На святости праведной Матроны Московской паразитирует православный сталинизм, ставший идеологией ряда экстремистских группировок.
О сказочном визите Сталина к святой Матроне Московской
Уже несколько лет продолжают тиражироваться сказочные слухи о якобы бывшем визите Сталина к святой Матроне Московской. Рассказывает Прасковья Сергеевна Аносова, : Люди рассказывают, что Сталин был у Матроны, она ему не велела уезжать из Москвы, похлопала его по правому плечу и сказала: "Красный петух победит". Что произошло на встрече Матроны Московской и Сталина осенью 1941 года. От Матроны Сталин услышал следующие слова: «Победа будет за тобой. Впрочем, одно только одобрительное мнение матушки Матроны о Сталине делает совершенно излишним всякое заступничество за него, исключает необходимость искать примеры, подтверждающие его праведность, его истинную христианскую духовность.
Икона «Матрона и Сталин»: почему её убрали из храма
А после революции гонения начались с ее дома: братья вступили в партию и терпеть не могли свою сестру. Матрона перебралась в Москву и жила там до конца своих дней. Матрону Московскую описывали как маленькую женщину, с маленькими пухлыми ручками, как у младенца, и трогательной улыбкой. Святая прожила трудную жизнь и скончалась 2 мая 1952 года. Согласно церковному преданию, о грядущей смерти она знала и переживала: как правильно сложить ручки в гробу. Чудеса Матроны Московской Во время Великой Отечественной войны одной женщине трижды пришла "похоронка" на мужа. Блаженная Матрона сказала ей: "Жив, придет на Казанскую, постучит в окошко".
Видимо, узнав про это, немецкая геббельсовская пропаганда пошла на откровенную провокацию, уверяя москвичей в своих радиопередачах в том, что Сталин предал свой народ и сбежал из столицы в неизвестном направлении. Но это была ложь! Вождь никуда не уехал: приготовленный для его эвакуации бронепоезд так и остался стоять на вокзале. А вот готовый увезти Сталина самолет поднялся в воздух и трижды облетел Москву с Казанской по другой версии — с Тихвинской иконой Божьей Матери на борту. В истории сохранился факт, что 300 лет тому назад эта чудотворная икона уже спасала столицу при Минине и Пожарском — от поляков. Именно этот спасительный шаг вождю предположительно и подсказала старица Матрона.
В результате, враг был остановлен, а затем и полностью разбит. Эту-то легенду до сих пор передают из уст в уста все русские патриотически настроенные люди. И то, что разгром фашистов под Москвой действительно состоялся, стало уже историческим фактом. А поток страждущих и верующих россиян к иконе Матроны Московской не иссякает и по сей день. Великая Победа.
Георгий Канделаки, бывший депутат грузинского парламента, выложил видео, на котором была запечатлена икона с изображением Матроны Московский и Сталина. В грузинском сообществе икона вызвала большой резонанс, а местная патриархия призвала ее переписать.
У нас был консультант-богослов, который утверждал, что именно так все и было. Дело тут не в том, было ли все это на самом деле, хотя у нас присутствуют исторические личности. Мы настаиваем, что это художественное произведение, а не документальное кино, и не утверждаем, что все эти события происходили в реальной жизни. Есть слегка подзабытая дата - 16 октября 1941-го. Этот день назвали днем паники.
Люди покидали Москву с узлами. Скот гнали из Подмосковья на микояновский завод, чтобы ничего не досталось врагу. Сохранились кадры хроники, где стадо коров идет мимо Большого театра. Историки подтверждают, что был момент, когда город был открыт, но немцы почему-то в него не вошли. Мы покажем добровольцев и ополченцев, то, как Москва готовилась к боям в самом центре. По городу летали обрывки документов, пепел, сжигались книги в красных переплетах. Мы хотим поймать состояние, когда город был не то, что охвачен паникой, но переживал момент сильного сосредоточения.
Москва 41-го. В роли Марии — Мария Луговая. Фото: Юлия Репникова - Вашу героиню отправляют за иконой, потому что ее отец был священником? От отца-священника она отреклась. Его расстреляли в 1937 году. Наша героиня отправляется в город, который хорошо знает, где родилась, с группой прикрытия. Священник, который служит в храме, где хранится икона, идет за ними, следуя за святыней.
По сути это роуд-муви, а значит, не только путешествие в пространстве, но и движение внутрь человека. Герой Артура — сотрудник того же ведомства, что и Мария. Его отправили служить на место расстрелянного предшественника. Потом он свои убеждения поменяет. Артур играл у меня ангела. Почему бы теперь ему не сыграть священника? Мне нравится, когда в кастинге есть некий парадокс.
Это небывалый случай. Затем будет еще четыре насыщенных съемочных дня в Москве. Понятно, что люди, покидая Москву, все бросали. По-моему, Косыгин вспоминал, как остался в министерстве один. Все разбежались. Для того, чтобы создать видимость, что все работают, он бегал из кабинета в кабинет, отвечая на телефонные звонки. Мы придумали этот город и снимем его в Ростове Великом, где только монастырь и отреставрирован.
Мы будем снимать в церкви Блаженного Исидора, построенной по указу Ивана Грозного. У нас будет Тихвинская икона Божией Матери, поскольку по одной из легенд, именно с ней был совершен облет Москвы. Облета как такового показывать не будем, но покажем весь путь нашей героини с иконой, который ее изменит. В сценарии было больше сцен с их участием, но я не хотела фокусироваться на Сталине. Это всегда очень зыбкая почва, рождающая сравнения: похож — не похож. Я отношусь к Сталину как к тирану, считаю, что цель не оправдывает средства. Мою бабушку и прабабушку выслали в Казахстан.
По дороге туда прабабушку вместе с малолетними детьми убили. Но у Сталина же кровь с клыков не капала.
Патриархия Грузии призвала переписать икону святой Матроны из-за Сталина
Звучит команда «Стоп! Мотоцикл разворачивают, он снова уезжает за поворот, а спрятавшийся человек снова выбирается на дорогу и готовится к следующему дублю. Впрочем, повторная съемка этой сцены задерживается по объективным причинам: мотоцикл — настоящий раритет, относящийся к 40-м годам прошлого века, и по привычке русские морозы переносит плохо. Завести его сразу не получается, и съемочная группа думает, как быть дальше. Матрона и Сталин Фильм, который снимается в Ростове, называется «Мария» и основан на легенде о встрече Сталина со старицей Матроной Московской осенью 1941 года, когда фашисты стремились захватить столицу СССР. Линия фронта тогда проходила совсем рядом с городом, многие учреждения и заводы уже были эвакуированы, а на улицах строили баррикады. На той встрече Матрона посоветовала главе государства привезти в Москву чудотворную икону — она поможет остановить врага и спасти город. Достоверных данных, которые подтверждали бы эту легенду, нет. О встрече, например, известно лишь из воспоминаний знакомой Матроны Зинаиды Ждановой; этот эпизод не вошел в канонический текст жития блаженной Матроны как недостоверный.
Тем не менее легенда существует, есть и те, кто верит в то, что именно облет Москвы на специальном самолете, который вёз икону, помог остановить немецкую армию. Впрочем, в мифе есть разночтения, например, и в том, какая именно икона была использована. Так, Тихвинская икона Божией Матери, о которой идет речь в фильме, во время войны осталась на оккупированной территории, была захвачена немцами и в Россию вернулась только в 2004 году.
Вторая - легендарный парад на Красной площади 7 ноября, в честь годовщины Октябрьской революции. К людям вождь обратился, как принято в православии: «Братья и сестры! В 1943 году по приказу Сталина были открыты храмы и монастыри, выпущены из тюрем священники, прекращены гонения на церковь... Сила веры Так верил ли Сталин в Бога? По этому поводу мнения расходятся. Одни полагают, что Сталин просто использовал верующих и церковь для подчинения себе народа. С этим не согласен приемный сын генсека Артем Сергеев, не раз говоривший, что Сталин был тайно, но искренне верующим человеком.
Также телохранитель вождя Юрий Соловьев писал, как не раз видел через окно церкви, находившейся в Кремле по пути в кинозал, молившегося генсека. Внук вождя Александр Бурдонский рассказывал, что его дед исповедовался и что «священника трясли при Хрущеве со страшной силой, но он ничего не сказал». Известно также, что антирелигиозные книжки вождь называл «макулатурой». В постановке Александра Таирова былинные герои представали жандармами охранки, а Владимир Святой - в образе царя-держиморды. Генсек назвал эту пьесу «клеветой на наш народ». Бедный, по его мнению, изображал Россию как «сосуд мерзости и запустения», а «лень и стремление сидеть на печке, как национальную черту русских». Икона, изображающая, как Матрона Московская благословляет Сталина на защиту столицы, вызывает бурные дебаты со дня своего создания. Представители священноначалия не считают данный образ каноничным. Ведь беседа блаженной с вождем не считается однозначно доказанным историческим событием. Была ли встреча на самом деле?
Как ни странно, это не так уж и важно. Главное, в народе распространился слух: вождь услышал блаженную! Богоматерь кружит над Москвой! Чудотворная икона поедет защищать Ленинград! А во времена великих перемен шепот слышен лучше громкого голоса. Слух стал благой вестью и со временем превратился в веру и надежду.
Когда девушке исполнилось 18 лет, на нее свалилась еще одна беда со здоровьем: у нее отнялись ноги. Но все равно она продолжала помогать людям. Вскоре у нее открылся и дар предвидения. Но оставаться в селе Матрона дальше не могла. Ее братья получили партбилеты, стали работать в колхозе. Для блаженной в доме больше не было места, ведь в новую жизнь после Гражданской войны такое положение дел с огромным количеством паломников у ворот совсем не укладывалось. Пришлось Матроне переехать в Москву, где она остановилась у своей односельчанки. Но и здесь, в столице, о пророческом и целительском даре девушки постепенно узнавало все больше и больше народу. Поток людей к ней не иссякал, а слава ширилась и укреплялась. Казалось бы, Сталин, на первый взгляд, был противником религии. Но ведь именно он призывал в своей речи, прозвучавшей 7 ноября на параде, прошедшем на Красной площади, к единению советского воинства под знаменами русских святых и великих наших предков — Невского, Суворова, Кутузова, Минина, Пожарского, Донского и других знаменитых исторических персонажей, ковавших каждый в свое время победу отечественного оружия.
По его словам, проживая в Иванове, он познакомился с некой женщиной, которая ухаживала за провидицей, как и несколько других помощниц. И она как раз находилась в доме Матроны Московской, когда туда приехал Иосиф Сталин, что пришлось на октябрь 1941 года в Москве. Что касается точного адреса, она его не указала из-за страха наказания. Ранее в новостях: Один из создателей и бывший крупнейший акционер компании Microsoft Билл Гейтс.
О сказочном визите Сталина к святой Матроне Московской
У версии о встрече блаженной Матроны Московской и И. В. Сталина есть как сторонники, так и противники. В конце осени 2008 года в одном из храмов под Петербургом появилась необычная икона, на которой святая Матрона Московская благословляла главу советского государства в защите Москвы от немецких захватчиков. Икону святой Матроны Московской с изображением Иосифа Сталина, находящуюся в тбилисском кафедральном соборе Святой Троицы, необходимо переписать. Икона св. Матроны Московской и Сталина появилась в 2008 году на основе популярной легенды. На иконе блаженная Матрона Московская благословляет Сталина на защиту Москвы.
Матрона Московская и Сталин
Согласно книге «Сказание о житии блаженной старицы Матроны», святая сказала вождю: «Русский народ победит, победа будет за тобой. Из начальства один ты не выедешь из Москвы». Впрочем, церковь не считает эту историю подлинной. Матрона скончалась 2 мая 1952 года в поселке Сходня в Московской области. В 1999 году ее канонизировали как местночтимую святую Московской епархии, а в 2004 году состоялась ее общецерковная канонизация.
Позади трехчасовое стояние под открытым небом: в нестерпимую жару или пронизывающий холод — кому какие выпадает испытывать капризы погоды. Перед ракой паломник склоняется ниц, крестится и целует ковчег с мощами святой Матроны.
Подсчитали: ежедневно припадают к святыни в среднем около пяти тысяч человек, а в дни церковных праздников — до двадцати тысяч. За год к матушке Матроне приходят, таким образом, до двух миллионов. Всего с момента причисления старицы к лику святых в 1999 году здесь побывали 17-18 миллионов человек! В глубине души все они жаждали какого-то своего чуда, хотя, конечно, среди них немало таких, кого принято называть невоцерковленными… Так за Садовым кольцом, среди безликих многоэтажек, появился подлинный центр народного почитания в России. Наверное, о таком массовом проявлении священных чувств когда-то мечтали большевистские комиссары, устраивая на Красной площади фараонову усыпальницу Ленину. В своё время забальзамировать тело Ленина распорядился Сталин.
Таким образом создатель культа личности рассчитывал «прописать» коммунистический режим в сознании религиозных крестьян. Теперь в грановитой пирамидке мавзолея изредка, два-три раза в год, бывают зюгановцы с анпиловцами, а регулярно, как в краеведческий музей, заходят сюда лишь несколько сотен любителей поглазеть на «нетленные» достопримечательности. Святая Матрона встретилась со Сталиным на… иконе. Эту икону заказал игумен Евстафий Жаков , настоятель церкви Святой равноапостольной княгини Ольги в посёлке Стрельна, на реке Стрелка, где когда-то рядом с великокняжескими резиденциями располагались дачи петербургской интеллигенции. Священнослужитель требовал от художника большей «монументальности в фигуре товарища Сталина». Художник переписывал икону дважды: никак не мог добиться портретного сходства.
А как иначе? Заказчик — уважаемая в епархии фигура, можно сказать старец, чьими трудами был восстановлен не один храм. Да и заплачено 35 тысяч, не маленькие по областным меркам деньги… И вот цитируем в редакции оригинала : «В своей простой шинели, в какой его запомнили миллионы советских людей, смотрит на вас задумчивыми и глубокими глазами из-под густых бровей. Рядом с ним святая. Матрёна Московская с нимбом вокруг головы осеняет красного цезаря крёстным знамением», — шершавым языком рабкора поспешила донести «красно-коричневая» газета «Завтра» о состоявшейся встрече. Икона называлась «Блаженная Матрёна Московская благословляет вождя», хотя горделивая фигура диктатора выдвинута на передний план и обращена спиной к святой.
Не сразу опомнившись, тему подхватили другие средства массовой информации. Чувство, что Сталин — отец народов, что он отчасти и мой высокий отец, не покидало меня всю жизнь, — рассказывал газетчикам отец Евстафий. Игумен поминал Сталина на богослужениях наряду со святыми, тысячи! Ему хотелось, наверное, возгласить: «Святый праведный Иосифе, моли Бога о нас! Скандал приключился на славу! В конце 2008-го руководство Русской Православной Церкви РПЦ осудило настоятеля церкви в Стрельне: «Клирик совершил дисциплинарное нарушение, поместив в храме неканонический образ».
Игумен Евстафий Жаков написал прошение об отставке с должности настоятеля и перенёс икону блаженной Матроны с изображением Сталина из храма в свой дом. Письмо было написано на бланке «председателя приходского совета храма Святой равноапостольной княгини Ольги игумена Евстафия Жакова » и заверено личной печатью клирика... Красный петух — Эта икона всего-навсего увеличенное клеймо житийной иконы Матроны Московской, — не очень искренно недоумевал тогда игумен Евстафий, явно желая перенацелить удары прессы. В среднике центре житийной иконы изображается святой, а по краю полям — сцены из его жития, или клейма. Сюжеты для этих клейм подбираются иконописцем таким образом, чтобы составился «венок славы» святого из его чудотворений и поворотных событий жизни. И, конечно, формально священник был прав.
К тому времени жизнеописания блаженной старицы Матроны издавали многотысячными тиражами. Я, например, приобрёл в Покровском монастыре «Житие и чудеса блаженной старицы Матроны», снабжённое благословением на титульном листе, фотопортретом и факсимильной подписью покойного патриарха Московского и всея Руси Алексия II, которое и процитирую: «Матушка [Матрона] как-то сказала: «Кто знает, может, Господь и простит Сталина. Он сам пленник». Я спросила: «У кого? Они опутали его со всех сторон, они висят на нём, вздохнуть ему не дают, помрачают его. Он любит Россию, он всю душу свою положил в войну».
Матушка часто показывала нам, как Сталин пред смертью будет кричать: «Что вы, что вы! Это было сказано Матушкой в 1943 году. Я раньше слышала, что Сталин был у Матронушки, но не поверила. А совсем недавно на могилку Матушки приходила женщина лет 80, которая проживала раньше в селе Себино. Вот что она рассказала о том, как Сталин во время войны был у Матронушки: «Мой сын во время войны подвозил продукты в Кремль. И однажды, увидев Сталина, он набрался смелости и сказал ему: «Иосиф Виссарионович, вы хотите узнать, кто выиграет войну?
Есть прозорливая женщина, которая может вам всё сказать. Она живёт по адресу: Арбат, Староконюшенный переулок». И вскоре Сталин действительно посетил блаженную Матрону. Это было в 1941 г. Блаженная Матрона его приняла и постучала по правому плечу: «Красный петух победит. Победа будет за тобой.
Народ победит. Ты один из начальства не покинешь Москву». Это издание, в котором Сталин по-простому приходил к прозорливице за советом, вышло под редакцией игуменьи Феофании Мискиной , настоятельницы Покровского монастыря. В другой книге встреча Матроны со Сталиным описывается в стиле русских былин: «Не могу прокомментировать эти сведения — быль они или небыль.
Новиков, работавший в Кремле с 1945 по 1953 год, близко знавший А. Поскрёбышева, тот в обращении с сотрудниками никогда не называл Сталина по имени, предпочитая обезличенные выражения, как о некоем высшем божестве: «сказано» - когда передавал поручение Сталина, «одобрено» - сообщая сотруднику о результате выполнения возложенного на него поручения. Только через несколько лет после смерти Сталина Новиков впервые услышал от Поскрёбышева «товарищ Сталин». Если бы Сталин приказал такому человеку молчать о его встрече с Матроной, он мог бы быть спокоен: Поскребышев не проронил бы ни звука. Что же до остального персонала, которые могли быть с ними в тот день - шофер, охрана - их могли устранить позже, когда Сталин осознал свою встречу с «юродивой» как свидетельство своей трусости, позора. Моя задача - аргументировано, на основании документов и свидетельств исторических лиц - рассмотреть, при каких обстоятельствах и предпосылках встреча блаженной Матроны со Сталиным состояться могла. В четыре часа утра в воскресенье 22 июня 1941 г. Посол Германии Шуленбург срочно запросил встречи с Молотовым, был доставлен в Кремль в рекордно короткие сроки и там зачитал заявление германского правительства о начале войны. Никакой достоверной информации с мест военных событий не было. На совещании была принята так называемая директива N2: «Войскам всеми силами и средствами обрушиться на вражеские силы и уничтожить их в районах, где они нарушили советскую границу. Впредь до особого распоряжения наземным войскам границу не переходить». Исходя из текста директивы в части запрета нашим военным подразделениям переходить границу , у Сталина и его окружения ещё теплилась надежда, что нападение носило стихийный характер; возможно, было спровоцировано какими-то неосторожными действиями с нашей стороны. То есть - вторжение началось без ведома Гитлера и может быть остановлено жёстким отпором и, впоследствии, переговорами заинтересованных сторон. Через полтора часа после подписания директивы N2 в Кремль прибыли В. Молотов, А. Микоян, Л. Каганович, К. Ворошилов и А. Поставили на обсуждение: кому выступать по радио с обращением к советскому народу? Все члены высшего руководства страны не исключая и Сталина находились не в лучшей психологической форме, проще говоря - были сильно напуганы и растеряны. Никто не хотел брать на себя ответственность: по свидетельствам современников, в буквальном смысле тянули жребий - кому впрягаться? Выступать выпало Молотову. Примерно в 12 часов 30 минут его обращение прозвучало в эфире, транслируемое всеми радиостанциями Советского Союза. Из текста, произнесённого Молотовым, стали ясны основные моменты, которые особенно поразили советское руководство: «без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу», «без объявления войны германские войска напали на нашу страну», «несмотря на то, что между СССР и Германией заключён договор о ненападении и советское правительство добросовестно выполняло все условия этого договора»... Молотов оправдывался! От лица Кагановича, Берии, Ворошилова и других товарищей по партии. От лица самого Сталина. И сотни тысяч тех, кто его слушал, спросили себя: - А где же Сталин? Почему не он, глава страны, обратился к советским людям в этот роковой час со словами, прозвучавшими как набат: - Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами! А может, поддался панике и прячется в одном из своих бункеров? В тот же день была создана Ставка Главного Командования в составе: председатель С. Тимошенко, Г. Жуков, И. Сталин, В. Молотов, К. Ворошилов, С. Будённый, Н. Постоянными советниками Ставки стали генералы А. Василевский, Б. Шапошников, Г. Кулик, К. Мерецков, П. Жигарёв, Н. Ватутин, а также Н. Воронов, А. Каганович, Л. Берия, Н. Вознесенский который, кстати, был сыном служащего лесной конторы на родине Матроны - в Тульской области , А. Жданов, Г. Маленков и Л. Рыбас и Екатерина Рыбас в двухтомном историческом исследовании «Сталин. Судьба и стратегия», - так, как согласно указу о введении военного положения на территории, где было введено военное положение, власть перешла к военным». Вышло ли это случайно, во всеобщей «нервозной» неразберихе, или Сталин намеренно предал бразды правления, а значит, и переложив большую часть ответственности за принимаемые решения, за судьбу страны другому человеку? Он был не просто выбит из колеи. Вокруг него рушился мир, из-под ног уходила земля. Кагановича, А. Косыгин и Н. Шверник назначались его заместителями. Сталин частично взял себя в руки и попытался выстроить новую систему управления. Главные события проходили на фронтах, откуда поступало мало информации. Поэтому днём Сталин принял решение направить Жукова на Юго-Западный фронт. Ещё через два дня Ворошилов, Шапошников и Кулик были направлены на Западный фронт. Но такое решение вряд ли можно было назвать правильным. Жуков, например, выразил по этому поводу удивление, на что Сталин заметил, что и без начальника Генштаба «тут как-то обойдемся». Спорить с вождем не следовало. В гневе Сталин мог довести до рыданий даже грозного маршала Жукова. Иван Владимирович Ковалёв с 8 июля 1941 г. Малышеву и крикнул в трубку: «Будь ты трижды проклят, предатель Родины! Бывал он и со мной, и с другими груб непозволительно, нестерпимо груб и несправедлив». Адмирал привёл важный аргумент, объясняющий сталинское отношение к окружавшим его людям и событиям: «Он вообще имел предвзятое мнение, которое в военном деле самое страшное изо всех возможных вещей, - когда у командующего, у человека, стоящего во главе, есть твёрдое предвзятое мнение относительно того, как будет действовать противник и как развернутся события. Это одна из самых частых причин самых больших катастроф». Из беседы И. Исакова с Константином Симоновым. Молотов понимал, что Ставка Главного Командования не охватывает некоторые важные секторы экономической и государственной жизни. Было решено создать Государственный Комитет Обороны, контролирующий все советские хозяйственные и военные органы. Однако все трое единодушно согласились, что возглавить ГКО должен именно он. В помощь ему придавался Климент Ефремович Ворошилов. Инициаторы создания ГКО все вместе поехали к Сталину на «Ближнюю дачу», чем удивили и, возможно, даже напугали его. Он их не ждал и мог воспринять их появление как предвестие его смещения или ареста. Тогда Сталин и бывшие с ним в Кремле Молотов, Маленков, Берия и Микоян не могли получить по телефону от Тимошенко никакой информации и поехали в Наркомат обороны. А когда руководитель страны лично едет за информацией - это уже катастрофа». И Сталин находился в самом эпицентре этой катастрофы. Связи с Западным фронтом не было. Жуков доложил, что послали связистов, но неизвестно, когда они управятся. Сначала Сталин сдерживался, но потом, забыв, что сам находится не в самой выигрышной для себя роли, взорвался: «Что за Генеральный штаб? Что за начальник штаба, который в первый же день войны растерялся, не имеет связи с войсками, никого не представляет, никем не командует? И это Жуков! Нервы были «на полном разрыве» не только у Жукова, но и у самого Сталина. Это походило на признание краха». Эти слова вызвали возмущение Вознесенского, он заявил: «Вячеслав, иди вперёд, мы за тобой! Но все обошлось - никто не собирался свергать Сталина в этот страшный час, брать на свои плечи бремя тяжкой ответственности за погибающую страну. Сталин сидел в малой столовой, он вжался в кресло при виде вошедших, вопросительно посмотрел на них, и спросил: «Зачем приехали? Ведь по сути дела он сам должен был нас созвать. У меня не было сомнений: он решил, что мы приехали его арестовывать», - вспоминал Анастас Микоян. У Микояна проскальзывает далее, что после образования Государственного Комитета Обороны Сталин «вновь пользовался нашей поддержкой». Значит, был период, когда «не пользовался». И Сталин, природный политик, чрезвычайно чуткий, очень хорошо прочувствовал этот период, он в смятении и в страхе ожидал решения своей судьбы... Несмотря на внешний возврат власти и обретение «полной формы», по выражению Микояна, это подвешенное состояние и связанные с ним страхи и неуверенность длились достаточно долго. Только через месяц после начала войны, З-го июля, Сталин восстановил самоконтроль и обратился по радио к советскому народу.
И вскоре Сталин действительно посетил блаженную Матрону. Это было в 1941 г. Блаженная Матрона его приняла и постучала по правому плечу: «Красный петух победит. Победа будет за тобой. Ты один из начальства не покинешь Москву» Житие и чудеса 1998: 60; Житие святой 1999: 60. В этом варианте сюжета упрощенный «земляческий» нарратив соединяется с другим, более коротким рассказом из текста Ждановой: «Люди рассказывают, что Сталин был у Матроны, она ему не велела уезжать из Москвы, похлопала его по правому плечу и сказала: «Красный петух победит»» Жданова 1993: 77. Предсказание победы красного петуха над белым [217] — сюжет, типичный для крестьянского эсхатологического фольклора, — лишний раз указывает на социальную среду, в которой происходило почитание Матроны. В такого рода рассказах эта битва обычно соотносится с победой русских красного петуха в Великой Отечественной войне ср. Как правило, при этом сообщается, что предсказание исхода битвы записано в Библии, см. В современных «городских» текстах о Матроне «красный петух» утрачивает фольклорные эсхатологические коннотации см. В большинстве вариантов жития Матроны «земляческий» нарратив вообще исчезает; встреча Матроны со Сталиным теряет характер частного визита, устроенного при посредничестве земляка Матроны, привозившего в Кремль продукты; меморат уступает место фабулату. Вот как пересказывает этот сюжет православная писательница, «профессиональный текстолог» Инесса Серова, которая «в свое время училась у знаменитого Дмитрия Сергеевича Лихачева работе с текстом» Серова 2009: 17—18 , в выдержавшей уже несколько переизданий книжке из серии «Помощь святых»: Не могу прокомментировать эти сведения — быль они или небыль. Но рассказывают в народе такое. К Матронушке в комнату в Староконюшенном переулке на Арбате приезжал осенью 1942 так! Ему рассказали, что живет в Москве блаженная прозорливица старица Матрона, которая своими молитвами город держит, врагу в него войти не дает. Вот Сталин и пошел испрашивать совета, не сдать ли ему, как Кутузову, Москву. По легенде, Матронушка благословила его собраться с духом и силами. Она маленьким своим пухлым кулачком постучала вождя всех времен и народов по лбу и сказала: «Москву не сдавай, думай-думай, а как придет Александр Невский, так всех за собой и поведет… Все наше воинство небесное тебе помогает. Красный петух черного заклюет. Помогут тебе рассеять тучи сатанинские Серова 2009: 71. От первоначального текста в версии Серовой остается только «красный петух». Фольклорный его белый противник по велению автора становится черным, видимо, из-за соседства с «тучами сатанинскими». Покровительственно-ободряющее похлопывание по плечу заменяется на постукивание по лбу, видимо, более понятное читателям, ожидающим от старцев юродского поведения. Если в книжке Ждановой Иосиф Сталин идет к прозорливой Матроне Никоновой за советом как частное лицо, то в тексте Серовой политический лидер православного государства отправляется за благословением к святой старице. Он становится эпическим героем, сопоставимым со святыми Дмитрием Донским и Александром Невским. Как уже говорилось, сюжет о встрече православной святой и главы советского государства не вошел в официальный вариант жития Матроны, изданный к ее канонизации. Однако чрезвычайная популярность этой святой порождает высокий спрос на литературу о ней и стимулирует издательства и авторов к публикации агиографических материалов о ней.
ВОЕННЫЕ ПЕНСИОНЕРЫ ЗА РОССИЮ И ЕЁ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ
Икона, изображающая, как Матрона Московская благословляет Сталина на защиту столицы, вызывает бурные дебаты со дня своего создания. В выпуске 12.01.2024: В Грузии в центре скандала оказалась икона святой Матроны Московской с клеймами, на одном из которых изображён Иосиф Сталин. Дело о мелком хулиганстве завели после осквернения иконы с Матроной Московской и Сталиным в Тбилиси. Икона «Матрона и Сталин» («Блаженная Матрона благословляет Иосифа Сталина» [) — икона с изображением Святой Матроны Московской (1885—1952) и И. В. Сталина.
Св. Матрона Московская о Сталине и о нас
Что уж говорить о Сталине — палаче и убийце, которого никто и не думал причислять к лику святых. Один из аргументов противников иконы заключался в том, что факт встречи главы советского государства и Святой Матроны не подтвержден. Да, легенда о том, что вождь приезжал к святой бытует, притом в нескольких версиях, но официальных документов о визите Сталина нет. Конечно, они могли не сохраниться, если глава советского государства хотел избежать огласки. По мнению иеромонаха Иова Гурова , сомнительно, чтобы «жестокий гонитель Церкви» приезжал к опальной прозорливице, которая до самой смерти «была готова к аресту». Но как быть с отсутствием свидетельств очевидцев? Вряд ли приезд «отца народов» в одну из коммунальных московских квартир мог остаться незамеченным. Во время дискуссии о скандальной иконе иерей Николай Савченко напоминал, что во время жизни в столице Матрона часто меняла адреса, не имела регистрации, жила в комнатушках разных коммуналок. В какую именно наведался Сталин? Точного адреса, по словам священника, никто назвать не может.
А вот в легенде о приезде вождя к провидице адрес фигурирует — Староконюшенный переулок на Арбате. В народе поговаривали, что глава советского государства действительно осенью 1941 года посетил Матрону. Постучав вождя по правому плечу, она сказала, что «красный петух» победит, и предсказала, что Сталин — единственный из партверхушки — не эвакуируется из столицы.
Многие верят, что слова святой, наряду с героизмом советских солдат, сыграли огромную роль в том, что Москва не была сдана врагу. Но история встречи Верховного главнокомандующего с блаженной окутана тайной. Широко известна легенда, что осенью 1941 года Иосиф Сталин встретился с Матроной Никоновой - православной старицей, которая позднее была канонизирована как святая Матрона Московская. Те, кто не верит в эту встречу, уверяют, что Сталин религию ненавидел еще со времен своей семинаристской юности.
Другие же считают, что в экстремальных ситуациях люди не раз и не два в истории совершали самые неожиданные поступки. А осенью 1941 года над страной нависла смертельная угроза. И это вполне могло способствовать встрече Верховного главнокомандующего с Матроной. Автор иконы художник-иконописец И. Местонахождение: Храм святой равноапостольной княгини Ольги в Стрельне 2008. Дата создания иконы нигде не указана. Слепая девочка В 1885 году в селе Себино Тульской области, расположенном в 11 километрах от Куликова поля, в семье Никоновых родилась незрячая девочка.
Со временем у нее открылся необыкновенный дар целительства, и «обуза» для крестьян-бедняков уже на восьмом году жизни стала кормилицей всей семьи. Страждущие стекались со всей округи за исцелением, а благодарили блаженную продуктами с огородов. Когда девочке исполнилось 14 лет, Иоанн Кронштадтский встретил ее в Андреевском соборе со словами: «Вот идет моя смена -восьмой столп России». Свое место в этом ряду со временем заняла и блаженная Матрона Московская. У девушки также рано открылся пророческий дар. Как-то она ощипала куриное перо со словами: «Так же поступят с нашим царем». Через годы пророчество сбылось.
После Гражданской войны братья Матроны вступили в партию, записались в колхоз. Присутствие в избе блаженной плюс толпы паломников во дворе в новую жизнь никак не вписывались... Вскоре незрячая и парализованная Матрона в 18 лет у нее отнялись ноги переехала в столицу. Из-за проблем с пропиской она часто меняла адреса. Послушницы скитались вместе с нею по домам, подвалам и пристройкам.
На ней святая Матрона Московская благословляла главу советского государства на защиту Москвы от немецких захватчиков. Но икону быстро убрали. И причины на то были очень веские. Традиционный сюжет Настоятель храма в Стрельне и заказчик написания иконы игумен Евстафий Жаков никаких противоречий в иконописном сюжете не видел. В одном из интервью он напомнил, что в традициях русской иконописи сюжет благословения святым военачальника или правителя — традиционный. Вот только отдавать должное иконе, на которой изображен Сталин, прихожане отказывались. Уж слишком уж противоречивой является фигура «отца народов». С одной стороны, ему воздают должное за победу в войне и за небывалый подъем страны в послевоенные годы. С другой, не могут вычеркнуть из памяти имена всех тех, кто погиб от сталинских репрессий. Кощунство и глумление Когда журналисты узнали о появлении в храме иконы, разгорелся скандал. Игумен Евстафий настаивал: ничего плохого в благословении вождя Матроной Московской нет. Тем более что благословение якобы «сработало»: немцы Москву не заняли, хотя в отдельные дни имели возможность войти в город, а сам Сталин остался в столице и возглавил ее оборону.
Главный мотив такого решения — «при той нужде, в которой жили Никоновы, четвёртый ребёнок мог стать прежде всего лишним ртом» — не выдерживает никакой критики. Во-первых, как показали архивные изыскания Бибикова и Зайцева, Матрона на самом деле была вторым ребёнком в семье. Во-вторых, в крестьянских семьях иметь десять-двенадцать детей не считалось из ряда вон выходящим. А к моменту рождения Матроны умер её годовалый брат Андрей и оставалась только 10-летняя сестра Пелагея, уже полноценная помощница в семье. Но откуда взялась эта неправдоподобная, на первый взгляд, история? Валерий Бибиков предположил, что Матрона могла быть приёмным ребёнком. Хорошо известно, например, что незаконнорожденных дворянских детей часто отдавали в крестьянские семьи за вознаграждение или небольшое содержание. В таком случае выбор мог вполне пасть на малодетную семью Дмитрия и Натальи Никоновых: одна дочка-подросток и умерший три месяца назад младенец. В пользу этой версии говорит другая официальная легенда о том, как «дочь местного помещика, благочестивая и добрая девица Лидия Янькова, брала Матрону с собой в паломничества» по святым местам России. В одну из таких поездок 14-летнюю Матрону заметил святой Иоанн Кронштадтский, заявивший «во всеуслышание»: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идёт моя смена — восьмой столп России». По архивным документам установлено, что Лидия Янькова на два года моложе Матроны. Две девочки не могли паломничать по России без взрослых. Надо было оформлять паспорт, всякие подорожные… Зачем помещики Яньковы брали на себя хлопоты, связанные с крестьянской девушкой, пусть даже такой необыкновенной? Эти три семьи связаны многочисленными родственными узами. У Лидии Александровны Яньковой 1885-? В 30 лет Болотова вышла замуж за дворянина Андрея Николаевича Янькова 1840-1877. Через год муж скончался, а спустя несколько дней у Софии Михайловны родилась дочь. В книге, изданной монахами Оптиной пустыни в начале XX века, говорится, что, когда к Софье в первый раз поднесли маленькую Надю, она перекрестила её и сказала: «Ты будешь девочка Божия, и никаких материнских прав на тебя иметь я не буду, но сама Царица Небесная управит твою жизнь по воле Своей! Возможно, Надежда Дмитриевна сопровождала девочек в паломнических поездках по святым местам. Не исключено также, что Матрона приходилась родственницей Лидии и Надежде Яньковым. Блаженная старица могла быть ребёнком из дворянской семьи Яньковых, Бибиковых или Муромцевых. Его сын Михаил в 1919 году вступил в ВКП б , поднялся по карьерной лестнице на советской работе: был председателем сельсовета, а затем заместителем председателя исполкома Хованской волости, в 25 километрах от уездного города. По результатам исследований СВРТ, проведённым в Российском архиве древних актов и тульских архивах составлено родословное древо блаженной Матроны. Это древо состоит из 122 персон и «растет» от пращура Матроны по имени Иван, который родился около 1650 года, в то время, кстати, когда был заложен Покровский монастырь в Москве. Чей «бич Божий»? Видно, без серьезных исправлений жизнеописания святой праведной Матроны уже не обойтись. Придётся признать, что составлено оно на скорую руку, без серьёзных архивных исследований. В изданных и многажды переиздаваемых текстах находится ряд очевидных нелепиц, которые или не замечены монастырскими редакторами, или намеренно растиражированы и которые «осеняют» всякую нежить, или мелких бесов российской политики. Исправлять ошибки придётся и хотя бы потому, что великая старица жила с нами в одну эпоху. Нас не разделяет невнятная молва веков. Надо лишь настойчивее постучаться в двери архивов. А пока на святости блаженной Матроны паразитирует «православный сталинизм», ставший идеологией ряда экстремистских группировок. Рядом — сектанты-«царебожники», у которых культ царя-страстотерпца Николая II почти вытеснил Иисуса Христа. Они выстроили причудливую веру: Бог избрал Сталина, чтобы покарать неверный русский народ, «нарушивший соборную клятву 1613 года». Сначала «мессия» отправил в ад причастных к убийству императора Николая II, потом расправился с гнилой интеллигенцией. Блаженная Матрона благословила Сталина на ратный подвиг, как преподобный Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского перед битвой на Куликовом поле. В Свято-Боголюбовском женском монастыре под Владимиром, известном по недавнему громкому скандалу с воспитанницами приюта, продавалась книга духовника обители архимандрита Петра Кучера. В ней текст нового акафиста царю-мученику Николаю, в котором нашлось место Сталину: «И посла карающую десницу Свою — правителя Иосифа, да накажет народ непокорный сей за преслушание клятвы, древле отроку Михаилу Романову данной…» Уже и «житие святого Иосифа» составлено, в нём, в частности, говорится: «Учился Иосиф в духовной семинарии, был самым способным учеником. Оставалось всего четыре месяца до окончания семинарии. Распределён он был как лучший ученик аж в Тбилиси! Когда летом, после завершения обучения, селяне не увидели Сосо так звали его близкие , они спросили мать: «Где твой сын? Набожный, богобоязненный Иосиф тут же принял решение: бросил семинарию и пошёл помогать царю разоблачать большевиков и масонов. А «царебожие» может стать одним, по его выражению, из «локомотивов раскольнических движений». Бессмысленно пытаться разбередить совесть «царебожников» и «православных сталинистов», заученно перечисляя чудовищные преступления «красного террора». Но сектантам не следует забывать, что никто не обладает монополией на это грозное орудие. Буквально на днях я узнал о некой неонацистской группе, созданной год-два назад в Москве. Идеология этой группы опирается, как ни странно, на воспоминания Зинаиды Владимировны Ждановой, автора-составителя жизнеописания блаженной старицы Матроны. Перед своей смертью в 2007 году Жданова якобы поведала одному из неонацистов, что была свидетелем встречи Матроны с Гитлером. Матрона сказала, что Гитлер «выйдет из войны, примет православие и венчается с Евой Браун». Жданова якобы рассказывала, что Гитлер уехал в Аргентину и усыновил двенадцать русских сирот. Как указано в листовке нацистов, «З. Жданова передала слова Матушки Матроны о Гитлере, эти слова — слово в слово, как давно выученный урок, она повторяла мне раз пять: Гитлер — это бич Божий, чтобы обернуть Россию в православие». В качестве доказательства подлинности «жития» сектанты предъявляют фотографии Ждановой на смертном одре.
История о тайной встрече Сталина с Матроной Московской. Легенда или факт?
Блаженная Матрона была причислена к лику местночтимых, московских, святых в 1999 году, а пятью годами позднее состоялась ее общецерковная канонизация. Матрона и Сталин — икона, изображающая святую Матрону Московскую (1885—1952) и И. В. Сталина. В 2008 году некоторое время с 26 ноября находилась в храме святой. Некоторые сведения о блаженной Матроне Московской, «народные жития», апокрифы и ажиотаж вокруг мощей, находящихся в Покровском монастыре в Москве, действительно зачастую выглядят странными, а порой и отталкивающими.
Легенда о встрече Матроны Московской со Сталиным
Что же касается иконы, на которой изображены Матрона и Сталин, то существует гипотеза, что образ Иосифа Виссарионовича был скопирован с картины Александра Герасимова под названием «Сталин и Ворошилов на прогулке в Кремле». Патриархия Грузии потребовала переписать икону Матроны Московской с изображением Иосифа Сталина, хранящуюся в кафедральном соборе Святой Троицы в Тбилиси. Уже несколько лет продолжают тиражироваться сказочные слухи о якобы бывшем визите Сталина к святой Матроне Московской.