В-четвертых, для Глобального Юга Россия выглядит не его органической частью, а аутсайдером Глобального Запада, который пытается вернуть себе потерянное влияние. Надеюсь, что COP29 как международная платформа позволит нам привлечь страны Глобального Юга в реализацию нашей общей повестки дня и в то же время успешно развивать отношения с европейскими странами.
Баланс сил изменился: «глобальный Юг» отказывается потакать Западу и киевскому режиму
Политологи Кэлли Грико и Мари Журден высказываются в том же духе в World Politics Review: пока значительная часть мира — это автократии, интерпретация российско-украинской войны как столкновения демократического мира с авторитарным будет лишь отталкивать незападные и развивающиеся страны от участия в проукраинской коалиции. А японский политолог, профессор Университета Кейо Митито Цуруока еще в июне писал, что такой нарратив неэффективен и даже ошибочен, поскольку оправдать действия России нельзя, даже если бы Украина не была демократией. В результате этот акцент скорее указывает на «избирательность» поддержки, чем апеллирует к универсальным принципам. Для стран «глобального Юга» события в Украине являются проблемой прежде всего в силу той социально-экономической нестабильности, которую они порождает, пишет Ратланд. Рост цен на энергоносители и продовольствие и их вероятные политические последствия беспокоят страны Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки. Однако в основном они не спешат винить в этом Россию. Напротив, господствующий нарратив возлагает ответственность на Запад и США, которые, дескать, спровоцировали или не предотвратили этот конфликт, а затем ввели против России чрезмерные санкции. Аналогичная ситуация — и в Индии. Антиколониальный нарратив сопротивления гегемонии США и Запада оказывается определенно более влиятельным, чем нарратив «защиты демократии, атакованной авторитарной деспотией».
Соответствующий параграф изложен как призыв завершить все мировые конфликты на основе принципов Устава ООН. Неспособность прийти к согласию по декларации саммита сигнализировала бы о том, что G20 безвозвратно раскололась между Западом, с одной стороны, и Китаем и Россией — с другой, считают многие западные аналитики. При этом компромиссные формулировки в заявлении «двадцатки» по российско-украинскому конфликту и включение Африканского союза в качестве нового члена G20 называются явной победой Индии как принимающей стороны, а также свидетельством того, что страны так называемого третьего мира больше не готовы играть роль статистов в обсуждении важнейших мировых проблем. Конечно, есть и недовольные, считающие, что Запад пошел на слишком большие уступки. К примеру, премьер-министр Канады Джастин Трюдо заявил, что если бы дело зависело только от его страны, то в декларации саммита содержались бы куда более жесткие формулировки, особенно в отношении украинского конфликта. Узнать подробнее Впрочем, Трюдо незамедлительно получил на это ответ со стороны главы Госдепа США Энтони Блинкена, который не согласился с тем, что декларация, принятая в Нью-Дели, оказалась слабой. Напротив, он назвал ее «громким заявлением».
Большинство влиятельных стран Глобального Юга приобрели уже достаточную субъектность для того, чтобы проводить собственную политику, ставить свои собственные цели, как, например, Индия. Даже с чисто дипломатической точки зрения им не нравится просто штамповать то, что говорят в Вашингтоне». Немецкий журналист и политолог Александр Рар уверен , что пока Глобальный Юг не стал союзником России, но и не встал на сторону Запада. Этого сделать не удалось, но попытки были, причем достаточно сильные. Был найден именно нужный компромисс с видным авторством членов БРИКС, которые твёрдо стояли на позиции, что не хотят ни изолировать, ни критиковать, ни нажимать на Россию», - указал Рар. Журналист и политолог Георгий Бовт также считает , что Глобальный Юг не хочет вступать в блоки ни с Западом, ни с Россией: «Глобальный Юг не стал союзником России в борьбе с Коллективным Западом по итогам саммита «Двадцатки». Глобальный Юг не хочет заниматься тем, чтобы вступать в какие-то блоки.
Кроме того, обозреватели в своей публикации заявили, что стране, которая попытается «оспорить имидж России как антиимпериалистического агента», предстоит «долгая битва». Издание также заявило, что Украина тоже стремится обрести союзников в этом регионе, упирая на тезис о борьбе с Кремлем, однако не получает соответствующей поддержки со стороны других государств.
Официальные новости
Из-за позиции США от Америки отворачиваются страны Глобального Юга, которым очевидны двойные стандарты и лицемерие западных политиков, разоткровенничался в интервью Financial Times один из дипломатов. Но для мировой финансовой системы конечно более важен прецедент конфискации суверенных активов другой страны. Глава кабмина Михаил Мишустин призвал страны глобального Юга объединиться в межгосударственные организации, создавая независимые макрорегионы, чтобы противостоять давлению коллективного Запада.
Инвестиционные миражи: стоит ли ждать от глобального Юга вложений в Россию
Издание Financial Times заявило, что действия Армии обороны Израиля в секторе Газа перечеркнули дипломатические усилия Запада по “перетягиванию” стран Глобального Юга на сторону Украины. NI: отношение России к странам Глобального юга подчеркивает ненадежность США. FT: страны глобального Юга отвернулись от Запада из-за действий Израиля в Газе. Усилия западных стран, которые стремятся заполнить украинской тематикой всю международную повестку, вызывает недовольство стран Глобального юга. Усилия западных стран, которые стремятся заполнить украинской тематикой всю международную повестку, вызывает недовольство стран Глобального юга. По словам высокопоставленного дипломата страны – участницы "Большой семерки", Запад определенно проиграл битву за Глобальный Юг, и вся работа, проведенная с его странами в отношении Украины, потеряна.
Официальные новости
Однако задача «не допустить» сближения этих стран с Россией и Китаем выглядит, с точки зрения интересов США как «страны гегемона», более важной. Взгляды Запада на вопросы ЛГБТ также плохо совместимы с его геополитическими интересами в других регионах - к примеру, при выстраивании отношений со многими государствами Африки и Ближнего Востока. Отторжение глобального Юга вызывают как американские претензии на «исключительность», так и европейские на «универсальность». В обоих случаях возможность диалога и компромисса не предполагается изначально. В то же время, в случае таких реальных проблем, как углубление социального неравенства, являющееся одной из наиболее болезненных для глобального Юга, Запад предлагает не глубокое и продуктивное обсуждение, а лишь подмену формальными «политическим ритуалам и символической политикой»[v]. БРИКС, в свою очередь, выдвигает такие «парадигмы развития глобального масштаба», которые отражают приверженность ведущих государств не-Запада принципам многостороннего диалога, а также — инициативы и конфигурации экономического сотрудничества, в рамках которых в максимальной степени отражаются интересы всех стран глобального Юга, пожелавших присоединиться к ним. Таким образом, нынешний виток конкуренции за влияние на страны глобального Юга носит комплексный характер. С одной стороны, во многих случаях продолжает иметь место «привычное» столкновение интересов развитых и развивающихся стран. Вместе с тем, набирают силу и динамику борьба между сторонниками дальнейшей интеграции развивающихся государств в процесс западо-центричной глобализации и приверженцами сохранения национальной независимости и самобытности. Следует отметить, что глобальный Юг едва ли заинтересован в реинкарнации двухполюсного противостояния времен «холодной войны». Сегодня «третьему миру» больше не нужно «выбирать сторону».
Развивающиеся государства могут работать одновременно с разными конкурирующими державами или компаниями, извлекая синергетическую выгоду из проектов, продвигаемых иностранцами. Кроме того, эпоха идеологий, по-видимому, уходит в прошлое. Все ведущие мировые силы испытывают трудности с формулированием «объединяющей идеи или глобального плана», способных привлечь подавляющее большинство граждан или государств мира. Наконец, прагматичные лидеры государств глобального Юга хорошо понимают, что без конкуренции между ведущими державами, они не получали бы такого объема иностранных инвестиций, как в последние годы. В своей политике в отношении государств глобального Юга, соперничающие группы ведущих стран выступают проводниками целого ряда геоэкономических инициатив, способных кардинально изменить финансово-экономический ландшафт едва ли не большей части мировой экономики.
Но также они «целесообразны в качестве дополнительного мотиватора для крайне необходимого экономике инвестора, который не очень хочет или сомневается». Вложения в отрасли и производства, продукция которых пользуется спросом, в государственных субсидиях не нуждаются — только в рыночном финансировании, убежден он, либо же в таких случаях должен регулироваться и фиксироваться размер наценки на конечный продукт, чтобы исключить перетекание «разницы» в карман инвестора за счет потребителя. И необходим контроль «результатов, выраженных в денежных и неденежных показателях эффективности», убежден эксперт.
Дамир Кудряков считает, что опробованные инструменты привлечения по-прежнему работают, принципиальный вопрос — в эффективности органов исполнительной власти на местах. Возможности региональных властей ограничены льготами по налогу на прибыль и имущество на определенный период, масштабная поддержка на федеральном уровне возможна после внесения изменений в законодательство о доступе иностранных компаний в стратегически важные отрасли для страны, говорит Артем Голубев. Насколько это целесообразно, с его точки зрения — большой вопрос. Всевозможные саммиты и визиты, по его мнению, в текущей ситуации тоже не слишком эффективны. Но каждый игрок принимает самостоятельные решения», — рассуждает эксперт. И все же дипломатам и чиновникам придется поработать: внести корректировки в соглашения об избежании двойного налогообложения с рядом стран, заключить двусторонние договоры и т.
Во всех своих заявлениях Зеленский не уставал дублировать тезисы о том, что на встрече в Джидде были делегации 42 государств, что якобы демонстрирует их поддержку Украины и украинского плана урегулирования. Этого на самом деле не было, а в перспективу принятия "10 пунктов" мирного плана, или, как его называют, украинской "формулы мира" в качестве основы для мирного урегулирования, приемлемого и для государств — лидеров Глобального Юга, не верили ни в Киеве, ни в других западных столицах. По итогам встречи в Джидде произошло изменение информационного фона. Вместо "формулы мира", которая должна была стать основой проведения мероприятия, прозвучали совсем иные комментарии. Китай предложил обсудить красные линии российской стороны и представил свой мирный план из 12 пунктов, где сказано о необходимости уважать суверенитет и территориальную целостность всех стран, отказаться от менталитета холодной войны, прекратить боевые действия, возобновить переговоры между Москвой и Киевом и отказаться от антироссийских санкций. Другие страны Глобального Юга, включая организаторов мероприятия, также рассматривали консультации в Джидде с иного ракурса, нежели Запад.
К числу основных следует отнести пандемию коронавируса, глобальную экономическую рецессию и резкое снижение мировых цен на углеводородное сырье и другие сырьевые товары, традиционно составлявшие основу экспорта многих стран глобального Юга. Сопутствующими факторами стало обострение конфликтных ситуаций на Ближнем Востоке Сирия , в Северной Африке Ливия , в Латинской Америке Венесуэла и в некоторых других точках глобального Юга. Обострение геополитического и экономического противостояния между США и Китаем может дать странам Юга некоторые дополнительные тактические возможности, но в целом будет иметь для этих стран больше негативных, чем позитивных последствий, превращая их из субъектов мировой политики в объекты манипуляции со стороны сверхдержав. Выход глобального Юга из кризиса будет более сложным и медленным по сравнению с глобальным Севером; соответственно, общее соотношение сил между Севером и Югом будет меняться в пользу первого при том, что вполне возможны отдельные исключения в виде успешного преодоления последствий кризиса теми или иными развивающимися странами. Системный кризис усилит многочисленные негативные тенденции, действовавшие на глобальном Юге в предыдущий период; он способен оказаться катализатором множества новых политических, экономических и социальных кризисов национального и регионального уровня; многие латентные хронические проблемы, существовавшие на Юге до 2020 г. При этом нынешние межгосударственные и гражданские вооруженные конфликты на глобальном Юге в своем большинстве не будут разрешены, вероятно их продолжение в той или иной форме с периодическими обострениями и временными периодами снижения интенсивности. Необходимым условием решения этой задачи будет выход международной системы на принципиально новый, более высокий уровень глобального управления.
SRF: «глобальный Юг» разочарован Западом, признающим только свои проблемы
Путин и символы арабского мира. Глобальный Юг всё дальше уходит от Украины - 06.12.2023 Украина.ру | Дагестан становится важнейшим узлом совместного проекта России и стран Глобального Юга. |
Запад осознал себя на грани разрыва с Глобальным Югом | Многие страны Глобального юга, в том числе Саудовская Аравия и ОАЭ, являются для Украины «мировоззренческими» врагами. |
Глава ЕК заявила о разочаровании глобального Юга в России и Китае: Политика: Мир: | Новости и анализ Глобального Юга. |
Причины, по которым Глобальный Юг поддерживает Россию, а не Запад | Издание Financial Times заявило, что действия Армии обороны Израиля в секторе Газа перечеркнули дипломатические усилия Запада по “перетягиванию” стран Глобального Юга на сторону Украины. |
Ряд стран Глобального Юга с начала 2024 года стали забирать своё золото из США Сегодня | Из-за действий Израиля страны Глобального Юга отвернулись от Украины — EADaily — Последние новости мира и Европы сегодня. |
NI: отношение России к странам Глобального юга подчеркивает ненадежность США
FT: страны Глобального Юга отстранились Запада из-за конфликта в секторе Газа. Россия выступает за то, чтобы страны «глобального Юга» имели больше голосов на международных площадках при принятии решений. К странам Глобального Юга принято относить страны Африки, юга Азии, Ближнего Востока, Латинской Америки и Карибского бассейна. Влияние усиления роли государств глобального Юга, в том числе африканских, на переформатирование миропорядка обусловлено украинским кризисом. По словам главы государства, Россия выделит более 90 млн долларов для снижения долговой нагрузки африканских стран. Новости и анализ Глобального Юга.
CGTN: реакция глобального Юга на украинский конфликт застала США врасплох
Страны Глобального Юга отвернулись от США из-за действий Израиля в Газе | (добавляет после Лунды): Прекрасно понимаем такое отношение наших боливийских друзей как и подавляющего большинства других стран Глобального Юга и Востока к Североатлантическому альянсу. |
Баланс сил изменился: «глобальный Юг» отказывается потакать Западу и киевскому режиму | Россия выступает за то, чтобы страны «глобального Юга» имели больше голосов на международных площадках при принятии решений. |
"Примаковские чтения". "Глобальный Юг": будущая сила и сегодняшние проблемы | Глобальный юг не солидаризируется со стремлением Запада и Украины полностью возложить всю ответственность на Россию, но и не высказывается в поддержку специальной военной операции. |
Страны Глобального Юга отказались от Запада из-за войны в Палестине | Расширение БРИКС за счет стран Глобального Юга увеличило значимость блока, предоставив справедливые и равные права всем странам-участницам, несмотря на уровень экономического развития. |
Мишустин назвал ключевые направления для взаимодействия с дружественными странами
Поделиться Между двумя мирами: глобальный Юг больше не верит западным элитам Между двумя мирами: глобальный Юг больше не верит западным элитам Улыбки, хлопки по плечу, крепкие рукопожатия. В отличие от страны, в которой проходит встреча, это пространство — дружественное. Пока — в старом составе. Все эти страны поддерживают основополагающие цели и ценности БРИКС, включая дух солидарности, равенства, взаимоуважения, открытости, инклюзивности и взаимовыгодного сотрудничества на основе консенсуса", — сказал Лавров. И то, что БРИКС становится многочисленнее, — свидетельство того, что к новому формату международных взаимоотношений — тянутся.
К началу 78-й сессии Генассамблеи стало окончательно ясно: будущее мира решит не Запад, а динамично развивающиеся экономики, к мнению которых раньше мало кто прислушивался. Они сейчас стоят перед выбором — между двумя мирами: первый — основанный на правилах, которые пишет золотой миллиард, и второй — мир подлинного суверенитета, где государства учитывают интересы друг друга", — отмечает Прихода.
Об этом 28 августа пишет издание Asia Times. ИА REGNUM «Некоторые наблюдатели утверждают, что мы становимся свидетелями возвращения глобальной России через экономическое и политическое влияние», — говорится в статье. Отмечается, что заявления Москвы о борьбе с гегемонией Запада завоевали расположение Африки.
Ранее спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предположила , что в новом составе правительства кардинальных изменений не будет. Перестановки возможны, но в целом, костяк кабинета останется. Международное положение.
Этого сделать не удалось, но попытки были, причем достаточно сильные. Был найден именно нужный компромисс с видным авторством членов БРИКС, которые твёрдо стояли на позиции, что не хотят ни изолировать, ни критиковать, ни нажимать на Россию», - указал Рар. Журналист и политолог Георгий Бовт также считает , что Глобальный Юг не хочет вступать в блоки ни с Западом, ни с Россией: «Глобальный Юг не стал союзником России в борьбе с Коллективным Западом по итогам саммита «Двадцатки». Глобальный Юг не хочет заниматься тем, чтобы вступать в какие-то блоки. У него есть свои вопросы к Западу, и их довольно много. Запад же пытается пойти навстречу Глобальному Югу, чтобы не допустить как раз его блокирования ни с Россией, ни с Китаем. Глобальный Юг хотел бы лавировать между разными силами и действовать в своих собственных интересах.