«Родион Раскольников в начале» и «Родион Раскольников в конце» — абсолютно разные люди, имеющие, по большому счёту, мало чего общего. Рассмотрим историю преступления и наказания Родиона Раскольникова подробнее. В начале "казни" Раскольников видит разговор и уговоры Алёны Ивановны с Лизаветой.
Как начинается наказание героя как и почему изменилась его жизнь после убийство
Гл. 1. 1. В чем Раскольников видит начало «казни»?: «Что, неужели уж начинается, неужели это уж казнь наступает? Раскольников приводит чиновника домой, видит нищенскую обстановку, из сострадания оставляет на подоконнике деньги и укрепляется в решении идти на преступление. В чем Раскольников видит начало «казни»?2. С каким намерением Раскольников входит. Раскольникову снится сон, где он пытается убить старуху, а она смеётся над ним, смех.
Поделиться
- В чем суть теории Раскольникова в «Преступлении и наказании» Достоевского?
- В чем суть теории Раскольникова в «Преступлении и наказании» Достоевского? | Журнал Интроверта
- ПОМОГИТЕ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ!!! Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ Правонарушение И
- «Твари дрожащие» и «право имеющие»
Анализ эпизода "Убийство старухи процентщицы" (3 примера)
Раскольников по ночам просыпается от пьяных криков, когда завсегдатаи покидают кабаки. Домашнее задание: 1. По выбору творческая работа: «Как изображает Достоевский столицу Российской империи»; «История семьи Мармеладовых». Подготовиться к беседе: Размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых; чтение письма матери ч. Так тому и быть!
Подумать над вопросами: Какие противоречия в поведении Раскольникова вы обнаружили? Мотивы преступления? Оборудование: индивидуальные карточки. Герои мучительно думает над вопросом о «существовании аршина земли».
Он выход, не желая «принять судьбу так, как она есть». Для Раскольникова - Зачем Раскольников вышел из своей каморки? Идти ему недалеко, ровно семьсот тридцать шагов. Вспомните разговор студента с офицером в распивочной.
Возникнув полтора месяца назад, идея убийства глубоко проникла в душу Раскольникова. Все это несет страшные мучения. Разве я способен на это? Как это отвратительно!...
И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На каждую грязь способно, однако, мое сердце! Господи, неужели? Нет, я не вытерплю!
Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо как арифметика. Ведь я все равно же не решусь! Я ведь не вытерплю, не вытерплю! Данные эпизоды говорят о противоречивости характера героя.
В Раскольникове сочетаются две крайности: с одной стороны, чуткость, отзывчивость, боль за человека, очень непосредственная и острая реакция на несправедливость и зло, царящие в мире, с другой - холодность, осуждение своей чуткости, равнодушие и даже жестокость. Поражает резкая смена настроений, перехода от доброго к злому. Чем вызваны эти противоречия, борьба двух начал в душе Раскольникова? Ко всему-то подлец-человек привыкает!
Видим, что мысль Раскольникова идет от частного факта к широким обобщениям. Живая боль за человека натыкается на холодные мысли: «... В Раскольникове внутренняя борьба, он отрицает мир, в котором человеку некуда «больше идти», но в то время готов оправдывать эту жизнь. Сознание героя как бы развивается: он все время спорит сам с собой.
Вскоре герой из письма матери узнает о жертве сестры. Но теперь это уже не мечта, не «игрушка» - жизнь укрепляет в его сознании давно созревшее решение. Действие в романе разворачивается быстро. История преступления и наказания Родиона Раскольникова день заднем : Первый день: ч.
I, гл. Действие романа занимает две недели, но его предыстория дольше. За полгода до убийства Раскольников написал статью о праве «сильного» преступать закон. Прошло три с половиной месяца - и Раскольников впервые идет к Ростовщице заложить колечко.
И вдруг слышит за соседним столиком разговор студента с офицером - о старухе-ростовщице и о «праве» на убийство. Еще через две недели у Раскольникова созревает решение: Убить старуху. Месяц ушел на подготовку, затем - убийство. Подтверждают ли окружающие героя обстоятельства его мысль о том, что задуманное им убийство - не преступление?
Ответить на вопросы: a. В чем главная причина преступления Раскольникова? Ваше мнение по этому вопросу? Какова точка зрения автора?
Для Раскольникова это означает отказ от жизни, от естественного права на любовь, от действия. Анализируется отрывок: «На улице жара стояла страшная... В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день, как уж он почти ничего не ел. Он был до того худо одет, что иной, даже привычный человек, посовестился днем выходить в таких лохмотьях на улицу».
Анализ приводит к выводам : Герой не принимает «лик мира сего»; такая жизнь вызывает в нем чувство омерзения и злобного презрения к столпам общества. Герой находится в состоянии острого нервного возбуждения, он духовно и физически подавлен. Какой именно? Преступление Раскольникова.
Цель: показать, какую власть над человеком может иметь «теория», как. Виды деятельности: беседа, пересказ эпизодов, комментирование их. Убийство старухи замыслено как жизненная проверка теории на практике. Герой ничего не хочет для себя лично, но он не может смириться с общественной несправедливостью.
Обратим внимание на то, что все окончательные решения героя имеют странное свойство: «Они имели одно странное свойство: чем окончательнее они становились, тем безобразнее, нелепее тотчас становились в его глазах. Несмотря на всю мучительную внутреннюю борьбу свою, он никогда ни на одно мгновенье не мог уверовать в исполнимость своих замыслов, во все это время... А между тем, казалось бы. Таким образом, мы видим, что Раскольников идет на преступление, как человек, потерявший всякое господство над самим собой.
Он настолько сжился сосвоей теорией, что вопреки сомнениям поддался соблазну ее практического осуществления. Достоевский утверждает: над душами людей могут властвовать не только чувства и страсти, но и отвлеченные теории; они обладают способностью воспламенять душу человека, порабощать его сознание и волю. Достоевский постоянно обращает наше внимание на стихийность преступления. Идя на преступление, Раскольников не может сосредоточиться, его отвлекают посторонние соображения.
Стихийность и в самом убийстве «... Затем ему показалось, что старуха ожила, и он возвращается в комнату и замечает на шее старухи кошелек; долго возится с ключами, забыв о наблюдениях на «пробе». В этот момент возвращается домой Лизавета - одно из тех беззащитных существ, ради которого герой допускал «кровь по совести». Так Достоевский, показывая несоответствие между теоретическими решениями и практикой, подчеркивает, что невозможно «рассчитать жизнь» теорией, жизнь сложные «арифметически».
А выдумай вы другую теорию, так, пожалуй, еще и в сто миллионов раз безобразнее дело бы сделали! Ответить письменно на вопрос: Почему Раскольников вопреки сомнениям совершает убийство? В чем убеждает нас поведение героя во время убийства? Домашнее задание: 1 ряд: Пересказ эпизодов о Лужине: ч.
Цель: выяснить, что же помешало Раскольникову по его теории, почему герой признался в убийстве. На предыдущих уроках, мы пришли к выводу, что Раскольникова увлек идеал сильной личности, стоящей над безликой массой «тварей дрожащих», у него страстное желание войти в число «сильных мира», но преступлением Раскольников поставил себя в такую позицию, что примкнуть к миру людей, живущих по его теории Лужин, Свидригайлов , он не может. Какое преступление? Они сами миллион людей изводят, да еще за добродетель почитают...
Слова автора: «О, как бы счастлив он был, если бы мог сам обвинить себя... И вовсе не из-за того, что разочаровался в своей теории, что раскаялся в преступлении, что понял свою вину. Какова же истинная причина? Эпилог: «Ну чем мой поступок кажется им так безобразен?
Вот в чем одном признавал свое преступление: только в том, что он не вынес его и сделал явку с повинной». Его размышления после встречи с мещанином: о «настоящем властелине, которому все разрешается... Повинуйся дрожащая тварь - и не желай, потому - не твое дело». Герой стыдится своей человечности.
Сознание, что он «вошь», как и все, а не избранный человек, заставляет его глубоко страдать. I - Центральными эпизодами романа, раскрывающими борьбу героя со своей «натурой», способной к состраданию и чуткой к несчастьям людей, являются встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем. После убийств» он, во что бы то ни стало, хочет победить «болезненно раздраженную натуру свою», побороть ощущение преступности, доказать себе, что он не «тварь дрожащая». Именно с этой целью «доказать» отправляется Раскольников к следователю Порфирию Петровичу.
Обратное внимание на фальшивость поведения Раскольникова с Разумихиным, на его мысли, когда он думает о предстоящем разговоре со следователем: «Этому тоже надо Лазаря петь... Он окружен людьми, поэтому молчание его будет ненатуральным. И Раскольников старается «натуральнее петь». Живая душа, человеческая природа в герое сопротивляются идее о праве сильной личности, но и с самим собой.
На второй поединок с Порфирием Петровичем Раскольников идет, преследуя единственную цель: «... Почему Раскольников требует, чтобы Порфирий Петрович допрашивал его непременно «по форме». Раскольников хочет победить не только следователя, но и самого себя, ощущение преступности в себе самом. Он делает в этой борьбе ставку на ум, логику, «арифметику».
Логика мысли Раскольникова сильна, «казуистика его выточилась как бритва». Победить свою натуру и следователя Раскольников хочет, опираясь именно на свою систему взглядов. Смотри в него и любуйся, вот что-с! Порфирий Петрович не хочет допрашивать «по форме», понимая, что поймать Раскольникова с помощью допроса «по форме» нельзя.
Он делает ставку не его живую душу. Следователь ведет тонкую игру. И Раскольников, для которого «ясно как день, справедливо как арифметика», что. Раскольников разочарован в себе, а не в своей теории, он по-прежнему верит в свою «идею», оправдывающую «кровь по совести», не признает себя виновным перед законами мира сего и не раскаивается, в преступлении.
Герой презирает себя за то, что не вынес свое преступление и сделал явку с повинной, страдает от сознания, что не может отнести себя к разряду «право имеющих», что он «вошь», как и все. Человеческая природа, его натура не выдерживает мучительного чувства Преступности, он все время проговаривается, выдает себя.
Он считает, что убийство старушки является первым шагом на пути к исполнению его теории о «высшей правде», которая дает право некоторым людям на убийство во имя общего блага. Он считает, что убийство старушки — это не только наказание за ее злодеяния, но и способ избавить общество от «ненужных» и «вредных» людей.
Тот отвечает отказом. В это время Достоевский находится в крайне стеснённом финансовом положении: после смерти брата Михаила, с которым он вместе издавал журнал «Эпоха», писатель, и сам бедствовавший, взял на себя долги покойного. Его осаждали кредиторы. Был одним из крупнейших нотоиздателей 1850-х годов, способствовал продвижению русской музыки. Издавал журналы «Музыкальный и театральный вестник», «Гудок», газету «Русский мир». В 1860-е годы Стелловский занялся выпуском русской литературы — издавал Достоевского, Толстого, Писемского.
Умер в психиатрической лечебнице. В противном случае Стелловский получил бы право в течение девяти лет издавать его произведения, ничего не платя автору; Достоевский был бы разорён, и ему бы грозила долговая тюрьма. В сентябре 1865-го Достоевский предлагает проект «Преступления и наказания» в то время он ещё считает, что это будет небольшая повесть издателю журнала «Русский вестник» Литературный и политический журнал 1856—1906 , основанный Михаилом Катковым. В конце 50-х редакция занимает умеренно либеральную позицию, с начала 60-х «Русский вестник» становится всё более консервативным и даже реакционным. В журнале в разные годы были напечатаны центральные произведения русской классики: «Анна Каренина» и «Война и мир» Толстого, «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы» Достоевского, «Накануне» и «Отцы и дети» Тургенева, «Соборяне» Лескова. В молодости Катков известен как либерал и западник, дружит с Белинским.
С началом реформ Александра II взгляды Каткова становятся заметно консервативнее. В 1880-е он активно поддерживает контрреформы Александра III, ведёт кампанию против министров нетитульной национальности и вообще становится влиятельной политической фигурой — а его газету читает сам император. По словам Достоевского, он собирался сочинить «психологический отчёт одного преступления» бедного студента. Герой повести «решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты», а затем жить честно и приносить пользу людям, но в конце концов не выдержал мук совести: «он кончает тем, что принуждён сам на себя донести. Здесь налицо основная сюжетная линия будущего романа, но нет ещё ни Мармеладовых они вскоре перейдут в «Преступление и наказание» из так и не написанных «Пьяненьких» , ни Свидригайлова, ни других важных персонажей. Достоевский усердно работает над романом всю осень, но в конце ноября сжигает написанное и начинает заново.
Первые две части романа он отправляет Каткову в декабре 1865-го, затем, уже после их публикации, продолжает работу на протяжении всего 1866 года — постоянно отбиваясь от кредиторов их именами он награждает в черновиках романа некоторых персонажей. Кризисный момент наступает в июне: Стелловский напоминает, что в ноябре ждёт от Достоевского новый роман, и писатель решается на «небывалую и эксцентрическую вещь» — писать два романа одновременно. Параллельно с «Преступлением и наказанием» он сочиняет «Игрока» — и здесь происходит одно из главных событий его жизни: для скорости он решает нанять стенографистку, и ему рекомендуют молодую девушку Анну Сниткину. Достоевский диктует ей «Игрока» — роман завершён меньше чем за месяц, писатель спасён. Довольный работой со Сниткиной, Достоевский предлагает ей стенографировать завершение «Преступления и наказания» — но его интерес к помощнице уже совсем не профессиональный. Вскоре он делает Сниткиной предложение, в начале 1867-го она выходит за Достоевского замуж и до конца его дней остаётся настоящим его ангелом-хранителем.
В канун нового, 1867 года «Преступление и наказание» окончено — невероятный темп для одного из главных романов в истории мировой литературы. Достоевский жаловался в письме: «Я убеждён, что ни единый из литераторов наших, бывших и живущих, не писал под такими условиями, под которыми я постоянно пишу, Тургенев умер бы от одной мысли». Анна Достоевская. Жена писателя. Здесь Достоевский писал «Преступление и наказание» летом 1866 года Как она написана? Первое, что бросается в глаза, — динамичность, острота сюжета.
Для многих «серьёзных» произведений это был бы скорее минус, но Достоевский, во многом опираясь на структуру авантюрного романа 1 Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. Россия, 1979. При огромной скорости работы он умудряется выстроить сложнейшую систему персонажей и отношений. Мы с самого начала знаем убийцу, но с интересом следим за его изобличением, улавливаем многочисленные параллели к его поведению в поступках и словах других героев — и в то же время ему сопереживаем. После работ Михаила Бахтина широко распространилось представление о том, что зрелая проза Достоевского полифонична: в его романах происходит напряжённый диалог не просто между главными героями, но между их сознаниями — вполне субъектными, самостоятельными, а не просто выражающими различные мысли автора.
Хотя в центре «Преступления и наказания» — сознание Раскольникова, альтернативы ему, пусть в чём-то родственные, можно увидеть в других героях — Свидригайлове, Мармеладове, Порфирии Петровиче. Противоборство этих сознаний, взглядов на жизнь и этику мы и наблюдаем в долгих диалогах героев. Диалог вообще движущая сила прозы Достоевского; по несочувственному отзыву Набокова, ему, «казалось, самой судьбой… было уготовано стать величайшим русским драматургом, но он не нашёл своего пути и стал романистом» 2 Набоков В. Лекции по русской литературе. В каком-то смысле «Преступление и наказание» можно назвать инвариантом Общая схема сюжета, не меняющаяся от произведения к произведению. Служил в Департаменте таможенных сборов.
Был одним из сооснователей Санкт-Петербургского религиозно-философского общества, преподавал философию в Санкт-Петербургском университете. После революции работал в школе.
Раскольников заболел от уязвленной гордости.
Его злило, что он так бездарно стлался в руки правосудия, хотя виновным себя не считает и не раскаивается в убийстве. Он признавал свое преступление только в том, что не вынес содеянного и явился с повинной. Страдал он также и от мысли, что не смог убить себя, тогда как Свидригайлову это удалось.
В остроге его ненавидели, даже хотели убить как безбожника, хотя в церковь он ходил вместе со всеми. А вот Соню любили и заключенные, которым она писала письма домой или приносила из города то, что они просили, и их жены и родственники, приезжающие в город и останавливающиеся у нее. Раскольников и Соня Воскрешение Раскольникова Во время болезни Раскольникову в бреду грезилось, будто весь мир осужден и должен погибнуть.
Появились какие-то микроскопические существа, вселявшиеся в людей, отчего те становились бесноватыми и сумасшедшими, однако считали себя обладателями истины в последней инстанции. Каждый слушал только себя. Не придя к согласию, люди с ожесточением убивали друг друга.
Раскольников не мог забыть свои горячечные грезы, и это мучило его. Однажды под вечер он подошел к окну и увидел вдали у госпитальных ворот Соню.
По следам «Преступления и наказания. II
В его просьбе прочесть Евангелие тоже есть раздвоенность: сердцем он хочет спастись, но в то же время ему кажется, что он подобно Христу уполномочен спасать людей. Ему при этом не приходит в голову, что Иисус Христос, спасая людей, никого не убивал, но, напротив, воскрешал мертвых. Раскольников же в деле спасения человечества пока только убил двух человек. Для Сони Евангелие свое, то есть это такая же тайна, как для Раскольникова его идея преступления. Он просит ее раскрыть свою тайну, чтобы в ответ ей раскрыть - свою. Но его тайна - грех, а ее тайна - святость. Они оба грешники, но ее грех внешний, а его глубинный, внутренний. Он сроднился с ним, пустил корни, и Раскольников раскололся, а Соня цельна. Он предлагает ей идти с ним. Но это и не важно, ведь главное - это свобода и власть "над всею дрожащею тварью, над всем муравейником".
Раскольников рисует перед Соней героический, революционный идеал. Взять на себя страдание он понимает именно как героический поступок, ведущий к свободе и власти. Разумеется, брачное предложение, сделанное столь нетрадиционно, причем сразу после чтения Евангелия, когда Соня ожидала прямо обратного - смирения и раскаяния, и вскоре после того, как Раскольников поцеловал ногу девушки, - могло бы смутить и менее впечатлительную натуру. Что уж говорить о Соне, которая затем промучилась в полубреду всю ночь и весь следующий день. Но что именно ее мучило? Кому-то может показаться - что-то неопределенное и сложное из области духовной жизни или загадочной психологии. На самом же деле суть проста: девушке нужно дать ответ на предложение молодого человека. Это именно предложение, на которое Соня затем дает согласие второй разговор - повторение предложения, но в более понятной для Сони форме. Господь помог все же ей разобраться в душе этого бедного молодого человека.
Иначе если не понять это как предложение Сонино участие в судьбе Раскольникова выходит недостаточно мотивированным и попахивает католико-протестантской благотворительностью. Нет, Соня едет не за каторжником, которому помогает из сострадания, в целях благотворительности, а за женихом, которого любит и судьбу которого всецело разделяет. Между прочим, когда Раскольников впервые входит в ее комнату символ понятен: библейские "и вошел к ней Иаков"; "он вошел к Агари, и она зачала" , Соне и тошно, и стыдно, и сладко. Потому что к ней вошел ее жених. Но никакой ошибки нет. Она ждала Его каждый день и каждый день убирала свою комнату. Но Он приходит внезапно и застает ее врасплох, такой, какая она есть. От этого ей тошно и стыдно. Он увидит, как и чем она живет.
От Его взгляда не укроется и то, отчего ей тошно и стыдно. И она будет дрожать в страхе, точно перед судьей и решителем своей участи. Но она ждала Его и готова открыть Ему свою тайну, свое сокровище, свою глубину. Там, в глубине, всегда жил Он. Он был ее тайной, ее сокровищем. Теперь Он вошел и откроет ее, и узнает в ней Себя. И от этого ей сладко. Внутренность комнаты - это сам человек. Каморка Раскольникова - это Раскольников.
Комната Сони - это Соня. Раскольников входит к ней. Своим безбожием он искушает ее. Но вместе с ним Соню посещает Господь. II Наполеоном хотел сделаться, оттого и убил. III Желание помочь матери и сестре закончить университет "Ох, это не то! IV Убил вошь, бесполезную, гадкую, зловредную "Это человек-то вошь! V Озлился на мир и людей "Кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав.
Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель, а кто больше всех может посметь, тот у них и правее! Так доселе велось и так всегда будет! Только слепой не разглядит! VI Захотел осмелиться и убил "Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее. Стоит только посметь. Тварь я дрожащая или право имею? VII Дьявол смущал? Оказывается, разум неспособен открыть истинную причину преступления. Называя семь причин, по которым, как он думал в разное время, была убита старушка, Раскольникову так и не удается сказать настоящую правду.
Между тем истина самоочевидна. Она не нуждается в доказательствах. Человек, пребывающий с Богом Соня , либо человек, которому Бог открывает свой промысел Порфирий Петрович , знает истину. Герои, являющиеся носителями истины, всегда способны отличить ложь от правды. Важнейший итог разговора, что до сознания Раскольникова доходит: "Я себя убил, а не старушонку, а старушонку эту черт убил, а не я".
Какие последовательные решения Раскольников принимает относительно дальнейших действий? Детальное объяснение: Тема: «Преступление и наказание» роман Ф. Достоевского 1.
Раскольников видит начало казни: Увидев начало казни, Раскольников испытывает сильное потрясение и шок. Он видит, как казню производят над уличным продавцом Алионой Ивановной. В этот момент герой ощущает страх и отвращение, но в то же время его заполняет и странное ощущение удовлетворения, так как он проникается идеей о «свершении благое дела». Эти смешанные чувства и внутренний конфликт становятся важным катализатором дальнейших событий романа. Цель Раскольникова в посещении конторы: Раскольников посещает контору гробовщика с целью заложить свою собственную вещь — старое заложенное у него серебряное изделие, чтобы получить деньги взаймы. Он надеется получить от них деньги на оплату аренды и быть в состоянии сосредоточиться на своих мыслях и плане совершения преступления.
Отдельно стоит сказать об убийстве Лизаветы. Она изначально описывается как доброе и кроткое существо, об этом говорят и случайные прохожие в торговых рядах, встреченные Раскольниковым. Ее убийство похоже на заклание жертвенного агнца: женщина даже не закрыла себя рукой, защищаясь от топора, безропотно приняла свою долю. Устранение Лизаветы как случайной жертвы перечеркивает теорию Раскольникова и утверждает недопустимость какого бы то ни было убийства. Анализ эпизода убийства подтверждает две мысли. Раскольников убивает старуху-процентщицу, чтобы подтвердить свою теорию о людях обыкновенных и исключительных и доказать себе, что он именно исключительный. Для него это тест, проверка своих способностей. И сам автор посредством художественно выразительных средств уже в 6-й главе опровергает теорию главного героя. О несостоятельности теории главного героя говорит и то, что награбленное им так и не используется, убийца прячет все под камнем и ни на какое благое дело не использует. Кроме того, сцена преступления в романе показана как грязное дело: детально описывается убитая, то, как преступник отмывает топор и сапоги от крови. Несмотря на предосторожности, кровь остается на изнаночной стороне его пальто, это символично показывает, что убийство запятнало душу Раскольникова и оставило на нем неизгладимый след. Автор статьи Репетитор, закончил Куровскую гимназию, которая входит в топ-100 школ Московской области, с золотой медалью.
Студент в кабаке — озвучивает ключевые мысли Раскольниковской теории, но относится к ней абстрактно, не придавая особого значения. Пётр Лужин — выражает масштабные мысли Раскольникова насчёт денег и всей экономики, сводя их к бытовым и пошлым ситуациям. Аркадий Свидригайлов — живёт, считая, что ему дозволено всё в этом мире, переступает через жизни других людей. По сути, является предупреждением Родиону о последствиях, которые способны вылиться в самоубийство. Порфирий Петрович — единственный человек, помимо Сони, который понимает Раскольникова. Автор даёт понять, что Порфирий и Родион очень похожи, и, возможно, именно этот следователь — основной «двойник» Родиона Раскольникова. Особенным образом следует выделить Соню Мармеладову, которая выступает голосом совести Раскольникова. Именно эта девушка решилась вести героя по новому, правильному пути в жизни. Именно она в итоге смогла вернуть Родиона в реальное состояние и привести его к раскаянию в убийстве. Выбор пути Сони помогает главному герою не бояться принять страдание на пути к искуплению своих грехов. Вряд ли Раскольников раскаялся бы, если бы не встретил однажды Соню, которая так же, как и он, переступила через нравственность и свою жизнь, правда, совершенно для другой цели. Полное очищение Главным истоком преступления были не нищета, голод или же желание помочь своей семье, а созданная Раскольниковым теория, которая практически полностью захватила его разум и привела в итоге к убийству. Бунт героя произошёл, но его последствия вернули героя в реальный мир, где он смог увидеть и принять все свои многочисленные ошибки и заблуждения. Он хотел встать против человека и его природы и даже сделал это, однако понял, что это глупое и бессмысленное занятие, ведь невозможно пойти против морали — человек на это просто неспособен. То, что случилось с Раскольниковым в конце романа, говорит, что любое античеловечное действие имеет тяжелейшие последствия, полные душевных страданий, которые не пожелаешь испытывать никому на свете.
' + title + '
- 2. Тайна «первого раза» Сони Мармеладовой
- Ответы на вопрос
- Топ вопросов за вчера в категории Литература
- 7 секретов «Преступления и наказания»
- Преступление и наказание. Часть 2 · Краткое содержание по главам
Преступление и наказание
Основное наказание Раскольникова состояло в его душевних муках и терзаниях на почве ложных теорий. Раскольников начинает всматриваться в людей, удивляется им: он «видел примеры все более необъяснимые». Теория Раскольникова начинает рушиться, причиняя ему не меньшую боль, чем отчужденность. Раскольников начинает всматриваться в людей, удивляется им: он «видел примеры все более необъяснимые». Раскольников говорит, что видел, как умер один человек, и что он отдал все деньги его вдове.
Каторга Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
- «Преступление и наказание», часть вторая
- Убил по теории
- Раскольников после совершения преступления: почему герой романа терзается и страдает
- Раскольников после совершения преступления: почему герой романа терзается и страдает
Как начинается " наказание" Раскольникова? Как меняется его жизнь после преступления?
Поиск истины. Теория Раскольникова делит людей на «слабых» и «сильных». Родиона мучает вопрос, кто он сам: «тварь дрожащая» или «право имеет». Герой не учитывает главного: убийство противно самой природе человека. Совершив преступление, он остро ощущает невозможность оставаться с людьми и страдает от невозможности общения с матерью и сестрой. Куда же отнести их по своей теории, к какому разряду людей?
По логике они относятся к «слабым людям», к «низшему разряду», а значит, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы в любую минуту. Получается, что по своей теории он должен презирать и убивать всех, кого любит. Ему невыносимы эти мысли и то, что его теория схожа с теориями Лужина и Свидригайлова. Раскольников сам становится жертвой содеянного: «Я себя убил, а не старушонку». Он постигает ошибочных своих заблуждений через тяжкие страдания и постепенно возрождается к новой жизни.
Что же помешало Раскольникову жить по теории, созданной им? Раскаивается ли Раскольников в преступлении? Чувствует ли он себя в позиции «сильного»? В чём упрекает себя Раскольников? Центральными эпизодами романа, раскрывающими борьбу героя со своей «натурой», способной к состраданию и чуткой к несчастьям людей, являются встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем.
Расскажите о первой встрече Раскольникова со следователем причины, поведение, вывод. Зачитайте авторские ремарки в разговоре Раскольникова с Порфирием Петровичем. На второй поединок с Порфирием Петровичем Раскольников идёт, преследуя единственную цель: «…. Расскажите о второй встрече со следователем, сделайте вывод. Третья встреча ч.
Почему Раскольников требует, чтобы Порфирий Петрович допрашивал его «по форме»? Зачитайте эпизод, где Порфирий Петрович объясняет Раскольникову, почему «преступник не убежит». Проанализируйте его. Что же помешало Раскольникову жить по его теории, почему герой «сделал явку с повинной»? Почему Порфирий Петрович говорит: «Солгал-то он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать»?
Раскольников разочарован в себе, а не в своей теории. Герой презирает себя за то, что не вынес своё преступление и сделал явку с повинной, страдает от сознания, что не может отнести себя к разряду «право имеющих», что он «вошь», как все. Холодная мысль «арифметика», «диалектика» Раскольникова столкнулась с его «натурой», способной к состраданию, чуткой к несчастью людей. Побороть в себе ощущение преступности, победить «натуру» Раскольников не смог. Во внутренней борьбе Раскольникова «натура» берёт верх, и ему ничего не остаётся, как «сделать явку с повинной».
Проследим эту борьбу по тексту романа. Крушение теории Раскольникова. Теория Раскольникова о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Она построена на избранности одних и уничижении других. Раскольников понимает, что он не Наполеон, что в отличие от своего кумира, спокойно жертвовавшего жизнями десятков тысяч людей, он не в состоянии справиться со своими чувствами после убийства «одной гаденькой старушонки»: «….
Принцип этот — это его совесть. Стать «властелином» ему мешает всячески заглушаемый им зов добра. Человеческая натура Родиона противится нечеловеческой, безнравственной теории. Использование различных художественных приёмов в романе. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.
Речевая характеристика героев Приём антитезы. У Достоевского человек противоречив. Его герой сочетает в себе добро, сострадание, жертвенность и зло, эгоизм. Даны два портрета Раскольникова: до совершения преступления автор говорит о красоте, о прекрасных глазах Родиона, но преступление оставляет трагический отпечаток не только в душе героя, но и на лице. На этот раз перед нами портрет убийцы.
Достоевского «Преступление и наказание» Тип урок , 52. Материалы к урокам по литературе в 11 классе Из цикла «Ф. Преступление , 74. Тема: Петербург в романе Достоевского «Преступление , 58. Достоевского «Преступление и наказание» конспект , 242.
Урок по литературе в 10-м классе. Учитель Баранова Г. Тема: Ф. Достоевский: многоплановость , 43. Достоевский Ф.
Теория Раскольникова по роману «Преступление и наказание» , 27. Гуманизм в романе Достоевского «Преступление и наказание» , 29. Город Достоевского имеет особый психологический климат, располагающий к преступлению. Все к этому привыкли. Петербург - город пороков, грязного разврата.
Свидригайлову снится пятилетняя девочка с порочными глазами. Конченый человек, он ужасается. Город страшных болезней и несчастных случаев. Никого не удивляют самоубийства. Женщина на глазах у прохожих бросается в Неву, Свидригайлов стреляется на глазах охранника, попадает под колеса коляски Мармеладов.
Люди не имеют дома. Его жизнь сопровождается припадками, пьянством, лихорадкой. В Петербурге человеку «некуда пойти». Миколка, начитавшийся «раскольничьих книг», выдает себя за преступника, потому что привык себя считать всегда виноватым. Сектантская вера приводит к мысли: это социальная и нравственная причина, происходящая от желания вырваться за пределы города.
Привыкание к оскорблению, быть скотом дорого обходится людям. Соня становится проституткой, чтобы спасти от голода семью. Милосердием, любовью к людям она и жива. Покупается счастье страданием», - писал Достоевский после опубликования «Преступления и наказания». Сейчас Петербург - нервный узел истории, в его судьбе, в его социальных болезнях решаются судьбы всего человечества.
Куда бы ни повел нас писатель, мы не попадаем к человеческому очагу, к человеческому жилью. Комнаты называются «каморками», «проходными углами», «сараями». Постоянные впечатления от города - толчея, давка. Человеку в этом городе не хватает воздуха. Человек не признает этот мир своим.
Петербург - город, в котором невозможно жить, он бесчеловечен. Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего». Ход урока. Вы попадаете в мир Достоевского.
Что нового открыл он вам? Сравните роман с произведениями писателей, уже изученных вами. Какие чувства пробудил роман? О чем заставил задуматься? Современник ФМ.
Достоевского Н. В чем причина преступления Раскольникова? Какие особенности романа затрудняли чтение? Оформление тетрадей. Роман «Преступление и наказание» 1866.
Есть в «Преступлении и наказании» гениальные страницы. Роман, точно вылит, так он строен. При ограниченном числе действующих лиц кажется, что в нем тысячи и тысячи судеб несчастных людей, - весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом. Но - бессилен,! Фадеев III.
Вступительное слово учителя. В «Преступлении и наказании» более 90 персонажей, из них около десятка центральных, имеющих резко очерченные характеры, взгляды, важную роль в развертывании сюжета. Роман идеологический, философский. Известно, что Достоевский первоначально предполагал назвать роман «Пьяненькие» и, что Мармеладов должен был стать его центральным героем. Замысел изменился, Мармеладов отступил перед Раскольниковым на задний план, но авторской отношение к нему не перестало быть противоречивым и сложным: безвольный пьянчуга, автор всем повествованием взывает: «О, люди возымейте к нему хоть каплю жалости: учтите и то, что впервые он был уволен со службы не за пьянство, а по изменению в штатах», то есть по сокращению.
Как известно, действие в романе происходит в 1865 г. Это был самый разгар эпохи реформ, ломки чиновничьего аппарата. Мелких служащих, потерявших в это время должность, насчитывалось немало, и гибели в первую очередь наиболее слабые. А водка стоила очень дешево - на 30 копеек можно было упиться до положения риз. Работа с текстом в форме беседы, чтения отрывков, пересказа сцен и комментирование их.
При этом, зная о бедственном положении его родных, Раскольников не работает и принимает деньги которые присылает ему мать, беря их в под процент у местного купца. Я просто убил; для себя убил, для себя одного: а там стал ли бы я чьим-нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал, мне, в ту минуту, всё равно должно было быть. И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое. Я это всё теперь знаю. Пойми меня: может быть, тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства. Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?
Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею. Часть 5, глава IV Главным мотивом его притупления, становится желание доказать самому себе, что он «право имеет»: «— А что и в самом деле! Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил. Ну, понятно теперь?
Часть 5, глава IV Неприязнь к старухе-процентщице Незадолго до преступления герой подслушивает разговор двух незнакомцев в трактире. Незнакомцы обсуждают злую старуху-процентщицу, которая портит людям жизнь и плохо обращается со своей сестрой Лизаветой. Раскольников как бы убеждается, что многие люди ненавидят процентщицу и желают ей зла. Раскольников считает старуху-процентщицу «вошью», которая недостойна жить: Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную. Часть 5, глава IV. Примечательно и то, что хотя в конце романа Раскольников сознался в содеянном, он не раскаивался в своем преступлении: Следующая цитата В этой статье представлена история преступления Раскольникова по дням: описание событий, хронология, этапы в таблице.
Смотрите: - Все материалы по роману "Преступление и наказание" - Краткое содержание романа по дням История преступления Раскольникова по дням: описание событий в таблице хронология, этапы История преступления Раскольникова по дням День 1 День 3 День 4 Утром Раскольникову приносят повестку о том, что ему нужно явиться в контору в 11 утра сегодня. Он идет туда. В конторе с ним говорят по поводу долгов за квартиру, молодой человек пишет объяснительную. Вдруг он слышит, как чиновники обсуждают убийство старухи, и падает в обморок прямо в конторе. Это вызывает подозрения у чиновников. Выйдя на улицу, Раскольников прячет награбленные драгоценности и деньги под большим камнем в одном из дворов Петербурга.
Повествование продолжается на 8 день, когда Раскольников приходит в себя. Тот намекает Раскольникову на свои подозрения. Раскольников волнуется, но знает, что против него нет улик это 2-ая встреча Порфирия и Раскольникова. Во время этой беседы к Порфирию приводят маляра Миколку, который вдруг признается в убийстве старухи на самом деле Миколка невиновен. Порфирий потрясен таким поворотом, который очень выгоден Раскольникову. Он просит Раскольникова уйти.
Раскольников приходит домой. К нему приходит тот мещанин, который ранее донес Порфирию о его странном визите на квартиру старухи. Мещанин, узнав о признании Миколки, просит у Раскольникова прощения за то, что считал его убийцей. Раскольников идет к Соне и рассказывает ей о своем преступлении. Соня советует ему признаться во всем полиции. Свидригайлов за стенкой подслушивает их беседу.
Подлец Свидригайлов собирается использовать этот секрет Раскольникова, чтобы шантажировать его сестру Дуню и добиться ее Свидригайлов влюблен в Дуню. В конце концов его шантаж не дает результатов. Описания этих дней в романе нет, кроме нескольких деталей. За эти дни Раскольников несколько раз видится с Соней, которая организовывает похороны Катерины Ивановны. Согласно автору, с момента смерти Катерины Ивановны проходит 2-3 дня. День 13 День 14 Эпилог Раскольников осужден на 8 лет каторги в Сибири.
Суд состоялся через 5 месяцев после его явки с повинной. Мать Раскольникова умерла вскоре после суда.
Герой жаждет проверить свою теорию в действии, во имя идеи он планирует убить старуху-процентщицу, которая уже отжила своё и губит чужие жизни. В итоге Раскольников провалил собственную теорию. Он считал себя на порядок выше других людей, но оказался таким же, как и остальные: чувствующим, слабым, эмоциональным, человечным. Его беда в том, что он живой человек с душой, совестью и чувствами. Он не способен убить человека и наслаждаться жизнью, как ни в чём ни бывало. Это откровение шокирует героя, и он долгое время находится на грани сумасшествия, пытаясь наладить равновесие между душой и разумом. Страдает ли герой из-за убийства старухи?
После совершения преступления Родион Раскольников терзается не от того, что он лишил жизни человека, а скорее от той реакции, которую он не ожидал от самого себя: ему страшно, отвратительно, противно, что он не тот, кем себя считал. В конце романа герой понимает, что самым большим преступлением было то, что он не смог поступить так, как следовало — перешагнуть и продолжать жить, как ни в чём не бывало. Само по себе убийство процентщицы не мучает героя. Он искренне проникся идеей и её смерть была неотвратимым фактом. Старуха снится Родиону — это его душа мучается от греха. Страшнее смертного греха для героя страх осмеяния и разоблачения: не даром во сне ему чудится, будто бы он убивает жертву, а она смеётся над ним. Смех слышен из соседних комнат, с лестницы — это символ того, что Раскольников боится осмеяния и осуждения. Бунт Раскольникова Этот «психологический отчёт одного преступления» пропускает через себя тяжелейший конфликт, участником которого является лишь один человек и выдаёт сложный многогранный результат в голову, возможно, ещё неготовому к подобному читателя. Этот конфликт происходит внутри главного героя, где сражаются его разные стороны личности, а мастерство автора позволяет прочувствовать все вибрации души персонажа.
Читайте также: Мнимые и истинные ценности современного мира Данная тема, на мой взгляд, является наиболее актуальной в наши с вами дни. Сегодня век прогресса, но и одновременно. Он очень запутался в жизни из-за своей теории о делении людей, что свернуло его с чистого жизненного пути и привело в итоге к тому самому убийству. Преступление Раскольникова — своего рода бунт, который он совершил, по большому счёту, только для себя лично. Герой в какой-то степени бросил вызов человечеству и морали, за что в результатепоплатился. Две стороны теории В основе теории главного героя лежит мысль о делении людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Сам Родион всячески пытается причислить себя к числу вторых, переступая нравственные и моральные нормы. Он стремится быть таким же, как и его кумир Наполеон. Апофеозом стремлений Раскольникова доказать себе свою некую значимость в мире становится убийство старухи-процентщицы и её ни в чём не виноватой сестры.
Однако, ещё одним значимым моментом является вторая сторона теории Раскольникова. Так, называемая, альтруистическая или «мессианская». Герой внушает себе, что смерть одного человека может помочь тысячам других; поэтому он видит в убийстве старухи только положительные стороны, он считает, что соберёт деньги процентщицы и наконец-то сможет помочь семье. Но ничего подобного, к сожалению, не происходит. Ввиду того что часть героя всё-таки ещё имеет рассудок, Родион оправдывает убийство перед своей «светлой» стороной. Альтруизм Родиону нужен был только для того, чтобы оправдать свои бесчеловечные действия. Он обманывал сам себя, якобы он хочет помочь семье, забрав деньги у старушонки, которая, по его мнению, лишь мешала всем жить и несла с собой один негатив в жизнь людей. После убийства Раскольников не воспользовался награбленным. Да потому что ему не нужны были деньги, ведь он убил исключительно ради своей теории.
Он хотел доказать себе, что способен переступить через все мыслимые границы и убить человека. Он это сделал, но так ничего и не доказал. Символические сны героя Огромную роль в понимании характера Раскольникова играют его сны, которых в романе всего три. Сновидения героя — своеобразная символическая реальность. Именно сны полностью передают весь внутренний мир героя и всю его жесточайшую борьбу самого с собой. Первый сон рассказывает о забитой до смерти кляче. Он снится Раскольникову до его совершения убийства и взывает героя к осознанию происходящего. Человеческая натура Родиона бунтует против заблуждений разума, показывая всю неправильность мыслей героя. Можно сказать, что этот сон являет собой начало нескончаемого наказания за преступления, ведь после него Родион уже не сможет прожить и дня, не терзая себя за убийство.
Второй сон — об убийстве старухи. Уже убивший Родион вспоминает в точности сцены своего преступления и осознаёт, что он та самая «вошь», которой он считал всех вокруг. Этот сон открывает глаза герою и начинает его восстановление. Это — то, в чём Раскольников видит начало казни. Последний сон — о трихинах — окончательно уничтожает теорию Раскольникова. Герой осознаёт, что подобные заблуждения могут привести к катастрофе и гибели всех людей. И также это сновидение указывает Родиону путь к искуплению и долгожданному спасению. Этому сну Достоевский отводит некий итог всего романа, помещая в него свои мысли о жизни, в целом. Данные символические сны, каждый по-своему, приводят героя к мысли, что совершённым преступлением он убил не только старуху и её сестру, но и себя самого.
В доказательство этому суждению можно привести цитату самого Родиона: «Я ведь не старушонку убил, я себя убил! Они помещены в действие романа, чтобы гиперболизировано продемонстрировать отдельные моменты образа главного героя и указать на них самому Родиону. Видя своё отражение в неприятных людях, Раскольников начинает иначе относиться к себе и меняться — меняться в лучшую сторону. Студент в кабаке — озвучивает ключевые мысли Раскольниковской теории, но относится к ней абстрактно, не придавая особого значения. Пётр Лужин — выражает масштабные мысли Раскольникова насчёт денег и всей экономики, сводя их к бытовым и пошлым ситуациям. Аркадий Свидригайлов — живёт, считая, что ему дозволено всё в этом мире, переступает через жизни других людей. По сути, является предупреждением Родиону о последствиях, которые способны вылиться в самоубийство. Порфирий Петрович — единственный человек, помимо Сони, который понимает Раскольникова. Автор даёт понять, что Порфирий и Родион очень похожи, и, возможно, именно этот следователь — основной «двойник» Родиона Раскольникова.
До каких «последствий» доводит теорию Лужина? Что может произойти тоже самое, что и с Раскольниковым. Совершить деяние, о котором будет жалеть гл. Как объяснить активную заботу Раскольникова об умирающем Мармеладове? Ответ: Раскольников испытывает жалость, сострадание, он действительно поступает благородно тратя последние деньги на умирающего.
И делает это он неосознанно, т. По каким причинам герой хочет признаться в преступлении и почему этого не происходит? Ответ: Раскольников проживает мучительные дни его жизни, мучительные потому что это «мучение» происходит в его голове. Эта личность утратила былое уважения из-за своих «наполеоновских» планов и деяний. Даже, если в своей голове каждая мысль противоположна другой, есть факт- преступление.
Теперь он боится «казни» за проделанное. Есть «лучи света» в этих главах, где Раскольникову пытаются вернуть или вытащить его человечность из глубин черствеющей души, он и сам на это надеется.
ПОМОГИТЕ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ!!! Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ Правонарушение И
«Родион Раскольников в начале» и «Родион Раскольников в конце» — абсолютно разные люди, имеющие, по большому счёту, мало чего общего. Последней каплей, заставившей Раскольникова все-то сделать признание, становится известие о самоубийстве Свидригайлова. Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» (ВОПРОСЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ РОМАНА) Часть 2 гл. 1. 1. В чем Раскольников видит начало «казни»? Раскольников видит начало «казни»? 2. В чем причина обморока Раскольникова? гл.2. 3. Какие решения последовательно принимает Раскольников о том, что делать с украденным?