Такую меру поддержки сотрудники ФСИН смогут оказать для осуждённых в рамках исполнения нового закона «О пробации в РФ».
Наши проекты
- ✆ +7 (495) 637-44-03
- Штатное расписание пробации ФСИН 2023
- Что важно знать:
- Штатное расписание пробации ФСИН 2023
- В 2023 году в России может начать действовать служба пробации заключенных
- Закон о том, чего нет
Закон о том, чего нет
Читайте также: Севастопольские воры и бандиты оказались склонны к урбанизации Развивается и практика принудительных работ вместо заключения. По словам Чуйченко, на такой облегчённый вариант наказания, по закону, сейчас могут рассчитывать 180 тысяч осуждённых, но в стране гораздо меньше мест, в которых могут работать преступники. Но сейчас создано 15 тысяч таких рабочих мест, а к концу 2024 года их станет на 100 тысяч больше. Это позволит сократить число людей, отбывающих наказание в колониях. Кроме того, на встрече была поднята статистика, согласно которой за 2021 год число людей в местах лишения свободы сократилось более чем в два раза. В 2000 году заключённых было 1,06 млн, а в 2021 году — 374 тысячи плюс 109 тысяч в СИЗО. Попытка номер пять Однако главной темой разговора стало появление новой службы для социализации заключённых. Дикань вспомнил, что в России уже было несколько попыток создать подобную службу, однако в силу исторических событий — революции, Великой Отечественной войны — закончить эти реформы не удавалось. Распад СССР также не способствовал этому процессу, хотя зарождающееся гражданское общество дало свои плоды: «С начала 1990-х годов появилось большое количество общественных организаций, которые активно усваивали зарубежный опыт и помогли бывшим заключённым. Государству было это выгодно». По мнению Диканя, нынешняя попытка обречена на ряд ошибок и трудностей — сразу построить правильную систему сейчас просто невозможно.
С другой стороны, у властей есть шанс выбрать адекватную траекторию, но для этого нужно не пожалеть денег, считает эксперт: «Я не завидую сейчас заместителю Гостева главы ФСИН , которому поручено реализовывать этот проект. Ему придётся набирать людей, выбивать помещения, разбираться с транспортом, а сейчас примут изменения в закон, и с него уже начнут требовать.
По мнению члена ОНК Кировской области Олега Ткачева, государство должно помогать освободившимся силами других институтов, так как система ФСИН подразумевает, что помогать будут «те же самые люди в погонах, что и на зоне». Если бы у этих генералов было понимание, как и что делать на воле, они бы эти условия уже закладывали бы во время того, как люди отбывают наказания», — рассуждает правозащитник. Он рассказывает, что бывшие осужденные выходят на свободу после длительных сроков и оказываются полностью оторванными от реальной жизни. Они спрашивают правозащитников о том, как заплатить за проезд, как покупать билеты на поезд и как пользоваться интернетом, который официально в колониях запрещен. Те же профессии, которые им там даются, бесполезны. Взрослых мужчин учат швейному делу, а эти специальности были востребованы лет 30 назад. Всем им говорят: вставайте на учет в службу занятости, они предъявляют свою специализацию — швея, а спрос на нее сейчас минимальный», — продолжает Ткачев.
На практике Ткачева нередки случаи, когда люди, вышедшие на волю, не могут даже сориентироваться, как встать на учет по безработице. Это связано с тем, что, отсидев большой срок, они привыкли жить в неволе и к тому, что за них все решают сотрудники колонии. Некоторые из освободившихся открыто заявляют правозащитникам, что лучше пойдут на преступление и сдадутся в полицию, лишь бы снова оказаться в тюрьме. Там человеку все понятно, его точно накормят, в отличие от жизни на воле, где приходится принимать сложные решения самостоятельно. Ткачев убежден: навыки, полученные в тюрьме, помогают только тем людям, кто не был социализирован и до нее, тем, кто рано ушел из школы и начал вести асоциальный образ жизни. Такие люди, попадая в тюрьму находятся в строгости и трезвости. В неволе им помогают получить первое специальное образование и рабочие специальности. Однако что тюрьма без дальнейшей социализации может дать человеку с высшим образованием, Ткачев ответить затрудняется. По его мнению, адаптация бывших заключенных должна начинаться в стенах колонии, только в этом случае у человека есть шансы вернуться в общество.
Эта служба с «зоновской» системой мировоззрения, они понимают только слова — периметр, локальные зоны, содержать. Как ориентироваться в мире, где слишком много других правил, где высокая конкуренция, этого они не знают. Как они будут показывать, как жить на воле, мне сложно представить», — рассуждает правозащитник. Ткачев ежемесячно посещает заключенных и отмечает, что за годы работы не увидел кардинальных перемен во ФСИН, несмотря на заверения высших органов власти. В первую очередь не меняются правила содержания заключенных. Их по-прежнему сажают в ШИЗО на 15 суток за нарушение формы одежды: расстегнута пуговица на робе или не заправлены штаны. Попасть на 15 суток можно и за то, что, проходя мимо осужденный не поздоровался с сотрудником ФСИН. Не меньше вопросов у правозащитника вызывает барачная система в тюрьмах, где охрана колонии не ночует в одном помещении с заключенными. Однако те люди, которые близки с администрацией, получают более привилегированное положение.
Они более тесно взаимодействуют с администрацией, и тогда появляется вопрос уже к ней самой. Являются ли перевоспитатели сами социально ориентированными людьми в обществе? Что думают сами бывшие заключенные?
Законом определены правовые и организационные основы деятельности органов, учреждений и организаций в сфере пробации, а также порядок их взаимодействия с иными органами государственной власти, институтами гражданского общества, общественными организациями. В целях эффективного взаимодействия в сфере пробации начальником отдела организации трудоустройства населения Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики Ермаковой Ларисой проведена рабочая встреча с представителем УФСИН России по Чувашской Республике — Чувашии Алексеем Грачевым.
С 1 января 2024 года вступают в силу основные нормы Федерального закона «О пробации в Российской Федерации». В течение года Минюст России совместно с ФСИН России, представителями научного сообщества и общественных организаций вели разработку нового правового регулирования, которое должно обеспечить надлежащее взаимодействие всех субъектов пробации.
Документ устанавливает алгоритм применения мер пробации в части трудоустройства, социального обслуживания, получения необходимых документов, образования и медицинской помощи. Кроме того, проект приказа устанавливает права и обязанности лиц, в отношении которых применяется пробация, сотрудников учреждений УИС и уголовно-исполнительных инспекций, работающих в системе пробации.
Чуйченко рассказал, зачем нужна служба пробации
В ходе встречи обсуждались вопросы применения Федерального закона от 06. В результате рабочей встречи принято совместное решение о начале подготовки соглашения, предусматривающего порядок и условия взаимодействия между ГУ ФСИН России по Свердловской области с Адвокатской палатой Свердловской области по вопросам пробации.
По словам главы Минюста, ведомство завершает согласование законопроекта, и скоро документ будет внесен в правительство, а затем и в Госдуму. Министр добавил, что готовиться к созданию службы пробации нужно начинать уже сейчас и, в частности, ввести во ФСИН должность замдиректора по пробации.
Путин поддержал это предложение. Чуйченко сообщил президенту, что каждый год из мест лишения свободы выходит около 100 тысяч человек, которые не подготовлены к жизни на свободе, "то есть они не могут получить работу, не имеют денежных средств, которые необходимы для того, чтобы начать новую жизнь, и, конечно же, они нуждаются в помощи".
Ввести в качестве критерия оценки реализацию в учреждении различных целевых программ работы с осужденными, направленными на преодоление наркозависимости, агрессии, паразитического образа жизни и т. Не оценивать деятельность воспитательных подразделений по количеству наложенных на осужденных заключенных под стражу взысканий. Считать важным критериями деятельности учреждений и территориальных органов УИС: i. Доступ осужденных и заключенных под стражу к информации a. Снять необоснованные ограничения на передачу заключенным под стражу и осужденным телеприемников. В качестве меры поощрения разрешить использование осужденными, твердо вставшими на путь исправления, мобильных телефонов под контролем администрации. Ввести систему применения мер поощрения за чтение осужденными литературы, способствующей достижению целей наказания. Принять ведомственный стандарт обеспеченности библиотек правовой, правозащитной, духовной литературой, а также литературой, необходимой для самообразования.
Обеспечить наличие такой литературы в торговых предприятиях, обслуживающих учреждения УИС. Разрешить покупку и или получение заключенными под стражу осужденными литературы через интернет-магазины. Материально - бытовое обеспечение заключенных под стражу и осужденных a. Разработать и направить в адрес территориальных органов ФСИН рекомендации по ассортименту и ценам на продукты питания и предметы первой необходимости, реализуемых в магазинах учреждений ФСИН, с учетом региональной специфики; обеспечить контроль за соблюдение рекомендуемых цен и перечня продуктов. Ввести право всех осужденных на ежемесячное получение посылок и передач, лишая такого права в порядке взыскания лишь лиц, нарушающих порядок отбытия наказания, но не менее 6 посылок передач в год. Предусмотреть право осужденных иметь сменные комплекты одежды и обуви, а также ночную одежду, дополнительную одежду, связанную с температурными колебаниями. Принять во внимание, что наличие угнетающей, неудобной, холодной и низкого качества формы для осужденных - это отказ от принципа нормализации ЕПП, который предусматривает максимальное приближение условий в пенитенциарной системе к условиям в нормальной жизни. Разрешить ношение дополнительную утепляющую одежды. Разрешить за пол года до освобождения носить обычную одежду. Обеспечить приобретение высококачественных матрасов, сохраняющих свои потребительские качества в течение всего срока своей эксплуатации.
Расширить список обязательных дополнительных платных услуг работой кафе с обязательным наличием в кафе салатов и кисломолочных продуктов. Пересмотреть нормы питания, введя в том числе возрастную дифференциацию в зависимости от возрастных потребностей и климатических условий в микроэлементах, белках, жирах и витаминах. Жилищные условия заключенных под стражу и осужденных a. Увеличить норму камерной площади в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, ЕПКТ до 4 м. Выявить все жилые помещения, не имеющие окон или окна которых расположены ниже уровня земли либо по иным причинам не обеспечивают поступление солнечного света и запретить их эксплуатацию. Обеспечить в жилых и иных помещениях ежемесячные замеры температуры воздуха, освещенности, влажности и состава воздуха в присутствие самих обвиняемых и осужденных. Сохранение и развитие социально полезных связей a. Нормативное закрепление права заключенных на свидание с гражданскими женами и мужьями, разработав критерии, кого можно считать гражданскими супругами. Переход от разрешительной системы свидания с подозреваемыми и обвиняемыми к уведомительной, при которой дознаватель, следователь или суд направляет в СИЗО ПФРСИ исчерпывающий перечень лиц, с которыми свидания подозреваемым и обвиняемым запрещены. Учет при решении о мессе отбытия наказания либо одного учреждения УИС в другое необходимости сохранения семейных связей.
Итак, что же предлагает сама власть? Предполагается, что закон о пробации будет помогать осуждённым, попавшим в тяжёлую жизненную ситуацию. Это проблемы с трудоустройством, жильём, бытом, налаживанием социальных и родственных связей — и так далее, и тому подобное… Причём закон предусматривает, что в мероприятиях по ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации могут участвовать не только государственные органы, но и некоммерческие организации — а также и коммерческие. А ещё религиозные, образовательные, научные, медицинские… Даже индивидуальные предприниматели и простые граждане. Чем же они смогут помочь? Принятый закон предусматривает три вида пробации: исполнительная, пенитенциарная и постпенитенциарная. Исполнительная пробация распространяется, если коротко, на людей: осуждённых к наказанию, не связанному с лишением свободы; освободившихся условно-досрочно; тех, кому неотбытая часть заменена на более мягкий вид наказания. Она применяется по запросу самого осуждённого. Он должен обратиться в уголовно-исполнительную инспекцию с заявлением об оказании содействия в ресоциализации, социальной адаптации или социальной реабилитации.
Пенитенциарная пробация распространяется на осуждённых к принудительным работам или лишению свободы. Применяется в период отбывания наказания и при подготовке к освобождению не позднее девяти месяцев до окончания срока. Постпенитенциарная пробация распространяется на людей, уже покинувших места лишения свободы либо учреждения, исполняющие наказание в виде принудительных работ. Здесь сразу виден законодательный пробел. Достаточно часто суды устанавливают при приговоре административный надзор — когда человек уже после освобождения должен соблюдать ограничения, отмечаться у участкового, приходить домой не позднее определённого времени, жить только по прописке и так далее. Причём этот надзор может длиться довольно долго — мне известны случаи назначения восьми лет таких ограничений. В этой ситуации любые мероприятия по социальной адаптации и социальной реабилитации будут совершенно недоступны для осуждённого. В целом в законе заложен довольно неплохой посыл. Он предусматривает довольно широкий набор мер — оказание психологической и медицинской помощи, содействие в трудоустройстве, приобретении продуктов питания и одежды, получении жилья, образования, новых навыков работы...
Каким будет закон на практике — можно будет сказать только через какое-то время. Но меня он настораживает тем, что очень уж напоминает Правила внутреннего распорядка.
Добро пожаловать!
- Уголовникам предложат жить по-честному. Зачем нужна федеральная служба пробации?
- Президент одобрил идею введения должности замглавы ФСИН по службе пробации
- Вступил в силу закон о пробации осужденных
- Президент одобрил идею введения должности замглавы ФСИН по службе пробации | Аргументы и Факты
- Когда и как в России заработает система пробации бывших заключённых
Закон о том, чего нет
Также к субъектам пробации относятся Минюст, ФСИН, МВД, Минтруд, Минобразования, Минздрав, службы социального обслуживания. В России будет создана новая служба — Служба пробации. Федеральный закон от 06.02.2023 № 10-ФЗ "О пробации в Российской Федерации". В Минюсте России обсудили механизмы реализации мер пробации в отношении осужденных и освободившихся граждан. Владимир Путин поддержал идею создания новой должности замгендиректора Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), который займется созданием службы пробации. Создать службу, которая предполагает социальную адаптацию осужденных, планируют во ФСИН к середине 2023 года, передает «Интерфакс».
С 1 января 2024 года вступит в силу закон о пробации осужденных
Ведомство поможет осужденным получить социальную поддержку, а также окажет психологическую помощь после освобождения. В ноябре 2023 года Минюст опубликовал проект приказа, который устанавливает права и обязанности учреждений и уголовно-исполнительных инспекций, работающих в системе пробации. Документ предлагает в том числе критерии и методику оценки индивидуальной нуждаемости осужденного в помощи.
Выйдя из тюрьмы он не находит себе места в обществе и вновь идет на преступление, отметили в телеграм-канале Мейстер. В этой связи создание службы пробации кажется разумной мерой, способной улучшить криминогенную обстановку в стране и дать оступившимся россиянам шанс на новую жизнь. Другие новости.
Чтобы снизить этот показатель, Минюст предлагает создать в структурах ФСИН службу, которая будет системно готовить заключенных к выходу на свободу и работать над их дальнейшей реабилитацией. Такую работу нужно начинать еще в местах лишения свободы и она должна продолжаться около года, полагает Чуйченко.
При этом министр юстиции предлагает сделать участие в программе реабилитации добровольным. Согласившихся на это лиц будут вносить в специальный реестр. По оценке Минюста, такая служба потребует порядка 50 000 сотрудников с навыками в области социального обслуживания и психологии. Законопроект о пробации уже практически готов, сообщил Чуйченко.
Судя по проекту приказа Минюста, предусматривается, в частности, возможность получения осужденными среднего профобразования по программам подготовки квалифицированных рабочих. И подготовку гражданина к освобождению, то есть подбор в отношении него мер пробации, администрация учреждения должна начинать в срок не позднее девяти месяцев до выхода из-за решетки. За счет федерального бюджета предполагается наделять отбывших наказание правом бесплатного проезда к месту жительства, продуктами питания или деньгами на дорогу, необходимой по сезону одеждой.
Как сказал «НГ» член президентского Совета по правам человека Александр Брод, проект Минюста сопровождается многостраничными приложениями, которые еще потребуют длительного изучения, но важно уже то, что приказ выставлен на обсуждение. И нужно, чтобы он не пошел по пути бюрократии и формализма, не потерял доверия в обществе», — пояснил эксперт. По его словам, конечно, возникает много вопросов по реализации механизмов пробации. Сформированы ли кадры, смогут ли выстроить продуктивные контакты с социально ориентированными НКО, психологами, юристами, медиками, соцслужбами? Насколько качественными будут предоставляемые услуги, как измерять их эффективность, будут ли они доступны для общественного контроля? Некоторые из этих вопросов намерен задать на ближайшем Общественном совете ФСИН руководителям ведомства», — подчеркнул Брод.
ФСИН учится выпускать заключенных на свободу
Руководящий состав Федеральной службы исполнения наказаний поздравил с получением ведомственной награды генерал-лейтенанта внутренней службы в отставке Алексея Гиричева. РИА Новости. ФСИН России заключила соглашения с четырьмя регионами о создании на их территории центров пробации для бывших заключенных, еще в восьми вопрос. В настоящее время заканчивается согласование законопроекта, предусматривающего формирование в рамках структуры ФСИН России службы пробации. Президент России Владимир Путин подписал закон «О пробации в РФ», которым вводится система мер по социальной адаптации и реабилитации, защите прав. Применение пробации предполагает разработку индивидуальных программ с учетом характеристики личности, обстоятельств и нуждаемости. Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 02.10.2023 № 606 "О внесении изменений в типовые структуру и штатное расписание исправительного центра, утвержденные.
Путину доложили о планах создать во ФСИН службу пробации в 2023 году
Глава Минюста Константин Чуйченко предложил президенту России Владимиру Путину ввести должность замдиректора ФСИН, который займется созданием службы пробации осужденных. На днях Правительство России утвердило концепцию развития уголовно-исполнительной системы. Кроме всего прочего, в ней говорится о создании института пробации. Руководящий состав Федеральной службы исполнения наказаний поздравил с получением ведомственной награды генерал-лейтенанта внутренней службы в отставке Алексея Гиричева. В Минюсте России обсудили механизмы реализации мер пробации в отношении осужденных и освободившихся граждан.
ФСИН назвал число российских заключенных, нуждающихся в помощи после освобождения
Деструктивное воздействие тюрьмы на психику человека общеизвестно: индивид теряет социальные и профессиональные навыки, одновременно сближаясь с маргинальной средой отпетых уголовников. Выйдя из тюрьмы он не находит себе места в обществе и вновь идет на преступление, отметили в телеграм-канале Мейстер. В этой связи создание службы пробации кажется разумной мерой, способной улучшить криминогенную обстановку в стране и дать оступившимся россиянам шанс на новую жизнь.
Являются ли перевоспитатели сами социально ориентированными людьми в обществе?
Что думают сами бывшие заключенные? Бывший заключенный Александр подтверждает «ФедералПресс», что отношения с администрацией колонии во многом определяют то, как будет сидеть человек на зоне и какие будут условия содержания. Мужчина провел в колонии строгого режима 11 лет, был осужден за бандитизм и разбойные нападения, на свободу вышел в 2020 году.
Если бы мы сказали то, как оно на самом деле обстоит, то потом пострадали бы от действий администрации: либо кого-то из нас бы в ШИЗО закрыли, либо увезли на совсем плохую зону», — объясняет Александр. Сам бывший заключенный неоднократно сталкивался с противозаконными действиями сотрудников ФСИН, в том числе и пытками при выбивании показаний. В тюрьме же, вспоминает мужчина, он занял другое положение.
У него был интернет, телефон и связь с родственниками и друзьями с воли. После окончания срока он начал искать возможности заработать честным трудом на свободе. Администрация колонии оплатила ему билет на поезд до места жительства и рекомендовала встать на учет по безработице.
Александр зарегистрировался и стал ездить по адресам фирм, которые ему давали в службе занятости. Хорошие должности из-за судимости ему не предлагали, а те, что были, требовали работать сутками за низкую зарплату. Благодаря личным связям только я кое-как адаптировался, приобрел себе машину и сейчас пытаюсь где-то что-то заработать.
Пытаюсь без криминала, честно. Бывает, получается, бывает, что нет. Но до заключения жилось повеселее, а теперь сам народ поменялся, ценности поменялись.
Раньше все по-братски можно было решить, а сейчас это стерлось и фигурируют только цифры. Без разницы, кем ты был, как ты жил, какие дела за тобой были, сейчас смотрят на твой карман», — рассказывает Александр. После выхода на свободу мужчина поддерживает связь с некоторыми из заключенных и рассказывает, что многие из них опасаются выхода, так как не у всех есть дом и те, кто его ждут.
Для таких людей эта служба пробации была бы удачным вариантом. Я так понимаю, что им бы предоставлялись рабочие места и жилье, но тут надо понимать, что тогда бывшие заключенные опять оказываются под полным колпаком и контролем ФСИН. Есть те, для кого это нормально, но мне такой вариант не подходит», — говорит мужчина.
Он добавляет, что некоторым заключенным комфортнее обратиться в правозащитную организацию или религиозную, нежели к администрации колонии. Кто сегодня помогает бывшим заключенным В настоящее время в регионах России не так много общественных организаций, которые специализируются на помощи именно заключенным. В Москве и Московской области ситуация обстоит чуть лучше.
Здесь действует Фонд помощи заключенным, куда может обратиться любой человек после заключения. Помимо этого мы выпускаем сборник НКО по всей России с контактами и видами услуг, которые они оказывают, и рассылаем этот сборник в библиотеки исправительных учреждений, чтобы у каждого осужденного был доступ к этой информации и он знал, куда там можно обратиться», — говорит член Общественного совета при ФСИН, президент фонда помощи заключенным Сюзанна Кирильчук. Фонд защиты заключенных на сегодняшний день открыл 25 реабилитационных центров в женских исправительных колониях по всей стране.
Для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, с 1 января 2025 года будет разрабатываться индивидуальная программа ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации. Она состоит из нескольких блоков: консультирование по социальным и правовым вопросам, оказание содействия в получении документов, медицинской помощи, социальных услуг, пенсии, образования, в том числе профессионального, повышении квалификации, трудоустройстве и восстановлении социальных связей. В последнем случае работники ФСИН могут разыскать родственников осужденного, установить с ними контакт. На свободу — с деньгами Отдельно расписан механизм действий для освобождающихся осужденных. Подготовку к этому моменту администрация исправительного учреждения должна начать за девять месяцев, разъяснить права и обязанности гражданина, провести воспитательную работу.
Необходимо выяснить, где он будет жить и работать, при необходимости помочь ему в получении профессии, крыши над головой и трудоустройстве. Если освободившемуся некуда вернуться и он утратил родственные связи, администрация подыскивает ему временное пристанище в центрах апробации или социальных организациях.
Речь идет в том числе о помощи по предоставлению временного места пребывания, помощи одеждой и продуктами. По словам главы Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василия Пискарева, такая поддержка на текущем этапе может коснуться 500 тысяч человек. Закон позволит им адаптироваться в обществе, что приведет к снижению числа рецидивов.
Минюст подготовил законопроект о создании службы пробации для помощи осужденным
Указанные обстоятельства, не могли не вызвать скепсис к пробации со стороны общественности, как форме социально-правового контроля и даже уголовно-правового института. С целью преодоления возникшего кризиса, в период выполнения работ и интенсивного пробационного надзора, на подучетных лиц, со стороны сотрудников пробации, были возложены не только жесткие обязательства, но и применен более строгий контроль поведения. Но, данная схема требовала достаточного финансового сопровождения и подходила в большей степени к тем правонарушителям, которые не принадлежат к группе низкого риска и потенциально более опасны. Тем не менее, помимо гуманитарных соображений оградить правонарушителей от негативных последствий тюремного заключения, криминальной субкультуры, с прагматической точки зрения затрат на тюремное заключение, пробационный надзор дает государственной казне значительную экономию средств. С учетом вышеизложенного, на сегодня, целесообразны три варианта организации службы пробации: 1. Создание службы пробации как единой, централизованной и самостоятельной системы учреждений социальной пробации и органов управления ими. Уголовно-исполнительные инспекции в этом случае передаются в новую структуру - службу пробации. Образование службы пробации на базе уголовно-исполнительных инспекций в организационно-правовых рамках уголовно-исполнительной системы России. Поэтапное внедрение отдельных элементов пробации докладов о социальном обследовании, пробационного контроля, отдельных элементов социальной помощи на различных этапах правоохранительной деятельности без образования службы пробации.
В целом, выбор модели зависит от ряда факторов, в первую очередь от экономического положения России, его приоритетов в социально-экономической и политической сферах. Идея целесообразности создания в России системы пробации в рамках отдельной федеральной службы, находящейся в подведомственности Минюста РФ была одобрена в марте 2013 г. В тоже время, подготовленный в 2012 году проект федерального закона, предусматривающий создание указанной службы, не нашел поддержки Министерства финансов РФ, поскольку его реализация требовала более 65 млрд. В результате, Минюст России подготовил законопроект предусматривающий введение отдельных элементов пробации в отношении несовершеннолетних. В дальнейшем, анализ законопроекта показал, что без существенной доработки его нельзя вводить в действие. Проект разрабатывается во исполнение Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы. Вместе с тем потребность России в формировании службы, соединяющей в своей деятельности контрольно-надзорные функции и полномочия по социальной адаптации и реабилитации, вне всякого сомнения, давно назрела. Учреждение такой службы не должно превратиться в очередное переименование: вместо уголовно-исполнительных инспекций - органы пробации.
Для этого, доработанный с участием представителей науки, общественности, работников судов, правоохранительных органов законопроект целесообразно в рамках эксперимента ввести в действие на территории нескольких субъектов Российской Федерации для оценки эффективности мероприятий по социальной адаптации и реабилитации осужденных [8]. Учитывая трудности с финансовым обеспечением создания полноценной службы пробации, тем более, в условиях сегодняшнего экономического кризиса, реальной перспективой может стать поэтапное внедрение ее элементов с последующим образованием службы в имеющихся организационных и правовых рамках на базе действующих уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России. В дальнейшем служба пробации может приобрести самостоятельный статус в формате отдельной федеральной службы, где на сроки этапы реализации будут принципиально влиять социально-политические и экономические условия развития России. Очевидно, что необходимо проводить синхронную работу по изучению зарубежного опыта и развивать отечественные наработки с опытом совершенствования правосудия и практики исполнения наказаний, альтернативных лишению свободы. Важно продолжать совершенствовать уголовно-исполнительную политику страны, приближать ее к европейским стандартам, использовать полученные результаты при разработке современной правовой парадигмы.
Решать проблему трудоустройства предлагается путём предоставления бесплатного доступа к Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" , а также путём взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с органами службы занятости. Также подопечным будет предоставляться информация об образовательных организациях, о перечне документов, необходимых для зачисления в них; оказываться помощь в оформлении и восстановлении необходимых бумаг. Основным инструментом пробации будет являться индивидуальная программа, которая представляет собой некий документ, разработанный учреждением уголовно-исполнительной системы для пенитенциарной пробации или уголовно-исполнительной инспекцией для исполнительной и постпенитенциарной пробация , в котором будет закреплен перечень мероприятий, проводимых в отношении соответствующего осужденного — виды мероприятий перечислены в ст. При этом индивидуальная программа готовится на основе оценки индивидуальной нуждаемости осужденного, факторов и условий, характеризующих его трудную жизненную ситуацию, будут учитываться и предложения самого гражданина, обратившегося за помощью. Отметим, что, согласно новому закону, пробация в России — дело добровольное, то есть это не вид наказания и не новая мера уголовно-правового характера, а форма помощи, поддержки лицам, попавшим в уголовно-исполнительную систему. В частности, в США пробация по своему содержанию схожа скорее с российским институтом условного осуждения, когда вместо осуждения к лишению свободы суд направляет осужденного на определенный срок под наблюдение чиновника службы пробации, а оставленному на свободе осужденному предъявляются установленные в приговоре требования — например, пройти курс терапии, направленный на снижение агрессии, или курс лечения зависимости, не посещать определённые места. В целом само слово «пробация» имеет английские корни и дословно переводится как «испытание», «стажировка». В новой версии российского закона речь все же больше идет об адаптации осужденных. Каких результатов ждать? Появление в России института пробации явно указывает, что ранее начатая государством работа по гуманизации уголовно-исполнительной системы продолжается: пробация станет одним из важных элементов этой деятельности. Эффективность принятого закона будет зависеть от множества факторов. В первую очередь от того, какие корреспондирующие данному закону нормы будут внесены в уже действующее законодательство. На то, чтобы подготовить имеющуюся правовую базу к новым правоотношениям время есть - Закон о пробации вступит в силу только с 1 января 2024 года, а в части положений ст. Также для достижения поставленных задач потребуется достаточное количество квалифицированных кадров. По оценке Минюста, служба пробации потребует порядка 50 тысяч сотрудников с навыками в области социального обслуживания и психологии. С этим могут возникнуть большие проблемы, так как уже сейчас в России констатируется нехватка квалифицированных психологов. Судя по пояснительной записке к закону, инициаторы предполагали решать вопрос комплектования уголовно-исполнительных инспекций за счет перераспределения штатной численности между исправительными учреждениями и уголовно-исполнительными инспекциями и подразумевали, что для реализации закона не потребуется увеличения штатной численности. Однако, есть большие сомнения, что те специалисты, которые сейчас работают в уголовно-исполнительной системе, смогут полноценно оказывать поддержку в рамках пробации по всем, указанным Законом о пробации направлениям, особенно учитывая индивидуальный характер пробации в России, и тот факт, что данные специалисты уже сейчас имеют значительную нагрузку.
По его оценкам, она будет насчитывать около 50 тысяч человек. Эти сотрудники будут обладать необходимыми знаниями, в том числе в области психологии, для адаптации заключенных, их ресоциализации и последующей реабилитации. Чуйченко сообщил, что Минюст РФ уже разработал закон о пробации. Ранее стало известно, что в подготовке документа участвовал Совет по правам человека. Сохрани номер URA.
Реестр, наверное, нужно вести этих людей еще — тех, кто проходит эту процедуру? Министр отметил, что это будет «реестровая работа». Кандидату на должность предстоит вести работу уже с местами лишения свободы.