Гриф секретности сняли лишь в конце девяностых, но и сегодня о людях, рисковавших жизнью и здоровьем ради успеха советской науки, известно мало.
Новая лунная гонка. Как изучали спутник Земли в СССР и зачем решили возродить эту программу?
Никаких сбоев во время запуска не зафиксировали. Первая прошла 12 августа, вторая — 16 августа. После этого станция вышла на окололунную промежуточную орбиту. Представители Роскосмоса сообщали , что «все системы функционируют штатно, связь устойчивая». У станции нет посадочного модуля, поэтому она должна была сесть целиком. Планировалось, что устройство будет посылать к Луне радиосигналы и принимать отраженные от ее поверхности. Таким образом станция получала бы данные о своей высоте, чтобы успешно прилуниться.
Поэтому, в систему Л-3, кроме как самой ракеты и верхних ступеней, которые, по своей сути, были разгонными блоками, входили Лунный орбитальный корабль ЛОК и спускаемый аппарат. Теперь, расскажем подробнее про ЛОК. Ракета-носитель "Н1" Сразу пометим, что Лунный орбитальный корабль разработали на базе космического корабля "Союз". Корабль состоял из спускаемого аппарата который возвращался на Землю , бытового отсека и рядом других отсеков и блоков, в которых помещались такие необходимые компоненты, как например двигатели, различные агрегаты и системы электропитания.
К слову, бытовой отсек Лунного орбитального корабля служил камерой для перехода на спускаемый аппарат. Для перехода в посадочный аппарат через открытый космос, создавался лунный скафандр "Кречет". Ну и конечно же, скажем о посадочном аппарате. Без него, пилотируемая миссия была бы бессмысленной.
Состоял этот аппарат из кабины для космонавта, которая была герметичной. Кроме того, был отсек для двигателей и других агрегатов. На аппарате была как автоматическая система посадки, так и ручная, позволяющая производить посадку визуально через специальный иллюминатор.
Для того чтобы понять, почему Советский Союз при всем желании не смог бы обогнать американцев, надо разобраться в той своеобразной атмосфере, сложившейся в советской космонавтике. У каждого из «главных» были своя специализация и свое видение дальнейшего развития отрасли. В частности, все три бюро разрабатывали собственную сверхтяжелую ракету для полета на Луну, но предпочтение в конечном итоге было отдано Королеву. Для того чтобы этого добиться, отец советской космонавтики был вынужден отказаться от трехпусковой схемы полета на Луну и предварительных испытаний двигателей для своей Н-1, этой ракеты-колосса. Несмотря на заявления Хрущева в духе «Сколько надо средств, столько и найдем» тем более что Никиту Сергеевича вскоре отправили в отставку , Королеву пришлось экономить: иначе его лунной программе могли предпочесть, к примеру, янгелевскую. Кроме конкуренции между тремя «главными» за доступ к государственным заказам, напряженными были и отношения в ключевой смежной отрасли — двигателестроении. Никакая ракета не может улететь без надежной стабильной работы двигателей. Вокруг вопроса выбора компонентов для их работы также разгорелись ожесточенные дискуссии. Королев предпочитал кислородно-керосиновые и кислородно-водородные варианты, что стоило ему дружбы со своим ближайшим соратником Валентином Глушко — главным ракетным «двигателистом» Советского Союза. Глушко настаивал, что на первой ступени ракеты-носителя Н-1 должны быть установлены двигатели на высококипящих компонентах: крайне ядовитых азотном тетраоксиде и несимметричном диметилгидразине гептиле. Конфликт между двумя основоположниками советской практической космонавтики приобрел такой характер, что Глушко просто отказался работать с Королевым по лунному проекту, и ОКБ-1 было вынуждено обратиться к моторостроительной фирме Николая Кузнецова, ранее работавшей для авиации. Установка Н-1 на стартовом столе. Композитное фото, склейка кадров архивной съемки. Автор: Nick Stevens nick-stevens. Была еще четвертая и пятая ступени, предназначенные для разгона к Луне и торможения на ее орбите. На всю эту конструкцию были установлены два корабля: лунный орбитальный ЛОК и лунный посадочный ЛК со своими двигательными установками. Это была колоссальная конструкция, стартовая масса которой доходила до 2750 тонн. И при всем при этом в выбранном однопусковом варианте с околоземной орбиты Советский Союз мог отправить к Луне всего 30 тонн. Аналогичный показатель американского «Сатурна-5» составлял 45 тонн. В целях экономии Королев отказался и от строительства крайне дорогостоящих наземных стендов для испытания двигателей. Американцы же на это денег не жалели. Таким образом, одноразовые по программе полета двигатели были фактически многоразовыми». Советская практика была совершенно иной. Завод выпускал двигатели партиями по шесть штук. От каждой партии военный приемщик отбирал два двигателя на огневые испытания. Если они проходили нормально, то остальные четыре из этой партии автоматически отправлялись на сборку ракетных блоков. Естественно, никакой гарантии, что в одном двигателе из этой четверки не будет какого-нибудь технологического дефекта, не было, а нештатной работы всего лишь одного устройства из нескольких десятков, установленных на Н-1, как показали дальнейшие испытательные полеты, было достаточно, чтобы запуск всей ракеты-гиганта закончился провалом. Н-1 на стартовом столе. Кадр из кинохроники К 1968 году стало очевидно, что опередить американцев не удастся. В срочном порядке была разработана и запущена альтернативная программа доставки лунного грунта на Землю при помощи автоматического аппарата. Понапрасну рисковать жизнью людей ради политической сенсации мы не намерены». Параллельно работы над Н-1 все же продолжались. Ее первый летный экземпляр был готов к испытательному пуску лишь в начале 1969 года. Все закончилось неудачей: на 68-й секунде полета первая ступень отключилась, ракета упала в 52 километрах от старта.
Также он передает данные, согласно которым у полюсов небесного тела в твердом состоянии предположительно имеется вода, что косвенно подтверждает ранее полученную информацию с «Луны-24». Интерес к Луне возобновлен с новой силой. Он еще больше возрастает в конце девяностых, когда американский автоматический аппарат Lunar Prospector, имеющий на борту магнитометр, электронный рефлектометр, нейтронный спектрометр, гамма-спектрометр и альфа-спектрометр, подтвердит наличие водяного льда у полюсов. К тому моменту сразу несколько стран, включая Россию, США, Японию, Китай и Индию вновь заинтересованы в исследовании ближайшего к нашей планете небесного тела. Начинается вторая космическая гонка. И в ней теперь участвуют не две сверхдержавы, а куда больше стран. С начала девяностых годов начинаются робкие попытки возобновления отечественной лунной программы. С подтверждением наличия у полюсов залежей льда ученые вновь заговорили о необходимости полетов к спутнику. К тому же, на нем были обнаружены и другие полезные ресурсы. К примеру, присутствующий в лунных минералах гелий-3 потенциально является отличным топливом для современной энергетики. А на Луне по самым скромным подсчетам его запасы исчисляются сотнями тысяч тонн. Полноценный старт российской лунной программы тормозила только сложная экономическая ситуация в стране. В определенный момент проект даже полностью заморозили, отдав предпочтение исследованию Марса и его спутников. Но с путешествиями к четвертой по удаленности от Солнца планете тоже хватало проблем. После неудачного старта АМС «Марс-96» в ноябре 1996 года отказал разгонный блок, в результате чего ракета-носитель «Протон» была уничтожена в атмосфере спустя несколько часов после запуска прозвучали первые попытки возобновления лунных миссий. Однако в итоге предпочтение вновь отдали полетам к Марсу. В 1998-м был утвержден проект «Фобос-грунт», целью которого стало бы путешествие к спутнику четвертой планеты. Изначально запуск миссии планировался на 2004 год. А возвращение космического аппарата — на 2008-й. Затем запуск неоднократно откладывался. В итоге старт состоялся в ноябре 2011-го, но практически сразу связь с АМС была потеряна. Неудача и закрытие проекта «Фобос-грунт» позволила полностью сконцентрироваться на других целях. В частности, вернуться к реализации лунной программы. Еще с 1997 года велись работы по запуску российского аппарата на поверхность спутника Земли, которые то и дело приостанавливались по разным причинам. Иногда из-за нехватки финансирования, а порой ради развития марсианской и других программ. К концу нулевых в правительстве все больше обсуждают проект «Луна-Глоб». Он выглядит более перспективным, чем другие космические исследования. И в апреле 2013-го его переименуют в «Луну-25», как дань советскому наследию и легендарным миссиям прошлого столетия. И снова ряд проблем заставляет раз за разом откладывать старт автоматической станции.
«Роскосмос» в очередной раз перенес запуск первого за 50 лет лунного аппарата
Наиболее известные миссии лунной программы Советского Союза — в материале «Вечерней Москвы». «» рассказывает о зарождении лунной программы СССР, которая предшествовала запуску «Луны-25», и о том, что сегодня делает Россия для ее возрождения. Советская пилотируемая лунная программа, возможно, была обречена изначально — с самого старта в ней господствовала неразбериха. Наиболее известные миссии лунной программы Советского Союза — в материале «Вечерней Москвы».
Рассекречена лунная программа СССР
Советская лунная программа стала всего лишь ответом США. Советская лунная программа возникла в условиях жесткой конкуренции, в период холодной войны и космической гонки между двумя сверхдержавами — СССР и США. Советская лунная программа потерпела фиаско, и единственное, что теперь напоминает о некогда великой ракете — семейство разгонных блоков «Д», представляющих собой пятую ступень системы Н-1-Л3 с двигателями на керосине и жидком кислороде. Это достаточно редкие экспонаты, которые отражали этапы освоения лунной программы в СССР. 3 запуска, 3 неудачных (все - аварии.
Выбор редакции
Пилотируемая лунная программа «Аполлон» была принята в 1961 году как ответ на полёт в Космос Юрия Гагарина. Первая успешная высадка на Луну случилась уже 20 июля 1969 года в рамках миссии «Аполлон-11». Полностью программа была закрыта в 1975 за ненадобностью: превосходство США в лунной гонке было зафиксировано. Член последнего лунного экипажа "Аполлон-17" едет по поверхности Луна на ровере в 1972 году Фото: NASA За это время произошло только 2 крупные аварии: во время наземных испытаний «Аполлона-1» произошёл пожар, в результате которого погибли 3 астронавта. А экипаж «Аполлона» был вынужден отказаться от прилунения из-за взрыва бака с жидким кислородом и выхода из строя батарей топливных элементов. С риском для жизни экипаж всё-таки вернулся на землю. Во вторую лунную гонку США вступили в 2010 году на 4 года раньше России , придумав программу «Созвездие». Именно в рамках этой программы должна была в 2016 году совершить первый полёт ракета SLS. Но сроки были сорваны и по ракете-носителю, и по космическому кораблю Orion. Всё завершилось отменой программы. А в 2017 году американцы разработали актуальную на данный момент программу «Артемида», основой которой должны стать ракета-носитель сверхтяжёлого класса SLS, космический корабль Orion и окололунная станция Lunar Gateway.
Изначально этот проект задумывался как многонациональный. Должна получиться лунная МКС. С Россией тоже шли переговоры, но они ничем не закончились. В 2022 году «Орион» с манекенами и роботами на борту совершил первый испытательный облёт Луны и успешно вернулся на Землю. Обратите внимание: США не пытались сразу сажать технику на поверхность Луны. Спустя полвека они начали с наработки компетенций по облёту Луны, отработке связи и других базовых вещей. Сейчас совсем другие технологии, раньше была аналоговая связь с очень низкой пропускной способностью, теперь же все в цифре и надо передавать десятки мегабит в секунду, это совсем другая задача. В 2024 году к Луне отправятся первые астронавты, но сначала они тоже просто облетят Луну. Посадка запланирована только на третий полёт в 2025 году, если всё пойдёт по плану. Китайская лунная программа.
Битва за ресурсы И хоть сейчас очевидным лидером в пилотируемой программе являются США, именно Китай стал инициатором новой лунной гонки в 2004 году. Лунную программу, основанную на добыче полезных ископаемых титан и гелий-3 как топливо для термоядерной энергетики будущего , начали разрабатывать ещё в 1998 году. А в 2004 году утвердили «Программу Чанъэ». Начал Китай тоже с облёта Луны: аппараты «Чанъэ-1» и «Чанъэ-2» в 2007 и 2010 года соответственно вышли на окололунную орбиту и приступили к сбору информации и созданию топографической карты Луны высокого разрешения. Прилунение было вторым этапом программы. В 2014 и 2020 году китайские аппараты «Чанъэ-5Т1» и «Чанъэ-5» произвели забор лунного грунта и доставили его на землю. Параллельно шло изучение спутника земли с помощью луноходов. Модуль «Чанъэ-3» с луноходом «Юйту» совершил мягкую посадку в декабре 2013 года.
С космическим аппаратом было проведено семь сеансов радиосвязи, вовремя которых на Землю передавались панорамные изображения поверхности Луны.
Полет «Луны-9» имел решающее значение для дальнейших полетов к Луне, включая полеты человека. В 2016 году исполняется 50 лет со дня первой посадки на Луну космического аппарата «Луна-9». В экспозиции нашего музея представлены вымпелы, которые были установлены на аппарат «Луна-9» и доставлены на поверхность Луны. В фонде «Нумизматики и фалеристики» хранятся вымпелы, аналогичные вымпелам, установленным на космическом аппарате. Это достаточно редкие экспонаты, которые отражали этапы освоения лунной программы в СССР. Вымпелы, установленные на космическом аппарате «Луна-12» 22 октября 1966 года был запущен третий искусственный спутник Луны — космический аппарат «Луна-12». Во время работы космический аппарат сфотографировал лунную поверхность и передал крупномасштабные снимки на Землю, выполнил комплекс радиоастрономических наблюдений. Вымпел, установленный на космическом аппарате «Луна-14» Космический аппарат «Луна-14» был выведен на траекторию полета к Луне 7 апреля 1968 года с помощью ракеты-носителя «Молния-М». В результате длительных, систематических траекторных измерений были получены уточненные данные по определению гравитационного поля Луны, а также для построения точной теории движения Луны.
В интересах будущих пилотируемых экспедиций на Луну были проведены измерения потоков заряженных частиц, идущих от Солнца и космических лучей. Вымпелы, установленные на космическом аппарате «Луна-15» «Луна-15» — пятый искусственный спутник Луны, запущенный 13 июля 1969 года, первый космический аппарат третьего поколения. Этот космический аппарат был предназначен для доставки на Землю образцов лунного грунта. В процессе полета проводились научные исследования в окололунном пространстве, испытывались новые навигационные системы. Программа полета «Луны-15» не была выполнена, т. Растиражированные вымпелы были с изображением лунохода.
Луноходы перемещались по поверхности спутника с помощью двух пар по четыре колеса, установленных вдоль корпуса длиной около 170 см и шириной около 160 см. Интересно, что каждое из колес оборудовано независимой подвеской, собственным мотором и тормозом. Еще одно изменение, которое внесли разработчики по итогам первой миссии, система питания корабля. В отличие от своего предшественника, оборудованного кремниевой солнечной панелью, «Луноход-2» использовал арсенид-галлиевые элементы, которые производили до 1 кВт мощности.
При этом атомное топливо использовалось для обогрева устройства во время лунной ночи, которая длилась 14 дней. Исследовательской станцией управляла команда, состоящая из пяти человек. Они находились на Земле, наблюдали за движением робота с помощью трех телекамер, в том числе, установленной на выносной башне. При этом устройства передавали изображения высокого разрешения с разной скоростью: один кадр за 3,2, 5,7, 10,9 или 21,1 секунду. Кроме того, четыре фотокамеры позволяли делать снимки поверхности Луны. За время работы миссии «Луноход-2» сделал 93 панорамных изображения лунной поверхности и около 89 тыс. Кроме того, аппарат отправил на Землю стереоскопические данные, которые позволили изучить особенности рельефа кратера Лемонье и строение лунного реголита почвы. Результаты впервые показали, что горные породы в «морских» на дне гигантских кратеров и «материковых» частях Луны существенно отличаются.
Облет Луны с фотографированием ее обратной стороны и передачей изображения на Землю.
Передачу на Землю предполагается осуществить с помощью телевизионной аппаратуры при сближении ракеты с Землей... Источник: И. Так началась лунная гонка. Источник: Голос Америки Настоящий материал информация произведен, распространен и или направлен иностранным агентом «Голос Америки» либо касается деятельности иностранного агента «Голос Америки» Проблемы начались уже на старте. Большинство из первых советских автоматических межпланетных станций, предназначенных для изучения Луны, не выполнили свою задачу: успешными оказались только запуски «Луны-1», «Луны-2» и «Луны-3»: «Луна-1» сумела пролететь на расстояние порядка 6000 км от поверхности Луны, а «Луна-3» успешно выполнила гравитационный маневр. Остальные запуски закончились неудачей. Ставка на пилотирование В 1961 году в США была принята программа «Аполлон» — программа пилотируемых космических полётов с посадкой на Луну. Советское руководство, явно не ожидавшее такого поворота событий, схватилось за голову.
«Выдающееся достижение»: как советская станция «Зонд-5» осуществила первый в истории облёт Луны
Советская лунная программа | В условиях строжайшей секретности в СССР уже три года создаeтся своя лунная программа, идут испытания модулей серии «Союз». |
За водой в Море Кризисов. Как проходил последний советский полет к Луне? | О том, чем похожи советская и российская лунные программы, а также о планах СССР по освоению естественного спутника Земли и реализованных миссиях читайте в материале ТАСС. |
Роскосмос рассекретил документы советской лунной программы
С формальной точки зрения и американская, и советская лунные программы состояли из двух этапов: сначала пилотируемый облет Луны, затем высадка. Еще одним успехом советской лунной программы была первая в истории мягкая посадка на Луну, совершенная аппаратом «Луна-9» в начале 1966 года. Ровно тридцать лет назад, 21 февраля 1969 года, с космодрома Байконур в свой п - Газета «Коммерсантъ» - Коммерсантъ: последние новости России и мира.
Рассекречены фото советской лунной программы
- 50 лет «Луноходу-2»: как проходила миссия последнего советского ровера
- Почему «Луна-25» разбилась
- Почему «Луна-25» разбилась
- Технический отчет «Основные положения по объекту Е-8»
50 лет «Луноходу-2»: как проходила миссия последнего советского ровера
Несколько лет назад в интервью Радио ООН космонавт Алексей Леонов рассказал о советской лунной программе. Советской пилотируемой лунной программе будет посвящена отдельная статья. С формальной точки зрения и американская, и советская лунные программы состояли из двух этапов: сначала пилотируемый облет Луны, затем высадка.