Федеральная налоговая служба (ФНС) обозначила для региональных управлений семнадцать признаков, по которым инспекциям надлежит выявлять схемы недобросовестного дробления бизнеса для снижения налоговой нагрузки. ФНС в письме от 02.05.2023 № КЧ-4-7/5569@ указывает, что дробление бизнеса с целью необоснованного применения спецрежимов характеризуется таким признаками. ФНС разъяснила инспекторам, как действовать при обнаружении схемы искусственного дробления бизнеса. Федеральная Налоговая Служба на постоянной основе отслеживает признаки незаконного дробления бизнеса и, в случае выявления нарушений, требует выполнения всех неисполненных налоговых обязательств. 17 признаков «дробления» бизнеса от ФНС. ТОП-10 популярных претензий при обвинении в формальном дроблении бизнеса.
Дробление бизнеса: 17 основных признаков налоговой схемы от ФНС
Принципы определения схем дробления бизнеса приведены в письме ФНС России от 29. Так, законодательство не исключает в налоговых правоотношениях действие принципа диспозитивности и позволяет налогоплательщику выбрать тот или иной метод учетной политики: использование налоговых льгот или отказ от них, применение специальных налоговых режимов и т. Однако это не должно использоваться для неправомерного сокращения налоговых поступлений в бюджет в результате злоупотребления налогоплательщиком своими правомочиями. Характерными признаками таких схем являются: наличие единого контролирующего лица; отсутствие самостоятельности у подконтрольных лиц при принятии решений; использование общих ресурсов сотрудников, основных средств, нематериальных активов и наличие общих контрагентов; формальное распределение ресурсов или их безвозмездное предоставление.
Наличие взаимной заинтересованности у субъектов предпринимательской деятельности, вступающих в гражданско-правовые отношения, взаимные связи между ними и согласованность действий является основой для получения положительного финансового результата, что в свою очередь является целью предпринимательской деятельности. Наличие же при этом противоправного умысла, направленного на уклонение от уплаты налогов, должно доказываться налоговым органом на основании доказательств, собранных в ходе мероприятий налогового контроля. Методика определения совокупного дохода, вменяемого налогоплательщику, в тексте оспариваемого решения не приведена, что не отвечает требованиям пункта 8 статьи 101 НК РФ, в т. Налоговый орган доказал неполный учет доходов у ООО из-за попытки учитывать не всю сумму для учета налогооблагаемой выручки, а только агентское вознаграждение за оказание коммунальных услуг для целей исчисления налога не имеет правового значения факт реализации предпринимателем жилищно-коммунальных услуг в качестве перепродавца, а не производителя, поскольку услуги по государственным регулируемым тарифам оказывались населению непосредственно самим ООО, то денежные средства перечислялись собственниками, минуя счет налогоплательщика , не означает, что денежные средства им не получены, поскольку указанная последовательность движения денежных средств предусмотрена самим ООО, и является проявлением только его волеизъявления. Попытка налогоплательщика доказать необоснованность определения доходов ООО на ОСН путем присоединения к ним доходов ИП, а не наоборот судами отклонен в т. В деле отмечалась путаница с документами, несогласованность показаний свидетелей. Попытка налогоплательщика оспорить применение ОСН к обеим организациям не прошла.
Попытка налогоплательщика присовокупить к схеме третью организацию на ОСН с целью включения доли расходов по НДС не увенчалась успехом, суд не признал ее подконтрольной и участвующей в «схеме», а указал на то, что это самостоятельный субъект, уплачивающий налоги. Суды отклоняют доводы о «дроблении» и фиктивности субъектов, когда фармкомпания, которая занимается исключительно производством и оптовой торговлей лекарствами, создавала сеть из отдельных юридических лиц — аптек для торговли лекарствами в розницу, потому что нельзя говорить о дроблении бизнеса, так как отдельным юридическим лицам передано то направление деятельности, которым существующая организация никогда не занималась при этом каждая из созданных аптек имела свой персонал, помещения и вела фактическую деятельность по розничной продаже лекарств, получив для этого соответствующую лицензию. Анализ судебных актов и практические выводы из них Работа над чужими ошибками Постановлении АС Дальневосточного округа от 22. Когда выручка приблизилась к опасным значениям собственник компании зарегистрировал другую компанию с аналогичным видом деятельности. Постановления АС Поволжского округа от 15.
Отметим, что дробления бизнеса нет, если нет налоговой выгоды.
Соответственно не должны признаваться дроблением следующие группы компаний даже при наличии всех признаков дробления : Все участники применяют УСН с одинаковой ставкой налога, и их совокупная выручка не превышает установленные лимиты для обычной ставки в 2022 г. Другие требования для применения УСН также соблюдаются в том числе по численности. Все участники применяют ОСН и не используют налоговые льготы что не отменяет деловых целей структурирования, в том числе для обеспечения безопасности вычетов по НДС у покупателей. Определенные риски есть у следующих групп компаний: Все участники применяют УСН с разными ставками или при суммировании их выручки и численности сотрудников, утрачивается право на обычные ставки по УСН. Совокупная выручка и численность сотрудников при этом не превышает лимиты для УСН с повышенными ставками. Все участники группы компаний применяют ОСН, но некоторые пользуются налоговыми льготами как по НДС, так и по налогу на прибыль.
Стоит напомнить, что одновременно с выходом вышеуказанного письма ФНС России вступила в силу статья 54. В письмах и рекомендациях ФНС России, которые вышли после вступления в силу данной статьи, было указано в том числе и о том, что схема уклонения от налогообложения, заключающаяся в искусственном «дроблении» бизнеса, является не чем иным, как «агрессивным» механизмом налоговой оптимизации и свидетельствует об умышленных действиях налогоплательщика, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды письма ФНС России от 16. На протяжении всего времени, начиная с 2017 года, налоговая служба обращает внимание хозяйствующих субъектов на наличие признаков, которые в совокупности могут свидетельствовать о применении налогоплательщиками незаконной оптимизации в виде незаконного дробления своего бизнеса. Только УФНС России по Хабаровскому краю в 2018, 2019 и 2020 годах проводились публичные слушанья, в ходе которых были озвучены признаки и риски «незаконного дробления». На примерах, полученных в ходе проведения контрольных мероприятий, и с учетом позиций судов, налоговые органы пытались обратить внимание слушателей на недопустимость использования одной из «агрессивных» схем ухода от налогообложения - «незаконного дробления бизнеса». Кроме того, еще в 2018 году в новостном блоке сайта ФНС России в сегменте Хабаровского края опубликованы критерии для самостоятельной оценки рисков, указывающих на наличие «дробления бизнеса». Неоднократно налоговые органы края обращали внимание на возможность самостоятельной корректировки налоговых обязательств налогоплательщиками путем подачи уточненных налоговых деклараций. Вместе с тем, несмотря на общедоступность информации, отсутствие в течение последних 5 лет каких-либо глобальных изменений в подходах налоговых органов к выявлению схем «незаконного дробления бизнеса», многие хозяйствующие субъекты не пересмотрели свою модель ведения бизнеса и не отказались от незаконной оптимизации. Ряд хозяйствующих субъектов не отказался от незаконной схемы даже после того, как налоговые органы края пригласили руководителей этих хозяйствующих субъектов и при встрече раскрыли факты, свидетельствующие об умышленных действиях руководителя, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, путем применения незаконных механизмов налоговой оптимизации.
Признаки дробления бизнеса с точки зрения ИФНС
Дробление бизнеса – это схема разделения бизнеса и искусственного распределения выручки между взаимозависимыми лицами для получения необоснованной налоговой выгоды. 17 признаков дробления. Дробление бизнеса: 17 признаков ФНС. Для доказывания необоснованной налоговой выгоды налоговики используют так называемые признаки дробления. Эти признаки, конечно, не найти в НК РФ, но они встречаются в судебной практике и письмах ФНС. Дробление бизнеса: 17 признаков ФНС. На основе анализа судебной практики ФНС составила список признаков, характерных для дробления бизнеса с целью уклонения от уплаты налогов.
17 признаков дробления бизнеса
Каковы общие признаки, которые свидетельствуют о согласованности действий участников схем дробления бизнеса с целью ухода от исполнения налоговых обязательств? По данным налоговой службы, с 2018 по август 2023 года российские суды рассматривали 643 дела о дроблении бизнеса с целью ухода от налогов. На основе судебной практики ФНС вывела целых 17 признаков фиктивного дробления (письмо от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@). Федеральная налоговая служба довела до налогоплательщиков семнадцать основных признаков фиктивного дробления бизнеса.
Дробление бизнеса: три ошибки и два правила
- Как ФНС мониторит признаки дробления бизнеса?
- Дробление бизнеса
- Новости законодательства, сферы бухгалтерского и налогового учета, Новости ЖКХ
- Признаки дробления бизнеса
- Дробление бизнеса: законная оптимизация или налоговое преступление
- Кого обвинят в дроблении бизнеса в 2023 году. И что еще можно исправить.
Дробление бизнеса – законная оптимизация или налоговое преступление?
- Признаки дробления бизнеса | Современный предприниматель
- Взаимозависимые лица и дробление бизнеса
- Дробление бизнеса: законная оптимизация или налоговое преступление
- Как отбиться от претензий налоговиков в «дроблении» бизнеса?
Дробление бизнеса
Дробление бизнеса — это одно из самых частых нарушений налогового законодательства, которое выявляют инспекторы при проверках. схема дробления бизнеса оказала влияние на условия и экономические результаты деятельности всех ее участников, в том числе на их налоговые обязательства, которые при расширении хоздеятельности уменьшились или практически не изменились. Дробление бизнеса — это одно из самых частых нарушений налогового законодательства, которое выявляют инспекторы при проверках. Какие признаки дробления бизнеса существуют. Как мы уже говорили, Федеральная налоговая служба (ФНС), обобщив в 2017 году судебную практику по делам об искусственном дроблении, выделила некие признаки, доказывающие виновность Федеральной налоговой службы от 11 августа 2017 г.
Содержание статьи
- Дробление бизнеса: 17 признаков по версии ФНС
- Как отбиться от претензий налоговиков в «дроблении» бизнеса?
- 11 признаков незаконного дробления бизнеса
- Дробление бизнеса: 17 основных признаков налоговой схемы от ФНС
- Дробление бизнеса простыми словами
ФНС назвала 17 признаков дробления бизнеса ради необоснованной налоговой выгоды
Тем не менее, с момента вынесения налоговой инспекцией решения о доначислении более 34 млн рублей НДС и 14 млн рублей налога на прибыль до рассмотрения дела в кассации прошло два года. Сложно представить, каких сил и нервов стоило руководству компаний дождаться окончательного судебного решения. Для налоговой инспекции это повод начать дополнительные проверки и заподозрить незаконное дробление. Разумеется, жалобы ФНС России можно обжаловать в суде и доказать самостоятельность деятельности организаций. Но ООО "Аптека Авиценна" удалось обжаловать решение налоговой инспекции, так как последняя не предъявила иных доказательств, подтверждающих действие налогоплательщика на необоснованное получение налоговой выгоды путем "дробления бизнеса" Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 мая 2018 г. Например, в 2019 году в Арбитражном суде Северо-Кавказского Округа рассматривалось дело, в котором инспекторы ФНС России доказывали, что у нескольких организаций было общее руководство, осуществляющее контроль, а также оказались общие бухгалтерия, отдел логистики, отдел продаж, складские и торговые помещений и даже сотрудники, ведущие бухгалтерский и налоговый учет.
Так, вся поставляемая продукция от поставщиков разгружалась на основном складе, товар по организациям не разделялся; товарные накладные, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные от поставщиков указанных организаций передавались в общую бухгалтерию. Для налоговой — признаков незаконного дробления было достаточно Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского Округа от 13 марта 2019 г. Налоговая усматривает в этом работу в едином производственном комплексе и взаимозависимость. Такое случилось в обществе "Металлургсервис", которое учредило общество с ограниченной ответственностью "Меркурий", куда были переведены все работники столовых. Впоследствии компании заключила соответствующие договоры на организацию общественного питания, а также на аренду необходимого оборудования.
Установив указанные обстоятельства, инспекция пришла к выводу о направленности действий металлургической компании на получение необоснованной налоговой выгоды путем создания искусственных условий для сохранения права на применение системы налогообложения в виде ЕНВД и усмотрела признаки "дробления бизнеса" в его деятельности. Бизнес разделился на несколько юридических лиц, но представление их услуг осуществляется на одном сайте. Для налоговой инспекции это повод заподозрить предпринимателей в налоговой оптимизации. Так, в 2018 году Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа рассмотрел дело, в котором несколько организаций, образовавшихся в результате разукрупнения бизнеса, использовали один сайт, один IP-адрес при банковском обслуживании и единый номер телефона для принятия смс-оповещений от банка. Грамотные возмездные лицензионные договоры помогли организации признать выводы налогового органа о получении ею необоснованной налоговой выгоды несостоятельными Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 мая 2018 г.
При этом Налоговый кодекс НК устанавливает определенные ограничения, при превышении которых субъекты малого и среднего бизнеса утрачивают право применять специальный налоговый режим УСН. К таким ограничениям относятся: численность работников - она не должна превышать 100 человек, остаточная стоимость основных средств - не больше 150 миллионов рублей. Ограничение по доле участия других юрлиц установлено на уровне 25 процентов. Лимит УСН по доходам, полученным за год, составляет 150 миллионов рублей. Если хотя бы один из перечисленных критериев не соблюден, налогоплательщик утрачивает право на применение УСН.
Никакие меры поддержки малого бизнеса не помогут, если "малышами" будут называться крупные компании ЕНВД, который позволяет организациям и предпринимателям не исчислять выручку от продаж, а определять сумму налога от физических показателей торговых площадей, также имеет ряд ограничений. Среди них, например, есть и такое: для розничной торговли торговая площадь магазина не должна превышать 150 квадратных метров. Стремясь воспользоваться преференциями, которые положены малым и средним предприятиям, владельцы крупных компаний "дробят" бизнес на несколько внешне самостоятельных организаций или ИП, чтобы их деятельность формально отвечала требованиям закона. Искусственное разделение бизнеса на части приводит к тому, что бюджет недополучает большие суммы налогов, малый бизнес страдает из-за недобросовестной конкуренции со стороны более крупных игроков, а потребители вводятся в заблуждение: они покупают товары у номинальных организаций и предпринимателей, а не у реального продавца, что усложняет защиту их прав. Конечно, никто не отменял право налогоплательщиков использовать законодательные преференции по налогам для экономии средств.
Однако между разрешенной законом оптимизацией и нарушающим нормы закона "дроблением" с целью получения необоснованной выгоды есть четкая грань. Проявлением недобросовестности является создание выделение юридического лица исключительно для уменьшения налоговой нагрузки без цели ведения фактической предпринимательской деятельности. Судебная практика, исходя из общих законодательных принципов, выработала этот подход уже давно. Теперь это зафиксировано и отдельной статьей 54. Дробление или, как сейчас иногда модно говорить, "разукрупнение" бизнеса - лишь частный случай создания фиктивных документов для прикрытия реальной ситуации и снижения налоговых выплат.
В последнем обзоре Верховный суд прямо указал, что если "видимость действий нескольких юридических лиц прикрывала фактическую деятельность одного хозяйствующего субъекта", налоговый орган может доначислить платежи "исходя из подлинного экономического содержания их деятельности путем консолидации доходов и исчисления налогов по общей системе налогообложения".
Беспроцентные займы внутри предприятий схемы. Не аргумент, так как все займы были возвращены займодавцу: «Налоговый орган в оспариваемом решении указывает, что организации, входящие в рассматриваемую группу, регулярно выдавали друг другу беспроцентные займы. Вместе с тем банковские выписки свидетельствуют о том, что займы выдавались на возвратной основе и фактически возвращались займодавцам, что налоговый орган не опроверг». Налоговый Кодекс.
Все так, но есть еще и Гражданский. Вопросы экономической целесообразности и выбора конкретных способов достижения тех или иных хозяйственных результатов совместной деятельности не относятся к компетенции налоговых органов». Длительность взаимоотношений организаций между собой вызывает сомнения в умышленности действий по созданию всей «схемы». Поскольку налоговый орган, исследовав обстоятельства их создания, открытия ими счетов и найма персонала, считает, что создание включенных им в схему организаций имело целью дробление бизнеса для получения необоснованной налоговой выгоды в проверяемом налоговом периоде, значит, такой умысел заявитель вынашивал более пятнадцати лет, что само по себе представляется нелогичным и очень сомнительным». В качестве «Итого»: Описанное выше — скорее всего исключение из правила, ибо если налогоплательщик умудрился собрать все квалифицирующие признаки, вскрытые налоговой и описанные выше — его дела плохи и в суде ему мало чего светит.
А в компании с имуществом, напротив, хотят владеть сами: «Я не могу никому доверять такое! Но когда мы раскладываем управленческую картину, выясняется, что собственник общается с ключевыми клиентами, проводит совещания с большим звеном продаж. Соответственно, опроси с пристрастием сотрудников, они прямо укажут на реального собственника как на лицо, принимающее решения именно в операционной компании.
Такое скрытое владение ничего не стоит. Нужно делать наоборот. Восьмой критерий — показатели деятельности.
Численность персонала, площадь помещений, размер выручки и прочие вещи, которые подходят к предельным показателям специальных режимов налогообложения, также указывают на искусственное дробление. Отдельный нюанс — расширение деятельности. Например, было у вас два цеха, и они укладывались в рамках производственной компании по выручке и численности сотрудников в «упрощенку».
Решили вы открыть еще один. И это искусственное дробление. Включу режим зануды.
Большинство признаков дробления, под которые многие из вас попадут, связаны с двумя вещами. Ошибками в проектировании бизнеса — ваша действующая модель просто перестала отвечать новым требованиям. И второе — отсутствием структурного планирования.
Когда я говорю, что деятельность мы планируем на два года вперед, я не шучу. И 10-летнее планирование здесь не требуется. Прежде вы могли себе позволить бежать предпринимательским планам впереди структурных.
Вы ставили грандиозные задачи, намечали горизонты и брали штурмом. Ваши бухгалтеры и финансисты, если успевали, подтягивали обозы и начинали достигнутое «приколачивать». Если не успевали, то с налоговой можно и договориться.
А вот теперь можно и не договориться… Последнее, на что здесь обращаю ваше внимание: констатация искусственности дробления со стороны ФНС должна подкрепляться доказательствами получения налоговой выгоды. Так бывает и мы с этим сталкивались в суде , что налоговый орган сразу констатировал необоснованность налоговой выгоды, но не соизволил доказать, что у налогоплательщика вообще была какая-то налоговая выгода, в чем состояла, в каком размере и почему некая часть ее незаконна. Подводя итог, мы должны отметить для себя, что взаимозависимость — это не хорошо, и не плохо.
Плохо, когда есть полочные компании без людей, созданные под конкретных покупателей, исходя из применяемой ими системы налогообложения. Плохо, когда персонал не распределен, когда сотрудники, разнесенные по разным юрлицам, находятся в одних помещениях без обособления. Плохо, когда организационные изменения не планируются заранее и также приводят к искусственному увеличению числа компаний в группе в последний момент.
Текст подготовила Анна Асташкина, специально для DK. RU [1] Постановление от 12 октября 2006 г.