Искусствовед Нина Молева ранее передала 153 картины своего мужа Элия Белютина Самарскому областному художественному музею, сообщила РИА Новости заместитель. Известно, что Молева вместе с мужем, художником Элием Белютиным, собрали значительную коллекцию картин и предметов искусства. В Москве в понедельник, 27 февраля, на 86-м году жизни умер художник и теоретик искусства Элий Белютин. В Новосибирском государственном краеведческом музее открывается выставка работ выдающегося советского художника Элия Белютина. Выставка посвящена творчеству советского неофициального художника Элия Белютина. Он работал в стиле абстрактного экспрессионизма и постепенно пришел к созданию своего художественного языка – «модульной живописи».
День памяти и скорби: Графика Элия Белютина, 1941 г.
Белютин Элий Михайлович (1925–2012) — российский художник, педагог, теоретик искусства. Произведения Белютина Элия можно посмотреть вживую в музее АРТ4 в Москве, где постоянно работает выставка лотов, находящихся на торгах. В картинах художников студии Элия Белютина нет традиционной картинной композиции фигуры удерживаются на плоскости только благодаря равновесию их эмоционального наполнения. Искусствовед Нина Молева ранее передала 153 картины своего мужа Элия Белютина Самарскому областному художественному музею, сообщила РИА Новости заместитель.
Ольга Ускова: В поисках новой реальности. Школа художника Белютина. Часть вторая
В течение 150 лет несколько поколений семьи известного художника Элия Белютина собирали и хранили ценнейшие артефакты в Москве. Коллекция мировых шедевров художника Элия Белютина и его вдовы Нины Молевой вызывает немало пересудов. «Элий Белютин был художником своего времени, и его работы актуальны по сей день. Советский художник-нонконформист Элий Михайлович Белютин (1925-2012), часть I. Выставка произведений Элия Белютина – дань огромного уважения и почтения к художнику и его вдове, которая на протяжении многих лет является покровителем и добрым другом Музея.
Новости и события
- Содержание
- МАНГА-МАНГА
- Ушел из жизни Элий Михайлович Белютин
- Ушел из жизни Элий Михайлович Белютин
- Выставка художника-абстракциониста Элия Белютина открылась в Якутске
- Элий Белютин. Формула Времени
Заказ билетов на сайте ГБУК ТОКГ
- Сообщить об ошибке
- Ушел из жизни Элий Михайлович Белютин
- От Белютина с любовью
- России и Владимиру Путину завещаны шедевры на $2 млрд
- Элий Белютин
- Новости и события
Выставка Элия Белютина в Артефакте
Учебные занятия института, куда попал молодой фронтовик Элий Белютин, продолжались с грехом пополам в окруженной немцами Москве. Рисунку учил некто Почиталов, живописец Горощенко в открытую писал портрет Гитлера, бывший царский офицер Глеб Смирнов и столп академизма Николай Машковцев готовили докдады на немецком языке. В Самарканде же, куда эвакуировался институт во главе с Аристархом Лентуловым, умершим в 1943 году от голода, он учиться никак не мог. А впервые я увидел его в пору расцвета и славы на гранитных ступенях Дома моделей весной 1962 года. Московским стилистам и модисткам раз в неделю он преподавал рисунок, а поскольку все они были красотки, то отбою от поклонников не было. Ухажеры встречали их у выхода, чтоб увлечь в кафе, в кино, домой. Это был тщательно и со вкусом одетый мужчина, бежевый костюм и пестрая бабочка, плащ через плечо, суровый взгляд , пышные бакенбарды. Мне он показался человеком другой, не богемной породы; но и не директор кремлевского цирка.
Чужой, неприступный гуру! Эта чуждость не улетучилась и летом, в порту Химки, когда художники арендовали пароход для артистического путешествия по Волге. Одет был он иначе — голубые джинсы, клубный пиджак, пестрый шейный платок, а его собеседник, знаменитый рисовальщик Валерьян Богаткин в потрепанной соломенной шляпе и босоножках казался лишним мусором в изысканной композиции. Потом был Белютин похорон рисовальщика Лени Мечникова, бывшего морского офицера, одного из героев Манежа. Стоял он отдельно от толпы, как монумент в черном пальто. И позднее — Белютин дает интервью польскому телевидению. Повелительные жесты, культурная речь.
Откуда явился этот возмутитель спокойствия, кто его породил и где он обкатал свой властный характер наставника и провокатора? Родился он в 1925 году, в советской Москве, в коммуналке Большой Садовой улицы, в семье совслужащего с польским прошлым Михаила Павловича Белютина. Мать Лидия Ивановна, аристократка двух известных родов Гриневых и Курбатовых. На итальянский манер сына назвали Элигий или упрощенно Элий. Семья благородной русской интеллигенции с международными корнями. Много лет спустя, в эпоху перестройки, Э. Моя экскурсия в литературный мир советской Москвы увенчалась неожиданным открытием.
Литератор с фамилией М. Молевой — дело темное. Везде силы зла и мрака!.. Счетовод — активный участник троцкистской оппозиции? Служебная халатность? Расчетливое вредительство против генеральной линии коммунизма? Туманная субстанция!..
На вопрос Н. Наверное, врать вождю не решился. Папа — не писатель, а партийная шишка, троцкист и враг народа. Два года потрясенная Лидия Ивановна Гринева-Белютина провалялась в психушке. Ребенок рос на руках у бабушки Марии Никитичны, хорошо учился и усидчиво рисовал без уклонов и загибов. Прямая линия реализма соблюдалась безукоризненно. Когда грянула война, Элик одним из первых добровольно побежал воевать с фашистами.
Там парня подстрелили и контузили. Прострел левой руки и орден Красной Звезды за храбрость. С 42-го по 47-й старательно рисовал гипсовые слепки под руководством Глеба Алексеевича Смирнова, отпрыска известной артистической фамилии. Метод советской академии — ближе к натуре! Работа получила высший балл, а автор — назначение на кафедру искусствоведения в Городской пединститут им. Там заправляла очень видная личность сталинской эры — Николай Григорьевич Машковцев, презиравший декадентов и французскую мазню в искусстве. Работа под руководством колоритного шефа — парная баня в Сандунах, огуречный рассол вместо пива и брюнетка на закуску.
В 1948 году Белютин подрядился на грязную, но денежную работу в бригаду монументалистов. Страну охватила лихорадка монументальных украшений. Заводы, каналы, театры, клубы зазывали умелых альфрейщиков большими заработками. А куда смотрел политрук? Товарищи, да это же не бригада советских живописцев, а кагал сионистов! Почему Сталин окрысился на евреев? Там было почти тихо, если не считать наступавшего на пятки доносчика Борьки Неменского, наглого типа со связями в Кремле.
Сорок лет спустя, в Париже, я встретился с дочкой Эльконина, художницей Марией Викторовной. Был и вернисаж, и разговор в кафе. Решительное заявление о всемирно известном деятеле искусства мне показалось грубым и прямым. Повсюду, как колорадские жуки, кишели немецкие, британские и югославские шпионы под видом смирных советских граждан. Их выводили на чистую воду. Сидеть в общественной сральне стало небезопасно. Бдительный сосед доносил о составе подозрительного говна.
Людей с запорами отправляли на излечение в морозные сибирские лагеря, где все единодушно срали кровавым поносом. Русская самобытность под советским соусом!.. От престарелого В. Здесь же говорила дочка пострадавшего, что придавало особый вес и основательность версии. Знаменитая пара — Белютин и Молева! В 1953 году Элий женился на красавице дворянских кровей Нине Михайловне Молевой. Внучка боевого генерала, лектор литинститута, активистка комсомола, комиссар агитбригады.
Это полотна разных периодов работы художника - его поиск во временном срезе: от абстрактного экспрессионизма ранних лет до схематичного письма позднего периода. Также студенты познакомились с личными вещами, которыми пользовался сам Элий Михайлович, со сборниками его стихов, а также с фотоархивом в необычном формате. Элий Белютин — один из самых известных художников-новаторов со времен еще Советского Союза. После распада СССР автор не изменил себе, продолжая работать в том же жанре.
В конце 1950-х появилась серия «Война это... Часть человека превращается в машину, железо входит в плоть и превращается в боль. В следующей работе Неизвестного «Роботы и полуроботы» человек уже осознанно борется с мертвым телом. Это лента Мебиуса, сконструированная в форме сердца. В Библии древо — синоним сердца, а сердце — синоним креста.
С утра телефон был постоянно занят... Галиная Заболотская поддерживала теплые дружеские отношения с Ниной Михайловной. Есть шансы, что что-то получит и Калининградский музей изобразительных искусств?
Как она сама говорила в СМИ, по этому завещанию все переходит государству в лице президента. Было оговорено, что президент будет вправе распорядиться этим наследием после ее ухода из жизни. Конечно, мы будем ходатайствовать о том, чтобы наш музей изобразительных искусств рассматривался как место хранения и экспонирования коллекции. Но сначала надо почитать, что значится в завещании. Она не раз говорила, что в завещании наш музей упомянут. А дальше… Может быть, там есть желание неделимости коллекции. Словом, не будем опережать события. Завещания на сегодняшний день никто не видел, и обстоятельств не знаем.
Мы руководствуемся тем, что были близки с Ниной Михайловной, она передала нам самую большую часть коллекции работ Элия Белютина. Нам было передано все из его мастерской: от работ и кистей до мебели и личных вещей. Сегодня в нашем музее более 1,5 тысячи единиц хранения белютинского фонда. Мы — единственный музей в России, который представляет творчество Белютина и группы «Новая реальность» в рамках постоянной экспозиции. Если в завещании не оговорено каких-то особенных условий, наш музей сможет иметь право претендовать на семейную коллекцию. И ее разделяла Нина Михайловна.
Белютин Элий
Арт-галерея Путину: подарок на миллиард от старушки – Telegraph | Как сообщает издание, коллекция принадлежала художнику Элию Белютину, который вместе с женой нашел уникальные картины в тайнике дома на Никитском бульваре в Москве. |
Белютин Элий | 11 февраля на 99-м году жизни скончалась вдова художника Элия Белютина Нина Молева. |
Эксперт Перченко сомневается в подлинности завещанной РФ коллекции Молевой | «Элий Белютин был художником своего времени, и его работы актуальны по сей день. |
Путину завещали работы художника, на которого Хрущев орал в Манеже
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении | Вдова художника Элия Белютина, хранительница крупнейшей в Европе частной коллекции живописи, в которой Рубенс, Эль Греко, Микеланджело, разматывает ниточку их удивительной истории. |
Выставка Элий Белютин. Новый взгляд на реальность, Калининград – Афиша-Музеи | Известно, что Молева вместе с мужем, художником Элием Белютиным, собрали значительную коллекцию картин и предметов искусства. |
Арт-галерея Путину: подарок на миллиард от старушки – Telegraph | Самого Белютина Ольга Ускова, инициатор выставки, коллекционер, бизневумен (она президент Cognitive Technologies) и учредитель Фонда русского абстрактного искусства называет гениальным методистом, но не гениальным художником. |
От Белютина с любовью
Элий Белютин 1 Элий Михайлович Белютин 1925—2012 — российский художник, педагог, теоретик искусства. Основатель и руководитель творческой студии «Новая реальность». В соавторстве со своей женой, Ниной Молевой, выступал в качестве автора трудов по истории художественной педагогической системы ХVIII-ХХ веков, а также является основоположником теории «всеобщей контактности». Его теория исходила из того, что искусство является самой яркой формой проявления творческой потенции человека; этот же посыл Белютин перенёс в общечеловеческий масштаб, утверждая, вслед за теоретиками русского авангарда, что искусство может стать истинным стимулом развития общества 2 Элий Белютин окончил художественный факультет Педагогического института. Именно им принадлежит термин «Новая реальность», давший название собственной художественной студии Белютина.
Но в результате все обсуждения собрания сводятся к рассказам "очевидцев". Элий Белютин дает автографы посетителям выставки в Манеже, 1990 год.
Например, художник Владимир Янкилевский, поэт Генрих Сапгир. Жена Генриха Сапгира Кира вспоминала: "Для Москвы того времени было несколько странно слышать открытое хвастовство коллекцией: вот Тинторетто, а вот Тициан, тут у нас Рубенс и так далее. Картины у них висели везде, даже на потолке. Они жили тогда где-то недалеко от Маяковки в странном большом сером доходном доме в полуподвальной квартире. Все задавали себе вопрос о происхождении коллекции, но никто не осмеливался произнести его вслух. Все заведомо знали, что любой ответ будет враньем.
Как только кто-то заводил разговоры о политике, хозяева их тут же пресекали. Супруги Белютин и Молева производили впечатление профессионалов, которые хотят выглядеть любителями". Среди посетителей были зарубежные независимые эксперты, в частности, известный знаток старой живописи Эрик Тюркен посещал Москву в начале 1990-х. По просьбе одного аукциониста он посмотрел коллекцию. Как пишет TANR, "по его мнению, в ней есть десяток более или менее интересных картин". В 2011 году, незадолго до смерти Элия Белютина, фильм о нем и его собрании снял известный французский художник и режиссер Клеман Кожитор.
Правда, им повезло куда больше, чем немецким коллегам 1930-х: никто не был посажен в тюрьму или брошен в психиатрическую лечебницу. Они продолжали работать, но уже неофициально. Впрочем, в Европе про Белютина и его студию хорошо знали, некоторые работы даже удавалось продавать. Так, до сих пор крупнейшая коллекция их картин находится в Италии, в частном собрании. Мне трудно понять людей, которые, покупая, скажем, старинные рукописи, кладут их в специальное хранилище и достают оттуда, только чтобы выставить на аукцион. Мне кажется, вещь, которую ты сознательно покупаешь, должна становиться частью твоей жизни. Первые картины Белютина, появившиеся у меня, были просто источником вдохновения и удовольствия. Затем, когда Самвел уже узнал, что неизлечимо болен, он предложил мне купить всю коллекцию, но на условии, что она будет продолжена.
Я согласилась, потому что мне виделось несправедливым, исторически несправедливым, если бы все эти художники снова оказались закрытыми для мира. К сожалению, большую часть нам не удастся показать. Так, самые сильные работы собрания — те, что создавались коллективно. Но из-за огромных размеров привезти их на выставку оказалось невозможным. Как художники мне больше нравятся Грибков и Зубарев. Белютин — гениальный методолог. Он разработал теорию всеобщей контактности, которая преподносит систему обучения рисованию через открытие мышления. Этот метод содержит некоторые основы нейролингвистического программирования.
За 30 лет через школу Белютина прошло не менее двухсот человек. В основном это не были профессиональные художники. Кое-кто до сих пор жив, с кем-то мне довелось встречаться. И вот что меня поразило. Они все уже далеко не молоды и не богаты. У каждого — какие-то жизненные проблемы.
По его сведениям, "никто по-настоящему коллекцию не изучал, и она не проходила исследования в инфракрасных лучах, а без этого не может быть и речи о подтверждении подлинности работ". Неудивительно, что в этой ситуации ГМИИ им. Пушкина, которому Белютин и Молева предлагали передать коллекцию, проявил осторожность. Инна Пуликова ссылалась, в частности, на слова хранителя коллекции итальянской живописи, ведущего сотрудника отдела старых мастеров музея, доктора искусствоведения Виктории Марковой впервые увидевшей каталог коллекции Белютина еще в 1974 году в Италии, где он был опубликован : "В коллекции не оказалось практически ни одного из заявленных владельцами коллекции громких имен, а многие произведения вообще не соответствуют музейному уровню и не представляют никакой исторической и музейной ценности".
Как ни странно, экспонаты из этой частной коллекции не участвовали в больших музейных выставках. Это не значит, что эти работы никто не видел. Но в результате все обсуждения собрания сводятся к рассказам "очевидцев". Элий Белютин дает автографы посетителям выставки в Манеже, 1990 год. Например, художник Владимир Янкилевский, поэт Генрих Сапгир. Жена Генриха Сапгира Кира вспоминала: "Для Москвы того времени было несколько странно слышать открытое хвастовство коллекцией: вот Тинторетто, а вот Тициан, тут у нас Рубенс и так далее. Картины у них висели везде, даже на потолке. Они жили тогда где-то недалеко от Маяковки в странном большом сером доходном доме в полуподвальной квартире. Все задавали себе вопрос о происхождении коллекции, но никто не осмеливался произнести его вслух. Все заведомо знали, что любой ответ будет враньем.
День памяти и скорби: Графика Элия Белютина, 1941 г.
В Калининграде открывается выставка выдающегося советского художника Элия Белютина (1925-2012). Об этом в четверг, 26 ноября 2020 года, сообщили в Музее изобразительных искусств*. Нина Михайловна живет в Москве и является хранительницей наследия художника Элия Белютина. Элий Белютин в своём творчестве проделал путь от абстрактного экспрессионизма ранних лет до сугубо схематичного письма позднего периода. Выставка произведений Элия Белютина – дань огромного уважения и почтения к художнику и его вдове, которая на протяжении многих лет является покровителем и добрым другом Музея. Элий Белютин и его Студия известны не столько скандалом на выставке в Манеже 1962 года, но особым подходом к художникам. Основателем коллекции является дед Элия Белютина, Иван Гринев.
Ольга Ускова: В поисках новой реальности. Школа художника Белютина. Часть вторая
Элий Белютин | Белютин Элий Михайлович (1925–2012) — российский художник, педагог, теоретик искусства. |
Элий. Искусство. Любовь - Фото: Новосибирский государственный краеведческий музей. | Она была писательницей, искусствоведом, женой художника Элия Белютина и наследницей его коллекции картин, скульптур и антиквариата. |
Белютин Элий
Она же знала все о наших проблемах и планах. Разговоры были основательные, по часу и больше. Мы были по-прежнему близки. Она же никого к себе домой последние годы не пускала, контактировала только с сиделкой. Но она не была одинока, много общалась. В ее день рождения я смогла дозвониться до нее только после обеда.
С утра телефон был постоянно занят... Галиная Заболотская поддерживала теплые дружеские отношения с Ниной Михайловной. Есть шансы, что что-то получит и Калининградский музей изобразительных искусств? Как она сама говорила в СМИ, по этому завещанию все переходит государству в лице президента. Было оговорено, что президент будет вправе распорядиться этим наследием после ее ухода из жизни.
Конечно, мы будем ходатайствовать о том, чтобы наш музей изобразительных искусств рассматривался как место хранения и экспонирования коллекции. Но сначала надо почитать, что значится в завещании. Она не раз говорила, что в завещании наш музей упомянут. А дальше… Может быть, там есть желание неделимости коллекции. Словом, не будем опережать события.
Завещания на сегодняшний день никто не видел, и обстоятельств не знаем.
С той поры художники стали именовать себя «Абрамцевским братством». В 1997 году здесь был открыт Абрамцевский музей современного авангардного искусства. Элий Белютин стал выставлять свои картины за рубежом с начала 1960-х годов. В 1961 году он с большим успехом участвовал в выставке «Художественные галереи» в Париже галерея Ламбер. С этого времени картины Белютина постоянно представлены в этой галерее. Деньги от продаж произведений художника перечислялись приюту для престарелых художников в Париже.
В 1965 году работы художника были включены в состав Национального музея современного искусства Франции позднее — центр Помпиду. Белютин принимал участие в выставке «Пять молодых живописцев Восточной Европы» в рамках парижского Биеннале. На родине работы мастера и художников его Студии получили всеобщее признание в начале 90-х годов XX века. Творческий коллектив продолжает работу. В 2003 году прошла выставка «На переломе тысячелетий». В фонд Главархива Москвы вошли рукописи Элия Белютина, в том числе монографии «Основы изобразительной грамоты» и «Всеобщая теория контактности». В написании трудов художнику помогала супруга Нина Молева, в большинстве случаев выступая в качестве соавтора.
Талантливый педагог, он писал книги по истории искусства: «Петр Петрович Чистяков. Значительный интерес в коллекции Главархива представляют задания и упражнения, разработанные Белютиным для студентов и художников студии «Новая реальность». Кроме того, Элий писал стихи, был членом международной ассоциации творческой интеллигенции «Мир культуры».
Художник-легенда создал школу, существующую полвека, и вошел в историю как замечательный педагог и ниспровергатель канонов. Работы мастера отмечены множеством наград, в том числе Золотой медалью Римского фестиваля "Сетторе интернационале" 1970 , Большой Золотой медалью Итальянской академии современного искусства "За выдающиеся достижения и деятельность" 1971 , а также премией Дженаццано, Монтекаттини, Ассоциации американских художников «Вудсток», Коммуны Венеция, Ассоциации культуры Кастель Маджоре. Элий Белютин известен как создатель уникальной системы воспитания творческих начал в художнике, единственной в практике мирового искусства школы формирования творческой индивидуальности. Ознакомиться с данной картиной ранее посетители Ленинского мемориала могли на выставке «Гражданская война: между белыми и красными», где работа студии «Новая реальность» стала центральным экспонатом.
Вы что — мужики или педерасты проклятые, как вы можете так писать?
Есть у вас совесть? Сама коллекция опять нырнула в небытие: увидеть её могли лишь избранные. Сейчас коллекция насчитывает около тысячи экспонатов; примерно одна пятая из них — картины. Нина Молева каждый день проводит в компании предполагаемых "Кающейся грешницы" Тициана и "Мадонны с книгой" Леонардо да Винчи. Они заявили стартовую аукционную цену — 400 миллионов долларов. В то же время коллекцию смотрел и известнейший независимый эксперт по старой живописи Юрик Тюркен, который сказал, что в собрании есть "несколько десятков интересных работ". Нехороший интерес к коллекции выказывали и нувориши, и бандиты.
«Гений – способность выстраивать прочные связи между оперативной памятью и глубоким подсознанием»
говорил Элий Белютин (1925-2012), живописец, педагог и теоретик искусства, один из самых ярких мастеров Оттепели. Коллекция мировых шедевров художника Элия Белютина и скончавшейся в феврале его вдовы Нины Молевой вызывает немало вопросов. Свою педагогическую методику Элий Белютин оформил в «Теории всеобщей контактности». Прекрасные художники Серов и Айвазовский всем близки по радостным воспоминаниям из детства, поход на их выставку не требует разбора политического контекста и экономического кризиса. В Новосибирском государственном краеведческом музее открывается выставка работ выдающегося советского художника Элия Белютина. Элий Белютин – самобытный русский художник и теоретик искусства XX века, основатель школы "Новая реальность", автор «теории всеобщей контактности».
А был ли Тициан? Что за коллекцию завещали России Нина Молева и ее супруг
Они объединены темой семьи и образом женщины в искусстве. Картины выставляются впервые, поэтому нам только предстоит узнать мнение якутян о них», — сказала она. В свое время Элий Белютин считался мастером, отличавшимся от всех остальных. Именно он создал уникальную в истории искусства систему формирования художника: Белютин считал, что в каждом человеке есть творец.
В экспозицию вошло около 20 живописных работ 60-80-Хх годов.
Небольшой стенд на выставке представлен ранними произведениями художника 1940-1950-х годов. По этим работам интересно проследить зарождение почерка мастера, поиски выразительности и пластичности художественного языка. Организатор выставки "АртПанорама". Консультацию можно получить по тел.
Выставка будет работать с 12 июля по 27 августа 2023 г.
Поговорим о творчестве художника, который создал статуэтку Тэффи, надгробие Хрущева и Цветок лотоса в Египте. Хрущев не знал, что Неизвестный уже получал награды за свои работы и резко раскритиковал произведения. Неизвестный сделал памятник в двух цветах — черном и белом, как символ противоречивой натуры Хрущева. Он создал 150-метровый рельеф «Монумент Дружбы детей мира» в лагере Артек в Крыму, барельеф на 970 квадратных метров «Становление человека разумного» для Московского института электронной техники, и 87-метровый монумент «Цветок лотоса» на Асуанской плотине в Египте, за который получил первую международную награду в 1971 году. В конце 1950-х появилась серия «Война это...
У подъезда дома, где я нахожусь, застыла патрульная полицейская машина. По приказу высшего начальства она охраняет покой бесценных полотен и их хозяйки. Полицейские — единственная нормальность, возвращающая меня в реальный мир. Первое завещание составили еще в 91-м году, и оно хранилось в нотариальной конторе. Там так и было написано, что всё — России. Когда муж умер, выяснилось, что в нашей стране, оказывается, по закону завещать что-то можно только физическому лицу или учреждению. Не государству. В других странах так можно, а у нас — нет. В Германии, Франции, Штатах… Почему так? Но я все-таки убедила юристов, что, как хозяйка коллекции, имею право подарить ее кому хочу — «жалаю», как писал Островский; но пришлось сделать оговорку, что президент в данном случае будет являться юридическим представителем государства — впрочем, не все ли равно: были же Рюриковичи и Романовы, их уже нет, а Россия осталась», — говорит Нина Молева, вдова художника. А я им отвечала: «Дорогие мои, а ну как я сто с лишним лет проживу? И что тогда? Президентов на моем веку может быть еще много…» — в декабре 2014-го Нине Михайловне исполнилось 88. Она объясняет, что бояться полицейских, что дежурят внизу, не надо — свои люди, после интервью она выйдет за мной на лестничную клетку, так заранее договорено, чтобы они поняли, что все в порядке. Когда я прощаюсь, то, уходя, машу рукой стражам порядка — уже как старым знакомым. Я боюсь спрашивать о цене этих картин. Потому что понимаю: есть вещи бесценные. Сколько стоят утраты и обретения? Жизни и смерти? Войны, революции, любовь, расставания владельцев этой коллекции, их встречи — все здесь переплетено в одно, в историю России ХХ века, сложным, запутанным, но, всматриваясь издалека, невероятно прекрасным рисунком. Нина Молева и «Кающаяся Магдалина» Тициана. Фотография из личного архива «Баланс столетия» — так называется и книга мемуаров Нины Молевой. Как в калейдоскопе: тряхнешь трубку — и картинка меняется… И ни одна — как ноты в гамме — не повторяет другую. До-ре-ми-фа… «Нет разницы между веками — Они даже после землетрясения остаются горами. А человек? С какой бы вы хотели услышать нашу историю? Я пожимаю плечами, мысленно перетряхивая калейдоскоп. Имена, рождения, судьбы… Их слишком много. Главное, не запутаться… …Сын оперного итальянского дирижера литератор Микеле Белуччи приехал в заснеженную Россию после революции. Он женился здесь на дочери художника императорского театра Ивана Гринева и урожденной княжны Курбатовой, у молодых родился единственный сын Элий, названный так отцом в честь любимого итальянского святого. В наследство от отца Элий получил еще переиначенную на русский лад фамилию Белютин. И наше же отчество Михайлович. Микеле Белуччи, «Михаила Стефановича Белютина» из местечка Белуно, взяли прямо на улице в 27-м и без суда и следствия расстреляли. На допросе он сохранил тайну драгоценной коллекции своего тестя, в Гражданскую войну укрытой в доме на Никитском. Художникам очень хорошо платили тогда — за постановку он получал целых 10 тысяч рублей золотом. А премьерных спектаклей в их театре в году было одиннадцать. Иван Егорович горел желанием стать меценатом, как Морозов или Третьяков, как Щукин, поэтому во время отпуска посещал самые дорогие европейские аукционы, где покупал картины, представлявшие художественную ценность, — у самого была русская народная «чуйка», но нередко он отправлялся за границу с художником Константином Коровиным или Александром Головиным и ни разу не ошибся в выборе, мечтая когда-нибудь открыть в Москве бесплатную галерею своего имени для народа… Простой люд не пожелал приобщиться к чуждому буржуазному искусству. Горели костры из книг и картин, брошенные в топку свидетельства истории. Наверное, Леонардо да Винчи в старинной деревянной раме взялся бы особенно хорошо… Большая часть потолков в их доме имела высоту 3 метра 5 сантиметров, а меньшая — пять метров. Между разницей потолков соорудили комнатушку, в которую вела деревянная дверца, залезть туда было нелегко. В 1919-м дедушка Гринев снял картины с подрамников, намотал на деревянные скалки Рембрандта и Рубенса, распихал по пыльным мешкам скульптуры — и Микеланджело, спрятал все это добро в том самом «пустом» пространстве. До лучших времен. Семью выгнали вон. Комната, хранящая в себе драгоценные сокровища, отошла представителям победившего пролетариата. Рубенс «Портрет инфанта». Фотография из личного архива До того момента, как сюда, много десятилетий спустя, въедут счастливые молодожены Белютины, Элий и Нина, ремонта в коммуналке, слава богу, так и не сделают. Но уже под иным ракурсом. Я вижу в объективе юную Нину Молеву. И ни один из них не эмигрировал! Дед Нины по матери служил последним дежурным генералом его величества императора Николая Второго на Западном фронте, получил шесть именных писем царя с благодарностью за безупречную службу, Февральскую революцию встретил в ставке Верховного главнокомандующего. Но когда встал вопрос, с кем он, ни секунды не задумывался: «Я присягал России, а кто ею будет управлять — это в моей присяге отсутствует. Я как был, так и умру русским солдатом! От старого боевого ранения. В своей постели. Тем не менее, я знаю одно: на собственной земле взять в руки оружие против своего народа невозможно, немыслимо». И он попросил жену с единственной дочерью, моей мамой, никогда не покидать родину», — вспоминает Нина Михайловна. Уговаривал их как мог. Но бабушка осталась верна слову, данному мужу». Микеланджело «Юный фавн». Фотография из личного архива Родовое гнездо их было в Ливнах Орловской губернии.