того же ряда стало постановление правительства о создании Санкт-Петербургского отделения РАН. И вдвойне символично, заключил Геннадий Красников, что накануне 300-летия РАН под ее управление перешли исторические здания на Университетской набережной в Санкт-Петербурге, где заседал президиум Академии наук до 1934 года.

Подписка на URA. RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий.

Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку! Подписаться На почту выслано письмо с ссылкой.

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

Изначально научно-исследовательские институты Академии наук создавались как первое звено цепочки, которая заканчивалась на заводе и своей целью имела создание реального продукта. «Открытия Российской академии наук, изменившие мир» – это историко-просветительский портал, созданный к 300-летнему юбилею Российской академии наук. Учреждение Академии Наук в Российской Империи и ее развитие в XVIII-XIX веках.

День в истории 7 января: создание Российской академии наук

Защита исследовательских работ состоялось на секциях по направлениям: Ломоносовской; физико-математической физика, энергетика, математика, информатика ; естественнонаучной химия, биология, психология, медицина, экология, география ; филологической литература, языкознание ; культурологической культурология, искусство, краеведение ; секции общественных наук история, обществознание, право, экономика ; секции иностранных языков английский язык ; инженерной форма - инженерные соревнования. На Ломоносовской секции учащиеся представили исследования о жизни и научной деятельности М. Ломоносова, совершили «путешествие сквозь века» по Ломоносову-Ораниенбауму и Хребту Ломоносова. Молодые филологи успешно защитили работы о роли слов-концептов «черное» и «белое» в раннем поэтическом творчестве М.

Лермонтова, разобрались в особенностях репрезентации концепта «война» в сборнике рассказов Н. Абгарян «Дальше жить». На секции иностранных языков анализировали эволюцию взглядов Рональда Рейгана на отношения с Россией по основным его выступлениям , осведомленность российских подростков об английских аббревиатурах, тенденции развития английского языка на основе неологизмов, добавленных в Оксфордский словарь в 2023 году.

На культурологической секции были представлены ученические исследования по идентификации личности по мемориальной плите, значению "вечернего звона" в отечественной культуре, подкасте, как актуальному формату в публичной коммуникации в условиях цифровой медиасреды. На физико-математической секции участники защищали работы о биодизельном топливе из отработанного растительного масла, возможностях повышения скорости поршня в условиях электротермохимической технологии воспламенения применительно к установке среднего калибра, программировании микроконтроллера Arduino UNO для цифровой обработки аналоговых сигналов технического средства охраны.

Именно с этого начался грандиозный проект императора — Академия наук. Как коллекция заграничных диковин превратилась в музей, библиотеку, а затем в академию и кто сегодня в России стоит за разработкой квантового компьютера, восстанавливает фрески с помощью искусственного интеллекта, проводит опыты на адронном коллайдере и имплантирует в глаза искусственную роговицу, разобрались корреспонденты «МИР 24» Анастасия Стурова и Артём Васнёв в «Специальном репортаже».

В 1746 году он выпустил учебник по экспериментальной физике на русском языке, по которому учились несколько поколений студентов. Ломоносов проявил себя, как чрезвычайно разносторонний учёный. Им был открыт закон сохранения массы, впоследствии экспериментально подтверждённый французским учёным Лавуазье. В 1748 году Ломоносов создал первую в России научно-исследовательскую и учебную лаборатории и построил завод художественного стекла. Он провёл обширные исследования в области горного дела, астрономии. Велика его роль в развитии русского языка, он создал учебник «Российская грамматика». Наибольшее число научных открытий было сделано отечественными учёными в советское время в разных отраслях науки, в первую очередь в области физики, что в значительной мере обеспечило паритет нашей страны в создании ядерного и ракетного оружия в противостоянии с потенциальными противниками. Наша страна подарила миру немало научных открытий, сделанных отечественными учёными, многие из них стали Нобелевскими лауреатами. Среди них десять учёных за выдающиеся открытия в области физики, в том числе: П. Я Черенков, И. Тамм, И. Франк, Л. Ландау, Н. Басов, А. Прохоров, П. Капица, А. Абразцов, В.

На культурологической секции были представлены ученические исследования по идентификации личности по мемориальной плите, значению "вечернего звона" в отечественной культуре, подкасте, как актуальному формату в публичной коммуникации в условиях цифровой медиасреды. На физико-математической секции участники защищали работы о биодизельном топливе из отработанного растительного масла, возможностях повышения скорости поршня в условиях электротермохимической технологии воспламенения применительно к установке среднего калибра, программировании микроконтроллера Arduino UNO для цифровой обработки аналоговых сигналов технического средства охраны. Как влияют арт-терапевтические занятия на эмоциональную сферу детей с ограниченными возможностями здоровья? Каковы мотивы медиапотребления школьников в городах-мегаполисах и регионах России? Как изменилось российское общество от общества творцов к обществу потребителей? Обо всём этом рассказали на секции общественных наук. На естественнонаучной секции успешно защитили работы: Влияние инсектицидных обработок на состав и структуру энтомофауны рапсовых полей, Лучший прогноз погоды, Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у младших классов, Концепция производства и применения съедобной посуды. В состав жюри конференции входили доктора и кандидаты наук, преподаватели вузов Санкт-Петербурга, научные сотрудники музеев Санкт-Петербурга, деятели культуры, педагоги и методисты образовательных организаций, обучающиеся старших классов гимназии победители конкурсов юных исследователей. Отмечено, что работы юных исследователей яркие, интересные и актуальные.

Проект Петра I, который изменил страну: Российская академия наук отмечает 300-летие

Открытие выставки в Совете Федерации, посвященной 300-летнему юбилею РАН и достижениям российской науки. 20 декабря в Актовом зале МГУ состоялось учредительное общее собрание Академии. История российской науки ведёт свой отсчёт со времен Петра I, который в 1724 году основал Российскую академию наук. до почти шести миллиардов рублей. 21 февраля в Архиве Российской академии наук при поддержке Президентского фонда культурных инициатив состоится открытие уникальной выставки «ЛЕДЕНЦОВСКОЕ ОБЩЕСТВО ДРУЗЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА», посвященной. году Пётр посетил Парижскую академию наук.

Российская академия наук: замыслы Петра I и трехвековая история

Так, он пожертвовал на нужды образования свою личную библиотеку, приставив к ней библиотекаря. Тот должен был следить за состоянием книг, выдавать их для прочтения в читальном зале и пополнять библиотечные фонды. Для тех же целей он распорядился создать исторический архив, переписав для этого исторические грамоты, старинные рукописи и книги, изъяв их на время из церковных хранилищ. В 1714 году Петр организовал первый публичный музей — знаменитую Кунсткамеру, фонды которой содержали различные редкости. Предполагалось, что экспонаты из коллекции Кунсткамеры будут служить науке и использоваться будущими академиками для научных изысканий.

Кроме библиотеки и кунсткамеры, в распоряжении первых приехавших в Россию ученых были анатомический театр, астрономическая обсерватория, минералогический кабинет и ботанический сад. Как идея Петра Великого сделала Россию передовой державой мира? Открытие Академии наук произошло уже после смерти Петра I — в 1725 году, когда состоялась первая конференция иноземных академиков, прибывших в Россию. Ученые мужи выбрали три главных направления деятельности: математическое, естественнонаучное и гуманитарное.

И такое деление наук, по большому счету, сохраняется вплоть до наших дней. В первый состав академии вошли такие выдающиеся ученые, как швейцарский физик, механик и математик Даниил Бернулли, великий математик и механик Леонард Эйлер, немецкий историк и филолог Готлиб Зигфрид Байер, французский астроном и картограф Жозеф-Николя Делиль и другие. Первым президентом академии стал ученый-медик Лаврентий Блюментрост — единственный из академиков, родившийся в России. Несмотря на то, что после смерти Петра I академия осталась без его могущественного покровительства, она тем не менее запустила процесс просвещения российского государства.

Скоро при академии был открыт университет.

Российских учебных заведений, где готовили бы высококлассных специалистов, тогда не было. Кроме того, царь понимал необходимость создания в стране условий для проведения фундаментальных научных исследований, без которых невозможно двигаться вперед. Свой замысел Петр I долго обдумывал. С деятельностью научных обществ и академий он знакомился во время поездок по европейским странам. Посещение учреждений и общение с иностранными учеными повлияло на решение царя о создании Академии наук в Петербурге, сообщает Президентская библиотека. Сначала на работу приглашали иностранных ученых. Некоторые из академиков имели мировую известность, другие — завоевали авторитет благодаря своим исследованиям уже в России. В академии развивали математические, физические и гуманитарные науки.

При этом учреждение выполняло еще и роль образовательного центра. В его ведении находились гимназия и университет, где готовили специалистов. Как и рассчитывал Петр I, многие их выпускники внесли вклад в развитие отечественной науки. Первым русским действительным членом Петербургской академии наук в 1733 году стал математик Василий Ададуров.

В текущем году расходы на финансирование Академии наук за счёт федерального бюджета по сравнению с прошлым годом выросли практически на треть — до почти шести миллиардов рублей. Также в полтора раза увеличены ежемесячные выплаты академикам и членам-корреспондентам. Считаю, что и этого недостаточно. Предлагаю здесь другое решение, а именно — удвоить размер таких выплат по сравнению с 2023 годом. В этой аудитории могу и цифры назвать. Академик ежемесячно должен будет получать 200 тысяч рублей, членкор — 100 тысяч рублей. Отмечу, что общий объём госрасходов на научные исследования и разработки гражданского назначения в ближайшие три года превысит полтора триллиона рублей. Уже говорил сегодня на Совете по науке и образованию, что с учётом новых задач нужно увеличивать объём финансирования отечественной науки. На Совете мы договорились о том, что Правительство этот вопрос проработает, доложит о его решении в самое ближайшее время. При этом хочу напомнить слова выдающегося генетика, академика Николая Ивановича Вавилова: «Удельный вес науки в стране определяется не только средствами, отпускаемыми по государственному бюджету, числом исследовательских институтов, но прежде всего кругозором научных деятелей, высотой их научного полёта». Но, конечно, этот полет должен быть подкреплен и финансовыми средствами. Над этим будем обязательно работать. Пользуясь сегодняшней возможностью, хочу поблагодарить представителей РАН, наши научные коллективы за выдающиеся успехи в таких перспективных областях как микроэлектроника, искусственный интеллект, новые материалы, в других важнейших сферах, за эффективное решение вопросов обороноспособности и безопасности нашего государства. Желаю вам, всем вашим коллективам новых масштабных, значимых научных свершений, чтобы результаты вашего труда, ваших исследований были востребованы экономикой, социальной сферой, нашими компаниями и предприятиями, служили людям, благополучию российских семей, вели вперёд нашу страну, помогали России развиваться. Залог настоящих и будущих достижений Академии наук — в преемственности, непрерывности исследовательского поиска и традиций. На протяжении всей своей истории Академия развивала выдающиеся отечественные научные школы. От наставников, научных руководителей передавались не только передовые знания, но и чувство ответственности перед наукой и перед страной. При этом каждое поколение учёных не просто продолжало дело предшественников. Ученики постоянно шли вперёд, открывали неизведанное, добивались новых прорывов, сами воспитывали для себя достойную смену. По традиции 8 февраля, в день основания Академии наук, в День российской науки мы награждаем исследователей, которые только начинают свой большой профессиональный путь. Но считаю, что сегодня, в юбилей Российской Академии наук мы должны отметить не только наше молодое поколение и молодое пополнение, но и великих, заслуженных учёных, добившихся грандиозных научных результатов. Хотел бы с удовольствием и гордостью объявить имена коллег, получивших высокие награды. Звание «Герой труда Российской Федерации» присвоено академику Юрию Сергеевичу Осипову, который всю свою жизнь посвятил служению науке, руководил прикладными исследованиями в интересах обороноспособности страны, более 20 лет возглавлял Российскую академию наук. Высоких государственных наград также удостоены блестящие учёные и врачи, академики Лейла Вагоевна Адамян и Александр Николаевич Коновалов. В своей клинической практике они смело предлагают и внедряют самые передовые подходы, задают высокие стандарты современной медицинской помощи, вносят существенный вклад в укрепление всего отечественного здравоохранения. Академик Валерий Васильевич Козлов — крупный учёный и организатор науки. Ему принадлежит значительный вклад в развитие отечественной математики, механики и математической физики. Благодаря их трудам наша страна уверенно держит планку ведущей научной мировой державы, в том числе обладает передовыми научными установками класса мегасайенс. И конечно, с удовольствием хотел бы объявить лауреатов премий в области науки и инноваций для молодых учёных. Благодаря их открытиям, энергии, в хорошем смыслу слова, напору, смелости отечественная наука берёт новые высоты.

И уже 8 февраля того же года Сенат издал указ об учреждении «Академии, или Социетета художеств и наук», как тогда называлась будущая РАН. Читайте также:.

Глава РАН: «Академия наук становится для России стратегическим интеллектуальным ресурсом»

Так идея необходимости «заведения наук» в России была не только воспринята русским монархом, но и получила самую квалифицированную интеллектуальную поддержку ведущих европейских ученых. В соответствии с проектом Российская академия наук должна была по своей структуре значительно отличаться от западноевропейских академий. Во-первых, она фактически образовывала неразрывное единство с Академическим университетом и гимназией, которые создавались при ней. Формально это были отдельные учреждения, но и в состав членов академии, и в преподавательский штат университета входили одни и те же люди то есть новая академия должна была совмещать функции научного исследования и обучения. Каждый академик должен был составить учебное руководство в пользу учащегося и каждый день по часу заниматься публичным преподаванием своего предмета. Академик должен был приготовить одного или двух воспитанников, которые бы со временем могли заступить на его место, причем Петр выразил желание, «чтобы такие были выбираемы из славянского народа, дабы могли удобнее русских учить».

В определениях Академии и Университета Петр I проводил четкое разграничение: «Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко феологии и юрис пруденции прав искусству , медицины, филозофии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают. Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором они ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оные совершить и умножить тщатся, а об учении протчих никакого попечения не имеют». Во-вторых, академия представляла собой государственное учреждение в отличие от частных и общественных западноевропейских , которое финансировалось за счёт государственной казны, а её члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государства. Обязанности, возлагаемые на академиков профессоров , были разнообразными: следить за научной литературой и составлять по своей специальности сводки научных результатов, участвовать в еженедельных заседаниях и годичных публичных собраниях Академии, давать научные справки и проверять предлагаемые Академии новые открытия, составлять для студентов курсы по своей науке, а также читать лекции. Махаев, Г.

Гравюра на меди «Проспект вниз по Неве реке между Зимним ея императорского величества домом и Академией наук» Санкт-Петербург. Это здание знают все, кто хоть однажды посетил этот прекрасный город на Неве. Его проектирование и строительство было начато в 1718 г. Как известно, без книги нет науки. Петр I понимал это, как никто другой.

Замысел царя о формировании Библиотеки складывался, видимо, спонтанно, исходя из опыта собственного обучения и увиденного за границей, а также из общения с учеными и государственными деятелями. Однако ясно было одно — новая царская библиотека должна была принадлежать, как и прежде, государю и одновременно быть публичной. Придавая большое значение роли Библиотеки в просвещении страны, Петр I стремился открыть ее двери для посетителей.

А потом пришло ФАНО с умением только хорошо оптимизировать... Хотелось бы верить, что реформаторы не по злому умыслу, а по чистому недоумению уничтожили грамотно выстроенную когда-то систему управления наукой. Ну хорошо! Тогда следовало бы ожидать резких ее изменений хотя бы после начала СВО, ведь именно на ученых сейчас возлагаются надежды по созданию своей техники, электроники, медицинских приборов.

Еще одной целью до 2014 года для нашей науки была интеграция в мировое научное сообщество, но по его правилам: российским ученым навязали в качестве показателя успешности оценку публикационной активности. Все обязаны были свои лучшие результаты публиковать в зарубежных журналах... Казалось бы, ну сейчас-то ситуация должна поменяться. Но нет. В прошлом году вроде появились призывы прекратить эту порочную практику, но кто-то по-тихому решил оставить все как было... Можно констатировать, что все поставленные задачи реформаторов РАН выполнены. Коллектив ученых сокращен, как и количество научных организаций.

За РАН остались по большому счету только экспертные функции. Хорошо бы еще, чтобы академия принимала активное участие в формировании государственной научно-технической политики по Закону о РАН — это когда ни один документ не может выйти из Минобрнауки без визы академии, но ведь нет и этого. Он твердо поставил вопрос о главенствующей роли академии в выборе научных приоритетов, в реализации конкретных проектов. К слову, задача по ликвидации технологического отставания ставилась Владимиром Путиным еще в Послании 2018 года, но почему-то за пять следующих лет так и не была выполнена. Некоторые критики Красникова отмечают, что у него тоже пока нет ярких результатов. Вы думаете, это быстро делается?! Но положительные сдвиги в этом, безусловно, есть».

В идеале академикам хотелось бы снова не на бумаге, а на деле формировать научно-техническую политику, организовывать и проводить фундаментальные исследования. По мнению многих, это пошло бы на пользу всей стране. Вернуть в РАН институты? Нет, об этом пока речи не идет, а вот по-настоящему вернуть научно-методическое руководство над ними — да. Это определение направления исследований, контроль, оценка результатов и решение кадровых вопросов. Предвижу много реплик по поводу кадров... По некоторым в последние месяцы Министерством образования и науки РФ принимались достаточно резкие решения, приписываемые, впрочем, команде Красникова.

Да, коллектив был против этой отставки, но кто составляет сейчас основу этой научной организации?

Однако датой открытия академии считается все же 1 августа 1725-го, когда состоялось первое заседание академиков. Именно с этого дня ведут отсчет многие российские науки. Ведь до петровской академии такие научные отрасли, как медицина, ботаника, зоология, метеорология и другие были представлены лишь разрозненными записками различных естествоиспытателей.

Впоследствии оно стало частью первого российского государственного публичного музея, основанного в 1714 году. В настоящее время это Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Кунсткамера Российской академии наук. Подробнее об истории этого интересного учреждения можно узнать из материалов отдельной цифровой коллекции Президентской библиотеки. В том же 1714 году начала свою работу первая в России общедоступная библиотека, ныне — Библиотека Академии наук. В ходе путешествия с Великим посольством будущий император свел знакомство не только с Рюйшем, но и с выдающимся мыслителем и математиком Готфридом Вильгельмом Лейбницем. Покровительство наукам всегда было моей главной целью, только недоставало великого монарха, который достаточно интересовался бы этим делом, - утверждал Лейбниц. Историки считают, что именно в беседах с этим мыслителем у Петра I сформировалась идея создания Академии наук в Петербурге. Важную роль в разработке организационных принципов РАН сыграло посещение царем в 1717 году Франции. Там он побывал во многих научных и образовательных учреждениях. В том числе, в парижской Академии наук, где самодержцу продемонстрировали новейшие достижения французской науки и техники: модели подъемных машин, химические опыты и рисунки для книг по истории искусств. На практике идея создания Академии наук в России постепенно начала реализовываться с начала 1720-х годов. Первым президентом учреждения стал Лаврентий Блюментрост. Его отец был уроженцем Саксонии, известным врачом, поступившим на русскую службу. Сам Лаврентий родился в Москве и тоже получил медицинское образование. Своей деятельностью Блюментрост заслужил особое доверие императора, в 1719 году он был назначен личным врачом государя. Помимо Академии наук, Блюментросту было поручено заведование Библиотекой и Кунсткамерой. В помощники себе он взял выходца из Эльзаса библиотекаря Иоганна-Даниэля Шумахера. В 1721 году Пётр I отправил последнего за границу для подбора научных кадров. Наиболее охотно откликались на приглашение немецкие светила.

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

Именно 7 января считается официальным днем открытия императорской Академии наук. История Ран началась с 28 января (8 февраля) 1724 г., в тот период, когда был издан указ императора Петра l о создании Петербургской академии наук. Нынешняя Академия восстановлена на основании той Российской академии наук, которая существовала в истории в 1917 -1925 годах. Российская академия наук носит это название с 1991 года, в котором произошла реорганизация Академии наук СССР.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий