Причины и последствия распада Британской колониальной империи.
... и закат Британской империи
Распад Британской империи растянулся на десятилетия и происходил скорее в форме "размывания", чем "взрыва" или "обвала". Историк из Кембриджского университета Роберт Томбс пишет в The Spectator о том был ли распад Британской империи губителен для Англии. Смерть королевы Елизаветы II положила начало падению британской монархии. Мы всего 2000 лет пытались разобраться, правильно ли мы понимаем историю – потому что Британская империя, по меньшей мере, является пережитком Римской Империи (позднее «Священной Римской Империи»), хотя некоторые усмотрели бы ее корни в Вавилоне и ранее. Распад Британской империи. Добавить в заказ Убрать из заказа.
На трон вне очереди
- Основная навигация
- Непростое наследие
- Распад Британской империи .Как он происходил .
- В.Катасонов: Закат Британской империи начался 75 лет назад, сейчас закатывается сама Британия
- Как США разрушили господство Британской империи
Британская империя, настоящие причины краха величайшей империи
Охваченные яростью индуисты и мусульмане насиловали и убивали недавних соседей, громили и сжигали чужие дома. О том, как разделение Индии превратилось в определяющее событие в южноазиатской истории в XX веке, рассказывает Василий Легейдо. Некоторые британские солдаты и журналисты, которые видели ужасы нацистских лагерей смерти, утверждали, что творившееся в Индии ужаснуло их даже больше: беременные женщины с отрезанными грудями и дети, вынутые из их вспоротых животов, младенцы, буквально зажаренные на вертеле». Чуть больше чем за год до описываемых событий, в мае 1946-го, Правительственная миссия в Индию представила план предоставления колонии независимости. Основная задача этого органа состояла в поиске компромисса между двумя крупнейшими партиями — Индийским национальным конгрессом и Мусульманской лигой. План британских дипломатов подразумевал образование к июню 1948 года единой и свободной Индии.
С ним согласились и индуисты, и мусульмане. Однако разногласия по поводу условий формирования законодательных органов привели к тому, что уже к концу 1946-го обе партии отказались от участия в плане. Тогда британская администрация вернулась к идее, которая обсуждалась уже несколько лет: разделить бывшую колонию на два независимых государства, Индию и Пакистан. Основное население Индии составили бы индуисты, Пакистана — мусульмане. Так метрополия рассчитывала избежать религиозных конфликтов, споров за политическое влияние и гражданской войны.
От союза сердец — к теории двух наций Мусульманское и индуистское население Британской Индии не делилось по территориальному признаку. Нельзя было сказать, что в зависимости от религиозных убеждений люди селились в определенных регионах. Мусульмане впервые захватили город Лахор, который сейчас относится к Пакистану, еще в 1021 году, а в 1192-м исламский полководец Айбек установил контроль над Дели и основал Делийский султанат. К 1323 году значительная часть территории будущей британской колонии находилась под властью мусульманских правителей. А еще через несколько веков в Индии сформировалась гибридная культура — одновременно индуистская и мусульманская.
Примерно пятая часть населения Южной Азии в тот период исповедовала ислам. Во многих поселениях две религии образовывали причудливый гибрид. Например, суфийские мистики интегрировали в свое учение йогические практики — натирали тела пеплом или читали молитвы, находясь вниз головой. Индуисты посещали могилы выдающихся исламских мыслителей, а мусульмане приносили подношения к индуистским святыням. Особенно активно суфизм распространялся в Пенджаб и Бенгалию — регионы, которые в 1947 году пострадают от наиболее ожесточенного насилия.
Однако культурное смешение происходило по всему субконтиненту — в некоторых средневековых индуистских текстах, составленных на юге Индии, султан Дели упоминался как воплощение бога Вишну. А в XVII веке наследник могольского падишаха Дара Шукох осуществил перевод «Бхагавадгиты» — одного из самых значимых текстов индуистской философии — на персидский язык, а также составил сочинение «Слияние двух океанов», посвященное сходствам между двумя религиями. Последний падишах Могольской империи Бахадур Шах II, правивший до 1857 года, когда британские войска штурмом взяли Дели, писал, что индуизм и ислам «разделяют одну сущность». После установления колониального контроля Индия по-прежнему оставалась местом пересечения культур, традиций, языков и верований. Однако именно под властью Лондона индуизм и ислам постепенно вошли в противоречие друг с другом.
Если до включения в состав Британской империи и индуисты, и мусульмане по большей части толерантно относились к принципам и убеждениям соседей, а отчасти даже перенимали их, то на стыке XIX и XX веков отношения между двумя группами охладели. Наметилась тенденция к осуждению связей и пересечений между взглядами и культурами. Даже те индуисты, которые раньше интерпретировали параллели между своим учением и исламом, теперь часто выступали за религиозную «чистоту». То же происходило и среди мусульман. Тем не менее в тот период среди многих публичных фигур еще сохранялась убежденность в том, что разные религиозные группы в Индии могут мирно сосуществовать.
Прогресс нации возможен, только если нам удастся сохранить союз наших сердец, взаимную симпатию и любовь». Однако уже в 1885 году, когда борцы за права коренного населения колонии основали Индийский национальный конгресс, Ахмад-хан призвал мусульман не присоединяться к этой партии, поскольку большинство ее лидеров исповедовали индуизм. Принципиальность его позиции особенно примечательна с учетом того, что в первые десятилетия своего существования Конгресс позиционировался как организация, отстаивающая интересы всего народа, а не одной религиозной группы. В декабре 1887 года Ахмад-хан выступил с речью, в которой заявил, что партия не сможет представлять и мусульман, и индуистов. Если раньше он утверждал, что жителей Индии безотносительно религиозных убеждений можно считать одним народом, то теперь сказал, что это два разных народа, хоть многое их и объединяет.
Он даже заверил аудиторию, что если в колонии появятся органы самоуправления, как того требовал Конгресс, то мусульмане пострадают под властью индуистского большинства. По словам Ахмад-хана, всем, кто исповедовал ислам, следовало положиться на британские власти, а не вовлекаться в борьбу за самостоятельность. Так известный мусульманский деятель сформулировал основные положения теории двух наций , согласно которой индуизм и ислам представляли собой не просто две разные религии, но два разных культурных уклада и мировоззрения, две разные социальные группы. Их объединение в один народ по территориальному или этническому признаку последователи Ахмад-хана считали невозможным. А в 1906 году образовалась Всеиндийская мусульманская лига, которая потребовала проведения отдельных выборов, то есть чтобы только мусульмане выбирали представителей своих интересов в местных советах и законодательных органах.
Британцы же использовали ситуацию и говорили мусульманам, что доминирующие в Конгрессе индуисты пытаются сорвать принятие легитимной инициативы по расширению прав религиозного меньшинства. Чтобы избежать полного раскола, членам Конгресса пришлось поддержать раздельные выборы, хотя они отчетливо осознавали возможные последствия этой реформы». В 1910-х одной из наиболее значимых фигур в составе и Мусульманской лиги, и Индийского национального конгресса стал мусульманский политик Мухаммад Али Джинна. Он же выступил символом изменения отношений между двумя составлявшими основное население колонии религиозными группами. В начале своей карьеры Джинна считался миротворцем между партиями и выступал против смешения политики и религии.
На очередном заседании Мусульманской лиги он призвал единомышленников «не бояться», а перспективу доминирования индуистов назвал «страшилкой, придуманной, чтобы запугать вас, заставить отказаться от сотрудничества и единства, необходимых для формирования самостоятельного правительства». В 1916 году Джинна добился того, что обе партии представили британской администрации единый список требований. Конгресс согласился поддержать прошение Лиги об отдельных выборах для мусульман. Лига взамен присоединилась к требованиям Конгресса о предоставлении Индии большей автономии и о расширении прав коренного населения. Тогда Джинну прозвали «посланником индуистско-мусульманского единства».
Однако в последующие годы он начал всё сильнее отдаляться от Конгресса, пока вовсе не покинул его в 1920-м. Одной из причин подобной трансформации Джинны считаются разногласия с Махатмой Ганди. Тот постепенно стал безоговорочным лидером Конгресса. Джинна же не разделял его тактику сатьяграхи — несотрудничества и гражданского неповиновения — как метода борьбы против колониального господства. Он считал, что добиваться автономии следует путем конституционных преобразований, а запущенную Ганди общенациональную протестную кампанию называл путем к анархизму.
Конфликт двух политических и религиозных лидеров в 1920-х и 1930-х привел к усилению разногласий между индуистами и мусульманами — особенно после того, как в 1924 году Джинна в третий раз возглавил Мусульманскую лигу. На этом посту он оставался до смерти в 1948-м. Ему было важно оставаться лидером и вести за собой любое движение, к которому он принадлежал. С восхождением Ганди на вершину индийской политики Джинна чувствовал себя всё менее значимым». По словам Чаглы, Джинна представлял собой полную противоположность Ганди: первый верил исключительно в политические практики, второй апеллировал к абстрактным моральным и религиозным ценностям.
Конечно, события 1947 года нельзя объяснить исключительно особенностями характера одного политика. Однако факт остается фактом: когда после массовых беспорядков в первой половине 1940-х и окончания Второй мировой войны Британия всё же согласилась предоставить колонии независимость, Джинна настоял, что для этого необходимо образование двух отдельных государств для мусульман и индуистов. Но Джинна, лидер Мусульманской лиги, в 1940-х настаивал на том, что почти 100 миллионов мусульман — четверть всего населения колонии — окажутся в уязвимом положении по отношению к индуистскому большинству». В марте 1946 года британский премьер-министр Клемент Эттли анонсировал предоставление Индии независимости — но без фиксированного срока. Перспектива скорого решения судьбы колонии и ее населения внесла дополнительную напряженность в отношения сторонников Конгресса и Мусульманской лиги.
Последние еще в 1940-м приняли резолюцию об образовании Пакистана. Однако к началу финальной стадии переговоров британцы еще надеялись, что разделения получится избежать. Сформированная метрополией комиссия предложила двум партиям образовать временное правительство, в котором Конгрессу отводилось бы на одно место больше, чем Мусульманской лиге. В конце июля 1946 года Мухаммад Али Джинна официально отверг такой вариант и объявил о проведении 16 августа акции протеста. Эту дату мусульманский лидер назвал Днем прямого действия.
На пресс-конференции 31 июля Джинна заявил, что и британцы, и индуисты вооружены — одни в прямом смысле, другие — угрозой массовой борьбы. Такой расклад якобы не оставлял Мусульманской лиге другого выбора, кроме как продемонстрировать собственную силу, чтобы продвинуть разделение Индии и образование Пакистана.
Как итог: лондонская фондовая биржа уступила парижской статус крупнейшей в Европе. Карикатура Майкла Роусона Новый премьер-министр Сунак требует признать ошибки «первых постбрекзитовых лет» и призывает тщательнее планировать торговые проекты Альбиона. Тон британских чиновников по отношению к европейским коллегам также явно смягчился с приходом Сунака. Но при этом консерваторы в целом по-прежнему отказываются признать главное — миру не нужна «Глобальная Британия», он прекрасно обходится без неё. На это прямо указало информагентство Bloomberg по итогам саммита G20 на Бали. Ярчайшим подтверждением этих слов стал отказ лидера КНР Си Цзиньпина проводить переговоры с Риши Сунаком, хотя он уделил внимание практически каждому лидеру Двадцатки. Национальная гордость, подтолкнувшая британцев к выходу из Европейского союза, не только сделала Британию маргиналом на международной арене, но и нарушила внутриполитический баланс.
Северная Ирландия, связанная тесными торговыми отношениями с Ирландской республикой, требует для себя особого экономического режима, который позволил бы ей сохранить отношения с ЕС. Это требование горячо поддерживают и на континенте. В последних числах ноября на улицы вышли шотландцы в знак протеста против решения Верховного суда об отказе в проведении повторного референдума о независимости в 2023 г.
Успех военной кампании стал своего рода реваншем за Суэцкий кризис и во многом определил премьерство Тэтчер, которую и по сей день считают одним из самых ярких и успешных британских политиков. На первый взгляд Тэтчер и Елизавета — две женщины, стоящие во главе Британии и родившиеся с разницей всего в полгода, — должны были бы поладить. Однако биографы обеих и пресса склонны считать, что отношения между ними были крайне напряженными.
В 1986 году газета The Sunday Times сообщала со ссылкой на помощников Елизаветы II, что королева сильно недовольна политикой своего премьера. Тэтчер категорически отказывалась накладывать санкции против апартеида в Южной Африке , что, по мнению королевы, подрывало отношения Великобритании с другими странами региона и могло обернуться погибелью Содружества. В Букингемском дворце эти сообщения СМИ, естественно, опровергли. Корона под прицелом Спасатели извлекают из воды тело. Трагедия произошла в результате подрыва бойцами ИРА яхты, на которой находился кузен королевы, граф Луис Маунтбеттен. Вместе с Маунтбеттеном погибли его внук, свекровь его дочери и ирландский мальчик, работавший на яхте.
В тот же день ИРА взорвала британскую колонну на северо-востоке Ирландии, убив 18 военнослужащих. Пять человек погибли и более 30 — были ранены. В теракте чудом не пострадала премьер-министр Маргарет Тэтчер. Долгожданное примирение Королева Великобритании Елизавета пожимает руку заместителю первого министра Северной Ирландии Мартину Макгиннессу, рядом с которым стоит первый министр Питер Робинсон. В 2011 году Елизавета II стала первым за 100 лет британским монархом, посетившим Республику Ирландия. А в 2012 году королева впервые встретилась с бывшим главой ИРА, возглавлявшим группировку во время убийства ее кузена, и пожала ему руку.
Мы никогда не сможем забыть тех, кто погиб или был ранен, и их семьи, — сказала королева в Дублине. При Елизавете II она становится все более открытой: в Букингемский дворец начинают водить экскурсии, а основные события из жизни членов королевской семьи становятся достоянием общественности и транслируются на весь мир. Сами члены королевской семьи начинают придерживаться более строгого протокола и одеваться, как рядовые британцы, позволять себе те же развлечения и даже вступать в брак с выходцами из более низких слоев общества. Еще в 1970 году Елизавета II ввела новую практику общения с подданными, так называемую «королевскую прогулку» — прогуливаясь по улицам города, она приветствовала и общалась с простыми людьми. А с 1992 года британский монарх даже начала платить налоги. Кроме того, британская королева не была лишена чувства юмора: она снялась в видеоролике в духе Бондианы для открытия Олимпийских игр в Лондоне, а вместе с внуком принцем Гарри записала шуточное видеообращение к американскому президенту Бараку Обаме.
Никто из нас не обладает монополией на мудрость», — говорила монарх. Но это не значит, что британская королева обходила вниманием важные события в родной стране и в мире: ее слова всегда были пронизаны устремлением к миру, они подбадривали народ в моменты тягот и лишений и дарили надежду на светлое будущее. Но я еще на что-то способна.
Введение Описание темы работы, актуальности, целей, задач, тем содержашихся внутри работы. Контент доступен только автору оплаченного проекта Внутренние проблемы Британской империи при Елизавете II Анализ внутренних причин, таких как экономические трудности, социальные изменения, политические конфликты, которые способствовали распаду Британской империи при правлении Елизаветы II. Контент доступен только автору оплаченного проекта Давление Советского Союза на Британскую империю Исследование воздействия Советского Союза на Британскую империю в послевоенный период и его роль в распаде империи при Елизавете II. Контент доступен только автору оплаченного проекта Влияние США на распад Британской империи Анализ воздействия Соединенных Штатов на процесс распада Британской империи при правлении Елизаветы II и их интересов в изменяющемся мире.
Контент доступен только автору оплаченного проекта Пробуждение национальных движений в колониях Британской империи Исследование волнений и национальных движений в колониях Британской империи, которые привели к требованиям независимости и влияли на распад империи при Елизавете II. Контент доступен только автору оплаченного проекта Поражение Британской империи в борьбе за контроль над Азией Анализ последствий поражения Британской империи в борьбе за влияние в Азии и его влияние на дальнейшее развитие империи при Елизавете II. Контент доступен только автору оплаченного проекта Разделение Британской Индии и образование Индийского Союза и Пакистана История разделения Британской Индии на Индийский Союз и Пакистан как примера распада Британской империи и формирования новых государств.
Распад остатков Британской империи, падение популярности британской монархии и дорогие подарки
Так появилось Соединённое Королевство Великобритании и Ирландии. Именно из-за них в начале 1980-х разгорелся англо-аргентинский конфликт. Аргентина продолжает оспаривать их территориальную принадлежность.
Однажды британский премьер-министр Уильям Гладстон написал: "Имперское чувство является врожденным у каждого англичанина". Но во второй половине XX века Британская империя мирно "самораспустилась". Главное, что отличало распад Британской империи от аналогичных процессов в других государствах характер последствий для метрополии: они вовсе не были катастрофическими. Распад не стал внезапным.
Еще до Первой мировой войны началось постепенное наделение колоний полномочиями, а после неё этот процесс пошёл еще более интенсивно.
В общем, если бы референдум о сохранении монархии прошёл бы сегодня, то из крупных заморских владений у Британии остались бы только Новая Зеландия и Папуа-Новая Гвинея. В 2021 году, ещё при королеве Елизавете, несмотря на её сравнительно высокий рейтинг, от монархии отказался Барбадос ссылка. Говорят, китайцы сделали барбадосцам слишком выгодное предложение, от которого нельзя было отказаться. С Британией Барбадос понизил уровень связей, чтобы ему не мешали торговать с Китаем. А сейчас китайские дипломаты активно работают с Соломоновыми островами и Новой Гвинеей… 2. Ситуация для новокоронованного британского короля Карла III и вправду крайне неутешительная. Популярность монархии в Британии и её бывших колониях сейчас на минимуме за много десятилетий ссылка : Вчера в Лондоне состоялась долгожданная коронация Карла III — последний месяц британская пресса всячески подогревала интерес к этому событию, но в свете текущих проблем сделать это оказалось не так-то просто.
Дело в том, что простых британцев сейчас заботят совершенно другие вещи — цены на продукты продолжают расти, платить кредиты и ипотеки становится все сложнее, а волна банкротств и рост безработицы лишь набирают обороты. За последние два года падение уровня жизни в Британии стало рекордным — это уже привело к многочисленным митингам и забастовкам, а пышная церемония коронации могла лишь усилить недовольство властью и подлить масла в огонь. Так и произошло, ведь вчерашнее мероприятия стало самым дорогим в истории королевской семьи — расходы на него достигли 100 миллионов фунтов, при этом треть этих средств ушла на обеспечение безопасности. В последнее время Лондон перестал быть тихим и спокойным городом, так что для защиты дорогих гостей количество полицейских на его улицах пришлось резко увеличить.
Основное население Индии составили бы индуисты, Пакистана — мусульмане. Так метрополия рассчитывала избежать религиозных конфликтов, споров за политическое влияние и гражданской войны. От союза сердец — к теории двух наций Мусульманское и индуистское население Британской Индии не делилось по территориальному признаку. Нельзя было сказать, что в зависимости от религиозных убеждений люди селились в определенных регионах. Мусульмане впервые захватили город Лахор, который сейчас относится к Пакистану, еще в 1021 году, а в 1192-м исламский полководец Айбек установил контроль над Дели и основал Делийский султанат.
К 1323 году значительная часть территории будущей британской колонии находилась под властью мусульманских правителей. А еще через несколько веков в Индии сформировалась гибридная культура — одновременно индуистская и мусульманская. Примерно пятая часть населения Южной Азии в тот период исповедовала ислам. Во многих поселениях две религии образовывали причудливый гибрид. Например, суфийские мистики интегрировали в свое учение йогические практики — натирали тела пеплом или читали молитвы, находясь вниз головой. Индуисты посещали могилы выдающихся исламских мыслителей, а мусульмане приносили подношения к индуистским святыням. Особенно активно суфизм распространялся в Пенджаб и Бенгалию — регионы, которые в 1947 году пострадают от наиболее ожесточенного насилия. Однако культурное смешение происходило по всему субконтиненту — в некоторых средневековых индуистских текстах, составленных на юге Индии, султан Дели упоминался как воплощение бога Вишну. А в XVII веке наследник могольского падишаха Дара Шукох осуществил перевод «Бхагавадгиты» — одного из самых значимых текстов индуистской философии — на персидский язык, а также составил сочинение «Слияние двух океанов», посвященное сходствам между двумя религиями.
Последний падишах Могольской империи Бахадур Шах II, правивший до 1857 года, когда британские войска штурмом взяли Дели, писал, что индуизм и ислам «разделяют одну сущность». После установления колониального контроля Индия по-прежнему оставалась местом пересечения культур, традиций, языков и верований. Однако именно под властью Лондона индуизм и ислам постепенно вошли в противоречие друг с другом. Если до включения в состав Британской империи и индуисты, и мусульмане по большей части толерантно относились к принципам и убеждениям соседей, а отчасти даже перенимали их, то на стыке XIX и XX веков отношения между двумя группами охладели. Наметилась тенденция к осуждению связей и пересечений между взглядами и культурами. Даже те индуисты, которые раньше интерпретировали параллели между своим учением и исламом, теперь часто выступали за религиозную «чистоту». То же происходило и среди мусульман. Тем не менее в тот период среди многих публичных фигур еще сохранялась убежденность в том, что разные религиозные группы в Индии могут мирно сосуществовать. Прогресс нации возможен, только если нам удастся сохранить союз наших сердец, взаимную симпатию и любовь».
Однако уже в 1885 году, когда борцы за права коренного населения колонии основали Индийский национальный конгресс, Ахмад-хан призвал мусульман не присоединяться к этой партии, поскольку большинство ее лидеров исповедовали индуизм. Принципиальность его позиции особенно примечательна с учетом того, что в первые десятилетия своего существования Конгресс позиционировался как организация, отстаивающая интересы всего народа, а не одной религиозной группы. В декабре 1887 года Ахмад-хан выступил с речью, в которой заявил, что партия не сможет представлять и мусульман, и индуистов. Если раньше он утверждал, что жителей Индии безотносительно религиозных убеждений можно считать одним народом, то теперь сказал, что это два разных народа, хоть многое их и объединяет. Он даже заверил аудиторию, что если в колонии появятся органы самоуправления, как того требовал Конгресс, то мусульмане пострадают под властью индуистского большинства. По словам Ахмад-хана, всем, кто исповедовал ислам, следовало положиться на британские власти, а не вовлекаться в борьбу за самостоятельность. Так известный мусульманский деятель сформулировал основные положения теории двух наций , согласно которой индуизм и ислам представляли собой не просто две разные религии, но два разных культурных уклада и мировоззрения, две разные социальные группы. Их объединение в один народ по территориальному или этническому признаку последователи Ахмад-хана считали невозможным. А в 1906 году образовалась Всеиндийская мусульманская лига, которая потребовала проведения отдельных выборов, то есть чтобы только мусульмане выбирали представителей своих интересов в местных советах и законодательных органах.
Британцы же использовали ситуацию и говорили мусульманам, что доминирующие в Конгрессе индуисты пытаются сорвать принятие легитимной инициативы по расширению прав религиозного меньшинства. Чтобы избежать полного раскола, членам Конгресса пришлось поддержать раздельные выборы, хотя они отчетливо осознавали возможные последствия этой реформы». В 1910-х одной из наиболее значимых фигур в составе и Мусульманской лиги, и Индийского национального конгресса стал мусульманский политик Мухаммад Али Джинна. Он же выступил символом изменения отношений между двумя составлявшими основное население колонии религиозными группами. В начале своей карьеры Джинна считался миротворцем между партиями и выступал против смешения политики и религии. На очередном заседании Мусульманской лиги он призвал единомышленников «не бояться», а перспективу доминирования индуистов назвал «страшилкой, придуманной, чтобы запугать вас, заставить отказаться от сотрудничества и единства, необходимых для формирования самостоятельного правительства». В 1916 году Джинна добился того, что обе партии представили британской администрации единый список требований. Конгресс согласился поддержать прошение Лиги об отдельных выборах для мусульман. Лига взамен присоединилась к требованиям Конгресса о предоставлении Индии большей автономии и о расширении прав коренного населения.
Тогда Джинну прозвали «посланником индуистско-мусульманского единства». Однако в последующие годы он начал всё сильнее отдаляться от Конгресса, пока вовсе не покинул его в 1920-м. Одной из причин подобной трансформации Джинны считаются разногласия с Махатмой Ганди. Тот постепенно стал безоговорочным лидером Конгресса. Джинна же не разделял его тактику сатьяграхи — несотрудничества и гражданского неповиновения — как метода борьбы против колониального господства. Он считал, что добиваться автономии следует путем конституционных преобразований, а запущенную Ганди общенациональную протестную кампанию называл путем к анархизму. Конфликт двух политических и религиозных лидеров в 1920-х и 1930-х привел к усилению разногласий между индуистами и мусульманами — особенно после того, как в 1924 году Джинна в третий раз возглавил Мусульманскую лигу. На этом посту он оставался до смерти в 1948-м. Ему было важно оставаться лидером и вести за собой любое движение, к которому он принадлежал.
С восхождением Ганди на вершину индийской политики Джинна чувствовал себя всё менее значимым». По словам Чаглы, Джинна представлял собой полную противоположность Ганди: первый верил исключительно в политические практики, второй апеллировал к абстрактным моральным и религиозным ценностям. Конечно, события 1947 года нельзя объяснить исключительно особенностями характера одного политика. Однако факт остается фактом: когда после массовых беспорядков в первой половине 1940-х и окончания Второй мировой войны Британия всё же согласилась предоставить колонии независимость, Джинна настоял, что для этого необходимо образование двух отдельных государств для мусульман и индуистов. Но Джинна, лидер Мусульманской лиги, в 1940-х настаивал на том, что почти 100 миллионов мусульман — четверть всего населения колонии — окажутся в уязвимом положении по отношению к индуистскому большинству». В марте 1946 года британский премьер-министр Клемент Эттли анонсировал предоставление Индии независимости — но без фиксированного срока. Перспектива скорого решения судьбы колонии и ее населения внесла дополнительную напряженность в отношения сторонников Конгресса и Мусульманской лиги. Последние еще в 1940-м приняли резолюцию об образовании Пакистана. Однако к началу финальной стадии переговоров британцы еще надеялись, что разделения получится избежать.
Сформированная метрополией комиссия предложила двум партиям образовать временное правительство, в котором Конгрессу отводилось бы на одно место больше, чем Мусульманской лиге. В конце июля 1946 года Мухаммад Али Джинна официально отверг такой вариант и объявил о проведении 16 августа акции протеста. Эту дату мусульманский лидер назвал Днем прямого действия. На пресс-конференции 31 июля Джинна заявил, что и британцы, и индуисты вооружены — одни в прямом смысле, другие — угрозой массовой борьбы. Такой расклад якобы не оставлял Мусульманской лиге другого выбора, кроме как продемонстрировать собственную силу, чтобы продвинуть разделение Индии и образование Пакистана. Сообщать о деталях протеста лидер партии отказался. Основным местом проведения Дня прямого действия Мусульманская лига избрала Бенгалию — единственный регион Британской Индии, где ислам исповедовали больше 50 процентов населения. Источники расходятся в том, что же именно должна была представлять из себя анонсированная Джинной акция протеста. Некоторые свидетельствуют , что она задумывалась как серия мирных демонстраций.
Другие утверждают , что за несколько дней до намеченной даты в разных индийских городах распространили листовки с призывами к насилию. О, кафиры в исламе — те, кто не верит в существование Аллаха, рая и ада, Страшного суда и отрицает посланническую миссию пророка Мухаммеда. Ваша судьба близка, грядет всеобщая бойня! Вице-король Индии Арчибальд Уэйвелл провел совещания с губернаторами пяти провинций и объявил 16 августа выходным. В тот же день члены Конгресса покинули Законодательное собрание Бенгалии в знак протеста против действий правительства, которое фактически согласилось с позицией Мусульманской лиги.
Британская империя, настоящие причины краха величайшей империи
Власть Факта. Распад Британской Империи (2021) | Соединенные Штаты ожидает упадок, который будет проходить по сценарию распада Британской империи. |
В каком году распалась Британская империя? - История и мир | Как он реально происходил. Пример образцовых британских людоедов, многократно повторенный американцами в Азии. |
Британская колониальная империя от становления до распада / Институт всеобщей истории РАН | Распад Британской империи растянулся на десятилетия и происходил скорее в форме "размывания", чем "взрыва" или "обвала". |
Распад Британской империи при Елизавете 2 | В 1947 году Индии, жемчужине Британской империи, удалось добиться полной независимости после более чем 20 лет серьезной борьбы и постепенного выдавливания колониальных элементов обратно в метрополию. |
БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ • Большая российская энциклопедия - электронная версия | Британская империя рухнула вместе с ее колониальной системой, и попытки возродить ее обречены на провал, пишет Spiked. |
Почему эксперты предсказывают крах британской монархии с приходом принца Уильяма
Распад империи привел к фундаментальному сдвигу в самосознании британских граждан. Начавшийся 75 лет назад распад британской колониальной империи продолжался 25 лет. Тегипочему распалась британская империя, как вы думаете почему распалась держава терминала, почему calpurnia распалась, игра про британскую империю, были отличительным явлением британской империи в 1867 1953 гг. Главное, что отличало распад Британской империи от аналогичных процессов в других государствах — характер последствий для метрополии: они вовсе не были катастрофическими.
Закат Британской империи начался 75 лет назад, сейчас закатывается сама Британия
Распад Британской империи .Как он происходил . | Британская империя в новейшей истории развалилась с выходом из нее Индии, поэтому заголовок является спорным. |
Британская империя, настоящие причины краха величайшей империи | После Второй мировой войны начался распад Британской империи, самой большой империи в истории. |
Власть Факта. Распад Британской Империи (2021) | Смотрите видео онлайн «нов: Закат Британской империи начался 75 лет назад, сейчас закатывается сама Британия» на канале «Отражение и исследование новостей» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 25 апреля 2024 года в 6:04, длительностью 00:12:13. |
... и закат Британской империи. Боги денег. Уолл-стрит и смерть Американского века | Распад Британской империи растянулся на десятилетия и происходил скорее в форме «размывания», чем «взрыва» или «обвала». |
Великобритания: как росла и распадалась империя
Главной судебной инстанцией всех стран-участниц является «Судебный комитет Тайного Совета», который находится там же. Дипломатические контакты между странами Содружества осуществляются при посредничестве Великобритании. В общем, налицо все признаки государства, а точнее, империи. Англичанам удалось совершить то, что не удалось россиянам. Когда уже был близок закат империи, когда во всех ее уголках, большинство из которых было присоединено силой, вспыхнуло национально-освободительное движение, они переформатировали свои владения, дав колониям и доминионам достаточно большие права, но держа их при этом на «коротком поводке». Британцам не только удалось сохранить нормальные отношения почти со всеми своими бывшими владениями, но и стать для них центром притяжения. Конечно, не все было гладко и идеально. Достаточно вспомнить конфликты между странами Содружества, например, между Индией и Пакистаном. Или режим апартеида в ЮАР, который был осужден всем мировым сообществом. Эту страну исключили на длительное время из организации. Но, в целом, попытка найти цементирующее начало для стран-участниц была удачной.
В СССР центробежные процессы были оставлены без внимания, а после его распада республики, ставшие независимыми государствами, резко бросились искать себе новых друзей: кто на Западе, кто на Востоке. Вместо того чтобы сохранить десятилетиями наработанные связи, их поспешно разрывали и пытались, чаще всего безуспешно, наладить новые.
И не она одна - с разной степенью успешности к имперской политике возвращаются Германия, Франция, Турция, Иран, Индия, Китай, да и та же Великобритания. Ну а сейчас обратимся к альтернативам. Для этого нужно понять, какие объективные причины вызвали распад старых империй, держа при этом в уме, что эти причины доказательством этому - появление "новых" империй сами по себе не исключали имперский тип глобального управления. Поможет нам в этом хронология распада - 1945-1974. Какая глобальная причина влияла в первую очередь на все крупные мировые события в то время? Глобальное противостояние двух сильнейших государств планеты попросту исключало "поле маневра" для каких-либо других крупных игроков "акторов", как их называют в политологии в мировой геополитике.
Причем, если внешне главную активную внешнюю роль в распаде мировых империй сыграл СССР и руководимое им коммунистическое движение , то США для которых распад старых империй был объективно выгоден способствовали ему прежде всего тем, что в принципе не мешали. Так что мы приходим, от Вашего вопроса о неизбежности распада Британской империи, к другому интереснейшему вопросу - была ли неизбежной "холодная война"? Она была неизбежной в том смысле, что, после военного разгрома ил серьезного ослабления "старых" великих держав Германии, Италии, Франции, Японии, Великобритании в ходе второй мировой войны в мире осталась только одна великая держава капиталистической экономики - США. Которой, по Бреттон-Вудскому соглашению 1944 года, было уступлено к тому же управление мировой финансовой системой. Которая, в связи с этим, приобретала характер мировой империи, но уже не старого, а нового типа. А империи, как давно известно, не любят конкурентов. Конкурент же, после добровольной или насильственной капитуляции, был только один - СССР. Но заметим - США, несмотря на их огромные геополитические успехи в ходе второй мировой войны, все же были недостаточно сильны для ведения крупных войн.
Касаться причин этого не буду, тем не менее из двух самых крупных войн, ведшиеся США в период распада старых империй война в Корее и война во Вьетнаме , одна закончилась возвращением к статус-кво война в Корее; ее США вели в коалиции , другая - поражением война во Вьетнаме; ее США, если не считать мизерного участия войск ее азиатских союзников, а также войск Южного Вьетнама, вели в одиночестве. И американская элита это в общем понимала иначе крупных войн с американским участием в 1945-74 было бы гораздо больше. Кто же были этими союзниками? В первую очередь, старые империи - Великобритания и Франция. Которые, таким образом, образно говоря, закопали себя сами. И Британской империи за ее распад нужно сказать персональное "мерси" Уинстону Черчиллю и его Фултонской речи. Как видим, вопрос об исторической альтернативе распаду Британской империи переплетается с исторической альтернативой "холодной войне".
Но во второй половине XX века Британская империя мирно "самораспустилась". Главное, что отличало распад Британской империи от аналогичных процессов в других государствах характер последствий для метрополии: они вовсе не были катастрофическими. Распад не стал внезапным. Еще до Первой мировой войны началось постепенное наделение колоний полномочиями, а после неё этот процесс пошёл еще более интенсивно. Одни политические деятели считали неизбежным предоставление независимости колониям, другие, как Уинстон Черчилль, всеми силами старались воспрепятствовать этому.
Соответствовать необязательно: новый монарх Карл замечен в симпатиях к восточным учениям, на его бескрайних номинальных владениях религии многообразны, да и само значение слова "вера" в официальной формуле не раскрывается. Это ощущение отчуждения между доставшимися от прошлого устаревшими институтами и современностью долгое время компенсировалось усиленной ностальгией. В отличие от Франции, Нидерландов и Португалии, Великобритания предоставила своим бывшим колониям независимость без войн. Это позволило нескольким поколениям людей XX века сохранить сентиментальные чувства к королевской семье как живому символу государственного организма, между частями которого некогда перемещались люди, товары и идеи. Окончательное обособление бывших частей империи ослабило их связи, а понижение Великобритании до уровня пятой-шестой экономики мира заставило пересмотреть приоритеты. На падение популярности монархии — а его фиксируют социологические опросы — влияет смена поколений. Молодые австралийцы, канадцы и новозеландцы не чувствуют эмоциональной связи с Лондоном — во всяком случае не больше, чем они испытывают симпатию к Нью-Йорку. На таком фоне неудивительно, что пользовавшиеся популярностью королевские визиты в бывшие колонии утратили притягательность. По состоянию здоровья Елизавета II последний раз была за рубежом в 2015 году — она посетила Мальту. За пределами Евросоюза королеву досрочно подменили многочисленные родственники, но все без прежнего успеха: место восторженных подданных времен XX века в 2020-е годы заняли рассерженные иностранцы, требующие извинений за ошибки прошлого, денежных компенсаций или просто пришедшие сказать "вам здесь не рады". Над империей заходит Солнце Парламент Барбадоса призвал не считать Елизавету II официальной главой страны В наибольшей опасности наследие бывшей Британской империи оказалось на не имеющих собственного англосаксонского населения Карибах. Не дожидаясь смерти Елизаветы II, в прошлом ноябре о провозглашении республики объявило островное государство Барбадос. Весной на путь, ведущий к безоговорочной независимости, встала Ямайка: ожидается, что он займет у нее три года. Расположенное поблизости карликовое государство Антигуа и Барбуда вошло в историю тем, что первым собралось отменить монархию при новом короле Карле III. Премьер Антигуа, едва дождавшийся монарших похорон, объяснился перед англичанами. Он не считает задуманный переход сколько-нибудь враждебным шагом. Просто ушло время Британии — и кто-то должен открыто объявить об этом. В действительности лейтмотив обиды или претензий еще вполне угадывается за действиями карибцев.
Распад империи: «Байденомика» ставит крест на всех планах Байдена — 19FortyFive
Австралии австралийской американских Англии английских колонизаторов английских монополий английского империализма африканских Африке базы банков Бирмы больше борьбы Британ Британской империи буржуазии бывших важнейших валютного Великобритании власти. Британская империя уцелела и даже победила не только благодаря колоссальному потенциалу колоний, но и потому, что, помимо значимого промышленного капитала, опиралась на финансовых спекулянтов Сити и была их организационной структурой. Самым главным событием Британской империи во время кризиса капитализма стала война с англо-бурской войны 1899-1902 годов.