В годы войны Кронштадт стал надёжным щитом для Ленинграда.
Кронштадт в ВОВ
В то время, как со взятием Пулковских высот обеспечивался выход на линию тесной блокады Ленинграда, три четверти вылетов 1-го авиакорпуса были проведены против Кронштадта с кораблями и против Ораниенбаумского плацдарма. От нее я впервые узнал реальную историю блокады Ленинграда. Блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) во время Великой Отечественной войны проводилась немецкими войсками с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944. Представления о морали в Ленинграде 1941-1942 гг., отношения между друзьями во время блокады неизбежно менялись.
Метка: блокада Ленинграда
- Как добраться
- Малая Дорога жизни: специальный репортаж ЛенТВ24
- Новости Кронштадта
- Блокада Ленинграда. 872 дня и ночи. Полная хроника. 1941-й (А. В. Сульдин)
Роль позабытого Кронштадтского Сражения осенью 1941 года в Великой Отечественной войне
Здесь совершенно не чувствуется дух, который часто отпугивает посетителей российских православных храмов: не так одет, не там стоишь, неправильно кланяешься. Но правила посещения храма все равно следует соблюдать: если у вас нет с собой головного убора, который должен покрывать голову женщины, на входе можно взять платок. Удобно, что в соборе есть камеры хранения, там можно оставить рюкзаки и сумки. Чуть правее от входа установлена табличка, где собираются организованные группы. Экскурсий в храме три: обзорная по собору, подъем на колокольню и под купол. Их проводят примерно раз в час, реже или чаще — зависит от количества желающих.
Во время обзорной экскурсии посетители узнают историю храма и могут подняться на балконы. Подъем под купол даст возможность посмотреть на храм с высоты и подробнее разглядеть впечатляющую потолочную роспись. Я брала экскурсию на колокольню, и мне очень понравилось. Сначала мы слушали рассказ об истории Морского собора, сидя в царской ложе — отсюда наблюдал за богослужениями Николай II. Потом поднялись на площадку, где находится главный колокол.
Он огромный: не сразу понимаешь, что над тобой свод колокола, а не просто круглая крыша.
Об этом сообщил вице-губернатор Санкт-Петербурга Борис Пиотровский. Президент России Владимир Путин поручил провести мероприятия в честь двух важных дат — прорыва блокады, которая отмечается 18 января, и 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Масштабный проект о подвиге моряков открывает череду памятных мероприятий, отметил Пиотровский в Telegram-канале.
На его защиту встали содаты и моряки — воины Советской Армии и жители Ленинграда. Они проявили героизм и беспримерное мужество, в нечеловеческих условиях отстояли Ленинград и победили врага. Памятный обелиск — дань памяти всем, кто внёс свой вклад в победу.
Лёни Голикова, д. Открыт 28 октября 1968 года. В мемориал также входит траурный курган «Дневник Тани Савичевой» и аллея Дружбы. Источник: Валерий Гулякин, prlib. Обелиск на Ивановском пятачке На небольшом плацдарме на берегу реки Тосны в 1942 году шли ожесточённые бои. Участок площадью 600 на 400 метров был буквально нашпигован свинцом — осколками снарядов и бомб.
Здесь прятались от обстрелов и бомбёжек — собор считался самым безопасным местом на острове, в нём укрывали малышей и даже утраивали для них детские утренники. Всё же два снаряда попало — один пробил подкупольное пространство и взорвался там без особого ущерба, а другой пробил, упал на пол, разбился, но не взорвался, — вспоминает научный сотрудник филиала центрального военно-морского музей «Кронштадтская крепость» Виталий Пирогов.
Разбитые плиты даже не стали восстанавливать — отныне это музейный экспонат, сохранились даже даты — 23 сентября и 2 марта 43 года с подписью: «Жертв нет». В морском соборе находился радиоузел, а под самым куполом — наблюдательный коррекционный пункт — обзор на 40 километров. Данные о передвижениях гитлеровцев по всем направлениям поступали непрерывно, и это позволило не подпустить захватчиков близко к крепости. Доставалось противнику и от зенитчиков — первые фашистские самолёты были сбиты 22 июня в 3:37 утра. Для следующих атак на Кронштадт командованию Люфтваффе пришлось придумать новую тактику — так называемые звёздные налёты вместо обычных — по звеньям.
Новости Кронштадта
В начале блокады Кронштадт отдал свои запасы Ленинграду. В свою очередь на выставке "Подвиг блокадного учителя" будет представлен материал об истории кронштадтских школ в период блокады. Во время героической 900-дневной блокады Ленинграда кронштадтские корабли поддерживали оборону наших войск на важнейшем участке фронта. Корабли, пришедшие в Кронштадт во время блокады Ленинграда, вели артиллерийский огонь по позициям оккупантов, а подводные лодки нарушали морские коммуникации противника. За время осады и блокады Ленинграда немецко-фашистскими варварами бомбами и снарядами разрушено и повреждено 187 исторических зданий города, выстроенных прославленными зодчими.
Мемориал "Малая дорога жизни" в Кронштадте обрёл подсветку
Артиллерия Кронштадта защищала подступы к Ленинграду с запада и юго-запада. По льду Финского залива была проложена «Малая дорога жизни» через Ораниенбаум, форты, Кронштадт и Лисий нос. На кронштадтском Морском заводе производился ремонт кораблей.
В основном это были орудия калибром от 120-305 мм. После уничтожения артиллерии КБФ планировалось приступить к прямому штурму Ленинграда из района Пулковских высот. Немецкое командование было уверенно в том, что внезапное появление массированных сил позволит уничтожить главное препятствие Краснознаменный Балтийский Флот и его артиллерию, без поддержки которых, защитники блокадного города долго сопротивляться не смогут. Но не знали немцы, что у защитников есть новейшее оборудование войск ПВО, способное предупредить советские войска о намечающемся «звездном плане». Данные о целях передавались на КП так же раз в минуту. В случае усложнения воздушной обстановки операторы РЛС переходили на секторный обзор и сообщали о перемещениях целей каждые 20 - 30 секунд. В этом случае круговой производился раз в две — три минуты. В настоящее время считается, что немецкое наступление на блокадный город было осуществлено 23 сентября 1941 года из района Пулковских высот.
Но стоит напомнить, что ранее произошло важное Кронштадтское Сражение, которое изменило ход истории. Именно 21, 22 и 23 сентября 1941 решилась судьба советских граждан. Кронштадтское Сражение закончилось победой советских войск, а значимость его до сих пор недооценивается. Все началось утром 21 сентября на "Ораниенбаумском пятачке", где расположились 10-я и 11-я стрелковые дивизии 8-й армии советских войск. В это время возле острова Котлин базировался КБФ. Гельфенштейн дежурил в утреннюю смену с 8 до 12 часов. Он не только обнаружил цели противника, но и по пульсации импульсных сигналов умело определил количество самолетов, реальную картину воздушной обстановки. В первом массовом налете старший оператор насчитал 220 — 230 бомбардировщиков типа «Юнкерс». Колонну составляли бомбардировщики «Юнкерс-88» и пикирующие «Юнкерс-87». К тому времени 18-й Гельфенштейн разработал собственную методику определения количества самолетов в группах, что практически исключало ошибки.
Следя за обстановкой, Г. Гельфенштейн разгадывал тактические ходы противника. Самолеты перестраивались из ряда походных колонн в 3 боевые колонны для «звездной» атаки кораблей артиллерии КБФ. Преимущество в 12-15 минут до подхода противника к Финскому заливу, сыграло важную роль в подготовки войск к «воздушной тревоге». Противник был встречен адским заградительным огнем артиллерии 8 советской армии и флота и был вынужден бесприцельно сбрасывать в воды Финского залива большую часть гигантского бомбового груза. Действия бомбардировки проходили по одному и тому же сценарию. Меньшее количество самолетов, скорее всего, было связано не сколько с серьезными потерями немецкого флота, сколько с множественными серьезными повреждениями большого количества самолетов. По подсчетам старшего оператора Гельфенштейна с 21 по 23 сентября принимало участие, около 550 - 560 бомбардировщиков. В 40-е годы еще не было РЛС кругового обзора. Поэтому местоположение целей определялось в системе координат «азимут- расстояние».
По этой причине картина воздушной обстановки не воспроизводилась на экране, как на современных индикаторах кругового обзора. То есть по мере вращения антенной системы полная картина координат и цели мысленно возникала в голове оператора.
На Кронштадтском морском заводе ремонтировали корабли, подводные лодки и катера, боевую технику, производили оружие для фронта.
Но ситуация в Кронштадте, особенно с продовольствием, в годы блокады была еще более тяжелой, чем в Ленинграде. Здесь хранились и боеприпасы, и продовольствие для всего Балтийского флота. Большая часть кораблей ушли с острова в Ленинград.
Перевезти отсюда должны были и войска, и население, чтобы не перегружать маленький Кронштадт со своими небольшими возможностями", — рассказывает Кобчиков. После этого решения, когда стало известно о проблемах доставки продовольствия в блокадный город, Кронштадт отдал в Ленинград продуктовые запасы, рассчитанные на три года. Мастеров, инженеров-гражданских, работавших на военных предприятиях, эвакуировать не предполагалось.
Они должны были полностью обеспечивать работу предприятий. Предполагалось перевезти все мирное население, в первую очередь женщин и детей", — описывает события историк. Увы, этим планам сбыться было не суждено.
Не удалось завершить даже первый период эвакуации населения Кронштадта. Из гражданских около 5 тыс. Это последствия того, что не смогли реализовать полностью план по эвакуации мирного населения, не задействованного в обороне города и в работе оборонных предприятий".
В тяжелом положении оказались и воинские части, расположенные на фортах, а также Ораниенбаумский плацдарм, которые ранее снабжались продовольствием с кронштадтских складов. Блокадный паек для детей, оказавшихся в двойном кольце блокады, был меньше ленинградской нормы на 25 граммов. А 125 граммов здесь получали бойцы отдельной зенитной роты — молодые парни, здоровые мужики, которые сидели в окопах в ожидании возможного десанта противника, были в готовности вступления в бой, — они получали 125 граммов хлеба, как дети блокадного Ленинграда.
Этот факт малоизвестный и практически неизученный", — делится научный сотрудник. На протяжении всех 872 блокадных дней Малая Дорога жизни обеспечивала снабжение войск и питание для Ораниенбаума, Кронштадта и островов в заливе. Трасса также помогла поставить победную точку в битве за Ленинград и освободить город от фашистской блокады — именно по ней отправили 2-ю ударную армию, принявшую участие в прорыве блокады 18 января 1943 года.
И в 1944 году этот плацдарм через нашу трассу, по которому шли войска, помог разбить врага под стенами Ленинграда. Это главное значение ледовой переправы.
Трибуц В. Трасса начиналась по льду Финского залива от станции Бронка станция находится рядом с Ораниенбаумом , до Кронштадта, далее от Кронштадта до Горской и Лисьему носу. Малая дорога жизни — это ледовая в зимнее время и водная трасса, действовавшая во время Великой Отечественной войны через Финский залив от Лисьего носа и Горской через Кронштадт до Ораниенбаума с осени 1941 и до снятия блокады в 1944 г. Протяженность трассы составляла 37 километров.
Ранее, в период ожесточённых боёв на Ораниенбаумском плацдарме и до наступления морозов, кораблями Краснознамённого Балтийского флота осуществлялась перевозка войск, боевой техники, боеприпасов, продовольствия, на плацдарм и в Кронштадт, обратно проводилась эвакуация жителей и раненых. С 17 ноября 1941 года начала действовать ледовая трасса. Для контроля за состоянием трассы и расчета нагрузок были привлечены соответствующие военные гидрографическая и гидрометеорологическая службы, а также привлечены учёные П. Кобеко, В. Шулейкин и другие. Для скрытности были предусмотрены меры маскировки, и также организована охрана трассы.
Так в декабре 1941 — январе 1942 года на льду были установлены управляемые минные заграждения для взламывания льда. Затем шли минные поля с противопехотными минами. А за ними — проволочные заграждения длиной свыше 46 км.
В Кронштадте открывается выставка «Флот для блокадного Ленинграда»
К 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады Музей истории Кронштадта подготовил несколько выставок. За время осады и блокады Ленинграда немецко-фашистскими варварами бомбами и снарядами разрушено и повреждено 187 исторических зданий города, выстроенных прославленными зодчими. Колюшка — мелкая рыбка, которую не едят в обычное время, но во время блокады она помогала жителям Ленинграда выжить. открытии прохода по Большому корабельному фарватеру от Кронштадта до фарватера Таллин-Хельсинки дата 5 июня День прорыва морской минной блокады Ленинграда внесена в положение О праздниках. Корабли Балтийского флота также принимали участие в сражениях, в прорыве (1943 г.) и ликвидации (1944 г.) Блокады Ленинграда.
Жизнь гражданского населения в блокадном Кронштадте
Найденные судьбы и имена: самый крупный портал о блокадном Ленинграде опубликовал новые данные о 239 тыс. Работа по поиску информации и архивных документов во всех регионах России, куда в годы Великой Отечественной войны эвакуировали ленинградцев, продолжается.
Но кронштадтцы сказали: «Мы защитили свой город от врага, мы его и восстановим». Еще не кончилась война, а по призыву партийной организации Кронштадта все трудящиеся, оставшиеся в блокированном городе, вместе с военными начали залечивать раны, нанесенные войной. Уже в 1944 году было восстановлено более 7 тысяч квадратных метров жилой площади, капитально отремонтировано более 7 километров уличной канализации, около 15 квадратных километров мостовых. Начался ремонт кровли и фасадов домов. После победы работы пошли еще быстрее. В начале октября 1945 года возобновилось автобусное движение. На месте блиндажей и траншей были устроены клумбы и газоны. Шло озеленение улиц.
Музей истории Кронштадта представил выставку «Художественная летопись блокады», а также совместно с Военно-историческим клубом «Ладога» представил выставку «Оружие Победы». Администраторы, раздавали гостям праздника концертные программки, цветы и Ленточки Ленинградской Победы. Создавал праздничное настроение военный духовой оркестр «Нева» под руководством Максима Кочина. Глава администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга А. Кононов поздравил ветеранов с великим праздником Ленинградской Победы. Он поблагодарил наших ветеранов за мужество и пожелал им долгих лет жизни и крепкого здоровья. Капицы, а также его педагогу за создание Задачника «Блокадный Ленинград», в котором сочетается история блокадного Ленинграда и математика.
Шаранова, капитана В. Лебедева, красноармейцев И. Агеева и Д. Из-за необычайно крепких морозов осенью 1941 года и раннего ледостава на Ладожском озере стало возможным проложить по его льду транспортную артерию автотракторную дорогу , которая могла бы связать осаждённый гитлеровцами Ленинград с посёлком Кабона на восточном берегу. Впоследствии эта трасса, сыгравшая спасительную роль в жизни Ленинграда, будет названа Дорогой жизни.
В Кронштадте прошли мероприятия в честь годовщины снятия блокады Ленинграда
Лишь единицы с боями прорва-лись на Ораниенбаумский плацдарм. Причиной неудачи этой операции стала плохая подготовленность десанта. Прежде всего не удалось обеспечить скрытность при его подготовке, не были десантники снабжены и надежными средствами связи. Впервые после этого десанта в лексиконе немецких вояк появился термин «шварце тотт» черная смерть — так окрестили фашисты одетых в черные бушлаты морских пехотинцев.
Но флот был жив и героически сражался. Из Ленинграда и от Кронштадтских причалов выходили в море, проры-вались через минные поля и топили врага прославленные балтийские подводники: Афанасьев, Вишневский, Лисин, Маринеско, Осипов, Травкин и мн. Тральщики, морские охотники, торпедные и сторожевые катера надежно охраняли подступы к Ленинграду с моря, обеспечивали бесперебойное сообщение на маршрутах Ленинград-Кронштадт-Ораниенбаум.
В ноябре 1943 — январе 1944 года под прикрытием Кронштадта корабли скрытно провели 2-ю ударную армию из Ленинграда и Лисьего Носа в Ораниенбаум, откуда советские войска начали окончательный разгром фашистов под Ленинградом. С островного аэродрома взлетали истребители и самолеты-торпедоносцы. Так Балтийская крепость неутомимо сражалась изо дня в день.
Конечно же рядом с воинами-балтийцами бок о бок трудились и сражались жители города — рабочие, техники, инженеры и слу-жащие. С первых дней войны население Кронштадта, как и всех прифронтовых городов, активно участвовало в строительстве оборонительных сооружений. Установлены 10-ки пушек всех калиб-ров, построено свыше 200 дотов, дзотов, пулеметных точек.
За городом и в черте города были воз-ведены различного рода препятствия и заграждения. Усилена оборона предприятий. Кронштадт был подготовлен к уличным боям.
За первые 6 месяцев войны по всеобщей мобилизации и добровольцами из Кронштадта ушло на фронт около трех тысяч бойцов, 50 медицинских сестер, 48 сан. С первых дней вой-ны женщины Кронштадта заменили мужей на производстве, стали активно участвовать в донорском движении. Был оборудован эвакогоспиталь, рассчитанный на 400 коек, инфекционный госпиталь.
Население города активно участвовало в оказании помощи фронту и материально. В народный фонд обороны от Кронштадта поступило на 1. На боевые корабли и в дей-ствующую армию коллективы предприятий и учреждений посылали 100 посылок, не считая огром-ного количества подарков, передаваемых больным и раненым, находящимся на излечении в госпи-талях.
Разрушения, причиненные врагом городу, были значительны. На Морском заводе не было ни одного цеха, который бы не подвергся разрушению. Отдельные участки завода были полностью уничтожены.
Выведен из строя Петровский док. В 18 местах поврежден водопровод, разрушена го-родская канализация. Вышел из строя банно-прачечный комбинат.
Порвано до 20 км радиотелефон-ной и около 9 км электрической сети. Оказалась поврежденной почти половина жилищного фонда. Всего было разрушено 140, разобрано на дрова и оборонительные сооружения 115 строений.
К это-му времени численность гражданского населения города-крепости составляла 9800 чел. Но силами команд противовоздушной обороны, с привлечением всего работоспособного населения немедленно принимались меры к ликвидации последствий воздушных нападений и арт-обстрелов. Городской водопровод и канализация ремонтировались круглосуточно, что обеспечило бесперебойность в снабжении водой населения, предприятий, корабле и частей КБФ.
Предметом постоянной заботы являлось также обеспечение населения продуктами питания и топливом. В нача-ле войны в Кронштадте был 4-5 —месячный запас продовольствия. Нормы питания, также как и в Ленинграде, постепенно сокращались.
До 25 де-кабря 1941 г. Таким образом, жители Кронштадта полностью разделили в блокаду участь ленинградцев. Смертность среди жителей от холода, голода и других лишений была довольно высокой.
Особенно в первый, наиболее тяжелый год войны. К 20 июля 1942 года умерло 5 146 человек. Ленинград в те тяжелые дни пришел на помощь своей крепости.
Из своих скудных за-пасов продовольствия, доставляемых по Ладожской «Дороге жизни», он находил возможность вы-делять часть Кронштадту. В 1942 г. Люди держались буквально до последних сил и до последней возможности шли на работу.
По словам историка, в начале блокады на Ораниенбаумском пятачке, в Кронштадте и на островах оказались отрезанными от Большой земли около 100 тыс. Встал вопрос обустройства ледовой трассы. Впоследствии в народе ее прозвали Малой Дорогой жизни. Первая проходка Так как немцы стояли в районе Петергофа, что позволяло им свободно обстреливать расположенный на другом берегу залива Лисий Нос, ледовую трассу через залив решили проложить так, чтобы Кронштадт прикрывал ее от обстрела. Сначала обустроили базу снабжения войск в пакгаузах для хранения снарядов в Лисьем Носу. Также к поселку вела хоть и заброшенная, но сохранившаяся с царских времен узкоколейка. Там было решено устроить базу для обеспечения продуктами питания и боеприпасами территорий, оказавшихся в двойном кольце блокады. Как "срочное изобретение" спасало жителей блокадного города Дорогу жизни начали готовить с Ораниенбаумского пятачка, рассказывает Владимир Шатров.
Но вода в заливе все никак не замерзала. Первый отряд разведчиков вышел на лед 22 ноября 1941 года. После них прокладывать маршрут по льду вышел отряд бойцов, которые скалывали льдины и делали проходы. И бойцы пытались делать дорогу ровнее. И все ждали, когда настоящие морозы ударят", — добавляет историк. Только 17 декабря 1941 года, когда установился прочный лед, с Ораниенбаумского плацдарма через Кронштадт в сторону Лисьего Носа вышли первые 30 машин. К этому моменту Дорога жизни через Ладогу действовала уже почти месяц — с 22 ноября. Однако вода еще выступала из-подо льда у берега залива.
Двери у них были открыты на случай, если провалятся, чтобы выпрыгнуть, — поясняет глава музея. Путь пустой транспорт прошел за шесть часов — это очень долго". После погрузки в Лисьем Носу караван отправился в обратном направлении уже ночью. Чтобы он не сбился с пути, на берегу поставили автомобиль-маяк с включенными фарами. Круглосуточная работа ледовой трассы Расстояние ледового маршрута от Ораниенбаума до Лисьего Носа — 24 километра, Кронштадт был расположен посередине.
Конечно, отмирание прежних ритуалов и обычаев было обусловлено традицией наносить визиты не с пустыми руками. Понятно, что тогда ленинградцам дарить было нечего: самим бы выжить. Литератор А. Тарасенков в своих воспоминаниях описывает своего друга, который сначала делился хлебом, а потом, наоборот, начал уносить кусочки для своей супруги. Во время подобных визитов становилось не по себе не только гостям, но и хозяевам, которым нечего было предложить друзьям и родственникам. Одна из жительниц осажденного города, слова которой приведены в сборнике «Школа жизни. Воспоминания детей блокадного Ленинграда», вспоминала, что у них в семье был установлен строгий порядок: один кусочек хлеба на завтрак и на ужин и два — на обед. Съедать сразу все взрослые детям попросту запрещали. В качестве доказательства эффективности такого метода женщина рассказывает про мать и трех детей, проживавших в соседней квартире. Они, едва выкупали хлеб, тут же его съедали. Все они умерли, кроме младшей дочери. В издании «Блокада Ленинграда. Народная книга памяти» имеется множество подобных свидетельств. Аналогичным способом, «по крошечкам» питались дети, оказавшиеся в детских домах, которых этому никто не учил. Авторы книги «Война и блокада» Александр Чистиков и Валентин Ковальчук, пишут, что всегда существовала опасность того, что в выстраданную долгими часами ожидания очередь могут вклиниться полукриминальные, а то и просто «нахальные» личности. Нератова рассказывала, что для того, чтобы избежать подобных инцидентов, каждый участник очереди обхватывал локти впередистоящего и плотно прижимался к нему всем телом. Такая сплоченность не только препятствовала преступникам, но и помогала сохранить тепло и не давала упасть на землю, если кому-то вдруг становилось плохо от голода. Если в сентябре 1941 года суточная норма для рабочего составляла 600 граммов, то в ноябре она сократилась до 250 граммов. Все остальные, в том числе и дети, получали всего по 125 граммов. Но и столько хлеба печь было не из чего: в тесто добавляли все, вплоть до древесных опилок. Поэтому неудивительно, что ленинградцы даже передвигались с большим трудом. Однако, несмотря на слабость, двигаться было необходимо. О правиле «не ложиться и все время что-нибудь делать» вспоминают многие пережившие эти страшные дни. В дни блокады горожане объединялись, чтобы помочь тем, кто оказался на грани жизни и смерти. Специальные бытовые отряды обходили квартиры.
Во время войны его интересовало то, с чем он сталкивался ежедневно, — люди, их характеры, темпераменты, настроение. Будучи командиром взвода, он писал карандашом небольшие портреты своих боевых товарищей — балтийцев. В Политуправлениии Балтийского Флота Ю. Непринцев вместе с другими художниками — В. Пророковым, В. Соколовым, С. Боимом — выпускал сатирические плакаты, объединенные общим названием «Балтийский прожектор»..
В Кронштадте прошли мероприятия в честь годовщины снятия блокады Ленинграда
В первый год блокады по Малой дороге жизни Кронштадт снабжал Ленинград продовольствием, не прекращал работу Кронштадтский Морской завод, кронштадтцы тушили зажигательные бомбы, купол Морского собора служил навигационным постом. * Медали «За оборону Ленинграда» были вручены также группе учителей, хозяйственным работникам школ и учащимся 5-6 классов, активно участвовавшим в дни обороны Ленинграда в создании овощной базы для Кронштадта и показывавшим. Главная Новости Местное время КРОНШТАДТ. защитников и жителей блокадного Ленинграда. В начале блокады Кронштадт отдал свои запасы Ленинграду.