1820. ГОД ДРАКОНА Говорят, рожденным в этот год свойственны прямота, добропорядочность, жизнелюбие, здоровье. • 25 марта 1820 года иезуиты были изгнаны из России. 28.01.1820. Первая русская антарктическая экспедиция на двух парусных судах "Восток" и "Мирный", возглавляемая Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым, открыла Антарктиду.
Идеалисты или авантюристы: какую роль в истории России сыграло восстание декабристов
Морякам пожаловали многочисленные награды. Оба офицера были повышены сразу на два звания и в дальнейшем занимали самые высокие посты. Беллинсгаузен дослужился до адмирала, получил множество орденов, в годы русско-турецкой войны командовал Гвардейским экипажем и в итоге стал военным генерал-губернатором Кронштадта. Михаил Лазарев тоже дослужился до адмирала и 17 лет командовал Черноморским флотом — в то время главной морской силой России. После него ни один адмирал не занимал этот пост так долго. Антарктида стала последним континентом, нанесенным на географическую карту мира.
Но все эти послабления сменились жесткой муштрой, ведь в апреле 1820 года произошла ротация в руководстве. Место Я. Потемкина занял полковник Федор Ефимович Шварц, ставленник А. Аракчеева и сторонник ужесточения телесных наказаний в армии.
Бунт Семеновского полка Подробное описание бунта генерал от инфантерии Павел Петрович Карцов привел в своем историческом сочинении «Событие в лейб-гвардии Семеновском полку в 1820 году», которое было опубликовано в журнале «Русская Старина». Автор считает, что главной причиной недовольства военнослужащих стало полное неумение нового командира полка выстраивать отношения с подчиненными. Впрочем, не столько мера, сколько форма его наказаний была предосудительна; она-то и была главной причиной общего в полку негодования, день ото дня возраставшего», — написал П. Например, Ф. Шварц мог провести провинившегося солдата перед строем, приказав всем сослуживцам плевать ему в лицо. И подобные унизительные наказания он придумывал регулярно, что не добавляло ему симпатий. Измучив солдат постоянными военными смотрами, репетициями парадов и бессмысленными упражнениями на плацу, командир полка сам спровоцировал бунт. Вечером 16 октября 1820 года солдаты одной из рот самовольно собрались на перекличку, потребовали к себе офицеров и изложили им свои жалобы на излишнюю муштру. Никаких противоправных действий они не совершали, лишь отказались расходиться, пока начальство их не выслушает и не примет меры.
Но руководству страны в те времена повсюду мерещились заговоры тайных обществ. Поэтому роту, выказавшую неповиновение, в полном составе арестовали и посадили в Петропавловскую крепость. Солдаты двух других рот, узнав о беде своих боевых товарищей, решили помочь им, добиться освобождения арестованных. Начался бунт, который был быстро усмирен. Семеновский полк расформировали по высочайшему приказу Александра I, подписанному 2 ноября 1920 года. Военный министр А. Аракчеев и будущий глава жандармерии Александр Христофорович Бенкендорф жестоко подавили выступление семеновцев. Многих солдат прогнали сквозь строй, избив шпицрутенами. Других зачинщиков выпороли кнутами и сослали в Сибирь.
Быченского, которая сообщает интересные подробности чрезвычайно редкого для Крыма явления. В 9-м часу до полудня на северо-западной стороне в горизонте моря видны были дождевые тучи, сверкающая молния и слышны были глухие громовые раскаты… В половине 4-го часа при жестком ветре от юга вдруг весь горизонт помрачился, пошел проливной дождь с градом, довольно крупным, сопровождаемый сильными громовыми ударами и молниею. В половине 5-го часа ветер продолжался во всей силе, и при сильных густых черных тучах, обращающихся, движущихся в различные и даже противные стороны, увеличились дождь, гром и молния. С тем вместе явился и тифон, или водяной столб, от юго-запада, при собственном своем ветре или вихре. Сие страшное явление стремлением своим противодействовало всем ветрам, которые были в ужасном волнении без всякого определения.
Словом, все ужасало не токмо людей, но и самую природу. В 8 минут более 70 самых сильных ударов громовых прогремело над Севастополем, и из них действительных и замеченных по несчастному действию их на город в разных местах было 16. Молния, беспрерывно сверкая, освещала и самый день. В то же время тифон, сей страшный феномен, приводил всех в трепет.
Через каждые полчаса, — вспоминает современник событий, — сквозь всю ночь являлись квартальные [в штаб-квартиру Милорадовича], через каждый час частные пристава привозили донесения изустные и письменные… отправляли курьеров, беспрестанно рассылали жандармов, и тревога была страшная…». К государю с донесением был послан Чаадаев , адъютант командира гвардейского корпуса после этого поручения он подал в отставку. Полк был усмирен, «государева рота» загнана в Петропавловку. Наказание[ править править код ] «…Нижние чины, — вспоминал И. Якушкин , — были развезены по разным крепостям Финляндии; потом многие из них были прогнаны сквозь строй, другие биты кнутом и сосланы в каторжную работу, остальные посланы служить без отставки, первый батальон — в сибирские гарнизоны, второй и третий размещены по разным армейским полкам. Офицеры же следующими чинами все были выписаны в армию с запрещением давать им отпуска и принимать от них просьбу в отставку; запрещено было также представлять их к какой бы то ни было награде».
Четверо из офицеров были отданы под суд; «при этом, — как пишет Якушкин, — надеялись узнать у них что-нибудь положительное о существовании Тайного общества » [2]. Комитет отправил все роты полка кроме государевой, оставленной до времени в крепости в Кронштадт , откуда их развезли в приморские крепости Финляндии. Был установлен секретный полицейский надзор за офицерами полка, солдатам по окончании службы было отказано в отставке. Военному суду были преданы: капитан Н. Кашкаров , полковник И. Вадковский , майор И.
Шаги истории: 7 апреля, 1820 года
В 1820 году Семёновский полк прославился первым в России осмысленным массовым выступлением солдат. 14 ноября 1820 года состоялся в Троппау высочайший приказ по армии о переформировании Семеновского полка: офицеры и нижние чины были переведены в различные полки армии. 28 января 1820 года русская экспедиция под командованием морских офицеров Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева открыла последний неизведанный континент — Антарктиду. 28 января 1820 года русская военно-морская экспедиция Лазарева и Беллинсгаузена открыла Антарктиду.
Этот день в истории: 1819 год — Первая русская антарктическая экспедиция
В 1820 году в Германии был казнен студент Карл Людвиг Занд, убийца писателя Коцебу. Представленный хронологический список правителей России от Рюрика до Путина поможет увидеть взаимосвязь эпохальных периодов истории Российской государственности. Файл удален 1820 (тысяча восемьсот двадцатый) год по григорианскому календарю — високосный год, начинающийся в субботу. Тайные организации в России 1801-1820 годов 19 века. Общественное движение при Александре 1 Эпоха Александра 1 характеризуется п.
Шаги истории: 7 апреля, 1820 года
Мероприятие состоялось 29 августа 10 сентября — по новому стилю 1815 года перед началом вывода нашей армии из побежденной страны. За три дня до мероприятия Александр I лично руководил репетицией грандиозного военного шоу, поскольку никак нельзя было ударить в грязь лицом перед европейскими монархами. В параде приняло участие 132 батальона. В самом конце действа солдаты дали дружный залп из 160 тыс. На европейцев это произвело сильное впечатление. И хотя официальная хроника тех лет пестрела хвалебными одами военной выправке русской армии, без казуса не обошлось. Дело в том, что, к большой досаде Александра I, один из батальонов лейб-гвардии Семеновского полка сбился с ноги, проходя прямо перед королем Пруссии. Тогда государь-император проворчал: «Эти дураки только на войне побеждать могут». Данную фразу августейшей особы прокомментировал военный историк Клим Александрович Жуков в одной из образовательных видеопередач, снятых совместно с писателем Дмитрием Юрьевичем Пучковым.
Беседа состоялась в 2016 году. По мнению военного историка, единственным оправданием императорского недовольства может служить гвардейский статус Семеновского полка, ведь солдаты этой элитной части, помимо военной, должны были нести еще и презентационную функцию, символизируя собой всю непреодолимую силу русской армии. А они ошиблись прямо на глазах прусского короля. Как показали дальнейшие события, фраза Александра I была первым тревожным звонком в той цепи событий, которые в итоге привели к переформированию Семеновского полка. Военная реформа Наиболее реакционные круги русской политической элиты опасались, что в армии начнет распространяться вольнодумство. Тем более что предпосылки для такого развития событий имелись. Побывавшие в боях солдаты и офицеры сформировали настоящее боевое братство, в котором стирались сословные различия. Вернувшись с победой из Франции, многие думающие офицеры захватили с собой книги великих европейских мыслителей, а главное — они воочию увидели, какой может быть жизнь без крепостного права.
К этому времени Александр I распростился с либеральными идеями, которых придерживался в юности, и сосредоточил свое внимание на обеспечении государственной безопасности. Император доверил министру Алексею Андреевичу Аракчееву проведение военной реформы. И тот решил, что бесконечная муштра и ужесточение телесных наказаний — лучшее средство от вольнодумства. Это явление даже получило в народе нелицеприятное название «аракчеевщина». Кроме того, министр инициировал масштабный социальный эксперимент, попытавшись через организацию военных поселений создать целое новое сословие.
Об этом русскому правительству сообщил глава первой русской кругосветной экспедиции Иван Крузенштерн.
Капитан предлагал организовать сразу два похода — к Северному и Южному полюсу. В каждой экспедиции должно было быть по два судна — «Северная дивизия» и «Южная дивизия». Южную экспедицию по предложению Крузенштерна должен был возглавить Фаддей Беллинсгаузен он был участником первой кругосветки под началом Крузенштерна. Под его командование передали шлюп «Восток», второй корабль — шлюп «Мирный», возглавил лейтенант Михаил Лазарев. Это был опытный моряк, участник войны со шведами и французами, руководитель кругосветного путешествия на фрегате «Суворов». Цель экспедиции звучала туманно — открытия «в возможной близости Антарктического полюса».
По сути, русский флот интересовали все южные воды Тихого, Атлантического, да и Индийского, океанов. Выйдя 4 16 июля 1819 года из Кронштадта, корабли посетили Копенгаген и Портсмут и в начале ноября прибыли в Рио. До Бразилии корабли южной и северной экспедиций шли вместе, затем разделились. Беллинсгаузен сперва направился прямо на юг, а экспедиция на шлюпах «Открытие» и «Благонамеренный» пошли к мысу Доброй Надежды, а оттуда до порта Джексон Сидней в Австралии. Корабли под началом Беллинсгаузена обогнув юго-западный берег острова Южная Георгия, открытого Куком, открыли три острова маркиза де Траверсе, осмотрели Южные Сандвичевы острова. Двигаясь на юг, насколько позволяли льды, 27 января 1820 года русские моряки впервые в истории нашего флота пересекли Южный полярный круг.
А 28 января шлюпы «Восток» и «Мирный» подошли вплотную к Антарктическому материку. Лейтенант Лазарев позднее написал: «16 января по старому стилю. Русские первопроходцы не ограничились этим, продолжая идти на восток, они раз за разом пытались пройти дальше на юг. Но каждый раз их останавливал «матёрый лёд». Это убедило исследователей, что они имеют дело с материком, а не островами либо льдом. В начале февраля русские корабли повернули на север, в Австралию.
Отремонтировав суда и пополнив запасы, шлюпы в мае отправились в Тихий океан, открыли несколько островов и атоллов Восток, Симонова, Михайлова, Суворова, Россиян и др. Затем экспедиция вернулась в Порт-Джексон Сидней и в ноябре 1820 года снова двинулась в южнополярные моря. Не оставляя попыток пройти как можно дальше на юг, русские моряки три раза пересекли Полярный круг, в начале 1821 года открыли ряд новых земель, включая остров «Петра I», «Землю Александра I» крупнейший остров Антарктики.
Участники плавания были отмечены орденами, повышениями в званиях и иными поощрениями. Экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева открыла Антарктиду, что стало одним из самых значительных географических открытий. За время плавания суда обошли вокруг всего антарктического материка. Описание путешествия было опубликовано под заглавием «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 20 и 21 гг. Также в этот день:.
Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин и П. Каховский, приговоренные к смертной казни четвертованием. Государственных преступников первого разряда, давшие личное согласие на цареубийство, оказалось 31, их приговорили к смертной казни отсечением головы. Остальные были осуждены на различные сроки каторжных работ. Позже «перворазрядникам» смертную казнь заменили вечной каторгой. В последнем донесении генерал-губернатора Петербурга сообщалось: «Экзекуция кончилась с должной тишиной и порядком как со стороны бывших в строю войск, так и со стороны зрителей, которых было немного. По неопытности наших палачей и неумению устраивать виселицы, при первом разе трое, а именно: Рылеев, Каховский и Муравьев-Апостол сорвались, но вскоре опять были повешены и получили заслуженную смерть. О чём Вашему Величеству верноподданнейше доношу».
28 января: этот день в истории России
Они, по справедливому замечанию В. Боковой, хотели видеть себя людьми - «в первую очередь», и только потом уже - офицерами [Бокова 2003, с. Соответственно, изменился и их внешний вид. По словам Федора Глинки, после войны, Окончив полевые драки, Носили офицеры фраки. И даже когда офицеры не надевали фраков, соблюдать правила ношения форменной одежды они не желали. Пример показывали Милорадович и Си-пягин: Андрей Розен, например, описывал в мемуарах непорядок в одежде высших должностных лиц корпуса. Он писал: «Когда Н. Сипягин был начальником штаба, то он сам, и граф М. Милорадович, и Я. Потемкин, и вообще генералы-щеголи или франты, а за ними и офицеры носили зеленые перчатки и шляпу с поля».
И вспоминал эпизод, когда, копируя поведение начальников, тоже оделся «против формы, по образцу тогдашнего щеголя»: «Под расстегнутым мундиром виден был белый жилет, шляпа надета была с поля, а на руках зеленые перчатки». На улице Розен встретил императора Александра: «Я остановился, смешался, потерялся, успел только повернуть поперек шляпу. Государь заметил мое смущение, улыбнулся и, погрозив мне пальцем, прошел и не сказал ни слова» [Розен 1984, с. Кроме того, между офицерами и солдатами еще на войне установились «добрые отношения»; после войны они только окрепли. В других полках ротные командиры нашли возможность без нее обходиться. Про жестокости, какие бывали прежде, слышно было очень редко», - вспоминал Иван Якушкин [Муравьев-Апостол 1922, с. Офицерам было ясно: просвещение и палки - вещи между собою несовместимые. Давно отмечено, что послевоенная эпоха в России - это «эпоха тайных обществ» [Бокова 2003]. Образовывались полковые артели, политические клубы, кружки, в которые, наряду с офицерами, вступали и их штатские единомышленники.
Так, в 1815 г. В Генеральном штабе существовала Священная артель, «мыслящий кружок», участники которого беседовали «о предметах общественных» [Пущин 1988, с. В Москве возникло Военное общество и т. Все они были тайными, однако «их "тайна" - только принятая форма собраний, -негласных, более или менее замкнутых, непубличных» [Пресняков 1925, с. Между тайным и антиправительственным объединением ставить знак равенства пока еще было невозможно. В феврале 1816 г. Его основали шестеро молодых гвардейцев, связанных между собою узами родства и фронтовой дружбы. Среди основателей - четыре представителя разветвленной и дружной семьи Муравьевых, «муравейника», как их называли в свете: Александр и Никита Муравьевы, Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы. При этом четверо - братья Муравьевы-Апостолы, Иван Якушкин и Сергей Трубецкой - служили на момент образования общества в гвардейском Семеновском полку, а еще двое -Александр и Никита Муравьевы - были гвардейскими квартирмейстерами.
Нечкина считала, что Союз спасения - «первая русская революционная организация. Однако вряд ли в данном случае она права. В Союзе шли споры о том, что есть «благо России»: противодействие ли немцам на русской службе, «конституционное правление» или необходимость «даровать свободу крепостным крестьянам и для того пригласить большую часть дворянства к поданию о том просьбы государю императору» [Пестель 1927, с. Ни о каких конкретных «революционных действиях» Союза историкам не известно. Бокова [Бокова 2003, с. Однако Союз спасения - притом, что для власти он был абсолютно безопасен - стал первым, еще робким сигналом того, что власть теряет доверие мыслящего общества. Осенью 1817 г. Повод, в связи с которым возник цареубийственный план, заговорщики трактовали по-разному. Многие из них подтвердили на следствии, что план возник вследствие письма из Петербурга, от Сергея Трубецкого.
В письме содержалась информация, что император намеревается присоединить к Царству Польскому часть бывшей польской территории и уехать со всем двором в Варшаву. Причины, по которым это было нужно императору, заговорщики запомнили по-разному. Никита Муравьев утверждал, что из Варшавы император собирался издать «манифест о вольности крепостных людей и крестьян», этот «манифест» мог сподвигнуть народ на применение оружия «противу дворян»; государь же, пользуясь «всеобщим смятением», «присоединит польские губернии. Якушкин показывал, что государь таким образом «старается. Трубецкой писал, что он действительно «полагал», что император вскорости объявит о присоединении «российско-польских провинций к Царству Польскому», а о других 14 «мнимых намерениях государя императора» ничего на следствии сказать не смог [Муравьев 1925, с. Сначала заговорщики решили - для того чтобы выбрать из своих рядов цареубийцу - «бросить жребий». Иван Якушкин, согласно его собственным показаниям, вызвался сам, «не хотя подвергнуть себя жребию» и желая «пожертвовать собой, дабы спасти Россию от погибели». Против этого замысла высказался Сергей Муравьев-Апостол: «На другой день, обдумав неосновательное намерение наше и быв болен, я изложил на бумаге мое мнение, коим остановлял предпринятое действие, показывая скудость средств к достижению цели» [Якушкин 1927, с. В итоге замысел был оставлен, император остался цел.
Дело было, конечно, не в том, что царь в 1817 г. И не в том, что к 1817 г. Дело было в другом: молодые офицеры впервые поняли, что для реализации планов реформ они императору не нужны. И к реальной российской политике в государстве они - при всей своей учености и влюбленности в «Агамемнона» - никакого отношения иметь не будут. Год спустя основатель Союза спасения Александр Муравьев получил возможность почувствовать на себе отношение императора к собственным антикрепостническим идеям. Возражая одному из «обскурантов», публично критиковавшему идею отмены крепостного права, но желавшему при этом конституции, он написал записку, которую сумел передать царю. В записке, между прочим, были такие слова: «Непостижимо, как можно с таким восхищением говорить о собрании представителей и в то же время оскорблять вольность и противиться сообщению мыслей! Получив записку, монарх, согласно воспоминаниям Сергея Трубецкого, прочел ее и сказал: «Дурак! А в мае 1818 г.
Однако ни в 1817, ни в 1818 гг. В 1819 г. Написанная в осторожных выражениях, она тем не менее хорошо передавала взгляды декабриста: «Не зная и не смея угадывать намерения правительства насчет общего освобож- дения крестьян, можно, однако же, быть уверену, что оно будет предпринимать все возможные по обстоятельствам меры к достижению сей благотворной цели. Дух справедливости, ознаменовавший наше правительство в глазах целой Европы, позволяет ожидать, что еще в настоящее царствование, столь славное многими победами, совершится славнейшая победа справедливости над несправедливостью, просвещения над варварством, света над тьмою». Кроме того, Тургенев в записке осуждал запрет на гласное обсуждение крестьянского вопроса: «Нет сомнения, что благонамеренные и пристойные суждения о предметах сего рода в журналах и в книгах могли бы принести великую пользу; вреда же никакого» [Тургенев 2001, с. Александр поручил Милорадовичу «передать свое благоволение автору». При этом монарх пообещал - для облегчения участи крепостных - выбрать «самое лучшее из поданных ему записок по этому вопросу» [Шебунин 1925, с. В том же 1819 г. Александр велел передать автору, что его стихи внушают «добрые чувства» [Жихарев 1989, с.
Серьезной поддержкой в обществе пользовалась религиозная политика, тесно связанная с политикой гуманитарной. В конце 1812 г. Еще год спустя Библейское общество стало независимым и получило статус общероссийского. Официально декларируемая цель этой организации - перевод Библии на языки народов, населяющих Россию. Но, как видно по результатам многих исследований, деятельность Библейского общества оказалась гораздо шире декларируемой цели. Во главе этого общества стоял один из временщиков императора, князь Александр Голицын. Время управления Голицыным Библейским обществом ознаменовано ожесточенными спорами о роли Церкви в Русском государстве и русском обществе. Князь был сторонником «универсального христианства», стирающего конфессиональные различия; пропагандируемая им «внутренняя церковь» допускала единение с Иисусом Христом, минуя церковь официальную [Флоровский 2006, с. Религиозные воззрения князя распространяли подчиненные ему преподаватели учебных заведений.
Начинания Библейского общества, безусловно, влияли и на развитие науки, в первую очередь языкознания. Согласно мнению А. Пыпина, «непосредственный результат библейской деятельности - новые издания Библии, и в особенности издания на русском языке и переводы на различные инородческие наречия, во всяком случае, были явлением высокой важности в истории русского образования» [Пыпин 2000, с. Идеи взаимодействия религии и просвещения как раз и лежали в основе концепции образованного в 1817 г. Министерства духовных дел и народного просвещения, главой которого и был назначен Голицын. Это, по выражению современников, «сугубое» министерство подмяло под себя не только собственно ведомство просвещения, но и иностранные вероисповедания, и православный Синод, и периодические издания за исключением нескольких ведомственных газет и журналов , и Академию наук, и вольные общества, и цензуру через посредство цензуры - и литературу ; «по совместительству» Голицын возглавлял и Почтовый департамент. На посту министра князь как мог развивал просвещение, учреждал школы и университеты: в частности, при нем был основан Санкт-Петербургский университет. С его санкции открывались новые периодические издания, выходили книги. Исследователи спорят, была ли политика Голицына «протестантским проектом, глобальной попыткой Реформации сверху», «мессианско-эсхатоло-гическим синтезом», «католической конверсией», «утопией общехристианского государства» или «христианским экуменизмом»1.
Кроме того, вызывают споры и политические воззрения князя. Так, М. Майофис видит во главе Библейского общества либерала: по ее мнению, насаждавшаяся посредством этого общества «модель христианства» была орудием «либерализации режима и модернизации» [Майофис 2008, с. Готовцева полагает, что «многие инициативы лично Голицына и возглавляемого им Министерства духовных дел и народного просвещения укладываются в проевропейский космополитический дискурс» [Готовцева 2018, с. Минаков, напротив, считает князя «деятелем с консервативной репутацией». Однако он уточняет, что «вариант консерватизма, который он 1. Свод и анализ мнений о религиозной политике властей в первой четверти XIX в. Впрочем, спор о взглядах Голицына и «направлении» Библейского общества и «сугубого» министерства - это всего лишь спор о терминах. Главным было другое: согласно Пыпину, Библейское общество было, по сути, общественной организацией.
Согласно Пыпину, «действия общества проникли в слои жизни, до которых редко касались какие-нибудь подобные влияния; и для людей, не задававших себе никаких вопросов, проводивших жизнь по принятому обычаю и переставших что-нибудь думать о ней, такое возбуждение религиозно-нравственных вопросов все-таки могло быть шагом вперед как пробуждение из нравственной спячки» [Пыпин 2000, с. В годы деятельности Голицына в России выходили многочисленные журналы - и почти у каждого из них было свое лицо. Министр искренне любил многих из своих неспокойных подчиненных, поддерживал при дворе Жуковского о взаимоотношениях Голицына и Жуковского см. Президент Библейского общества одним из первых русских правителей понял силу общественного мнения и старался в своей деятельности опираться на это мнение. Более того, он зачастую сам инициировал ту или иную общественную инициативу. В частности, он пытался внедрить в отечественное образование ланкастерский метод взаимного обучения. В 1816 г. Он лично наблюдал за обучением студентов и докладывал об их успехах императору, а в октябре 1817 г. При Главном правлении училищ был создан особый комитет для учреждения училищ народного просвещения [Сборник постановлений 1875, с.
В 1818 г. Историки долго спорили о том, что представлял из себя Союз благоденствия. Пыпин считал, что его основатели хотели «заявить о нем правительству и просить его содействия» [Пыпин 2001, с. Пыпину возражала Нечкина, ставившая знак равенства между тайным и революционным обществом. Она удивлялась, зачем общество - если оно преследовало вполне благонамеренные, легальные цели - «оставалось тайным» [Нечкина 1955 а, с. По ее мнению, этот союз, как и предыдущий, был организацией революционной. Сегодня Союз благоденствия мало кто из историков считает революционной организацией. Самое многочисленное тайное общество в России 1820-х годов задумывалось вовсе не как собрание революционеров, стремящихся во что бы то ни стало убить царя и разрушить самодержавие. Между деятельностью этого союза и последующими событиями на Сенатской площади можно выявить лишь весьма условную связь.
И это хорошо видно при анализе устава союза см. Устав декларировал: целью союза было «споспешествовать правительству к возведению России на степень величия и благоденствия, к коей она самим творцом предназначена» [Устав 1951, с. Ничего, противоречащего «видам правительства», в союзе, согласно уставу, быть не могло: он создавался для того, чтобы обратить «собственную волю» частных людей «к цели правительства, к пользе общей». Устав гласил: «Всякий член имеет право учреждать или быть членом всякого рода правительством одобренных обществ. Однако никто из исследователей не задавался вопросом: а какое именно «правительство» имеется в данном случае в виду: императора окружали разные люди, выражавшие разные мнения относительно происходивших в России и в Европе политических процессов. Понятно, что Союз благоденствия не мог был создан для поддержки Аракчеева, начальствовавшего над канцелярией Комитета министров и тем самым имевшего непосредственное отношение к «правительству». Почти ничего не говорится в уставе и о военной сфере деятельности «правительства» - несмотря на то что многие члены союза были офицерами, а послевоенное положение армии оставляло желать лучшего. Как известно, деятельность членов Союза благоденствия должна была охватывать «четыре главные отрасли»: «человеколюбие», «образование», «правосудие» и «общественное хозяйство». Две из них - «человеколюбие» и «образование» - дублировали деятельность возглавлявшихся князем Голицыным государственных и общественных организаций.
Как следует из текста устава, Союз благоденствия «вменял» себе в «святую обязанность» распространение «истинных правил нравственности и просвещения» [Устав 1951, с. И эта благая цель полностью согласовалась с целью Министерства духовных дел и народного просвещения. Согласно «Учреждению» этого министерства, оно как раз и должно было блюсти «истинное просвещение». Авторы «Учреждения» утверждали, что основанием такого просвещения должно быть «христианское благочестие» [Полное собрание 1830 с, с. Авторы устава тоже считали истинную веру необходимой принадлежностью «образования». Члены союза были обязаны «распространять истину» о том, что «человек не иначе, как с помощью веры, может преодолеть свои страсти, противостоять неприязненным обстоятельствам и таким образом шествовать по пути добродетели» [Устав 1951, с. Устав признавал желательность вступления в ряды Союза благоденствия священников. Вполне в духе «внутренней церкви» Голицына, устав утверждал, что «вера наша состоит не в наружных только признаках, но в самых делах наших» [Устав 1951, с. Духовные особы, состоявшие в союзе, должны были «иметь надзор» за своими собратьями, «вне союза состоящими», сообщать в союз «замечания свои насчет их поведения, дабы он мог споспешествовать трудам добродетельных и уничтожать козни порочных» [Устав 1951, с.
Устав Союза благоденствия утверждал: под надзором этой организации должны были «находиться все без исключения народные учебные заведения» [Устав 1951, с. Однако «заведение и устройство училищ» было предметом деятельности входившего в министерство Департамента народного просвещения [Полное собрание 1830 с, с. Союз благоденствия должен был заниматься сочинением и переводом «книг, как хороших учебных, так и тех, кои служат к изяществу полезных наук» [Устав 1951, с. Однако составление учебных пособий тоже было прерогативой этого департамента. Союз собирался «исправлять нравы» «изданием повременных сочинений, сообразных степени просвещения каждого сословия, сочинением и переводом книг, касающихся особенно до обязанностей человека» [Устав 1951, с. Но цензура, которую эти «сочинения» не могли миновать, опять-таки находилась в ведении Министерства просвещения. Еще более показательны предполагаемые действия Союза благоденствия в сфере «человеколюбия». И это вполне согласовалось с деятельностью возглавлявшегося тем же Голицыным Императорского человеколюбивого общества и основанного им Попечительного общества о тюрьмах. Вообще членам союза предписывалось работать в тесном контакте с этими организациями, уговаривать «соотечественников к составлению человеколюбивых обществ и заведений» и вступать «во все, уже ныне существующие» [Устав 1951, с.
Союз благоденствия собирался снабжать «праздношатающихся людей работами, стараясь помещать их сообразно их способностям и учреждая рабочие заведения, в которых бы упражняющиеся находили верное и без-нуж[д]ное пропитание» [Устав 1951, с. Императорское же человеколюбивое общество старалось «выводить из состояния нищеты тех, кои трудами своими и промышленностью себя пропитать могут» [Полное собрание 1830 Ь, с. Человеколюбивое общество создавалось, в частности, «для призрения дряхлых, увечных, неизлечимых и вообще к работам не способных» [Полное собрание 1830 Ь, с. Конечно же, сфера деятельности союза - в той мере, в какой она была заявлена в уставе - была шире сферы деятельности голицынских организаций. В частности, по его «ведомству» не проходили две из четырех «отраслей» союза: «правосудие» и «общественное хозяйство». И если «общественное хозяйство» хоть в какой-то мере интересовало Голицына в докладе об образовании Библейского общества утверждалось, что «чтение Священного Писания» благотворно влияет «на поощрение к промышленности» [Полное собрание 1830 а, с. Однако в реальности основная работа членов союза шла как раз в области литературы, просвещения, благотворительности и т. И можно, в принципе, представить себе, что авторы устава не понимали: коль скоро они собираются сотрудничать с правительством, вторгаясь в компетенцию Голицына, им придется иметь дело и с его министерством, и с ним самим. Однако организовывая, к примеру, Общество для заведения училищ по методе взаимного обучения 1819 , они не могли не знать, что это общество числилось подразделением Министерства духовных дел и народного просвещения [Месяцеслов 1820, с.
По делам ланкастерского обучения члены общества тесно общались с министерскими чиновниками. Таким же подразделением министерства было и Вольное общество любителей российской словесности, которое многие исследователи считали и считают «легальным» филиалом Союза благоденствия. Либеральные журналы 1820-х годов были наполнены славословием в адрес Голицына и Библейского общества. Факты свидетельствуют о том, что роль Союза благоденствия в русском обществе 1820-х годов была, скорее всего, сходна с ролью Библейского общества. Библейское общество существовало для поддержки религиозных инициатив министра, Союз же благоденствия - для поддержки его просветительских и гуманитарных инициатив. Образованные дворяне Александровской эпохи не могли не видеть, что параллельно с разговорами об отмене крепостного права, о конституции и либерализации церковной жизни набирает силу прямо противоположная тенденция: тенденция, говоря сегодняшним языком, «закручивания гаек». Естественно, что гвардейская «вольница» привела к падению дисциплины в войсках. Официальные документы Гвардейского корпуса содержат немало сведений о дисциплинарных проступках офицеров. Они, стоя в карауле у городской заставы, могли забыть записать в списки выезжающих из города графа Аракчеева или морского министра маркиза де Траверсе, могли - «в фуражной шапке, в расстегнутом мундире, в рейтузах и без шпаги» - случайно попасться на глаза великому князю Николаю Павловичу, могли и просто быть «неисправными» в карауле «в экспедиции заготовления бумаг» и «у присутственных мест».
Далеко не все офицеры, говоря словами Федора Глинки, «перо и книгу брали в руки» и действовали «на поле мысли»; некоторые из них, «нарядясь в штатские фраки и сертуки», приставали к гуляющим по улицам женщинам, заводили скандалы и с ними, и с их мужьями. Однако реакция императора и тех, кто исполнял его волю, была, мягко говоря, неадекватной. Власти не ограничивались наказанием конкретных виновных, они «подтягивали дисциплину» в масштабе всей гвардии и - шире -армии. В 1817 г. В том же году закрылся «Военный журнал». Военный историк А. Керсновский писал, что после войны войска стала «засасывать» «вязкая трясина мелочей»: «Вальтрапы и ленчики, ремешки и хлястики, лацканы и этишкеты сделались их хлебом насущным», «в 18151817 годах не проходило месяца, чтобы не издавались новые правила и добавления к оным, усложнявшие и без того сложный, строевой устав. Замысловатые построения и перестроения сменялись еще более замысловатыми. Идеально марширующий строй уже не удовлетворял - требовались плывущие стены!
Недовольство сквозит и в письмах великого князя Константина, и в переписке генералов и офицеров, и в мемуарах. Кроме того, в 1810 г. В 1816-1817 гг. Про военные поселения написано много: послевоенный экономический кризис привел к тому, что содержание миллионной армии стало России не по карману, а демобилизация солдат - в условиях рекрутского набора - оказалась невозможной. Идея состояла в том, чтобы «поселить» солдат на землю, заставить их кормить самих себя, то есть хотя бы отчасти сделать армию самоокупаемой. Историки считают, что поселения «задумывались как специфический государственный институт, и их введение нужно рассматривать как серию мероприятий пусть и паллиативных по своей сути , призванных сократить государственные расходы на армию, стабилизировать экономику страны», ликвидировать рекрутские наборы, «путем создания зажиточного военно-земледельческого сословия расширить социальную базу самодержавия» [Ячменихин 2006, с. Некоторые исследователи и вовсе усматривают в идее военных поселений часть «либерального модернизационного проекта» Александра I [Кондаурова 2009, с. Можно спорить, было ли в идее военных поселений здравое зерно. Пестель, умный и дальновидный современник, прекрасный специалист в военном деле, например, утверждал, что государственные «выгоды» от поселений -«мнимые»: в военное время поселения не спасут страну от рекрутского набора, соединение военного и крестьянского сословий, оседлость солдат лишит армию «воинского духа».
Кроме того, хотя поселения и давали возможность государству содержать армию «без особых на то издержек», поселенцы освобождались от «всякого вида податей» - а значит, государство вполне может оказаться в финансовом проигрыше. Поселения, по мнению Пестеля, пагубны и для государственной безопасности: поселенцы образуют вооруженное «особое государство», живущее по своим законам, - «между тем, как остальное государство», в случае поселения всей армии, останется без всякой защиты. Сколько пало невинных жертв для пресыщения того неслыханного зловластия, которое с яростью мучило несчастные селения, для сего заведения отданные!.. И все сие для удовлетворения неистовому упрямству одного человека», - эмоционально утверждал Пестель [Пестель 1958, с. Вводя поселения, император не оглядывался на мнение подданных. Против такой формы организации армии выступали не только армейские оппозиционеры, но и крупные военачальники, в частности фельдмаршал Михаил Барклай де Толли. Император никого не слушал, он утверждал, что поселения «будут во что бы ни стало, хотя бы пришлось уложить трупами дорогу от Петербурга до Чудова» цит. Во главе пехотных поселений встал Аракчеев, во главе кавалерийских - генерал Иосиф Витт. Военные поселения оказались постоянным источником недовольства.
Солдаты и поселенцы, которым объясняли «выгоды» нового устройства армии, «от всех этих несказанных благодеяний» приходили «в страх и онемелость» цит. Летом 1817 г. Проведенная Михаилом Магницким, членом Главного правления училищ при Министерстве духовных дел и народного просвещения, ревизия заклеймена в большинстве мемуаров и исследований. Так, например, М. Нечкина утверждала, что Магницкий «учинил в университете настоящий разгром», а С. Мироненко видел в ревизии начало широкого «наступления на университеты» [Нечкина 1955 а, с. В современной исследовательской литературе делаются попытки взглянуть на эту ревизию по-другому, доказать, что в деятельности университета были «несомненные вопиющие недостатки, злоупотребления и должностные преступления» - и именно с ними в первую очередь боролся Магницкий. После ревизии Магницкий был назначен попечителем Казанского учебного округа. Преподавание в университете стало вестись исключительно в соответствии с «духом Святого Евангелия», причем с этим «духом» следовало согласовывать все дисциплины: физику, историю, астрономию, словесность.
Минаков предпринимает детальный разбор инструкции директору Казанского университета, которую Магницкий подписал в январе 1820 г. Согласно этой инструкции, в преподавании философии нужно было следовать утверждению, что «все то, что не согласно с разумом Священного Писания, есть заблуждение и ложь». Правоведение должно доказывать, что «правление монархическое есть древнейшее и установлено самим Богом», «профессора физики, естественной истории и астрономии, согласно инструкции, обязаны были "указать на премудрость Божию и ограниченность наших чувств и орудий для познания непрестанно окружающих нас чудес"», а на занятиях по истории студенты должны были усвоить, что «Отечество наше в истинном просвещении упредило многие современные государства», а доказать это следует «распоряжениями по части учебной и духовной Владимира Мономаха» [Минаков 2018, с. Первым активным участником Союза спасения и Союза благоденствия, кто по долгу службы уехал из столицы в провинцию, был Пестель. От остальных молодых офицеров Пестеля отличали талант политического лидера, серьезные познания в политических науках, решительность и радикализм взглядов. Пестель покинул Петербург в начале 1817 г. Генерал от кавалерии граф Петр Витгенштейн, у которого он служил адъютантом, получил назначение командовать 1-м пехотным корпусом со штабом в Митаве. Там Пестель попробовал завести тайное общество, но потерпел неудачу. В мае 1818 г.
Пестель, уже штабс-ротмистр, сопровождая назначенного главнокомандующим 2-й армией Витгенштейна, появился в Тульчине, месте дислокации армейского штаба. Здесь его действия были удачнее: ему практически сразу же удалось собрать вокруг себя штабную молодежь. Сам Пестель был уверен, что завел в Тульчине управу Союза благоденствия. Бокова же склонна считать тех, кто сгруппировался вокруг Пестеля, отдельной орга- низацией, которую она называет «тульчинское офицерское общество» [Боко-ва 2003, с. Через год во 2-й армии появился новый начальник штаба -Павел Киселев, а с ним в Тульчин приехал его адъютант, капитан Гвардейского генерального штаба Иван Бурцов - как и Пестель, признанный лидер Союза благоденствия. Бурцов тоже стал руководителем «офицерского общества». И вне зависимости от наличия или отсутствия у этого общества формальных связей с Союзом благоденствия, Пестель и Бурцов принесли на юг тот образ действий, к которому привыкли в столице. Декабрист Николай Басаргин вспоминал, что у общества было «серьезное» направление: штабные офицеры старались «употребить свободное от службы время на умственное свое образование». Собираясь вместе, они «отдавали друг другу отчет в том, что делали, читали, думали», а также «толковали о современных событиях и вопросах» или об «отвлеченных предметах».
Слова Басаргина подтверждал Иван Якушкин: «В Тульчине члены тайного общества, не опасаясь никакого особенного над собою надзора, свободно и почти ежедневно сообщались между собой и тем самым не давали ослабевать друг другу» [Басаргин 1988, с. Радикализация - и в Петербурге, и на юге - началась в 1820 г. В начале года, сопровождая Витгенштейна, Пестель приехал в Петербург и настоял на сборе Коренной думы Союза благоденствия и гласном обсуждении вопроса о будущем России. На следствии Пестель показывал, что на одном из заседаний - на квартире Федора Глинки - он изложил «все выгоды и все невыгоды как монархического, так и республиканского правлений с тем, чтобы потом каждый член объявлял свои суждения и свои мнения». После этого, судя по его показаниям, произошло формальное голосование «таким образом, чтобы каждой член говорил, чего он желает: монарха или президента». Голосуя, каждый присутствующий должен был объяснять свой выбор, а когда дело дошло до Николая Тургенева, «он сказал по-французски: Le president - sans phrases; т. И только один Федор Глинка не согласился с республикой, предлагая передать престол жене Александра, императрице Елизавете Алексеевне. Пестель настаивал на том, что именно с этого момента целью Союза благоденствия стала ликвидация русской монархии [Пестель 1927, с.
Читайте также Сколько безработных в России 2020?
Какая чума была в 1720 году? Марсельская чума фр. Peste de Marseille — эпидемия бубонной чумы в Марселе и ряде городов Прованса в 1720—1722 годах. В результате заболевания погибло до 100 тыс. Какая болезнь была в 1620? С 1620 по 1621 год она забрала порядка 15 000 человек. Скорее всего, эпидемии в 1577, 1580, 1639, 1653 и 1667 годах, которые упоминаются в хронике как «эпидемическое заболевание», также были чумными. Что это за век XIX?
Очередной точкой путешествия стали Сандвичевы острова. Около полувека назад их открыл Джеймс Кук, но по ошибке назвал одним большим островом. Теперь Фаддей Беллинсгаузен исправил неточность, допущенную его предшественником. К середине января впервые в истории российского флота корабли пересекли Южный полярный круг. На долю моряков выпали суровые испытания, однако имевшие опыт службы на Балтике и в Белом море привыкли к тяжелым климатическим условиям и не утратили бодрости духа. Согревались чаем, которого запасли в избытке — именно тогда напиток стал популярным в нашей стране. Для того чтобы команда не болела цингой от нехватки витаминов, ели квашеную капусту, лимоны и горчицу. Засоленное мясо хранили в крепких дубовых бочках, заготовленных еще в Петербурге и Нарве. Питались не свежим хлебом, а сухарями, бульон готовили из специальных «таблеток». Недостатка в запасах не было: еще после перехода до Рио на шлюпы погрузили двух быков, сорок свиней и двадцать поросят, уток, кур, чеснок и зелень. Настал день, когда перед «Востоком» и «Мирным» возник густой лед, простиравшийся до самого горизонта. Михаил Лазарев сделал в судовом журнале такую запись: «Матерый лед, чрезвычайно высокий... Простирался оный так далеко, как могло только достигать зрение». Полярное лето подходило к концу, климатические условия оставляли желать лучшего, и командование принимает решение двигаться в сторону Австралии. Там, в Порт-Джексоне ныне — Сиднее экипажам дали отдохнуть. Продолжить изучение Антарктиды запланировали на весну. Переход оказался трудным: корабли попали в шторм, а судовой слесарь, упавший с мачты еще во время ремонтных работ в Порт-Джексоне, скончался, так и не оправившись после тяжелой травмы. Спустя три недели шлюпы добрались до Новой Зеландии. Их старания были вознаграждены: по воспоминаниям участников экспедиции, местные жители понравились им гораздо больше австралийцев.
Устав «Союза», принятый в 1817 году обозначил задачи: уничтожение в России крепостного права и замена самодержавия на конституционную монархию. Вопрос тактики был быстро решен в пользу заговора с целью убийства царя и замена его более лояльным кандидатом, но задача формирования общественного мнения, которое поддержало бы ликвидацию феодальных порядков и самодержавия, представлялась более сложной. В 1818 году на основе распущенного «Союза спасения» был создан «Союз благоденствия», имевший более сложную структуру и состоявший из 200 членов. В первой части устава «Зеленая книга» провозглашалось, что деятельность общества распадается на ряд направлений в чиновничестве, университетах, армии, периодической печати , чтобы охватить все слои населения. Каждый член «Союза» вел пропаганду в одной из сфер. Для распространения деятельности общества на всю страну были созданы местные управы в Петербурге, Москве, Тульчине, Кишиневе. Вторая часть устава декларировала уничтожение самодержавия и крепостного права, введение в стране конституционного правления, и была известна лишь учредителям.
Первые в Антарктиде. Как русские моряки отыскали шестой континент
1820 год. В конце октября Александр Пушкин вызвал на дуэль сразу двоих — Федора Орлова и Алексея Алексеева. Русские мореплаватели открывшие Антарктиду в 1820 году. В 1820 году он женился на польской двадцатипятилетней графине Жанетте Грудзинской, которая сначала жила с матерью в Париже, а потом переехала в Польшу. 20 марта 1820 года своим манифестом Александр I официально объявил о разводе Константина Павловича.
Идеалисты или авантюристы: какую роль в истории России сыграло восстание декабристов
Новости и события Российского исторического общества | 28.01.1820. Первая русская антарктическая экспедиция на двух парусных судах "Восток" и "Мирный", возглавляемая Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым, открыла Антарктиду. |
Севастополь. Исторический календарь. 1820 год | В ситуации жесткой цензуры начала 1820-х годов в России пресса была ограничена в своих возможностях донесения информации и публи-цистического осмысления; подававшая надежды журнальная публицисти-ка практически исчезла [История , 1973, с. 125]. |
Россия и мир в 1820-м году. Краткая история. слушать онлайн на Яндекс Музыке | По мнению историков, возникновение в России в 1810—1820-х годах тайных антиправительственных организаций стало проявлением общеевропейского движения против абсолютизма. |
1820 год - читайте бесплатно в онлайн энциклопедии «Знание.Вики» | В ходе кампании 1820 г. основные боестолкновения произошли у крепости Шемокмети (апрель), в которых гурийцам и имеретинцам удалось разбить несколько постов русских войск. |
1820 год в истории россии | К середине января 1820 года впервые в истории русского флота шлюпы «Восток» и «Мирный» пересекли Южный полярный круг. |
Крымская буря 1820 года
В местном фольклоре такие могилы назывались «Шварцевые». Новые порядки Шварц начал наводить и в Семёновском полку, где он сменил весной 1820 года любимого солдатами бывшего командира Я. Потёмкина, под началом которого полк прошёл войну 1812 года. Один за другим он вводил всё новые и новые смотры и учения, не предусмотренные никакими правилами службы, вплоть до так называемых «десяточных» смотров. Ежедневно десять солдат обязаны были приходить к нему на квартиру в полной парадной форме. Там они подвергались особенно изощрённым издевательствам. Именно эти «десяточные» смотры и переполнили чашу терпения семёновцев.
Никаких политических целей семёновцы не преследовали. Их требования сводились к сокращению изнурительных учений, отмене «десяточных» смотров и учений по праздничным дням, а также смене Шварца на посту командира полка. Последнее, пожалуй, было для них особенно важным. Один из современников вспоминал, как арестованная рота семёновцев шла в Петропавловскую крепость: «Шли они спокойно и без оружия, в одних шинелях, мимо нашего дома. В петербургском фольклоре этот солдатский бунт остался под названием «Семёновская история». Но значение его оказалось глубже, чем когда под словом «история» понимается эпизод, случай.
Восстание семёновцев возникло стихийно и продолжалось всего два дня, но эхо тех событий было слышно далеко за пределами России. В то время Александр I находился за границей. Согласно одному историческому анекдоту, на слова императора о том, что на спокойствие в России он может положиться, австрийский канцлер К.
В 1820 году русская экспедиция из шлюпов «Восток» и «Мирный» открыла Антарктиду Первая русская антарктическая экспедиция 1819—1821 гг. Рискованное предприятие завершилось полным успехом, были проведены магнитные наблюдения, позволившие рассчитать положение Южного магнитного полюса. Среди главных открытий экспедиции — шельфовые ледники Антарктиды, а также 29 островов в южных полярных и тропических широтах. В 1841 году родился Василий Ключевский — историк России Главный историк России окончил в 1965 году историко-филологический факультет Московского университета. Молодой перспективный аспирант был оставлен при кафедре русской истории для подготовки к профессорскому званию.
В 1887—1889 гг.
На этих территориях вовсю действовали всякие иезуитские «конторы». При императорах Павле и Александре I деятельность иезуитов расширилась.
И что же поделывали они под крылом монаршей снисходительности? Открывали свои отделения орден вполне можно назвать транснациональной корпорацией, навроде современных Monsanto, Церкви объединения, Ордена Храма Солнца… Все это — глобальные бизнес-проекты , в частности, в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе, Астрахани, открыто и довольно успешно занимались прозелитизмом. Основывали престижные пансионы для детей знати, что имело весьма и весьма негативные последствия.
Чтобы туда, не дай Бог, не проникли всякие провинциальные дворянчики и вообще «русопяты», за учение была назначена баснословная плата. Преподавание велось на иностранных языках католическими преподавателями, мало знакомыми с православной Россией, а часто и откровенно враждебными к ней. Теорию эту они не только проповедовали, но и применяли на практике.
Нравственные теории иезуитов оправдывают обман, ложь, клятвопреступление, уничтожают всякое благородное побуждение к нравственному возрождению и усовершенствованию, разнуздывают самые грубые инстинкты, установляют компромисс между Божьей правдой и человеческой неправдой. Недаром они доставили иезуиты славу снисходительных духовников, от которых без труда можно получить отпущение всякого греха». Недаром у нас слово иезуит носит негативный оттенок: «иезуитские приемы», «иезуитская улыбка».
Однако действия 1-й роты поддержали другие солдаты полка, которые отказывались выполнять приказы и нести караульную службу, настаивая на отстранении командира полка и освобождении арестованных. В казармах распространялись рукописные прокламации. С привлечением других войск гвардии и казаков выступления вскоре удалось пресечь. По решению специально созданного комитета председатель — генерал-губернатор Санкт-Петербурга генерал от инфантерии М. Милорадович от 2 14 ноября личный состав полка подлежал полной замене.