Неделя мясопустная предваряется поминальной родительской субботой (кстати, одна из поздних версий смысла выражения «первый блин – комом», что первыми блинами поминали почивших родителей, а воспоминания о них, естественно, сжимают горло – «ком» в горле).
Масленица-2024 в России: когда и как отмечают, традиции, рецепты блинов, народные гуляния
Смысл названия в том, что праздничный день - "пустой" от трудов, когда время должно остановиться, а время приема пищи в отличие от будней не ограничено строгими рамками". Многие ученые считают, что магические мотивы масленичного обжорства - во-первых, плодородие: люди хотели таким образом вызвать обильный урожай. Второй тайный смысл - опустошение, уничтожение прошлого, чтобы в новый мир войти заново рожденными. Первое место на масленице занимали блины, которых, как писал в XIX веке исследователь Иван Божерянов, "обычай позволял есть до пересыта" и вообще следовать пословице: "Есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсады, плясать до упаду". К масленичным блюдам в разных регионах относили также пряники, пироги, орехи, молочные продукты и блюда из творога. Но наряду с этим запрещалось употреблять в пищу "рогатых, крылатых, рылатых и носатых животных, исключая рыб-водоплавок, икры, нежно-розовой семги". Это указывает на еще один важный момент.
Масленицу называют также Мясопустной неделей, что напоминает о ее близости к Великому посту - при всем обилии масленичного стола на нем уже не было мяса. Здесь исследователи проводят параллель с европейским карнавалом, название которого трактуется как "прощание с говядиной" - carnis-vale лат. Остатки не сладки Обычай требовал, чтобы еды на Масленицу приготавливалось с запасом - больше, чем могли съесть, а обращение с излишками тоже строго регламентировалось народной традицией. В Прощеное воскресенье масленичные блины бросали в костер, на котором сжигали чучело зимы. Это тоже был способ поминовения усопших - в древние времена Зима на масленичном костре олицетворяла славянскую богиню смерти Морену поэтому ее обязательно изображали с закрытыми глазами, чтобы живые не могли встречаться с ней взглядом. Оставшаяся от Масленицы пища считалась в последующие дни "поганой", и даже самые бедные крестьяне старались ее не есть.
Доедать блины можно было только в первый понедельник Великого поста, который называли "тужилками" от слова - тужить, то есть скучать, печалиться. В этот день женщины тщательно убирали дом от остатков жира, масла и других следов масленичной трапезы, а мужчинам позволялось опохмелиться и сходить в баню. Наступало трудное время поста, когда ничего скоромного, то есть мясного и жирного, есть не разрешалось. Традиции изготовления блинов Блин - одно из древнейших изделий русской кухни, появившееся еще до IX века, в языческие времена. Однако на Масленицу производство блинов требовало не только кулинарного мастерства, но и соблюдения определенных правил. О том, что "опару для блинов стряпухи приготовляют с особыми обрядами", писал в XIX веке Иван Божерянов в историческом очерке "Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу": Одни опару готовят из снега, на дворе, когда выйдет месяц.
Здесь они причитывают: "месяц ты месяц, золотые твои рожки! Взглянь в окошко, подуй на опару", от этого будто блины бывают белые и рыхлые. Другие выходят вечером готовить опару на речку, колодезь или озеро, когда появятся звезды Исследователь подчеркивал, что "приготовление первой опары содержится в величайшей тайне от всех домашних и посторонних", потому что "малейшая неосторожность стряпухи наводит на хозяйку тоску на всю Масленицу". Таинственность, с которой готовились блины, подчеркивает то, что наши предки наделяли их магическими свойствами. Первое, с чем ассоциируется горячий золотистый блин, особенно во время проводов зимы, - это солнце. Но солярной символикой значение этого блюда не ограничивается.
Блины использовались в обрядах, нацеленных на обеспечение хорошего урожая и благополучия в доме, в свадебных и семейных ритуалах. Блины у русского народа исстари служат также символом поминовения усопших, поэтому во многих губерниях существовал обычай, когда первый блин, испеченный на Сырной неделе, клали на слуховое окошко, предназначая его душам предков. К этой же традиции можно отнести происхождение поговорки "Первый блин комом", которая, по мнению ряда исследователей, изначально звучала иначе, и последнее слово в ней означало не комок, а медведя "кома".
Это обусловлено тем, что Масленица была еще и особым временем поклонения духам предков и поминания усопших. Но стоит обратиться к источникам. Сохранилось всего одно достоверное письменное свидетельство о Комоедице в статье священника Симеона Нечаева за 1874 год, который наблюдал ее в белорусском селе Бегомль Борисовского уезда Минской губернии. Частичная перепечатка статьи Нечаева этнографом Шейном впоследствии сделала популярной версию о Комоедице как о предшественнице Масленицы. Обратимся к тексту оригинальной статьи. Первое, что обращает на себя внимание — дата празднования.
Нечаев указывает: «Праздник этот всегда бывает в канун Благовещения Пресвятой Богородицы». Если говорить о дне накануне Благовещения, то это 24 апреля по старому стилю. Дата весьма приближена ко дню весеннего равноденствия, но строгого соответствия нет. Однако, праздник, несомненно, языческий и к Благовещению привязан разве что календарно, и сделано это было уже после прихода христианства. Важен сам факт того, что праздник сохранился с языческих времен, несмотря на то, что на момент написанию статьи христианство на этих землях господствовало уже не один век. Священник Симеон Нечаев пишет: «Начало свое этот праздник ведет, без сомнения, от времен дохристианских и служит вероятною аргументацией того, что в этой местности поклонялись медведю». Далее по тексту раскрывается этимология названия праздника: «В этот день приготовляются особые кушанья, именно: на первое блюдо приготовляется сушеный репник в знак того, что медведь питается по преимуществу растительной пищей, травами; на второе блюдо подается кисель, потому, что медведь любит овес; третье блюдо состоит из гороховых комов, от чего и самый день получил название комоедицы». Есть и иные версии происхождения названия. Так, академик Б.
Сам праздник Рыбаковым возводился ко временам каменного века и связывался с охотничьим культом медведя. По мнению профессора Л. Клейна, название праздника — это «позднее заимствование из латинизированной польской культуры, поэтому его и нет восточнее, у русских». Название, действительно, может быть связано с греческой комедией, но не как древний родственник, а как заимствование в белорусский из греческого через латинское посредство. Чтобы объяснить это название, появился обычай есть гороховые комы, а поскольку комоедицы совпадали с первым выгоном скота, ряженые «шуты гороховые» стали изображать медведя — «скотьего бога» в славянских представлениях. Праздник Комоедицы выглядит локальным, но и у Масленицы с культом Велеса определенно есть связь. Об этом говорит обычай «пробуждения медведя» - инсценировка, которую разыгрывали в один из дней праздника. В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого.
Затем начинали бросать в него ветки, снежки и прутья. Вот тогда «медведь» начинал просыпаться. Девушка убегала, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу. Ряженый вставал и начинал плясать, подражая пробуждению медведя, затем шел искать свою потерю, опираясь на костыль. Поймав свою обидчицу, «медведь» тискал её в объятиях медвежьей хваткой. Таким образом, версия о Комоедице, как о предшественнице Масленицы, пусть и не являясь документально подтвержденной, все же представляет интерес для дальнейших исследований. Празднование Масленицы сопровождается целым циклом обрядов, одним из которых является сожжение соломенного чучела. Существует несколько версий происхождения этого обряда. Наиболее распространенная и популярная версия — славяне сжигали чучело Морены Мораны , богини бесплодной, болезненной дряхлости, увядания жизни и неизбежного конца ее — смерти.
В образе Морены воплотилась идея ежегодного умирания и последующего возрождения природы. Это самое страшное, враждебное человеку божество — богиня ночи, зимы. Славяне верили, что Морена заведует навью и подземным миром, где правит вместе с Чернобогом. По поверьям, каждое утро она подстерегает Солнце, чтобы погубить его, но всякий раз отступает перед его могуществом. Каждую весну сражается с силами света, олицетворением которых является Ярило, чтобы как можно дольше продлить на Земле зиму. Но, в конце концов, она, будучи побеждена, сжигается на символическом костре на Масленицу. Эта версия, на первый взгляд, видится вполне подходящей для принятия ее за основную. Однако, подробное изучение вопроса показывает некоторую несостоятельность этой версии, поскольку до 15 в. Нет и упоминаний о культе этой богини.
Об этом пишет сербский филолог, этнолингвист, литературовед, фольклорист Деян Айдачич в своей работе «Морана в представлениях славянский исследователей мифологии и некоторых славянских писателей». Марцаны нет между бронзовыми идолами полабских славян, изготовленных ювелиром Якобом Шпонхольцeм в XVIII веке, и потому ее нет также в книге Андреаса Готлиба Маша о якобы найденных статуэтках Ретры — прильвицких идолах. В списках кумиров и идолов, которых уничтожали, согласно летописям восточных славян, нет упоминаний о Море, Маре или Морене как о богинях, которым поклонялись язычники». Впервые богиня с созвучным именем Марзана упомянута в хронике Яна Длугоша «Анналы, или хроники великих королей Польши», написанной в 1460 г. Длугош отождествляет Марзану с древнеримской Цецерой древнегреческой Деметрой , богиней урожая, плодородия и жатвы. Это сильно разнится с образом Мораны как богини смерти. Таковой она становится в 18 в. Позже Вацлав Ганка, чешский славист, поэт и деятель Чешского возрождения, в подделке «Краледворской рукописи», опубликованной в 1819 году, указывает Морену в некоторых местах — Морану как богиню смерти. Во второй половине 19 века подделки Ганки были разоблачены, но именно благодаря его патриотическим фантазиям польская форма Марзана Марцана была вытеснена чешским Морена Морана.
Так это закрепилось и в переводах на русский язык, также на Ганку ссылались русские исследователи. Русский фольклорист Александр Афанасьев в трехтомнике «Поэтические воззрения славян на природу» 1865-1869 также напрямую связывает богиню смерти со сжиганием чучела на Масленицу, при этом полагает, что вместо имени забытой богини используется название народного праздника. Интересно, что у западных славян чучела Мораны не сжигали, а в основном топили в близлежащем болоте или другом водоеме. Примечательно, что Длугош, не ассоциируя Морану со смертью и увяданием, а, наоборот, отождествляя ее с плодородием и урожаем, отмечает, что поляки топили чучело в дни Великого поста. Русский публицист, поэт и филолог Андрей Кайсаров в своем труде «Мифология славянская и российская», увидевшем свет в начале 19 в. Тут Зивония, она же Зевана, согласно Длугошу — богиня охоты, которую он ассоциирует с римской Дианой. Получается довольно интересный обряд — через потопление чучел богинь плодородия и охоты люди пытались избавиться от болезней и смерти. Возможно, отчасти в этом и кроется поздняя трансформация Морены из богини плодородия в богиню смерти. А с дней Великого поста обряд перекочевал в дни, ему предшествующие — Масленицу.
Тем не менее, как было отмечено выше, древние славяне не знали культа Морены, и вся эта обрядность, вероятно, возникла в средневековье. Возможно, тому были предпосылки в более ранних культах языческих богов, но в каких именно вряд ли сейчас возможно доподлинно установить. Каковым бы не было происхождение первого упоминания Морены у Длугоша, версия со сжиганием на Масленицу чучела богини смерти прочно укрепилась в обществе благодаря трудам разных авторов, некоторые из них перечислены выше. Версия эта нашла свой отклик и в современности. Она чрезвычайно популярна у славянских неоязычников, почитающих Морену как богиню смерти. Не лишним будет сказать, что в России обрядность, связанная со сжиганием чучела вовсе не обязательно ассоциированное с Мореной на Масленицу, довольно разнообразна и разнится в зависимости от местности. Вплоть до того, что местами чучело отсутствует совершенно, а вместо него жгут костры. Так происходило, например, в Новгородской губернии в конце 19 — начале 20 века, где костры были основной формой проводов Масленицы, чучело же использовали эпизодически. При этом в соседних Ярославской и Тверской губерниях доминировала форма сжигания чучела.
В Воронежской же губернии жгли и костры и чучела. В целом разжигание огня на Масленицу и сжигание в нем чего-либо — повсеместно распространенный обычай. Могли сжигать наряженное в ветхие одежды чучело или просто бросать в костер старые вещи.
Про блины для комов, оказывается, появилось в неоязыческой и эзотерической литературе в 90-е годы. Раньше - нигде и ничего. И в научной литературе такая версия поговорки не упоминается. А вот привычный нам вариант есть в старых сборниках - в частности, в «Пословицах русского народа» Владимира Даля. Однако, если вы возьмете любой словарь древнегреческого, вы не найдете там такой информации.
Напомню, что Рыбаков был археологом, а не лингвистом, поэтому мог ошибиться.
Это самая середина масленичной недели, когда гуляли уже «по полной»: с кулачными боями и конскими бегами, со взятием снежной крепости и веселыми пирушками, с ритуальными кострами и развеселыми песнями. В пятницу проходили «Тещины вечера». Теперь уже теща приходила к зятю в гости, а он вместе с ее дочерью, своей женой, принимал ее со всей любезностью. В субботу — «Золовкины посиделки» - молодые невестки принимали родных, дарили золовкам подарки и угощали блинами. Воскресенье называли по-разному: и «Целовальник», и «Проводы», и «Прощеное Воскресенье». Люди, знакомые и незнакомые, просили друг у друга прощения, троекратно друг другу кланялись и целовались в знак примирения.
В последний день масленичной недели прощались с Масленицей: возили ее по всей округе, после чего принародно сжигали, бросая в костер блины, яйца, лепёшки — как отголосок языческого ритуала. Однако настоящее прощание с Масленицей происходило на следующий день, в «Чистый понедельник» — первый день Великого Поста. В этот день обязательно надо было вымыться в бане, чтобы смыть с себя все нечистое, что притянулось в масленичную неделю. Таким образом, главной целью христианской Масленицы, в отличие от языческой, была подготовка души и тела к предстоящему Великому Посту. Сегодня каждый по-своему отмечает Масленицу, вкладывает в нее свой смысл. Общим остается главное - это любимый праздник прощания с зимой и встречи весны, отмеченный пышными застольями с вкусными блинами, веселыми играми и забавами. С Масленицей!
И пусть все у вас будет, как по маслу! Пословицы и поговорки про Масленицу: 1. Где блины, тут и мы; где с маслом каша — тут и место наше. На горках покататься, в блинах поваляться. Пируй-гуляй, баба, на Маслену, а про пост вспоминай.
Почему первый блин всегда комом и откуда традиция сжигать чучело?
В некоторых губерниях России на Масленицу набожные женщины съедали первый масленичный блин за упокой усопших». Вот почему первый блин на Масленицу отдавали беднякам — чтобы те помянули усопших. В первый день Масленицы особое внимание обращали на первый блин.
Масленичная неделя
- Масленица: история, традиции и много блинов - ТАСС
- Традиции и обычаи Масленицы
- Правила комментирования
- Кому нужно отдавать первый блин на Масленицу? Ответы на вопрос: 24
Все о первом дне Масленицы
Особой популярностью на Масленице пользовались катание на санях с ледяных горок. Считалось, что чем дальше докатятся сани, тем богаче будет урожай льна. Еще на праздник люди старались наесться до отвала. В народе верили, что чем больше поесть, тем богаче будет год. Поминальные обряды: На Масленицу было принято готовить блюда из рыбы, олицетворяющие души усопших.
Олицетворением душ покойных считался снег. Его использовали для гаданий. При приготовлении теста для блинов из гречневой муки добавляли талую воду. В течение Масленичной недели люди не ткали и не пряли.
Это объяснялось страхом навредить душам родных, находящихся вблизи. В это время святыми считались вечерние часы. Функцию «приглашения» умерших предков на обед выполнял костер. Брачно-семейные обряды на Масленицу: Если парень не состоял в браке, на его шею подвешивались колодки с привязанным на них поленом.
Это полено было символом сидящей на шее возлюбленной. Так холостой парень вынужден был проходить целый день, терпя насмешки. В последний день Масленицы все старались наладить друг с другом отношения. А еду или полностью съедали, или отдавали нуждающимся.
В «Прощеное воскресенье» было принято ходить на кладбище и оставлять там блины. Гадания на Масленицу: Гадание на блинах проводилось в кругу друзей. Для этого нужно приготовить блины с начинками: сладкими, солеными, острыми и так далее. Нужно выбрать пару блинов и внутрь положить сухую фасоль.
Все гости должны взять по блину. Начинка подскажет, какой человека ждет год. Для другого типа гадания используются пироги.
В этот день устраивали сватовство и смотрины. При этом в Великий Пост свадьбы играть нельзя, а вот после Пасхи, на Красную горку - традиционное время для свадеб. Среда - лакомка.
В этот день тёща должна печь блины и угощать ими зятя. При этом чем богаче стол, тем больше теща уважает мужа дочери. Четверг - разгул. В этот день начинаются игры, хороводы, катания с горки, кулачные бои. Пятница - тещины вечёрки. В этот день тёща сама приходит в дом к зятю, и он должен накормить её блинами.
Суббота - золовкины посиделки.
При этом сами блины могли быть из пшеничной, ржаной, гречневой или просяной муки. Каждая хозяйка имела собственный рецепт самых вкусных блинов, который бережно хранила и передавала своим дочерям и внучкам. Поэтому говорить о классическом рецепте царицынских блинов сложно, но есть два рецепта, которые дошли до нас в почти неизменном виде — это казачьи блины на пшенной каше и купеческие блины. Блины казачьи Ингредиенты: пшено — 1 стакан, вода — 200 мл, молоко — 250 мл, соль — 0,5 ч. Для казачьих блинов варят пшено на воде и молоке, ставят дрожжевую опару на теплой воде 500 мл. Затем в теплую кашу вбивают яйцо, добавляют опару, дают постоять еще полчаса. Перед тем как начать печь блины, в тесто добавляют растопленное масло и хорошо перемешивают. Блины купеческие Ингредиенты: пшеничная мука — 300 гр. Яйца взбивают с солью и сахаром, добавляют подогретое молоко и взбивают повторно.
Затем добавляют просеянную муку обоих видов и соду. Тщательно перемешивают и добавляют жидкое масло. Блины можно печь. Готовые блины выкладывают на тарелку, смазывая каждый из них сливочным маслом. Почему первый блин сами не едят? Бытует мнение, что поговорка «первый блин комом» происходит от славянской традиции отдавать первый блин медведям, которые считались животными-прародителями славян. Жители Царицына тоже никогда не ели свой первый блин сами. Это было связано с традицией поминать в масленичную неделю предков. Чтобы угостить пращуров, выходили на улицу и отдавали первый выпеченный в доме блин первому встречному. Если на улице было пусто, то блин аккуратно вешали на веточку дерева или куста и оставляли птицам.
В казачьих станицах вблизи Царицына прародителей поминали старики, которые садились трапезничать на кладбищах. Ели там и блины, и другие яства, а остатки в некоторых хуторах к югу от города было принято отдавать специально приходящим для этого калмыкам на следующий день. Стенка на стенку, что водой не разольешь Помимо традиционных гуляний и катаний с горки на санках, дерюжках и других приспособлениях, на льду реки Царица устраивали кулачные бои. Сходились в битве жители правого и левого берегов — грузчики, мясники, бурлаки.
Блины выпекали на Комоедицу. Существовали ритуалы с обыгрыванием пробуждения медведя от спячки. Он ведь хозяин леса, как же можно его не известить о радостном событии? Фото: Depositphotos Есть предположение, что медведи были обычными домашними животными, как у нас сейчас собаки, и немало помогали по хозяйству, как сейчас в Индии помогают слоны. Причем слоны живут на свободе и приходят на работу по своей доброй воле, так же мог и медведь.
Посмотришь на медведя в цирке, как он с бревнышком играется и на велосипеде катается, и думается, что действительно мог бы помогать бревна на стены изб накатывать. Весна наступает — работы много, пора помощника будить. Почему бы не разбудить сластену вкусным блинком с медком. Это, конечно, если медведь и правда был животным домашним, дикого медведя лучше не тревожить, опасно. Хотя в Сети есть видео с сибирскими бабушками, которые лесных медведей словами воспитывают. Странно мне стало, с чего бы медведя комом называли. И я не знаю, что за Комоедица. Может, это просто последние остатки муки, последние комочки в эти дни в тесто пускали. Спрошу-ка у знающего человека.
Есть предположение, что медведи были домашними животными и немало помогали по хозяйству Фото: pixabay. Дерево — это ком зелени сверху, ком корней снизу. Оба кома можно резать, дерево будет жить и отрезанное восстанавливать, а комель сильно повредишь — дерево погибнет. Птички прилетят, склюют сперва блин, а потом и всяких выползающих насекомых, семена сорняков подчистую подберут, да заодно землю удобрят, птичий помет очень питательный. Сколько раз блины или хлеб печешь, столько раз птиц угощай — и вредителей не будет, а листья у деревьев будут большие, как лопухи. Размером с блин, который повесишь. Фото: Depositphotos И ведь правда, бывают такие большие листья, к примеру, у тополя, когда питание от всей корневой системы идет нескольким ветвям, оставшимся после кронирования, или топинга, есть такой варварский прием ухода за деревьями у городских озеленителей.
Начало Масленичной недели: первый блин подскажет, чего ждать в новом году
Молодые люди во время этих развлечений присматривали себе пару, чтобы посвататься и через несколько месяцев сыграть свадьбу. Катание с горок. Лакомка В последний день узкой Масленицы было принято приходить на ужин к матери жены. Тёща угощала зятя и других родственников. Хозяйки старались продемонстрировать свои кулинарные умения и поставить на стол как можно больше разных блинов. К ним подавали сметану, икру , мёд, домашние варенья и другие начинки.
Разгуляй Начинается широкая Масленица. В четверг было плохой приметой заниматься работой и домашними делами. Весь день люди только веселились: играли в снежки, ходили на ярмарку, водили хороводы, устраивали скачки и спортивные соревнования. Кульминацией становился захват снежного городка. Суриков «Взятие снежного городка», 1891.
Изображение: Wikimedia Commons Пятница. Тёщины вечёрки На пятый день шумные гуляния немного утихали. На площадях и ярмарках оставалась в основном молодёжь. Остальные начинали навещать родственников. В этот день тёща с друзьями приходила в дом зятя, где он должен был накрыть для неё щедрый стол.
Золовкины посиделки Общение с родственниками продолжалось и в субботу. Теперь к себе ждали сестру мужа с подругами. Субботние посиделки были тестом для молодой невестки: гости оценивали, как хорошо она готовит и умеет ли вести беседу. В этот день также было принято обмениваться небольшими подарками. Прощёное воскресенье В воскресенье каялись и просили прощения за обиды, причинённые за весь год.
Главное событие последнего дня Масленицы — сжигание чучела.
Это подтверждает и само меню праздника, в котором преобладают изделия из коровьего молока и муки. Для описания праздника Масленицы используется преимущественно "пищевая" терминология. Ее названия - Объедуха, Обжорница, Блинница, Блиноедка, Сырная неделя, Прожорная неделя - напоминают о том, что главный ритуал этого магического периода - это сплошное столование.
Смысл названия в том, что праздничный день - "пустой" от трудов, когда время должно остановиться, а время приема пищи в отличие от будней не ограничено строгими рамками". Многие ученые считают, что магические мотивы масленичного обжорства - во-первых, плодородие: люди хотели таким образом вызвать обильный урожай. Второй тайный смысл - опустошение, уничтожение прошлого, чтобы в новый мир войти заново рожденными. Первое место на масленице занимали блины, которых, как писал в XIX веке исследователь Иван Божерянов, "обычай позволял есть до пересыта" и вообще следовать пословице: "Есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсады, плясать до упаду".
К масленичным блюдам в разных регионах относили также пряники, пироги, орехи, молочные продукты и блюда из творога. Но наряду с этим запрещалось употреблять в пищу "рогатых, крылатых, рылатых и носатых животных, исключая рыб-водоплавок, икры, нежно-розовой семги". Это указывает на еще один важный момент. Масленицу называют также Мясопустной неделей, что напоминает о ее близости к Великому посту - при всем обилии масленичного стола на нем уже не было мяса.
Здесь исследователи проводят параллель с европейским карнавалом, название которого трактуется как "прощание с говядиной" - carnis-vale лат. Остатки не сладки Обычай требовал, чтобы еды на Масленицу приготавливалось с запасом - больше, чем могли съесть, а обращение с излишками тоже строго регламентировалось народной традицией. В Прощеное воскресенье масленичные блины бросали в костер, на котором сжигали чучело зимы. Это тоже был способ поминовения усопших - в древние времена Зима на масленичном костре олицетворяла славянскую богиню смерти Морену поэтому ее обязательно изображали с закрытыми глазами, чтобы живые не могли встречаться с ней взглядом.
Оставшаяся от Масленицы пища считалась в последующие дни "поганой", и даже самые бедные крестьяне старались ее не есть. Доедать блины можно было только в первый понедельник Великого поста, который называли "тужилками" от слова - тужить, то есть скучать, печалиться. В этот день женщины тщательно убирали дом от остатков жира, масла и других следов масленичной трапезы, а мужчинам позволялось опохмелиться и сходить в баню. Наступало трудное время поста, когда ничего скоромного, то есть мясного и жирного, есть не разрешалось.
Традиции изготовления блинов Блин - одно из древнейших изделий русской кухни, появившееся еще до IX века, в языческие времена. Однако на Масленицу производство блинов требовало не только кулинарного мастерства, но и соблюдения определенных правил. О том, что "опару для блинов стряпухи приготовляют с особыми обрядами", писал в XIX веке Иван Божерянов в историческом очерке "Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу": Одни опару готовят из снега, на дворе, когда выйдет месяц. Здесь они причитывают: "месяц ты месяц, золотые твои рожки!
Взглянь в окошко, подуй на опару", от этого будто блины бывают белые и рыхлые. Другие выходят вечером готовить опару на речку, колодезь или озеро, когда появятся звезды Исследователь подчеркивал, что "приготовление первой опары содержится в величайшей тайне от всех домашних и посторонних", потому что "малейшая неосторожность стряпухи наводит на хозяйку тоску на всю Масленицу". Таинственность, с которой готовились блины, подчеркивает то, что наши предки наделяли их магическими свойствами. Первое, с чем ассоциируется горячий золотистый блин, особенно во время проводов зимы, - это солнце.
Но солярной символикой значение этого блюда не ограничивается.
О чём расскажет первый блин В первый день Масленицы особое внимание обращали на первый блин. Люди были уверены, что он подскажет, чего ждать в новом году. Если он получился румяным, ровным, то болезни не будут одолевать семью. Если скомкается или порвётся - недугов не избежать. Если первый блин вышел тоненьким и кружевным, то год выдастся лёгким и благополучным. Плотный - придётся много работать. Девушки считали дырочки в блине - по их количеству определяли, сколько детишек у них родится.
И комы — это медведи. Блины выпекали на Комоедицу.
Существовали ритуалы с обыгрыванием пробуждения медведя от спячки. Он ведь хозяин леса, как же можно его не известить о радостном событии? Фото: Depositphotos Есть предположение, что медведи были обычными домашними животными, как у нас сейчас собаки, и немало помогали по хозяйству, как сейчас в Индии помогают слоны. Причем слоны живут на свободе и приходят на работу по своей доброй воле, так же мог и медведь. Посмотришь на медведя в цирке, как он с бревнышком играется и на велосипеде катается, и думается, что действительно мог бы помогать бревна на стены изб накатывать. Весна наступает — работы много, пора помощника будить. Почему бы не разбудить сластену вкусным блинком с медком. Это, конечно, если медведь и правда был животным домашним, дикого медведя лучше не тревожить, опасно. Хотя в Сети есть видео с сибирскими бабушками, которые лесных медведей словами воспитывают. Странно мне стало, с чего бы медведя комом называли.
И я не знаю, что за Комоедица. Может, это просто последние остатки муки, последние комочки в эти дни в тесто пускали. Спрошу-ка у знающего человека. Есть предположение, что медведи были домашними животными и немало помогали по хозяйству Фото: pixabay. Дерево — это ком зелени сверху, ком корней снизу. Оба кома можно резать, дерево будет жить и отрезанное восстанавливать, а комель сильно повредишь — дерево погибнет. Птички прилетят, склюют сперва блин, а потом и всяких выползающих насекомых, семена сорняков подчистую подберут, да заодно землю удобрят, птичий помет очень питательный. Сколько раз блины или хлеб печешь, столько раз птиц угощай — и вредителей не будет, а листья у деревьев будут большие, как лопухи. Размером с блин, который повесишь.
Масленица: разбираемся откуда пришла, почему первый блин комом и зачем она так нужна коту?
Первый испеченный блин по традиции отдавали бедным, нуждающимся людям. Первый блин на Масленицу было принято готовить умершим предкам, так как в славянской традиции их почитали и отводили им особую роль. Наконец, самое логичное объяснение тому, почему никакие блины медведям на Масленицу не носили, — это просто-напросто было опасно. В первый день масленичной недели можно заняться не только выпечкой блинов.
Что означает?
- Масленица 2022: история, обряды и обычаи | Блог компании «Лина»
- Когда Масленица в 2024 году?
- «Масленица – блинами объедаемся»: на Алтае вспоминают традиции праздника накануне Великого поста
- Масленица 2024: какого числа начинается и что делать на масленичную неделю
- Масленица: сколько блинов нужно съесть и кого нельзя прогонять // Статьи НТВ
- Другой праздник, или Первый блин комом
Масленица: разбираемся откуда пришла, почему первый блин комом и зачем она так нужна коту?
Другим, не менее популярным, масленичным обрядом является выпекание блинов. С подачи Александра Афанасьева в конце 19 века утвердился взгляд, что традиция печь на Масленицу блины была связана с солярным культом, они символизировали солнце. Печь блины и оладьи в первый день Масленицы — к благополучной и щедрой на угощения ик: Freepik. Их воплощением считались птицы – пернатым отдавали первый испеченный (самый вкусный) блин. Блин, выпекаемый первым на Масленой неделе, выкладывали на слуховое окошко “для душ родительских” со словами: “Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!”.
Откуда пришла Масленица или почему первый блин комом
Приметы говорили, что в этом случае ее дочери будет хорошо житься в семье мужа. Четвертый день — Разгуляй В четверг начиналась Широкая Масленица. Хозяйки откладывали в сторону все домашние дела и отправлялись на площадь, чтобы принять участие в народном веселье. Единственное, что разрешалось делать на Широкую Масленицу — печь блины, если их запасы дома заканчивались. Остальные хлопоты откладывали на потом, чтобы не навлечь на себя гнев богов.
Сидеть дома в этот день тоже было нельзя. Это грозило болезнями, несчастьями, бедностью. Ну и осуждением соседей. Пятый день — Тещины вечерки В пятницу наступал черед тещи пожинать плоды своего доброго отношения к зятю — она отправлялась в дом замужней дочери, где зять должен был встретить ее со всеми почестями, всячески угождать и вкусно накормить.
Правда, блины полагалось печь его супруге, то есть, дочери тещи. Та могла захватить с собой еще и подруг, чтобы похвалиться перед ними зятем и дочерью-мастерицей. Шестой день — Золовкины посиделки В субботу наступал звездный час девушек, которые недавно вышли замуж.
Их пекли на похороны и поминки , а первый блин рвали руками и раскладывали у окон, чтобы паром напитать душу умершего. На Масленицу первым блином тоже угощали предков: клали на окно в кровле дома или относили на могилу.
А позднее, уже в христианской традиции, его отдавали нуждающимся в память о предках, съедали за упокой душ или помещали на божницу — полку с домашними иконами. Некоторые эксперты указывают, что в старину духов предков называли комами, отсюда и возникла поговорка. Полностью она звучала так: «Первый блин комам, блин второй — знакомым, третий блин — дальней родне, а четвертый — мне». Существует и другая версия происхождения этой фразы. В день весеннего равноденствия славяне отмечали языческий праздник Комоедица, посвященный прославлению медведя.
Верили, что именно в это время пробуждается природа и просыпается от зимней спячки медведь.
Как появился праздник Большинство масленичных традиций связаны с языческими культами, но сейчас праздник у многих людей ассоциируется с началом православного Великого поста. История Масленицы объясняет такое причудливое сочетание. Для чего язычники праздновали Масленицу У историков и фольклористов есть несколько версий происхождения праздника. Часть исследователей связывает его с днём весеннего солнцеворота, или равноденствия. До конца XV века в это время отмечали приход нового года. По другой версии масленичные гуляния возникли благодаря празднованиям в честь славянского бога земледелия и скотоводства Велеса. Они как раз приходились на конец февраля. В эти дни было принято готовить выпечку, молиться о богатом урожае, сохранности скота и семейном благополучии.
Есть и более мрачная теория, согласно которой Масленица — это своеобразный поминальный обряд. Об этом говорят праздничные обычаи, характерные для тризны: посещение кладбищ, обильные застолья и кулачные бои. Перед началом весны нужно было вспоминать умерших и просить их о хорошем урожае. Согласно верованиям славян, они находились в другом мире и могли повлиять на плодородность почвы. Семирадский «Тризна русских дружинников после битвы под Доростолом в 971 году», 1884. Изображение: Wikimedia Commons Вне зависимости от теории очевидно, что этот праздник с древними корнями был очень любим в народе и отмечали его всегда широко. Пословица «Хоть себя заложи, а Масленицу проводи» довольно точно отражала отношение людей к торжеству. Как Масленица связана с христианством Ритуальное сжигание чучела, хороводы и обильные застолья остаются для многих главными атрибутами праздника. И всё это не имеет ничего общего с христианством.
Участие православных в любых языческих гуляниях порицалось, а священников за такой проступок могли лишить сана. Неделя перед Великим постом у православных называется Сырной седмицей. Связана она не с праздником и весельем, а с покаянием и воздержанием. В это время верующим следует готовиться к говению: читать молитвы, посещать богослужения и отказаться от мяса. Основой рациона и главным источником белка для них всю неделю были молочные продукты — отсюда и её название.
А в XVI веке и пришло нынешнее название праздника, именно тогда она стала православной, хотя и сохранила некоторые черты прошлого. Мясо есть было нельзя, но вот маслить блины и потреблять молочные продукты можно, поскольку Великий пост еще не наступил. Именно тогда праздник приобрел более современный облик и стал пользоваться большой популярностью и у простого народа, и у знати. Когда начинается и сколько длится? У Масленицы нет фиксированной даты, и празднуется она строго за 8 недель до Пасхи.
За семь «седмиц» начнется Великий пост, а за несколько дней до него можно шумно повеселиться и вкусить земные блага, отдавая дань бренным интересам и маленьким человеческим слабостям перед предстоящим душевным и физическим очищением. По нынешним канонам длится она 7 дней, с понедельника по воскресенье. Теперь это не двухнедельные торжества до и после весеннего равноденствия, как это было у древних славян. Почему сжигают чучело на Масленицу? Сжигание чучела на Масленицу Изначально сжигание чучела у язычников означало обновление, своеобразное очищение и гибель всего нехорошего, а затем и возрождение чего-то нового. Поскольку это был приход нового года, то это символический жест, когда все плохое оставалось в старом временном отрезке, а хорошее, вместе с весенним Солнцем, оставалось с празднующими. Можно сравнить такое чучело со сказочной птицей Феникс, которая проходила очищение огнем, чтобы возродиться заново и стать еще более сильной и привлекательной. И урожай после сожжения должен был стать хорошим, только пепел требовалось развеять по полям. Почему на Масленицу пекут блины? В древних традициях блин является поминальным блюдом, и именно так славяне почитали память усопших.
Поэтому до сих пор является дискуссионным вопрос — кому отдавать первый из них? Интересно, что символом самой Масленицы блин стал только в 19 веке, причем он обозначает Солнце. Светило и раньше присутствовало в языческих праздниках, ведь именно оно растапливало снега и пробуждало богиню Лелю. А внешне румяный и масленый блин, конечно, похож на жаркое весеннее Солнце. Блины на масленицу считаются главным лакомством Интересный факт: в Великобритании, где тоже отмечают аналог Масленицы, в 1994 году испекли рекордный по своим размерам блин. Но белорусы пошли еще дальше, и в 2016 году миру был явлен двухметровый в диаметре драник, на изготовление которого пошло 30 кг картофеля.
Масленица: история, обряды и обычаи
А тогда первый блин отдавали комам, медведям, чтобы задобрить их, призвать весну. Первый блин, который выпекали на Масляной неделе (Комоедица впоследствии переименована церковью в Масленицу), отдавали за упокой души. Другим, не менее популярным, масленичным обрядом является выпекание блинов. С подачи Александра Афанасьева в конце 19 века утвердился взгляд, что традиция печь на Масленицу блины была связана с солярным культом, они символизировали солнце. Первый блин, выпекаемый в понедельник Масленичной недели, нужно отдать неимущим — на помин души усопших родственников. Есть версия, что знаменитая поговорка “На масленицу первый блин комом” изначально звучала по другому: “Первый блин комАм”, а не кóмом. Рассказываем, когда начинается Масленичная неделя в 2023 году и как отмечать ее по дням.
Почему на Масленицу принято печь блины
- Происхождение Масленицы
- Блины на масленицу - масляничные традиции и секреты
- Понедельник масленичной недели: первые блины отдавать нищим
- Первый блин – комам: что такое Комоедица и чем она отличается от Масленицы