Новости академия наук в россии была открыта в

– Императорская Академия наук стала Российской Академией наук уже в марте 1917 года. Российская академия наук (РАН), являясь высшей научной организацией России, принимает участие в координации фундаментальных исследований. «Открытия Российской академии наук, изменившие мир» – это историко-просветительский портал, созданный к 300-летнему юбилею Российской академии наук. Премьер-министр встретился с главой Российской Академии Наук, которой исполнилось 300 лет.

Указ о «заведении» Академии наук — к 300-летию основания виртуальная выставка

Именно 7 января считается официальным днем открытия императорской Академии наук. На императорском приеме физик и философ Георг Бильфингер назвал создание Академии наук крупнейшим событием времени. Спорить с этим трудно — ничего подобного в России не существовало. Поэтому о «русских» академиках в данном случае можно говорить лишь с большой долей условности. В отечестве не было достаточного количества ученых, поэтому штат формировался в основном из иностранцев.

В отличие от своих европейских собратьев Российская академия имела государственное финансирование, а ученые получали содержание — причем весьма и весьма недурное — из казны.

В отличие от западноевропейских академий, которые автономны, РАН в большей степени зависит от государства. В 1934 году все подразделения академии были переведены в Москву. С 21 ноября 1991 года указом президента России вновь воссоздана Российская академия наук. Санкт-Петербургский университет — это одно из крупнейших учебных заведений мира. Сегодня в его состав входит: 22 специальных факультета, 13 научно-исследовательских институтов, а также факультет военного обучения и общеуниверситетская кафедра физической культуры и спорта. Здания университета расположены в основном в Василеостровском и Петродворцовом районах города. На Васильевском острове расположен так называемый Василеостровский учебно-научный комплекс с историческим главным зданием университета ранее здание Двенадцати коллегий , а в Старом Петергофе — Петродворцовый учебно-научный комплекс.

Распад Российской империи 1917, 7 декабря Образование Всероссийской чрезвычайной комиссии 1918, январь Разгон Учредительного собрания 1918, февраль Декрет о социализации земли. Создание Рабоче-крестьянской Красной армии 1918, октябрь Распад Австро-Венгрии 1918, ноябрь Начало революции в Германии 1918, ноябрь Адмирал Колчак — верховный правитель 1919 Неудачные наступления белых 1919, март Образование Венгерской Советской Республики 1919, 28 июня Версальский мирный договор 1920 Введение сухого закона в США 1920, апрель Образование Дальневосточной республики 1920, август Польско-советская война, «чудо на Висле» 1920, август Севрский мирный договор. Ликвидация Османской империи 1920, ноябрь Взятие красными Крыма.

Фрагмент гравюры «Проспект вниз по Неве-реке между Зимним Ее императорского величества домом и Академией наук». Это верно лишь отчасти.

Петр, всегда стремившийся к централизации в области управления, задумал создать могущественный департамент, который отвечал бы и за теоретическую, и за прикладную науку, и за искусства, и — в отличие от европейских академий того времени — за просвещение. К тому же император считал, что академию полностью должно поддерживать государство — чтобы ученые работали на благо России. Аналогов такому научному центру в мире не было. Известно, что даже ближайшие советники Петра в душе скептически относились к такой идее: слишком смелой она казалась. Многие считали, что всё ограничится приглашением в Россию нескольких крупных ученых, которые будут демонстрировать «научные чудеса» для развлечения царского двора.

Император успел учредить академию, проект утвердили сенаторы. Вскоре при академии заработали гимназия и университет, рисовальная школа и некоторые другие образовательные учреждения. Не хватало учеников, а многие маститые академики с неохотой относились к учебной работе.

1725 Открытие Академии наук

Петербургская академия наук появилась благодаря желанию Петра I поставить Россию на одну ступень с прогрессивной Европой. Открытие Академии наук произошло уже после смерти Петра I – в 1725 году, когда состоялась первая конференция иноземных академиков, прибывших в Россию. Смотрите видео онлайн «Российская Академия наук» на канале «Федеральный центр дополнительного образования» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 10 ноября 2022 года в 13:50, длительностью 00:04:16, на видеохостинге RUTUBE. В честь Российской академии наук назван астероид (829) Академия, открытый в 1916 году российским астрономом Григорием Николаевичем Неуйминым. «Проекта учреждения Академии с назначением на содержание оной доходов».

В 2024 году Российская академия наук празднует 300-летие

Четвертый участник процесса образования Академии — Шумахер, фактически основал библиотеку Академии наук. Долгие годы Шумахер, будучи начальником канцелярии, вел дела Академии, в том числе в периоды, когда не было президента. Он был трудолюбив, по-немецки последователен и аккуратен, но плохо понимал специфику научной работы. Что касается конфликтов 40-х годов, в том числе с Ломоносовым, то надо принять во внимание общественно-политический фон того времени. В 1741 г.

В этой обстановке выступления против засилья немцев в Академии били отражением общего настроения в обществе. Немцы многое сделали для становления российской науки, но в 40-е годы появились первые русские ученые, они расправили плечи и стали считать, что немцев слишком много. К тому же, не стоит забывать о буйном характере родоначальника российской науки. Как писал Пушкин, "наука была сильнейшей страстью его души, исполненной страстей".

И последнее, что касается Шумахера. О борьбе Ломоносова с засильем иностранных ученых особенно много писали в годы борьбы с космополитизмом. Создаваемая Петром Академия, несмотря на влияние западного опыта, строилась отличной от существовавших учреждений такого типа - Лондонского королевского общества или той же Парижской академии. Она сразу и практически навсегда создавалась как государственное учреждение.

Получая жалование от государства, члены Академии должны были обеспечивать его научно-техническое обслуживание. Казалось бы, при таком подходе у Академии на первом плане должны быть дела текущие, практические, а не вечные проблемы. Однако прагматик Петр I, создавая Академию, считал, что основным занятием этого научного учреждения будет наука фундаментальная, а не прикладная. Стоит еще раз удивиться уму и прозорливости этого государственного деятеля.

Далее Петр решил сразу осуществить программу "Интеграция", которую мы сейчас развиваем. Академия, университет и гимназия задумывались одновременно, как единый комплекс. В университете должны были преподавать академики, в гимназии - их помощники, которых стали называть адъюнктами. Университет был относительно активен в 50-е и в начале 60-х годов, когда его деятельность опекал Ломоносов, а потом стал угасать, просуществовав всего до 1767 г.

Однако в подготовке первых отечественных академиков он все-таки сыграл свою роль. Академия быстро развернула экспедиционную и издательскую деятельность, с 1728 г. В том же году появилось массовое академическое издание как приложение к газете "Ведомости", причем подписчиков у этого приложения было больше, чем сейчас у многих наших научных журналов. С лабораторной базой было хуже.

Был создан физический кабинет, химической лаборатории не было до 1748 г. Огромную роль в Академии, как и во всей российской науке, сыграл М. Об этом ученом и его вкладе в химию, физику, астрономию и многие другие области науки широко известно. В числе академиков-химиков послеломоносовского периода следует назвать Т.

Ловица, из более поздних — Г.

Одна из задач Десятилетия — рассказать, какими научными именами и достижениями может гордиться наша страна. В течение всего Десятилетия при поддержке государства будут проходить просветительские мероприятия с участием ведущих деятелей науки, запускаться образовательные платформы, конкурсы для всех желающих и многое другое.

Велика роль академии в укреплении обороноспособности страны. Особенно ярко проявилась она в годы Великой Отечественной войны. В трудных условиях военного времени ученые Академии работали над проблемами, связанными с созданием нового вооружения, развитием оборонного производства, изысканием новых ресурсов, разработкой методов лечения раненых и т.

Получили известность работы М. Келдыша и С. Христиановича по совершенствованию авиационной техники, А. Александрова по защите военных кораблей от магнитных мин, А. Берга в области радиолокации, А. Благонравова по созданию научных основ проектирования стрелкового вооружения. Ученые внесли большой вклад в совершенствование артиллерийских систем и в создание реактивного вооружения.

Ильюшина, А. Яковлева, А. Туполева были сконструированы самолеты, обеспечившие превосходство нашей авиации. В результате развития фундаментальных исследований были достигнуты значительные успехи в теоретической физике, астрофизике, химии, геологии. Были открыты и освоены месторождения нефти в Поволжье и Предуралье, месторождения золота, платины и алмазов в Сибири. С первых послевоенных лет начался новый этап в развитии Академии наук, на которую были возложены ответственные задачи по содействию восстановлению и развитию народного хозяйства, ускорению научно-технического прогресса. В этот период особое внимание уделялось развитию науки на периферии организации новых институтов и научных центров.

К концу 1950-х годов в Академию наук входило 12 филиалов. В 40-х годах ученые Академии наук решили такие сложнейшие научные и технические проблемы, как овладение энергией атомного ядра, проникновение в космос, создание электронных средств переработки информации. Под руководством И. Курчатова были сделаны первые шаги в мирном использовании ядерной энергии: уже в 1954 г. Игорь Васильевич Курчатов, советский физик, «отец» советской атомной бомбы. Нашей страной был проложен путь в космос. Запуск в 1957 г.

Гагарина 1961 , ознаменовавшие начало космической эры человечества, стали возможны благодаря работам многих научных коллективов, в том числе возглавлявшихся С. Королевым, М. Келдышем, В. Работы Л. Ландау по теории конденсированных фаз отмечены Нобелевской премией по физике за 1962 г. Разработка Л. Канторовичем экономико-математических методов отмечена в 1975 г.

Нобелевской премией в области экономических наук. К середине 70-х годов значительно возросло количество научных сотрудников Академии: В 1975 г. В научных учреждениях Академии обучалось до 5 тысяч аспирантов.

Избранные в академики и адъюнкты утверждались по представлению министра народного просвещения императором. Не требовали утверждения выборы почетных членов и членов-корреспондентов. Академические науки делились на 3 класса: математический чистая математика, прикладная математика, астрономия, география и навигация , естественный физика, общая химия и технологическая химия, приспособленная к художествам и ремеслам, зоология, ботаника, минералогия, сравнительная анатомия и физиология и класс исторических и политических наук политическая экономия и статистика, история древностей российских, греч.

Состав АН определен в числе 21 академика и 10 адъюнктов. По новому уставу от 8 янв. Дашковой указом императрицы Екатерины II 24 янв. Первым ее директором, затем президентом стала Дашкова 1783-1796 , впосл. Бакунин 1796-1801 , А. Нартов 1801-1813 и А.

Шишков 1813-1841. По Уставу 1783 г. В их числе в кон. XVIII - нач. XIX в. Фонвизин, Г.

Державин , Я. Княжнин, П. Вяземский , И. Крылов, В. Жуковский , И. Дмитриев, Н.

Карамзин , А. В 1785-1796 гг. После присоединения Российской академии АН имела 3 отд-ния: 1 физико-математических наук, 2 рус. Российская академия по изучению рус. Устав 1836 г. Неоднократно в 1857, 1864, 1889 и в нач.

Старое здание президиума РАН. В 1-й пол. В 1803-1806 гг. Крузенштерн и Ю. Лисянский совершили кругосветное путешествие. В 1820 г.

Беллинсгаузен и М. Лазарев открыли Антарктиду. В течение 1-й пол. Академики М. Остроградский и В. Буняковский сделали ряд крупных открытий в математической физике и в области интегральных исчислений, В.

Петров, Э. Ленц и Б. Якоби - в учении об электричестве, К. Бэр - в области эмбриологии. Археографическая экспедиция АН 1828-1834 провела огромную работу по собиранию, изучению и изданию важнейших исторических письменных памятников. Трудами К.

Калайдовича , П. Строева , А. Востокова в 1834 г. С 1887 г. АН существенно расширила связи с российскими и зарубежными научными учреждениями и ун-тами. В академики и члены-корреспонденты были избраны видные профессора российских ун-тов, а в почетные члены - многие зарубежные ученые А.

Ампер, Ж. Гей-Люссак, А. Гумбольдт, Ч. Дарвин , Ж. Кювье, Ю. Либих, Т.

Мальтус , И. Гёте , Ж.

1 августа в 1725 году в Петербурге открылась Российская Академия наук

В 1903 году заболела брюшным тифом и умерла на 41-м году жизни. Здание заказал купец Александр Александров, конкурс на лучший проект первый этаж под магазины, второй этаж — 5—6 квартир со всеми удобствами, третий этаж — тоже квартиры, но несколько меньших размеров выиграли молодые выпускники Петербургской академии художеств Владимир Суслов и Николай Поздеев. Казанский пассаж был третьим в России после Москвы и Санкт-Петербурга. За свою работу архитекторы получили премию 500 рублей, но не могли покинуть Санкт-Петербург, здание строил Генрих Руш. Фото pastvu.

В него входили пять институтов: физико-технический, химический, геологический и биологический, языка и литературы, а также сектор водохозяйственных проблем и энергетики и сектор научно-технической пропаганды. Возглавил филиал Александр Арбузов. После музыкального училища в Уфе стала солисткой Башкирской государственной филармонии.

Результаты их исследований, переложенные на почву общественного знания и обсуждения, служили на благо отечественной экономики. В новейшей истории страны ВЭО России продолжает традицию тесного сотрудничества с Российской академией наук в сфере содействия решению масштабных задач обеспечения технологического суверенитета и национальной безопасности страны. ВЭО России от всей души поздравляет Российскую академию наук с 300-летием — великим для нашей страны событием. Ученых и специалистов поздравляем с Днем науки! Новых достижений и свершений на благо Российской Федерации!

Они должны были «в своей науке добрых авторов, которые в иных государствах издаются, читать», «сочинять из оных экстракты» и публиковать их «с протчими изобретениями и розсуждениями». Все новейшие «декуверты» изобретения следовало: «1 Розискивать и свою апробацию откровенно о том сообщать, сиречь — верны ли оныя изобретения; 2 Великой ли пользы суть или малой; 3 Известны ли оныя прежде сего бывали или нет?

Таким образом, речь шла по преимуществу о прикладной науке. Важной функцией нового учреждения стала и популяризация научных знаний — перевод и сочинение книг, чтение публичных лекций. Лицо с неопределенным социальным статусом. Эти слова практически ничего не говорили русскому уху. Какой бы мировой известностью они ни пользовались, в глазах дворянской аристократии ученые мало отличались от образованной домашней прислуги. Однако при этом сам император все же учитывал специфику ученых как людей особой природы. Первую оценку-характеристику ученых мы находим в проекте Положения об Академии. Впервые о бескорыстии ученых людей здесь заявлено как о их неотъемлемом свойстве. В Западной Европе, особенно Германии, профессора традиционно были окружены почетом, всеобщим уважением, общественный статус их был высок. Поэтому было непросто набрать для Российской Академии видных ученых, которые согласились бы оставить родные пенаты ради снежной «страны варваров».

Однако соратникам Петра I удалось пригласить, как он того требовал, «самолутчих ученых людей». Среди них были естествоиспытатели Г. Стеллер, Д. Бернулли, И. Гмелин и Г. Рихман, астроном Ж. Делиль, математик Л. Эйлер, историк Г. Миллер и др. В России их ожидало немало трудностей, однако историки отмечают, что тут они нашли наиболее благоприятные в то время в Европе условия для занятия наукой.

Великий математик Эйлер писал даже: «я и все остальные, имевшие счастье состоять некоторое время при Русской императорской Академии, должны признать, что тем, чем мы являемся, все мы Обязаны благоприятным обстоятельствам, в которых мы там находились». Петр I был озабочен устройством быта ученых. Жалованье было положено по тем временам огромное от 500-600 руб. Для содержания Академии наук выделялись денежные средства — 24912 руб. Годовой доход России в 1724 году составлял всего 8, 5 млн руб. Император распорядился сделать жизнь ученых возможно более замкнутой, и оградить их от реалий российской действительности, а для этого «дом академический домашними потребами удостачить… кормить в том же доме, дабы, ходя в трактиры и другие мелкие домы, непотребными обращаючись, не обучились их непотребных обычаев, и в других забавах времени не теряли бездельно, дабы государственного убытку больше, нежели прибыли, не учинили» Торжественное открытие Академии состоялось уже после смерти ее основателя в 1725 году. Это был пышный праздник, собравший весь высший свет тогдашнего Санкт-Петербурга. И позже императрица Екатерина I неизменно покровительствовала Академии, посещала заседания, беседовала с учеными. В академическую гимназию записалось немало отпрысков благородных семей; всего же здесь в 1726 году проходили обучение 112 детей. Но вниманием властей Академия наук пользовалась недолго — императрица Екатерина, разделявшая замыслы своего супруга, умерла уже через три года, а подлинного социального статуса новое учреждение не получило.

Первые научные заседания Академии наук стали проводиться в 1725 г. Создание Академии имело очень важное политическое значение: оно демонстрировало стремление России соответствовать европейскому уровню не только в военно-технической области, но и в сфере просвещения. Академия открылась под президентством Лаврентия Лаврентьевича Блюментроста. Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост 1692 - 1755 - лейб-медик Петра I, первый президент Академии наук и художеств. Академия состояла из трёх «классов». В первом - классе математических наук - ученые занимались математикой, астрономией, навигацией, механикой. Второй класс носил название «класса естественных наук», где академики изучали физику, анатомию, ботанику и химию. В третьем классе «гуманиоры, истории и права» велись исследования в областях риторики, античной и новой истории, естественного и публичного права, политики и этики.

Всего в штате Академии наук числилось 11 академиков - в первом и втором классах по четыре, и три - в третьем. С 1728 г. Также при Академии работала собственная типография, которая быстро завоевала прекрасную репутацию, и ей было поручено издание всей литературы в стране, кроме церковной. Это сразу обозначило ведущую роль Академии в общем развитии российской культуры. Велись работы по геодезии и картографии. В 1745 г. Развитие математики и механики на начальном этапе работы Академии было связано, прежде всего, с именем Леонарда Эйлера. С 20 лет и до конца жизни научная деятельность этого великого ученого была связана с Академией наук России.

В 1742 г. Ломоносов, многогранная деятельность которого составила целую эпоху в истории развития отечественной науки. В 1748 г. Ломоносов выдвинул принцип сохранения вещества и движения. Новое слово сказал он в геологии и географии, уделял много внимания совершенствованию горного дела, металлургии, конструированию навигационных и других приборов. Ломоносов явился преобразователем русского литературного языка и русского стихосложения. Он был автором первой грамматики русского языка, первого курса риторики на русском языке, исследований по стилистике, истории русского государства. Большое внимание Ломоносов уделял подготовке молодой научной смены, развитию образования и просвещения в стране.

При его активном участии в 1755 г. Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765 , русский учёный-естествоиспытатель, энциклопедист и художник, поэт и филолог, физик, химик, астроном. В знаменитой Второй камчатской экспедиции Витуса Беринга в 1733-1743 гг. Красильников и С. В начале XIX в. Возраставшие потребности в специалистах для промышленности, в области образования и культуры привели к основанию ряда университетов - в Казани, Петербурге, Тарту, Харькове. Наряду с академической в России стала развиваться университетская наука. Изменился и характер деятельности Академии наук, она перестала выполнять учебные и некоторые другие функции.

Прекратил свою деятельность академический университет. Вопросы искусства перешли в ведение основанной в России академии художеств.

Вы точно человек?

В своей «Книге воспоминаний»[9] вел. Александр Михайлович признается: «... Первыми он упоминает всегда приносившие убытки пять императорских театров и балет С. Дягилева, а далее указывает: «Такую же значительную материальную поддержку требовала и Императорская академия художеств. Хотя официально она и содержалась за счет Государственного казначейства, Академия никогда не сводила концы с концами, и члены Императорской семьи считали своим долгом поддерживать материально ее нуждавшихся учеников»[10]. Наивысшей наградой для учащихся Академии была золотая медаль за «программу», то есть, как бы сказали сейчас, за дипломную работу.

Программой она называлась потому, что Совет Академии предлагал оканчивавшим учебу исполнить картину на сюжет чаще всего из русской истории или на библейскую либо мифологическую темы с целью проверки профессиональных знаний, полученных во время учебы. Желавшие участвовать в конкурсе предоставляли эскизы на рассмотрение Совета Академии. Тем, чьи работы получали одобрение, Академия на год предоставляла повышенную стипендию и отдельную мастерскую в своем здании; они назывались «программистами» или «конкурсантами». Присуждение золотой медали давало право награжденным на заграничное пенсионерство, то есть на поездку до шести лет за границу для усовершенствования за счет Академии, причем содержание выделялось очень щедрое. В Императорской Академии художеств студенты за успехи в учебе награждались золотыми и серебряными медалями первого и второго достоинства , поощрительными медалями первого и второго достоинства и денежными премиями.

Это происходило регулярно на «третных» экзаменах учебный год делился на «трети» по 4 месяца. Их списки публиковались в Отчетах и Журналах Академии. В эти списки входили и денежные вспомоществования «недостаточным учащимся», выдававшиеся по постановлению Совета на основании их прошений. Количество выдаваемых пособий определялось их необходимостью; сумма пособия составляла от 10 до 50 рублей. Ежегодно в ноябре Совет присуждал стипендии сроком на один год, по истечении которого Совет, в зависимости от успехов стипендиата, либо продлевал стипендию, либо передавал более достойному.

В последней трети XIX века в России появилось много провинциальных художественных школ; особенно интенсивным этот процесс был в 1880-1890-х годах. Большая часть школ создавалась благодаря инициативе выпускников Академии художеств, вернувшихся к родным пенатам, при поддержке местных городских властей и состоятельных горожан - почитателей и ценителей искусства. При этом главную опеку над школами осуществляла Академия художеств, которая всячески способствовала их развитию, курируя учебную и просветительскую, а в некоторых случаях и финансовую деятельность. Обращение провинциальных школ к Академии за помощью и поддержкой было само собой разумеющимся, поскольку никакому другому образовательному художественному учреждению было не под силу осуществлять столь грандиозные задачи. Академия художеств всегда оказывала безвозмездную помощь различным учебным заведениям, воспитывавшим художников или просто имевшим рисовальные классы.

Начиная с первой провинциальной школы, открытой академиком А. Ступиным в Арзамасе в 1810 году, Академия щедро дарила гипсы, оригиналы и другие учебные пособия. В создании художественных школ по всей России в конце XIX - начале XX века колоссальную роль сыграло безвозмездное деятельное участие членов ИАХ, ее преподавателей или бывших выпускников. Они становились директорами, входили в советы или попечительские комитеты школ, оказывая разнообразное содействие в организации учебного процесса. Академия щедро помогала не только провинциальным учебным заведениям, но и музеям, безвозмездно передавая или предоставляя во временное пользование произведения из собственного собрания.

Списки их утверждались Советом Академии. Впервые в 1884-1885 годах Академия передала 150 произведений в поддержку провинциальных музеев в Риге, Саратове, Вильно, Одессе и Харькове. Впоследствии это происходило регулярно: произведения искусства, гравюры и книги отсылались партиями в Тобольск, Нижний Новгород, Самару, Хабаровск, Ташкент, Пермь, Воронеж. Музеев, взятых Академией под свое благотворительное попечительство, было более двадцати, им передали более восьмисот художественных произведений. Такая помощь - одна из традиций Академии, не прерывавшаяся в разные периоды истории нашей страны и являющаяся по сей день непременной частью нашей художественной жизни.

Типичный пример - история Пензенского художественного училища и картинной галереи, одной из старейших в России. Их созданию послужило завещание пензенского губернатора, генерал-лейтенанта Н. Селиверстова 1830-1891 , он завещал городу коллекцию картин, библиотеку, а также свыше полумиллиона рублей на учреждение Рисовальной школы «на манер Штиглицкой». В завещании специально оговаривалось выделение из этой суммы пятидесяти тысяч рублей неприкосновенного капитала для обеспечения существования художественного музея. В Пензу приехал душеприказчик Н.

Селиверстова - известный путешественник и знаток искусства, почетный член Академии художеств П. Состоялась закладка здания, а в 1898-м - торжественное открытие училища и музея, директором которого Академия художеств утвердила известного художника академика К. Савицкого 1844-1905; имя его носит сейчас Картинная галерея. В первом отчете за 1898 год в Академию художеств он дал подробную характеристику учебного процесса и музея, собрание которого уже состояло из 224 произведений живописи и графики. Савицкий стремился пополнить музей произведениями современных мастеров.

В архивах академиков В. Васнецова, А. Киселева, С. Иванова, И. Шишкина сохранились письма, в которых Савицкий обращался к своим друзьям с просьбой прислать в дар вновь созданному музею свои работы.

Что тебе стоит дать музею какой-нибудь небольшой рисуночек, который бы наглядно представил тебя. Поищи, найдешь»[11]. На призывы откликнулись многие художники и безвозмездно передали музею свои работы. По просьбе Савицкого Академия художеств также прислала в дар новому музею живописные произведения русских мастеров, графические листы, скульптуру, а также назначила Комиссию для просмотра коллекции, для чего в Пензу приезжал, чтобы руководить ее работой, П. Преемник К.

Савицкого академик Николай Филиппович Петров всемерно способствовал росту собрания музея, которое пополнялось за счет добровольных пожертвований горожан. Самыми крупными из них были коллекции бывшего пензенского губернатора А. Татищева и попечителя училища, генерала от инфантерии А. Боголюбова около 140 произведений искусства, в том числе работы И. Мартоса, И.

Крамского, И. Шишкина, И. Репина, И. Ендогурова, Ф. Рубо, а также коллекция старинного вооружения и предметов прикладного искусства [12].

Похожий путь становления прошли другие провинциальные художественные школы и музеи в Казани, Одессе, Харькове, Риге, Смоленске и других городах. Самым крупным вкладом Академии художеств в организацию музейного дела в России явилось формирование и курирование коллекции Русского музея имени императора Александра III. Начало Русскому музею было положено высочайшим указом от 13 апреля 1895 года; тогда же ему был дарован Михайловский дворец, перестройка и приспособление которого для нужд музея были осуществлены академиком В. Основу собрания музея составили предметы и произведения, переданные из императорских дворцов, Эрмитажа и Академии художеств. Совет Академии разработал положение и штат музея.

Положение предусматривало, «что художественные коллекции музея пополняются произведениями, о которых Академия должна предварительно произнести одобрительное суждение»[13]. С тех пор и до закрытия ИАХ в 1918 году почти на каждом заседании Совета утверждались произведения для закупки Русским музеем, представленные специальной комиссией из трех академиков. Журналы заседаний Совета Академии содержат не только принимаемые время от времени решения о замене выбывших членов этой комиссии новыми, но и множество других поручений. Советом постоянно командировались профессора и академики в Московское училище живописи, ваяния и зодчества для участия в выпускных экзаменах это было вменено ИАХ в обязанность. Заседание Совета Императорской Академии художеств При изучении документов ИАХ становится очевидным, что многие ее музейные начинания финансово поддерживали российские миллионеры.

В этом отношении показателен пример почетного члена Академии, мецената Б. В 1913 году «сахарный король» обратился к президенту ИАХ вел. Марии Павловне с представлением следующего содержания: «... Стремясь посильно придти на помощь энергичной Вашей деятельности, я, в бытность этой зимой в Венеции, пришел к решению предоставить в распоряжение Ваше двадцать одну тысячу рублей, как сумму, необходимую на сооружение в Венеции Русского выставочного павильона, и десять тысяч рублей в качестве капитала, проценты с коего употреблялись бы на необходимейшие расходы по охране имеющего быть воздвигнутым здания»[14]. Русский выставочный павильон в Венеции был построен по проекту академика А.

Щусева и открыт в 1914 году. Он и сейчас верно служит русскому искусству в качестве российского павильона на Венецианской биеннале. Президент ИАХ вел. Мария Павловна 1854-1920 в 1910 году высказала идею о постройке в Петербурге выставочного «Дворца искусств». Через два года Академии был передан участок земли, примыкавший к Михайловскому дворцу со стороны набережной Екатерининского канала.

Проект здания разработал ректор архитектуры Академии художеств Л. Бенуа, но на его осуществление требовалась огромная сумма - более миллиона рублей. В феврале 1913 года петербургские и московские банкиры собрали миллион рублей для увековечения 300-летнего юбилея Дома Романовых. Дарители просили Николая II «предначертать цель и назначение» этой суммы. И хотя императору предлагали использовать эти деньги по-разному, он отдал предпочтение предложению вел.

Марии Павловны. Уже летом император и великая княгиня заложили первые кирпичи в основание будущей постройки. Здание было впоследствии передано Русскому музею, сохранив до сих пор свое название «корпус Бенуа». Портрет художника И. ГРМ Великий художник академик И.

Айвазовский 1817-1900 много сделал для родного города Феодосии. Трогательно звучат слова его духовного завещания: «Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю ее родному городу Феодосии, моему родному городу... Так, академик В. Поленов 1844-1927 в своем имении устроил даже небольшой художественный музей, так как считал необходимым поднимать культуру сельских жителей. ГТГ 4 марта 1915 года в Академию была препровождена копия духовного завещания скончавшейся в 1914 году Наталии Борисовны Нордман, жены И.

Репина"»[16] Музей-усадьба И. Репина «Пенаты». Фото С. Архив З. Церетели После октябрьских событий Совнарком декретом от 12 апреля 1918 года упразднил Императорскую Академию художеств.

Ее деятельность, в том числе и по созданию художественных училищ и музеев, была приостановлена, академическое сообщество распущено, однако лишь немногие академики покинули Россию, закончив свою жизнь во Франции, Италии или Латвии. Среди тех, кто разделил свою судьбу с судьбой родины и кто продолжал плодотворно трудиться на пользу русского искусства, можно назвать известные имена. За творческие успехи ряд из них получили звания народных или заслуженных художников, архитекторов или артистов, звания заслуженных деятелей искусства, стали лауреатами Сталинских премий, были награждены орденами. Однако, несмотря на эти почести, они всегда гордились званиями академиков, полученными от Императорской Академии художеств, ставя их выше других заслуженных наград. Несмотря на упразднение Императорской Академии, моральные принципы, по которым жило до революции академическое сообщество, сохранялись в советское время.

Так, академик живописи И. Куликов 18751941 , с 1930 года преподававший в художественной студии в городе Муроме, основал краеведческие музеи в Муроме и селе Павлово. Академик И. Бродский 1883-1939 , известный художник, любимый ученик И. Репина, в 1939 году завещал устроить музей в своей квартире-мастерской, где он жил последние 15 лет - с 1924 по 1939 год.

Бродский был страстным коллекционером. В его доме находились произведения И. Айвазовского, В. Маковского, И. Репина, В.

Сурикова, В.

Как Петр I Академию наук России создавал 08. У нее богатая и насыщенная история. А началось всё, как и многие другие грандиозные события в России, с императора Петра I, и подошёл он к вопросу создания Академии со всей своей скрупулезностью, дотошностью, «жадностью до знаний и жаждой к переменам». План создания Академии наук сформировался у Петра I во время его заграничных путешествий.

Увиденное и услышанное в Англии, Франции, Голландии произвело на него большое впечатление. После таких встреч и поездок мысль организовать в России научно-учебные центры уже никогда не покидала Петра. В нём подчеркивалось, что большая часть академиков должна быть из «славянского народа», дабы «удобнее было бы русских учить». По его проекту Академия существенно отличалась от всех родственных ей зарубежных организаций.

Но сие служит токмо к произведению в лутчее состояние наук. В универзитете, как уже упомянуто, 4 факультета имеются, а имянно: 1 — феология, 2 — юрис пруденция, 3 — медицина и 4 -- филозофия. Факультет феологии здесь оставляется, и попечение о том токмо Синоду предается. Юридический факультет.

При оном академик третьего класа, который науки практики, яко политику, этику и право натуры, учит быть может, аще же еще похощется славного, правам искусного человека притом определить, оное бы толь наилутче было. Медицынский факультет совершенно из второго класа, сиречь анатомика, химика и ботаника, сочинен быть может. Факультет филозофской не может в совершенстве больше сего быть, ибо академик матезеос сублимиорис может професором логики и метафизики и математики генеральной быть и притом же физику генеральную и экспериментальную учить, а протчие собственные части математики можно протчим академикам первого класа, яко астроному и механику, розделить. Гуманиора, яко элоквенцию, студиум антиквитатис и гисторию, обучать могут к тому определенные члены третьего класа. Помянутые и в некоторые класы розделенные академики обязаны будут в своей науки ежедневно один час публичные лекции иметь, как в протчих универзитетах. Ежели который академик похощет за деньги партикулярные коллегии иметь, то ему позволено. Однакожде не надобно ему токмо ради корысти вельми много коллегиев держать и тем протчим своим наукам и розмышлениям вред чинить. А чтоб пользу от сих обучениев иметь, к тому требуются угодные люди, которые гуманиора отчасти знают и некоторое малое искуство филозофии и математики имеют.

Того ради весьма нуждно, дабы каждому академику один или два человека из младых студентов даны были и довольным жалованием снабдены, которые со всем прилежанием обучаться и академикам вспомогать имеют. И понеже помянутые младые люди, под дирекциею академиков, без своих убытков наукам обучатся и притом ежели себя хорошо ведут и некоторые пробы искуства своего объявят надежду имеют произойти и учителям своим наследовать; и тако подобает, чтоб оне за такую добродетель благодарствовали. Того ради имеют оные тех, которые учиться начинают, первым фундаментам наук обучать, дабы и те со временем учениями академическими пользоваться могли. И таким образом можно б, без великих убытков, намерение нижней школы изполнить. Надлежит по два человека еще прибавить, которые из словенского народа, дабы могли удобнее русских учить, а каких наук написать именно. Аще же его императорское величество ныне или со временем сему собранию такую привилегию пожаловать соизволит, чтоб они тем, которые в науках произошли, градусы академиков давать могли, сие бы вельми к возращению ее служило. Но чтоб сие здание непременно и полезно было, то имеет оное токмо под ведением императора, яко протектора своего, быть и само себя править, еже учиняется, когда из оных или непременный президент или попеременно один по другому каждый год или полгода выбирается. Ученые люди, которые о произведении наук стараются, обычайно мало думают на собственное свое содержание, того ради потребно есть, чтоб Академии кураторы непременные определены были, которые бы на оную смотрели, о благосостоятельстве их и надобном приуготовлении старались, нужду их императору при всех оказиях предлагали и доходы в своем ведении имели.

Надлежит учинить директора и двух товарыщей и одного камисара над деньгами.

Лепехин , Н. Озерецковский , В. Зуев и др. Целую эпоху в развитии отечественной науки и культуры составила деятельность академика М. Ломоносова, который положил начало многим отечественным исследованиям в естественных науках, стал реформатором русского языка и стихосложения. Велика роль Академии наук в подготовке и проведении реформы образования в 1780-1790-х годах. Члены Академии разработали основные положения реформы, участвовали в подготовке первых профессиональных педагогических кадров, составили и издали около 30 учебников и пособий. АН оказала помощь в создании в 1755 году Московского университета, «доучивала» в своей Обсерватории геодезистов из Академии морской гвардии, участвовала в делах Кадетского корпуса, обучала физиологии лекарей Сухопутного и Морского госпиталей. В 18 веке почетными членами и членами-корреспондентами стали более 160 иностранных ученых в т.

Вольф , К. Линней , Вольтер , Ш. Дидро , Ж. Бюффон , У. Гершель , Б. Франклин , И. В 1783 году параллельно начала работать Российская академия, основной задачей которой стало составление словаря русского языка. Ее первым президентом была княгиня Е. Дашкова , а среди действительных членов — Д. Фонвизин , Г.

Державин , И. Крылов , В. Жуковский , А. Пушкин и др. Академия наук в 19 веке В 19 веке увеличилось число членов-корреспондентов и почетных членов Академии, среди которых были Н. Гнедич , В. Головнин , Н. Греч , В. Даль , Н. Карамзин , К.

Ледебур , Н. Пирогов , Н. Полевой , О. Сенковский , Х. Стевен , А. Шишков и многие другие выдающиеся деятели отечественной культуры, знаменитые путешественники и естествоиспытатели. О высоком авторитете Академии свидетельствует и тот факт, что среди ее иностранных членов мы видим имена блистательных писателей и ученых 19 века, например, А. Ампера , Ж. Гей-Люссака , Т. Гексли , У.

Гершеля , И. Гете , А. Дарвина , Ж. Кювье , Ч. Лайеля , Ю. Либих , О. Коши , Т. Мальтуса , Ж.

День в истории 7 января: создание Российской академии наук

Ученые Российской академии наук читают в университете открытые лекции, совместно с академическими институтами вузом организуются конференции и другие научные мероприятия. главное научное учреждение Российской Федерации (государственная академия). Детально роль науки в Российской истории была описана в утвержденном русским царем Александром I Уставе Академии 1803 г., в котором он изложил и основные вехи ее создания. Выступившие на нем академики и нгер отметили создание Академии наук в России как крупнейшее событие того времени. Ныне это Российская Академия Наук, воссозданная в 1991 году в статусе высшего научного учреждения страны. История Российской академии наук началась 28 января (8 февраля) 1724 года.

Читайте далее:

  • Российская академия наук: замыслы Петра I и трехвековая история
  • Мозг нации. Российская академия наук отмечает 295-летие
  • Смотрите также
  • Материалы по теме

Учреждение Академии наук при Петре I

О судьбе Российской академии наук, об исторической роли президентов и их участии в развитии главной научной организации страны и ее переломных моментах беседуем с директором Архива РАН в 2013–2018 гг. Виталием Юрьевичем Афиани. Основание Российской академии наук было результатом инициативы Петра I, который признал необходимость создания национальной академии для развития науки в России. Дата выбрана неслучайно — именно 8 февраля 1724 года императором Петром I была открыта Российская академия наук. К юбилейной дате в России учреждена медаль «300 лет Российской академии наук». Благодаря научным поискам первых членов академии наук в России появились обсерватории, музеи, исследовательские лаборатории и университеты.

Учреждение Академии наук при Петре I

Лобачевскому была создана неэвклидова геометрия. В историю физики вошли открытие электрической дуги В. Петровым и исследования Э. Менделеев предложил периодическую систему химических элементов , академик A. Бутлеров создал теорию химического строения. Выдающийся вклад внёс А.

Попов в изобретение радио в конце XIX века. Россия дала миру таких биологов, как Д. Ивановский — первооткрыватель вирусов , И. Мечников — один из первых нобелевских лауреатов, раскрывший клеточные механизмы иммунитета, И. Павлов — также нобелевский лауреат, открывший условные рефлексы — основу сознания.

После Октябрьской революции 1917 года при активном участии Академии развернулись исследования Курской магнитной аномалии и минеральных ресурсов Кольского полуострова. Параллельно, под руководством академика Г. Забота о развитии науки всегда была одним из приоритетов Советского правительства, что создавало условия для появления крупных достижений советских учёных в разных областях. В конце 1920-х гг. Семёнов создал теорию разветвлённых цепных реакций.

В предвоенные годы П. Черенков открыл, а И. Тамм и И. Франк теоретически объяснили эффект излучения света заряженной частицей при её движении со скоростью, превышающей фазовую скорость света в среде. В 1950-е Н.

Басов и A. Прохоров создали ряд типов лазеров. Перечисленные открытия были отмечены Нобелевскими премиями. Запуск в 1957 году первого искусственного спутника Земли и полёт в космос Ю. Гагарина 1961 год стали возможными благодаря научным коллективам, возглавляемым С.

Ряд математических проблем теории вероятностей и функционального анализа был решён в трудах академика А.

Российские ученые не только прославили отечественную науку на весь мир. Их открытия сделали Россию первой страной, освоившей космос, запустившей в эксплуатацию первую в мире атомную станцию. Со дня основания Академия занималась и издательской деятельностью. Это одна из важнейших задач в укреплении связей образования и науки, развитии образовательной деятельности. В разные годы это первое высшее научное учреждение России носило разные названия, но обобщенное, принятое в литературе, — Императорская академия наук.

Петр и Блюментрост стремились пригласить в Петербург ученых первой величины. Это удалось лишь частично, в основном ехали смелые, молодые, подающие надежды, рекомендованные мэтрами. Приезжали преимущественно из Германии и из немецко-говорящей Швейцарии из Базеля приехали Эйлер, Бернулли и кое-кто еще. Четвертый участник процесса образования Академии — Шумахер, фактически основал библиотеку Академии наук.

Долгие годы Шумахер, будучи начальником канцелярии, вел дела Академии, в том числе в периоды, когда не было президента. Он был трудолюбив, по-немецки последователен и аккуратен, но плохо понимал специфику научной работы. Что касается конфликтов 40-х годов, в том числе с Ломоносовым, то надо принять во внимание общественно-политический фон того времени. В 1741 г. В этой обстановке выступления против засилья немцев в Академии били отражением общего настроения в обществе. Немцы многое сделали для становления российской науки, но в 40-е годы появились первые русские ученые, они расправили плечи и стали считать, что немцев слишком много. К тому же, не стоит забывать о буйном характере родоначальника российской науки. Как писал Пушкин, "наука была сильнейшей страстью его души, исполненной страстей". И последнее, что касается Шумахера. О борьбе Ломоносова с засильем иностранных ученых особенно много писали в годы борьбы с космополитизмом.

Создаваемая Петром Академия, несмотря на влияние западного опыта, строилась отличной от существовавших учреждений такого типа - Лондонского королевского общества или той же Парижской академии. Она сразу и практически навсегда создавалась как государственное учреждение. Получая жалование от государства, члены Академии должны были обеспечивать его научно-техническое обслуживание. Казалось бы, при таком подходе у Академии на первом плане должны быть дела текущие, практические, а не вечные проблемы. Однако прагматик Петр I, создавая Академию, считал, что основным занятием этого научного учреждения будет наука фундаментальная, а не прикладная. Стоит еще раз удивиться уму и прозорливости этого государственного деятеля. Далее Петр решил сразу осуществить программу "Интеграция", которую мы сейчас развиваем. Академия, университет и гимназия задумывались одновременно, как единый комплекс. В университете должны были преподавать академики, в гимназии - их помощники, которых стали называть адъюнктами. Университет был относительно активен в 50-е и в начале 60-х годов, когда его деятельность опекал Ломоносов, а потом стал угасать, просуществовав всего до 1767 г.

Однако в подготовке первых отечественных академиков он все-таки сыграл свою роль. Академия быстро развернула экспедиционную и издательскую деятельность, с 1728 г. В том же году появилось массовое академическое издание как приложение к газете "Ведомости", причем подписчиков у этого приложения было больше, чем сейчас у многих наших научных журналов. С лабораторной базой было хуже. Был создан физический кабинет, химической лаборатории не было до 1748 г. Огромную роль в Академии, как и во всей российской науке, сыграл М.

Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором они ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оные совершить и умножить тщатся, а об учении протчих никакого попечения не имеют. Хотя Академия из тех же наук и тако из тех же членов состоит, из которых и универзитет, однакожде обои сии здания в иных государствах для множества ученых людей, из которых разные собрания сочинить можно, никакого сообщения между собою не имеют, дабы Академия, которая токмо о приведении художеств и наук в лутчее состояние старается, учением в спекуляциях розмышлениях и розисканиях своих, отчего как профессоры в универзитетах, так и студенты пользу имеют, помешательства не имела, а универзитет некоторыми остроумными розисканиями и спекуляциями от обучения не отведен был, и тако младые люди оставлены были.

К празднованию памятной даты уже идёт подготовка. В рамках юбилейных мероприятий проходят научные фестивали, конференции, конгрессы, выставки, молодежные соревнования, а также лекции и встречи со школьниками и другие научно-просветительские мероприятия. Необходимо говорить о вкладе ученых в историческое развитие нашей страны, донести до молодого поколения значимость и ценность исследовательской деятельности. Поэтому в 2022 году будет продолжена работа по подготовке публикации архива «300 знаковых документов за 300 лет истории Академии наук».

Проект положения об учреждении Академии наук и художеств, 1724

1 октября 1783 г. в Петербурге торжественно открылась Российская академия наук 1.11.2004 11:52 | Д. Ю. Столяров Петербург 1783 года. В память об этом событии 8 февраля в нашей стране стали отмечать День российской науки. Смотрите видео онлайн «Российская Академия наук» на канале «Федеральный центр дополнительного образования» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 10 ноября 2022 года в 13:50, длительностью 00:04:16, на видеохостинге RUTUBE. Премьер-министр встретился с главой Российской Академии Наук, которой исполнилось 300 лет. В Москве основана школа математических и навигацких наук, которая положила начало морскому образованию в России.

Подпишитесь на ежемесячную рассылку новостей и событий российской науки!

  • 300 лет Академии наук: как Россия стала научной сверхдержавой
  • Настройки шрифта:
  • Курсы валюты:
  • Пётр I – создатель Российской академии наук
  • 300 лет Российской академии наук | Санкт-Петербургский государственный университет
  • Академия наук России – одно из важнейших детищ Петра I

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий