Все изложения ОГЭ из открытого банка заданий ФИПИ, в том числе новые аудиозаписи и тексты изложений ОГЭ по русскому языку 2024 года. Микротемы, аудиозаписи ко всем текстам для сжатого изложения ОГЭ 2018, готовые сжатые изложения ко всем 35 текстам банка ФИПИ. В 1977 году Castrol был приобретен внутренней границей Burmah, которая была переименована в Burmah-Castrol, изложение бессмертный издавна.
Навигация по записям
- С1. Изложения (ФИПИ)+критерии
- Исходные и сжатые тексты изложений в таблице (ОГЭ 2023
- Подготовка к ЕГЭ
- Изложения по русскому языку 9 класс ОГЭ 2024 аудиозапись и текст
- Подготовка к ЕГЭ
Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны
Сжатое изложение ОГЭ представляет собой пересказ основного содержания исходного текста, однако это не простой пересказ, а новый текст на основе звучащего. Издавна у славян существовал обычай: люди, преломив хлеб, становились друзями навеки. Вашему вниманию представлены пробные варианты ОГЭ (2024) по русскому языку с ответами.
Семья издавна скреплялась авторитетом отца
И Горький настойчиво советовал их к записи на грампластинки. Очень занимательно и менторски то, как Андроников читает стихи на этих пластинках. В этом чтении он старается скооперировать достоинства актёрской и поэтической манеры и избежать их изъянов - монотонности чтения стихотворцев и актёрского раскрашивания слов. Звучание лермонтовского стихотворения у Андроникова обычно вправлено в рассказ об истории его со строения, или публичном резонансе, им вызванном, либо об обстановке написания...
Необыкновенно занимательным мне показалось чтение стихотворения Бородино. Это чтение для меня открыло не которые новые цвета в тексте более чем знакомом, сняло с него неизбежную для такого рода хрестоматийность, обогатило живыми чертами как бы реально существовавшего рассказчика. Бесспорно, что такое освежение издавна знакомых строк явилось результатом кропотливых изысканий учёного...
Эта незлобивость по отношению к жизни обычно бывает верным признаком внутреннего богатства. Таким людям, как Андерсен, нет нужды растрачивать время и силы на борьбу с житейскими неудачами, когда вокруг так явственно сверкает поэзия, и нужно жить только в ней, жить только ею и не пропустить то мгновение, когда весна прикоснется губами к деревьям. Как бы хорошо никогда не думать о житейских невзгодах! Что они стоят, по сравнению с этой благодатной, душистой весной! Андерсену хотелось так думать и так жить, но действительность совсем не была милостива к нему. Было много огорчений и обид, особенно в первые годы, когда он был неизвестен и беден.
Андерсен говорил о себе, что за свою жизнь он выпил не одну чашу горечи. Его замалчивали, на него клеветали, над ним насмехались. За что? За то, что он был сыном сапожника, что он не был похож на благополучных обывателей, что ставил творчество выше богатства. Да, жизненный путь этого человека, умевшего видеть по ночам свечение шиповника, похожее на мерцание белой ночи, и умевшего услышать воркотню старого пня в лесу, не был усыпан цветами. Книгу ничем нельзя заменить.
Издавна ее называют источником мудрости. И действительно, сложный философский текст можно передать только через книгу. Читатель сам владеет текстом. Он может читать быстрее или медленнее, поверхностно проглядывать его или внимательно перечитывать, возвращаясь к уже прочитанному месту, или заглянуть в конец книги. Читатель, в отличие от слушателя или зрителя, абсолютно свободен. А теперь обратимся к телевидению.
Оно становится бедой, только когда становится «пожирателем человеческого времени». Когда оно лишает человека свободы, предоставляемой ему книгой, когда сидящий у телевизора слепо подчиняется зрительным и слуховым впечатлениям. И телевидение — величайшее благо тогда, когда оно показывает то, что мы иным способом не могли бы увидеть, когда оно позволяет совершить небольшое путешествие в те области бытия, к которым у нас нет иного доступа. Человек должен быть внутренне свободен, а для этого он должен уметь сам оценивать окружающее и быть образован. Образование же и самостоятельность дает именно книга. Видеть и слышать — это еще не все.
Надо еще и думать, воспринимать мир разумом, а для этого недостаточно сидеть у телевизора, необходимо уметь задумываться о важном в тишине — той тишине, что рождает самостоятельную мысль. Надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар. Чужая доброта — это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится; это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить рано или поздно, уверенно или неуверенно своей добротой. Это великое счастье — почувствовать в своём сердце огонь доброты и дать ему волю в жизни.
В этот миг человек находит в себе всё лучшее, слышит пение своего сердца. Забывается «я» и своё, исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною». И для вражды и ненависти не остаётся места в душе. Сердце, живущее добротой, излучает в мир свой ласковый взор, творческое начало. Добрая душа открыта миру. Когда мы смотрим в глаза истинно доброму человеку, мы видим струящийся из них свет, сочувствующий и согревающий.
В них нет подозрительности, нет жесткости — в них ласковое сияние как бы из окна родного дома. Это утешает, успокаивает и облегчает душу. Если человека привести на берег моря, показать ему катящиеся валы прибоя, а через минуту увести от моря подальше, то это одно. Если же человек просидит на берегу несколько часов или проживет несколько дней, то это совсем другое. Все сходятся на том, что на море можно смотреть часами, как на огонь или водопад. Море с его синевой, запахом, грохотом волн, волнующей игрой красок, шуршанием гальки, с необъятным простором, с чайками и облаками наполнит вас, очистит, облагородит, останется в душе навсегда.
Но этого не произойдет, разумеется, если взглянуть и тотчас уйти или наблюдать за этой красотой из окна поезда. Каждый раз, когда я видел что-нибудь очень красивое в природе: цветущее дерево, цветочную поляну, светлый быстрый ручей, уголок леса с ландышами в еловом сумраке, закатное небо, россыпь брусники вокруг старого пня — у меня появлялось чувство, похожее на досаду, я не знал, что мне делать, как себя вести. Потом я понял: нужно остановиться и смотреть, любоваться, созерцать, исцеляя душу. Надо остановиться перед красотой, не думая о времени, без суеты. Только тогда красота, которой конца и краю нет, пригласит тебя в собеседники. Только тогда возможен с ней глубокий духовный контакт.
Только тогда она и принесет радость. Шесть лет они учились вместе в Царскосельском лицее. Затем были довольно редкие встречи в Петербурге у общих знакомых. И вот единственный день, проведенный вместе, — 11 января 1825 г. И всё. Больше они никогда не виделись.
Одиннадцать лет Пущин-декабрист провёл в тюрьме и на каторге. Но дружба не слабела. Многие стихотворения Пушкин посвятил другу. После смерти Пушкина настал черёд Пущина одному за двоих хранить верность старой дружбе. Он словно и не считал Пушкина погибшим, непрестанно обращался к лицейским годам, к Михайловскому свиданию, добывал не известные ему прежде стихи Пушкина, письма, прозу и как бы во второй раз узнавал лицейского товарища. Влияние личности и образа мыслей Пущина на Пушкина, начавшееся ещё в Лицее, очень значительно.
Большой Жанно так называли лицеисты Пущина не раз охлаждал горячую голову темпераментного друга, никогда, с отроческих лет, не боялся сказать другу правду. Столь же несомненно и велико влияние Пушкина на Пущина: огромный талант, глубокий ум, острота чувств, доброе сердце — всё это могло оставить равнодушной личность мелкую, но такого человека, как Пущин, покорило навсегда. В споре сразу же обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и самоуважение. Как же ведет спор умный и вежливый спорщик? Прежде всего внимательно выслушивает своего противника — человека, который не согласен с его мнением. Если что-либо неясно в позиции противника, он задает ему дополнительные вопросы, переспрашивает.
Если вы с самого начала ведете спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством. Нет ничего красивее в споре, чем в случае необходимости признать полную или частичную правоту оппонента. Этим вы завоевываете уважение окружающих, этим вы как бы призываете к уступчивости и своего противника, заставляете его смягчить крайности своей позиции. Но человек не должен уступать оппоненту только для того, чтобы ему понравиться, или из трусости, из карьерных соображений. Нужно уступать с достоинством в вопросе, который не заставляет вас отказаться от своих убеждений, или с достоинством принять свою победу, не злорадствуя над побежденным в споре, не оскорбляя его самолюбия. Одно из самых больших интеллектуальных удовольствий — следить за спором, который ведется умелыми и умными противниками.
Но мне интересно было бы исследовать одну линию в этой огромной теме: что остается от учителя, от класса в характере человека, кроме знаний. В сущности, у каждого взрослого есть свои впечатления, свои воспоминания о школе. Плохие или хорошие. Одни учителя помнятся, другие нет. Одни классные товарищи врезались в память, другие забылись. И не всегда это можно объяснить степенью дружбы.
Нет, тут действуют иные, глубоко скрытые, очевидно, сложные причины. Кроме талантливых учителей есть и другие, любимые учителя. Наверное, любимых учителей больше, чем талантливых. Наверное, можно заслужить любовь, даже не имея отпущенных природой педагогических способностей. Талантливым стать нельзя, а вот любимым стать можно. Наша любовь к учителям рождалась по-разному.
Как и все, я вспоминаю бывших своих учителей. Кто из них получал нашу любовь? Физику преподавал нам известный профессор. Он блестяще ставил опыты, умел рассказать материал доходчиво, образно, но… Но! Но физику мы полюбили раньше, полюбили благодаря молоденькой учительнице Ксении Евгеньевне. Кажется, она преподавала тогда первый год и не очень хорошо сама знала некоторые тонкости, но всё равно мы ее любили.
Вероятно, за то, что она любила нас, за то, что ей было весело с нами, интересно, за то, что она не скрывала своих промахов и открыто переживала их. Поймут ли? Почувствуют ли то, что любило его сердце? От этого зависит так много. И прежде всего — состоится ли у него желанная духовная встреча с теми далекими, но близкими, для которых он писал свою книгу? И вот мы, читатели, беремся за эту книгу.
Перед нами чувства, идеи, образы, целое здание духа, которое дается нам как бы при помощи шифра. Оно скрыто за буквами, общеизвестными словами и образами. Жизнь, яркость, силу, смысл должен из-за них добыть сам читатель. Он должен воссоздать в себе созданное автором; и если он не умеет, не хочет и не сделает этого, то за него не сделает этого никто: книга пройдет мимо него. Обычно думают, что чтение доступно всякому грамотному. Но, к сожалению, это совсем не так.
Ведь настоящий читатель отдаёт книге все своё внимание, все свои душевные способности, которые необходимы для понимания этой книги. Настоящее чтение не сводится к механическому соединению слов. Оно требует твердого желания услышать голос автора. Искусство чтения побеждает одиночество, разлуку, время и расстояние. Оно помогает чувствовать связь с другими людьми и вместе с автором постигать сущность мира. Читать — значит искать и находить, потому что читатель как бы отыскивает скрытый писателем духовный клад.
Это творческий процесс, потому что воспроизводить — значит творить. Дружба лежит глубоко в сердце. Нельзя заставить себя быть другом кому-то или заставить кого-то быть твоим другом. Для дружбы нужно очень многое, прежде всего взаимное уважение. Что означает уважать своего друга? Это значит считаться с его мнением и признавать его положительные черты.
Уважение проявляется в словах и делах. Друг, к которому проявляется уважение, чувствует, что его ценят как личность, уважают его достоинства и помогают ему не только лишь из чувства долга. В дружбе важно доверие, то есть уверенность в искренности друга, в том, что он не предаст и не обманет. Конечно, друг может совершать ошибки. Но ведь все мы несовершенны. Это два основных и главных условия для дружбы.
Кроме этого, для дружбы важны, например, общие нравственные ценности. Людям, которые по-разному смотрят на то, что есть добро, а что зло, будет тяжело быть друзьями. Причина простая: сможем ли мы проявлять к другу глубокое уважение и, возможно, доверие, если видим, что он совершает поступки недопустимые, по нашему мнению, и считает это нормой. Укрепляют дружбу и общие интересы или увлечения. Однако для дружбы, которая существует давно и проверена временем, это не принципиально. Дружеские чувства не зависят от возраста.
Они могут быть очень сильными и приносить человеку множество переживаний. Но без дружбы жизнь немыслима. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели. С любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово.
И на всех языках оно звучит нежно и ласково. Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несем ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиг. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму. И нужна нам в этот миг только она.
Человек зовет мать и верит, что она, где бы не была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь».
Близкими друзьями можно быть, не встречаясь годами и разговаривая изредка. Подобное постоянство — отличительная черта настоящей дружбы. Никаких реальных вариантов ни до экзамена, ни во время его проведения на сайте нет, не было и не будет.
Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души — само собой разумеющееся состояние. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие. Доблесть — это не только красивая форма, не только выправка, молодцеватый вид, не только смелость. Доблесть — это способность добывать победу. Без победы не бывает доблести, без победы доблесть превращается в карикатуру, в насмешку. Только там, где победа, там — доблесть. А победа — дело трудное.
Победа требует напряжения всех сил. Победу нельзя добыть только технической силой, совершенным оружием, правильными знаниями военного дела, хотя и без этого не обойтись. Победа всегда достигается силой человеческого духа. Никакой доблести не будет, если не будет сильного духа. А что значит сильных дух? Разве каждый смелый человек обладает сильным духом? Бывают совершенно безрассудные люди, которые совершают бесшабашные поступки. В них не доблесть, не сила духа, а то, что народ наш называл ухарством — безумной смелостью. Этим ухарством ни одной победы никогда не удавалось достичь, потому в ухарстве — тщеславие, показуха, а в доблести — подлинная сила духа.
Почему казаки избрали Александра Невского своим покровителем и его именем нарекли войсковой храм? Потому что он был человеком доблести. Став великим князем, он так и правил нашей страной, защищая от нашествия с Запада воинов, стремившихся крестовыми походами покорить Русь, и ублажая умной и мудрой дипломатией ещё более грозного врага с Востока, который тогда оккупировал всё пространоство исторической Руси. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Почему мальчишки даже стесняются своей доброты? Ведь без доброты - подлинной теплоты сердца, которую один человек отдаёт другому, - невозможна душевная красота человека. Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова.
В детстве человек должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания добрых чувств. Учить чувствовать — это самое трудное, что есть в воспитании. Школа сердечности, чуткости, отзывчивости, участливости — это дружба, товарищество, братство. Ребёнок чувствует тончайшие переживания другого человека тогда, когда он делает что-нибудь для счастья, радости, душевного спокойствия людей. Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека. Сухомлинскому 182 слова. Трудно переоценить ее значение в истории, ныне уже видно, что на ее фундаменте возведено все настоящее, а быть может, и будущее человечества.
Все изложения по ОГЭ (темы + примеры готовых сжатых изложений)
Мы сжали второстепенную информацию из предложенного текста, и в нашем изложении остался только его главный смысл. 2. «Бессмертный» — слово написано правильно, без орфографических ошибок. Помогите написать сжатое изложение!!! Издавна в народном сознании особо воспринималось отдельно стоящее дерево. Изложение бессмертный издавна кожаный. Издавна поражают людей некоторые способности животных. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Лабиринт https://www.labirint.ru/authors/159044/
- Изложение бессмертный издавна кожаный
- Библиотека
- Упражнение 335 - ГДЗ Русский язык 8 класс. Рыбченкова, Александрова. Учебник. Страница 216
- Другие вопросы:
- Кандидатский резкий издавна
- Подготовка к ЕГЭ
ОГЭ 10 текстов для написания сжатого изложения
Экзаменационный (типовой) материал ОГЭ / Русский / 01 задание / 94 | 4) ЛИШЬ — в наречии, оканчивающемся на шипящий, пишется буква Ь. 5) ИЗДАВНА — написание суффикса -А в наречии определяется наличием приставки ИЗ. |
Пожалуйста, скиньте сжатое изложение текста. Ещё в 1935 году М. | ОГЭ Русский Язык задание №1 Демонстрационный вариант 2018-2017 Часть 1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. |
Презентация, доклад Сжатое изложение в 9 классе | Название примечательно: значит, в Москве издавна знали быстроногого и непобедимого героя, как и других гомеровских героев Троянской войны. |
Кожаный бессмертный изложение лишь издавна
Микротемы, аудиозаписи ко всем текстам для сжатого изложения ОГЭ 2018, готовые сжатые изложения ко всем 35 текстам банка ФИПИ. Название примечательно: значит, в Москве издавна знали быстроногого и непобедимого героя, как и других гомеровских героев Троянской войны. Сжатое изложение: Кристаллы известны издавна, ведь человека всегда удивляла поразительная прозрачность некоторых минералов. Главная» Новости» Изложение по русскому языку 9 класс огэ 2024 аудиозапись и текст. Издавна бондари были необходимыми мастерами в больших селах (3) и деревнях Курской области. Издавна бондари были необходимыми мастерами в больших селах (3) и деревнях Курской области.
Изложения ОГЭ из открытого банка заданий ФИПИ 2024
Издавна в народном сознании особо воспринималось дерево. Вопрос по русскому языку: Сократите текст до 90 слов. Кладовая несгораемых слов. Было это давным-давно, я в то время не писателем был, а служил агрономом в имении графа Бобринского. Однажды на молотьбе услыхал я разговор и для памяти на спичечной коробочке. Издавна у славян существовал обычай: Люди, переломив хлеб, становились друзьями навеки. Издавна3 в народном сознании особо воспринималось отдельно стоящее дерево. Вопрос по русскому языку: Сократите текст до 90 слов. Кладовая несгораемых слов. Было это давным-давно, я в то время не писателем был, а служил агрономом в имении графа Бобринского. Однажды на молотьбе услыхал я разговор и для памяти на спичечной коробочке.
Новые изложения ОГЭ 2023
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. Текст для изложения: Кристаллы известны людям издавна. Само же слово «кристалл» в переводе с греческого первоначально обозначало обычный лёд, а в дальнейшем — горный хрусталь. Это объясняется так: человека всегда удивляла поразительная прозрачность некоторых природных минералов. В их оценке мастера ювелирного дела используют такой необычный термин, как «камень чистой воды». Так говорят об алмазе — самом дорогом и наиболее твёрдом камне, который сильно преломляет свет, сверкает множеством огней. Уникальная твёрдость делает его незаменимым бурильным материалом. С кристаллами простейшей прямоугольной формы мы сталкиваемся ежедневно: необходимая на кухне соль имеет кубическую кристаллическую решётку.
Но столь прозаичны по внутренней и внешней форме далеко не все твёрдые тела. Разнообразие форм большинства кристаллических материалов поражает своей причудливостью и зависит от силы притяжения между атомами, образующими твёрдое тело.
Особое восприятие дерева можно найти в Библии. На первых же её страницах упоминаются два дерева райского сада, призванные сыграть важную роль в истории человечества: древо жизни и древо познания добра и зла. Плоды первого дают бессмертие. Под деревом здесь разумеется вера, а под его плодами — дары веры: любовь, духовная чистота, бессмертие. Дерево же второе призвано испытать эту веру. Оно напоминает о том, что человек может избрать в своей жизни как путь добра, так и путь зла. Об этом и думает верующий человек, когда видит изображение дерева на иконах.
Изложение «Неподражаемый, бессмертный Ломоносов» Творческий и жизненный путь М. Однако Ломоносов намного опережал требования и каноны той эпохи: он понимал, что новое содержание поэзии требует новых форм. Его яркие эксперименты с поэтическим словом, самобытность творческой манеры никого не оставили равнодушным: нашлись и критики, и почитатели его таланта.
А когда с тетрадками прискакал в безопасное место, увидел, что весь мой дом в огне.
Всё так и сгорело, и остались только тетрадки да заяц в печке, в чугунном котелке, прикрытом вьюшкой. Так всё дочиста у меня сгорело, но волшебные тетрадки сохранились, и слова мои не сгорели. Трудности с пониманием предмета? Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн.
Презентация, доклад Сжатое изложение в 9 классе
Издавна в народном сознании по-особому воспринималось отдельно стоящее дерево. 2) БЕССМЕРТНЫЙ (подвиг) — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С. 3) ИЗДАВНА — написание суффикса -А в наречии определяется наличием приставки ИЗ. Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, который традиционно считался главой. Издавна в народном сознании по-особому воспринималось отдельно стоящее дерево.
Исходные и сжатые тексты изложений в таблице (ОГЭ 2023
- Пожалуйста, скиньте сжатое изложение текста. Ещё в 1935 году М. - Русский язык »
- Текст 2 (про неуверенность в себе)
- Лучший ответ:
- Изложение бессмертный издавна кожаный
- ОГЭ Русский Язык задание №1 Прослушайте текст и напишите сжатое
Все изложения по ОГЭ (темы + примеры готовых сжатых изложений)
С хлебом провожали на фронт и встречали вернувшихся с войны. Каждый по своему воспринимает и ценит хлеб, но для всех есть одно исключение: хлеб - это жизнь. Существует неразрывная связь между отношением к хлебу и нравственностью общества. О том, кто честно зарабатывал себе на хлеб, в народе уважали, а тех, кто жил за чужой счет, считали нахлебником. Хлеб, доставшийся даром, портит человека. Чем тяжелее добыт хлеб и уважительнее относится к нему человек, тем чище и совестливее его душа и добрее сам человек. Ставь лучший вариант ответа, чтобы все видели, и спасибо. Не нашли ответ?
Я имею в виду настоящую музыку, а не то бесовство, не ту оглушающую вакханалию, которая закружила человека в бездумной дикой пляске, ввергла его в какое-то инстинктивное подражание воющему и ревущему зверю, которому пришла пора напомнить, откуда мы взялись, и чей образ и подобие утратили.
Кажется со стороны: невеликий это труд — «копать слова». Но оглянитесь, прислушайтесь. Да, слов вокруг нас много, как на ярмарке. Они сыплются из телевизоров и радио, бросаются в глаза с рекламных афиш, глянцево лоснятся на обложках журналов… Но слова эти по большей части подержанные, да ещё будто измельчённые, высушенные городским обиходом. Они лишь раздражают наш слух, но души не касаются. И вот попробуй тут найти слово живое, родниковое, то единственное, что ляжет на сердце читателя! Это никому не видимый, почти шахтёрский по изнурительности труд. Здесь даже Интернет не поможет со всеми своими миллионами сайтов.
Лишь редкому художнику открываются чистые, будто промытые в небесной лазури, слова. Они не поучают, а согревают и утешают, как тёплая, чуть грубоватая от натуженности бабушкина ладонь. Книги Носова полны не только зверушками и птицами, но и тем тишайшим народцем, что неприметно живёт у наших ног. Тут и мураши, и медлительные шмели, одетые в тёплые плюшевые шубки, и сгорбившийся, как старик, сухой подсолнух, и молодая крапива, что глядит барыней. А вокруг — сама земля наша, голубая странница в бескрайних космических полях. Всё живое, всё с душой, с тихой думою о чём-то своём. И как бы ни был одинок человек, он всегда в соседстве с природой. Научись понимать её, жалеть, побереги всякое малое создание — и ты не будешь одинок.
Это тонкое врождённое нравственное чувство называют совестью. Совесть — это своего рода духовный инстинкт, который быстрее и яснее отличает добро от зла, нежели ум.
Но храбрые умирают реже. Красноармейцы шли смело, не падали, не бросались на землю. Они не забывали, что несут раненого.
И именно поэтому Корнев верил, что они дойдут. И они дошли. Слепой шёл, ощупывая дорогу палкой. Линия фронта была совсем близко. Слепого звали Акинф.
Ослеп он давно и случайно. Мальчиком Акинф пас коров во время грозы. Он спрятался от дождя под большим деревом, в которое ударила молния. Акинф упал без сознания, а когда встал, то ничего не увидел, он был поражён нервной слепотой. Теперь Акинфу было сорок лет.
Он шёл к своей деревне пешком из уездного города. Он не нуждался в поводыре, так как дорога была ему хорошо знакома и не разветвлялась. По дороге он размышлял, оказалась ли уже его родная деревня в районе военных действий. Многое настораживало его. Никто не попадался слепому по дороге.
Обыкновенно здесь проезжали возы и шли пешеходы. Наконец, определив по накопившейся усталости, что скоро он должен подойти к деревне, слепой почувствовал запах гари. Акинф от испуга прибавил шагу. Ему очень хотелось вернуться в деревню, он боялся, что пожар случился именно в его деревне. Гарью запахло сильнее.
Сердце у Акинфа сжалось. Тем временем спускался он по ложбинке к мостику над узким, глубоким оврагом. Привычно ступил Акинф на воображаемое начало мостика и, задохнувшись от неожиданности, полетел вниз с высоты пяти метров. Он упал на глинистое дно оврага. Оказалось, что мостик был разрушен шальным снарядом.
Когда он очнулся, всё его тело болело от удара о землю, но руки и ноги были целы, разбитой оказалась только губа. С удивлением и испугом, с сильным сердцебиением заметил он, что прежний чёрный мрак сменился туманным и красноватым. Тут же он увидел свои руки и понял, что зрение вернулось к нему. Оно вернулось от нового сильного нервного потрясения в момент падения — таким путём часто проходит нервная слепота. Акинф со страхом и радостью выбрался из оврага и подошёл к деревне.
Он увидел ряд почерневших изгородей и груды чёрного пепла средь них — всё, что осталось от когда-то бойкой деревеньки. Ни души человеческой, ни собаки не было в этом печальном месте. Деревня от снарядов сгорела дотла. И тогда Акинф почувствовал, что снова ему застилает глаза, но на этот раз — слезами. Именно благодаря его научным работам человечество смогло подняться до невиданных ранее высот и выйти в космическое пространство.
Страсть к изобретательству перешла к Константину от отца, человека образованного и предприимчивого. Как-то он придумал и соорудил молотилку, вместе с детьми строил модели домов и дворцов. Константин много читал, самостоятельно изучил арифметику, с любопытством освоил отцовские книги. Прожив три года в Москве, Циолковский вернулся в родную Калугу, где стал давать частные уроки по физике и математике неуспевающим ученикам. Вскоре Циолковского назначили на должность учителя арифметики и геометрии в училище Калужской губернии.
Первые мысли о завоевании космических высот возникли у Циолковского под влиянием произведений Жюля Верна. Но если сначала он долго относился к ракете просто как к увеселению, то потом у него появилась идея сделать математические вычисления, относящиеся к ракете. В 1903 году в научном журнале была напечатана первая статья Циолковского по теории полёта ракет. Она называлась «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Год за годом Циолковский продолжал вести разработки ракетной техники.
В 1914 году учёный представил очередной проект ракеты. В качестве топлива Циолковский предложил использовать бензин и керосин. Мечты о дальних полётах не покидали Циолковского. В 1920 году в Калуге вышла его книга «Вне Земли». В ней Константин Эдуардович предсказывал события далёкого будущего — 2017 года.
По его мнению, в это время уже будут использоваться «составные пассажирские ракеты». В своих работах Циолковский убеждал в возможности жизни человека в искусственных пространствах с устанавливаемой по желанию температурой и в условиях невесомости. Он предлагал создавать поселения на громадных орбитальных станциях, расположенных вокруг Солнца. Так под свои юношеские мечты и детские фантазии Циолковский подводил научный фундамент. Циолковский представлял такую ракету, которая будет удаляться от Земли, путешествовать между планетами и звёздами, посещать планеты, их спутники и другие небесные тела, возвращаться на Землю.
Многие идеи Циолковского сейчас уже воплощены в жизнь. Возможно, в будущем будут реализованы и другие его мечты. Теперь эти лодки были направлены Гитлером в Финский залив, чтобы расправиться с русскими кораблями. Первой шла подводная лодка под командованием лейтенанта Шмидта. Он мечтал показать русским силу нового немецкого оружия и получить за это высокую награду.
В это время в бухточке на Карельском перешейке стоял наш катер, охотник за подводными лодками. Командир катера Коленко засёк немецкую подводную лодку и бесстрашно пошёл ей навстречу. Смертельная опасность подстерегала катер: враг был невидим, но находился где-то рядом. Наконец лодка была обнаружена. Коленко дал команду атаковать.
За корму полетели бомбы. Вскоре Коленко увидел пузырчатый след, который тянулся к вражескому берегу. Коленко понял, что подводная лодка повреждена и пытается уйти под прикрытие немецкой береговой батареи. Катер помчался по следу, бросая бомбы. Спустя несколько минут лодка замедлила ход.
Из пучины вырвалось несколько больших воздушных пузырей. По поверхности воды разлилось масляное пятно. Всё свидетельствовало о победе над врагом. Скоро советские моряки заметили барахтающихся в воде фашистов. Они то и дело вскидывали руки вверх, давая знать, что сдаются в плен.
В этот момент на вражеском берегу заработали орудия. Немцы пытались защитить свою лодку, не дать разгадать её секрет. Под ураганным огнём катер подошёл к фашистам, матросы бросили им спасательные круги. Первым на палубу поднялся немецкий лейтенант Шмидт. Вид его был жалок: волосы склеены солярным маслом, мундир изорван.
Он был готов сотрудничать ради спасения своей жизни, но мало знал о механизмах нового оружия. Поставив веху на месте потопления лодки, моряки начали подготовку к новой операции. Нужно было поднять подводную лодку, чтобы раскрыть фашистский секрет. Судоподъёмные работы проводились в тяжёлых условиях, поскольку немцы обстреливали место затопления лодки. Но изуродованную глубинными бомбами подводную лодку всё-таки удалось поднять на поверхность и отбуксировать к нашим берегам.
Советские специалисты разгадали секрет нового оружия и поделились ими с союзниками. Вскоре на британских и советских кораблях, действовавших в Атлантическом океане, появилось новое вооружение, которое дало огромное преимущество в борьбе с фашистами. Переправлялись наши войска через Днепр. В этом им помогали партизаны и местные жители. Была среди них и Горпина Павловна.
Уважаемым человеком была Горпина Павловна в своём колхозе. Не раз отмечали её за хороший труд. Любили её на селе и за доброту. Двоих сыновей она имела. Оба сражались на фронте.
Немолодой уже была Горпина Павловна. Лицо в морщинах, руки в мозолях. Когда фашисты захватили её родное село, Горпина Павловна припрятала за сараем лодку. Она верила в нашу победу, надеялась, что наступит минута и верную службу сослужит лодка нашим воинам. Рассказала она про лодку своей соседке.
Удивилась соседка. Потом подумала: так ведь верно — наши придут с востока, с той стороны Днепра, как же наших встречать без лодок. От соседки пошло к соседке, от дома к дому, от улицы к улице. Вот и у других людей появились лодки. Стояли они в селе за домами, за сараями.
Дожидались своей минуты и дождались. Когда началась переправа советских войск, Горпина Павловна в числе первых явилась со своей лодкой к Днепру. Села в лодку, взмахнула вёслами, приплыла к нашим, поклонилась солдатам в пояс: «С приходом, родимые. Садитесь, сыночки. За вами прибыла».
Смотрят солдаты — старая женщина. Стали её расспрашивать, кто она такая. А она просто отвечает: «Мать я солдатская». Сели солдаты в лодку. Спрашивала солдата Горпина Павловна о своих сыновьях, но никто про них ничего не слышал.
Оттолкнулись солдаты от берега. Села Горпина Павловна на вёсла, а солдаты помощь предлагают. Лодка меня уже пятьдесят лет как слушается. Родная я Днепру». Перевезла женщина первую партию бойцов через Днепр и снова на левый берег.
То на левом она берегу, то на правом. У всех про своих сыновей спрашивает. И вдруг получает долгожданный ответ, что оба её сына здесь. Вышли к берегу оба: красавцы, каждый в саженный рост.
Человек, попадая в притягательный мир искусства, задумывается о тайне красоты, начинает чувствовать в себе стремление к творчеству. Весь смысл жизни может стать совершенно другим. Доброта приходит как дар, не из обязанности или долга. Чужая доброта вызывает предчувствие чего-то большего и приносит тепло, которое откликается в сердце ответным движением. Когда человек испытывает доброту, он не может не ответить тем же.
Это великое счастье — почувствовать в своём сердце огонь доброты. В этот момент человек находит в себе лучшее, забывается "я", исчезает чужое, потому что оно становится «моим» и «мною». В душе не остается места для вражды и ненависти, человек открыт творчеству. Когда мы смотрим в глаза истинно доброго человека, то видим свет, который может утешить и успокоить. В добрых глазах нет подозрительности и жестокости, в них — ласковое сияние, напоминающее свет из окна родного дома. Это утешает, успокаивает и облегчает душу. Ильину Исходный текст Чтобы оценить доброту и понять её значение, надо непременно самому испытать ее: надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем. Надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар.
Чужая доброта — это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится; это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить рано или поздно, уверенно или неуверенно своей добротой. Это великое счастье — почувствовать в своём сердце огонь доброты и дать ему волю в жизни. В этот миг человек находит в себе всё лучшее, слышит пение своего сердца. Забывается «я» и своё, исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною». И для вражды и ненависти не остаётся места в душе. Сердце, живущее добротой, излучает в мир свой ласковый взор, творческое начало. Добрая душа открыта миру. Когда мы смотрим в глаза истинно доброму человеку, мы видим струящийся из них свет, сочувствующий и согревающий.
В них нет подозрительности, нет жесткости — в них ласковое сияние как бы из окна родного дома. Через него проходит вся сознательная жизнь человека. Эмоции и ощущения только окрашивают мысли, но все наши мысли формулируются языком. Человека можно понять, прислушавшись к его речи. Язык является точным показателем его качеств и культуры. Каждый человек использует язык своего народа, который отражает его характер и отношение к миру. Русский язык отражает внутреннее разнообразие и противоречивость национального характера. История слов и выражений, фразеологизмы и литература помогают понять язык и народ. Язык, лишенный истории, станет песком во рту.
Лихачеву Исходный текст Самая большая ценность народа — его язык. Язык, на котором он читает, пишет, говорит, думает. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но все наши мысли формулируются языком. Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит. Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение, и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры. Каждый человек пользуется языком народа. В языке отразились «внутренние силы» народа — его склонность к эмоциональности, разнообразие в нем характеров и типов отношения к миру. Если верно, что в языке народа сказывается его национальный характер, то национальный характер русского народа чрезвычайно внутренне разнообразен, богат, противоречив.
И все это отразилось в языке. Именно поэтому нужно понимать историю слов и выражений, знать фразеологизмы, поговорки и пословицы, родную литературу. Язык, отторгнутый от истории народа, станет песком во рту. Такое отношение к жизни говорит о внутреннем богатстве человека. Андерсен не тревожился о житейских неудачах, наслаждаясь поэзией жизни. Но действительность не была милостива. Было много огорчений и обид, особенно в начале, когда он был беден и неизвестен. Над ним смеялись, на него клеветали, потому что он был сыном сапожника. Но он не разочаровался в жизни, поставив творчество выше материального.
Его жизненный путь был сложен, но он видел красоту в мелочах - свечение шиповника в ночи, шепот старого пня. Жизнь Андерсена не была легкой, но она была наполнена смыслом и красотой. Паустовскому Исходный текст Андерсен считал свою жизнь прекрасной и почти безоблачной, но, конечно, лишь в силу детской своей жизнерадостности. Эта незлобивость по отношению к жизни обычно бывает верным признаком внутреннего богатства. Таким людям, как Андерсен, нет нужды растрачивать время и силы на борьбу с житейскими неудачами, когда вокруг так явственно сверкает поэзия, и нужно жить только в ней, жить только ею и не пропустить то мгновение, когда весна прикоснется губами к деревьям. Как бы хорошо никогда не думать о житейских невзгодах! Что они стоят, по сравнению с этой благодатной, душистой весной!