Заступничество маршала Г. Жукова за Валентина Михайловича Ковальчука спасло его от наказания за разглашение секретных сведений, помогло учёному продолжить важнейший труд его жизни.
Дороги жизни: какой путь прошел главный исследователь блокады Ленинграда
Одним из немногих получил доступ к секретным материалам. Изучал обеспечение Ленинграда инженерной, транспортной инфраструктурой во время блокады, прокладку топливных коммуникаций и электрического кабеля по дну Ладоги, железной дороги, которая была построена за 17 дней после прорыва блокады», — отметил губернатор. До его исследований считалось, что их 600 тысяч, однако историк настаивал, что погибших в эти страшные дни было намного больше.
Именно Валентин Ковальчук в соавторстве с Геннадием Соболевым первыми написали, что число жертв блокады занижено. На Нюрнбергском процессе была озвучена цифра в 600 тысяч человек. В статье "Ленинградский реквием" сказано: не менее 800 тысяч.
Впоследствии доказали: не менее миллиона. Для того, чтобы опубликовать такое, требовалось определенное гражданское мужество. И он написал письмо в ЦК. И началась свалка полная. Эту цифру запретили, там же был Главлит, цензура жесткая", — рассказывает Михаил Ковальчук.
Собирая данные, историки обошли не только кладбища. В блокаду крематориями становились печи многих заводов, а храмы и ипподромы — моргами. Умерших привозили на ипподром и складывали как дрова, штабелями", — вспоминает Ида Серенко. Петербургский городской суд, рассматривая вопрос о признании блокады геноцидом советского народа, подтвердил правильность этих выводов. На слушаниях прокуратура представила уточненную информацию по числу жертв: миллион и почти 100 тысяч человек.
Благодаря академической смелости Валентина Ковальчука, стал ясен масштаб ленинградской трагедии, были отнесены к преступлениям безымянные, не посчитанные смерти. В день 80-летия полного снятия блокады в Институте истории РАН открыли мемориальную доску в память об ученом. Блокадный музей вновь был открыт в 1989 году. Сейчас каждый дошкольник в России знает о подвиге Ленинграда. Многие блокадные дети теперь уже дедушки и бабушки.
Как ни больно, а все же часто вспоминают события тех страшных дней. Бабушку звали Роза. И я говорил: "Бабушка Ррроза, ты только не выбрррасывай". Я до сих пор собираю крошки со стола, я не могу терпеть плесневелого хлеба, я не могу допустить, чтобы хлеб могли выбрасывать. Вот это след от блокады, что самое дорогое — это хлеб", — говорит Исай Кузинец.
Оказалось, нет", — признается Ида Серенко. До последнего в Ленинграде, до последнего ленинградца! Не получилось!
Он также предлагал для изучения истории блокады Ленинграда создать особую структуру.
По решению Президента России музей остался на старом месте в Соляном переулке, хотя были другие предложения. По поручению Владимира Владимировича Путина была расширена его экспозиция и создан Институт истории обороны и блокады Ленинграда, который продолжает исследования Валентина Ковальчука».
Сейчас в это трудно поверить, но до середины 60-х годов тема Блокады почти не поднималась в отечественной исторической науке. Она была табуирована партийной верхушкой, не желающей вспоминать о страданиях, что выпали на долю жителей города. Музей обороны и блокады в Соляном переулке начали создавать в 1943-м, когда город еще стягивало кольцо вражеской осады.
Здесь собирали оружие, наше и трофейное, а также дневники, письма и вещи ленинградцев. Большую часть коллекции уничтожили в конце 40-х годов после так называемого "ленинградского дела". Музей тоже попал под репрессии. Из 36,5 тысяч экспонатов осталось всего несколько десятков. Память о блокадных событиях стали постепенно предавать забвению. Возродили экспозицию, посвященную подвигу ленинградцев, только в 89-м году.
Но первые попытки восстановить историческую справедливость сделали в начале 60-х Валентин Ковальчук и его коллеги. В Ленинградском отделении института истории он возглавил группу исследователей, занимавшихся анализом боевых действий под Ленинградом в годы Великой Отечественной. Ради этого полковник Ковальчук прервал блестящую военную карьеру и ушел с должности завкафедрой в Военно-Морской академии. Стал простым младшим научным сотрудником, здорово потерял в зарплате, лишился военных привилегий. Зато целиком погрузился в любимую историческую науку. Кроме военных действий, предметом изучения стала и "запретная" блокадная тема.
Ну, как бы сам город жил, и роль Сталина или роль центра, она была ослаблена. Потом все было засекречено абсолютно.
В Петербурге открыли памятную доску историку блокады Валентину Ковальчуку
По мнению главы Минобрнауки России Валерия Фалькова, Валентин Ковальчук был безгранично предан науке: он считал, что ученый должен в первую очередь опираться на факты и профессионально их трактовать, а также «болеть» той темой, которой занимается. Юрий Валентинович Ковальчук родился в Ленинграде 25 июля 1951 года. Отец — Валентин Михайлович Ковальчук — советский историк. биография, новости, личная жизнь. «Валентин Михайлович Ковальчук – человек, который посвятил себя изучению истории блокады Ленинграда. Он один из немногих получил доступ к секретным материалам. Валентин Ковальчук смог найти неизвестные данные о снабжении защитников Ленинграда и гражданского населения. 27 января 2024 года в Санкт-Петербургском институте истории РАН состоялось торжественное открытие мемориальной доски выдающемуся историку, крупнейшему специалисту по Великой Отечественной войне — Валентину Михайловичу Ковальчуку.
Памятную доску историку блокады Валентину Ковальчуку торжественно открыли в Петербурге
В Петербурге увековечили память историка блокады Валентина Ковальчука Поделиться Губернатор Санкт-Петербурга посетил торжественную церемонию открытия памятной доски Валентину Ковальчуку. Фото: пресс-служба администрации Санкт-Петербурга Губернатор Санкт-Петербурга посетил торжественную церемонию открытия памятной доски советскому и российскому историку, доктору исторических наук Валентину Михайловичу Ковальчуку. Военный, награжденный орденом Красной звезды и орденом Отечественной войны, после выхода в отставку он начал исследовательскую работу. Один из немногих получил доступ к секретным материалам. Изучал обеспечение Ленинграда инженерной, транспортной инфраструктурой во время блокады, прокладку топливных коммуникаций и электрического кабеля по дну Ладоги, железной дороги, которая была построена за 17 дней после прорыва блокады», — подчеркнул Александр Беглов.
Давай, будто бы сам город жительствовал, и роль Сталина или роль фокуса, она была обессилена. Впоследствии всё было засекречено безотносительно. И нелегко представить, зачем папа этим занялся», — поделился сын историка и президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук. Сообразно официальным послевоенным настоящим, от голода, немочей и бомбежек в Ленинграде погибли 632 253 человека. Цензура пресекала любые попытки оспаривать это. Переломить ситуацию решился Валентин Ковальчук. Они вот взяли документы треста «похоронное дело», они взяли документы по эвакуации, по лозунгу, мобилизации в армии, и у них вышло, что таковских жертв было, верно, не менее 800 тыс.
Ковальчук опубликовал эти настоящие в научной статье в журнале «Спросы истории». Публикацию разгромили после бессчетных иеремиад. Ответственный за снабжение сильев Ленинградского фронта и народонаселения города Дмитрий Павлов обвинил ученого в «идеологической диверсии». Иной величавой темой для историка стала коммуникация осажденного города.
Александр Беглов особо подчеркнул, что Валентин Ковальчук очень много сделал для установления правды о погибших в блокадном Ленинграде. Эта цифра намного больше, чем 600 тысяч, которая признавалась до исследований Валентина Ковальчука. По последним исследованиям, и это доказал суд, — в Ленинграде погибло более миллиона человек», - отметил губернатор. Много документов, материалов, свидетельств было утеряно. Валентин Ковальчук предлагал, чтобы музей был возрожден на старом месте в Соляном переулке, и он был открыт в 1989 году.
Напомним, Валентин Михайлович Ковальчук 22 июля 1916 — 4 октября 2013 — крупнейший специалист по истории обороны и блокады Ленинграда, более полувека занимавшийся изучением этой темы. Доктор исторических наук, заслуженный деятель науки РСФСР, автор более 200 научных работ, а также фундаментальных научных трудов, в числе которых — один из первых сборников документов о битве за Ленинград «900 героических дней», пятый том «Очерков истории Ленинграда», «Ленинградский реквием в соавторстве с Г. Читайте также.
«В Петербурге открыта памятная доска выдающемуся историку блокады Валентину Ковальчуку»
Глава города отметил, что историк один из немногих получил доступ к секретным материалам. Он изучал обеспечение Ленинграда инженерной, транспортной инфраструктурой во время блокады, прокладку топливных коммуникаций и электрического кабеля по дну Ладоги, железной дороги, которая была построена за 17 дней после прорыва блокады. Александр Беглов особо подчеркнул, что Валентин Ковальчук очень много сделал для установления правды о погибших в блокадном Ленинграде — цифра намного больше, чем 600 тысяч, которая признавалась до его исследований. Это доказал суд.
О ткрытие памятной доски прошло в день 80-й годовщины со дня полного снятия блокады Ленинграда, длившейся почти 900 дней.
Валентин Ковальчук - заслуженный деятель науки России, выдающийся историк, один из крупнейших специалистов по истории Великой Отечественной войны и обороны Ленинграда. Автор более 200 научных работ, освещающих важнейшие вопросы новейшей истории России, особенно истории Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда.
Много документов, материалов, свидетельств было утеряно. Валентин Ковальчук предлагал, чтобы музей был возрожден на старом месте в Соляном переулке, и он был открыт в 1989 году. Он также предлагал для изучения истории блокады Ленинграда создать особую структуру. По решению Президента России музей остался на старом месте в Соляном переулке, хотя были другие предложения.
По поручению Владимира Владимировича Путина была расширена его экспозиция и создан Институт истории обороны и блокады Ленинграда, который продолжает исследования Валентина Ковальчука», - отметил Александр Беглов.
Под его руководством вышел один из первых сборников документов о битве за Ленинград «900 героических дней», пятый том «Очерков истории Ленинграда», посвящённый военному периоду, и многие другие фундаментальные научные труды. В 1965 году в соавторстве с Г. Валентин Ковальчук доказал, что реальное количество ленинградцев, погибших в годы блокады от голода, значительно превышает озвученную на Нюрнбергском процессе цифру в 632 тысячи человек и составляет не менее 800 тысяч. Современные научные исследования подтвердили выводы Ковальчука.
Новости и события Российского исторического общества
Крупнейший российский ученый-историк, доктор исторических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, главный научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории Российской Академии наук. В Санкт‑Петербургском институте истории РАН 27 января открыли мемориальную доску советскому и российскому историку, доктору исторических наук Валентину Михайловичу Ковальчуку. Валентин Михайлович Ковальчук окончил исторический факультет ЛГУ и адъюнктуру Военно-морской академии.
Открыта памятная доска выдающемуся историку блокады Валентину Михайловичу Ковальчуку
«Валентин Михайлович Ковальчук – человек, который посвятил себя изучению истории блокады Ленинграда. Он один из немногих получил доступ к секретным материалам. Отец президента Курчатовского института Михаила Ковальчука – Валентин Ковальчук – стал первым историком, который не побоялся взяться за тему блокады. "Можете себе представить, 15 лет после войны, подавляющее число этих документов было секретны. Историк и исследователь Валентин Ковальчук боролся за историческую правду, благодаря его трудам миру стали известны факты о Великой Отечественной войне. ГК Палій, ВП Ковальчук, НС Фоміна. Biomedical and biosocial anthropology, 82-85, 2014. На нашем книжном сайте Вы можете скачать книги автора Валентин Ковальчук в самых разных форматах (epub, fb2, pdf, txt и многие другие). Столетию со дня рождения выдающегося историка Валентина Михайловича Ковальчука была посвящена конференция «Актуальные проблемы истории блокады Ленинграда», которую провели Европейский университет в Санкт-Петербурге и СПб институт истории РАН.
Новости и события Российского исторического общества
В Петербурге открыли мемориальную доску историку Валентину Ковальчуку Прочитано: 540 27 января 2024 В Санкт-Петербургском институте истории РАН открыли мемориальную доску историку Валентину Ковальчуку, известному своим вкладом в изучение Великой Отечественной войны, блокады Ленинграда и новейшей истории России. Открытие памятной доски состоялось 27 января, в день 80-летия освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В церемонии открытия приняли участие губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин, сын ученого Михаил Ковальчук, ученые и журналисты.
В свое время ему удалось убедительно доказать, что количество жертв блокады, озвучиваемое в ту пору, официально едва ли не на треть меньше реальных цифр", — председатель Российского исторического сообщества Сергей Нарышкин.
Сейчас в это трудно поверить, но до середины 60-х годов тема блокады почти не поднималась в отечественной исторической науке. Она была табуирована партийной верхушкой, не желающей вспоминать о страданиях, что выпали на долю жителей города, рассказал наш корреспондент Игорь Максименко.
Соединив в своей работе архивы, мемуары и свою взгляд, интуицию, он создал такой сплав, благодаря которому мы можем сказать: он по-новому представил нам очень многие события того времени, — рассказал «Известиям» научный руководитель института всеобщей истории, президент Российского академического университета гуманитарных наук, академик РАН Александр Чубарьян. И, что важно, Ковальчук был не ученым-одиночкой, замкнуто работавшим над какой-либо темой, но лидером, человеком, вокруг которого собирались другие исследователи и, суммируя под его руководством свои находки и идеи, создавали действительно масштабные, основополагающие труды.
Валентин Михайлович сформировал целую научную школу. Валентин Ковальчук справа с академиком Ю. Поляковым — В 1979 году я поступил в аспирантуру Ленинградского отделения института истории, как раз в отдел, который возглавлял Валентин Михайлович. Институт считался храмом науки, и быть в аспирантуре там — это было, конечно, очень почетно.
Окружали нас люди, написавшие большое количество монографий, которые мы изучали, будучи студентами. Но обстановка была такая доброжелательная! И, что очень важно, молодых сотрудников всегда привлекали к научной работе. Мы ходили на заседания отделов, участвовали в обсуждении работ своих коллег или каких-то сторонних авторов, — поделился с «Известиями» Александр Чистиков, доктор исторических наук, соавтор и младший коллега Валентина Михайловича.
Атмосфера в доме была совершенно поразительная. У нас всегда было много гостей, было постоянное общение, веселье… Родители были исключительно образованными людьми. Я сейчас могу рассказать про любой дом в центре Петербурга, про каждый собор. Это как раз папа привил, он всё это знал.
Мы гуляли с ним по городу, на велосипеде ездили, и он всё мне рассказывал, — поделился Михаил Ковальчук. Валентин Ковальчук женой М. Виро, 1945 год Валентин Михайлович ушел из жизни в 2013 году, в возрасте 97 лет. Но по сей день его влияние на науку и изучение истории любимого города продолжается.
Прежде всего, он должен «заболеть» избранной темой, определить ее важность, степень ее изученности и обладать терпением и усидчивостью в поиске нужных документов. Конечно, основа истории — это факты. Но историк должен уметь анализировать документы, из фактов делать соответствующие выводы», — писал когда-то Валентин Михайлович.
Многие профессора прямо здесь в академии и жили. Многие здесь же и умерли. Среди них — знаменитый иллюстратор русских народных сказок Иван Билибин — похоронен в братской могиле на реке Смоленке. Он не успел воплотить задуманный цикл работ о войне, это сделали другие художники "Вячеслав Пакулин — один из самых пронзительных ленинградских художников. Он, например, писал только с натуры.
И вот его замерзшая фигура перед мольбертом на Невском, она ведь вошла во всю кинолетопись блокады", — рассказывает генеральный директор Русского музея Алла Манилова. Бесстрастное свидетельство страшного времени — кадры хроники, Ленинградская студия документального кино — Лендок — ни на сутки не прекращала работу. Вот мы видим, как с Аничкова моста снимают знаменитую конную группу Клодта. Мост в народе называли "пронеси, Господи", его часто бомбили и, чтобы спасти скульптуры, их пришлось закопать в землю. Вот объявление: кто-то меняет кровать и венские стулья на еду. А это та самая страшная первая блокадная зима — вмерзшие в землю трамваи, тела на саночках. То время, когда была самая высокая смертность и самый низкий паек. Для нас это праздник был.
Сварили вроде как луковый суп. Какой-то запах был. Но что такое засохшая луковица? Сами понимаете", — делится воспоминаниями жительница блокадного Ленинграда Ида Серенко. Командование вермахта привлекало ученых, которые высчитывали, сколько понадобится времени, чтобы истребить все население. Люди на таком пайке физически не могут жить, докладывали те, не следует рисковать немецкими солдатами, ленинградцы умрут сами. Один из этих ученых после войны говорил: я все-таки старый пищевик, я не понимаю, что за чудо у вас там произошло. Ну а что делать?
То крошки хлеба принесут лишние, то еще что. Ну, видно, таким путем выжили… "В один из дней мать потеряла карточки. А карточки в блокадном городе не восстанавливались. И вот наш сосед по квартире на свою рабочую карточку кормил себя, мать и меня", — говорит Исай Кузинец. И блокадный хлеб — с огнем и кровью пополам, как писала Берггольц, и продуктовые карточки, и личные дневники — потом войдут в экспозицию Блокадного музея.