Головной атомный ледокол «Россия» проекта 10510 строится для обеспечения круглогодичной навигации в акватории Севморпути. Если атомный ледокол «50 лет Победы» способен преодолевать лед толщиной 2,8 м, то атомоходы проекта 22220 — до 3 м.
Что представляет собой атомный ледокол «Урал»?
Эта продукция как используется на собственных судах, так и поставляется на другие предприятия. Сегодня на Балтийском заводе работает около 6 тысяч человек. Персонал предприятия обладает уникальными навыками и компетенциями в сфере строительства надводных атомных судов, поэтому компания серьезно подходит к обучению работников. Здесь действуют две программы развития: подготовка новых сотрудников в рамках малой академии судостроения и корпоративный университет для повышения квалификации действующих.
Суммарно они выдают больше мощности, чем было до этого, — 81,5 тыс. Особенность энергетической установки корабля состоит в том, что изначально водо-водяной ядерный реактор, разработанный в ОКБМ имени И. Африкантова, проектировали для... В США небольшого по размерам и мощного ядерного реактора, который можно было бы адаптировать под ледоколы, в данный момент нет, да и строить атомные ледоколы в США пока не планировали. О том, что ледокол нужен, говорилось долгие годы, ещё при администрации Буша. Дальше началась волокита, и только в 2017 году Трамп волевым решением распорядился их строить. Первый из них ожидается к 2024 году, второй — к 2025-му, третий — к 2027-му.
Примерное водоизмещение — 22 тыс. В ней проектировщики кораблей реализовали весь опыт, накопленный за много десятков лет. Первый атомный ледокол "Ленин" спустили на воду ещё в 1959 году, и с этого момента данных о работе кораблей в полярных льдах становилось всё больше. Пульт управления на российском головном универсальном атомном ледоколе "Арктика" проекта 22220. Атомный ледокол "Арктика".
Также компании-перевозчики заинтересованы в безопасности перемещения грузов, для которой необходимо развитие судоремонтных предприятий. Благодаря проектам по обновлению инфраструктуры Севморпути появятся сотни тысяч рабочих мест, при этом считается, что одно рабочее место в Арктике создает несколько десятков рабочих мест в целом по стране. Эти факторы делают СМП транспортной артерией, необходимой не только для северных регионов, но и для экономики всего государства. Модернизация и расширение ледокольного флота обеспечивает заказами российские судостроительные заводы, а это, в свою очередь, положительно влияет и на развитие судостроения в стране. Когда появился первый в мире атомный ледокол? Для северной навигации требовался новый тип ледокола, способный сопровождать караваны судов в течении долгого времени, так как дизельным ледоколам хватало запаса топлива максимум на месяц-другой хода. В 1953 году Совет Министров СССР постановил разработать мощный арктический ледокол с атомной энергетической установкой. При создании «Ленина» использовались последние достижения ученых и конструкторов: участвовали более 500 предприятий, были внедрены 76 новых типов механизмов и 150 новых образцов судового оборудования. Например, главный конструктор Василий Неганов предложил технические решения, позволившие усилить давление корпуса судна на лед для повышения проходимости. Возглавлял проект физик Анатолий Александров, один из основателей советской ядерной энергетики, создатель первой ядерной силовой установки для подводной лодки, принятой на вооружение годом ранее. Такой номер в таблице Менделеева имеет уран — основа ядерного топлива. Таким образом СССР удалось совершить революцию в судостроении и получить технологическое преимущество в разгар холодный войны. Для сравнения: пробная эксплуатация американского атомохода «Саванна» прошла в 1962 году, а на ходу он пробыл всего 10 лет. Главная гордость «Ленина» и основа его прорыва в гражданском судостроении — атомная силовая установка. Ее мощность составляла 44 тыс. Игорь Африкантов Главный конструктор ОКБМ Хорошему конструктору необходимо знать историю, но следует помнить, что прошлое не исчерпывает всех возможностей, в противном случае достигнутое не развивалось бы. В 1961 году экипаж прошел в район тяжелых льдов в Чукотском море, доставил на паковую льдину научную экспедицию и построил дрейфующую полярную станцию. До этого полярников доставляли только самолетами — это было дорого, сложно и ограничивало их оснащение оборудованием. На ледоколе был размещен госпиталь, а также медики могли вылетать на вертолете и оказывать помощь работающим на 200 полярных станциях. За 30 лет на «Ленине» сделано более 300 сложных операций. На время работы хирургов останавливался весь караван. Интересный факт: Атомные ледоколы периодически помогали белым медведям.
Для снижения трения о лед в корпусе установлено специальное омывающее устройство с мелкими отверстиями для прокачки воздушных пузырьков. И все же первым ледокольным судном по праву считается российский пароходный буксир «Пайлот». В 1864 году в Кронштадте по указанию судовладельца Михаила Бритнева его переделали в ледокол, срезав носовую часть под углом 20 градусов по отношению к килю. В результате судно, наползая на лед, взламывало его всей своей тяжестью. Первый российский ледокол «Пайлот» Позже в 1871 году по чертежам «Пайлота» в Германии был построен ледокол «Айсбрехер-1». Характерно, что основным заказчиком ледокольных судов в начале ХХ века была именно Россия. Так английская компания «Armstrong Whitworth» построила для России ледоколы «Байкал», «Ангара» и «Ермак», которые эксплуатировались до 1964 года. В 1917 году в Англии спущен на воду ледокол «Святогор» с 1927 г. С 1921 по 1941 гг. С 1959 г. Устройство ледокола Специфика работы ледоколов определяет его конструкцию.
Главные по Арктике: история атомных ледоколов России
Атомный ледокол «Арктика» сделает перевозки по Северному морскому пути дешевле и быстрее. Универсальный атомный ледокол «Урал» — второй серийный и третий по счету ледокол проекта 22220. В частности, завод "ЗиО-Подольск" (входит в • Новости Атомэнергомаш, ледокол, Лидер, реактор, РИТМ-400. Самый мощный в мире атомный ледокол "Россия" проекта 10510 ("Лидер") заложили на верфи на Дальнем Востоке, заявил вице-премьер Юрий Борисов. Благодаря атомным ледоколам — а такие есть только у России — движение по нему ведется круглый год, но не таким большим потоком, какой возможен. Время новостей. Спущен на воду атомный ледокол «Якутия» проекта 22220. Очередной Сухой Суперджет 100 совершил свой первый полёт.
Строящийся атомный ледокол «Якутия» полностью укомплектован ядерным топливом
Третий в серии, но не по значимости для страны: к первому рейсу в Арктику готовится новейший атомный ледокол "Урал" – третий в проекте "22220". Атомный ледокол «Урал» Росатомфлота выйдет в первый рабочий рейс Новости. 2 декабря в Мурманске на базе ФГУП «Атомфлот» состоялась торжественная церемония выхода в первый рабочий рейс второго серийного универсального атомного ледокола «Урал» проекта 22220. В 1977 году атомный ледокол «Арктика» стал первым надводным судном, достигшим Северного полюса. Строительство атомных ледоколов производится на Балтийском заводе -Петербург. Благодаря атомным ледоколам — а такие есть только у России — движение по нему ведется круглый год, но не таким большим потоком, какой возможен.
Самые мощные ледоколы мира: как они работают и на что способны
Без ледоколов заниматься даже оценкой геодезии в этой области крайне невыгодно. Расширение военных баз Сейчас проводится активная работа по возвращению в Арктику российских стратегических баз. При всей своей мощности отечественный военный флот и многометровый лёд Крайнего Севера — понятия несопоставимые. Здесь в ход вновь идут ледоколы: благодаря им обеспечиваются поставки продовольствия, техники и многого другого, а также прохождение кораблей.
Состав российского атомного флота Современный ледокольный флот РФ содержит пять атомных судов. Из них два с двухреакторным двигателем, два с однореакторным и один лихтеровоз с ледокольным носом. Любопытно, что на воду его спустили в 1993 году, но в эксплуатацию ввели только в 2007-м.
В 2000 году «Ямал» стал седьмым в истории судном, добравшимся до Северного полюса. С той поры ледокол повторял эту экспедицию ещё 45 раз.
Кроме того, наша страна эксплуатирует единственный в мире атомный контейнеровоз «Севморпуть», обладает внушительным флотом неатомных ледоколов и даже строит боевые ледоколы, предназначенные для охраны северных рубежей. У непосвящённого слушателя вполне резонно возникает вопрос — а зачем так много? Тем более что из каждого утюга нам рассказывают о быстром таянии арктических льдов. Хозяйка Севера Недавно средства массовой информации облетели громкие заголовки о том, что уже к концу десятилетия Арктика полностью освободится ото льда из-за глобального потепления, вызванного безответственной деятельностью людей. Однако если изучить первоисточник в The Guardian, то становится ясно, что речь идёт лишь о летнем периоде. Летний период длится 8-10 недель, а всё остальное время арктические воды скованы льдами. К тому же российские учёные мнения британских коллег не разделяют и полагают, что даже летом лёд в Арктике сохранится, по меньшей мере, до 2050 года.
Так в текущем году он в летний период не просто не растаял, а увеличился на 300 тыс. Разговоры же о таянии льдов нужны для поддержания угасающего интереса к климатической повестке. Поэтому ледоколы нам нужны будут ещё долго. Но не слишком ли много мы их строим? Россия и правда обладает самым большим ледокольным флотом в мире. Но при этом, сейчас многие будут удивлены, нам их катастрофически не хватает с учётом стоящих перед нами амбициозных задач. Согласно правительственным планам объём грузоперевозок по Севморпути должен составить 80 млн т к 2024 г. Для сравнения — в текущем году он составит 33,8 млн тонн. То есть, запланирован рост почти в 2,5 раза!
Предполагалось, что достичь таких показателей поможет транзит грузов из Азии в Европу и обратно через наш Севморпуть, но сейчас с этими планами можно попрощаться. Что же их заменит? Мало кто обратил внимание на недавнее любопытное событие — российский специализированный ледокольный танкер «Василий Динков» загрузился нефтью в Мурманске и, пройдя Севморпуть, прибыл в китайский порт Жичжао. Это вторая в истории отправка нефти в Китай через Арктику.
С ноября 2022 года обеспечена проводка 128 судов, пройдено 62155,6 морских миль. Экипаж сработал с ювелирной точностью и обеспечил безопасную проводку судна в Восточно-Сибирском море. Отмечу, поставленные задачи на время рейса перед экипажем выполнены. Команда, обладая большим опытом, отработала слаженно и выполнила все контрактные обязательства перед заказчиками», — прокомментировал и.
Для справки: Сейчас в акватории Северного морского пути СМП успешно работают три универсальных атомных ледокола проекта 22220: «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Эти современные суда являются определяющим фактором устойчивого развития судоходства в высоких широтах.
Конструкция Особенность конструкции универсальных атомных ледоколов проекта 22220 - балластные емкости для воды, позволяющие менять осадку судна. Атомоход ЛК-60Я может работать как в западном районе Арктики Баренцево, Печорское и Карское моря , где он способен "усаживаться", увеличивая проходимость во льдах, так и на реках Арктического региона участки Енисея на Дудинском направлении и в районе Обской губы , где судно может сбрасывать балласт и подвсплывать, чтобы не задеть дно на мелководье. По оценкам экспертов госкорпорации "Росатом", использование одного такого двухосадочного атомохода вместо двух ледоколов тяжелого типа "Арктика" и мелкосидящего типа "Таймыр" позволит снизить в 1,5-1,8 раза затраты на ледокольную проводку судов. Особенность конструкции РИТМ-200 в том, что основной циркуляционный тракт теплоносителя первого контура, активная зона и парогенераторы размещены в интегрированном корпусе - такое решение позволило снизить массу и габариты установки, а также уменьшить риск утечек.
5 САМЫХ БОЛЬШИХ АТОМНЫХ ЛЕДОКОЛОВ В МИРЕ
Корреспонденты «Сделано у нас» посетили завод и пообщались с его сотрудниками, чтобы узнать о текущих проектах и модернизации предприятия. Он расположен на Васильевском острове, в устье реки Нева, и занимает территорию площадью более 650 тысяч квадратных метров. С момента основания здесь построено около 600 судов и кораблей, а основная его специализация — атомные ледоколы и суда ледового класса. Завод оснащен тремя построечными местами — эллингом и двумя стапелями, один из которых, длиной 350 метров, — самый большой в России.
Так называют способ, когда нос корабля как бы входит в корму ледокола. В этот момент тот корабль, который находится сзади, может не только буксироваться, но и подталкивать ледокол за счет своих винтов, помогая ему проходить препятствия. Мало кто задумывался об этом, но винты ледоколов приводятся в движение электродвигателями , которые получают энергию от атомного реактора на бору. Такая компоновка очень удобна, а главное, позволяет надолго уходить в автономное плавание, так как электродвигатели не требуют частого обслуживания, а запас ядерного топлива позволяет долгое время обходиться без дозаправки. Дизельный ледокол больше похож на обычный корабль. Правда, его только начинают строить и должны ввести эксплуатацию к 2027 году. Зато это будет настоящий царь-ледокол. Американский корабль уничтожил летательный аппарат при помощи мощного лазера Согласно проекту, его мощность будет составлять 120 000 КВт в два раза больше нынешнего максимума. В движение великан будет приводиться четырьмя винтами, его длина составит больше двухсот метров, а лед он будет ломать толщиной до 4 метров. Таким может быть новый ледокол «Лидер». Рассматривается вариант строительства четырех таких ледоколов, но пока строится только один. Остальные должны появиться к 2033 году.
Любопытно, что на воду его спустили в 1993 году, но в эксплуатацию ввели только в 2007-м. В 2000 году «Ямал» стал седьмым в истории судном, добравшимся до Северного полюса. С той поры ледокол повторял эту экспедицию ещё 45 раз. Он огромный: только для экипажа здесь 155 кают. Туристические круизы тоже проводят — после одного из них на корпусе осталось изображение акульей пасти. Особенности посадки позволяют ему входить в сибирские реки и пробивать лёд толщиной 1,5-2 метра. Судну не страшны лютые морозы в —50 градусов по Цельсию. Основная акватория — сибирские реки в местностях с низкими температурами. Обладает теми же техническими характеристиками, что и «Вайгач».
Процесс эксплуатации судна является многофакторным и требует соблюдения строгих правил безопасности, на которых в данном тексте стоит уделить особое внимание. Прежде всего, профессионализм экипажа играет ключевую роль в успешном выполнении задач атомного ледокола. Помимо капитана и моряков, на борту находятся специалисты по ядерной энергетике, инженеры, механики и многие другие. Обучение персонала включает как теоретическую подготовку, так и практические навыки, включая тренировки по реагированию на чрезвычайные ситуации и экстренному взаимодействию между службами. Техническое обслуживание атомного ледокола обеспечивает надлежащее состояние его систем и оборудования. Плановые осмотры и проверки проводятся согласно установленным инструкциям и графикам, что позволяет своевременно выявлять возможные проблемы и неполадки. Приоритет уделяется системам жизнеобеспечения, радиационной безопасности и двигательному отсеку, так как их надежная работа является основой успешной эксплуатации судна. Когда процесс технического обслуживания выявляет необходимость ремонта, предпринимаются меры по устранению дефектов или замене неисправных компонентов. Ремонт может быть как плановым, так и аварийным, в зависимости от степени износа или повреждения оборудования. Важно отметить, что ремонтные работы проводятся в строгом соответствии с техническими нормами и регламентами, а также с учетом особенностей судна и его применения. Особое внимание следует уделить вопросам безопасности в эксплуатации атомных ледоколов. Экипаж проходит специальную подготовку по радиационной и пожарной безопасности, а также обучается оказанию первой медицинской помощи и проведению аварийно-спасательных операций. Контроль за соблюдением требований безопасности осуществляют как со стороны экипажа, так и со стороны соответствующих контролирующих органов. Операции по техническому обслуживанию и ремонту проводятся как во время плавания, так и на периоде стоянки судна в порту. Важным аспектом является наличие запасных частей и материалов на борту, а также установление тесного сотрудничества с судоремонтными предприятиями и поставщиками. Процедуры документирования и отчетности также неотъемлемы от успешной эксплуатации атомного ледокола. Экипаж ведет журналы и протоколы, фиксируя все мероприятия по техническому обслуживанию, ремонту и нарушениям безопасности. Эти данные анализируются для выявления системных проблем и определения мер по их устранению. Следует заметить, что разработка и внедрение новых технологий и инноваций непрерывно влияют на эксплуатацию атомных ледоколов. Внедрение автоматизированных систем управления, современных материалов и оборудования снижает трудоемкость операций и повышает безопасность плавания. В заключение, стоит подчеркнуть, что эксплуатация атомного ледокола требует высокого уровня профессионализма экипажа, строгого соблюдения технических норм и правил безопасности, а также системного подхода к проведению технического обслуживания и ремонта.
"Лучше я скажу без диктофона". Как мучился самый мощный ледокол в мире "Сибирь"
Новости партнеров. Атомный ледокол Ленин Атомный ледокол Ленин. Каким способом ледокол ломает лед зависит от его толщины. Новости партнеров. На главном стапеле "Балтийского кораблестроительного завода" проходят испытания систем нового атомного ледокола "Сибирь". Третий в серии, но не по значимости для страны: к первому рейсу в Арктику готовится новейший атомный ледокол "Урал" – третий в проекте "22220". на сегодняшний день это самые мощные в мире ледоколы, стоимость каждого составляет примерно 50 млрд.
Строительство атомного ледокола "Лидер" идет по графику
Для сравнения — самый могучий в мире дизель-электрический ледокол «Виктор Черномырдин», введённый в строй в 2020 году, может похвастаться мощностью в 25 МВт. Первым представителем проекта стала «Арктика», спущенная на воду ещё в 1972 году. Если вам попадались в интернете красочные фотографии идущего сквозь льды судна с нарисованной на носу акульей пастью, то знайте: это и есть «Ямал». Ледокол развивает скорость до 21 узла на чистой воде и способен преодолевать льды толщиной в 2,8 м. Его собрат « 50 лет Победы », сданный корабелами Балтийского завода в 2007 году, был построен по модернизированному проекту, поэтому отличается особой ложкообразной формой носа. Он оказался шестым и последним в серии. Продолжения не предвидится, поскольку ставка сейчас сделана на другой проект — более мощный и более современный. На сегодня это самые мощные в мире ледоколы. Построены они Балтийским заводом по довольно интересному проекту 22220 , главной особенностью которого является двухосадочность.
Особая конструкция с балластными цистернами позволяет ледоколу менять осадку и превращаться в мелкосидящее судно. Это даст возможность «Атомфлоту» в ближайшие годы вывести из эксплуатации устаревшие «Таймыр» с «Вайгачом», поскольку суда проекта 22220 смогут работать и на океанских глубинах, и в устье сибирских рек. На сегодняшний день атомоходы « Арктика » в строю с октября 2020 года и « Сибирь » в строю с января 2022 г. Ледоколы проекта 22220 способны проходить льды толщиной до 3 м. Причём «Арктика» блестяще подтвердила эту характеристику, посетив Северный полюс прямо в ходе испытаний. По пути к макушке Земли судно преодолело трёхметровую ледяную толщу. Особую пикантность этой истории придаёт то, что на полюс «Арктика» отправилась с одним неисправным гребным двигателем, то есть была частично лишена своей мощности. Но и этих сил ледоколу хватило для выполнения задачи.
Сейчас с головным судном проекта 22220 всё в порядке, ГЭД заменён. Перспектива: «Урал», «Якутия», «Чукотка» и сверхледокол «Россия» И напоследок несколько слов о том, какие атомные ледоколы сдадут российские корабелы на отрезке в ближайшие пять лет. Во-первых, будет продолжена серия атомоходов проекта 22220.
Мы это все фиксируем, потом будем принимать какие-то меры к недобросовестным поставщикам оборудования. Тут надо разделить. Есть работы, которые наши отложенные обязательства - они же гарантийные - по замене вышедшего из строя гребного электродвигателя. Там всё удовольствие стоит порядка полумиллиарда.
Но это пограничная ситуация: можно сказать, что гарантийная, а можно сказать, что не совсем. А то, что касается рекламационных актов и выхода оборудования из строя, что в процессе - я думаю, там приближается к сотне миллионов. Когда мы начали пуско-наладочные работы, вышел из строя правый гребной электродвигатель. Балтийский завод успешно его заменил в доке Кронштадтского морского завода, а двигатель, который вышел из строя, сейчас доставлен на завод-поставщик - Ленинградский электромеханический завод. С начала ноября будет работать комиссия, и определят все-таки виновника. Тогда будет понятно, кто будет платить, а пока за все платит Балтийский завод. Гребной электродвигатель правого борта в "Сибири" выглядит полностью готовым к работе: - У "Сибири" такой проблемы не будет?
Учтено всё.
А буквально через несколько дней тот же ледокол «50 лет Победы» доставил туда 70 старшеклассников-победителей конкурса «Большая перемена»-2021. Какие еще задачи есть у СМП и ледоколов? Северный морской путь решает и другие важные вопросы, помимо обеспечения перевозки грузов и работы газовых и нефтяных месторождений. Повышение доступности портов улучшит снабжение регионов Крайнего Севера и даст толчок их развитию.
В этом году Росатом как госкорпорация отмечает свое 15-летие. За прошедшие пятнадцать лет отрасль — и до того в некоторых проектах выходившая за свои условные границы — окончательно перестала быть только «атомной». Росатом занимается научными исследованиями, экологическими инициативами, развитием Северного морского пути, ветроэнергетикой, цифровыми продуктами, инновационными материалами и много чем еще. На судне также есть оборудование для опреснения морской воды. То есть, оно может полностью обеспечивать людей всеми необходимыми ресурсами без строительства наземной инфраструктуры.
И повышение доступности арктических вод позволит более активно использовать такие плавучие энергетические объекты.
Кулинко в интервью РИА Новости сообщил, что в мае 2024 года будет заложен пятый ледокол, а в октябре 2025 года — шестой. Контракты будут заключены по смешанной схеме, через бюджет и внебюджетные деньги. Бюджетные инвестиции в строительство этих двух ледоколов, которые будут работать в акватории Северного морского пути, запланированы в объёме 58,9 миллиарда рублей", — пояснил представитель "Росатома". Читайте также: Создание ледокольного флота для России укрепило морской статус Петербурга Атомные ледоколы серии 22220 обеспечивают российское лидерство в Арктике.
Они считаются самыми мощными атомными ледоколами в мире.
5 САМЫХ БОЛЬШИХ АТОМНЫХ ЛЕДОКОЛОВ В МИРЕ
А буквально через несколько дней тот же ледокол «50 лет Победы» доставил туда 70 старшеклассников-победителей конкурса «Большая перемена»-2021. Какие еще задачи есть у СМП и ледоколов? Северный морской путь решает и другие важные вопросы, помимо обеспечения перевозки грузов и работы газовых и нефтяных месторождений. Повышение доступности портов улучшит снабжение регионов Крайнего Севера и даст толчок их развитию. В этом году Росатом как госкорпорация отмечает свое 15-летие. За прошедшие пятнадцать лет отрасль — и до того в некоторых проектах выходившая за свои условные границы — окончательно перестала быть только «атомной». Росатом занимается научными исследованиями, экологическими инициативами, развитием Северного морского пути, ветроэнергетикой, цифровыми продуктами, инновационными материалами и много чем еще. На судне также есть оборудование для опреснения морской воды.
То есть, оно может полностью обеспечивать людей всеми необходимыми ресурсами без строительства наземной инфраструктуры. И повышение доступности арктических вод позволит более активно использовать такие плавучие энергетические объекты.
Сам ледокол на прошлой неделе прибыл в порт Мурманска, завершив этап ледовых испытаний. За три недели «Арктика» преодолела около 4800 морских миль почти 9000 километров , пройдя при этом через географическую точку Северного полюса Земли. Судно было заложено почти семь лет назад, в ноябре 2013 года. Летом 2016-го его спустили на воду; тогда же на «Арктику» установили атомные реакторы.
Аналогов в мире нет. К слову, наша страна — единственная, кто обладает своим атомным флотом. Возможности у судов огромные. Ледоколы способны проламывать арктические льды толщиной три метра и прокладывать путь малым судам. Внутри два мощных атомных реактора. Только представьте: плавучие гиганты могут работать в автономном режиме до 7 лет, в таком случае нужно будет лишь подвозить провизию и менять экипаж. Последний впервые в истории навигации этой зимой провел с запада на восток малые суда, хотя проводки завершают в ноябре. Ритмичное финансирование, восстановление и развитие компетенций и научных инженерных компетенций в сфере специального судостроения и атомной энергетики не только позволяют нам подтвердить высокие технологический статус России, позволяют загрузить действующие и создавать новые производственные судостроительные мощности", — сказал Путин. Главная задача уникальных судов — сделать Северный Морской путь самой важной стратегической артерией между Европой и Азией. Тем более это альтернатива Суэцкому каналу. Всего 20 дней против 40.
Атомоход «Арктика» первым в истории мореплавания достиг Северного полюса. Уже одно это делает его легендой, памятником, достойным того, чтобы следующие поколения увидели его. Возможно, я сужу предвзято, но это соизмеримо с первым полетом в космос. Рисунок появился, когда ледокол в рамках образовательной программы возил детей на Северный полюс. С тех пор так и поддерживаем ее. Кроме основной работы, этот ледокол возит на Северный полюс туристов, а в 2013 году доставил туда и Олимпийский огонь. Эксперты видят потенциал в развитии туристического направления, согласно прогнозам северное побережье России может стать территорией для развития экологического туризма. Высокая стоимость и спрос на такие путешествия будут подспорьем для строительства сопутствующей инфраструктуры. Как устроены атомные ледоколы? У ледокола типа «Арктика» — два атомных реактора и два резервных дизельных двигателя для экстренных случаев. Реакторы абсолютно безопасны для экипажа и окружающей среды — их корпус окружен специальной защитой, а при внештатной ситуации они могут быть заглушены. По всему судну установлены более ста сцинтилляционных датчиков, обеспечивающих постоянный мониторинг для радиационной безопасности. На ледоколе «50 лет Победы» создан экологический отсек, оснащенный оборудованием для сбора и утилизации всех продуктов жизнедеятельности судна. Без дозаправки топливом судно может ходить 5 лет. Автономность по запасам провизии — полгода. Мощность — 75 тыс. Бочкообразная форма атомных ледоколов не позволяет льду сломать или повредить корпус благодаря округлым бортам. В зависимости от прочности и толщины льда ледокол может или «вползать» и проламывать его с ходу, или отойти назад и «набежать» на лед с большой скоростью. Ледокол движется непрерывно, оставляя позади свободный коридор, в котором может следовать одно или несколько судов. Ледоколы будущего — какие они? В ближайшем будущем «Атомфлот» ждет пополнение: завершаются испытания головного ледокола «Арктика» проекта 22 220, сооружаются ледоколы «Урал» и «Сибирь», состоялась техническая закладка «Якутии», скоро начнется строительство пятого ледокола этой серии — «Чукотка». Как этот атомоход объединит функции разных типов ледоколов?