Новости неизвестные факты о блокаде ленинграда

Ко Дню полного освобождения блокады Ленинграда вспоминаем суд, признавший осаду геноцидом. Сколько дней длилась блокада Ленинграда? Блокада началась 8 сентября 1941 года и продолжалась 872 дня. Блокада Ленинграда — крупнейшая городская трагедия времен Второй мировой войны, сравнимая (как эпизод продолжительностью 872 дня) лишь с деятельностью концлагеря Аушвиц-Биркенау. 80 лет назад закончилась блокада Ленинграда. «Правмир» публикует подборку дневников горожан и редкие фотографии ленинградских фоторепортеров из книги «Упрямый город. Блокада 1941–1944», которая вышла в издательстве «Лимбус Пресс».

Блокада Ленинграда: правда против мифов

Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941-го и продолжалась 900 дней и 900 ночей. Блокадный Ленинград: 10 фактов о военных действиях в Северной столице. Ленинград выжил, а истории людей, дождавшихся снятия блокады, остались в народной памяти. О пугающих фактах блокадного Ленинграда -— в материале 24СМИ. Найти неизвестные факты о блокадном Ленинграде и донести их до людей. НЕЕДИНИЧНЫЕ ФАКТЫ Как сообщали еще советские открытые источники, с июня 41-го до марта 42-го в результате бомбежек, обстрелов и, главное, голода, смертность в Ленинграде возросла примерно в 15 раз — с, в среднем, 105 человек в сутки до полутора с лишним тысяч.

«С каждым днём было всё тяжелее»: жительница блокадного Ленинграда — о войне, голоде и патриотизме

Что мы еще не знаем о блокаде Ленинграда - Российская газета В дополнение к представленным на выставке фотографиям курсанты подготовили научные доклады, в которых были освещены отдельные события и факты из эпопеи блокадного города, что позволило эмоционально усилить их зрительное восприятие.
В блокаду рождались дети. Малоизвестные факты о жизни в осажденном городе "Власть боролась с блокадой, потому что блокада была показателем некой самостийности.

Публике представят неизвестные факты о блокаде Ленинграда

В январе 1943 года советские солдаты впервые прорвали блокаду оккупантов, и на освобожденном участке была построена железная дорога, которую назвали "Дорогой Победы". На одном участке "Дорога Победы" вплотную подходила к вражеским территориям, и поезда не всегда доходили до назначения. Этот отрезок военные называли "Проулком смерти". Суровая зима Первая зима блокадного Ленинграда была самой суровой, которую видели жители. С декабря по май включительно в Ленинграде держалась средняя температура воздуха 18 градусов ниже нуля, минимальная отметка фиксировалась на 31 градусе. Снег в городе порой достигал 52 см.

В таких суровых условиях жители города согревались любыми способами. Дома отапливались печами-буржуйками, в качестве топлива использовалось все, что горело: книги, картины, мебель. Центральное отопление в городе не работало, были отключены канализация и водопровод, прекратилась работа на заводах и фабриках. Кошки-герои В современном Санкт-Петербурге поставлен небольшой памятник кошке, мало кто знает, но этот памятник посвящен героям, которые дважды спасли жителей Ленинграда от голодной смерти. Первое спасение пришлось на первый год блокады.

Голодные жители съели всех домашних животных, в том числе и кошек, что спасло их от голодной смерти. Но в дальнейшем отсутствие кошек в городе привело к повальному нашествию грызунов. Под угрозой оказались продовольственные запасы города. После прорыва блокады в январе 1943 года в одном из первых составов поездов было четыре вагона с дымчатыми кошками.

Понятно, что на всех еды не хватит. Точные цифры неизвестны, мы их никогда не узнаем, но примерно можно считать, что к так называемым льготным категориям относились сотни человек. Даже не тысячи. Но на этом фоне Жданов посылает в Москву телеграмму с требованием прекратить и «посылку индивидуальных подарков организациями в Ленинград». Это, пишет, «вызывает нехорошие настроения».

Более того, в Москве, в частности в партийно-номенклатурном руководстве Союза писателей, сложилось мнение, что «ленинградцы сами возражают против этих посылок». Берггольц по этому поводу воскликнула в дневнике: «Это Жданов — «ленинградцы»?! Меня недавно поразил один из центральных каналов. Они приезжали снимать сюжет к 8 сентября и попросили показать им — цитирую! Ну, говорят, людям же по 125 граммов раздавали… Я им объясняю: хлеб не раздавали, его надо было покупать. А если ты иждивенец и живёшь один, то ты и эти 125 граммов купить не можешь, потому что деньги никто не отменял. Это была не раздача пайка, а покупка продуктов. При этом карточки далеко не всегда можно было отоварить, доставка не была налажена. Если карточки — ведь должно быть точно известно, сколько и куда привозить?

Больше всего, 20 тонн, передавалось для нужд «ответственных работников». А тресту хлебопечения предлагалось выделить 13,5 тонны. На 2 февраля 1942 года в учреждениях наркомата торговли находилось 125 автомашин. И это в городе, где жили несколько миллионов человек и работали сотни магазинов, булочных и столовых. А Ленгорисполком тогда обслуживали 348 автомобилей. Власть заботилась о том, чтобы заводы работали. До людей, работавших на этих заводах, дела было как-то меньше. Вы же понимаете, что сделать танк — это не винтовку отремонтировать. И огромное количество сырья для работы нескольких гигантских оборонных заводов — как привезти?

Что мешало так же возить в Ленинград больше продовольствия, той же муки, по Дороге жизни? И пока они не будут обнародованы, все разговоры — софистика. Действительно, когда уже была налажена Дорога жизни, по ней возили и людей, и на санях мешки с мукой. И можно было возить продовольствие. Но городское и областное руководство находилось в состоянии коллапса. Они не знали, за что хвататься. Плюс — равнодушие. Поступает приказ: разобрать и погрузить линии Кировского завода. Линии поступают на станцию Ленинград-Товарная.

Выясняется: вагонов нет, эшелонов нет. Через два дня всё назад — линии монтируются обратно. Сначала эвакуируются главные сотрудники заводов, инженеры. Потом спохватываются, что станки должен кто-то обслуживать, — инженеров назад. И так везде. То, что всё-таки успели многое эвакуировать и создать гигантское производство на Урале, — это ценой фантастического героизма работников заводов. Но повторю, что и враг наступал сверхстремительно. Просто руководство — и региональное, и республиканское, и союзное — не было готово к тому, что немец будет продвигаться с такой чудовищной скоростью.

Работа по поиску информации и архивных документов во всех регионах России, куда в годы Великой Отечественной войны эвакуировали ленинградцев, продолжается. Рассказы о блокадном Ленинграде Невский пятачок Немцы 27 августа, захватив вблизи реки Тосны сёла Ивановское и Отрадное, вышли на левый берег Невы.

Васильев Леонид Георгиевич. Началась война, отца забрали на фронт — он был капитаном медицинской службы. Служил на Северном фронте, там, где финны стояли. Однажды он приехал домой на полуторке с солдатами и сказал матери: «Собирай вещи и езжай в Лугу». То есть, по сути, навстречу к немцам — мы уже потом только узнали, что многих чуть ли не в приказном порядке отвозили в Новгородскую, Псковскую области. Отвозили почему-то к фронту, а не от фронта. Чье это было распоряжение?.. Не знаю. Гогин Адриан Александрович. Мальчикам ввели уроки боя, и не позже ноября они ушли на фронт добровольцами. Они попали в окружение в болоте, и из нашего и параллельного классов домой вернулось всего человек десять. Аншелес Ирина Иосифовна. Голод Блокада Ленинграда продолжалась 900 дней: с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года, два с половиной года. Букуев Владимир Иванович. Наступила самая тяжелая для ленинградцев зима 1941-42 годов, когда морозы достигали 40 градусов, а не было ни дров, ни угля. Съедено было все: и кожаные ремни, и подметки, в городе не осталось ни одной кошки или собаки, не говоря уже о голубях и воронах. Не было электричества, за водой голодные, истощенные люди ходили на Неву, падая и умирая по дороге. Трупы уже перестали убирать, их просто заносило снегом. Люди умирали дома целыми семьями, целыми квартирами. Все питание для работающего на производстве человека составляли 250 граммов хлеба, выпеченного пополам с древесными и другими примесями и оттого тяжелого и такого маленького. Все остальные, в том числе и дети, получали 125 граммов такого хлеба. Алешин Евгений Васильевич. В хлеб добавляли и жмых из хлопковых семян, предназначенный для сжигания в корабельных топках. Четыре тысячи тонн этого жмыха, содержащего ядовитые вещества, нашли в порту и добавили к пищевым запасам. Эта смесь спасла тысячи человеческих жизней. Алехина Антонина Павловна. Покупали клей в плитках, одна плитка столярного клея стоила десять рублей, тогда сносная месячная зарплата была в районе 200 рублей. Из клея варили студень, в доме остался перец, лавровый лист, и это все добавляли в клей. Бриллиантова Ольга Николаевна. Еще делали четверговую соль: ее надо было бросить в мешочке в золу, чтобы она почернела, и тогда она приобретала запах сваренного вкрутую яйца. Ее сыпали на хлеб, и казалось, как будто ешь хлеб с яйцом. Айзин Маргарита Владимировна. Однажды дядя Володя пришел к нам домой и принес пачку дрожжей по килограмму каждая. Бабушка удивилась, зачем нам они, ведь муки нет, печь нечего. Он объяснил, что дрожжи можно употреблять в пищу — прокручивать в мясорубке, подсушивать и затем варить как макароны. До сих пор вспоминаю, какое это было удовольствие, есть не просто слегка мутную теплую водичку, а с дрожжами. Запах этой похлебки напоминал грибной суп! Потом оказалось, что дрожжи очень хорошо способствуют восстановлению сил. Григорьев Владислав Григорьевич. Передать эти ощущения просто невозможно: утром открываешь глаза, и тут же начинает ныть в животе. Затем это ощущение нарастает, и появляется ноющая, непрекращающаяся боль, будто какой-то зверь когтями рвет. Многие люди сходили из-за этой боли с ума. Постоянно старались хоть что-нибудь съесть, наполнить желудок. Если есть кипяточек — уже хорошо, выпьешь и чувствуешь, как он внутри все заполняет. Гущина Зинаида Петровна. Недалеко, на Обводном канале, была барахолка, и мама послала меня туда поменять пачку «Беломора» на хлеб. Помню, как женщина там ходила и просила за бриллиантовое ожерелье буханку хлеба. Мать, практичная деревенская женщина, в отличие от нашего «мудрого вождя», знала, что война будет, и заранее насушила мешок сухарей и мешок картошки. Сушить сухари было опасно. Сосед все время грозился донести на мать «куда следует» за то, что она сеет панику. Тем не менее сухари были насушены, и благодаря этому мы выжили. Иванов Юрий Ильич. В блокаду я ходила в детский сад на Каменном острове. Там же работала моя мама. Однажды один из ребят рассказал другу свою заветную мечту — это бочка с супом. Мама услышала и отвела его на кухню, попросив повариху придумать что-нибудь. Повариха разрыдалась и сказала маме: «Не води сюда больше никого... В кастрюле одна вода». От голода умерли многие дети в нашем саду — из 35 нас осталось только 11. Александрова Маргарита Борисовна. Работникам детских учреждений пришло специальное распоряжение: «Отвлекать детей от разговоров и рассказов о пище». Но, как ни старались это делать, не получалось. Шести- и семилетние детишки, как только просыпались, начинали перечислять, что им варила мама, и как было вкусно. В итоге все шишки сыпались на нашего повара. Тогда она придумала свой рецепт и назвала его «витаминчики». Повар жила у лесопарка и по дороге на работу рвала сосновые иголки, кипятила их. Я же вечерами ходила в госпиталь, который располагался в здании Лесотехнической академии, помогала раскладывать порционно для раненых бойцов сахарный песок и масло. За это мне давали две столовых ложки песку, который мы добавляли в «витаминчики». Это был особенный детский сад: за всю блокаду там не умер ни один ребенок, ни у одного ничего не украли! В детских учреждениях давали не 125 грамм, а 150, заведующая делила этот хлеб на три части, и дети получали его трижды в день. Печка, старинная изразцовая, еще дореволюционная, всегда была горячая, к ней подходили по несколько детишек и грели спины и ручки. Погреется одна группа, потом другая, и затем их всех укладывали под одеяло. Детский сад находился в большой коммунальной квартире, и на лестнице сидели бабушки и мамы, у которых не было сил подняться к ребенку. Некоторые так и умирали на лестнице. Батенина Ларина Октябрина Константиновна. Помню одного мужчину, который ходил в столовой и облизывал за всеми тарелки. Я поглядела на него и подумала, что он скоро умрет. Не знаю, может, он карточки потерял, может, ему просто не хватало, но он уже дошел до такого. На пятые сутки привозят хлеб. Навсегда перед моими глазами сохранилась сцена, когда старый обросший мужчина, качающийся от дистрофии, с обезумевшими глазами, схватил с весов кусочек чужого хлеба и запихнул его в рот. Он его не жевал, а глотал. Толпа молча била его, но он ел чужой хлеб, хлеб того, кто где-то тоже умирал. Его били, пытаясь отобрать хлеб, из носа двумя струйками текла кровь, а он трясущимися руками ел хлеб вместе с кровью и слезами. Грязнова Валентина Васильевна. Я выглядел маленьким тощим старичком с глубоко ввалившимися глазами и скулами, с висящей на лице, руках и даже на пальцах кожей. Через кожу отчетливо проступали кости. Однажды наша соседка по квартире предложила моей маме мясные котлеты, но мама ее выпроводила и захлопнула дверь. Я была в неописуемом ужасе — как можно было отказаться от котлет при таком голоде. Но мама мне объяснила, что они сделаны из человеческого мяса, потому что больше негде в такое голодное время достать фарш. Болдырева Александра Васильевна. Однажды на обед нам подали суп, а на второе котлету с гарниром. Вдруг сидящая рядом со мной девочка Нина упала в обморок. Ее привели в чувство, и она снова потеряла сознание.

У одних пирожные и крабы, а у других деревья! Шокирующие факты о Блокаде Ленинграда

Рассказы о блокадном Ленинграде Невский пятачок Немцы 27 августа, захватив вблизи реки Тосны сёла Ивановское и Отрадное, вышли на левый берег Невы. С захватом Шлиссельбурга 8 сентября всё левобережье Невы от реки Тосны до Ладожского озера оказалось в руках немцев.

Сообщение о блокаде Ленинграда моментально появилось в европейских газетах. Уже 10 сентября французская газета на фото опубликовала на первой полосе главную статью номера с заголовком «Ленинград окружён». Знаменитая поэтесса-блокадница Ольга Берггольц писала в своем дневнике 24 сентября 1941 года: «…кроме того, надо написать для Европы об обороне Ленинграда, о которой они знают в сотни раз больше, чем мы, живущие в нем…» Двойная правда. Радио Ленинграда и радио в Москве. С начала войны существовала некая «раздвоенность информации» в эфире Блокадного радио. В сентябре 1941 года, по указанию из Москвы, ежедневно на Ленинградском радио стала выходить программа «Говорит Ленинград», которую включали в эфир всесоюзного радио. Редактором передачи стал начальник литературного отдела Ленинградского радио Георгий Макогоненко будущий муж Ольги Берггольц. Он вспоминал: «…со страной говорили защитники города: солдаты и матросы, рабочие и домохозяйки, ставшие самоотверженными бойцами ПВО, ученые, писатели, композиторы, прибывшие из области партизаны — все те, кто имел гражданское и моральное право говорить от имени Ленинграда».

О голоде, холоде, длинных очередях, страшных обстрелах Ленинград говорил только своим гражданам. В Москве в радиоэфирах эта информация купировалась. Почему не эвакуировалась поэтесса Ольга Берггольц Поэтесса Ольга Берггольц могла улететь из Ленинграда ещё в сентябре 1941 года, но она осталась, так как не могла оставить в городе мужа, страдающего эпилепсией… Запись из ее дневника 1 октября 1941 года: «Мне предлагали уехать, улететь на самолёте в Москву с Ахматовой. Она сама просила меня об этом, и другие уговаривали.

Путь занял у них пять дней, из города их вывезли по Ладожскому озеру. За период блокады в Ленинграде было официально зарегистрировано 14878 браков. Но некоторые исследователи называют другие цифры, вплоть до 1,5 млн человек. К счастью, благодаря самоотверженной работе медработников удалось избежать хотя бы эпидемий.

На минимуме он составлял всего 250 граммов хлеба в день четверть буханки для рабочих и вдвое меньше для служащих, иждивенцев и детей. Всего было эвакуировано около 1,5 млн человек, то есть примерно половина ленинградского населения.

Чего не знали немцы Интересно, что часть легких танков Т-60 доставили для подразделений Ленинградского фронта, сражавшихся в блокадном кольце, по Ладожскому озеру на угольных баржах. Именно под черными кучами такого топлива прятали эти «малютки». Немецкая воздушная разведка в итоге была введена в заблуждение. Гитлеровцы даже не подозревали, что на «лайбах» со столь незамысловатым грузом перевозят бронированную технику, очень важную для ведения боевых действий на этом участке фронта. А «шестидесятки» зимой 1943 года действительно сыграли серьезную роль в прорыве блокады. Только эти легкие танки смогли форсировать Неву по льду для атаки неприятельских позиций.

Знаменитые наши Т-34 а данной ситуации пасовали: ледяной панцирь реки не выдерживал их тяжести. И еще о снабжении осажденного города через Ладогу. К весне 1942 года над Северной столицей и защищающими ее армиями нависла угроза полного истощения запасов топлива для автомобилей и боевых машин. Запасов горюче-смазочных материалов в городе оставалось буквально на считанные недели. А как воевать дальше? Вот тогда и появился проект прокладки по дну озера подводного трубопровода, по которому можно перекачивать бензин. Ничего подобного в мире тогда не существовало. В начале Великой Отечественной она занимала должность инженера специального подразделения, выполнявшего работы под водой, — в том числе подъем техники, продовольствия с затонувших барж.

Позднее, осенью 1941-го Нина Васильевна участвовала в прокладке бронированного телефонного кабеля по дну Ладоги для создания надежной телефонной связи Ленинграда с Большой землей. Несколько месяцев спустя по предложению Соколовой было начато строительство еще одной подводной коммуникации. Бензинопровод тянули от Осиновецкого маяка. Общая длина этой магистрали составила почти 30 километров, в том числе 21 километр — подводная часть. Трубы диаметром около 10 см уходили на максимальную глубину 35 метров. Их соединяли методом сварки. В общей сложности строительство бензинопровода заняло 43 дня — с 5 мая по 16 июня. Среди водолазов, занимающихся его прокладкой, была и сама Нина Соколова.

Позднее подсчитали, что эта смелая женщина во время работ на Ладоге в период войны провела под водой суммарно почти 27 суток!

Что мы еще не знаем о блокаде Ленинграда

Потом кое-что из продуктов появилось, но всё равно отоваривалось от трети до половины карточек — на всех продуктов не хватало. Говоря о нормах, следует уточнить: минимальными они были с 20 ноября по 25 декабря 1941 года. Потом они незначительно, но регулярно повышались 7. В блокадном Ленинграде активно использовались для производства питания вещества, которые тогда считались пищевыми заменителями, а теперь используются как полезное сырьё. Это касается сои, альбумина, пищевой целлюлозы, хлопкового жмыха и ряда других продуктов. Советские войска не отсиживались в обороне. Попытки прорвать блокаду предпринимались постоянно, но 18-я армия вермахта сумела укрепиться и отражала все атаки.

Весной 1942 года пережившие зиму ленинградцы стали огородниками и лесозаготовителями. Под огороды было выделено 10 000 гектаров земли, с них осенью только картофеля содрали 77 тыс. К зиме на дрова валили лес, разбирали деревянные дома и заготавливали торф. При этом продолжалась работа заводов и фабрик. Постоянно совершенствовалась система обороны города. Работал транспорт и водопровод, теплилась культурная и общественная жизнь, дети ходили в школы.

О некоторой нормализации жизни говорил даже массовый завоз в Ленинград кошек — иного способа справиться с полчищами крыс не было. Часто пишут, что в блокадном Ленинграде, несмотря на благоприятные условия, не было эпидемий. Это огромная заслуга медиков, также получавших свои 250 — 300 граммов хлеба. Фиксировались вспышки брюшного и сыпного тифа, холеры и других заболеваний, однако в эпидемии им перерасти не дали. Впервые блокада была прорвана 18 января 1943 года. Однако связь с Большой землёй установилась только на узкой полосе берега Ладожского озера.

Тем не менее, по этой полоске сразу проложили дороги, что позволило ускорить эвакуацию ленинградцев и улучшить снабжение оставшихся в городе людей. Окончательно осада города на Неве закончилась 21 января 1944 года, когда был освобождён Новгород. Трагическая и героическая 872-дневная оборона Ленинграда закончилась. В качестве памятной даты отмечается 27 января — день, когда Ленинграде гремел торжественный салют. Первый груз перевезли на конных упряжках 17 ноября 1941 года, когда толщина льда достигла 18 см. Уже к концу декабря грузооборот Дороги жизни составил 1 000 тонн в сутки.

В обратном направлении вывозили до 5 000 человек. На Нюрнбергском процессе советская сторона обвинения огласила цифру в 632 000 погибших в Ленинграде мирных жителей. Скорее всего, представители СССР озвучили точно документированное на тот момент число погибших. Реальная цифра может составлять и миллион, и 1,5 миллиона. Очень многие умерли уже в эвакуации и формально не считаются погибшими в блокаду. Потери военных и гражданского населения при обороне и деблокировании Ленинграда превышают совокупные потери Англии и США во всей Второй мировой войне.

Нам кажется, что мы знаем практически всё о Великой Отечественной Войне, ведь о ней написаны тысячи книг, созданы сотни документальных и художественных фильмов, написано множество картин и стихов. Но в действительности мы знаем только то, что давно выхолощено и выставлено на всеобщее обозрение. Там тоже может быть какая-то часть правды, но далеко не вся. Мы с вами сейчас убедимся в том, что знаем очень мало даже о самых главных, как нам внушили, событиях той Войны. Я хочу обратить ваше внимание на статью Алексея Кунгурова из Челябинска под названием «О математике и исторической реальности», которую в своё время незаслуженно проигнорировали все мировые СМИ. В этой небольшой статье он привёл несколько фактов, которые вдребезги разбивают существующую легенду о блокаде Ленинграда.

Нет, он не отрицает, что там шли затяжные и тяжёлые бои, и было огромное число жертв среди мирного населения. Но он утверждает, что блокады Ленинграда полного окружения города не было, и приводит убедительные доказательства этому своему утверждению. Он делает свои выводы, анализируя общедоступную, широко известную информацию с помощью логики и арифметики. Более подробно об этом можно посмотреть и послушать в записи его Интернет-Конференции «Управление историей, как системой знаний»… В Ленинграде того времени было немало странностей и непонятностей, которые мы сейчас и озвучим, используя множество фрагментов из названной статьи Алексея Кунгурова. К сожалению, разумных и обоснованных объяснений тому, что происходило в то время в Ленинграде, пока не найдено. Поэтому приходится надеяться на то, что правильно сформулированные вопросы помогут нам с вами найти или вычислить правильные ответы.

В своих дополнениях к материалам Алексея Кунгурова мы тоже будем пользоваться только общедоступной и широко известной информацией, многократно озвученной и подтверждённой фотоматериалами, картами и прочими документами. Итак, пойдём по порядку. Блокады именно города Ленинграда в действительности не было. Этот звучный термин, скорее всего, был придуман для переноса на немцев вины за массовые жертвы среди городского населения. Но окружения именно города Ленинграда в той Войне не было! Летом 1941 года, согласно имеющейся общедоступной информации , определённая, довольно большая территория в несколько тысяч квадратных километров, на которой находился и сейчас находится город Ленинград, была отрезана немецкими войсками от остальной территории страны.

Это случилось в конце августа 1941 года: «После упорных боёв 39-й моторизованный корпус противника 30 августа захватил крупный железнодорожный узел Мга. Статья А. Кунгурова начинается с анализа письменного утверждения о том, что на город за время блокады упало 148. Историки описывают эти события следующим образом: «Ленинградцы жили в постоянном нервном напряжении, обстрелы следовали один за другим. С 4 сентября по 30 ноября 1941 года город обстреливался 272 раза общей продолжительностью 430 час. Иногда население оставалось в бомбоубежищах почти сутки.

Всего за период блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тыс. Один артиллерийский дивизион из 18 орудий большого калибра за упоминавшиеся 430 часов обстрелов способен сделать 232. Но ведь блокада, согласно укоренившимся данным, длилась гораздо дольше трёх недель, да и орудий у врага было в несколько сотен раз больше. Поэтому число упавших снарядов, о которых писали газеты того времени, а потом переписывали все, кто писал нам о блокаде, должно было бы быть на несколько порядков больше, если бы блокада имела место в том виде, к которому нас всех приучили. С другой стороны, многие фотографии блокадного Ленинграда показывают, что разрушения в центральной части города были минимальными! Это возможно лишь в том случае, если врагу не давали атаковать город артиллерией и авиацией.

Однако, если судить по картам, враг стоял всего в нескольких километрах от города, и резонный вопрос о том, почему город и военные заводы не были полностью превращены в развалины за пару-тройку недель, остаётся открытым. У немцев не было приказа занимать Ленинград. Кунгуров очень чётко пишет об этом следующим образом: «Фон Лейб, командующий армией Север, был грамотным и опытным командиром. У него в подчинении было до 40 дивизий в том числе и танковые. Фронт перед Ленинградом был длиной 70 км. Плотность войск доходила до уровня 2-5 км на дивизию в направлении главного удара.

Плюс — равнодушие. Поступает приказ: разобрать и погрузить линии Кировского завода. Линии поступают на станцию Ленинград-Товарная. Выясняется: вагонов нет, эшелонов нет. Через два дня всё назад — линии монтируются обратно. Сначала эвакуируются главные сотрудники заводов, инженеры. Потом спохватываются, что станки должен кто-то обслуживать, — инженеров назад. И так везде. То, что всё-таки успели многое эвакуировать и создать гигантское производство на Урале, — это ценой фантастического героизма работников заводов. Но повторю, что и враг наступал сверхстремительно.

Просто руководство — и региональное, и республиканское, и союзное — не было готово к тому, что немец будет продвигаться с такой чудовищной скоростью. Уже 28 июня пошла подготовка, а в июле — первые эшелоны. Когда нет плана и ты не знаешь, за что хвататься, ты невольно теряешь время. Тем не менее, по официальным данным, удалось эвакуировать более полумиллиона человек. А люди уже еле ходили. Финляндский вокзал представлял собой нечто страшное. Места не было, люди лежали друг на друге. Туалетов не было. Воды не было даже для питья. И для одних Дорога жизни оказывалась дорогой смерти, потому что другим нужно было «отчитаться об отправке».

Сергей Яров пишет: «Полумертвых людей гнали пешком по льду Ладожского озера, поскольку не хватало машин… Не была продумана организация обогревательных пунктов по пути следования колонн… Люди замерзали». Толпы бросались под автомобили, безуспешно пытаясь втиснуться в переполненный кузов. Водители не имели права останавливаться на тающем льду, это сулило гибель. И «машины ехали дальше с окровавленными колесами». И потом, что такое эвакуация? Ты сдаёшь карточки. И тебе дают полбуханки на 2 — 3 дня пути, не больше. Яров пишет и о «перевалочных пунктах», где люди ждали эшелонов сутками и не получали хлеба по нескольку дней. Оставшееся население превратить в рабов. Культурные сокровища вывезти в рейх.

Есть и финские документы о переговорах с немцами: как будут территорию делить. Кольцо блокады ведь замыкали и финны. И Балтику блокировал финский флот. Мы называем блокаду немецко-фашистской, а она, вообще-то, была немецко-финской. И финны говорили, что Петербург не должен существовать как мегаполис, это будет провинция Великой Финляндии. И планы вывоза культурных ценностей у финнов ничем не лучше немецких, эти планы реализовались до 1944 года. И смертность в финских концлагерях была такая же чудовищная, как в немецких. Только Финляндия выскочила из войны в 1944-м. Он же, кажется, питал особые чувства к Петербургу… — Я не хочу отказать Карлу Густаву Маннергейму в сантиментах по отношению к городу, где прошла его молодость и началась успешная карьера. Но он был руководителем страны, которая была, мягко говоря, обижена на СССР.

Сегодня эти острова стали местом паломничества сотен волонтёров, освобождающих их от наследия войны, занимающихся восстановлением старинных маяков, облагораживающих места воинских захоронений. Завершается книга разгромом гитлеровских войск под Кёнигсбергом и в «Курляндском котле»: своеобразным бумерангом война вернулась в те места, откуда началась. И среди тех, кто освобождал нашу землю, были те, кто принял первый бой в июне 1941 года. Отметим, что «Неизвестная блокада: путь на острова» — продолжение книги «Неизвестная блокада: Малая дорога жизни», которая вышла в 2018 году под эгидой петербургского фонда «Созидающий мир» и медиа-холдинга «Комсомольская правда». Произведение Аграфенина вызвало огромный читательский интерес — первый тираж разошёлся в течение нескольких месяцев.

Корабли стали, предстояло освоить ледовую дорогу. В 1941 году природа была на нашей стороне.

Ранние морозы пришли на всю европейскую часть СССР. Зима на Ладоге наступила на месяц раньше. Десятиградусные морозы установились уже в первых числах ноября, а 15-го замёрзла и Ладога. Но прежде чем строить дорогу, надо было узнать состояние льда на озере. Ледовая дорога не просто езда по льду озера, тем более такого, как Ладожское, - это очень сложный комплекс. Через Ладогу пролегало несколько маршрутов, оборудованных для двустороннего движения в первую блокадную зиму было построено 1 770 км ледяных дорог. Делалось это для того, чтобы увеличить пропускную способность дороги, рассредоточить транспорт и тем самым уменьшить его потери от воздушных налётов противника плюс уменьшить нагрузку на лёд.

Каждый маршрут поддерживался в состоянии, годном для движения транспорта снегоочистке подвергались 1 650 км - почти вся трасса. На каждом маршруте было по два контрольно-пропускных пункта. Без ведома пограничников никто не мог появляться на льду. Отряды боевого охранения днём и ночью контролировали местность, уходя на лыжах за 10-15 км от побережья. На Ладоге зимы свирепые. Постоянные ветры гонят снег по открытому пространству, наметая сугробы, которые не преодолеть автомобилю в основном были ЗИСы, легендарные полуторки. Январь 1942 года на Ладоге был исключительно суровым.

То ветер 9-12 баллов, то пурга, то тридцатиградусный мороз. Разыгравшаяся стихия по-своему перекраивала трассу. И тогда весь личный состав Дороги жизни - более 20 тысяч человек - поднимается по тревоге. Все, несмотря на занимаемую должность, берут лопаты. Лопата была принадлежностью каждого, как непременный атрибут экипировки. Но не только природа противодействовала личному составу Дороги жизни. Враг понимал её значение для осаждённого Ленинграда и принимал все меры к её ликвидации, применяя различные воздействия военного характера.

Все понимали: «Ладога - не учебный плац. Ладога - поле боя. Каждая ошибка - это удар по снабжению Ленинграда, это гибель людей, это... Значение Дороги отлично понимал и начальник генерального штаба германских сухопутных сил генерал-полковник Ф. Гальдер, о чём свидетельствуют его записи в дневнике: «... Противник организовал движение колонн войск и транспорта по льду Ладожского озера к устью Волхова». Гальдер уже тогда понял, что Дорога жизни - это крушение блокадных замыслов немцев, но ничего противопоставить ей, кроме воздушных налётов, не мог.

Да, гитлеровское командование хорошо понимало важность ледовой трассы, её значение для Ленинграда и войск фронта. Фашисты сразу же обрушили на дорогу значительные силы авиации, а через некоторое время стали обстреливать её из Шлиссельбурга. Но господство авиации противника над Ладогой было недолгим. За период действия дороги было сбито свыше 500 самолётов противника. Вопрос о сдаче города уже был снят с повестки дня. Зачем эти цифры? Только для того, чтобы читатель мысленно представил себе, что всё это было переброшено по единственной 35-километровой ниточке, связывающей Ленинград со всей страной, которая ежеминутно подвергалась боевому воздействию со стороны противника.

Тогда он, видимо, представит героизм ладожских шоферов, ремонтников, регулировщиков, медработников, бойцов... О значении Дороги жизни в обороне Ленинграда, о героизме её личного состава знал каждый в стране того времени, много публикаций было и в послевоенные годы. Надо, чтобы и сегодня её уроки служили вдохновляющим примером для будущих поколений. Заключение В ходе нашего исследования, нам кажется, мы смогли донести всю правдивость блокадных события, и мы надеемся, что наши сверстники будут брать пример с ленинградцев, будут стойкими, мужественными и храбрыми. Будут уважительно относиться к памяти наших предков и ценить то, что у них есть на сегодняшний день. Интернет ресурсы:.

125 граммов, 872 дня, 630 тысяч человек — цифры и символы блокады Ленинграда

итальянцев и испанцев, осуществлявших поддержку немецких войск при осаде. Артобстрелы Из изложения истории блокады Ленинграда мы знаем, что в годы войны город подвергался интенсивной бомбардировке и артиллерийским обстрелам. НЕЕДИНИЧНЫЕ ФАКТЫ Как сообщали еще советские открытые источники, с июня 41-го до марта 42-го в результате бомбежек, обстрелов и, главное, голода, смертность в Ленинграде возросла примерно в 15 раз — с, в среднем, 105 человек в сутки до полутора с лишним тысяч. Сегодня в России отмечают 70-летие со дня освобождения Ленинграда от фашистской блокады – Самые лучшие и интересные новости по теме: Блокада, воспоминания, истории на развлекательном портале Интересные факты о блокаде ленинграда для детей и взрослых кратко.

Оборона Ленинграда

«Умерли все. Осталась одна Таня»: повседневная жизнь в блокадном Ленинграде Неизвестные страницы истории,блокады Ленинграда 1941 -1944 годов.
Оболганная блокада Ленинграда Санкт-Петербургский суд признал блокаду Ленинграда геноцидом национальных и этнических групп. Этот факт отныне имеет юридическое значение.
«С каждым днём было всё тяжелее»: жительница блокадного Ленинграда — о войне, голоде и патриотизме Артобстрелы Из изложения истории блокады Ленинграда мы знаем, что в годы войны город подвергался интенсивной бомбардировке и артиллерийским обстрелам.
В блокаду рождались дети. Малоизвестные факты о жизни в осажденном городе В Ленинграде 2-я военно-морская спецшкола располагалась на Васильевском острове, напротив Высшего военно-морского училища имени Фрунзе.

О лжи и мифах вокруг блокады Ленинграда и Великой Отечественной

Траурная процессия на Невском проспекте. Фото: victory. Для жителей осажденного города этот методичный стук был сигналом к действию: быстрый ритм означал начало воздушной атаки, медленный — отбой. Также в городе работало радио, жителям запрещено было выключать приемники. Дополнительно информация транслировали на улицах, через 1,5 тысячи установленных на домах и столбах громкоговорителей.

Но именно этот пронзительный стук метронома до сих пор — то, что невольно возвращает тех, кто пережил эти ужасные 872 дня, в Ленинград 1941—1943 годов. Оливково-зеленая лента Установлена в качестве символа еще 10 лет назад, в честь 65-летия со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Оливково-зеленый — цвет колодки медали «За оборону Ленинграда» — одной из первых медалей советского времени, которой награждали всех участников обороны города — и военных, и мирных жителей. По некоторым данным, несколько тысяч усатых-полосатых привезли в город сначала из Ярославской области, а после из Сибири — для борьбы с грызунами.

Лейтенант хотел добиться, чтобы танк буквально «танцевал», совершая неожиданные резкие повороты, ускорения, замедления. Эти навыки, теперь могли помочь. Увидев столь легкую добычу немецкие танкисты «клюнули» на приманку.

Они не сомневались, что для уничтожения такой «коробочки» хватит одного удачного выстрела. Юркий Т-60 повернул и изобразил отступление. Т-III пополз за ним, прекратив прежнюю атаку на пехоту.

Немцы выстрелили один раз, второй, третий… Русская «мелюзга» крутилась перед ними, дразнила, ловко уворачиваясь от попаданий. Осатюк даже умудрялся огрызаться, посылая снаряды в район смотровых щелей неприятельской машины. Увлекшись охотой на «шестидесятку» гитлеровцы практически перестали контролировать окружающую обстановку.

В какой-то момент их танк развернулся бортом к соседней роще, где скрывалась наша артиллерийская батарея. Два снаряда ее орудий попали в моторное отделение, внутри «трешки» грохнул сильный взрыв... Таким же образом экипаж «сто шестьдесят четвертого», устроив «танцы» перед вторым T-III, заманил и его под огонь наших артиллеристов.

Снаряд угодил «немцу» под башню, а вслед за тем у него «полетела» трансмиссия. В результате неприятельский экипаж вынужден был покинуть свою «крепость на гусеницах». Итоговый счет в столь удивительном противостоянии 2:0 в пользу Т-60, который вообще не получил повреждений.

Чего не знали немцы Интересно, что часть легких танков Т-60 доставили для подразделений Ленинградского фронта, сражавшихся в блокадном кольце, по Ладожскому озеру на угольных баржах. Именно под черными кучами такого топлива прятали эти «малютки». Немецкая воздушная разведка в итоге была введена в заблуждение.

Гитлеровцы даже не подозревали, что на «лайбах» со столь незамысловатым грузом перевозят бронированную технику, очень важную для ведения боевых действий на этом участке фронта. А «шестидесятки» зимой 1943 года действительно сыграли серьезную роль в прорыве блокады. Только эти легкие танки смогли форсировать Неву по льду для атаки неприятельских позиций.

Знаменитые наши Т-34 а данной ситуации пасовали: ледяной панцирь реки не выдерживал их тяжести. И еще о снабжении осажденного города через Ладогу.

Но может и не могли рассредоточить, например, из-за отсутствия транспорта? Или не хватало свободных складских площадей? К сожалению, дальнейшие действия властей доказывают обратное. Из уже упоминавшейся выше записки объединения «Центрзаготзерно»: «Когда в сентябре после бадаевского пожара — прим. Иными словами, пока не грянул гром в виде немецкой бомбежки, мужики в райкомах, исполкомах и прочих ветвях властной вертикали думали, вероятно, о чем-то гораздо более возвышенном! Впрочем, расплачиваться за их «отдельные недостатки» пришлось вовсе не им самим. Казалось бы, с введением в Ленинграде осадного положения, грозившего расстрелом на месте даже за незначительные провинности, городской криминалитет расползется по всем щелям и норам. Однако вышло с точностью до наоборот.

Причина в том, что численность сотрудников милиции и. А оставшихся, как и других ленинградцев, постоянно преследовала забота — где бы достать чего-нибудь съедобного. И оперативная работа тут просто не могла не отойти на второй план. В итоге уголовники всех мастей не попрятались, а полезли даже оттуда, откуда их и не ждали в мирные времена. Преступления, которые ранее считались экзотикой, стали практически обыденными. Из сводки оргинструкторского отдела секретарю обкома ВКП б Жданову от 4 января 1941 года: «Воровство и спекуляция приняли еще более крупные размеры… Только в Ленинском районе в последние дни совершено б краж со взломом магазинов. Завмаги и работники прилавка не дежурят ночью в торговых предприятиях. Это уже не первый случай ограбления булочных мужчинами в военной форме…» читая это, невольно вспоминаешь Фокса из «Места встречи» — прим. Вырвав ящики и проколов шины хлебовозки, злоумышленники похитили 23 буханки. Трибунал, как известно, не разглагольствуя приговаривал к смерти, но это помогало мало.

Да и многих ли удалось поймать? И, кстати, возникает закономерный вопрос: если беспредельщики так смело громили государственные магазины, то что же они вытворяли на улицах, в подъездах и в квартирах в отношении рядовых граждан? Статистики по данному поводу, к сожалению, найти не удалось. И речь идет вовсе не об «отдельных фактах». Из докладной записки председателю Леноблисполкома Соловьеву от 24 марта 1942 года: «В результате проведенных спецмероприятий в период с декабря 41-го по март 42-го было задержано за хищения перевозимых грузов: военнослужащих -586, гражданских лиц-282. Всего у задержанных и при обысках было обнаружено и изъято 33401 килограмм продовольственных товаров. Кроме того у задержанных изъято спичек — 294 коробки, папирос — 305 пачек, спирта -16 бутылок, керосина — 160 литров, бензина — 5 баллонов, мыла хозяйственного — 95 кусков, валенок — 28 пар, табаку — 600 граммов именно такие по мирным понятиям мелочи ценились в блокаду на вес золота — прим. Так, например, в деревне Сабона Мгинского района у гражданки Сениной при обыске было обнаружено 1080 килограммов муки, 15 килограммов мяса и другие продукты.

Однако журналисты, по его словам, все больше занимаются темой работы других учреждений в блокадном Ленинграде, в том числе — культурных. В городе работали театры, филармонии, кинотеатры. Но дневники жителей показывают, что горожан культурная жизнь интересовала мало, говорит исследователь. Стихи Берггольц, седьмая симфония Шостаковича и так далее — это, несомненно, яркие события. Но для человека гораздо важнее было получить что-то из продовольствия. Поэтому в дневниках очень скупо писали про культуру», — отмечает Дмитрий Асташкин. При этом большинство театров из Ленинграда эвакуировали к августу 1941 года. Осенью многие вовсе закрылись. Он был практически единственным, который существовал во время блокады. И он был далек от тех ассоциаций к слову «театр», которые у нас есть сейчас. Это было затемненное холодное место, где люди сидели в верхней одежде. Спектакли часто прерывались на воздушную тревогу, все бежали в бомбоубежище. Актеры падали в голодные обмороки», — рассказывает исследователь. Многие кинотеатры во время блокады закрылись, потому что не могли работать без электричества. Некоторые открылись весной 1942 года. К осени того же года в городе работал 21 кинотеатр. Это была своеобразная попытка «вырваться за пределы», поэтому показывали в основном развлекательные картины. Появлялись на экранах и пропагандистские ленты — про оборону Москвы зимой 1941-го и про оборону Ленинграда. Но в большинстве жители хотели смотреть развлекательное кино», — рассказывает Асташкин. Во время подготовки знаменитой Седьмой симфонии приходилось искать оркестрантов по всему городу. Многие музыканты к тому времени умерли от голода и холода.

25 интересных фактов о блокаде Ленинграда

Раскрыты тайны Ленинградской блокады Сегодня мы в очередной раз будем праздновать День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Историк Никита Ломагин, автор книги “Неизвестная блокада”, считает историю “Блокадной книги” Адамовича и Гранина историей борьбы за память о блокаде, а саму книгу – истинно народной, совершившей прорыв в человеческое измерение блокады. В связи с 80-летием полного снятия блокады Ленинграда «МК» рассказывает о некоторых малоизвестных подвигах на фронте и в тылу, которые помогли городу пережить страшную почти 900-дневную эпопею и не сдаться врагу. Во время Великой Отечественной войны блокада Ленинграда была одной из самых трагических страниц. Тегик чему снится блокада ленинграда, факты о блокаде кратко интересные ленинграда, что делали люди во время блокады ленинграда, блокада ленинграда продуктовые карточки, блокада ленинграда как выживали люди.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий