На своих страницах «Фома» рассматривает актуальные вопросы культуры, экономики, науки, образования, истории и так далее с точки зрения православной религии. Поэтому вполне закономерно, что в номере, посвященном обсуждению вопроса, какими должны быть церковные издания сегодня, мы помещаем интервью с главным редактором "Фомы". Журнал «Фома» – самое известное медиа в России о православии, которое существует уже более 25 лет на разных площадках. Новости Новости журнала «Фома».
Отзывы покупателей
- New topics
- Лучшие Телеграм Каналы 2024 - Каталог Популярных Каналов на
- Предыдущие выпуски
- Журнал Фома
Завершился проект по выпуску бесплатной газеты «Фома в дороге»
Можно предположить, что среди религиозных людей было больше заразившихся просто потому, что они в храм ходили, а там — высокая плотность людей. Но это может также показывать, что внутри приходов много людей, которые беспокоятся друг за друга, поэтому информация распространяется более интенсивно по сравнению с другими средами. Это проявление их коллективной жизни, они узнают новости друг о друге, интересуются, что у кого происходит. И я склоняюсь ко второму объяснению: что дело в активизации коллективной жизни приходов в период пандемии. Может быть, более высокая осведомленность о заболевании среди тех, кто посещал храмы, была связана с частотой заболевания батюшек? Эта информация была у всех на слуху? Николай Емельянов: Возможно. В моем приходе все духовенство переболело.
Поскольку духовенство — это, как правило, люди старших возрастов, они были подвержены повышенному риску. Некоторые священники отказались уходить на карантин, сказав, что они должны быть со своей паствой в кризисный период. Однако у меня есть интересное наблюдение. Основная исповедь происходит в субботу вечером. И все духовенство храма, где я служу а в нашем храме 25 священников , заболевало ровно через три дня — в среду или в четверг. Поэтому можно предположить, что вряд ли отцы кого-то заражали, в противном случае график был бы не такой четкий, через три-четыре дня после контакта. Иван Павлюткин: Я склонен считать, что за практиками религиозности скрываются еще и сети солидарности людей.
На приходском уровне те люди, которые просто приходили в храмы, но не знали друг друга, стали регулярно ходить на службы или причащаться, а также начали интересоваться тем, что происходит у других. Ведь в пандемию события были и трагичными, и радостными. И если бы прихода не существовало, этой активизации коллективной жизни не случилось бы. Другое соображение связано с отношениями в семье. Наш опрос показал, что среди практикующих верующих позитивные оценки семейных отношений несколько выше, чем у остальных. И, кроме того, они стали чаще задумываться о характере этих отношений, проявлять рефлексивность. Отчасти это связано с практикой регулярной исповеди, которая подразумевает иное отношение к ситуации.
И можно предположить, что именно этой рефлексивностью отношений на изоляции и отличались люди религиозные от нерелигиозных. Елена Пруцкова: Мы еще задавали вопрос о том, к кому человек может обратиться в кризисной ситуации. И если сравнить ответы людей в 2011 году и 2020 году, то за этот период значительно уменьшилось число затруднившихся ответить. То есть если люди раньше не задумывались, сколько в их окружении людей, которых можно попросить о помощи, то пандемия, самоизоляция заставили их об этом задуматься. А если посмотреть сколько людей действительно оказывали помощь окружающим или даже просто проявляли участие, разговаривая с расстроенным, подавленным человеком, то окажется, что таких действительно больше среди людей религиозных. Не кажется ли вам, что в результате пандемии активизировалось ядро приходов, а потенциальные верующие могли остановиться на пороге храма из-за эпидемиологических рисков? Елена Пруцкова: За последние 10 лет доля тех, кто никогда не посещал храм, снизилась, а доля тех, кто посещают регулярно, увеличилась.
При этом меняются и причины посещения храма: респонденты все реже заявляют, что «так положено религиозному человеку», и все чаще называют конкретный ритуал — поставить свечку, написать записку и т. Николай Емельянов: Ситуация с теми, кто не идентифицирует себя с практикующими православными, как минимум нетривиальна. Как раз из этой части людей многие в храм первый раз пришли, по-видимому , именно во время пандемии, когда был ограничен доступ к богослужениям, ограничены исповедь, возможность принять участие в таинствах исповеди и причащения. Это, конечно, совершенно удивительный факт, который еще требует осмысления и трактовки. Мы видим изменение в структуре причащающихся. И, скорее всего, за счет тех, кто пришел на причастие впервые в жизни. Такого изменения не было с начала перестройки.
Вопросы пандемии Какие исследовательские вопросы ставит перед вами пандемия? Елена Пруцкова: Вопросы о том, действительно ли рост религиозности людей — это ответ на пандемию, на ситуацию неопределенности, о том, как изменятся доли причащающихся и посещающих храм, когда пандемия завершится.
Зато здесь вы можете не отключать уведомления: больше 2-4 сообщений в сутки точно не будет. За ними можно следить оперативно, либо просматривать под настроение, отключив уведомления у канала. Здесь будет максимум визуального контента.
Мы не прекращаем вести наш insta-аккаунт, для тех, кто продолжает его видеть. Здесь будет его зеркало.
Это очень важное понятие и обоснование, которое было поддержано рядом духовников. И все-таки сам ритуал остался неизменным. Везде, за редкими исключениями, совершалось богослужение, шли его трансляции. И эта форма стала широко распространенной. Раньше предполагалось, что если доступа в храм нет, то богослужения суточного круга, то есть все, кроме причастия, прихожанин совершает сам. И это нормативная практика для подобных ситуаций.
Однако весной прошлого года это участие в церковной жизни осуществлялось дистанционно, и очень немногие совершали его сами. В основном — духовенство, отрезанное от возможности участия в приходской жизни по причине карантина. Стали ли люди в результате пандемии чаще ходить в храмы, участвовать в религиозных практиках? Елена Пруцкова: Мы провели всероссийский опрос «Религия и Церковь» в рамках проекта «Социальная работа Русской православной церкви: факторы развития и проблема институционализации» в декабре 2020 года. Тогда уже появилась возможность посещать храмы, но еще оставались ограничения по числу людей, которые одновременно могут присутствовать на службе. Когда измеряют религиозность, выделяют несколько ключевых аспектов, и аспект религиозных практик — один из возможных. Еще один аспект — вера, которая не зависит от того, ходит человек в храм или нет. Другой аспект — размышляет человек на какие-то темы, связанные с религией, или нет, ощущает ли присутствие Божие в своей жизни и божественное вмешательство в свою жизнь или не ощущает.
По данным нашего опроса, число людей, которые участвуют в религиозных практиках, связанных именно с посещением храма, не уменьшилось. Мы задавали несколько вопросов на этот счет, спрашивали, насколько часто человек ходит в храм, участвует в религиозных службах, причащается. И удивительным для нас стало то, что доля тех, кто причащается регулярно, значительно выросла. Согласно социологическим исследованиям, существует разрыв между долей тех, кто себя идентифицирует с православием, и долей тех, кто регулярно участвует в таинствах. Можно придумать разные объяснения. Например, мог иметь место методический фактор: тема опроса была связана с религией и Церковью, поэтому респонденты, которым эта тема неблизка, могли чаще отказываться от участия в интервью. Мы обсудили этот вариант с вашими коллегами из ФОМа, и они решили провести методический эксперимент — поставить вопрос о причастии в другую анкету, не имеющую отношения к теме религии. ФОМ повторил этот вопрос в феврале 2021 года.
Поэтому нам кажется, что основное объяснение повышения доли регулярно причащающихся заключается в том, что люди столкнулись со множеством опасностей, неопределенностью, испытали стресс из-за пандемии. И в этой ситуации религиозные практики могли быть тем, что обеспечивало поддержку в трудной ситуации. Эти изменения произошли резко, в течение прошедшего года, или за какой-то более длительный период? Елена Пруцкова: К сожалению, вопрос о частоте причастия задают в социологических исследованиях крайне редко. Предыдущий опрос такого рода был в 2014 году, насколько я помню. Поэтому мы не можем с уверенностью сказать, когда именно произошли эти изменения. Это можно объяснить поколенческими сдвигами? Например, тем, что определенная доля молодежи прошла религиозную социализацию.
Иван Павлюткин: Да, можно. Если проанализировать данные из различных социологических источников Европейское социальное исследование, Европейское исследование ценностей и др. Первый — доля молодежи, причисляющей себя к православию, постепенно снижается. Но этот признак связан с самоидентификацией и зависит от множества факторов, в том числе внешних, медийных. Второй — если анализировать религиозные практики, частоту посещения храма, то доля молодых людей, посещающих храмы, выросла почти в полтора раза по сравнению с 1990-ми годами. За счет чего происходит такой рост? За счет уменьшения числа тех, кто никогда в храме не был. То есть происходит дифференциация групп верующих.
В гостях у Аллы Митрофановой и. Православный крест, его символика и значение Православный крест, его символика и значение Как выглядел Крест, на котором распяли Христа? Почему в наше время эта святыня раздроблена на множество мелких частей? Зачем нужен нательный крестик и что значит крест на груди у священника?
В гостях у Аллы Митрофановой — кандидат богословия, и. Откуда известно про этот праздник, если в Евангелиях ничего о нем не сказано?
Результаты опросов общественного мнения о политике, экономике и повседневной жизни россиян
Беседы с батюшкой. Верность Церкви. Игумен Фома (Василенко). 9 ноября 2023, смотреть онлайн | Журнал «Фома» запустил акцию #молимсязаврачей. |
Журнал «Фома» запустил новую версию сайта » Образование и Православие | Православный журнал для сомневающихся «Фома» запустил обновленную версию сайта |
«Фома» — журнал для отсомневавшихся? | Митрополит Волоколамский Иларион дал интервью журналу «Фома»: новость ОВЦС. |
Журнал «Фома» запустил новую версию сайта » Образование и Православие | Возможно, в этом заключается ответ на вопрос, почему же Фомы не было с другими учениками, когда Христос первый раз пришел к ним, в то место, где они были собраны. |
Новые видео канала Вопросы Веры и Фомы неофициальный канал, Смотреть онлайн | Новости Фома. Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 3-й главы 1-го послания апостола Петра, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. |
«Фома» — журнал о Православии
- Топ подкастов в категории «Религия и духовность»
- Фома (журнал) — Википедия
- Журнал Фома: истории из жизни, советы, новости, юмор и картинки — Горячее | Пикабу
- Журнал Фома
Журнал «Фома» призвал всех православных христиан принять участие в совместной молитве за врачей
В частности, было отмечено, что проект начался с христианской энциклопедии «Вопросы Веры и Фомы», выпуски которой были обращены в первую очередь к детям. Журнал «Фома» опубликовал новый выпуск подкаста «Что будем делать?». В новом выпуске «Вопросов Веры и Фомы» герои переносятся в Евангельские времена, в первую половину девятнадцатого и в начало двадцатого веков, встречаются с Пушкиным. на ход проекта СМБиз и работу ФОМ в целом, а.
Предыдущие выпуски
- Завершился проект по выпуску бесплатной газеты «Фома в дороге»
- Духовный дневник с журналом «Фома» – Telegram
- ФОМ побеседовал с социологами из ПСТГУ о последствиях пандемии для церковной жизни
- Журнал «Фома» № 11 (247) ноябрь 2023 г.
- Журнал «Фома» призвал всех православных христиан принять участие в совместной молитве за врачей
- Каталог Лучших Телеграм Каналов 2024
Беседы с батюшкой. Верность Церкви. Игумен Фома (Василенко). 9 ноября 2023
на ход проекта СМБиз и работу ФОМ в целом, а. Журнал «Фома» (@) в TikTok (тикток) |921.4K лайк.65.2K «Фома» О вере современным языком Свежее те новое видео пользователя. Журнал «Фома» – издание, адресованное тем, кто хочет получить ответ на вопросы о смысле жизни, о необходимости и месте в ней веры. Главная» Новости» Фома новости. Вопросы священнику.
Вопросы священнику
на ход проекта СМБиз и работу ФОМ в целом, а. В Санкт-Петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает игумен Фома (Василенко), настоятель Архиерейского подворья храма Святой Троицы на Октябрьской. Президент ФОМа Александр Ослон – об идее создать звонковый центр, о надеждах на ФОМ-Мастерскую и сюрпризах уходящего года. Театральная студия «Фома да Ерёма» подготовила новую программу. Сегодня мы публикуем ответы Владимира Романовича на вопросы к нему как к главному редактору журнала «Фома». На своих страницах «Фома» рассматривает актуальные вопросы культуры, экономики, науки, образования, истории и так далее с точки зрения православной религии. Главные новости.
Каталог Лучших Телеграм Каналов 2024
Журнал «Фома» № 11 (247) ноябрь 2023 г. | Фома новости. Автор admin На чтение 8 мин Просмотров 860 Опубликовано 25.02.2024. |
Беседы с батюшкой. Верность Церкви. Игумен Фома (Василенко). 9 ноября 2023 | 28 мая православный журнал для сомневающихся «Фома» запустил обновленную версию сайта |
Журнал Фома | Канал автора «Журнал «Фома»» в Дзен: «Фома» — православный журнал для сомневающихся. |
«Фома» — журнал для отсомневавшихся? | В новом выпуске «Вопросов Веры и Фомы» герои переносятся в Евангельские времена, в первую половину девятнадцатого и в начало двадцатого веков, встречаются с Пушкиным. |
Журнал «Фома» призвал всех православных христиан принять участие в совместной молитве за врачей
Дело в том, что в своем выступлении председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион констатировал "целенаправленное разрушение традиционных представлений о браке и семье" в так называемых развитых странах. Религиозное понятие греха окончательно размывается в обществах, до недавнего времени осознававших себя как христианские". Реакция участников ассамблеи на эти слова была бурной. Одни уже во время доклада энергично трясли в воздухе голубыми карточками — так, согласно процедуре, выражается несогласие. Другие после выступления подходили к микрофону, выражали солидарность, а затем плотным кольцом обступили докладчика и горячо благодарили. О целях и результатах по-своему провокационного доклада "Фоме" рассказал сам митрополит Иларион. Одно из слабых мест ВСЦ заключается в том, что расклад сил в христианском сообществе представлен здесь не вполне адекватно. Например, самая крупная христианская Церковь — Римско-Католическая, которая в нравственном плане стоит на достаточно консервативных позициях — здесь почти совсем не представлена. Очень громкий голос на ВСЦ всегда звучит со стороны протестантов Севера и Запада, но вот протестантские церкви Юга — в частности Африки и Ближнего Востока— представлены недостаточно.
Дискуссия после моего выступления показала, что большинство членов Всемирного совета церквей, несмотря на преобладающую либеральную повестку дня, стоят на консервативных позициях в нравственных вопросах. Например, делегат от одной протестантской церкви Конго сказала, реагируя на мой доклад, что вся Африка разделяет нашу позицию по поводу семейной этики и недопустимости приравнивания однополых союзов к браку. А вся Африка — это немало, целый континент. Ближний Восток также поддерживает эту позицию. Митрополит из Египта говорил от лица Дохалкидонских Церквей — и они с нами согласны. Поэтому, думаю, у нас достаточно широкая поддержка во Всемирном совете церквей. Нашу позицию по нравственным вопросам разделяют две трети не православных членов ВСЦ. Но все же нельзя забывать и о либеральных голосах — это прежде всего церкви Западной Европы и Скандинавии, а также часть американских церквей.
Надо учитывать, что они являются главными донорами совета — оказывают ему основную финансовую поддержку. В этом плане у них здесь традиционно очень сильная позиция. Ведь западные "либеральные" церкви все равно не признают свою неправоту. Вы готовы идти с ними на компромисс? Но давайте вспомним евангельскую притчу о сеятеле. Когда мы бросаем семя, мы никогда не знаем, упадет ли оно на каменистую почву, или в терние, или птицы его поклюют, или оно упадет на плодородную почву. В зале пленарных заседаний ВСЦ было около 2000 человек, и, думаю, среди них немало тех, чье сердце является как раз плодородной почвой. Они унесут сказанное в свои церкви, расскажут о том, что слышали.
Вы сами видели, что многие подходили ко мне и благодарили за выступление поднятых голубых табличек несогласия во всем зале было и вправду всего пятнадцать-двадцать — прим. При этом несогласные будут всегда, и мы это знаем заранее. Но я никогда не стараюсь подстраиваться под чужой стиль, под чужие стандарты. Я знаю, что мне дано пятнадцать минут и их надо использовать.
В Иоанна, когда Иисус снова является ученикам, теперь уже с Фомой среди них, Иисус говорит непосредственно с Фомой. Он обращается к обеспокоенности, поднятой Фомой, предлагает ему доказательства Своего собственного воскресшего тела и призывает Фому не сомневаться, а верить. В ответ Фома заявляет: «Господь мой и Бог мой! Он больше не сомневался.
Правда, Христос с любовью отчитывает Фому, но этот эпизод записан в Евангелии как ободрение для поколений верующих, которые придут после и не получат пользы от личного опыта Фомы. Иисус говорит Фоме: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» Иоанна 20:29. Фома числится среди учеников в Деяниях 1:13, и в традиционных источниках говорится, что Фома был много путешествовавшим евангелистом, умершим мученической смертью в Индии. Поверив, получив ответ на свои сомнения, Фома продолжает демонстрировать свою твердую приверженность Христу и Евангелию. Получив ответы на свои вопросы и опасения, Фома говорит правду с убеждённостью и силой. Он настоящий апостол нашего времени. Преподобный Peter Crumpler работал журналистом, прежде чем заняться корпоративными коммуникациями. Он был директором по связям с общественностью англиканской церкви с 2004 по 2011 год, когда ушёл, чтобы стать священником CofE Церковь Англии.
Надо учитывать, что они являются главными донорами совета — оказывают ему основную финансовую поддержку. В этом плане у них здесь традиционно очень сильная позиция. Ведь западные "либеральные" церкви все равно не признают свою неправоту. Вы готовы идти с ними на компромисс? Но давайте вспомним евангельскую притчу о сеятеле. Когда мы бросаем семя, мы никогда не знаем, упадет ли оно на каменистую почву, или в терние, или птицы его поклюют, или оно упадет на плодородную почву. В зале пленарных заседаний ВСЦ было около 2000 человек, и, думаю, среди них немало тех, чье сердце является как раз плодородной почвой. Они унесут сказанное в свои церкви, расскажут о том, что слышали. Вы сами видели, что многие подходили ко мне и благодарили за выступление поднятых голубых табличек несогласия во всем зале было и вправду всего пятнадцать-двадцать — прим. При этом несогласные будут всегда, и мы это знаем заранее.
Но я никогда не стараюсь подстраиваться под чужой стиль, под чужие стандарты. Я знаю, что мне дано пятнадцать минут и их надо использовать. Ведь когда еще представится возможность и представится ли вообще? Я считаю, что голос Церкви должен быть пророческим, он должен говорить правду, даже если эта правда неполиткорректна и не соответствует современным секулярным либеральным стандартам, что и происходит сейчас. В этом смысле наше свидетельство на ВСЦ требует определенной смелости, готовности услышать критику и ответить на нее, но также требует доброжелательности. Мы не можем просто "бичевать пороки". Мы должны говорить людям о правде Божьей, но говорить с любовью и уважать их позицию до тех пор, пока эта позиция не расходится в Евангелием. По ее словам, однополые браки не такая страшная проблема, страшнее то, что подростки совершают самоубийства, когда осознают свою нетрадиционную ориентацию и думают, будто их за это осудят, а Церковь, критикуя гомосексуализм, вроде как способствует такому осуждению. Что Вы готовы ответить? Насилие в семьях, подростковые самоубийства и многие другие социальные бедствия, которые свойственны и нашей стране, и странам третьего мира, и так называемым развитым странам, — все эти проблемы требуют внимания Церкви.
Но одно не исключает другое, и одно не связано с другим напрямую. Мы не говорим, что другие проблемы не надо решать. Но есть то, что угрожает христианской цивилизации как таковой. Мы говорим об основах семейной этики, о том, что Церковь призвана защищать семью такой, как она описана в Библии, что Библия — наша общая вероучительная основа. Даже святые отцы по-разному интерпретировали отдельные места и притчи из Священного Писания. Но в Библии есть то, что исходит из уст Божьих, — божественные заповеди. В них нет никакой амбивалентности. В них все сказано просто и прямо. Это касается в том числе и того, что брак — это союз мужчины и женщины.
Но мы знаем, что Он принимает служение ближним, как Богослужение, как служение Ему.
Будем молиться о них, как о служителях Любви, служителях Божиих. Будем просить, чтобы Бог открылся им в ответ на их сострадание, на их любовь, на их самоотверженное жертвенное служение страждущим. Это будет им наивысшей наградой! Да воздаст Господь всем врачам и медсестрам, сестрам милосердия, как их раньше называли, сторицею за все то, что они отдали больным: силы, время, здоровье, жизнь».