Лю син чуй (молот-костяк). Территория удельного княжества являлась территориальным владением под управлением князя. Чаще всего новые удельные княжества появлялись в результате земельных переделов, дарений и передачи в наследство.
УДЕЛЬНЫЙ КНЯЗЬ.
Походы за данью "полюдье" способствовали укреплению великокняжеской власти. Что было запрещено удельным князьям? С 1430-х годов в договорах московских великих князей с князями удельными Московского великого княжества запрещались любые сношения последних с Ордой аналогичная документация других княжеств не сохранилась, за исключением договора великого князя рязанского Ивана Васильевича со своим братом Фёдором Васильевичем Третным... Что означает слово князь в Историческом словаре? КНЯЗЬ, 1 вождь племени или союза племён у восточных славян, правитель государства или государственного образования, удельного княжества. Что значит слово дань? Дань — должное часто только по мнению получателя , то что отдают: Дань — натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов. Дань — моральный долг, обязанность в выражениях «дань памяти» и подобных. Дань — в переносном или ироническом смысле налог или пошлина.
Что значит слово вече? Интересные материалы:.
Князь-родич XII в.. Удельный князь-вотчинник XIV в.
Три разряда земель Характер личного хозяина удела с державными правами выражался в отношениях князя к трём разрядам земель, из которых состояла его удельная вотчина. Это были земли дворцовые, чёрные и боярские; под последними разумеются вообще земли частных собственников, светских и церковных. Различие между этими разрядами происходило от чисто хозяйственной причины, от того, что к разным частям своей удельной собственности владелец прилагал различные приёмы хозяйственной эксплуатации. Дворцовые земли в княжеском поземельном хозяйстве похожи на то, чем была барская запашка в хозяйстве частного землевладельца: доходы с них натурой шли непосредственно на содержание княжеского дворца. Эти земли эксплуатировались обязательным трудом несвободных людей князя, дворовых холопов, посаженных на пашню, страдников, или отдавались в пользование вольным людям, крестьянам, с обязательством ставить на дворец известное количество хлеба, сена, рыбы, подвод и т.
Первоначальной и отличительной чертой этого разряда земель было издолье, натуральная работа на князя, поставка на дворец за пользование дворцовой землёй. Чёрные земли сдавались в аренду или на оброк отдельным крестьянам или целым крестьянским обществам, иногда людям и других классов, как это делали и частные землевладельцы; они, собственно, и назывались оброчными. Сложнее кажутся отношения князя к третьему разряду земель в уделе. Весь удел был наследственной собственностью его князя; но последний разделял действительное владение им с другими частными вотчинниками. В каждом значительном уделе бывало так, что первый князь, на нём садившийся, уже заставал в нём частных землевладельцев, светских или церковных, которые водворились здесь прежде, чем край стал особым княжеством.
Потом первый князь или его преемники сами уступали другие земли в своём уделе в вотчину лицам и церковным учреждениям, которые были им нужны для службы или молитвы. Таким образом в вотчине великого князя являлись другие частные вотчины. При слиянии прав государя и вотчинника в лице князя такое совмещение прав нескольких владельцев было возможно юридически. Князь, конечно, отказывался от прав частного распоряжения вотчинами частных владельцев и удерживал за собою только верховные права на них. Но так как и эти верховные права считались владельческими и наравне с другими входили в юридический состав удельной княжеской собственности, то появление в уделе земли, принадлежавшей частному владельцу, не мешало князю считать себя собственником всего удела.
Так под действием осложнявшихся отношений разделялись различные по природе элементы в смешанном составе удельной княжеской собственности и вырабатывалось понятие об общем верховном собственнике удела по отношению к частным и частичным владельцам. Князь иногда уступал боярину, вотчиннику в его уделе, вместе с правом собственности на его вотчину и часть своих верховных на неё прав. Отсутствие феодального момента Возникали отношения, напоминающие феодальные порядки Западной Европы. Но это — явления не сходные, а только параллельные. В отношениях бояр и вольных слуг к удельному князю многого недоставало для такого сходства, недоставало, между прочим, двух основных феодальных особенностей: 1 соединения служебных отношений с поземельными и 2 наследственности тех и других.
В уделах поземельные отношения вольных слуг строго отделялись от служебных. Эта раздельность настойчиво проводится в княжеских договорах XIV в. Бояре и вольные слуги свободно переходили от одного князя на службу к другому; служа в одном уделе, могли иметь вотчины в другом; перемена места службы не касалась вотчинных прав, приобретённых в покинутом уделе; служа по договору где хотел, вольный слуга «судом и данью тянул по земле и по воде», отбывал поземельные повинности по месту землевладения; князья обязывались чужих слуг, владевших землёй в их уделах, блюсти как своих. Все эти отношения сводились к одному общему условию княжеских договоров: «…а бояром и слугам межи нас вольным воля». Феодальный момент можно заметить разве только в юридическом значении самого удельного князя, соединявшего в своём лице государя и верховного собственника земли.
Этим он похож на сеньора, но его бояре и слуги вольные совсем не вассалы. Разница процессов Феодализм, говоря схематически, строился с двух концов, двумя встречными процессами: с одной стороны, областные правители, пользуясь слабостью центральной власти, осваивали управляемые области и становились их державными наследственными собственниками; с другой — крупные собственники, аллодиальные землевладельцы, став посредством коммендации королевскими вассалами и пользуясь той же слабостью, приобретали или присваивали себе правительственную власть в качестве наследственных уполномоченных короля. Оба процесса, дробя государственную власть географически, локализуя её, разбивали государство на крупные сеньории, в которых державные прерогативы сливались с правами земельной собственности. Эти сеньории на тех же основаниях распадались на крупные баронии со второстепенными вассалами, обязанными наследственной присяжной службой своему барону, и вся эта военно-землевладельческая иерархия держалась на неподвижной почве сельского населения вилланов, крепких земле или наследственно на ней обсидевшихся. У нас дела шли несколько иным ходом.
Изменчивые временные княжения Киевской Руси сменились верхневолжскими суздальскими уделами, наследственными княжествами, которые под верховной властью далёкого нижневолжского хана стали в XIV в. Значительный удельный князь правил своим уделом посредством бояр и вольных слуг, которым он раздавал в кормление[2], во временное доходное управление, города с округами, сельские волости, отдельные сёла и доходные хозяйственные статьи с правительственными полномочиями, правами судебными и финансовыми. Некоторые бояре и слуги, сверх того, имели вотчины в уделе, на которые удельный князь иногда предоставлял вотчинникам известные льготы, иммунитеты, в виде освобождения от некоторых повинностей или в виде некоторых прав, судебных и финансовых. Но округа кормленщиков никогда не становились их земельною собственностью, а державные права, пожалованные привилегированным вотчинникам, никогда не присвоялись им наследственно. Таким образом, ни из кормлений, ни из боярских вотчин не выработалось бароний.
В истории Московского княжества мы увидим, что в XV в. В удельном порядке можно найти немало черт, сходных с феодальными отношениями, юридическими и экономическими, но, имея под собою иную социальную почву, подвижное сельское население, эти сходные отношения образуют иные сочетания и являются моментами совсем различных процессов. Признаки сходства ещё не говорят о тождестве порядков, и сходные элементы, особенно в начале процесса, неодинаково комбинируясь, образуют в окончательном складе совсем различные общественные формации. Научный интерес представляют не эти элементы, а условия их различных образований. При образовании феодализма видим нечто похожее и на наши кормления и на вотчинные льготы, но у нас и те и другие не складывались, как там, в устойчивые общие нормы, оставаясь более или менее случайными и временными пожалованиями личного характера.
На Западе свободный человек, обеспечивая свою свободу, ограждал себя, как замковой стеной, цепью постоянных, наследственных отношений, становился средоточием низших местных общественных сил, создавал вокруг себя тесный мир, им руководимый и его поддерживающий. Вольный слуга удельных веков, не находя в подвижном местном обществе элементов для такого прочного окружения, искал опоры для своей вольности в личном договоре на время, в праве всегда разорвать его и уйти на сторону, отъехать на службу в другой удел, где у него не было упроченных давностью связей. Служилый класс становится землевладельческим Изложенное историческое сопоставление поможет нам представить себе, какой вид приняло общество в рамках удельного порядка. Здесь прежде всего останавливают на себе внимание бояре и слуги вольные, дружина князя. Среди удельного общества XIV в.
В его общественном положении находим черты, которые совсем не шли к удельному порядку, к общему направлению удельной жизни. Строгое разграничение служебных и поземельных отношений вольных слуг, какое проводят договорные грамоты князей XIV и XV вв. Возможность для вольного слуги соединять службу в одном княжестве с. С этой стороны бояре и вольные слуги заметно выделялись из состава удельного гражданского общества. Положение остальных классов в уделе определялось более всего поземельными отношениями к князю, вотчиннику удела.
Их правление имело как положительные, так и негативные последствия, но в целом оказало влияние на формирование русского государства как единого и самостоятельного субъекта. Вопрос-ответ Какими полномочиями обладал удельный князь? Удельный князь имел полную власть на своих землях: он распоряжался имуществом, ведел правосудием, создавал свою армию, собирал налоги и имел право заключать сделки и договоры с другими княжествами. Мог ли удельный князь нарушать единое царское правительство? Да, удельный князь имел право на самостоятельное правление на своей территории, и в некоторых случаях он мог действовать вопреки интересам царской власти. Однако, в целом, удельные княжества обычно подчинялись царю и признавали его верховную власть. Могли ли удельные княжества воевать друг с другом? Да, удельные княжества могли вступать в конфликты друг с другом и вести войны.
Итак, Суздальская земля, распадавшаяся при детях Всеволода на 5 частей, при внуках его раздробилась на 12. В подобной прогрессии шло удельное дробление и в дальнейших поколениях Всеволодова племени. Для наглядности пересчитаю вам части, на какие последовательно дробилось старшее из первоначальных удельных княжеств — остовское. Из этого княжества сначала, как я сказал, выделились уделы Ярославский и Углицкий, но потом и остальное Ростовское княжество распалось ещё на две половины, ростовскую, собственно, и белозёрскую. Как вы можете видеть по названиям этих уделов, большая часть их состояла из небольших округов заволжских речек Сити, Суды, Мологи, Кемы, Ухтомы, Андоги, Бохтюги и т. Обеднение князей С этим следствием тесно связано было и другое — обеднение большей части измельчавших удельных князей северной Руси. По мере размножения некоторых линий Всеволодова племени наследники получали от своих отцов всё более мелкие части своих фамильных вотчин. К числу ярославских уделов принадлежало княжество Заозёрское по северо-восточному берегу Кубенского озера. В начале XV в. Один из сыновей этого князя ушёл в Каменный монастырь на острове Кубенского озера и постригся там под именем Иоасафа. В старинном житии этого князя-инока мы находим изобразительную картину резиденции его отца, заозёрского князя. Столица эта состояла из одинокого княжеского двора, недалеко от впадения реки Кубены в озеро. Близ этой княжеской усадьбы стояла церковь во имя Димитрия Солунского, очевидно, этим же князем и построенная в честь своего ангела, а поодаль раскинуто было село Чирково, которое служило приходом к этой церкви: «…весь же зовома Чиркова к нему прихожаше». Вот и вся резиденция удельного «державца» начала XV в. Их взаимное отчуждение Удельный порядок княжеского владения по самому существу своему вносил взаимное отчуждение в среду князей, какого не существовало среди князей старой Киевской Руси. Счёты и споры о старшинстве, о порядке владения по очереди старшинства поддерживали тесную солидарность между теми князьями: все их отношения держались на том, как один князь доводился другому. Отсюда их привычка действовать сообща; даже вражда из-за чести старшинства, из-за Киева, больше сближала их между собою, чем отчуждала друг от друга. Среди удельных князей северной Руси, напротив, никому не было дела до другого. При раздельности владения между ними не могло существовать и сильных общих интересов: каждый князь, замкнувшись в своей вотчине, привыкал действовать особняком, во имя личных выгод, вспоминая о соседе-родиче лишь тогда, когда тот угрожал ему или когда представлялся случай поживиться на его счёт. Это взаимное разобщение удельных князей делало их неспособными к дружным и плотным политическим союзам; княжеские съезды, столь частые в XII в. Удельный князь Вместе с этой владельческой замкнутостью князей падает и их политическое значение. Политическое значение государя определяется степенью, в какой он пользуется своими верховными правами для достижения целей общего блага, для охраны общих интересов и общественного порядка. Значение князя в старой Киевской Руси определялось преимущественно тем, что он был прежде всего охранителем внешней безопасности Русской земли, вооружённым стражем её границ. Достаточно бросить беглый взгляд на общественные отношения в удельных княжествах, чтобы видеть, что удельный князь имел иное значение. Как скоро в обществе исчезает понятие об общем благе, в умах гаснет и мысль о государе, как общеобязательной власти, а в уделе такому понятию даже не к чему было прикрепиться. Это не был ни родовой, ни поземельный союз; это даже совсем было не общество, а случайное сборище людей, которым сказали, что они находятся в пределах пространства, принадлежащего такому-то князю. При отсутствии общего, объединяющего интереса князь, переставая быть государем, оставался только землевладельцем, простым хозяином, а население удела превращалось в отдельных, временных его обывателей, ничем, кроме соседства, друг с другом не связанных, как бы долго они ни сидели, хотя бы даже наследственно сидели на своих местах. К территории удельного княжества привязаны были только холопы князя; свободные обыватели имели лишь временные личные связи с местным князем. Они распадались на два класса: на служилых и чёрных людей. Служилые люди Служилыми людьми были бояре и слуги вольные, состоявшие на личной службе у князя по уговору с ним. Они признавали власть его над собой, пока ему служили; но каждый из них мог покинуть князя и перейти на службу к другому. Это не считалось изменой князю. Уделы не были замкнутыми политическими мирами с устойчивыми, неприкосновенными границами, суживались и расширялись, представлялись случайными частями какого-то разбитого, но ещё не забытого целого: бродя по ним, население мало затруднялось их пределами, потому что оставалось в Русской земле, среди своих, под властью всё тех же русских князей. Князья в своих взаимных договорах долго не решались посягать на этот бытовой остаток единства Русской земли, которое, перестав быть политическим фактом, всё ещё оставалось народным воспоминанием или ощущением. Покинув князя, вольные слуги его сохраняли даже свои права на земли, приобретённые ими в покинутом княжестве. Чёрные люди Таковы же были отношения и чёрных, т. Как отношения служилых людей были лично-служебные, так и отношения чёрных были лично-поземельные. Черный человек, городской или сельский, признавал власть князя, платил ему дань, подчинялся его юрисдикции, только пока пользовался его землёй, но и он мог перейти в другое княжество, когда находил местные условия пользования землёй неудобными, и тогда разрывались все его связи с прежним князем. Значит, как служилый человек был военно-наёмным слугой князя, так чёрный человек был тяглым съёмщиком его земли. Можно понять, какое значение получал удельный князь при таких отношениях. В своём уделе он был, собственно, не правитель, а владелец; его княжество было для него не обществом, а хозяйством; он не правил им, а эксплуатировал, разрабатывал его. Он считал себя собственником всей территории княжества, но только территории с её хозяйственными угодьями. Лица, свободные люди, не входили юридически в состав этой собственности: свободный человек, служилый или чёрный, приходил в княжество, служил или работал и уходил, был не политической единицей в составе местного общества, а экономической случайностью в княжестве. Князь не видел в нём своего подданного в нашем смысле слова, потому что и себя не считал государем в этом смысле. В удельном порядке не существовало этих понятий, не существовало и отношений, из них вытекающих. Словом государь выражалась тогда личная власть свободного человека над несвободным, над холопом, и удельный князь считал себя государем только для своей челяди, какая была и у частных землевладельцев. Характер державных прав Не будучи государем в настоящем смысле этого слова, удельный князь не был однако и простым частным землевладельцем даже в тогдашнем смысле. Он отличался от последнего державными правами, только пользовался ими по-удельному. Они не вытекали из его права собственности на удел, как и не были источником этого права. Они достались удельному князю по наследству от неудельных предков того времени, когда каждый князь, не считая себя собственником временно владеемого им княжения, был участником в принадлежавшей Ярославичам верховной власти над Русской землёй. Когда единство княжеского рода разрушилось, державные права удельных князей не утратили прежней династической опоры, уже вошедшей в состав политического обычая, получившей народное признание; только изменились их значение и народный взгляд на них. Удельного князя признавали носителем верховной власти по происхождению, потому что он князь, но он владел известным уделом, именно тем, а не этим, не как дольщик всеземской верховной власти, принадлежавшей всему княжескому роду, а по личной воле отца, брата или другого родственника.
Удельный князь
Ими могли стать бывшие удельные князья, знатные и владетельные выходцы из порубежных государств (например, Гедиминовичи), так и потомки из казанских, астраханских и сибирских знатных татарских родов. Значение удельных князей в средневековой Руси Удельные князья играли важную роль в средневековой Руси. Удельный князь — это термин, который использовался на Древней Руси для описания отдельного княжества, контролируемого определенным князем. Удельное княжество (удел) — территория на Руси в XII—XVI веках,образовавшаяся в результате дробления крупных княжеств, возникших на месте Древнерусского государства.
На совете князей в Любече узаконено разделение Руси на удельные княжества
Фактически порядок управления землями удельными князьями был сформулирован в 1097 году на съезде в городе Любеч. Каждый владел землёй, полученной от отца. В рамках последней к началу XIV века появилась московская ветвь князей.
Конечно, в период своего правления князь мог присоединить к себе значительные завоеванные земли, таким образом увеличив часть наследства каждому из сынов, но все равно это был процесс дробления государства.
Хозяин, князь, боярин, сеньор, получив свой удел это, как правило, в те времена были дикие земли с небольшим укрепленным городом , вынуждены были иметь свое войско, свою дружину. Оно не могло быть настолько значительным, чтобы в одиночку противостоять крупной армии. Раздробленность и междоусобные войны были основной причиной завоевания Руси Золотой Ордой.
Понятие удел как вотчина существовал до 1917 года Однако во всем этом были и положительные моменты — князья укрепляли свои вотчины, отстраивали свои столицы, возводили храмы. То есть «удел» в Древней Руси — это та территория, которая полностью зависит от талантов удельного князя. Будет он таким, как Ярослав Мудрый, вотчина прирастет и землями, и новыми городами, и многочисленными храмами.
Интересно, что в царской России вплоть до 1917 года существовало понятие удел, и обозначал он земельное имущество или недвижимость, находящуюся во владении одного из членов царской фамилии. После отмены крепостного права, еще до 1863 года, в это понятие кроме недвижимости и земли входили и крестьяне.
За Юрием последовал Василий Косой, затем Василий Ярославич, получивший Звенигородский удел от великого князя в обмен на Дмитров всего лишь на 5 лет. После шести лет принадлежности к Москве Звенигород снова отдаётся в виде удела Андрею Васильевичу Большому, который был его последним удельным князем 1462—1492. Дмитровское княжество Дмитровское княжество — русское княжество с центром в городе Дмитров, сформировавшееся как независимое государственное образование между 1280 и 1334 годами. С 1360—1364 годов — удел в составе Московского княжества. Ликвидировано в 1569 году одним из последних на Руси.
Около 1247 года князь Суздальский Святослав III Всеволодович закрепил за своими племянниками княжения, тогда, очевидно, и появилось Галицко-Дмитровское княжество, данное Константину Ярославичу умер в 1255. Это было искусственное образование с разделёнными дальними расстояниями центрами, которое вскоре распадается. Последним известным его князем был скончавшийся в 1280 Давыд Константинович, внук Ярослава Всеволодовича. Правил ли после Давида Дмитровом и Галичем вместе ещё кто-то и когда состоялся раздел княжества доподлинно не известно. Однако под 1334 годом упоминается смерть князя Бориса Дмитровского, а в 1335 — Фёдора Галицкого. То есть распад произошёл между 1280 и 1334. Борис, таким образом, является первым известным дмитровским князем.
Обычно его считают сыном Давыда Константиновича. Кучкина находились в некоторой зависимости от Владимирского княжества, при этом Борис с 1313 года был назначен наместником в Пскове, князем в котором был сын Фёдора Галицкого Иван. Вторым князем в Дмитрове после 1334 стал сын Бориса Дмитрий.
Власть на этих территориях принадлежала местному князю, подчинявшемуся Москве. Наиболее крупные удельные княжества существовали в течение нескольких столетий, а власть там передавалась по наследству. Некоторые удельные князья даже боролись за великокняжеский престол. Семь удельных княжеств в составе Московского чеканили свою монету. Удельное княжество Серпуховское Образовалось в 1341 году, когда Иван Калита передал эти земли своему сыну Андрею.
Столицей был город Серпухов. Княжество называлось также Серпуховско-Боровским по второму важному центру - городу Боровску. Просуществовало до 1473 года, после чего вошло в состав Великого Московского княжества. Сейчас территория располагается на юго-западе Московской области. Удельное княжество Можайское Образовалось в 1275 году, выделившись из Смоленского княжества. Территория занимала приблизительно западную часть современной Московской области.
Что значит удельные князья
Служилый класс становится землевладельческим Изложенное историческое сопоставление поможет нам представить себе, какой вид приняло общество в рамках удельного порядка. Здесь прежде всего останавливают на себе внимание бояре и слуги вольные, дружина князя. Среди удельного общества XIV в. В его общественном положении находим черты, которые совсем не шли к удельному порядку, к общему направлению удельной жизни. Строгое разграничение служебных и поземельных отношений вольных слуг, какое проводят договорные грамоты князей XIV и XV вв. Возможность для вольного слуги соединять службу в одном княжестве с.
С этой стороны бояре и вольные слуги заметно выделялись из состава удельного гражданского общества. Положение остальных классов в уделе определялось более всего поземельными отношениями к князю, вотчиннику удела. Хотя землевладение теперь всё более становилось и для бояр основой общественного положения, однако они одни продолжали поддерживать чисто личные отношения к князю, вытекавшие из служебного договора с ним и сложившиеся ещё в то время, когда не на землевладении основывалось общественное значение этого класса. Самое право выбирать место службы, признаваемое в договорных грамотах князей за боярами и вольными слугами и бывшее одной из политических форм, в которых выражалось земское единство Киевской Руси, теперь стало несвоевременным: этот класс и на севере по-прежнему оставался ходячим представителем политического порядка, уже разрушенного, продолжал служить соединительной нитью между частями земли, которые уже не составляли целого. Церковное поучение XIV в.
В тех же договорных княжеских грамотах, которые признают за боярами и слугами вольными право служить не в том княжестве, где у них земли, встречаем совсем иное условие, которое лучше выражало собою удельную действительность, расходившуюся с унаследованным от прежнего времени обычаем: это условие затрудняло для князей и их бояр приобретение земли в чужих уделах и запрещало им держать там закладней и оброчников, т. С другой стороны, жизнь при северных княжеских дворах XIV в. Теперь ход дел давал дружине мало случаев искать себе чести, а князю славы. Княжеские усобицы удельного времени были не меньше прежнего тяжелы для мирного населения, но не имели уже прежнего боевого характера: в них было больше варварства, чем воинственности. И внешняя оборона земли не давала прежней пищи боевому духу дружин: из-за литовской границы до второй половины XIV в.
Но сила действительных условий перемогала запоздалые понятия и привычки. Мы уже знаем, что в XII в. В XIV в. Изучая устройство Московского княжества в те века, мы увидим, как сложно было это управление и какому значительному числу людей давало оно хлебное занятие. Но и кормления не были достаточно надёжным источником, разделяли тогдашнее общее колебание политических и экономических отношений.
В то время быстро изменялись княжеские состояния, и, за немногими исключениями, изменялись к худшему: одни удельные хозяйства едва заводились, другие уже разрушались, и ни одно не стояло на прочном основании; никакой источник княжеского дохода не казался надёжным. Эта изменчивость общественных положений заставляла служилых людей искать обеспечения в экономическом источнике, который был надёжнее других, хотя вместе с другими испытывал действие неустроенности общественного порядка, в землевладении: оно, по крайней мере, ставило положение боярина в меньшую зависимость от хозяйственных случайностей и капризов князя, нежели денежное жалованье и административное кормление. Так служилый класс на севере усвоял себе интерес, господствовавший в удельной жизни, стремление стать сельскими хозяевами, приобретать земельную собственность, населять и расчищать пустоши, а для успеха в этом деле работить и кабалить людей, заводить на своих землях посёлки земледельческих рабов-страдников, выпрашивать землевладельческие льготы и ими приманивать на землю вольных крестьян. И в Киевской Руси прежнего времени были в дружине люди, владевшие землёй; там сложился и первоначальный юридический тип боярина-землевладельца, основные черты которого долго жили на Руси и оказали сильное действие на развитие и характер позднейшего крепостного права. Но вероятно, боярское землевладение там не достигло значительных размеров или закрывалось другими интересами дружины, так что не производило заметного действия на её политическую роль.
Теперь оно получило важное политическое значение в судьбе служилого класса и с течением времени изменило его положение и при дворе князя, и в местном обществе. Слабость капитала И остальное общество Верхневолжской Руси во многом было непохоже на прежнее днепровское. Во-первых, это общество беднее прежнего, южнорусского. Капитал, который создан был и поддерживался живой и давней заграничной торговлей киевского юга, на суздальском севере в те века является столь незначительным, что перестаёт оказывать заметное действие на хозяйственную и политическую жизнь народа. Соразмерно с этим уменьшилось и то количество народного труда, которое вызывалось движением этого капитала и сообщало такое промышленное оживление городам Днепра и его притоков.
Это сокращение хозяйственных оборотов, как мы видели, обнаруживалось в постепенном вздорожании денег. Земледельческое хозяйство с его отраслями, сельскими промыслами теперь оставалось если не совершенно одинокой, то более прежнего господствующей экономической силой страны; но очень долго это было подвижное, полукочевое хозяйство на нови, переходившее с одного едва насиженного места на другое, нетронутое, и ряд поколений должен был подсекать и жечь лес, работать сохой и возить навоз, чтобы создать на верхневолжском суглинке пригодную почву для прочного, оседлого земледелия. В связи с этой переменой можно, кажется, объяснить уже отмеченное мною при разборе Русской Правды явление, которое представляется неожиданным. Можно думать, что такая дешевизна денежного капитала была следствием сильного падения спроса на него, когда возобладало натуральное хозяйство. Слабость городского класса Вместе с тем из строя общественных сил на севере выбыл класс, преимущественно работавший торговым капиталом, — тот класс, который состоял из промышленных обывателей больших волостных городов прежнего времени.
В Суздальской Руси ему не посчастливилось с той самой поры, как сюда стала заметно отливать русская жизнь с днепровского юго-запада. Старые волостные города здешнего края. Ростов и Суздаль, после политического поражения, какое потерпели они в борьбе с «новыми» и «малыми» людьми, т. Вместе с выходом областного города из строя активных сил общества исчез из оборота общественной жизни и тот ряд интересов, который прежде создавался отношениями обывателей волостного города к другим общественным силам. Итак, с XIII в.
Одичание князей Наконец, политическому значению удельного князя соответствовал и уровень его гражданского развития. Несовершенный общественный порядок успешнее направляет нравы и чувства в своём духе, чем совершенствуется сам при их подъёме. Личный интерес и личный договор, основы удельного порядка, могли быть плохими воспитателями в этом отношении. Удельный порядок был причиной упадка земского сознания и нравственно-гражданского чувства в князьях, как и в обществе, гасил мысль о единстве и цельности Русской земли, об общем народном благе. Из пошехонского или ухтомского миросозерцания разве легко было подняться до мысли о Русской земле Владимира Святого и Ярослава Старого!
Самое это слово Русская земля довольно редко появляется на страницах летописи удельных веков. Политическое дробление неизбежно вело к измельчанию политического сознания, к охлаждению земского чувства. Сидя по своим удельным гнёздам и вылетая из них только на добычу, с каждым поколением беднея и дичая в одиночестве, эти князья постепенно отвыкали от помыслов, поднимавшихся выше заботы о птенцах. При тяжёлых внешних условиях княжеского владения и при владельческом одиночестве князей каждый из них всё более привыкал действовать по инстинкту самосохранения. Удельные князья северной Руси гораздо менее воинственны сравнительно со своими южнорусскими предками, но по своим общественным понятиям и образу действий они в большинстве более варвары, чем те.
Такие свойства делают для нас понятными увещания, с какими обращались к удельным князьям тогдашние летописцы, уговаривая их не пленяться суетной славой сего света, не отнимать чужого, не лукавствовать друг с другом, не обижать младших родичей.
Но к великой печали Руси намерения Ярославовичей не всегда соответствовали их делам. Поэтому Любечские решения не могли полностью предотвратить междоусобные столкновения, однако благодаря им удалось добиться важного перелома в борьбе с половецкими набегами. В 1103 году объединённые дружины Святополка киевского, Владимира Мономаха и других князей в сражении при Сутени разгромили орды кочевников.
В 1111 году в верховьях Северного Донца Владимир Мономах с союзниками нанёс новое тяжёлое поражение половцам. Сегодня, 28 апреля в истории: 1563.
Изредка удельные князья привлекались к решению общегосударственных дел, но их влияние на внутреннюю политику было, как правило, незначительным из-за недоверия со стороны великих князей. Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г. Служили при московском дворе в качестве служилых князей или бояр.
Удельные князья играли важную роль в формировании и развитии русского государства. Одной из основных задач удельного князя было обеспечение благосостояния своего удела и привлечение в него максимального числа вассалов и подданных. Он вел политику, направленную на укрепление своей власти и расширение своих владений за счет завоевания новых земель.
Это способствовало укреплению русского государства и увеличению его территории. Удельные князья также играли важную роль во внешней политике Руси. Они участвовали в заморских походах, заключали союзы и договоры с другими княжествами и государствами. Благодаря этому удельные княжества становились центрами культуры и развития, привлекая к себе ремесленников, купцов и ученых. Удельные князья также имели право указывать своего наследника на удел.
Политическая раздробленность Руси
Старший князь в роде назывался великим, был «в отца место» (вместо отца) удельным князьям и владел стольным городом Киевом. В историографии к удельным князьям порой относят владетельных князей, младших родственников старейших князей в княжествах и землях Древней Руси 12–13 вв. Иоанн Всеволодович, удельный князь холмский — удельный князь холмский (Тверской земли), сын Всеволода Александровича, вступил в обладание уделом, совместно с старшим братом своим, Георгием, в 1364 г., после смерти отца. Первый удельный князь. Удельные князья. Князья и бояре. Удельный князь это в древней Руси. Первые удельные князья. Двор удельного князя Васнецов. Человек в российском государстве второй половины XV В. Знатные люди российского государства 2 половине 15 века. Территория удельного княжества являлась территориальным владением под управлением князя.
Почему происходило деление княжеств на уделы?
Удельный князь – это титул, который использовался в средневековой Русской Земле для обозначения василиска, занимавшего удел. 7. Что значит удельное княжество? ОДИЧАНИЕ КНЯЗЕЙ. Наконец, политическому значению удельного князя соответствовал и уровень его гражданского развития. Значит, как служилой человек был военно-наемным слугой князя, так черный человек был тяглым съемщиком его земли. Можно понять, какое значение получал удельный князь при таких отношениях.
Последний удельный князь: почему Иван Грозный считал Владимира Старицкого своим соперником
В таком же положении к удельному князю стояли и черные люди — податное население. Только вместо лично-служебных они вступали в лично-поземельные отношения с князем. Черный человек, городской или сельский, признавал власть князя, платил ему дань, подчинялся его юрисдикции, только пока пользовался его землей. Но и он мог перейти в другое княжество, когда находил местные условия пользования землей неудобными, и тогда разрывались все его прежние связи с прежним князем. Значит, как служилой человек был военно-наемным слугой князя, так черный человек был тяглым съемщиком его земли. Можно понять, какое значение получал удельный князь при таких отношениях. В своем уделе он был собственно не правитель, а владелец: его княжество было для него не обществом, а хозяйством. Он не правил им, а эксплуатировал, разрабатывал его. Он считал себя собственником только территории с ее хозяйственными угодьями.
Свободные люди не входили юридически в состав этой собственности. Служилой и черный человек не был политической единицей в обществе, а лишь экономической случайностью. Князь не видел в нем своего подданного в нашем смысле слова и себя не считал государем в этом отношении. Словом государь выражалось тогда личная власть свободного человека в том числе князя над несвободным, над холопом, и удельный князь считал себя государем только для своей челяди, какая была и у частных землевладельцев, бояр. Политический, государственный дух управления в удельных княжествах почти выветрился или почти полностью слился с частным правом. Но удельный князь все-таки не был простым землевладельцем. Державные права так или иначе оставались за удельным князем, только он пользовался ими по-удельному. Они не вытекали из его права собственности на удел, они достались удельному князю по наследству от прежних князей.
Династические права князей уже получили значение политического обычая, вошли в народное сознание. Изменилось только их значение и народный взгляд на них. Удельного князя признавали носителем верховной власти по происхождению, потому что он князь. Но его право на удельный стол опиралось исключительно на право частного владения, а не принадлежности к княжескому роду, как прежде. Верховные права удельного князя рассматривались как доходные статьи его вотчинного хозяйства. Правительственные должности отдавались во временное владение, в кормление или на откуп, продавались. В этом отношении должность судьи сельской волости ничем не отличалась от должности заведующего дворцовой рыбной ловлей. В удельных княжествах возникали отношения, напоминающие феодальные порядки.
Но это — явления не сходные, а только параллельные. В отношениях князя с боярами и вольными слугами недоставало двух основных феодальных особенностей: 1 соединения служебных отношений с поземельными и 2 наследственности тех и других. В уделах поземельные отношения строго отделялись от служебных. Служа в одном месте, боярин мог иметь вотчины в другом.
Голос узнаваем из тысячи других, его просто невозможно спутать с кем-то еще. Этот голос поистине неповторим и неординарен. Выбирайте и купите прямо сейчас билеты на Киркорова и его выступления в Москве. На сегодняшний день он заслуженно считается звездой первой величине на небосклоне отечественного шоу бизнеса. Этого исполнителя с радостью встречают во всех городах России, как собственного сына любят в Болгарии, аплодируют стоя в Америке и в Европе.
Он уже успел исколесить с гастролями весь мир, а в Америке он стал первым певцом из России, который удостоился чести устроить собственное шоу в Лас-Вегасе. Зрители вместе с певцом устремятся в будущее, не забывая благодарить и прошлое и любить настоящее - покупайте в нашем агентстве лучшие места на концерт Филиппа Киркорова в Кремлевском Дворце. Купить билеты Об артисте Филиппа Киркорова знают не только как популярного отечественного эстрадного певца, но и как композитора и продюсера. Имеет звание народного артиста РФ, Украины, Молдавии. В 1988 году Филипп закончил в Государственное музыкальное училище им. Еще на первом курсе, его пригласили в передачу «Шире круг», где он спел хит тех лет — композицию «Алеша», причем на болгарском. С того самого времени стартовала его творческая биография. Свои первые аплодисменты он получил в возрасте пяти лет, когда участвовал в концерте своего отца, хоть и в маленькой роли - он просто-напросто дарил гвоздику в конце выступления. Кто бы мог представить, что он станет одним из самых популярных артистов будущего.
Уже долгие годы без него не обходится премия Золотой граммофон, Серебряная калоша.
Основной причиной возникновения удельного права были сложившиеся семейные отношения между княжескими родами. Правители, стремясь обеспечить своих сыновей наследственной властью, делили свои владения на уделы. Поэтому удельные князья играли важную роль в процессе передачи власти и имущества между поколениями правителей. Удельное княжество давало правителию возможность управлять своей территорией, собирать налоги, распоряжаться силами и средствами, а также проводить собственную внешнюю и внутреннюю политику. Важной ролью удельных князей было также обеспечение обороноспособности княжества. Они формировали свои войска, принимали активное участие в обороне границ и защите населения.
Благодаря удельным князьям создавались новые княжества, укреплялся государственный аппарат и развивались культура и экономика Руси. Однако, удельная система княжества также приводила к некоторым негативным последствиям. Постепенно растущее раздробление территории, войны между удельными князьями и стремление каждого из них увеличить свою власть могли привести к кризису в государстве.
Владимирское княжество продолжало наследоваться по очереди старшинства, но из него выделились 3 новых удела: Суздальский, Костромской и Московский. Ростовское княжество также распалось на части: из него выделились младшие уделы Ярославский и Углицкий. Переяславский удел также распался на несколько частей: рядом со старшим уделом Переяславским возникли два младших, из него выделившихся, Тверской и Дмитрово-Галицкий. Только княжества Юрьевское и Стародубское остались нераздельны, ибо первые их князья оставили лишь по одному сыну.
Итак, Суздальская земля, распадавшаяся при детях Всеволода на 5 частей, при внуках его раздробилась на 12. В подобной прогрессии шло удельное дробление и в дальнейших поколениях Всеволодова племени. Для наглядности пересчитаю вам части, на какие последовательно дробилось старшее из первоначальных удельных княжеств — остовское. Из этого княжества сначала, как я сказал, выделились уделы Ярославский и Углицкий, но потом и остальное Ростовское княжество распалось ещё на две половины, ростовскую, собственно, и белозёрскую. Как вы можете видеть по названиям этих уделов, большая часть их состояла из небольших округов заволжских речек Сити, Суды, Мологи, Кемы, Ухтомы, Андоги, Бохтюги и т. Обеднение князей С этим следствием тесно связано было и другое — обеднение большей части измельчавших удельных князей северной Руси. По мере размножения некоторых линий Всеволодова племени наследники получали от своих отцов всё более мелкие части своих фамильных вотчин.
К числу ярославских уделов принадлежало княжество Заозёрское по северо-восточному берегу Кубенского озера. В начале XV в. Один из сыновей этого князя ушёл в Каменный монастырь на острове Кубенского озера и постригся там под именем Иоасафа. В старинном житии этого князя-инока мы находим изобразительную картину резиденции его отца, заозёрского князя. Столица эта состояла из одинокого княжеского двора, недалеко от впадения реки Кубены в озеро. Близ этой княжеской усадьбы стояла церковь во имя Димитрия Солунского, очевидно, этим же князем и построенная в честь своего ангела, а поодаль раскинуто было село Чирково, которое служило приходом к этой церкви: «…весь же зовома Чиркова к нему прихожаше». Вот и вся резиденция удельного «державца» начала XV в.
Их взаимное отчуждение Удельный порядок княжеского владения по самому существу своему вносил взаимное отчуждение в среду князей, какого не существовало среди князей старой Киевской Руси. Счёты и споры о старшинстве, о порядке владения по очереди старшинства поддерживали тесную солидарность между теми князьями: все их отношения держались на том, как один князь доводился другому. Отсюда их привычка действовать сообща; даже вражда из-за чести старшинства, из-за Киева, больше сближала их между собою, чем отчуждала друг от друга. Среди удельных князей северной Руси, напротив, никому не было дела до другого. При раздельности владения между ними не могло существовать и сильных общих интересов: каждый князь, замкнувшись в своей вотчине, привыкал действовать особняком, во имя личных выгод, вспоминая о соседе-родиче лишь тогда, когда тот угрожал ему или когда представлялся случай поживиться на его счёт. Это взаимное разобщение удельных князей делало их неспособными к дружным и плотным политическим союзам; княжеские съезды, столь частые в XII в. Удельный князь Вместе с этой владельческой замкнутостью князей падает и их политическое значение.
Политическое значение государя определяется степенью, в какой он пользуется своими верховными правами для достижения целей общего блага, для охраны общих интересов и общественного порядка. Значение князя в старой Киевской Руси определялось преимущественно тем, что он был прежде всего охранителем внешней безопасности Русской земли, вооружённым стражем её границ. Достаточно бросить беглый взгляд на общественные отношения в удельных княжествах, чтобы видеть, что удельный князь имел иное значение. Как скоро в обществе исчезает понятие об общем благе, в умах гаснет и мысль о государе, как общеобязательной власти, а в уделе такому понятию даже не к чему было прикрепиться. Это не был ни родовой, ни поземельный союз; это даже совсем было не общество, а случайное сборище людей, которым сказали, что они находятся в пределах пространства, принадлежащего такому-то князю. При отсутствии общего, объединяющего интереса князь, переставая быть государем, оставался только землевладельцем, простым хозяином, а население удела превращалось в отдельных, временных его обывателей, ничем, кроме соседства, друг с другом не связанных, как бы долго они ни сидели, хотя бы даже наследственно сидели на своих местах. К территории удельного княжества привязаны были только холопы князя; свободные обыватели имели лишь временные личные связи с местным князем.
Они распадались на два класса: на служилых и чёрных людей. Служилые люди Служилыми людьми были бояре и слуги вольные, состоявшие на личной службе у князя по уговору с ним. Они признавали власть его над собой, пока ему служили; но каждый из них мог покинуть князя и перейти на службу к другому. Это не считалось изменой князю. Уделы не были замкнутыми политическими мирами с устойчивыми, неприкосновенными границами, суживались и расширялись, представлялись случайными частями какого-то разбитого, но ещё не забытого целого: бродя по ним, население мало затруднялось их пределами, потому что оставалось в Русской земле, среди своих, под властью всё тех же русских князей. Князья в своих взаимных договорах долго не решались посягать на этот бытовой остаток единства Русской земли, которое, перестав быть политическим фактом, всё ещё оставалось народным воспоминанием или ощущением. Покинув князя, вольные слуги его сохраняли даже свои права на земли, приобретённые ими в покинутом княжестве.
Чёрные люди Таковы же были отношения и чёрных, то есть податных людей к удельному князю. Как отношения служилых людей были лично-служебные, так и отношения чёрных были лично-поземельные. Черный человек, городской или сельский, признавал власть князя, платил ему дань, подчинялся его юрисдикции, только пока пользовался его землёй, но и он мог перейти в другое княжество, когда находил местные условия пользования землёй неудобными, и тогда разрывались все его связи с прежним князем. Значит, как служилый человек был военно-наёмным слугой князя, так чёрный человек был тяглым съёмщиком его земли. Можно понять, какое значение получал удельный князь при таких отношениях. В своём уделе он был, собственно, не правитель, а владелец; его княжество было для него не обществом, а хозяйством; он не правил им, а эксплуатировал, разрабатывал его. Он считал себя собственником всей территории княжества, но только территории с её хозяйственными угодьями.
Лица, свободные люди, не входили юридически в состав этой собственности: свободный человек, служилый или чёрный, приходил в княжество, служил или работал и уходил, был не политической единицей в составе местного общества, а экономической случайностью в княжестве. Князь не видел в нём своего подданного в нашем смысле слова, потому что и себя не считал государем в этом смысле. В удельном порядке не существовало этих понятий, не существовало и отношений, из них вытекающих. Словом государь выражалась тогда личная власть свободного человека над несвободным, над холопом, и удельный князь считал себя государем только для своей челяди, какая была и у частных землевладельцев. Характер державных прав Не будучи государем в настоящем смысле этого слова, удельный князь не был однако и простым частным землевладельцем даже в тогдашнем смысле. Он отличался от последнего державными правами, только пользовался ими по-удельному. Они не вытекали из его права собственности на удел, как и не были источником этого права.
Они достались удельному князю по наследству от неудельных предков того времени, когда каждый князь, не считая себя собственником временно владеемого им княжения, был участником в принадлежавшей Ярославичам верховной власти над Русской землёй.
Удельный князь
Новости Новости. Значение удельного князя в политической системе. Удельный князь играл важную роль в политической системе Древней Руси. Когда удельному князю нужно было разделить свою вотчину между наследниками, географическое размещение населения давало ему готовое основание для удельных делений и подразделений.
Удельный князь: что это значит и какова их роль в истории России?
Потом уделом стала называться доля, по разделу доставшаяся каждому наследнику, всё равно, состояла ли она из движимого или недвижимого имущества. Терминология русской истории. Ключевский , Сочинения: В 8 т. VI: Специальные курсы, 129—275.
Экземплярский а. Служилые люди в XVI веке. Лестница служилых чинов в России в XVI веке. Российское общество в 16 веке служилые. Российское общество 16 века служилые чины. Кормление на Руси это.
Система кормления на Руси. Кормление это в истории. Система кормлений это в древней Руси. Удельные братья Ивана 3. Удельные князья при Иване 3. Братья Василия 3. Чины Боярской Думы при Иване 3. Царь Боярская Дума московские бояре схема. Боярская Дума бояре окольничие думные дворяне. Боярская Дума 17 век.
Удельные князья 16 век. Галицко Волынские бояре. Боярство в Галицко-Волынском княжестве. Великий князь удельные князья бояре духовенство. Правовое положение сословий в Московском государстве 15 век. Сословие купечество 17 века. Сословия в Европе 16 век. Русь Татарская книга. Таблица родословности. Великие князья удельные Владимирские и московские Древо.
Заполнить таблицу удельных князей. Категории населения русская правда схема. Категории населения древней Руси по русской правде. Высшие сословия древней Руси схема. Русская правда социальная структура древней Руси. Киевская Русь Васнецов. Княжеский Терем древней Руси. Зодчество и Изобразительное искусство. История Татарстана учебник. Учебник Султанбеков история Татарстана.
Схема сословий на Руси. Сословия древней Руси 9-11 век. Сословия древней Руси таблица. Категории населения Руси 9 -12 веков. Великие и удельные князья. Владетельные князья владимирских и московских Уделов. Феодализм иерархия. Русский феодализм. Удельный князь иерархия. Феодальная иерархия князья и бояре.
Любечский съезд 1097 картина. Хан золотой орды Великий князь Владимирский удельные князья.
Местом съезда избрали город Любеч, стоявший на стыке киевских, черниговских и смоленских земель. То были внуки Ярослава Мудрого. В их руках были целостность и благоденствие Руси. На съезде в Любече были произнесены прочувствованные речи о строении мира и о том, «почто губим Русскую землю», а половцы «землю нашю несуть роздно». Решили Ярославовичи, что каждый держит отчую землю. Святополк II сидит в Киеве, на столе отца Изяслава.
Участие в политической жизни государства и составление союзов с другими князьями. Поощрение земледелия и строительства. Защита границ и осуществление набегов на вражеские земли. Именно благодаря эффективному выполнению всех этих функций удельные княжества смогли сохранить свою независимость и противостоять внешним угрозам. Управление удельной территорией Удельный князь имел полный контроль над своей удельной территорией и выполнял ряд важных функций, связанных с ее управлением. Основной задачей удельного князя было обеспечение безопасности своих владений и защита их от внешних врагов. Одним из инструментов управления удельной территорией была создание и поддержание определенного правового порядка. Удельный князь издавал свои собственные законы и правила, которые регулировали жизнь и поведение его подданных. Он также назначал своих служителей, которые помогали в поддержании правопорядка и применении законов. Удельный князь осуществлял также контроль над экономической сферой своих владений. Он имел право собирать налоги и пошлины с жителей своей удельной территории, что обеспечивало ему необходимые средства для ведения политики и обеспечения безопасности. Кроме того, удельный князь занимался управлением земельным пространством. Он распределял землю между своими подданными, определял права и обязанности граждан, а также решал спорные ситуации, касающиеся собственности на землю. Основные функции удельного князя: Защита удельной территории от врагов Издание законов и регулирование жизни подданных Сбор налогов и пошлин Распределение земли и управление земельным пространством Военное командование Удельный князь, как глава государства, осуществлял руководство военными действиями, контролировал армию и назначал командиров. Военное командование было одной из основных функций удельного князя. Удельные князья формировали свои войска, которые охраняли территорию и участвовали в военных конфликтах. Князь лично командовал армией или назначал своих представителей на эту должность. Удельные княжества вели между собой войны за территориальное расширение и укрепление политического влияния. Военное командование позволяло князьям проявить свою силу и мужество, а также укрепить свое право на власть. Удельные князья разрабатывали стратегии и тактику военных действий, распределяли военные ресурсы и контролировали подготовку войск. Командование включало в себя организацию снабжения, управление армией в поле и контроль за выполнением боевых задач.
Удельный князь в Древней Руси: значения и особенности
Иоанн Всеволодович, удельный князь холмский — удельный князь холмский (Тверской земли), сын Всеволода Александровича, вступил в обладание уделом, совместно с старшим братом своим, Георгием, в 1364 г., после смерти отца. Значение удельных князей в средневековой Руси Удельные князья играли важную роль в средневековой Руси. Значение князя в старой Киевской Руси определялось преимущественно тем, что он был прежде всего охранителем внешней безопасности Русской земли, вооружённым стражем её границ. В 1103 году объединённые дружины Святополка киевского, Владимира Мономаха и других князей в сражении при Сутени разгромили орды кочевников.
Коренное значение и употребление
- Коренное значение и употребление
- Удельный князь: что это значит и какова его роль
- Удельная Русь - период феодальной раздробленности
- Что значит удельный князь
- Удел – это и судьба, и территория