Волжская Булгария (Волжская Болгария, Волго-Камская Булгария, Серебряная Булгария, тат. Традиционно считается, что территория Волжской Булгарии включала часть территорий Среднего Поволжья: Предкамье, Закамье и Предволжье. «Волжская Булгария» 20 мая 2023, Усадская сельская библиотека – филиал № 31 в Высокогорском районе — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет. Для булгар присоединение Волжской Булгарии к Московской Руси было не завоеванием, а воссоединением западной и восточной частей прежней Великой Булгарии. как посетить и что посмотреть, время работы и цена посещения, как добраться, карта Болгар с достопримечательностями.
Ханство волжская булгария
Введение в Волжской Булгарии ислама как государственной религии, осуществлённое князем Алмушом X век , — событие, произошедшее в конце первого тысячелетия нашей эры. На выставке представлены книги, статьи из журналов, рассказывающие об истории возникновения Волжской Булгарии. Материалы, представленные в экспозиции, рассказывают также о самым крупном городе этого государства — Булгаре Болгаре , где развивались ремёсла, торговля, культура, искусство, монументальное строительство и архитектура.
Тем не менее, в 1920 году Ленин создал Татарскую республику, а не Болгарскую республику. Вопрос о том, почему именно такое решение было принято, остается открытым. Однако булгары не исчезли совсем, а превратились в различные этнические группы. Сформировавшееся Казанское ханство стало наследником волжских булгар, и они продолжали сохранять свою идентичность и культуру. История исчезновения волжских булгар является сложной и пока не получила окончательного разрешения.
Различные точки зрения существуют, и ученые продолжают исследования, чтобы понять полную картину происходившего.
Нигматуллиным на основе данных «Джагфар тарихы» и генеалогическое древо, подготовленное Ф. Нурутдиновым вкладыш Скрин: Восточная Европа в 15м — первой половине 16го веков Скрин: Булгарское государство в 9м — начале 13го веков Bulgarian State in the 9th — 13th centuries Composite map Скрин: Карта городов центральной части Булгарии в 8м — 16м веках Скрин: Карта городов к западу, северу и востоку от Ечке Старой Булгарии в 8м — 16м веках Скрин: Карта Булгарских Предков Скрин: Генеалогическое древо подготовленное Ф.
После образования Золотой Орды волжские булгары болгары стали одним из компонентов в этногенезе современных татар, чувашей и башкир.
По мнению М. Худякова , конец надеждам на восстановление прежней Булгарии положило разграбление города Булгар русскими ушкуйниками — новгородскими отрядами, занимавшимися грабежами [18]. Впоследствии булгары фактически восстановили своё государство с последней столицей в Иске-Казань [19]. В XV веке новым культурно-политическим центром волжских булгар и перенесённой столицей стала Казань.
В 1438 с приходом династии чингизидов под предводительством Улу-Мухаммеда на территории Волжской Булгарии было образовано Казанское ханство [20]. Территория[ править править код ] В статье есть список источников , но не хватает сносок. Без сносок сложно определить, из какого источника взято каждое отдельное утверждение. Вы можете улучшить статью, проставив сноски на источники , подтверждающие информацию.
Сведения без сносок могут быть удалены. Персидский учёный Ибн-Русте в своей энциклопедии «Дорогие ценности», составленной около 903—913 годах, даёт следующие сведения о её расположении: «Болгарская земля смежна с землею буртасов. Живут болгары на берегу реки, которая впадает в море Хазарское Каспийское и прозывается Итиль Волгою » [21]. Арабский географ Ал-Истахри и более поздние авторы дают более конкретную информацию о юго-восточной границе Булгарии, доводя её до реки Урал [22].
Некоторые мусульманские географы X—XI веков сообщают, что Булгария располагается восточнее земель, населённых славянами. О северных и южных пределах страны нет точной информации, некоторые авторы, например, ал-Гарнати XII в. По средневековым письменным источникам трудно определить, что имеют в виду авторы, описывая границы Волжской Булгарии. Не ясно, идёт ли в источниках речь исключительно о территории непосредственного проживания булгар или, определяя пределы булгарской земли, авторы описывают территории кочевания полуоседлой части населения или земли, входящие в сферу экономического и политического влияния Булгарии.
Карта Царства Булгарского Расположение археологических памятников позволяет в общих чертах представить территорию Волжской Булгарии.
Тартария и Волжская Булгария
Волжские Булгары. Волжские Булгары. Šenger Tinĕs. Чувашский АкаТуй. Но когда Орда в XV столетии начала трещать по швам и распадаться, Волжская Булгария окончательно исчезла с политической карты мира. А в Волжской Булгарии законоведы были вынуждены кардинальным образом реформировать законоведческую практику и внести в нее изменения. как посетить и что посмотреть, время работы и цена посещения, как добраться, карта Болгар с достопримечательностями. Некоторое время Волжская Булгария была вассалом Хазарского каганата, но после взятия Саркела князем Святославом стала независимой. Тюрко-Татарский Мир: Волжская Булгария -. карта Волжской Булгарии.
Я вернулся из столицы Золотой Орды. Чем удивили Болгары
И зачем делать это в Нижнем Новгороде, который не имеет никакого отношения к Волжской Булгарии? Но и это ещё не всё. Непонятно, зачем вообще в православном русском городе строить мечеть. Согласно данным недавней переписи населения, в Нижнем Новгороде проживает более одного миллиона двухсот тысяч человек. Остальные два с половиной процента приходятся на мордву, марийцев, чувашей и другие давно обрусевшие и принявшие Христианство народы. Иначе говоря, Нижний — это моноэтнический русский город. И этот факт подтверждают даже официальные данные, которые всегда по возможности занижают процент русского населения в России. А кроме того, в городе уже действуют три мечети. Их вполне достаточно, чтобы истинно верующие мусульмане могли удовлетворять свои духовные потребности. Впечатление такое, что на почве многонациональности и многоконфессиональности у некоторых российских чиновников просто поехала крыша. Вот они время от времени и шокируют россиян откровенно нелепыми выходками и бредовыми заявлениями.
Еще один образчик чиновничьего тупоумия — решение увековечить память первого президента независимого Азербайджана Гейдара Алиева. Памятник Алиеву решили установить в центре Махачкалы, на пересечении проспекта Шамиля и улицы Магомеда Ярагского. По слухам, эту идею усиленно лоббирует бывший глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. Он уже давно восхваляет на все лады Алиева и считает его выдающимся политиком современности. Вслед за Рамазаном такую оценку Алиеву дает и Махачкалинская мэрия. Так, в сообщении пресс-службы мэрии Гейдар Алиев назван «выдающимся советским и азербайджанским политическим деятелем». Поэтому, дескать, мэрия и приняла эпохальное решение увековечить его славное имя в виде монумента в центре дагестанской столицы. Правда, нигде не говорится о том, что конкретно сделал этот «выдающийся» азербайджанский политик для российского Дагестана. По одной из версий, которая сейчас активно раскручивается в медийном пространстве, истоки любви к азербайджанскому лидеру уходят корнями ещё в мутные 1990 годы. Тогда были весьма популярны всякие разговоры о том, как несказанно тяжело жилось людям в СССР, особенно представителям бедных и несчастных национальных окраин.
Об этом твердили все кому не лень — от обласканных советской властью актёров и режиссёров до руководителей бывших советских республик, ставших в одночасье президентами независимых государств. Вот и Гейдар Алиев любил вспоминать историю о том, как его отец Азис Алиев в годы сталинских репрессий сумел спасти от депортации в Сибирь дагестанский народ. Откуда взялась эта байка — непонятно. Никаких свидетельств того, что Сталин собирался депортировать в Сибирь жителей Дагестана, не имеется. Зато имеются данные о том, что тогдашний первый секретарь Дагестанского обкома ВКП б Азис Алиев своим распоряжением выселил несколько тысяч человек, проживавших на западе Дагестана. Случилось это в 1944 году. И вот теперь, спустя почти 80 лет, «заслуги» семьи Алиевых перед дагестанским народом пытаются увековечить воздвижением памятника первому президенту независимого Азербайджана. Кстати, современный Азербайджан, возглавляемый сыном Гейдара Ильхамом Алиевым, так же как и Волжскую Булгарию, трудно назвать искренним другом и союзником России. Спрашивается, для чего в центре дагестанской столицы собираются установить памятник человеку, не сделавшему ничего хорошего для России вообще и для Дагестана в частности? Похоже, современные российские чиновники специально принимают идиотские решения, провоцируя тем самым здравомыслящих граждан России на ответную реакцию.
Берендеи помогали киевским князьям в их борьбе со степняками, участвовали в походах на половцев, неоднократно вмешивались и в междоусобные распри. Все это отмечено историками, но почему-то борьба берендеев с киевскими князьями на одной стороне против степных племен с другой стороны, тем не менее, была оценена многими историками, как свидетельство их тюркского происхождения. Где же здесь логика? Разве простое степное племя вправе было заключать военные союзы и подписывать мирные договоры? Нет, таким правом располагали лишь народы, обладавшие национальной целостностью, собственной территорией и атрибутами государственной централизации. А берендеево княжество, включавшее в себя ряд городов на Волге, называвшееся также Великой Булгарией, имевшее самые тесные дружественные и торговые отношения с Новгородом на Волхове, обладало огромным авторитетом в древнем мире. Именно поэтому, путешествуя по Руси, А. Островский в пути от Переяславля к Костроме встречается с русскими-берендеями из села Берендеево.
И все люди этой стороны названы Островским берендеями. Совершенно законное наблюдение. Русские сказки также называют берендеев русским народом, рассказывая о существовании «Берендеева царства». Берендеи по Волге и Каме путешествовали практически по всему миру. Потому и поселения их встречаются во многих регионах. К примеру, поселения берендеев есть и на Урале. Ближайшее к Екатеринбургу — деревня Берендеевка, расположенная в Абатском районе Тюменской области. Слово «берендеи» чисто русского происхождения и обозначает вид промысла.
В древних русских сказаниях часто употребляется сочетание слов «бортники и берендеи». Бортники — это люди, собирающие мед диких пчел в лесах. Промысел берендеев заключался в вырезании из дерева посуды прежде всего ложек , мебели, маленьких деревянных фигурок и игрушек, изображавших животных, людей, и называвшихся берендейками, и так далее. Слово «Бер» обозначает медведя, и потому из дерева часто вырезались фигурки медведя, и самих берендеев чужаки называли «медведями», или «медвежьим народом», за силу и своеобразный характер — сдержанный и внимательный, проверяющий любого встреченного нового человека на его внутреннюю суть. Поэтому-то бортники и берендеи — исконно лесные жители, охотники, рыболовы, непревзойденные мастеровые, воины и хранители древних сказаний. Всегда жителей лесов Заволжья называли староверами, после введения Христианства хранителями древней ведической веры, а потом, после церковной реформы, уже старой христианской. Именно здесь находится Китеж-Град примерно в 100 километрах как от Городца, так и от Нижнего Новгорода , знаменитый волшебный город, при приближении врага погрузившийся в воды святого озера Светлояр со всеми жителями. Я и сам из этих мест родом деревня на реке Ветлуге, в 70-ти км от Светлояра , и потому мне непонятно незнание элементарных вещей, для меня совершенно естественных.
Воинские подразделения берендеев многократно упоминаются в исторических источниках. Эти подразделения все конные, и потому сложилось превратное представление, будто они были степняками. Однако берендеи не были легкой конницей, а были конницей тяжелой, с тяжелыми доспехами, и потому всегда занимали место в первых рядах центральной части войск, которые со времен скифов традиционно составлялись только и исключительно тяжелой конницей, профессиональной княжеской дружиной. Потому и отмечалось особое значение берендеев в битвах. Легкая же конница применялась русскими князьями редко, лишь для добивания уже бегущего врага, либо для метания стрел по пехоте. Традиционно русское войско состояло из трех частей: в центре шла тяжеловооруженная конница, пробивающая таранным ударом передовые полки врага, по флангам же выставлялась пехота. Пехота, как всегда, не успевала за конной дружиной, с трудом успевая защитить ее тыл и фланги, но вступала в битву с противником, уже не имеющим строго порядка в рядах, и потому находясь при атаке в положении пусть и не выигрышном, но и не вынужденной бросаться на смертоносные ряды копий. Ни пехота, ни легкая конница славы своим участникам не приносили.
Вот на эту роль брались степняки. Конница же Берендеев в доспехах вставала в центре, наносила главный удар и несла самые тяжелые потери. Такая конница могла быть сформирована лишь в городах. Ни в деревнях, ни в степных племенах тяжелого конника снарядить было невозможно. А то, что все необходимые ремесла уже в XII веке в Городце существовали, и, более того, были весьма сильно развиты, мы находим прямые упоминания в истории. Берендеи не брали платы за защиту киевского князя, а таковое возможно лишь при защите своей Родины, своей земли. Относительно же степняков такого никто никогда не мог сказать. Те знали, что сколько стоит, и всегда брали плату, собственно, как и варяги.
Если хочешь нас отблагодарить, так дай нам города» - говорили они киевскому князю. Какой степной народ смог бы управлять городами, если даже сам Чингизхан, захватив полмира, не желал жить в городах, а продолжал кочевать и принимал послов в степи? Берендеи же всегда жили в городах, умели ими управлять, и им привычна была жизнь в городах. И, тем не менее, воинские формирования берендеев имели в своем составе представителей тюркских племен — с этим не поспоришь. Но и удивительного в этом факте тоже нет, если признать, что в Волжскую Булгарию входили составной частью тюркские племена, жившие на Волге, и они при необходимости обязаны были участвовать в защите интересов Булгарии. Ведь торговый союз волжских народов одновременно был и военным союзом. Подобный взгляд объясняет и раздел Никоновской летописи о состоявшемся в Новгороде вече по поводу призвания князя, в котором сказано следующее: «И по сем собравшеся реша о себе: «Поищем межь себе, да кто-бы в нас князь был и владел нами; поищем и уставим такового или от нас, или от Казар, или от Полян, или от Дунайчев, или от Воряг». И бысть о сем молва велиа: овеем сего, овеем другого хотящем; также совещавшася послаша в варяги».
Так было принято решение призвать князя Рюрика из Воряг. Очевидно, что собравшееся новгородское Вече определяло, из какого племени, где были свободные незанятые князья, призывать себе правителя. Кстати, следует отметить, что новгородцы призывали на службу князей исключительно славянского рода. Они так и говорят: «Поищем межь себе…». Следовательно, князья славянской крови жили и в Хазарском царстве, и в Полянах, и Дунайцы были славянами, и в Ворягах на западе. Не все эти племена и народы были славянами, но то, что в те времена, как и много позже, между племенами заключались межплеменные династические браки, вполне очевидно. Родственная связь просматривается между многочисленными племенами, жившими на Волге, на берегах Хазарского Каспийского моря, на Дунае Дунайские Болгары , и даже в Ворягах. Встречные сведения мы находим в исландской «Саге об Инглингах из Хеймскринглы» Круга Земного Снорри Стурлусона, где рассказывается о соседстве скандинавов со страной Асов.
Они переняли многие обычаи Асов, в том числе «Один ввел в своей стране те законы, которые были раньше у Асов. Он постановил, что всех умерших надо сжигать на костре вместе с их имуществом. Он сказал, что каждый должен прийти в Вальгаллу с тем добром, которое было с ним на костре, и пользоваться тем, что он сам закопал в землю. А пепел надо бросать в море или зарывать в землю, а в память о знатных людях надо насыпать курган, а по всем стоящим людям надо ставить надгробный камень. Этот обычай потом долго держался». Стурлусон Снорри. Круг Земной. В описании мы отчетливо видим обычаи славян в том числе скифов по захоронению умерших предков, и узнаем под Асами Славян и Русов.
О том же рассказывает в своих произведениях по истории славян Александр Асов, нашедший большое количество носителей фамилий с корнем «Ас» в районе нынешнего Гороховца в 100 км к западу от Нижнего Новгорода , откуда он и сам родом. В исторических исследованиях при описании воинских подразделений берендеев явно угадываются внешние черты и имена тюркоязычных племен. Но это лишь говорит о том, что берендеи шли в военные походы вместе с другими племенами, входящими в торгово-военный союз Волжской Булгарии, и при этом играли главенствующую роль, как ее основатели и предводители. Подтверждается этот факт тем, что монголы, начав свое продвижение на запад, знали о сильном и опасном союзе волжских племен, и поэтому двигались, стараясь не задевать ни Волги, ни Камы, и даже Каспийское море обошли с юга. Монголы опасались Волгарей больше, чем Руси, так как предпочли вначале захватить Китай, пройти всю Среднюю Азию, затем победить алан и половцев, войти в Крым. Планов нападения на Русь у монголов в 1223-м году не было, и если бы не самонадеянные и глупые действия русских князей на реке Калке, то вся история Руси могла бы сложиться по-другому. В то же время следует обратить внимание на эти даты. В 1221 году Владимиро-Суздальская Русь подписывает договор с Волжской Булгарией и основывает Нижний Новгород или забирает себе, что более похоже на правду , в 1222-м и 1223-м грабит мордовские деревни и села, нападая из Нижнего Новгорода, который надо было еще построить, если исходить из факта его основания с нуля в 1221-м году, что явно неправдоподобно и потому подтверждает наше предположение о существовании города на месте Нижнего Новгорода задолго до официальной даты его основания.
Уже в 1223-м году Русь проигрывает принципиальную первую битву с монголами, имея трехкратное численное преимущество. Причем разгромив русско-полоцкое войско, монголы направляются не обратно на юг, а пытаются пройти через земли Волжской Булгарии. Видимо, они уже обладают информацией, что Волгари недовольны политикой Руси на Волге и рассчитывают на поддержку родственных им тюркских племен. Однако в этом, 1223-м году, разногласия еще не были сильными и торгово-военный союз волжских племен не распался. Монголы были разбиты волгарями важнейший исторический факт, до сей поры недооцененный и вынуждены уйти старой дорогой назад. Благодаря именно силе Волжской Булгарии монголы до 1237-го года не осмеливались напасть на Русь. И Русь пала, лишь когда перестала существовать Волжская Булгария. Своими собственными руками мы подготовили падение державы, и урок этот следует помнить, чтобы не позволить повторения трагического сценария.
Дружбу следует ценить, если она настоящая, и не подличать, не шакалить, не обижать тех, кто слабее.
Но не смогли сохранить чистоту нации и сами булгары. Позднее они сольются со сформировавшимися новыми этносами, такими как татары и чуваши. Автор Равиль Загидуллин Государство было многонациональным. Наряду с булгарами, здесь проживали значительные количества чувашей, башкир, удмуртов, вотяков, черемисов, другие малые народы. В Болгар на автобусе: групповая экскурсия Занятия и обычаи булгар Расположение государства определяло наиболее выгодные направления развития экономики Волжской Булгарии. По водному пути через Волгу лежал главный торговый путь из Каспийского моря в Европу. Стоящие на Волге города становились торговыми центрами.
Земли вдоль рек были плодородны, давали обильные урожаи. На них эффективно было заниматься земледелием. Местное население преуспело в этом. Высаживалось много видов зерновых. Часть из полученных урожаев шла на экспорт в другие страны. Покупателем зерна была и Русь, что хорошо помогало стране в голодные годы. Быстро приноровились переселенцы к новым условиям при разведении скота. Если ранее степные просторы стимулировали кочевой образ жизни, то переместившись на север булгары поняли, что здесь эффективнее оседлое хозяйствование.
В новых местах разводили коров, коз, овец, птицу. А булгарские кони имели постоянный спрос иностранных покупателей. Развитие бортничества было столь успешным, что его основы и традиции дошли до наших времен, а мед татарских и башкирских пчеловодов популярен у жителей России. Славились за пределами страны и изделия булгарских ремесленников. Здесь искусно обрабатывали камень, металл, кожу. Гончары достигли высот в изготовлении своих изделий. Оружие, повозки, орудия труда продавались в соседние страны. Перстни, изготовленные волжскими булгарами Законы и обычаи в Булгарии отличались жестокостью.
За прелюбодеяние, воровство и любое убийство было смертельное наказание, которое часто приводилось в исполнение изощренными методами. Эти традиции были смягчены только после принятия новых законов уже в эпоху ислама. На заметку! У бренда Travelata теперь легко подобрать тур с возможностью добраться до места отдыха на поезде, а не только самолетом! Чтобы воспользоваться — жмите на ссылку! Городское строительство В Волжской Булгарии строили крупные для своего времени города. Раскопки свидетельствуют о том, что было построено немало городов, в которых жила значительная часть населения. На основании раскопанных городищ, археологи отнесли города булгар к трем категориям: крупные города; замки, в которых жили феодалы; военные крепости.
Данные археологов показывают, что булгары умели сооружать надежные укрепления. Их военные инженеры хорошо знали свое дело. Принцип создания укрепленного поселения был типичным для средних веков. Основная крепость укрывалась за надежными стенами с башнями и рвами. В них были поселения правителей, знатных и богатых жителей. Между стенами главного укрепления и вторым уровнем защиты располагался внутренний город, жителями которого были купцы, удачливые ремесленники, служители церкви, деятели культуры, врачи и учителя. Здесь были хорошие дома и широкие мощеные улицы. Следующее поселение тоже имело защиту в виде валов со рвами, которые были менее надежны.
Здесь селилось среднее сословие — мелкие ремесленники, торговцы. Эта часть поселения называлась «внешним городом». За последними укреплениями располагались крестьяне. У них были простые деревянные или глинобитные дома, часть жила в полуземлянках или землянках. У домов крестьян имелись хозяйственные постройки, в которых держали скотину, хранили урожай. При угрозе вражеского нападения, загородные жители могли укрыться в защищенной части города. Для гостей и торговых караванов имелись специальные кварталы или караван-сараи с помещениями для отдыха, складами, стойлами для скота. Для своего времени крупные булгарские города были значительно комфортабельнее и благоустроеннее европейских столиц.
Да и размерами они были значительно больше. Торговля Расположение Волжской Булгарии способствовало развитию торговли. Через нее проходили торговые пути между Востоком и Западом. В Ага Базаре, недалеко от Болгара — столицы государства, было выбрано место для проведения международной ярмарки. Булгария, находясь на перекрестке торговых путей и обладая крупными городами, которые могли предоставить возможности для расположения здесь торговцев и их товаров, стала центром, где встречались арабские и скандинавские торговцы. Обширные караван-сараи приносили немалые доходы. Хорошо пополняли казну и пошлины на ввозимые товары.
На них эффективно было заниматься земледелием.
Местное население преуспело в этом. Высаживалось много видов зерновых. Часть из полученных урожаев шла на экспорт в другие страны. Покупателем зерна была и Русь, что хорошо помогало стране в голодные годы. Быстро приноровились переселенцы к новым условиям при разведении скота. Если ранее степные просторы стимулировали кочевой образ жизни, то переместившись на север булгары поняли, что здесь эффективнее оседлое хозяйствование. В новых местах разводили коров, коз, овец, птицу. А булгарские кони имели постоянный спрос иностранных покупателей.
Развитие бортничества было столь успешным, что его основы и традиции дошли до наших времен, а мед татарских и башкирских пчеловодов популярен у жителей России. Славились за пределами страны и изделия булгарских ремесленников. Здесь искусно обрабатывали камень, металл, кожу. Гончары достигли высот в изготовлении своих изделий. Оружие, повозки, орудия труда продавались в соседние страны. Перстни, изготовленные волжскими булгарами Законы и обычаи в Булгарии отличались жестокостью. За прелюбодеяние, воровство и любое убийство было смертельное наказание, которое часто приводилось в исполнение изощренными методами. Эти традиции были смягчены только после принятия новых законов уже в эпоху ислама.
На заметку! У бренда Travelata теперь легко подобрать тур с возможностью добраться до места отдыха на поезде, а не только самолетом! Чтобы воспользоваться — жмите на ссылку! Городское строительство В Волжской Булгарии строили крупные для своего времени города. Раскопки свидетельствуют о том, что было построено немало городов, в которых жила значительная часть населения. На основании раскопанных городищ, археологи отнесли города булгар к трем категориям: крупные города; замки, в которых жили феодалы; военные крепости. Данные археологов показывают, что булгары умели сооружать надежные укрепления. Их военные инженеры хорошо знали свое дело.
Принцип создания укрепленного поселения был типичным для средних веков. Основная крепость укрывалась за надежными стенами с башнями и рвами. В них были поселения правителей, знатных и богатых жителей. Между стенами главного укрепления и вторым уровнем защиты располагался внутренний город, жителями которого были купцы, удачливые ремесленники, служители церкви, деятели культуры, врачи и учителя. Здесь были хорошие дома и широкие мощеные улицы. Следующее поселение тоже имело защиту в виде валов со рвами, которые были менее надежны. Здесь селилось среднее сословие — мелкие ремесленники, торговцы. Эта часть поселения называлась «внешним городом».
За последними укреплениями располагались крестьяне. У них были простые деревянные или глинобитные дома, часть жила в полуземлянках или землянках. У домов крестьян имелись хозяйственные постройки, в которых держали скотину, хранили урожай. При угрозе вражеского нападения, загородные жители могли укрыться в защищенной части города. Для гостей и торговых караванов имелись специальные кварталы или караван-сараи с помещениями для отдыха, складами, стойлами для скота. Для своего времени крупные булгарские города были значительно комфортабельнее и благоустроеннее европейских столиц. Да и размерами они были значительно больше. Торговля Расположение Волжской Булгарии способствовало развитию торговли.
Через нее проходили торговые пути между Востоком и Западом. В Ага Базаре, недалеко от Болгара — столицы государства, было выбрано место для проведения международной ярмарки. Булгария, находясь на перекрестке торговых путей и обладая крупными городами, которые могли предоставить возможности для расположения здесь торговцев и их товаров, стала центром, где встречались арабские и скандинавские торговцы. Обширные караван-сараи приносили немалые доходы. Хорошо пополняли казну и пошлины на ввозимые товары. Волжские булгары неплохо использовали присутствие иностранных купцов. Это способствовало развитию ремесел и сельского хозяйства. Ведь товары за рубеж зачастую не нужно было везти.
Их прямо на месте покупали заезжие гости. Религия в Волжской Булгарии Формирование государства Волжская Булгария проходило в непростой обстановке. На ее территории проживало много достаточно независимых этнических групп. Сложные отношения выстроились с Хазарским каганатом, которому приходилось платить дань. Эти факторы привели к пониманию, что успешно бороться с этими проблемами поможет принятие новой централизованной религии, взамен существующих языческих верований, которые больше выражались в форме ритуалов, но не затрагивали политическое устройство государства.
Волжская Булгария - карта
Так булгары фактически стали главенствующей частью золотоордынской культуры: здесь располагалась ставка Батыя , и именно монголы построили в Болгарах сохранившиеся по сей день каменные здания. Успенская церковь и Восточный мавзолей Междуусобные войны золотоордынцев привели к падению Волжской Булгарии: Болгар, как и прочие города булгар, были сожжены войсками Тимура в 1395. Восстановленный город сожгли в 1431 московские князья. В результате булгары восстановили государство, перенеся столицу в Казань. Тогда Волжская Булгария стала Казанским ханством , которое через несколько веков стало частью России. Неподалеку был основан православный Успенский монастырь. А вскоре основан город Спасск , в советское время известный под названием Куйбышев. Во время создания Куйбышевского водохранилища этот город был затоплен, а новый Куйбышев занял село Болгар. Рядом с ним в 1969 был создан Болгарский государственный историко-архитектурный заповедник, с самого начала задавшийся целью раскопать древнюю столицу болгар-булгар. Модель Болгар петровских времен Свое современное название Болгар советский Куйбышев получил в 1991 город.
В отличие от множества подобных достопримечательностей России, Болгары не только раскапывались, но и активно восстанавливались. Еще в начале двухтысячных на месте археологического комплекса были только шурфы и руины. С 2010 по настоящее время на месте бывших развалин возник целый культурный комплекс восстановленных зданий разных эпох и народов: Малый минарет, Соборная мечеть, Ханская усыпальница, Восточный мавзолей, Северный мавзолей, Чёрная палата, Восточная палата, Успенская церковь. На территории комплекса был создан музей Болгарской цивилизации, построена Белая мечеть. Кроме того, правительство Татарстана запустило на территории Болгар проект Международного центра археологических исследований и Международную археологическую школу. Для туристов появились уникальные экспозиции под открытым небом «История тюрко-татарской письменности» и «Средневековое ремесло города Болгар», функционирующие круглый год. Руины Ханского дворца Так руины неожиданно стали самым посещаемым малым городом России. Хотя люди едут сюда не только за археологическим экспириенсом. Реконструкция и паломничества: зачем ещё ехать в Болгары?
Раскопки гончарных мастерских Болгары благодаря своей богатой истории стали уникальным сплавом русской и татарской культуры. Сюда на поклон стекаются тысячи паломников со всех стран бывшего СНГ. Мусульман привлекает уникальная Белая мечеть , воздвигнутая в честь принятия булгарами читай — прототатарами ислама. Неподалеку функционирует одна из крупнейших в России Болгарская исламская академия.
В татарский период здесь находились усыпальницы — в одном из мавзолеев вы сможете увидеть найденные во время раскопок надгробные плиты. В русский период в Северном мавзолее был расположен монастырский погреб, в Восточном — православная церковь, относящаяся к Успенскому монастырю. Внутри Восточного мавзолея представлена экспозиция музеефицированного раскопа. Например, несмотря на то, что здесь был, по сути, храм, росписи, присущей православным церквям, на внутренних стенах вы не увидите. Служители понимали, что здесь находится усыпальница, и относились к этому факту с большим уважением. Успенская церковь Открыточный вид Болгарского городища — руины Соборной мечети, Большой минарет и возвышающееся рядом с ними здание православного храма. Впрочем, такое на первый взгляд удивительное соседство не уникально для Татарстана, в котором разные культуры и религии тесно переплелись много лет назад. Ее возвели на деньги казанского купца в честь визита Петра I. Церковь строили для нужд располагавшегося здесь Успенского монастыря. Для постройки фундамента церкви были использованы намогильные камни, взятые с болгарских памятников и усыпальниц. Например, новый храм должен быть расположен в непосредственной близости от уже существующего. А поскольку на тот момент функции храма выполнял Восточный мавзолей, новую церковь возвели рядом с ним — здания разделяет десяток метров. Так и получилось, что на территории исламского городища возвышается православная церковь. Остатки древней бани Недалеко от руин Соборной мечети находятся еще одни развалины — на этот раз, средневековой бани. В центральной части городища находятся руины бани с подпольной системой отопления — каналами и одной из печей. Самое интересное, что во время раскопок археологами были обнаружены следы древнего водопровода — вода поступала в баню по трубам. Это доказывает, что волжские булгары были высокоразвитым народом, владеющими такими инновационными по тем временам технологиями. Черная палата Трехэтажное здание, датируемое XIV веком, располагается в отдалении от основных строений Болгарского городища. Мнения о том, для чего оно было предназначено, до сих пор расходятся.
Принятие ислама в Волжской Булгарии. Булат Гильванов, 2005 год. Сильное войско, высочайший уровень мастерства булгарских оружейников и мощная экономика сделали Булгарию важным игроком на геополитической «шахматной доске» домонгольской Евразии. Ключ от евразийского транзита Торговля была краеугольным камнем булгарского экономического могущества. Важную роль здесь сыграли, конечно же, очень удобные логистические позиции на Средней Волге. Булгарское государство, казалось, самой природой было предназначено для ведения транзитной торговли между Западом и Востоком. Тысячи торговцев приезжали со всех концов континента на бурлящие рынки главных булгарских городов. Но неверно думать, что Булгария жила только за счёт перепродажи чужих товаров. Она не только продавала, но и производила. Булгария в огромном количестве вывозила меха бобра и куницы , рогатый скот, рыбу, чёрную икру, зерно, мёд и воск. А булгарские орехи занимали господствующее положение на внешних рынках. Не зря орехи в арабском мире называли «джузи» вероятно, от названия племенного союза гузов, признавших вассальную зависимость от булгарского государства. Булгарские бренды: сапоги, шапки и… соколы Но не только сырьё и прочие «дары природы» поставляла на мировые рынки Волжская Булгария. Имелись в её экспортной линейке и товары, как сейчас говорят, «с высокой добавленной стоимостью». По всей Евразии славились кольчуги и стрелы булгарских оружейников, а у всякого представителя высшей арабской знати должен был иметься «сюзь» — лучший в мире булгарский охотничий сокол. Продажа специально выученных охотничьих соколов составляла немалую долю в экспортной выручке булгарского государства. Сейчас это звучит, конечно, несколько необычно, но надо учитывать реалии средневекового общества, когда охота, в том числе и соколиная, была неотъемлемой частью повседневной жизни каждого уважающего себя знатного мужчины. Поэтому спрос на охотничьих соколов был огромный, а стоили они дорого. Из серии «Легенда о принцессе Алтынчеч и девушках-воительницах». Булат Гильванов, 2002 год. Во-первых, это меховые шапки из соболя или куницы. А во-вторых, несравненные сапоги из юфти специально обработанной кожи. Такие сапоги на Востоке даже прозвали «булгари» то есть «булгарские». Не стала исключением и Волжская Булгария. Сейчас археологи насчитывают порядка 170 булгарских городов это те, чьи следы удалось обнаружить.
Еще князь Святослав во время своего похода на Хазарию разгромил армию Волжской Булгарии. Однако в полной мере контролировать весь путь оказалось невозможно: Волжская Булгария сохранила самостоятельность и, соответственно, контроль над участком главной водной магистрали — рекой Волгой. Всего зафиксировано 15 конфликтов включая поход князя Святослава.
Волжская Булгария. Загадка пропавшего царства
Достопримечательность «Городище Булгар» по адресу Республика Татарстан, Спасский район. Урбанизация Волжской Булгарии способствовала развитию кирпичного ремесла, и кирпичная застройка получила широкое распространение. БУЛГАРИЯ ВОЛЖСКО-КАМСКАЯ (Болгария Волжско-Камская), государство в Среднем Поволжье и Прикамье. Активные торгово-экономические контакты Волжская Булгария поддерживала с Русью, другими странами Восточной и Западной Европы, а также с государствами Закавказья и Причерноморья. Nad 116 b блок питания схема. Схема центрального замка хендай акцент тагаз. Уха технологическая карта на 1 порцию.
БУЛГА́РИЯ ВО́ЛЖСКО-КА́МСКАЯ
Активные торгово-экономические контакты Волжская Булгария поддерживала с Русью, другими странами Восточной и Западной Европы, а также с государствами Закавказья и Причерноморья. В 922 году волжские булгары приняли ислам, и в память об этом событии уже в наше время был возведен памятный знак — здание высотой в несколько этажей. сильная торговая держава на берегах Камы и Волги, с ее арабским серебром и лучшими конями стала лучшей целью. Тюрко-Татарский Мир: Волжская Булгария -. карта Волжской Булгарии. Волжско-камская Булгария (болгария). Государство волжско-камских булгар (тюркоязычные племена, кочевавшие в Приазовье в VII в., затем переселились в Ср. Поволжье. Урбанизация Волжской Булгарии способствовала развитию кирпичного ремесла, и кирпичная застройка получила широкое распространение.
Волжская Булгария, или Волгария?
Мы знаем об этом и жизни булгар по пересказам арабских, русских источников. И позднее - казанских. В городах был водопровод, отопление и канализация. Как многие восточные цивилизации того времени, в Булгарии расцвела хирургия, астрономия и математика. Пика могущества Волжская Булгария достигла как раз накануне нашествия монгол. Страна опережала соседнюю раздробленную Русь по уровню развития и была единой.
Кто знает, если бы не монголы, говорили бы мы сейчас по булгарски? Близорукость Руси Войны с русскими вспыхивали и гасли сотни лет. То русские князья шли походом, чтобы отщипнуть часть серебряного булгарского пирога. То булгаре шли на Русь ответно. Русские князья брали города их.
А булгаре брали Муром, Устюг и Суздаль. Но начиная с 1220 года Волжская Булгария прекращает все войны. Эмиры готовятся к обороне от нового возможного врага. Они видели как пылает тысячелетний Самарканд и рушится сильнейшая держава Хорезмшахов. Как целые народы бросив все, бегут через волжскую землю на Запад.
Булгары готовились. Походов на русских не будет. Но русские князья продолжали нападать, не понимая для себя опасности со стороны далеких монгол. Вместо помощи они ослабляли волжский рубеж обороны. И этим подписали себе смертный приговор.
В 1220 году, когда Чингисхан разрушал Хорезм, Русь атаковала Булгарию объединенной армией великого князя Владимиро-Суздальской Руси Юрия Всеволодовича, князей ярославских, ростовских, муромских и переяславских. Это был обычный грабеж. Он закончился перемирием 1221 года. А уже в 1223 году Булгарию атакуют монголы. Они потерпят здесь первое поражение в истории.
Еще долгих 13 лет Волжская Булгария будет отражать атаки монголов. Монголам удастся захватить часть ее земель, но покорить государство они не смогут. Баранья битва. Первое поражение монголов в истории На Волге под Самарой монголы проиграли свою первую битву задолго до прихода Батыя Возвращение в Монголию После битвы на Калке а мы о ней обязательно поговорим и небольшого преследования в приграничной Руси Субэдэй повернул обратно в Монголию. Поисковый поход был закончен.
Хорезмшаха Мухаммеда они не нашли и никаких целей больше не было. К тому же два года «Великого рейда» в дальних западных землях серьезно потрепали 20 000-й отряд. Кровавая битва с русско-половецкой армией на Калке превратила два тумэна монгол в один. На Кавказе и в Крыму сопротивление грузин и аланов унесло 5 000 монгол, еще 5 000 Субэдэй потерял в бою с упрямыми русскими. Оставалось не больше 10 000 ветеранов пришедших с ним и Джэбэ из далекой Монголии.
За счет присоединения к армии войск разбитых народов покоренных , удавалось пополняться, но доля монголов неуклонно сокращалась. Пора было идти домой. Но на обратном пути монголов ждали неприятности. Узнав о приближении, саксины, жившие в низовьях междуречья Итиля и Жайыка Урала и Волги , увели скот и выжгли всю траву. Пришлось идти севернее в поисках продовольствия.
Волжская Булгария Волжская Булгария - сильная торговая держава на берегах Камы и Волги, с ее арабским серебром и лучшими конями стала лучшей целью. Победа над торговцами предполагалась совсем легкой. Монголы шли в нее по древним караванным дорогам. Вел их булгарин, бывший вали мэр города Хина Аблас-Хин. Он примкнул к монголам еще в 1222 году, когда они шли на Кавказ и Субэдэй ему доверял.
Но Аблас был булгарским Сусаниным и задолго предупредил своего эмира хана Чельбира о движении монголов. Недалеко от крепости Кермек, что была недалеко от Самары у Волги, тот подготовился к встрече. Хитрый план Против 25 000 монголов булгары собрали 25 000 своих. Включая отряды мордвы, башкир и других народов своей страны и союзников. Поле на Самарской Луке, которое было выбрано для засады по маршруту монголов, было удачным.
Оно упиралось в болота волжской поймы, рощи и овраги.
А булгарские орехи занимали господствующее положение на внешних рынках. Не зря орехи в арабском мире называли «джузи» вероятно, от названия племенного союза гузов, признавших вассальную зависимость от булгарского государства. Булгарские бренды: сапоги, шапки и… соколы Но не только сырьё и прочие «дары природы» поставляла на мировые рынки Волжская Булгария. Имелись в её экспортной линейке и товары, как сейчас говорят, «с высокой добавленной стоимостью».
По всей Евразии славились кольчуги и стрелы булгарских оружейников, а у всякого представителя высшей арабской знати должен был иметься «сюзь» — лучший в мире булгарский охотничий сокол. Продажа специально выученных охотничьих соколов составляла немалую долю в экспортной выручке булгарского государства. Сейчас это звучит, конечно, несколько необычно, но надо учитывать реалии средневекового общества, когда охота, в том числе и соколиная, была неотъемлемой частью повседневной жизни каждого уважающего себя знатного мужчины. Поэтому спрос на охотничьих соколов был огромный, а стоили они дорого. Из серии «Легенда о принцессе Алтынчеч и девушках-воительницах».
Булат Гильванов, 2002 год. Во-первых, это меховые шапки из соболя или куницы. А во-вторых, несравненные сапоги из юфти специально обработанной кожи. Такие сапоги на Востоке даже прозвали «булгари» то есть «булгарские». Не стала исключением и Волжская Булгария.
Сейчас археологи насчитывают порядка 170 булгарских городов это те, чьи следы удалось обнаружить. Крупнейшими из них были Булгар, Биляр и Сувар. Вид города Биляра с горы Балынгуз. Булат Гильванов, 2017 год. В начале 13-го века, накануне монгольского нашествия, Биляр достиг размеров, потрясающих воображение.
Русские летописцы называли его «Великим городом». По площади 500 га и численности населения до 50 тыс. Города Волжской Булгарии росли небывалыми темпами Город окружали три ряда укреплений, общей протяжённостью более 10 км. Здесь, в Биляре, находилась резиденция эмира и располагалась центральная соборная мечеть «джами». Кстати, одна из древнейших в Восточной Европе!
Биляр был многонациональным городом — открытым для всех, кто приходил с добрыми намерениями лучше всего, конечно же, если «по торговой надобности».
Самая распространенная версия — здесь был зал суда: на первом этаже, который находится на уровне земли, содержались заключенные, а на втором и третьем — те, кто их судил. Однако рядом с Черной палатой также были обнаружены следы древнего водопровода, что не совсем соотносится с концепцией судебного дома. Малый минарет 16-метровый каменный столб, на вершину которого ведут 40 ступеней.
Попасть наверх можно и сегодня — вы удивитесь крутизне подъема и узости внутреннего пространства. Согласно поверьям, если в момент подъема обратить свои мысли к Всевышнему и искренне раскаяться в своих грехах, то с каждой преодоленной ступенькой вам будет отпускаться один из совершенных грехов. Малый минарет, согласно местным сказаниям, был построен на месте захоронения «святых булгар». Осмотритесь — отсюда открывается великолепный вид на ландшафты Болгарского городища.
Белая мечеть Это изящное здание построили в Болгаре в 2012 году. Таким образом была восстановлена историческая справедливость: в месте принятия татарами ислама впервые за долгое время, наконец, появилась действующая мечеть. Белая мечеть — по-татарски «ак мечэт» — расположена в отдалении от основного городища, поэтому нужно рассчитывать время, чтобы успеть в нее попасть. Это действующее религиозное сооружение, внутрь пускают всех желающих при соблюдении ряда правил: на голове должен быть платок у женщин , колени должны быть закрыты независимо от пола , обувь — оставлена за специальной чертой на входе в мечеть но можно надеть бахилы.
Внутреннее убранство — стены, потолки, люстра — выполнено преимущественно в белых тонах. Тонкие линии, арабская вязь, изящные узоры — эта мечеть считается одной из самых красивых в Татарстане. Интересно, что на стенах висят электронные табло: на них высвечивается время намазов — каждый день оно разное, поскольку зависит от времени восхода и заката. Белая мечеть расположена в отдалении от основного городища.
Здесь проводят рыцарские турниры: одевают доспехи и берут в руки средневековое оружие. Уже 25 лет ежегодно в республику съезжаются любители юмора и почитатели таланта Великого комбинатора. А если вы фанат автомобилей, то непременно захотите на выставку ретро-машин. Возраст некоторых экспонатов уже перевалил за сотню лет, а они еще на ходу.
Каким же было место Волжской Булгарии в этой идеальной модели миропорядка, которую арабские географы X в. Эти же народы либо как соседние, либо как связанные с булгарами торговыми отношениями названы и в других местах Введения [Opus geographicum, 1938—1939, p. Эти указания полностью согласуются с данными о географическом положении и этническом окружении булгар, имеющимися в основной части сочинения Ибн Хаукаля. Говоря о размерах земли с севера на юг, Ибн Хаукаль измеряет это расстояние от побережья Окружающего океана через землю Йаджуджа и Маджуджа, землю славян, «землю внутренних булгар и славян», Византию, Сирию, Египет, Нубию, Судан, страну зинджей вплоть до южного побережья Окружающего океана [Opus geographicum, 1938—1939, p. Одновременная близость в этом перечне этнотопонима «внутренние булгары» к Йаджуджу и Маджуджу то есть к северным областям ойкумены и к прилегающей к этим северным областям «земле славян», с одной стороны, и к Византии, с другой, оставляет простор для различного толкования этого термина. Однажды встречается термин «внутренние булгары», причем контекст его упоминания исключает однозначную трактовку этнотопонима как обозначения волжских булгар либо дунайских. В данном случае упоминание булгар в одном ряду с народами, находившимися в сфере влияния Византии, могло быть связано с представлением о географической близости волжских булгар к хазарам, русам и славянам.
Однако более вероятно, что тут все-таки имеются в виду не волжские, а дунайские болгары. Не случайно в другом месте Ибн Хаукаль уточняет, что в орбите влияния Византии находились именно христианские народы: «В государство ар-Рум входят пределы славян и соседних с ними русов, ас-Сарира, алан, армян и [других народов], исповедующих христианство» [Opus geographicum, 1938—1939, p. Так, сказано, что от страны Йаджуджа до булгар и страны славян около 40 переходов [Opus geographicum, 1938—1939, p. А когда обрисовывается область расселения тюркских народов, Булгария указывается как пограничная территория [Opus geographicum, 1938—1939, p. Это утверждение можно считать заключением, сделанным на основании тех сведений, которые имеются в основной части сочинения. Несколько раз Булгария упоминается как пограничная область, от которой, в частности, удобно считать расстояния. Это также согласуется с информацией из основной части сочинения — о том, что русы были одним из главных торговых контрагентов булгар, а также о том, что Булгар был меньше по своим размерам, чем Куйаба русов [Opus geographicum, 1938—1939, p.
Судя по характеристике восточноевропейских народов в главе о Каспийском море, где главное внимание уделено Хазарии, можно было бы ожидать, что и в рассказе о мировых империях Хазарии как наиболее крупному государству Восточной Европы также будет отведена важная роль в региональном масштабе. Однако, оценивая значимость того или иного государства в контексте миропорядка в целом, Ибн Хаукаль расставил иные акценты на восточноевропейском пространстве, никак не выделив Хазарское государство по сравнению с другими. При сравнении информации о булгарах во Введении и в основной части сочинения Ибн Хаукаля бросается в глаза одно обстоятельство. Реальная информация, лежавшая в основе этой традиции, по своему происхождению была самым тесным образом связана с функционированием Волго-Каспийского торгового пути, участок которого от Булгара и ниже до впадения в Каспийское море был хорошо знаком исламским купцам уже в IX веке. Поэтому локализация Волжской Булгарии на карте Ибн Хаукаля «привязана» к изображению реки Атил и тем народам, которые, как было известно арабским географам, соседили с булгарами, прежде всего, к русам и славянам. Таким образом, первое картографическое изображение Волжской Булгарии в исламской географии опирается на существовавшую с IX в. Эта концептуализация выражалась, во-первых, в картографической локализации булгар, и во-вторых, в позиционировании Булгарии на религиозно-политической карте мира как государства, занимавшего периферийное положение по отношению к трем мировым империям Византии, Исламскому миру и Китаю , но в то же время весьма значимого в контексте рассказа об ойкумене в целом.
Новизна информации о Волжской Булгарии в сочинении Ибн Хаукаля была связана, прежде всего, с концептуализацией места Булгарии на карте мира. References 1. Jackson, I. Konovalova, A. Podosinov eds. III: Oriental Sources. Kalinina, I.
Konovalova, V. Petrukhin eds. Usmanov, R. Khakimov eds. Khuzin ed. Kazan: RukhIL, 2006 in Russian. Kenderova S.
Book by Ahmad Ibn Fadlan. Kuleshov tr. Exibition Catalog. Kovalevskiy A.