1 (13) января 1826 черниговцы достигли д. Мотовиловки, где узнали об отказе декабристов-алексопольцев участвовать в восстании. Так, уже на следующий день декабристы занимают село Мотовиловка. Восстание Черниговского исты в Мотовиловке Смотреть что такое "Восстание Черниговского полка" в других словарях.
Восстание черниговского полка. Декабристы в Мотовиловке Кто возглавил черниговский полк
Хорошим источником о том, как же декабристы провели новый год в Мотовиловке являются воспоминания владельца этой самой Мотовиловки, пана Руликовского. А лишь в одном трактире в Мотовиловке «водки и прочих питий» употребили аж 360 вёдер! В следственных материалах отразилось во всех подробностях восстание Черниговского полка 1825 года. Так, уже на следующий день декабристы занимают село Мотовиловка. Слайд 10 В Мотовиловке были часты случаи грабежей жителей рядовым составом декабристской армии.
Без плана и цели. Восстание южных декабристов и малороссийский сепаратизм
Восстание Черниговского полка — Википедия | Среди адресатов его писем — декабристы С. Г. Волконский, И. И. Пущин. |
Восстание Черниговского полка | Новости образования и ЕГЭ (77). |
Черниговская восьмёрка | все новости чемпионатов. |
Подавление восстания черниговского полка. Никита муравьев. Что предопределило восстание | Так, уже на следующий день декабристы занимают село Мотовиловка. Здесь руководители восстания, построив полк, зачитали перед строем прокламацию, носящую название. |
Без плана и цели. Восстание южных декабристов и малороссийский сепаратизм
Но все-таки пошли. Видимо, ребята Муравьева-Апостола сумели достаточно запудрить им мозги — они верили, что идут за чинами и орденами. В общем, пять рот построились и двинулись в расположенное в нескольких километрах село Мотовиловка, где встали на дневку. Согласно традиционному объяснению, Муравьев-Апостол ждал вестей от других членов общества. Дождался он лишь Бестужева-Рюмина, который прибыл с вестью, что «кина не будет». Более никто поддерживать авантюру не собирался.
Но, возможно, Муравьев-Апостол просто хотел поднять дух солдат, которых он втравил в это дело. Вот тут-то и пригодилась прихваченная полковая касса. Закупили спиртное. По свидетельству очевидцев, за сутки пребывания в селе восставшие около 1000 человек выпили 184 ведра[21] вина «вином» тогда называли водку. Несложный расчет показывает: на каждую солдатскую душу пришлось около 2,2 литра ее, родимой.
Результаты сказались довольно быстро. Борцы за свободу стали вести себя, как какая-нибудь банда атамана Козолупа, почти на столетие предвосхитив стиль поведения всех армий времен Гражданской войны. Для начала развлекались тем, что срывали с офицеров эполеты и били им лица, а потом началась настоящая гульба. Пошли по домам, прихватывая все, что плохо лежит. Начали, понятное дело, с евреев.
Их слегка пограбили и поколотили, пару девушек изнасиловали.
Вершиной этой пропаганды стало утверждение полковника Сергей Муравьев-Апостола, который за несколько часов до разгрома восстания, узнав о приближении правительственных войск, убеждал подчиненных, что войска эти присланы не для подавления мятежа, а для соединения с ними. Поведение рядовых и нижних чинов. Исходя из множество свидетельских показания и прочих документов складывается впечатление, что большинство рядового состава мятежников на протяжении всего восстания были пьяны.
Часты были и случаи грабежей мирного населения. Так например владелец трактира Иось Бродский заявил об украденных у него солдатами Черниговского полка 360 ведрах водки. Часты были случаи грабежа не только арендаторов и состоятельных людей, но и простых обывателей: «вдовы Дорошихи», например, украли «кожух старый», оцененный Панковым в 4 руб. Приказ Муравьева о выходе из Мотовилоки был выполнен с большой отсрочкой, что дало перехватить стратегическую инициативу правительственным войскам.
Показательным является поведение солдат, которые в трудный момент поражения восстания, отвернулись от своего руководителя: «Раненный в голову картечью, Сергей Муравьев схватил было брошенное знамя, но, заметив приближение к себе гусарского унтер-офицера, бросился к своей лошади, которую держал под уздцы пехотинец. Фамилия рядового была Буланов, он числился в 1-й мушкетерской роте. Ударил же он штыком лошадь командира, решив, что тот хочет ускакать, скрыться от ответственности. Над могилами погибших Ипполита Муравьёва-Апостола, Кузьмина и Щепиллы не было велено ставить памятников, а вместо этого их имена были прибиты к символической виселице.
После восстания полк был переформирован.
Солдат ему посоветовал, чтобы он этому не верил и молчал. Когда же украинец не хотел слушать совета и продолжал дальше, то сапожник предупредил эконома, молодого человека, очень напуганного общими россказнями о резне, которая должна вскоре начаться. Тот немедленно поспешил уведомить об этом управляющего Пиотровского, жившего в селе Устимовке. Этот приказал ему вернуться в экономию. Эконом, опасаясь крестьянского бунта, приказал своему кучеру, чтобы тот сидел в экипаже и держал вожжи в руках. Когда собрался сход, то эконом стал допрашивать обвиняемого и, признавши его виновным, приказал скинуть с него одежду и выпороть его. Тогда несколько почтенных крестьян выступили с просьбой простить на этот раз виновного.
Эконом, не ожидая, что они ему скажут, вскочил в экипаж и как можно скорее поспешил к управляющему с донесением, что сход бросился на него и что он едва успел убежать. Управляющий в то же мгновение уведомил земскую полицию в Белой Церкви. Однако, пока исправник с заседателями и шляхтой прибыли на лошадях в Устимовку, управляющий, поставив казаков возле экономии, застал на том же месте крестьян, которые и разъяснили ему все дело. Но, несмотря на это, лживый слух быстро и широко разошелся во все стороны. Чем больше украинский народ замечал страха и тревоги среди шляхты, тем более смелел. На многолюдных собраниях, особенно в шинках, когда там был кто-нибудь из незнакомых проезжих, раздавался голос из среды беседующих, который выкрикивал такие слова: «Бог и царь - этого нам достаточно. Зачем нам эти паны, панки и подпанки? Зачем нам судебные взяточники и евреи?
Обойдемся без них. Это особенно сильно пугало и тревожило. Когда приблизился самый главный срок ожидаемого восстания - день предпасхального воскресенья, называемого в народе Вербным, то уманский маршалок, перепуганный этими слухами, обратился к дивизионному генералу, квартировавшему в Уманском повете, в местечке Соколове, чтобы тот принял предварительные и решительные меры для обеспечения спокойствия и безопасности. В результате генерал уведомил об этом главнокомандующего Второй армией князя Витгенштейна, находившегося в Гульчине. А тот через курьера уведомил главнокомандующего Первой армией и донес об этом царю и Великому князю Константину, который командовал польской армией. Тогда все армии вооружились и полки собрались на тесных квартирах. Во время этих приготовлений, которые были и в Василькове, и в Белой Церкви, особенно же в Василькове, где стоял Черниговский полк, наново созданный из батальонов иных полков, этот полк неожиданно собрался на тесные квартиры в субботу перед Вербным воскресеньем. Испуганные васильковские евреи и мои арендаторы, несмотря на шабаш, приходивший к концу, прибежали ко мне с известием, что в Москве началась большая революция, что князь Константин нас защищает и что он поставил такую охрану, что солдат смотрит на солдата от Варшавы до Ярмолинец.
Меня рассмешила эта выдумка, и я сказал: «Посмотрите на небо, не стоят ли и там в воздухе солдаты, так как этого не может быть. Успокойтесь и ожидайте, должна быть какаято иная причина подобной предосторожности». На следующий день, в самое Вербное воскресенье, вечером приехала моя жена, которая возвращалась из другого нашего имения - Галаек Таращанского повета. Когда она проезжала через Белую Церковь и остановилась, чтобы покормить лошадей, то видела ужасную тревогу среди еврейского населения, вызванную тем, что полк внезапно выступил и батальон с заряженным оружием упражнялся на выпасе под самым городом, в то время как множество ярмарочного люда собралось на обычный торг на рынке. Однако все было тихо и спокойно до самого отъезда моей жены из Белой Церкви. Такие известия вместе с другими вызывали предположения, что должны действительно произойти важные события. Тем временем быстро выяснилось, что все это было результатом чрезмерного страха маршалка. Еще следует вспомнить событие, которое произошло в то время в Махновецком повете вследствие того же общего переполоха 64.
Шляхтич, проживавший на Волыни, ехал на светлый праздник к своему брату, посессору, с Уманщины. По дороге он наслушалея рассказов, что в пасхальную ночь, когда ударят в колокола на «Христос воскресе», это будет сигналом для всеобщего восстания крестьян. Когда же он случайно задержался в дороге, то он в полдень Великой субботы остановился в местечке Белиловке, чтобы там пробыть первый день праздников и помолиться в приходском костеле. Однако, обеспокоенный, спросил у тамошних людей, что также были встревожены: «Почему вы сидите так спокойно? Разве не знаете, что сегодня ночью хлопы начнут резню во всем крае? Так мне везде говорили, где только я проезжал». Потом, увидев сторожа из корчмы, спросил: «Что приказал вам поп в Страстной четверги - «А приказал всем собраться. И больше не сказал ни слова».
Евреи, напуганные такими словами сторожа, не ожидая конца шабаша, поспешили скорее в Махновку, верст двадцать от Белиловки, просить дивизионного генерала, чтобы обеспечить их военной силой. Дивизионный генерал, князь Сибирский, был в давних дружеских отношениях с маршалком Махновецкого повета Дионисием Хоецким, который выехал тогда на праздники, чтобы навестить свою мать в Дедовщине, в десяти милях от Махновки. Поэтому генерал пригласил к себе секретаря маршалка и приказал ему написать официальное заявление от имени маршалка, чтобы иметь письменный документ. На основании его генерал дал приказ четырем ротам пехоты немедленно занять местечко Белиловку, а маршалка известил, чтобы он поскорее возвращался в Махновку. Это извещение маршалок получил перед полуднем и на другой день праздника направился в Махновку. Четыре роты, что пришли в Белиловку, нашли там все в полном спокойствии. Тогда земская полиция взяла панка и сторожа, чтобы произвести следствие и допрос. Сторож, когда его спросили, ответил, что поп объявил, чтобы все вместе собрались на всенощное богослужение, а шляхтич пояснил, что о предстоящем нападении ему всюду говорили.
Крестьянина немедленно отпустили, а шляхтича задержали до губернаторской резолюции, и он высидел в Махновке несколько недель. В то время в епископских поместьях Фастовщины, а именно в Веприке и Скриголове, что находились в лесах, поселилось, пользуясь хорошим местоположением, много шляхты, по преимуществу небогатой, обер- и штаб-офицеров прежнего войска Речи Посполитой, и все они жили там на чиншевом праве. Здесь-то перепуг достиг наивысших пределов. Немного было смельчаков, что хотели остаться и обороняться в собственных домах, больше оказалось таких, что в Великую субботу в начале ночи оставили свои поселения и разошлись по лесам, скрываясь там от ожидаемого нападения, в то время как крестьяне, спокойные и послушные своим экономическим властям, не обнаруживали ни малейшего признака бунта, но были довольны, что их боятся, и хорошо сознавали, что они могут быть грозными. И в Белой Церкви также немало тревоги среди жителей и многочисленных экономических служащих сделала остроумная шутка старого украинца, несмотря на то, что полк и квартира дивизионного генерала были здесь, и около тысячи человек шляхты тут же проживали. И было их немногим меньше, чем крестьян. Так вот этот старый украинец был поденным сторожем, присланным от главной экономии для услуг одного служащего, жившего в Белой Церкви. В предпраздничные дни старик рубил дрова и носил их в пекарню, так как в это время женщины и хозяйки были заняты печением теста для освящения.
И как старый человек, который легко утомляется, он после каждой вязки дров садился отдохнуть и приговаривал: «Я работаю, рублю и ношу, а бог его знает, кто их будет жечь! Тот немедленно уведомил об этом главного управляющего белоцерковских имений. И из-за такого пустяка создался большой шум. При звали исправника, чтобы придать делу более официальный характер. Привели старика сторожа. И когда его грозно и сурово спросили, зачем он так говорил, он спокойно и совсем естественно отвечал: «Я работаю, рублю и ношу, а кто-то другой будет ими топить, так как на днях будет смена. Кто-то другой придет из села меня сменить. Я вернусь домой, а он принесенными мною дровами будет топить».
Остроумно, легко и просто оправдался он в тех словах, что наделали столько тревоги. Никак нельзя было наказать его за эту выдумку, чтобы еще больше не дать значения его словам. Революция в Петербурге и восстание в Черниговском полку хотя и были в самом зародыше усмирены и уничтожены, однако создали среди населения сильный шум и кипение, которые и теперь, тридцать лет после того, тлели и тлеют постоянно. Желание свободы и воли растет и ширится среди народа. Поэтому мы много раз были свидетелями его попыток к бунту. И хотя они были задушены силой, но не уменьшилось в народе желание свободы, а еще более было растравлено под влиянием этих жестоких мер, которые только дразнили, а не успокаивали волнение. И настало уже время, чтоб не медлить и освободить этот народ из кандалов не воли и крепостной зависимости, время увеличить его права, поднять его до уровня гражданства и в равенстве всех перед законом слиться и объединиться с ним. А теперь несколько слов о деятельности Следственной комиссии в Белой Церкви.
Известна стычка декабристов с майором Сергеем Трухиным, который был старшим по должности после Сергея Муравьева-Апостола и остался на сторонке правительства. Он попытался привести восставших в повиновение угрозами и обещаниями, но был схвачен Бестужевым-Рюминым и Сухиновым. Как уточнял один из очевидцев, несложные солдаты «бросились на ненавистного для них майора, сорвали с него эполеты, разорвали на нем в клочья мундир, осыпали его ругательствами, насмешками и, наконец, побоями». Трухина взяли. Все движение восстания состоит из осколков начатых и брошенных маршрутов, изучение каких раскрывает надежду на присоединение новых полков что было характерно и для 14 декабря и борьбу противоречий во внутренней жизни бунты». Вопреки ожиданиям, встреченные по пути полки не перешли на их сторону.
Кроме того, властями был арестован офицер, обещавший Муравьеву-Апостолу возвысить свой полк. Настроение солдат, которые поначалу поддержали своих офицеров, между тем изменилось. Они не понимали смысл похода и опасались за свое грядущей. Произошли случаи дезертирства. Были свидетельства массового пьянства солдат и грабежей местного населения. Те желали им удачи, но к восстанию не присоединялись.
В конце концов, декабристы направились к Трилесам — отправному пункту восстания. Сергей Муравьев-Апостол был уверен, что отряд примет их сторону. Однако Гейсмар приказал залучить восставших в засаду. Подпустив полк на расстояние выстрела, генерал велел артиллеристам открыть огонь на поражение. Залпы картечи посеяли панику среди боец, но большинство офицеров шли за своим командиром. Я привел роты, мною водимые, в распорядок, приказал солдатам не стрелять, а идти прямо на пушки, и двинулся вперед со всеми оставшимися офицерами.
Солдаты следовали нашему движению, пока угодившая мне в голову картечь не повергла меня без чувств на землю. Когда же я пришел в себя, нашел батальон совершенно расстроенным и был захвачен самими бойцами в то время, когда хотел сесть верхом, чтобы стараться собрать их. Захватившие меня солдаты привели меня и Бестужева к Мариупольскому эскадрону, куда вскоре повергли и брата, и остальных офицеров», — рассказывал Сергей Муравьев-Апостол.
Восстание Черниговского полка.Декабристы в Мотовиловке. Декабристы
Черниговского полка восстание вооруженное выступление декабристов на юге России 29 декабря 1825 г. – 3 января 1826 г. Организаторы и руководители – С.И. Полковая казна составляла около 10 тыс. руб. ассигнациями и 17 тыс. руб. серебром. 31 декабря декабристы заняли Мотовиловку, где перед строем был оглашён «Православный катехизис». Рекомендуемые аккаунты. Информация Новости Контакт Род занятий ByteDance.
Восстание Черниговского полка.Декабристы в Мотовиловке
Декабристы в Мотовиловке. Восстание Черниговского полка | 15 января (по нов. стилю) 1826 года полным разгромом завершилось второе восстание декабристов. |
7. Первый еврейский погром | Сергей Иванович Муравьев-Апостол (1796-1826) — декабрист, подполковник, участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов. |
Черниговская восьмёрка | Главная» Новости» Выступление черниговского полка декабристы. |
195 лет назад было подавлено второе восстание декабристов - | В следственных материалах отразилось во всех подробностях восстание Черниговского полка 1825 года. Так, уже на следующий день декабристы занимают село Мотовиловка. |
Без плана и цели. Восстание южных декабристов и малороссийский сепаратизм
Легла Мотовиловка на полпути между Киевом и Житомиром. Декабристы. Возле 1950 года 15 января (по нов. стилю) 1826 года полным разгромом завершилось второе восстание декабристов. Статья автора «Филиал Карамзина» в Дзене: Все мы, безусловно, знаем о восстании декабристов, которое произошло 14 декабря 1825 года. Восстание (бунт) Черниговского полка — одно из двух восстаний декабристов, произошедшее уже после выступления на Сенатской площади в Санкт-Петербурге 14 (26) декабря 1825 года. Восстание (бунт) Черниговского полка — одно из двух восстаний декабристов, произошедшее уже после выступления на Сенатской площади в Санкт-Петербурге 14 (26) декабря 1825 года. В Мотовиловке были часты случаи грабежей жителей рядовым составом декабристской армии.
Сергей Муравьев-Апостол - судьба декабриста
: новости спорта - Чемпионат | «Все это могло произойти от неумеренного употребления водки, выпитой в Мотовиловке», – справедливо утверждает Руликовский. |
Без плана и цели. Восстание южных декабристов и малороссийский сепаратизм | Главная» Новости» Выступление черниговского полка декабристы. |
Земли Полдня. Фастов-Трилесы.: odna_zmeia — LiveJournal | декабристам, формированию мировоззрения декабристов, создания первых тайных организаций и деятельности Северного. |
Воля, водка, ерунда. Чем обернулось восстание Южного общества декабристов | Аргументы и Факты | Помимо Петропавловской, декабристы содержались и в Шлиссельбургской крепости, а также в других тюремных замках страны. |
Восстание Черниговского полка — Википедия | Рекомендуемые аккаунты. Информация Новости Контакт Род занятий ByteDance. |
Декабристы.
Наступало утро. Черниговские офицеры, твердо и без колебаний решившие начать восстание, предполагали, что оно не ограничится только Черниговским полком; они немедленно решили поднять и окрестные полки, которыми командовали члены Южного общества. С этой целью они послали из Василькова гонца для извещения этих полков о начале восстания; гонцом был избран член Общества соединенных славян Андреевич 2-й. Узнав о восстании в Петербурге, он сам приехал 26 декабря в Васильков из Киева, где состоял при арсенале, и отправился сразу в Радомысль — к члену тайного общества полковнику Повало-Швейковскому—поднимать на восстание Алексопольский полк. Тем временем, получив записку С. Они быстро заручились согласием стоявших в карауле солдат освободить арестованных Сергея и Матвея Муравьевых-Апостолов. Нет сомнения, что «караул» был распропагандирован ими раньше. С помощью караульных солдат они с оружием в руках освободили из-под ареста Муравьевых, ранили Гебеля.
В этих условиях Сергей Муравьев, освобожденный из-под ареста, принял решение начать восстание. Дата его начала—утро 29 декабря 1825 г. Маршрут восстания сложился следующим образом: первой восстала 5-я рота Черниговского полка, стоявшая в Трилесах. Вечером того же 29 декабря она пришла в деревню Ковалевку, где соединилась с другой ротой того же полка — 2-й гренадерской. Ранним утром 30 декабря С. Муравьев-Апостол во главе двух рот вступил в Васильков, где к нему присоединились другие -роты Черниговского полка. Полк оказался, таким образом, почти весь в сборе.
Из Василькова 31 декабря после полудня восставшие войска двинулись в деревню Мотовиловку, куда пришли к вечеру. Это вызвало недовольство солдат, требовавших быстрых действий. Из Мотовиловки восставшие двинулись на Белую Церковь, но, не доходя до нее, остановились в селении Пологи, откуда, еще раз, резко переменив маршрут, стали дви- [ 124 ] гаться к Трилесам и, пройдя деревню Ковалевку, не дойдя до Трилес, встретили отряд генерала Гейсмара, который их разбил. Таков маршрут восстания. Если взглянуть на карту местности, видно, что этот маршрут имеет приблизительную форму восьмерки. Этот зигзаг становится понятен, если с помощью документов вникнуть в мотивы изменения маршрутов. Все движение восстания состоит из осколков начатых и брошенных маршрутов, изучение которых раскрывает надежду на присоединение новых полков что было характерно и для 14 декабря и борьбу противоречий во внутренней жизни восстания.
Движение из Трилес в Васильков было целесообразным и неизбежным: там стояла основная масса полка. Днем 30 декабря 1825 г. Оставшийся на стороне правительства майор Трухин старший в Черниговском полку после Муравьева бросился навстречу авангарду и «начал еще издалека приводить его в повиновение угрозами и обещаниями», пишет мемуарист Общества соединенных славян, но, «когда он подошел поближе, его схватили Бестужев и Сухинов, которые, смеясь над его витийством, толкнули его в середину колонны. Мгровенно изчезло миролюбие солдат. Они бросились на ненавистного для них майора, сорвали с него эполеты, ра- [ 125 ] зорвали на нем в клочья мундир, осыпали его ругательствами, насмешками и, наконец, побоями». Подоспевший С. Муравьев приказал арестовать майора Трухина.
Восставшие захватили город Васильков. Приехавший из Белой Церкви подпоручик Вадковский из 17-го егерского полка обещал С. Муравьеву поднять на восстание если не весь полк, то, по крайней мере, батальон и с этим намерением отправился в Белую Церковь, но был арестован ври въезде на заставу. Полк собрался на площади. Полковые знамена, полковая казна — все было в руках восставших. Восторг был всеобщий; офицеры и солдаты изъявили готовность следовать всюду, куда поведет их любимый и уважаемый начальник». Подъем духа достиг в Василькове особенно высокой точки.
Муравьев позвал полкового священника Даниила Кейзера, и тот по его поручению прочел перед полком сочиненный С. Муравьевым революционный политический катехизис, который, по словам «славян», «состоял из чистых республиканских правил, приноровленных к понятиям каждого». В революционном движении того времени например, испанском была распространена подобная «катехизисная» форма прокламаций, составленная из вопросов и ответов. Вот некоторые его вопросы и ответы: «Вопрос: Какое правление сходно с законом божиим? Ответ: Такое, где нет царей. Бог создал нас всех равными и, сошедши на землю, избрал апостолов из простого народа, а не из знатных и царей. Вопрос: Стало быть, бог не любит царей?
Ответ: Нет! Они прокляты суть от него, яко притеснители народа. Вопрос: Отчего же упоминают о царях в церквах? Ответ: От нечестивого приказания их самих, для обмана народа» 6 [ 126 ] Но уже в Василькове проявилась борьба двух направлений в руководстве восстанием: штаб восстания состоял из четырех офицеров-«славян» Сухинова, Щепило, Кузьмина и Соловьева , с одной стороны, и Сергея Муравьева-Апостола, его брата Матвея и Бестужева-Рюмина — с другой. Муравьев-Апостол и его сторонники придерживались выжидательной тактики. Муравьев медлил, потому что ждал присоединения других восставших полков под командованием членов Южного общества. В Василькове славяне умоляли Муравьева немедленно идти на Киев: там были сочувствующие офицеры и распропагандированные «славянами» части например, пропаганду среди рабочих арсенала вел Андреевич 2-й ; этот план имел некоторые реальные основания.
Муравьев не решился принять этот план и предпочел выжидать. Осколок замысла «славян»—идти на Киев—видев в небольшой уступке Муравьева: он послал в Киев офицера Мозалевского с записками к «верным людям» и с экземплярами цитированного выше революционного «катехизиса» для распространения в народе. Позже в 1861 г. Движение из Василькова на Мотовиловку имело своей целью Брусилов, место, которое С.
Тем же утром началось открытое восстание. Собрать верных солдат в те дни офицерам было нелегко.
Полковой праздник совпал с рождеством — многие рядовые разошлись по своим деревням. Тем не менее, разрозненные отряды соединились в Василькове. Там подчиненных попытался образумить оставшийся лояльным властям майор Трухин: «когда он подошел поближе, его схватили Бестужев и Сухинов, которые, смеясь над его витийством, толкнули его в середину колонны. Мгновенно изчезло миролюбие солдат. Они бросились на ненавистного для них майора, сорвали с него эполеты, разорвали на нем в клочья мундир, осыпали его ругательствами, насмешками и, наконец, побоями». В руках восставших оказались полковые знамена и казна.
Гибельными для южных декабристов стали споры о дальнейших действиях. Сухинов, Щепило, Кузьмин и Соловьев считали необходимым быстрый марш-бросок на Киев с привлечением местного крестьянства и некоторых городских частей. Братья Муравьевы и Бестужев-Рюмин не соглашались, собираясь выжидать и надеясь на поддержку их выступления в соседних полках. Так подпоручик Александр Вадковский обещал поднять свой 17-й егерский полк в Белой Церкви. План провалился, мятежника арестовали при въезде на заставу. Возобладал план Мураева — дождаться присоединения соседних полков Алексопольского и Ахтырского.
С этой целью восставшие направились в Мотовиловку.
Пока он пил, в квартиру ворвались несколько офицеров из его батальона и со штыками кинулись на Гебеля, которому нанесли несколько ранений. Гебель сумел убежать и спрятаться в погребе благодаря помощи одного из рядовых. Двое жандармов были арестованы. Роты, находившиеся в Василькове, не стали вступать в столкновения с восставшими. Майор Трухин старший офицер полка после бегства Гебеля и мятежа Муравьева был захвачен, избит и под угрозой оружия принужден издать полковой приказ о сборе всех полковых рот в полном снаряжении в Мотовиловке.
Утром следующего дня в Мотовиловке состоялся торжественный молебен с участием полкового священника позднее он был расстрижен за это, хотя и утверждал, что его принудили к молебну силой , после чего солдат привели к присяге. Не все солдаты поняли, что вообще происходит, поэтому им объяснили, что законный император Константин силой свергнут с престола, и они, как и большинство верной законному императору армии, выступают против злодеев и негодяев, поправших права государя. Во всяком случае наблюдавший восставших в Мотовиловке Иосиф Руликовский именно так описывал происходившее. Тем временем число восставших уменьшилось. Фельдфебель гренадерской роты понял, что происходит что-то странное, и сумел убедить Муравьёва вернуть гренадеров на квартиры, чтобы забрать забытое снаряжение. Гренадеры ушли в Белую Церковь и более не возвращались.
За это они позднее были вознаграждены переводом в лейб-гвардии Московский полк. Никакого хотя бы условного плана у восставших не было. Из Мотовиловки они двинулись на Житомир, но передумали и пошли на Белую Церковь, однако из-за ошибочных сведений не решились атаковать поселение, думая, что там есть превосходящие силы. Видимо, первоначальный расчёт был в том, что восстание спровоцирует последовать этому примеру и ряд других частей. Тем более что у Южного общества имелись неплохие связи с Обществом соединённых славян, которое действовало на Украине и, как считается, поддерживало идею независимости всех славянских государств с потенциальным преобразованием в республиканскую федерацию. К юбилею Адама МицкевичаРодившийся 24 декабря 1798 года в Виленской губернии Российской империи Адам Мицкевич, в Польше считается польским поэтом, в Белоруссии — белорусским, а в Литве — литовским Ряд наиболее активных членов общества в тот момент находились неподалеку: в Киеве, Житомире и Новограде-Волынском.
Однако на помощь восставшим никто не пришёл, не со всеми удалось установить контакт, кто-то даже не знал о спонтанном восстании Муравьёва, иные посчитали затею обречённой на провал и устранились. Вместо Белой Церкви они вновь повернули на Трилесы, но, не дойдя до квартир, наткнулись на правительственные войска под командованием генерала Гейсмара.
Залечивая раны, он прямо с кровати надиктовал описание случившегося для императора Николая I.
Вскоре его за отличие по службе произвели в полковники и наградили. Впрочем, старший брат лидера южных декабристов Матвей Муравьев-Апостол, позднее приговоренный к каторге, которую Николай I заменил на ссылку, в своих воспоминаниях утверждал, что Гебеля максимум избили, но никак не ранили. Не поручусь в том, чтоб его не ударили ружейным прикладом.
При таких ранах, о которых говорится в донесениях, Гебель не мог бы немедленно возвратиться в Васильков. Гебель за свое усердие и распорядительность был назначен вторым киевским комендантом. Несмотря на то, можно безошибочно сказать, что, будь на месте Гебеля командиром Черниговского полка человек, заслуживающий уважения своих подчиненных и более разумный, не было бы ни возмущения, ни восстания», — считал старший из братьев-декабристов.
В свою очередь, средний брат, Сергей, заявил на допросе, что именно инцидент с подполковником Гебелем окончательно подтолкнул его к началу восстания. Видев ответственность, к коей подвергли себя за меня четыре сии офицера, я положил, не отлагая времени, начать возмущение; и, отдав поручику Кузьмину приказание собрать пятую роту и идти на Ковалевку, сам поехал туда вперед для сбора второй гренадерской роты», — признавал он. Другие полки не поддержали восставших Ранним утром 11 января по нов.
Он приветствовал солдат и кратко изложил им цель восстания, объяснив, сколь благородно пожертвовать жизнью за свободу. Сергей Муравьев-Апостол пригласил полкового священника Даниила Кейзера. По его поручению тот прочел перед строем сочиненный вождем восстания революционный политический катехизис, состоявший «из чистых республиканских правил, приноровленных к понятиям каждого».
Офицеры и нижние чины изъявили готовность следовать за своим предводителем. В их руках находились полковые знамена и казна. Инициаторы рассчитывали на присоединение к их выступлению других частей, которыми командовали члены Южного общества.
Однако из-за спонтанности восстания и по другим причинам особой поддержки офицеры Черниговского полка не нашли. Члены Общества соединенных славян требовали привлечь на свою сторону крестьян. Муравьевы-Апостолы придерживались в данном вопросе выжидательной тактики.
Известна стычка декабристов с майором Сергеем Трухиным, который был старшим по должности после Сергея Муравьева-Апостола и остался на стороне правительства. Он попытался привести восставших в повиновение угрозами и обещаниями, но был схвачен Бестужевым-Рюминым и Сухиновым.
Декабристы в Мотовиловке. Восстание Черниговского полка
Восстание Черниговского исты в Мотовиловке Смотреть что такое "Восстание Черниговского полка" в других словарях. Слайд 10 В Мотовиловке были часты случаи грабежей жителей рядовым составом декабристской армии. Поэтому вот вам Мотовиловка от де ла Флиза, а сами мы ее не видели, потому что продолжали вяло тащиться в Фастов, переваливаясь с горки на горку. В Мотовиловке декабристы имели случай убедиться в сочувствии крепостных крестьян. Восставший полк проходил по землям графини Браницкой, крупнейшей помещицы края. 1 (13) января 1826 черниговцы достигли д. Мотовиловки, где узнали об отказе декабристов-алексопольцев участвовать в восстании. 15 января (по нов. стилю) 1826 года полным разгромом завершилось второе восстание декабристов.