Новости свадебные обычаи и традиции в россии

История свадебных традиций в России и других странах: интересные факты, старинные, народные, национальные обычаи, обряды и приметы, связанные со свадьбами, женихом и невестой.

Свадебные обряды и традиции в России Часть 2

Свадебный портал для молодожёнов расскажет, какие традиции на свадьбе в России всё больше становятся популярны, а какие свадебные обряды отходят на второй план. Все о свадебных традициях и обычаях в России: современные, классические и устаревшие ритуалы, их описание и смысл. Современная русская свадьба сохранила в себе традиции древнерусской свадьбы и включила в себя обычаи других народов. Традиции и обряды». Экспозиция знакомит с забытыми и во многом утраченными свадебными традициями русского народа, напоминает об их истоках и содержании.

Русская свадьба - традиции и современность

Не справедливо, что некоторые обряды были забыты и остались только на бумаге. Предлагаем вспомнить интересные обряды предков: Сватовство. После неожиданного приезда жениха и его родни, жизнь девушки резко менялась. Ей запрещалось делать домашнюю работу, выходить из дома в одиночестве. Исключением было ходить по соседям и родственникам и приглашать на свадьбу, но обязательно в кругу подружек. Таким образом, как считалось на Руси, происходило перерождение незамужней девицы в семейного человека; Смотрины. Именно этот обряд был решающим для семей. Ведь девушка могла не выйти к жениху и его родне, тем самым отказываясь от свадьбы.

Если всё-таки молодая появлялась, она показывала себя во всей красе, демонстрируя навыки хорошей хозяйки. Обязательно присутствовали подружки, которые на протяжении смотрин развлекали присутствующих песнями; Рукобитие, или запой.

Родители невесты необходимо должны были отвечать, что они рады этому приезду. После того писалась рядная запись, где означалось, что обе стороны постановляли: в такое время жених обязывался взять себе в жены такую-то, а родственники ее должны были выдать и дать за нее такое-то приданое. Сроки были различные, смотря по обстоятельствам: иногда свадьбы совершались и чрез неделю после сговора, а иногда между сговором и венчанием проходило несколько месяцев. Приданое, как и теперь, всегда было важным условием русской свадьбы и состояло в постели, платьях, домашней утвари и украшениях, в рабах и деньгах, и недвижимых имениях, если девица принадлежала к дворянскому происхождению. Обыкновенно приданое доставлялось в дом новобрачных после свадьбы; но недоверчивость родителей жениха нередко достигала того, что вызывала немедленное исполнение обещанного по пословице: «Денежки на стол, девушку за стол».

Роспись приданого в прежнее время называлась рядною записью, где писалось подробно все, что давалось за невестою; причем в противном случае договаривалась неустойка или попятное. Та сторона, которая отступала, обязывалась платить известную сумму. Такие суммы были велики, смотря по состоянию, и всегда таковы, что могли быть отягощением для нарушителя своего обязательства. Рядную запись писал подьячий, которого нарочно для того приглашали. Случалось, что в той же рядной записи прибавлялось в виду условия, чтобы мужу не бить своей жены; чтобы при случае можно было взыскать обиду судом. Эта мера считалась необходимою, потому что, в противном случае, новобрачный мог в полной мере выражать свою лютость и досаду безнаказанно над супругою. При сговоре невесты в то время не было.

Но по окончании условий одна из женщин, принадлежащих к членам семейства или состоя в близкой родне невесты, приносила жениху и сопровождающим его родственникам от имени невесты — подарки. Сговор вообще представлял собою характер укрепляющий для будущей цели брачного союза, нарушить который со стороны жениха значило оскорбить семью невесты. Как бы то ни было, но, начиная от сговора до свадьбы, как бы ни был продолжителен срок, жених не видит своей будущей невесты. Но вот наступает день бракосочетания: у жениха и невесты делаются приготовления; собирали поезжан, снаряжали разные свадебные чины, которые по духу времени составляли необходимость брачного торжества; замечание профессора Костомарова чрезвычайно удачно, когда он говорит, что вступление в новую жизнь жениха и невесты имело подобие с возведением старинных князей в достоинство их власти, а потому жених носил название князя, а невеста — княгини. Здесь подразумевается и то еще, по нашему мнению, что каждый отец и каждая мать обещает новое потомство, которое во всяком случае своего родоначальника или родоначальницу может почтить высоким достоинством и очень почтенным. Свадебные чины Главный чин со стороны жениха был тысяцкий, точно так же, как такие чины существовали во времена удельно-вечевые. Должность тысяцкого была сопровождать повсюду жениха и всюду остерегать и предупреждать его действия и совершать по порядку, притом так, чтобы из правил, соблюдаемых при венчании и на свадебном пиру, не нарушался порядок церемонии ни на одну черту.

Затем следовали посаженные отцы и матери, если не было родных; в более благоприятном случае эту должность исполняли самые родители. Отец и мать жениха благословляли его на брак; отец и мать выдавали невесту. С обеих сторон выбирались старшие и меньшие дружки и две свахи из замужних женщин; одна сваха была со стороны жениха, а другая — со стороны невесты; с обеих сторон выбирались сидячие бояре и боярыни, которые должны были образовать почетный совет; также с обеих сторон назначались свадебные дети боярские, или поезжане, сопровождавшие шествие жениха и невесты и во время церемонии составлявшие второй класс гостей после бояр. Наконец, к свадебному чину принадлежали лица, выбранные из прислуги: свечники, коровайники и фонарщики. Сверх всех свадебных чинов, был один очень важный, которого должность была оберегать свадьбу от всякого лиха и предохранять ее от колдовства и порчи, ибо свадебное дело в старину считалось особенно удобным для порч и колдовских лиходейств. Он назывался ясельничий или конюший. Накануне свадьбы собирались к жениху его гости, а также и к невесте ее гости, которые должны были составлять поезд, и те и другие пировали.

В царских свадьбах царь сидел с невестою за одним столом, и все приносили поздравления. У простых же людей в эти дни выбранные свадебные чины с обеих сторон находились отдельно. У посадских и у крестьян велось в обычае, что жених в то время посылал невесте в подарок шапку, пару сапог, ларец, в котором румяна, перстни, гребешок, мыло и зеркальце, а некоторые, что проф. Костомаров приписывает обычаям XVI и XVII веков, посылали принадлежности женских работ: ножницы, нитки, иглы, а вместе с тем лакомства, состоящие из изюма и фиг, и розгу. Это было символическим знаком того, что если молодая жена будет прилежно работать, то ее будут кормить и лакомить, а если лениться, то будут сечь розгами. Подготовка брачного ложа Венчание происходило большей частью вечером. Утром, в день торжества, иногда накануне, сваха невесты отправлялась в дом жениха приготовлять брачное ложе.

В те времена суеверие допускало особенное приволье действиям колдунов, там, где рядят свадьбу, и потому принимали все меры предосторожности. Так, например, сваха обходила кругом хоромину, где устраивалось брачное торжество, и кровать, где постилалось брачное ложе, с рябиновой ветвью в руках, на которой нарезывались какие-то знаки. Ее шествие совершалось церемонно. За свахою человек пятьдесят и более несли принадлежности брачного ложа и брачной комнаты. Брачною комнатою избирался сенник, часто нетопленный. Необходимо было, чтобы на потолке не было земли, для того, чтобы таким образом брачная спальня не имела никакого подобия с могилою. Сенник обивался по стенам и устилался по помосту коврами; под стенами всегда были лавки с полавочниками, по четырем углам комнаты втыкалось по стреле, а на стрелы вешали меха соболей, в великокняжеских и царских брачных ложах по сорока, а в других по одному соболю, и сверх того, на оконечности стрелы втыкался калач; на лавках по углам ставили по оловяннику питейного меда; над дверьми и под окнами как внутри, так и снаружи по стенам прибивали по кресту.

Когда в этот покой вносили постель, то впереди несли образа Спаса и Богородицы и большой крест. Постель приготовлялась на кровати или на широкой скамье таким образом: сперва настилали снопы — в царских свадьбах число их было тридевять, то есть 27, в обыкновенных свадьбах по сорока; то и другое имело символо-кабаллистическое значение и, вероятно, употреблялось по произволу. На снопы клали ковер, а на него перины; на свадьбе Михаила Феодоровича положено было семь перин одна на другую; а у простых людей клали две перины и более, по желанию или по средствам. На перины клали изголовье и две подушки; на подушки натягивались шелковые наволоки. Постель была застлана шелковою простынею, на нее сверху постилали холодное одеяло; в довершение всего клали на подушку шапку, а в ногах теплое одеяло соболье или кунье, с оторочкою из более богатой материи, чем самое одеяло; шубу и ковер закрывали простыней. Вокруг постели навешивались тафтяные занавеси; над постелью ставились образа и крест, те самые, которые предшествовали при вносе постели. Образа были задернуты убрусами или застенками, смотря по их величине.

Возле самой постели ставили кади или открытые бочки со пшеницею, рожью, овсом и ячменем, это означало обилие, которого желали новобрачным в новом домоводстве. На царских свадьбах сенник устраивался во дворце. Между тем и у жениха, и у невесты пекли свадебные хлебы, или караваи, и готовили стол. Подготовка к венчанию Когда время венчания приближалось, невесту начинали одевать к венцу в самое лучшее платье и навешивали на нее сколько возможно более украшений; в это время девицы пели ей свадебные песни. Между тем в парадно убранной комнате ставили столы, накрывали их брачными скатертями, уставляли уксусницами, солоницами и перечницами, устраивали поставец, как это всегда водилось на пирах, и убирали место для жениха и невесты на возвышении, что называлось рундуком. На этом месте клали бархатные или камчатные золотые изголовья, а сверху покрывали их соболями, подле самого места становилось одно лицо из свадебных чинов; это лицо держало в руке пук соболей; его должность была опахивать молодых. Пред местом сидения новобрачных ставили стол, накрытый тремя скатертями, одна на другой; на них клали соль в солонице, калач или перепечу и сыр творог.

Над местом прибивали икону, и кроме того, в комнате, назначенной для торжества, ставили во всех четырех углах по одной иконе. Константин Маковский. Под венец. После того как в доме невесты было все готово и сама невеста одета, ей на голову возлагали венец — символ девичества — и вели с торжественностью в залу, где было устроено место для нее с женихом. Впереди шли женщины — плясицы, которых обязанностью было плясать и петь песни. За ними каравайники несли на полках, обшитых богатыми материями, караваи. На караваях лежали золотые монеты, называемые в описании царских свадеб «пенязями».

Потом следовали свечники со свечами и фонарщики с фонарями для свеч. Как у жениха, так и у невесты было по свече; два свечника несли одну свечу, так она была массивна, например, женихова в три пуда, а невестина — в два пуда. На свечи надевались серебряные или серебряно-вызолоченные обручи и бархатные или атласные кошельки. Возле свеч несли обручальные свечи и Богоявленскую крещенскую свечу , которою зажигали брачные свечи. В частных свадьбах жениховы караваи, свечи и фонари несли перед ним, когда он прибывал к невесте.

Свадебное меню было обширным, каждое блюдо носило свой смысл, но все вместе позволяло от души накормить и напоить гостей, чтобы не осталось ни одного голодного. Молодых должны были угостить хлебом-солью — по традиции, это был каравай. Сейчас все эти традиционные этапы проводятся во время банкета, столы на котором всегда ломятся от праздничных закусок. Изобилие мясных, рыбных блюд сменяется овощными, на столах обязательно есть хлеб, а венец застолья — торт. С подноса, который несла невеста, гости брали рюмку водки, взамен оставляя деньги, подарки, а после кричали: «Горько!

Этим они подтверждали, что выпили горячительный горький напиток. Еще одна традиция свадебного застолья — связывание свидетелями двух бутылок шампанского, одну из которых супруги, по русской традиции, откроют на годовщину, вторую — когда родится ребенок. Последний этап официальной части свадебного застолья России, ставший уже традицией — первый свадебный танец. Супруги вдвоем выходят танцевать, позже к ним присоединяются другие пары. Этот момент знаменует переход празднования свадьбы в танцевальную, музыкальную, конкурсную программу. После него супруги едут на свадебную прогулку, успевая побывать до банкета в нескольких местах, сделать памятные фото. Сейчас не всегда принято венчаться, поэтому кортеж забирает молодоженов сразу после свадебной регистрации. А раньше венчание было главной частью свадебного торжества, поэтому тщательно подбиралась не только сама церковь, но также наряды для невесты и жениха. Когда молодожены гуляют, происходит еще один обычай — гадание: они повязывают на лапки двух голубей ленты розового и голубого цвета, потом вместе отпускают птиц, определяя по традиции, какого пола будет будущий первенец — мужского или женского. Это делалось для того, чтобы уберечь юную девушку от порчи.

Мальчишник же, как традиция, появился не так давно — раньше жениху перед свадьбой следовало идти в баню одному. Свадебные кольца Свадебные кольца — символ верности, любви и преданности. Первыми они появились у египтян, которые верили, что такие подарки на свадьбу друг другу помогут сохранить искру отношений двух людей.

Тетмайер, «Сватовство», 1895 год Сватовство Сам ритуал сватовства тогда походил на деловые переговоры: жених проводил беседы с родителями невесты. Иногда процедура затягивалась на годы.

Если родители давали добро на брачный союз, мужчине предоставляли право на частые посещения дома будущей жены и возможность проводить время с избранницей. Девушка получала новый статус, визиты иных претендентов на ее руку осуждались обществом. Отказ жениха от встреч с семьей и невестой мог стать поводом для скандала, так как подобное поведение мужчины считалось оскорбительным. Формально в родительском одобрении для вступления в брак уже не было необходимости с XVIII века: уже тогда Петр I запретил принуждать кого-либо к браку. Однако перечить родителям все равно осмеливались немногие — влюбленные старались, чтобы отец и мать благословили союз.

В семьях, где было несколько девушек на выданье, нужно было соблюдать очередность: младшая дочь не могла опередить в замужестве старшую. Однако уже во второй половине века традицию, согласно которой родители решали судьбу детей, начали считать пережитком прошлого. Мальчишники и девичники Перед свадьбой традиционно закатывали мальчишники и девичники. Мужчины ходили по кабакам, к цыганам, пели песни под гитару и веселились.

Свадебные традиции и обычаи в России

Ведущим вечера выбрали Николая Баскова , так как именно он вел свадьбу самой звездной матери Михаила 13 лет назад. Ранее певица Жасмин показала фотографию со свадьбы сына Михаила и Евы Хачатурян.

Желательно, чтобы эти мечты имели хотя бы приблизительную форму, стиль проведения торжества. Либо это «бесшабашная» веселая вечеринка, где всем, как в песне поется «и неба было мало, и земли», либо традиционный банкет, где развлекательная программа от тамады будет гармонично сочетаться с музыкой, общением гостей, не претендуя на сапер динамичный ритм праздника. А может, ваша свадьба — это «светский раут», на котором все должно быть красиво, изысканно и стильно. Это, конечно же, не все возможные варианты свадебного торжества, более того, каждая свадьба индивидуальна и неповторима. Будут ли ваши гости чувствовать себя уютно,раскованно, в определенной атмосфере,ритме праздника? Если с этим вопросом полный порядок и гармония, то теперь самое время начать активные поиски тамады. Если у вас есть на примете ведущий, то обязательно необходимо встретиться с ним или хотя бы переговорить по телефону. Если ведущий не настаивает на личной встрече, то либо перед вами супер профессионал, которому достаточно услышать несколько фраз от клиента, либо,скорее всего, дилетант, непрофессионапьно относящийся к своему делу.

Именно на встрече вы поймете, насколько вам симпатичен ведущий. Что же касается развлекательной программы — многое опять-таки зависит от ваших пожеланий, но у хорошего ведущего должны быть свои изюминки программы — то, чего вы еще нигде не видели или не видели втакой трактовке. И, наконец, самый тонкий момент — оплата услуги ведущего. Вас должна насторожить как удивительно низкая,таки запредельно высокая цена. За первой могут скрываться дилетанты или те, кто делает первые шаги в этом деле. Слишком высокая цена часто не гарантирует высокое качество услуги, а больше говорит о хорошей маркетинговой составляющей в работе ведущего и его успехах в поиске клиентов. В итоге выбор всегда остается только за вами. Формальности Независимо от того, любите ли вы церемонии или нет, без регистрации в загсе не обойтись. Ваше дело решить, распишетесь вы быстро и без лишнего шума или пойдете по комнатам и залам загса повсем правилам.

Выбирая загс, нужно учитывать, по крайней мере, такой фактор,как расстояние от дома невесты. Стоит заранее узнать, есть ли при загсе стоянка для машин и вообще как обстоят дела с парковкой. Расспросите о продолжительности церемонии, поинтересуйтесь, играет живой оркестр или звучит магнитофонная запись, попросите показать зал регистрации и т. Конечно, этими вопросами должны заниматься свидетели. Если они хорошо потрудятся, для жениха и невесты церемония будет более чем приятной. Как подавать заявление? Прежде всего, необходимо выяснить, нет ли уже сформировавшейся в интернете очереди на подачу заявления в выбранный ЗАГС на выбранную дату. Если вы живёте в Москве и хотите, чтобы ваш брак был зарегистрирован летом в пятницу или субботу - скорее всего, вам придётся столкнуться с необходимостью занимать очередь и дежурить у ЗАГСа. Но не волнуйтесь, сама по себе очередь в ЗАГС - дело не страшное, а напротив, весёлое : Чтобы подать заявление в ЗАГС, сначала необходимо узнать его реквизиты и оплатить госпошлину.

Легче всего получить квитанцию в саом ЗАГСе. Затем с квитанцией об оплате и паспортами отправиться в ЗАГС, причем,обязательно вдвоем. Если до этого один из вас был в браке — необходимо свидетельство о расторжении предыдущего брака. Больше препятствий не будет. В загсе заполняете анкету. Определяетесь с датой и временем бракосочетания и возвращаетесь домой — ждать торжественный день и готовиться к свадьбе. В случае неявки на регистрацию заявление утрачивает юридическую силу, при повторном обращении подавать его нужно заново. Если хотите расписаться без церемоний, обсудите этот вопрос с сотрудниками загса. Чего не нужно делать при поездке в ЗАГС?

Откладывать решение с фото- и видеосъемкой на последний момент. Однако, следует помнить, что условия и расценки на эти услуги, предлагаемые сотрудниками ЗАГСа, могут немного удивить вас. Если у вас есть "свои" оператор и фотограф, следует заранее выяснить проблемы, которые могут у вас возникнуть, если вы откажетесь от навязываемых сотрудниками ЗАГСа услуг. Навязчиво приглашать работников ЗАГСа отметить торжественное событие в маленькой комнатке с шампанским. В любом случае, это ваша свадьба и если вы подойдёте к общению с сотрудниками ЗАГСа с позиции доброжелательности, скорее всего, они пойдут вам навстречу. Выбор свадебного платья Покупка свадебного платья — одно из самых приятных и волнительных событий в череде предпраздничных хлопот. Разнообразие моделейнастолько велико, что поиски могут затянуться. Чтобы не терять времени, специалисты советуют заранее продумать основные параметры свадебного платья, что значительно облегчит превращение вашей мечты в реальность. При выборе подвенечного наряда необходимо учесть множество факторов: время года, на которое назначено проведение бракосочетания, ведь от сезона зависит выбор ткани и такие важные детали платья, как длина рукава,глубина декольте и многое другое; степень официальности торжества.

Правила этикета строго предписывают форму одежды и нормы поведения для каждого приема. Например, шлейф — непременный атрибут свадебного платья для официальной церемонии, придающий особую торжественность празднику, не уместен на бракосочетании, проводимом в узком кругу родственников и близких друзей; особенности фигуры, которым следует уделить должное внимание. Умело подобранное платье поможет подчеркнуть достоинства фигуры и завуалировать недостатки, если они имеются, сделав вашу внешность еще более эффектной и неотразимой; многие салоны оказывают такой вид услуг, как пошив модели по эскизу заказчика или внесение изменений в уже готовое платье. Очень важно не потерять чувство меры, ипрежде чем сделать заказ, желательно, чтобы вы обратились за консультацией к модельеру. Квалифицированный совет специалиста поможет добиться оптимального результата вернее, чем «военный совет» призванных на помощь родных и подруг. Не стоит приглашать на поиски свадебного платья жениха. Дело даже не в дурной примете. Ваше появление на торжестве в сказочном, великолепном наряде должно стать для него сюрпризом, полной неожиданностью, лишний раз показывающей, какая красавица досталась ему в жены! Выбор сделан.

В случае, если во время примерки выяснится, что приглянувшаяся вам модель не «сидит» на фигуре идеально, не расстраивайтесь — всалоне бесплатно подгонят платье по вашим индивидуальным меркам. Есливы решили взять свадебный наряд напрокат, учтите, в этом случае подгонку по фигуре не делают. В свадебном салоне можно подобрать и все необходимые аксессуары: туфли, перчатки, фату, флердоранж цветочные веточки в прическу или модную шляпку. Тщательно подобранные, они придадут гармоничную завершенность вашему образу. Всматриваясь в свое прекрасное отражение в зеркале, вы улыбнетесь, предвкушая восторженные взгляды жениха и гостей и многочисленные комплименты, ведь предлагаемый свадебными салонами ассортимент моделей удовлетворит даже самую взыскательную и капризную невесту. Выбор костюма для жениха В плечах хороший костюм обязан сидеть как влитой, и при этом вы не должны чувствовать себя ни скованно, ни слишком расслабленно. На спине не должно быть ни вертикальных, ни горизонтальных складок даже в том случае, если вы вытянитеруки вперед. Если у пиджака две шлицы, что модно в последнее время, то они должны быть закрыты, когда пиджак застегнут. Если пиджак хорош вам в плечах, а нижнюю пуговицу вы застегиваете струдом, ни в коем случае не пытайтесь решить проблему, выбирая больший размер.

Лучше не спешапоэкспериментировать с костюмами разного роста и полноты. Стоя прямо, опустив руки, ухватите полы пиджака. Если сделать это вам удалось без лишних телодви- жений, значит, по длине он вам впору. Необходимо обратить внимание и на длину рукава — он должен быть короче манжеты сорочки на сантиметр-полтора. Если пиджак вам немного широковат или длинны рукава, попросите мастера, который обычно есть в хорошем магазине, подогнать костюм по вашей фигуре и росту. Пояс классических брюк всегда должен находиться на линии талии, а низштанин —закрывать задники ботинок до середины. На длину брюк нужно обратить особое внимание. Если она выбрана правильно, то на стрелке у лодыжки образуется один небольшой залом. Лучше всего покупать брюки с не подшитым нижним краем.

Тогда вы легко сможете подобрать необходимую для вас длину, а мастер в магазине подошьет их после примерки. Классические брюки подшивают с наклоном «на каблук» — так, чтобы сзади они были на один-два сантиметра длиннее, чем спереди. Причёска и макияж Свадьба — это еще один шанс раскрыть свою индивидуальность, показать все изыски своего стиля. Новая жизньдолжна начаться красиво, ярко и незабываемо. Если невеста будет венчаться, то существуют традиции, требующие от прически максимальной простоты и отсутствия локонов. При венчании невеста может сделать низкий пучок или валики. Волосы должны быть зачесаны назад без пробора или с прямым пробором. Вместо локонов по окружности головы заплести тонкие косички или закрутить локоны от висков и убрать в пучок. Основной принцип — создать гармонию между стилем и личностью.

Для этого лучше обратиться к специалисту, который создаст тот образ, который удивит, а может, и поразит всех. Всвадебной прическе важна натуральность, нежность, невинность и все же всегдаесть место для провокации. Прическа для невесты должна максимально открывать лицо, волосы при этом сохраняют эффект движения. Также одним из важных нюансов является макияж. Его необходимо продумать заранее. Макияж подчеркивает индивидуальность каждой женщины, он как бы «освещает» лицо. Макияж должен выглядеть легким и прозрачным. Все внимание акцентируется на глазах или губах. Чрезмерно броский макияж прибавляет юной невесте возраст.

Девичник и мальчишник День накануне свадьбы всегда был посвящен прощанию невесты с домом,родными, подругами. В этот день жених и невеста обязательно ходили в баню. Вечером устраивался девичник. Распространены подобные вечера и у жениха — жениховы посиделки — последний вечер в мужской холостяцкой компании. Если жених и невеста хотят накануне свадьбы быть вместе, то можно на девичник пригласить жениха с друзьями. Однако до конца девичника жениху оставаться нежелательно. На девичник или мальчишник накрывают стол с холодными закусками, подают кофе, чай. Сидеть за столом совсем не обязательно. Главное, чтобы было весело, устраивают игры, танцы и т.

Празднование накануне свадьбы не должно быть долгим и утомительным,не стоит злоупотреблять спиртными напитками. Каравай На Руси каравай готовили на свадьбы, при этом соблюдалось много обрядовых правил. Свадебный каравай украшают сложными тестяными узорами и веточками калины, которой с языческих времен приписываютмистические свойства и которая является символом любви. Символ семейного счастья — свадебный каравай — выпекают несколько женщин под руководством крестной матери жениха или невесты. При приготовлении свадебного каравая нужно соблюдать некоторые правила. Замес теста и украшение каравая производит только замужняя женщина. Причем, немаловажно, чтобы она была счастлива в браке и имела хороших детей. Считается, что эта женщина делится своим семейным счастьем с молодоженами. Перед приготовлением теста она должна умыться, вымыть руки, повязать голову платком и надеть нательный крест.

При замесе теста обязательнонужно читать молитвы например,«Отче наш» и «Богородицу». Сажать каравай в печь должен женатый мужчина, при этом он или окружающие также должны читать молитвы. Подают каравай после росписи и венчания,встречая жениха с невестой, перед тем, как сесть за столы. Родители жениха мать держит каравай на вышитом полотенце поздравляют жениха и невесту. Молодые благодарят родителей и принимают каравай. Сейчас стало принято откусывать или отламывать от каравая куски — у кого кусок будет больше, тот и станет хозяином в доме.

Венчание Обряд венчания в настоящее время проводится не всегда или откладывается на другое время. После регистрации и посещения церкви новобрачные совершают увеселительную прогулку по городу. Во время такой поездки нередко происходят нововведенные обряды современных свадеб. Например, на мостах вдвоем закрывают замочек на ключ, что символизирует нерушимость брака. Или повязывают голубям на лапки ленточки розового и голубого цвета и отпускают их для определения пола ребенка. С какой лентой голубь взлетит выше, тот и ознаменует пол будущего малыша. Девичник и мальчишник Девичьи посиделки перед бракосочетанием — давняя свадебная традиция России. Подружки ходили в баню, тщательно вымывали косу невесты, делились байками про несчастливые браки, чтобы отвести дурной глаз. Мальчишник на Руси проводить было не принято, молодой парень просто приводил себя в порядок: мылся в бане, стригся. Свадебные кольца Нанизывать друг другу на пальцы золотые и серебряные кольца — традиция всемирная. Прародителями этого события считаются древние египтяне, которые первыми внедрили красивый и романтический обычай. Сегодня ни одна свадьба в мире не обходится без обмена кольцами.

Считалось, что та из них, которая успеет похлестать себя банным веником невесты, тоже скоро выйдет замуж. Теперь с этой целью подружки ловят букет новобрачной сразу после церемонии бракосочетания. Девичники и мальчишники в современности нужны лишь для того, чтобы было прощание с холостяцкой жизнью. Современная свадьба Все чаще на банкетной части праздника стали гадать на пол первенца. Для этого по гостям разносят розовые и голубые ползунки, чтобы в них клали деньги. Таким образом, если в голубом оказывается сумма больше, чем в розовом, то родится мальчик. Традиции в наши дни уступают комфорту. Современные организаторы уверены, что, к примеру, катание часами по городу заставляет гостей скучать и отнимает слишком много времени. Свадебные традиции и обычаи русского народа В старину по славянским традициям было обязательным соблюдение следующих этапов свадебного обряда: Сватовство. Девичник перед свадьбой и мальчишник. Выкуп невесты. На Руси считалось, что белый — цвет смерти, а при замужестве девушка умирает и рождается, как женщина. Поэтому на свадьбах по сей день присутствует обилие данного оттенка в одежде и украшениях. Особенности свадебных обрядов в России заключались в символике. Так, круглый хлеб, подающийся для укуса молодоженом, символизировал солнце, а соль — чистоту Православная свадьба начиналась с того, что невесте расплетали косы. А пока она пела минорные песни, проходило прощание с девичьей фамилией на свадьбе. Свадебные кольца укладывали на платок, который поднимали выше макушки жениха и невесты. Такой свадебный обряд в русских традициях означал совершение любовного завета на небесах, так как голова человека ассоциировалась с миром небесным. Молодожены в момент бракосочетания были окружены особым трепетом. По представлениям наших предков создание семьи было созданием нового мира, где соединяются не два человека, а солнце жених и земля невеста. Славянские свадебные обычаи Еще один свадебный славянский ритуал на Руси — обряд вокруг печки. Когда юноша приводил жену в свой дом, первое, что она делала, — кланялась и молилась очагу, поскольку он считался сердцем жилища.

Sorry, your request has been denied.

04 Если проанализировать источники, описывающие свадебные обычаи русского народа, можно выделить несколько важных этапов создания новой семьи, каждому из которых соответствовал свой обряд. Современные свадебные традиции в России Современная свадьба в России вобрала в себя гремучую смесь из исторических традиций, которые были перемешаны с обычаями советской эпохи и разбавлены новизной перестройки и «лихих 90-х». Современные традиции на русской свадьбе во многом перекликаются с традициями прошлых веков и большой частью с привычками советской эпохи. Русская свадебная традиция. русские свадебные традиции. Традиции и обряды». Экспозиция знакомит с забытыми и во многом утраченными свадебными традициями русского народа, напоминает об их истоках и содержании. Эти традиции могут напугать кого угодно: как на Руси проходили свадебные гуляния и какие ритуалы предстояло пройти новобрачным.

Свадьба в России сегодня: традиции и современные тренды

Одной из таких традиций является свадебный каравай. Свадебный каравай как традиция одна из самых старых и с ней связанно выполнение многих ритуалов. Прежде всего, свадебный каравай должен быть испечен определенным образом. На нем обязательно должна присутствовать веточка калины, как символ любви. Готовиться он должен также определенным образом. Тесто должна замешивать женщина, которая находится в счастливом браке и имеет кучу детей. Замешивая тесто для свадебного каравая — она тем самым делится своим счастьем с будущей семьей. Свадебный каравай как традиция существует и сегодня, правда несколько в упрощенном виде. Также со свадебным караваем существует традиция такая, что жених и невеста должны откусывать от него. И считается, что кто больше откусить, то и будет главным в семье.

Свадебное платье и традиции с ним связанные Со свадебным платьем связанно множество традиции и суеверий, причем многие из них перекочевали к нам от других народов. К примеру, цвет свадебного платья на Руси традиционно считался красным до времен императрицы Екатерины 2.

В старину на эту роль приглашали уважаемого и счастливого в браке мужчину, избираемого, как правило, со стороны жениха. Он был ответственным за общий порядок, являлся административным распорядителем, а фактически всё время был с женихом и поддерживал его. Именно тысяцкий чаще всего проводил народные обряды соединения жениха и невесты. Дружко дружка , дружко больший — важнейшая должность, своего рода ведущий.

Он был ответственен за духовно-волшебную составляющую свадьбы, помогал правильно провести обряды. Не нужно путать дружку с холостым другом жениха. Последний часто назывался поддружьем, но в некоторых областях России например, в традиции западнорусской свадьбы также звался дружкой, что иногда создаёт путаницу. Вот как об этом писал В. Даль: «Где бывает по двое и более дружек, из холостых, там это помощники и прислужники». А вот как В.

Даль описывал главного дружку: «Женатый молодец, главный распорядитель, бойкий, знающий весь обряд, говорун, общий увеселитель и затейник; он же уводит и ночью стережёт молодых; ему помощник поддружье и третьяк. В Сибири дружка самое почётное свадебное лицо, дока, знахарь, который отводит всякую порчу». На Русском Севере дружку ещё называли вежливец от слова «ведать» — действительно, ведовство магия было важной частью его функций, он исполнял обязанности колдуна: оберегал свадебный поезд и молодую пару, читал заговоры. Часто дружко имел при себе красиво украшенную плеть реже посох , с помощью которой крестил поезд и дорогу в начале и в конце пути. Плетью он был обязан ударить по месту, на которое сядут молодые во время пира, бил ею по дверям в доме жениха, а также по брачной постели. Избираться дружка мог как из родни жениха, так и из родни невесты бывало, но редко , но чаще не был родственником, а являлся просто известным в округе уважаемым человеком, не принадлежавшим ни одной из сторон свадьбы.

Нейтральный характер этой должности выражался в следующих функциях: нередко накануне свадьбы дружко приглашал гостей от имени и невесты, и жениха; свадебным утром дружка помогал жениху пройти подготовительные предсвадебные ритуалы, затем ехал к родне невесты — узнать, всё ли готово к выкупу, и снова возвращался к жениху, чтобы помочь поезду благополучно добраться до дома невесты; дружка следил за всеми обрядами, даже за самыми интимными. Если дружко был вежливцем, его могли пригласить в баню, где парилась перед свадьбой невеста, чтобы он провёл очистительные обряды, и никто не считал зазорным, что они оба там были нагими11. А после брачной ночи по сведениям «Домостроя» невеста, простоволосая и одетая только в халат на голое тело и шубу, звала дружку, чтобы он осмотрел её заранее приготовленную сорочку сама невеста при этом пряталась за ширмой. На некоторых свадьбах все магические функции поручались отдельному персонажу — вежливцу. Отличительным знаком дружки часто был рушник, перевязанный через плечо, либо два рушника через плечо крест-накрест. Обычно дружке платили деньгами и хлебом.

Друг жениха, поддружье, дружко младший, боярин — магический заместитель жениха, а также помощник главного свадебного распорядителя. Он всегда находился неподалёку от новобрачного. Поддружье имел право участвовать в торге на выкупе вместо жениха что особенно ярко проявлялось в западнорусских областях. В западнорусских регионах его отличительным знаком был венок из восковых цветов с красными лентами, приколотый к левой груди, в других землях — перевязанный через плечо рушник прообраз современной ленты с надписью «свидетель». Друзья жениха, бояре, женихи — неженатые приятели новобрачного. Они могли украшать себя красными деталями одежды все как один были в красных рубахах вместе с остальными поезжанами, либо просто дополняли костюмы красными лентами.

В некоторых областях России частью костюмов друзей жениха были топорцы декоративно-ритуальные топорики, состоявшие из основы и бартки в виде секиры. Подруга невесты, боярка большая — была главной помощницей и магическим заместителем невесты. Эта девушка всюду сопровождала новобрачную во время предсвадебной недели и на самом торжестве держалась рядом. Обычно её просили расплести косу невесте перед свадьбой. В её обязанности часто входило проведение торга на выкупе. Отличительным знаком боярки большой был венок из восковых цветов с красными лентами, приколотый к левой груди в западнорусских регионах.

На русской свадьбе, кроме главной подруги, были и другие подружки невесты боярки , которые должны были помогать исполнять её роль. До обряда сочетания невесту прятали среди её подруг, чтобы обмануть нечистую силу, поэтому цвет нарядов подружек часто был таким же, как у неё самой белым, как правило. Свашки, свахи — в старину тётки и крёстные матери обоих новобрачных, реже — дочери крёстных, замужние сёстры новобрачных. Свашки со стороны невесты всегда были при ней, поддерживали её за руку, сидели рядом за столом. Посаженные родители обязательно присутствовали на свадьбе, если настоящие уже умерли или не могли посетить торжество, и выполняли все их функции. Даже если с родными отцом и матерью было всё в порядке, на некоторые домашние обряды первую часть «княжьего» стола и венчание, присутствовать на котором родителям запрещалось всё равно приглашали посаженных родителей.

Часто на эту роль звали крёстных. Посаженная чета — это ритуальная пара, магический заместитель новобрачных. На эту должность обычно назначали настоящую супружескую пару. Часто «по совместительству» эту роль выполняли: тысяцкий и его жена, либо дружко и его жена, либо посаженные родители. В обязанности посаженной четы входило «показывать дорожку» первыми целоваться при возгласе «горько» , выполнять некоторые обряды перед и после брачной ночи этому будет посвящён отдельный раздел , устраивать послесвадебную баню для новобрачных. Так же, как жених и невеста, они воздерживались от пищи на свадьбе, и для них устраивалась их собственная «брачная ночь».

Как двойники новобрачных, они должны были запутать злые силы, а также по принципу подобия зародить у новобрачных такие же благополучные супружеские отношения, что и у посаженной четы. Ритуальные муж и жена не проводили весь свадебный день рука об руку. Этот свадебный чин известен с XII века и до наших дней. Сторож — часто это была женщина, которая сидела возле невесты в начале выкупа, а далее разметала дорогу молодым наряженным веником или метлой листовой, а не голой. Глядельщики, зрители — лица, которые не были приглашены на свадьбу, но приходили «поглядеть». По неписаному закону, они никогда не присоединялись к песням, пляскам, не переступали порог, а наблюдали, стоя за дверьми, глядя в окна.

В прошлом такие зрители обязательно должны были присутствовать на свадьбе — таким образом достигалась «всенародность» и санкционированность обществом брачного торжества. Музыканты, певцы, певцехорки — приглашённые за вознаграждение исполнители. Обычно не должны были являться родственниками новобрачных. В старину они пели, стоя рядом с порогом т. Глава 2. От сватовства до помолвки Как в старину договаривались о будущем бракосочетании жениха и невесты и породнении двух родов?

С помощью досвадебных обычаев, главные из которых мы сейчас рассмотрим. Пойди за меня — я тебя хочу [в жёны], а ты меня [в мужья]; а на то свидетель Игнат Моисеев». Значит, ещё 800 лет назад было допустимо сделать предложение девушке напрямую, в простой письменной форме, заручившись лишь поддержкой свидетеля, не обставляя это действо никакими обрядами. Спрашивать согласие на брак у самой девушки, а не у родителей, могло быть частым делом и у древних славян. По сведениям «Повести временных лет» и другим летописям, парень нередко делал предложение девушке на народном празднике, во время массовых молодёжных игр и гуляний. В чём заключался обряд, летописи подробно не рассказывают.

Однако самым распространённым вариантом на Руси было сватовство, которое инициировали родители.

Она, не зажигая свечи и накрывшись платком, как только ударяли колокола к заутрени, обращалась к матери. Затем, также с плачем обращалась к крестному отцу, тоже ночевавшему в доме невесты. Затем все вместе отправлялись на утреннюю службу в церковь.

Даже поход в церковь был регламентирован. Впереди шел крестный отец, за ним шла невеста, а за нею — подруги. После службы, выйдя из церкви, невеста снова обращалась с плачем к крестному отцу, после чего шла домой. Отец с матерью, увидев, что дочь приближается к дому, открывали ворота, после чего невеста входила во двор, оборачивалась к подругам и обращалась с плачем к ним.

Затем она кланялась подругам и проходила в избу. Все шли за ней следом. Войдя в избу, невеста молилась, а затем снова плакала. После этого ритуального плача подруги невесты расходились по домам, чтобы переодеться в праздничные наряды и снова вернуться в дом невесты.

С их приходом начинался обряд выкупа невесты. В это время жених, получив от родителей благословение иконой и хлебом-солью, выезжал за невестой. Вместе с ним ехали его родственники, которых на Руси называли «поезжане». В это время невеста просила благословения умыться и одеться у родителей, кланяясь им в ноги, а затем шла одеваться.

Она умывалась с мылом, надевала чистую рубашку, китайник — женскую горничную одежду типа сарафана из синего холста, на плечи накидывала шаль, а на голову повязывала ленту, на которую надевала фату. На ноги невеста надевала чулки и коты — особые женские ботинки. Во время процедуры одевания совершался еще один обряд — голое тело опоясывалось лыком, что символизировало защиту от колдунов, под правую руку ложилось немного льна, шерсти и мыла, что символизировало желание невесты одеваться чисто и богато, на грудь ложилось три кренделя для того, чтобы у мужа никогда не переводился хлеб, и три пряника, символизирующих сытую жизнь. Помогали невесте одеваться ее подруги.

После процедуры одевания, они выходили к родителям невесты с песней пожелания здоровья невесте с женихом, ее родителям, а также будущим детям. После песни молились у всех икон, а затем садились на лавки и пели. Пока подруги пели песни, невеста плакала. После песни подруги расплетали невесте косу, что также сопровождалось пением специальной песни - «кому оставить свою руссу косу и девью красоту?

Выкуп невесты. Когда жених подъезжал к дому невесты, то первым в дом входил дружка — главный персонаж в свите жениха. Он обращался к подругам невесты, чтобы они вышли из-за стола, но те не обращали на него внимания, продолжая петь. Затем, они говорили, что не уступят даром свое место и хотят, чтобы дружка прислал кого-то помоложе себя и с выкупом.

После этого входил жених, а за ним вносили пряники. Жених, подойдя к столу, говорил: «ну, красные девицы, нельзя ли уступить нам это место», потом перед каждой клал по прянику или по два. Подруги невесты продолжали петь, не обращая на него внимания. Затем к девушкам подходил крестный отец жениха со словами: «Красные девицы послушайтесь хоть того, кто постарше вас, а я вам за место заплачу».

После этого он клал перед любимой подругой невесты деньги. Если подругам дар нравился, то они прощались с невестой, выходили из-за стола, а на столе оставляли елку. Елка символизировала красоту. Невеста брала эту елку и выходила из-за стола, елку относила матери, а мать ставила елку в угол.

Крестный отец невесты брал ее за руку и сажал на шубу за стол рядом с женихом, рядом садилась сваха, после чего невеста начинала плакать в последний раз. Во время песни сваха расплетала невесте косу, подруги пели свите жениха песни и давали деньги, гости получали угощение. Маковский К. Под венец.

Серпуховский художественно-исторический музей, Серпухов Затем все вместе отправлялись на венчание. Выводил невесту брат или дядя после молитвы и благословения родителей. Выводящий получал благословение, брал от иконы свечку и шел в куть — задний женский угол в избе, где девушки от лица невесты пели каждому члену семейства песню о том, что она отказывается выйти без отца или матери без благословения. Невесту выводили за конец платка, который она держала в руках.

Выводящий подводил ее к столу, вместе с ней молился, обводил вокруг стола, ставил возле жениха и предавал ему конец платка, приговаривая: «У меня невеста была послушна и почетна, держи ее так, чтобы она и тебя слушала и у тебя была честна». В это время женихова сваха заходила в куть куть — угол в избе против устья русской печки и с поднятыми руками вверх говорила три раза: «Обманули — провели! Девушки просили у дружки рыбный пирог, который он отдавал с головы, вставши на стул так, что девушки вынуждены подпрыгивать. Затем они пел песню.

Когда жених получал невесту, крестный жениха угощал всех вином и первую рюмку подносил выводящему невесту, потом подносил по рюмке отцу и матери, затем всем остальным подносилось вино. После этого угощения гости садились за стол, и подавалась закуска, состоящие из трех блюд: рыбного пирога, похлебки и челпана — каравая хлеба. Угощение подавалось под деревянными блюдами, что также было обусловлено обрядовым действом — крестный отец жениха снимал блюдо с каждого угощения, после чего мать невесты приносила челпан в знак того, что пора заканчивать закуску. Жених со свитой привозили с собой пиво, которым угощали родственников невесты и ее подруг.

После закуски подруги пели песни для жениха, свахи и гостей, затем целовали гостей, а те дарили им деньги. После этого гости становились посередине избы, а на места невесты с женихом садились родители невесты. Посидев немного, они выходили из-за стола. Жениха и невесту благословляли хлебом и иконой, которые затем передавались свахе невесты.

С собой в церковь брали пиво, чтобы угостить гостей после венчания. Но на этом действо не заканчивалось. Подруги невесты садились на подушку или шубу, на которой за столом сидела невеста, и требовали выкуп. Выкуп уплачивал крестный отец жениха.

Только после этого все выходили из избы. Выход жениха и невесты из избы обставлялся как театрализованное действо. В разных регионах России существовали разные традиции выхода жениха и невесты. Например, в Пермской губернии происходил отъезд к венцу молодых следующим образом: на дворе жених брал в охапку невесту и сам усаживал ее в сани вместе со свахой, а сам верхом ехал вместе с тысяцким тысяцкий - должностное лицо княжеской администрации в городах Средневековой Руси, первоначально военный руководитель городского ополчения.

Гости выходили во двор и усаживались. Их нужно было угостить; в это время девушки пели трогательные песни, окружив жениха и невесту. Между тем колдун или знахарь обходил кругом все сани, телеги, верховых лошадей, экипажи и все остальное, чтобы удостовериться, что нигде нет колдовства. Наконец брат или дядя невесты отворяли ворота, и свадебный поезд отправлялся в церковь.

При выезде из двора, дружки крестообразно хлестали нагайкой ворота невесты и ближайший угол дома. После этого девушки в сопровождении вытницы — женщины, причитавшей на свадьбе — возвращались в избу и усевшись на то место, где только что сидела невеста, закусывали пирогом и расходились по домам. Когда свадебный поезд останавливался у церкви, свахи ставили жениха и невесту рядом и давали им держаться руками за концы ширинки и в этом положении вели их в церковь. Кузин С.

К свету Божьему. После венчания молодые в сопровождении гостей отправлялись в дом жениха. Свадебный поезд встречали родители жениха и его родственники. Отец выносил икону, а мать — хлеб-соль.

Братья и сестры жениха, если таковые имелись, выходили навстречу поезду с брагой и пивом. Иногда, в северных регионах России, мать жениха выходила навстречу молодоженам грязной, одетой в лохмотья. Таким образом, она хотела показаться страшной молодой жене и внушить ей боязнь к себе. После того, как гостям подавалось вино, все заходили в избу.

Отец и мать жениха вставали у стола лицом к дверям. Молодые молились на икону, которая была в руках у отца, а затем трижды кланялись и подходили за благословением. После благословения свахи уводили молодых за печь или на женскую половину, где новобрачной заплетали две косы вместо одной и надевали головной убор. Затем молодоженов выводили к столу.

Молодые усаживались лицом к дверям. Дружка произносил молитву и начинался свадебный пир. В южных регионах России было принято, чтобы после венчания молодожены разъезжались по своим домам. Вечером молодой муж приезжал к жене и оставался ночевать в ее доме, а утром увозил ее к себе.

Свадебный пир имел огромное значение, если говорить о свадебных обрядах. Молодоженов за столом называли «князь» и «княгиня», им отводилось почетное место под иконами обязательно лицом к двери. Соблюдалась степень родства при рассадке гостей, а также мужские и женские места. Жених и невеста не ели и не пили, перед ними ставили пустую миску, а столовые приборы перевязывали красной лентой.

Этот обряд связан с представлениями о том, что жених и невеста не имеют права принимать участие в трапезе вместе с женатыми родственниками, поскольку еще к ним не относятся. Правда, такой запрет распространялся не на все регионы России. Так, например, в Пермской губернии молодые ели одной вилкой и одной ложкой, пили из одного стакана, что символизировало их единство. Существовала круговая подача вина, ее частота определялась возможностями устроителей пира, так у богатых вино подавали после каждого блюда, а у бедных — через три блюда.

Во время подачи вина молодой наливал рюмку, а молодая подносила ее на тарелке. Гости выпивали только тогда, когда выпьют молодые. Было принято при каждой подаче высказывать пожелания молодым и дарить им деньги. Свадебный ужин состоял, как правило, из рыбного пирога, щей, холодца, жареной баранины, утки, индейки и челпана.

Если свадьба выпадала на постный день, то предлагались судак с уксусом, рыбный пирог, уха, мед и кисель. Одним из основных свадебных обрядов была брачная ночь. Именно брачная ночь, а не венчание в церкви делала жениха и невесту мужем и женой.

Новой традицией стал запуск в небо пары белых голубей, а разбивание бокалов осталось из старинной русской традиции. Новым стало проведение после регистрации свадебной фотосессии и подвешивания именных замков на перила у мостиков.

Затем все собираются в ресторане. Приглашённые гости уже ждут молодых. Родители встречают жениха и невесту с хлебом и солью. По старинной традиции молодым дают разломить каравай и определить, кто в доме будет хозяином и покормить друг друга. Во время пира в отличие от старинного обычая, жених и невеста уже не сидят за столом голодными, а кушают вместе со всеми.

Сам пир проводится с участием тамады, поднимаются бокалы за молодых, дарятся подарки, проводятся веселые конкурсы и поются песни.

Традиции русской народной свадьбы

С этой традицией я столкнулась на цыганской свадьбе в конце 90-х, на которой работала в качестве певицы. Свадебные традиции бракосочетания в России являются смесью из старинных русских обрядов, традиций советского периода и западных веяний. Все о свадебных традициях и обычаях в России: современные, классические и устаревшие ритуалы, их описание и смысл. Современные свадебные традиции в России Современная свадьба в России вобрала в себя гремучую смесь из исторических традиций, которые были перемешаны с обычаями советской эпохи и разбавлены новизной перестройки и «лихих 90-х». Все чаще можно услышать о выездной регистрации, без классических караваев, Свадебные обычаи и традиции в России, сватовство, свадебное платье, фата невесты, венчание, свадебная прогулка, выкуп невесты.

О женитьбах и свадьбах в старину на Руси

Но почему бы не добавить немного магии, той, что проверена веками? Ритуалов, которые практиковались в такой день, на Руси было много. Какие-то канули в Лету, но что-то дошло и до наших дней. В статье расскажем про свадебные традиции прошлого и 2024 года. Русские народные свадебные традиции и обряды Много веков назад о любви в современном ее понимании при заключении брака речи не шло: две семьи договаривались между собой и женили детей. Впрочем, каждой стороне этой «сделки» хотелось, чтобы союз был все же удачным: муж — работящим и ласковым, жена — не ленилась, была бы хорошей матерью и хозяйкой. Поэтому желание молодых тоже учитывали. А в некоторых южных губерниях девушка могла не соглашаться на брак, если симпатии к молодому человеку не испытывала. На благополучие семейной жизни были нацелены многочисленные обряды и приметы. Русские народные свадебные традиции и обрядыИсточник: ХочуВсеЗнать.

Часто будущая свекровь, которую называли «большуха», присутствовала на посиделках молодежи и приглядывала для сыновей жен. Перед венчанием большуха ходила с невестой в баню, где оценивала ее физические способности вынашивать и рожать детей. Нередко случилось так, что молодые впервые видели друг друга в день свадьбы. Отсюда и пошло слово «невеста»: то есть «невесть кто», неизвестная девушка. Девушки должны наплакаться перед свадьбой «Не будешь плакать перед свадьбой — наплачешься в замужестве», — так считали предки. Потому девице полагалось нарыдаться вволю. Даже если девушка была рада замужеству, все равно соблюдала традицию. В патриархальном обществе не плакать было неприлично. Плач невесты имел также большое психотерапевтическое значение — он помогал пережить сильный стресс: переход из отчего дома в чужой дом мужа нередко менялся даже населенный пункт , смена социального статуса из девицы — в женщину, в жену.

Невеста прощалась со своей прежней жизнью. Кстати, девичник — веселое и яркое событие — уходит корнями в эту традицию: в старину сосватанная девушка рыдала вместе с подругами в бане, накануне венчания. Шкатулка с подарками В день венчания жених отравлял суженой шкатулку с подарками. Лежали там мыло, гребни, ленты, зеркала и принадлежности для шитья. Среди приятных женскому сердцу мелочей встречалась и плетка — символ власти над будущей супругой. И пользоваться ей, кстати, впоследствии могли по прямому назначению. Висела такая плетка в избе на видном месте, подчеркивая статус главы семейства. Ведущая роль мужчины сохранилась и в языке: женщина выходит замуж, то есть «за мужа» и берет его фамилию. Чем больше повозок было в его составе, тем выше статус свадьбы.

При этом было важно, чтобы число лошадей оставалось нечетным, — это на удачу. Преобразившийся «свадебный поезд» есть и сегодня в виде вереницы украшенных машин. У ворот дома суженой парень платил выкуп и участвовал в драке постановочной, разумеется. Проигрыш показывал уважительное отношение к родным будущей жены. Современные свадебные традиции в России Ни один свадебный обряд прошлого не дошел до наших дней в чистом виде — все они претерпели какие-то изменения. Тем не менее, интересно отследить, откуда пошла та или иная традиция. Белое платье и фата Белый цвет платья только сегодня трактуется как символ чистоты и невинности — в Средние века белая одежда считалась траурной. Что перекликается с такой трактовкой замужества: невеста в своем прежнем, девичьем, виде «умирала» для своей семьи. На Руси свадебные сарафаны были красного или зеленого цветов с богатой вышивкой.

Алый — традиционный цвет нарядов невест также в Китае, Индии и в других странах. Фата встречается у многих народов с древних времен. Изначально это было довольно плотное покрывало, которое носила невеста, чтобы уберечься от злого глаза. На Руси голову девушки перед венчанием покрывали платком. Это имело еще и ритуальный смысл: невеста переходит из одного мира в другой, точно так же, как мертвец, ее лица никто не должен был видеть.

Свахи в ту пору были людьми востребованной профессии, ведь только у них была база данных всех невест и женихов в округе определенного уровня финансового достатка.

Но к началу XX века свах с их рынка стала вытеснять «Брачная газета». В ней публиковались объявления потенциальных женихов и невест, так найти себе пару было гораздо дешевле, чем через сваху, к тому же появлялся шанс у бесперспективных с точки зрения свахи кандидатов. Но в то же время был и велик риск нарваться на бесприданницу, разорившихся дворян и других личностей, не востребованных на брачном рынке. Невестку выбирали тщательно, обращая внимание на все детали и обстоятельства. Среди дворян были в почете «Ярмарки невест» - светские сезоны, которые завершались свадьбами, подразумевали одно — смотрины. Здесь также активно работали свахи, которые не пропускали массовые гуляния и могли разузнать про понравившегося кандидата всю информацию.

В Петербурге в Летнем саду в Духов день женихи выстраивались вдоль двух сторон аллеи, а невесты вместе с семьями якобы гуляли мимо, свахи тут же рассказывали про девушек и их семьях потенциальным женихам. Молодежь из рабочей и крестьянской среды знакомилась самостоятельно во время гулянок или в церкви. Основополагающую роль при сватовстве играло приданое девушки, учитывая, что всем сословиям без исключения вторую половинку активнее всех искали родители, в этом нет ничего удивительного. Приданое — это не про любовь Приемка приданого по описи. Несмотря на то, что приданое существует и сейчас, в ту пору отношение к нему было весьма скрупулёзным и прагматичным. Невеста могла быть хороша, но вот если подкачало приданое, то ждать ей жениха пришлось бы долго.

Муж или его семья должны были полностью содержать будущую жену, даже если в последующем они бы разошлись. Некоторые семьи, отдающие невест, требовали в качестве подтверждения состоятельности жениха некую сумму, у мусульман это называют калымом. Но это не было распространено повсеместно, достаточно было и того, что жена поступала на полное обеспечение мужа. Поэтому, к стороне супруга вопросов было меньше, а вот с приданым, с которым невеста входила в дом будущего мужа, разбирались более детально. Покупка приданого. Юные девушки часто коротали вечера за шитьем собственного приданого.

Приданое полностью зависело от финансовых возможностей семьи невесты, если семья была богатой, то с собой девушка могла привнести в семью мужа и семейные наделы, и скот, и драгоценности, и столовое серебро, и векселя, и наряды, и белье, и целые деревни. Если семья была богатой, то отец мог отписать дочери приданое уже при рождении. Если же семья не имела возможности выделить богатое приданое, то чаще всего в него входили «женские» инструменты для работы, например, прялка. Считалось нормой, чтобы к приданому полагалась опись хорошо, что не акт приема-передачи. Впрочем, договорные отношения никого не смущали, ведь брачная сделка осуществлялась на основании описи приданого и перехода права собственности. Приданое навсегда оставалось имуществом женщины и ее супруг, и его родители не могли распоряжаться им без ее согласия.

Если приданое приносило доход, то он делился равномерно между супругами, причем доходы жены или ее приданое, в случае банкротства мужа, не могли быть списаны в счет долгов.

О том, от каких свадебных традиций молодожены не спешат отказываться, рассказывают «Известия». Свадебные традиции в России — 2024: каравай Свадебный каравай — неизменный атрибут на любой свадьбе, которым встречают дорогих гостей и благословляют на брак. По традиции каравай должны печь в семье жениха. Раньше на Руси для выпечки привлекались замужние женщины, которые были счастливы в браке и имели здоровых детей. Считалось, что таким образом они передавали свою позитивную энергетику новобрачным. Вдов, бездетных и разведенных к этому процессу не допускали. Каравай украшали колосьями пшеницы, которые символизировали достаток, ягодами калины, олицетворявшими любовь, голубями или лебедями — символами верности. Подавался он мамой жениха на рушнике, который вручную вышивала невеста. Первыми отщипнуть по кусочку от каравая должны были молодожены, затем угощали всех гостей.

Если в этот же день планировалось венчание, то пекли два хлеба. Второй оставляли в церкви как дар.

С какой лентой голубь взлетит выше, тот и ознаменует пол будущего малыша.

Девичник и мальчишник Девичьи посиделки перед бракосочетанием — давняя свадебная традиция России. Подружки ходили в баню, тщательно вымывали косу невесты, делились байками про несчастливые браки, чтобы отвести дурной глаз. Мальчишник на Руси проводить было не принято, молодой парень просто приводил себя в порядок: мылся в бане, стригся.

Свадебные кольца Нанизывать друг другу на пальцы золотые и серебряные кольца — традиция всемирная. Прародителями этого события считаются древние египтяне, которые первыми внедрили красивый и романтический обычай. Сегодня ни одна свадьба в мире не обходится без обмена кольцами.

Букет невесты Прообразом кидания букета в толпу девушек на церемонии служит старый обряд передачи венка с головы невесты близкой подруге. Этот ритуал определяет будущую новобрачную. На современной свадьбе России к традиции добавился пикантный нюанс.

Невеста снимает подвязку с чулка и бросает холостым мужчинам, чтобы узнать, кто из них следующий потенциальный жених. Похищение невесты Конечно сейчас счастливую девушку никто не похищает, разве что если жених русской невесты — мусульманин.

Свадебные традиции в XIX веке: ярмарки невест, сватовство и мальчишники

Например, в Пермской губернии происходил отъезд к венцу молодых следующим образом: на дворе жених брал в охапку невесту и сам усаживал ее в сани вместе со свахой, а сам верхом ехал вместе с тысяцким тысяцкий - должностное лицо княжеской администрации в городах Средневековой Руси, первоначально военный руководитель городского ополчения. Гости выходили во двор и усаживались. Их нужно было угостить; в это время девушки пели трогательные песни, окружив жениха и невесту. Между тем колдун или знахарь обходил кругом все сани, телеги, верховых лошадей, экипажи и все остальное, чтобы удостовериться, что нигде нет колдовства. Наконец брат или дядя невесты отворяли ворота, и свадебный поезд отправлялся в церковь. При выезде из двора, дружки крестообразно хлестали нагайкой ворота невесты и ближайший угол дома.

После этого девушки в сопровождении вытницы — женщины, причитавшей на свадьбе — возвращались в избу и усевшись на то место, где только что сидела невеста, закусывали пирогом и расходились по домам. Когда свадебный поезд останавливался у церкви, свахи ставили жениха и невесту рядом и давали им держаться руками за концы ширинки и в этом положении вели их в церковь. Кузин С. К свету Божьему. После венчания молодые в сопровождении гостей отправлялись в дом жениха.

Свадебный поезд встречали родители жениха и его родственники. Отец выносил икону, а мать — хлеб-соль. Братья и сестры жениха, если таковые имелись, выходили навстречу поезду с брагой и пивом. Иногда, в северных регионах России, мать жениха выходила навстречу молодоженам грязной, одетой в лохмотья. Таким образом, она хотела показаться страшной молодой жене и внушить ей боязнь к себе.

После того, как гостям подавалось вино, все заходили в избу. Отец и мать жениха вставали у стола лицом к дверям. Молодые молились на икону, которая была в руках у отца, а затем трижды кланялись и подходили за благословением. После благословения свахи уводили молодых за печь или на женскую половину, где новобрачной заплетали две косы вместо одной и надевали головной убор. Затем молодоженов выводили к столу.

Молодые усаживались лицом к дверям. Дружка произносил молитву и начинался свадебный пир. В южных регионах России было принято, чтобы после венчания молодожены разъезжались по своим домам. Вечером молодой муж приезжал к жене и оставался ночевать в ее доме, а утром увозил ее к себе. Свадебный пир имел огромное значение, если говорить о свадебных обрядах.

Молодоженов за столом называли «князь» и «княгиня», им отводилось почетное место под иконами обязательно лицом к двери. Соблюдалась степень родства при рассадке гостей, а также мужские и женские места. Жених и невеста не ели и не пили, перед ними ставили пустую миску, а столовые приборы перевязывали красной лентой. Этот обряд связан с представлениями о том, что жених и невеста не имеют права принимать участие в трапезе вместе с женатыми родственниками, поскольку еще к ним не относятся. Правда, такой запрет распространялся не на все регионы России.

Так, например, в Пермской губернии молодые ели одной вилкой и одной ложкой, пили из одного стакана, что символизировало их единство. Существовала круговая подача вина, ее частота определялась возможностями устроителей пира, так у богатых вино подавали после каждого блюда, а у бедных — через три блюда. Во время подачи вина молодой наливал рюмку, а молодая подносила ее на тарелке. Гости выпивали только тогда, когда выпьют молодые. Было принято при каждой подаче высказывать пожелания молодым и дарить им деньги.

Свадебный ужин состоял, как правило, из рыбного пирога, щей, холодца, жареной баранины, утки, индейки и челпана. Если свадьба выпадала на постный день, то предлагались судак с уксусом, рыбный пирог, уха, мед и кисель. Одним из основных свадебных обрядов была брачная ночь. Именно брачная ночь, а не венчание в церкви делала жениха и невесту мужем и женой. В некоторых северных регионах России брачная ночь проводилась следующим образом: спустя час после начала свадебного пира молодых вели спать в сопровождении отца, матери, свахи и всех поезжан, включая знахаря колдуна и дружек.

Дружки приносили пирог, пиво, брагу. Отец и мать называли молодую хозяйкой и предоставляли ей право угощать всех, знахарь доставал свой пирог и подавал молодым. Они его ели вместе, в знак того, что они муж и жена и теперь неразлучны. Поезжане пили и закусывали, целовали молодых по три раза, дарили деньги. Молодая произносила молитву, разувала мужа.

Верхнее платье молодой снимал сам. Затем гости уходили, оставались только знахарь и сваха. Раздетую до рубашки невесту сваха и знахарь просили обнять и поцеловать мужа, уложить его в постель, потом молодая ложилась сама. Когда они ложились, сваха от радости плясала. Знахарь поправлял постель, обходил вокруг и нашептывал заговор.

Затем молодых оставляли до утра. Утром к молодым приходил знахарь и будил их. Молодая одевалась и одевала молодого в чистое белье. Второй день свадьбы начинался с того, что гостей приглашали позавтракать. После завтрака продолжался свадебный пир.

Тесть и теща очень редко приглашались на второй день свадьбы. Молодая жена приглашала всех родственников вымыть руки перед тем, как садиться на стол, этим она выражала свою покорность и смирение перед новой родней. После умывания всем дарились подарки. Молодые кланялись отцу с матерью, а затем передавали им подарки — вино, сыр, каравай и медную монету. Этой медной монетой отец тер усы и бороду, а затем сам одаривал их деньгами, которые клал на блюдо.

Подаренные деньги молодая жена брала себе. Праздничный пир начинался примерно в три часа, потому что процедура одаривания была достаточно продолжительной. В конце обеда дружка спрашивал родителей: «Не пора ли молодых спать уложить? Отец говорил: «Не пора». Только после третьего вопроса дружки, отец соглашался и стол заканчивался.

Молодые, кланялись трижды по пояс, трижды в землю, потом опять трижды в пояс, падали отцу и матери в ноги и просили благословения. Знахарь вел молодых спать, приносил рюмку вина или стакан пива, нашептав в напиток и отплюнув в сторону, давал выпить молодым и уходил. Все разъезжались по домам, кроме знахаря и дружки. Через полчаса дружка, по поручению родителей, отправлялся за молодой. Молодая, по приказанию свекрови заводила хлеб или брагу к завтрашнему дню и опять отправлялась спать.

Собирали гостей и на третий день. В этот день собирали так называемый пирожный стол, молодые угощали всех пирогами. Это символизировало желание водить хлеб-соль с новой родней. Молодые сами не садились за стол на третий день, они только подавали угощение и напитки гостям. Свадьбы на Руси были двух типов — драма или праздник.

Свадьба-драма праздновалась, как правило, на севере, особенно в Сибири. Ее отличительной особенностью являлось большое количество причитаний, сопровождавших действо с момента сговора и до венчания. Для южных регионов была характерна свадьба-праздник. Причитания на южной свадьбе были возможны только в том случае, если невеста была сиротой. Невеста-сирота причитала на могилах своих родителей о том, что они не дожили до этого счастливого дня и не могу выдать ее замуж.

Подруги невесты пели грустные песни, поэтому же поводу. Убор невесты. Муромский историко-художественный музей, г. Муром Фольклорно-историческая трактовка традиционных свадебных обрядов В древности свадебный обряд был неразрывно связан с магией. Именно поэтому многие свадебные обряды имеют конкретное «магическое» содержание.

Например, можно говорить о таком обряде, как необходимость обвести молодых вокруг дерева или печного столба. Переход молодой жены из отцовского рода в род мужа являлся одновременно и переходом под покровительство духов другого рода. Такой переход требовал защиты молодых специальными оберегами. Эти обереги не только защищали молодую жену, но и способствовали здоровью молодых и возможности иметь много детей. Во многих словесных выражениях сохранилась символика обвода молодых вокруг дерева: окручаться выходить замуж, жениться , крученка любовная связь , крутить, повивать менять невесте прическу и девичий головной убор на женский , округа, повойник, завивало головной убор замужней женщины.

Разумеется, с течением времени, изменением религиозных представлений русского народа этот обряд утратил свое первоначальное значение и стал представлять собой эстетическое действие, обязательную свадебную игру, не имеющую под собой той особой магической базы — принятие из чужого рода в свой род. Это положение верно для огромного количества свадебных обрядов, которые с течением времени утратили свое значение и либо стали восприниматься просто как обязательная, но ничем не подкрепленная часть свадебного действа, либо получили новое значение в соответствии с веяниями времени. Например, обычай, согласно которому жених не видит невесту с момента сговора до свадьбы, объясняемый тем, что жених не участвовал в ее выборе и порой был не знаком с ней до дня свадьбы, сохранился и в настоящее время. Современные молодые люди, которые зачастую живут вместе до свадьбы, предпочитают разъезжаться по разным квартирам в ночь перед свадьбой, при этом объяснение этому многие не могут найти. Что касается традиций, получивших новую трактовку в соответствии с веяниями времени, то здесь можно сказать об уже упомянутой традиции преломления свадебного каравая.

Она возникла в XIX веке в Англии. Каждый гость на английской свадьбе приносил с собой маленький пирог, эти пироги складывались перед женихом и невестой, которые должны были целоваться над ними. В настоящее время традиция преломления пирога получила новую трактовку — тот, кто отломит или откусит от пирога больший кусок, будет главой семьи. Интересна традиция кражи и покупки невесты. Так, покупка невесты в выражается в обряде выкупа невесты, в символической продаже ее косы и даже в словах, с которых начинается сватовство — «У вас — товар, у нас — купец».

Обряд кражи невесты сохранился до сих пор, он уходит корнями в те времена, когда древние славяне воровали понравившихся им девушек, которые затем жили с ними в качестве жен.

Обычаи России на свадьбу включены в специальный раздел, они позволяют построить программу мероприятия таким образом, чтобы в него были включены обязательные элементы и оригинальные решения. Почему важны традиции и обычаи Соблюдение свадебных традиций и обычаев повелось еще давно, многие из них придумывались и широко использовались при проведении любого свадебного торжества. А в основе большинства традиций и обычаев лежит ценный опыт семейной жизни. Придерживаться традиций следует из уважения к старшему поколению, их советы и напутствия как никогда нужны молодой паре, вступающей в брак. Традиции России на свадьбе отличаются от многих других традиций. В основе этих традиций лежит российская культура, которая за годы своего существования накопила бесценный опыт.

Все наряжались, старались надеть красное. Брали с собой угощение, одаривали прохожих. Перед поездом посылали вестника — предупредить невесту.

Поезд могли сопровождать казаки, скоморохи, приглашенные музыканты. Родители невесты приезжали на пир позже, уже после прибытия молодоженов. А невесту в поезде сопровождал брат, крестная или сваха.

Иногда в поезде сразу везли приданое. Это он размахивает перед поездом срубленным молодым деревцем, ездит предупредить невесту, охраняет от порчи, задабривает родню невесты на выкупе. Свадебное платье было красным На сватовство невесту наряжали в красный сарафан.

А под венец она могла идти в красном или зеленом платье. Традиция надевать белое платье появилась довольно поздно: в 1840 году британская королева Виктория вышла замуж за герцога Альберта в белом и очаровала всех. Другие невесты-аристократки выбирали белое платье в подражание ей.

Лебедев «Боярская свадьба» 1883 Одна псковитянка выходила замуж в 1910 году в зеленом платье, и это было в порядке вещей. Белый наряд невесты на картине Василия Пукирева «Неравный брак» — отсылка к белому савану. Василий Пукирев «Неравный брак».

Брачная ночь В разных регионах было по-разному: где-то молодые ночевали в доме невесты, где-то в доме жениха. Жених вносил невесту в свой дом на руках, чтобы обмануть домового: она как ребенок, вроде не вошла через порог, а в доме появилась!

Знание этих традиций составляет наш культурный код. Они наполняют нас знанием своего прошлого и пониманием своего настоящего».

Со временем архаические свадебные обряды переставали исполняться. Так, когда Пётр I женился в первый раз на Евдокии Фёдоровне Лопухиной, то свадебные ритуалы были упрощённые. Народ же хранил свадебные традиции и до середины ХХ века. В деревнях свадьбы почти всегда были красочными, театрализованными, наполненными различными ритуалами, обрядами и суевериями.

Русскую свадьбу гуляли три дня, каждый из которых имел свои обряды.

Свадебные обычаи и традиции в России

Важно помнить и чтить обряды и традиции своей страны, поэтому мы подготовили в помощь молодоженам серию статей. Традиции свадебного дня. Свадебные традиции в России являются смесью из старинных русских обрядов, традиций советского периода и западных веяний. Какие свадебные традиции и обычаи существуют в России.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий