Новости ермоген святитель

Вечером по всей Москве снова совершены всенощные бдения, всецело посвященные прославлению святителя, Ермогена. Смотрите видео онлайн «Слово Патриарха. О святителе Ермогене.

Священномученик Ермоге́н Московский и всея Руси патриарх

Его перу принадлежат: повесть о Казанской иконе Божией Матери и служба этой иконе 1594 г. Отзывы современников свидетельствуют о Патриархе Ермогене как человеке выдающегося ума и начитанности: «Государь велика разума и смысла и мудра ума», «чуден зело и многаго разсуждения», «зело премудростию украшен и в книжном учении изящен», «о Божественных словесех присно упражняется и вся книги Ветхаго закона и Новыя благодати, и уставы церковныя и правила законныя до конца извыче». Святитель Ермоген много занимался в монастырских библиотеках, прежде всего, в богатейшей библиотеке Московского Чудова монастыря, где выписывал из древних рукописей ценнейшие исторические сведения, положенные в основу летописных записей. В сочинениях Предстоятеля Русской Церкви и его архипастырских грамотах постоянно встречаются ссылки на Священное Писание и примеры, взятые из истории, что свидетельствует о глубоком знании Слова Божия и начитанности в церковной письменности того времени. С этой начитанностью Патриарх Ермоген соединял и выдающиеся способности проповедника и учителя. Отзывы современников характеризуют нравственный облик Первосвятителя как «мужа благочестиваго», «известнаго чистаго жития», «истиннаго пастыря стада Христова», «неложнаго стоятеля по вере христианской». Эти качества святителя Ермогена с особенной силой проявились в Смутное время, когда Русскую землю постигло несчастие внутреннего нестроения, усугубленное польско-литовским нашествием. В этот мрачный период Первосвятитель Русской Церкви самоотверженно оберегал Русское государство, словом и делом защищая православную веру от латинства и единство нашего Отечества от врагов внутренних и внешних. Свой подвиг спасения Родины святитель Ермоген увенчал мученической кончиной, перешедшей в благодатное молитвенное Небесное заступничество за наше отечество у Престола Святой Троицы.

Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, происходил из донских казаков. По свидетельству самого Патриарха, он был священником в городе Казани при казанской гостинодворской церкви во имя святителя Николая память 6 декабря и 9 мая. Вскоре он принял монашество и с 1582 года был архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани. В служение Святейшего Патриарха в Казани совершилось явление и обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери в 1579 году. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконы и совершившихся от нее чудесах. В 1591 году святитель собирал в кафедральный собор новокрещенных татар и в течение нескольких дней наставлял их в вере. В 1592 году были перенесены мощи святителя Германа, второго Казанского архиепископа память 25 сентября, 6 ноября, 23 июня , скончавшегося в Москве 6 ноября 1567 года, во время моровой язвы, и погребенного у церкви во имя святителя Николая. По благословению Патриарха Иова 1589 — 1605 святитель Ермоген совершил их погребение в Свияжском Успенском монастыре.

Одновременно он сообщал о трех мучениках, пострадавших в Казани за веру Христову, из которых один был русский, по имени Иоанн память 24 января , родом из Нижнего Новгорода, плененный татарами, а двое других, Стефан и Петр память 24 марта , новообращенные татары. Святитель выражал сожаление, что эти мученики не были вписаны в синодик, читавшийся в Неделю Православия, и что им не пелась вечная память. В ответ святителю Ермогену Патриарх прислал указ от 25 февраля, который предписывал «по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду в субботний день после Покрова Пресвятой Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия», повелевалось вписать в тот же синодик и трех мучеников казанских, а день их памяти поручалось определить святителю Ермогену. Святитель объявил патриарший указ по своей епархии, добавив, чтобы по всем церквам и монастырям служили литургии и панихиды по трем казанским мученикам и поминали их на литиях и на литургиях 24 января. В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение и открытие мощей казанских чудотворцев: святителей Гурия, первого архиепископа Казанского память 4 октября, 5 декабря, 20 июня , и Варсонофия, епископа Тверского память 4 октября, 11 апреля. Царь Феодор Иоаннович 1584 — 1598 приказал соорудить в Казанском Спасо-Преображенском монастыре новую каменную церковь на месте прежней, где были погребены святые. Когда были обретены гробы святителей, святой Ермоген пришел с собором духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей, сообщил Патриарху и царю. По благословению Патриарха Иова и по повелению царя, мощи новоявленных чудотворцев были поставлены в новом храме.

Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия. За выдающиеся архипастырские качества митрополит Ермоген был избран на первосвятительскую кафедру, и 3 июля 1606 года он возведен собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе. Митрополит Исидор вручил Патриарху посох святителя Петра, Московского чудотворца память 5 октября, 21 декабря, 24 августа , а царь принес в дар новому Патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох. По древнему чину Патриарх Ермоген совершал шествие на осляти.

Он писал о том, как важна Православная вера, заклинал изменников опомниться, чтобы не погибнуть до конца. Вскоре самозванец был убит, как и его предшественник, но в Москве находились поляки и изменники-бояре, которые были преданы Сигизмунду III. Ермоген рассылал грамоты по всем городам и селам, он убеждал русский народ подняться для освобождения Москвы.

Москвичи подняли восстание, поляки в ответ подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Ермогена заключили под стражу в Чудовом монастыре. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и началась осада Кремля, которая продолжалась несколько месяцев. В это время поляки несколько раз пытались заставить патриарха приказать ополченцам отойти от города, угрожая ему смертной казнью.

И по милости Божией и повелению последовавших затем монархов мощи святителя покоятся здесь, в Успенском соборе Первопрестольного града. Сегодня наша молитва к святителю Ермогену, чтобы он, предстоя пред лицом Божиим, не оставил землю Русскую своими молитвами. Чтобы трудное время, через которое мы проходим, завершилось к славе государства нашего и Церкви нашей. Чтобы прошли все эти недоуменные конфликты, чтобы наступили мир и благополучие, чтобы страна могла продолжать свое мирное поступательное развитие, духовное и материальное, во благо тех, кто живет в настоящее время и во благо грядущих поколений. А мы как Церковь хранили и будем хранить благодарную память о святителе Ермогене. Мы как молились, так и будем молиться ему о том, чтобы он не оставлял державу Российскую своим предстательством пред Господом. Вспоминая молитвенно эту великую святую и героическую личность, мы должны в каком-то смысле соотносить его пример с самими собой. Не в том смысле, что мы можем подъять и исполнить ту великую миссию, которую исполнил святитель, но в том, чтобы мы осознали, с какой силой духа он сопротивлялся врагам и с какой силой духа исповедовал свою веру и верность Церкви и Отечеству. Пусть замечательный пример великого подвижника, святителя, исповедника и мученика земли Русской будет вдохновлять нас, людей XXI века. Пусть он вдохновляет священнослужителей, в первую очередь наших иерархов наших, но также и власти наши, и народ наш.

По окончании Литургии вокруг храма был совершен традиционный крестный ход, а затем митрополит Викентий поздравил клириков и прихожан с престольным праздником, рассказав о жизненном пути священномученика Ермогена и отметив: «Очень многие в то время хотели быть ближе к Европе, к той культуре. Конечно, важно, что к сожалению, мы теряли Православие. Это было самое тяжелое испытание, потому что те польские войска, которые заняли Москву, Кремль, хотели «окатоличить» русскую землю. Многие из высшего общества, как мы сейчас их называем, «либералы», тоже были не против этого. Они были за то, чтобы водворилась новая власть, которая привнесла бы в жизнь общества новые веяния. Святитель Ермоген видел эту опасность. Он сильно молился Богу, чтобы Господь как-то всех жителей российской державы вразумил. Он сам претерпевал унижения, оскорбления. Его заставляли жить по-другому.

25 мая — день памяти священномученика Патриарха Ермогена

Велико общенациональное значение святителя Ермогена, неутомимого борца за чистоту Православия и единство Русской земли. В 1606 году святитель Ермоген был возведен собором святителей на Патриарший престол. Святой Ермоген известен и как ревностный пастырь Церкви Христовой, и как глубокий молитвенник, и как хороший организатор. Житие этого святого в чем-то разрушает шаблоны о том, каким должен быть «классический» святитель. При этом святитель Ермоген не ограничивался благословением к изданию книг, но тщательно наблюдал за исправностью текстов. Святитель Ермоген открыл гробы, и все увидели, что останки святых оказалась нетленны.

Священномученик Ермоге́н Московский и всея Руси патриарх

Православное Братство священномученика Ермогена Святитель Ермоген 9 января 1592 года направил Патриарху Иову письмо, в котором сообщал, что в Казани не совершается особое поминовение православных воинов.
Ермоге́н Московский и всея Руси: житие, иконы, день памяти Фильм «Святитель» рассказывает о жизни Патриарха Гермогена — одного из самых прославленных русских святых, героя Смутного времени.
Проповедь в день памяти святителя Ермогена / В день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Божественную литургию в Успенском.
Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея России При этом святитель Ермоген не ограничивался благословением к изданию книг, но тщательно наблюдал за исправностью текстов.

Патриарх Кирилл: Ермоген призвал Минина и Пожарского к походу на Москву

Чаплин и первый заместитель министра культуры Российской Федерации С. На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 40-летием со дня рождения иеромонах Ермоген Бурыгин , и. Святейший Владыка совершил славление и молитву у раки с мощами святителя Ермогена.

Лесть и коварство, низость и жестокость господствовали при дворах этих самодержцев. Нечестие правителей заражало и развращало народ, разучившийся чтить земную власть и бояться Бога, обретший готовность к мятежам и неистовствам.

И вот со смертью царя Бориса этот смрадный гнойник прорвался и затопил Россию, сделал ее игралищем самозванцев и изменников, жертвой властолюбия Польши и иезуитских интриг. Святому Ермогену выпал страшный крест первосвятительства в погибающей стране с обезумевшим народом, и такая-то тягчайшая ноша оказалась по плечу несгибаемому угоднику Божию. Служение великого святителя началось в Казани — краю, дышавшем опасностями и угрозами, где просияли многие православные подвижники. Господь послал Ермолаю таково мирское имя Патриарха Ермогена замечательного наставника и духовного отца — им стал святитель Герман Казанский, впоследствии стяжавший мученический венец от рук опричников Иоанна Грозного.

Еще в юности Ермолай вступил на поприще священства, и еще тогда современники отзывались о нем: Муж зело премудростью украшенный, в книжном учении изящный и в чистоте жития известный. Знаком избранничества и милости Царицы Небесной к отцу Ермолаю была выпавшая ему честь — первым принять от земли обретенный в Казани чудотворный образ Божией Матери. Явление Казанской иконы Богородицы знаменовало возрождение Казани из пепла страшного пожара 1579 года — и этот же чудотворный образ Пречистой, сопутствовавший ополчению Минина и Пожарского, соделался знамением воскрешения всей России из руин Смутного времени. И один из будущих спасителей Отечества, в ту пору — скромный священник Ермолай, сложил умилительный тропарь Казанскому образу Богородицы, который с тех времен и поныне знает наизусть и с любовью воспевает вся православная Россия: Заступница усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего и всем твориши спастися в державный Твой покров прибегающим… Овдовев, отец Ермолай принял иночество с именем Ермоген и доблестно подвизался в подвигах поста и молитвы в московском Чудовом монастыре, на месте своего будущего мученичества.

Духовная высота его жизни вызывала всеобщее изумление, и он был возведен на Казанскую митрополичью кафедру, стал преемником великих святителей Гурия, Варсонофия и Германа. Когда в России возгорелась смута и в Москве воцарился Лжедмитрий I, орудие коварных иезуитов и властолюбивых поляков, — на защиту Православия восстали Казанский митрополит Ермоген и Коломенский епископ Иосиф. Еще не имея уверенности в том, что новый правитель — самозванец, да и не рассуждая об этом, святители не затрагивали политических вопросов. Они отстаивали святыню веры, требуя, чтобы полячка Марина Мнишек, с которой Лжедмитрий I собирался вступить в брак, торжественно приняла Православие — Россия не должна иметь царицу-католичку.

Точно так же — не о политике, а о вере — ревновал святитель Ермоген среди бурных потрясений российской смуты. Не о правах на престол второго самозванца, тушинского вора, говорил угодник Божий, но указывал на явное нечестие Лжедмитрия II. Святитель Ермоген благословил народ и на присягу польскому королевичу Владиславу, но при строжайшем условии, что тот примет Православие, прервет всякие сношения с Папой, выведет из Москвы поляков, явится защитником святынь русского народа. Лишь когда посягательства иноземцев и мятежников простирались на святую православную веру, святитель воспламенялся праведным гневом, делался непреклонен, огненным словом поднимал народ Божий на борьбу с врагами.

Русская история тех времен свидетельствует о тщетности и порочности любых политических расчетов, не сопряженных с попечением о духовности. Так, Борис Годунов до своего избрания на царство казался «идеальным правителем», самым умным политическим деятелем своего времени — на троне этот властолюбец, запятнанный убийством святого отрока, сделался мрачным тираном, приведшим страну на край пропасти. Затем бояре избрали править Россией еще одного «талантливого политика» — Василия Шуйского, бывшего соучастником Бориса в сокрытии истины об убийстве царевича Димитрия.

Москвы под управлением Д. Чаплин, первый заместитель министра культуры РФ С. Литургия транслировалась в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас» , а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия. На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 40-летием со дня рождения иеромонах Ермоген Бурыгин , и. На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси. Проповедь перед причастием произнес иерей Игорь Филоненко, клирик храма святителя Филиппа, митрополита Московского, в Мещанской Слободе г.

Участники тренинга получили знания как правильно накладывать жгут при кровотечениях, что должно содержаться в комплекте всего необходимого для оказания первой медицинской помощи, как проводить осмотр пострадавшего я и многое другое. Все остались очень довольны полученными знаниями, которые пригодятся. Сердечная признательность Петру Симоненко за полученные знания. Ермогена в Гольяново прошла встреча настоятеля храма, о. Алексея Довгополого с участниками СВО. На встрече присутствовали прихожане храма. Говорили о мужестве и героизме русских солдат. О особенностях ведения СВО. В теплой дружественной обстановке за чашкой чая прихожане, в особенности дети задавали многие вопросы. Воины сердечно поблагодарили прихожан за гуманитарную помощь фронту. Дорогие братья и сестры! В нашем храме проводится акция по сбору гуманитарной помощи нашим защитникам на фронт: Принимаются: Вязаные носки, теплые перчатки, новое нательное белье: футболки, трусы, носки Жестяные банки для изготовления окопных свечей чистые баночки любого размера , а также декоративные свечи на переплавку Письма солдатам, рисунки, карманные молитвословы, иконочки, нательные крестики, пояски «живый в помощи» Короба для сбора гуманитарной помощи установлены около свечного ящика в храме сщмч.

КАК СВЯТЫЕ СПАСАЛИ ОТЦА ЕРМОГЕНА, А ОН ИЗ ГРЕХОВНОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ ВЫТЯГИВАЛ

У гроба святителя Ермогена по его молитвенному предстательству совершились и совершаются обильные чудотворения. Святитель Ермоген 9 января 1592 года направил Патриарху Иову письмо, в котором сообщал, что в Казани не совершается особое поминовение православных воинов. В день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Божественную литургию в Успенском. 4 марта 2023 года, в день памяти святителя Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском.

Исторический подвиг священномученика Ермогена

23 декабря 2023 года Церковь вспоминает святителя Иоасафа, епископа Белгородского и мучеников Мину, Ермогена и Евграфа Александрийских. Первая достоверно известная дата в биографии святителя Ермогена — 1579 год, когда он стал свидетелем чудесного явления Казанской иконы Божией Матери. Смотрите видео онлайн «Слово Патриарха. О святителе Ермогене.

Новости патриархии

Первосвятительский подвиг всегда связан с огромными трудностями и духовными вызовами, но подвиг святителя Ермогена был еще особым образом осложнен тем историческим временем, в котором он совершал свое служение. Это время было одним из немногих в истории нашего Отечества, когда враги, казалось бы, победили Русь. В самом деле, они находились в самом центре Руси, в граде Москве, и можно себе представить, какая тяжесть была на сердце святителя Ермогена, сколько горячих молитв он возносил ко Господу об избавлении России, страны нашей, от нашествия иноплеменных, от предательства; как он молился о воссоздании духовной силы Руси — здесь, в подвале Чудова монастыря, к сожалению, разрушенного и до сих пор не восстановленного, когда его пытались принудить к измене и посулами, и голодом, и холодом. Но ведь святитель оказался выше всех, кто склонял его к измене! Он оказался духовно сильнее всей этой вражьей силы, которая вошла в самое сердце нашей страны, — один старец-Патриарх, от которого зависело, будет существовать независимая страна, сумеет она сбросить с себя оковы оккупантов или добровольно подчинится иной власти.

Святитель Ермоген проявлял ревность по вере и твердость в соблюдении церковных традиций, заботился о просвещении верой Христовой казанских татар. В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение и открытие мощей Казанских чудотворцев: святителей Гурия, первого архиепископа Казанского и Варсонофия, епископа Тверского. Царь Феодор Иоаннович приказал соорудить в Казанском Спасо-Преображенском монастыре новую каменную церковь на месте прежней, где были погребены святые. Когда были обретены гробы святых, святитель Ермоген пришел с собором духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей, сообщил Патриарху и царю. По благословению Святейшего Патриарха Иова и по повелению царя, мощи новоявленных чудотворцев были поставлены в новом храме.

Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия, епископов Казанских. За выдающиеся архипастырские труды митрополита Ермогена избрали на первосвятительскую кафедру, а 3 июля 1606 года он был возведен собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе. Митрополит Исидор вручил Святейшему Патриарху Ермогену посох святителя Петра, Московского чудотворца, a царь принес в дар новому Патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох. По древнему чину Святейший Патриарх Ермоген совершал шествие на осляти вокруг стен Кремля. Деятельность Патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом — нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. В этом подвиге Патриарх Ермоген не был одинок: ему подражали и помогали самоотверженные русские люди.

Святейшим Синодом Русской Церкви установлены дни празднования священномученику Ермогену, Патриарху Московскому и всея Руси: 17 февраля — преставление сведения о жизни и подвиге помещены в этот день и 12 мая — прославление в лике святителей. Велико общенациональное значение святителя Ермогена, неутомимого борца за чистоту Православия и единство Русской земли. Его церковная и государственно-патриотическая деятельность в течение нескольких столетий служит ярким образцом пламенной веры и любви для русского человека.

Церковная деятельность Первосвятителя характеризуется внимательным и строгим отношением к Богослужению. При нем были изданы: Евангелие, Минеи Месячные за сентябрь 1607 г. При этом святитель Ермоген не ограничивался благословением к изданию, но тщательно наблюдал за исправностью текстов. По благословению святителя Ермогена с греческого на русский язык была переведена служба святому апостолу Андрею Первозванному и восстановлено празднование его памяти в Успенском соборе. Под наблюдением Первосвятителя были сделаны новые станки для печатания Богослужебных книг и построено новое здание типографии, пострадавшее во время пожара 1611 года, когда Москва была подожжена поляками. Заботясь о соблюдении Богослужебного чина, святитель Ермоген составил «Послание наказательно ко всем людям, паче же священником и диаконом о исправлении церковнаго пения». Широко известна литературная деятельность Первосвятителя Русской Церкви. Его перу принадлежат: повесть о Казанской иконе Божией Матери и служба этой иконе 1594 г. Отзывы современников свидетельствуют о Патриархе Ермогене как человеке выдающегося ума и начитанности: «Государь велика разума и смысла и мудра ума», «чуден зело и многаго разсуждения», «зело премудростию украшен и в книжном учении изящен», «о Божественных словесех присно упражняется и вся книги Ветхаго закона и Новыя благодати, и уставы церковныя и правила законныя до конца извыче».

Святитель Ермоген много занимался в монастырских библиотеках, прежде всего, в богатейшей библиотеке Московского Чудова монастыря, где выписывал из древних рукописей ценнейшие исторические сведения, положенные в основу летописных записей. В сочинениях Предстоятеля Русской Церкви и его архипастырских грамотах постоянно встречаются ссылки на Священное Писание и примеры, взятые из истории, что свидетельствует о глубоком знании Слова Божия и начитанности в церковной письменности того времени. С этой начитанностью Патриарх Ермоген соединял и выдающиеся способности проповедника и учителя. Отзывы современников характеризуют нравственный облик Первосвятителя как «мужа благочестиваго», «известнаго чистаго жития», «истиннаго пастыря стада Христова», «неложнаго стоятеля по вере христианской». Эти качества святителя Ермогена с особенной силой проявились в Смутное время, когда Русскую землю постигло несчастие внутреннего нестроения, усугубленное польско-литовским нашествием. В этот мрачный период Первосвятитель Русской Церкви самоотверженно оберегал Русское государство, словом и делом защищая православную веру от латинства и единство нашего Отечества от врагов внутренних и внешних. Свой подвиг спасения Родины святитель Ермоген увенчал мученической кончиной, перешедшей в благодатное молитвенное Небесное заступничество за наше отечество у Престола Святой Троицы. Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, происходил из донских казаков. По свидетельству самого Патриарха, он был священником в городе Казани при казанской гостинодворской церкви во имя святителя Николая память 6 декабря и 9 мая.

Вскоре он принял монашество и с 1582 года был архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани. В служение Святейшего Патриарха в Казани совершилось явление и обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери в 1579 году. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконы и совершившихся от нее чудесах. В 1591 году святитель собирал в кафедральный собор новокрещенных татар и в течение нескольких дней наставлял их в вере. В 1592 году были перенесены мощи святителя Германа, второго Казанского архиепископа память 25 сентября, 6 ноября, 23 июня , скончавшегося в Москве 6 ноября 1567 года, во время моровой язвы, и погребенного у церкви во имя святителя Николая. По благословению Патриарха Иова 1589 — 1605 святитель Ермоген совершил их погребение в Свияжском Успенском монастыре. Одновременно он сообщал о трех мучениках, пострадавших в Казани за веру Христову, из которых один был русский, по имени Иоанн память 24 января , родом из Нижнего Новгорода, плененный татарами, а двое других, Стефан и Петр память 24 марта , новообращенные татары. Святитель выражал сожаление, что эти мученики не были вписаны в синодик, читавшийся в Неделю Православия, и что им не пелась вечная память.

Будучи еще священником, он, с благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии, переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконы и совершавшихся от нее чудесах. В сказании он со смирением пишет о себе: «Я же тогда… хотя и был каменносердечен, однако прослезился и припал к Богородичному образу, и к чудотворной иконе, и к Предвечному Младенцу, Спасу Христу… И по велению Архиепископа, с прочими святыми крестами пошел я с иконою в находящуюся вблизи церковь святого Николая, который зовется Тульским…» В 1591 году святитель собирал в кафедральный собор новокрещенных татар и в течение нескольких дней наставлял их в христианской вере. В ответ святителю Ермогену Патриарх прислал указ от 25 февраля, который предписывал «по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду и субботний день после Покрова Пресвятой богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия». Святитель Ермоген проявлял ревность по вере и твердость в соблюдении церковных традиций, заботился о просвещении верой Христовой казанских татар. В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение и открытие мощей Казанских чудотворцев: святителей Гурия, первого архиепископа Казанского и Варсонофия, епископа Тверского. Царь Феодор Иоаннович приказал соорудить в Казанском Спасо-Преображенском монастыре новую каменную церковь на месте прежней, где были погребены святые. Когда были обретены гробы святых, святитель Ермоген пришел с собором духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей, сообщил Патриарху и царю. Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия, епископов Казанских. За выдающиеся архипастырские труды митрополита Ермогена избрали на первосвятительскую кафедру, а 3 июля 1606 года он был возведен собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе. По древнему чину Святейший Патриарх Ермоген совершал шествие на осляти вокруг стен Кремля. Деятельность Патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом — нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. В этом подвиге Патриарх Ермоген не был одинок: ему подражали и помогали самоотверженные русские люди. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество, и искоренить Православие. Когда самозванец подошел к Москве и расположился в Тушине, Патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания. В одном из них он писал: «…Вы забыли обеты Православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за Дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику… Болит моя душа, болезнует сердце и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых… Посмотрите, как отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? Не свое ли Отечество разоряете? В другой грамоте Первосвятитель призывал: «…Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, жен и чад, и всех нас; и станем молить за вас Бога»… Вскоре праведный суд Божий свершился и над Тушинским вором: его постигла столь же печальная и бесславная участь, как и предшественника; он был убит собственными приближенными 11 декабря 1610 года. Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как в ней находились поляки и изменники-бояре, преданные Сигизмунду III. Грамоты, рассылавшиеся Патриархом Ермогеном по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Ермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру». Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий