Новости ямщик что такое

Ямщи́к — представитель особой межклассовой прослойки тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо горожан для исполнения ямской.

Как быстро гоняли ямщики в России

Хотя слово «ямщик» считается устаревшим, оно не вышло из употребления благодаря целому пласту песенной культуры. — Ямщики с XVI столетия были освобождены от податей и повинностей ради сосредоточения на гоньбе – главной их служебной обязанности. Ямщик занимался междугородней перевозкой, его услугами могли воспользоваться во время поездок из одного города в другой. 1. Возница на почтовых, ямских лошадях. Ямщик представляет собой профессионала, который владеет навыками управления повозкой или каретой и занимается перевозкой грузов или пассажиров на лошадях. Смотреть что такое «ЯМЩИК» в других словарях: ямщик — почтальон, возница, ямщичок Словарь русских синонимов. ямщик см. возница Словарь синонимов русского языка.

Характеристики ямщика

  • Значение слова «Ямщик»
  • Ямщики и ямская гоньба. Почтовое сословие - Форум ВГД
  • Другие новости раздела «Из истории»
  • Поездки «на перекладных» — что это?

Разбираемся, что такое ямщик

На протяжении веков ямские станции на трактах являлись проводниками государевой воли Великих русских князей. Ямщики селились в новых краях, как правило, в одно время со стрельцами или сразу вслед за ними. Так возникли, например, города Козмодемьянск, Алатырь и др. Окрестные жители поставляли на ямы корм для лошадей, подводы, нанимались в работники к ямщикам, так как тем за гоньбой было некогда обрабатывать свои земли.

Ямскую службу в восточных районах России осуществляли православные русские люди, держась обособленно от местного населения других вероисповеданий и племен. Ямщики по городам даже среди русского населения жили в особых, так называемых «не тяглых» слободах, селились отдельно от посадских людей. В XIX веке, когда империя набрала силу, поменялась ситуация и с национальным составом ямщиков.

Изъездивший всю Россию в исторической обстановке В. Даль, пишет о том, что ям — это татарское селение, «коего крестьяне отправляют на месте почтовую гоньбу, и где для этого станция, стан, …станок». Подобные свидетельства о ямщиках местных национальностей можно встретить в путевых заметках и воспоминаниях многих русских знаменитостей этого времени, проезжавших по Чувашии, Мордовии, Башкирии… Но в начале XVIII века государевыми ямскими охотниками были только русские или перешедшие в Православную веру инородцы.

Необходимо отметить, что после того, как Петр отказался использовать в своих военных целях татарскую конницу, привыкшие к лошадям татары взяли на себя Сенные рынки в Казани и Нижнем. Они пригоняли табуны лошадей и в Петербург, использовались на петербургских пастбищах для «сторожбы и паствы лошадей до их раздачи в полки» [79] , что подтверждается документами, в которых фигурируют татарские имена и фамилии. Татары прибывали в Петербург на определенное время, но насильно сюда не переселялись.

Эта участь досталась в петровскую эпоху русским. Выходцы из Казанской и Нижегородской губерний в списках ямщиков-переселенцев основавших Тосненский ям оказались лишь с православными именами, что говорит само за себя. В документах петровского времени на Тосненском Яму встречаются Константин Панов, Козма Вологженинов и другие подобные этим имена.

Хотя нельзя не вспомнить, что в 1715 году царь Петр издал указ о насильственном переходе татар Казанской и Азовской губерний в Православие под угрозой лишения имений. Но трудно себе представить, чтобы мусульмане могли подчиниться этому указу в массовом порядке. Да и к этому времени, осенью 1714 г.

Не исключено, что после их отъезда освободившиеся станции могли занять татарские, чувашские, мордовские и т. Не лишним будет подчеркнуть, что с петровского времени по Владимирке погнали в Сибирь арестантов. Часто в исторической литературе встречается утверждение, что ссылка в Сибирь на каторгу или поселение началась при императрице Анне Иоанновне, когда знаменитый Владимирский тракт был переименован в Сибирский.

На самом деле отправка преступников и пленных в Зауралье началась еще при Петре I. Глава Сибирского приказа Виниус посоветовал царю отправлять в Сибирь военнопленных и преступников. Царь и приказал использовать труд ссыльных на разных работах, в том числе и для доставки почты по рекам в дальние углы Сибири.

Сосланных в этот суровый край сажали в лодки «для гребли в цепях, чтобы не разбежались и зла никакого не учиняли». Так было до 1707 года, после чего каторжан и пленных стали использовать на вновь открытых рудниках. Да, западная цивилизация насаждалась в России окровавленными руками.

Когда будет написана полная и объективная история царствования Петра Первого, не исключено, что и разбой вдоль русских дорог будет осмыслен исследователями как стихийное народное сопротивление царю, строившего Россию по чертежам исконных врагов нашего Отечества. Но вернемся к родным краям тосненских ямщиков. Не удивительно, после всего сказанного, что у ямских охотников Владимирского тракта в те годы появился обычай при рождении ребенка выходить на дорогу и спрашивать имя у первого арестанта и этим именем называть новорожденного.

Об этом обычае писал в XX веке в своих воспоминаниях выдающийся русский художник Константин Коровин, происходивший из потомственных ямщиков знаменитой Рогожской слободы [80]. Русь народная относилась к петровским колодникам, как к страдальцам, мученикам, понимая, что в большинстве случаев именно за свое благочестие, за приверженность к отеческому мироустройству стали эти люди гонимы царем. Тогда и возникли у населения, живущего вдоль Владимирской дороги, обычаи подавать бредущим в Сибирь арестантам еду и теплые вещи, называть своих новорожденных детей их именами, жалеть несчастненьких — именно такое общее наименование закрепило за узниками сострадательное русское сердце.

Свидетелями того, как тянулся по дороге угонявшийся в Сибирь, закованный в кандалы русский люд, стали и будущие тосненские переселенцы. Ямщики, жившие у Владимирки, как, может быть, никто другой, понимали, что им, возможно, тоже будет уготована подобная участь. Переселение ямщиков из Казанской губернии на Тосненский Ям Возвращаясь к истории основания Тосненского Яма, надо сказать, что в 1714-1716 годах между губерниями и столицей шла по ямщицкому вопросу оживленная переписка.

Писали в столицу и губернаторы из губерний, переселявших ямщиков «на половину до Волхова», т. Петр Салтыков, губернатор Казанской губернии, высланные в разное время из Канцелярии Сената упоминавшиеся выше указы и приговоры, получил 23 июля и 19 августа 1714 года. Уже через месяц, 19 сентября, направил он в Петербург доношение, в котором сообщал, что «для переведения в С.

Писал губернатор по начальству и о том, что «подможныя деньги с оставшихся ямщиков… собраны»; что «с теми деньгами для получения об отводе земли ведомости и строения дворов» отправился в Петербург из Казани «комиссар Иван Полеологов»; что казанский комиссар привезет списки, «которых городов и кто именами ямщики на переведение выбраны, и что у них детей и других свойственников, и по чему на выти дворов». Салтыков, — в С. Меньшиковым, а, возможно, и самим Петром Первым, не ранее 13 октября 1714 года.

Вскоре П. Салтыков послал в Сенат из Казани очередное доношение, в котором сообщал, что переселяющиеся выти «выбраны из тех, которые наперед сего в службе не бывали, а детей у них и братьев и наемщиков в драгунскую и солдатскую службу не взято». Губернатор доводил до сведения Сената, что «подможные деньги с оставшихся ямщиков 820 рублей собраны».

Иван Полеологов ехал в столицу без плотников и «плотничьих снастей», как требовал того указ. На это была причина: «по скаске ямских старост» среди «выборных ямщиков плотников» не оказалось. Так и объяснял в своем доношении П.

Салтыков Сенату причины невыполнения некоторых пунктов полученного указа. Казанский губернатор заканчивает свое доношение вопросом: «Об отводе тем ямщиком земли и о дворовом строении и о выдаче оному коммисару подможных денег, которыя определены взять Сибирской губернии с ямщиков, 211 рублей Прав. Сенат что повелит?

Доношение от губернатора Казанской губернии было рассмотрено в Сенате в тот же день и по нему было принято определение, дающее возможность считать, что в декабре 1714 года ямщики из Казанской губернии на Тосненском Яму еще не поселились. Приговор Сената был сформулирован так: «…о показании под то строение мест писать к генералу фельт-маршалу, светлейшему князю, и при том письме послать ведение, сколько… той губернии ямщиков поселить велено; а о заплате с Сибирской губернии денег выписать без мотчания». Приговор Сената «1715 года февраля в 4 день», принятый по доношению казанского комиссара, приказывал «помянутые денги 211 рублев 2 алтына 4 денги, к строению ямов на подмогу Казанской губернии отдать» И.

Полеологову «из наличных денег с распискою…» [85] Нельзя не отметить, что Иван Полеологов оказался «пробивным» человеком, и всю казну, причитающуюся к строительству яма для казанских ямщиков «на полпути до Волхова», сумел собрать. Пока строились дома для переселенцев, потянулись из Казанской губернии на Тосну обозы, на которых со своим нехитрым скарбом ехали семьи ямщиков, включая ветхих стариков и грудных младенцев. Можно себе представить, с какой тревогой «лучшие и семьянистые лошадные люди, добрые и пожиточные», переселялись на новое место.

Лишь с упованием на милость Бога, предав себя и свои семьи Его святой воле, отправлялись ямщики в невозвратный путь, в неизведанный северный край, исполняя указы царя и его правительства. Ивану Полеологову удалось выстроить ямской поселок на реке Тосне [86] уже в первой половине 1715 года, где и поселились прибывшие ямщики-переведенцы. Среди дел по ямщицкому вопросу, которые рассматривал Сенат в первом полугодии 1715 г.

Это дело приоткрывает поспешность и поверхностность, с какими губернские власти высылали ямщиков с насиженных мест в новую столицу. Причем, подобное положение прослеживается и по другим губерниям. Во всех встречающихся делах по переселению ямщиков чувствуется торопливость и нервозность тех, кто за это переселение отвечал.

Итак, 30 мая 1715 года ямщик Козма Вологженинов из города Козмодемьянска Казанской губернии подал в Сенат свое прошение об отъезде назад, в родной дом. Он писал, что по царскому указу должны были выслать из их города лучших ямщиков, «а он, Козма, …стар и дряхл и бездетен». И просил ямщик Козма сенаторов «для его старости и одиночества отпустить в Козмодемьянск».

Рассмотренные выше дела дают возможность относительно точно установить время расселения ямщиков на Тосненском Яму: между 4 февраля и 30 мая 1715 года. В прошении Козмы Вологженинова нет жалобы на отсутствие нормальных условий для жизни на новом месте, но уже сам факт, что он настоял на своем возвращении домой, говорит сам за себя: «от добра добра не ищут» — гласит русская пословица. И хотя комиссар Иван Полеологов оказался человеком расторопным и сумел подготовить на Тосне пригодные для жизни дома и дворы, трудностей и казанским ямщикам при переселении, надо полагать, выпало немало.

Трудности устройства переселенцев на новом месте Исследователям истории ямской почты в Ингерманландии еще предстоит обнаружить материалы, иллюстрирующие трудности, с которыми столкнулись при переселении на новое место жительства переведенцы из Казанской губернии. Пока же мы можем представить себе непростые обстоятельства их расселения, ознакомившись с подробностями переселения ямских охотников на большую перспективную дорогу из других губерний. Часть губерний отправила ямщиков в соответствии с указом Сената сразу, «по первому зимнему пути», не построив для переселенцев жилья заранее.

Ямщики прибыли в Петербург в начале зимы 1714-1715 гг. Ямщики, часть из которых прибыла в столицу с семьями, оказались в Санкт-Петербурге без крыши над головой и без пропитания. Так, переведенцы из разных городов Московской губернии в 1715 году жаловались в Сенат, что они высланы в Петербург «с женами и с детьми в скором времени», «неисправясь в нужде», «и до С.

В 1723 году им отвели новое место «за Невским монастырём » [8] , где таким образом образовалась первая в истории города ямская слобода. Крестьянин, выехавший в Петербург по правительственной разнарядке и с согласия помещиков, если он не был государственными крестьянином изначально , и оставшийся в городе на следующий сезон, не только терял связь со своим классом, но со временем превращался в мелкого частного предпринимателя, оказывая услуги по извозу уже сугубо в частном порядке. Впрочем, те крестьяне, которые остаются в Петербурге на следующее лето, вступая в должности дворников, извозчиков, разносчиков, пользуются выгодами, отвыкают от сельских работ и неохотно возвращаются к сельскому быту [8] — Иван Пушкарёв. Описание Санкт-Петербурга… — С. На первый взгляд кажется забавным демографический состав этой прослойки в изложении И. Раскрывая общую численность на 1 января 1838 года 328719 мужчин и 138806 женщин , он указывает: «14. Ямщиков: муж.

Но к некрасовскому о русских женщинах «коня на скаку остановит» это не относится: лица женского пола указаны в книге Пушкарёва и по служителям культа. То есть, в данном случае в «ямщиков» включены не только представители этой профессии, но и все члены их семей обоего пола. Вплоть до широкого распространения железнодорожного транспорта ямщики имели важное значение для экономики России. Ямская повинность Подробнее по этой теме см. Ямская повинность. Это была повинность тяглового сельского и городского населения для организации перевозок лиц, состоявших на государственной службе, государственных грузов, а также дипломатов.

Указы Петра I выключали ямщиков из подушного оклада, что было чрезвычайно важной привилегией; кроме того, до 2-й ревизии они были свободны от рекрутчины. Указ 1704 г. С 1747 г. В 1788 г. К эпохе Екатерины II "казённые ямщики" оставались единственной привилегированной категорией среди казённого крестьянства. Избегали этой участи только однодворцы и ямщики: ни тех, ни других, ни в каких случаях нельзя было обратить в крепостное состояние. После 1785 г. Ямские общества остались только в местах компактного проживания ямщиков, остальные становились просто казёнными крестьянами, имеющими, однако, отдельного от крестьян собственного выборного в волостном суде. Указы 16 ноября 1810 г. Согласно этим Указам, все категории государственных крестьян, а также помещичьи крестьяне — по поручительству помещика — допускались к торгам для содержания почтовых станций. После 1812 г.

Если были деньги, можно было путешествовать на казенных лошадях, предоставлявшихся почтовой станцией. Для этого нужно было получить подорожную — специальный документ на пользование казенными лошадями и повозкой. Предъявив ее на почтовой станции и оплатив «прогоны» — деньги за прохождение лошадью определенного расстояния — пассажир следовал до следующей станции с ямщиком, который затем возвращался на «свою» станцию. Конечно, ездить как на казенных, так и на «вольных» лошадях то есть, без подорожной, просто нанимая ямщиков было очень и очень дорого. Известная «кавалерист-девица» Надежда Дурова писала о своем путешествии в 1836 году: «С подорожной я заплатила бы от Казани до Петербурга не более трехсот рублей, без нее я издержала ровно шестьсот». Для сравнения: Александру Пушкину его Михайловское приносило порядка 3000 рублей в год, его жалование коллежского секретаря 10-й класс по Табели о рангах, эквивалент штабс-капитана в армии в 1822 составляло 700 рублей в год; на рубль можно было купить больше 3 килограммов говядины, а породистая лошадь, которую не стыдно было запрячь в свою карету богатому дворянину, стоила 200 рублей… В общем, поездки на ямщиках были по карману лишь элите. Зато уж за такие деньги ямщики неслись как угорелые. Аббат Жан-Франсуа Жоржель писал в своем «Путешествии в Петербург в царствование императора Павла I»: «Русские ямщики везут крайне быстро, почти все время лошади несутся вскачь. Опытные путешественники из русских заранее брали с собой в багаж запасные оси и ободы для колес, так как знали — они понадобятся непременно. Прокачу со свистом Смысл этого фразеологизма именно в сочетании скорости и знаменитого ямщицкого свиста. Хотя Петр своими указами попытался ввести для ямщиков специальные сигнальные рожки по немецкой моде, ямщики их жестко не приняли. Ходила даже легенда о ямщике, который обжег губы кислотой, лишь бы не прикасаться к «басурманскому» рожку. О своем приближении ямщики сигнализировали свистом и криком, а ко второй половине XVIII века в моду вошли валдайские колокольцы, вешавшиеся под дугу лошадей. Правда, звонили они так громко, что в 1834 указом Николая I езда с валдайскими колокольчиками была предписана лишь фельдъегерским тройкам и пожарным при выезде на пожар. Ну а скорость ямщицкого экипажа была значительно выше, чем скорость карет в Европе — не зря боялись иностранцы! Расстояние от Новгорода до Москвы, составляющее 562 версты около 578 км , ямщик преодолевал меньше чем за трое суток. А Пушкин в «Евгении Онегине» вообще пишет: «Неутомимы наши тройки, и версты, теша праздный взор, в глазах мелькают как забор». Верста, напомню, это 1066 метров! По словам Пушкина в примечаниях, эту гиперболу он заимствовал у некоего К. В общем, для тех времен скорость ямщицкой тройки и вправду была впечатляющей. Тот же Кюстин пишет: «наша тройка понеслась со скоростью четыре с половиной или пять лье в час. Император ездит со скоростью семь лье в час. Железнодорожный поезд с трудом поспел бы за его каретой». Конечно, именно бурное развитие в России железных дорог, стартовавшее в 1851 году с открытием ветки Москва-Петербург, и положило конец ямщицкой профессии. Теперь вся корреспонденция и грузы стали доставляться поездами, на поезда вскоре пересели и пассажиры дальнего следования. Ямщики постепенно вернулись назад в свое сословие — крестьянство, и остались в народной памяти только в фольклоре и классической литературе. Что значит слово «ямщик»? Ямщик — это человек, перевозящий пассажиров или груз на почтовых лошадях.

Когда я на почте служил ямщиком…

Сделано было такое распоряжение, чтобы ямщики были люди благонадежные из выборных и целовавших крест. Ямщик — представитель особой межклассовой прослойки тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо горожан для исполнения ямской повинности, включая извоз и почтовую гоньбу[1]. Ямщик Ямщик — представитель особой межклассовой прослойки в составе тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо.

Значение слова «ямщик»

В одной только Москве располагалось пять ямских слобод. До настоящего времени о них сохранилась память в столичной топонимике. Например, Тверские-Ямские улицы, улица Ямского поля, Николоямская улица и другие. Многие иностранцы, побывавшие в России, с удивлением описывали лихость русских ямщиков.

В дневнике А. Пушкина сохранился анекдот о том, как князь Потемкин отправил к императрице курьера со срочным донесением. Ямщик мчался так быстро, что шпага курьера стучала по верстовым столбам, как по частоколу.

Ямские казачьи полки[ править править код ] Вскоре после начала русско-шведской войны 7 октября 1788 года по образцу донских казачьих полков был сформирован Ямской казачий полк. Основу нового полка сформировали ямщики, обслуживающие коммуникации Московской, Тверской, Новгородской, Псковской, Ярославской, Вологодской и Костромской губерний [12]. Офицерский состав был набран из донских казаков. После интенсивной боевой подготовки полк был направлен на границу с Финляндией, чтобы обеспечивать прикрытие Санкт-Петербурга. Исследователь С. Балмасов пишет о службе ямщиков в Ямском казачьем полку: Каждому выплачивалось немалое ежемесячное жалование, было выдано оружие, обмундирование и провиант, но в бой ямщики шли, как и природные казаки, на своих конях.

Казаки-ямщики, часто действуя вместе с донскими и оренбургскими казаками, отбили неоднократные попытки врага приблизиться по суше к Санкт-Петербургу и перешли к активным наступательным действиям. По окончании боевых действий Екатерина II оставила полк на службе, наградив казаков-ямщиков. Они были удостоены не только боевых наград, но и получили денежные компенсации за потерянных коней, пенсии увечным воинам. После того, как 19 декабря 1797 года Павел I расформировал полк, ямщики вернулись к своему привычному занятию. Тверской-ямской казачий полк в составе шести сотен был сформирован по указу Александра I от 10 сентября 1812 года для усиления отряда генерала Ф.

Впрочем, это совершенно не значит, что они не сосуществовали параллельно. На самом деле это происходило довольно долго - официальный запрет на этот род занятий был произведён только советской властью аж в 1929 году. Тряпичник Василий Перов. И эпоха этого рода деятельности также была завершена при необычных обстоятельствах: оказывается, её выбросил за историческую периферию даже не научно-технический прогресс, а начало пробуждение в человечестве интереса к влиянию на окружающую среду проблему производства больших объёмов мусора. А всё потому, что тряпичники занимались тем, что покупали и сортировали в основном текстильные отходы, например, лапти, старую бумагу и даже стекло.

Специалист по скупке подержанных тканевых вещей. Механизм их деятельности заключался в том, что они обходили каждый двор и улицу города и выкупали, а иногда выменивали у местных ветошь на какие-нибудь мелкие, но полезные вещи. Интересно, что их по внешнему виду очень быстро отличали - как и в случае с бурлаками, они, мягко говоря, пренебрегали непрезентабельностью вида из-за сущности своей работы: они зачастую одевались в лохмотья, ещё и не особо приятно пахни. Именно из-за их вида в обществе появился стереотип, что тряпичниками становится представители маргинальной части обывателей. Тряпичники считались маргиналами и бедняками. А если у тряпичника находилась предпринимательская жилка, он мог скопить даже определённое состояние. Впрочем, если говорить о рекордсменах по доходам среди тряпичников, то это были перекупщики. Деятельность тряпичников была такая актуальная и прибыльная в своё время, что они нередко собирали отходы не только по собственной инициативе, а ещё работали после заключения полноценных контрактов, например, на ярмарках, занимаясь оптовой скупкой. Выглядели неопрятно, а зарабатывали неплохо. В результате вещи стали намного дешевле и разнообразнее по ассортименту, а потому старый хлам, собранный без сортировки обыкновенным человеком, быстро стала морально устаревшей.

А со временем правительство ряда европейских стран и вовсе запретили этот род деятельности на официальном уровне. Крючник Не существующий ныне вариант портового грузчика. Но куда более интересными были другие люди, называвшиеся тем же понятием, а промышляли они деятельностью грузчиков, работавших на перевалке корабельных грузов. Причём локализация у них была довольно узкой - это Поволжский регион. Но был и своеобразный центр их работы в виде города Рыбинска - по информации редакции novate. Рыбинск - центр работы крючников. Кроме того, среди них была своего рода внутренняя дифференциация по специализации. Так, одна часть профсоюза работала на поднятием грузов из трюма на палубу, другая - именно та, что работала с крючком - занимались забросом мешки себе на спину и транспортировкой их на другой корабль, а третьим был человек, именуемый «батырем», занимаясь руководством процесса погрузки мешков.

Первые свидетельства об их существовании относятся к периоду после 1-й четверти XVI века, то есть с 1530-х годов и позднее. Официальное именование - ямские служилые люди.

Входили в состав сословной группы "служилых по прибору", занимаясь обслуживанием регулярных почтовых и транзитных перевозок. Проживали, как правило, компактно, в так называемых "ямских слободах". В 1650 г. Во время петровских реформ 1699 года, когда категория "приборных служилых" была упразднена, "казённые ямщики" были сохранены но перестали именоваться "служилыми людьми", будучи причисленными к крестьянству, став его привилегированной группой , и предписано было продолжать верстать "в ямщину" города и сёла, стоящие на крупных трактах. Тяжелые дороги, плохие мосты, нерегулярная выплата жалованья, побуждали ямщиков уклоняться от службы, поэтому издавались специальные указы, в которых предписывалось возвращать непокорных в свой ям. Ямской промысел накладывал свой отпечаток на характер развития местных ремесел. В ямах появлялся спрос на кожи, хомуты, дуги, колеса, сено, овес, распространялось кузнечное дело. Жители занимались обслуживанием проезжающих: продавали все, что необходимо иметь в пути. Вдоль дороги открывались торговые лавки, постоялые дворы, винные погреба, склады для муки, фуража, соли.

«Ямщик, не гони лошадей…». Когда почта еще не была электронной

Ямщики, проезжая по Оренбургскому тракту, меняли здесь лошадей. Это по существу ямщик, который одновременно являлся владельцем (совладельцем) яма и всего необходимого для обеспечения транспортного сообщения. У слова "ямщик" корень "ям", и это такой человек, который раньше занимался, как перевозкой людей, так и грузов на гужевом транспорте. Ямщи́к — представитель особой межклассовой прослойки тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо горожан для исполнения ямской. ямщик — ЯМЩИК, а, м Человек, профессия которого поездки на ямских лошадях, перевозка людей и грузов на любых лошадях.

Действия для выбранных медиафайлов

  • 2. Тряпичник
  • Разбираемся в топографии. Что такое "ям"?
  • Целовальник - одна из самых загадочных древних профессий на Руси.
  • Добавить комментарий
  • Ямщик сообщение о профессии

Ямщик – это… определение и история

Хоть были они один ученым, второй — инженером, а третий — водителем. Стоит человеку изготовить прялку одной бабульке, а потом другой, его тут же прозывают «пряльщиком». Починит человек кому-то часы удачно, и просыпается на следующее утро «часовщиком». И так остается на всю жизнь с прозвищем Ваней-пряльщиком, Саней-часовщиком, или еще как… Вот, к примеру, прадеда моего до сих пор в деревне помнят, как Серегу-дудочника, из-за того, что он играл на дудке, а во время первой мировой в царской армии, чтобы перевестись из убойного саперного подразделения, выучился играть на трубе. А вот спроси, помнит ли кто Сергея Смирнова, то никто и не вспомнит, потому что Смирновых половина деревни была. Да и Сергеев «пруд пруди»… Обычай давать прозвища помогал находить нужного специалиста очень быстро, хоть в деревне, хоть в целом уезде. Не по фамилии, а по прозвищу. Из прозвищ позднее возникли фамилии. Не стоит искать иностранное происхождение обычного, рядового русского слова «Ямщик», а стоит лишь посмеяться над двусмысленностью, заложенной в его названии нашими прадедами.

И далее, если вам не надоело мое исследование относительно дорог на Руси: «Сообщение города с внешним миром до начала сороковых годов девятнадцатого века — замечание мое — А. Дмитрий Смирнов. Сравните: «Паромщик», «Каменщик», «Краснодеревщик», «Суконщик»… Как видите, этот суффикс часто указывал на занятие человека, либо промысел. Поэтому слово «Ямщик» - русского происхождения и обозначает буквально «возчик по ямам».

Слова с суффиксами «щик» и «чик» образовывались буквально на ходу, по потребности. Если бригада шабашников приезжала в колхоз для прокладки коммуникаций и начинала копать канаву, то местные жители между собой сразу же начинали называть их «канавщиками» Колей, Степаном и Мишей. Хоть были они один ученым, второй — инженером, а третий — водителем. Стоит человеку изготовить прялку одной бабульке, а потом другой, его тут же прозывают «пряльщиком».

Починит человек кому-то часы удачно, и просыпается на следующее утро «часовщиком».

Ругались с ямщиком или били его — перестаньте вести себя нагло и наплевательски по отношению к своим друзьям и… … Большой универсальный сонник Ямщик — Ямщик, увиденный во сне, символ перемен или скорой поездки. Встречается в… … Лингвострановедческий словарь ямщик — Древнерусское заимствование из тюрк. Дышловые лошади жались от колей на дышло, но ловкий ямщик, боком сидевший на козлах, держал дышлом по колее, так что колеса бежали по… … Толковый словарь русских существительных Что значит слово «ямщик»? Ямщик — это человек, перевозящий пассажиров или груз на почтовых лошадях. Древнерусское слово «ямъщикъ» образовано от тюркского существительного jam «ям» , что значит «почтовая станция» или «почтовая лошадь». Оно вошло в употребление в XIV веке и в наши дни из-за исчезновения профессии считается устаревшим. Изначально ямщиком назвали государственного служащего, который собирал налоги за дорожные перевозки и отвечал за доставку корреспонденции. Он содержал почтовую станцию и лошадей.

По скорости русские ямщицкие экипажи оставляли далеко позади иностранные. Не зря иностранцы, будучи проездом, так боялись ездить с ямщиками. Первый российский паровоз отставал от них. Буду вам благодарен, если вы меня поддержите и подпишитесь на канал! Ямщик, или кучер, который исполнял ямскую повинность то есть возил различные грузы, в том числе почту и госслужащих , происходит от татарского корня "дзям", который переводится как "дорога". Служба и жизнь ямщиков Появление и массовое распространение ямщиков связано с московским князем Василием Ивановичем, который в 1516 году реализовал указ о создании Ямского приказа.

Отвечал новый приказ изначально за почтовые транзитные перевозки. Отбирали в ямщики весьма строго - согласно указу, каждый ямщик должен был быть "человеком достойным, добрым, и семейным". Преимущество имели те кандидаты, предки которых занимались ямщицкой работой ранее. В результате профессия ямщика стала почетной и переходящей от поколения к поколению. Нелишним было и умение громко свистеть. Награждали за работу соответственно строгости отбора - жили ямщики с семьями в специальных слободах, располагавшихся вдоль оживленных трактов.

И помимо жалования получали от власти земельные наделы, а также льготы: не платили подати и не служили в армии. Трудности рабочих будней Льготы, привилегии и освобождение от службы давались ямщикам не просто так: работа была трудной и опасной. На дорогах тех лет ямщик должен был уметь не только мастерски управлять лошадью, но и ехать весьма быстро, чтобы доставить пассажиров или груз вовремя. Из дневников Пушкина до нас дошел комичный случай: как-то раз князь Потемкин отправил своего курьера в царский дворец с ямщиком. Тот гнал лошадей так, что шпага курьера отстукивала ритм по верстовым столбам, как по забору. Кроме того, в обязательные умения ямщика входила и самооборона.

Лихие люди часто выбирали своей целью ямщицкие экипажи, поскольку в них порой находилось немало ценного.

Кто такой ямщик

Ямщик обычно работает на свежем воздухе, что может быть приятным, но также требует учета погодных условий. Связанные новости. Что такое ЯМЩИК? Человек, перевозящий почту и/или пассажиров на почтовых (станционных) лошадях (см. лошадь*).Слово ямщик образовано от существительного тюркского происхождения ям, имеющего значение ‘почтовая станция, на которой меняют лошадей’.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий