Подписывайтесь на "Комсомолку", чтобы комментировать пост! надежда_крупская, владимир_ленин, новости. Вспомним, когда ушел Ленин из жизни, то Н.К. Крупская, М.И. Ульянова и другие лица покинули эту «роскошь» навсегда, вернувшись в свою кремлевскую квартиру. Ленин с Крупской в 1904 году за два месяца 400 километров пешком прошли по швейцарским горам.
Почему у Ленина и Крупской не было детей, в чем заключалась причина?
Н.К. Крупская: революционер, просветитель, созидатель - Ленинский райком КПРФ г. Москвы | Здесь Владимир Ленин и Надежда Крупская отдыхали во время заграничной поездки. |
Как отмечал свой день рождения Владимир Ленин — КПРФ Москва | Выучившая немецкий язык, чтобы читать работы в подлиннике, необычайно организованная, Крупская отличалась огромной трудоспособностью и целеустремленностью. |
Н.К.Крупская «О Ленине» | Рабочий путь | После революции Ленин был вынужден определиться с личной жизнью, и он выбрал Крупскую. |
Отравленный торт, ошибка врачей и другие загадки смерти Крупской | Правмир | Когда Ленин заболел воспалением легких, за ним ухаживала Крупская, чем и добилась его расположения. |
Почему у Ленина и Крупской не было детей, в чем заключалась причина? | Автор книги о Ленине "Пантократор солнечных пылинок" Лев Данилкин подсчитал, что в 1904 году Крупская и Ленин вместе прошли по горам Швейцарии 400 километров за 2 месяца. |
Вторая половина первого. Была ли Крупская «довеском» к фигуре Ленина?
Потом, где-то в конце 1897 года, Ленин передумал и призвал к себе Надежду Крупскую как свою невесту. Похоже, он все же предпочел бы видеть рядом Якубову - красавицу и убежденную революционерку, женщину, о которой он, по воспоминаниям Анны, всегда говорил с большой нежностью. Но, видимо, она уже охладела к нему. Так ли уж хотел он, чтобы Крупская была с ним? Ленин и Крупская сознательно отказывались от нормальных буржуазных отношений в семье, они воспринимали свой союз в первую очередь и главным образом как сотрудничество ради дела революции. И все же пусть эти двое никогда не высказывали при других чувств, что связывали их, очевидно, что Ленин и Крупская в 1897 году были вполне приятны друг другу и считали, что в обозримом будущем им будет удобно и хорошо жить и работать вместе. Итак, Надежда, сосланная в Уфу, испросила разрешения посетить Ульянова на правах невесты, и, когда она приехала к Володе в Шушенское, они быстро поженились, чтобы больше не разлучаться.
В 1910 году в Париже тридцатилетний Ульянов познакомился с Инессой Арманд и влюбился. Инессе - под таким именем ее все знали - было тогда 36, она занималась марксистской работой и уже была матерью пятерых детей и вдовой. Подрывной работой Инесса начала заниматься еще в России. В Париже она примкнула к большевикам.
Инесса Арманд стала организатором первой международной конференции женщин-коммунисток, написала не один десяток статей, в которых называла традиционную семью пережитком старины. Немецкий подданный утверждает, что спустя 7 месяцев после рождения Владимир Ульянов пристроил его в семью австрийских соратников. Заложники революции После революции Ленин был вынужден определиться с личной жизнью, и он выбрал Крупскую.
Пылкая француженка вернулась в Париж и писала оттуда письма, полные любви к Ленину и симпатии к его жене: «Я бы и сейчас обошлась без поцелуев, только бы видеть тебя, иногда говорить с тобой было бы радостью — и это никому бы не могло причинить боль. Зачем было меня этого лишать? Ты спрашиваешь, сержусь ли я за то, что ты «провёл» расставание. Нет, я думаю, что ты это сделал не ради себя. Много было хорошего в Париже и в отношениях с Н. В одной из наших последних бесед она мне сказала, что я ей стала особенно дорога и близка лишь недавно. А я её полюбила почти с первого знакомства»… В 1920 году Инесса Арманд умерла от тифа, возвращаясь в Москву из Кисловодска, куда ездила поправить здоровье.
Ленин лично встречал на Курском вокзале гроб с её телом. Среди множества венков на свежей могиле выделялся один из белых цветов с черной лентой: "Тов. Инессе от В. Даже в этот период Владимир Ильич не утратил привязанности к жене. Он подкарауливал её тихие шаги и выходил встречать на лестницу. Когда Сталин, который уже считал себя главой государства, нагрубил Надежде Константиновне, Ленин вступился за супругу и так нервничал, что этот эксцесс ускорил его смерть. Ленин пережил Инессу Арманд всего на 4 года.
А Надежда пережила мужа на 15 лет. Своих детей у Ленина и Крупской не было, и Надежда Константиновна до конца жизни опекала чужих. В том числе, детей Инессы Арманд, а её дочь стала для Крупской самым близким человеком.
Ему пришлось выбрать Псков — там были друзья-революционеры, а он сам устроился работать младшим помощником судьи. Разлучаться с Крупской ему не хотелось, и он даже просил, может ли она перевестись из Уфы в Псков. Но не разрешили: Псков — не ссыльный город, — рассказывает сотрудница музея.
На первое время, пока шел поиск жилья, они остановились в гостинице Полетаева, где сейчас находится Институт глазных болезней. Экскурсовод отметила, что у Ленина были родственники в Уфимской губернии, но останавливаться у них — не вариант. Крупская должна была регулярно подтверждать, что находится в городе и никуда не уехала, а за Лениным следили жандармы. У Ленина ссылка уже закончилась, а у Крупской — еще нет, и остаться в одном городе на весь оставшийся срок им не разрешили — В небольшом гостиничном номере Ленин регулярно проводил собрания, где со своими соратниками говорил о революции. Они подозревали, что в номере была прослушка, но собраний не прекращали, — рассказала сотрудница музея. Для проживания Ленин и Крупская выбрали дом, где сейчас и находится музей, на углу Достоевского и Крупской.
Тогда улица Достоевского называлась Тюремной, а Крупской — Жандармской. Здесь, на втором этаже, Надежде Крупской предстояло провести 13 месяцев вместе со своей матерью. Сам Ленин в свой первый приезд времени не терял — за три дня почти нелегального прибывания в Уфе он навел мосты с другими ссыльными революционерами и уральскими единомышленниками. Одним из них стал врач Осип Аптекман — революционер и социал-демократ, который организовывал единомышленников по всей Уфимской губернии. И он, и другие соратники помогали Ленину в создании газеты «Искра». Революционную газету распространяли по всей России, но шло это и через Уфу.
Но у Преображенского больное сердце. Побелел он весь, губы трясутся, а Ильич все рассказывает про переживаемое». Специалист по восстановлению речи за пару дней до смерти В. Во флигеле у самарского товарища по борьбе Ленин пробыл три дня, сбежав от врачей, сестер, от больничного режима. До обострения болезни, 1922 год: Ленин и Крупская в Горках у телескопа. Потом пускал к себе некоторое время проф. Осипова, но разговоры о болезни не допускались. Розанова и Ф.
Гетье, лечивших его раньше, он смотрел не как на врачей, а как на добрых знакомых. Не как на доктора, а как на товарища смотрел на Владимира Александровича Обуха». Последние месяцы медики наблюдали В. И признает, что муж «стал тяготиться и сестрами милосердия», «видно было, что их присутствие ему тяжело». Отложил В. Когда Ленину передали изданный Коминтерном стенной календарь, вождь подолгу его рассматривал. Но вот «со свиданиями дело налаживалось плохо». Крупская отмечает: «Спрашивали, не хочет ли он повидать Бухарина, который раньше чаще других бывал у нас, или кого-нибудь еще из товарищей, близко связанных по работе, он отрицательно качал головой, зная, что это будет непомерно тяжело».
Надежда Константиновна вспоминает, что в сентябре и октябре на прогулки ездили много: «В. Местность он знал хорошо. В солнечные дни товарищи брали с собой ружья.
Поход на молодежь
Организаторы и члены Санкт-Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Стоят слева направо: А. Малченко, П. Запорожец, А. Сидят слева направо: В. Старков, Г. Кржижановский, В. Ульянов, Ю.
Владимир Ильич Ленин с американским экономистом Кристенсеном в своем кабинете в Кремле, 28 ноября 1921 г. Ильич гуляет с котенком в Горках.
И уж совсем нереальным представляется предположение о том, что Крупская потребовала после 1917 года "прекратить отношения" с Инессой и Ленин "подчинился". По домыслам некоторых историков, еще и партийное положение Ленина обязывало прекратить "роман с Инессой". Ничто не может быть более далеким от истины. Достаточно почитать сохранившиеся письма от Ленина к Арманд. Пожалуйста, поспешите с листком…" "Дорогой друг! Вы, видимо, нервничаете чересчур — этим объясняю ряд "теоретических странностей" в ваших письмах… Марксизм требует различать классы… Привет! Если едете домой, заезжайте сначала к нам. Дам поручение.
Жму руку. Ваш В. Осень 1916 года, Ленин опасается, что Швейцария перестанет быть нейтральной страной. Это все очень мало похоже на любовные письма. Арманд Ленин Ленин писал ей перед поездкой в "опломбированном вагоне": "Надеюсь, мы едем. Надеюсь, вместе с вами… Тысяча приветов. Au revoir. Ваш Ленин". И они вернулись в Россию в одном купе — Крупская, Ленин, Арманд. На самом деле эта характеристика как нельзя лучше подходит самому Троцкому К этому моменту их точно совершенно не интересовала "личная жизнь".
Намного больше волновала теория, и еще больше — практика марксизма. В Россию, как пишет исследователь жизни Ленина Лев Данилкин, вернулся "гениальный философ, да еще и с опытом административной работы". Одержимый идеей справедливости. Его цель — бесклассовое общество. Его цель — отмирание государства. После невероятной встречи в Петрограде, после того как Ленин промчался на броневике по городу с восторженной толпой, после выступления с балкона особняка Кшесинской. Какие женщины, какая "любовь"? Да и до этого тоже. Любовью и страстью Ленина была революция. И, конечно, ничто не может быть более далеким от истины, чем предположение, что Крупская что-то "потребовала".
Это были люди не просто высоких отношений, высокого уважения друг к другу, но и высочайшего самоуважения. Надежда Константиновна максимум что могла бы сделать — уйти. Но это было не нужно. Они относились друг к другу с Лениным искренно и честно. Крупская Как писала подруга Крупской, у Надежды Константиновны "не было ни тщеславия, ни самолюбия. В ее жизни не нашлось места для любовной игры". Сохранилось письмо Надежды Константиновны из ссылки в Шушенском к одной из сестер Ленина, Марии Ульяновой, где она просит передать другой сестре, Ане, чтобы Аня не укоряла ее за "цензуру" писем от Владимира Ильича. Она возмущается, что я даю свои письма "на редакцию" Володе, но я в большинстве случаев описываю нашу шушенскую жизнь в шутливом тоне, и в них немало достается и Володе, ну, а таких писем я не стала бы писать, не дав их ему предварительно прочитать". Доверие, искренность, нравственная чистота — это было основой их отношений. Рыба, минога, селедка Именно такие прозвища и партийные псевдонимы были у Надежды Константиновны.
Ходили слухи, что из-за внешнего сходства. У Крупской была базедова болезнь, при которой происходит "пученье глаз".
Ребенку эта сказка близка. А вот сказка «О рыбаке и рыбке» вредна своей идеологией, потому что, оказывается, учит: «будь скромен в своих желаниях, не гонись за многим, иначе останешься у разбитого корыта», и эта ее скрытая мораль имеет мало общего с моралью коммунистической, хотя ребята и интересуются рыбкой больше, чем моралью.
Надо попытаться создать современную сказку — детскую по форме и коммунистическую по содержанию, то есть дающую детям «те понятия и живые образы, которые помогут им стать сознательными коммунистами. Ребят постарше следует защищать уже не от мистики, а от чуждой морали и от дезориентирующих оценок социальных отношений. С этой целью Крупская предлагала переписывать популярных детских классиков, например Жюля Верна, выбрасывая из них буржуазное содержание. Но главное — писать современные детские книжки по установке: «старая книжка давала только материал для чтения, а новая учит, как жить».
Книжки должны быть «не про кошечек и собачек», а об окружающей жизни, с картинками фабрик, которых многие крестьянские дети и не видывали, о героических революционерах, например о Софье Перовской, книжки должны проповедовать коммунистическую мораль в ярких, живых, правдивых образах, а не в сухих постулатах. Крупская очень предостерегала от мистификации образа вождя. Например, в одной книжке рассказывалось, как хулиган видит во сне Ленина, который велит ему ходить в школу и не обижать парнишку-бедняка. С учебниками дело обстояло еще сложней.
Первые советские учебники Луначарский назвал «опилками с вазелином» по степени интереса, и Крупская с ним согласилась — она вообще была очень критичным, требовательным и по-своему умелым педагогом. Считая, что современный учебник должен быть коммунистическим, то есть формировать у ребенка материалистическое мировоззрение, она все же похвалила эти первые опыты за отсутствие Божественной темы и за обучение ребенка внимательно всматриваться в жизнь и устанавливать правильную связь явлений. Ее требования к учебнику сводились к следующему: чтобы весь учебный материал был диалектически взаимосвязан, чтобы антирелигиозная пропаганда была связана с мировоззрением во всех областях знания, и чтобы дух коллективизма проповедовался ребенку не через скучные назидания, а через доступные увлекательные формы. В качестве удачной хрестоматии Крупская приводила в пример книгу Блонского «Красная зорька».
В ней не было рассказов о Пасхе и Рождестве, о бабочках и зайчиках, но говорилось о временах года, о сезоном труде, о железных дорогах, об Октябрьской революции. Там не было мистики, но имелся здравый сказочный элемент: мальчик во снах уносится то в неведомый тропический лес, то на берег моря, то в страну будущего. Вместо «Вороны и Лисицы» дети знакомились с текстами «Интернационала», «Смело, товарищи, в ногу», «Мы — кузнецы»… Столь же ответственным был вопрос о методах преподавания. В 1923 году появились программы ГУСа — комплексные подходы, то есть преподавание не отдельных предметов с сообщением систематических знаний, а марксистское нагромождение общественных понятий, поясняемых конкретными фактами например, математика и химия преподавались в комплексе «труд и общество».
Так пытались представить предметы в диалектической взаимосвязи и в связи с конкретной жизнью. Весь учебный материал был построен на главной теме — трудовой деятельности людей. Промах обнаружили быстро — во-первых, выявились искусственные, надуманные связи. Сама Крупская однажды наблюдала в школе, как детям на уроке рассказали про Ленина, а потом предложили провести грамматический разбор рассказа.
Во-вторых, у школьников не оказалось систематических научных знаний. Крупская признала промах. Преподавание каждого предмета насквозь «пропитывалось» общими задачамиатеистического коммунистического воспитания. Для этой цели Крупская предлагала преподавать в первую очередь естественнонаучные дисциплины, которые в силу исследовательского метода познания приводили к установлению взаимосвязей и закономерностей явлений.
Так воспитывалось умение наблюдать, ничего не брать на веру и все проверять опытным путем. Крупская требовала, чтобы такой подход пронизывал всю жизнь ребенка. Даже знаменитые юные натуралисты изначально были частью плана правильно поставленной антирелигиозной пропаганды, и на юннатах Крупская особенно настаивала, как и на технических кружках. Участвуя в них, дети выходили за пределы свой школы, делясь опытом со сверстниками из других школ, и кружок превращался «в очаг пропаганды определенных методов естествознания».
Гуманитарные предметы пострадали наиболее сильно. Исторические факты брали только для изучения современности. Литература стала иллюстрацией обществоведения. Крупская настаивала на преподавании обоих предметов на марксисткой основе.
Правильное преподавание истории как этапов развития человечества и классовой борьбы даст понимание основ исторического материализма и взаимосвязей общественных процессов «вместо длинных анекдотов какого-нибудь Иловайского». Для правильного преподавания литературы она предлагала, во-первых, «вытащить из подполья» все прежде запрещенное — Радищева, Герцена, Чернышевского, Белинского, Добролюбова, Писарева и Льва Толстого, который может быть доступен читателю «только в результате установления социалистического строя». Во-вторых, пересмотреть отношение к классикам, многие из которых сами были дворянами, и подойти «к оценке произведений наших писателей с точки зрения масс», то есть провести новых подбор программных литературных произведений. Классиков нужно изучать, чтобы они способствовали пониманию текущего момента.
Оттого фон преподавания литературы должен оставаться обществоведческим». Вот характерное наставление Крупской. Как надо проходить «Ссору Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем», чтобы ребенок понял слова Гоголя «оба — прекрасные люди» и «такие разные люди»? Тогда он поймет, какая коренная разница между жизнью тунеядствующего мелкого местного обывателя времен крепостного права и жизнью рабочего.
После такой работы ученик совсем по-другому начнет смотреть на Ивана Ивановича и поймет, что между Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем ничтожная разница, что это люди одного класса. После такой самостоятельной работы он по-новому подойдет к творчеству Гоголя». Естественно о России — даже в освещении Щедрина — нет ни слова. Так гуманитарное образование было фактически сведено к нулю.
То же касается и искусства. Старое следует осмыслить по-марксистски, как продукт идеологического творчества данного класса в определенный исторический период, и преподать его в том виде, в каком оно подобает задачам современности. Вместо наполненных слезами глаз Марии Магдалины надо показать верещагинские картины, демонстрирующие неравенство на войне «выхоленного офицерья» и простого солдата. Детское изобразительное творчество само подчиняется насущным вопросам современности, например индустриализации.
Крупская отмечала возрастание темы труда в детском рисунке. Если дореволюционные школьники рисовали цветочки и самоварчики, то «наши рисуют плуги и тракторы». Так мы подошли ко второму разделу школьной темы — организации учебно-воспитательной работы. За походом на православную религию неминуемо следовал поход на личность.
Из коммунистической морали вытекал важнейший принцип построения советской школы — коллективизм, сколько бы его теоретики не твердили, что и задачи индивидуального воспитания ребенка имеют огромное значение. Да, но в пределах служения коллективу. Как уже говорилось, коммунистическая мораль была призвана переродить индивидуалистскую психологию, сообщаемую капиталистическим частным хозяйством, в коллективистскую психологию, вытекающую из потребностей коллективного труда. Социализм строит общественную жизнь на началах коллектива, и также «во образ» должна быть устроена школа.
Крупской надо отдать должное. Иные советские педагоги и вовсе уверяли, что школа — это буржуазный метод воспитания, а истинно социалистический — народные детские дома.
Ученый процитировал обращение Надежжы Крупской, датируемое 30 января 1924 года. Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память и так далее — всему этому он придавал при жизни так мало значения, так тяготился всем этим, — говорилось в письме Крупской. Однако просьбы сортаницы Ленина в партии учитывать не стали.
Крупская, Надежда Константиновна
Хотя я не понимаю, какое это имеет значение. Я не православный, а русский! Вся моя семья была русская. Мой отец был инспектором русских училищ в Симбирской губернии.
Мой брат Александр был казнен за революционную деятельность русским царем». По ленинским местам Ты написал биографию в жанре «травелога», по географическому принципу. Необычная идея!
В каких «ленинских местах» ты лично побывал и как увидел их «ленинскими» глазами? Лев Данилкин: Мне пришло это в голову, когда я понял, что Ленин был бешеным путешественником. На этом никогда не делали акцент, но это невозможно игнорировать.
Он прошел и проехал, на поезде и велосипеде, десятки тысяч километров, иногда по делам, чаще для развлечения, между Восточной Сибирью и Гринвичским меридианом - и всюду лазил наверх, на Монблан и Везувий, Ротхорн и Свиницу, Юнгфрау и Борус, и еще десятки разных вершин. Ни Сталин, ни Мартов, ни Троцкий не делали ничего подобного, это его, ленинский, закидон. Ленин с Крупской в 1904 году за два месяца 400 километров пешком прошли по швейцарским горам.
Если бы он был Филеасом Фоггом, то уложился бы вокруг света не в 80, а в 60 дней или даже меньше хотя я скорее вижу его в роли мистера Фикса. Я пять лет за ним гоняюсь, был почти везде - в Шушенском и на Капри, в Закопане и Лондоне, в Ульяновске и Женеве, в Мюнхене и Самаре, в Хельсинки и Алакаевке, в Казани и Стокгольме, - но это именно «почти»; каждый раз ты думаешь: ну вот, все, ты сцапал его, - но нет, обнаруживаешь что-то вроде записки: «Ушел туда, куда вы не хотели, чтоб я уходил». Это важно для биографа - прогуляться 10 км от дома Фофановой до Смольного таким же вот ноябрьским вечерком или прокатиться на велосипеде от парка Монсури до Лонжюмо.
Чувствуешь клиента. Прекрасная дама - Крупская Раз уж заговорили о Крупской... Одна из самых загадочных семейных пар в истории!
Она училась на Бестужевских курсах, где учились две сестры Ленина. Он был профессиональный революционер. Венчались для того, чтобы она могла поехать с ним в ссылку в Шушенское.
А любовь была? Ухаживания были? Лев Данилкин: Я не стану раскрывать конец своей книжки, скажу только, что именно с Крупской связан «финальный твист» биографии Ленина.
У меня на десктопе ее фотография до сих пор установлена. Она, пожалуй, любимый мой персонаж во всей окололенинской вселенной, а она очень густонаселенная, там персонажей побольше, чем в «Войне и мире», и там есть в кого влюбиться. Я очень люблю ее мемуары, которые долго откладывал, мне казалось: ну что там может написать о Ленине эта коммунистическая карга?
Разумеется, это и мой идиотизм, но и ее морок. Она ведь была не просто скрытная - профессиональная шифровальщица, лекции про это читала. И уж конечно, ей ничего не стоило создать о себе - и поддерживать - впечатление никому не интересной женщины.
И когда понимаешь, что это как в детективе - старушка, на которую никто не обращает внимания, которой даже алиби не нужно, она просто заведомо не может играть никакой роли... И вдруг оказывается... Забудьте все, что вы о Крупской знали.
Я уж не говорю о том - а я все же двадцать лет был литкритиком, и мне есть с чем сравнивать, - что она замечательная писательница, остроумная, со своим стилем рассказчица, и никто, кроме нее, не смог найти ту идеальную интонацию, которая так подходит Ленину, - с ироническим уважением. Она была дамой Ленина - Прекрасной и Пиковой, так скажем. Психоз революции Мне понравились твоя «парижская глава» о Ленине, опубликованная в «Новом мире».
Это какой-то другой образ Ленина. Усики, котелок, велосипед... Так смешно дерутся на собраниях русские политические эмигранты, теми же котелками, зонтиками...
Может показаться, что это такое Зазеркалье. Но когда Ленин вернулся весной 1917 года, после долгих лет отсутствия в России, его встречали на вокзале несколько тысяч людей овациями. И на броневик он взбирался в своем котелке, поощряемый огромной толпой народа.
Значит, его популярность в России уже тогда была немалой. А ведь фейсбуков и твиттеров не было. Лев Данилкин: Февральская революция совершилась поразительно легко, и люди были в состоянии изумления.
Будто гравитация изменилась, они чувствовали массовое головокружение, будто подвисали в воздухе. Ораторов была куча, но они не могли растолковать людям смысл того, что они сделали, ситуации, в которой они все очутились. Как вдруг так?
Из-за этого недоумения возник психоз приветствий, люди просто приветствовали революцию. Революция была модной, как вот сейчас Ким Кардашьян фотографируется в худи с серпом и молотом, вот там были сотни тысяч таких. И люди, которые явились к Финляндскому, просто пришли приветствовать революцию.
Ну и газета «Правда» - довольно популярная, не «Лайфньюс», конечно, но вполне народная газета - сообщила, что приедет Большевик Номер Один. Встречать поезд с Лениным приходили не по одному, а в основном депутациями: представители коллективов рабочих и солдат. Они это ощущали как революционный долг - ну и развлечение: интересно же, новое лицо, пикантность - через Германию пробился, в войну-то!
Надо сказать, Ленин, который сам поверить не мог в увиденное и полагал, что его арестуют прямо на вокзале, не разочаровал все эти толпы с красными флагами. Он сообщил им нечто такое, чего они и представить себе не могли: революция, которую вы совершили, - тренировочная, и вся Европа ждет, что мы совершим настоящую! Это сносило крышу: как - еще одна?!
От этого ум за разум заходил не то что у обычных людей, но у его коллег по партии.
Почему тогда говорят так? Или кто-то тоже умер? Съела она этот торт, и на следующий день ее не стало. Вообще, Сталин любил такие спектакли разыгрывать. Скажем, когда он приказал устроить обыск у Бухарина, то во время обыска Иосиф Виссарионович ему позвонил, Сталин хотел почувствовать смертельный ужас в голосе Бухарина. Почувствовал, якобы удивился, сыграл — сказал: «Какой обыск?
Кто посмел?! Тут тоже очень похоже на спектакль, свойственный диктатору Сталину. Но когда глубже знакомишься с делом, с документами, то склоняешься к тому, что все-таки это было не отравление. То есть, действительно, торт ела не только она. Конечно, можно так сделать, что она съест именно тот кусочек, который нужно, но это сложно. Когда же знакомишься с записями врачей, то открываются другие вещи. Во-первых, очень долго не ехала скорая помощь.
Как такое может быть? К жене Владимира Ильича… Даже к обычным людям скорая помощь приезжала достаточно быстро. Тут почему-то долго не ехала. Затем, что у нее обнаружили? У нее обнаружили обыкновенный аппендицит. И, конечно, ее нужно было оперировать, но врачи этого делать не стали. Дождались, пока обыкновенный аппендицит перейдет в гнойный, затем дождались, пока гнойный аппендицит разорвется… И Надежда Константиновна умирала в страшных мучениях.
Написано, что 70 лет, набор болезней, но как у любого человека в таком возрасте. Ничего такого уж страшного у нее не было. Она оставалась на ногах, она ходила, она работала. Конечно, врачи были обязаны вырезать ей этот злосчастный аппендицит, обязательно. Если не вырезать, то с аппендицитом можно умереть, что и произошло. Спрашивается, почему? Причем не делать то, что должно, это само по себе — большой риск.
Вот ты не сделаешь операцию, а тебя обвинят, что убил супругу вождя революции. Значит, не сделать операцию, я думаю, могли, только если последовала команда не делать. Профессор Владимир Лавров: Да. То есть ей дали умереть как бы своей смертью. Думаю, что дело было именно так: неоказание помощи. И, кстати, это вернется как бумеранг к Сталину — ему тоже не окажут необходимую помощь. Среди старых большевиков ходили слухи, что она собиралась выступить на съезде с критикой репрессий.
Но хотя она и голосовала за репрессии, и поддерживала, а иногда она не выдерживала. Был случай, когда она пошла к Сталину, ее пропустили без очереди в приемной, и защищала Зиновьева и Каменева. Она знала, что это никакие не враги народа, это соратники ее мужа. Сталин не послушал… Она как пробка вылетела из его кабинета на глазах у всех… Протоиерей Александр Ильяшенко: Но, простите, пожалуйста, Владимир Михайлович, я вас прерву — для Ленина они не были врагами народа, но для народа кем они были? Профессор Владимир Лавров: Если говорить о настоящем враге рода человеческого и о тех, кто служил этому врагу рода человеческого, то, конечно, это бесы, это те, кого Федор Михайлович Достоевский очень точно определил в известном романе. Конечно, этими бесами были и Зиновьев, и Каменев, но надо сказать, что и Владимир Ильич, и Сталин — тоже. Причем именно они возглавляли всё это бесовство.
Ленин и Н. Крупская с племянником Ленина Виктором и дочерью рабочего Верой в Горках.
Мы и сегодня стараемся продолжать эти традиции. А ведь прежде всего она была видным политиком. С молодых лет она соединила свои профессиональные педагогические интересы с революционной работой.
Ей мало было воскресной школы, где она могла способствовать просвещению рабочих. Она нашла дорогу к марксистскому кружку, объединившему людей, готовых посвятить себя революционной борьбе. Крупская — революционерка, соратница Ленина. И за это её ненавидят власти предержащие. Ненавидят люто, как активного, ныне действующего революционера.
Смотрите, ни одного слова в памятную дату 150-летия со дня её рождения — трусливо промолчали все средства массовой информации, кроме «Правды». Нынешние узурпаторы отказываются признать её заслуги в деле народного просвещения. Но вы, работники библиотек, прорвали этот заговор молчания, защитили память о великой подвижнице. В связи с этим я хочу поведать вам об одном драматическом эпизоде, тоже связанном с защитой Ленина и Крупской от посягательства на их политическую роль, на их человеческое достоинство. Как вы знаете, в Москве есть два памятника, посвящённых Крупской.
Мне больше по душе тот, который воздвигнут на улице, носящей её имя, точнее, на бульваре, украшающем эту улицу. Ленин и Крупская, совсем ещё молодые, на садовой скамейке; она читает ему газету «Искра», видимо, только что доставленную курьером, он весь обращён в слух. Прекрасная, проникновенная сцена. И вот этот памятник зимой 1992—1993 года был осквернён подонками: скульптурные головы облепили цементом. Понятно, рядом завершался ремонт в приватизированном магазине, цемент был под рукой.
Но вряд ли хозяева или подрядчики сами забирались на пьедестал — они наняли одураченных работяг, и это говорит о многом: разрушение Советского государства по проекту мирового империализма шло не только сверху, но и снизу. Ни скульптор, ни архитектор «не нарисовались» — время было страшное, многие боялись за свою жизнь. И вот после трудового дня двое, а иногда и трое рабочих ежедневно приходили по вечерам и до ночи, в 10—12-градусный мороз сантиметр за сантиметром кропотливо снимали окаменевший цемент. Женщины «Трудовой России», живущие поблизости, носили им горячий чай, угощали чем могли. Так продолжалось две недели.
Памятник был спасён. Представляете, какова ненависть капиталистов и буржуев к социалистической революции, к её творцам, если даже памятники они готовы обезглавить! Крупская — действующая революционерка. И говорить о ней — значит неизбежно вламываться в область текущей политики, что мы с вами сейчас и делаем. В стенах Государственной думы по инициативе КПРФ состоялся посвящённый Крупской «круглый стол», собравший много студенческой молодёжи.
Коммунисты возложили цветы к её могиле. Сейчас в холле фракции КПРФ в Госдуме открыта выставка, рассказывающая о жизненном пути этого выдающегося человека. Готовили её, что особенно отрадно, комсомольцы. Очень благодарен вам, что не чувствую себя в вашем кругу чужим, потому что мне, как историку, приходилось много работать в стенах Ленинки и Исторички, а также здесь, у вас в Тургеневке. Вы делаете огромное дело, вы — современные подвижники, так или иначе вы являетесь выразителями того духа, того высокого энтузиазма, который привнесли в нашу жизнь Ленин, Крупская и их товарищи.
Здесь правильно говорилось о культурном взлёте советских людей в 1920—1930-е годы, о том, сколько возможностей на революционной волне перед ними тогда открылось, о том, с каким радостным упорством наши деды и прадеды преодолевали это вековое расстояние, отделявшее лапотную царскую Россию от грандиозных строек социалистического государства! Говорю об этом как коммунист в третьем поколении, как внук беспризорника, которому наша замечательная Советская страна дала путёвку в жизнь. От имени авторов «Правды» Заочно в «круглом столе» участвовали многие читатели и авторы «Правды», чьи мнения, мысли, пожелания были оглашены или переданы для публикации. Так, свои обстоятельные размышления о современных проблемах библиотечного дела прислала Наталья БУХВАЛ — библиограф Псковской областной библиотеки для детей и юношества имени В. Публикуем их с некоторыми сокращениями: — Материальные проблемы.
В чём они заключаются? Не хватает финансовых средств, чтобы как следует комплектовать фонды библиотек книгами, периодическими и электронными изданиями. Из-за слабой материально-технической базы библиотек трудно внедрять новые информационные технологии и участвовать в масштабных проектах, потому что нет средств на покупку новой компьютерной техники. В итоге всё вместе плохо сказывается на библиотечном обслуживании читателей сейчас благозвучное слово «читатели» заменили на холодное «пользователи». Эти объективные, мало зависящие от самих библиотек трудности невозможно преодолеть без хорошей государственной поддержки.
Плохо и то, что множество библиотечных зданий находится в аварийном состоянии, им нужны капитальный ремонт и дополнительная площадь. Как в ненормальных условиях обслуживать читателей и хранить фонды? Но когда ремонт обветшалых зданий всё-таки начинается, возникают очередные проблемы: с сохранностью фонда, мебели, с возможным переездом. Например, в 2015 году здание нашей Псковской областной библиотеки для детей и юношества закрыли на ремонт, причём начался он не сразу, а спустя пару лет. Коллектив почти четыре года вынужден работать в другом помещении, на другом конце города, в очень непростых условиях, мечтая когда-нибудь всё-таки вернуться на прежнее место.
Подобную ситуацию переживает сейчас и Псковская областная универсальная научная библиотека. Здание её тоже закрыто для ремонта, а коллектив и фонды размещены даже не в одном, а в нескольких помещениях, причём в разных концах города. Число библиотек в стране сокращается. Библиотеки перестали играть роль главного источника информации. У них есть сильный соперник — интернет.
При нынешнем стремительном темпе жизни важна скорость получения информации, поэтому многие читатели пользователи ушли от библиотек в интернет. Оттуда не только черпают информацию. К интернету относятся уже как к среде общения и личных коммуникаций. Но мнение о том, что в нём, в отличие от библиотек, всё есть, — миф. Интернет — это неупорядоченная «свалка», огромнейший массив информации, где далеко не каждый сумеет отыскать нужное.
Даже при наличии в библиотеках доступа к интернету качество связи бывает посредственное, компьютеры — устаревшие. А сельские библиотеки, по большому счёту, вообще не затронуты компьютеризацией. Немалая доля издаваемых в стране книг совсем не попадает в небольшие города, не говоря уж о сёлах. Из-за низкой покупательной способности жителей таких городов книготорговцы могут себе позволить продавать лишь очень ограниченный ассортимент книг. В библиотеках возникает неудовлетворённый читательский спрос, хотя на самом деле разных книг выходит много.
Однако новая литература в основном и остаётся в тех городах, где издана, то есть в Москве и Санкт-Петербурге, попадает в библиотеки опять же крупных городов. Там финансовая поддержка библиотек государством несравнимо сильнее, чем в регионах. Книгоизданию и библиотекам сложно сотрудничать хотя бы потому, что издательства относятся к миру бизнеса, а библиотеки — к бюджетной сфере. В библиотеки не идут работать молодые специалисты с новыми знаниями, потому что их отталкивают мизерная зарплата и низкий статус профессии библиотекаря.
И в 1919 году она уехала на Кавказ, чтобы лечиться и ухаживать за другими больными товарищами. К сожалению, там она заразилась холерой и умерла.
С помощью Орджоникидзе ее тело было доставлено в Москву, и в 20-м году состоялись похороны Инессы Федоровны Арманд на Красной площади. Одна из деталей. Венок к ее могиле имел ленту, на которой было написано: «Товарищу Арманд от В. А рядом была и Крупская. Если бы Владимир Ильич чувствовал за собой какой-то грех, то он настоял бы на том, чтобы на подписи было не только его имя, но и Крупской. Потому что она была подругой Владимира Ильича.
Вот и вся история. И никак ее нельзя подавать, что это любовь втроем. Это была со стороны Инессы Федоровны платоническая любовь, а Владимир Ильич очень уважал ее, во-первых, как активного товарища в революционной борьбе, а во-вторых, как прекрасного музыканта.
В шествии липецких коммунистов приняли участие Ленин и Крупская
Крупская была арестована в 1896 году и после семимесячного заключения в 1898 году приговорена к ссылке на три года в Уфимскую губернию. И Ленин и Крупская испытывали огромное желание иметь детей, однако этого, как известно, не произошло. Считается, что в политическом мире нет места чувствам. Но ничто человеческое не чуждо и властителям. Леонид Млечин пытается понять, какие страсти и эмоции управляют теми, кто управляет нами. Вот Ленин и Крупская сидят на скамейке в «Горках» — Надежда Константиновна предпочитала простые белые блузки, а ленинский френч — цвета хаки. Знакомство Ленина и Крупской произошло в феврале 1894 года в Петербурге на встрече революционных активистов, проводимой под видом празднования масленицы. Перед отъездом Крупская обещала матери Ленина Марии Александровне, которую очень любила и уважала, как можно подробнее писать об их жизни в ссылке.
Почему Ленин перед отъездом в Европу посетил Уфу и что он требовал от местных социал-демократов
С 1918 г. В 1901-1905 гг. С мая 1905 г. В 1905-1906 гг. В 1907-1917 гг. Преподавала в партийной школе в Лонжюмо под Парижем 1911 , была секретарем Ленина. В 1914 г. В годы Первой мировой войны разделяла позицию Ленина о необходимости военного поражения России, участвовала в подготовке Циммервальдской 1915 и Кинтальской 1916 международных социалистических конференций в них участвовали социалисты — сторонники военного поражения своих стран. В апреле 1917 г. Немецкие власти обеспечили их проезд из Швейцарии через свою территорию в специальном запломбированном вагоне.
После установления в октябре 1917 г. Занималась организационными и теоретическими вопросами создания системы коммунистического воспитания и пропаганды среди детей и юношества. С ноября 1917 г. Участвовала в разработке положения о единой трудовой школе РСФСР 1918 , согласно которому в основу советской школьной системы были положены принципы производственного обучения и воспитания учеников в духе марксизма. По словам Крупской, школа должна была не только обучать, но и "быть центром коммунистического воспитания".
В СССР активно устанавливали в честь вождя революции памятники и посвящали фильмы, песни и даже оперы.
В браке с Крупской Владимир Ленин состоял с 1898 года. Несмотря на продолжительную совместную жизнь, у пары не было совместных детей.
Значит, ты работаешь не в меру.
Надо строже соблюдать правила и слушаться врача хорошенько. Иначе не будешь работоспособна к зиме! Не забывай этого!
О делах в Народном комиссариате просвещения телеграфировал тебе уже. На фронтах восточных — блестяще. Сегодня узнал о взятии Екатеринбурга.
На юге — перелом, но еще нет серьезной перемены к лучшему. Надеемся, будет. Горького не уговорил поехать, хотя уговаривал усердно.
И это так больно. Я знаю, я чувствую, никогда ты сюда не приедешь! Глядя на хорошо знакомые места, я ясно сознавала, как никогда раньше, какое большое место ты занимал в моей жизни, что почти вся деятельность здесь, в Париже, была тысячью нитей связана с мыслью о тебе. Я тогда совсем не была влюблена в тебя, но и тогда тебя очень любила. Я бы и сейчас обошлась без поцелуев, и только бы видеть тебя, иногда говорить с тобой было бы радостью — и это никому не могло бы причинить боль. Зачем было меня этого лишать?..
Крупская вдруг взбунтовалась и выкатила мужу классическую фразу: или она, или я. Что ответил Ленин, неясно, но в итоге на время уехала Инесса. Однако эта размолвка в любовном «треугольнике» была скорее редким исключением. Свидетели семьи «на троих» отмечают удивительную для женщины терпимость Крупской. Она даже говорила, что «в доме становится светлее, когда приходит Инесса». Та отвечала Крупской тем же...
Может быть, она признала первенство Арманд в сердце Владимира Ленина потому, что была честна перед собой и понимала, что не сможет соперничать с известной красавицей? Но к весне 1917 года скандальный «треугольник» уже был полностью оформившейся реальностью. Втроем они упали в бурные объятья революционных потрясений… Тогда, как известно, воюющая с Россией Германия предоставила Ленину и его экстремистской группе специальный вагон, чтобы через охваченные войной территории проехать из Швейцарии в Россию. Что интересно, опломбированный вагон был набит революционерами, но в отдельном купе ехали вождь с женой и… Инессой. Это историческое свидетельство.
Поход на молодежь
Это гражданка Крупская, вдова Ленина. Подписывайтесь на "Комсомолку", чтобы комментировать пост! надежда_крупская, владимир_ленин, новости. Надежда Константиновна Крупская несколько раз порывалась уехать, но Ленин ее удерживал. Революционерка и соратница вождя революции Надежда Крупская просила не ставить памятники основателю СССР Владимиру Ленину, рассказал «Мосленте» журналист и историк Валерий Бурт.
Как Ленин и Крупская: Петербург передал Цюриху исторический фонарь
Она стала секретарем, переводчиком и домоправительницей у Ленина и Крупской, и осенью 1910 года переехала в Париж, чтобы быть ближе к своим друзьям. Владимир Ильич Ленин и Надежда Константиновна Крупская. 4. До романа с Надеждой Константиновной Крупской Ленин увлекался ее подругой Аполлинарией Якубовой. Считается, что в политическом мире нет места чувствам. Но ничто человеческое не чуждо и властителям. Леонид Млечин пытается понять, какие страсти и эмоции управляют теми, кто управляет нами.
Ленин, Крупская и Арманд: любовь на троих
Многие социальные проблемы, которые есть у нас, связаны именно с тем, что мы отказались от Крупской. У нас опять появилась беспризорность, безнадзорность. Они даже не знают, как платить за квартиру! Они не знают, как выстроить свое будущее. Сколько людей осталось без родителей после Первой мировой и Гражданской войн? Но все же все они себя нашли в жизни. Говорить о повышенной смертности и самоубийствах среди выпускников детдомов не приходилось. Но была и другая проблема, с которой боролась Крупская.
Царская школа была рассчитана на примат денег. Как она сама вспоминала из своей личной жизни, на девочек, которые приезжали на личных лошадях, обращали гораздо больше внимания, чем на тех, кто был плохо одет. Было четкое деление людей по социальному признаку, по материальному благополучию… — Стандартная сословно-феодальная система. Откуда появляются эти «колумбайны», школьные самоубийства? В Советском Союзе школьные самоубийства были сведены практически к нулю. Максимум, что было — самоубийства, связанные с неразделенной любовью. Но и то, внутри коллектива, если ребенок не замыкался, несчастную любовь он переживал в более комфортных условиях, нежели современный ребенок, который замыкается внутри себя — не имеет поддержки со стороны родителей, которые зарабатывают деньги, педагогов, которые заполняют журналы и кучи других бумаг, еще и терпит травлю со стороны сверстников.
У нас отсутствуют школьные детские коллективы, где не было бы травли, где не было бы насмешек и так далее. Все это и рождает массовые расстрелы в Керчи. Чтобы всего этого не было — необходимо восстановить нормальную педагогическую воспитательную функцию в школах. Что учитель может видеть, когда у него в классе 50 человек, когда он заполняет сотни бумажек? Еще 80 лет назад Крупская указывала на ошибочность и порочность такой системы. Якобы его произведения, по ее словам, — болтовня и неуважение к детям… — В 90-е годы этот скандал был слишком раздут. Как же она могла недолюбливать Чуковского?!
Большинство людей, которые за это ее осуждают, даже не читали этой сказки или читали в уже адаптированном, с учетом критики Крупской, формате. Все равно что сравнивать реальные сказки братьев Гримм и адаптированные, которые, по предложению Крупской, были переведены для Советского Союза как сказки, где были убраны насилие, ужасы, изменены концовки. В качестве еще одного примера. Есть знаменитая европейская сказка «Пиноккио». В России мы ее знаем как сказку про Буратино. Была изменена ее сущность. Наш Буратино уже не является мальчиком-лгуном.
Он формируется, он совершает ошибки, а коллектив помогает ему стать лучше. И вот он уже большой защитник коллектива кукол, а не, как сказали бы в 30-е годы, «буржуазный выгодоприобретатель», который нашел себе красивую девчонку и кучу денег. Именно по просьбе Крупской Алексей Толстой переписал эту сказку на новый лад. То же самое произошло и с «Крокодилом» Чуковского. Зайдите в интернет и найдите самое первое издание этой сказки, до критики Крупской. Ознакомьтесь с ней и скажите сами себе: готовы ли вы читать ее в таком виде своим детям? Крупская выстроила другую систему.
Она создавала для детей специальную литературу, специальную информационную среду. Именно она выступила с идеей создания детской литературы.
Взлет и падение патриарха Никона 3. Аввакум Петров: смерть за идею 3. Творцы русской культуры 3.
Первопечатник ли Иван Федоров? Первый военный инженер Иван Григорьевич Выродков 3. Выдающиеся, знаменитые женщины 3. А Елену Глинскую все-таки отравили 3. Семь жен Ивана Грозного 3.
Проклятие Марины Мнишек 3. За что пытали боярыню Морозову 3. Как царевна Софья Алексеевна стала «зазорным лицом» 3. Герои и антигерои 3. Главный опричник Ивана Грозного Малюта Скуратов 3.
Лжедмитрий I — факир на час 3. Не склонивший головы патриарх Гермоген 3. Факты и анекдоты об Иване Сусанине 3. Судьба перебежчика: Г. Котошихин Литература 4.
Петр I — великий реформатор «революционер на троне» или безответственный разрушитель Святой Руси «антихрист»? Женское ли дело страной управлять? Дочь Петра Великого Елизавета Петровна 4. Северная Семирамида: феномен Екатерины II 4. Загадка Александра I 4.
Почему отравился Николай I? Государственные деятели 4. Меншиков при Петре и без Петра 4. Бирон и «бироновщина» 4. Что сделал Григорий Потемкин, кроме «потемкинских деревень»?
Горе уму! Сперанский как преждевременный человек русской истории 4. Воронцов как русский колонизатор 4. Сделал то, что разрешили. Концептуальная реформа П.
Киселева 4. Полководцы, военачальники 4. Петр Первый и его генералы 4. Румянцев и его победы 4. Первый русский генералиссимус А.
Шеин и самый знаменитый генералиссимус А. Суворов 4. Кутузов и военачальники 1812 г. Адмирал, ставший святым: Федор Федорович Ушаков 4. Защитники Севастополя 4.
Почему Пестель и Трубецкой не были на Сенатской площади? Бакунин против государства 4. Идеолог абсолютизма Феофан Прокопович 4. Ксения Петербургская — покровительница страждущих 4. Творцы русской культуры 4.
Демидовы и русская металлургия 4. Ломоносов — «первый наш университет» 4. Почему Кулибин умер в бедности? Иван Барков у истоков «потаенной литературы» 4. Пушкин как историк и человек 4.
Петербург: творцы красоты 4.
Ильин — это один из псевдонимов Ульянова-Ленина. Под влиянием нового любовника Инесса Арманд окончательно становится революционной экстремисткой. В том числе и в вопросах брака и семьи. В 1912 году она даже издала брошюру «О женском вопросе», где основной мыслью было: свобода от брака!
Понятно, что Надежда Крупская не разделяла эти призывы, находясь в законном браке с ее любовником. Однако, что не сделаешь ради великой цели — революции! Мы с женой гуляли по той дороге, по которой — помните — мы так чудесно гуляли однажды втроем. Я все вспоминал и жалел, что Вас нет. Ваш Ленин».
Этих писем сохранилось множество. Иногда они говорили о размолвках между любовниками. Инесса, например, писала: «Расстались, расстались мы, дорогой, с тобой! И это так больно. Я знаю, я чувствую, никогда ты сюда не приедешь!
Глядя на хорошо знакомые места, я ясно сознавала, как никогда раньше, какое большое место ты занимал в моей жизни, что почти вся деятельность здесь, в Париже, была тысячью нитей связана с мыслью о тебе. Я тогда совсем не была влюблена в тебя, но и тогда тебя очень любила. Я бы и сейчас обошлась без поцелуев, и только бы видеть тебя, иногда говорить с тобой было бы радостью — и это никому не могло бы причинить боль.
И умненькая! С трех лет отлично училась на дому. В 18 окончила гимназию княгини Оболенской с золотой медалью. Родители в Наде души не чаяли и прочили дочке счастливое будущее. Может, так и вышло бы, проживи поручик Крупский долго. Но офицер умер в 44 года от туберкулеза легких весной 1883 года, едва девочке минуло 14. Она уже была «пропитана» идеями марксизма, ведь папа был одним из руководителей революционной организации русских офицеров в Польше. И, в то время как барышни вокруг грезили о любовных романах, Надежда мечтала о счастье для простого народа. И на мальчиков не реагировала. А ведь: «У Нади была белая, тонкая кожа, нежно-розовый румянец, — описывала 92-летняя подруга Ариадна Тыркова-Вильямс. Да и носик — простой: маленький, вздернутый. И роста была высокого». В лице — что-то одухотворенное». Сегодня Крупскую в молодости сравнивают с голливудской звездой — 38-летней датчанкой Скарлетт Йоханссон. Сначала на внешности недуг не сказывался После смерти главы семьи Крупские, выплатив его долги, оказались на грани нищеты. Четыре года держались, давая платные обеды, которые готовила Елизавета Васильевна со слугами. А потом Надя стала зарабатывать частными уроками.
В Чулпанове Нурлатского района за поправки к Конституции РФ проголосовали Ленин и Крупская
После возвращения Ленина и Крупской в апреле 1917 года в Россию она занялась организацией социалистических союзов молодежи, принимала непосредственное участие в подготовке и проведении Октябрьского переворота. Итак, в апреле 1917 года Ленин вместе с супругой Надеждой Крупской, любовницей Инессой Арманд и 27 соратниками через Германию (с которой Россия в то время находилась в состоянии войны!) в опломбированном вагоне прибыли в Петроград. На фото: восьмилетняя Надя Крупская / РИА Новости.