Теракт в Московском н Автозаводская-Павелецкая. На видео отмечены. 6 февраля 2024 - Новости Архангельска - Погибли 6 человек, 14 получили ранения. Следствие связывает взрыв со всеми последними крупными терактами в России. 15) 6 февраля 2004 г. — взрыв на перегоне между станциями “Автозаводская” и “Павелецкая”. 6 февраля 2024 - Новости Кирова - 6 февраля 2004 года на перегоне между станциями метро «Автозаводская» и «Павелецкая» смертник-террорист взорвал вагон.
Теракт в московском метро 6 февраля 2004 года. Справка
Взрывное устройство мощностью 4 кг в тротиловом эквиваленте привёл в действие уроженец Карачаево-Черкесии Анзор Ижаев, 1983 года рождения; судя по месту эпицентра, взрывное устройство было у него на поясе или, может быть, в сумке на плече. Погиб не считая Ижаева 41 человек столько имён значится на мемориальной доске на станции «Автозаводская» , более 250 получили ранения. Одним из результатов взрывов в Московском метрополитене в 2004 году явилось то, что активное развитие с августа 2004 года получила антитеррористическая программа создания централизованной системы видеонаблюдения.
Возложение цветов к мемориальной доске жертвам теракта 6 февраля 2004 года на станции «Автозаводская» 05 февраля 2014, 09:16 Дата проведения: 06. Взрыв в московском метро 6 февраля 2004 года — террористический акт, совершённый террористом-смертником.
Это колеса вагонов на зеленой ветке отстукивают ритм, преодолевая километры. Через несколько минут здесь произойдет один из самых страшных терактов за всю историю современной России. Сев в поезд, пассажир доезжает до тоннеля между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая». В 08:32 утра тот самый парень — участник Карачаевского джамаата, террорист-смертник Анзор Ижаев из Карачаево-Черкесии в вагоне московского метро взрывает самодельную бомбу. Сразу после взрыва во втором вагоне начинается пожар пятой самой высокой степени сложности. Третий же вагон оказывается сдавлен взрывной волной, отразившейся от стен тоннеля. С момента трагедии прошло ровно двадцать лет. Что изменилось? Какой стала система безопасности на одном из самых охраняемых объектов Москвы? Можно ли было избежать столько жертв, если бы с «бандитами договаривались»? И что теперь с теми, кто невольно оказался в эпицентре трагедии? В этом попытался разобраться корреспондент MSK1. Но именно 6 февраля он не слышит будильник и просыпается позже. Впопыхах запрыгивает во второй вагон метро, хотя обычно садится в третий, так удобнее. До места практики Андрей так и не доезжает. Думал, что электричеством ударило. В ощущении свободного полета оказался у четвертой двери, пролетев почти через весь вагон. Куча останков посыпалось на меня. Те, кто устроил взрыв, не рассчитывали на большое количество жертв. А там каша была. Потом глаза открыл — задымление и люди пытаются двигаться. В одном видео рассказываем всё, что известно о трагедии на станции метро «Автозаводская» Источник: Городские порталы Возня, скрежещущий треск и пугающая тишина — от взрывной волны закладывает уши. А потом валит едкий дым, смешанный с запахом паленой кожи. Через несколько минут после взрыва Андрей пытается встать на ноги. Паники нет, хотя с него «как с резаной свиньи льется кровь». Оглядывается по сторонам и в дымке видит силуэты: люди ведут себя спокойно, пытаются встать. Пошевелил, вроде всё на месте. Вагон же растянуло по тоннелю. В эти распертые двери я двух женщин и вытолкнул. Они были в полном шоке, не понимали. Так бы надышались и умерли. А потом и сам вылез. Там какой-то дядька дал мне мокрую тряпку, и мы пошли по тоннелю в сторону «Автозаводской». Я бы просто не дошел до «Павелецкой», — рассказывает MSK1. RU Алимов. Помню мужчину всего синего» Андрей Алимов, жертва теракта на «Автозаводской» Студент вытаскивает из вагона нескольких человек. В этот момент машинист поезда Владимир Горелов быстро реагирует на ЧП. Он помогает пассажирам выбраться из превратившихся в груду металла вагонов, просит диспетчера снять напряжение с контактного рельса. Если бы сотрудник метро растерялся, то люди погибли не только от взрыва, но еще и от удара током. Водитель тоже сыграл большую роль. Меня хотели сначала в одну больницу отвезти, но он сказал: «Не-не, туда мы его не повезем. Иначе всё, кранты ему. Только в Склиф». Лежал в ожоговой реанимации, было две остановки сердца. Но жить страшно хотелось, боролся. Люди хотели сообщить своим близким, куда их повезли, но не могли этого сделать. В итоге родные оставались в неведении и ждали новостей возле моргов и больниц. Но связи уже не было. Но потом удалось поговорить с ней. Она мне после рассказывала: «В тот момент, когда в метро бабахнуло, я стояла мылась в душе, и вдруг будто что-то оборвалось, ударила тревога». То есть она почувствовала этот момент. В больнице через окошко нам дали поговорить, но обожженную сторону лица я не показывал — не хотел расстраивать, — вспоминает Андрей Алимов. Источник: Net-film. Рядом с ней сидела молоденькая девчушка и плакала. К ней подошел врач и сказал: «Чего ты плачешь? Твоего пацана через день-два выпишут. Вон у Алимовых всё на грани, шансы небольшие». Пройдя курс лечения и прочитав новости о том, что на «Автозаводской» был совершен теракт, Андрей вспоминает, что стоял буквально в метре от террориста-смертника. Это был мужчина небольшого роста, мусульманской внешности. Странноватый чудак. Это всё дело и рвануло. Три человека между нами было, на вытянутую руку. RU По словам Андрея Алимова, выплаченная компенсация для него почти ничего не стоит. К тому же через время он снова чуть не становится жертвой теракта. И в этот день у него был сердечный приступ.
Как отметила Светлана, в тот день ей пришлось добираться домой на наземном транспорте. Почему теракт был именно на Замоскворецкой линии Светлана, как и другие очевидцы событий 6 февраля, утверждает, что в час-пик «невозможно было втиснуться» в поезд на Замоскворецкой линии. Считаю, что именно поэтому было так много жертв. С рюкзаком в школу было очень сложно ездить», — отметила собеседница. Как вспоминает Светлана, проблемы с движением на участке «Автозаводская» — «Павелецкая», скорее всего, были связаны с тем, что спасатели «долго выносили мешки с телами». Представьте, что в утреннее время в вагоне метро едут около 100 пассажиров. И сколько из них были вблизи террориста», — подчеркнула девушка. Однако через шесть лет девушка вновь столкнулась с похожей трагедией в метро: в 2010 году произошел взрыв на станции «Лубянка» во втором вагоне поезда в 07:56. Поезд был в то время, когда и я обычно ехала в вуз. Странно, но меня как будто преследовали теракты в метро», — отметила Светлана. Что изменилось в метрополитене после терактов Согласно официальным данным, после теракта в 2004 году власти Москвы приняли решение установить камеры наблюдения во всех вагонах поездов и на платформах станций столичного метро. Позже в вестибюлях появились металлоискатели.
В Москве на станции «Автозаводская» продолжается расследование взрыва
Страшный теракт произошёл 6 февраля 2004-го на перегоне между "Автозаводской" и "Павелецкой" погибли 42 человека. 6 февраля 2024 - Новости Ставрополя. — В ходе разбора теракта 6 февраля 2004 года было вскрыто немалое количество административных, технических, правовых, личностных ошибок, совершенных в том числе и из-за финансовой недостаточности. 6 февраля 2004-го в поезде, следовавшего от станции «Автозаводская» до «Павелецкой» произошел очередной взрыв. Во вторник 6 февраля исполнилось ровно 20 лет со дня чудовищного теракта, который произошел в половине девятого утра на перегоне метро на Замоскворецкой линии между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая».
Теракт на Автозаводской.
Взрыв, унесший жизни 42 и травмировавший еще почти 250 человек, прогремел 6 февраля 2004 года в 08:40 по московскому времени во втором вагоне поезда, следовавшего между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая", напоминает РИА "Новости". 6 февраля 2024 - Новости Архангельска - 20 лет назад на станции московского метро «Автозаводская» произошел один из самых крупных терактов. Теракт в московском метро 2004 кратко. 6 февраля в 8 часов 30 минут в одном из вагонов поезда на Замоскворецкой линии метро во время движения от станции "Автозаводская" к "Павелецкой" женщина-камикадзе совершила теракт >>. 6 февраля 2024 - Новости Тамбова - В руках у людей фотографии погибших, цветы, свечи, иконки.[/b]6 февраля 2004 года в 8.32 террорист-смертник, ехавший во втором вагоне метропоезда, произвел взрыв на перегоне «Автозаводская» – «Павелецкая».
Взрыв в московском метро 6 февраля 2004 года
RU Сергей Кавунов стоит около двери, которая из-за взрыва открылась внутрь, вместо того чтобы отъехать влево. Тогда он еще не допускает мысли, что произошел взрыв. Разворачиваются спасательные работы: людей очень много — до этого же был час пик, места между тоннелем и раскуроченным вагоном мало, а вытащить всех как-то надо. Эвакуацию нельзя проводить в спешке — может начаться давка, и тогда снова жертвы. А то, что происходило у второго вагона, я не видел. Когда последний вагон проходим, я вижу части тел, лежащие на путях. Тогда я подумал, что произошла какая-то вспышка в тоннеле. Про взрыв не знал. Я обернулся, и мне какой-то мужик говорит: «Да там же взрыв во втором вагоне».
Люди пошли дальше через белый туман, — вспоминает Кавунов. RU «Надо было найти живых» Понемногу осознавая, что произошло ЧП, Сергей Кавунов бежит обратно — к вагону, от которого почти ничего не осталось. Под ногами — окровавленные части тел, а в голове: «А если обвал и всё вспыхнет? Сейчас, видимо, будет работа серьезная». До этого тоже были трагические события. Я работал почти на всех обрушениях и терактах в Москве: на «Пушкинской», в переходе, все-все-все. Прибежал, дежурное освещение горит, дымка рассеивается. И смотрю — картина ужасающая даже спустя 20 лет Кавунов вспоминает трагедию со слезами , около вагона стояли три человека, мы начали распределять работу.
Прежде всего надо было найти живых среди всей этой массы, как бы это печально ни звучало. Мужчина проверяет пульс, дышит женщина или нет. Садится на корточки и гладит по голове, приговаривая: «Всё хорошо, моя хорошая. Потерпи, сейчас тебя вытащим». Объясняет: при спасении важно говорить с людьми ласково, чтобы не началась паника. Меня эта мысль не оставляла. Надо было найти живых и убрать их отсюда в безопасную зону. А потом пошла работа: одного, второго, третьего, пятого, шестого достали.
Затем начали спасатели прибывать. Практически все знают меня в лицо. Первый в темноту просовывается, я его за шкварки беру и говорю: «Узнаёшь? Но Сергею приходит в голову мысль: «А вот сюда я вроде еще не смотрел». Он протягивает руку вперед под сиденье, по локоть оказывается в телах погибших и случайно нащупывает пульс. Слабый, но живой. Они убрали всех. Я боюсь его потерять, крайнего этого парня.
Серое февральское небо и первый глоток свежего воздуха он не может забыть до сих пор. Вышел на станцию метро, присел и полной грудью вдохнул. Те, кто находится наверху, для них первичные новости очень нужны. Рамки поставили. Но самое главное, что поставили людей службы безопасности. Когда с маленькой сумочкой едешь — проходи. А те, кто с рюкзаками, — проверяют. Каждый раз, когда я езжу на метро, то обращаю внимание, как в этом направлении работают.
Сотрудники бдительность не теряют. Но сотрудники, которые находятся на станциях, — решающий фактор: «Любая система может дать сбой. Но то, что они проверяют и останавливают, — уже одно это психологически может надавить на преступника». В 2016 году он вышел в отставку. Сейчас, по его словам, бывший спасатель ведет тихую и спокойную жизнь пенсионера. Ужасы тех лет он оставил в прошлом. За все 20 лет после теракта он практически не дал ни одного интервью. А о трагедии вовсе пытается забыть.
Но на службу в Московский метрополитен вернулся и работает там до сих пор. Когда на «Автозаводской» произошел взрыв, стекла в кабине машиниста рассыпались бисером. Перед глазами за секунды промелькнуло лицо сына. А потом крик по спецсвязи вывел из оцепенения: «У нас пожар». Вагон плавится примерно за 7 минут, значит, меньше чем через час от него ничего не останется. От заблокированных в нем пассажиров — тоже. Горелов сообщает диспетчеру о нештатной ситуации и просит отключить рельсы от напряжения. RU машинист говорил неохотно, будто страшась нарушать какую-то клятву, которую дал себе много лет назад.
Ничего принципиально с того дня не изменилось. Понятия не имею, как сейчас изменилась безопасность. Я к ней никакого отношения не имею. Он пытается сделать так, чтобы общественность и жаждущие эксклюзивов журналисты забыли о его существовании. Бывший машинист ведет тихую жизнь в Подмосковье. Но я не хочу никак и ни с кем связываться. Чем я меньше вспоминаю об этом, тем мне легче, — рассказывает Горелов. Этот день я не считаю своим вторым днем рождения.
Забыть не могу: я засыпаю с этой мыслью и просыпаюсь. Я живой. Жить спокойнее стало». Охранники выдергивают пассажиров с рюкзаками и баулами, начинают проверять. Если бы правительство не работало, то нас бы разрывали. Была бы провокация за провокацией.
Тогда никому ничего не надо было. Пока он не разобрался со всем этим, вся система была развалена, всем на всё было плевать. Пролетали и «Печатники», и Каширка, и «Норд-Ост». У нас терроризм процветал. RU В паре метров от Андрея и террориста-смертника сидит 45-летняя Людмила Тимофеева — сотрудница управления по обслуживанию дипломатического корпуса. Миниатюрная женщина с короткой стрижкой и голосом, похожим на птичий щебет.
В тот день она, как и тысячи москвичей, едет на работу. И так уж сложилось, что судьбы многих пассажиров злополучного вагона переплелись, сами того не подозревая. Так как мне было удобно выходить из первой двери второго вагона, чтобы потом выйти через переход на «Театральной», я села туда. А вот уже на «Автозаводской» была давка страшная. Я никакого странного мужчину не видела. Толпа была такая, что даже продохнуть нельзя было, — рассказывает Людмила.
Меня завалило трупами» Людмила Тимофеева, жертва теракта на «Автозаводской» А дальше всё как в тумане. Людмила спасается только благодаря тому, что из-за взрывной волны ее сразу же отбрасывает на несколько метров. Женщину накрывают тела других пассажиров. Кто-то из них еще жив, но большая часть погибла. На месте. Шуба была вся в крови.
Мне сказали, что если бы я была в каком-нибудь итальянском пальто на синтепоне, в котором хотела в тот день поехать, то травм было бы больше. После трагедии Людмила Тимофеева встречалась с жертвами теракта на «Автозаводской» Источник: представлено героиней материала Людмила понимает, что ничего не слышит: спасатели ей машут руками, пытаются что-то объяснить, а в голове тишина. Как потом выяснится — у нее повредились барабанные перепонки. Когда маленькая худенькая женщина открывает глаза, то видит перед собой разлетевшиеся стекла, раскуроченные двери вагона, части человеческих тел, пол, залитый кровью. И оказался рядом с ней случайно. Потом каким-то путем добиралась по туннелю до «Павелецкой».
Меня забрали медики и отправили в больницу. Там я пробыла около года. Мне говорили, что я буду на инвалидной коляске. Но ничего не уходит обратно. В институте Склифосовского у меня была клиническая смерть, ожоги, в легкие чужая кровь попала. Людмиле Тимофеевой выдали справку в больнице о том, что она является пострадавшей во время теракта Источник: представлено героиней материала «Женщина в шубе меня спасла» Прийти в себя после теракта на «Автозаводской» Людмила смогла не сразу.
От полученных травм женщина долгое время кашляла, поэтому ей не смогли сделать операцию для восстановления барабанных перепонок. Но страха зайти вновь в метро не было. После взрыва власти ужесточили законы, касающиеся террористов. Конечно, какая-то доля безопасности в этом есть. Но мне кажется, что если что, то это всё произойдет. Допустим, рюкзак, понятно, что человек может пронести в нем взрывное устройство.
Систему безопасности надо усиливать и усиливать, — считает Людмила Тимофеева. Сейчас она занимается волонтерской деятельностью — отправляет необходимые вещи бойцам на СВО. Каждый год в последний месяц зимы она созванивается с теперь уже бывшим офицером МЧС России Сергеем Кавуновым и говорит слова благодарности. Как часы: полвосьмого туда, потом оттуда, как у всех. Я служил на «Тверской» напротив мэрии. Все в своих мыслях, никто никогда на посторонних не обращает внимания, — считает Кавунов.
Перед тем как зайти на станцию метро, спасатель покупает в киоске газету «Спорт-экспресс». Каждое утро он читает именно ее, каждое утро заходит в одну и ту же дверь одного и того же вагона. Сергей Кавунов уверен: коренные москвичи знают, где им выходить, путь до работы буквально просчитан по шагам. Но утром 6 февраля 2004 года спасатель изменяет своим привычкам. Случайная пассажирка внезапно привлекает его внимание. Там и произошел взрыв.
Но случилась мистическая история. За неделю до этого жене купили первую шубу. Я отправился на работу раньше нее. А передо мной шла женщина точно в такой же шубе. Посмотрел и подумал: «Жена вроде дома». Мне захотелось посмотреть, что за женщина в такой же шубе, — усмехнувшись, вспоминает Сергей.
Представляете, женщина в шубе меня спасла» Сергей Кавунов, офицер МЧС, жертва теракта на «Автозаводской» Стук колес номерных вагонов, желтый тусклый свет от ламп и внезапный «бах». Воздушный поток, осколки стекол и плафонов летят в лицо. Загорается аварийный свет, ошарашенные пассажиры еще некоторое время стоят в вагоне.
По распоряжению Лужкова 9 февраля 2004 года было объявлено днём траура по жертвам теракта в метро [20] [23]. В этот день по всей Москве были приспущены государственные флаги, а также отменены развлекательные мероприятия, проводившиеся муниципальными учреждениями частным предпринимателям рекомендовалось последовать этому примеру из уважения к памяти погибших [20]. Тогда же в столице начались похороны жертв теракта [15] [24] ; все расходы на погребение взяло на себя городское правительство [25]. Убитых при взрыве пассажиров метро хоронили рядом с жертвами терактов на улице Гурьянова [24] , в Театральном центре на Дубровке [24] и на рок-фестивале «Крылья» в Тушино [15]. Один из погибших в теракте 6 февраля 2004 года, студент Егор Деев, предыдущим летом уже пережил взрывы на тушинском рок-фестивале [26].
Расследование[ править править код ] После взрыва на перегоне «Автозаводская» — «Павелецкая» прокуратура Москвы возбудила уголовное дело по статьям 205 «Терроризм» и 105 «Убийство» Уголовного кодекса РФ [27]. Расследованием теракта занималась межведомственная группа, которой руководил заместитель директора ФСБ Александр Жданьков. Осмотр места теракта. Первый подозреваемый[ править править код ] 6 февраля 2004 года взрывотехники ФСБ работали в тоннеле возле станции «Автозаводская» вплоть до второй половины дня [2]. Когда следственная группа закончила осмотр места теракта [29] , повреждённые взрывом вагоны отогнали в депо « Замоскворецкое », где они оставались на запасных путях до завершения следствия [30]. К 18 часам движение поездов в тоннеле, где произошёл взрыв, было полностью восстановлено [31]. Обследовав место взрыва, участники расследования первоначально заключили, что сработавшее во втором вагоне взрывное устройство было безоболочным; также считалось, что эта бомба, в отличие от прошлых терактов, не была снабжена поражающими элементами, а в её состав входил лишь армейский тротил [6]. В дальнейшем следователи отказались от этой версии и пришли к выводу, что СВУ , взорванное у «Автозаводской», состояло из смеси аммиачной селитры и алюминиевой пудры , было начинено болтами и шурупами и имело мощность от 2,9 до 6,6 кг в тротиловом эквиваленте [32].
В следственной группе предполагали, что взрыв скорее всего совершил террорист-смертник эпицентр взрыва находился на высоте примерно метра от пола, что позволяло заключить, что бомба была либо прикреплена к телу смертника, либо лежала в его сумке или рюкзаке [2] , однако рассматривалась и теория о случайном срабатывании взрывчатых веществ, которые перевозил один из пассажиров [2] , а также осуществлённая заблаговременно закладка взрывчатки [33]. К середине февраля 2004 года версия о самоподрыве террориста-смертника стала основной [33]. В день теракта на телевидении показали распространённый милицией фоторобот , на котором был изображён первый подозреваемый в причастности ко взрыву в метро — мужчина средних лет, носивший одежду тёмного цвета. Его сопровождали две женщины, походившие внешне на уроженок Северного Кавказа. По свидетельству работавшего на «Автозаводской» кассира, этот человек, покупая билет на метро незадолго до взрыва, выругался и резко выпалил: «Будет вам сегодня праздник! Милиционерами были задержаны несколько человек со схожими с фотороботом чертами внешности, однако вскоре их отпустили из-за нехватки доказательств. Вдобавок следователи допросили всех работников Замоскворецкой линии метро и просмотрели записи с установленных на ней камер, но не смогли обнаружить никаких новых улик [28]. Ответственность за теракт[ править править код ] Правоохранительные органы с самого начала расследования стали подозревать одного из лидеров чеченских боевиков Шамиля Басаева в организации теракта на перегоне у «Автозаводской».
Ранее ФСБ не раз получала информацию о том, что Басаев угрожал устроить взрыв в московском метро [6]. Однако в своём заявлении, опубликованном в конце февраля 2004 года, он лишь отметил, что «озабочен» произошедшим 6 февраля взрывом и готов выделить российской столице «спецподразделения для охраны правопорядка» [34]. В начале марта 2004 года на сайте « Кавказ-центр » было размещено заявление некоего Лом-Али Чеченского, представившегося главарём группировки « Мюриды газавата » — военного крыла неназванного суфийского ордена [35]. В заявлении было сказано, что эта группировка стояла за взрывом в вагоне возле станции метро «Автозаводская», а сам теракт являлся местью за массовое убийство 5 февраля 2000 года в Новых Алдах , которое, по данным правозащитников, совершили российские военные. Специальный представитель Масхадова Ахмед Закаев назвал послание группы «Мюриды газавата» «провокацией», направленной на очернение чеченцев. Согласно редакции «Кавказ-центра», данное письмо поступило на почту сайта ещё 8 февраля 2004 года, но редакция поначалу отказалась публиковать его из-за сомнений в достоверности этой информации [36]. В январе 2005 года журналист газеты « Время новостей » Александр Шварёв опубликовал статью, в которой со ссылкой на сотрудников спецслужб говорилось о возможной причастности русского ваххабита Павла Косолапова к теракту в столичном метрополитене в феврале 2004 года. По словам Шварёва, именно Косолапов якобы являлся куратором террориста-смертника и сопровождал последнего к месту взрыва [37].
Представители следствия не подтвердили эти данные, подчеркнув, что Косолапов вообще не фигурировал в материалах уголовного дела о теракте у метро «Автозаводская» [38]. Также не нашли подтверждения распространённые СМИ в марте того же года сообщения, согласно которым организатором взрыва 6 февраля 2004 года мог быть бывший связной Масхадова Руслан Ибрагимов. По данным следствия, Ибрагимов подозревался в подготовке совсем другого теракта в московском метро, запланированного на февраль 2005 года, и не имел отношения ко взрыву в вагоне поезда на перегоне «Автозаводская» — «Павелецкая» [39]. Ошибки при опознании погибших[ править править код ] Помимо розыска организаторов теракта органы правопорядка занимались и организацией опознания погибших. Следователей не хватало, и в идентификации находившихся в морге фрагментов тел пришлось участвовать даже сотрудникам военной прокуратуры [40]. Вдобавок к этому шло рассмотрение поступавших от населения запросов о поиске людей, которые пропали без вести в день взрыва в метро. Хотя оба мужчины были живы, а Луньков более 10 лет даже не пользовался метро, разведённая с Гальченко Дробышевская и бывшая тёща Лунькова опознали их среди жертв взрыва у «Автозаводской», а затем захоронили выданные им части тел [41] [40]. Кроме того, как родственницы погибших в теракте они получили финансовую компенсацию от правительства Москвы.
Когда прокуратуре стало известно о том, что Гальченко и Лунькова не было среди погибших пассажиров метро, Дробышевской и Тимофеевой пришлось вернуть полученные ими ранее деньги [41] [42]. Прокуратура не стала начинать уголовное преследование Елены Дробышевской, так как оперативники не нашли достаточно доказательств злонамеренности её действий [41]. Однако на Тимофееву и её мать 1 августа 2004 года завели уголовное дело: они присвоили почти 400 тысяч рублей бюджетных отчислений, получив не только компенсацию за якобы погибшего Лунькова, но и другие выплаты и льготы, пользуясь своим статусом родственниц жертвы теракта. В октябре 2006 года Савёловский суд г. Москвы осудил обеих женщин за мошенничество на 2 с половиной года заключения условно [42]. По мнению Гальченко и Лунькова, главным мотивом их бывших жён было не получение денежных компенсаций от мэрии, а завладение квартирами, в которых разведённые супруги ранее проживали вместе [41] [40]. Террорист-смертник[ править править код ] Другим направлением работы оперативно-следственной группы было установление личности террориста, осуществившего взрыв в вагоне поезда у станции «Автозаводская». С места теракта в морг была вывезена сотня оторванных частей тел; из них особое значение для спецслужб имели те, которые были обнаружены в эпицентре взрыва.
С течением времени следователям с помощью генетических экспертиз удалось установить принадлежность почти всех фрагментов, кроме пяти: маски лица с обрывком шеи, двух оторванных кусков нижней половины тела, а также ещё одного неустановленного фрагмента. Все они, по мнению судмедэкспертов, были останками повреждённого взрывом трупа молодого мужчины. Участники расследования предполагали, что эти фрагменты, которые никто из родственников так и не забрал для погребения, были единственным, что осталось от террориста-смертника после взрыва [43]. Следователи прокуратуры получали от сотрудников ФСБ, работавших на Северном Кавказе, ориентировки на террористов, которые могли совершить самоподрыв в Москве в феврале 2004 года [43]. Из десятков подозреваемых наибольший интерес у следственной группы вызвал житель Карачаево-Черкесии Анзор Ижаев — ярый приверженец ваххабизма, который находился в розыске за участие в НВФ и незаконное хранение оружия [44]. Чтобы проверить, имел ли Ижаев отношение к теракту 6 февраля 2004 года, прокуратура поручила провести молекулярно-генетическую экспертизу находившихся в морге неопознанных останков; кровь для анализа взяли у его матери. Проведённая экспертиза подтвердила догадку оперативников: невостребованные фрагменты действительно принадлежали Анзору Ижаеву [43]. Об опознании террориста-смертника с «Автозаводской» впервые объявил прокурор Москвы Анатолий Зуев в интервью « Российской газете » в конце сентября 2004 года [45].
Он был старшим из троих детей супружеской четы; кроме него в семье родились ещё один сын и дочь [47]. Позднее Ижаевы переехали в Малокарачаевский район Карачаево-Черкесии, где проживали в селе Терезе [46] и в районном центре — селе Учкекен [47]. Учителям бойкий и общительный Анзор запомнился способным, но не очень прилежным учеником, нередко прогуливавшим уроки, в свободное время с упоением играя в футбол [47]. Безвременная кончина отца в 1997 году очень потрясла Анзора. По мнению его матери, переживания из-за смерти отца и тлетворное влияние ваххабитского медресе , которое Ижаев стал посещать параллельно с учёбой в школе, были предпосылками для радикализации её старшего сына. В медресе его привела сама Татьяна, надеявшаяся, что духовное образование сделает Анзора более дисциплинированным; в дальнейшем, по её собственному признанию, она глубоко пожалела об этом решении [47]. Медресе, в котором обучался Ижаев, было создано главой карачаевского отделения Исламской партии возрождения Мухаммедом Биджиевым и имамом Рамазаном Борлаковым при поддержке исламских благотворительных фондов [47] [48] , в том числе и « Аль-Харамейн » [49] — саудовской благотворительной организации, которая, по данным ФСБ, финансировала чеченских сепаратистов [50]. Преподавание в медресе вели арабы [47] ; учебная программа включала в себя чтение Корана и изучение арабского языка Ижаев овладел им в совершенстве [47] [49] , а также физкультуру и обучение рукопашному бою [48].
С момента трагедии прошло ровно двадцать лет. Что изменилось? Какой стала система безопасности на одном из самых охраняемых объектов Москвы? Можно ли было избежать столько жертв, если бы с «бандитами договаривались»? И что теперь с теми, кто невольно оказался в эпицентре трагедии? В этом попытался разобраться корреспондент MSK1. Но именно 6 февраля он не слышит будильник и просыпается позже. Впопыхах запрыгивает во второй вагон метро, хотя обычно садится в третий, так удобнее. До места практики Андрей так и не доезжает. Думал, что электричеством ударило.
В ощущении свободного полета оказался у четвертой двери, пролетев почти через весь вагон. Куча останков посыпалось на меня. Те, кто устроил взрыв, не рассчитывали на большое количество жертв. А там каша была. Потом глаза открыл — задымление и люди пытаются двигаться. В одном видео рассказываем всё, что известно о трагедии на станции метро «Автозаводская» Источник: Городские порталы Возня, скрежещущий треск и пугающая тишина — от взрывной волны закладывает уши. А потом валит едкий дым, смешанный с запахом паленой кожи. Через несколько минут после взрыва Андрей пытается встать на ноги. Паники нет, хотя с него «как с резаной свиньи льется кровь». Оглядывается по сторонам и в дымке видит силуэты: люди ведут себя спокойно, пытаются встать.
Пошевелил, вроде всё на месте. Вагон же растянуло по тоннелю. В эти распертые двери я двух женщин и вытолкнул. Они были в полном шоке, не понимали. Так бы надышались и умерли. А потом и сам вылез. Там какой-то дядька дал мне мокрую тряпку, и мы пошли по тоннелю в сторону «Автозаводской». Я бы просто не дошел до «Павелецкой», — рассказывает MSK1. RU Алимов. Помню мужчину всего синего» Андрей Алимов, жертва теракта на «Автозаводской» Студент вытаскивает из вагона нескольких человек.
В этот момент машинист поезда Владимир Горелов быстро реагирует на ЧП. Он помогает пассажирам выбраться из превратившихся в груду металла вагонов, просит диспетчера снять напряжение с контактного рельса. Если бы сотрудник метро растерялся, то люди погибли не только от взрыва, но еще и от удара током. Водитель тоже сыграл большую роль. Меня хотели сначала в одну больницу отвезти, но он сказал: «Не-не, туда мы его не повезем. Иначе всё, кранты ему. Только в Склиф». Лежал в ожоговой реанимации, было две остановки сердца. Но жить страшно хотелось, боролся. Люди хотели сообщить своим близким, куда их повезли, но не могли этого сделать.
В итоге родные оставались в неведении и ждали новостей возле моргов и больниц. Но связи уже не было. Но потом удалось поговорить с ней. Она мне после рассказывала: «В тот момент, когда в метро бабахнуло, я стояла мылась в душе, и вдруг будто что-то оборвалось, ударила тревога». То есть она почувствовала этот момент. В больнице через окошко нам дали поговорить, но обожженную сторону лица я не показывал — не хотел расстраивать, — вспоминает Андрей Алимов. Источник: Net-film. Рядом с ней сидела молоденькая девчушка и плакала. К ней подошел врач и сказал: «Чего ты плачешь? Твоего пацана через день-два выпишут.
Вон у Алимовых всё на грани, шансы небольшие». Пройдя курс лечения и прочитав новости о том, что на «Автозаводской» был совершен теракт, Андрей вспоминает, что стоял буквально в метре от террориста-смертника. Это был мужчина небольшого роста, мусульманской внешности. Странноватый чудак. Это всё дело и рвануло. Три человека между нами было, на вытянутую руку. RU По словам Андрея Алимова, выплаченная компенсация для него почти ничего не стоит. К тому же через время он снова чуть не становится жертвой теракта. И в этот день у него был сердечный приступ. Он мне позвонил: «Андрюха, не надо, сегодня не едь».
После его звонка через час происходит взрыв на станции «Лубянка».
Теракт в московском метро 6 февраля 2004 года. Справка
Взрыв в московском метро 6 февраля 2004 года — Календарь Трагедий | 6 февраля 2024 - Новости Стерлитамака - В пятницу 6 февраля 2004 года в 08:32 в вагоне Московского метрополитена, следовавшем в центр между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая», произошёл взрыв. |
Теракт на "Автозаводской": три года и один приговор — Росбалт | 6 февраля 2024 - Новости Казани -. Взрыв 6 февраля: Московский транспорт в чрезвычайной ситуации. 20 лет назад – 6 февраля 2004 года – на станции "Автозаводская" московского метрополитена был совершен теракт, унесший жизни 42 человек. |
Теракт на "Автозаводской": три года и один приговор | 6 февраля 2024 - Новости Тамбова - 6 февраля 2004года — произошёл мощный взрыв в вагоне поезда между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» московского метро. |
Взрыв в московском метро 6 февраля 2004 года : picturehistory — LiveJournal | 6 февраля в 8 часов 30 минут в одном из вагонов поезда на Замоскворецкой линии метро во время движения от станции "Автозаводская" к "Павелецкой" женщина-камикадзе совершила теракт >>. |
Теракт между станциями Автозаводская и Павелецкая - Новости | Взрыв, унесший жизни 42 и травмировавший еще почти 250 человек, прогремел 6 февраля 2004 года в 08:40 по московскому времени во втором вагоне поезда, следовавшего между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая", напоминает РИА "Новости". |
Взрыв в московском метро 6 февраля 2004 года
6 февраля 2024 - Новости Тамбова - 6 февраля 2004года — произошёл мощный взрыв в вагоне поезда между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» московского метро. 6 февраля 2024 - Новости Ставрополя. 6 февраля 2024 - Новости Сочи - В 8 часов 40 минут 6 февраля 2004 года во втором вагоне поезда, следовавшего в центр по перегону «Автозаводская» — «Павелецкая», был совершён теракт. Взрыв, унесший жизни 42 и травмировавший еще почти 250 человек, прогремел 6 февраля 2004 года в 08:40 по московскому времени во втором вагоне поезда, следовавшего между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая", напоминает РИА "Новости". 6 февраля 2024 - Новости Пскова. Утром 6 февраля 2004 года с рюкзаком за спиной Ижаев вошел на станцию метро «Кантемировская» и на перегоне между «Автозаводской» и «Павелецкой» замкнул цепь взрывателя.
Теракт на "Автозаводской": три года и один приговор
Как сложилась жизнь спасшихся в теракте на станции метро «Автозаводская» | 6 февраля 2024 - Новости Великого Новгорода - 20 лет назад – 6 февраля 2004 года – на станции "Автозаводская" московского метрополитена был совершен теракт, унесший жизни 42 человек. |
Взрыв в московском метро 6 февраля 2004 года | 6 февраля 2004года — произошёл мощный взрыв в вагоне поезда между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» московского метро. |
Исполнилось 20 лет со дня теракта на станции «Автозаводской» столичного метро | После взрыва у станции метро «Автозаводская» в феврале 2004 года депутаты партии «Единая Россия» внесли в Госдуму законопроект, ужесточавший наказание за теракты. |
Теракт на Автозаводской.
Думал, что электричеством ударило. В ощущении свободного полета оказался у четвертой двери, пролетев почти через весь вагон. Куча останков посыпалось на меня. Те, кто устроил взрыв, не рассчитывали на большое количество жертв. А там каша была. Потом глаза открыл — задымление и люди пытаются двигаться. В одном видео рассказываем всё, что известно о трагедии на станции метро «Автозаводская» Источник: Городские порталы Возня, скрежещущий треск и пугающая тишина — от взрывной волны закладывает уши. А потом валит едкий дым, смешанный с запахом паленой кожи. Через несколько минут после взрыва Андрей пытается встать на ноги. Паники нет, хотя с него «как с резаной свиньи льется кровь». Оглядывается по сторонам и в дымке видит силуэты: люди ведут себя спокойно, пытаются встать.
Пошевелил, вроде всё на месте. Вагон же растянуло по тоннелю. В эти распертые двери я двух женщин и вытолкнул. Они были в полном шоке, не понимали. Так бы надышались и умерли. А потом и сам вылез. Там какой-то дядька дал мне мокрую тряпку, и мы пошли по тоннелю в сторону «Автозаводской». Я бы просто не дошел до «Павелецкой», — рассказывает MSK1. RU Алимов. Помню мужчину всего синего» Андрей Алимов, жертва теракта на «Автозаводской» Студент вытаскивает из вагона нескольких человек.
В этот момент машинист поезда Владимир Горелов быстро реагирует на ЧП. Он помогает пассажирам выбраться из превратившихся в груду металла вагонов, просит диспетчера снять напряжение с контактного рельса. Если бы сотрудник метро растерялся, то люди погибли не только от взрыва, но еще и от удара током. Водитель тоже сыграл большую роль. Меня хотели сначала в одну больницу отвезти, но он сказал: «Не-не, туда мы его не повезем. Иначе всё, кранты ему. Только в Склиф». Лежал в ожоговой реанимации, было две остановки сердца. Но жить страшно хотелось, боролся. Люди хотели сообщить своим близким, куда их повезли, но не могли этого сделать.
В итоге родные оставались в неведении и ждали новостей возле моргов и больниц. Но связи уже не было. Но потом удалось поговорить с ней. Она мне после рассказывала: «В тот момент, когда в метро бабахнуло, я стояла мылась в душе, и вдруг будто что-то оборвалось, ударила тревога». То есть она почувствовала этот момент. В больнице через окошко нам дали поговорить, но обожженную сторону лица я не показывал — не хотел расстраивать, — вспоминает Андрей Алимов. Источник: Net-film. Рядом с ней сидела молоденькая девчушка и плакала. К ней подошел врач и сказал: «Чего ты плачешь? Твоего пацана через день-два выпишут.
Вон у Алимовых всё на грани, шансы небольшие». Пройдя курс лечения и прочитав новости о том, что на «Автозаводской» был совершен теракт, Андрей вспоминает, что стоял буквально в метре от террориста-смертника. Это был мужчина небольшого роста, мусульманской внешности. Странноватый чудак. Это всё дело и рвануло. Три человека между нами было, на вытянутую руку. RU По словам Андрея Алимова, выплаченная компенсация для него почти ничего не стоит. К тому же через время он снова чуть не становится жертвой теракта. И в этот день у него был сердечный приступ. Он мне позвонил: «Андрюха, не надо, сегодня не едь».
После его звонка через час происходит взрыв на станции «Лубянка». Я там должен был проезжать, — рассказывает Андрей Алимов. RU «У нас терроризм процветал» Если один раз увидел, как на твоих глазах в муках умирает человек, — забыть этот сковывающий тело ужас практически невозможно. В ушах набатом звучит фраза: «Я мог бы что-то сделать», но сделать спустя 20 лет уже ничего нельзя — только помнить. Вот и Андрей Алимов, теперь уже семьянин и автослесарь, — забыть не может. А там какие-то мусульмане, у них сумки, — вспоминает пассажир. Тогда было страшно, но переборол. Из-за теракта психованный был, крепкий алкоголь пить нельзя было — крыша ехала, инстинкт самосохранения пропал. Забыть не могу: я засыпаю с этой мыслью и просыпаюсь. Я живой.
Погиб не считая Ижаева 41 человек столько имён значится на мемориальной доске на станции «Автозаводская» , более 250 получили ранения. Одним из результатов взрывов в Московском метрополитене в 2004 году явилось то, что активное развитие с августа 2004 года получила антитеррористическая программа создания централизованной системы видеонаблюдения. В рамках данной программы начали работу Ситуационный центр Московского метрополитена, Ситуационный центр УВД на Московском метрополитене, а телевизионные камеры системы появились уже в вагонах Кольцевой и Сокольнической линий.
Взрыв в московском метро 6 февраля 2004 года — террористический акт, совершённый террористом-смертником.
В пятницу 6 февраля 2004 года в вагоне Московского метрополитена, следовавшем в центр между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая», произошёл взрыв.
Ориентировались по пульсу. Тех, у кого есть пульс, выносили из вагона. Всего команде Кавунова удаётся вынести 7 человек. Все впоследствии выжили, среди них Людмила. Мы встретились только спустя 2 года. Энтэвэшники организовали для нас встречу на станции "Павелецкая". Я его увидела и сказала: "Можно я вас поцелую? Сейчас они дружат. Каждый год 6 февраля встречаются на панихиде у храма Пресвятой Богородицы.
Людмила уверена, что вера помогла ей выжить. Во время той поездки она продолжала лежать у меня в сумке. Андрей Алимов тоже благодарит за спасение высшие силы.