Стихотворение посвящается детям, так как именно малыши имеют возможность, когда возрастут, поправить что-то неправильное и несправедливое в мире. Строки стихотворения «Железная дорога» Некрасова обращены к детям, потому что автор хочет передать им свою любовь к железной дороге и показать, как важна эта техника для развития страны и удобства жизни людей. Вопрос посетителя Почему стихотворение обращено к детям? Ответ эксперта Стихотворение посвящается детям, так как именно малыши имеют возможность, когда. посвящать детям такого жесткое стихотворение про тяжелый рабский труд на строительстве железной дороги.
Некрасов «Железная дорога» Почему стихотворение обращено к детям?
ГДЗ Литература 7 класс (часть 1) Коровина. "Железная дорога". Размышляем о прочитанном Номер 7 | будущее поколение, от которого зависит процветание страны. |
ГДЗ литература 7 класс Коровина ФГОС Часть 1, 2 Часть 1 | Страница 214 | Почему стихотворение «Железная дорога» так сильно притягивает внимание именно детей? |
стихотворение "Железная дорога"-почему стихотворение обращено к детям?
Железная дорога — стихотворение Николая Некрасова, написанное в начале 1864 года. Стихотворение Некрасова «Железная дорога» не только развлекает детей и воспитывает любовь к приключениям, но и содержит социальные и эстетические ценности. Стихотворения о железной дороге обращены к детям, потому что эта тема близка и понятна для них.
Стихотворение Некрасова «Железная дорога»: почему стихотворение обращено к детям
Посмотрим, как развивается мысль Некрасова. Попытаемся выделить отдельные части этой главы: а царь-голод; б песнь мертвецов; в белорус; г мысли о будущем народа. На доске открываются слова: сочувствие, жалость, восхищение, возмущение, гордость, горечь, печаль, поэтичность, негодование. В каких словах открыто проявляется чувство поэта? Не забудьте, что это слова, обращенные к ребенку, и что заканчивается торжественное пророчество о широкой и ясной дороге к счастливому будущему народа горьким сожалением: Жаль только — жить в эту пору прекрасную Уж не придется — ни мне, ни тебе. Третья главка начинается с резкого перелома интонации: свисток паровоза развеял «сон удивительный». Мальчик еще под впечатлением сна, хочет рассказать о нём отцу. Но генерал окончательно разрушает поэтическую картину своим хохотом.
Сколько дивных красот повидал генерал в Италии, в Вене, но в душе его нет поэзии. Автор-рассказчик видит прекрасные черты народа-творца, несмотря на его уродливый облик, а генерал видит только внешнее. Для него народ — «варвары, дикое скопище пьяниц». Нет, не тронут его сердца ни славная осень, ни труженики-мужики, ценой героического труда проложившие дорогу среди «бесплодных дебрей». Для него все эти картины — зрелище смерти, печали, которое не должно тревожить сердце ребенка. Слова на доске: презрение, негодование, насмешка, ирония, гнев. Четвертая главка — изображение того, что генерал считает «светлой стороной» жизни.
Верно ли, что у него картина вызывает чувства горечи, досады, гнева? Чем вызваны его чувства? Подведение итогов урока. Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения; выписать в тетрадь «трудные слова»; дать им толкование. Скачать материал Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле. На странице приведен только фрагмент материала. Белинский В.
И сегодня в этом ее святое назначение. Пушкина по праву называют чудом русской литературы. Весь мир ценит поэта за то, что он сам ценил в себе: Долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал... И до Пушкина поэзия служила народу, но у него эта потребность русской литературы приобрела невиданную силу. Первое, что привлекает нас при чтении произведений поэта, - поражающая сила чувств, блеск ума. Но его стихи надо читать внимательно, вдумываясь в каждое слово, потому что слово это важно для понимания целого, потому что, как говорил Н. На заре своей поэтической деятельности, еще в лицейских стихах, поэт задумывается над ролью и судьбой поэзии и поэта в современном ему обществе.
Прекрасно понимая незавидную судьбу поэта, молодой Пушкин избрал для себя путь литературного творчества: Мой жребий пал: я лиру избираю! Пушкин развивает свой взгляд на задачи поэта. Поэт, по его мнению, должен находить в себе чувства, чтобы воспитывать читателя, вести его за собой, используя свой высокий дар. Десятки стихов А. Пушкина посвящены теме патриотизма. Поэт рано почувствовал живое дыхание истории родины и глубоко задумывался над судьбами страны. Его музой стала свобода.
Он видел, что его народ стонет в цепях векового рабства и страстно ждет своего освобождения. Молодые люди знали стихи поэта, дышащие свободой, и увлекались ими. Декабрист М. До конца дней своих Александр Сергеевич Пушкин был непримиримым врагом самодержавия, защитником народной свободы. Невозможно без волнения читать удивительные стихи А. Пушкина о природе. Это настоящие живописные картины.
Как глубока любовь поэта ко всему родному, национальному, близкому и дорогому сердцу русского человека! Эти стихи превосходным образом воспитывают любовь к родине. Прекрасным источником для пробуждения самых добрых чувств являются стихи о дружбе и любви. Сколько задушевных стихов написал поэт, чтобы прославить крепкую, неизменную дружбу. До глубины души его потрясла весть о разгроме восстания декабристов, в котором участвовали дорогие его сердцу Кюхельбекер, Пущин и многие другие друзья. Он беспокоится о дальнейшей их судьбе, подчеркивает свою духовную близость с ними и не страшится открыто признать ее перед лицом самого царя. С удивительной для тех лет смелостью поэт отправил в Сибирь свое послание декабристам: Во глубине сибирских руд Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье.
Да, А. Пушкин умел быть верным и преданным другом. А стихи о любви! Нежные и страстные, веселые и грустные, они учат любить по-настоящему.
Именно поэтому таким возмущенным и саркастичным тоном описывает Некрасов в финальном эпизоде произведения радость рабочих, получивших от приказчика бочку вина и прощение долга за "прогульные дни". Почему стихотворение обращено к детям и молодым Важной строкой в стихотворении являются слова лирического героя: Жаль только — жить в эту пору прекрасную Уж не придется — ни мне, ни тебе.
Это прямая отсылка к будущим поколениям, которые смогут жить в другой России и, главное, будет участвовать в ее строительстве. Почему же Некрасов решает обратиться к грядущим поколениям? На это есть несколько причин: Он хочет объяснить, с каким трудом достаются некоторые вещи и как несправедливо, что их реальные создатели забываются например, отец Вани говорит, что железную дорогу построил один человек, хотя по факту над ней трудились тысячи простых рабочих. Он показывает детям страшную сторону жизни, о которой обычно говорить не принято, чтобы они не повторяли ошибок предыдущего поколения и уважали всех людей, даже зависимых от них.
Внезапно мальчик поражён ужасным видением: тысячи призраков изможденных, изуродованных людей поднимаются по бокам рельсов, каждый пытается рассказать свою историю, спрашивая людей будущего, помнят ли они вообще тех, по чьим костям они сейчас путешествуют. Часть III Ваня рассказывает отцу о видении и о том, как их визави рассказывал о них — о тех, кто были настоящими строителями железной дороги. Генерал, возмущённый, предлагает свою собственную аргументацию: он был в Риме, Вене и Афинах и видел там прекрасные творения человека.
Но были ли эти шедевры созданы «простым человеком»? Нет, простые люди — всего лишь вандалы, способные только уничтожить красоту. Он требует, чтобы их попутчик дал его сыну изображение более светлой стороны истории и, если тот не справится, то, тем самым, будет уличён в предвзятости и неспособности видеть хоть что-то хорошее — будет выставлен, таким образом, злобным критиканом. Часть IV Рассказчик представляет счастливый конец истории: работа окончена, мёртвые похоронены, а рабочие, ожидающие оплаты, собираются возле конторы.
Это самое главное - вселить в молодежь веру в свой народ, свою страну, ее светлое будущее, в "пору прекрасную", в которой жить "не придется ни мне, ни тебе". Оцени ответ.
Остались вопросы?
И ведь действительно стихотворение впрямую обращено к детям, образуя разговор с мальчиком Ваней. Строки стихотворения «Железная дорога» Некрасова обращены к детям, потому что автор хочет передать им свою любовь к железной дороге и показать, как важна эта техника для развития страны и удобства жизни людей. Строфы стихотворения Некрасова «Железная дорога» обращены к детям, потому что поэт хотел подчеркнуть важность образования и развития в их жизни.
Остались вопросы?
Обсчитывали их десятники,секло начальство,голодали,мерзли ,а взамен получили бочку вина и списание долгов. Почему именно к ребенку обращается автор?. Да потому что Эту привычку к труду благородную Нам бы не худо с тобой перенять… Благослови же работу народную И научись мужика уважать. Чувства уважения к к людям,к чужому труду, любви к Родине,привитые с детства способны изменить будущее России. Да не робей за отчизну любезную… Вынес достаточно русский народ Вынесет всё — и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе.
Вопрос вызвавший трудности Некрасов "Железная дорога" Почему стихотворение обращено к детям?
Ответ подготовленный экспертами Учись. Ru Для того чтобы дать полноценный ответ, был привлечен специалист, который хорошо разбирается требуемой тематике "Литература". Ваш вопрос звучал следующим образом: Некрасов "Железная дорога" Почему стихотворение обращено к детям? После проведенного совещания с другими специалистами нашего сервиса, мы склонны полагать, что правильный ответ на заданный вами вопрос будет звучать следующим образом: Видимо, речь идет о стихотворении Некрасова "Железная дорога"? Оно построено как разговор с мальчиком Ваней, которому автор рассказывает, кем на самом деле была построена железная дорога, по которой они едут - не графом Клейнмихелем, а русскими мужиками, их непосильным трудом, они голодали, гибли от болезней : "А по бокам-то все косточки русские.
Сколько их, Ванечка, знаешь ли ты?
Посвящение подчеркивает, что единственно возможный собеседник в данном случае — ребенок. Когда вмешается генерал, категорически и безапелляционно отрицающий созидательную роль народа, рассказчик произносит только одну фразу: «Я говорю не для вас, а для Вани...
Ответ или решение 1 m-r35 В своем стихотворении "Железная дорога" Некрасов обращается не только к одному герою, сыну генерала "юному Ване", но ко всем детям. Автор считает, что именно будущие поколения смогут изменить ситуацию с крепостным строем в стране.
Почему стихотворение обращено к детям железная дорога?
Они видят мощный паровоз, слышат грохот колес и видят дым, воображают себя на наборе и волнуются за героев. Это позволяет детям активно воспринимать произведение, почувствовать его атмосферу и отплыть в волшебный мир приключений. Ритм и звучание. Структура стихотворения Некрасова привлекает детей своим ритмом и звучанием. Равномерные и повторяющиеся строфы помогают детям запомнить содержание и легко воспроизводить строки произведения.
Ритм и звучание поэзии стимулируют познавательные процессы у детей, развивают их речь и позволяют лучше понять глубинный смысл стихотворения. Социальные и эстетические ценности. Стихотворение Некрасова «Железная дорога» не только развлекает детей и воспитывает любовь к приключениям, но и содержит социальные и эстетические ценности. В произведении герои помогают друг другу, проявляют доброту и солидарность.
Также оно позволяет развить интерес детей к литературе, музыке и искусству, ведь стихотворение может быть представлено в виде песни или драматизации, что вызывает у детей дополнительный интерес и вовлекает их в процесс творчества. Строки стихотворения Некрасова «Железная дорога» завораживают детей своим миром приключений, эмоциями и ритмом. Оно не только развлекает, но и воспитывает ценности и развивает интерес к литературе и искусству.
Ответ оставил Гость Невозможно жить без надежды. Надежда Некрасова — русские дети.
Недаром стихотворение «Железная дорога» имеет подзаголовок: «Посвящается детям». И ведь действительно стихотворение впрямую обращено к детям, образуя разговор с мальчиком Ваней.
Стихотворение-это беседа автора,мальчика Вани и его отца во время поездки по железной дороге. Автор рассказывает о простых людях,на плечи которых легли все трудности при построении дороги. Труд этот, Ваня, был страшно громаден Не по плечу одному! В мире есть царь: этот царь беспощаден, Голод названье ему. Он-то согнал сюда массы народные.
Оно вдохновляет детей и показывает им, что возможности человека и техники безграничны. Поэтическая сказка о приключениях: Стихотворение Некрасова «Железная дорога» обратно к детям в форме поэтической сказки о приключениях. В нем художник рисует картину мира из перспективы ребенка, передавая чувства, эмоции и фантазии, свойственные этому возрасту. В стихотворении описывается путешествие на железной дороге, которое становится приключением. Для детей поездка на поезде это больше, чем просто перемещение с одного места на другое. Это возможность увидеть новые красивые пейзажи, ощутить ветер в волосах, услышать ритмичный звук колес по рельсам и почувствовать волнение при встрече с новыми людьми и местами. Проходя через разные станции и города, дети могут представить себя волшебниками, путешествующими по невидимым мирам и находящими новые друзей. Они могут рассматривать живописные пейзажи за окном, смотреть на города, проплывающие мимо и захватывающие своей красотой и атмосферой. Стихи Некрасова в своей простоте и ясности передают эти эмоции детских приключений и обращены непосредственно к маленьким читателям, позволяя им вжиться в роль героев и пережить все их чувства и впечатления. Они затрагивают сердца детей и оставляют незабываемые впечатления. Таким образом, стихотворение «Железная дорога» Некрасова становится настоящей поэтической сказкой о приключениях, увлекательной и занимательной для детей, которые готовы окунуться в мир фантазий и познания новых мест и людей. Привлечение внимания к проблемам железной дороги: Некрасов вызывает внимание к опасности профессии машиниста. В замедленные темпы жизни пролетающего поезда на фоне гремящих колес поэт передает страх и беспокойство машиниста за свою жизнь и жизни пассажиров. Он также обращается к проблеме бедности. Строительство железной дороги потребовало множества жертв и трудностей среди строителей, которых автор предлагает помнить и чтить. Некрасов подчеркивает идею того, что безопасность на железнодорожной станции зависит от дисциплины и взаимопонимания среди людей. Он показывает, как разрушение этих качеств приводит к негативным последствиям.
Почему стихотворение "железная дорога" обращено к детям ?
Получите быстрый ответ на свой вопрос, уже ответил 1 человек: Почему стихотворение обращено к детям железная дорога — Знание Сайт. 8. Почему стихотворение обращено к детям? Получите быстрый ответ на свой вопрос, уже ответил 1 человек: Почему стихотворение обращено к детям железная дорога — Знание Сайт. Стихотворение Некрасова «Железная дорога» обращено к детям, потому что оно призвано воспитывать искреннюю любовь к России и ее достижениям в развитии инфраструктуры. Некрасов посвятил стихотворение "Железная дорога" будущему поколению, которое должно продолжить то, что создал русский народ.
Некрасов Н. А. «Железная дорога»
В своем стихотворении "Железная дорога" Некрасов обращается не только к одному герою, сыну генерала "юному Ване", но ко всем детям. Стихотворение начинается с предисловия: маленький мальчик, который путешествует со своим отцом-генералом, задаёт ему вопрос о том, кто строил железную дорогу, по которой они едут. Строки стихотворения «Железная дорога» Некрасова обращены к детям, потому что автор хочет передать им свою любовь к железной дороге и показать, как важна эта техника для развития страны и удобства жизни людей. Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением Некрасова «Железная дорога», написанным в 1862 году. Анализ стихотворения железная дорога Некрасова. Получите быстрый ответ на свой вопрос, уже ответил 1 человек: Почему стихотворение обращено к детям железная дорога — Знание Сайт.
стихотворение "Железная дорога"-почему стихотворение обращено к детям?
Иллюстрация И. Глазунова к поэме Н. Некрасова «Железная дорога» Источник …рабочий народ Тесной гурьбой у конторы собрался... Крепко затылки чесали они: Стали в копейку прогульные дни! Всё заносили десятники в книжку — Брал ли на баню, лежал ли больной: «Может, и есть тут теперича лишку, Да вот, поди ты!.. Как это могло произойти? Всё дело в действующей в то время системе штрафов. Например, человек, не вышедший на работу из-за болезни, мог быть оштрафован. Своих денег у рабочих не было, поэтому на какие-то нужды им нужно было брать деньги в долг у подрядчика, всё это впоследствии вычитывалось из заработной платы. На строительстве железных дорог в основном работали крестьяне, которые практически все были неграмотными, они не могли проверить правильность записей десятников и «махнули рукой» понимая, что их обманывают, но поделать с этим ничего нельзя.
Многоточие и интонация фраз показывают, что рабочие не верят тем, кто ими руководит, они отчаялись найти правду. Следующая сцена — появление почтенного лабазника, то есть купца, торговца. Уже само описание этого персонажа противопоставляется рабочему народу. Сравним с описание белоруса:.
Оно построено как разговор с мальчиком Ваней, которому автор рассказывает, кем на самом деле была построена железная дорога, по которой они едут — не графом Клейнмихелем, а русскими мужиками, их непосильным трудом, они голодали, гибли от болезней : «А по бокам-то все косточки русские.
Сколько их, Ванечка, знаешь ли ты? И верить в свой народ, в его силы, в то, что он все может:»Вынесет все и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе»… Это самое главное — вселить в молодежь веру в свой народ, свою страну, ее светлое будущее, в «пору прекрасную», в которой жить «не придется ни мне, ни тебе».
Произведение «Рожденные в года глухие» посвящено З. Гиппиус и пронизано предвкушением грядущих перемен. Блок понимал, что современное поколение обречено, поэтому призывал его к переосмыслению жизни, обновлению.
Обреченность России заключена в неиспользованном потенциале. Она, обладая неимоверными богатствами, страшно бедна и пугающе убога. Родина как центральный лейтмотив произведения Стихотворение «Россия» поражает своей искренностью и честностью: ни в одной строчке, ни в одном слове автор не солгал в том, какой он видит и чувствует родную страну. Именно благодаря его честности перед читателями предстает образ нищей Родины, которая устремлена «В даль веков». В стихотворении чувствуется влияние лирического отступления о птице-тройке из поэмы «Мертвые души» Н.
Образ Родины воплощен в могучей и безудержной стихии: вьюге, ветре, метели. Мы видим, что Блок пытается осмыслить значение России, понять ценность, необходимость столь сложного исторического пути. Блок верил, что за счет скрытой силы и мощи Россия выберется из нищеты. Поэт описывает свою любовь к Родине, восхищение красотой природы, размышления о судьбе своей страны. Блок использует мотив дороги, проходящей через все стихотворение.
Сначала мы видим нищую Россию, но потом она предстает нам в образе страны, которая широка и могуча. Мы верим, что автор прав, ведь нужно всегда надеяться на лучшее. Блок показывает нам Россию нищей, но прекрасной. Это противоречие проявляется даже в использованных поэтом эпитетах, например, «разбойная краса». Два сфинкса в творчестве А.
Блока Николай Гумилев очень красиво написал о поэзии А. Блока: «Перед А. Блоком стоят два сфинкса, заставляющие его петь и плакать своими неразрешенными загадками: Россия и его собственная душа. Первый - некрасовский, второй - лермонтовский. И часто, очень часто Блок показывает нам их, слитых в одно, органически-нераздельных».
Слова Гумилева - нерушимая истина. Их можно доказать стихотворением «Россия». В нем сильно воздействие первого сфинкса, некрасовского. Ведь Блок, как и Некрасов, показывает нам Россию с двух противоположных сторон: могучую и в то же самое время бессильную и убогую. Блок верил в силу России.
Однако в противовес некрасовским заветам Александр Александрович любил Родину только с печалью, не наделяя свое чувство гневом. Блоковская Россия наделяется человеческими чертами, поэт наделяет ее образом любимой женщины. Здесь проявляется влияние второго сфинкса - лермонтовского. Но их сходство не является полным. У Блока высказаны более интимные, личностные чувства, наделенные благородной задумчивостью, в то время как в лермонтовских стихах порой слышалась гусарская заносчивость.
Стоит ли жалеть Россию? Поэт говорит, что он не умеет и не может жалеть Родину. Но почему? Может из-за того, что, по его мнению, ничто не сможет затуманить «прекрасные черты» России, кроме заботы. А может причина в жалости?
Поэт любит Родину. Вот в чем скрыта причина отсутствия жалости по отношению к ней. Если соотносить большую страну с отдельно взятым человеком, получим хороший пример взаимосвязи жалости и унижения. Человек, которого пожалели, сказав о том, какой он бедный и несчастный, теряет не только чувство собственного достоинства, но иногда и желание жить, так как он начинает понимать собственную никчемность. Все трудности нужно покорять с высоко поднятой головой, не ожидая сочувствия.
Возможно, именно это хочет показать нам А. Громадная историческая заслуга поэта состоит в том, что он связал прошлое с настоящим, что мы и видим во многих его стихотворениях. Родина стала связующей темой многих произведений А. Она тесно соединена с различными мотивами его стихотворений: любовь, возмездие, революция, путь прошлый и путь будущий. Так писал и, кажется, он был полностью прав.
Россия для Александра Блока — это родина. Тема родины становится основной в творчестве поэта после раннего периода стихов о Прекрасной Даме. Блок отметил в своём дневнике, что теме родины он «сознательно и бесповоротно» посвящает жизнь. Начало ХХ века — время неслыханных перемен, исторических событий, ранее не виданных не только в России, но и во всём мире. Осмыслить такие события и донести их до ума и сердец соотечественников — задача, решение которой под силу только настоящему поэту, каковым и являлся Александр Блок.
В 1908 году он создаёт исторический цикл «На поле Куликовом» и пишет стихотворение «Россия».
Эти люди не просто вынуждены тяжело работать и практически ничего не получать за ужасный труд. Они настолько морально закрепощены, что готовы благодарить своих мучителей за любую подачку. Почему стихотворение обращено к детям и молодым Важной строкой в стихотворении являются слова лирического героя: Жаль только — жить в эту пору прекрасную Уж не придется — ни мне, ни тебе. Это прямая отсылка к будущим поколениям, которые смогут жить в другой России и, главное, будет участвовать в ее строительстве.
Железная дорога некрасов почему стихотворение посвящается детям
8. Почему стихотворение обращено к детям? Правильный ответ на вопрос«Некрасов "Железная дорога" Почему стихотворение обращено к детям? » по предмету Литература. «Железная дорога» Некрасова на потеряла социальную остроту и сегодня, поэтому Многомудрый Литрекон всем советует обратиться к оригинальному тексту стихотворения.
Железная дорога некрасов почему стихотворение посвящается детям
Cтраница 220 учебник по литературе Коровина 6 класс 1 часть | Строки стихотворения «Железная дорога» Некрасова обращены к детям, потому что автор хочет передать им свою любовь к железной дороге и показать, как важна эта техника для развития страны и удобства жизни людей. |
Вопрос по Стихотворению железная дорога НекрасоваПочему стихотворение обращено к детям? | Почему именно к ребенку обращается автор?.Да потому что Эту привычку к труду благородную Нам бы не худо с тобой перенять. |
Почему стихотворение "железная дорога" обращено к детям ? | Недаром стихотворение «Железная дорога» имеет подзаголовок: «Посвящается детям». И ведь действительно стихотворение впрямую обращено к детям, образуя разговор с мальчиком Ваней. |
Почему стихотворение обращено к детям железная дорога кратко | Стихотворение Некрасова «Железная дорога» обращено к детям, потому что оно призвано воспитывать искреннюю любовь к России и ее достижениям в развитии инфраструктуры. |
Почему стихотворение " Железная дорога" обращена к детям ?? | Стихотворение «Железная дорога» является небольшим по объему произведением, всего 148 строк. |
Почему стихотворение обращено к детям? Железная дорога — Некрасов
В описании призраков выступают реальные и фантастические черты. Как в сказках привидения исчезают при первом крике петуха, так и в стихотворении Некрасова видения пропадают при свистке паровоза. Ваня — внимательный и впечатлительный мальчик — будто видел картины, которые рисовал ему попутчик, но его богатое воображение довершало страшные впечатления: В эту минуту свисток оглушительный Взвизгнул — исчезла толпа мертвецов! Генерал в ответ на рассказ Вани об удивительном сне захохотал: для него всё, что говорит лирический герой — чепуха, он спорит с ним о роли народа в истории. С точки зрения генерала народ — это варвары, дикое скопище пьяниц, которые «не создавать, разрушать мастера». Авторское отношение к изображаемому — противоположное. Рассказчик хочет донести до мальчика Вани мысль о том, что именно простой народ создает богатства, которыми гордятся страны. Заканчивается третья часть словами генерала: Вы бы ребенку теперь показали Светлую сторону… Генерал возмущен той страшной картиной, которую герой нарисовал мальчику, и призывает показать «светлую сторону» жизни, которую и показывает лирический герой в четвёртой части. Так называемая «светлая сторона» — это описание окончания строительства железной дороги: Слушай, мой милый: труды роковые Кончены — немец уж рельсы кладет. Мертвые в землю зарыты; больные Скрыты в землянках… Фраза «немец уж рельсы кладет» означает, что закончилась самая трудная, не требующая высокой квалификации, часть работы. Её, как правило, выполняли русские.
Немцы же а так называли всех иностранцев выполняли высококвалифицированную работу. Иллюстрация И. Глазунова к поэме Н. Некрасова «Железная дорога» Источник …рабочий народ Тесной гурьбой у конторы собрался...
В мире есть царь: этот царь беспощаден, Голод названье ему. Водит он армии; в море судами Правит; в артели сгоняет людей, Ходит за плугом, стоит за плечами Каменотесцев, ткачей.
Он показывает детям страшную сторону жизни, о которой обычно говорить не принято, чтобы они не повторяли ошибок предыдущего поколения и уважали всех людей, даже зависимых от них. Он дорожит истиной и просто хочет, чтобы дети знали, кто настоящий герой истории по про постройку первой железной дороги. Это научит их ценить и уважать простой народ.
Из всех перечисленных причин наиболее важна вторая, поскольку в своих произведениях Некрасов часто затрагивает тему будущего и верит, что новое поколение сумеет стать лучше предыдущего.
Когда вмешается генерал, категорически и безапелляционно отрицающий созидательную роль народа, рассказчик произносит только одну фразу: «Я говорю не для вас, а для Вани... На них надеется Некрасов, в них он видит залог бессмертия народа.