Bayraktar Kizilelma — сверхзвуковой палубный БПЛА, созданный в рамках проекта боевого беспилотного авиационного комплекса MIUS. Например Киевский режим потерял за трое суток у острова Змеиный аж 30 военных беспилотников из них десять ударных Байрактар.
Почему Армения не применила убийц БПЛА "Байрактар" – комплексы "Бук"
В Харьковской области сбит очередной «Bayraktar» | Что же касается потерь БПЛА Bayraktar TB2 украинской стороной, то частично они известны благодаря фотоснимкам сбитых беспилотников. Однако это далеко не все утраченные БПЛА. |
Bayraktar завершает разработку первого в мире БПЛА палубного базирования | Что же произошло и почему украинские БПЛА все глубже проникают в нашу страну, попытался понять журналист Андрей Магас. |
В Турции допустили применение проданных БПЛА против страны-покупателя | На Западе вынуждены признать: ударные беспилотники Bayraktar ТB2, которые Турция передала Украине, оказались уязвимы перед российскими средствами противовоздушной. |
Турецкий БПЛА Bayraktar TB2, описание и характеристика
Источник изображения: Фото: imp-navigator. И если первые приняли участие в заключительном этапе конфликта и даже понесли потери, то "Буки" вообще ни разу не засветились за все время этой войны. А ведь именно это оружие как нельзя больше подходит для борьбы с такими беспилотниками как "Байрактар ТВ2". Что и было продемонстрировано во время событий в Сирии в начале текущего года, когда турецкие войска, воспользовавшись тем, что правительственные силы не подтянули вовремя свои силы ПВО, устроили настоящее избиение с воздуха пехоты, танков и артиллерии САА.
Мы видели это в Ливии и в Нагорном Карабахе», — приводит Insider слова эксперта по беспилотным и роботизированным военным системам в Центре военно-морского анализа аналитика Сэмюэля Бендетта. Если в первые месяцы боевых действий российские ВС были уязвимы для ударов украинских беспилотников, то по мере совершенствования своих средств радиоэлектронной борьбы РЭБ они успешно сбивают и глушат многие украинские беспилотники, включая Bayraktar-TB2, отмечает Бендетт. Критический компонент Сбитый беспилотник. В прошлом году Украина заявила, что с начала российского вторжения получила 50 беспилотников ТВ2, отмечает Insider, но к концу 2022 года они практически исчезли с поля боя. Командующий силами ПВО России генерал-лейтенант Андрей Демин заявил, что в апреле российские войска уничтожили более 100 беспилотников.
По словам Бендетта, сейчас Украина в основном использует TB2 для целей разведки, наблюдения и рекогносцировки, но не для нанесения ударов по противнику. По данным Insider, согласно последним оценкам, Россия находится на переднем крае войны с беспилотниками и ежемесячно сбивает около 10 000 украинских БПЛА. Радиоэлектронная борьба становится «критическим компонентом» тактики России и способствует значительным потерям украинских беспилотников, говорится в отчете, опубликованном британским Королевским институтом объединенных служб RUSI. Мал, да удал На данный момент опыт, полученный в ходе российско-украинской кампании, указывает на то, что крупные и дорогие ударные БПЛА эффективны лишь в случае отсутствия у атакуемой стороны развитых систем РЭБ и ПВО.
Взлетная масса БПЛА составляет почти 1,5 тонны, грузоподъемность - около 500 кг. Дальность его полета достигает 1,8 тыс. Он может находиться в воздухе 24 часа.
Источник: AP 2023 По данным издания , с февраля 2022 года Украина получила 50 Bayraktar TB2, но к концу 2022 года эти беспилотники практически перестали появляться в зоне конфликта. Теперь, по словам эксперта по беспилотным и роботизированным военным системам в Центре военно-морского анализа Сэмюэла Бендетта, оставшиеся TB2 украинские военные используют для наблюдения и разведки, а не как ударные дроны. Источник: Reuters «Bayraktar были в значительной части либо изначально поставлены, либо в первые месяцы. В последнее время не то, чтобы часто слышно о крупных поставках. Чисто ввиду естественной убыли на фронте, к тому же обе стороны сильно насыщены средствами ПВО, плюс растет навык у обоих по противостоянию беспилотникам — естественно, из тех, которые были в начале конфликта, большая часть сбита, либо они просто стараются не приближаться к опасным зонам», — заявил Ермаков. Эксперт в области беспилотников, главред журнала «Беспилотная авиация» Денис Федутинов подчеркнул в разговоре с RTVI, что достоверно не известно ни количество реально поставленных на Украину Bayraktar TB2, ни количество выведенных из строя систем. Далее же имели место дополнительные поставки, в том числе за счет финансовых средств, собранных в других странах», — подчеркнул он.
ВВС Азербайджана подняли в небо турецкие «Байрактары»
Аппараты данной модификации представлены на рисунке 16. Слева от беспилотника находится устройство наземной поддержки GSU, к которому он подключен; б — «Байрактар-ТБ2С» в полете Внедрение системы спутниковой связи предположительно позволит резко увеличить боевые возможности БпЛА «Байрактар-ТБ2С», сделав дальность управления им с наземной станции управления его радиус действия практически неограниченным. В настоящее время для беспилотников «Байрактар-ТБ2» дальность управления составляет 150 км. Система спутниковой связи, по всей видимости, была создана турецкой компанией CTech, которая в июле 2020 г. Военное руководство Турции планирует разместить их вместо американских малозаметных многофункциональных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35B с укороченным взлетом и вертикальной посадкой на универсальном десантном корабле своих ВМС «Анадолу» Anadolu , который может использоваться как легкий авианосец рис. Мощность двигателя 170 л. Разработка собственных двигателей и ГОЭС для беспилотников является вынужденной реакцией Турции на фактически введенные против ее военно-промышленного комплекса санкции со стороны ряда западных стран. Предлог — поддержка Турцией Азербайджана, который успешно применил турецкие беспилотники на войне в Нагорном Карабахе.
Причина — устранение перспективного конкурента на рынке вооружений. Для западных партнеров по НАТО турки всегда будут недочеловеками-унтерменшами, и поэтому «союзники» указывать им место Турции в «альянсе равных» будут открыто и незамысловато. Достигнутые результаты вызвали «головокружение от успехов» у ряда турецких военных специалистов, но особенно — в прессе, турецкой и западной. Он имел значительные ограничения по дальности стрельбы, а сами ЗРПК «Панцирь-С1» применялись поодиночке в режиме «свободной охоты» без прикрытия от возможной атаки из «мертвой зоны» РЛС. В пустынно-песчаной местности такой вариант применения комплекса оказался, скажем так, далеко не самым оптимальным. Но из этого негативного опыта были сделаны выводы — модернизированный комплекс «Панцирь-СМ» уже доказал свою эффективность против современных беспилотных летательных аппаратов [10]. Он обеспечивает надежное поражение маневрирующих крылатых ракет большой и средней дальности, противорадиолокационных и противокорабельных ракет и управляемых авиабомб, беспилотных летательных аппаратов всех типов, самолетов и вертолетов противника, летящих на высотах от 10 до 10 000 м над уровнем моря, на дальности от 1 000 до 15 000 м с курсовым параметром кратчайшим расстоянием от точки местоположения ЗРК до проекции курса цели на горизонтальную плоскость 8 000 м.
Является полностью автономным и может размещаться на автомобильных шасси, полуприцепах, прицепах, железнодорожных платформах, крышах зданий и сооружений, палубах кораблей и гражданских судов и стационарно в труднодоступных местах на подготовленных площадках, не требуя практически никаких их конструктивных изменений [11]. Применяется в тактическом звене: дивизия—полк. Согласно боевым документам, комплексы «Панцирь-СМ» и «Тор-М2КМ» действуют в составе подразделений — батарей, что существенно повышает их живучесть. В заключение следует отметить, что БАК ВН «Байрактар-ТБ2» смог раскрыть полностью свои боевые возможности только в войнах и вооруженных конфликтах низкой или средней интенсивности. Они велись либо против стран, либо против отрядов мятежников или экстремистов, не обладающих развернутой эшелонированной многоуровневой системой ПВО единой системой контроля воздушного пространства. В гипотетической войне против государства, обладающего такой системой ПВО, беспилотники типа «Байрактар-ТБ2», конечно, займут свою нишу, но не смогут оказать решающего влияния не только на исход, но даже и на ход отдельных военных операций. Серьезным фактором, влияющим на успешное отражение атак беспилотников, является практический уровень подготовки всего личного состава, в первую очередь командного, вооруженных сил страны, подвергшейся военному нападению, к борьбе с беспилотной авиацией противника.
Например, осенью 2020 г. Этому во многом способствовало небрежное отношение командиров воинских формирований АО НКР к выполнению мероприятий инженерного оборудования огневых стартовых позиций, тактической маскировки и своевременному маневру силами и средствами» [12]. Тут комментарии, как говорится, излишни. Серьезные проблемы с отражением атак ударных беспилотников могут возникнуть у батальонных тактических групп БТГр российских Воздушно-десантных войск, которые действуют в силу специфики применения этого рода войск на удалении от основных сил и фактически не попадают под эшелонированную систему ПВО. Поэтому боевые порядки тактического звена ВДВ необходимо насыщать современными средствами наблюдения в том числе электронно-оптическими , РЭБ, личный состав должен быть обучен ведению огня по малоразмерным воздушным целям из всех видов оружия. В настоящее время для ВДВ ведется разработка авиадесантируемого зенитного ракетного комплекса малой дальности «Птицелов» на базе боевой машины десанта БМД-4М рис. Как показал опыт войны в Афганистане и других вооруженных конфликтов, в качестве шасси для установки ЗУ целесообразно использовать многоцелевые автомобили повышенной проходимости [14], например, десантируемый автомобиль КамАЗ-43501, достаточное количество которых имеется в составе ВДВ РФ.
Автомобили с зенитными установками будет целесообразным включать в состав БТГр. Тактический беспилотный летательный аппарат Bayraktar TB2. Одна ракета — один сбитый «Байрактар». Слюсар В. Радиолинии связи с БпЛА. Bayraktar Taktik İHA. Беспилотник для УДК.
Юферев, С. Тор-М2КМ зенитный ракетный комплекс. Дульнев П. Дульнев, С. Сычев, А.
В конце января украинский военный портал Defense Express сообщил, что ВМС страны рассматривают возможность применения БПЛА Bayraktar для поиска надводных целей и выдачи целеуказания береговому ракетному комплексу «Нептун». Занимавший в то время пост секретаря Совета национальной безопасности и обороны СНБО Украины Александр Турчинов сообщил об успешных испытаниях нового БПЛА, который «выполнил боевую задачу, точно уничтожив цели на Житомирском полигоне». Bayraktar TB2 может проводить разведку боевых позиций врага, расположенных на расстоянии до 4 тыс.
В 2020 году украинские военные провели масштабные тактические учения с участием турецких беспилотников вместе с американскими противотанковыми комплексами Javelin, имитируя «карабахский опыт» ВС Азербайджана, применявших Bayraktar с комплексами Spike-ER. Кроме того, украинские военные апробировали Bayraktar TB2 и Javelin на масштабных тактических учениях с боевой стрельбой, а в апреле 2021 года эти беспилотники впервые совершили вылет в зону операции объединённых сил ООС в Донбассе, обнаружив технику противника. Тогда же СМИ сообщали, что один такой беспилотник, вылетев с южной части Украины, совершил полёт над Херсонской, Запорожской, Днепропетровской и Харьковской областями, после чего вернулся по обратному маршруту. Цель полёта не раскрывалась. Машины выпускает авиастроительная компания Baykar Makina, которой руководит отец изобретателя, бизнесмен Оздемир Байрактар. В 2015 году ударный дрон Bayraktar TB2 был принят на вооружение сначала Сухопутными войсками, а затем Военно-морскими силами Турции. Bayraktar TB2 оснащён корпусом из композитных материалов и двигателем Rotax 912 мощностью 100 л.
Еще в 2000 году компания Baykar Makina, основанная его отцом в 1980-е, занялась разработкой беспилотников, которые со временем оказались настоящим золотым дном и неожиданным козырем Турции во внешней политике. Сам 44-летний Сельчук Байрактар стал человеком, который платит самый большой подоходный налог в стране. Теперь миллиардер собирается развивать проекты в космической сфере. Но каковы его политические взгляды и почему его президентство может ухудшить отношения с Россией? Взлет Байрактара Сельчук Байрактар, муж младшей дочери Эрдогана Сюмейе, пользуется в Турции репутацией человека, которому удалось превратить страну в мирового лидера в производстве боевых дронов, а свою компанию — в крупнейшего турецкого экспортера вооружений. По оценке Bloomberg, Baykar, совладельцем, председателем совета директоров и техническим директором которой он является, стала ключевым элементом плана Эрдогана создать в Турции самодостаточную оборонную индустрию для проведения более активной внешней политики. Пока это удается — экспорт дронов Bayraktar позволяет Анкаре влиять на ход военных конфликтов в разных частях планеты. Начиналась история этого бизнеса довольно скромно. Компания Baykar Makina была основана в 1986 году отцом Сельчука Байрактара Оздемиром и сначала занималась выпуском автозапчастей. Однако уже тогда у бизнеса были политические связи. Эрбакан считается первым главой правительства современной Турции, который был исламистом. Покинуть пост премьера Эрбакан вынужден был из-за давления военных. Он считается политическим наставником нынешнего президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Конструировать беспилотники компания начала в 2000 году. Испытания первого дрона с турецкой электроникой и программным обеспечением прошли в 2004-м. Тогда же компания презентовала свои разработки в Академии военно-воздушных сил Турции. В 2006 году был построен разведывательный беспилотник Bayraktar Mini. Он был небольшим: размах крыльев — 1,6 м, длина — 1,2 м, вес 5 кг и килограмм полезной нагрузки. Электродвигатели позволяли ему держаться в воздухе один час. Запускался он с рук, управлялся с помощью ноутбука. Уже этот беспилотник начала закупать турецкая армия, поскольку для разведки на небольшом расстоянии он вполне подходил. В 2007 году также был разработан небольшой беспилотный вертолет для ведения наблюдения Malazgirt.
Ведь против армии России у них не так много шансов. Сбитый беспилотник Не так давно фрегат «Адмирал Эссен» уничтожил украинский беспилотник Bayraktar у побережья Крыма. Об этом сообщили в Минобороны РФ. Реклама «Экипаж фрегата Черноморского флота ЧФ у западного побережья Крымского полуострова уничтожил беспилотный летательный аппарат БПЛА типа Bayraktar, произведя пуск двух ракет корабельным зенитным ракетным комплексом «Штиль», — сказали в ведомстве. Как пояснили в Минобороны, Bayraktar осуществлял разведку действий кораблей ЧФ. Также он изучал береговые и наземные позиции боевой техники ВС России, которые находятся на полуострове и в южной части Украины. Минобороны также опубликовало соответствующее видео. Как уточнили в военном ведомстве, беспилотник уничтожили в зоне действия кораблей Черноморского флота. Летательный аппарат находился в 30 километрах от боевого корабля. Закупила до начала спецоперации Всего украинская сторона закупила около 50 этих ударных беспилотников.
ВВС Азербайджана подняли в небо турецкие «Байрактары»
Свою роль здесь сыграла и активная медиакампания Турции по массовому распространению видеороликов, красочно демонстрирующих уничтожение разнообразных наземных целей ударными БПЛА. Заметные успехи на различных полях сражений привлекли и внимание западного экспертного сообщества: для отдельных авторов «Байрактар» стал примером небольшой военно-технической революции, совершенной пусть значимой, но все же региональной державы. Неудивительно, что в этом ключе поставки ударных БПЛА на Украину становятся крупным информационным событием. Сразу встают вопросы относительно влияния этих поставок на двухсторонние отношения России и Турции, а также дальнейшую динамику военно-технического сотрудничества Турции с Украиной. Реакции ожидаемы: энтузиазм военно-политического руководства Украины в отношении роста возможностей ВМС ВСУ, все более твердые сигналы обеспокоенности российской стороны и призывы к сдержанности со стороны Турции. Более трезвый взгляд на ситуацию требует критического отношения как к наиболее восторженным, так и наиболее скептическим оценкам возможной роли «Байрактаров» на современном поле боя. Технические решения С одной стороны, Турция действительно создала крайне интересный по тактико-техническим характеристикам экземпляр БПЛА: обладая максимальным взлетным весом в 650 кг, Bayraktar TB2 остается одним из наиболее легких ударных беспилотников на мировом рынке. Малый размер и обширное использование композитных материалов вместо металлов обусловливают относительно невысокую эффективную площадь рассеяния ЭПР , в то же время основной «глаз» беспилотника — канадский оптико-электронный комплекс Wescam CMX-15D — способен обнаруживать наземные цели на очень значительном расстоянии. Так, например, на дистанции в 20 км разрешение камер этого ОЭС позволяет рассмотреть водителя в кабине грузового автомобиля, а интегрированная система лазерного целеуказателя может навести на цель средства управляемого вооружения. По сравнению со своими конкурентами — например, американским «Хищником» или китайским «Птеродактилем», Bayraktar TB2 использует более легкую и более старую версию австрийского бензинового двигателя Rotax 912, использующегося в легкомоторной авиации.
При этом, будучи на 400 кг легче, «Байрактар» несет пропорционально больше топлива, что, по заявлениям турецкого производителя, дает возможность чуть дольше оставаться в воздухе — до 27 часов. Турецкий беспилотник существенно ограничен в объеме полезной нагрузки, зато оказывается гораздо дешевле американских дронов.
Они позволяют управлять турецкими беспилотниками вблизи российско-украинской границы. После появления первой машины в рядах украинских вооруженных сил командование в Киеве поспешило продемонстрировать ее возможности, в первую очередь, внутренней публике. Сомнительные результаты применения, заявленные украинским командованием как громогласная победа, моментально подхватили украинские и западные СМИ. Однако впоследствии случаев эффективного использования «Байрактара» украинскими военными не было известно. Беспилотник, в первую очередь созданный как ударный, по прямому назначению не используется.
Вероятно, украинское командование опасается активного противодействия со стороны ПВО и РЭБ Народных Республик, успевших провести необходимую работу после октябрьского авиаудара.
Среди наиболее эффективных средств радиоэлектронного противодействия малоразмерным БПЛА имеющимся на вооружении российской армии можно назвать «Репеллент», «Сапсан-Бекас», «Купол», «Рубеж-Автоматика», «Луч» и «Пищаль». Здесь можно вспомнить и о новейшем мобильном лазерном комплексе по борьбе с беспилотниками «Рать», который недавно был представлен на военно-техническом форуме «Армия-2020».
Для подавления радиоэлектронного оборудования БПЛА применяется СВЧ-излучение, эффективное в радиусе до 2,5 км, для физического уничтожения дронов используется лазерное оборудование, начинающее действовать на расстоянии до одного километра. В случае корректировки огня либо авиации, либо артиллерии сможет принести гораздо больше пользы. Читайте также Украина на грани войны Что произойдет, если киевский режим все же решится напасть на Донбасс Перспектива широкого применения БПЛА ударного действия — это пока именно перспектива.
Их использование в Сирии, Ливии и в Карабахе, показало, что за беспилотниками большое будущее. При этом они не являются панацеей и являются лишь развитием новых форм и методов ведения войны. Всё совершенствуется, в том числе и вооружения, поэтому многие страны ведут разработки по созданию в том числе и новых БПЛА.
Россия, на вооружении армии которой есть немало беспилотников, в десантных дивизиях, например, существуют беспилотные роты, тоже продолжает разработки. Как средство реального поражения наземных сил сейчас можно рассматривать российский С-70 «Охотник», который находится на стадии испытаний, но уже учится действовать в тандеме с истребителем Су-57. Американский беспилотник Reaper уже используется.
БПЛА оснащён канадским [31] двигателем внутреннего сгорания Rotax 912 с винтом толкающего типа мощностью 100 л. В октябре 2020 года, в связи с использованием БПЛА азербайджанской армией против армянских сил в Нагорном Карабахе во время Второй карабахской войны , поставки двигателей канадской компанией Bombardier Recreational Products в Турцию были временно приостановлены [32]. Также эмбарго коснулось и канадской оптики от Telemus Systems [33]. Для того, чтобы не зависеть от поставок двигателей из третьих стран, был разработан отечественный двигатель TEI-PD170, которым оснащаются новые модели Bayraktar TB3 [34]. Турецкая Aselsan разработала отечественную оптику, окончательно решив проблему с эмбарго [35].
Все критические компоненты беспилотника производятся в Турции. Шасси трёхстоечное. Носовая стойка убирается, улучшая обзор двум камерам на поворотном подвесе, основные не убираются. Стандартная полезная нагрузка БПЛА включает в себя: модульные электронно-оптическую и инфракрасную камеры, лазерный дальномер и лазерный целеуказатель для управляемых боеприпасов либо многофункциональный АФАР радар [30]. Благодаря высококачественной оптико-электронной системе используется канадская станция воздушной разведки CMX-15D Wescam дроны Bayraktar могут поражать цели с высоты 7 км, находясь за пределами досягаемости многих устаревших или низковысотных ЗРК [13].
Оптико-электронная система Wescam позволяет различать наземную технику на удалении до 50 км, и осуществлять целеуказание на расстоянии до 20 км [38]. Модуль состоит из основной камеры, инфракрасной камеры и лазера наведения на поворотном подвесе. Вместо него можно поставить радар с АФАР. Кабина управления поднимает гидравликой поворотную направленную антенну на высоту 12 метров, и защищена от оружия массового поражения по стандартам НАТО. В кабине три рабочих места.
Киев, 2017 Может нести: 2 управляемые противотанковые ракеты UMTAS с лазерным наведением и дальностью пуска 0,5—8 км [12] либо 4 корректируемые планирующие высокоточные авиабомбы Bozok [42] , Roketsan MAM-C , MAM-L , способные поражать неподвижные и движущиеся объекты на расстоянии до 8 км [30] [41]. С 2011 года турецкие силовые структуры получили 107 Bayraktar TB2 [43].
Наш ответ турецкому беспилотнику Байрактар — Орион
Новая модификация БПЛА Bayraktar получила обозначение ТВ2S. Другая компания Сельчука Байрактара, Fergani Space Technologies, работает над созданием низкоорбитальных спутников и модулей для перевода спутников на другую орбиту. ВСУ использовали БПЛА «Байрактар» TB2 для наблюдения за северными границами Украины. Турецкий производитель беспилотников Bayraktar инвестирует $100 млн в строительство завода на Украине. Об этом на оборонном форуме в Киеве заявил глава компании Халук Байрактар.
Bayraktar TB2
Тогда Киев использовал эффект неожиданности. Однако теперь турецкие беспилотники ждут заранее. В этом случае турецкие «Байрактары» постигает участь украинских ВВС, которые после масштабных потерь в 2014—2015 гг. Пока что дорогостоящий ударный беспилотник, завоевавший свою славу в Карабахе, в реалиях «незалежной» больше похож на немецкий линкор «Тирпиц», который ВМС Рейха берегло как зеницу ока и прятало подальше от боевых действий. Однако его это так и не спасло. Турецкий аппарат используется только для разведывательных полетов, однако для этого существуют более дешевые и мелкие беспилотники.
По данным Oryx, голландского центра разведки из открытых источников, с февраля 2022 года по начало прошлого месяца Украина потеряла 24 беспилотника Bayraktar TB2. Однако реальная цифра наверняка намного выше, поскольку учитывались лишь визуально подтвержденные потери. Конфликт на Украине значительно ускорил развитие беспилотных технологий: и Киев, и Москва бросили немалые ресурсы на быстрое производство и совершенствование беспилотных летательных аппаратов, наземных транспортных средств и военно-морских катеров.
Но Марина Мирон, научный сотрудник факультета военных исследований Королевского колледжа Лондона, считает, что разрыв между флотами беспилотников России и Украины постепенно сокращается.
Однако теперь турецкие беспилотники ждут заранее. В этом случае турецкие «Байрактары» постигает участь украинских ВВС, которые после масштабных потерь в 2014—2015 гг. Пока что дорогостоящий ударный беспилотник, завоевавший свою славу в Карабахе, в реалиях «незалежной» больше похож на немецкий линкор «Тирпиц», который ВМС Рейха берегло как зеницу ока и прятало подальше от боевых действий.
Однако его это так и не спасло. Турецкий аппарат используется только для разведывательных полетов, однако для этого существуют более дешевые и мелкие беспилотники. Основной его ролью пока остается устрашение противника, однако и это быстро сводится на нет при появлении полноценных ЗРК.
От покупок к производству История турецких беспилотников берет начало в 1984 году, когда юго-восточные провинции страны охватило восстание Рабочей партии Курдистана РПК. Начавшийся конфликт быстро перерос в партизанскую войну: курдские отряды уступали туркам по численности и техническим возможностям, поэтому воевали небольшими группами, пользуясь преимуществами гористой и лесистой местности. В таких условиях Турции приходилось прилагать большие усилия, чтобы просто обнаружить противника. В боях против курдов Анкара задействовала две армии, авиацию, спецназ и полицию, однако потушить восстание никак не удавалось.
К 1990-м гг. Однако они показали себя не с лучшей стороны. На съемку местности, передачу данных, их анализ в командном центре и принятие решения уходило около 20 минут — за это время курдские отряды успевали исчезнуть из поля зрения еще до того, как на место прибывали военные. Здесь ее тоже ждало разочарование: из-за разногласий сторон поставка задержалась на пять лет, а полученные модели пришли с бракованными разведывательными системами. Турцию не устроило и то, что Heron управлялись израильскими пилотами — из-за этого она не могла подключить их к своим оборонным системам или удостовериться, что данные не попадают в руки израильской разведки. Позже министр обороны Турции Нуреттин Джаникли вспоминал : Мы заплатили за них много долларов, но так и не смогли их эффективно использовать… Израильские инженеры намеренно испортили разведывательные системы дронов. Впоследствии мы поняли, что бомбили скалы, а снаряды били мимо целей.
После этого Турция снова обратилась к США, попросив продать им несколько боевых беспилотников Predator. Анкара пыталась вывести Вашингтон на сделку дважды в 2010 и 2012 гг. Очередной провал стал для Турции поворотным моментом — именно тогда она отказалась закупать иностранные БПЛА, окончательно сделав ставку на отечественное производство. Разработкой первого семейства дронов Anka занялась госкомпания Turkish Aerospace Industries в 2004 году. Параллельно над собственным проектом работала частная фирма Baykar Makina, до того занимавшаяся автомобильным производством. В Baykar Makina заинтересовались дронами благодаря сыну основателя компании Оздемира Байрактара Сельчуку. В 2004 году молодой инженер как раз закончил учебу в Пенсильванском университете и вернулся в Турцию с дипломом магистра, увлеченностью дронами, неприязнью к Западу и следовавшим из этого желанием поднять отечественную индустрию.
Оздемир поддержал идеи сына, но сперва дела у Baykar Makina не задались. Еще со времен революции начала XX века военные рьяно охраняли светское государство и подозрительно относились ко всем, кто даже в теории мог поставить его под угрозу.
Дрон, который построил Реджеп
Ударный БПЛА Bayraktar TB3. В рамках фестиваля Teknofest в Стамбуле турецкая компания Baykar (производит, в частности, БПЛА Bayraktar) представила новый барражирующий боеприпас самолетного типа Kemankes. Почему «Байрактары» стали настоящим хитом: как устроены турецкие беспилотники Bayraktar TB2. Bayraktar TB2 («Байрактар ТБ2»), турецкий ударный оперативно-тактический средневысотный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) самолётного типа.
В Турции допустили применение проданных БПЛА против страны-покупателя
За прошлый год по данным официального Киева известно, что украинская армия получила 50 БЛА Bayraktar. Хотя управляет Bayraktar TB2 оператор, беспилотник может действовать и в полуавтоматическом режиме. Военный эксперт Фролов: никакого завода Baykar на Украине не будет, это рекламная кампания БПЛА Bayraktar.
Закат украинского Bayraktar'а
Посол Украины в Турции Василий Боднар ране сообщал, что строительство займет несколько месяцев, а запуск возможен до конца 2023 года. Однако в интервью изданию «Укринформ», опубликованном в январе этого года, Боднар заявил, что боевые действия «внесли коррективы в первоначальные планы относительно завода».
В случае корректировки огня либо авиации, либо артиллерии сможет принести гораздо больше пользы. Читайте также Украина на грани войны Что произойдет, если киевский режим все же решится напасть на Донбасс Перспектива широкого применения БПЛА ударного действия — это пока именно перспектива. Их использование в Сирии, Ливии и в Карабахе, показало, что за беспилотниками большое будущее. При этом они не являются панацеей и являются лишь развитием новых форм и методов ведения войны. Всё совершенствуется, в том числе и вооружения, поэтому многие страны ведут разработки по созданию в том числе и новых БПЛА. Россия, на вооружении армии которой есть немало беспилотников, в десантных дивизиях, например, существуют беспилотные роты, тоже продолжает разработки. Как средство реального поражения наземных сил сейчас можно рассматривать российский С-70 «Охотник», который находится на стадии испытаний, но уже учится действовать в тандеме с истребителем Су-57.
Американский беспилотник Reaper уже используется. При этом оба рассматриваются в первую очередь как разведывательные аппараты, а уж затем как ударные. Понятно, что США, Израиль, а теперь и Россия ведут активные разработки собственных ударных беспилотников, весьма в этом преуспели. Спрос на «Байрактар» в большей степени есть лишь у менее развитых в плане авиастроения стран.
Точнее, речь идёт уже о втором прототипе БПЛА — испытания его начнутся в самом начале 2023 года. Он может оснащаться украинским двигателем АИ-322Ф с ним и был совершён первый полёт и турецким TF-6000. Глава компании Халюк Байрактар ранее сообщал, что новый беспилотник планируется выпускать на заводе, который Baykar Makina собирается построить на Украине. Там же намечена сборка уже получивших широкую известность беспилотников Bayraktar TB2 и Bayraktar Akinci. Baykar Makina приступила к сборке опытного образца Bayraktar Kizilelma в марте текущего года.
Максимальная продолжительность полета аппарата может достигать 27 часов. Вооружение беспилотников Bayraktar TB2 Ударные беспилотные летательные аппараты Bayraktar TB2 имеют под крылом четыре точки подвески и могут нести до четырех микробоеприпасов, специально разработанных для использования с БЛА. От базовой версии авиационный боеприпас отличается отсутствием ракетного двигателя и более развитым оперением, позволяющим планировать на цель. Авиационные боеприпасы для «Байрактара» были созданы крупным турецким производителем ракетного оружия — компанией Roketsan. Они представляют собой планирующие высокоточные малогабаритные боеприпасы с искусственным интеллектом, которые специально разрабатывались для использования с БЛА, легких штурмовиков, а также использования на различных воздушных платформах малой грузоподъемности. Боеприпасы в состоянии эффективно поражать как стационарные, так и движущиеся цели.
Оба боеприпаса оснащены лазерной системой наведения на цель полуактивный лазер. Согласно официальной информации разработчика боеприпасов, MAM-L может оснащаться тремя типами боеголовок: осколочно-фугасной, термобарической и тандемной противотанковый вариант. Вес боеприпаса составляет 22 кг, длина — 1 метр, диаметр — 160 мм. Дальность действия — 8 км. Масса боевой части для боеприпаса MAM-L оценивается в 8-10 кг. Планирующий боеприпас MAM-С отличается ещё меньшими размерами и может нести два типа боеголовок: осколочно-фугасную и многоцелевую БЧ.
Вес боеприпаса MAM-С составляет 6,5 кг, длина — 970 мм, диаметр — 70 мм.
Новая цель взята: российские силы стерли в порошок «хваленый» Bayraktar ВСУ
В скором времени Bayraktar TB3 совершит свой первый полёт и под конец текущего 2023 года, будет развернут на TCG ANADOLU в количестве от 30 до 40 единиц. КП) была потеряна связь, он стал неуправляемым и мог рухнуть на город. В июле 2021 г. ВМС Украины объявили об официальном принятии на вооружение ударных БПЛА Bayraktar TB2. КП) была потеряна связь, он стал неуправляемым и мог рухнуть на город. С начала августа на Украине активно обсуждалась возможность постройки завода по производству БПЛА Bayraktar.