заявление министра иностранных дел Временного правительства П. Н. Милюкова (1859-1943) 18 апреля (1 мая) 1917 г. государствам Антанты о готовности Временного правительства довести мировую войну до решающей победы. Нота Милюкова Нота Милюкова стала препроводительным документом к Декларации Временного правительства от 27 марта, которое было разослано руководству стран Антанты. Именно «Нота Милюкова» о верности России союзническим обязательствам в апреле 1917 года и привела к первому правительственному кризису и отставке наиболее видных министров-либералов. заявление министра иностранных дел Временного правительства П. Н. Милюкова 18.4.1917 державам Антанты о готовности Временного правительства вести воину "до решающей победы". Именно «Нота Милюкова» о верности России союзническим обязательствам в апреле 1917 года и привела к первому правительственному кризису и отставке наиболее видных министров-либералов.
Арабский халифат и его распад
- Дипломатия накануне Октябрьской революции
- Первые шаги Временного правительства
- Журнал Международная жизнь - Архив 6 номера 2018 года Дипломатия накануне Октябрьской революции
- Временное правительство: февраль - октябрь 1917, кризис и деятельность
Публикация ноты милюкова
Утром 20 апреля газеты познакомили читателей с нотой министра иностранных дел Павла Милюкова, которая лишила петроградцев надежд на долгожданный выход из ненавистной войны. Павел Николаевич Милюков 1859-1943 РИА Новости Милюков заявил, что позиция Временного правительства не даёт никаких оснований думать об ослаблении роли России в общей союзной борьбе и провозглашает всенародное стремление довести мировую войну до победного конца. Одурманенная празднествами толпа отправилась к Мариинскому дворцу, в котором тогда заседало Временное правительство, «спасать революцию». Война или мир? Нота Милюкова, ставшая тяжёлым ударом для Временного правительства и практически подарком судьбы для большевиков, поставила точку в долгом споре относительно выхода из Первой мировой войны. Впоследствии Милюков вспоминал: «Естественно, возникал вопрос: может ли Россия вообще продолжать войну? А если не может, то может ли она продолжать прежнюю политику? Оба вопроса, военный и дипломатический, тесно связывались вместе. Но так обнажённо они никогда не ставились.
Поставить их так — значило бы выйти из войны посредством сепаратного мира. А это рассматривалось как позор, несовместимый с честью и достоинством России.
Керенский, однако их было настолько мало, что изменить курс они не могли.
Среди народа решения и дела Временного правительства широкой поддержки не находили. Причиной тому стало доверие народной массы большевикам и идее Советов. В целом именно соглашение с Советами явилось причиной и одной из предпосылок прихода к власти Временного правительства.
Правительство тогда сразу пообещало утвердить основные демократические свободы, а затем созвать Учредительное собрание. Но в этом соглашении нерешенным остался вопрос о войне. Все участники соглашения предположили, что она продолжится и дальше, однако для каких целей это нужно, определиться так и не смогли.
Каждая из сторон хотела воспользоваться сложившейся ситуацией для того, чтобы затем реализовать именно свою программу. Идеи и предположения кабинета Львова в итоге так и не были реализованы. Однако они все же имели под собой определенную основу.
Внутри страны все они базировались на поддержке умеренно-социалистических партий, а также популярной в народе идее «революционного оборончества». Изначально предполагалось достижение успеха из-за популярности и превосходства Антанты над блоком центральных держав в людских и материальных ресурсах, реализации военных планов держав Согласия, которые хотя и не обещали победу, но надеялись на благоприятный исход в ходе войны благодаря присоединению к коалиции Соединенных Штатов Америки, которые не только приблизили революцию в России, но и в дальнейшем практически сразу признали Временное правительство. Центральные державы неоднократно пытались уговорить Россию выйти из состояния войны, однако в Петрограде эти ожидания не приветствовали, считая их слабостью противника.
При этом упускались из виду настроения внутри самой России, а также несколько эгоистические взгляды стран Запада. Правительство Львова основывалось на так называемых «патриотических» началах. Внутри страны царила идея продолжения войны.
Члены Временного правительства ожидали от этого получить свою часть привилегий и контрибуций. Кроме того, надежда была и на настроения народных масс, которые носили оборонительный и освободительный характер, как это виделось либералам. Однако в народе идеи Временного правительства не нашли особой поддержки, а несколько позднее и вовсе едва не явились поводом к гражданской войне.
Сложившийся в России режим двоевластия привел к тому, что внешнеполитические решения стали обсуждаться и приниматься на заседаниях министров в контакте с так называемой Комиссией Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. Руководство этой комиссии представляли члены умеренно-социалистических партий. Участвовали в заседаниях и представители Временного правительства, прежде всего дипломатического и финансового ведомств, а иногда и министр-председатель.
В исключительных случаях к участию в заседании приглашались представители Временного комитета Государственной думы, которая к тому времени была официально распущена. В начале мая 1917 года было образовано коалиционное правительство. После этого собрания с участием комиссии прекратили свое существование.
Предполагалось, что Советы в правительстве представляют министры-социалисты, поскольку именно они составляли подавляющее большинство членов Временного правительства. Во Временном правительстве первого состава март-май 1917 г. Кроме того, что он являлся конституционным демократом, ранее он был еще и членом Государственной думы 3-го и 4-го созывов.
До революции он отлично был знаком не только с курсом внешней политики, но и со многими как российскими, так и зарубежными дипломатами. Была ему знакома и современная внешняя политика. Как и все кадеты, он являлся безусловным сторонником продолжения войны, в которой Россия на тот момент не только достигла больших успехов, но и потеряла множество народа.
Между тем уже после революции Милюков понимал, что Россия не в состоянии добиться чего-то лучшего, чем имеющиеся соглашения с Францией и Англией. Особенно его волновали соглашения по поводу Черноморских проливов, которые он и отстаивал в дальнейшем. Всем членам было предписано явиться на службу к 12 часам следующего дня, причем тут же упоминалось о смене формы с парадных мундиров на пиджаки.
Так было решено подчеркнуть демократизм и новое направление работы власти. Первое, что он сделал - посетил прежнего министра Н. Покровского и его товарищей.
В ходе разговора с ними Милюков попросил поддержки и сотрудничества в дальнейших делах. А ближе к вечеру того же дня Милюков уже принимал у себя в кабинете дипломатов из стран - союзниц России. Таким образом, была сохранена старая традиция проведения совещания вчетвером.
В дипломатические и консульские представительства России в тот же день направили телеграммы с требованием убрать из деятельности все, что связано с императором. Так, было предписано заменить старые гербы на стенах на новые плакаты без гербов. Также временно решили применять печати без гербов, а имеющиеся гербы в паспортах зачеркивать крестом.
Кроме того, было предписано убрать везде фразу со словами «император», «императорское величество» и заменить ее словами «по уполномочию Временного правительства». Сотрудникам разрешили при этом носить ведомственные парадные мундиры и ордена, однако запретили носить придворные мундиры3. Кроме того, в телеграммах, направленных дипломатическим представителям России в зарубежных странах, Милюков отметил свою верность и преданность традициям международной политики прежнего режима.
Он понимал, что, несмотря на желание продолжать войну, менять курс внешней политики сейчас нельзя4. Именно поэтому он так снисходительно отнесся к МИД царского режима. Позднее Милюков будет вспоминать о том, что он не зря остался верен старым традициям внешней политики страны и, более того, гордиться тем, что не уволил никого из прежних сотрудников5.
Перемены в штатном составе МИД при Милюкове были минимальными. В основном они коснулись включения в министерство представителей правящей на тот момент партии. Так, товарищем министра иностранных дел вместо Половцева был назначен кадет Б.
Нольде - барон, русский дипломат. На службе в МИД - с 1899 года, в июле 1914 - мае 1916 года - управляющий Юрисконсультской частью, в мае 1916 - марте 1917 года - директор Второго департамента, с марта по май 1917 года - товарищ министра иностранных дел. Образованный при Милюкове Экономический департамент возглавил видный кадет П.
После революции в министерстве намечались некоторые перемены в составе, однако они касались в основном смены представителей в мелких монархических странах. При этом в результате все члены сохранили свои посты. Единственным исключением стал посол в США Ю.
Бахметев, который ввиду несогласия с курсом нового правительства добровольно ушел в отставку. А в мае 1917 года после апрельского кризиса в отставку ушел и сам Милюков. Кризис же был вызван отсутствием единой позиции относительно взглядов правительства во внешней политике.
Его место занял сахарозаводчик и миллионер М. Терещенко, который возглавлял МИД до 8 ноября 1917 года. Про него многие говорили, что это случайный министр, человек с улицы, который мало что может сделать для внешней политики, хотя в итоге на самом деле все оказалось совсем не так.
Действительно, Терещенко близко не был знаком ни со старой, ни с новой внешней политикой России. Не был он лично знаком и с дипломатами зарубежных стран. Все, что его хоть как-то связывало с внешней политикой, - это знание нескольких иностранных языков и работа на посту министра финансов на протяжении двух месяцев.
Но впоследствии именно Терещенко оказался тем министром, который, несмотря на различного рода кризисы, не ушел в отставку. При этом он понимал, что Россия находится в том состоянии, когда срочно что-то нужно менять, если хочется действительно устроить передел мира. Во время работы коалиционного правительства было создано совещание из пяти министров, которое выполняло специальную функцию - предварительное рассмотрение решений по внешней политике.
Основную роль в нем играли М. Терещенко, А. Керенский и Н.
Церетели представлял блок умеренных социалистов. Пятым был министр-председатель Г. Последовали кадровые перестановки как в центральном аппарате, так и в заграничных представительствах.
Вместо ушедшего Б. Нольде товарищем министра стал А. Петряев, а пост директора Экономического департамента унаследовал ученик П.
Струве Н. Начальником Ближневосточного отдела стал А. Некрасов, оба дипломатические чиновники6.
Чрезвычайным послом Временного правительства в Вашингтоне стал глава специальной миссии Б. Посланник в Стокгольме А. Неклюдов согласился принять пост посла в Мадриде, но вскоре покинул этот пост в связи с проблемами со здоровьем.
В Мадрид направили М. Неклюдова заменил в Швеции К. Гулькевич, а миссию в Христиании возглавил на правах поверенного в делах Д.
В Швейцарию назначили И. По большому счету это так называемое обновление на самом деле было обычной перестановкой кадрового состава, поскольку несколько лиц поменялись местами. В связи с тем, что в стране царило двоевластие, внешней политикой стали заниматься параллельно два органа.
Одним из них по традиции оставался МИД, однако все большую роль во внешней политике начал играть Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. В состав данного отдела вошли преимущественно либерал-демократы, на тот момент являющиеся меньшевиками. Однако у созданного отдела не было ни полномочий, ни рычагов, при помощи которых он мог бы контролировать деятельность Временного правительства и МИД.
Вся работа ограничивалась направлением телеграмм в дипломатические представительства России за рубежом о работе Советов. Несколько позднее еще одним направлением работы отдела стала помощь политическим мигрантам в иностранных государствах, как нейтрально относившихся к России, так и откровенно враждебных. Впоследствии одной из главных задач отдела стала подготовка к проведению конференции, которая предположительно должна была восстановить Интернационал, рухнувший еще в 1914 году.
Планировалось, что именно Интернационал в дальнейшем поможет в борьбе за демократический мир. Так, вместо Второго отдела и Юрисконсультской части были введены Экономический и Правовой отделы.
Из-за его болезни министры переносят заседание в его квартиру на Мойке. К возбужденным солдатам и матросам из Мариинского дворца никто не выходит, но через некоторое время к ним приезжают члены исполкома Петросовета, чтобы разъяснить ситуацию и убедить демонстрантов, что нота Милюкова — не повод свергать правительство. Полки расходятся.
Тем же вечером исполком Петросовета и Временное правительство собираются в Мариинском дворце, чтобы обсудить план. Князь Львов говорит, что совершенно не цепляется за власть и готов передать ее исполкому Петросовета — если его лидеры уверены, что лучше справятся с ситуацией. Но социалисты не хотят формировать правительство, понимая, что им будет намного труднее консолидировать общество: например, найти общий язык с офицерством или с крупным бизнесом. Они не требуют отставки всего правительства — достаточно ухода Милюкова. Лидер эсеров Виктор Чернов даже предлагает просто перевести Милюкова на должность министра просвещения.
Гучков произносит перед присутствующими душераздирающую речь, в которой рассказывает о том, что, убежденный монархист, он был вынужден выбирать между царем и родиной, так как был уверен, что именно слабый император мешает одержать долгожданную победу в войне. И он, и многие офицеры нарушили свои клятвы и присоединились к революции, чтобы спасти родину. Но спустя месяц оказывается, что жертва была напрасна, — победа в войне теперь еще дальше. Главная ценность — это честь, которая прямо зависит от победы. Экономика, безопасность, уровень жизни для Гучкова вторичны, а позор от поражения вынести нельзя.
Эту позицию разделяют с Гучковым десятки других политиков.
И наверняка ключ к стабилизации ситуации лежал в немедленном выходе России из войны и сосредоточении всех политических сил на разрешении внутренних проблем. Но Временное правительство не пошло на этот шаг. Этот шаг не встретил поддержки среди населения, измученного необходимостью уже в течение трёх лет платить высокие налоги, трудиться на заводах по 12-14 часов в день за минимальную заработную плату.
Не удивительно, что позиция большевиков, выступавших за немедленный выход России из войны без аннексий и контрибуций, получала всё больше сторонников в обществе. Состоялась массовая демонстрация под лозунгами "Долой войну!
Апрельский кризис Временного правительства
Милюков против Керенского – “Революционное оборончество” и “война до победного конца” – Первомай – Нота союзникам – События 20–21 апреля – Отставки Гучкова и Милюкова – Образование коалиционного правительства. Милюков против Керенского – “Революционное оборончество” и “война до победного конца” – Первомай – Нота союзникам – События 20–21 апреля – Отставки Гучкова и Милюкова – Образование коалиционного правительства. Фальшивая нота (чкин).
Нота П.Н. Милюкова от 18 апреля (1 мая) 1917 г. о задачах войны
Из-за его болезни министры переносят заседание в его квартиру на Мойке. К возбужденным солдатам и матросам из Мариинского дворца никто не выходит, но через некоторое время к ним приезжают члены исполкома Петросовета, чтобы разъяснить ситуацию и убедить демонстрантов, что нота Милюкова — не повод свергать правительство. Полки расходятся. Тем же вечером исполком Петросовета и Временное правительство собираются в Мариинском дворце, чтобы обсудить план. Князь Львов говорит, что совершенно не цепляется за власть и готов передать ее исполкому Петросовета — если его лидеры уверены, что лучше справятся с ситуацией. Но социалисты не хотят формировать правительство, понимая, что им будет намного труднее консолидировать общество: например, найти общий язык с офицерством или с крупным бизнесом. Они не требуют отставки всего правительства — достаточно ухода Милюкова.
Лидер эсеров Виктор Чернов даже предлагает просто перевести Милюкова на должность министра просвещения. Гучков произносит перед присутствующими душераздирающую речь, в которой рассказывает о том, что, убежденный монархист, он был вынужден выбирать между царем и родиной, так как был уверен, что именно слабый император мешает одержать долгожданную победу в войне. И он, и многие офицеры нарушили свои клятвы и присоединились к революции, чтобы спасти родину. Но спустя месяц оказывается, что жертва была напрасна, — победа в войне теперь еще дальше. Главная ценность — это честь, которая прямо зависит от победы. Экономика, безопасность, уровень жизни для Гучкова вторичны, а позор от поражения вынести нельзя.
Эту позицию разделяют с Гучковым десятки других политиков.
С утра к месту погребения тянулись многотысячные колонны скорбящих. На церемонию не пригласили только священников. Писатель Фёдор Сологуб объяснял это так: «Конечно, похороны должны быть гражданскими, вне вероисповедания, так как хоронить придётся людей разных исповеданий, людей верующих и… совершенно равнодушных к вопросам религии. И в этом единении — святость, в нём высшая праведность человеческой души… Мы, косневшие в оковах смрадного быта, их смертью искуплены для… светлого будущего». Погода полностью соответствовала мрачному духу торжества: в Петрограде было холодно, пасмурно, шёл дождь, переходящий в мокрый снег. Вскоре после похорон народные гулянья продолжились. Кризис разразился неожиданно.
Утром 20 апреля газеты познакомили читателей с нотой министра иностранных дел Павла Милюкова, которая лишила петроградцев надежд на долгожданный выход из ненавистной войны. Павел Николаевич Милюков 1859-1943 РИА Новости Милюков заявил, что позиция Временного правительства не даёт никаких оснований думать об ослаблении роли России в общей союзной борьбе и провозглашает всенародное стремление довести мировую войну до победного конца. Одурманенная празднествами толпа отправилась к Мариинскому дворцу, в котором тогда заседало Временное правительство, «спасать революцию». Война или мир?
На пост военного министра вместо Гучкова был назначен эсер А. Керенский 1881—1970. Усиление большевистского влияния в обществе приводило к росту демонстраций в поддержку Ленина и его соратников. Так, 18 июня в Петрограде и других крупных городах состоялись грандиозные демонстрации под большевистскими лозунгами «Вся власть Советам!
В этот момент положение Временного правительства стало неустойчивым, Россия оказалась на пороге нового политического кризиса. Из ноты П. Милюкова правительствам стран Антанты 18 апреля 1917 г. Но Россия освобождённая может в настоящее время заговорить языком, понятным для передовых демократий современного человечества, и она спешит присоединить свой голос к голосам своих союзников. Проникнутые этим новым духом освобождённой демократии заявления Временного правительства, разумеется, не могут подать ни малейшего повода думать, что совершившийся переворот повлёк за собой ослабление роли России в общей союзной борьбе. Совершенно напротив, всенародное стремление довести мировую войну до решительной победы лишь усилилось благодаря сознанию общей ответственности всех и каждого. Это стремление стало более действительным, будучи сосредоточено на близкой для всех и очередной задаче отразить врага, вторгнувшегося в самые пределы нашей родины». Вопросы к тексту 1.
Какими причинами автор документа обосновывает продолжение войны с Германией и её союзниками? Почему нота Милюкова была негативно встречена широкими массами солдат и рабочих Петрограда? Чтобы несколько снизить протестные настроения в российском обществе, Временное правительство предприняло наступление на фронте. Сам военный министр А. Керенский отправился в расположение войск, чтобы поднять боевой дух солдат. Были взяты города Галич, Калиш, произошёл прорыв фронта на 30 км. Однако, несмотря на все усилия командования, июньское наступление закончилось неудачей. Немецким войскам удалось начать контрнаступление и оттеснить российскую армию.
Отступление сопровождалось массовым дезертирством солдат. Провал наступления произошёл в период июльского кризиса Временного правительства. Из-за несогласия с позицией умеренных социалистов по вопросу о признании автономии Украины кадеты объявили о выходе из состава Временного правительства. В связи с данным событием положение в Петрограде резко обострилось. Этим воспользовались леворадикальные политические силы, среди которых преобладали большевики. Также в войсках распространились идеи анархистов, призывавших к свержению власти в стране. В них участвовали солдаты и революционно настроенные матросы с лозунгами против Временного правительства. Демонстрации вылились в вооружённые столкновения, в результате которых погибло множество людей.
Временное правительство объявило город на военном положении, и в Петроград прибыли верные ему войска. Июльский кризис привёл к отставке Львова с поста председателя Временного правительства. Его место занял А. В новый состав правительства вошли преимущественно меньшевики и эсеры. Лидеры Петроградского Совета и сформированного на I Всероссийском съезде Советов Всероссийского центрального исполнительного комитета ВЦИК признали Временное правительство единственным источником власти в стране. Двоевластие завершилось. Узнать больше ВЦИК — это постоянно действующий орган власти, образованный на I Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов в июне 1917 г. В состав ВЦИК I созыва было избрано 123 меньшевика, 119 эсеров, 58 большевиков, 13 объединённых социал-демократов, 7 представителей других партий.
ВЦИК оказывал влияние на политику Временного правительства и являлся главным выразителем воли политических партий, входивших в состав Советов рабочих и солдатских депутатов. Вооружённые столкновения в Петрограде в июле 1917 г. Фотография Виктора Карловича Булла Июльские события привели к началу преследования партии большевиков и их лидера В. Ленина по обвинению в заговоре с целью свержения власти. Если главе РСДРП б удалось скрыться от преследования, то многие видные большевики были арестованы и оказались в тюрьме. Ленина обвинили в шпионаже в пользу Германии, и он был вынужден скрываться на территории Финляндии. Возникла ситуация, в которой партия большевиков могла быть разгромлена. В него входили 17 министров, 10 из которых принадлежали к умеренным социалистическим партиям меньшевики и эсеры.
В условиях угрозы со стороны большевиков Керенский выдвинул идею создания правительства на основе объединения классовых интересов. Важной фигурой в борьбе Временного правительства с большевиками и их союзниками стал генерал Л. Корнилов 1870—1918 , в июле 1917 г. Председатель Временного правительства А.
В составе Временного правительства проводником идей "революционного оборончества" был Александр Керенский, также являвшийся, напомним, товарищем заместителем председателя Исполкома Петросовета. Павел Милюков, напротив, стоял на позициях верности Временного правительства заключенным при монархии союзническим договорам, в том числе тайным, по которым по окончании войны страны Антанты в случае их победы должны были получить территориальные и денежные компенсации от стран-агрессоров.
Дипломатия накануне Октябрьской революции
27 марта сего года временное правительство опубликовало обращение к гражданам, в котором содержится изложение взглядов правительства свободной России на задачи настоящей войны. Подобные новости. Разница в политических взглядах Милюкова и Керенского усугублялась их личной неприязнью друг к другу. История из истории "Считать инцидент с нотой Милюкова исчерпанным ".
Война или революция: предпосылки Апрельского кризиса 1917 года
Результатом давления на министра иностранных дел стала так называемая нота Милюкова от 18 апреля (1 мая) 1917 года. заявление министра иностранных дел Временного правительства П. Н. Милюкова 18.4.1917 державам Антанты о готовности Временного правительства вести воину "до решающей победы". Наконец, 18 апреля (1 мая) 1917 года появляется «препроводительная нота» Милюкова, призванная успокоить союзников, решивших, что Россия готова к сепаратному миру с Германией. В 1917 году одним из наиболее острых был вопрос о войне, тянувшейся уже более двух с половиной лет (Фото: РИА Новости).