Новости криминальный татарстан слово пацана читать

Режиссер Жора Крыжовников готовил сериал про становление бандитской группировки горбачевских времен больше двух лет, взяв за основу документальную книгу-исследование Роберта Гараева «Слово пацана. страница 1 текста книги: ал: «Кажись, мы его прикончили!» – он, даже не взглянув, передернул плечами: «Подумаешь, делов-то».

Чем цепляет сериал "Слово пацана" и как всё было на самом деле

Автор книги «Слово пацана»: «Никакой ностальгии, только ужас» В фильме «Слово пацана» парня убили после положительных ответов на такие вопросы.
Автор книги «Слово пацана»: «Никакой ностальгии, только ужас» | Правмир Криминальный Татарстан 1970–2010-х» Роберт Гараев, по мотивам которой был снят нашумевший сериал Жоры Крыжовникова «Слово пацана.

Исследователь «казанского феномена»: «Группировки — это такие мини-государства»

Но в другой раз в него попал снайпер. Прямо в шею. Как говорится, сколько веревочке ни виться, все равно конец будет», — рассказал Сагадеев. По его словам, в ОПГ шли с двумя целями — получить силовую поддержку и заработать денег. Свое имя он попросил не называть. Не сказать, что я помудрел, но многое осознал.

Такие люди, как Борис Сагадеев, тогда находились в эпицентре этого страшного котла. Сейчас мне 50 лет, тогда было 25. Я попытаюсь рассказать, что я тогда видел и почему это происходило», — начал рассказывать он. Экс-лидер ОПГ поделился своими соображениями на тот счет, почему возникли группировки. А появились они, по его мнению, еще в послевоенные годы.

Когда с фронта возвращались молодые ребята, понятно, что они, устраиваясь на работу или поступая на учебу, сталкивались с определенным бюрократизмом того времени. Понятно, что человека, который видел смерть, ничем не напугаешь, и он поступает жестко и дерзко. И вот он попадает в заключение, там он встречается с блатным уголовным миром, представители которого тоже начинают ему что-то доказывать. Естественно, в уголовной среде начинаются стычки блатных и не блатных», — рассказывает он. Так называемая «сучья война» шла с 1946 по 1956 год.

Это противостояние тех, кто пришел с фронта, и уголовниками — теми, кто жил по понятиям. Вот они, молодые мальчишки, что они видели в свое детство? Когда они выходил во двор, они видели тех людей, которые отсидели, и вот эта уголовная романтика, она же была сплошь и рядом. Это тяжелейшее и страшнейшее время. Война, после войны сталинские репрессии, лагеря, выходят люди из тюрьмы, понятно, что не все они интеллигентные и культурные.

Вот этот страшный и блатной мир с огромной жестокостью был везде. Понятно, что дружба и взаимовыручка были, но, как я думаю, стоило тебе только споткнуться, и тебя сжирали», — рассказывает бывший группировщик. Детство, которое прошло в этой среде, дало такой результат, считает он. Многие из лидеров тех лет, которые были убиты, могли бы применить свой потенциал в других сферах жизни. Из них получились бы, например, отличные военные», — рассуждает собеседник агентства.

В 90-е, когда страна трещала по швам, возникло огромное влияние Запада, которому все это было выгодно, руководству страны было сложно со всем этим справиться. Все это начало расшатывать поколение — и не только тех, кто родился в 60-е годы, но и поколение 70-х годов. Все мечтали жить в Америке, где была якобы свобода слова. Я все это сравниваю с дамбой, которая лопнула. И, естественно, в стране царила вакханалия.

Во всех бывших советских республиках появились эти криминальные лидеры», — делится воспоминаниями он. Ну просто караул. Откуда этот автор берет информацию, просто непонятно. Там написано, что в одной из тетрадок у Хайдера были перечислены правила: что нельзя пить и курить, нужно вести здоровый образ жизни и чуть ли не перечислен свод каких-то законов. Это ерунда, об этом никто не писал, никакой уличный мир в тетрадках законы не прописывал.

Это все делается для того, чтобы поднять рейтинг сайта. Зачем писать о здоровом образе жизни?

Помимо интервью я использовал данные открытых источников, статьи и диссертации.

Хотя эта тема коснулась буквально всех жителей города, пока она еще очень травматична и не все готовы ворошить «темную» часть своего прошлого. Многочисленное сообщество казанских группировщиков в том числе бывших пополнялось на протяжении трех поколений. Оно достаточно закрытое — его участники неохотно делятся информацией с посторонними.

Но я не был чужим: в 1989 году, когда мне было четырнадцать, я вступил в группировку «Низы». Я начал свою не слишком длинную уличную карьеру с самого младшего «возраста» — он назывался «скорлупа». По моим тогдашним ощущениям, он напоминал скорее подготовительную группу — старшие нас более-менее щадили.

Два года спустя я стал «супером», то есть поднялся на одну ступень выше. Если бы началась серьезная война с другой группировкой, мой возраст стал бы основной боевой единицей — пехотой «Низов». В 1991-м меня отшили — исключили из группировки.

Я переехал в другой район, поступил в университет и у меня началась другая, наполненная интересными событиями и людьми жизнь. В 2001 году, когда мне было 25, я переехал в Москву. С тех пор я был музыкальным и клубным журналистом, диджеем, круглосуточным тусовщиком и экскурсоводом в Еврейском музее, то есть занимался вещами, далекими от улицы.

А район Подол находится в столице одного очень недружественного государства, где тоже смотрят «Слово пацана». Но это не Казань. Отсутствие своего культурного «Я», музыкальный конформизм и всеядность опэгэшного большинства долгие десятилетия служили казанским металлистам, панкам, гранжерам и рейверам хоть какой-то моральной компенсацией за все риски проживания в таком городе. Оставили яркий след в топонимике И всё-таки. Если уличные группировки в определённый момент стали определяющим фактором в жизни Казани. Если спустя 20 лет после угасания этой истории её так жарко обсуждают. Должно же быть хоть какое-то рациональное объяснение всему этому. Что-то такое должно было быть в Казани, что породило это неуловимое явление? До сих пор, когда казанец хочет объяснить казанцу координаты объекта или направление маршрута, бывает проще назвать территорию ОПГ 80—90-х, чем конкретный адрес. И это неслучайно.

Жора Крыжовников, 2023, Россия В условиях позднего СССР, где всё шло по плану и все роли и статусы были давно распределены, казанский феномен заполнил пустующую нишу низовой неформальной самоорганизации. Интернета в те годы не существовало, глобальная массовая культура проникала в СССР очень дозированно, поэтому молодёжи было проще находить «своих» среди ближайших соседей. Будь по соседству проверенные годами низовые институты, легальные лидеры мнений и общественные объединения, эта буйная энергия могла вылиться во что-то более созидательное и управляемое. Молодёжные группировки нередко связывают с миграцией жителей села в город, где они воспроизводят сельскую неприязнь к соседней деревне. Для Казани это верно лишь отчасти. Чувство принадлежности к своей улице здесь росло из местной почвы. В силу географических особенностей историческая Казань представляла собой сложный конгломерат слобод. И речь не только о некоей слободе, где отдельно от русских жили татары. В Казани было две Татарские слободы: Старая и Новая. А еще четыре слободы, где русские и татары задолго до советской урбанизации жили совместно разумеется, не вступая в браки.

Адмиралтейская слобода, основанная вокруг верфей, заложенных при Петре I. Пороховая слобода, у порохового завода, основанного Екатериной II. Ягодная и Плетенёвская слободы, где бывшие архиерейские и монастырские крестьяне перемешались с татарскими заводскими рабочими. А ещё было много чисто русских слобод, каждая со своим укладом: Ямская, Мокрая, Кизическая, Козья, Гривка. Старые слободы накануне революции дополнились обособленными пригородами-«стройками»: Савиновской, Удельной, Ивановской, Клыковской, Калугиной горой. Советский период включил в состав города целые сёла и деревни. Параллельно этому, вполне слободское мировоззрение воспроизводилось в новых микрорайонах и посёлках. Некоторые ОПГ точь-в-точь соответствовали историческим слободам, пусть их население изменилось, а старые деревянные кварталы были прорежены многоквартирными многоэтажками. Легендарная «Хади Такташ» — это бывшая Архангельская слобода, где раньше жили предприимчивые ремесленники, работавшие на казанский архиерейский дом. Наконец, «Суконка» — это буквально дожившая до конца ХХ века Суконная слобода, самая колоритная из русских слобод Казани.

Кроме того, уголовная субкультура пронизывала все общество. Другое дело, что в Казани и Набережных Челнах все это получило гипертрофированные формы, оформилось в некую идеологию уже не по уголовным «понятиям», а по каким-то своим, с выстроенной дисциплиной и определенными целями. Городская цивилизация в России» [18] Когда в прошлом мне приходилось беседовать с некоторыми комсомольскими вожаками по поводу «казанского феномена», то в их высказываниях мне часто слышалось тайное желание столкнуть криминальные группировки с представителями сравнительно цивилизованных течений и субкультур городской жизни: хиппи, поклонниками рока и т. Но если такая идея и существовала, то она благополучно лопнула. Хотя даже в Москве происходили массовые побоища между люберами и металлистами, придать им окраску идеологического конфликта между «простыми рабочими подростками-комсомольцами» и выразителями «чуждых нам явлений буржуазной культуры» советскому агитпропу так и не удалось. А все потому, что и люберы и металлисты принадлежали к городской культуре. Другое дело — к какой. Анвар Маликов из статьи в журнале «Идель» [19] Командир ОКОД Казани в 1983—1985 годах, руководитель пресс-службы МВД Татарстана в 1986—1991-м до 1990-го — ТАССР Совсем идиотская история была весной 1984-го, когда вся педагогическая общественность и родители были в панике из-за слуха о готовящемся нашествии… «панков».

Они якобы должны были приехать в день Пасхи из западных городов Советского Союза и убивать всех подряд. А группировщики Казани перед лицом внешней угрозы якобы заключили между собой мир и собрались выступить единым фронтом. Говорили, что вместе с мотальщиками будут одетые так же, как они, сотрудники милиции… Сначала власть отмахивалась, но под давлением директоров учебных заведений даже КГБ был вынужден заняться поиском распространителей слухов. Мне удалось встретиться с одним из «источников» в подпольном в прямом смысле слова тренажерном зале. Этот «качок» рассказал, как повстречал на вокзале человек двадцать панков из Киева. После моих подробных расспросов байка рассыпалась. Какая глубинная задача была у распространителей этого слуха, осталось загадкой. Но факт — в вечер перед Пасхой город обезлюдел.

Улицы патрулировались всем личным составом милиции и сотнями окодовцев. То и дело в дежурную часть звонили граждане, сообщая о появлении больших групп молодежи. На самом деле это были окодовцы… В эту ночь не было зафиксировано ни одного уличного преступления. Естественно, никаких «панков» и в помине не было. Мне показалось, что именно с этого времени наступил коренной перелом в сознании властей. Начали проводить совещания, осмысливать явление. Сначала накручивали правоохранителей, потом педагогов, затем стали взывать к общественности… Наконец явление назвали своим именем. Ситуация осложнялась тем, что большинство празднующих не имели при себе ничего запрещенного.

Зато имели влиятельных родителей, способных в случае задержания любимых чад устроить милиции головную боль. В итоге силовики решили пойти на неординарный шаг. В подмосковном городе Люберцы еще с 1970-х годов было развито движение атлетической гимнастики, силового двоеборья и культуризма. Хулиганы этого города предпочитали качать мышцы, а не пить пиво в подворотне. Продемонстрировать свои бицепсы и «размяться» «люберецкие» часто выбирались в Москву. Их и было решено привлечь для «работы» с гитлеропоклонниками. Нас было человек семьдесят, ну около ста, не больше. Мы за углом встали.

Когда из-за угла выскочила толпа крепких парней в широких штанах, это произвело эффект шока. Нациков, а заодно и подвернувшихся под руку пацифистов, били жестко и со знанием дела. Милиция, стоявшая поодаль, не вмешивалась: было необходимо, чтобы драчуны «наработали» на состав правонарушения. Когда же к площади подъехала пожарная машина, никто из дерущихся ее не заметил, все были слишком увлечены процессом. Поэтому когда начались задержания, то в милицию попали не только фашисты, но и их экзекуторы. Другое дело, что вскоре их отпустили, а вот побитых — нет. Роман Лебедев Состоял в группировке «Тельмана Рабочий Квартал» в 1980-х, после армии работал в милиции Криминальный журналист, сценарист Я два случая помню. А другой случай — 1986 год.

Опять было объявлено перемирие по всему городу, к Молодежному центру поехали тучи пацанов, которые собрались и ждали каких-то панков — они должны были выступать против советской власти. Естественно, никого не было, но мы видели, как из микроавтобуса видеокамера снимала нас. Это похоже на эксперименты власти с управлением группами людей. По типу украинских титушек или российского НОД. Как эти Кургинян, Фёдоров, казаки — чтобы Навального разгонять, но не своими руками. Съехались иностранные журналисты, дипломаты, все их снимают довольные: СССР опять обосрался. Что делают наши кагэбэшники? Они берут и переодевают в рабочую одежду человек двести — сотрудников курсов повышения квалификации МВД.

Те изображают рабочих, налетают, избивают и разгоняют толпу. И кричат этим самым иностранным корреспондентам, что не хер у нас устраивать в СССР свои капиталистические пропаганды, сволочи, фашисты, убирайтесь из нашей страны и своих приспешников забирайте. Использовали народный элемент для разгона тех, кого не хотели разгонять официально. В 1986—1987 годах кагэбэшники уже ситуацию прекрасно понимали — шло много докладов, отчетов, аналитических записок, да что там записок, целые аналитические писания были составлены по поводу того, сколько неформальной молодежи и вообще людей могут выйти на улицы. Как их разгонять? Ну, некрасиво: все-таки перестройка, гласность. А если народные массы будут разгонять? Вот появятся какие-то металлисты, рокеров в Казани много.

Как их милиции разгонять? А если придут двести крепких ребят из ПТУ и разгонят их? Это народ, и то народ. А что мы сделаем? Против народа сами не пойдем. Так что об этом, конечно, можно подзадуматься, почему группировки все-таки не разгоняли и давали им расти как на дрожжах. Потому что с середины 1980-х Казань превратилась в аномальную зону. Фрагмент статьи «Казанский Левиафан: молодежные территориальные группировки и проблема социального порядка» [21] Возникнув из детско-подростковой компании, группировка действительно приобретает многие черты государства или Commonwealth по Гоббсу.

Она взимает налоги, устанавливает систему вознаграждений и наказаний, поддерживает общественную благотворительность помощь пацанам, попавшим в места лишения свободы или пострадавшим в разборках, материальная поддержка их семей и сбор денег на похороны. Группировка, пользуясь языком Гоббса, занимается предотвращением безделья своих членов prevention of idleness , вовлекая всех в экономическую деятельность в рассматриваемом случае это особая, «силовая» экономика. Итак, территориальная группировка напоминает государство со своими внутренними законами понятиями , границами, признаваемыми соседями другими группировками , и своей экономикой. Граждане этого «государства» пацаны защищены от нерегулируемого насилия и получают возможность решать свои экономические задачи и строить карьеры. Олег Николаев Состоял в группировке в поселке Юдино Подростковая преступность была всегда. Драки толпой на толпу, отдельные криминальные районы, влияние «бывалых». Конечно, в каждом городе экс-СССР было что-то похожее. Но ведь не случайно феномен назван казанским?

Если бы везде было так, как в Казани, то журналисты бы не открыли ничего нового. В Казани все появилось впервые. И разделение всего города а не только окраин, традиционно «шпанистых» на группировки. Деление на возраста с четко разделенными обязанностями. Не драки по пьяному куражу, а спланированные и подготовленные набеги. Единые в подавляющем большинстве для всех правила поведения в группировке и в городе. Отсутствие вражды по национальному признаку чем часто грешили на юге России и в национальных республиках. Лидеры группировок были свои же пацаны с улицы, зачастую несудимые в отличии от северных регионов, где лидерами подростковых шаек часто становились «чужие», отсидевшие и оставшееся жить по месту отсидки.

А еще устойчивость группировки. Даже одновременная посадка большого количества пацанов с улицы не приводила к развалу группировки. Роман Лебедев Состоял в группировке «Тельмана Рабочий Квартал» в 1980-х, после армии работал в милиции Криминальный журналист, сценарист Мы же исследуем группировки не для того, чтобы идеализировать их, а чтобы восстановить историю и посмотреть на историю болезни, как это делают врачи. Когда произошло заражение? От кого? Как протекала болезнь и как ее лечить? И можно ли это сделать? Это явление изуродовало город и его жителей, практически уничтожило культуру Казани.

Только в последние десять-пятнадцать лет она в культурном плане поднялась до уровня того же Ульяновска и пошла дальше. Мы видим, сколько туристов приезжает. Когда в нулевых в Питере узнавали, что я из Казани, говорили: «О, у вас бандиты, группировки». А сейчас у знакомых сын с девушкой на выходные в Казань ездили, им понравилось. Говорят: «Безопасно, красиво у вас». Я отвечаю: «Приехали бы вы тридцать лет назад! Казанский феномен глазами жителей города Я тут впервые оказался в начале 1980-х, это был самый бандитский город Советского Союза, здесь просто было страшно. Андрей Макаревич [22] В 1986 году в местной прессе появляются первые материалы про конфликты группировок.

Один из них вышел в «Вечерней Казани». Статья «Шел по городу троллейбус» рассказывала о том, как «хадитакташевские» перевернули троллейбус вместе с находящимися в них участниками группировки «Курчатова». Жители города и без газет прекрасно всё видели своими глазами, просто писать до перестройки об этом было нельзя: считалось, что в СССР нет организованной преступности, тем более подростковой. Тяжелей всего пришлось детям и подросткам обоих полов: путь от школы до дома превратился в настоящее испытание — мальчишек обирали до нитки, девочек могли завести в подворотню или увезти на машине и изнасиловать. В 1988 году благодаря центральным СМИ о казанских группировках узнала вся страна. В столице Татарстана школьников целыми классами водили на документальные фильмы «Страшные игры молодых» и «Крик. ПТУ не с парадного подъезда», в которых показывали подростков с проломленными черепами, показательные суды и похороны убитого в уличных войнах подростка. В «Вечерней Казани» стали печатать письма обеспокоенных родителей, учителей, одноклассников и самих группировщиков.

Вот одно из них, опубликованное позже в книге Любови Агеевой «Казанский феномен: миф и реальность»: «Не могу и не хочу больше жить в постоянной тревоге и страхе за близкого человека. Ему и мне пятнадцать лет. У нас настоящая проверенная во многих трудных ситуациях дружба. Я знала, что он «мотается», но вначале не придавала этому значения. Потом ходить туда, где дерутся подростки, запретила. Я испугалась, уговаривала его уйти из группировки. Сижу и думаю: каким он придет? С синяками?

Или уже лежит в больнице. Знакома со многими девчонками, которые тоже не знают, как помочь своим друзьям. Это только одна из многих тысяч подобных историй. Роман Лебедев Состоял в группировке «Тельмана Рабочий Квартал» в 1980-х, после армии работал в милиции Криминальный журналист, сценарист Я знаю исключительную историю, когда в 1986-м или 1987-м мальчик перевелся из одной школы в другую. Он попал на чужую территорию, его начали бить каждый день, и он перестал ходить в школу. Из-за прогулов его с родителями вызвали на инспекцию, чтобы потавить на учет.

Читать книгу: «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х»

«Слово пацана»: очевидцы рассказали о противостоянии казанских ОПГ // Новости НТВ О том, как жил криминальный мир Казани 1980-х, «» рассказал журналист Роберт Гараев — автор книги, которая легла в основу сериала «Слово пацана».
Прокуратура Татарстана проверит книгу про ОПГ «Слово пацана. Криминальный Татарстан» О книге Роберта Гараева «Слово пацана.
Что реальные бандиты говорят про сериал «Слово пацана» - 6 января 2024 - НГС.ру Сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» о подростковых группировках Казани прогремел на всю страну.
Прокуратура Татарстана проверит книгу про ОПГ «Слово пацана. Криминальный Татарстан» «Слово пацана» Гараева заняло топы по популярности и в электронных рейтингах, в «Литресе» сообщили «Подъёму», что с 9 ноября по 9 декабря продажи книги выросли в 70 раз.
Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х Роберт Гараев слушать аудиокнигу онлайн Роберт Гараев выложена на , чтобы бесплатно читать онлайн без регистрации.

«Казанский феномен». Самые известные и опасные группировки Татарстана

Мне понравилось, что можно с научной точки зрения взглянуть на этот вопрос. Еще была книга «Силовое предпринимательство в современной России» Волкова. Я понял, что у всего этого есть структура. Но моя книга получилась немного другая Кроме того, у меня был опыт существования внутри группировки, я примерно понимал, как она устроена. Чтобы понять, что это такое, надо показать ее структуру, ритуалы, иерархию, понятия, чтобы это стало чуть более понятным незнакомому с темой читателю. Когда говоришь о группировках на общероссийском уровне, люди путаются, считая, что группировки — это то, что было в 90-х: взрослые ОПГ и бригады, которые крышевали людей. Казанская история — она немного другая и началась намного раньше. Наверное, ты и сам понимаешь, что поначалу ни о каких-либо деньгах и материальной выгоде там речи не шло. Это очень сильно поменяло и участников, и саму структуру группировок. Я хотел узнать, чем твоя книга отличается от других.

Есть известная книга Любови Агеевой, к примеру. Я очень люблю эти времена. Когда мне хочется почувствовать, чем отличались советские люди от нынешних, я включаю передачу «Музыкальный ринг» и слушаю вопросы из зала. Это эпоха, когда можно было говорить все, но люди не до конца понимали, что происходит вокруг. И книга Агеевой как раз интересна как артефакт того времени. У меня был опыт существования внутри группировки, я примерно понимал, как она устроена. Чтобы понять, что это такое, надо показать ее структуру, ритуалы, иерархию, понятия, чтобы это стало чуть более понятным незнакомому с темой читателю — В ней очень много уделяется морально-нравственному аспекту. Было бы глупо осуждать кого-то и вставать на чью-то сторону. Подписчики моей группы «ВКонтакте» выясняли, я на стороне ментов или группировок?

Ребята, извините, я исследователь, я вообще сбоку, я не там и не там. Также я прочитал скандальную книгу Асгата Сафарова, где он чуть ли ни в первом абзаце говорит о том, что смертная казнь — это нормально. Она, конечно, самая слабенькая. Есть корпус книг Максима Беляева и Андрея Шептицкого — это люди, у которых есть доступ к уголовным делам, они внутри системы. Беляев и вовсе заместитель председателя Верховного суда. Там много фактического материала. Их интересно читать, они как детективы. Но мой жанр другой. Я соединил исследование и личные истории казанских пацанов.

Я объясняю уличную логику через рассказы непосредственных участников «асфальтных» войн.

В России этот сериал обрёл большую популярность [2] , в рейтинге «Индекс Кинопоиск Pro» по уровню интереса зрителей обогнал « Игру в кальмара » [3] , благодаря чему книга стала одной из самых продаваемых в жанре нон-фикшн. Специалисты характеризуют «Слово пацана» как «очень представительный корпус материалов, которые позволяют составить представление о группировках казанского типа» [4].

Старший брат Александра Алексей Наволокин пережил его ненадолго. К моменту его гибели 9 февраля 1996 года он уже состоялся как известный в городе предприниматель, владелец торгово-биржевого дома «Алиса в Саратове», связанного с «Алисой» Германа Стерлигова. За несколько месяцев до этого был убит Чикун, поэтому его лучший друг Алексей Наволокин предпринимал меры предосторожности и передвигался по городу с охранником. Вечером бизнесмен возвращался домой, первым в подъезд зашел сотрудник ЧОП, осмотрел всё и позвал шефа.

На лестничной площадке раздался взрыв — самодельное устройство было спрятано за батареей. Шум услышал находившийся на улице водитель, он погрузил в машину искалеченных Наволокина и охранника и повез их в больницу, но бизнесмен скончался в дороге, а телохранитель на следующий день на больничной койке. Алексею Наволокину было 33, и кто его убил, неизвестно. Один из лидеров крупнейшей в Саратове группировки «парковских» изначально участники группы жили неподалеку от Городского парка культуры и отдыха им. Горького Валерий Булгаков, известный как Лапа, гражданин России и Греции, пережил многих своих товарищей. Валерий Булгаков, известный как Лапа Источник: криминальныйсаратов. Сначала Щепелев получил полтора года колонии-поселения, а затем один год лишения свободы. Если Щепелев давал слово пацана и не обманывал, то можно признать преступление нераскрытым.

Лидер «Могильщиков» Владимир Барышников Барыга не успел по заветам Малькова «прикопать» всех товарищей. В конце ноября 1999 года он возвращался домой на 4-м Чернышевском проезде Заводского района Саратова.

Младшим было по 10—13 лет, их звали "шелухой", "скорлупой".

Затем шли супера, молодые, средние, старшие старшаки и старики. Каждую банду возглавляли авторитеты. Они, как и старики, были вооружены не монтировками и арматурой, а огнестрельным оружием и шли на серьёзные преступления и конфликты с конкурентами.

Секретная "Белая стрела": Кто на самом деле стоял за ликвидаторами бандитов из девяностых Общее количество членов группировки доходило до 150—300 человек. В ОПГ состояли школьники, студенты, учащиеся ПТУ, молодые специалисты, рабочая молодёжь, интеллигенция и даже дети партийной номенклатуры. Все, кто не входил в банду, считались ботанами и чушпанами.

Унизить их, побить и вывернуть карманы было нормой. Банда "Тяп-ляп" Штаб банды находился в подвале одного из жилых домов, в качалке. Её члены жили в районе завода "Теплоконтроль" и прославились "пробегами" по Казани.

Штаб банды находился в подвале одного из жилых домов, в качалке. Её члены жили в районе завода "Теплоконтроль" и прославились "пробегами" по Казани, во время которых вооружённые арматурой и кастетами подростки избивали всех, кого встречали. Милиция срывала "мероприятия", но это удавалось не всегда.

Например, пробег 1978 года в район Ново-Татарской слободы, во время которого были убиты два человека и искалечены десятки, прошёл для преступников удачно: пострадавшие не стали писать заявления. Укрепившись в районе, "тяп-ляпы" занялись уголовщиной: кражами, гоп-стопом и рэкетом цеховиков. Попытки милиции проникнуть в группу окончились провалом — агента убили.

Арест одного из членов банды, Искандера Тазетдинова, привёл к боевым действиям между милицией и бандитами: Хантимиров решил ради друга "поднять город". После серьёзной перестрелки МВД Казани взялось за бандитов всерьёз — были задержаны почти все члены банды. Антипов пытался организовать убийство прокурора, занимавшегося делом, но был арестован.

Конец был закономерен: Хантемирова и Тазетдинова расстреляли, а Антипов и Скрябин получили по 15 лет. Когда Хантемирова вели на расстрел, с ним случилась истерика. Алкоголь и табак в банде были под запретом, поощрялись занятия в спортзале и секциях.

История «казанского феномена», о котором сняли сериал «Слово пацана»

Загитов на место съемок сериала в Ярославле привез своего 13-летнего сына. Роберт, как и большинство его одноклассников, — фанат сериала. Роберт Загитов: «Мне нравится то, что это не романтизируют и показывают, как было на самом деле. Правду показывают». Ратмир Загитов: «Отношение к другу, не предавать друга, стоять рядом с ним, это правильно, так должно быть. А вот эту всю гадость, которая была тогда, — из этого надо делать уроки.

Только дурак учится на своих ошибках, умный учится на чужих». Показать больше.

Этот сериал — хроника событий, которые происходили в городе времен конца XX-века, когда в столице республики появились многочисленные ОПГ, связанных по территориальному принципу. Позднее эти группировки стали основой для создания многих криминальных структур. Источник фото: Фото редакции Воодушевленные картиной, современные школьники начали «играть в «Слово пацана»: они устраивают «стрелки», драки стенка на стенку, и снимают все это на видео.

Оказалось, что так они решили отмечать сцены фильма, создали целую юношескую индустрию съемок сериала в Сармановском районе.

Первый получил 15 лет строгого режима, а второй был приговорен к расстрелу. В реальности два лидера — Рауф Шарафутдинов и Анвар Халиуллин — спровоцировали раскол банды на «стариков» и «молодых». При этом первые занимались классическим криминалом, а вторые пытались делать бизнес.

В сериале происходит практически то же самое: «Кащей» и другие «старики» зарабатывали деньги, обманывая людей в уличной игре в наперстки. А Вова «Адидас» вместе со школьниками открыли видеосалон. Что касается молодых «универсамовцев», то Андрей «Пальто» больше всего напоминает Роберта Гараева, который написал книгу «Слово пацана». Кстати, актер Леон Кемстач, сыгравший «Пальто», тоже придерживается этой версии.

А Гараев намекнул на это, опубликовав совместную фотографию с актером, на которой у них одинаковые образы. Судьба Гараева сложилась хорошо, в отличие от многих других членов группировок, которые были убиты или осуждены. В 2001 году, когда мне было 25, я переехал в Москву.

Структура книги избегает жесткого хронологического принципа, но перемещается от одной эпохи к другой, чтобы охватить самые разные элементы повседневной жизни казанских «пацанов»: отношения внутренние между «возрастами» и внешние с другими группировками , восприятие милиции и национальный вопрос, экономическую активность и поведение в тюрьмах. Принципиальная особенность «казанского феномена» в том, что эта форма жизни существовала не где-то на индустриальной периферии, но охватывала весь город, строго поделенный между группировками, и буквально за каждый двор «за асфальт» шли ожесточенные битвы. Еще с младших классов школы практически каждый житель района должен был определиться: стать «пацаном» присоединиться к группировке и следовать ее строгой дисциплине или остаться во внешнем мире, превратившись в «чушпана» стать объектом экспроприаций и насилия со стороны «пацанов».

Между этими антагонистическими мирами существовала и третья нестабильная прослойка, «не при делах» обычно соседи или родственники «пацанов» , из которой, впрочем, можно было легко переместиться в «чушпаны» или, наоборот, поднять свой статус до «пацана». Такое субъект-объектное разделение иногда провоцировало поверхностных наблюдателей на сравнения «пацанов» и «воров в законе», однако их отличия, как еще раз показывает книга Гараева, носят фундаментальный характер. Мир «пацанов», напротив, как бы опрокинут во внешний: они заводят семьи, любят свой город и в целом ориентированы на успех — например, в бизнесе или политике. Участие в подростковой группировке не только не препятствует интеграции в этот внешний мир, но как бы подготавливает к его более адекватному восприятию. Ведь подлинными, а не декларативными законами внешнего мира являются готовность к насилию в любых формах и прочность неформальных дружеских связей. В своей уже упомянутой книге Светлана Стивенсон очень точно говорит о «прагматическом индивидуалистическом мировоззрении», которое у «пацанов» органически сочетается с верностью районному коллективу.

Эту установку ярко подтверждают и свидетельства, собранные Гараевым: «пацаны» с презрением и непониманием относятся к любым носителям «больших идей» — будь то комсомол или татарские националисты, на митинги которых в начале 1990-х они совершали организованные набеги. Нарушая формальный закон как неподлинный, т. В то же время «неформалы» вызывают у «пацанов» ненависть и агрессию, так как противопоставляют себя господствующим отношениям насилия.

Роберт Гараев: Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х

+ Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х. Хронология Казанского феномена. Криминальный Татарстан 1970–2010-х годов» (2021 год), которая легла в основу сценария сериала. Криминальный Татарстан 1970–2010-х», автор которой — Роберт Гараев, вы можете почитать на сайте или в приложении для iOS или Android. Гараев рассказал, что для книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970 – 2010-х» взял интервью у первого лидера группировки «Тяп-Ляп» и бывшего киллера «Жилки». «Слово пацана» — в чем-то ностальгическое, но бескомпромиссное и местами страшное в своем упоении насилием произведение, где бандиты-рыцари без страха и упрека выгрызают себе место в криминальной иерархии. "Слово пацана” или как Криминальный Татарстан завоевал мое сердце!

История «казанского феномена», о котором сняли сериал «Слово пацана»

Прокуратура Татарстана проверит книгу про ОПГ «Слово пацана. Криминальный Татарстан» Совсем скоро в свет выходит сериал «Слово пацана» о жизни Казани и Татарстана в 90-е годы.
История "казанского феномена", о котором сняли сериал "Слово пацана" » В фильме «Слово пацана» парня убили после положительных ответов на такие вопросы.

Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х

В версии «Татарстан-24» там звучит «Седая ночь» «Ласкового мая», в репосте Mash Iptash — «Пыяла» «Аигел», обе песни звучат в «Слове пацана». В фильме «Слово пацана» парня убили после положительных ответов на такие вопросы. Криминальный Татарстан 1970-2010-х" — купить сегодня c доставкой и гарантией по выгодной цене. Популярный сериал «Слово пацана» снят на основе реальных событий, происходивших в Казани в 70-80-х годах. Бывший член банды «Хади Такташ» Денис Чернеев в беседе с Daily Storm признался, что смотрит нашумевший сериал «Слово пацана». Подростки Татарстана организовали группировки после выхода «Слово пацана».

В Татарстане юные зрители устроили драки в стиле девяностых годов, насмотревшись "Слово пацана"

Она заявила, что родители направляют властям сигналы о том, что дети решили воссоздать «бандитскую романтику» в регионе. По словам омбудсмена, в деятельности ОПГ замешаны и совсем юные школьники — некоторым из них всего по 12 лет. Но тогда еще не было фактуры, которую можно было бы оспорить», — рассказала Волынец. Теперь «Слово пацана» вышло в эфир, и эксперты готовы будут дать оценку картине после того, как будет показан ее финал.

Они ранее заявляли, что у сериала есть мораль, а истории персонажей закончатся печально. Не считает проблемой выход «Слова пацана» и глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина.

Бригада Хайдера потеряла трёх человек, но ей удалось потеснить противника. Однако междуусобная брань его сгубила — и в 1996 году автомобиль Хайдера вместе с телохранителями попал в засаду на улице Руднева в Петербурге.

На месте осталось 37 гильз, стреляли из всех видов оружия. Охранники были убиты на месте, а сам Хайдер получил несколько ранений и скончался в больнице. Но тогда это не стало концом ОПГ. Ведь постепенно бывшие пацаны обрастали политическими связями — считается, что одно время с ними плотно работал Юрий Шутов.

Уроженец Ленинграда, к началу 90-х он стал помощником председателя Ленсовета Анатолия Собчака. Был в числе лиц, входивших в ближайшее окружение Собчака, вместе со многими известными и влиятельными российскими политиками и бизнесменами. Первый раз его арестовали в 1992 году по подозрению в вымогательстве, однако в 1996-м отпустили за недостаточностью улик. Летом 1997 года в Петербурге был убит вице-губернатор города Михаил Маневич.

Он был застрелен автоматной очередью с крыши дома на пересечении улицы Рубинштейна и Невского проспекта. Одним из подозреваемых по этому делу оказался Юрий Шутов, что не помешало ему избраться депутатом петербургского парламента в 1998 году. Позже Шутова арестовали, а в 2006 году он получил пожизненный срок и скончался в колонии «Белый лебедь». Не всё гладко было и у того же Мартина — в середине 90-х его с группой подручных арестовывают.

При обыске изымается целый арсенал , и бандитов отправляют в «Кресты». Там Мартин упрочивает свою репутацию, умудрившись сначала поконфликтовать, а потом прямо в СИЗО порезать двух своих оппонентов-чеченцев.

Он получил ранение в руку и два смертельных ранения в грудь и в голову. На похороны Хапалина собрались представители всего криминального мира города. Преступление не было раскрыто. Владимиру Хапалину было 35 лет. Игорь Чикунов или Чикун — один из наиболее известных в Саратове представителей криминала.

Хотя он и попадал под уголовные дела и даже сидел в СИЗО по обвинению в вымогательстве, судимостей у Чикуна не было, что, кстати, давало повод старым браткам говорить, что Чикунов обладает авторитетом в городе безосновательно. Тем не менее, Игорь Чикунов был очень влиятельным в городе человеком, покрывал крупный бизнес и о его богатстве ходили легенды. Особую известность в медиа Чикунов получил из-за «бойни в "Грозе"» 20 ноября 1995 года. В офисе малого предприятия «Гроза», находившегося у подножия Алтынной горы в Заводском районе Саратова, несколько киллеров расстреляли находившихся в помещении людей в упор из пистолетов ТТ, убили 11 человек, в том числе и самого Чикуна. Выжили трое, в том числе Александр Тормозов, известный в криминальных кругах как Тормоз, их завалило трупами. Игорю Чикунову было 29, о нем мы делали отдельный материал. Вечером в 18:45 они вместе с водителем поднимались по лестнице, когда раздался взрыв.

Гульбадьян погиб, Светлана Павлова и водитель выжили. Группа Гульбадьяна считалась одной из самых беспредельных на улицах Саратова.

И это очень интересно, потому что возникает вопрос, откуда у дворовых ребят появилось такое деление? Есть версия, что в этом был виновен КГБ, хотя доказать ее я не могу. Возможно, кто-то из силовых структур пытался управлять массами молодежи. Я привожу речь Андропова, где он видит своими врагами диссидентов, космополитов и неформальную молодежь.

А чтобы бороться с ними, нужна была какая-то крепкая пролетарская молодежь. Возможно, велись такие эксперименты. Мы с ним общались долго и много. Он возмущен той ложью, что была написана про «Тяп-Ляп». Долгое время в «Википедии», к примеру, было написано, что он был убит в 90-х. Я хотел понять причины появления группировок именно в Казани.

Одного ответа я не получил, это был комплекс причин «Я считаю, что нет таких тем, которые нельзя исследовать» — В свое время я с товарищами исследовал Ново-Татарскую слободу и пришел к выводу, что одной из форм рефлексии здесь мог бы быть музей ОПГ. Не с коллекциями «фернанделек» и фуфаек, а наподобие музея Холокоста. Чтобы молодежи неповадно было. Как ты относишься к таким идеям? Настолько глубоко нужно рефлексировать? Это невозможно исключить, это часть истории.

К примеру, на Суконке группировки были со времен Шаляпина. Вот ты сказал о музее Холокоста. В Германии начали работать с подобными темами достаточно рано, начали обсуждать коллективную травму, начали объяснять. Они там понимают, что их родственники виновны, и это надо осознать и прожить. Местные краеведы мне говорили, что «казанский феномен» — это позорное пятно на теле города, которое надо забыть. Алло, ребята, вы краеведы, вы говорите об истории своего города.

И эту важную часть вы хотите просто забыть? Я считаю, что нет таких тем, которые нельзя исследовать. Подтолкнула меня к этой мысли работа в Еврейском музее, где я видел, как молодые люди вокруг исследовали очень разные вещи, от армянского колдовства до хасидского книгопечатания. Так что я подумал: я ведь был участником группировки, и это дает мне преимущество, это надо исследовать. Хотя со стороны города я чувствовал сопротивление, глубокое, почти онтологическое. Одного ответа я не получил, это был комплекс причин.

К примеру, это глобализация, привнесение сельского менталитета в городскую среду, когда молодые ребята приезжают, уходят из-под влияния родителей, становятся уличными хулиганами.

Полиция выявила участников подростковых потасовок в Татарстане

Описание книги Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х. Подростки в Сармановском районе Татарстана решили воспроизвести показанные в сериале "Слово пацана" уличные баталии конца прошлого века. Режиссер Жора Крыжовников готовил сериал про становление бандитской группировки горбачевских времен больше двух лет, взяв за основу документальную книгу-исследование Роберта Гараева «Слово пацана.

Как я писал эту книгу

  • Исследователь «казанского феномена»: «Группировки — это такие мини-государства»
  • Роберт Гараев: другие книги автора
  • Читать онлайн «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х», Роберт Гараев – Литрес
  • Пояснительная бригада. Что думают в Казани про «Слово пацана»

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий