Рубинштейн Сергей Леонидович советский психолог и философ фото биография.
Библиография
- Жизненный путь и научная деятельность С.Л. Рубинштейна
- С.Л. Рубинштейн и его вклад в совершенствование отечественной психологии ::
- РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович
- Сергей Леонидович Рубинштейн - советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР.
- Сергей Леонидович Рубинштейн — краткая биография | Биографии известных людей
- Биография С.Л. Рубинштейна
Рубинштейн Сергей Леонидович — Биография
С 1922 по 1930 г. В 1930 г. Герцена сейчас - Российский государственный педагогический университет имени А. Герцена 1930-1942. В 1942 г. В 1945 г. В противовес этому Р. В 1937 г. В период ВОВ Р.
Его учителями были такие знаменитые философы, как Г.
Коген и П. В 1914 году началась Первая мировая война , и Рубинштейн вернулся в Одессу. В 1917 году он начал преподавать в одесских гимназиях. Ланге , в апреле 1919 года Сергей Леонидович был избран приват-доцентом кафедры философии Новороссийского университета который в это время переименовывают в Одесский институт народного образования. После смерти Ланге, в 1921 году, Рубинштейн был избран на вакантную должность профессором кафедры психологии. C 1922 года Рубинштейн занимает должность директора Одесской научной библиотеки. Он принимает деятельное участие в развитии библиотечного дела в России. С середины 1928 года — внештатный профессор ИНО. Этот период был успешным для его научной деятельности, став «периодом его становления как психолога».
Первый «психологический» период: Ленинград, 1930—1942 годы[ править править код ] В 1930 году переехал в Ленинград и, по приглашению Басова М. В 1937 утвержден ВАК в учёной степени доктора педагогических наук без защиты диссертации и в учёном звании профессора. Возглавлял секцию педагогической психологии в Государственном институте научной педагогики.
Дальнейшее развитие в трудах Рубинштейна получает также генетический подход к исследованию сознания, психики на основе принципа единства субъекта и объекта. Он рассматривает сознание в динамике, усложнении, связанной с изменением форм активности субъекта, условий и характера его взаимодействия с действительностью. И доказывает, что через организацию практических действий путем их включения в систему осмысленной предметной деятельности, побуждаемой конкретной потребностью, можно воздействовать на психофизиологические и двигательные функции. Например, восстановление и компенсация нарушенных в результате ранения двигательных функций руки объем подвижности пораженных звеньев руки достигались не путем механической тренировки например, по инструкции поднять руку как можно выше , а через изменение психологического характера задачи за счет изменения инструкции — достать высоко расположенный предмет. Оказалось, что максимальная величина объема движения, которой достигает испытуемый в первом случае, не является для него предельной.
При изменении задачи он демонстрирует значительное увеличение объема движения. В статье С. Рубинштейна "Советская психология в условиях Великой Отечественной войны" 1943 г. Среди них: исследование путей повышения перцептивных возможностей военнослужащих; психологические исследования методов обучения и подготовки кадров военных специалистов, особенно в технических, специальных родах войск и, прежде всего, в авиации; психологические проблемы управления войсками, решения тактических и стратегических задач; психологические вопросы дисциплины, эмоционального поведения бойцов, воспитания воинского духа и воли; отбор людей для технических воинских специальностей и изучение их способностей; восстановление боеспособности и трудоспособности раненых бойцов; мотивация боевых действий военнослужащих. Известно, что, благодаря психологическим исследованиям под руководством С. Геллерштейна, А. Запорожца, А. Леонтьева и С.
Рубинштейна в годы войны были разработаны методы и средства восстановления движений раненых бойцов и скорейшего возвращения их в боевой строй или в народное хозяйство. Особое внимание исследователи уделяли мотивационным аспектам деятельности бойцов, и главным образом — моральным мотивам, имеющим общественную значимость. По словам С. Рубинштейна, моральные мотивы — это "самое человеческое в человеке". Причем речь идет не о противопоставлении личного и общественного, а об их органическом единстве. Рубинштейн считал проблему мотивов человеческого поведения одной из важнейших для отечественной психологии. По материалам книги "Выдающиеся психологи Москвы".
После смерти Ланге С. Л Рубинштейн подал в конкурсную комиссию Одесского института народного образования заявление на замещение вакантной должности, и в 1921 г. Первая статья, которую выпустил С. Л Рубинштейн, пребывая в новой должности, была посвящена памяти Ланге и называлась «Принцип творческой самодеятельности». В ней он изложил свои основные положения и принципы, подверг критическому анализу конфликт между объективностью и конструктивностью знания, вытекающий из идеалистических концепций. По мнению автора, объективное бытие включает в себя элемент творческой конструктивности. В 1922 г. Этот принцип является основой не только в психологии, но и в педагогике. По мнению С. Рубинштейна, субъект в своих действиях, в актах своей творческой самодеятельности не только проявляется, но и созидается и определяется. Данный метод подразумевает существенную роль деятельности в формировании человека и его психики. В дальнейшем ученый неоднократно подчеркивал важность этого принципа для педагогической практики. В течение следующих лет С. Рубинштейн предпринял несколько командировок в Харьков. Во время одной из них он принял участие в съезде научных работников Украины. Занимая с 1925 г. Будучи в командировке в Москве, он готовил доклад к всероссийскому библиографическому съезду. Также ученый принимал участие в съезде библиотекарей в Ленинграде, а в апреле 1927 г. С середины 1928 г. Этот период был удачным и для его научной деятельности.
Рубинштейн сергей леонидович
Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формирование его самого. На этом только зиждется возможность педагогики…» [3] Исходные для общей системы философско-психологических воззрений положения Рубинштейна получили свое развитие в последующие периоды его творчества, с особой же глубиной — в московский период. Но в Москве Рубинштейн оказался не сразу. Назначение состоялось благодаря поддержке авторитетного в то время крупного ленинградского психолога М. Крупным событием в разработке методологических основ психологической науки в нашей стране стала публикация программной статьи Рубинштейна «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса» 1934.
В ней он отверг попытки соединить субъективную психологию сознания с трактовкой поведения как совокупности реакций. Именно на этой основе утвердился принцип единства сознания и деятельности, ставший ведущим для нового периода в развитии отечественной психологии. Согласно этому принципу, человек и его психика в частности, сознание формируются, развиваются и проявляются изначально в практической деятельности. А потому и изучаются они прежде всего через проявление в деятельности игровой, учебной, трудовой и др.
Так Рубинштейн конкретизировал идущую еще от Гете общую идею: в начале было дело а не ветхозаветное слово. Обосновав принцип единства сознания и деятельности, Рубинштейн фактически положил конец малопродуктивным дискуссиям о соотношении сознания и поведения, которые в течение многих лет велись в психологическом сообществе. На этом основании он провел методологический анализ кризиса в мировой психологии. Им была вскрыта уязвимость проекта преодоления кризисной ситуации, который был предложен австрийским психологом Карлом Бюлером.
Последний считал, что необходимо соединить в некое целое разнонаправленные ветви психологической мысли — интроспекционизм, бихевиоризм и культурно-историческую психологию. Следует отметить в связи с этим важнейшую личностную характеристику творчества Рубинштейна — способность охватить всю панораму мировой психологической науки, как в ее деталях, так и в общих тенденциях развития. Понимая необходимость подготовки молодого поколения психологов, Рубинштейн в 1935 году опубликовал психологический труд, обобщивший состояние мировой и отечественной психологической науки на рубеже 20—30-х годов. Первый в то время общий курс психологии был составлен им не в виде академической монографии, а как учебное пособие «Основы психологии».
Этот новаторский учебник оказал существенное влияние на характер изучения малопопулярной в те годы дисциплины. Именно Рубинштейну принадлежит инициатива преподавания ее не только в педагогических учебных заведениях, но и в университетах. С введением ученых степеней Рубинштейн первым в стране получил степень доктора педагогических наук по психологии. В 1940 году в Учпедгизе вышел его фундаментальный труд «Основы общей психологии», который до сего дня переиздается и продолжает выступать ценным источником научного знания для новых и новых поколений психологов.
Работая в Ленинграде, Рубинштейн поддерживал тесные творческие контакты с рядом московских психологов. В свою очередь, приезжая в Москву, Рубинштейн активно общался с коллегами, которые также разрабатывали психологическую категорию деятельности, — Тепловым, Леонтьевым и др. Когда началась война, Рубинштейну, как и другим крупным ученым, предложили эвакуироваться, но он решил остаться в осажденном Ленинграде, считая своим гражданским долгом в качестве проректора в отсутствие ректора организовать работу коллектива института в суровых условиях блокады. В марте 1942 года институт удалось эвакуировать на юг страны.
А в апреле первое издание «Основ общей психологии» было удостоено высшей в то время — Сталинской — премии. Книга была представлена на награждение рядом психологов, а также выдающимися учеными В. Вернадским и А. Ухтомским, давно и глубоко интересовавшимися проблемами психологии.
В 40-е годы присуждение премий в большинстве случаев объективно выражало общественное признание научных достижений. Сталинские лауреаты обладали тогда большим авторитетом и могли в известной степени влиять на ход событий в сфере своей профессиональной деятельности. Вот почему 1 октября 1942 года беспартийный Рубинштейн был назначен директором Московского института психологии — головного научного учреждения страны в данной отрасли. Одновременно он возглавил кафедру психологии в МГУ и пригласил на работу в университет многих известных московских психологов Леонтьева, Лурия, Теплова и др.
Первый в МГУ выпуск дипломированных психологов состоялся в 1948 году. В 1943 году Рубинштейн был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, чего дотоле ни один психолог не удостаивался.
Этот период был удачным и для его научной деятельности. В Одессе Рубинштейн выпустил ряд статей, в том числе Развитие мышления у подростков. В 1930 г. Сергей Леонидович переехал в Ленинград, где возглавил кафедру психологии Ленинградского педагогического института. Сергей Леонидович Рубинштейн умер в 1960 г. Его педагогическая концепция стала важным этапом в развитии педагогики и психологии, так же как и его поздние теории человека. Сергей Леонидович Рубинштейн развивал гуманистическую концепцию личности, что в условиях сложившейся в стране идеологии было недопустимо.
Его творчество было подвергнуто осуждению, а все его заслуги и теории низложены. Однако это не сломило дух ученого, а лишь наложило своеобразный отпечаток на его творчество. Принцип единства сознания и деятельности Время создания теории деятельности - 1920-1930 гг. Рубинштейн и Леонтьев разрабатывали теорию параллельно и независимо друг от друга. При этом они опирались на труды Л. Выготского и на философскую теорию К. Маркса, поэтому в их работах много общего. Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание. На основе этого положения в 30-х годах Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности».
Психика и сознание формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание -это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство но не тождество. Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается. Леонтьев уточняет положение Рубинштейна: «Сознание не просто проявляется как отдельная реальность, сознание встроено и неразрывно связано с ним». Теория деятельности- система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20—е гг.
В 1930—е гг. Рубинштейна 1889—1960 , который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А. Леонтьева 1903—1979 , который совместно с другими представителями Харьковской психологической школы, разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей по Рубинштейну. Принцип развития по С. Рубинштейну Категория развития, будучи фундаментальной философской категорией, является ведущей и в системе понятий психологической науки. Идея развития вошла в психологию под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина и легла в основу формирования вначале детской, а затем возрастной психологии. Важной вехой, ознаменовавшей преобразование понятия "развитие" в фундаментальную категорию психологии, стало его включение Рубинштейном в систему понятий общей психологии и возведение в статус важнейшего методологического принципа психологической науки.
Вот что писал С. Рубинштейн об этом: "Развитие психики является для нас не только более или менее интересной областью исследования, но и общим принципом или методом исследования всех проблем психологии. Закономерности всех явлений, и психологических в том числе, познаются лишь в их развитии, в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания". В трудах С. Рубинштейна, созданных на рубеже 40х годов, в проблематику общей психологии был включен весь жизненный путь человека и показана зависимость развития всех сторон его сознания и личности от особенностей генеральной линии жизни индивида. Развитие стало пониматься как основной способ существования личности на всем протяжении её индивидуального пути. Многокачественное содержание категории развития в психологии было раскрыто в коллективном труде "Принципы развития в психологии" 1978. В нем была подчеркнута необходимость соединения принципа развития с принципом системности, реализация которого позволяет рассмотреть и сам процесс психического развития как сложно организованную целостность. Таким образом, для психологии принцип развития имеет особенно большое значение, поскольку изучаемые ею явления отличаются "исключительно высокой динамичностью".
В 1913 окончил философский факультет Марбургского университета, там же в 1913 защитил докторскую диссертацию «Eine Studie zum Problem der Methode» «Исследование проблемы метода». В 1937 без защиты диссертации ему была присуждена степень доктора педагогических наук по психологии за монографию «Основы психологии» М. С 1919 — доцент, а с 1921 — профессор кафедры философии и психологии Одесского университета; с 1922 — директор Научной библиотеки г. В 1930—42 — заведующий кафедрой психологии Ленинградского государственного педагогического института. Общее направление научных исследований — психология, гносеология, этика; основоположник деятельностного подхода в психологии. На основе диалектического принципа детерминизма — «внешние причины действуют только через внутренние условия, составляющие основание развития» — разработал философско-психологическую концепцию человека и его психики, и в этом контексте — систему категорий: бытие и материя, социальное и природное, субъект и объект, деятельность и созерцание, свобода и необходимость, субъективное и объективное, материальное и идеальное, психическое и физиологическое, сознательное и бессознательное. В частности, показал неправомерность сведения бытия к объекту и к материи, нашел оригинальное решение проблемы первичных и вторичных качеств, разработал принцип решения психофизиологической проблемы, осуществил глубокий анализ ранних философских работ К. Маркса «Экономическофилософских рукописей 1844 г.
Ярошевского, «к Рубинштейну в его двухкомнатную квартиру на Садовой приходили делиться своими замыслами Выготский и Леонтьев, Ананьев и Рогинский. Приезжали на его кафедру Лурия, Занков, Кравков и другие». Выготского и Леонтьева он приглашал из Москвы для чтения лекций. Не разделяя многих идей Выготского, он подробно обсуждал их во время их встреч. В свою очередь, приезжая в Москву, Рубинштейн активно общался с коллегами, которые также разрабатывали психологическую категорию деятельности, — Тепловым, Леонтьевым и др. Горького, поскольку руководство института к идеям «деятельностников» относилось, мягко говоря, прохладно. По этой причине Теплову и Леонтьеву было бы трудно или даже невозможно защитить свои докторские диссертации в Москве. Рубинштейн пригласил их защищаться в Ленинград, к себе на кафедру, выступил одним из официальных оппонентов. Когда началась война, Рубинштейну, как и другим крупным ученым, предложили эвакуироваться, но он решил остаться в осажденном Ленинграде, считая своим гражданским долгом в качестве проректора в отсутствие ректора организовать работу коллектива института в суровых условиях блокады. Сохранилось множество свидетельств мужества Рубинштейна в этих нечеловеческих условиях.
Его аспирант Г. Лосев умирал в одном из госпиталей, расположенном далеко от центра города. Преодолевая физическую слабость, Рубинштейн шел пешком через весь город, чтобы отдать Лосеву часть своего скудного пайка. Начальник дружины по охране института А. Чаплина рассказывала, как этот сугубо гражданский человек, никогда в жизни не державший в руках оружия, попросил ее проводить его в тир, где бы он мог научиться, несмотря на сильнейшую близорукость, стрелять из пистолета, чтобы, если фашисты ворвутся в город бои шли в пригородах , принять непосредственное участие в обороне. В марте 1942 г. А в апреле первое издание «Основ общей психологии» было удостоено высшей в то время — Сталинской — премии. Книга была представлена на награждение рядом психологов, а также выдающимися учеными В. Вернадским и А. Ухтомским, давно и глубоко интересовавшимися проблемами психологии.
В 40-х гг. Сталинские лауреаты обладали тогда большим авторитетом и могли в известной степени влиять на ход событий в сфере своей профессиональной деятельности. Вот почему 1 октября 1942 г. Одновременно он возглавил кафедру психологии в МГУ и пригласил на работу в университет многих известных московских психологов Леонтьева, Лурию, Теплова и др. Первый в МГУ выпуск дипломированных психологов состоялся в 1948 г. В 1943 г. Рубинштейн был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, чего дотоле ни один психолог не удостаивался. Рубинштейн поддерживал творческие контакты с известными историками Е. Косминским и Е. Тарле, с лингвистом академиком В.
Виноградовым, физиологами академиками Л. Орбели и И.
С. Л. Рубинштейн и его вклад в психологию. (1889 – 1960 г.г.) — презентация
С.Л. Рубинштейн: краткая биография, достижения и вклад в психологию | Рубинштейн Сергей Леонидович Сергей Леонидович Рубинштейн родился 18 июня 1889 года в Одессе. Философское и психологическое образование получил в Марбурге. |
Краткая биография С.Л. Рубинштейна: достижения и влияние | В 1945 г С Л. Рубинштейн создал сектор психологии в Институте философии АН СССР и возглавил его. |
Краткая биография С.Л. Рубинштейна: достижения и влияние | Сергей Леонидович Рубинштейн открыл принципиально новые и весьма перспективные пути в развитии психологической. |
С л рубинштейн биография кратко | В данной статье вы рассмотрите биографию тейна, узнаете о его основополагающих трудах, научных исследованиях в психологии, а также об отношении к идеализму и материализму. |
Бытие и сознание
Сергей Леонидович Рубинштейн (1889 – 1960) – советский философ и психолог, один из родоначальников так называемой «теории деятельности». Целями данной работы является рассмотрение этапов жизненного пути Л.С. Рубинштейна, его основных научных достижений, обзор научных трудов, а также мы попытаемся сделать вывод о значении научной деятельности ученого для современной психологической науки. Слайд 4: Биография Сергея Леонидовича Рубинштейна. Сергея Леонидовича Рубинштейна. тейн оставил после себя нескольких учеников и последователей, которые теперь развивают дальше его теории.
Жизнь и творчество Сергея Леонидовича Рубенштейна
Из неопубликованной рукописи С. Рубинштейна «Человек и мир». Проблемы общей психологии. Основы онтологии, логики и психологии. Основы обшей психологии, 4-е изд. Литература: 1. Рубинштейн: Очерки. Абульханова-Славская К.
В 1937 утвержден ВАК в учёной степени доктора педагогических наук без защиты диссертации и в учёном звании профессора. Возглавлял секцию педагогической психологии в Государственном институте научной педагогики. До октября 1942 г. Во время блокады Ленинграда оставался в городе до марта 1942 г.
В 1942 году за работу «Основы общей психологии» 1940 был удостоен Сталинской премии второй степени в категории Философские науки премия за 1941 год, присуждена постановлением СНК СССР от 10 апреля 1942 года. Второй «психологический» период: Москва, 1940—1950-е годы Директор Института психологии с 1 октября 1942 г. Oрганизатор и первый заведующий кафедрой психологии 1942 , а затем отделения психологии 1943 на философском факультете МГУ им. Ломоносова и отделения языка, логики и психологии на филологическом факультете.
В 1949 г. С конца 1953 г. В 1956 г. В 1957 С.
Отношение к эмпирическим методам и опытам С. Рубинштейн был приверженцем эмпирического подхода и активно использовал эмпирические методы в своих исследованиях. Он считал, что психология должна базироваться на наблюдении и анализе конкретных фактов и явлений. Рубинштейн проводил многочисленные эксперименты и опыты, основываясь на наблюдениях и статистических данных.
В своих работах он подчеркивал важность собственного опыта и практических исследований для понимания человеческой психики. Он признавал значение внешних событий и физических стимулов для психических процессов и их изучения. В своих исследованиях Рубинштейн выделял роль сенсорного опыта и его влияния на формирование высших психических функций. Таким образом, С.
Рубинштейн относился к эмпирическим методам и опытам как к главным источникам знания о психологии. Он утверждал, что только через наблюдение и эксперимент можно приблизиться к пониманию сложных психических процессов и явлений. Книги и публикации 1. Эти и другие книги С.
Рубинштейна получили широкое признание в научной общественности и оказали огромное влияние на развитие психологии. Его научные публикации также являются ценным багажом для исследователей в данной области и представляют собой обязательное чтение для всех, кто интересуется психологией. Влияние и наследие С. Рубинштейн оказал значительное влияние на развитие психологии как науки.
Его концепции и идеи стали основой для многих дальнейших исследований и теорий в области психологии личности, педагогики и психотерапии. Рубинштейн уделял особое внимание понятию активности личности, считая ее главным движущим фактором развития. Одним из главных вкладов Рубинштейна в психологию является его теория деятельности. Он утверждал, что любая деятельность человека имеет три компонента: объект, средства и мотивацию.
Эта теория стала основой для разработки методов психотерапии, ведь она помогает понять мотивы и цели человеческой деятельности. Рубинштейн разработал также учение о развитии личности, которое было продолжено его учениками и коллегами. Одним из наиболее известных развитий его концепций стало учение о личностном потенциале. Согласно этому учению, каждая личность обладает некоторым потенциалом, который может быть развит и реализован через активность и обучение.
Сегодня наследие Рубинштейна продолжает оказывать влияние на современную психологию.
Мне часто казалось, что автор выражается то ли очень путанно, то ли слишком научно, но понять с наскока прочитанное не получается. И даже не с наскока тоже... На свою беду на 3м курсе мне выпало часть экзаменационных тем готовить именно по этой книге, и на то, чтобы понять, о чем же в сущности толкует автор у меня ушло времени втрое больше чем на все остальное вместе взятое.
Сергей Леонидович Рубинштейн
В 1945 г С Л. Рубинштейн создал сектор психологии в Институте философии АН СССР и возглавил его. Будучи философом по образованию и призванию, С. Л. Рубинштейн через несколько лет официально становится психологом. Рубинштейн Сергей Леонидович советский психолог и философ фото биография. Биография Сергея Леонидовича Рубинштейна. Введение. Сергей Леонидович Рубинштейн – российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии. На факультете педагогики и психологии Курского государственного университета состоялся психологический вечер «С.Л. Рубинштейн: известный и неизвестный», посвященный юбилею ученого. Биография Сергея Леонидовича Рубинштейна Сергей Леонидович Рубинштейн – российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии.
РУБИНШТЕЙН СЕРГЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ.
Работа крупнейшего российского психолога и философа С. Л. Рубинштейна «Бытие и сознание» освещает одну из важнейших проблем философской мысли – вопрос о природе сознания в его отношении к бытию, к материальному миру. способствовал приглашению тейна на свою кафедру, избранию его в 1919г. доцентом. Сергей Леонидович Рубинштейн (1889—1960) — российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии. В 1957 г. С. Л. Рубинштейн назначен главой советской делегации психологов на XV Международном психологическом конгрессе в Брюсселе, но не участвовал по болезни. тейн оставил после себя нескольких учеников и последователей, которые теперь развивают дальше его теории.
Вклад Сергея Леонидовича Рубинштейна в психологию
По возвращении он занял пост заведующего кафедрой психологии в университете, однако местные научные круги встретили его крайне недоброжелательно. Сергей Леонидович Рубинштейн занимает должность директора Одесской научной библиотеки. Он принимает активное участие в развитии библиотечного дела в России. С середины 1928 г. Этот период был успешным для его научной деятельности, «период его становления как психолога». В частности, за свою работу «Основы общей психологии» он был удостоен Сталинской премии второй степени.
Орбели и И. Бериташвили, кинорежиссером С. Эйзенштейном, физиком А. Петровым, искусствоведами Б. Виппером, В.
Жирмунским и другими видными деятелями науки и культуры. При их содействии в Академии наук был организован Сектор психологии в Институте философии , ставший первым академическим центром психологических исследований. Ее главной хотя далеко не единственной жертвой в психологии и стал Рубинштейн. Набор книги был рассыпан на том вздорном основании, что число цитируемых зарубежных авторов превышало число советских. Ведущий отечественный психолог был снят со всех постов, а публикация его трудов запрещена.
К счастью, более крутых мер не последовало, а после смерти Сталина началось постепенное восстановление в правах бывших «космополитов». Во второй половине 50-х Рубинштейн вместе с другими лидерами советской психологии Тепловым, Леонтьевым, Лурия, Смирновым и др. Совместными усилиями широко развернулись теоретические, экспериментальные и прикладные исследования, был создан журнал «Вопросы психологии», основано Общество психологов СССР, начали восстанавливаться творческие контакты с зарубежными коллегами. Столь значительная совместная деятельность во имя общих интересов науки осуществлялась ведущими учеными, несмотря на существенные теоретические разногласия между ними по целому ряду проблем. Словно стремясь наверстать упущенное время, Рубинштейн за три года опубликовал одну за другой три монографии: «Бытие и сознание» 1957 , «О мышлении и путях его исследования» 1958 , «Принципы и пути развития психологии» 1959.
Этот труд вошел в издание «Проблемы общей психологии» 1973 , вышедшее уже посмертно. Сергей Леонидович Рубинштейн скончался 11 января 1960 года. Значение идей ученого для современной психологической науки В 1989 г. К столетию со дня рождения ученого были приурочены выход в свет цикла публикаций, посвященных творчеству С. Рубинштейна, а также переиздание его фундаментального труда «Основы общей психологии».
Переиздание «Основ» тем более знаменательно, что эта книга, ставшая этапной в истории отечественной психологии, не издавалась у нас с 1946 г. В последнее время закономерности развития психики наиболее интенсивно изучаются в возрастной особенно — в детской и педагогической психологии. Это и понятно: становление психики в онтогенезе служит «идеальной» моделью, позволяющей вычленить общие механизмы психического развития, проследить его сложную и острую диалектику.
Основатель русской психологической школы, разработка теории развития психики, концепция «личностных ориентаций» Ранние годы и образование Сергей Львович Рубинштейн родился 22 августа 1829 года в Москве в семье богатого еврейского торговца. В раннем возрасте проявил изумительный ум и способности к обучению. Он начал изучать музыку в 5 лет и показал такой талант, что его родители решили отправить его на музыкальное образование. В 1844 году Сергей поступил в Московскую консерваторию учиться на фортепиано, а затем на композицию. Во время учебы он активно участвовал в студенческой жизни и был признан одним из самых талантливых студентов. После окончания консерватории в 1851 году, Рубинштейн стал одним из самых известных пианистов Москвы.
До окт. Был депутатом Ленсовета. В окт. Здесь по его инициативе в 1943 создается на филос. С 1942 — дир. После 1947 стал объектом критики и обвинений в активной проповеди «безродного космополитизма», в «раболепии и присмыкательстве перед иностранщиной», в клевете на рус. В результате был освобожден от всех руководящих постов, оставаясь с июня 1949 ст. Ин-та философии. Лишь в 1956 он вновь возглавил воссозд. Здесь он положил начало крупной науч. В 1942 за работу «Основы общей психологии» удостоен Сталинской премии, в 1943 избран чл. Он явился одним из основоположников деятельностного подхода в психологии, педагогике и философии, выдвинул принцип единства сознания и деятельности, разработал теорию психического как процесса. В 1920-е большое место в творчестве Р. Он участвовал в работе II Всерос. В своих работах и выступлениях он обосновывал необходимость внедрения новых орг.
С.Л. Рубинштейн
Рубинштейн-старший был известным адвокатом. В широкий круг его знакомств входил, в частности, первый русский марксист Г. Плеханов, с которым он не раз подолгу общался в Швейцарии в ходе своих частых поездок за границу. В годы учебы в гимназии не избежал увлечения марксизмом и Сергей Рубинштейн, некоторое время даже посещавший сходки подпольного марксистского кружка. Впрочем, выходец из вполне благополучной и обеспеченной семьи, Рубинштейн не страдал бредом экспроприации экспроприаторов — марксизм его интересовал как одна из многих философских систем, а отнюдь не как инструкция по осуществлению государственных переворотов.
В доме Рубинштейнов постоянно собирались видные представители одесской интеллигенции — преимущественно юристы и врачи. Принято считать, что такого рода интеллектуальная атмосфера очень благоприятна для личностного роста, особенно в годы юношеских исканий. Однако в набросках автобиографии так и не получившей законченного воплощения сам Рубинштейн признает, что собиравшиеся в доме интеллигенты производили на него скорее негативное впечатление своими упадническими настроениями и бесплодным философствованием. Его собственный интерес к философии сложился в результате противоречивых влияний, с одной стороны — вследствие постоянно поднимавшихся в его кругу мировоззренческих вопросов, с другой — в противовес праздному умствованию интеллигентов предреволюционной поры.
Окончив в 1909 году с золотой медалью элитную Ришельевскую гимназию, Рубинштейн намеревался продолжить образование, но категорически отверг идею поступления в Новороссийский Одесский университет, который считал «кулачьим». Сегодня трудно судить, насколько справедливой была эта оценка, однако нежелание интеллигентного юноши вращаться в кругах разбогатевших выскочек и охотнорядцев вполне понятно причем в наши дни — особенно понятно. Неплохое материальное положение семьи позволило ему отправиться на учебу за границу, в Германию, где традиции философского образования были давними и прочными. Высшее образование Рубинштейн получил в университетах Фрайбурга, Берлина и Марбурга.
В докторской диссертации, защищенной накануне Первой мировой войны в Марбурге и опубликованной на немецком языке в 1914 году, был заложен основной принцип его дальнейших научных изысканий — использование философских методов в конкретных общественных науках, в том числе психолого-педагогических. Далее Теория деятельности Рубинштейна В теории деятельности С. В его формулировке принципа детерминированности психического внешние причины действуют посредством внутренних условий. При такой трактовке деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чего—то единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое единство.
Это творчество философа не значит, что он берет бытие; субъективно — только каково оно для него, а не так как оно само есть. Так вообще познание не есть отображение или «копия» повторения бытия, а восприятие и творчество.
В 1942 году за работу «Основы общей психологии» 1940 был удостоен Сталинской премии второй степени в категории Философские науки премия за 1941 год, присуждена постановлением СНК СССР от 10 апреля 1942 года. Второй «психологический» период: Москва, 1940—1950-е годы[ править править код ] Директор Института психологии с 1 октября 1942 по 1945 год [8] , профессор кафедры психологии МГУ с 13 октября 1942 года [8]. Oрганизатор и первый заведующий кафедрой психологии 1942 , а затем отделения психологии 1943 на философском факультете МГУ им. Ломоносова и отделения языка, логики и психологии на филологическом факультете. Брат учёного, историк Н. Рубинштейн, в это время также подвергался «проработкам». С конца 1953 года участвовал в организации первого послевоенного профильного издания психологов в стране, журнала « Вопросы психологии » [11].
В 1956 г. В 1957 году С. Рубинштейн назначен главой советской делегации психологов на XV Международном психологическом конгрессе в Брюсселе, но не участвовал по болезни. В 1959 году был назначен Президиумом АН СССР организатором крупнейшего Всесоюзного совещания по проблемам соотношения социального и биологического, к участию в котором он привлёк самых авторитетных специалистов — П. Анохина , Э. Асратяна , Н.
Рубинштейн и его вклад в психологию. Этот принцип является основой не только в психологии, но и в педагогике. Рубинштейна не печатали, и он посвятил это время работе над углублением теории деятельностного подхода, написал фундаментальную работу «Бытие и сознание» , опубликованную только в 1957 г.
Отец, Леонид Осипович, являлся именитым юристом и придерживался демократических взглядов, что повлияло на убеждения и образ мыслей его четырех сыновей. Мать, Полина Петровна, с детства прививала детям нравственные и культурные ценности, воспитав высокообразованных людей. Сергей Рубинштейн слева с отцом и братом Будучи болезненным ребенком, первое образование Сергей получил в домашних условиях, изучая мировую литературу, философию, математику, свободно владел тремя иностранными языками. Одинокое детство, проведенное дома, подорванное от трудной работы здоровье отца, приучили его быть стойким, самостоятельным и решительно преодолевать трудности.
Карьера Сергею, как человеку еврейской национальности, пришел отказ от царя на просьбу обучаться в российском университете. Поэтому, достигнув 20 лет, он уехал в Германию для получения образования. Начало пути Вскоре, 28 июля 1914 года, вспыхнула Первая мировая война. Рубинштейн, отвергнув предложение занять должность профессора европейского высшего учебного заведения, возвращается в Одессу: Деятельность во время Великой Отечественной войны Продемонстрировав твердость духа, Рубинштейн добровольно остается в Ленинграде проректором института.
Несмотря на слабое сердце, принимает участие в подготовке обороны города, поддержке населения, знакомит командование со спецификой психологии фашизма. На этом трудном для страны этапе, ученый на базе знаний о нейрофизиологии, занимается задачей восстановления трудоспособности раненых. По его проекту, в Институте философии оборудованы специализированные помещения для научных экспериментов в области психологии с использованием европейской аппаратуры. Сергей Рубинштейн в центре с братьями Николаем и Григорием Послевоенные год В этот промежуток времени линия жизни Рубинштейна постоянно изменяется вследствие разных событий: Личная жизнь О жизни Сергея Леонидовича известно мало.
Он был отзывчивым и скромным человеком. Ученый отказался от приглашения руководить кафедрой европейского университета, приехав на родину, заботиться о матери и трех братьях после смерти отца. Черты характера ученого в наибольшей степени раскрылись во время блокады Ленинграда. Например, обладая с рождения плохим зрением, попросил начальника охраны института научить его стрельбе, на тот случай, если гитлеровцы прорвут оборону.
А в тяжелые дни делился своим скудным пайком с умирающим от голода аспирантом Лосевым. Рубинштейн толерантно относился к психологам Александру Лурии, Льву Выготскому, хотя их взгляды на науку не разделял. Ученый охотно приглашал их на свои лекции и конференции. Друзьями его были известный режиссер Сергей Эйзенштейн, физиолог Леон Орбели.
Семейная жизнь не сложилась — все свое время Сергей Леонидович отдавал науке, у него не было ни жены, ни детей. Прожив не безоблачную, насыщенную творческими событиями жизнь, он внес ценный вклад в становление отечественной и мировой науки. Вывод Рубинштейну удалось создать оригинальную концепцию психики человека. В деятельности личности выделял мотивы, цели, действия, а их регулятором — психическое чувства, понятия.
Занимался исследованием проблем эмоций, памяти, восприятия и речи. Утверждал, что все стороны человеческой личности проявляются в труде, причем, трудности мобилизуют душевные силы личности. На занимаемых управленческих должностях ученый ставил себе целью увеличить популярность психологической науки в СССР, вопреки всем попыткам ее дискредитации. Детство и юность В молодости глава семьи дружил с Георгием Плехановым, и в доме Рубинштейнов часто собирались одесские интеллигенты.
Однако упаднические настроения и разговоры приятелей отца Сергея тяготили. Об этом психолог написал в набросках к автобиографии. Марксизм интересовал юношу не как руководство к действию, а как одна из множества философских систем. К идее экспроприации экспроприаторов отпрыск обеспеченной семьи относился негативно.
В 19 лет Сергей с золотой медалью окончил престижную Ришельевскую гимназию. Однако в Новороссийский Одесский университет медалист поступать отказался, поскольку считал, что в этом вузе учатся преимущественно дети нуворишей. Выбор одаренного юноши пал на Фрайбургский университет.