В Тулунском районе толщина льда на реке Ие в среднем 17 см. Главная» Новости» Толщина льда на байкале в марте. Главная» Новости» Лед на байкале 2024.
На южной части Байкала начинает трогаться лёд
Протяженные щели могут достигать длины до 10—40 км и ширины до 4 м, но чаще всего трещины бывают шириной от 0,5 до 1—2 м. Многие из таких трещин не замерзают всю зиму, периодически суживаясь или расширяясь. Появление их нередко сопровождается сильным «артиллерийским» треском, часто пугающим людей на льду. В иркутских летописях о «замечательно больших разрывах льда, или так называемых щелях» в 1890 г. Разрывы сопровождались ужасным гулом, наводящим панический страх на жителей Лиственничного. Казалось, что высокие горы, окружающие Байкал, готовы были разрушиться». Опасностью являются трещины и щели шириной 0,5—2 м. Многие из них не замерзают всю зиму, периодически суживаясь или расширяясь. Ни одна трещина, даже самая простая, не пересекается с ходу.
Перед каждой из них необходимо остановиться и проверить состояние льда с помощью пешни — специальной кованой острой пики с неровными гранями, чтобы та не прилипала ко льду. Часто встречаются трещины с тонким льдом, легко пробиваемым до воды пешней. Такие узкие трещины автомашины перепрыгивают на скорости. Для смягчения удара колес кромки оббиваются пешней. Затем кусками льда забивается щель с водой, машина для разгона отъезжает на 200—500 метров, выставляются ворота — ориентир для водителя, где автомобиль будет прыгать, затем стремительный разгон до 70—80 км в час — и прыжок через трещину. Бухта Песчаная слева , исток р. Ангара справа В конце марта, когда начинает пригревать солнце, становится опасным близко подъезжать к скалам, около которых таяние льда происходит стремительней, чем на открытой акватории озера. Следует также знать, что, несмотря на морозы и толщину, если выпало много снега и он быстро растаял, из-за впитывания талой воды и изменения своей структуры лед становится менее надежным и однородным, чем лед, на котором не было снега.
Обычно на Южном Байкале дорога прокладывается по льду озера от пос. Култука к Байкальску и до пос. На Среднем Байкале дорог меньше. Чаще всего по льду ездят из пос. Листвянка в пос. Коты 18 км , из пос. Большое Голоустное в бухту Песчаную. Иногда местные жители, если зима была холодной, пробивают зимник поперек Байкала — от мыса Крестовского на восточный берег.
Официальная переправа, оборудованная вешками и указателями, ежегодно организуется между материком и островом Ольхон. Больше всего дорог по льду Малого Моря, это в основном рыбацкие дороги до мест подледного лова, но есть и постоянные — от пос. Хужира, вдоль острова и в пос. Онгурен, до кордона Байкало-Ленского заповедника на мысе Солнечном и далее до бухты Заворотной. Ежегодно прокладывается зимник по льду в северной части Байкала между г. Северобайкальском и пос. Усть-Баргузином через Чивыркуйский залив. Зимние путешествия по Байкалу часто сопряжены с экстремальными условиями: сильный ветер и мороз на открытом льду — серьезное испытание для путешественника.
Спрятаться от пронизывающего холода вдали от берега бывает негде, поэтому зимняя одежда должна быть максимально теплой и не продуваемой на ветру. Для защиты лица от ветра необходима специальная маска, для мороза — пуховое снаряжение с капюшоном или высоким воротником. Пригодится металлический термос, портативная горелка, защитный крем, запасное термобелье. Теплых мест ночевок на побережье зимой не так много, поэтому важно грамотно построить маршрут, чтобы к темноте приходить к населенным пунктам. Ночевать можно и в палатке на льду Байкала, под романтическую ледовую канонаду рвущегося льда, но при этом очень некомфортно утром вылазить из теплого спального мешка в заиндевелую от мороза палатку. Рюкзак и тяжелые вещи можно транспортировать на волокуше за собой, что позволяет взять больше полезного груза в дорогу. К концу января, после снегопадов, байкальский лед скрывается под глубоким снегом, и незначительные чистые участки сохраняются только в местах регулярно дующих сильных ветров, напротив дельты Большой Голоустной или на юге Малого Моря в районе Сармы. Перед выходом на маршрут надо обязательно поинтересоваться ледовой обстановкой, когда закрылись последние полыньи и где лучше обходить торосы.
У западного берега ежегодно образуются труднопроходимые торосистые поля, между которыми часто возникают обширные полыньи, скрытые тонким льдом, не выдерживающие веса человека. Особенно опасно путешествовать в конце января, когда озеро еще полностью не встало и лед часто отрывает от припая. Опасными местами являются ежегодно образующиеся пропарины напротив мыса Кадильного и пролива Ольхонские Ворота. В зимнем путешествии по льду Байкала особенно проблематично высушить промокшие от пота личные вещи, поэтому наличие запаса сухого нательного белья и теплых носков обязательно. Обязательно нужно иметь теплую зимнюю обувь запасные валенки и пуховый спальник, рассчитанный на низкие температуры. Пригодится наружный термометр, всегда любопытно знать, какой силы мороз был утром. В марте — апреле возрастает солнечное излучение, усиленное отраженным светом от льда и снега. Без солнцезащитных очков невозможно долго находиться на льду.
Лучше использовать горнолыжные очки, защищающие также от ветра и холода. В марте подвижка льда, усиленная ветром, может выжимать лед на берег на расстояние 20—30 м и подниматься в высоту на 15—16 м. Надвиги льда сохраняются на берегу нерастаявшими до конца мая, когда все озеро уже освобождается ото льда. В 1933 г. Танхой и столкнули с рельсов товарный эшелон вместе с паровозом Ночью выпал снег и мы попали в снежную ловушку. Выехать со льда оказалось очень тяжело Чистый байкальский лед до момента выпадения на него снега представляет собой привлекательное природное конькобежное поле, но это далеко не ровная поверхность, как на городских катках. Для байкальского льда характерна торосистость, бугристость и большое количество мелких трещин, в которые может внезапно провалиться конек. Участки отполированного ветром зеркального льда встречаются и в марте, но более привычная для зимнего Байкала картина — это заснеженный лед.
Аналогов конькобежному и велосипедному марафону по льду не существует в мире, такого большого водоема с относительно гладким льдом просто нет больше нигде, Байкал — самый большой в мире природный стадион для достижения всевозможных рекордов. В 1971 г. Листвянка В. С 1972 г. Время проведения марафона зависит от сроков замерзания Байкала и проходит он ежегодно, как правило, через две недели после того, как Байкал встанет. Проблемой остаётся «поймать» первый гладкий лед, сразу после ледостава, еще чистый от снега. Обычно это время самых сильных морозов и тонкого льда, незамерзших участков и замаскированных полыней. На конькобежном марафоне 2012 г.
Гонку на время участники конькобежного марафона не практикуют и свои результаты официально не фиксируют. Обычно на коньках проходят в день 40—60 км, маршрут от МРС до Листвяки 200 км проходят за три дня. При попутном ветре по гладкому и чистому от снега льду можно проходить до 50 км в день. Но если придется преодолевать торосы, скорость может снизиться до 2 км в час. Байкальский лёд бывает идеально гладким не равномерно. Проблемы для быстрого передвижения создают поля пакового льда и обширные торосы. Передвигаться лучше всего на быстросъёмных коньках, с лыжными палками и буксируемыми санями, вместо рюкзака за плечами. В 1965 г.
Листвянка 40 км. Ежегодно в конце марта организуется массовый переход спортсменов через озеро пешком и на лыжах. С 2003 г.
В связи с этим лёд на озере не набрал достаточного объема и прочности. В разных районах толщина составляет от 15 до 70 см. Такие показатели считаются аномальными. Также на озере образуются широкие трещины протяжённостью до 10 км.
Закрывают раньше обычных сроков из-за сильного повышения температура много промоин и трещин. Отслеживать состояние озера можно в том числе и со спутника по снимкам из космоса: Фото Байкала со спутника 14 апреля 2024 года Озеро Байкал сейчас смотреть онлайн в реальном времени Давайте вместе посмотрим, что происходит на Байкале в Листвянке сейчас в режиме онлайн на вэбкамере. Жмите на большую стрелку по центру экрана и смотрите на Байкал онлайн.
При резком перепаде температур происходит активное трещинообразование. Разглядеть в процессе управления транспортным средством свежую трещину под силу только водителю, который обладает большим опытом передвижения по льду. Помочь в этом могут только местные. Нюансов в определении безопасности того или иного участка льда очень много. И от них зависят жизни людей. Кроме того, Байкал застывает неравномерно. Сначала покрываются льдом небольшие заливы, потом встает Малое море, и лишь к началу февраля покрывается льдом Большое море. Существуют участки с сильным течением и местами выхода подземных ключей. Шансов провалиться в момент, когда лед еще не окреп, на них очень много. Расположение таких потенциально опасных зон знают только сотрудники МЧС, местные охотники-рыболовы, и некоторые гиды. И даже ситуации на льду могут быть такими, о которых вы можете не знать. Например, есть такой факт, что у судна на воздушной подушке не существует тормозов — в определенных условиях она просто вас снесет. Переправа на Ольхон открывается в начале февраля. Даты открытия зависят от толщины льда, которую ежедневно мониторит МЧС. Дорога по льду ограничена цветными вешками и съезжать с установленного пути по правилам нельзя. Опасные трещины Несмотря на то, что именно красивые трещины и разломы на льду Байкала придают фотографиям ту самую необычность, турист должен понимать какие из трещин представляют опасность, а какие нет. В идеале об этом должен рассказывать гид. Объяснять куда можно наступать, а где лучше обойти. Профессиональные гиды внимательно наблюдают за туристами на льду, чтобы в случае опасности прийти на помощь. Самую большую опасность представляют становые трещины. Они образуются примерно в одних и тех же местах. Шириной до 1,5 метров. И они имеют свойство «дышать». То есть, вода в них то замерзает, то опять снова пробивается наружу. Ведь кроме перепадов температур, на состояние льда влияет и тектоническая активность. Байкал - сейсмоопасная зона. Колебания земной коры здесь не редкость, а зимой это напрямую влияет на разломы во льду. Не подходите близко к трещине если видите вокруг нее свежую воду.
Байкал в марте: лёд, воздух и бесконечная свобода
Байкал зимой — это гигантский каток размером 31 722 км² – Самые лучшие и интересные новости по теме: #Байкал, #зима, #красота на развлекательном портале Зима - 5 февраля 2023 - Новости Иркутска - Вся проблема заключается в том, что встаёт крепкий лёд на Байкале зимой довольно-таки поздно по меркам прочих российских водоёмов. Что касается акватории озера Байкал, то там процесс становления льда только начинается. Отдых на Байкале зимой: что делать на зимнем Байкале и что посмотреть? Собрали для Вас лучшие места и занятия на Байкале зимой в статье! Лед толщиной 10–15 см выдерживает вес пешехода, толщиной 50 см выдерживает вес грузовой машины до 15 т, толщиной 70 см – вес трактора, поэтому зимой по льду Байкала прокладывают зимники.
Последние новости (Иркутск)
- Зимний Байкал
- Лёд как искусство: едем на зимний Байкал
- Новости ПО БУДНЯМ 27.04.2024
- Безопасность превыше всего
Каждый раз особенный. В заливах Байкала появился первый лед
Середина месяца была умеренно холодной. А вот в последнюю неделю началось понижение температуры воздуха. Голоустное, Нижнеангарск в январе 2022 года. Самым прозрачным лед был в начале сезона в мелких заливах озера. По данным метеостанций Хужир и Узур, в этом году значения количества осадков тоже небольшие: 3,4 мм 19 дней с осадками в Хужире и 1,5 мм 13 дней с осадками в Узурах.
В первой декаде марта на озере Байкал продолжилось нарастание толщины льда. На 10 марта толщина льда составила 60-106 см, в заливе Малое Море — 95-100 см, что для южной части озера на 9-31 см выше нормы; для средней части — преимущественно на 6-10 см выше, местами около нормы; в северной части озера толщина льда преимущественно около нормы, в районе метеостанции Томпа на 27 см ниже нормы.
В общем, описать словами это невозможно, в зависимости от настроения озера есть разные виды льда. Сокуи Сокуи — это ледяные наплески на скалах и камнях. Они образуются во время замерзания озера и выглядят очень эффектно. Размер наплесков может быть от нескольких десятков сантиметров до десятков метров, когда ими покрыта целая скала. Такое бывает из-за замерзания после сильного шторма. Максимальная зафиксированная высота сокуи составила 30 метров. В общем, это настоящее диво, которое еще называют байкальские сталактиты. Где искать сокуи? Из туристических мест, близ которых можно посмотреть на это чудо, можно выделить скалы на мысе Кобылья голова в Малом море и на Ольхоне. Здесь же упомяну и про знаменитый остров Огой, который вы наверняка видели на множестве зимних фото. Он жутко фотогеничный и сюда приезжают толпами в каждый сезон. Ледяные гроты и пещеры Вы наверняка слышали про ледяные пещеры? На Байкале пещер мало, но встречаются гроты с сосульками или наплесками. За счет замкнутого пространства и особого освещения картинка выглядит волшебно. Не смотря на красоту нужно понимать, что находиться в таких пещерках или гротах может быть опасно — в любой момент часть «сталактитов» не дай бог может упасть вам на голову. Однако, это не останавливает блогеров и фотографов от того чтобы искать такие пещеры и устраивать там фотосессии. Впрочем, искать их самостоятельно — занятие бессмысленное, к началу туристического сезона местные жители уже знают где в этом году самые красивые места и возят туда экскурсии. Звуки льда При перепадах температуры на поверхности появляются усадочные трещины. Это растрескивание сопровождается громкими звуками, грохот может быть настолько сильным, что его назвали «артиллерийская канонада».
И, конечно, снег на Байкале тоже не редкость. На открытых участках его быстро убирают солнце и ветер, а вот в заливах, бухтах и на акватории Малого Моря снег может задержаться подольше. Мыс Ташкай. Ольхон Когда гладь Байкала накрывает белое снежное покрывало, он становится ничуть не хуже. Ольхонское утро у скалы Шаманка может быть вот таким замечательным. Утро у скалы Шаманка Ну а закат - таким. Проводить день на Байкале - добрая традиция всех путешествующих. Чем сильнее и быстрее охлаждается воздух, тем глубже и сильнее растрескивается лед. При небольших понижениях температуры образуются неглубокие трещины, которые называют сухими, при значительных, лед раскалывается насквозь и вода поднимается на поверхность, поэтому эти трещины называют мокрыми. Все это сопровождается очень громким звуком, похожим на гром, который сравнивают с артиллерийской канонадой. А еще говорят, что лед стонет. Все кто слышал, как "говорит" зимний Байкал никогда не забудут этих звуков. Трещина на льду у поселка Листвянка Становые щели - это температурно-компенсационные швы, которые Зима создает когда мостит Байкал. Внешне выглядят как сквозные трещины во льду. Как правило, имеют постоянное местоположение. Тянутся в основном вдоль берегов, расчленяя ледовый покров на поля до 3 тыс. Ширина щелей в течение дня меняется и может достигать от полуметра до двух метров, но в отдельных случаях может достигать и всех четырех метров. Говорят, что щели "живут" или "дышат". Почему они так замерзают - ответить на этот вопрос поможет наука. Мельчайшие частички пыли и испаряющаяся вода образует снежинки. А их форма зависит от температуры. Явление это не редкое. Так в истории Байкала известен случай, произошедший более 100 лет назад.
7 месяцев льда на Байкале: карта главных локаций
Считается, что безопасен для передвижения по нему пешеходов прозрачный лёд толщиной от 15 см. Однако этой зимой он аномально тонкий. В настоящее время толщина льда на Байкале практически стабильна, и лед еще должен крепнуть. Зимой на Байкале почти нет льда. Когда встает лед Байкала, виды и толщина льда, пузыри под льдом Байкала. уточнили в МЧС Бурятии. Толщина льда на Малом Море в проливе Ольхонские ворота составляет от 20 до 40 сантиметров, в заливах достигает 50–60 сантиметров.
Как съездить зимой на Байкал и не замерзнуть
Главная» Новости» Лед на байкале 2024. К этому времени лёд на Байкале «встаёт», а солнце из зимнего превращается в весеннее и начинает греть. Зима - 5 февраля 2023 - Новости Иркутска -
Лед Байкала. Фотографии и названия, период формирования и особенности ледостава
Оборудовано две полосы движения, каждая шириной 20 метров, между ними десятиметровый разрыв. Превышать допустимую нагрузку на лед запрещено. Также запрещено выезжать за ограничительные вешки из-за большого количества трещин, нажимов и торосов», — сообщили в пресс-службе ГУ МЧС России по Иркутской области.
Делается лунка по диаметру чурки, к чурке, вставленной в лунку, привязывается ворот с длинной веревкой. Один конец водолазы цепляют за раму или фаркоп в одной точке, чтобы машина вышла на поверхность либо носом, либо задом. На краю майны сооружают стрелу из толстых бревен или специально сваренной железной конструкции длиной до 6 метров, как правило, в длину машины. Стрела устанавливается на краю льда под углом 45 градусов над водой. Затем с помощью стрелы, вмороженной вертикально в виде шалаша в лед, в верхней точке которой устанавливают блок для троса, машину поднимают со дна и затягивают на лед. Иногда обходятся без стрелы, как, например, было с провалившимся напротив пос. Ангосолка легким ЛУАЗом.
В том месте имеется мелководная банка, и сразу начинаются глубины до 130 м, машина провалилась в 1,5—2 метрах от кромки обрыва, в этом месте сильное подводное течение и бьют ключи. Лед был слишком тонким и не позволял поднять автомобиль обычным способом. Спасатели решили в салон машины завести не надутую резиновую лодку, которую затем накачали по шлангу со льда из баллона со сжатым воздухом. Этого хватило, чтобы ЛУАЗ всплыл на поверхность. Так мы подымали провалившийся снегоход, февраль, Большое Голоустное Например, в конце марта 2012 г. Наибольшее количество провалившихся машин за год зафиксировано в 2008 г. Вместе с провалившимися под лёд машинами ежегодно гибнут люди. Фактически по этой печальной статистике на льду Байкала гибнет больше людей, чем при восхождениях на высочайшую вершину планеты Эверест, где за последние десять лет погибло 38 восходителей, а на льду Байкала за такой же период времени провалилось под лёд и погибло 63 человека, оказалось в критической ситуации на льду 203 человека, которым потребовалась помощь МЧС. Из-за изменения климата, образования неоднородного и ненадёжного льда, участившихся зимой землетрясений, сопровождающихся образованием опасных трещин на льду, в последние годы наметилась тенденция формирования более сложной, неблагоприятной с каждым последующим годом ледовой обстановки на озере, чем в предшествующее время.
По наблюдению учёных за последние 75 лет средняя поверхностная температура верхнего слоя воды в Байкале увеличилась на 1,2 град, сроки замерзания озера сдвинулись почти на месяц, так крайний срок замерзания озера в 2020—2021 гг. На рискованные поездки по льду Байкала на колёсном транспорте людей провоцируют красивые зимние фото и всевозможные рассказы, как это здорово и безопасно под руководством опытного гида-проводника. Можно заплатить им деньги и сыграть в русскую рулетку — испытать свою судьбу, провалишься или нет. О запрете выезда на лёд вне официальных ледовых переправ на любом транспортном средстве и смертельной опасности забывают, как и о ст. Сообщения информационных агентств с зимнего Байкала теперь напоминают фронтовые сводки боевых потерь. Процитирую для наглядности опасности байкальского льда только некоторые из них за 2021 г. Им удалось выбраться, но из-за тяжелой намокшей одежды они не смогли дойти до берега. К месту происшествия выехала группа спасателей на судне на воздушной подушке. Поиски места провала и пострадавших продолжались около трёх часов.
У берега был обнаружен мужчина с признаками обморожения. Позже в 600 метрах от места провала на льду было найдено тело замёрзшего второго человека». RU, 26 января 2021 г. Инцидент произошел в районе мыса Хобой. После того как одна из пассажирок вышла из транспортного средства, чтобы сделать несколько фотокадров, лед под машиной просел и начал разрушаться. В это время в салоне оставались еще двое мужчин, позднее им удалось выбраться из тонущего авто, до берега пострадавшие добирались пешком. Один из пассажиров, который был в мокрой одежде, получил обморожение второй степени тяжести. Местные жители оказали помощь туристам и отвезли их в поселок Хужир». ТАСС, 29 января 2021 г.
Один человек погиб, двоих удалось спасти. Это второй за прошедшие сутки подобный случай. По данным МЧС, днем ранее в акватории озера Байкал в 30 километрах от губы Томпа в трещину глубиной три метра провалился автомобиль «Нива» с двумя рыбаками. Одному из них удалось спастись, самостоятельно выбравшись из автомобиля, другой утонул. В конце прошлой недели специалисты МЧС соседней с Бурятией Иркутской области объявили предупреждение об ухудшении ледовой обстановки на озере Байкал, где процесс ледостава этой зимой осложняется сильным ветром и землетрясениями». МЧС по Иркутской области, 2 февраля 2021 г. По словам очевидца, в момент происшествия в машине находились три человека. Согласно предварительной информации, один из них самостоятельно выбрался из автомобиля. В МЧС отмечают, что всего в регионе за неделю погибли четыре человека в подобных происшествиях.
Спасатели рекомендуют не выезжать на лед водоемов». МЧС по Иркутской области, 13 февраля 2021 г. Водитель автомобиля Toyota Hilux решил сократить путь и поехал вне пределов действующей ледовой переправы. Примерно в полусотне метров от берега транспортное средство проломило лед и затонуло на семиметровой глубине». МЧС по Иркутской области, 26 марта 2021 года «В районе пролива Малое Море Иркутской области патрульная группа спасателей в 50 метрах от берега обнаружила легковой автомобиль и двух плавающих на поверхности людей. Пострадавших — мужчину и женщину средних лет — вытащили из воды и доставили в больницу, где им была оказана медицинская помощь. Придя в себя после шока, пострадавшие рассказали, что в салоне авто вместе с ними находился и их сын. О его судьбе родители ничего сказать не могли. Он не смог выбраться на поверхность, помогая освободиться из водного плена своим родителям».
В 70 м от берега, напротив гостиницы «Маяк» в Листвянке, один из грузовиков затонул полностью. Второй грузовик продвинулся дальше и провалился частично. Водителям удалось покинуть кабины». Обычно рыбаки, пренебрегая опасностью и запрещающими знаками, едут по льду Байкала во всех мыслимых направлениях. Неоправданная самоуверенность часто заканчивается трагедией. Замерзающие люди, которым удалось выскочить из тонущей машины, оказались далеко от берега без сухих вещей и спичек. Только чудо в лице А. Бурмейстера, случайно оказавшегося на своей машине именно в это время и в этом месте, спасло практически замерзших людей от верной гибели. Вот что он рассказывает об этом случае: «Мы искали объезд трещины и наткнулись на свежую майну со следами только что ушедшей под воду машины.
В ней плавали коробки с пустыми бутылками. На снегу отчетливо читались следы четырех человек, причем было видно, что с них стекала вода. День был морозным, около минус 30 градусов. Дул северо-запад 5—7 метров в секунду. Шанс выжить при таких условиях в мокрой одежде близок к нулю. Мы проехали по их следу 10 км, прежде чем увидели две шатающиеся фигуры. Когда мы приблизились к ним, поразило то, что они были настолько обессилившими, что даже не реагировали на наше приближение и не узнавали машину. Они не понимали, что это помощь, и уходили от нас прочь к берегу. Вид их был плачевен.
Вся одежда коробилась ледяным панцирем, причем в местах сгиба она лопнула, и образовались дыры до голого тела. Это происходит со всей хлопчатобумажной и синтетической одеждой, при замерзании не разрывается в местах сгиба только одежда из чистой шерсти. Замерзшую одежду невозможно было снять, она примерзла к телу. Все отмороженные места мы интенсивно протерли водкой. Из их рассказов картина случившегося предстала в следующей последовательности: «при 30-градусном морозе разорвало и раздвинуло лед. Трещина мгновенно смерзлась сантиметровым льдом, который быстро запорошило снежной поземкой.
Он меньше, чем нужно на 6 - 19 сантиметров. Об этом сообщают в пресс-службе Иркутского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. В целом сейчас толщина ледостава на озере варьируется от 40 до 86 сантиметров.
Из-за теплой погоды этой зимой на реках Иркутской области лед также меньше нормы — на 7 - 27 сантиметров.
Трещина была широкой, и машина целиком провалилась в воду. Погружение произошло стремительно, за 2—3 секунды. Водитель успел перескочить с водительского кресла в салон и открыть заднюю дверь для пассажиров, но, уже выпрыгивая, зафиксировал в своем сознании кромку уходящего льда. Глубина в этом месте превышает 800 метров. На руках у него были варежки, которые удалось приморозить к кромке льда, с их помощью выбраться на лед и помочь остальным людям. Им повезло, что мы оказались рядом…» Байкальский лед знаменит своей удивительной прозрачностью. Причина этого не только в удивительной чистоте байкальской воды, в которой мало растворенных и взвешенных минеральных веществ, но и в мудрости законов природы.
Ежегодно при кристаллизации льда, огромные массы поверхностной воды очищается от примесей. Растущий кристалл льда всегда стремится создать идеальную кристаллическую решетку и вытесняет посторонние вещества, поэтому природный лёд обычно значительно чище, чем вода, из которой он образуется. Толщина прозрачного байкальского льда совершенно не ощущается и её можно оценить только по ширине трещин внутри льда. Когда лед молодой и рядом нет трещин, ощущение такое что стоишь над бездной, куда можно тотчас провалиться. Местами лёд на озере волнист и бугрист, как рябь на воде, иногда он — сверхскользкий, с идеальной зеркальной поверхностью. Сквозь лед можно видеть плавающих рыб, камни на дне, аквалангиста, на глубине — до 40 м. В толще льда можно наблюдать вкрапления вмороженных пузырей газов, которые поднимаются со дна озера, удивительные узоры и причудливые сколы трещин. Из-за восходящих пузырьков газов лед может приобретать молочный оттенок.
Лед таит множество загадок. Некоторые его свойства ученые так и не сумели пока объяснить. После нашумевшего фильма «Великая тайна воды» об исследованиях структуры воды, внимание было обращено и на твердую воду — лед. По последним данным лёд имеет 14 структурных модификаций. Среди них есть и кристаллические их большинство и аморфные модификации, но все они отличаются друг от друга взаимным расположением молекул воды и свойствами. В последние годы было сделано много открытий по физике льда. Лёд по своему изотопному составу отличается от воды, из которой образовался. Большинство растворенных в воде примесей не передается льду, когда он начинает расти — они вымораживаются.
Установлено, что при замерзании воды на границе между льдом и водой возникает разность электрических потенциалов, достигающая десятков вольт. Иногда ледяные поля приобретают способность долго светиться в темноте, испуская слабый свет после того, как были освещены солнцем, как будто бы обладают электролюминесценцией. Талая вода, недавно получившаяся при таянии куска льда обладает удивительными свойствами — быстрее и лучше прорастают семена, быстрее развиваются ростки. Лед поет, непрерывно издает звуки, рокочет, пугает громкой канонадой. Поляна с ледяными цветами. Остров Огой, Малое Море В конце октября замерзают мелководные заливы, 1—14 января — глубоководные районы. Обычно Малое Море покрывается сплошным льдом в декабре, весь Байкал замерзает к 15—20 января, хотя случаются редкие теплые зимы, когда эти сроки отодвигаются на целый месяц. В сроках замерзания Байкала по годам наблюдаются большие колебания.
Известны случаи замерзания озера в заливе Лиственничном, например, в начале февраля 1899, 1932, 1952, 1959, 2004 гг. В южной части Байкал закрыт льдом 4—4,5 месяца, в северной части — 6—6,5 месяца. По акватории озера толщина льда колеблется от 70 до 113 см, при этом выявлена закономерность: чем больше снега, тем тоньше лед. Считается, что лед, разбитый штормом при замерзании озера, менее прочный, чем однородный и монолитный. Но даже однородный и монолитный лед может внезапно дать трещину. Разорванный лед раздвигается, на морозе трещина очень быстро замерзает, ее слегка припорашивает снегом, и возникает опасная ловушка для машин с 2-сантиметровым льдом на дороге с вешками. Поэтому и переправа по льду с материка на Ольхон открыта только в светлое время суток: с 9 до 18 часов. Прочность льда можно определить визуально: лед голубого цвета — прочный, белого — в два раза меньше, серый, матово-белый или с желтоватым оттенком лед.
Торосы обычно бывают 1,5—3 м высотой, но отдельные из них могут достигать 5 метров. Лед толщиной 10—15 см выдерживает вес пешехода, толщиной 50 см выдерживает вес грузовой машины до 15 т, толщиной 70 см — вес трактора, поэтому зимой по льду Байкала прокладывают зимники. В теплые зимы лед на переправах через реки может искусственно наращиваться, что позволяет переправляться машинам до 5 т. На мелководье и у скалистых берегов лед тает быстрее, и промоины могут появиться в любое время. Официальные зимние переправы, например, с материка на остров Ольхон отмечены вмороженными в лед вешками и регулярно проверяются на безопасность дорожной службой. Лед толщиной 10—15 см выдерживает вес пешехода, толщиной 50 см выдерживает вес грузовой машины до 15 т, толщиной 70 см — вес трактора, поэтому зимой по льду Байкала прокладывают зимники Ежегодно в одних и тех же местах возникают становые щели — своеобразные температурные швы в ледяном покрове. Они образуются, как правило, по кратчайшему расстоянию между соседними выступающими мысами. Протяженные щели могут достигать длины до 10—40 км и ширины до 4 м, но чаще всего трещины бывают шириной от 0,5 до 1—2 м.
Многие из таких трещин не замерзают всю зиму, периодически суживаясь или расширяясь. Появление их нередко сопровождается сильным «артиллерийским» треском, часто пугающим людей на льду. В иркутских летописях о «замечательно больших разрывах льда, или так называемых щелях» в 1890 г. Разрывы сопровождались ужасным гулом, наводящим панический страх на жителей Лиственничного. Казалось, что высокие горы, окружающие Байкал, готовы были разрушиться». Опасностью являются трещины и щели шириной 0,5—2 м. Многие из них не замерзают всю зиму, периодически суживаясь или расширяясь. Ни одна трещина, даже самая простая, не пересекается с ходу.
Перед каждой из них необходимо остановиться и проверить состояние льда с помощью пешни — специальной кованой острой пики с неровными гранями, чтобы та не прилипала ко льду. Часто встречаются трещины с тонким льдом, легко пробиваемым до воды пешней. Такие узкие трещины автомашины перепрыгивают на скорости. Для смягчения удара колес кромки оббиваются пешней. Затем кусками льда забивается щель с водой, машина для разгона отъезжает на 200—500 метров, выставляются ворота — ориентир для водителя, где автомобиль будет прыгать, затем стремительный разгон до 70—80 км в час — и прыжок через трещину. Бухта Песчаная слева , исток р. Ангара справа В конце марта, когда начинает пригревать солнце, становится опасным близко подъезжать к скалам, около которых таяние льда происходит стремительней, чем на открытой акватории озера. Следует также знать, что, несмотря на морозы и толщину, если выпало много снега и он быстро растаял, из-за впитывания талой воды и изменения своей структуры лед становится менее надежным и однородным, чем лед, на котором не было снега.
Обычно на Южном Байкале дорога прокладывается по льду озера от пос. Култука к Байкальску и до пос. На Среднем Байкале дорог меньше. Чаще всего по льду ездят из пос. Листвянка в пос. Коты 18 км , из пос. Большое Голоустное в бухту Песчаную. Иногда местные жители, если зима была холодной, пробивают зимник поперек Байкала — от мыса Крестовского на восточный берег.
Официальная переправа, оборудованная вешками и указателями, ежегодно организуется между материком и островом Ольхон. Больше всего дорог по льду Малого Моря, это в основном рыбацкие дороги до мест подледного лова, но есть и постоянные — от пос. Хужира, вдоль острова и в пос. Онгурен, до кордона Байкало-Ленского заповедника на мысе Солнечном и далее до бухты Заворотной. Ежегодно прокладывается зимник по льду в северной части Байкала между г.