Премьера оперы «Ночь перед Рождеством» Николая Римского-Корсакова на его собственное либретто состоялась на сцене Мариинского театра в 1895 году. Опера «Ночь перед Рождеством» совсем недавно пережила второе рождение. Мариинка, несмотря на всю свою классичность, пошла на смелый эксперимент, сделав постановку частично интерактивной. Эту небывалую задачу поставил перед собой Римский-Корсаков, когда обратился к сказочной повести Гоголя «Ночь перед Рождеством». «Ночь перед Рождеством» – ГАСК п/у Валерия Полянского в ММДМ, 11 марта 2014.
Мариинский театр представил премьеру новой трактовки оперы «Ночь перед Рождеством»
Это русская опера-сказка, которая восходит к опере Глинки «Руслан и Людмила», но родилась она именно из-под пера Римского-Корсакова. В основу либретто легло произведение Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Либретто написал сам Римский-Корсаков: он тонко чувствовал связь слова и музыки и выразительно передал эмоциональную картину произведения. Опера начинается с оркестрового вступления под названием «Святый вечер». Эта музыка живописует картину природы. Действие начинается, конечно же, с волшебства. Из хаты на метле вылетает Солоха и начинает петь колядки — песни, которые пели в канун Рождества.
Потом к ней является Черт, недовольный тем, что сын Солохи — кузнец Вакула — расписывал церковь. Интересно, что и кузнеца Вакулу, и Черта, и Дьяка, который появляется позже, — поют тенора. Естественно, самым звучным голосом должен обладать Вакула. Черт и Дьяк — это голоса характерные, а Солоха — меццо-сопрано. Довольно часто меццо-сопрано пели партии матерей или ведьм — можно вспомнить Ульрику в вердиевском «Маскараде» или Азучену в «Трубадуре» того же Верди.
ИЛЬЯ ЖИВОЙ,режиссер оперы «Ночь перед Рождеством», артист Мариинского театра: «Сам сюжет останется таким же, но сцены переосмыслены, некоторые из них переделаны, переставлены, дополнены определенным количеством декораций, спецэффектов. Спектакль будет более красочным, более сказочным». Мировая премьера оперы «Ночь перед рождеством» впервые состоялась в 1895-м году.
Гоголя, воплощённый в музыке П. Традиционно спектакли в Астраханском оперном театре проходят в сопровождении симфонического оркестра. Живое звучание привнесло в спектакль удивительные краски, как в хороводе сменяли одна другую весёлые и грустные, нежные и лукавые мелодии. Персонажи спектакля — кузнец Вакула, гордая красавица Оксана, комичные Чуб, Солоха и Панас, пройдоха Бес, а также черти, русалки и ряженые не дали заскучать ни детям, ни взрослым.
Всегда успешно. Безусловно, в театрах существует практика создания нескольких версий одного материала. Но, признаюсь, была удивлена, узнав, что, по сути, «новой версией» оказался незначительно измененный мой спектакль. Из театра со мной никто не связывался, переговоры не проводились. Даже если я отсутствую на другой постановке и нахожусь не в Петербурге, то всегда есть мобильная связь,— говорит «МК» в Питере» Ольга Маликова. О том, что режиссер Живой использует придуманные не им декорации и костюмы, прямо говорится на сайте Мариинского театра. Цитируем: «В спектакле используется декорационное оформление постановки 2008 года режиссер — Ольга Маликова, сценография — Ксения Пантина, костюмы — Варвара Евчук ». То есть, вроде как используется только «декорационное оформление»… Но только ли? О том, что «новая» версия спектакля, премьера которого состоялась 7 января, основана на постановке Маликовой, писали и СМИ. Теперь над версией «Ночи перед Рождеством» поработал хореограф Илья Живой, на основе и с теми же декорациями постановки Ольги Маликовой», — писала «Российская газета». Из статьи становится понятно, что «новый» спектакль ставили впопыхах. Судьба распорядилась так, что мы должны были либо совсем отказаться от этой идеи, либо срочно перегруппировать, максимально расширить масштабы этой работы, срочно вводить наших известных, уже знаменитых певцов, чтобы придать этому событию большой масштаб. Буквально перед Новым годом мы включили в состав певцов, которые даже не помышляли, что будут петь», — сообщил после премьеры «обновленного» спектакля на петербургской сцене Мариинского театра 7 января худрук и генеральный директор Мариинского театра Валерий Гергиев. Отметим, что он воздержался от оценки работы «режиссера». На пожелания почившего в 1908 композитора делал отсылы, раздавая интервью журналистам, и режиссер-хореограф Илья Живой. Надеюсь, результат получился достойный уровня Мариинского театра, — заявил Живой. И я работал очень близко к этим ремаркам, пожеланиям автора музыки». О том, как «насыщение спектакля дополнительными эффектами» и «переосмысление некоторых сцен» смотрелось со зрительных мест, описал журналист издания «Санкт-Петербургские ведомости». К ним относятся: упрощенные пластические действия персонажей, перестановка одной из хат-домиков на другое место, три новых окошка в хате, и лестница в 7-й картине, взятая из подбора идущего спектакля.
В Петербурге состоится концертная премьера оперы "Ночь перед Рождеством"
Оперная труппа Мариинского театра в преддверии Нового года перенесла на историческую сцену спектакль "Ночь перед Рождеством" Николая Римского-Корсакова. слушал бы их и слушал! «Ночь перед Рождеством», премьера новой трактовки оперы Римского-Корсакова по повести Гоголя, состоялась на сцене Мариинского театра, передает корреспондент телеканала «Санкт-Петербург». «Былью-колядкой» назвал Римский-Корсаков свою оперу «Ночь перед рождеством». «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова вышла из-под пера композитора, который уже увлечен Вагнером и стремится в сторону сказочности. Интересные факты об опере "Ночь перед Рождеством" 20 апреля рассказали сотрудники читальни №151.
«Ночь перед Рождеством»: казанцы по достоинству оценили оперу-сказку
Ведь благодатная сила любви способна преодолеть темные силы зла и творить чудеса. По ссылке билеты на все спектакли в декабре 2023. По ссылке билеты на два спектакля в январе 2024.
Покупку сделать очень просто! Онлайн с этого сайта, выбирайте мероприятие, смотрите заинтересовавшие Вас места и добавляйте их в корзину, оформляйте заказ! Доставка: электронные места Вы получите на свой Email, а если билет на бланке, то наш курьер доставит их совершенно бесплатно по указанному Вами адресу. Нужно ли распечатывать электронные билеты? Во сколько приезжать в театр?
Желательно приехать заранее, например, за час до начала.
Персонажи спектакля — кузнец Вакула, гордая красавица Оксана, комичные Чуб, Солоха и Панас, пройдоха Бес, а также черти, русалки и ряженые не дали заскучать ни детям, ни взрослым. Герои предстали перед зрителями в совершенно невероятных по цветовой гамме костюмах, разглядеть все детали которых, позволила интересное световое решение спектакля. Новый год в новом театре только начинается. Впереди ещё 4 дня представлений.
Мариинка , несмотря на всю свою классичность, пошла на смелый эксперимент, сделав постановку частично интерактивной. Кузнец Вакула влюблен в надменную красотку Оксану, которая, шутя, отправляет его за царскими черевичками. Взяв в напарники самого черта, Вакула летит в Петербург и получает от царицы желаемое.
Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Ночь перед Рождеством»
Спектакль создали режиссер Леонид Баратов и сценограф Федор Федоровский. Постановка была возобновлена после возвращения труппы в Ленинград.
Но, как и в первоисточнике, волшебники-месяцы помогают героине и добро, как всегда, торжествует. Авторы спектакля виртуозно соединяют сказочное и современное. Это выражается и в музыке, где Щедрин чередует разговорные фрагменты и сложные вокальные партии, и в визуальных решениях постановки. Яркие наряды и сказочные элементы декора сочетаются с плазменными экранами. А у каждого из двенадцати месяцев свой неповторимый стиль и собственная приветственная ария.
И все это — в сопровождении музыки Иоганна Штрауса, которую отличает атмосфера радости и предвкушения новых впечатлений. Впервые «Летучую мышь» поставили в 1874 году в венском театре «Ан дер Вин». Директор театра искал сюжет для нового спектакля и раздумывал над водевилем «Новогодний вечер», который ему предложили либреттисты Анри Мельяк и Людовик Галеви. Но это была переделка фарса «Тюремное заключение», который уже ранее шел в театре. Директор отдал черновик либретто молодому композитору Иоганну Штраусу, и он пришел в восторг от этой истории. Штраус дорабатывает либретто и быстро, за полтора месяца, пишет музыку к оперетте. Зрители встретили «Летучую мышь» благосклонно, театры включили ее в свой репертуар, и с течением лет она только увеличивала свою славу.
В довершение образ был приправлен перцем зловредных интонаций — более удачного воплощения музыкальной характеристики героя нельзя желать. По воле автора оперы вокальным коллегой чёрта является Дьяк — хоть и служитель церкви, но также характерный тенор. При таком чёрте дьяк вынужден петь более сдержанно, чтобы обеспечить слышимую разницу характеров. Возможно, поэтому специалист Большого театра по характерным эпизодам Леонид Виленский преподнес своего героя несколько более скромно, чем хотелось бы, без гротескной комедийности, на которую провоцирует действие и без которой не искрятся фразы вроде «А это що у вас, великолепная Солоха? Оставаясь в рамках академического пения, артист уже в диалоге с Вакулой из первого действия смог развеселить зал гоголевскими «нет, хата не моя…» и коронным коленцем Чуба «…вишь, какая цаца!
Вплоть до финальной сцены Андрей Антонов с его сочным рокочущим басом, богатым на интонационные изюминки, оставался эпицентром гоголевского юмора, помноженного на музыку. Солист «Геликон-оперы» Сергей Топтыгин, может, и не был столь полнозвучен, но суровый и, одновременно, незадачливый Голова оставил приятное впечатление. Руслан Розыев запомнился, несмотря на небольшую партию — уж очень гармонично его голос темного тембра вписался в мистическую ауру, которой окружен Пацюк. Особенно выразительно получилось зловещее, вплетенное в оркестровый вой ветра, заклинание нечистой силы во второй картине. Хор Капеллы мастерски представил развернутые хоровые номера оперы — жанровые иллюстрации народных обрядов с лейтмотивом «святый вечер!
Здесь нет необходимости рассказывать о симфонизме или о музыкальном языке. Просто вместе с первыми звуками увертюры откройте повесть Гоголя, и да услышит имеющий уши музыкальную иллюстрацию к поэтической прозе: «Последний день перед рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь поступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо…» Открывающий оперу лейтмотив звезд, зажигающихся и мерцающих в морозном воздухе, проходит через всю оперу, не только иллюстрируя действие, но и вдохновляя героев — этому мотиву вторит Вакула в финале первой картины «Черны очи, словно звезды«.
В музыку вкраплены свет месяца и завывания метели.
Немалую роль сыграл конкурс на лучшее оперное воплощение «Ночи перед Рождеством», объявленный в 1873 году — победил в нем П. Чайковский , но ведь были другие конкурсанты… Н. Римский-Корсаков в конкурсе не участвовал, а премированную на нем оперу П. Чайковского ценил отнюдь не высоко.
Все же к самому композитору он относился хорошо и не хотел огорчать его, а потому, признавая за собой «нравственное право» создать оперу на этот сюжет, не делал этого, пока был жив П. Но в 1893 году Петр Ильич ушел из жизни, и к весне 1894 года Н. Римский-Корсаков, по его словам, «окончательно решил писать «Ночь перед Рождеством». Как и в случае с предыдущим гоголевским произведением, либретто для оперы «Ночь перед Рождеством» Н. Римский-Корсаков писал сам, стараясь придерживаться оригинала.
В повести Н. Гоголя наряду с реальными персонажами действуют фантастические — что позволило композитору прибегнуть к его излюбленному драматургическому принципу: сопоставлению реального и фантастического.
В Петербурге состоится концертная премьера оперы "Ночь перед Рождеством"
Неделю назад в кинотеатре Октябрь состоялась премьера фильма-оперы го-Корсакова Ночь перед Рождеством в исполнении артистов Музыкального детского театра им. Премьера оперы «Ночь перед Рождеством» Николая Римского-Корсакова на его собственное либретто состоялась на сцене Мариинского театра в 1895 году. Ночь перед Рождеством. На сюжет повести Гоголя, опубликованной в 1832 году в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки», в разное время было написано множество музыкальных произведений. Подписывайтесь, чтобы получать последние новости и специальные предложения, которые будут доставляться прямо в ваш почтовый ящик.
К 125-летию первой постановки оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством»
опера знаменитого русского композитора Николая Римского-Корсакова. В 2008 году Мариинский показал премьеру “Ночи перед Рождеством” в постановке Ольги Маликовой. Можно назвать несколько равно достоверных причин, по которым оперные театры не балуют любителей оперы сценическими постановками «Ночи перед Рождеством».
Арт-проспект. Опера «Ночь перед Рождеством»
Культура Оперу «Ночь перед Рождеством» дадут в Петербургской филармонии в преддверии Нового года Она прозвучит в исполнении солистов молодежного хора «СоГласие» хормейстер — Павел Теплов и Государственного симфонического оркестра Санкт-Петербурга под управлением Михаила Татарникова 23 декабря в преддверии Рождества и Нового года Фонд музыкального искусства FES представит концертное исполнение оперы Н. Организаторы отмечают, что сегодня как никогда нужно добавить в нашу жизнь радость, надежду и красоту.
Римский-Корсаков не забывает, что герои оперы «Ночь перед Рождеством» все-таки не древние язычники как в «Снегурочке» или «Младе» , а христиане: языческая колядка гармонично соседствует с вольным переложением православного рождественского песнопения, а рефрен сцены Вакулы с Чертом интонационно связан со знаменным распевом. Стихия комического играет здесь не меньшую роль, чем в «Майской ночи», охватывая даже фантастическую сферу. И в опере «Ночь перед Рождеством» для характеристики комических персонажей используется пародирование серьезных форм — например, в речи Дьяка, восхваляющего прелести Солохи, комически преломляются интонации церковного пения.
Постановка оперы «Ночь перед Рождеством» встретила неожиданное препятствие: в седьмой картине на сцене появляется царица, у которой Вакула просит черевички. И хотя автор не конкретизировал ее имя, было ясно, что имеется в виду Екатерина II, а выводить на оперную сцену представителей императорского дома Романовых не разрешалось. Чтобы спасти оперу от запрещения, царицу пришлось заменить другим персонажем — Светлейшим. В декабре 1895 года состоялась премьера оперы «Ночь перед Рождеством».
Публика приняла произведение хорошо, но в рецензиях — даже самых доброжелательных — опера сравнивалась не в ее пользу с другими произведениями Н. Римского-Корсакова, а главное — ее не одобряли придворные круги, и после восьми спектаклей она были снята с репертуара. Следующая постановка была осуществлена в Москве в 1898 году.
Музыкальным руководителем постановки выступил молодой дирижер Владимир Яцкевич. Молодой, но уже ярко заявивший о себе молодой дирижер Владимир Яцкевич сумел передать народный колорит музыки Римского-Корсакого, помог создать яркие образы солистам. То нежная, то дерзкая искристая Оксана — Дарья Сальникова, красавец Вакула с сильным и ярким голосом — Григорий Голицын, и другие актеры получили заслуженные бурные и длительные аплодисменты благодарных зрителей.
Режиссер-постановщик Ольга Маликова в своем художественном решении объединила все сцены оперы одним местом действия — украинской хатой, где жители села Диканьки рассказывают красивую историю о рождении любви.
Ведь благодатная сила любви способна преодолеть темные силы зла и творить чудеса. По ссылке билеты на все спектакли в декабре 2023.
В Мариинском театре представили новую версию оперы «Ночь перед Рождеством»
«Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова вышла из-под пера композитора, который уже увлечен Вагнером и стремится в сторону сказочности. 08.03.2016 сходила в Мариинский театр на постановку "Ночь перед Рождеством". Поэтому опера «Ночь перед Рождеством» в высшем и лучшем смысле театральная: озорная и насыщенная, она — настоящая при всей своей условности и гротеске. Поэтому опера «Ночь перед Рождеством» в высшем и лучшем смысле театральная: озорная и насыщенная, она — настоящая при всей своей условности и гротеске.
К 125-летию первой постановки оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством»
Солоха пытается вырвать юбку у Дьяка, но Дьяк не отдает. Перетягивания юбки персонажами понятны. Знатоки произведения на этой сцене непонимающе жмут плечами: зачем Солохе не отдавать Дьяку его вещь, если ей нужно, чтобы он побыстрее скрылся?! Живой оставил в опере даже персонажей, которые придуманы Ольгой Маликовой, и которых у композитора нет. Это все придумала Ольга, и новые персонажи органично взаимодействовали с главными героями.
Сравнив две постановки, театралы заметили, что среди «новшеств» Живого можно отметить упрощения в динамичных действиях персонажей, в хореографии. Он добавил танцы звезд и несколько новых персонажей в сцене с Царицей. Кстати сказать, сцена также не была решена по-новому, и потому получилась «сборная солянка» из новых персонажей, одетых в костюмы из подбора из других спектаклей, которые смотрелись довольно глупо, оставаясь в диканьковской концепции сцены Ольги Маликовой. Итак, по сути «Ночь перед Рождеством» — это все тот же спектакль, который шел на протяжении 12 лет на сценах Мариинского театра, собирал аншлаги, и не был снят из репертуара, о чем свидетельствует афиша Приморской сцены театра, с которой спектакль был экстренно изъят и перевезен в Санкт-Петербург.
Хочется отметить, что несмотря на открытые маэстро Гергиевым купюры, время «новой» версии сократилось. Так, постановка Ольги Маликовой длится 3 часа, спектакль Ильи Живого — 2 часа 50 минут. Если вычесть время, выделенное на поклоны — 2 часа 17 минут. При этом, если выстроить в один видеоряд сцены, полностью позаимствованные из постановки Ольги Маликовой, их хронометраж составит 1 час 54 минуты.
Наивно предполагать, что Валерий Гергиев, возглавляющий театр с 1988 года, не увидел, что перед ним совсем не новая постановка, а упрощенная версия идущего спектакля Ольги Маликовой. Она не планирует высказывать театру свое возмущение. В ее планах восстановление справедливости, а каким образом это произойдет — путем переговоров или через суд, в немалой степени зависит от позиции руководства театра. Если оно посчитает, что ничего страшного не произошло, добиваться справедливости Маликова будет с помощью юристов и через соответствующие инстанции.
Впрочем, у руководства Мариинского театра есть несколько путей устранения произошедшего недоразумения, но, хочется верить, что выбранный путь будет честным и справедливым. Томашевская и Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им.
В одном из спектаклей в роли Панаса выступил только что принятый в труппу молодой Федор Шаляпин. В разгар Великой Отечественной войны театр вновь обратился к этой опере, которая была показала в 1943 году в Молотове ныне Пермь , где труппа находилась в эвакуации. Спектакль создали режиссер Леонид Баратов и сценограф Федор Федоровский.
То нежная, то дерзкая искристая Оксана — Дарья Сальникова, красавец Вакула с сильным и ярким голосом — Григорий Голицын, и другие актеры получили заслуженные бурные и длительные аплодисменты благодарных зрителей. В подготовке оперы участвовали концертмейстеры Александр Соколов и Елизавета Сухопарова. В ближайшее время премьера оперы состоится с симфоническим оркестром Музыкального театра Ирины Комаровской.
На сцене соединяются уважение к классике и современная яркость декораций, прекрасное вокальное исполнение, сочная актерская игра и настоящие театральные чудеса вроде полетов над сценой. Приглашаем 6 января и 7 января в 12:00 и 16:00 Продолжительность: 2 часа с антрактом.
«Глоток свежего воздуха»: петербуржцам покажут оперу «Ночь перед Рождеством»
15 января 2022 года в виртуальном концертном зале Городского культурного центра состоялась трансляция второй части оперы Римского-Корсакова "Ночь перед Рождеством". Но одним из самых любимых произведений композитора была повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством». опера "Ночь перед Рождеством". Эту небывалую задачу поставил перед собой Римский-Корсаков, когда обратился к сказочной повести Гоголя «Ночь перед Рождеством». Действительно, музыка «Ночи перед рождеством» создавала огромный простор не только для интерпретации бытовых сцен, но и для представления фантастической феерии. Неделю назад в кинотеатре Октябрь состоялась премьера фильма-оперы го-Корсакова Ночь перед Рождеством в исполнении артистов Музыкального детского театра им.
Опера «Ночь перед Рождеством»
Оперу Римского-Корсакова "Ночь перед Рождеством" показали в московской библиотеке | Мариинский театр приурочил к Рождеству премьеру оперы "Ночь перед Рождеством" Николая Римского-Корсакова на Гоголевский сюжет. |
Оперу "Ночь перед Рождеством" перенесли на историческую сцену Мариинки | купить билеты по выгодным ценам на спектакль в Санкт-Петербурге. |
Мариинский театр даёт оперу "Ночь перед Рождеством" на сцене ДК им. Римского-Корсакова в Тихвине | На исторической сцене Мариинского театра состоится показ оперы "Ночь перед Рождеством" Николая Римского-Корсакова на Гоголевский сюжет. |
Опера «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ» | В основе оперы "Ночь перед Рождеством" одноименная повесть Гоголя. |
Оперу «Ночь перед Рождеством» дадут в Петербургской филармонии в преддверии Нового года | это постановка, которая продолжила линию театра по созданию спектаклей, знакомящих юных зрителей с великим мировым наследием оперной музыки» - говорят создатели спектакля. |