«Бахчисарайский фонтан» А.С. Пушкина в театре и музыке. Воплощением единства двух величайших гениев русской культуры стали романсы М. Глинки на стихи А. Пушкина, которые стали совершенным претворением в музыке жизненных впечатлений и поэта и композитора. Тема чтений 2018 года – «Пушкин и музыка»: музыка в жизни и творчестве поэта, его литературное наследие, продолженное в музыке, а также образ самого поэта в музыкальной.
Пушкин звучит в музыке от классики до рока
Александр Сергеевич Пушкин — величайший русский поэт, которого еще при жизни признали гением. Композитор Александр Серов писал о нем: «Пушкин — неисчерпаемый родник для русской музыки». Петр Ильич Чайковский также восхищался пушкинским гением: «Независимо от того, что он излагает в форме стиха, в самом стихе, в его звуковой последовательности есть что-то проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть музыка».
Отголоском музыка проносится вдоль петербуржских набережных в «Пиковой даме». Слово Пушкина музыкально. И, как это ни странно, именно музыка может неожиданно акцентировать и выделять слова великого писателя.
А оперы… какую ни возьми — «Руслан и Людмила» М. Глинки или «Русалка» А. Даргомыжского, «Евгений Онегин» или «Пиковая дама» П.
Чайковского, «Алеко» С. Рахманинова или «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова — они тоже о любви — страстной, пламенной, роковой, мятежной.
А потом был Петербург, учеба в Благородном пансионе, уроки музыки и первый опыт сочинительства. Какой блистательный круг общения подарила ему столица, где он познакомился с выдающими деятелями культуры того времени: А. Пушкиным, В. Жуковским, А. Грибоедовым, М. Балакиревым, А. Даргомыжским, А. Сколько ярких художественных импульсов вызвало пребывание Глинки в Европе — в Италии, Германии, Франции, Польше, Испании, где он познакомился с жизнью крупнейших музыкальных центров, получил профессиональное музыкальное образование. В лице Глинки русская музыкальная культура выдвинула композитора мирового значения.
Пушкин в русской музыке
В концерте «Пушкин в музыке» прозвучат самые яркие произведения музыкальной Пушкинианы! Поэт Александр Пушкин в 2023 году снова проявился в истории одного из популярных музыкальных жанров. В Государственном музее-заповеднике А. С. Пушкина «Михайловское» на Поэтической поляне близ центральной усадьбы Пушкиных и Ганнибалов будут даны три концерта классической музыки. “Пушкин оказал огромное влияние на развитие русской музыки. Вслед за песнями, романсами, альбомными стихами вошла в музыку и пушкинская поэзия мысли, выраженная в музыкальном жанре элегии.
Пушкин звучит в музыке от классики до рока
Петр Ильич Чайковский также восхищался пушкинским гением: «Независимо от того, что он излагает в форме стиха, в самом стихе, в его звуковой последовательности есть что-то проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть музыка». Поэмы, драмы и повести, сказки в народном духе и лирические стихотворения великого классика вдохновили более 1000 композиторов. Около 500 его сочинений легло в основу более 3000 музыкальных произведений, став важной частью отечественной национальной культуры.
Михаил Иванович вспоминал: «Около этого же времени я часто встречался с известнейшим поэтом нашим — Александром Сергеевичем Пушкиным, который: хаживал и прежде того к нам в пансион, к брату своему и пользовался его знакомством до самой его кончины». В апреле 1835 года М. Глинка работал над оперой «Иван Сусанин» и друзья постоянно интересовались его работой, неоднократно обсуждался сценарий.
Пушкин, безусловно, был в курсе глинковского замысла. Первый, кто высказал мысль о «пушкинском» происхождении «Ивана Сусанина» Глинки, был Стасов. Глинки «Жизнь за царя».
На завтраке в доме А. Всеволжского друзья чествовали М. Глинку, тогда был сочинён канон в его честь и А.
Пушкин выступил со словами: «Слушая сию новинку, зависть, злобой омрачась, пусть скрежещет, но уж Глинку, затоптать не может в грязь». Посмотрите, пожалуйста, самый известный и яркий отрывок из оперы «Жизнь за царя» — «Плясовая». Великий поэт заинтересовался этим замыслом и даже принял участие в обсуждении плана будущей оперы.
Около 500 сочинений великого поэта легли в основу более 3000 музыкальных произведений. Весь XIX век в русской музыке почти неотделим от имени А. Гений Пушкина не только сопутствовал национальной музыкальной культуре, — он активно участвовал в ее строительстве, направляя и вдохновляя русскую музыкальную мысль. В концерте «Пушкин в музыке» прозвучат самые яркие произведения музыкальной Пушкинианы! Наслаждайтесь и вдохновляйтесь великолепными шедеврами! В программе возможны изменения 2 отделения по 45 минут Организатор:.
Дни Пушкинской поэзии и русской культуры проводятся при поддержке министерства культуры РФ, правительства Псковской области, комитета по культуре Псковской области. Организаторы праздника Федеральное учреждение культуры «Росконцерт», Театрально-концертная дирекция Псковской области и музей-заповедник А. Пушкина «Михайловское».
А. С. Пушкин и музыка ч. 1
Добавлю, что ведущими фестиваля будут Эмилия Спивак - известная актриса театра и кино, лауреат премии "Золотой софит" , а также Иннокентий Иванов - журналист, награжденный премией "Золотое перо России", кроме того, сценарист и режиссер. Фестиваль пройдет при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Почему в качестве площадки для фестиваля было выбрано именно Михайловское? Казалось бы, что общего у Пушкина с музыкой? Георгий Василевич: Я думаю, что даже тем, кто не владеет русским языком, если они любят музыку, известно, что по мотивам произведений Александра Сергеевича Пушкина написано, как минимум, шестнадцать опер.
В этом смысле он известен, как автор, чье наследие включает в себя и оперное искусство. Кроме того, на его стихи, в том числе написанные в Михайловском, сочинены романсы. Здесь поэт писал и трагедию "Борис Годунов", по мотивам которой Модестом Мусоргским была создана одна из самых известных репертуарных русских опер. Сегодня на основе его произведений даже сочиняют мюзиклы.
Так что Александр Сергеевич Пушкин принадлежит к миру музыки не меньше, чем к миру литературы и словесному искусству.
Человек, прочитавший, познавший книгу жизни, ведь по тем временам двадцать пять лет — это ведь полжизни. У Онегина странное состояние. С одной стороны, ему жалко эту девчонку, она полюбила серьезно, выписала из Ричардсона полписьма, поэтому он скорее как отец ей отвечает. А теперь раскрою самый главный тайный знак это оперы. Четыре героя: Татьяна и Онегин, Ольга и Ленский. Ленский: «Я люблю вас, я люблю вас, Ольга…» Ольга: «Я не способна грусти томной…» Татьяна: «Пускай погибну я…» Онегин: «Когда бы жизнь домашним кругом…» Если вслушаться внимательно, это одна и та же музыка! Конечно, есть нюансы: скажем, Онегин не может так просто, как Ольга, выдавать сентенции, его музыкальная речь более витиеватая.
Но все эти мелодии — родственные. А вот фразой «кроме вас одной, невесты б не искал иной» Онегин уничтожил всё лучшее в Татьяне. Это секвенция из письма Татьяны, только более светская, лишенная девичьих пауз. Итак, Ленский любит Ольгу — полное фиаско. Татьяна любит Онегина — совершенно напрасно, придуманный герой. Но случилось чудо. Татьяна и Онегин встретились через годы, и Чайковский пишет знаменитый дуэт, заключительную сцену Евгения Онегина. Здесь гениальное либретто.
Точно найден психологический момент. Что это? Дуэт согласия или дуэт разногласия? А это величайший дуэт согласия-разногласия в истории музыки Потому что мы знаем в оперной музыке дуэт разногласия, когда весь дуэт враждебный. Мы знаем дуэты согласия, когда оба героя как соловьи поют и любят друг друга. А здесь — самый уникальный дуэт в истории оперы и оперного искусства, потому что герои, во-первых, меняются местами. Теперь Татьяна — личность, приближенная к императору, представительница высшего света. А Онегин — потерянный человек, который не знает, куда деться, куда применить свои силы.
В дуэте есть уникальный момент. Когда Онегин приходит, он находится в очень сложном положении: он пытается понять, что чувствует Татьяна. Это музыка неустойчивости, поиска, желания что-то понять. И вдруг — совершенно гениальный ход, Татьяна произносит фразу «Я вас люблю…». И вот после этого — безумно сильная находка. Онегин совершает главную ошибку с точки зрения современных психиатров, психологов, исследователей поведения мужчины Он думает так: «Если Татьяна все эти годы любила и любит меня — это значит, что она, как всякая нормальная женщина, особенно русская, помнит каждую строчку своего письма». Это особенность женской памяти. Онегин совершает, может быть, один из самых страшных поступков в истории оперного искусства.
Или она пойдет со мной, или жизнь ее кончена. Иду ва-банк». Либреттист тут придумал потрясающий ход: Онегин цитирует ее собственное письмо, заменяя местоимения. И знай: тебе я послан богом, До гроба я хранитель твой! У Татьяны удивительный муж: Чайковский дает образ русского интеллигента, человека подлинного масштаба, подлинных кровей. От него нельзя уйти, нельзя изменить, можно умереть от ужаса, но не изменить. Помните, кто у Пушкина муж Татьяны? Просто абстрактно названная личность.
А Чайковский называет имя — Гремин, дает ему одну из самых прекрасных арий о любви с поэтичнейшим текстом: «Любви все возрасты покорны, ее порывы благотворны…» Читайте также: 5 мультфильмов для детей с музыкой известных композиторов Зачем появляется Гремин? Во времена Пушкина, когда Татьяна говорила: «Я другому отдана, я буду век ему верна» — это было само собой разумеющимся. Татьяна замужем и никаких разговоров!
На ее премьере присутствовала и сказала вступительные слова легендарная Роксана Николаевна Сац. На сцене-помосте, установленной в верхнем фойе театра, — минимум декораций вернее сказать, совсем никаких, кроме деревянной белой скамьи справа и черной металлической лестницы слева. Режиссер Дмитрий Дьяченко объяснил зрителям в начале спектакля: это потому, что театр создал концертное исполнение "Онегина" буквально "из того, что было".
В работу над проектом включились все цеха, и "из подбора" появились выбранные художником Натальей Чабаненко соответствующие эпохе костюмы и даже какой-то минимальный, но очень милый реквизит вроде круглого столика, за которым Татьяна пишет письмо Онегину. Таким образом, действо стало уже не просто концертным исполнением, а исполнением театрализованным, которое поставил Валерий Меркулов. Для него, больше 30 лет работающего в Театре имени Наталии Сац, это не первое обращение к знаменитой опере: был спектакль на Малой сцене, который потом "переехал" на Большую и шел довольно долго.
Всю жизнь любя «дикие напевы» цыган, Пушкин в Бессарабии даже присоединяется к табору и позднее в поэме «Цыганы» пишет, что В походах медленных любил Их песен радостные гулы. Поэт часто обращается в своем творчестве к фольклору: пение Баяна в «Руслане и Людмиле», черкесская песня в «Кавказском пленнике», татарская песня рабынь в «Бахчисарайском фонтане», песня девушек в «Евгении Онегине», шотландская народная песня в трагедии «Пир во время чумы» и так далее. Не одна только народная музыка завоевывает симпатии поэта. Пушкину хорошо известно все современное ему музыкальное искусство—будь то русская или зарубежная опера, симфоническая или камерная музыка. Уже в лицейские годы в домашнем театре графа В. Толстого поэт знакомится с модными в то время операми Е.
Фомина и Д. Паизиелло; кроме этого он бывает на музыкальных вечерах учителя музыки Теппера. После окончания лицея круг музыкальных впечатлений значительно расширяется. С музыкой поэт соприкасается в концертных залах музыкальных собраний, в театрах, на вечерах у друзей-музыкантов. Постепенно формируется его музыкальный вкус, выявляются музыкальные привязанности. Жизнь Пушкина в Петербурге со времени окончания лицея 1817 и до момента ссылки на юг 1820 богата музыкальными впечатлениями. Поэт слушает игру знаменитого пианиста Джона Фильда, восхищается пением известной итальянской певицы Каталани, знакомится с композиторами Верстовским и Алябьевым. В этот период театр — трагедия, комедия, опера, балет — занимает весьма значительное место в жизни Пушкина. Часто в письмах Пушкин говорит о Россини.
Из Одессы поэт пишет Дельвигу: «Правда ли, что едет к нам Россини и итальянская опера? Боже мой! Это представители рая небесного.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА " ПУШКИН В МУЗЫКЕ "
Кроме того, это продолжение традиций Наталии Сац, которая сразу, с момента возникновения театра, заложила в его художественную программу не только исполнение опер и балетов, то есть спектакли для детей, но и просветительские концерты, едва ли не главным из которых стал симфонический театрализованный концерт «Пушкин в музыке», где Наталия Ильинична была автором идеи, композиции и ведущим. Как переплетаются, обогащая друг друга, произведения гениев, и на стыке их творчества возникает новое художественное явление, которому уготована своя, отдельная, часто великая творческая судьба, как это произошло с оперой «Евгений Онегин», — рассказывает художественный руководитель театра Георгий Исаакян. С другой стороны, всем поклонникам Пушкина, которые смогут снова или впервые услышать, как преломляется его поэзия в звуках музыки». Комментарии запрещены.
В нем этот признак сильной впечатлительности был несомненное выражение всякого потрясающего ощущения». Салон Зинаиды Волконской. Картина работы Г. Широко известен популярный и сегодня романс «Я вас любил», написанный композитором-дилетантом Борисом Сергеевичем Шереметевым.
Граф Сергей Дмитриевич Шереметев - его племянник. Одно из самых удачных воплощений поэзии Пушкина в русской музыке XX века у Свиридова. Именно романсы на стихи Пушкина стали его первой творческой удачей. Сегодня они признаны вокальной классикой и входят в репертуар многих выдающихся певцов. Через несколько десятилетий Свиридов, уже будучи признанным композитором, вновь обратился к поэзии Пушкина и создал произведение, которое стало значительным событием в музыкальной жизни. Это хоровой цикл «Пушкинский венок». Романс к повести А.
Пушкина «Метель» также стал достоянием народной музыки.
Информационное Интернет Агентство Инфо-Сити сайт www. Ru 29 мая 2014 в 12:15 39611 0 Культура Глинка и Пушкин К 210-летию со дня рождения композитора и 215- летию со дня рождения поэта посвящена выставка музыкально нотной литературы в Бунинке. В нашей благодарной памяти неразрывно и прочно связаны два гения русского искусства — Михаил Иванович Глинка и Александр Сергеевич Пушкин. Их объединило глубокое уважение к делам, мыслям и идеям друг друга, а самое главное, огромная любовь к родине, глубочайшая вера в русский народ. И композитор, и поэт горячо отстаивали приоритет русской национальной культуры. Глинка и А. Пушкин были почти ровесники и родились в один месяц, в июне.
Их дружба длилась около 10 лет, до самой трагической гибели поэта. В творчестве же они оказались связанными на века. Музыкальная пушкиниана насчитывает тысячи названий, а первые произведения на стихи поэта появились еще при его жизни. Особенно дорога и памятна для А. Пушкина была музыка М. Её венцом стала опера «Руслан и Людмила».
Арии и сцены из опер : Глинка М. Исполняют солисты Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им А. Стоимость билета: 500р.
Пушкин звучит в музыке от классики до рока
Многие исследователи творчества М. И. Глинки отмечают, что его пушкинские романсы — это совершенное претворение в музыке жизненных впечатлений, особенно в любовной лирике Пушкина. Основой концертной программы «Пушкин в музыке» является известное произведение А.С. Пушкина «Метель». Жители Пушкинских Гор смогут насладиться классической музыкой на фестивале «Пушкин. Публикация «Список музыкальных произведений „А, С, Пушкин в музыке“» размещена в разделах.
Пушкин и музыка. Гармония звука и слова
- Стихи Пушкина стали песнями
- Навигация по записям
- Ваш комментарий будет первым
- Разделы сайта
Оркестр Капеллы примет участие в фестивале «Пушкин. Музыка. Михайловское» в Пушкинских Горах
Новости. Важные события и обращения. Дорогие друзья! В рамках онлайн-программы Пушкинского праздника поэзии музей-усадьба "Остафьево" приглашает вас погрузиться в атмосферу XIX века, время высо. Одно из самых удачных воплощений поэзии Пушкина в русской музыке 20 века у Георгия Свиридова.
«Пушкин в музыке»
В описании мазурки сливаются воедино зрительные и звуковые образы: Мазурка раздалась. Бывало, В огромной зале всё дрожало, Трещал паркет под каблуком, Теперь не то — и мы, как дамы, Скользим по лаковым доскам. Но в городах, по деревням Ещё мазурка сохранила Припрыжки, каблуки, усы Всё те же... Уездные барышни удовлетворяли свою тягу к прекрасному домашним музицированием. Как популярна была ария из «Днепровской русалки»! И как безжалостно её уничтожил сарказм Пушкина: И запищит она бог мой! Веберу повезло больше. В России по цензурным соображениям она называлась «Волшебный стрелок» Боже упаси, никаких вольностей! В 1820-21 гг. Он звуки льёт — они кипят, Они текут, они горят, Все в неге, в пламени любви, Как зашипевшего Аи Струя и брызги золотые...
Родоначальник русской национальной музыки М. Глинка, современник и хороший знакомый Пушкина, черпал вдохновение в народных мотивах, утверждая, что музыку пишет народ, «а мы, композиторы, её только аранжируем». Так и А. Пушкин не стал бы великим национальным поэтом без погружения в стихию народного слова, народной философии, народной музыки. В «Евгении Онегине» впервые в русской литературе без стилизаций показано народное музыкально-поэтическое творчество. Гений Пушкина позволял ему настолько проникнуться духом народной песни, что, по словам фольклористов, его сочинения порой неотличимы от подлинных произведений народного творчества. В «Онегине» это песня «Девицы, красавицы» со свадебной символикой «вишенье» — парень, «смородина» — девушка. По михайловским впечатлениям написаны «Песни о Стеньке Разине», о «самом поэтическом лице нашей истории». Будучи в южной ссылке, Пушкин переложил в стихи молдавскую «Чёрная шаль» и цыганскую песни «Старый муж» — песня Земфиры из поэмы «Цыганы».
Он использовал в поэме «Кавказский пленник» черкесские народные мотивы «В реке бежит гремучий вал» , в поэме «Бахчисарайский фонтан» — татарские «Дарует небо человеку». В стихах его звучат грузинские напевы «Не пой, красавица при мне... В творчестве Пушкина мы нередко встречаем старинные, но до сих пор не забытые русские народные песни.
Около 500 его сочинений легло в основу более 3000 музыкальных произведений, став важной частью отечественной национальной культуры.
В концертной программе Национального филармонического оркестра России под управлением Арсентия Ткаченко прозвучат самые яркие произведения музыкальной Пушкинианы — творения Глинки, Римского-Корсакова, Чайковского, Прокофьева и других русских классиков. Визуальным дополнением к исполнению классических шедевров станет оригинальная видеоинсталляция, специально созданная для проекта Екатериной Василёвой.
Он открылся во вторник в концертном зале Саратовской областной филармонии и проходит при поддержке Минкультуры РФ.
Он продлится до 6 июня, и финальным аккордом хоровая музыка зазвучит в этом зале именно в день рождения Александра Сергеевича. Фестиваль посвящен русскому слову Пушкина.
Весь XIX век в русской музыке почти неотделим от имени А. Гений Пушкина не только сопутствовал национальной музыкальной культуре, — он активно участвовал в её строительстве, направляя и вдохновляя русскую музыкальную мысль. В день рождения великого поэта мы собрали плейлист с самыми яркими произведениями музыкальной Пушкинианы! Наслаждайтесь и вдохновляйтесь великолепными шедеврами! Пушкин и Глинка Музыкальный и художественный критик В. Стасов заметил, что и Пушкин, и Глинка — «родоначальники национального… оба создали новый русский язык — один в поэзии, другой в музыке». Живя в одно время и в одном городе, вращаясь в кругу общих знакомых, посещая те же концерты и спектакли, Пушкин и Глинка были дружны и умели ценить друг друга. Гениальная опера «Руслан и Людмила» М.
Глинки открыла пути воплощения в музыке не только лирических, но эпических, фантастических и сатирических образов Пушкина, хотя замысел оперы в значительной степени отличается от литературного первоисточника. Гениальной юношеской поэме Пушкина, основанной на темах русского сказочного эпоса, присущи черты лёгкой иронии, шутливого отношения к героям. От такой трактовки сюжета Глинка решительно отказался. Он создал произведение эпического размаха, исполненное больших мыслей, широких жизненных обобщений. Монументальные образы, легендарные фигуры великого князя Светозара, богатыря Руслана, вещего народного певца Баяна переносят слушателя в обстановку глубокой древности, рождают представление о красоте и величии народной жизни. У Глинки много прекрасных романсов на стихи разных поэтов, но лучшие — на стихи А. Пушкина, в которых он ценил жизнерадостность, гармонию, правду и красоту отражения жизни. Они написаны в разных жанрах: лирический монолог, испанская серенада, античная идиллия, застольная песня. Романсом-шедевром считают романс «Я помню чудное мгновенье», написанный в 1839 году. В нём стихи и музыка слились в единое и прекрасное целое.
Пушкин и Даргомыжский Пушкинские тексты в музыкальном творчестве Даргомыжского занимают особо важное место. Почти четверть всех романсов и песен композитора написано на слова Пушкина. Из четырёх опер — три на пушкинские сюжеты, из них две — значительнейшие, вошедшие в классический репертуар русского оперного театра: «Русалка» и «Каменный гость». Писать оперу на сюжет пушкинской «Русалки» было делом и трудным и ответственным. Трудным потому, что трагедия не закончена, а ответственным потому, что Пушкин ставит в своём произведении вопросы огромной социальной глубины. Музыка должна была не только соответствовать драматической силе текста, но и обогащать его. Как показала сценическая долговечность оперы, Даргомыжский блестяще решил эти задачи. Не найдя либреттиста, композитор сам пишет текст для своей оперы, причём очень близко к самой трагедии Пушкина. Лишь кое-где Даргомыжский ставит свои акценты: смягчает образ Князя, усиливает трагические переживания Мельника. Сам же композитор пишет текст финала для своего произведения, который является логическим завершением трагедии Пушкина.
Опера впервые была исполнена в 1856 году, но из-за плохих декораций, костюмов, из-за купюр успеха не имела. Возобновлена она была в 1865 году и прошла под гром аплодисментов. По этому поводу сам Даргомыжский писал: «Опера пошла так, как будто никогда не давалась. Вызовам артистов и меня конца нет». Опера «Каменный гость» — это тот редкий, если не единственный, случай, когда пересказывать содержание оперы — это слово в слово пересказывать содержание литературного первоисточника. Как правило, всякое либретто — это в большей или меньшей степени отход от оригинала, часто — сокращение, поскольку петь текст дольше, чем произносить его. Даргомыжский специально поставил перед собой цель: написать оперу на полный текст поэмы Пушкина.
ПУШКИН В МУЗЫКЕ
В уста персонажа трагедии Пушкин вложил свою любовь к музыке. Для самого Пушкина музыка была искусством не только прекрасным, но и высоким, исполненным огромного этического содержания. Статья вой о музыкальных произведениях русских композиторов на стихи а. О роли Пушкина в музыке поделился Александр Титель: «Мало авторов, по творчеству столь всеобъемлющих и близких природе музыкального театра.
Африка, Ближний Восток и Индия
- Слово Пушкина поет
- Пушкин в музыке середины ХIХ века
- Ваш комментарий будет первым
- «Пушкин в музыке»
- «Пушкин и музыка» - Все новости - Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
- Предварительный просмотр: