Одной из самых бредовых идей, почему именно "запасный", а не "запасной" может быть именно ошибка допущенная во время выпуска трафарета для штамповки табличек.
Почему в общественных местах дополнительный выход обозначается как запасный, а не запасной
Требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам 1. Эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. запасной выход, запасный выход, правописание, правила русского языка, орфограмма, правописание слов. Подробная информация о сериале Запасный выход на сайте Кинопоиск. Логика проста: незакрытый запасной выход превращается в черный вход. Еще одно объяснение, почему пишется "запасный выход" а не "запасной выход", кроется в истории.
Почему в транспорте пишут «запасный выход», а не «запасной»?
Слово «вихiд» поправлялось на «выход», первое же слово по ошибке или умыслу оставалось неизменным (только украинская «и» менялась на русскую «ы»). На самом деле слова «запасный» и «запасной» равно употребляемы в русском языке. Так, например, сегодня рассмотрим, почему же на окнах общественного транспорта пишут именно "запасный выход", а не "запасной выход". Запасный выход – это аварийный выход. Выход, который используют при крайней необходимости. Я ещё в детстве видел на запасных дверях в учреждениях надпись "Запасный выход" и, честно говоря, не мог понять, почему так пишут, поскольку в устной речи слышал только "запасной".
Почему пишется Запасный выход
Тогда почему же по всей стране пишут именно «запасный выход»? Может это какой-то тайный шифр? А вот и нет, разгадка намного проще. Слово «запасный» было в обиходе в дореволюционной России. Именно в это время появилось словесное клише «запасный выход». И когда советские власти принялись изготавливать трафареты для нанесения этой надписи, в печать пошел более привычный в то время вариант. А языковая реформа произошла несколько позже. Сегодня постепенно меняют старый вариант написания на новый.
Обратите внимание: выход ведущий наружу, по какой-то причине обозначен как тот, которым лучше не пользоваться.
Никаких обоснований, в отличие от учебника в ГОСТе не приводится. Ту же ошибку повторили и в редакции ГОСТ от 2009 года. Пример правда убрали, но вот само понятие и подход оставили. Только в 2012 году после того, как мы подготовили несколько статей на эту тему и обратили внимание Росстандарта на несоответствие текста ГОСТ и Технического регламента, в котором не было термина «запасный выход» которым оперировали в ГОСТ , в норму были внесены соответствующие изменения и мы, наконец, избавились от этой неприятности. Избавились на бумаге, но не избавились в головах. Многие «по привычке» продолжают употреблять этот термин, не понимая его вреда. Запасной выход, что это? Такого понятия в теории эвакуации вообще нет!
Есть понятие «эвакуационный выход», то есть то пространство в ограждающих конструкциях, через которое можно безопасно покинуть здание в том случае если в нем возникнет неконтролируемое горение. Такой проем характеризуется несколькими признаками, свойствами, которые собственно и обусловливают безопасность его использования. Прежде всего, такими условиями являются их расположение на этаже. Второй фактор — это, несомненно, геометрия самого проема, через который будут выходить люди. Естественно, что это важно и особенно тогда, когда мы прокладываем на плане эвакуации маршрут для потока людей. Если ширина или высота проема не отвечает этим требованиям, то и использовать его в случае пожара недопустимо. Третье условие безопасности — заполнение самого проема. Если в нем установлены рольставни, роллеты, сдвижные, опускные или вращающиеся двери то это напрямую влияет на ту самую геометрию, которая описана чуть выше.
И, в четвертых, есть требования к содержанию, эксплуатации выхода, который определен как «эвакуационный». В том числе и пресловутое обеспечение незадымляемости, о котором писали в учебниках. Но в любом случае, какой бы тип — более или менее надежный, не использовался бы для движения, безопасность его гарантируется. Именно такая дверь должен открываться изнутри, как правило, по направлению потока, должен открываться изнутри без каких-либо ключей и даже не должен иметь возможности такого запирания. Именно к такому проему подходы должны быть свободны. Именно эти пути защищаются от дыма. Никаких аналогичных требований к другим дверям нет. Проемы, которые перечисленным требованиям не отвечают, называются «аварийными».
Но никак не по-другому. Никаких «запасных» или «пожарных» выходов нет. И употребление иного варианта термина, говорит только о том, что человек остался где-то году в 1985 или, в лучшем случае, в 2002 и не имеет представления о современных реалиях пожарного нормирования. Итак, существуют только два типа выходов, определяемых в главном, в «пожарном» техническом регламенте.
Про аварийные речь вообще не шла! ГОСТ предлагает нам направить человека куда-то явно не туда. Смоделируем, как будут развиваться события в данном случае. Человек смотрит на план, где указаны фактически противоположные направления. Запомнит ли он их на уровне маршрута своего перемещения?
В рассуждении о наших целях мы давно озвучили ограниченность ресурсов памяти. Дать на схеме минимум блоков информации, обеспечивающих запоминание маршрута по которому можно покинуть опасную зону — вот наша задача. В том числе от пунктирных линий, которые не приведут ни к чему, кроме запутывания человека. Именно поэтому, человеку не нужны пунктирные линии, особенно, если они показаны, так, как на этих иллюстрациях и как этого требует современный ГОСТ 12. Читающий план только запутается. Само по себе такое обилие пунктирных линий загромождает план, делая его неудобоваримым для чтения. Предписание "определить" свое местоположение по такому рисунку звучит как издевательство. И, если предположим, человек немного запутается, воспримет т. И, не дай бог, может быть, поведет к нему окружающих людей.
В результате, дойдя до двери, эвакуирующиеся обнаружат то, что она закрыта, то, что проем слишком узкий, что дверь завалена, или рольставни опущены. Ведь если настоящие безопасные проходы эксплуатируются с нарушениями правил, то что ждать от тех дверей, эксплуатация которых вообще не регламентирована нормами. И люди эти - погибнут. И тогда возникнет вопрос: Почему люди погибли? Ответ у прокурора будет очевиден — кто-то предписал им идти в неверном направлении. Кто же неправильно ориентировал людей? Да тот, кто разработал неправильные планы эвакуации с указанием аварийных проемов и маршрутов к ним. И возьмут бедного разработчика в оборот органы прокуратуры. И будут спрашивать, как же так, Вы указали неверный маршрут, почему не к безопасным выходам, а каким-то «запасным»?
И бедный разработчик не будет знать, что ответить. Нет, он будет лепетать про ГОСТ, про требования, на что получит резоный ответ прокурора: «Вы - специалист, Вы должны были предвидеть данную ситуацию, Вы должны были сделать хотя бы оговорку, предупредить о том, что аварийный выход априори опасен". Именно поэтому, если мы и вынуждены указывать такие выходы мы делаем в текстовой части предупреждение: Хотя это - исключение. Обычно мы вообще не указываем такие двери, чтобы не отвлекать внимание людей на то, что не должно удержаться в их памяти. И только если эта дверь постоянно используется людьми, и они могут спутать свой эвакуационный маршрут с привычным, повседнемным, мы должны показать, что на этаже есть места, которые не отвечают условиям защиты человека от опасных факторов, связанных с горением, мы обозначаем их специальным знаком. Но вовсе не для целей буквального и тупого исполнения нормы. А именно, чтобы предостеречь людей от ошибочного выбора! Потому что в данном случае, простите за простоту изложения, плевать мы хотели на то, что предписывает ГОСТ, главное — безопасность. Есть и еще один довод, почему не каждый проем в стене аварийный выход.
При составлении определения данного термина, коллеги нормотворцы пошли по легкому пути. Все что не А — есть Б, говорит нам официальное определение термина аварийный выход.
Согласно другой версии, это ошибка произошла непосредственно со стороны производителей общественного транспорта. Кто-то также незаметно написал слово «запасной» через «ы» и никто этого не заметил. А вот наиболее правдоподобное мнение, на ваш взгляд. Филологи считают, что слова «запасный» и «запасной» имеют разные корни. Если первое является однокоренным с такими словами, как припас и запас, то второе — спасение, опасность.
Почему в автобусах пишут "ЗапаснЫй выход", а не "запаснОй"?
Тогда советские языковеды признали, что правильно будет говорить именно «запасной выход», а не «запасный выход». Тогда почему же по всей стране пишут именно «запасный выход»? это дополнительный выход, а запасный - аварийный, предназначенный для того, чтобы вывести людей в случае непредвиденной ситуации.
Почему в автобусах пишут "ЗапаснЫй выход", а не "запаснОй"?
Неужели те, кто их пишет, не слишком грамотные. Или быть может чего-то о правилах не знают все остальные? Что говорит говорят лингвисты и толковые словари? Выдержка из словаря. Если не придираться, то и так, и так правильно. Однако, в контексте современного русского языка вернее будет использовать все-таки вариант со словом «запасной». Дело в том, что прилагательные с окончаниями «-ий» и «-ый» как «запасный» больше свойственны для русского языка XIX века. Слово «запасной» стали использовать в русском литературном языке только в начале XX столетия.
Официально в употребление прилагательные на «-ой» вошли после 1920-х годов. Тогда советские языковеды признали, что правильно будет говорить именно «запасной выход», а не «запасный выход».
Сегодня постепенно меняют старый вариант написания на новый.
Во времена СССР вообще было множество странностей. Например, именно в этот период простые американцы стали думать о своей безопасности и обзаводиться бункерами. А зачем они делают это сегодня, вы можете узнать из этой статьи.
Видео: Почему на табличке аварийного выхода чаще написано «запасный», а не «запасной» Но существует еще теория о том, что это просто опечатка, которая впоследствии так распространилась, что сама стала клише. Филологи не поддерживают ее, так как она не объясняет, почему в дореволюционной России в речи присутствовало слово «запасный». Еще одна теория гласит, что это просто неправильный перевод фразы с украинского языка.
В этих автобусах висела надпись на украинском языке.
На этот счет есть несколько мнений и сейчас мы о них вам расскажем. Одной из самых популярных легенд является следующая: для рынка тогдашнего СССР известный производитель автобусов марки «Икарус» вместо «Запасной выход» написал запасный. Это нелепая ошибка была не замечена и в итоге эту надпись начали копировать другие изготовители пассажирского транспорта. OK Согласно другой версии, это ошибка произошла непосредственно со стороны производителей общественного транспорта.
Видео: Почему на табличке аварийного выхода чаще написано «запасный», а не «запасной» видео Видео: Почему на табличке аварийного выхода чаще написано «запасный», а не «запасной» 2 года назад Ирина Пасынкова Наверняка вы задумывались, почему на аварийных выходах довольно часто пишут «запасный выход», хотя казалось бы правильнее было написать «запасной выход». Неужели это банальная опечатка, которая распространилась по всей стране? Вместе с автором видео попробуем разобраться. Если спросить у филологов, что они думают о правильности написания этого словосочетания, то они скажут, что оба варианта являются допустимыми, но в современном русском языке все-таки принято писать «запасной выход». Он является более грамотным и привычным. Тогда почему же по всей стране пишут именно «запасный выход»? Может это какой-то тайный шифр? А вот и нет, разгадка намного проще.