Чукчи, которые живут у берегов рек и морей, занимаются охотой на морских обитателей. А вообще сегодня большинство чукчей живет в поселках, построенных в советское время для работников совхозов, где выпасали оленей.
Пот чукчей не имеет запаха
- Жизнь оленеводов
- Дорога туда, где нет дорог
- Абсурдные, но правдивые факты о чукчах, которые удивляют »
- Почему чукчам не нужно разрешение на охоту
- Как живут Люди Чукотки. Что Вы о них знаете? | Реализуй Мечту
Чукотский народ
А еще в годы войн между коряками им чукчами последним лишь по одному запаху костей удалось определять, кому они принадлежат: своим или чужим. Чукчи меняются женами Многие шутят, что чукчи — это первые «свингеры», известные истории. По сути, так и есть. С помощью обмена женами они закрепляют дружеские узы.
Данный ритуал называется «нгэвтумгын» что в переводе означает «дружба по жене» , а сам мужчина, совершающий обмен — «нгэвтумгыт». Подробнее об этой шокирующей для нас традиции вы можете прочитать в другом материале. Чукчи не спасают тонущих людей Что вы будете делать, если вы увидите, что тонет человек?
Наверняка, вы либо позовете на помощь, либо сами броситесь помогать, в крайнем случае, бросите бедняге спасательный круг и пожелаете ему удачи. А вот чукча помогать ни в коем случае не станет. Все потому, что они считают, что в воде обитают сильнейшие духи, которые сами вправе распоряжаться судьбой человека.
А препятствовать решению духов — значит навлечь на себя беду. Могли менять пол по велению духов И снова духи! По мнению чукчей, эти сверхъестественные существа могли обитать не только в воде, но и во всех остальных явлениях и предметах.
А еще они способны управлять поведением людей — например, ни с того, ни с сего мужчина мог почувствовать желание сменить пол и стать женщиной.
Наравне с остальными девушками ей предписывалось заниматься хозяйством и заготавливать мох. Зачем он нужен? Прежде всего для родов. Его подстилали в той части яранги, где на свет появлялся малыш. Также мох применяли в качестве памперсов для младенцев.
В процессе родов ни на какую помощь чукчи не рассчитывают. Строго запрещено помогать роженице. Считалось, что на все Божья Воля. Именно он решает, чью умершую душу положить в лоно женщины. Запрещено было и кричать во время родов, ведь так можно привлечь злых духов. После появления на свет младенца, мать сама проделывала все те манипуляции, которые выполняют у иных народов акушерки.
Например, с помощью нити, сплетенной из сухожилия животных и собственных волос, она перерезала пуповину. Если на протяжении длительного времени самостоятельно разродиться не получалось, то на подмогу звали родственницу. Но после такой ситуации не только к роженице, но и к ее супругу относились с презрением. Считалось, что лучше погибнуть, чем позвать на помощь. Новорожденного протирали кусочком шкуры, предварительно смоченной в моче мамы. На левую руку и ножку надевали браслеты, выполнявшие роль оберегов.
Затем облачали в меховой комбинезон. На протяжении десяти дней после родов девушке запрещено употреблять в пищу мясо и рыбу. Ранее малыша до четырех лет кормили грудным молоком. Если по каким-либо причинам это было невозможно, то ребенку давали тюлений жир и соску, выполненную из кишки морского зайца. Пустышку дополнительно «фаршировали» мелко нарезанными кусочками мяса. В некоторых селах практиковали вскармливание с помощью собаки.
Вернуться к оглавлению Воспитание мальчиков С шести лет из мальчугана начинали выращивать воина. Его приучали к скромной обстановке. Странно звучит, не правда ли? Если учесть в каких условиях проживают чукчи, куда уж скромней. Ребенку необходимо было научиться за считанные секунды просыпаться и чутко реагировать на любые странные звуки. Также мальчик должен был быстро бегать, метко стрелять из лука и иметь острый глаз.
Современная детвора чукчей предпочитает играть в футбол. Мяч делают из оленей шерсти. Также популярностью пользуется борьба на льду или скользкой шкуре. Смерть Чукчи никогда не боялись умирать, поскольку свято верили в то, что каждый из них имеет по пять жизней. После смерти они стремились попасть в мир духов, поэтому старались погибнуть от рук врага либо друга. В давние времена просьба пристрелить среди чукчей считалась обыденным делом.
К так называемой «добровольной смерти» чаще всего прибегали люди преклонного возраста. Они уже не могли ухаживать за собой и не хотели становиться обузой для близких. Женщины всегда носили холодное оружие. В случае нападения врага она должна была сначала зарезать всю семью, а затем лишить жизни себя. Культура и религия Чукчи относятся к анимистам. Боготворят природу и зверей, верят в злых духов.
У них очень много национальных праздников. Фольклор народности чрезвычайно богат. Основные психологические черты обитателей Севера — это чрезмерная возбудимость, склонны к самоубийству и легко могут лишить жизни другого человека. При этом чукчи доброжелательны и любят принимать гостей, всегда готовы прийти на помощь. Народ славится своим рукоделием. Национальный музыкальный инструмент чукотов — варган и бубен.
Помимо ритуальных танцев они не прочь поразвлечься, изображая под музыку пантомиму.
Среди известных мастериц — Кмеймит, Янку, Тынатваль. Гордость чукчей — резьба по кости. Из моржовых клыков вырезают удивительные по выразительности и пластике миниатюрные скульптуры, покрывают их гравировкой — сценами охоты и быта, сюжетами легенд и преданий, геометрическими орнаментами. Основы современного косторезного и гравировального искусства заложили Вуквол, Вуквутагин, Гемауге, Ичель — искусные художники и известные мастера косторезного промысла. Полезные ссылки.
Зимой 2014 года он отправился работать на восточный берег Залива Креста — части Анадырского залива Берингова моря у южного берега Чукотского полуострова. Там, рядом с национальным селом Конергино, он снимал фильм о современных чукотских оленеводах, — в прошлом самых богатых, а сейчас почти забытых, но сохранивших традиции и культуру предков жителях Чукотского автономного округа. В Анадырь, а затем в национальные поселки можно долететь на самолете.
Но потом из поселка добраться до конкретной оленеводческой бригады в нужное время очень сложно", — объясняет Пуя. Стойбища оленеводов постоянно перемещаются, причём на большие расстояния. Дорог, чтобы доехать до мест их стоянки нет: передвигаться приходится на гусеничных вездеходах или снегоходах, иногда на оленьих и собачьих упряжках.
Чукчи – народ, “богатый оленями”
Еще одно общее название для всего народа — луораветлан, что переводится предельно просто — «люди» или «настоящие люди». Религия Исконное верование чукчей — анимизм. Они считают, что землю сотворил ворон Куркыль, персонифицируют животных, планеты и такие явления природы как огонь. Все несчастья, бедствия и болезни на людей насылают злые духи. В каждой семье до сих пор есть культовые святыни, передающиеся по наследству — бубен, снаряд для добычи огня, который используют только в особых случаях, и связки деревяшек, призванные оберегать от бед. В начале ХХ века большинство чукчей были крещены Русской православной церковью, но кочевники до сих пор продолжают верить в своих богов. Язык и письменность Чукотская письменность Теневиля Чукотский язык уникален и мало похож на встречающиеся в Азии наречия.
Большинство из похожих языков, например, керекский, уже исчезли. Первый вариант письменности в 30-х годах прошлого века разработал чукотский пастух Теневиль, но он так и не получил широкого распространения. Примерно в то же время был разработан специальный алфавит, основанный на кириллице, но с добавлением нескольких букв.
Впрочем, живут в округе также немцы, греки, турки, корейцы, сербы и даже одна ассирийка. У подавляющего большинства из них — российские паспорта. Также, по данным переписи, на территории округа проживает 271 иностранец. За последние годы их количество кратно уменьшилось, например в 2010 году в населенных пунктах Чукотки переписчики встретили 1 133 владельцев заграничных паспортов.
Самая многочисленная на момент переписи группа иностранцев — 104 - граждане Украины. Далее по численности представители Узбекистана - 39 человек, 25 белорусов и 14 армян.
Из такой пестрой мозаики и складывается сегодняшняя жизнь чукчей. Наш первый собеседник - режиссер-документалист, опытный зоотехник и знаток Чукотки Владимир Пуя. Зимой 2014 года он отправился работать на восточный берег Залива Креста — части Анадырского залива Берингова моря у южного берега Чукотского полуострова. Там, рядом с национальным селом Конергино, он снимал фильм о современных чукотских оленеводах, — в прошлом самых богатых, а сейчас почти забытых, но сохранивших традиции и культуру предков жителях Чукотского автономного округа.
В Анадырь, а затем в национальные поселки можно долететь на самолете. Но потом из поселка добраться до конкретной оленеводческой бригады в нужное время очень сложно", — объясняет Пуя.
Обсудить Редактировать статью Школьники могут с лёгкостью ответить на вопрос "Где живут чукчи? На Дальнем Востоке есть Чукотка или Чукотский автономный округ. Но если мы немного усложним вопрос: "Где живут чукчи и эскимосы?
Нет одноимённой области, нужно найти более серьёзный подход и разобраться в национальных тонкостях. Есть ли отличия между чукчами, эскимосами и коряками Безусловно, есть. Всё это разные народности, некогда племена, имеющие общие корни и населяющие схожие территории. Регионы в России, где живут чукчи или луораветланы, сконцентрированы на севере. С древних времен их племена населяли крайние области Восточной Сибири.
Сначала кочевали, но после приручения оленей начали немного приспосабливаться к оседлому образу жизни. Разговаривают они на чукотском языке, имеющем несколько диалектов. Луораветланы или чукчи самоназвание делили себя на морских охотников, живущих на побережье Ледовитого океана, и оленных, тундровых. Некоторые антропологи относят эскимосов к монголоидной расе, имеющей арктическое происхождение. В каждой стране эскимосы говорят на своём языке: на гренландском, аляскинском инуите, канадском эскимосском.
Все они делятся на различные диалекты. Кто такие чукчи и коряки? Луораветланы сначала оттеснили эскимосские племена, а затем территориально отделились от коряков. Сегодня коряки общая народность с чукчами составляют коренное население одноимённого автономного округа Камчатской области в России. Всего их насчитывается около 7000 человек.
Корякский язык относится к чукотско-камчатской группе. Первые упоминания о коряках обнаруживаются в документах XVI века. Описываются люди, часть которых занималась оленеводством, а другая - морским промыслом. Внешний облик Где живут чукчи и как они выглядят? На первую часть вопроса ответ сформулирован выше.
Совсем недавно учёные доказали генетическое родство чукчей и индейцев. Действительно, в их внешнем облике много общего.
Воины, маги, танцоры… Чего мы не знали о чукчах
Как живут современные чукчи | ДетиАрктики.РФ | В основном они живут на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке, сохраняя традиционный уклад жизни, язык и промысел своих предков. |
Чукотка, сэр! - Егор ХОЛМОГОРОВ | Морскими зверобоями чукчи стали относительно недавно, переняв секреты промысла у потесненных ими с побережья аборигенов — эскимосов. |
Богатые оленями: откуда появились и как живут современные чукчи | На этом месте, рядом с одноимённым мысом, чукчи жили сотни лет. |
Где живут чукчи в России
Чукчи, которые живут у берегов рек и морей, занимаются охотой на морских обитателей. Оленные чукчи – в отличие от береговых – с самого детства живут в тундре, многие здесь и родились. Здесь живут овцебыки и северные олени, десятки тысяч моржей образуют лежбища на побережье. Сейчас очень тяжело найти настоящих чукчей, которые живут так же, как и их предки, именно поэтому далее предлагаем вам взглянуть на жизнь как она есть. Найдя подходящую территорию, где много корма для оленей, чукчи разбивают временный лагерь и обитают там до тех пор, пока не закончится еда для «питомцев».
Анадырь: погребённая под снегом вотчина Абрамовича
Информация к размышлению. Где живут чукчи? » Сайт Владимира Кудрявцева | Где-то читал, что последняя война чукчей с коряками была в 1953-1957 годах. |
Народы Севера. Чукчи – смотреть видео онлайн в Моем Мире | Alexandr Postovoi | самые известные представители, история появления, численность и регион проживания, традиционная еда и одежда, распространенная религия. |
Золото Крайнего Севера. Проблемы и перспективы Чукотки | Чукчи, народ в России. Численность 16,2 тыс. человек, в том числе в Чукотском автономном округе 13,3 тыс. человек (2020, перепись); живут также на. |
Где живут чукчи и эскимосы?
О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Но сейчас чукчи в основном живут не так, как раньше: промыслы и традиции уходят на второй план, а на смену им приходит типичная жизнь отдаленных регионов России. Официальная страница Правительства Чукотского автономного округа. Эксклюзивные и оперативные новости от Губернатора и Правительства. Печальная судьба старинной усадьбы, где жил молодой Ленин. На юге, там где процент ниже, живут русские и камчатские эвены, на севере, как уже понятно — чукчи. Супруги живут в двухкомнатной квартире в селе Омолон, неподалеку содержат небольшой участок земли, где выращивают овощи и зелень.
Как живут чукчи — оленеводы? Один день из жизни общины на Чукотке.
Во внутренних районах Чукотки предки чукчей и коряков жили по меньшей мере 6 тыс. лет. Возможно, то, что чукчи живут в условиях экстремальных температур, и стало причиной их отличной переносимости холода. На юге, там где процент ниже, живут русские и камчатские эвены, на севере, как уже понятно — чукчи. Как же живут сейчас чукчи? Большая часть живёт в посёлках, а современных домах. Но оленеводы живут традиционно, в ярангах, это сооружение купольной формы до 4,5 метров в высоту, из направляющих деревянных шестов и шкур оленя. Согласно статистике на территории Чукотского АО проживают представители свыше 90 национальностей, а также граждане иностранных государств, сообщает ИА "Чукотка".
Чукчи — хранители вековых традиций
Современная жизнь чукчей (30 фото) ⚡ Фаник.ру | Как живут чукчи — в фотогалерее «Известий». |
Ванкарем – самое маленькое село Иультинского района Чукотки | Восточную часто называют «истинной Чукоткой» — это единственное место в России, где чукчи и эскимосы занимаются охотой на морских животных: китов, моржей и тюленей, а также оленеводством. |
Сайт Владимира Кудрявцева | Живущие на северо-востоке Чукчи не боятся холода, не пахнут потом и иногда меняются женами. Культура жителей Чукотки полна интересными особенностями, причем некоторые факты могут оказаться весьма неожиданными. |
S7 Airlines | VPN Error page | На Чукотке живут около 48 тысяч человек. |
Как живут современные чукчи (29 фото)
Ближе к холодам его края стягивают еще сильнее, чтобы предотвратить чрезмерное закисание содержимого. Свежее моржовое мясо варят. В сыром и вареном виде едят мясо белухи и серого кита, а также их кожу со слоем жира. В северных и южных районах Чукотки большое место в рационе занимают кета, хариус, навага, нерка, камбала. Из крупных лососевых заготавливают юколу. Многие чукчи-оленеводы вялят, засаливают, коптят рыбу, солят икру. Мясо морских зверей очень жирное, поэтому к нему требуются растительные добавки. Оленные и приморские чукчи традиционно употребляли в пищу много дикорастущих трав, корней, ягод, морской капусты.
Листья карликовой ивы, щавель, съедобные корни замораживали, квасили, смешивали с жиром, кровью. Из корней, толченных с мясом и моржовым жиром, делали колобки. Из привозной муки издавна варили каши, жарили лепешки на тюленьем жире. В состав общины входило до 10 и более взрослых мужчин, связанных узами родства. У береговых чукчей производственные и социальные связи складывались вокруг байдары, размер которой зависел от количества членов общины. Во главе патриархальной общины стоял старшина — «лодочный начальник». У тундровых патриархальная община объединялась вокруг общего стада, ее также возглавлял старшина — «силач».
Лампа-жирник Оседлые чукчи жили в поселках. На общих участках селилось несколько родственных общин, каждая из которых размещалась в отдельной полуземлянке. Кочевые чукчи жили на стойбище, также состоящем из нескольких патриархальных общин. Каждая община включала две—четыре семьи и занимала отдельную ярангу. У оленных существовали и патрилинейные родственные группы, связанные кровной местью, передачей ритуального огня, обрядами жертвоприношений, и начальная форма патриархального рабства, исчезнувшая вместе с прекращением войн против соседних народов. В основе религиозных верований и культа — анимизм, промысловый культ. Структура мира у чукчей включала три сферы: земную твердь со всем сущим на ней; небеса, где живут предки, умершие достойной смертью во время сражения или выбравшие добровольную смерть от руки родственника у чукчей старики, неспособные промышлять, просили ближайших родственников лишить их жизни ; подземный мир — обиталище носителей зла — кэле, куда попадали люди, умершие от болезни.
По поверью, промысловыми угодьями, отдельными местами обитания людей ведали мистические существа-хозяева, им приносились жертвы. Особая категория благодетельных существ — домашние покровители, в каждой яранге хранились ритуальные фигурки и предметы. Система религиозных представлений породила соответствующие культы у тундровых, связанные с оленеводством; у береговых — с морем. Жертвоприношения носили общинный, семейный и индивидуальный характер. Чукотский бубен круглой формы, диаметром от 35 до 90 см, с тонкой мембраной из пленки моржового желудка или шкуры трехмесячного оленя. Ее натягивают с помощью жгута на брусовый обод-обечайку. С внешней стороны к обечайке крепят рукоятку.
Звуки из бубна извлекают тонкой палочкой из китового уса Борьба с болезнями, затяжными неудачами в промысле и оленеводческом хозяйстве была уделом шаманов. На Чукотке их не выделяли в профессиональную касту, на равных они участвовали в промысловой деятельности семьи и общины. От других членов общины шамана отличало умение общаться с духами-покровителями, разговаривать с предками, имитировать их голоса, впадать в состояние транса. Основной функцией шамана было врачевание. Он не имел специального костюма, его главным ритуальным атрибутом был бубен. Шаманские функции мог выполнять глава семьи семейное шаманство. Основные праздники были связаны с хозяйственными циклами.
У оленных — с осенним и зимним забоем оленей, отелом, откочевкой стада на летние пастбища и возвращением. Праздники приморских чукчей близки эскимосским: весной — праздник байдары по случаю первого выхода в море; летом — праздник голов по случаю окончания охоты на тюленей; осенью — праздник хозяина морских животных. Все праздники сопровождали состязания в беге, борьбе, стрельбе, подпрыгивании на шкуре моржа прообраз батута , в гонках на оленях и собаках, танцы, игра на бубнах, пантомима. Кроме производственных были семейные праздники, связанные с рождением ребенка, выражением благодарности по случаю удачного промысла начинающим охотником и т. Обязательны при проведении праздников жертвоприношения: оленей, мяса, фигурок из оленьего жира, снега, дерева у оленных чукчей , собак у морских. Христианизация почти не затронула чукчей. Основные жанры фольклора — мифы, сказки, исторические предания, сказания и бытовые рассказы.
Главный персонаж мифов и сказок — Ворон Куркыль, демиург и культурный герой мифический персонаж, который дает людям различные предметы культуры, добывает огонь, как Прометей у древних греков, учит охоте, ремеслам, вводит различные предписания и правила поведения, ритуалы, является первопредком людей и творцом мира. Распространены также мифы о браке человека и животного: кита, белого медведя, моржа, тюленя.
Это клоака Аляски, куда стекаются безработные индейцы, алкаши и торчки». Острова остаются позади.
На горизонте колеблется тёмное марево — то ли морской мираж, то ли тени далёких американских гор. Зверобои останавливают катера, достают карабины и глушат движки. Владимир погружает весло в воду, прикладывает ухо к рукояти и долго слушает через него море. Лопасть весла улавливает подводные звуки и передаёт их охотнику по рукояти, как стетоскоп.
Владимир вращает древком, выискивая в пучине голоса моржей и нерп. Те на отмель с ляльками приплывают. Ласкают их, обнимают. А дети узнают их по голосам.
Это, говорят, дедушка, он уже два года сюда приходит…». Владимир долго вслушивается, но морские звери благоразумно молчат. Китобои прячут карабины и продолжают путь. Мыс Дежнёва — огромный тёмный кулак, выставленный на восток, в сторону Аляски.
Мы проплываем покинутую погранзаставу с маяком, водопады, крутые обрывы, на которых гнездятся тысячи птиц. Пройдя Берингов пролив, катера поворачивают на запад, в Северный Ледовитый океан. За мысом начинаются чукотские сёла — ряды домов на узких полосках суши между морем и пресноводными лагунами. Над ветхими лачугами высятся на металлических сваях футуристические модульные школы, построенные при губернаторе Романе Абрамовиче, с очищенной питьевой водой и скоростным интернетом.
Караван петляет среди льдов, нанесённых северным ветром. Их с каждым часом всё больше. Ещё пару дней — и сомкнутся, перекрыв обратный путь. Не заглядывает в GPS, — хвалит Владимир рулевого.
Если кто на охоте за трубку берётся, я его веслом учу. С навигаторами то же самое. Молодёжь к ним привыкла. Но на море нужен третий глаз.
Надо понимать, откуда ветер дует, куда волна идёт, а не пялиться в экран. Иначе сядет батарейка — и ты пропал». Встречать катера всякий раз сбегается полдеревни: зверобои везут посылки, а порой и попутчиков. Трезвые тут только китобои, дети и приезжие — почти все взрослые чукчи в деревне навеселе.
Одни выпрашивают водку, другие зазывают в гости. Особо щедрый сельчанин дарит мне на память окровавленный моржовый член. Бесконечный заполярный закат плавно переходит в рассвет. Ледяной лабиринт остался позади.
Лодки качаются у берега, растянутые между якорями и причальными канатами. В золотисто-алом океане поднимают любопытные головки чёрные нерпы, порой бесформенной громадиной вдалеке всплывает кит. Мальчик Рустам, который за всю поездку, кажется, ни разу не вздремнул, помогает местным рыбакам. Те по ряби определяют косяки гольца и камнями загоняют их в сети.
Рыбу вытаскивают, глушат и тут же разделывают, вырывая как особое лакомство бьющиеся сердца. За этой работой наблюдает пьяная женщина, удивительно похожая на попрошайку, клянчившую китовую кожу в Лаврентии. Против ветра Заброшенная деревня Пинакуль стоит на противоположном берегу залива от села Лаврентия. Двадцать минут на катере между ними — это дорога из обломка СССР в мир, обречённый этим государством на гибель — и всё же переживший его.
В конце 1970-х Пинакуль попал под «уплотнение» — и всех его жителей переселили в Лаврентия. Но и теперь китобои приезжают сюда отдыхать и высматривать добычу перед охотой. Морзверь проходит рядом». Галька на узкой косе, закрывающей бухту, преломляется в воде, и кажется, что земля мерно дышит.
В пяти минутах ходьбы от моря Владимир построил дом — большой, неуклюжий и уютный, с деревянной верандой и корабельным гальюном. Жизнь здесь не похожа на быт хрущёвки на сваях на другом берегу залива. Хозяин дома восседает за столом, сделанным из черепа гренландского кита. Под крыльцом шныряют лемминги.
Жена Владимира Анна прибралась в доме веником из журавлиного крыла и теперь старательно отбивает китятину бутылкой: мясо жёсткое, но, если правильно приготовить, на вкус как говядина. Возле дома сидят домашние собаки, за ними издали наблюдает дикий кобель. Владимир подкармливает его и явно симпатизирует бродяге: от дикарей получаются славные щенки. На стене висит здоровенный китовый ус с резьбой, изображающей охоту косаток на кита.
По чукотскому поверью, охотники, не вернувшиеся с моря, превращаются в этих хищников и помогают родичам загонять добычу. Чукотский полуостров не помещается в общий прямоугольник и торчит над ним. Воспитатели не понимали наших разговоров и заставляли полностью переходить на русский. Но многие чукчи даже без запретов старались с интеллигенцией быть — и позабыли наши обычаи.
А я всё, что мама рассказывала, помню. Она из богатой семьи, у неё даже татуировка на лице была. А Владимира зовут Тэвыл. Гребущий против ветра.
За порогом дома сразу начинается чахлая тундра с пятнами снежников возле воды, но хозяин точно знает границы своей территории. Неподалеку виднеются кости моржей и медведей. Бурых, забредающих в его владения, Владимир отстреливает.
Мужчины и женщины носят рукавицы, которые шьют из камуса. Вся внутренняя одежда надевается на тело мехом внутрь, верхняя одежа — мехом наружу. Таким образом, оба типа одежды плотно прилегают друг к другу и образуют непроницаемую защиту от мороза. Одежда из оленьей шкуры мягкая и не вызывает особого дискомфорта, носить ее можно без белья. Нарядная одежда оленных чукчей белого цвета, у приморских чукчей она темно-коричневого оттенка с белыми редкими пятнами. Традиционно одежда украшена нашивками. Оригинальные узоры на одежде чукчей имеют эскимосское происхождение.
В качестве украшений чукчи носят подвязки, ожерелья в виде ремешков с бусами и повязки. Большинство из них имеет религиозное значение. Есть и настоящие украшения из металла, различные серьги и браслеты. Грудных детей одевали в мешки из оленьей кожи, с глухими разветвлениями для ног и рук. Вместо пеленок раньше использовали мох с оленьей шерстью, который служил памперсом. К отверстию мешка пристегнут клапан, из которого ежедневно вынимали такую пеленку и меняли на чистую. Характер Чукчи являются эмоциональными и психологически очень легковозбудимыми людьми, что часто приводит к исступлению, склонности к самоубийствам и убийствам, даже при малейшем поводе. Этот народ очень любит независимость и настойчив в борьбе. Но вместе с тем чукчи очень гостеприимные и добродушные, всегда готовы прийти на помощь соседям. Во времена голодовок они помогали даже русским, приносили им еду.
Религия Чукчи по своему верованию являются анимистами. Они обоготворяют и персонифицируют явления природы и ее области, воду, огонь, лес, животных: оленя, медведя и ворону, небесные тела: луну, солнце и звезды. Верят чукчи и в злых духов, считают, что они насылают на Землю бедствия, смерть и болезни. Чукчи носят амулеты и верят в их силу. Создателем мира они считали Ворона по имени Куркыль, который сотворил все на Земле и научил всему людей. Все, что есть в космосе сотворили северные животные. У каждой семьи есть свои семейные святыни: наследственный снаряд для добычи священного огня методом трения и используемый по праздникам. У каждого члена семьи свой снаряд, и на нижней дощечке каждого была высечена фигура с головой хозяина огня; семейный бубен; связки деревянных сучков «отстранителей несчастий»; деревяшки с изображениями предков. К началу 20 века многие чукчи были крещены в Русской православной церкви, но среди кочующих до сих пор есть люди с традиционными верованиями. Традиции У чукчей есть регулярные праздники, которые проводятся в зависимости от времени года: осенью — день убоя оленей; весной — день рогов; зимой — жертвоприношение звезде Альтаир.
Жилье чукчей - это большие хижины, называемые йаранами или палатками лавву. Традиционная одежда включает в себя кожаные шубы, шапки и перчатки. Несмотря на бурные изменения в мире, чукчи сохраняют свою уникальную культуру и традиции, передавая их из поколения в поколение. Их численность составляет около 15,9 тыс. Однако, чукчей можно встретить и в других регионах страны, в том числе и на севере Камчатского края 1,4 тыс. Это традиционное жилище чукчей, мобильное или неподвижное, которое также встречается у некоторых других народов северо-востока Сибири и Аляски например, у эскимосов.