Картина Врубеля «Суд Париса» написана в форме триптиха по мотивам мифов Древней Греции.
Самые знаменитые картины Врубеля
«Тех миров, которые видел он, мы ещё не видели» | Величие живописного дарования Михаила Александровича Врубеля проявилось в поразительной полифонии творчества, универсализме мастерства и оригинальности мышления. |
Врубель Михаил. Биография, названия, описание картин. | Картину «Шестикрылый серафим» Михаил Врубель написал в перерыве между приступами тяжелой болезни. |
Печали и демоны Михаила Врубеля | Врубель написал серию картин, посвященных Демону. |
Михаил Врубель. Демоны и пророки - Православный журнал «Фома» | Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург). |
Михаил Врубель: трагедия гения
Выставка известного художника Михаила Врубеля в Третьяковской галерее стала самой масштабной с 1956 года. Самые знаменитые картины Врубеля: Дуэль Печорина с Грушницким. В Третьяковской галерее картинам и скульптурам Михаила Врубеля выделили самый большой зал. Третьяковская галерея обладает самым крупным собранием работ художника и на этой базе выступает «объединителем Врубеля». Самые знаменитые картины Врубеля: Дуэль Печорина с Грушницким. В картине Врубель захотел изобразить свою мечту о Нём, свое виденье Его.
Тайны и безумие Михаила Врубеля: "Был одержим Демоном"
То была светлая, гармоничная пора в жизни Врубеля. Ему хотелось цельности и ясности бытия. Теперь он тянется к исконно русскому, народному: «Морская царевна, «Тридцать три богатыря», майолики «Снегурочка», «Купава», «Садко». В ответ на все обвинения в декадентстве Врубель пишет своего «Богатыря». Кряжистый, земной, мощный — соль русской земли. Знак судьбы И все-таки даже в картинах-сказках Врубеля виден второй план — тревожный и жутковатый. Есть двойственность и лукавость во врубелевском «Пане». Он добродушный старичок-лесовичок или колдовской леший с прозрачными глазами, обернувшийся из древесной коры и корней?
И пейзаж картины «К ночи» дышит таинственным, тревожным. Во всем присутствие потусторонней силы. Даже «Сирень» у Врубеля затягивает зрителя в воронку, в душный, лиловый сумрак. Нет светлости. Повсюду нарастание беспокойства, напряжения. Сильный, особый дар художника, но какая-то беззащитность души перед силами тьмы. Ребенок не прожил и двух лет.
Михаила Александровича тогда увезли в психиатрическую клинику в Риге, потом поместили в клинику Сербского в Москве. Блок заметил: «То немногое, что приходилось слышать о Врубеле, похоже на сказку более, чем на обыкновенную жизнь». Порой на сказку, а порой и на притчу. Ну, вот казалось, Врубель — франт и эстет, для которого последняя истина — в красоте. Случайно ли, но именно у него рождается сын с врожденным уродством — заячьей губой? И Врубель, творивший культ из красоты, так тяжело и страшно переживает этот знак или подсказку своей судьбы. Накануне рождения сына, Саввы, в 1899 году Врубель вновь берется за образ Демона.
Совсем другой демон рождается в душе у художника. Тогда в России только появились первые переводы богоборческих сочинений Ницше. Становилась модной драматургия Ибсена. Ангел с кадилом и со свечой. Человек, имеющий действенную волю, чтобы противостоять обществу, которое пытается поработить и обезличить его. Беда в том, что высокая миссия нового героя часто сметает на своем возвышенном пути обыкновенных людей и вообще все человеческое. И вот проглядывает новая личина Демона.
На сей раз это не скорбный юноша в объятьях мировой тоски и одиночества. Врубель страстно берется за работу. В невероятном возбуждении он отправляет записку своему почитателю, господину фон Мекку, который покупал его картины: «Помогите и поскорее достаньте где-нибудь фотографии гор, лучше Кавказских. Я не засну, пока не получу их». В одну ночь на холсте за фигурой Демона выросли пустынные горные хребты. Неземной холод и неживой покой этого пейзажа. Человеческое здесь невозможно.
В конце концов Врубель оставил работу незаконченной. Причины не совсем понятны. В полете Демона, вместо задуманного ощущения мощи и свободы духа, явлено чувство катастрофы, преддверие конца. Кажется, что-то возникло на полотне помимо воли самого Врубеля: может быть, то, что и несет вслед за собой «освободившийся» человек—нигилист. Потом напишут, что Врубель гениально узрел дух Зла, который навис над Европой на рубеже веков. Он уловил тогда еще еле слышный, подземный гул будущих потрясений. Пройдет не так много лет — и этот гул вырвется наружу.
Стройными рядами будут шагать по России строители счастья для будущих поколений. И над растерянной, испуганной страной, где голод, коммуналки и разруха, прозвучит голос Маяковского: «Долой вашу любовь! Долой ваше искусство! Долой ваш строй! Долой вашу религию! А пока, в 1899-м, мощный Демон на холсте Врубеля летит прямо на зрителя, и в его облике проступают черты муки и обреченности. Помрачение Образ Демона как вольнолюбивого мятежника пришел в искусство вместе с романтизмом.
Новозаветные тексты полностью отказываются от наглядных образов сатаны. Теологическая литература не описывает внешность дьявола либо пользуется метафорами. Напротив, фольклор и изобразительное искусство уделяют этому большое внимание. В Средневековье, изображая сатану, наделяли его исполинским телом неимоверных размеров, животными чертами, многорукостью. Но это всегда были образы зла и тьмы. Голова пророка. Демоны уже позади.
Он смотрит на мир не с презрением, а видя прекрасную тайну и глубину самой жизни. В искусстве — эпоха романтизма с изображением сильных зачастую бунтарских страстей и характеров. Образ сатаны становится почти положительным. Демон —как символ бунтаря-одиночки, бросающего вызов закостенелому обществу. В искусстве появляется целая галерея мятежных демонов — и у Байрона, и у Лермонтова. Врубель — наследник этой традиции. В свое время Лермонтов пытался отделаться от своего демонического героя.
И этот дикий бред Преследовал мой разум много лет. Но я, расставшись с прочими мечтами, И от него отделался — стихами! Хотя вовсе не отделался. А разве Печорин не демоничен? И разве не демоничны насмешки над недалеким Мартыновым? Вот и Врубель не отделался.
Эскизы, рисунки, в том числе интереснейшая серия портретов из психиатрической лечебницы. Панно, майолика, скульптуры и маски… И поверьте, если вы любите мистику и живопись, разочарованы не будете точно! Михаил Врубель, «Демон сидящий». Но дело не только в мистике. Дело в реальной тайне, которая пронизывает все творчество великого художника. Например, одержимость образом демона, который присутствует явно на нескольких знаменитых картинах. Но, если присмотреться, его профиль виден почти в каждом полотне, даже в карандашных этюдах, на которых мастер упрямо изображает складки смятого одеяла, платья, халата. Даже в серии мистических зарисовок одной и той же перламутровой ракушки можно рассмотреть нечто. Кто это? Чей образ так упорно преследует Врубеля? Его собственный мятущийся дар непонятого гения? А может, мучающая его душу болезнь, или даже любовь? Даже в мятой одежде и одеяле на рисунках Врубеля, то и дело просматривается профиль Демона, которым художник был одержим. Фото: Ярослава Танькова Пытаясь найти ответы, я бродила по залам туда и обратно несколько раз. И, в очередной раз проходя мимо знаменитых Сиреней, заметила сидящую на полу перед полотном маленькую девочку. Она старательно малевала в тетрадке, пытаясь срисовать картину.
Выставленная в Санкт-Петербурге на выставке «Мир искусств» картина, произвела настоящую сенсацию, а ранняя публика наблюдала, как автор переписывает своё полотно. Шестикрылый Серафим. Сербского, стала вершиной его творчества. Этот синтез ярких цветов и экспрессии в полной мере раскрыл творческий потенциал и мастерство умельца живописи. Взгляд Серафима источает уверенность и надежду, а меч и лампада в руках ангела — яркие символы борьбы противоположностей. Это великолепное произведение Врубеля известно и под другими названиями — «Азраил», а также «Ангел с мечом и кадилом». Портрет Брюсова. Художнику по утрам позировал сам русский поэт, а чуть позже в больничную палату приходил художник Валентин Серов, и рисовал вечерами портрет самого Врубеля. Так и вышло в одно время из-под кисти двух великих русских художников два портрета — поэта Валерия Брюсова и живописца Михаила Врубеля. В этом и проявилась противоречивая натура художника. Вырисовывая светлые образы ангелов на иконах, он в мастерской рисует эскизы демонов. Во время работы над произведением художник часто менял первоначальный замысел. Так, на картине «Жемчужная раковина» появились образы морских царевен. Скорее печальный факт, но душевные терзания и жизненные трагедии, в конечном счёте, привели Врубеля в психиатрическую больницу. Он начинал творческий путь с росписи Кирилловской церкви, стоящей на территории больницы, в больнице и закончил свой жизненный путь. Картина «Демон поверженный» уже висела в галерее, а художник приходил и переписывал своего поверженного демона заново.
Византийская традиция насыщается здесь острым, трагически-напряженным психологизмом нового времени. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра 1886, там же. После переезда в Москву Врубель становится одним из самых активных членов художественной группы Саввы Мамонтова. Здесь живописец пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике — скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, — все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну, исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи Музей в Абрамцеве. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки 1896, Третьяковская галерея. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан 1899 , Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень все 1900 , пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания.
Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения
Во многом это наложило отпечаток на художественный вкус Врубеля — в его картинах, сюжетах, действительно, много театральности. Самые знаменитые картины Врубеля: Дуэль Печорина с Грушницким. Все работы художника Михаила Александровича Врубеля.
Ангелы и демоны Врубеля: в Третьяковке готовятся к масштабной выставке художника
В три года у Врубеля умерла мать, но мачеха оказалась доброй и любящей, и детство болезненного мальчика было счастливым. В кругу взрослых и детей Врубель был всеобщим любимцем; с 5 лет занимался в рисовальной школе, в 7 лет посещал в Петербурге школу Общества поощрения художеств. В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербургского университета и посещал вечерние классы Академии художеств.
Самоуверенный и пылкий, Врубель даже сделал ей предложение, но получил отказ. Именно эта работа сделала Врубеля известным широкой публике и послужила отправной вехой в его последующей карьере художника и декоратора. Несмотря на то, что образ выполнен согласно всем канонам православной иконографии, критики отмечают его выразительность и оригинальность. Искусствоведы и художники единогласно признали успех не только образа Богоматери, но и других работ, выполненных Врубелем в Кирилловской церкви. Так, например, известный коллекционер Павел Третьяков хвалил эту работу художника, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист Сергей Маковский считал, что дебютная работа живописца в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергал выдвинутые автору обвинения в «нерусском польском происхождении» и «эстетическом космополитизме». Искусствовед и критик Александр Бенуа также отмечал мастерство художника и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески Василия Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Одна из сохранившихся законченных работ киевского периода — «Девочка на фоне персидского ковра». На полотне присутствуют роза и богато инкрустированный кинжал — традиционные эмблемы любви и смерти.
На шее девочки — жемчужное ожерелье, пальцы рук унизаны перстнями. К нашему времени краски полотна заметно потемнели. Врубель часто торопился в работе и нарушал технологию, используя ретушные лаки, которые быстро высушивали поверхность картины. В настоящее время полотно экспонируется в собрании Киевского музея русского искусства. В 1891 году Врубель написал 30 иллюстраций к юбилейному изданию сочинений Михаила Лермонтова под редакцией Кончаловского. Большая часть работ относилась к поэме «Демон». Демон — образ силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Трагически сцепив руки, он сидит с печальными, огромными глазами, в окружении невиданных цветов. Источник: wikipedia.
Вследствие частых перемещений его отца, Врубель с детства испытал много новых впечатлений, живя попеременно в Омске, Астрахани, Петербурге, Саратове и опять в Петербурге. По окончании курса в Петербургском университете поступил в Академию Художеств. Здесь большое влияние оказал на него профессор П. Чистяков , а также товарищ его В. В 1883 г. Прахов пригласил его в Киев для реставрации и росписи Кирилловской церкви. Исполненные здесь Врубелем работы, а также его декорации во Владимирском соборе принадлежат к лучшему, что создано в религиозной живописи за весь XIX в. В 1884 г. В 1887 г.
Врубель пишет сцену «Сошествие св. Он плодотворно работает как график иллюстрирует своего любимого поэта — М. Близкий к общеевропейскому стилю «модерн», Врубель развил собственную живописную систему, постоянно ее совершенствовал, не останавливаясь перед самыми смелыми формальными экспериментами, дробя форму, наполняя ее мерцающим светом, заряжая ее импульсивным динамизмом.
Демоны Михаила Врубеля
Выставка «Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения» продлевается до 14 ноября 2022 года. В связи с ограничениями по продолжительности непрерывного экспонирования, которые имеют графические работы, с 26 октября экспозиция частично обновлена: некоторые произведения заменены на живописные этюды академического периода, эскизы картин "Сирень" и "Царевна-Лебедь", а также рисунки, акварели и керамику художника из собрания Русского музея. Выставка, посвященная 165-й годовщине со дня рождения Михаила Александровича Врубеля 1856—1910 , представит основные этапы пути одного из ведущих мастеров русского искусства.
Но находились те, кто считал Врубеля богохульником, что усугубляло начинающуюся депрессию художника. Женитьба на певице Надежде Забеле на время подарило Врубелю новые силы. Он создал невероятно нежный портрет жены в образе царевны-лебедя, на котором женщина как будто утопает в мягких перьях, однако даже эта картина многим не понравилась. В приступах депрессии, рождённой непонятостью, Врубель создаёт новое полотно — «Демон летящий». На нём отчётливо видно, как могуч был талант художника, сумевшего в особом мозаичном стиле передать потустороннюю мощь Люцифера. Сильными, но дробными мазками создаёт Врубель третью часть своей художественной эпопеи — «Демона поверженного».
В то время он уже страдает от глубокой депрессии и вынужден лечиться.
Искусство Михаила Врубеля с неповторимыми названиями говорит о том, что в каждом произведении есть частичка души художника. Они позволяют нам заглянуть за занавес и увидеть его мир во всей его красе и многогранности. Они нравятся не только своей визуальной привлекательностью, но и способностью пробуждать в нас самые глубокие чувства и переживания. Ведь искусство не нуждается в переводах и словах — оно говорит на языке эмоций и вибраций, и названия картин Михаила Врубеля идеально вписываются в этот контекст, создавая дополнительную гармонию в произведении.
Михаил Врубель: женщины, демоны, селфхарм и кутежи.
Помимо философии в своих работах он применял совершенно необыкновенную технику, которая поражает ценителей искусства и до сей поры. Напряженные цвета, которые заставляют испытывать неоднозначные чувства, чёткая конструктивность рисунков, завуалированный трагизм. Всё это заставляет людей надолго останавливаться у картин Врубеля в музеях и ловить себя на мысли, что живопись — это прекрасно и волшебно. Михаил Александрович Врубель родился в Омске в семье военного юриста. Учился в Академии Художеств. Его учителями были П.
Чистяков, И.
Самые знаменитые картины Врубеля
Грандиозность и поистине титаническое величие Врубеля проявилось в поразительной полифонии творчества, универсализме мастерства и оригинальности мышления. Но если вспомнить слова Юнга о том, что мистика это просто другое название психологии, то и картины Врубеля можно рассматривать именно как глубоко философские и лишённые житейской мелочной конкретики. Картина Михаила Врубеля "Демон сидящий" © / Антон Пичугин. это одна из самых известных картин Михаила Врубеля, созданная им между 1890 и 1900 годами. Крупнейший отечественный символист и мастер стиля модерн Михаил Врубель (1856-1910), подобно титанам эпохи Возрождения, был невероятно одарен.
Самый печальный художник Серебряного века: выставка Врубеля в Новой Третьяковке
Ты его просто физически ощущаешь с первой минуты, когда встречаешься на входе с мечтательно-задумчивым взглядом «Царевны-Лебедь», самой популярной, самый растиражированной картиной Врубеля, которую современники называли «апокалиптической. Самые знаменитые картины Врубеля: Дуэль Печорина с Грушницким. Врубель Михаил Александрович Демон поверженный. 1901 г. Акварель, гуашь, бронзовая краска на нескольких склеенных фрагментах бумаги, смонтированных на картонную основу. это одна из самых известных картин Михаила Врубеля, созданная им между 1890 и 1900 годами.
Список картин Михаила Врубеля
Сидящий в окружении необычных цветов, Демон, скрестив руки, смотрит печально вдаль. Работая над иллюстрированием произведений М. Лермонтова, Врубелю удалось точно передать образ литературного героя. В его Демоне воплотились человеческие черты, внутренние противоречия, сила духа и постоянное сомнение. Кажется, образ Демона, выполненный на холсте, окончательно подтверждает, что сомневающийся мастер нашёл свой особый стиль. Для любителей подземного мира и путешествий — наш материал Подземные приключения: самые интересные пещеры мира. Картина «Царевна-лебедь» была написана под впечатлением оперы Николая Римского-Корсакова по сказке Александра Пушкина. Художник работал над декорациями к постановке, а его первая жена играла царевну. Образ царевны у Врубеля печален и загадочен, и в нём заключён великий символизм, а само произведение — настоящая жемчужина его творческой коллекции. Картина далека от сценического образа, ведь Врубель воплотил в картине всю двойственность лебединой сущности — стремление к небесам, чему-то светлому, и стремление к тёмным водам морской пучины. Если вы ищете идеи для книг, которые хотите купить ребёнку, на topcafe есть очень подробная статья про самые интересные книги для детей.
Тамара и Демон. Но по художественному исполнению и передаче образов эта иллюстрация занимает важное место в творчестве художника. Выполненная чёрной акварелью, иллюстрация передаёт весь трагизм свидания Демона с Тамарой, да и в настроении картины уже просматривается начинающаяся болезнь художника. На всех иллюстрациях Демон в одной неизменной позе, «падший ангел», прочно поселившийся в мире тёмных сил. А вот Тамара всегда в разных позах, чем художник подчеркнул сомнения в её выборе — между небесным и земным.
Они дарят нам возможность увидеть новые миры, найти красоту в незнакомом и осознать, что искусство не только отражает мир, но и творит его заново, даруя нам возможность пережить гамму эмоций, почувствовать себя частичкой Вселенной. Искусство Михаила Врубеля с неповторимыми названиями говорит о том, что в каждом произведении есть частичка души художника. Они позволяют нам заглянуть за занавес и увидеть его мир во всей его красе и многогранности.
Они нравятся не только своей визуальной привлекательностью, но и способностью пробуждать в нас самые глубокие чувства и переживания. Ведь искусство не нуждается в переводах и словах — оно говорит на языке эмоций и вибраций, и названия картин Михаила Врубеля идеально вписываются в этот контекст, создавая дополнительную гармонию в произведении.
Здесь же можно увидеть театральный костюм Снегурочки, сделанный по эскизу художника. А рядом — камин его работы, настоящее архитектурное сооружение, храм огня. На нем изображена встреча богатырей Вольги и Микулы Селяниновича, орнаменты можно разглядывать бесконечно. В этом же зале выставлен эскиз к иконе «Богоматерь с младенцем», которую 27-летний художник писал для оформления иконостаса Кирилловской церкви в Киеве. Лик Богородицы Врубель списал с жены заказчика Андриана Прахина Эмилии, в которую долгое время был платонически влюблен портрет он ее тоже написал. Она не считалась красавицей, но, как все его музы, была весьма харизматичной женщиной.
Скульптура, мозаика, майолика, витражи, театральные костюмы — под крылом Мамонтова Врубель оформляет особняки и спектакли. В частной опере знакомится с будущей женой Надеждой Ивановной Забелой, и сразу влюбляется в её голос и образ. Создает многочисленные портреты: «бестелесную» — скрывает в сирени, а сидящую у камина — пишет прямо поверх «пророка». Никого художник не изображал так часто, как свою жену, оперную певицу Надежду Забелу-Врубель. Он писал ее портреты в разных образах, наделял чертами мистических персонажей.
Зритель видит чудо — на полотне изображена нимфа, гонимая паном, она находится в укрытии за кустиками сирени. Художник изобразил буйство красок вокруг нимфы, не давая зрителю четкого образа. Он любил природу, и благодаря этому смог передать завораживающую красоту цветшей сирени, занимающую большую половину картины.
Сумерки, изображенные на полотне, передают таинственность женской фигуры. Вглядываясь в картину, можно понять, что в ней все взаимосвязано, девушка как бы появляется из царства природы. Шестикрылый Серафим Когда писалась картина — Врубель уже болел и находился в больнице В. Зритель видит на картине Божьего посланника — горит лампада, поднят меч… Серафим смотрит беспристрастно, твердо — он исполнитель Высших сил. Техника исполнения напоминает витражную вывеску, освещенную извне. Работа писалась масляными красками — она полна символических деталей, и передает интеллект Врубеля — его образование, знание темы. Самое главное, что художник не лишился светлого ума и блестящей логики, страдая от тяжелого недуга. Демон поверженный Из цикла «Демоны» эта картина стала последней.
На ней художник изобразил облик ангела-богоборца, потерпевшего поражение — он рухнул на скалы с небес и превратился из Ангела в Демона. Его тело стало слабым, беспомощным, а крылья разметались. Скорее всего, Врубель хотел передать мысль о том, что демона невозможно победить, но получился сломленный образ. Картина передает сгорание человеческого характера, его падение. Художник был одержим своей картиной, и даже, когда ее уже вывесили в галерее — он приходил с кистями и продолжал ее дорисовывать, не обращая внимание на посетителей. Несмотря на болезнь, Врубеля не покидало желание творить.
Печали и демоны Михаила Врубеля
Михаил Врубель стал первым российским художником, декларировавшим свободу творчества, живопись ради самой живописи. Врубель Биография Шедевры Картины Рисунки Исследования Музеи Фото Хроно Ссылки Дмитриева Коган Скляренко Бенуа Островский Маковский Федоров Рерих Малолетков. В экспозицию вошли картины Врубеля "Летящий демон", "Богатырь", "Утро", "Шестикрылый Серафим", которые хранятся в Русском музее, а также "Царевна-Лебедь", "Демон (сидящий)", "Пан" из Третьяковки многие другие произведения.
Михаил Врубель - картины с названиями и описанием по алфавиту
- Картины врубеля с названиями
- Также по теме
- Врубель Михаил Александрович
- Новые цветы
- Комментариев: 3
Здания-картины: где в Москве можно увидеть работы Врубеля
Михаил Александрович Врубель. Тамара в гробу Ни одному иллюстратору не удалось воплотить с такой силой мятущуюся безысходность, тоску и ожесточенность этого неземного существа. Врубель объяснял, что его Демона не надо путать с традиционным чертом, демоны — это «мифические существа, посланники... Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный... Демоны, ангелы, серафимы для художника — божественные сущности, наделенные величием. На его картинах они восстают во весь свой огромный рост, возвещая о мире ином. Однако кроме нее, есть еще несколько полотен на ту же тему. И написаны они были в то время, когда художника начала одолевать болезнь. Первые признаки психического расстройства проявились в то время, когда Врубель работал над «Демоном поверженным», в 1902 г. А в 1903 г.
Спустя 10 лет после «Демона сидящего» Врубель создал «Демона поверженного». И так получилось, что по окончании этой работы художник попал в психиатрическую клинику. Поэтому считается, что «Демон» одолел Врубеля, свёл его с ума.
Художнику по утрам позировал сам русский поэт, а чуть позже в больничную палату приходил художник Валентин Серов, и рисовал вечерами портрет самого Врубеля.
Так и вышло в одно время из-под кисти двух великих русских художников два портрета — поэта Валерия Брюсова и живописца Михаила Врубеля. В этом и проявилась противоречивая натура художника. Вырисовывая светлые образы ангелов на иконах, он в мастерской рисует эскизы демонов. Во время работы над произведением художник часто менял первоначальный замысел.
Так, на картине «Жемчужная раковина» появились образы морских царевен. Скорее печальный факт, но душевные терзания и жизненные трагедии, в конечном счёте, привели Врубеля в психиатрическую больницу. Он начинал творческий путь с росписи Кирилловской церкви, стоящей на территории больницы, в больнице и закончил свой жизненный путь. Картина «Демон поверженный» уже висела в галерее, а художник приходил и переписывал своего поверженного демона заново.
При жизни его не признавали как художника, над его работами посмеивались. Но однажды его друзья художники сделали большую выставку его картин… Врубеля признали, но было поздно, он уже был к тому времени тяжело болел. Вечером перед смертью Врубель открыл окно и, вдыхая морозный воздух, произнёс «Едем в Академию! Картина « Пан» 1899.
Врубель умер в 1910 году, а учёные и искусствоведы до сих пор ведут спор о его месте в отечественном и мировом искусстве. Но ясно одно — Михаил Александрович Врубель, словно комета, пронёсся по жизни, оставив свой неповторимый и яркий след на небосклоне российской и мировой культуры. Окружённый людьми, он всю жизнь оставался одинок, проделав путь от отшельника-алхимика к пророку, своим творчеством намного опередив своё время, предсказав в своих картинах некоторые события своей жизни.
Во время подготовки к Нижегородской выставке 1896 года вокруг панно Врубеля «Принцесса Грёза» вспыхнул скандал. В ожесточённой газетной полемике видные писатели и артисты спорили о достоинствах и недостатках творчества Врубеля.
Необоснованная критика, переходящая порой в травлю, подточила душевное здоровье художника. С 1902 по 1906 гг. Врубель работал в состоянии постоянного нервного срыва. В 1906 году на почве переживаний он ослеп и помутился рассудком. Последние годы жизни художник провёл преимущественно в психиатрической клинике.
Семья и личная жизнь Михаила Врубеля В молодости Врубель вёл достаточно беспорядочную жизнь: устраивал кутежи, сорил деньгами, волочился за женщинами, однако в более зрелом возрасте сильно переменился в лучшую сторону, остепенился. В январе 1896 года, приехав в Петербург на премьеру оперы «Грензель и Гретель», 40-летний художник увидел на репетиции 28-летнюю певицу Н. Забелу и влюбился в неё сразу и бесповоротно. Буквально через несколько дней Надежда Ивановна ответила согласием на его предложение, и 28 июля 1896 года пара обвенчалась. Художник очень любил свою жену и часто её рисовал.
Именно стилизованный образ Надежды Ивановны он увековечил в знаменитой картине «Царевна-Лебедь». Увы, семейное счастье супругов было недолгим. Единственный их сын Савва, появившийся на свет в 1901 году, умер в полтора года, что стало огромным потрясением для родителей. Вскоре Надежде Ивановне пришлось взвалить на свои плечи заботу о заболевшем муже. На фоне этих несчастий женщина едва не потеряла голос, артистические гонорары становились всё более скудными, но до конца жизни художника она не оставила его, исправно оплачивая счета за услуги докторов и сиделок.
Умерла Надежда Ивановна Забела-Врубель в 1913 году от туберкулёза, в возрасте всего 45 лет. Смерть и похороны Михаила Врубеля В последние годы жизни Врубель полностью утратил интерес к жизни. Его апатия переходила в затяжную депрессию и сопровождалась галлюцинациями. Он мечтал умереть. В одну из морозных февральских ночей 1910 года он открыл окно в палате клиники и стоял под ним, совершенно сознательно простудившись.
Христианства, вернее, самого Христа, нечего искать в искусстве Врубеля. Его изображения Христа полны строгой красоты и мистичной загадочности, но не верится, чтобы это был Христос. Собственное непонимание или вековое недоразумение отторгло Врубеля от Христа. Он сам, как кажется, не «доверял» ему. Бесплотность христианских церквей служила вероятно и для него непреодолимым камнем преткновения.
Ближе для него был Князь мира сего, Люцифер, красавец-ангел, не Карамазовский Чёрт — «приживальщик», а прекрасный, хотя и лживый, близкий, нежный к людям, хотя и жаждущий их мучений Демон — такой же надломленный и гордый, такой же трагический, как сам Врубель. В картине Врубель захотел изобразить свою мечту о Нём, свое виденье Его. И, глядя на эту картину, на эти картины ибо неоднократно брался он за Эту тему, долго бродил он вокруг своего предмета, со всех сторон присматриваясь к нему , глядя на них, веришь, что Князь Мира позировал ему. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слёз волнующих картинах... Но Демон остался верен своей натуре.
Он, полюбивший Врубеля, всё же и обманул его.