19 веках, максимального расширения достигла к началу 20 века.
Великобритания: как росла и распадалась империя
Распад британской империи. Ударило это по имиджу Британской империи. Британская империя сожмется до размеров территории откуда пошло расширение империи над которой никогда не заходило солнце. Institutional repository of Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education Ural Federal University named after the first President of Russia n. Главное, что отличало распад Британской империи от аналогичных процессов в других государствах — характер последствий для метрополии: они вовсе не были катастрофическими. Первый министр Уэльса Дрейкфорд не исключил распада Великобритании на отдельные субъекты.
Взлёт и падение Британской империи (с 519 по 2014 год).
- Основная навигация
- БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ | Энциклопедия Кругосвет
- Экономическая мощь
- Может ли Британия распасться на отдельные субъекты
Почему распалась Британская империя? Объясняю на пальцах
Напомним, что в 2014 году уже состоялся точно такой же плебисцит. В этой связи нельзя не обратить внимание на странное поведение британского монарха. Королева Елизавета II не только не препятствует повторному референдуму, но, напротив, уже заявила о… готовности признать шотландскую независимость. При условии, конечно, что она останется королевой Шотландии. Известно, что в своих действиях англосаксы всегда преследуют финансовые интересы. И как здесь не вспомнить, что британская корона оказалась в долговой яме?
Ответчиком по этим долгам юридически выступает… британский монарх. Если учесть тот факт, что Штаты являются главным кредитором Евросоюза, то можно утверждать, что Соединённое Королевство находится в долговой зависимости от США. Расплата ресурсами колоний Ранее британский монарх дважды оказывался в подобной ситуации. И в каждом случае главным кредитором являлись США. Поэтому долговая проблема решалась путём взаимозачёта: американские компании получали в собственность ресурсы колоний британского монарха, а американцы, в свою очередь, списывали его долги.
Дело в том, что в Соединённом Королевстве не было и нет законодательства, гарантирующего абсолютную неприкосновенность частной собственности. В Соединённом Королевстве вся земля принадлежала и принадлежит короне. Поэтому у британского монарха есть, пусть и формальное, право изъять землю у любого собственника. И эта проблема решалась одним путём — путём выведения колоний из-под законодательного и судебного контроля Лондона.
Организаторы назвали ее Sunset Ceremony — "церемония заката". За тривиальностью названия скрывался очень изящный способ поддеть Китай: только в одном названии британцы умудрились сравнить себя с солнцем, которое озаряет Поднебесную, а свой уход они сравнили с закатом, в темноту которого погрузится Гонконг с новыми авторитарными и непрогрессивными китайскими лидерами. Церемония делилась на две части: малую, которая прошла в выставочном центре Ван Чай, открытом незадолго до описываемых событий, и на большую, проходившую на площади Золотой Баухинии. Баухиния — это цветок, очертания которого можно увидеть на новом флаге Гонконга. Кстати, конкурс для него длился около двух лет. За месяц до церемонии газета Independent писала , что прощальные празднества, которые запланировала британская сторона, китайское правительство будет бойкотировать.
Оставалось чуть больше 20 дней до события, но китайцы так и не уточнили, какого ранга представители в делегации будут сопровождать приехавшего проститься с последней колонией принца Чарльза, премьера Тони Блэра и министра иностранных дел Робина Кука. Все, чего удалось добиться британскому МИДу от китайской стороны, — указания, что представитель от КНР будет "сопоставимого возраста, что и принц Чарльз". В 16:30 по местному времени официальный представитель монарха в британском Гонконге Крис Паттен закрыл последнюю сессию правительства. В 18 вечера он уже открывал большую прощальную церемонию словами: Сегодня мы празднуем, а не скорбим. Моросил неприятный липкий дождь, под которым разворачивалась пышная процессия из 4000 британских гвардейцев, выкручивавших кренделя винтовками и сапогами. Все действие происходило в бело-синих тонах, золотая униформа гвардейцев подсвечивалась огромными прожекторами. Последний губернатор британского Гонконга принимает флаг Свое слово сказал принц Чарльз, от имени королевы Елизаветы призвав помнить 156-летнюю историю присутствия британских войск на территории гонконгских островов. Он говорил о невероятном успехе Гонконга, за сотню лет превратившегося из деревушки в мегаполис, занимающий первые строчки мировых рейтингов. Чарльз честно признался, что Британия будет оплакивать потерю своего детища, законы и свобода которого были, наверное, даже более либеральными, чем в самой метрополии. Заиграла волынка, с огромного столба стали спускать два флага — британский и старый гонконгский.
Спускали минуты четыре, все это время волынка пронзительно выдувала свои трели. Военные Восточного тамарского гарнизона бережно сложили оба флага и не успели еще полностью удалиться, как прожекторы вдруг залили площадь красным цветом, и на брусчатку вышла добрая сотня китайских детей в сопровождении Криса Паттена.
Мы разрешили максимальный импорт во все наши колонии.
Даже каботажное плавание вокруг Великобритании было открыто для конкуренции всех стран мира. Всё, что мы получили взамен, это последовательное повышение американских протекционистских тарифов. Уэллес бы, по-видимому, несколько озадачен».
Черчилль, конечно, лукавит. На колониальные рынки допускались в основном британские же товары по особым ценам, а другие — от случая к случаю. Существовали ограничения на государственную принадлежность кораблей, доставляющих товары в колонии и даже в доминионы.
И множество других норм, экономически привязывающих колонии к метрополии. А это треть мира и населения планеты. Всё это ограничивало рост американской экономики и замедляло процесс перехода к американскому доминированию.
На самом деле разговоры эти на «Принце Уэльском» проходили на повышенных тонах с применением большого количества бренди. И все-таки Черчиллю пришлось уступить, хотя цеплялся он к каждой формулировке, надеясь путем перестановки или замены слов добиться изменения смысла. Не вышло.
Апартеид продолжался до тех пор, пока правительство Ф. Эти действия завершились многонациональными демократическими выборами в 1994 году, на которых одержал победу Африканский национальный конгресс во главе с Нельсоном Манделой Nelson Mandela. Голод в Ирландии Летом 1845 года "пожар необычного характера" опустошил ирландские запасы картофеля, который является основной пищей этого региона. Через несколько дней после того, как картофель был выкопан из земли, он начал гнить. В течение следующих десяти лет более 750 000 ирландцев умерли от голода, и еще более двух миллионов покинули родину, уехав в Великобританию, Канаду и Соединенные Штаты. В течение пяти лет численность ирландского населения сократилась на четверть. Неадекватность мер, предпринятых британским правительством, лишь только усилила ужасы голода. Великобритания полагала, что свободный рынок, предоставленный самому себе, сможет положить конец голоду. Это было первой ошибкой. Затем Великобритания стала полагаться на систему так называемых "работных домов", которые изначально были созданы в 1838 году, чтобы справиться с голодом.
Однако, эти мрачные учреждения никогда не предназначались для борьбы с кризисом такого масштаба. В итоге около 2,6 миллионов ирландцев поступали в переполненные работные дома, в которых погибло более 200 000 человек. Изобретение автоматизированного оружия Устройство: пулемет максим В 1881 году американский изобретатель Хайрем Максим Hiram Maxim побывал на парижской технологической выставке. Пока он рассматривал экспонаты, он встретил человека, который сказал ему: "Если вы хотите заработать много денег, придумайте что-то, что позволит европейцам быстрее резать глотки друг другу". Максим решает переехать в Лондон и начинает работать над созданием более эффективной модели пулемета. В 1885 году он демонстрирует британской армии первый в мире автоматический портативный пулемет. Британская армия приняла пулемет Максима в 1889 году. В следующем году Австрия, Германия, Италия и Россия также приобрели пулеметы, и началась гонка вооружений на европейском континенте. Атлантическая работорговля Англичане не были создателями системы работорговли и даже не импортировали большинство рабов оба этих сомнительных достижения принадлежат португальцам. В начале британские торговцы просто поставляли рабов испанским и португальским колониям, но, в конце концов, они начали осуществлять поставки рабов в свои новые английские колонии в Северной Америке.
Работорговля в Африке В 1760-е годы Британия была самой крупной европейской страной, занимающейся работорговлей, при этом она перевозила более 50 процентов африканцев из Африки в Америку.
Новости исторического факультета
Брита́нская импе́рия — колониальная империя во главе с метрополией, владевшей наибольшим количеством территорий из когда-либо существовавших государств за всю. Вашингтон намерен третий раз способствовать распаду Соединённого Королевства под лозунгом избавления британской королевы от долгов. Так как же Британская империя, которую часто называли "империей, над которой никогда не заходит солнце", прошла путь от невероятно могущественной на заре 20-го века, до распада. Итоги 70-летнего правления Елизаветы II знаменует собой период упадка и распада Британской империи (БИ), той империи, «над которой никогда не. Но, несмотря на все свои великие достижения, Британская империя стала прародителем некоторых самых страшных бедствий, обрушившихся на человечество. Итоги 70-летнего правления Елизаветы II знаменует собой период упадка и распада Британской империи (БИ), той империи, «над которой никогда не.
Как и когда пала британская империя
Согласно легенде, даже своё платье на свадьбу королева вынуждена была оплатить из своих карточек, хотя ей свои карточки присылали жители со всей страны. Кстати, в сталинском СССР карточки отменили в декабре 1947 года. С 1956 года из состава БИ вышло более 40 государств. Если в 1945 году население английских колоний составляло около 432 млн чел. Таким образом, БИ в эпоху Елизаветы II — это угасание мирового гегемона и переход во второразрядные страны на отшибе. Смерть королевы только усилит эти тренды, начиная от ещё большего уменьшения влияния королевской семьи на внутриполитические и экономические процессы в стране до геополитического позиционирования. Под вопросом дальнейшее функционирование Содружества, не говоря уже о выходе из состава БИ Шотландии. И геополитическая истерика Бориса Джонсона и Лиз Трасс и стоящих за ними британских глубинных элит лучше всего отражает этот факт: если Британия на волне кризиса на территории б.
Кандидаты должны были прочитать испытательную проповедь на заданные слова из Евангелия служащим компании. Эти деловые люди были знатоками проповедей, они обсуждали их со знанием дела не хуже, чем профессиональные доктора богословия. При отборе капелланов имелась ввиду и цель миссии. Необходимость обращения язычников в протестантизм была постоянной темой английских дискуссий о колонизации. Однако, несмотря на значительный интерес общества к вопросам проповеди, в реальности английская миссия была крайне слабой. Попытаемся понять причину этого, обратившись к истории формирования концепции Британской империи. Важно отметить, что для того, чтобы понять ценностное основание той или иной империи, мы должны обращаться к ее зарождению, к той ценностной доминанте, которая дала ей импульс. На это можно было бы возразить, что этот первоначальный импульс мог восприниматься рядом последующих государственных деятелей как анахронизм. Но новые веяния зачастую грозили фатальным образом разрушить логику имперского строительства. И эта логика сохранялась порой уже не в силу личных ценностных ориентаций конкретных государственных деятелей, а благодаря их "шестому чувству " - ощущению целостности и последовательности имперского строительства. Что же касается английского понимания слова "империя ", как оно сложилось в начале XVI века, то здесь нас ждут большие неожиданности. Это концепции "страны ", "сообщества ", "империи " и "нации ". Изменение значений слов происходило главным образом в XVI веке. Эти четыре слова стали пониматься как синонимы, приобретя смысл, который, с небольшими изменениями, они сохранили и в последствии и который совершенно отличался от принятого в предшествующую пору. Они стали означать "суверенный народ Англии ". Соответственно изменилось и значение слова "народ ". Слово "страна " country , первоначальным значением которого было "county " - административная единица, стало синонимом слова "nation " и уже в первой трети XVI века приобрело связь с понятием "patrie ". В словаре Томаса Элиота 1538 год слово "patrie " было переведено как "a countaye ". Слово "commonwealth " в значении "сообщество " стало использоваться в качестве взаимозаменяемого с терминами "country " и "nation ". С понятием нация начинает тесно связываться и понятия "империя ". В средневековой политической мысли "империя " была тесно связана с королевским достоинством. Понятие "империя " лежала в основе понятия "император ". Император обладал суверенной властью внутри его королевства во всех светских делах. Это значение было радикальным образом изменено в Акте 1533 года, в котором понятие "империя " было распространено и на духовные вопросы и использовано в значении "политическое единство ", "самоуправляющееся государство, свободное от каких бы то ни было чужеземных властителей ", "суверенное национальное государство ". При этом бытие Англии в качестве "нации " было непосредственным образом связано с понятием "представительского управления ". Представительство английского народа, являющегося "нацией " символическим образом возвышало его положение в качестве элиты, которая имела право и была призвана стать новой аристократией. Здесь для нас чрезвычайно важно сделать следующие замечания. При этом, поскольку понятия "нация ", "сообщество ", "империя " являются в этот период фактически синонимичными, но "представительское управление " как "способ действия " следует рассматривать как присущий им всем. В этот же ряд понятий следует ввести и "англиканскую церковь ". Ей так же присущ атрибут "представительское управление " - что выразилось в специфике миссионерской практики англичан. Причем данный способ действия в сознании англичан приводит к возвышению над всем окружающим миром и логически перерастает в атрибут "образа мы ". На раннем этапе он трактовался как религиозное превосходство, затем как одновременно превосходство имперское "лучшая в мире система управления народами " и национальное. Затем он стал пониматься как превосходство социальное. Но каждый из этих случаев более сложен, чем это кажется на первый взгляд. Так и знаменитый британский национализм, поражавший всю Европу, в действительности далеко отстоял от того, что обычно понимают под этим понятием, которое было очень сложным психологическим комплексом. В XVI веке тесно закрепляется связь протестантской веры с Англией, и как с суверенным политическим союзом , и как с империей. В "Законах церковной политики " Ричарда Хюкера читаем: "Каждый, кто является членом общества commonwealth , является членом англиканской церкви ". В 1559 году будущий епископ Лондонский Джин Эйомер провозгласил, что Бог - англичанин и призвал своих соотечественников семь раз в день благодарить Его, что они родились англичанами, а не итальянцами, французами или немцами. Джон Фокс писал в "Книге мучеников ", что быть англичанином означает быть истинным христианином: английский народ избранный, выделенный среди других народов, предпочитаемый Богом. Сила и слава Англии необходима для Царствия Божия. Триумф Протестантизма был национальным триумфом. Идентификация Реформации с "английскостью " вела к провозглашению Рима национальным врагом и исключением католиков из английской нации. Епископ Латимер первым заговорил о "Боге Англии ", а архиепископ Краимер связал вопросы вероучения с проблемой национальной независимости Англии и ее национальных интересов. Итак, национализм того времени определялся не в этнических категориях. Он определялся в терминах религиознополитических. Он был связан с идеями самоуправления и протестантизма. Эти два последних понятия также были непосредственным образом связаны с понятием "империя ", то есть самоуправления в религиозных вопросах. Таким образом мы видим, что британская империя имела религиозную подоплеку, сравнимую по своей интенсивности с Российской империей. Действительно, та центральная идея, лежащая в основании любой империи всегда имеет религиозное происхождение, и, каким бы образом она ни проявлялся внешне, она может быть выражен словами пророка Исайи: "С нами Бог, разумейте, народы, и покоряйтесь, потому что с нами Бог " Исайя, 7, 1819. Другое дело, что иногда с течением времени это основание забывается, а те следствия, которые из него вытекают воспринимаются как самостоятельные феномены. Необходимо понять, в какие комплексы могут вылиться изначальные религиозноценностные основания, распознать их в исторической действительности иного времени и понять, какое влияние данные комплексы оказывают на действие народа в последующие эпохи. После того, что мы сказали о религиозных комплексах англичан, легко понять, почему проповедь протестантизма в его английском варианте была затруднена. Ведь английский протестантизм был тесно переплетен с понятием "нация ", "национальная церковь ". Британская империя несла с собой идею самоуправляющейся нации. Именно поэтому, очевидно, английские купцы, националисты и меркантилисты, проявляли значительную осведомленность в вопросах теологии. Однако только в XIX веке появились идеи, позволяющие распространять понятие национальной церкви на другие народы. Был провозглашен отказ от "эклесиоцентризма ", то есть от установления по всему миру "институциональных церквей западного типа ". Венн и Р. Андерсон разработали концепцию самоуправляющейся церкви. Идея состояла в необходимости отдельной автономной структуры для каждой туземной церковной организации. Одна из основных целей миссионерской активности должна быть определена в терминах "взращиваемой церкви ". Однако эта стратегия подразумевала по сути "выращивание " скорее нации, чем церкви, что создавало, в свою очередь, новые проблемы. Последнее обстоятельство должно было вызвать определенный перенос понятий и акцентов. Действительно, именно в это время в сознании англичан все более отчетливо проявляется представление, что они всюду несут с собой идею свободного управления и представительских органов ", что в целом коррелировало с концепцией самоуправляющейся церкви. Однако в это время наблюдается рост расистских установок, чего почти не было раньше. Так слово "ниггер " стало употребляться в отношении индийцев только с 40-х годов XIX века. Английский историк, утверждая, что англичане в Индии не "индизировались ", уточняет, " в отличии от первых завоевателей ". Действительно, стремление передать свои ценности другим народам подразумевало психологический контакт с ними. Но тут же давал ощущать себя психологический барьер. А вслед за ним возникало ощущение, что "вестернизация - опасное занятие. Возможно, неевропейцы вовсе не были потенциальными английскими джентльменами, которые лишь подзадержались в своем развитии, а расой чуждой по самому своему существу ". Целью действия ценностной доминантой было провозглашено то, что до сих пор было условием действия, атрибутом человека, без чего человек просто не был полноценным человеком. Перенесение данной парадигмы в разряд целей вело к ее размыванию и угрожало самой парадигме империи в сознании англичан. Признание новых целей не могло произойти безболезненно, оно требовало изменения "образа мы ". Поэтому, данная цель одновременно и декларировалась, и отвергалась в качестве цели практической. Джон Морли, статссекретарь по делам Индии, заявил в 1908 году: "Если бы мое существование в качестве официального лица и даже телесно было продолжено судьбою в 20 раз более того, что в действительности возможно, то и в конце столь долгого своего поприща я стал бы утверждать, что парламентская система Индии совсем не та цель, которую я имею в виду ". Выходом из психологического тупика оказывается формирование идеологии Нового Империализма, основанием которой стала идея нации. В ней атрибут "представительского самоуправления " относится только к англичанам, которые и признавались людьми по преимуществу до сих пор такой прямолинейности не было. Британский национализм в качестве идеологии развился как реакция на извечные психологические комплексы англичан в качестве колонизаторов. Создание Великой Британской империи в Азии стало восприниматься как романтический подвиг мужества, а не как деловое предприятие. В своем выступлении в Кристальном дворце 24 июня 1872 года Бенжамин Дизраэли сказал: "Англичане гордятся своей огромной страной и желают достигнуть еще большего ее увеличения; англичане принадлежат к имперской стране и желают создать империю ". Дизраэли сказал то, что было уже и до него, он просто констатировал факт. Рефлексией же середины XIX века по поводу этого, очевидно имевшего места факта, являются работы Ч. Дилька, Дж. Фраунда, Дж. Сили, в которых излагается история Британской империи и описывается ее география таким образом, что оказывается - слово сказано. Создается нечто среднее между историей империи и легендой об империи. С этого момента империя была осознана как целостность и данность. Именно в это время на Британских островах "империализм становится окончательно философией истории " и для кого-то превращается в настоящий культ. Параллельно с этим процессом шел другой, который начался не на Британских островах, а с Британской Индии. Там возникла идеология "бремени белого человека ", сыгравшая важнейшую роль в модификации английской этнической картины мира. В Индии развивался своего рода культ "воинственной энергии, суровой и по отношению к себе, и по отношению к другим, ищущей красоту в храбрости справедливость лишь в силе ". Для создателей Британской Индии империя была средством нравственного самовоспитания. Этот тип человека воспевался и романтизировался в имперской литературе. Индия виделась "раем для мужественных людей ", стоически переносящих все трудности и опасности. С идеологией "бремени белого человека " была связана, с одной стороны, доктрина о цивилизаторской миссии англичан, их призвании насаждать по всему миру искусство свободного управления и в этом своем срезе данная идеология приближается к имперской целиценности , а с другой - верой в генетическое превосходство британской расы, что вело к примитивному национализму. Причем эти две составляющие были порой так тесно переплетены, что между ними не было как бы никакой грани, они плавно переливались одна в другую. Их противоположность скорее была понятна в теории, чем видна на практике. Воплощением слитых воедино противоречий явилась фигура Сесиля Родса, деятеля уже Африканской империи и друга Р. Для него смысл Британской империи состоял в том благодеянии, которое она оказывает человечеству, обращая народы к цивилизации, однако непоколебимо было и его убеждение, что англичане должны извлечь из этого обстоятельства всю возможную пользу для себя. Родсу принадлежит знаменитая фраза: "Чистая филантропия - очень хороша, но филантропия плюс пять процентов годовых еще лучше ". Философские взгляды С. Родса так описываются в одной из его биографий: если существует Бог, то в истории должны быть Божественные цели. Ими является, вероятнее всего, эволюция человека в сторону создания более совершенного типа людей. Поскольку, Родс считал, что порода людей, имеющая наилучшие шансы в эволюции, - это англосаксонская раса, то делал заключение, что для служения Божественной цели следует стремиться к утверждению господства англосаксонской расы. Если так мог всерьез считать Родс, то и слова лорда Розбери о том, что Британская империя является "величайшим мировым агентством добра, которое когдалибо видел свет " не следует считать обычным лицемерием. Идеология "бремени белого человека " фактически примеряла различные составляющие английского имперского комплекса: национальное превосходство, самоотверженное служение религиозной идее, насаждение по всему миру искусства свободного самоуправления и романтика покорения мира. Это новая интерпретация имперской идеологии, где вновь религиозная, национальная, имперская и социальная составляющая выступают в единстве. Парадигма же "представительского самоуправления " вновь занимает место не ценности - "цели действия " целью действия теперь является втягивание мира в английскую орбиту , а "способом действия ", а именно, способом покорения мира. Эта идеологема находит свое выражение в мандатной системе примененной на практике после Первой Мировой войны. Ко второй половине XIX века в Британской империи наблюдался переход от непрямого сохраняющего значительные элементы автономии управления колониями к прямому централизованному управлению. Но уже к началу XX века доминирующим принципом Британской имперской практики становится протекторатное правление. Это было серьезной модификацией английской картины мира. Но как английская колонизация и британская имперская идеологии связанны друг с другом? Кажется, что жизнь колоний течет сама по себе, а идеология является не более, чем головным измышлением. Однако, если присмотреться внимательнее, то корреляция окажется достаточно прочной. Попытаемся дать описание "образа мы " в картине мира англичан, которое вписывалось бы и в модель английской народной колонизации, и согласовывалось бы с различными интерпретациями Британской империи, являвшейся существенным фрагментом английской картины мира в целом. Итак, основным субъектом действия в английской модели колонизации является некое "общество ", "сообщество " все равно, религиозное или торговое. Каждое из них так или иначе воспринимало религиозноценностные основания Британской империи и к торговым сообществам, как мы видели, это относится в полной мере. Но поскольку в британской идеологеме империи понятия "сообщество " и "империя " синонимичны, то - в данном контексте - сами эти сообщества превращались в миниимперии. Не случайно ОстИндийскую компанию называли "государством в государстве ", не случайно лорд Керзон называл Индию империей в империи. Каждое "сообщество ", которое в конечном счете складывалось не в силу какихлибо исторических причин, а потому, что такой способ действия для англичан наиболее комфортен таков "образ коллектива " в картине мира англичан , и каждое из них все более замыкалось в себе, абстрагируясь как от туземного населения, так и от метрополии. И каждое из них тем или иным образом проигрывало внутри себя альтернативу "сообщество - империя ". Оно отталкивалось от идеологемы "сообщество ", "привилегированное аристократическое сообщество ", "сообщество белых людей " и переходило к понятию "империи аристократов ". Создавалась структура взаимосвязанных миниимперий. Единство этой структуры вплоть до конца XIX века практически выпадало из сознания англичан, оно не было принципиально важным. Субъектом действия были "миниимперии " будь то сельскохозяйственные поселения, торговые фактории или, позднее, миссионерские центры , и их подспудное идеологическое обоснование обеспечивало их мобильность, а, следовательно, силу английской экспансии. Между этими "миниимпериями " и "центром ", именовавшим себя Британской империей, существовало постоянное непреодолимое противоречие: "центр " стремился привести свои колонии "миниимперии " к "единому знаменателю ", а колонии, самодостаточные по своему внутреннему ощущению противились унификации, восставали против центра, отделялись от метрополии юридически. Впрочем, хотя отделение Соединенных Штатов вызвало в Британии значительный шок и появление антиимперский идеологии "малой Англии ", но это ни на миг не снизило темпов реального имперского строительства, в результате чего сложилась так называемая "вторая империя ". Сама по себе колониальная система, структура "миниимперий " имела посуществу только пропагандистское значение. В известном смысле прав русский геополитик И. Вернадский, который писал о Британской империи, что, "по своему внутреннему устройству и по характеру своего народа эта страна может легко обойтись без той или другой колонии, из которых ни одна не сплочена с нею в одно целое, и каждая живет своей особенной жизнью. Состав британских владений есть скорее агрегат многих политических тел, нежели одна неразрывная целостность. Оторвите каждое из них и метрополия будет существовать едва ли не с прежней силой. С течением времени она даже приобретет новые владения и старая потеря почти не будет для нее заметна. В России невозможно представить себе даже саму мысль о восстании русского населения какойлибо окраины против центра. Русская колонизация ведет к расширению российской государственной территории: русская колония, образуясь вне пределов российской территории, стимулировала подвижки границы. У англичан колония, изначально находясь под британской юрисдикцией, стремиться выйти из нее. Но этот путь вел к созданию своеобразной "метаимперии ", объединенной не столько юридически, сколько посредством языкового и ценностного единства. К Британской колонизации вполне подходят слова французского исследователя колониальных проблем П. ЛеруаБолье о том, что: "колонизация - это экстенсивная сила народа, это его способность воспроизводиться, способность шириться и расходиться по земле, это подчинение мира или его обширной части своему языку, своим нравам, своим идеалам и своим законам ".
Рейтинги экономического развития стран, составленные им по прошлым векам, разительно отличаются от сегодняшней картины см. Контуры мировой экономики. Например, в первой половине XIX века центр экономической жизни человечества находился не в Европе, а в Азии. В первой половине XIX века, по оценкам Э. А к 1950 году их доля сжалась до 9 процентов. И уже несколько десятилетий два азиатских гиганта берут реванш за те потери, которые они понесли от прямого в случае Индии и косвенного в случае Китая колониального угнетения со стороны Великобритании. Некоторые историки экономики считают, что это не предел. Мистический маятник может вывести две азиатские страны на позиции, которые они занимала два столетия назад. Особенно это касается Индии. Потенциал экономического роста Китая уже близок к исчерпанию экономический бум в Китае длился почти четыре десятка лет , а Индия — страна, экономический потенциал которой только начинает раскрываться. Большое экономическое будущее Индии прочат многие эксперты. Так, консалтинговое агентство PricewaterhouseCoopers PwC регулярно готовит доклады под названием «Глобальная экономика в 2050 году». Каждый год в него вносятся какие-то корректировки, но первое место в рейтинге мировых экономик в середине XXI столетия отводится Китаю, а второе — Индии. Картину по экономической динамике бывшей «владычицы мира» дополняет публикация агентства Блумберг от 22 августа: UK Economy Shrank Most Since 1709 in Pandemic as Numbers Revised Again Наибольшее с 1709 года сокращение экономики Великобритании, поскольку цифры снова пересмотрены. И это самое глубокое падение за последние три века британской истории. А если учесть, что по итогам текущего года ожидается «отрицательный рост» ВВП, то нетрудно заключить, что экономика Великобритании будет отброшена на несколько лет назад.
В октябре 1943 года в Сингапуре было образовано «Временное правительство свободной Индии». При поддержке японцев шло формирование частей «Индийской национальной армии» ИНА. В марте 1944 года 15-я японская армия в количестве трёх дивизий и одной из трёх дивизий ИНА начали вторжение с территории Бирмы в Ассам северо-восток Индии. Однако колониальный индийский корпус, оставшийся верным Британии, не дал далеко пройти японо-индийским силам. В июне 1944 года японцы и ИНА отступили с территории Индии. В 1945 году части ИНА принимали участие в оборонительных боях против британских войск на территории Бирмы. С окончанием войны они были вынуждены сложить оружие и сдаться колонизаторам на условиях интернирования и репатриации. Но британцы нарушили обещание. Многие из бойцов ИНА были заключены в тюрьмы под предлогом того, что они прежде являлись военнослужащими британских колониальных войск. Против троих высших офицеров ИНА британскими властями был организован судебный трибунал в Красном форте Дели. Под давлением общественного мнении смертная казнь для них была заменена пожизненным изгнанием.
"Власть факта". Распад Британской империи (2021)
Вскоре начался распад Британской империи: в 1922 году она признала независимость Египта, в 1932 году независимость получил Ирак. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Развернулся процесс распада колониальной системы империализма, составной частью которого явилось крушение английской колониальной империи. Получи верный ответ на вопрос«Когда распалась Британская империя? » по предмету История, используя встроенную систему поиска. БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ (The British Empire), Великобритания и её заморские владения. Британская империя сожмется до размеров территории откуда пошло расширение империи над которой никогда не заходило солнце.
Бурская война в Южной Африке
- Британская империя — Википедия
- Последний актив
- Как США разрушили господство Британской империи
- БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ ПОСЛЕ 1914
Закат Британской империи начался 75 лет назад, сейчас закатывается сама Британия
Из Первой мировой войны Британия вышла ещё расширяющейся империей. Многие государства этого района, формально не входившие в состав БИ например, государства Аравийского полуострова , на деле являлись полуколониями БИ. Однако уже в 1919 году начался распад БИ. Первым вышел непокорный Афганистан. В 1921 после упорной вооруженной борьбы добилась статута доминиона Ирландия без Ольстера, оставшегося в составе БИ. В 1930 был прекращен английский мандат над Ираком.
Британские солдаты в бою у Кохата во время Третьей англо-афганской войны. Ключевое значение в этом имела социалистическая революция в России — антиколониальное движение разорвало БИ, которая не смогла одновременно подавить «восстание масс» во всех своих колониях и вынуждена была постепенно отступать с завоеванных позиций в сторону метрополии.
Интересуюсь политикой, историей искусства, оружия и...
Природа мировых экономических кризисов, которые подтолкнули мир сначала к первой, а затем и ко второй мировой войне, во многом крылась в том, что капиталистические корпорации будущих стран-противников исчерпали свои возможности к экстенсивному расширению. Делить мир... До сих пор сохранились документы по этим сделкам.
На это мероприятие правительство потратило несколько десятков миллионов фунтов. Вырученные деньги бывшие хозяева рабов вложили в промышленность в переспективные отрасли. Иванов Александр Юрьевич Я в основном увлекаюсь иностранными языками, в первую очередь английским и польским.
Затем, выполнив определенную цивилизационную миссию приобщение многих народов к чему-то единому с общим языком и традициями , большинство империй распалось. Это относится и к Британской империи. Слишком далеко были расположены территории империи друг от друга.
Слишком разными были на этих территориях... Читать далее Андрей Р. Увлекаюсь международной политикой, всемирной историей, кино, музыкой, литературой и...
Империи не вечны. Одна империя скоро вот-вот рухнет. Что касается британской...
Во многом в т. Очень рекомендую почитать на эту тему книгу британского историка Э. Хобсбаума "Age of...
Читать далее.
Перспектива скорого решения судьбы колонии и ее населения внесла дополнительную напряженность в отношения сторонников Конгресса и Мусульманской лиги. Последние еще в 1940-м приняли резолюцию об образовании Пакистана. Однако к началу финальной стадии переговоров британцы еще надеялись, что разделения получится избежать.
Сформированная метрополией комиссия предложила двум партиям образовать временное правительство, в котором Конгрессу отводилось бы на одно место больше, чем Мусульманской лиге. В конце июля 1946 года Мухаммад Али Джинна официально отверг такой вариант и объявил о проведении 16 августа акции протеста. Эту дату мусульманский лидер назвал Днем прямого действия. На пресс-конференции 31 июля Джинна заявил, что и британцы, и индуисты вооружены — одни в прямом смысле, другие — угрозой массовой борьбы. Такой расклад якобы не оставлял Мусульманской лиге другого выбора, кроме как продемонстрировать собственную силу, чтобы продвинуть разделение Индии и образование Пакистана.
Сообщать о деталях протеста лидер партии отказался. Основным местом проведения Дня прямого действия Мусульманская лига избрала Бенгалию — единственный регион Британской Индии, где ислам исповедовали больше 50 процентов населения. Источники расходятся в том, что же именно должна была представлять из себя анонсированная Джинной акция протеста. Некоторые свидетельствуют , что она задумывалась как серия мирных демонстраций. Другие утверждают , что за несколько дней до намеченной даты в разных индийских городах распространили листовки с призывами к насилию.
О, кафиры в исламе — те, кто не верит в существование Аллаха, рая и ада, Страшного суда и отрицает посланническую миссию пророка Мухаммеда. Ваша судьба близка, грядет всеобщая бойня! Вице-король Индии Арчибальд Уэйвелл провел совещания с губернаторами пяти провинций и объявил 16 августа выходным. В тот же день члены Конгресса покинули Законодательное собрание Бенгалии в знак протеста против действий правительства, которое фактически согласилось с позицией Мусульманской лиги. Британские власти заняли выжидательную позицию и никак не отреагировали на тревожные предзнаменования.
Одной из основных целей радикально настроенных мусульман стал политик Сайед Наушер Али, который в 1930-х продвигал в Законодательное собрание Бенгалии мусульман, а в 1940-х вступил в Конгресс и призывал к сохранению единства Индии после обретения независимости. Он вспоминал , что еще за пять дней до начала протестов перед его домом в крупнейшем городе Бенгалии Калькутте ходили недовольные, призывавшие «прикончить Сайеда Наушера Али, врага общества». Уже тогда Наушер Али и другие сторонники сохранения единства Индии начали предполагать, что День прямого действия приведет к массовому насилию и катастрофическим последствиям. Когда он вернулся 24 августа, то обнаружил, что его дом серьезно пострадал в ходе беспорядков. На крыше установили флаг Мусульманской лиги, а на дверь прикрепили бумагу с надписью «Офис Мусульманской лиги».
Однако накануне Дня прямого действия почти никто, кроме наиболее прозорливых общественных деятелей, не предполагал, к чему приведет протест последователей Джинны. Теория Митры состояла в том, что колониальные власти и сами желали разделить Индию, чтобы оставить оба независимых государства экономически неполноценными и зависимыми от себя. Однако добиться этого путем переговоров британцы и мусульмане не могли из-за несговорчивости Конгресса. Провокация, которая обострила бы конфликт религиозных групп, могла бы оставить разделение единственным способом избежать гражданской войны. Возможно, даже сами участники не до конца осознавали, какие процессы запустят своими действиями».
Утро 16 августа в Калькутте началось с протестного шествия. Оно анонсировалось как мирное, но быстро переросло в потасовку. Многие протестующие пришли на митинг с оружием. Остальные вломились в магазин в районе Чоурингхи, где продавались пистолеты и винтовки. Полиция никак не препятствовала действиям мародеров.
Улицы заполонили толпы с флагами Мусульманской лиги. Кроме пистолетов протестующие вооружались дубинками, кинжалами и мечами. Раздавались крики: «Покажем, что такое Пакистан! По всему городу начались погромы и пожары. Всего с 16 по 19 августа в Калькутте погибли от пяти до 10 тысяч человек, а еще 15 тысяч получили ранения.
Мнения исследователей о том, какая религиозная группа пострадала больше, расходятся. Ашок Митра в основном описывает агрессию мусульман, в отчете вице-короля Уэйвелла упоминалось о том, что большинство жертв исповедовали индуизм. Историк Клод Марковиц высказывает противоположную точку зрению и констатирует, что чаще всего участники беспорядков атаковали мусульман из низших социальных слоев. Почти все обеспеченные индуисты успели покинуть свои дома до того, как к ним вломились протестующие. Вероятно, изначально погромы начали выступающие за разделение мусульмане.
Однако затем индуисты, составлявшие более 70 процентов населения Калькутты, начали проявлять ответную агрессию в отношении мусульман. Кроме хаотичности охватившего Калькутту насилия исследователи выделяют и еще одну его особенность: крайнюю жестокость участников беспорядков. Новыми для Калькутты стали не сами зверства, а их беспрецедентные масштабы». Писатель Нирад Чаудхури, который находился в Калькутте, когда начались беспорядки, рассказывал , как толпа индуистов заставила подростка раздеться догола, чтобы по обрезанию узнать, мусульманин ли он. Когда их подозрения подтвердились, мальчика бросили в пруд и удерживали под водой с помощью бамбуковых прутьев, пока он не утонул.
На следующий день, 17 августа, армия вошла в город, но навести порядок по-прежнему не получилось. Свидетели рассказывали , что полиция ничего не предпринимала, чтобы подавить бунтовщиков, а иногда даже сама провоцировала конфликты. Только за сутки пожарная служба ответила на 900 вызовов, но во многих случаях ее сотрудникам не удалось добраться до места возгорания из-за агрессивных толп. Мирные жители в основном прятались у себя или у знакомых и надеялись, что до них не доберутся протестующие. От инфраструктуры города остались руины.
Рынки и магазины не работали, телефонные линии вышли из строя, трамваи и поезда тоже не функционировали. Но теперь в наступление перешли уже индуисты. Они творили не менее ужасные вещи и действовали не менее жестоко, чем мусульмане. Ситуация улучшилась только 19 августа — военные установили частичный контроль. Но даже тогда продолжали возникать отдельные вспышки насилия».
Калькуттские беспорядки заставили некоторых политиков пересмотреть свои взгляды о территориальной целостности независимой Индии. Некоторые члены Конгресса, которые раньше настаивали на недопустимости разделения, теперь пришли к выводу, что, лишь образовав два отдельных государства, смогут избавиться от Джинны и Мусульманской лиги. Британцы, поняв, что больше не контролируют ситуацию, решили ускорить процедуру предоставления независимости. Вице-король Уэйвелл нанес визит в Калькутту, встретился с Ганди и Неру и настойчиво призвал лидеров Конгресса принять требования оппонентов. Затем Ганди провел переговоры с Джинной и согласился пойти на серьезную уступку.
Раньше Конгресс отказывался признавать, что Мусульманская лига представляет интересы всей своей религиозной группы. Теперь же Ганди подтвердил, что партия Джинны обладает первостепенным правом делать политические заявления от имени всех жителей Индии, которые исповедовали ислам. Все его действия после убийств в Калькутте направлены на поощрение Мусульманской лиги и на то, чтобы подтолкнуть нас к согласию с ними». Разные стороны разошлись в мнениях о том, кого считать главными виновниками калькуттских погромов. Британская администрация возложила ответственность и на индуистов, и на мусульман, поскольку лидеры обеих партий, предположительно, манипулировали народными массами в своих целях, а их последователи охотно предались неконтролируемому насилию.
Важную роль, по мнению европейских исследователей, сыграл и тот факт, что в погромах активно участвовали «криминальные элементы». Позиция Индийского национального конгресса заключалась в том, что в трагедии виновата Мусульманская лига и конкретно — один из ее лидеров, ближайший помощник Джинны Хусейн Шахид Сухраварди. Эту версию косвенно подтверждали два факта. Во-первых, в начале беспорядков Сухраварди и его соратники расположились в главном полицейском управлении, что не позволило комиссару-британцу разобраться в обстоятельствах конфликта непредвзято и без предубеждений. Во-вторых, выступая перед толпой последователей численностью не менее 100 тысяч человек, Сухраварди заявил , что принял меры, чтобы «сдержать» полицию.
Позже Бос продолжил сотрудничество с Германией. Бос и его соратники переместили центр деятельности в Сингапур, где значительную часть населения составляли тогда индийцы да и название города — индийское. В январе 1942 года японские войска с территории союзного Таиланда который тогда называли Сиамом вступили в британскую колонию Бирма и до мая 1942 года полностью оккупировали её. В этой операции на стороне японцев участвовала «Армия независимости Бирмы». В октябре 1943 года в Сингапуре было образовано «Временное правительство свободной Индии». При поддержке японцев шло формирование частей «Индийской национальной армии» ИНА. В марте 1944 года 15-я японская армия в количестве трёх дивизий и одной из трёх дивизий ИНА начали вторжение с территории Бирмы в Ассам северо-восток Индии. Однако колониальный индийский корпус, оставшийся верным Британии, не дал далеко пройти японо-индийским силам. В июне 1944 года японцы и ИНА отступили с территории Индии.
В 1945 году части ИНА принимали участие в оборонительных боях против британских войск на территории Бирмы. С окончанием войны они были вынуждены сложить оружие и сдаться колонизаторам на условиях интернирования и репатриации.
Распад Британской империи и становление содружества
Ведь тогда она перестала быть Британской империей и распрощалась с последней колонией. The British Empire was the largest, richest, and most powerful empire in the world. Британская империя распалась, но не до конца, ее "мерцание" и сейчас очень даже ощутимо, считает политолог Дмитрий Евстафьев. Institutional repository of Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education Ural Federal University named after the first President of Russia n.