Соборование — значение, правила, особенности. (соборование) в великий пост будет совершаться в нижнем храме в следующие дни: 14 марта, ЧЕТВЕРГ – в 09:00.
Что такое Соборование
Происходит это в силу нашей духовной расслабленности, забывчивости, а иногда и потому, что мы не считаем некоторые проступки грехами. Так или иначе, неосознанные грехи отягощают душу, и от них необходимо очиститься. Это можно сделать в Таинстве Елеосвящения. Тем не менее, нельзя воспринимать Таинство Елеосвящения как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней. Где-то после утреннего богослужения, где-то — после вечернего.
Происходит это в силу нашей духовной расслабленности, забывчивости, а иногда и потому, что мы не считаем некоторые проступки грехами. Так или иначе, неосознанные грехи отягощают душу, и от них необходимо очиститься. Это можно сделать в Таинстве Елеосвящения. Тем не менее, нельзя воспринимать Таинство Елеосвящения как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней. Где-то после утреннего богослужения, где-то — после вечернего.
Если что-то забыл — не переживай. Если Богу будет угодно, он напомнит об этом грехе». Что же такое «грехи, забвенные по немощи»? Человек, может быть, чего-то не понимал, даже не осознавал, что грешит. Но даже неосознанный грех вредит, прежде всего, самому человеку, связывает его. Но в последнем документе «О чинопоследовании Елеосвящения» , подготовленном комиссией по вопросам богослужения и церковного искусства Межсоборного присутствия РПЦ, который одобрил Священный Синод в декабре 2012 года, ничего не говорится про забытые грехи. Соборное мнение о соборовании В документе «О чинопоследовании Елеосвящения» рассматривается история этого таинства, которое в течение столетий претерпевало изменения, пока не приобрело нынешний вид. Синод одобрил предложение Межсоборного присутствия вернуться к дореволюционной практике однократного помазания при совершении общего соборования, как это происходит в нынешней греческой Церкви: «Допускается совершение общего Елеосвящения с прочтением всех положенных по чину Апостолов, Евангелий и молитв без сопровождения их помазаниями, но с совершением каждым из участвующих в чине иереев однократного помазания молящихся в конце последования». Предписывается использовать в таинстве оливковое масло, лишь в крайнем случае заменяя его другим. Процитируем выдержки из этого документа: … Болящего в таинстве исцеляет не елей как таковой, а молитва веры, и восставляет больного Сам Господь.
Помазание служит лишь внешним знаком, указывающим на внутренее содержание таинства — молитву веры и отпущение грехов... Более одного раза в одной и той же болезни Елеосвящение может быть преподано лишь в виде исключения — если та приняла особенно затяжной характер... В частности, таинство Елеосвящения не должно преподаваться детям младше семилетнего возраста без особой необходимости… … Принимать общее Елеосвящение можно не более одного раза в год. Пастырям следует разъяснять пасомым, желающим поучаствовать сразу в нескольких Елеосвящениях подряд, что такое желание свидетельствует о непонимании содержания таинства и неверном отношении к нему. Хочется добавить, что в чинопоследовании таинства ничего не говорится про использование того, что приносят верующие. В Требнике священникам предписывается сжигать после соборования все остатки масла и пшеницы как святыню в церковной печи. Поэтому нет необходимости приносить масло, крупы и, тем более, другие продукты — соль, мед, варенье. Это — народный обычай, а не обязательное требование… Да будет воля Твоя Допустим, человек в болезни прибег к таинству Елеосвящения. Но исцеления не произошло. Как к этому относиться?
Может быть, плохо помолился, больше глазел по сторонам. А, может, воля Божия об этом человеке такова, что ему нужно спасаться терпением болезни. Принять болезнь, а не бегать собороваться снова и снова. Протоиерей Александр Шмеман писал: «Подлинное исцеление человека состоит не в восстановлении — на время! Цель таинства в изменении самого понимания, самого приятия страданий и болезни, в приятии их как дара страданий Христовых, претворенных Им в победу» «За жизнь мира».
Почему-то это мнение сейчас очень распространено. Получается, если человек, на исповеди забудет назвать какой-нибудь грех, то он простится ему во время другого Таинства. Некоторые люди вообще начали думать, что на исповеди можно даже утаивать, то есть скрывать свои грехи: «Все равно потом пойду пособоруюсь, и все простится». Те, кто так думают, очень сильно заблуждаются. Разве на исповеди нам прощаются не только названные грехи? Подумайте сами, сможем ли мы перечислить все наши грехи обычно называются от последней исповеди? Иногда трудно удержать все в своей памяти. В таком случае можно всё записать на бумажку и на исповеди зачитать. Однако, составляя список своих прегрешений, мы все равно всё не вспомним. Даже если будем вести дневник и записывать всё в подробностях, в любом случае есть грехи, на которые мы можем не обратить внимания или не посчитать их за грех. Выходит, что как не старайся, а все грехи на исповеди не назовешь. Тогда что же происходит с неназванными грехами? Нынешний митрополит Иларион Алфеев рассказывал, что во время лекции в Московской Духовной Семинарии он выразил мысль, что на исповеди кающемуся прощаются все грехи. Один студент возразил и сказал, что поднимет творения святых отцов и докажет обратное. Через полгода работы в библиотеке этот студент подошел к владыке Илариону и сказал: «Вы были правы, прощаются все грехи». Если человек искренне кается, то прощение он получает во всех своих грехах. Если какой-то неназванный забытый грех сильно беспокоит, то люди обычно называют его на следующей исповеди. Для пущей уверенности приведем слова разрешительной молитвы, которую священник читает после исповедания. И аз [я] недостойный иерей властию Его мне данною прощаю и разрешаю тя [тебя] от всех твоих грехов». Что же бывает с грехами, которые мы скрываем по собственному стыду? Перед началом исповеди священник обычно читает специальные молитвы.
О Соборовании тяжко болящего человека
Когда причащаться после соборования? Строго правила о том, когда причащаться после Соборования, нет. Но лучше сделать это в ближайшее время, и верующие стараются причаститься на следующий день после Елеосвящения. Поэтому часто совершение этого Таинства в дни Великого поста назначают на вторник и четверг, то есть накануне Литургий, которые в дни Четыредесятницы в будние дни бывают только в среду и пятницу. Причаститься после Соборования можно и через несколько дней, тем более, если человек живет христианской жизнью и подходит к Таинству регулярно. Не стоит пренебрегать рекомендациями Церкви о причастии после Соборования тем, кто причащается нечасто. Нужно понимать, что в таинстве Соборования милостью Божьей человеку прощаются лишь те грехи, о которых он забыл или которые совершил по незнанию, но нераскаянные и не исповеданные, а тем более, осознанно скрытые грехи продолжают разъедать его изнутри. Соборование не может быть неким отдельным «очищающим» действием для человека, не стремящегося быть с Богом и менять себя на пути к Нему. Поэтому, прежде чем приступить к таинству Соборования, желательно исповедаться.
А после — приступить к таинству Причастия, через которое Бог даровал человеку возможность соединяться с Ним Самим. Как использовать рис и масло после соборования? Масло, освященное во время Соборования, и рис или другое зерно , в который ставили свечи во время совершения Елеосвящения, верующие часто по распространившейся традиции уносят домой.
Этим оно отличалось от таинства, совершаемого над больными на дому. В 1990-е годы в Русской Православной Церкви появилась традиция соборовать в храмах не с одним, а с семью помазаниями, так же, как больных, а ввиду большого числа желающих совершать таинство не один раз за весь Великий пост, а чаще. Ещё позднее в некоторых приходах возник обычай соборовать в храмах и в другие посты, и даже вне поста. Каждый христианин, не страдающий от тяжёлого телесного недуга, может приступить к Соборованию только один раз в год — ради исцеления своих духовных болезней. Соборование и Причастие Бывает так, что таинство Соборования совершается в храме после литургии, и люди сперва приступают к Причастию, а потом к этому таинству. Однако мы знаем, что Тело и Кровь Христовы смывают все прегрешения, человек становится безгрешен. Я не думаю, что стоит прибегать к таинству Соборования буквально через час после Причащения, хотя каких-то канонических запретов здесь нет.
Просто пропадает сам смысл этого. Ты только что принял высшее: Тело и Кровь Христа. Что может быть выше этого? Правда ли, что после Соборования обязательно причаститься? Нельзя взаимозаменять Причастие и Соборование. Христианин исповедуется и причащается регулярно. Если, пособоровавшись, человек больше не пришёл в храм, перестал причащаться, — какой смысл вообще ему было участвовать в этом таинстве? Ведь тогда он не христианин. Без Причастия нет христианской жизни, и вскоре после Соборования человек обязательно придёт на литургию и причастится. Однако связывать вместе Соборование и Причастие не нужно: это отдельные таинства.
Нужно ли перед Соборованием поститься так же, как перед Причастием? Это таинство совершается обычно в дни Великого поста. Держать какой-либо дополнительный пост перед ним, например, подобный евхаристическому не вкушать пищу с полуночи , не нужно. О святом елее Некоторые думают: совершилось ли таинство, если священники меня помазали меньше семи раз? Изначально в Древней Руси во время Соборования помазывали елеем всего один раз и далеко не все части тела. Как правило, в конце таинства ввиду большого количества людей Евангелие возлагается только на одного человека из всех стоящих в храме, а остальные просто преклоняют голову. Достаточно одного помазания благословлённым елеем, потому что на него снизошла благодать Духа Святого. Таинство при этом можно считать действительным. Традиция помазывать человека елеем семь раз пришла к нам из древней Церкви: тогда Соборование совершалось целую неделю. Каждый из семи дней в доме у больного человека служили литургию, после неё благословляли вино, елей и человека соборовали.
До нас дошла эта традиция помазывать елеем и читать молитву семь раз, хотя таинство сегодня совершается в течение одного дня. Поэтому если вас помазали святым елеем меньше семи раз или не все положенные части тела, либо вы не смогли преклонить главу непосредственно под Евангелие, а остались в стороне, таинство совершилось. Что делать с оставшимся после таинства елеем? В древности вино и елей масло считались универсальными лекарственными средствами: ими мазали ожоги, раны, использовали для косметических процедур, а вино считалось общеукрепляющим средством и хорошим антисептиком. Древний человек знал, что надо делать с елеем и вином: для него ввиду несовершенства медицины они были лекарствами. Помимо этого, без елея невозможно было зажечь светильник, невкусной и несытной была пища, а без вина не обходился ни один праздник, поэтому изобилие вина и елея считалось благословением Божиим. Вот почему именно эти вещества, а также пшеница как основа самой главной человеческой пищи — хлеба, — задействованы в таинстве Соборования. Благочестивая традиция — оставлять в храме неиспользованный елей и недогоревшие свечи. Вместе с салфетками, которыми отирали елей, клирики их сжигают. В некоторых храмах существует другая традиция — раздавать оставшийся елей тем, кто участвовал в таинстве.
Дома его хранят возле икон и помазывают больные места, даже добавляют в пищу. Каких-либо указаний по этому поводу нет: это совершается сугубо на усмотрение общины и священника. Соборование и запреты Можно ли умываться после таинства Соборования? Благодать Духа Святого уже снизошла. Таинство состоялось. Придя домой, вы можете умыться, принять душ.
Но согрешить можно и без злого умысла, однако от ответственности перед Господом это не избавляет.
Чтобы эти мелкие, совершенные по незнанию грехи не очерняли душу, проводится соборование. Что такое елей и почему «соборование»? Елеем в христианстве называют освященное оливковое масло. При совершении Таинств, например, Крещения или Евхаристии, служитель церкви освящает какой-либо физический объект, и таким образом он приобретает частичку Божественной Благодати: при крещении верующие должны погрузиться в святую воду, а во время причастия обычное вино становится Кровью Христовой. Соборование предполагает освящение масла, которое наносят на кожу человека. Но почему обряд так называется? Название происходит от слова «собор», то есть «общее собрание».
Дело в том, что раньше Таинство должны были совершать несколько священников, но сейчас это правило по многим причинам уже не соблюдается. Как проводится соборование? Соборование это не только помазание елеем, но и чтение молитв и других священных текстов. В начале священник благословляет умирающего.
После Таинства использованные салфетки заберут помощники священника. Подробности объяснит священник.
Если вы думаете, что главное здесь — «помазаться» маслом, вы ошибаетесь. Елей — это не магия и не лекарство. Если вы не имеете веры, если во время Таинства не молитесь и не внимаете тому, что происходит, то вы зря теряете время. К Елеосвящению следует приступать со страхом Божиим и верой — и только так, а не иначе. Соборование не заменяет и не отменяет назначения врача! Солдата Корзуна.
Таинство соборования: суть обряда, для кого предназначено, как подготовиться
О том, что такое соборование, когда нужно это делать и всем ли нужно, или собороваться надо только перед смертью?-на вопросы отвечает протоиерей Игорь Фомин. В России его принято именовать Соборованием – ведь издревле в нём принимал участие «собор» из нескольких священников (обычно семь), хотя в исключительных случаях, как и ныне, соборовать мог и один. Собороваться людям, не ведущим полноценной церковной жизни, можно, но это предполагает последующее изменение жизни и воцерковление человека. Обычно Соборование занимает от сорока минут, а краткий чин позволяет помолиться и тем людям, которые по объективным причинам не смогут выдержать это время. Попробуем разобраться, что такое Соборование в церкви на основании высказывании священнослужителей. Соборование (или Елеосвящение) — это одно из церковных таинств, особый чин, при котором совершается помазание тела елеем (маслом).
Таинство соборования (Елеопомазание)
Священник Александр Брюховец: «Смысл Таинства Соборования в том, чтобы поднять болящего от одра болезни, а вовсе не в том, чтобы подготовить его к смерти». О забытых грехах Как быть с мнением о том, что во время соборования прощаются забытые грехи, которые, накапливаясь неприметным образом, приводят к болезни человека? Среди поучений прп. Амвросия Оптинского читаем слова о Таинстве Елеосвящения: — Неизвестно почему в России вкоренилось такое мнение, будто бы к таинству Елеосвящения тогда только нужно прибегать, когда в человеке не остается надежды к продолжению жизни. Напротив, в Греции и здоровые люди принимают таинство Елеосвящения в Великий четверток, по тамошнему обычаю, и делают это ради неизвестности смерти. Да и выше сказанные слова апостола показывают совсем противное вкоренившемуся неправильному мнению в России, так как ясно в них говорится: «и молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь, и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему». Сила таинства Елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божия будет на сие.
В труде митрополита Илариона Алфеева «Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие» мы читаем: «Безосновательно также мнение, будто при совершении Елеосвящения прощаются забытые грехи, то есть не названные на исповеди. Исповедь, как мы говорили выше, означает всецелое и полное прощение и оправдание человека, если она принесена искренне, с сокрушением и желанием исправиться. Взгляд на Елеосвящение как на своего рода восполнение исповеди противоречит смыслу и идее обоих таинств. В результате такого искаженного понимания к Елеосвящению иногда прибегают совершенно здоровые люди, надеясь получить прощение забытых а то и утаенных на исповеди грехов. Молитвы о лежащем «на одре болезни» в этом случае теряют всякий смысл».
Мнение владыки Илариона разделяют многие современные священники. Если что-то забыл — не переживай. Если Богу будет угодно, он напомнит об этом грехе». Что же такое «грехи, забвенные по немощи»? Человек, может быть, чего-то не понимал, даже не осознавал, что грешит. Но даже неосознанный грех вредит, прежде всего, самому человеку, связывает его.
Но в последнем документе «О чинопоследовании Елеосвящения» , подготовленном комиссией по вопросам богослужения и церковного искусства Межсоборного присутствия РПЦ, который одобрил Священный Синод в декабре 2012 года, ничего не говорится про забытые грехи. Соборное мнение о соборовании В документе «О чинопоследовании Елеосвящения» рассматривается история этого таинства, которое в течение столетий претерпевало изменения, пока не приобрело нынешний вид. Синод одобрил предложение Межсоборного присутствия вернуться к дореволюционной практике однократного помазания при совершении общего соборования, как это происходит в нынешней греческой Церкви: «Допускается совершение общего Елеосвящения с прочтением всех положенных по чину Апостолов, Евангелий и молитв без сопровождения их помазаниями, но с совершением каждым из участвующих в чине иереев однократного помазания молящихся в конце последования». Предписывается использовать в таинстве оливковое масло, лишь в крайнем случае заменяя его другим. Процитируем выдержки из этого документа: … Болящего в таинстве исцеляет не елей как таковой, а молитва веры, и восставляет больного Сам Господь. Помазание служит лишь внешним знаком, указывающим на внутренее содержание таинства — молитву веры и отпущение грехов...
Прежде всего таинство необходимо больным людям, но если обряд проводится на дому, то помазывают елеем всех членов семьи с целью благословить их. Елеосвящение доступно любому христианину начиная с 7-летнего возраста. Осуществить таинство может каждый человек, но не чаще 1 раза в год в Великий или Рождественский пост. Кто не допускается к елеосвящению? Нельзя соборовать уже умерших людей и тех, кто находится в бессознательном состоянии, поскольку обряд совершается только с добровольного осознанного согласия человека. Не разрешается проводить обряд буйным психическим больным, женщинам в период менструации, а также детям до 7 лет, в отличие от таинства крещения, которое может совершаться в любом возрасте. Более младших соборуют, но в редких случаях, если ребенок тяжело болен.
Как подготовиться к соборованию? Особых приготовлений не нужно, желательно только, чтобы человек исповедовался и причастился, признавшись в тех проступках, которые он помнит. Важно наличие веры и искреннее раскаяние в совершенном грехе, обряд в этом случае окажет должное воздействие. Поэтому прежде всего необходимо морально подготовиться к таинству и уже затем заручиться благословением батюшки.
Им мажут лоб, ноздри, уши щёки , уста под губами , грудь под шеей или грудную клетку и руки с обеих сторон. В знак исцеления наших 5 телесных чувств, в знак прощения злых дел рук. Как соборуют тяжелобольных, умирающих Батюшку зовут в дом или больницу, и он соборует, проводит таинство над одним человеком.
На протяжении одной болезни собороваться можно только один раз. Обычно общие соборования проходят в храмах во время Великого поста. О времени проведения можно узнать на сайте церкви или в церковной лавке.
Пшеница служит утешением для больного. Выставляя ее на вид больному, св.
Церковь в утешение его как бы так говорит: «как в этой иссохшей по виду пшенице есть начало жизни, и оно может в свое время дать от себя росток, так и в иссохшем от болезни теле твоем есть начало жизни, которая, по воле Божией, может расцвести теперь же на земле или после всеобщего суда и воскресения». Больной помазуется не только маслом, но и вином, по примеру милосердного самарянина, который врачевал раны избитого разбойниками иудея маслом и вином Лк. Важное значение в этом таинстве имеет седмеричное число: его совершают 7 священников однако в реальной жизни такое число клириков удается собрать крайне редко, поэтому, как правило, таинство совершается одним или двумя священниками , читается 7 евангелий, 7 посланий апостольских и 7 молитв, в которых испрашивается больному разрешение от грехов и исцеление от болезней; больной 7 раз помазуется. Все это имеет отношение к ветхозаветному событию с Иерихоном. Как крепкие стены Иерихона пали от семикратного обхода вокруг их с Кивотом завета, так, по желанию св.
Церкви, и над крепкой болезнью тела должен совершиться перелом после духовного, так сказать, обхода вокруг одра болезни, состоящего в семикратном чтении Евангелия, посланий апостольских и молитв и в семикратном помазании больного. В состав Таинства Елеосвящения входят: молебное пение, освящение елея и помазание елеем. Молебное пение состоит из канона о здравии и прощении грехов больного.
Что такое Соборование?
Соборование перед смертью: В христианских учениях существует понятие таинства — получения Божеской благодати при определённых священнодействиях (таинствах). Не понимая значения общего Соборования как таинства, завершающего обязательное покаяние (которое могло у них еще даже не начаться), они соборуются, имея в виду по преимуществу его первое, основное значение как таинства для больных. что это, смысл этого церковного Таинства, в каких случаях совершается, значение и правила подготовки, связанные с соборованием заблуждения.
Кто может собороваться
Собороваться означает принять участие в таинстве соборования. Что оно означает? В каких случаях необходимо собороваться и как часто? Можно ли, пособоровавшись, забыть обо всех болезнях? священник Александр Богдан Соборуемся по правилам Во время Великого поста почти во всех храмах по традиции совершается соборование или по-другому оно еще называется Таинством Елеосвящения. О самом Таинстве, о его смысле и значении написано уже немало б.