9. В государстве Н. глава государства избирается обеими палатами парламента, он осуществляет представительские функции и символизирует единство нации. На церемонии обязательно должны присутствовать члены правительства и обеих палат Федерального собрания (Госдумы и Совета Федерации), а также руководители администрации президента, судьи Конституционного суда.
ГЛАВА 4. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной думы и Совета Федерации. 1. Президент избирается обеими палатами Федерального собрания — Да. Мун Чжэ Ин, с 2017 Избирается народом на 5 лет, не более одного срока - может наложить вето на решение Национального собрания, для преодоления которого необходимо 2/3 голосов депутатов - принимает решение о проведении референдума - назначает.
Глава 5. Федеральное Собрание
Предусматриваются следующие требования к кандидатам в сенаторы Российской Федерации: Сенатором РФ может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет, обладающий безупречной репутацией, постоянно проживающий в России, не имеющий гражданства подданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Согласно цензу оседлости, кандидатом в сенаторы - представители региона может быть гражданин РФ, постоянно проживающий на территории данного субъекта РФ в течение 5-ти лет, непосредственно предшествующих его выдвижению кандидатом, либо в совокупности в течение 20 лет, предшествующих такому выдвижению. В настоящее время такое требование не распространяется в том числе на лиц, имеющих воинские звания высшего офицера, специальное звание высшего начальствующего состава или соответствующий им классный чин. Законопроектом предусматривается аналогичное исключение из ценза оседлости для федеральных государственных гражданских служащих, имеющих классный чин, соответствующий воинскому званию генерал-полковника, адмирала, генерала армии, адмирала флота классный чин действительного государственного советника РФ 1 класса. Кроме того, указывается, что ценз оседлости не применяется к лицам, проходившим в течение 5-ти лет на территории субъекта РФ службу в войсках национальной гвардии РФ в действующем законе перечислены все виды специальной государственной службы, за исключением этой. В действующей редакции возможно назначение сенатором РФ только депутата Государственной Думы, избранного по партийному списку от соответствующего субъекта РФ. Перечень дополняется депутатом Государственной Думы, избранным по одномандатному избирательному округу от соответствующего субъекта РФ.
Федеральный бюджет — это роспись государственных доходов и расходов, которая принимается парламентом ежегодно. Согласно Конституции РФ ч.
По поводу этих решений предусмотрена специальная процедура урегулирования противоречий между Президентом РФ и Государственной Думой. В соответствии со ст. И напротив, денонсация — в установленной форме волеизъявление государства, направленное на расторжение договора. Совет Федерации на основании ст. Роль Совета Федерации в ином случае состоит в санкционировании договоренностей соответствующих субъектов Федерации; 2 утверждение указов Президента РФ о введении военного положения, о введении чрезвычайного положения. Следует иметь в виду, о в соответствии со ст. По вышеперечисленным вопросам Совет Федерации принимает постановления простым большинством голосов. Государственная Дума на основании ст.
Отставка правительства Согласно Конституции РФ, правительство во главе с премьер-министром должно сложить свои полномочия перед вновь избранным главой государства. Соответствующее распоряжение правительства оформляется в день инаугурации. При этом министры продолжают исполнять свои обязанности до тех пор, пока не будет сформирован новый состав правительства. Во время церемонии инаугурации используются символы власти — штандарт и знак президента РФ, а также специальный экземпляр Конституции. Список приглашенных на инаугурацию формируется протоколом президента России. На церемонии обязательно должны присутствовать члены правительства и обеих палат Федерального собрания Госдумы и Совета Федерации , а также руководители администрации президента, судьи Конституционного суда, представители Центризбиркома и дипломатического корпуса.
Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью: не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления. Палаты могут собираться вместе для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.
Лекция 8: «Глава государства в зарубежных странах»
Таким образом, в Совете Федерации представлены не только интересы субъектов РФ, но и самой Федерации. Сенатором РФ может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, постоянно проживающий в РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Сенаторам РФ в порядке, установленном федеральным законом , запрещается открывать и иметь счета вклады , хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ. Срок полномочий сенатора — 6 лет. Представителями РФ в Совете Федерации, осуществляющими полномочия сенаторов РФ пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности. В зависимости от срока полномочий, возможно выделить два вида сенаторов: с установленным сроком полномочий все сенаторы от субъектов РФ и часть представителей РФ в Совете Федерации ; пожизненные сенаторы Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий по определённым основаниям, и не более 7 представителей РФ.
Конституционно-правовой статус пожизненного сенатора был введён в Конституцию РФ в ходе конституционной реформы 2020 г. Внутренняя структура Совета Федерации, порядок рассмотрения вопросов, отнесённых к его компетенции , урегулированы Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. Государственная Дума состоит из 450 депутатов , избираемых сроком на 5 лет. Порядок выборов депутатов Государственной Думы установлен Федеральным законом от 22 февраля 2014 г. Избирательная система , применяемая на выборах Государственной Думы, неоднократно пересматривалась.
В случае, если в избирательный бюллетень было внесено более двух кандидатов на должность Президента РФ и ни один из них не был избран, Центральная избирательная комиссия РФ назначает через 21 день повторное голосование по выборам Президента РФ по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Здесь уже победит тот кандидат, который наберет большее число голосов, чем другой кандидат. Повторное голосование может проводиться по одной кандидатуре, если другой кандидат по какой-либо причине выбывает из второго тура голосования. Следует отметить, что мажоритарная двухтуровая система абсолютного большинства на президентских выборах в республиках со смешанной формой правления представляется наиболее справедливой избирательной системой. На тридцатый день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией о результатах выборов Президента РФ он вступает в свою должность.
Момент вступления в должность Президента РФ связан с принесением Президентом присяги народу. Акт принесения присяги Президентом РФ имеет большое юридическое значение: с одной стороны, это обязывающая Президента клятва перед народом верно служить ему, с другой - правовой указатель, с которого начинается отсчет времени президентства конкретного лица. С момента принесения присяги Президент вступает в должность, начинает осуществлять принадлежащие ему полномочия и исполняет свои обязанности до момента принесения присяги вновь избранным Президентом. Присяга приносится вновь избранным Президентом в большинстве стран мира глава государства - монарх присягу не приносит, ее в какой-то мере заменяет акт коронации. Текст присяги обычно содержится в конституции США, Россия , но иногда такого текста в основном законе нет Франция, Индия.
Если во время нахождения Президента на своей должности принимается новая Конституция, содержащая иной текст присяги, повторно присяга по общему правилу не приносится. Так было и при вступлении в силу Конституции РФ, содержащей текст присяги, отличающийся от того текста, который произносил первый Президент РФ Б. Ельцин в 1991 г. Если одно и то же лицо избирается Президентом на новый срок, то обычно требуется повторное принесение присяги. В некоторых странах присяга Президентом не приносится например в Швейцарии, где Президент избирается на один год Федеральным Советом из числа его членов.
Если на пост Президента при открывшейся вакансии заступает временно другое лицо председатель парламента, верховного суда, правительства , обычно присяга необходима. Принесение Президентом РФ при вступлении в должность присяги народу - важный момент обретения им своей должности. Конституция РФ ч. Обычно присяга Президента имеет особые формулировки, отражающие содержание полномочий Президента как главы государства. Из текста присяги Президента РФ вытекает, что клятва Президента содержит следующие обязывающие в юридическом и моральном плане элементы: - признание высшей ценностью человека, его прав и свобод и в связи с этим принятие обязанности уважать и охранять их; - обязательство соблюдать Конституцию РФ как основу конституционного строя страны, документ высшей юридической силы; - провозглашение готовности и решимости защищать само существование государства, его суверенитет, независимость, безопасность и целостность; - торжественное обещание верой и правдой служить народу России.
После того как Президент РФ принес присягу, исполняется Государственный гимн. Часть 2 ст. Церемония происходит в Кремле, и акт принесения присяги широко освещается средствами массовой информации. Конституция регулирует порядок отрешения Президента от должности и прежде всего устанавливает исчерпывающий перечень преступлений, за совершение которых возможно такое отрешение - государственная измена или иное тяжкое преступление. Далее Конституция фиксирует особую процедуру привлечения Президента к ответственности.
Инициатива выдвижения обвинения Президенту должна исходить от не менее чем одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения образованной ею специальной комиссии. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения должно быть принято квалифицированным большинством, то есть двумя третями голосов от общего числа депутатов. Выдвинутое обвинение должно быть подтверждено заключением Верховного Суда о наличии в действиях Президента признаков состава преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение об отрешении Президента от должности принимает Совет Федерации на основании рассмотрения всех перечисленных материалов и не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения обвинения. Оно считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей членов Совета.
Если трехмесячный срок не соблюден, обвинение считается отклоненным. Впрочем, и сам Совет может в течение этого срока отклонить выдвинутое обвинение и таким образом снять вопрос об ответственности Президента. После принятия Советом Федерации решения об отрешении Президента от должности он может быть привлечен к уголовной ответственности. Конституция РФ устанавливает основания прекращения Президентом своих полномочий и порядок временного замещения этого поста ст. Здесь необходимо различать прекращение Президентом исполнения полномочий в связи с истечением срока, на который он был избран, и ранее данного срока.
В первом случае Президент прекращает исполнять обязанности главы государства с момента принятия присяги вновь избранным Президентом. Досрочное прекращение исполнения Президентом обязанностей возможно в случае его отставки, то есть по личной инициативе, по решению Федерального Собрания инициатива депутатов Думы об отрешении его от должности; по не зависящим от воли Президента причинам - в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. В течение трех месяцев после досрочного прекращения исполнения полномочий должны быть проведены выборы нового Президента. Отметим, что Конституция РФ урегулировала юридическую процедуру досрочного прекращения полномочий Президентом только по одному основанию - отрешению его от должности. Согласно ч.
В числе таких случаев могут быть длительная болезнь, не признанная основанием для досрочного прекращения им своих полномочий, и смерть. Однако временно исполняющий обязанности Президента лишен ряда полномочий последнего: он не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Компетенция и акты Президента. Конституция РФ наделяет Президента страны важными и разнообразными полномочиями. Полномочия Президента по отношению к Правительству значительны.
Именно он назначает Председателя Правительства и определяет состав последнего с согласия Государственной Думы , представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации, ставит перед ней вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка; по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров; принимает решение об отставке Правительства. Президент вправе председательствовать на заседаниях Правительства, что позволяет ему не только вести эти заседания, но и высказывать на них свое мнение, рекомендовать к принятию акты по основным вопросам внутренней и внешней политики государства. Осуществляя полномочия, связанные с функционированием законодательной власти, взаимодействуя с ней, Президент назначает выборы в Государственную Думу, реализуя таким образом принцип неприкосновенности государственной власти, а также вправе распустить ее. В соответствии с п. Конституция РФ дает исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых Президент вправе распустить Государственную Думу, издав соответствующий акт: после трехкратного отклонения представленных им кандидатур на пост Председателя Правительства ч.
Одновременно Конституция фиксирует случаи, когда Президент не может распустить Государственную Думу: по основаниям, предусмотренным в ст. Право роспуска Президентом Государственной Думы не является абсолютным, так как он может реализовать его в строго ограниченных случаях. Что касается Совета Федерации, то Президент вообще лишен права его роспуска, ибо Конституция не предусматривает возможности прекращения его функционирования досрочно.
Глава государства напомнил о мартовских выборах и назвал предстоящие кадровые перемены в кабмине важнейшим этапом. Госдуме и Совету Федерации, по словам Путина, предстоит реализовать конституционные полномочия, установленные поправками к Конституции РФ в 2020 году и одобренные россиянами на голосовании. Матвиенко назвала предпосылки для «демографической весны» в России Полномочия Правительства автоматически снимаются в день инаугурации Путина, которая состоится 7 мая.
Президент является Верховным главнокомандующим ВС, может вводить на территории страны военное положение — Да. Президент РФ является Верховным главнокомандующим и имеет право вводить на территории страны военное положение в случае угрозы безопасности. Президент обладает правом законодательной инициативы — Да. Президент имеет право вносить законопроекты в Федеральное Собрание Российской Федерации и инициировать процесс разработки законодательных актов. Для назначения Председателя правительства Президенту не требуется согласие Государственной Думы — Нет. В системе органов государственной власти Президент занимает самостоятельное и главенствующее положение — Нет. Президент включен в систему разделения и взаимодействия государственных властей. Он не занимает положение, предоставляющее ему полную свободу действий без учета других органов власти.
Президент России - President of Russia
Порядок взаимодействия Президента с палатами Федерального Собрания в законотворческом процессе (разработка законопроектов, использование права вето, подписание) регулируется Положением, утвержденным указом Президента РФ. Конституция четко разделяет функции обеих палат Федерального Собрания. Председательствует в Федеральном совете Президент Конфедерации, который избирается сроком на один год Федеральным собранием из числа членов Федерального совета. Федеральное собрание парламент палаты схема.
Зачем Матвиенко и Володин второй раз пригласили Путина на юбилей
Глава государства напомнил о мартовских выборах и назвал предстоящие кадровые перемены в кабмине важнейшим этапом. Госдуме и Совету Федерации, по словам Путина, предстоит реализовать конституционные полномочия, установленные поправками к Конституции РФ в 2020 году и одобренные россиянами на голосовании. Матвиенко назвала предпосылки для «демографической весны» в России Полномочия Правительства автоматически снимаются в день инаугурации Путина, которая состоится 7 мая.
Статья 95 1. Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации.
В Совет Федерации входят: а по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного представительного и исполнительного органов государственной власти - на срок полномочий соответствующего органа; б Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, - пожизненно. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, вправе отказаться от полномочий сенатора Российской Федерации; в не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно. Общее число сенаторов Российской Федерации определяется исходя из числа представителей от субъектов Российской Федерации, перечисленных в статье 65 Конституции Российской Федерации, и числа лиц, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации, указанных в пунктах "б" и "в" части 2 настоящей статьи. Сенатором Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Сенаторам Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета вклады , хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Представителями Российской Федерации в Совете Федерации, осуществляющими полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности. Представители Российской Федерации в Совете Федерации, за исключением представителей Российской Федерации, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, назначаются сроком на шесть лет. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.
Статья 96 1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. Статья 97 1.
Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Депутатам Государственной Думы в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета вклады , хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Одно и то же лицо не может одновременно являться сенатором Российской Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Статья 98 1. Сенаторы Российской Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.
Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
На выборах 1960 г. Кеннеди при минимальном перевесе голосов избирателей 34 221 355 и 34 109 398 получил почти на сто выборщиков больше, чем его противник. На президентских выборах 1972 г. Никсон собрал 49,5 млн.
Макговерн - 28,4 млн. Аналогичная ситуация сложилась и на выборах 1988 г. Буша проголосовали около 49 млн. Таким образом, при небольшом преимуществе прямых голосов Дж. Буш получил почти в четыре раза больше выборщиков, чем М.
К этому следует добавить, что в выборах приняли участие более 91 млн. Диспропорция между количеством голосов избирателей и числом выборщиков проявилась и на президентских выборах 1996 г. Поистине удивительными были результаты выборов 2000 г. Буш младший набрал больше голосов выборщиков 271 против 266 и стал Президентом Соединенных Штатов Америки. В Конституции США сказано, что выборщики, будучи избранными, собираются в столицах соответствующих штатов и подают голоса за кандидатов в президенты и вице-президенты.
Для избрания обоих высших должностных лиц государства необходимо абсолютное большинство голосов в коллегии выборщиков, в противном случае применяется процедура, предусмотренная XII поправкой к Конституции США [61]. Система косвенных выборов могла бы действовать эффективно только в том случае, если бы выборщики были политически независимы и голосовали на основании своего внутреннего убеждения. Но так на практике не бывает. Выборщик голосует только за кандидата своей партии. За всю историю США выборщики голосовали за кандидата другой партии лишь 8 раз.
Институционализация двухпартийной системы создала ситуацию, при которой трудно говорить о свободном вотуме выборщиков. Косвенные выборы фактически превращаются в прямые, но в ухудшенном варианте, так как результаты избирательной борьбы определяются не по числу поданных голосов, а по количеству полученных выборщиков. Избиратель при этой системе голосует не за выборщиков, а за кандидата в президенты от той партии, которая выдвинула список выборщиков, но воля его при этом не только опосредуется, но и искажается, поскольку учитываются не голоса избирателей, а их порочные "эквиваленты". Система выборщиков создает возможность замещения президентской должности кандидатом, получившим меньшинство прямых голосов: в 1888 г. Палата представителей избрала Президентом Д.
Несовершенства коллегии выборщиков никогда не были секретом. Подсчитано, что с момента образования США в Конгресс было внесено более 500 резолюций, содержащих различного рода проекты реформ системы избрания Президента. После конституционно-политического кризиса 1968 г. Уоллес сумел получить 46 выборщиков, была предпринята попытка ввести прямые выборы Президента. В сентябре 1969 г.
Палата представителей одобрила объединенную резолюцию, в которой содержался проект поправки к Конституции. Этот проект предусматривал ликвидацию коллегии электоров и введение прямых президентских выборов. На случай раскола голосов предусматривалось проведение второго тура, в ходе которого баллотировались бы два наиболее успешных кандидата в президенты. Этот проект, вводивший процедуру, весьма напоминающую ту, которая применяется во Франции, был отклонен Сенатом из-за резкой оппозиции малых штатов. Косвенные выборы президента по своим последствиям мало отличаются от прямых, так как они также создают для главы государства возможность противопоставить себя парламенту.
В парламентарных республиках за исключением Австрии, Ирландии, Исландии, где выборы Президента прямые президент избирается путем многостепенных выборов чаще всего двухстепенных. Воля избирателей при многостепенных выборах опосредуется в основном общенациональным представительным учреждением - парламентом. В этой системе избрания президента можно выделить три разновидности. Президент избирается парламентом, в голосовании принимают участие только депутаты, никто другой к этой процедуре не допускается. Такой порядок избрания Президента принят в Израиле, Турции, Ливане.
Согласно ст. В том случае, если в первом туре ни один кандидат не наберет квалифицированного большинства голосов, проводится второй тур, на котором требуется для избрания простое абсолютное большинство голосов. Для избрания президента создается избирательная коллегия, состоящая из депутатов парламента и представителей органов местного самоуправления крупнейших административно-территориальных единиц. Наиболее типичный в этом отношении порядок устанавливает Конституция Итальянской Республики ст. В выборах участвуют по три делегата от каждой области, избираемых областным советом с обеспечением представительства меньшинства.
Избрание Президента Республики производится тайным голосованием большинством двух третей собрания. После третьего голосования достаточно абсолютного большинства».
Всего по итогам выборов поступило более 14 тысяч обращений, из них большинство — шаблоны из-за границы. Реальными оказались 459 обращений о возможных нарушениях.
Также за время голосования по всей России зафиксировали 41 случай массовой порчи бюллетеней. В основном это все из-за рубежа, более того, впервые для такого цинизма используются подростки", — заявила глава ЦИК РФ. На следующий день, 8 мая, нижняя палата парламента рассмотрит вопрос о назначении председателя правительства. На какой срок избрали президента По российским законам, срок полномочий избранного президента начинается по истечении шести лет со дня вступления в должность действующего главы государства.
Путин принял полномочия президента 7 мая 2018 года. Отставка правительства Согласно статье 116-й Конституции России, правительство России во главе с председателем слагает свои полномочия перед новоизбранным президентом страны. Данное решение оформляется распоряжением правительства в день инаугурации президента.
Президент России - President of Russia
Отлагательное вето Президента РФ Федеральное Собрание может преодолеть только квалифицированным большинством, то есть голосами не менее двух третей депутатов обеих палат. Законодательная ветвь: Федеральное Собрание, состоящие из двух палат. Путин добавил, что поправки, внесенные в Конституцию, способствовали расширению полномочий обеих палат Федерального Собрания.
Федеральное Собрание
Уполномоченным по правам человека может быть гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Уполномоченному по правам человека в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета вклады , хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации; ж объявление амнистии; з выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации в целях отрешения его от должности или против Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации. Так, нормативное регулирование взаимодействия обеих палат Федерального Собрания определяется Конституцией РФ, нормами Регламентов Совета Федерации и Государственной Думы, постановлениями Конституционного Суда и законодательными актами федерального уровня.
Законодательная власть Области знаний: Конституционное право. Муниципальное право, Административно-правовые основы государственного управления, Законодательная власть Современное государство: Органы власти Органы власти Россия. С учётом федеративного устройства России она представлена органами публичной власти двух уровней: федерального и регионального.
На федеральном уровне законодательную власть в РФ осуществляет Федеральное Собрание — парламент , который является двухпалатным и состоит из Совета Федерации и Государственной Думы. Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом РФ, действующим на постоянной основе. Подобное двухпалатное строение высшего законодательного органа страны характерно для стран с федеративной формой государственно-территориального устройства. По общему правилу, Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно совместно палаты могут собираться, например, для заслушивания посланий Президента РФ. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми, однако в случаях, предусмотренных регламентами , палата вправе принять решение о проведении закрытого заседания. Вопросы, связанные с непосредственным формированием Совета Федерации, правовым статусом сенаторов, урегулированы Федеральным законом от 22 декабря 2020 г. Порядок формирования Совета Федерации неоднократно изменялся законодателем, в том числе путём принятия поправок к Конституции РФ, и в настоящее время в Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта РФ : по одному от законодательного представительного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа; Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, — пожизненно.
Таким образом, в Совете Федерации представлены не только интересы субъектов РФ, но и самой Федерации.
Как отмечал пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков , лидер страны сформирует новый состав кабинета министров с повышенным участием парламентариев. В Совфеде могут назначить внеочередное заседание по результатам консультаций насчет кандидатур новых министров силового блока, если Путин предложит их 8 мая. Тогда палате регионов потребуется рассмотреть кандидатуры не позднее 14-го числа.
Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс. Код для вставки видео в блоги и другие ресурсы, размещенный на нашем сайте, можно использовать без согласования.
Лекция 8: «Глава государства в зарубежных странах»
Как отмечал пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков , лидер страны сформирует новый состав кабинета министров с повышенным участием парламентариев. В Совфеде могут назначить внеочередное заседание по результатам консультаций насчет кандидатур новых министров силового блока, если Путин предложит их 8 мая. Тогда палате регионов потребуется рассмотреть кандидатуры не позднее 14-го числа.
Запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы направляется ими самостоятельно и не требует оглашения на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания. Должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения.
Инициатор запроса имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов. Слайд 50 Право на первоочередной прием По вопросам своей деятельности член Совета Федерации, депутат Государственной Думы пользуются правом на прием в первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований. Вмешательство члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность не допускается. Парламентарии не могут участвовать в качестве защитника или представителя кроме случаев законного представительства по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.
Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Парламентарии без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации не могут быть: привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке; задержаны, арестованы, подвергнуты обыску кроме случаев задержания на месте преступления или допросу; подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Слайд 53 Объем неприкосновенности Неприкосновенность распространяется на занимаемые парламентариями жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или по уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с осуществлением ими своих полномочий.
Парламентарии обладают рядом социальных льгот. В их числе: возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью; гарантии трудовых прав; специальные материально-финансовые условия осуществления полномочий; повышенная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска; медицинское, бытовое и пенсионное обеспечение. Членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы для осуществления полномочий в здании соответствующей палаты Федерального Собрания предоставляется отдельное служебное помещение, оборудованное мебелью, оргтехникой, средствами связи. Парламентариям на весь срок полномочий выдается дипломатический паспорт.
Слайд 55 Обеспечение соответствия Конституции РФ деятельности Федерального Собрания Одним из принципиальных вопросов внутренней организации деятельности палат Федерального Собрания является механизм подсчета голосов и определения результатов волеизъявления парламентариев. Разрешая неопределенность в понимании конституционного термина «общее число» членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, Конституционный Суд РФ занял следующие правовые позиции. Слайд 56 «Общее число» парламентариев Во-первых, «общее число» — это установленное Конституцией РФ количество парламентариев в каждой из палат независимо от фактически избранных, тем более — присутствующих на заседании представителей. Акты парламента должны воплощать интересы большинства в обществе, а не только парламентского большинства.
Вакантность значительного числа депутатских мандатов ведет к утрате представительного характера парламента. Слайд 57 Недопустимость «зачета» голосов одной палаты в пользу другой Во-вторых, употребляемое в Конституции РФ словосочетание «общее число членов Совета Федерации и Государственной Думы» не дает оснований для нарушения правила о раздельном подсчете голосов в каждой из палат Федерального Собрания. Указание на «общее число» в этом контексте должно пониматься только в качестве «единого для обеих палат принципа определения результатов голосования».
Проект нового закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» предусматривает следующие новеллы. В Совет Федерации входят: - по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного представительного и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ — на срок полномочий соответствующего органа; - Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, - пожизненно; - не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом, из которых не более 7-ми могут быть назначены пожизненно из числа лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности. Уточняется, что Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, приобретает статус сенатора с момента подачи в Совет Федерации заявления с приложением необходимых документов. Заявление может быть подано однократно в течение 3 месяцев со дня прекращения исполнения полномочий Президента. При этом Президент, полномочия которого прекращены до принятия данного закона, может подать такое заявление в течение 3 месяцев со дня вступления закона в силу.
Указывается, что сенаторы — представители РФ назначаются указом Президента на 6 лет либо пожизненно не более 7 сенаторов. Назначение сенаторов является правом, но не обязанностью Президента, и может осуществляться по его усмотрению в любое время.
Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан РФ, обладающих активным избирательным правом.
В поддержку выдвинутой кандидатуры инициаторы должны собрать не менее 2 млн подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тыс. Выборы Президента РФ признаются состоявшимися, если в них приняло участие более половины избирателей. В случае, если в избирательный бюллетень было внесено более двух кандидатов на должность Президента РФ и ни один из них не был избран, Центральная избирательная комиссия РФ через 21 день назначает повторное голосование по выборам Президента РФ по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.
По итогам повторного голосования избранным на должность Президента РФ считается кандидат, получивший большее число голосов избирателей, при условии, что эта цифра больше числа голосов, поданных против всех кандидатов. Избранный Президент РФ вступает в должность на 30-й день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией результатов выборов. При вступлении в должность Президент приносит присягу, текст которой содержится в ст.
С момента принесения присяги Президент РФ приступает к исполнению своих обязанностей. Основные функции Президента РФ как главы государства определены в ст. Президент РФ: является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Президент РФ обладает неприкосновенностью Полномочия Президента РФ очень обширны, особенно они проявляются во взаимодействии главы государства со всеми ветвями власти и субъектами РФ. Президент и Федеральное Собрание. Президент РФ.
Роспуск Государственной Думы возможен в случаях: — трехкратного отклонения Государственной Думой представленных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства; — двукратного выражения недоверия Правительству в течение трех месяцев; — отказа Государственной Думы в доверии Правительству. В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает новые выборы с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Государственная Дума не может быть распущена Президентом: — в течение года после ее избрания; — с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации; — в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения; — в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.
Президент и Правительство имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; принимает решение об отставке Правительства; по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министерств; назначает Председателя Центрального банка и ставит вопрос перед Государственной Думой о его освобождении; имеет право отменить постановление Правительства. Президент и судебная власть.
Правительство подотчетно парламенту
Президент провел встречу с губернатором Санкт-Петербурга Александром Бегловым. Сегодняшняя повестка – по следам Послания президента Федеральному Собранию. Обе палаты Федерального Собрания вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления. Сегодня Государственная Дума является одной из двух палат российского парламента – Федерального Собрания. Законодательная ветвь: Федеральное Собрание, состоящие из двух палат.