14 июля 1933 года на новом пароходе «Челюскин» началась советская арктическая экспедиция, возглавил которую Отто Шмидт, а капитаном был назначен Воронин. Экспедиция на пароходе «Челюскин» должна была повторить сквозной проход архангельского ледокольного парохода «Александр Сибиряков» по Северному морскому пути за одну навигацию. "Челюскин" (первоначально назывался "Лена") – советский пароход, построенный в Дании по заказу СССР, предназначался для хождения между устьем Лены и РИА Новости, 13.02.2024.
Почему затонул пароход "Челюскин" и как его экипаж два месяца держался на дрейфующей льдине
А для борьбы с мелким вредителями лучше подходят патрульные пограничные суда, чем крейсеры. Поэтому проект «Арктика» спешно упростили до «Ермака», а количество судов в серии снизили. Их будет всего четыре, два больших боевых корабля, и два аналогичных по устройству, но легкого класса сторожевиков. Менять конструкцию смысла нет, все эти корабли должны прекрасно чувствовать себя во льдах и обладать большой автономностью. Силовая установка и основные параметры также не изменятся. Главное новшество — вооружение и экипаж. У «Ермака» ракет нет, зато увеличено количество тяжелых пулеметов и ПЗРК, плюс есть дополнительные 30-мм автоматические пушки вдобавок к главному орудию. Штурмовиков сменила досмотровая команда усиленного состава, а на борту выделены помещения под тюремные камеры — для задержания нарушителей.
На пограничные суда также возлагается обязанность помощи гражданскому флоту, поэтому состав команд планируется смешанный.
Воронин, в 1933 году ставший и капитаном парохода «Челюскин». Отдельно выделены книги о первой Ленской экспедиции на ледоколе «Красин» 1933 , беспосадочным перелётам через Северный Полюс в 1937 году В. Чкалова, Г. Байдукова, А.
Белякова Москва — Ванкувер и М. Громова, А. Юмашева, С. Данилина Москва — Сан-Джасинто , работе первой советской дрейфующей станции «Северный Полюс-1» 1937—1938 , и дрейфу ледокольного парохода «Георгий Седов» 1937-1940. Всего на выставке представлено около 80 изданий.
В коллекции Электронной библиотеки «Территория и пути сообщения: описание и исследования» представлен раздел «Освоение Арктики», где можно найти издания об исследованиях Северного морского пути и арктических территорий, воспоминания учёных и участников экспедиций об освоении северных территорий.
На борту их ждет интенсивная научная работа: члены экспедиции изучат технологии, которыми обладает современная атомная отрасль. Сегодня это не только генерация электроэнергии, но и IT, аддитивные и лазерные технологии, квантовые компьютеры и многое другое. В течение 10 дней детям будут рассказывать о Северном морском пути и роли атомных ледоколов, а также об удивительной природе Арктики и ее обитателях. Сегодня не просто исполняется мечта выдающихся ребят со всей страны — 4-я арктическая экспедиция Росатома является эффективным инструментом Госкорпорации в генерации новых знаний, создании научного и кадрового потенциала, а также совершенствования имеющихся механизмов выявления новых талантов и их вовлечения в научно-исследовательскую деятельность», — отметил и. В состав экспедиции вошли школьники из 41 региона России. Большинство — финалисты просветительского проекта «Ледокол знаний. Вместе с ребятами на самую северную точку планеты отправляются известные ученые, популяризаторы науки и эксперты.
На них изображены и сами ледоколы, и их работа в арктических морях. Ледоколы были задействованы в проводке кораблей через ледовое поле, использовались как база для научных экспедиций и высадки станций на лед, участвовали в спасении гибнущих кораблей. Так, «Москва» участвовала в 1965 году в спасении теплохода «Витимлес»: ледокол успел забрать часть оборудования и экипаж до момента ухода судна под воду. В 1960-е годы эта операция в арктических водах была признана катастрофой, вызванной особыми условиями плавания.
Найден легендарный ледокол «Челюскин», затонувший в 1933 году
Безуспешно стремился пробиться к «Челюскину» ледокол «Литке», вышедший на помощь, несмотря на множество полученных им самим повреждений. Ледокол "Челюскин" в 1933 году вышел из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию. На трудных участках трассы планировалась проводка «Челюскина» с помощью ледоколов. Ледокол «Красин» был отправлен на спасение челюскинцев из Ленинграда через Панамский канал.
Содержание
- На Енисее встретились атомоход «Урал» и экспедиция «Россия 360»
- 70 лет назад началась так называемая «Челюскинская эпопея». Новости. Первый канал
- Начальник метеостанции на мысе Челюскин рассказал о соседстве с белыми медведями
- Начальник метеостанции на мысе Челюскин рассказал о соседстве с белыми медведями
- Ледокол «Челюскин»
- Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
Рубрика "Событие"
Ежедневное обновление статей, новостей и репортажей для удобства получения актуальной информации о жизни в Москве. Использование текстовых материалов допускается с согласия редакции. Администрация сайта уведомляет, что не намеревается нарушать чье-либо авторское право и поэтому все спорные моменты оперативно решаются.
Всё это время страна жадно ловила информацию о том, что происходит в Чукотском море, а на улицах незнакомые люди обсуждали проблемы спасения челюскинцев. Пароход, названный в честь Семёна Челюскина, открывшего в 1742 году самый северный мыс Евразии, был последним словом техники. И хоть не ледокол, но относился к судам ледокольного типа. Уже 13 августа, столкнувшись со льдами, пароход получил первое повреждение. Течь заделали и продолжили плавание. Потребовалась помощь ледоколов. До чистой воды оставалось всего несколько километров, но корабль начало уносить в ледяные поля, и не осталось надежды, что «Челюскин» сможет выбраться и экспедиции не придётся зимовать во льдах.
Начался четырёхмесячный дрейф, который закончился 13 февраля 1934 года затоплением судна от сжатия льдом. Два месяца «челюскинцы» вели борьбу за спасение. Экипаж перебрался на льдину, выгрузив с корабля не только спальные мешки с палатками, но и строительные материалы. Был построен бревенчатый барак, кухня, сигнальная вышка и аэродром. Не прерывалась и научная работа. Каждые сутки геологи и геодезисты определяли точное место лагеря, ведь дрейф льда не прекращается. Участники экспедиции организовали свою жизнь на льдине: выпускали стенгазету, сочиняли песни, рисовали карикатуры, устраивали митинги.
В каком-то смысле север оказался даже сложнее для покорения, ведь первый надводный корабль добрался до Северного полюса лишь спустя 16 лет после полета Гагарина, в 1977 году. Но у северной России даже среди арктических государств положение особое. Поэтому помимо науки и исследований, для нашей страны важна и экономическая составляющая освоения Арктики. Ни одна другая страна не имеет таких экономических проектов в Арктике. Северный ледовитый океан, арктические моря и береговые линии арктических государств. Виден огромный "фасад" России, выходящий в Арктику. Освоение этой территории практически невозможно без судоходства по северным морям — Баренцеву, Белому, Карскому, Лаптевых и другим. А северный морской путь далее для сокращения просто СМП вдоль северного побережья России является не только внутренним транспортным коридором, но и кратчайшим морским путем из Европы в Азию. Кстати, подобный Северо-западный проход вдоль побережья Канады и США гораздо менее доступен из-за более мощного ледового покрова, и потому практически не используется для судоходства. Подробнее об этом можно почитать в блоге капитана нашего атомного ледокола Дмитрия Викторовича Лобусова, вот тут. С поздней осени и до начала лета большая часть акватории арктических морей покрыта льдами. Лишь несколько месяцев в конце лета СМП может быть чист ото льда и доступен для прохождения обычными судами, так что этот короткий период и используется по максимуму для связи с "большой землей". Но для нормальной хозяйственной деятельности нужно этот период расширять, к тому же и в этот летний период встреча со льдом вполне возможна - может элементарно с севера "надуть". Так что вопрос о судоходстве во льдах особенно актуален для нашей страны уже не первый век, ведь даже столица царской России — Санкт-Петербург и Финский залив, сковывается зимой льдами. Развитие и использование Северного морского пути с царских времен до наших дней претерпело несколько этапов, и включало в себя как строительство и развитие портов, ресурсных баз и месторождений, военных баз, так и строительство ледоколов. Сейчас главный импульс развитию СМП дает добыча газа и нефти в Арктике, а общий грузооборот уже превысил рекордные советские показатели в несколько раз и составляет более 30 млн. Поэтому у России в последние 120 лет был самый большой ледокольный флот, самые мощные ледоколы, и на текущий момент — единственный атомный ледокольный флот в мире, который мы только наращиваем. Ниже представлена инфографика по ссылке крупнее с крупнейшими ледоколами мира мощностью более 10 000 л. Картинка от 2017 года, так что она немного устарела, к тому же это взгляд из США с их терминологией и данными. Тем не менее она позволяет увидеть принципиальную «расстановку сил». Половина из около 90 самых мощных ледоколов мира — в России. Красными рамками выделены ледоколы побывавшие на Северном полюсе. Крупнейшие ледоколы мира на 2017 г. И как я покажу позже, постройку многих ледоколов Россия заказывала за границей. Просто другим странам не всегда нужны ледоколы такой мощности и в таком количестве. Хотя интерес к Арктике растет и ситуация может меняться. США и Канада имеют или планируют построить неатомные ледоколы, сопоставимые по мощности с атомными. А Китай в ближайшие годы планирует построить свой первый атомный ледокол и очень интересуется "северным шелковым путем" в Европу. Рождением российского и мирового тяжелого ледокольного флота мы во многом обязаны вице-адмиралу Степану Макарову , исследователю, ученому, теоретику и практику ледоколостроения конца 19 века. Именно ему принадлежат слова: «Россия есть здание, фасад которого обращен к Ледовитому океану» и «Ни одна нация не заинтересована в ледоколах, сколько Россия». Макаров настоял на строительстве первого арктического ледокола в царской России, участвовал в его проектировании, сам ходил на нем в походы, мечтал покорить Северный полюс. Увы, не случилось. И это все помимо академических достижений и исследований, помимо военных заслуг Макаров погиб в русско-японскую войну. Не случайно один из старейших и лучших мореходных вузов России , где готовят в том числе и экипажи атомных ледоколов, носит его имя. Паровые угольные ледоколы Усилиями Макарова в 1899 году в Англии по заказу России был построен первый мощный арктический ледокол «Ермак». Конечно, Макаров при его разработке опирался на богатый практический опыт предшественников-полярников, начиная с поморских деревянных судов кочей, нансеновского «Фрама» и многочисленных изобретений и усовершенствований современников, в том числе предложений Дмитрия Менделеева. Великий химик помогал Макарову и в продвижении проекта строительства ледокола по нашим государственным кабинетам. В итоге заложенная Макаровым концепция ледокола оказалась довольно живучей — его ледокол «Ермак» стал прототипом многих поколений ледоколов и дедушкой российского ледокольного флота, в том числе атомного. Интересно, что по расчетам Макарова, ледокол для покорения Северного полюса должен был иметь мощность более 50 тыс. В каком-то смысле он окзался прав, так как первым добравшийся до полюса ледоколом стал атомный ледокол «Арктика» мошностью в 75 тыс л. Но технологии конца 19 века и экономические соображения повозлили создать первый русский ледокол мощностью лишь 10 тыс. Ледокол «Ермак» Основная концепция макаровского ледокола заключается в том, что ледокол — это мощная энергетическая установка внутри крепкого стального корпуса особой формы. Заложенные Макаровым элементы тяжелого ледокола присутствуют практически во всех современных судах этого класса. Огромная мощность и скошенный нос позволяют ледоколу наезжать на лед сверху и проламывать его своей массой. В случае, если с ходу лед брать не удается, можно работать ударами. Это накладывает особые требования на энергоустановку и ее маневренность, отличая ее от судов других типов.
В течение двух часов он ушел на дно Чукотского моря. В «ледяном лагере» участники экспедиции вынуждены были провести два месяца. Женщин и детей спасли 5 марта. Последняя эвакуация полярников прошла 13 апреля, выжившие в кораблекрушении парохода были спасены.
Ледокол «Челюскин»
Российские ученые планируют исследовать затонувший ледокол «Челюскин», сообщает РИА «Новости». На трудных участках пути в проводке «Челюскина» планировалось участие ледоколов. Открывая выставку, директор музея Евгений Тенетов напомнил историю знаменитой экспедиции по освоению Северного морского пути на пароходе «Челюскин». Первую попытку поиска «Челюскина» в Чукотском море эта экспедиция предпринимала в 2004 году, в 70-ю годовщину гибели корабля.
Медведицу с двумя малышами нашел экипаж атомного ледокола в Карском море
с середины февраля до середины апреля 1934 года велась операция по спасению экипажа и пассажиров ледокола "Челюскин". Во времена СССР на мысе Челюскин располагался жилой поселок со своей администрацией, медпунктом, почтой. «Участники экспедиции, работающие на ледоколе «Илья Муромец», с помощью многолучевого эхолота провели трехмерную акустическую съемку парохода «Челюскин». Правда, сегодня северную навигацию ледокола «Челюскин» часто называют пропагандистской авантюрой, не имевшей практического смысла. В 1934 году пароход «Челюскин» попал в плен арктических льдов в Карском море и 13 февраля его раздавила ледяная гряда.
Красноярская санавиация вывезла капитана атомного ледокола с приступом аппендицита
«Советская арктическая эпопея 1930-х годов: к 90-летию экспедиции на ледоколе «Челюскин»» | По заказу мультимедийного портала для специального репортажа про историю спасения челюскинцев сделали графический эпизод про ледокол, рассказали про некоторые ТТХ. |
Ледокол «Челюскин»: когда построен, история, почему затонул | За год до "Челюскина" из Архангельска до Берингова пролива успешно прошел советский ледокол "Александр Сибиряков". |
100-летие ЦАГИ в истории: спасение пассажиров ледокола "Челюскин" // АвиаПорт.Новости | Блог › Новости › Новости сериалов › Глеб Калюжный в драме «Челюскин. Первые»: сериал о выживании в ледяной пустыне скоро на Wink! |