Новости когда украина стала называться украиной

Статья называлась «Название территории и народа» и в пункте о названии «Украина» там были такие слова. Тут Украину и стали писать с большой буквы, как имя собственное. Получилось, что Украина по итогам войны стала владеть обширными землями и большевики не стали ничего трогать. Откуда пошло название Украина? Как правильно говорить УкраИна или УкрАина? Куда делись названия Русь, Малороссия, Гетманщина? Так, Московия стала называться Russia (Россия), а за Русью (Russia, Rossia, Rvssia) закрепилось имя Украина.

Как произошло слово «украинцы»

Таким образом, была Украина — стала антироссией. Получилось, что Украина по итогам войны стала владеть обширными землями и большевики не стали ничего трогать. Потому большой герб Украины Украина как настоящее государство может вести отчет от 1991 года, когда развалился СССР. Когда Киев стал Украиной? С момента распада Советского Союза в 1991 году Киев является столицей независимой Украины. История Украины — события происходившие на Окраине России и восточных территорий Австро-Венгрии и Польши с момента создания Гуцульской Республики в 1918-ом году и до раздела, самопровозглашённой и отделившийся от советской России, так называемой. 1990-е: как Украина становилась независимой.

Украине следовало отказаться от земель, подаренных ей СССР. И лишь потом воевать со статуями

«Украина» — название государства Украина, а также историческое название ряда территорий. Они стали называть себя русско-украинцами или украинско-русскими. Почему Украина названа Украиной? тэги: название страны, украина. Сегодня власти Украины все же больше склоняются к первой дате, когда согласно IV Универсалу, изданному Центральной радой, УНР обрела независимость, стала «свободным суверенным государством украинского народа». Для большинства, название Украина происходит из местности, обозначенной как "окраина империи".

Основные даты из истории становления независимости Украины. Справка

Вена еще потому не готова была произвести подмену алфавитов, что в тушении пожаров на вторых этажах империи, то против польской шляхты, то против мадьярских панов, рассчитывать она могла лишь на свой "нижний народ". Вот любопытный эпизод 1848 года: хорватский панславист Людевит Гай сообщает депутатам всеславянского съезда, что от решения, которое примет съезд, зависит превращение Австрии в конституционную монархию со славянским характером. Первой отвечает ему польская депутация: "Мы думаем лишь о восстановлении своего отечества, славянство же есть для нас безучастным делом". Ну, так с чего было австрийским русинам драться за интересы польских или венгерских панов? Они уж подпирали главную нацию империи, государствообразующую. В марте 1915 года, когда русская армия взяла «австрийскую твердыню» Перемышль, на прием к генерал-губернатору попросился посетитель, служивший в резиденции митрополита. Пришлось разбить несколько стен, чтобы найти архив. И вот перед нами проект Украинского государства, которое строили все, кто хотите, кроме самих украинцев.

Язык оригинала - немецкий. Конечно, за это доставались награды. В 1848 году была учреждена Головна Руська Рада, такой же представительный орган, как у поляков. Когда три года спустя Франц Иосиф отозвал конституцию, а с ней и русские Рады, он специально пожаловал во Львов, чтобы заложить камень в фундамент Народного Дома для русинов. В университете Львова открылась кафедра русского языка и литературы. Но самый трогательный подарок "любимым рутенам" сделала матушка императора - сама сшила жовто-блакитный флаг и послала его дивизии галичан, отличившейся при подавлении мадьярского бунта. До сих пор идут споры, почему императрица-мать выбрала такие цвета.

По одной версии, они символизируют пшеницу и Дунай, по другой, навеяны изображением золотого льва на голубом поле, который украшал герб Галицко-Волынского княжества. К слову, Даниил Галицкий в 1253 году принял королевскую корону из папских рук, но Унию отклонил. Напоминаю об этом в связи с тем, что в прессе Западной Украины продолжает катиться вал льстивых статей, олицетворяющих Виктора Андреевича с Даниилом Романовичем. Тогда уж специально напомню этим "новым историкам": если Киевская Русь распалась на 15 княжеств, впрочем, достаточно сильных, то через два века они, из-за продолжавшейся грызни, развалились уже на 250 уделов. Потому и оказались "под поляками", "под венграми" и т. Потому и не имели никакого отношения к Чигиринской республике Богдана Хмельницкого, которая, попросившись "под руку" православного монарха, собрала украинцев в Малороссии, которая однажды превратилась в УССР, а в другой раз обрела независимость. Вот уже и флаг Украины появился на свет.

Отметим: это было в середине позапрошлого века. Лишь после этого разгорелся "конфликт культур". Гимн для государства В первый раз русины увидели русских в 1848 году. Тогда через Карпаты прошла 200-тысячная армия Паскевича, которую, вняв слезным мольбам австрийского императора, Николай II послал на усмирение восставших венгров. Вот как это событие отразил в своей "Автобиографии" угро-русский писатель Уриил Метеор: "Свободно разговаривали с Москалями и без затруднения понимали их язык. Они совсем таким образом крестилися и теми же словами молилися, как здешние домородные люди. Выходило, что они одного с нами языка и одной веры".

Опять хочу обратить ваше внимание: вот он, старый литературный язык Карпат, лишь чуть-чуть подкорректированный современным переводчиком. Таких, как мой земляк Метеор, и надо было лишить кириллицы, чтобы споткнулось, переориентировалось это перо. И в 1859 году наместнику Галичины, польскому графу Голуховскому, удалось убедить венский двор ввести "абецадло" в русских школах. Разразилась "азбучная война". Общественность поднялась на защиту своего правописания. Протест ее принял совершенно неожиданную форму: началось массовое увлечение русской культурой и языком. Во Львове возникло литературное общество имени Пушкина.

Судебный советник из городка Самбор Михаил Качковский, "сев на хлеб и воду", все свое жалованье отдавал на "общерусское дело". По его примеру от всей "старорусской" интеллигенции посыпались взносы по 100, 200, 300 крон - и вскоре "Общество Михаила Качковского" завело свои газеты, издательства, культурные центры. По всей Галичине проводились Дни русской культуры. Интеллигенция зачитывалась Пушкиным и несла его томики в народ, сельские громады ставили Александру Сергеевичу памятники. Культурное движение быстро переросло в политическое. В сейме и рейхсрате появились "объединители" - так называли сторонников объединения Галицкой Руси с Россией. Вот тогда-то и нашлись "умные головы" из рядов украинской и польской эмиграции в Париже.

Это они, пишет Свистун, "образумивали поляков, що они нерозумно поступают относительно галицких малороссов и що вместо отрицати их нацiональность, лучше привывати у них сознанiе нацiональной отдельности от великороссов, дабы прiобрести их для солидарного выступленiя против Россiи". В конце концов, имперский двор согласился, что русскому языку лучше противопоставить не польский язык, а украинский, даже если он пока еще только наречие. Быстро образовалась польско-украинская партия, которая тут же сочинила гимн: "Мы с ляхами, ляхи с нами! И в прах вража сила! И як было с давен-давна, Засiяе Русь преславна Русинов делами... Тогда с трибуны Львовского областного сейма депутат молодорусской партии Юлиан Романчук объявил о наступлении "новой эры": галицко-рускiй народ, заявил он "от его имени", считает себя обособленным от русского державного народа. Правда, он так и не назвал этот "обособленный народ" украинским.

Значит, он все еще не родился? Тогда какой же народ "обособился"? Министерство просвещения немедленно приступило к фонетической реформе карпатских говоров, и во что это вылилось, засвидетельствовал историк Илья Терех "Украинизация Галичины", 1945 год : "Как по мановению волшебной палочки, вводится в школах, судах и во всех ведомствах новое правописание. Старые "русские" школьные учебники изымаются и вместо них вводятся книги с новым правописанием.

Понятие использовалось в письменных источниках и в произведениях устного народного творчества; пользовался им сам Богдан Хмельницкий и его преемники. Оно, однако, не распространилось на все южнорусские земли и не стало названием государства. В официальной переписке Хмельницкий называл себя гетманом Войска Запорожского, земли же называл малороссийскими или «украинными». По мере роста национального самосознания значимость понятия «Украина» повысилась, и само слово стало восприниматься не только как географический термин, но отчасти и как название этнического пространства. Особенно заметно это стало к концу XIX века. На рубеже XIX и XX веков термин Украина как название всей этнической территории стал полностью самостоятельным и самодостаточным, вытеснив другие самоназвания, которые с тех пор употреблялись только на региональном уровне. В ходе борьбы украинства с малороссийской идентичностью он стал конкурировать и с официальным и церковным термином «Малороссия», вытеснив его окончательно в 1920-х годах.

Лишь после этого разгорелся "конфликт культур". Гимн для государства В первый раз русины увидели русских в 1848 году. Тогда через Карпаты прошла 200-тысячная армия Паскевича, которую, вняв слезным мольбам австрийского императора, Николай II послал на усмирение восставших венгров. Вот как это событие отразил в своей "Автобиографии" угро-русский писатель Уриил Метеор: "Свободно разговаривали с Москалями и без затруднения понимали их язык. Они совсем таким образом крестилися и теми же словами молилися, как здешние домородные люди. Выходило, что они одного с нами языка и одной веры". Опять хочу обратить ваше внимание: вот он, старый литературный язык Карпат, лишь чуть-чуть подкорректированный современным переводчиком. Таких, как мой земляк Метеор, и надо было лишить кириллицы, чтобы споткнулось, переориентировалось это перо. И в 1859 году наместнику Галичины, польскому графу Голуховскому, удалось убедить венский двор ввести "абецадло" в русских школах. Разразилась "азбучная война". Общественность поднялась на защиту своего правописания. Протест ее принял совершенно неожиданную форму: началось массовое увлечение русской культурой и языком. Во Львове возникло литературное общество имени Пушкина. Судебный советник из городка Самбор Михаил Качковский, "сев на хлеб и воду", все свое жалованье отдавал на "общерусское дело". По его примеру от всей "старорусской" интеллигенции посыпались взносы по 100, 200, 300 крон - и вскоре "Общество Михаила Качковского" завело свои газеты, издательства, культурные центры. По всей Галичине проводились Дни русской культуры. Интеллигенция зачитывалась Пушкиным и несла его томики в народ, сельские громады ставили Александру Сергеевичу памятники. Культурное движение быстро переросло в политическое. В сейме и рейхсрате появились "объединители" - так называли сторонников объединения Галицкой Руси с Россией. Вот тогда-то и нашлись "умные головы" из рядов украинской и польской эмиграции в Париже. Это они, пишет Свистун, "образумивали поляков, що они нерозумно поступают относительно галицких малороссов и що вместо отрицати их нацiональность, лучше привывати у них сознанiе нацiональной отдельности от великороссов, дабы прiобрести их для солидарного выступленiя против Россiи". В конце концов, имперский двор согласился, что русскому языку лучше противопоставить не польский язык, а украинский, даже если он пока еще только наречие. Быстро образовалась польско-украинская партия, которая тут же сочинила гимн: "Мы с ляхами, ляхи с нами! И в прах вража сила! И як было с давен-давна, Засiяе Русь преславна Русинов делами... Тогда с трибуны Львовского областного сейма депутат молодорусской партии Юлиан Романчук объявил о наступлении "новой эры": галицко-рускiй народ, заявил он "от его имени", считает себя обособленным от русского державного народа. Правда, он так и не назвал этот "обособленный народ" украинским. Значит, он все еще не родился? Тогда какой же народ "обособился"? Министерство просвещения немедленно приступило к фонетической реформе карпатских говоров, и во что это вылилось, засвидетельствовал историк Илья Терех "Украинизация Галичины", 1945 год : "Как по мановению волшебной палочки, вводится в школах, судах и во всех ведомствах новое правописание. Старые "русские" школьные учебники изымаются и вместо них вводятся книги с новым правописанием. По всей Галичине распространяется литература об угнетении украинцев москалями. Из Киева приглашается Михаил Грушевский. Для него во Львовском университете учреждают кафедру "украинской истории" и поручают ему составить историю "Украины" и никогда не существовавшего "украинского народа". В награду и благодарность за это каиново дело Грушевский получает "от народа" виллу и именуется "батьком" и "гетманом". Но насаждение украинства по деревням идет туго, оно почти не принимается. Народ держится крепко своего тысячелетнего названия. В русские села посылаются исключительно учителя-украинофилы, а учителей с русскими убеждениями оставляют без мест... Куда трудней, чем вышить флаг, написать гимн, сочинить азбуку. Вплоть до Первой мировой войны русская партия в Галичине выигрывала все языковые баталии - школьные референдумы, судебные процессы. Но это все еще были внутренние дела Австро-Венгерской империи. Миру все еще не было дела до политических разборок ее партий и ее народов. Толком все еще никто не понимал, что такое украинский проект и кто за ним стоит. В 1879 году Германия и Австро-Венгрия заключили двойственный союз, а в 1888 году немецкий философ Гартманн предложил геополитический проект, который вызвал сенсацию в политических кругах Европы и сильно заинтересовал немецкий генштаб. На первом этапе была даже идея дать Галичине "своего короля", уже и имя было известно, Василь Вышиваный. Но подобранный на эту роль отпрыск Габсбургов не смог отмыться от какой-то судебной тяжбы в Париже, и проект увяз. На последнем, решающем этапе главным покровителем украинского проекта в Австро-Венгрии стал наследный принц эрц-герцог Франц-Фердинанд. С 1910 года под его председательством проходили регулярные совещания в военном министерстве, на одном из которых офицеру австрийской армии и митрополиту Андрею Шептицкому было дано поручение: "Подготовить указания Австрийскому и Германскому Правительствам для их будущей политики в Украине в случае распада России". Убийство эрц-герцога, спровоцировавшее Первую мировую войну, поначалу сильно спутало планы "строителей Украины". В августе 1914 года русская армия - уже второй раз в истории - вступила в Галичину. Встречали ее со слезами счастья. Когда она приближалась к Карпатам, австрийское командование отдало приказ расстреливать "изменников" без суда и следствия. Только заупрямься и скажи, что ты "русьский", - пуля. Священник Иосиф Яворский свидетельствовал после войны: "Армия получила инструкции и карты с подчеркнутыми красным карандашом селами, которые отдали свои голоса русским кандидатам в австрийский парламент.

Отобранные карты в максимальном качестве одним архивом: реклама Комическая карта Европы - 1900г Карта ни о чем. Но в ней есть некоторая особенность. Есть Финляндия. Есть Польша. Есть Афганистан... Но нет Украины. Нам говорят, что она существовала с древних времен, но в веселый коллаж ее забыли включить наряду с другими провинциями. Речь идет о временах, когда вопрос ребром не стоял вовсе. Политическая карта Европы - 1814 Особенностью данной карты является отображение не только стран и городов, но и областей. Среди составных частей Российской Империи можно найти огромнейшее число топонимов. А вот чего на карте нет - это упоминания Украины. Даже намека на нее. Уточню - в состав империи входило огромнейшее число образований и они отображаются на карте. А вот с Украиной какая-то беда. Забыли напечатать? Политическая карта Европы в большом формате - 1724 Более старая карта Европы. Предположительно 1724 года, хотя свет увидела в 1767 году. Есть Россия. Есть Московия. Но нет упоминания Украины. Карта достаточно подробная с огромным числом топонимов. Видимо переписали историю. Отправляемся еще немного в прошлое. Петр I еще не начал строить свою новую столицу. А на месте Украины, там где многие хотят ее увидеть, есть интересная надпись. Удивительное рядом. Но это не все. На месте современной Румынии, как составная часть Pologne Речь Посполитой есть "Vkraine pay des Cosaqves" То есть, автор карты считает, что это два разных региона.

Украина. История формирования территории и государства

кратко вся история Изначально Украиной называли пограничную территорию, в XVI-XVII веках так стала называться Киевщина и часть Подолья. Эта же Советская Украина и стала государством-сооснователем СССР при подписании союзного договора в 1922 году. Историческая Россия таким образом сократилась ровно на Советскую Украину. В 2024 году 24 августа Украина будет отмечать государственный праздник 33-раз, столько лет она просуществовала в статусе суверенного государства.

Как создавалась Украина

В Сечь хлынул поток добровольцев со всей Украины — в основном крестьян — для которых гетман организовал «курсы» военной подготовки, в ходе которых опытные казаки обучали добровольцев рукопашному бою, фехтованию, стрельбе и основам военной тактики. Восстание разрасталось с большой скоростью. Его разрастанию способствовало междуцарствие в Польше — 20 мая 1648 года умер Владислав IV, нового короля сейм никак не мог избрать. В течение года восстание переросло в освободительную войну украинского и белорусского народов против жестокого национального гнета. В результате побед у Желтых Вод и под Корсунью значительная часть польской Украины была освобождена, а 23 декабря 1648 года восставшие освободили Киев. Он решил предпринять энергичные меры к подавлению восстания. В середине мая Ян Казимир двинул на Волынь польское войско, усиленное немецкими наёмниками, и 15-16 августа между украинскими и польскими войсками состоялось Зборовское сражение, победив в котором, Богдан Хмельницкий навязал королю Зборовский договор, закреплявший завоевания восставших. Договор привел к образованию украинского автономного «гетьманата» в Черниговском, Киевском и Брацлавском воеводствах речи Посполитой. Седьмой пункт мирного договора специально посвящен евреям: «Жиды державцами, арендаторами, ане мешканцами не мають быти в местах украинных, где казаки свои полки мають». Однако война на этом не закончилась: сначала поляки, вновь собравшись с силами, в июле 1651 года нанесли поражение армии Богдана Хмельницкого в Берестецкой битве, но в июне 1652 Хмельницкий взял реванш в Битве под Батогом.

Тем не менее, Хмельницкий понимал, что за Польшей стоит вся Европа, в которой после окончания Тридцатилетней войны осталось не у дел множество профессиональных вояк. У самого же Хмельницкого профессиональными воинами была лишь узкая прослойка казаков — основную же массу восставших составляли необученные военному делу крестьяне — стоило полякам увеличить ассигнования на набор наёмников, и все эти немцы, голландцы и французы залили Украину бы кровью. А 8 января 19 января по новому стилю состоялась Переславская Рада, на которой был провозглашён исторический акт воссоединения Украины с братской Россией. Руина Однако воссоединение Южной Руси с Северной Русью, объединённой под главенством Москвы, вызвало со стороны Москвы введение единоначалия, и, несмотря на то, что за гетманом и панством сохранялись огромные привилегии, своеволие панства было существенно ограничено — паны не могли отправляться в военные походы без согласования с Москвой и не могли вести самостоятельную внешнюю политику. Поэтому сразу после смерти Хмельницкого гетманскую власть захватил Иван Выговский, сместивший его сына Юрия. Выговский был поляком, которого Богдан Хмельницкий выкупил за лошадь из татарского плена. Впоследствии Выговский стал при Хмельницком генеральным писарем. Выговский взял курс на посторенние олигархической республики, где главную роль играли крупные землевладельцы. В только что присоединённой Малороссии началась гражданская война: Запорожцы во главе с кошевым атаманом Яковом Барабашем отказались признать нового гетмана и подняли восстание, а панство призвало на подмогу крымского хана расплачиваясь с ним «живым товаром», — населением разорённых городов и местечек.

Масла в огонь подливали и поляки. Они стали распускать слухи, что москали заставят всех ходить в лаптях, а казачьи полки переформируют в драгунские. В сентябре 1658 года Иван Выговский подписал Гадячский договор, возвращавший Войско Запорожское под власть польской короны. Несмотря на одержанную над русскими войсками при помощи поляков и крымцев победу при Конотопе, Выговский у власти так и не удержался — один за другим казацкие полки переходили на сторону Москвы, и вскоре Выговский был изложен и бежал в Польшу. Гетманом был провозглашён Юрий Хмельницкий, тут же объявивший себя сарматским князем. На следующий год на Киевщину вновь вторглись поляки. Потерпев от них поражение в битве под Слободищем, Юрий Хмельницкий был вынужден присягнуть Польше. Тогда казаки избрали новым гетманом Якима Сомко. С тех пор у войска Запоржского было два гетмана — левобережный и правобережный.

Вскоре Сомка сменил Иван Брюховецкий, который, стремясь к усилению личной власти, также изменил Москве. Тем временем, прибрать к рукам Южную Русь решили турки. Они захватили Подолье и навязали польскому королю Михаилу Вешневецкому, происходившему из того же рода, что и основатель Запорожской Сечи, Бучачский мир. Всё Правобережье по нему отходило к Турции, а Левобережье оставалось за гетманом Дорошенко, который присягнул турецкому султану Мехмеду IV. В те времена было уже три гетмана — протурецкий, пропольский и промосковский. Объединить Гетманщину удалось в 1668 году протурецкому гетману Петру Дорошенко, осуществившему удачное покушение на левобережного гетмана Ивана Брюховецкого: 7 июня 1668 года Дорошенко и Брюховецкий встретились на Сербовом поле близ Диканьки. Здесь казаки Брюховецкого сами схватили своего гетмана и отдали его Петру Дорошенко. Дорошенко приказал приковать Брюховецкого к пушке, пока над ним будет идти суд, но при этом будто бы случайно сделал движение рукой. Толпа приняла этот знак как смертный приговор, накинулась на Брюховецкого и забила его.

После этого страшно изуродованный труп отвезли в Гадяч и там похоронили со всеми гетманскими почестями. Однако 1676 году Дорошенко сдался в плен московским войскам и был назначен воеводой в Вятку. С тех пор Тем не менее, поляки продолжали назначать своих гетманов вплоть до начала XVIII века, но их власть распространялась только на незначительную часть Правобережья. На русском же берегу Днепра в 1668-72 годах гетманом был Демьян Многогрешный. Демьяна Многогрешного схватила и обвинила в измене сама генеральная старшина, потребовав от Москвы его наказания, но когда Москва, плохо верившая в действительную измену гетмана, сослала его в Сибирь в угоду казачеству, та же самая старшина стала распространять слух о невинном заточении Многогрешного. Судьбу Многогреного разделил и следовавший за ним Иван Самойлович, которого сослали по доносу Ивана Мазепы, обеспечившего себе таким способом гетманскую булаву. В течение полустолетия, прошедшего со времени смерти Богдана Хмельницкого, до измены Мазепы Москва была измотана непрерывными гетманскими интригами, «замятнями», переходами на польскую сторону. Не успевала вводить воевод, как через некоторое время приходилось выводить их снова. Всё это происходило на фоне антирусской пропаганды, развёрнутой назначенным поляками львовским униатским епископом Иосифом Шумлянским.

В случае отторжения Украины от Москвы, поляки метили сделать его митрополитом Киевским. Шумлянский создал целый агитационный аппарат и когда, при царевне Софье, в Кремле начались смуты, он при поддержке поляков отправил на Украину армию монахов, снабженных письменной инструкцией, дававшей указания, как сеять порочащие Москву слухи. Инструкция предписывала запугивать казаков готовящимся искоренением их со стороны Москвы и обнадеживать королевской милостью. Мазепа Мазепа и его писарь Орлик провозгласили, что казаки не являются русскими, а якобы происходят от хазар, взятых в плен Святославом и приведённых на Днепр. Он с гетманской казной бежал в конце октября с левого берега Десны к Карлу, стоявшему лагерем на юго-востоке от Новгорода-Северского, в Горках. Мазепа и Карл XII К шведам, кроме трёхтысячного отряда Мазепы, позднее присоединилась часть запорожского войска под началом кошевого атамана Константина Гордиенко в количестве до 7 тысяч человек. Примечательно, что современные цвета украинского флага, Flag of Ukraine. Во время Полтавской битвы казаки Мазепы для отличия от казаков, сохранивших верность Петру I, повязали двуцветные шарфы шведских драгун. Однако шведы потерпели поражение и Мазепа, который в 1709 году был заочно «награждён» за предательство русского царя «Орденом Иуды», изготовленным по приказу Петра I в единственном экземпляре, бежал в Турцию.

Русской Православной Церковью Мазепа был предан анафеме за измену, а также за то, что позволил осквернять православные храмы шведским солдатам, допущенным им в пределы Южной Руси. Уже 22 сентября 1709 года Мазепа умер в Бендерах, принадлежавших тогда Турции. Новым гетманом был избран Иван Ильич Скоропадский. Гетманщина просуществовала до 21 ноября 1764 года, пока не была упразднена Екатериной II. Инициатором её упразднения стал глава гетманской канцелярии в Малороссии при последнем гетмане Кирилле Разумовском Григорий Николаевич Теплов. Это он написал на имя императрицы знаменитый документ «О непорядках, которые происходят от злоупотребления прав и обыкновений, грамотами подтвержденных Малороссии». Дело в том, что казачья старш;на, являвшаяся по существу всё той же шляхтой, устроила в гетманщине полнейший беспредел — земли селян эти перекрасившиеся шляхтичи нагло отжимали, селян облагали неподъёмным оброком, а селянок невозбранно насиловали. Вслед за гетманщиной 3 августа 1775 года была упразднена и Запорожская Сечь. Запорожцы праздновали зеленые святки, часовые спали, Орловский пехотный полк с эскадроном конницы прошел незаметно через все предместье и без выстрелов занял Новосеченский ретраншемент.

Внезапность действия русских войск деморализовала казаков, и те после двухчасовых переговоров сдались. Запорожскую старш;ну, приравнявши к российскому дворянству, наделили армейскими чинами и землей. Причем, землю оставляли ту, которой знатные казаки владели до ликвидации Сечи. А кому не доставало до положенных на дворянское рыло полутора тысяч десятин, еще и прирезали! Чтоб не обидно было. Некоторые «по знакомству» не остановились даже на полутора тысячах. Атаман Вершацкий, например, оттяпал себе на Днепре 7950 десятин. Атаман Кирпан — 11912. А есаул Пишмич «приватизировал» почти двенадцать с половиной тысяч!

Так что, Сечь, как говорится, приговорили ко всеобщему удовольствию. Многие прибарахлившиеся «братчики» даже облизывались на радостях. Простые же запорожцы, по замыслу Потемкина, должны были по доброй воле поступить в гусарские и пикинёрские полки. Но тут он явно недооценил тот исторический фактор, который позднее Шевченко называл «невозмутимым хохлацким упрямством». Служить в каких-то там гусарах запорожцы явно не желали, не в силах расстаться с шароварами ради узких рейтуз. Вместо этого часть казаков дала деру за Дунай, образовав Задунайскую Сечь, воевавшую впоследствии на стороне турок, а остальные разбрелись по плавням, таская из тины карасей и дожидаясь очередной перемены политического курса. В 1792 г. Присоединение Приазовья После взятия Петром I в 1696 голу Азова , всё Приазовье перешло в состав России и до 1711 года входило в состав Азовской губернии. В состав губернии вошли и землидонских казаков - будущая Область Войска Донского.

Западной границей губернии стала река Берда, протекающая по нынешней Запорожской области. По Прутскому мирному договору Россия должна была отдать Азов и небольшой кусок окружающей территории туркам, но северное Приазовье осталось за Россией и продолжало входить в состав донских казачьих земель, организационно вошедших в Екатеринославское наместничество. Однако после упразднении наместничества земли от Кальмиуса до реки Берда вошла в состав образованной в 1803 году Екатеринославской губернии вместе со станицей петровской и всем Петровским юртом и потерявшими оборонное значение крепостями Петровской Захарьевской и Алексеевской. Присоединение Правобережья Всё это время Правобережье оставалось в руках поляков, и граница с Польшей проходила сразу за Киевом по реке Ирпень.

Первая часть Ливонской войны была успешной для Москвы и неудачной для Речи Посполитой. Боевые действия велись на территории Великого княжества Литовского, которое, по сути, потерпело военное поражение, и для своего спасения вынуждено было отказаться по условиям Люблинской унии от своего суверенитета с южными малороссийскими землями в придачу в пользу Польши. Причем перехода под прямую власть Варшавы очень добивалась та самая предательская часть малороссийской знати, получившая, правда, как и вся остальная знать, шляхетский статус со всеми его привилегиями. Но вместе с Малороссией, в Польшу попала и Украина с казаками, которые теперь стали головной болью Варшавы. Не имея возможность уничтожить это явление, поскольку казаки могли укрыться в Запорожских степях, и, глядя на военный опыт Москвы в использовании донских казаков, Польша решила создать свою казачью службу, правда привлекла к ней в большей степени православную шляхту Малороссии, чем собственно казаков. Хоть украинские казаки и приняли участие в польской интервенции в Москву в Смутное время, тем не менее, Православие на Украине полностью оказалось под их защитой, так как оставшаяся верной часть православной шляхты была в том или ином виде с казаками связана.

Кстати, по результатам той интервенции, Польше отошла юго-западная часть Северщины со столицей городом Черниговом, который еще за 100 лет до этого перешел под власть Москвы вместе со всей Северщиной. Именно в это время восходит звезда первого гетмана Запорожского войска Петра Сагайдачного, весьма почитаемого на Украине и плохо известного в России деятеля. Побывав в течение нескольких лет на Запорожской Сечи, и даже став один раз её кошевым атаманом, он, став затем гетманом реестровых казаков, провозгласил реестровое войско Запорожским, претендуя на объединение Сечи и реестровых казаков. Это объединение не состоялось, но появился прецедент признания Запорожской Сечи в качестве арбитра в делах Украины. Кстати, и название Украина на всю Малороссию было распространено именно при гетмане Сагайдачном. По сути, гетман является основателем Украины как этнополитического образования, объединившего малороссов и казаков при явном приоритете последних, и численном преимуществе первых. Когда в середине 17-го века пришедшие к власти в Польше иезуиты развязали прямую религиозную войну, то на защиту Православия поднялись именно реестровые казаки, находившиеся на польской службе, во главе с гетманом Богданом Хмельницким. Им удалось взять под свой контроль Левобережную Малороссию и в первую очередь ту самую Полтавщину - колыбель Украины, которая стала главной базой восстания, а также ставший из северского уже тоже украинским город Чернигов. Поляки предприняли в ответ карательный поход и начали зверствовать в Правобережной Малороссии, часть население которой переселилась с разрешения московского царя Алексея на слабозаселенные земли между Средним Подоньем Воронежской областью по-современному и Северщиной, которые получили названия Слободской Украины или Слобожанщины по-современному: Харьковская область и части Воронежской, Белгородской, Луганской и Сумской. Из переселенцев было создано Слободское казачье войско, правда, в отличие от Донского без широкой автономии и под административным контролем, что, однако, не помешало некоторым его представителям поддержать позднее восстание Степана Разина.

Предчувствуя тяжелую войну, Богдан Хмельницкий обратился за помощью к московскому царю Алексею с просьбой о защите и принятии в подданство. Самое интересное, что никакой территориальной автономии у Украины в составе Польши не было и положение гетманщины Богдана Хмельницкого было вполне аналогично положению ДНР и ЛНР в 2014 году - самопровозглашенное государство. И именно так ненавидимая украинскими националистами Переяславская Рада «Переяславская Зрада» по их выражению стала институционным актом Украины как субъекта международных правовых отношений, так как до этого такого субъекта просто не было и никто никаких союзов и договоров с ним никогда не заключал. Согласно этой «Зраде» Украина под названием Малороссия и самоназванием Гетманщина получила статус московского протектората с даже более широкой, чем у Дона автономией. Россия была вынуждена вступить в затяжную войну с Польшей, которая окончилась с небольшим перевесом в ее России пользу: в частности, Россия смогла получить имеющий столь большое символическое значение Киев. Однако, польская верхушка сумела сделать выводы из поражения и в первую очередь отодвинула от власти иезуитов и вернулась к более веротерпимой внутренней политике. Видя неизбежность самоорганизации православного населения, она создала так называемую Правобережную Гетманщину во главе с гетманом-изменником Выговским на пока еще подконтрольной территории. Целью создание этой Гетманщины была попытка привлечь левобережную старшину на свою сторону перспективой перехода Левобережной Гетманщины снова под власть Польши, но с сохранением предоставленной Москвой автономии. И надо сказать, что расчёт оказался верным: среди левобережной старшины началось брожение, переросшее в Руину - затяжную гражданскую войну на Украине, когда простой народ и казаки в конечном счете защитили решение Переяславской рады от интриг старшины. Надо правильно понять, что представляла из себя казачья старшина.

Обычно Руину объясняют бунтарским духом казаков, но дело в том, что старшина состояла как раз не из казаков, а из шляхты, и вела себя точно также, как и московская аристократия в Смутное время или, например, петербургская при Восстании Декабристов. Казаки же, как раз выступили на стороне Москвы. Очень показателен в этом смысле конфликт правой руки Богдана Хмельницкого природного казака Ивана Богуна и сына Богдана Юрия, такого же родовитого шляхтича как его отец, пытавшегося перейти на сторону Польши. Вообще, сам институт старшины совершенно не свойственен демократическому духу казаков, а появился вследствие их включения в феодальную систему. Бунтарский дух днепровских казаков толкал их скорее на поддержку Булавина, Разина и Пугачева, выступавших против власти не с прозападных позиций, а с как раз антизападных, то есть власть, по их мнению, была слишком прозападна. Обычно ликвидацию украинской автономии путают с разгоном Запорожской Сечи, что свидетельствует о крайней запутанности вопроса в историографии, в том числе и украинской, которая спекулятивно включает Запорожский Кош в состав исторической Украины, хотя Украина, как уже было отмечено, представляла из себя именно симбиоз казаков и славян, а Запорожская сечь была чисто казачьим феноменом. Во время восстания Богдана Хмельницкого Запорожский Кош его поддержал, но в Переяславской Раде участия принимать не стал и сохранил свою независимость. Позднее запорожские казаки поддерживали восстания Разина и Булавина, и многие их участники смогли найти убежище в Сечи. В 1720 году войска Петра I разгромили независимую Сечь и завоевали центральную часть территории Коша, а остальное было тут же подобрано Крымским ханством, бывшим номинальным хозяином этих земель. В 1734 году Сечь была воссоздана с позволения императрицы Анны Иоанновны, но уже в составе Империи и с предельно урезанной территорией Коша, которую смог удержать Петр I, и получила в истории название Новая Сечь.

Именно из Новой Сечи запорожцы были переселены сначала на Днестр, а потом на Кубань, положив начало знаменитому впоследствии Кубанскому казачьему войску. Ликвидирована Сечь была по причине поддержки восстания Пугачева. После измены Мазепы Империя ввела прямой административный контроль над Украиной и институт Гетманства превратился в декорацию, но после того, как среди казаков была массовая поддержка Пугачева, правительство Екатерины II упразднила Украинское Гетманство, называвшееся на тот момент Малороссийским, и Слободское войско, введя на их территориях, также как и на причерноморских и приазовских бывших землях Запорожского Коша, всё-таки отвоеванных у Крымского ханства вместе с самим Крымом, стандартную губернскую систему Империи. С этого момента заканчивается героическая эпоха в истории Украины и начинается мемориально-спекулятивная, продолжающаяся до наших дней. В той эпохе центром Украины выступал Полтавский край, Киев принимал косвенное участия, а Львов не принимал вообще никакого, разве что «отец Украины» гетман Сагайдачный был его уроженцем. В составе Империи началась, если так можно выразиться, «деукраинизация» Малороссии, особенно поддерживаемая в малороссийской городской среде, которая помимо традиционного антагонизма города и села, испытывало неприятие оседлого населения к носителям степной культуры казакам. Еще при царе Алексее официально в документах Гетманщина именовалась Малороссией, но наряду с этим широко употреблялось и неофициальное название Украина. Петр I, лишив Малороссию автономии де-факто, убрал из официальных документов название Украина, а Екатерина II, упразднившая автономию де-юре, ввела негласный запрет на любое использование такого названия, но в народе оно продолжало использоваться. Малороссийская казачья служба не была, однако, ликвидирована, вместе с автономией, а была преобразована по образцу казаков-однодворцев Черноземья, в которых превратились рязанские служилые казаки. После завершения Кавказской войны малороссийские казаки, вместе с черноземными однодворцами были переселены на Кавказ и включены в состав Терского казачьего войска для его укрепления.

После выселения запорожцев на Кубань и украинских казаков на Терек, казаков на территории современной Украины не осталось, хотя следует принять во внимание то обстоятельство, что расказачивание практиковала и царская власть, и многие украинские казаки были переведены в крестьянское сословие при ликвидации Малороссийского гетманства. А на бывшей территории Запорожского Коша до сих пор есть села, жители которого возводят свое происхождения к запорожцам, то есть определенное казачье наследие современная Украина в себе все-таки сохранила, но оно не имеет ничего общего с той идеологической химерой Козацькой Украины, которую камлает современная украинская пропаганда. Вообще бывшая территория Коша, получившая название Новороссия, активно осваивалась и заселялась имперской властью. В первую очередь был организован мощный поток переселения из Великороссии, но также имперская власть способствовала переселению представителей балканских народов, страдавших от турецкого гнета. В частности, греческие переселенцы основали на берегу Азовского моря многострадальный город Мариуполь, а сербские - не менее известный сейчас Славянск. Когда на Донбассе был найден уголь, а в Кривом Роге железная руда, то начала развиваться мощная индустрия этого региона, которая до сих пор является его лицом. Казачья старшина активно инкорпорировалась в российское дворянство, а малороссийская интеллигенция в общероссийскую. Ассимиляция, как правило, проходила безболезненно и сейчас многим уже невдомек, что такие великие деятели русской культуры, как Некрасов, Достоевский, Чайковский, Репин, ученые Остроградский, Вернадский и многие другие выдающиеся деятели имеют малороссийские корни.

Протест ее принял совершенно неожиданную форму: началось массовое увлечение русской культурой и языком. Во Львове возникло литературное общество имени Пушкина. Судебный советник из городка Самбор Михаил Качковский, "сев на хлеб и воду", все свое жалованье отдавал на "общерусское дело". По его примеру от всей "старорусской" интеллигенции посыпались взносы по 100, 200, 300 крон - и вскоре "Общество Михаила Качковского" завело свои газеты, издательства, культурные центры. По всей Галичине проводились Дни русской культуры. Интеллигенция зачитывалась Пушкиным и несла его томики в народ, сельские громады ставили Александру Сергеевичу памятники. Культурное движение быстро переросло в политическое. В сейме и рейхсрате появились "объединители" - так называли сторонников объединения Галицкой Руси с Россией. Вот тогда-то и нашлись "умные головы" из рядов украинской и польской эмиграции в Париже. Это они, пишет Свистун, "образумивали поляков, що они нерозумно поступают относительно галицких малороссов и що вместо отрицати их нацiональность, лучше привывати у них сознанiе нацiональной отдельности от великороссов, дабы прiобрести их для солидарного выступленiя против Россiи". В конце концов, имперский двор согласился, что русскому языку лучше противопоставить не польский язык, а украинский, даже если он пока еще только наречие. Быстро образовалась польско-украинская партия, которая тут же сочинила гимн: "Мы с ляхами, ляхи с нами! И в прах вража сила! И як было с давен-давна, Засiяе Русь преславна Русинов делами... Тогда с трибуны Львовского областного сейма депутат молодорусской партии Юлиан Романчук объявил о наступлении "новой эры": галицко-рускiй народ, заявил он "от его имени", считает себя обособленным от русского державного народа. Правда, он так и не назвал этот "обособленный народ" украинским. Значит, он все еще не родился? Тогда какой же народ "обособился"? Министерство просвещения немедленно приступило к фонетической реформе карпатских говоров, и во что это вылилось, засвидетельствовал историк Илья Терех "Украинизация Галичины", 1945 год : "Как по мановению волшебной палочки, вводится в школах, судах и во всех ведомствах новое правописание. Старые "русские" школьные учебники изымаются и вместо них вводятся книги с новым правописанием. По всей Галичине распространяется литература об угнетении украинцев москалями. Из Киева приглашается Михаил Грушевский. Для него во Львовском университете учреждают кафедру "украинской истории" и поручают ему составить историю "Украины" и никогда не существовавшего "украинского народа". В награду и благодарность за это каиново дело Грушевский получает "от народа" виллу и именуется "батьком" и "гетманом". Но насаждение украинства по деревням идет туго, оно почти не принимается. Народ держится крепко своего тысячелетнего названия. В русские села посылаются исключительно учителя-украинофилы, а учителей с русскими убеждениями оставляют без мест... Куда трудней, чем вышить флаг, написать гимн, сочинить азбуку. Вплоть до Первой мировой войны русская партия в Галичине выигрывала все языковые баталии - школьные референдумы, судебные процессы. Но это все еще были внутренние дела Австро-Венгерской империи. Миру все еще не было дела до политических разборок ее партий и ее народов. Толком все еще никто не понимал, что такое украинский проект и кто за ним стоит. В 1879 году Германия и Австро-Венгрия заключили двойственный союз, а в 1888 году немецкий философ Гартманн предложил геополитический проект, который вызвал сенсацию в политических кругах Европы и сильно заинтересовал немецкий генштаб. На первом этапе была даже идея дать Галичине "своего короля", уже и имя было известно, Василь Вышиваный. Но подобранный на эту роль отпрыск Габсбургов не смог отмыться от какой-то судебной тяжбы в Париже, и проект увяз. На последнем, решающем этапе главным покровителем украинского проекта в Австро-Венгрии стал наследный принц эрц-герцог Франц-Фердинанд. С 1910 года под его председательством проходили регулярные совещания в военном министерстве, на одном из которых офицеру австрийской армии и митрополиту Андрею Шептицкому было дано поручение: "Подготовить указания Австрийскому и Германскому Правительствам для их будущей политики в Украине в случае распада России". Убийство эрц-герцога, спровоцировавшее Первую мировую войну, поначалу сильно спутало планы "строителей Украины". В августе 1914 года русская армия - уже второй раз в истории - вступила в Галичину. Встречали ее со слезами счастья. Когда она приближалась к Карпатам, австрийское командование отдало приказ расстреливать "изменников" без суда и следствия. Только заупрямься и скажи, что ты "русьский", - пуля. Священник Иосиф Яворский свидетельствовал после войны: "Армия получила инструкции и карты с подчеркнутыми красным карандашом селами, которые отдали свои голоса русским кандидатам в австрийский парламент. И красная черточка на карте оставила кровавые жертвы в этих селах". Десятки тысяч людей были согнаны в концлагеря Гнав, Гмюнд, Терезин, Талергоф. В самом страшном из них, Талергофе, около г. Грац, не было даже бараков, зато весь он был истыкан столбами для "анбинден" - из всех пыток австрийцы предпочитали подвешивание жертвы за одну ногу. Фронт остановился в западной части Карпат, чуть-чуть не дойдя до Лемковской Руси, а название самих лемков пошло от "лем" - что ни скажи, в ответ это "лем", и еще надо понять, с каким оттенком. На лемках была коллективная вина: сопротивляясь украинизации, сразу 60 тысяч перешли из униатской церкви в православную. Под конвоем австрийских жандармов сотни людей согнали в тюрьму в Новом Санче, где заседал военно-полевой трибунал. Первыми перед ним предстали священник Петр Сандович с сыном Антонием, только что окончившим университет по курсу философии. Против него есть вещественная улика: собственноручное письмо, где "русская паства" написано с двумя "с". Приговор: "Государственную измену считать доказанной, виновных о. Петра Сандовича и его сына расстрелять".

Для защиты степных рубежей Великий князь Литовский Витовт признал внука темника Мамая, воевавшего против Дмитрия Донского на Куликовом поле, удельным князем Глинским, чей удел соответствовал приблизительно современным Полтавской и Черкасской областям. Князь Глинский привлек в свое войско казаков, которые после потери Золотой Ордой своих поднепровских владений, перешли на вольные хлеба, и организовал с их помощью пограничную службу. В украинском эпосе он сохранился под именем казака Мамая. Однако, вольную жизнь казаки тоже не забыли, и часть их продолжало ее вести в степях за днепровскими порогам, которые стали известны как Запорожье. В северной части удела, современной Полтавщине, было достаточно многочисленное славянское сельское население, состоявшее в основном из северян. После перехода князя Михаила Глинского на сторону Москвы, княжество было упразднено, а центром этого края стала Полтава, край же стал называться Украиной, то есть, как выше отмечалось, окраиной. Интересно, что Украиной в то время называлось и современное российское Черноземье, что ещё раз свидетельствует о чисто географическом смысле названия, которому за уши пытаются притянуть этнический смысл, изобретя мифический народ «укров». Поскольку с упразднением Глинского княжества проблема степной границы не была упразднена, то Великий князь Литовский и по совместительству король Польский Сигизмунд I поручил Каневскому старосте Остапу Дашкевичу возродить казачью службу. В современной украинской историографии именно Дашкевича называют основателем Запорожской Сечи, чтобы умалить славу князя Димитрия Вишнивецкого-Байды - истинного ее основателя, который был лоялен Москве и лично царю Ивану Грозному. Дашкевич действительно создал укрепление, оборудованное по последнему на тот момент слову военного дела, и по образцу которого вольные казаки в Запорожской степи начали создавать свои. Но та, воспетая народным эпосом и великими литераторами Запорожская Сечь, была основана именно легендарным Байдой, который создал не просто укрепление, а Православный степной рыцарский орден, который, согласно своему уставу, назывался Запорожский Кош, а Сечью называлась лишь его столица, периодически менявшая свое положение. Территория Коша простиралась от Днестра до Кальмиуса или по-современному от Тирасполя до Донецка и делилась на паланки - административно-хозяйственные части. Причем формально эта территория относилась к Крымскому ханству, и сами запорожцы с издевкой называли себя подданными хана при том, что именно это ханство было главным объектом их набегов. Фактически Кош был абсолютно независим политически, а Дашкевич пытался создать именно подчинённую Литве структуру. Про казачью же службу, созданную Дашкевичем, после его смерти нет никаких упоминаний, но правда казаки после этого начали активно наниматься на службу малороссийским феодалам и должностным лицам, а порой и Великому князю Литовскому напрямую. Более того, сами представители малороссийской знати нередко уходили к казакам в Запорожскую степь, что создало встречное влияние Малороссии на казаков. На фоне разворачивающегося православно-католического религиозного конфликта и предательства части православной знати именно казаки становились опорой Православия в Малороссии. Следует заметить, что похожие процессы протекали и на Дону, где часть казаков перешла на службу Рязанскому княжеству и позднее от нее произошли верхнедонские казаки, а часть осталась в вольных степях, положив начало нижнедонским. В южных землях Рязанского княжества, известных сейчас как российское Черноземье, казаки также смешивались со знатью, но в виду малочисленности последней они чаще сами и становились местной знатью. Верхнедонские казаки появились после присоединения Рязани к Москве, как часть рязанских казаков, не захотевших переходить на новую службу и переселившихся на пока еще не подконтрольные Москве земли южнее. Вместе с нижнедонскими они создали Всевеликое Войско Донское, заключившее оборонительный союз с Иваном Грозным, который признал за этим войском широчайшую автономию во внутренних делах. Донские казаки великолепно зарекомендовали себя в войнах, которые вела зарождающаяся империя, на что безусловно обратили внимание в Речи Посполитой, когда шла Ливонская война. Первая часть Ливонской войны была успешной для Москвы и неудачной для Речи Посполитой. Боевые действия велись на территории Великого княжества Литовского, которое, по сути, потерпело военное поражение, и для своего спасения вынуждено было отказаться по условиям Люблинской унии от своего суверенитета с южными малороссийскими землями в придачу в пользу Польши. Причем перехода под прямую власть Варшавы очень добивалась та самая предательская часть малороссийской знати, получившая, правда, как и вся остальная знать, шляхетский статус со всеми его привилегиями. Но вместе с Малороссией, в Польшу попала и Украина с казаками, которые теперь стали головной болью Варшавы. Не имея возможность уничтожить это явление, поскольку казаки могли укрыться в Запорожских степях, и, глядя на военный опыт Москвы в использовании донских казаков, Польша решила создать свою казачью службу, правда привлекла к ней в большей степени православную шляхту Малороссии, чем собственно казаков. Хоть украинские казаки и приняли участие в польской интервенции в Москву в Смутное время, тем не менее, Православие на Украине полностью оказалось под их защитой, так как оставшаяся верной часть православной шляхты была в том или ином виде с казаками связана. Кстати, по результатам той интервенции, Польше отошла юго-западная часть Северщины со столицей городом Черниговом, который еще за 100 лет до этого перешел под власть Москвы вместе со всей Северщиной. Именно в это время восходит звезда первого гетмана Запорожского войска Петра Сагайдачного, весьма почитаемого на Украине и плохо известного в России деятеля. Побывав в течение нескольких лет на Запорожской Сечи, и даже став один раз её кошевым атаманом, он, став затем гетманом реестровых казаков, провозгласил реестровое войско Запорожским, претендуя на объединение Сечи и реестровых казаков. Это объединение не состоялось, но появился прецедент признания Запорожской Сечи в качестве арбитра в делах Украины. Кстати, и название Украина на всю Малороссию было распространено именно при гетмане Сагайдачном. По сути, гетман является основателем Украины как этнополитического образования, объединившего малороссов и казаков при явном приоритете последних, и численном преимуществе первых. Когда в середине 17-го века пришедшие к власти в Польше иезуиты развязали прямую религиозную войну, то на защиту Православия поднялись именно реестровые казаки, находившиеся на польской службе, во главе с гетманом Богданом Хмельницким. Им удалось взять под свой контроль Левобережную Малороссию и в первую очередь ту самую Полтавщину - колыбель Украины, которая стала главной базой восстания, а также ставший из северского уже тоже украинским город Чернигов. Поляки предприняли в ответ карательный поход и начали зверствовать в Правобережной Малороссии, часть население которой переселилась с разрешения московского царя Алексея на слабозаселенные земли между Средним Подоньем Воронежской областью по-современному и Северщиной, которые получили названия Слободской Украины или Слобожанщины по-современному: Харьковская область и части Воронежской, Белгородской, Луганской и Сумской. Из переселенцев было создано Слободское казачье войско, правда, в отличие от Донского без широкой автономии и под административным контролем, что, однако, не помешало некоторым его представителям поддержать позднее восстание Степана Разина. Предчувствуя тяжелую войну, Богдан Хмельницкий обратился за помощью к московскому царю Алексею с просьбой о защите и принятии в подданство. Самое интересное, что никакой территориальной автономии у Украины в составе Польши не было и положение гетманщины Богдана Хмельницкого было вполне аналогично положению ДНР и ЛНР в 2014 году - самопровозглашенное государство. И именно так ненавидимая украинскими националистами Переяславская Рада «Переяславская Зрада» по их выражению стала институционным актом Украины как субъекта международных правовых отношений, так как до этого такого субъекта просто не было и никто никаких союзов и договоров с ним никогда не заключал. Согласно этой «Зраде» Украина под названием Малороссия и самоназванием Гетманщина получила статус московского протектората с даже более широкой, чем у Дона автономией. Россия была вынуждена вступить в затяжную войну с Польшей, которая окончилась с небольшим перевесом в ее России пользу: в частности, Россия смогла получить имеющий столь большое символическое значение Киев. Однако, польская верхушка сумела сделать выводы из поражения и в первую очередь отодвинула от власти иезуитов и вернулась к более веротерпимой внутренней политике. Видя неизбежность самоорганизации православного населения, она создала так называемую Правобережную Гетманщину во главе с гетманом-изменником Выговским на пока еще подконтрольной территории. Целью создание этой Гетманщины была попытка привлечь левобережную старшину на свою сторону перспективой перехода Левобережной Гетманщины снова под власть Польши, но с сохранением предоставленной Москвой автономии. И надо сказать, что расчёт оказался верным: среди левобережной старшины началось брожение, переросшее в Руину - затяжную гражданскую войну на Украине, когда простой народ и казаки в конечном счете защитили решение Переяславской рады от интриг старшины. Надо правильно понять, что представляла из себя казачья старшина. Обычно Руину объясняют бунтарским духом казаков, но дело в том, что старшина состояла как раз не из казаков, а из шляхты, и вела себя точно также, как и московская аристократия в Смутное время или, например, петербургская при Восстании Декабристов. Казаки же, как раз выступили на стороне Москвы. Очень показателен в этом смысле конфликт правой руки Богдана Хмельницкого природного казака Ивана Богуна и сына Богдана Юрия, такого же родовитого шляхтича как его отец, пытавшегося перейти на сторону Польши. Вообще, сам институт старшины совершенно не свойственен демократическому духу казаков, а появился вследствие их включения в феодальную систему. Бунтарский дух днепровских казаков толкал их скорее на поддержку Булавина, Разина и Пугачева, выступавших против власти не с прозападных позиций, а с как раз антизападных, то есть власть, по их мнению, была слишком прозападна. Обычно ликвидацию украинской автономии путают с разгоном Запорожской Сечи, что свидетельствует о крайней запутанности вопроса в историографии, в том числе и украинской, которая спекулятивно включает Запорожский Кош в состав исторической Украины, хотя Украина, как уже было отмечено, представляла из себя именно симбиоз казаков и славян, а Запорожская сечь была чисто казачьим феноменом.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий